Труд не рассматривается как тяжелая обязанность. Восстановление и укрепление физических психологических эмоциональных и духовных сил человека


Психология семьи — реферат

5. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

6. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

7. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместетолько одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

8. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

9. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки).

    10. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов. Ленин говорил о революции в области половых отношений, но в тоже время дискредитировал каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом, гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими упражнениями. Причин для послереволюционного послабления нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а в 1918 году вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь  отдельное от мужа место жительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность.

 

4. Профили брака, типы супружеских отношений

А. Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях».

Формы брака разнообразны, лик его – изменчив. В теории динамической супружеской терапии  упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведениях супругов в браке. Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.

  1. Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.
  2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.
  3. «Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.
  4. «Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.
  5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.
  6. Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.
  7. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.

Известна классификация  профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, реализующий собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом партнером.

Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных  отношений. На основании анализа  вербальных и телесно-звуковых признаков  она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами.

Детерминантой неадекватных стилей общения и неудачных супружеских  отношений В. Сатир считает наличие  страхов у современного человека. Чтобы избежать отвержения, которого супруги так боятся, они постоянно  пугают самих себя:

  1. Я могу совершить ошибку.
  2. Кому-то это может не понравиться.
  3. Кто-то может меня раскритиковать.
  4. Вдруг подумают, что я – выскочка.
  5. Она подумает, что я плохой.
  6. Люди могут подумать, что я дефективный.
  7. Он может меня бросить.

Уайл выделяет 3 типа партнерских связей, используя критерии оценки реакции на конфликты.

  1. Взаимное уклонение. Оба партнера активно уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуют несправедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды.
  2. Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение, беспокойство, подчеркивая свои требования.
  3. Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует на обстоятельства и стремится сблизиться с другим, другой – отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения.

Типологии супружеских  отношений и профили брака  позволяют глубже понять сущность супружества  и увидеть его с разных сторон.

 

5. Стадии и кризисные периоды брака

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, строится домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей. В профессиональной области они только приобретают какую-либо квалификацию. Постепенно супруги адаптируются к новой семейной обстановке, часто их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение. Дети – школьники или студенты – становятся все более самостоятельными.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга.

Кризисная ситуация в  семье может возникнуть без влияния  каких-либо внешних факторов, обусловливающих  бытовое и экономическое положение  супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного из супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее.

Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

    • исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
    • рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
    • более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

    • с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
    • с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;
    • с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно.

Таким образом, кризисные  ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских  отношений. Для эффективного решение  возникающих проблем не следует  искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

 

  1. Разрешение супружеских конфликтов

Супружество предполагает отказ от определенной части своей  свободы, причем человек либо жертвует свободой во имя брака, обрекая тем  самым себя самого на фрустрацию, либо настолько включает супружеские отношения в свою жизнь, что воспринимает цели партнера как свои собственные. Понятно, что во втором случае говорить о каких-то жертвах не совсем корректно: «ограничение свободы» понимается здесь совершенно иначе.

Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.

  • Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
  • Не строить иллюзий, чтобы не разочаровываться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
  • Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций – прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
  • Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
  • Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми кроется равнодушие, неверность и др.
  • Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.
  • Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
  • Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
  • Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.
  • Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.
  • Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
  • Осознавать причины и последствия неверности.
  • Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.

