Значение роста в психологическом понимании. Рост это в психологии


Понятие "рост" в психологии - Психологос

Два основных смысла понятия "рост" - рост как процесс (как динамика) и рост как результат процесса (как статика, как характеристика объекта).

"Цветы пошли в рост" - здесь говорится о процессе, о начале динамики. "Молодой человек высокого роста" - здесь "рост" говорит о статике, о результате процесса.

Рост как процесс - это естественное разворачивание того, что в живом организме заложено как его потенциал. Если мальчик прибавляет в весе просто потому, что в нем переваривается съедаемая им пища - это рост. Рост происходит сам, изнутри. От воли мальчика и окружающих это зависит мало - только не мешайте и лучше создавайте условия. Для роста внешнее окружение создает условия, но причина роста, настоящий источник процесса роста - внутри.

Рост как результат - не меняющие суть, количественные изменения в большую сторону. Когда говорится о росте как результате, не важно, где был источник роста, внутри или снаружи. Показатели выросли - значит, рост налицо. Именно это определение часто встречалось в старых энциклопедиях: рост - это количественные изменения.

В практической психологии чаще говорится о росте как о процессе, о процессе роста. Когда вы читайте просто слово "рост" - скорее всего, речь идет не о конкретном показателе, не о количественных изменениях, а о процессе естественного разворачивания внутреннего потенциала.

Например, личностный рост - это увеличение потенциала личности, происходящее вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой.

При этом есть важное дополнение: о росте говорят только имея в виду нечто здоровое. Если увеличивается масса тела у дистрофика, говорят не о росте, а о том, что больной пошел на поправку. В связи с этим едва ли правомерно говорить о личностном росте, происходящем в процессе психотерапии: видимо, в этом случае точнее говорить о психокоррекции.

www.psychologos.ru

Рост в психологии - это процесс личностных изменений

Здравствуйте, дорогие читатели! Еще одна проблема психологии, как науки, заключается в ее коммерциализация. Тысячи людей, далеких от изучения физиологических и сложных нейропроцессов называют себя «коуч-тренерами» и пытаются работать над личностным ростом человека. К сожалению, такие понятия как «коуч» или «рост» на деле далеки от психологии, хотя в умах людей крепко засело мнение, что все они ходят где-то рядом.

Рост в психологии это, как и в любой другой науке, процесс количественных изменений, который можно измерить. Каким образом понять насколько вырос человек в моральном плане, насколько усовершенствовался и по каким критериям? В чем измерить внутреннюю силу человека? Обо всем этом мы и поговорим в сегодняшней статье.

Проблемы роста

Определение понятия рост, прост – это динамика развития, которое происходит естественным образом, исходя из заложенного потенциала. Годовалый мальчик просто живет: кушает, спит, а тем временем его организм развивается. Хотим мы того или нет, с каждым годом мы становимся «другими». Эти процессы в целом не зависят от внутреннего или внешнего воздействия. Человек все равно будет развиваться вне зависимости от того, сколько конкретно он кушает или спит.

младенец

Личностный рост – это понятие коммерческое, благодаря ему намного проще продавать книги и тренинги, хотя к науке он имеет посредственное отношение. Измерить насколько «вырос» человек после проведения работы невозможно, а значит, основной аспект термина становится не актуальным. Потому и весь термин слабеет и становится уже не научным.

В психологии существует определение сильные и слабые черты характера.

Отложите в сторону свои представления о добре и зле на минуточку. Одни и те же черты могут выступать в роли как положительных, так и отрицательных качеств. Чрезмерная доброта плохо повлияет на качество жизни человека, а некоторые проявления злости и агрессии могут принести массу позитивных изменений в психике. Именно по этой причине психологи и не спешат с выводами, стараются избегать «черно-белой» оценки явлений и поведения, называя его «конструктивным» и «деструктивным».

Когда «рост» актуален

Если говорить о бизнес-тренингах в чистом виде, то в рамках этого контекста употреблять термин «рост» можно. Тренер берет основной навык и работает исключительно с ним, к примеру, умение продавать, вести переговоры с выгодой для обоих сторон, налаживать деловые контакты.

