Личностный рост в психологии: системное мышление. Рост в психологии это


Психологический рост. Теории личности и личностный рост

Психологический рост

Сущность психологического роста состоит прежде всего в движении от эгоцентричной цели достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества. Конструктивное стремление к превосходству плюс сильный социальный интерес и кооперация — вот основные черты здоровой личности.

Жизненные задачи

Адлер рассматривал три главные жизненные задачи (life tasks), стоящие перед человеком: работу, дружбу и любовь. Эти задачи определяются основными условиями человеческого существования:

«Эти три главных узла определены тем фактом, что мы живем в одном конкретном месте вселенной и должны развиваться в пределах тех возможностей, которые предоставляют нам обстоятельства; а также тем, что мы живем среди других подобных нам существ, приспосабливаться к которым нам приходится учиться, и еще тем, что мы разделены на два пола и будущее нашей расы зависит от отношений этих двух полов» (Adler, 1931, р. 264).

Работа включает в себя деятельность, полезную для общества, а не просто те занятия, которые приносят доход. По Адлеру, работа приносит чувство удовлетворения и самоуважения только тогда, когда она полезна для остальных. Важность труда в первую очередь основана на нашей зависимости от среды обитания:

«Мы живем на поверхности этой планеты, и в нашем распоряжении только ее ресурсы, плодородность почвы, ее минеральные богатства, ее климат и атмосфера. И задача человечества всегда состояла в том, чтобы найти правильные решения тех проблем, которые ставят нам эти условия… Всегда было необходимо стремиться к усовершенствованию и к дальнейшим достижениям» (Adler, 1956, р. 131).

Дружба обусловлена нашей принадлежностью к человеческой расе и необходимостью постоянно приспосабливаться к другим существам нашего вида и взаимодействовать с ними. Дружеские отношения позволяют обзавестись жизненно важными связями, так как ни один индивидуум не может быть привязан к обществу абстрактно. Дружеские, совместные усилия есть важный элемент конструктивной работы.

Любовь рассматривается Адлером в смысле гетеросексуальной любви. Она приводит к близкому взаимодействию на физическом и ментальном уровне и порождает высокую степень сотрудничества между людьми противоположных полов. Любовь возникает из интимных отношений, которые необходимы для продолжения нашего рода. Адлер писал, что тесные узы семейных отношений требуют от нас величайшей способности взаимодействовать с другим человеческим существом, а успешный, счастливый брак создает наилучшую обстановку для воспитания в детях общительности и социального интереса.

По Адлеру, эти три компонента (работа, дружба и любовь) взаимосвязаны. Успех в чем-то одном ведет к успеху в других. Фактически все три задачи являются разными сторонами одной проблемы — как жить конструктивно в окружающем нас мире.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Личностный рост в психологии: системное мышление

Личностный рост в психологии характеризует человека как индивида, способного совершить усилие и выйти из привычной для него зоны комфорта. Но не каждый может решиться на отчаянные шаги, пренебрегая собственными представлениями об окружающей действительности.

Эта статья призвана привлечь ваше внимание к проблемам личностного роста, а также развить определенную систему мышления, которая и поможет достичь результатов в развитии своего “Я”.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Личностный рост в психологии

Проблемы личностного роста в контексте мышления

Когда человек сталкивается с проблемой, требующей творческого мышления, или же им овладевают большие амбиции, возможность достижения успеха часто оказывается тесно связанной с правильной постановкой целей. Иногда, уже на этом этапе совершаются фатальные ошибки. Затем следуют бесконечные хождения по кругу и битье головой об стену.

Как решить эту задачу? Давайте начнем с парадоксального утверждения. Можно ли предположить, что, в какой-то степени, целеполагание – для неудачников?

Пример. Некий человек пытается сбросить пятнадцать килограммов лишнего веса. Для этого он регулярно посещает спортзал, ходит на пробежки, старается ограничивать рацион. В течение всего времени, в которое человек занят достижением своей цели, он фактически от нее оторван. Хотя при этом остается неясным, достигнет ли он ее в принципе. По сути, пять-шесть месяцев, когда наш вымышленный персонаж усиленно совершенствует свое тело, он находится на приличном расстоянии от своей цели.

Другими словами, люди, ориентированные на цель, переживают состояние неудачи, которые, как они надеются, будут временными.

Конечно же, ни в коем случае нельзя однозначно определить процесс целеполагания как провальный. Но проблема в том, что он несет в себе огромный стресс – ведь цели или достигаются, или нет.

Часто, мы полны паники, просто ходим по замкнутым кругам так и не сумев достичь желаемого. Единственным выходом иногда может быть умение выявить имеющиеся возможности, и предпринять те действия, которые сделают этот процесс менее напряженным.