myunivercity.ru

Труд не рассматривается как тяжелая обязанность

Эмиши не рассматривают труд, как тяжелую обязанность. Вся их жизнь проходит в работе, зато и живут в достатке. Снабжая себя всем необходимым, они в то же время производят много продуктов на продажу, — как друг для друга, так и для окружающего их «не-эмишского» населения и туристов. Огромной популярностью пользуются эмишские сидр, домашние варенья и консервы из овощей. Религиозные убеждения заставляют эмишей любить землю и ухаживать за ней. А земля в этих местах Пенсильвании очень плодородна. К тому же, все продукты, выращенные эмишами — экологически чистые, а потому и ценятся высоко. Женщины славятся изготовлением стеганых одеял — квилтов, а также квилло — некого подобия спальных мешков. Эти изделия ручной работы стоят весьма недешево. Например, квилты в сувенирном магазине могут по 300 долларов... Существуя в своём собственном мире и словно в другой исторической эпохе, эмиши несколько месяцев в году даже живут по собственному времени, — они не переводят часы на зимнее и летнее время. Но это лишь еще одна из небольших причуд, которые в округе Ланкастер можно встретить на каждом шагу. «Не вписываясь» в административную систему современной Америки, эмиши, тем не менее, сами объединены в округа, где живёт по 25-35 семей. Несколько таких районов обслуживает один епископ; дьякона и нескольких священников выбирают жители каждого округа. Весьма любопытна процедура таких выборов. Собравшиеся выдвигают несколько кандидатур, кладут полоску бумаги в одну из нескольких Библий. Тот из претендентов, кто возьмет Библию с бумажкой, и становится новым священником, дьяконом или — если выборы «межрайонные» — епископом. У эмишей нет специальных церковных зданий, и они по воскресеньям собираются на службу у кого-то в доме. Сидят на скамейках без спинок, которые специально приносят для этой цели. Служба начинается с пения гимна из старой немецкой книги; поют без музыкального сопровождения. Единственным руководством в жизни считают Библию. Эмиши не видят нужды в каком-либо образовании, кроме восьмиклассного, тем более — в высшем. У них — свои школы, которые они сами строят и содержат. Это не значит, что общинники не платят местных школьных налогов, — но они не принимают материальной помощи от государства. В каждой школе преподает обычно незамужняя женщина, также окончившая не более, чем восемь классов. Такая школа появилась в 1931 году и в округе Ланкастер. Преподают в ней девушки от 17 лет: читают детям историю, географию, английский и немецкий языки, учат пению, изобразительному искусству. После некоторых колебаний, с 1975 года эмиши стали выпускать свою газету «Die Botschaft» («Послание»). Они вовсе не пытаются отгородиться от окружающего их общества. Их мужчины, например, даже участвуют в президентских выборах. Эмиши путешествуют по Америке и выезжают за границу, — как правило, в гости к родственникам или друзьям. Внутри общины существует традиция ходить в гости без приглашения.

Пейзаж со старинным плугом

Среди эмишей в округе Ланкастер редко найдешь склочника или вообще человека с шумным, неустойчивым характером; тем более, с депрессией или склонного к самоубийству. Это сообщество тихих и скромных пацифистов.  Такое поведение очень редко увидишь на фоне общего психологического ландшафта современной Америки. Для туристов есть магазины сувениров, а сверх этого, еще несколько «развлекалочек». Например, гиды из автобуса показывают «эмишское метро» — тоннель под дорогой для перегона скота. Одно время на Бродвее даже шла постановка об эмишах. Но особую популярность округ Ланкастер среди приезжих приобрел в начале 1990-х, после выхода фильма «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Он там играет полицейского, который приезжает в эти места, так как мальчик-эмиш случайно оказывается свидетелем убийства на вокзале в Филадельфии.

Нравы эмишей строги. Если кто-то совершит серьёзный, с точки зрения их морали, проступок, на него накладывается суровое наказание. Это — «изгнание», когда человека подвергают всеобщему презрению, как бы не замечают. Да, наверное, и нет более тяжкой кары для человека, живущего в небольшом замкнутом мирке, привыкшего к коллективизму...

Запишите:

Логика эндогамии заключается в том, что стоящие на одной ступени социальной лестницы обеспечат такое же общественное положение своим детям, благодаря чему будут сохраняться традиционные социальные формы. Что же касается экзогамии, то она, напротив, создаёт альянсы и благоприятствует взаимопроникновению культур.

studfiles.net

Социально-биологическая функция семьи

Естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.

  1. Функция социализации личности

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.

  1. Экзистенциальная функция

Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.

  1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

  1. Социально-статусная функция

Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

  1. Рекреативная функция

Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

  1. Досуговая функция

Она осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

  1. Воспитательная функция

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

    • Первый аспект - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

    • Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

    • Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

  1. studfiles.net

    4. Важная функция семьи – экзистенци­альная (функция социальной и эмоциональной защиты сво­их членов).

    Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семь­ями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопо­жертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что erg любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

    5. Следующая важнейшая функция семьи – экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с обществен­ной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивиду­альной – в получении материальных средств и хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других.

    6. Социально-статусная функция.

    Она связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

    7. Рекреативная, восстановительная функция.