ромашка

В этом случае мы можем отследить количественные результаты и увидеть новые положительные свойства личности, приобретенные после проведения работ. Однако, касаться они будут лишь одной сферы жизни, а не совокупности качеств. Однако и в этом случае отследить динамику сложно.

Показатели личностного роста субъективны. Многое зависит от того, кто оценивает изменения, каким образом это происходит, над чем собственно велась работа. Женщины склонны пытаться проанализировать свое поведение исходя из самостоятельной личной оценки, а также мнения окружающих. Мужчин больше волнует объективная реальность и внешние результаты.

Развитие

Намного лучше значение слова «личностный рост», раскрывают термины «развитие» и «саморазвитие». Они оправданны и актуальны.

Вы определяете чего конкретно вам не хватает для полноценной жизни, начинаете вести активную работу по усовершенствованию, но оцениваете себя не по категориям «плохой до» и «хороший после», а полноценно развиваетесь в соответствии со своими пожеланиями.

Могу посоветовать вам книгу, ставшую бестселлером «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Она поможет понять в каком направлении вам двигаться.

Ну а если вас заинтересовала психология, то изучайте ее с Полом Клейнманом «Психология. Люди, концепции, эксперименты». Простым языком в ней описаны не только популярные теории культовых личностей, вы найдете массу экспериментов, которые повлияли на развитие науки в целом.

До новых встреч и не забывайте подписываться на рассылку.

ezy-life.ru

1. Предмет детской психологии.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин), охватывает три большие эпохи: раннее детство - возраст от рождения до 3 лет, детство - от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

2. Категория развития. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание».

Развитие - это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных преобразований психики и поведения человека. Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума. Рост- процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом. Развитие - это сочетание и роста и созревания, для реализации общей направленности (единая линия развития). Это многоплановое движение по восходящей линии, оно обусловлено общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием соц. среды. В целом, развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий к более высоким способам действий.

Основные свойства развития, отличающие его от других изменений, является: - необратимость – способность к накапливанию, надстраиванию изменений; - направленность – способность к наличию единой линии развития; - закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса.

Движущими силами развития являются противоречия: - между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром; - между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека: - между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни. Факторы развития: наследственность; среда; время; активность; познание; общение; труд.

Рост — это количественное изменение человека без изменений внутренней структуры, состава входящих в него элементов, функций того или иного процесса. Можно говорить о физическом росте человека, можно — о росте различных психологических показателей, например росте запаса слов без изменения функции речи. Развитие, в отличие от изменения, обязательно несет в себе качественное изменение структуры, отдельных элементов, функций или всего перечисленного, вместе взятого.

studfiles.net

Рост | Мир Психологии

РОСТ

 

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Рост (общеславянск.)

  1. вообще - постепенное прогрессивное увеличение;
  2. увеличение размера отдельного организма или его частей;
  3. увеличение эффективности или компетентности функции;
  4. дифференциация и усовершенствование частей и/или функций;
  5. в математике - увеличение функции или кривой;
  6. развитие, созревание личности.

Антонимы: Регрессия, Атрофия, Деградация.

Психомоторика: cловарь-справочник. Дудьев В.П.

Рост

  1. биол. увеличение массы особи за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований; регулируется гл. обр. гормонами;
  2. антроп. рост человека (напр., высокий Р., построение по Р.)

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Рост - постепенное прогрессивное увеличение. Этот термин широко употребляется, в том числе в таких значениях, как:

  1. Увеличение размера отдельного организма или частей.
  2. Увеличение эффективности или компетентности функции, например рост когнитивной способности у ребенка.
  3. Дифференциация и усовершенствование частей и/или функций. Это значение отличается от предыдущих, так как в нем не подразумевается явного увеличения величины, как в пункте 1, или выполнения, как в пункте 2; например, рост понимания у молодых людей, где подразумевается, что процесс развивается. 
  4. В математике – увеличение функции или кривой.

предметная область термина

РОСТ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ - очень общий термин, используемый для обозначения тех обстоятельств, при которых скорость роста сложной системы не равномерна во всех частях этой системы. "Система" здесь понимается очень широко, и термин применяется в экономике, анатомии, при оценке психических и интеллектуальных процессов и т.д.