Личностный рост в психологии

Личностный рост в психологии: систематизация мышления

Что можно сделать, чтобы уменьшить уровень тревоги, и увеличить эффективность в достижении даже самых амбициозных намерений?

Для многих успешных людей выходом послужило системное мышление. С его помощью становится возможным определить те индивидуальные способы и пути, при помощи которых вы сможете поверить в свои силы, решить имеющиеся проблемы, повысить личную эффективность. В конечном итоге, увеличится вероятность достижения больших целей в соответствии с вашими профессиональными и личными амбициями.

Важность этого шага для человека нельзя переоценить. Личностный рост в психологии всегда начинается с глубокого самоанализа и принятия своих сильных и слабых сторон. Без этого невозможен сам процесс развития личности, ее эволюции.

Не обращая внимания на целостную ситуацию, видя лишь ее части, мы теряем перспективу и контекст, в котором происходят события. Мы видим эти события изолированными друг от друга. Это положение является одним из центральных в системном мышлении.

Когда нам приходится сталкиваться с трудностями, применять мышление, сложно не упустить очень важный момент: определенная проблема является частью более масштабной системы. А также мы забываем, что и сама проблема может быть разделена на меньшие части и рассмотрена в качестве отдельной системы.

Боремся с проблемами: понимаем и устраняем

Посмотрите на этот простой пример с другой точки зрения, которая представляет собой вызов для многих молодых людей. А именно, сферы назначения свиданий и обустройства личной жизни.

Например, перед вами молодой парень, который страдает от чрезмерного смущения, социофобии, и, как следствие, недостатка общения с девушками. Чувствуя свою изоляцию, он пытается решить проблему при помощи одного из руководств по так называемому «пикапу». Бедолага тщательно изучает психологические техники и трюки, направленные на заманивание представительниц противоположного пола, но, по прошествии времени, воз и ныне там.

Парень чувствует разочарование и неудовлетворенность. И это разочарование приводит не только к тому, что он не достигает своей цели – отношений с противоположным полом. Он также полон гнева и фрустрации.

Это пример случая, когда совершенно не принимаются в расчет основные тезисы системного мышления. Наш парень отказывается от понимания, что его отношения с женщинами – это лишь часть более значительной системы под названием «личностный рост». Чтобы он достиг своей цели, ему необходимо правильным образом взаимодействовать с другими частями этой системы.

Его проблема – это не только социальная изоляция и недостаток общения с девушками. Он пытается улучшить жизнь при помощи пособия по успешным свиданиям и психологических трюков, но не принимает во внимание оставшуюся часть системы: возможно, низкую самооценку, инфантильный взгляд на вещи, требующие проработки детские комплексы.

Свидания – один из многочисленных примеров, когда мы не в состоянии решить текущие вопросы по причине отсутствия системного подхода к проблеме. Люди сталкиваются с подобными ситуациями на своих рабочих местах, в социальном взаимодействии, личных отношениях. Поэтому личностный рост в психологии позиционируется как целостная система, призванная помочь каждому в решении более глобальных вопросов, путем решения малых.

Личностный рост в психологии

Системное мышление и “с чем его едят”

Системное мышление – это инструмент, который в настоящее время широко используется в таких областях, как менеджмент качества, проект-менеджмент, менеджмент организации. Однако, ознакомление с тонкостями управления корпорациями не является целью этой статьи. В ней представлено эффективное средство для личного и профессионального роста.

Систематизация важна и нужна каждому человеку, она помогает:

  • организовать работу;
  • подсчитать доходы и расходы;
  • принять и осознать цикличность событий;
  • дисциплинировать и совершенствовать себя в различных сферах деятельности.

Именно поэтому личностный рост в психологии служит трамплином для большинства молодых людей. В них столько энергии и амбиций, талантов и их нужно направлять в правильное русло. Чтобы сделать это правильно необходимо разобраться в себе, задать пару вопросов и решиться действовать.

Система работает!

Иногда, система, которая, как нам кажется, терпит неудачу, на самом деле является успешной. Если мы смотрим на нее, сравнивая с желаемым состоянием, то можем видеть только недостатки. Вместо этого, нужно постараться обратить внимание на ее работающие части.

Когда вы испытываете неудачу, или что-либо идет не по плану, необязательно это должно становиться поводом для разочарования. Например, вы долго и упорно готовитесь к экзаменам, но по каким-то причинам проваливаете их. Такой результат не означает, что ваша система подготовки была абсолютно неуспешной. Вы тренировали свою память, улучшали аналитические способности все то время, пока сидели за учебниками. В конечном итоге, вы так или иначе сдадите этот экзамен, если будете продолжать свои старания в том же духе. А это значит, что сама система подготовки является успешной.