    Она направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изуче­на, но ученые располагают достоверными фактами, доказы­вающими положительное влияние семьи на здоровье супру­гов. Следует привести некоторые примеры, подтверждаю­щие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или кос­венно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает бо­лее благоприятное воздействие на здоровье супругов, при­чем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

    8. Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга.

    9. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

    10. Фелицитологическая функция.

    Эта функция представляет особый интерес. Безусловно, понятие гедонизма, ос­нованного на любви в семье, свойственно не только совре­менной семье. Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье, удовлетворение глубоких интимных чувств стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических пери­одов.

    Достаточно полная классификация функций семьи раз­работана М.С. Мацковским8, которая представлена в сле­дующей схеме:

    Сфера семейной деятельности

    Общественные функции

    Индивидуальные функции

    1

    2

    3

    Репродуктивная

    Биологическое воспроизводство общества

    Удовлетворение потребности в детях

    Воспитательная

    Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

    Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

    Хозяйственно-бытовая

    Поддержание физического здоровья членов общества, уход задетьми

    Получение хозяйственно-бытовых услуг од-

    ними от других

    Экономическая

    Экономическая поддержка несовершенно

    летних и нетрудоспособных членовобщества

    Получение материальных средств однимичленами семьиот других

    Сфера первичного

    социального

    контроля

    Моральная регламентация поведения членов семьи в различныхсферах жизнедеятельности, а такжеответственности и обязательств в отношениях между супругами,родителями и детьми,представителямистаршего и среднегопоколения

    Формирование и поддержание правовых иморальных санкций занедолжное поведениеи нарушение моральных норм взаимоотношений между членамисемьи

    Сфера духовного об­щения

    Развитие личности членов семьи

    Духовное взаимообо­гащение членов семьи. Укрепление дружес­ких основ брачногосоюза

    Социально-статусная

    Предоставление опре­деленного социальногостатуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

    Удовлетворение по­требностей в социальном продвижении

    Досуговая

    Организация рацио­нального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

    Удовлетворение по­требностей в совместном проведении досу­га, взаимообогащениедосуговых интересов

    Эмоциональная

    Эмоциональная стаби­лизация индивидов иих психологическая терапия

    Получение индивида­ми психологической

    защиты, эмоциональной поддержки в се­мье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

    Сексуальная

    Сексуальный контроль

    Удовлетворение сексу­альных потребностей

    Сила и притягательность семьи, ее сущность заключают­ся в той целостности, которая присуща семье и как социаль­ной общности, и как малой социальной группе, и как соци­альному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создаю­щих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

    «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно под­держивали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении»9.

    Семья создается для удовлетворения не одной – двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, союзов и корпораций, объединяет всю целостность своего существования, тогда как, например, члены производствен­ного коллектива объединяют только свои профессиональ­ные интересы.

    Как никакое другое социальное образование, семья об­ладает уникальной способностью соединять личные, кол­лективные и общественные интересы благодаря ее поли­функциональности и способности окультуривать физиологи­ческие и психологические потребности человека, благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как не­разрывной клеточки большого социального организма, име­нуемого обществом.

    studfiles.net

    Общество как социальная система 4

    Выполняя хозяйственно-экономическую функцию , семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

    Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

    Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

    Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности . Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

    Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

    Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

    Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

    Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

    Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

    Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

    2. Проблемы и противоречия развития современной семьи.

    а) кризис семьи как традиционного института социализации;

    Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей -- 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

    По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. На 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).

    Смертность значительно превысила рождаемость. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

    Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов - семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

    За три года произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных (26,9% за три года) и неполных (14,5%). При этом четко прослеживается и другая тенденция - снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.

    Причин кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.

    Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит

    острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги

    занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не

    соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все

    те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.

    Кризис семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что: "Радикальный переворот в системе социальных связей человека во многом обусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности. ... значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп, ее "низовыми", первичными ячейками и личностью.

    При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

    При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи - дело рук самой семьи. На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую, челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую. В этих условиях гарантированной поддержкой семейного бюджета все более выступает личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резко возросла.

    Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи - персоналитарную (от лат. persona -- особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

    mirznanii.com

    Психологические средства восстановления | opace.ru

    Психологические средства восстановления в последние годы получили широкое распространение. С помощью психических воздействий удаётся быстро снизить нервно-психическую напряжённость, состояние психической угнетённости, быстрее восстановить затраченную нервную энергию, сформировать чёткую установку на эффективное выполнение тренировочных и соревновательных программ и др.