назад в раздел: словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

6. Психологический рост

С идеями Абрахама Маслоу о потенциальных возможностях человека тесно связана концепция роста. Его исследования привели к выводу о том, что рост как движение к самоактуализации – естественный и необходимый процесс. Под ростом он понимает непрерывное развитие талантов, возможностей, творчества, ума и характера. Рост – это прогрессирующее удовлетворение все более высоких уровней психологических потребностей. По словам Маслоу,

"человек проявляет, в силу самой своей природы, тягу ко все более полному бытию, все более совершенной актуализации своей человечности точно в том же натуралистическом научном смысле, в каком можно сказать о желуде, что он "проявляет тягу" стать дубом".

Основанием для этого вывода было открытие того, что психологический рост ведет к психологическому здоровью, в то время как люди, которым рост не удается, страдают от симптомов душевной и физической патологии.

Ортодоксальная бихевиористская теория исходит из следующего: любой человеческий индивид стремится к равновесию, к снижению напряжения, большая часть поведения может быть описана в терминах снижения напряжения. Фрейд также верил в снижение напряжения и в принцип наслаждения и страдания, указывая, что человек постоянно ищет наслаждения и избегает страдания. Маслоу, однако, обращает внимание, что все больше психологов и исследователей поведения оказываются вынуждены признать наличие у человека тенденции к психологическому росту и самоактуализации, поскольку теории снижения напряжения должным образом не объясняют человеческого поведения. Или, как говорит Маслоу,

"если мотивация состоит по существу из защитного устранения раздражающих напряжений и если единственным результатом снижения напряжения оказывается состояние пассивного ожидания новых неприятных раздражении, которые в свою очередь потребуется снять, то как же происходит изменение, или развитие, или движение? Почему люди становятся лучше, мудрее? Что делает жизнь интересной?".

Сходным образом рассуждали в свое время такие великие и разные мыслители, как Платон, Аристотель, Бергсон и другие крупные философы, так же как многие психиатры и психологи. Маслоу говорит:

"Все имеющиеся у нас данные (главным образом, клинические, но уже и некоторые виды исследовательских данных) позволяют предположить практически в каждом человеке и определенно почти в каждом новорожденном активное стремление к здоровью, импульс к росту, или к воплощению в действительность возможностей человека".

У человека есть способность к психологическому росту, однако, как показали исследования Маслоу, только малый процент людей даже в нашем относительно свободном американском обществе приближаются к осуществлению всей полноты своих потенциальных возможностей. Маслоу указывает ряд причин того, почему столь многим не удается психологический рост.

  1. Человеческие инстинкты, побуждающие к росту, скорее слабы, чем сильны. Поэтому тенденции к росту легко могут быть подавлены дурными привычками, бедной в культурном плане средой или недостаточным (а, возможно, и вредным) образованием.

  2. В западной культуре сформировалась сильная боязнь инстинктов как чего-то плохого и свойственного животным. Фрейд так же, как и многие христианские теоретики, подчеркивал отрицательные стороны человеческих инстинктов. В результате мы имеем культуру, акцентирующую контроль и отрицательную мотивацию, а не положительную.

  3. Существует сильное отрицательное влияние потребностей низкого уровня в безопасности. Процесс психологического роста требует постоянной готовности рисковать, совершать ошибки, отказываться от своих привычек.

"Каждый может выбрать, – говорит Маслоу, – движение назад к безопасности или вперед к росту. Рост приходится выбирать вновь и вновь, так же как вновь и вновь преодолевать страх."

В другом месте он указывает:

"Все, что увеличивает страх или тревожность, смещает динамическое равновесие между регрессом и ростом в сторону регресса".

Дети в надежной, теплой, дружеской атмосфере более склонны к росту и к научению процессу роста. Дети в ненадежной обстановке ищут безопасности. Даже здоровый ребенок в незнакомой обстановке становится более осторожным, менее любознательным и т.п.

  1. Маслоу обратил внимание на то, что он назвал "комплексом Ионы", – склонность взрослых людей сомневаться в своих способностях и даже бояться их, бояться повышения своих потенциальных возможностей. [...]