Системное мышление также помогает нам понять, что «неудачная» система, на самом деле, может существовать совсем не для той цели, для которой, как мы предполагали, она была создана. Ведь личностный рост в психологии начинается именно с принятия систематичности и ее возможной цикличности.

Ситуации связаны между собой!

Сложности в решении проблем часто происходят из-за того, что они не возникают изолированно. Затруднения всегда связаны друг с другом. Например, вы живете в маленьком городке, где молодежь начинает вступать в бандитские группировки. Проблему можно попытаться решить, увеличив количество полиции на улицах города. Но на самом деле она может быть связана с тем, что представители этой молодежи являются выходцами из неблагополучных семей. А эти семейные проблемы, в свою очередь, могут быть также связаны с безработицей, и так далее.

Когда вам кажется, что проблема является абсолютно нерешаемой или тупиковой, проанализируйте, какие еще жизненные сферы с ней связаны.

Другой пример. Вы испытываете трудности в общении, и обращаетесь с этим вопросом к психотерапевту. Вы платите ему  немалые  деньги, но, несмотря на все его попытки связать ваше теперешнее состояние с проблемами детства, никаких улучшений не происходит. И, наконец, вы решаете пересмотреть свою проблему самостоятельно, обратив внимание на то, какие еще области могут быть с ней связаны. Может быть, вам нужно, наконец, начать выходить из дому, чтобы чувствовать себя комфортно в присутствии незнакомых людей? Может, пора ответить согласием на предложение коллег сходить после работы в бар? Сделать общение частью своей жизни на постоянной основе, таким образом, каждый раз заставляя себя выходить из зоны комфорта?

Все эти сферы являются частью системы, называемой социофобия. Способом эффективно взаимодействовать с этой системой может быть работа с ее отдельными частями. Системное мышление помогает нам увидеть, что проблема, кажущаяся изолированной, на самом деле является частью более сложного процесса.

Личностный рост в психологии

Учимся на своем опыте!

Обратная связь – хорошее средство для получения информации. Важной частью системного подхода является возможность учиться из своего опыта, вне зависимости от того, положительный он или отрицательный. Для вас та информация, которую вы получаете от системы, несет огромную ценность. Вы учитесь осознавать актуальное состояние системы, получая от нее сигналы – как немедленные, так и те, что приходят с задержкой во времени.

В процессе достижения целей вы должны быть постоянно осведомлены об имеющемся прогрессе и неудачах. Обратная связь, полученная как от себя, так и от значимых в данной сфере людей – это огромный шаг на пути к вашим целям. В отношении профессиональных достижений старайтесь получать эту связь от максимально компетентных людей.

Ожидание как часть личностного роста

Результаты применения информации, полученной в процессе обратной связи, могут быть отсрочены во времени. В отношении любой системы очень важно знать, что последствия тех изменений, которые мы вносим в систему, практически никогда не происходят мгновенно. Например, увеличение концентрации лекарства в крови не обязательно ведет к сиюминутному выздоровлению. Не увидев сразу же результата, делаем вывод о неэффективности лекарства, это может привести даже к летальному исходу.

Концепция отсрочки во времени очень важна для системного мышления. Чтобы увидеть длительный, видимый результат в любой значительной системе, иногда необходимо ждать.

Попытка решить сложные проблемы без системного подхода может привести к непредсказуемым результатам, несмотря на наши лучшие намерения. Существует много случаев, когда из-за непринятия в расчет обратной связи и отсрочки во времени, то или иное «решение» только усугубляло ситуацию.

Вернемся к предыдущему примеру. Вы не увидели результат сразу же, начните давать больному другое лекарство и его лечение станет еще хуже болезни.

Другой пример. У вас низкая самооценка, и из-за этого вы испытываете неудачи в различных сферах своей жизни. Когда вы оказываетесь в ситуации, в которой «пора действовать», то начинаете давить на себя изнутри, стараясь казаться более уверенным и раскованным. Однако, всякий раз, такое давление будет давать обратный результат, поскольку вы упускаете возможность насладиться процессом психологической работы над собой.

Личностный рост в психологии

Практика и размышления: проблемы ситуативной “похожести”

Личностный рост в психологии и его понятия на практиче сильно отличаются друг от друга, потому что во время размышлений вы пребываете в бестелесной плоскости, которая не имеет ничего материального.

На практике же, даже различные проблемы имеют в себе сходные образцы, иначе называемые системными шаблонами. Сравнивая психологическую систему с классической, мы можем быстро выявлять в ней те шаблоны, которые присущи всему типу этих систем.

Немало жизненных сфер, над которыми вы работаете, имеют сходство с другими. Пытаясь избавиться от вредной привычки, попробуйте вспомнить, как происходил аналогичный процесс в прошлом. Осознав определенные шаблоны системы, вам будет проще добиться желаемого результата.