    Психологические средства восстановления весьма разнообразны (рис. 2.).

    Психологические средства восстановления

    Рис. 2. Психологические средства восстановления

    К важнейшим средствам восстановления относятся: аутогенная тренировка и её модификации – психорегулирующая тренировка, внушённый сон-отдых, самовнушение, видеопсихическое воздействие. Значительное влияние на психическое состояние спортсмена оказывают условия тренировки и соревнований, организации быта и досуга.

    Особое внимание специалистов привлекают возможности использования психорегулирующей тренировки, которая основана на регулировании психического состояния, использовании сознательного расслабления мышечной системы и воздействии спортсмена на функции своего организма посредством слова.

    После интенсивных физических и психических нагрузок для ускорения процессов восстановления может использоваться метод произвольного мышечного расслабления, основанный на последовательном расслаблении наиболее крупных мышечных групп.

    Применение этого метода положительно воздействует на состояние нервно-мышечного аппарата, снижает возбудимость центральной нервной системы.

    При необходимости быстрого восстановления сил в случае переутомления можно также прибегнуть к гипнотическому внушению: часто оно является наиболее действенным, а иногда единственным способом устранения явлений перенапряжения и переутомления.

    Одним из важных направлений использования психологических средств восстановления и управления работоспособностью является рациональное использование положительных стрессов, в первую очередь правильно спланированных тренировочных и соревновательных нагрузок, и ограждение от отрицательных стрессов.

    Для того чтобы правильно регулировать воздействие стрессов на организм спортсменов, необходимо, прежде всего, определить источники стрессов и симптомы реакций спортсмена на стресс. Источники стрессов могут носить как общий характер – уровень жизни, питание, учёба и работа, отношения в семье и с друзьями, климат, погода, сон, состояние здоровья и др., так и специальный характер – работоспособность на тренировках и соревнованиях, утомляемость и восстановление, состояние техники и тактики, потребность в отдыхе, интерес к занятиям и активности, психологическая устойчивость, болезненные ощущения в мышцах и внутренних органах и др.

    Следует учитывать, что эффективность психологических процедур повышается при комплексном их применении. Комплекс воздействий с применением методов рассудочной терапии, внушённого сна, эмоционально-волевой и психорегулирующей тренировки оказывает выраженное восстанавливающее влияние после напряжённой тренировочной и соревновательной деятельности.

    Не следует, однако думать, что подготовка спортсменов целиком зависит от тренеров, психологов, врачей, массажистов. Немаловажная роль принадлежит и самому спортсмену, ибо кто лучше его самого может знать его состояние.

    Вдумчивый, анализирующий себя спортсмен может уловить самые ранние изменения в своей подготовленности. В полной мере это касается и психического состояния, возможностей его саморегуляции.

    opace.ru

    Как укрепить психику — Психология человека

    Человек от природы — дитя; его сила — есть сила роста.
    Рабиндранат Тагор

    С момента своего рождения человек непрерывно развивается и становится сильнее, приспосабливаясь к условиям внешней среды. Первое время он развивается по инерции, благодаря тому, что дала ему природа, но затем настает момент, когда его развитие в значительной степени начинает зависеть от него самого. Для повышения своей живучести человеку нужно развивать все данные ему природой способности. Но делать он это должен правильно, в соответствии с законами природы, чтобы укреплять свое тело и дух, а не причинять им непоправимый вред. В этой статье я расскажу вам о том, как укрепить психику с помощью различных методов, чтобы подготовить себя к суровой реальности, в которой мы все живем. Обладая крепкой психикой, вы выдержите любое давление, которое будут оказывать на вас другие люди и сможете преодолеть любые трудности, которые подкинет вам судьба. Этот мир, друзья, жесток к слабым, поэтому учитесь быть сильными, чтобы выживать даже в самых неблагоприятных условиях и успешно отстаивать свои интересы. А я вам в этом помогу.