Индивид, находящийся в процессе роста, постоянно бросает себе вызов. Это требует мужества. Когда человек попадает в новую и лучшую ситуацию, он не может не чувствовать неловкости, и некоторые люди никогда не научаются преодолевать ее. Наслаждение от роста и развития предполагает усилия, самодисциплину и известную долю страдания. Личность, ведущая себя по Фрейду, то есть ищущая наслаждения и избегающая страдания, не слишком склонна к росту. То, что наблюдал Фрейд" справедливо для многих людей, в особенности для изучавшихся им нездоровых индивидов.

  1. Развитие в направлении самоактуализации часто тормозится культурной средой. Примером могут служить обыденные представления о том, что относится и что не относится к числу мужских качеств. Такие человеческие проявления, как симпатия, доброта, мягкость, нежность, часто развенчиваются под влиянием культурной тенденции считать их неподходящими для мужчин.

  2. Выше уже говорилось о том, что самоактуализирующиеся люди (в сравнении со средними показателями) более гибки, более открыты по отношению к новым идеям и новому опыту. Отсюда следует, что навыки могут служить препятствием росту. Многие люди проявляют сильную тенденцию продолжать действовать так, как они действовали ранее. Это не всегда плохо: многие типы навыков освобождают разум для иных занятий. В то же время другие навыки, сформировавшиеся иногда в раннем возрасте и впоследствии не подвергшиеся переоценке, ограничивают развитие индивида.

"Сколь бы полезны ни были навыки в отношении неизменных сторон мира, – пишет Маслоу, – они превращаются в помеху и препятствие, когда организм встречается с его изменяющимися сторонами, с уникальными, новыми проблемами, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. В аномальных случаях предпочтение, оказываемое тому, что знакомо, выступает как жизненная необходимость. Здоровый интерес к новому и неизвестному отсутствует или минимален у среднего невротика."

Рассматривая помехи психологическому росту, мы коснулись и методов содействия ему. Для здорового ребенка в здоровом окружении рост, по-видимому, поощряется предоставляемой ребенку свободой исследования, свободой научения путем проб и ошибок. То же относится и ко взрослому. Чрезмерная опека и забота легко могут тормозить рост. Люди нуждаются в том, чтобы научиться самостоятельно осуществлять выбор: если его постоянно осуществляют другие, рост определенно будет заторможен. Маслоу полагает, что рост требует определенной доли страданий и печали и что не всегда следует защищать детей и взрослых от болезненного, но необходимого опыта.

Недавно Маслоу указал еще некоторые возможные объяснения того, почему человеку часто не удается раскрыть свои потенциальные возможности. Основываясь на работе Дж.Ципфа и собственных наблюдениях, Маслоу признает теперь тенденцию индивида к определенной инерции – то, что Дж.Ципф назвал "принципом наименьшего усилия".

Познание и понимание себя выступают как важнейшие пути к самоактуализации – процессу, которому родители, учителя, культурная среда могут либо содействовать, либо препятствовать. Очень полезны здесь могут быть профессиональные психотерапевты, понимающие процесс роста. Если человек понимает себя, то он поймет свои базовые потребности, свою подлинную мотивацию и научится вести себя так, чтобы эти потребности удовлетворялись. Понимание себя позволит ему также лучше понимать других людей и эффективнее строить отношения с ними. Если все люди обладают одними и теми же базовыми потребностями, то понимание себя ведет к пониманию всего человеческого рода.

Развитие мужества, цельности и самодвижения важно для непрерывного роста. На опыте работы с аспирантами в Брэндейсе Маслоу убедился в том, что свобода (когда все разрешено) не у всех способствует росту. Он назвал это "принципом деления континентов": континент либо формируется, либо разламывается. У здорового индивида стресс и вызов способствуют росту, но иначе обстоит дело у неуверенного и слабого. По-видимому, вызов приносит пользу, если не выходит за свойственные данной личности пределы.

"Это означает, – говорит Маслоу, – необходимость дополнительных исследований, чтобы расширить наши знания по сравнению о тем, что известно сегодня о полезных эффектах дисциплины и вредных эффектах снисходительности, о полезных эффектах фрустрации, трудностей, испытаний и т.п."