Наиболее эффективными действиями по улучшению системы обычно являются те, которые кажутся противоречащими здравому смыслу. Часто, точка опоры системы находится отнюдь не там, где может показаться на первый взгляд. В чем бы ни заключались ваши амбиции и цели, вам необходимо сохранять гибкость сознания и тщательно организовывать свой мыслительный процесс. То, что работает для вас, может не сработать для другого человека, и наоборот. Гибкость мышления – это одна из граней личностного развития.

Опыт показывает, что с помощью системного подхода можно решить самые безнадежные задачи. Он эффективен даже в обыденных жизненных областях, которые являются источником проблем. Его применение приносит ощутимые результаты как в деловой сфере, так и в сфере семейных отношений, личностного или профессионального роста.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Что такое личностный рост? ~ Саморазвитие без фокусов

«Личностный рост» и «саморазвитие» часто встречаются вместе. Эти слова в последнее время как-то очень быстро стали модными (что вызвало также антимоду — в определенных кругах считается за норму от этих слов следует отплевываться). В то же время, не всякий «человек, занимающийся личностным ростом» сможет ответить на вопрос, а чем, собственно, он занимается. Вот сегодня мы и попытаемся выяснить, чем — что же такое этот личностный рост. Итак, приступим…

Что такое личностный рост?

Так сразу и не скажешь. Четкого определения вам никто не даст — конечно, сформулировать его можно, но наверняка что-то останется не охваченным. Постараюсь просто перечислить критерии личностного роста, то есть, говоря проще, что изменяется в человеке, который встает на путь личностного роста.

— в ходе личностного роста человек приобретает больший контроль над собой и своими эмоциями, становится независим в разных отношениях (его настроение труднее испортить окружающим, так как он более самодостаточен; он может заставить себя сделать то, чего не хочется и делает это постоянно).

— развитый в личностном плане человек способен мыслить нестандартно и независимо от шаблонов, легко и непринужденно общаться, так как избавлен от множества комплексов и психологических тараканов, которых так много почти в каждом человеке. Он открыт новым знаниям, делам, опыту.

— человек, ушедший далеко по дорожке личностного роста, глубоко уверен в себе и благодаря этому действительно способен на многое, а также с достоинством выходит из жизненных передряг.

— пожалуй, такому замечательному человеку свойственны выросшие творческие способности, рост терпимости к ближним и выдающиеся моральные качества (а еще нимб над головой, благостное лицо и сверкающий взгляд, ага)

Почему я начал издеваться?

Потому что эти критерии (с которыми согласиться практически любой адепт личностного роста) не характеризуют личностный рост.

Почему? Очень просто. Все вышеперечисленное — представление общества о развитой личности. Не так ли? А личностный рост — вдумайтесь в слово личностный! — дело индивидуальное. Разве не так? Люди-то все разные.

Вот банальнейший пример. Любящий человек может достигнуть вершин развития согласно всем вышеперечисленным критериям (и креативен, и терпим-толерантен, и прочая и прочая и прочая), кроме одного — независимости от окружающих. Он зависим от любимого человека — и что? Будем утверждать, что никакого развития у такого человека нет?

Пример, подчеркиваю, банальный. У меня просто нет сейчас времени на подробные доказательства. Их вы можете додумать сами. Полезно. А я перехожу к главному вопросу. Что же все-таки такое личностный рост???

Вот мое мнение.

Личностный рост — это продвижение человека к своей мечте: такому, каким он хочет быть и что хочет иметь. Все, что приближает его к мечтам и долгосрочным целям — это и есть личностный рост. 

Мечты и цели у всех разные, разное у каждого человека и представление о том, каким человек должен быть в идеале. Поэтому и личностный рост у каждого свой, особенный. Вот нынче модно говорить, что развитая личность должна уметь прощать. И делать это десять раз на дню. А если человек осознанно выбирает другую модель поведения — то есть не прощать. Если он проанализировал эту дилемму и решил, что в большинстве случаев прощать не надо. Объявим его недоразвитой личностью? Дескать, он еще на нижних ступенях личностного роста? Не-ет. Он не недоразвитая личность. Он другая личность, чем окружающие и те, кто писал программы для тренингов. 

И только. Успехов!

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Плюсануть

Отправить

Класснуть

www.samorazwitie.ru

Шпаргалка 100 ответов по психологии

Страница 83 из 100

83. Психологический рост (по Адлеру)

Психологический рост – это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество – основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут "сверхкомпенсировать" первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того что бы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность – третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный "комплекс неполноценности" (в стремлении к личному превосходству, власти замаскирован), важно: 1) понять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес. Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее выдающиеся события его детства. Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя – значит научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Адлер делал это так: "Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни в одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег".

libsib.ru