    Существует несколько способов, позволяющих укрепить психику, чтобы подготовить человека к различным ситуациям, которые вызывают у большинства людей со слабой. неподготовленной психикой – панику, страх, беспокойство, тревогу и другие подобные реакции. В основе этих способов лежат такие вещи как: стресс – необходимый для тренировки психики, вера – необходимая для стабилизации психического состояния, знания и интеллект – необходимые для устойчивости и прочности психики, физическая подготовка – также предназначенная для тренировки психики, поскольку она тоже создает стресс для организма, дисциплина/самодисциплина – необходимые человеку для самоуважения и успеха в делах, самоконтроль – он позволяет психике не расшатываться из-за всевозможных слабостей, уверенность в себе – необходимая для достижения своих целей, гибкое мышление – необходимое для адаптации и приспособления к новой, непривычной ситуации, а также для решения сложных проблем и задач. Все эти и многие другие, менее значимые, скажем так, инструменты для тренировки психики, тесно взаимосвязаны между собой, поэтому тренируя свою психику человек работает со всеми ними, или с большинством из них.

    Стресс

    Собственно говоря, в основе всех методов, с помощью которых можно тренировать, прокачивать психику лежит стресс. Стресс – это основа основ любой психологической подготовки. Но для эффективной тренировки психики важен не сам стресс, а его правильная дозировка. Слабое стрессовое воздействие вызывает у человека дискомфорт, раздражение, неудобство, но недостаточно сильно разрушает его психологическую защиту, что необходимо для ее последующего восстановления и вместе с тем укрепления, благодаря адаптационным и приспособительным возможностям организма. А слишком сильное стрессовое воздействие может сломать человека, вызвать у него депрессию, апатию, подавленность, безразличие к своей судьбе. Сильный и продолжительный стресс – разрушает организм, ослабляет его иммунную систему, или проще говоря – убивает его. При сильном и продолжительном стрессе психологическая защита человека полностью рушится, а для ее восстановления может понадобиться очень много времени, а то и вовсе она может не восстановиться, во всяком случае полностью. Мы знаем, как это бывает, когда люди, что называется, ломаются и всю жизнь потом живут в страхе, тревоге, депрессии, в состоянии подавленности. Поэтому дозировка стресса очень важна. Подобно тому, как нельзя перегружать свой организм во время физических тренировок, чтобы не надорваться и не причинить организму непоправимый вред, точно также нельзя и нагружать свою психику сверх нормы (исходя из индивидуальных особенностей организма), чтобы не нарушить ее. Необходимо рассчитывать свои ресурсы, энергию и время, которые требуются именно вашему организму для восстановлеения.

    Как же прокачать свою психику с помощью приемлемой дозы стресса? Сделать это можно с помощью имитационных ситуаций, которые бы искусственным образом вызывали у вас стресс, сравнимый с тем стрессом, при котором человек испытывает сильное давление и дискомфорт в естественных условиях. Здесь очень важно знать свои возможности, чтобы создавать для себя именно такие условия, которые бы не травмировали вашу психику, а заставляли бы ее напрягаться до определенного уровня. Такой способ еще можно назвать – ролевой игрой, при которой человек выполняет определенную роль в определенной ситуации.

    Простой пример. Предположим, вы боитесь публичных выступлений и хотите подготовить себя к ним, то есть, провести психологическую подготовку к публичным выступлениям. Что вам для этого нужно сделать? Самое элементарное – тренироваться, репетировать. Сначала вы можете вообразить себе, что выступаете в большом зале перед широкой аудиторией и отрабатывать свою речь, а также те возможные провокационные ситуации, которые могут сбить вас с толку и вызвать у вас дискомфортное состояние. Хорошее воображение позволит отработать массу деталей предстоящего выступления и таким образом подготовит вашу психику к нему. Можно начать с выступлений перед незначительной и хорошо знакомой вам аудиторией, которая поможет вам раскрепоститься и обрести уверенность в себе, а заодно и навыки публичных выступлений развить. Например, вы можете выступать перед своими родственниками или друзьями, затем перед коллегами на работе и так далее, по возрастающей. Тот стресс, который вы будете испытывать в этих случаях – вы, скажем так, сможете переварить – он нанесет вашей психике несущественный, восполняемый урон. А восстанавливаясь – ваша психика будет укрепляться, дабы адаптироваться к той нагрузке, которой вы ее подвергли. Тут все как с тренировкой мышц – которые во время нагрузки подвергаются стрессу, разрушаются, а затем восстанавливаются и становятся более эластичными, объемными, выносливыми, адаптируясь к тем нагрузкам, которым их подвергли. Психика укрепляется аналогичным образом. Стресс – разрушает ее защитную структуру, затем происходит восстановление и укрепление – психика приспосабливается к внешним условиям. Поэтому, эти самые внешние условия – необходимо моделировать, подвергая себя умеренному, в зависимости от ваших личностных особенностей стрессу. Другими словами – чего боитесь, что вам не нравится, что вызывает у вас жуткий дискомфорт, к тому себя и готовьте, с помощью имитации соответствующей ситуации, либо в своем воображении, либо, если есть такая возможность, в реальности, для чего периодически, усилиями воли, вытаскивайте себя из зоны комфорта в непривычные условия и создавайте себе стрессовые ситуации, для мобилизации всех своих внутренних ресурсов.