Самоактуализирующиеся люди не могут обойтись без дисциплины и определенной доли контроля, но гораздо лучше, если он осуществляется самой личностью, а не извне. По мере развития индивида нужда в контроле уменьшается и действия становятся более естественными и спонтанными. В большинстве религий и нравственных учений, считает Маслоу, слишком большой упор делается на контроль и силу воли и слишком малый – на понимание себя и спонтанность. Аристотель, например, предложил иерархию человеческих способностей, на вершине которой находится разум. По мнению Маслоу, большего признания и уважения заслуживает субъективное чувство у здоровой личности.

Представляется очевидным, что люди, которых любили, особенно в детстве, более способны к здоровому психологическому росту, чем те, кто был лишен любви. Едва ли не все научные школы склонны теперь к согласию в этом пункте.

Удовлетворение низших потребностей в пище, одежде и укрытии само по себе не гарантирует психологического роста.

"Для меня остается большой тайной, – пишет Маслоу, – почему изобилие освобождает некоторых людей для роста, в то время как другие остаются зафиксированными на сугубо "материалистическом" уровне... Возможно, было бы полезно указать в определении самоактуализирующейся личности не только то, что (1) она в достаточной мере свободна от болезней; (2) ее базовые потребности в достаточной степени удовлетворены; (3) она уверенно использует свои способности, – но также и то, что (4) она мотивируется ценностями, к которым стремится как к ясным или которые только нащупывает, но которым, так или иначе, верна."

Фрейд, вообще говоря, презирал ценности. Для него "правильным" было незаторможенное поведение – выражение животной тяги к выживанию. Для бихевиористов и подавляющего большинства исследователей поведения ценности оказываются полностью исключенными из сферы научного изучения человеческой природы. Для большинства ученых наука и нравственный релятивизм синонимичны.

В здоровых условиях психологический рост вознаграждается, и это служит основанием для роста здорового индивида. Здоровое развитие само себя подкрепляет: чем больше индивид растет, тем больше он хочет расти. [...] Маслоу осуждает современную тенденцию выдвигать в качестве образца "хорошо приспособленного человека". Он пишет:

"Каждый век, кроме нашего, имел свой идеал. Все они были выдвинуты нашей культурой: святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик. А то, что предложили мы, – хорошо приспособленный человек без проблем – это очень бледная и сомнительная замена. Может быть, нам вскоре удастся использовать как образец и модель растущего и самодостаточного человека, чьи возможности нацелены на полное развитие, чья внутренняя природа выражает себя свободно, а не извращается, подавляется или отрицается".

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

studfiles.net

1. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.

Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

  • изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

  • понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возр психология- у нас, в мировой психологии –психология развития.

Теоретические задачи:

1 Изучение общих закономерностей и детерминант развития

2 Посторение периодизации психич развития чел-ка

3 Определение соотношения между обучением и психическим развитием чел-ка

4 Посторение психол портрета возраста

Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания.

Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения

Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий.

Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению.

Практические задачи:

1 Контроль за ходом и динамикой психического развития человека.

2 Помощь в построении программ обучения, создания психологического комфорта в школе и т.п.

3 Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение

4 Как пережить кризис среднего возраста

итд итп…

Парадоксы развития:

  1. Почему человеческий детеныш, самый беспомощный сразу после рождения, становится самым развитиым в зрелости? Зависит ли совершенство от беспомощности?

  2. Гетерохронность(неравномерность) развития. Почему сущ запаздывание одной из сфер?

  3. Проблема универсальности и многообразия индивидуального развития. Метафора лестницы- обяз. Проходим все ступеньки и сот- нач и конечный пункт одинаковые, но вариантов прохождения множество.

  4. Что произойдет с человеком, если он окажется вне человеческого общества? Про детей маугли.

  5. Стабильность ЦНС. Не меняется со времен кроманьонцев, но человеческий вид прогрессирует. Почему?

studfiles.net

Рост и развитие ребенка. Критерии развития.

Рост - это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста - это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Рост  –  количественные изменения.

                                       Рост

 

       
   
 
 
 

                                  Развитие

 

 

                                  

 

X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие "развитие" включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:

1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.

3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала. Примеры - эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. "В развитии ребенка, - пишет Л.С. Выготский, - то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка". Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С. Выготский предложил называть "эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой - идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной - в смысле того, что должно в конце развития у него получиться". Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития ребенка - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.

Задача детского психолога - проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс онтогенетического развития - процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.

agespsyh.ru