    Это как при военной подготовке – солдатам создают условия, максимально приближенные к боевым и приучают их вести себя в этих условиях сдержано, грамотно, дисциплинированно, то есть, тренируют их психику и умения. Мы также должны готовить себя к различным конфликтным, экстремальным, нестандартным, опасным ситуациям, с помощью имитационных ситуаций и своего воображения.

    Вера

    Вера обладает поистине великой силой, хоть и не самой быть может могущественной, но достаточной для того, чтобы с ее помощью закалить свою психику до такого состояния, когда ничто и никто не сможет подавить вас морально. Вера помогает людям выжить, она многих спасает в тяжелые времена, даже тех людей, которые скептически относятся к религии. Ведь дело не в том, в кого или во что мы верим, а в том, что мы вообще верим. Вера зиждется на твердой убежденности человека в том, чего нет, но что может быть. Например, человек может быть убежден в том, что в этом мире существует некая великая сила вселенского масштаба, которая поможет ему в тяжелой ситуации, направит его на верный путь и поможет ему преодолеть любые трудности и невзгоды.

    Как бы ненаучно это не звучало, но мы все во что-то верим, кто-то в эволюцию и теорию большого взрыва, а кто-то в Бога и в жизнь после смерти. То, как вера влияет на психику человека, можно понять по эффекту плацебо и по тому, как люди, веря в свою правоту и в Бога – смело идут на смерть, игнорируя такой мощный врожденный инстинкт, как инстинкт самосохранения. Из этого следует, что во что-то или в кого-то, лучше всего в себя, вам обязательно нужно верить, но только не слепо, чтобы не становиться безумным фанатиком, отвергающим все, кроме своей веры, а с существенной долей разума. К примеру, если вы будете себе, сначала внушать, а затем и аргументированно доказывать, какой вы великий человек и что вам все в этом мире по силам, то со временем вы начнете верить в собственную исключительность и всемогущество, и ваша психика станет прочной, как сталь. А если это будут делать другие люди, желательно те, кого вы уважаете и цените, если они будут внушать вам, что вы – исключительный, особенный, великий, сильный, умный, самый лучший или один из самых лучших людей в мире, то ваша самооценка начнет зашкаливать, вы станете самоуверенным человеком, верящим в свою исключительность и неограниченность собственных возможностей. Проблем с этим, вопреки мнению некоторых специалистов, утверждающих, что завышенная самооценка и самоуверенность делает человека неадекватным, на самом деле нет никаких. Все дело в грамотном внушении и самовнушении, при котором человек настраивается на действия, на победы, а не просто довольствуется собой.

    Поэтому-то, друзья, не все могут вселить в человека веру в самого себя и свои силы. И быть духовным наставником может не каждый. Поэтому и вера в Бога может быть разной. Для одних людей, Бог – это хозяин, которому нужно подчиняться, а для других – это тот, кто создал законы Бытия, законы природы, законы Вселенной, по которым мы все вынуждены жить, поэтому все, что делает человек в своей жизни, с какой-то точки зрения все равно будет правильным. Это избавляет людей от чувства вины, которое так часто давит на нашу психику, мешая нам развиваться и добиваться своих целей. Но главное – это ощущение собственной элитарности и значимости, благодаря которому человек чувствует себя очень хорошо, он доволен собой и уверен в себе, его психика сильна и способна выдержать любые испытания. Так что сильная вера– это сильная психика. Но при этом, нужно верить разумно и в разумное, а не слепо и в то, чего нет и по определению быть не может. А чтобы обрести веру – вам необходимо либо с помощью чьего-то внушения, либо с помощью самовнушения внушить себе убежденность в том, на чем будет основываться ваше представление о собственной исключительности, о вашей силе и могуществе, о ценности вашей жизни и о правильности вашего жизненного пути. Я рекомендую вам обрести веру в себя и в свое особое предназначение, а также в то, что есть над человеком некий высший разум, выраженный в непоколебимых законах бытия, который хочет, чтобы мы были сильными и преображали этот мир согласно своим амбициозным желаниям и самым необычным и великим мечтам.

    Знания и интеллект

    Знания и интеллект еще сильнее укрепляют психику человека, так как они и веру его могут укрепить, если не будут ей противоречить, а будут просвещать его в том, во что он верит. Поэтому, чем больше человек всего знает, тем большему он может найти объяснение, и тем меньше он будет подвержен излишней панике и страху. Если мы с вами знаем, что гром гремит потому, что резко нагретый воздух образует ударную волну, а не потому, что гневается Бог, то мы не боимся грома и не верим тем, кто пугает нас им, как карой Божьей, а значит, наша психика более устойчива к подобного рода явлениям. А с помощью интеллекта мы можем решать различные проблемы и задачи, которые у недостаточно интеллектуально развитых людей могут вызывать панику, страх, неуверенность, тревогу. Невежественные люди более доверчивы и больше склонны к подчинению, потому они не надеются на себя, они ищут тех, кто за них решит все их проблемы, кто избавит их от страха, кто возьмет на себя ответственность за их судьбу, кто даст им все то, в чем они нуждаются. Поэтому чем больше вы будете читать, смотреть, слушать умные вещи и общаться с умными людьми, а также решать разного рода задачи и проблемы – получая знания и развивая свой интеллект, тем более крепкой и выносливой будет ваша психика. Повышайте уровень своих знаний и развивайте свой интеллект, и вы станете морально и умственно подготовленным ко многим жизненным трудностям человеком. Там, где один человек растеряется и не будет знать, что делать, вы сможете найти нужное решение и спокойно разобраться в нестандартной, неблагоприятной, сложной ситуации. Не зря ведь говорят, что знания – это сила, а интеллект, который позволяет этими знаниями управлять и может их генерировать – это великая сила.

    Физическая подготовка

    Физическая подготовка оказывает на психику человека такое же укрепляющее воздействие, как и на его мышечную систему. Не зря говорят – в здоровом теле здоровый дух. Ведь от того, в какой физической форме находится человек, зависит многое: его самочувствие, здоровье, уверенность в себе, а также, его отношение к себе и удовлетворенность собой, — ведь дряхлый и слабый человек не может быть полностью собой доволен, из-за своей физической слабости, а это негативно сказывается на его психологическом состоянии. Следовательно – укрепляя свое тело, делая его более выносливым и здоровым, человек одновременно укрепляет и свою психику, так как она также подвергается стрессу. К тому же, разнообразные физические упражнения, если они выполняются регулярно и нацелены на достижение ощутимых, видимых результатов – помогают человеку развить дисциплину и силу воли, которые в свою очередь оказывают положительное влияние на его характер – они его укрепляют, а значит, укрепляют и психику человека.

    Решение проблем

    Хорошей тренировкой, как для психики, так и для ума является решение разных проблем, для начала своих, а в перспективе и чужих. Проблемы вызывают стресс, который, как мы уже знаем – разрушает нашу психику, и по мере решение проблемы – мы развиваем свой ум, восстанавливаем психику и укрепляем ее. Собственно говоря, жизнь нам для того постоянно и подкидывает проблемы, чтобы мы их решали и становились сильнее. А что у нас делают многие люди? Они бегут от проблем, закрываются от них, они не хотят их решать, не хотят даже думать о них. И этим люди лишают себя возможности становиться более сильными, более приспособленными, более развитыми. От проблем не нужно бежать, наоборот – им нужно идти навстречу, если они неизбежны, и активно их решать – это же прекрасная тренировка для ума и психики. Решая проблемы и задачи, особенно нестандартные – человек расширяет свои возможности, он становится более устойчивым к стрессовым ситуациям и обретает уверенность в себе. Поэтому проблема – это благо, а много проблем – это большое благо, они обязательно должны быть в жизни человека. Конечно, проблемы должны быть человеку по зубам, как в плане их количества, так и в плане их сложности, поэтому нужно начинать с решения несущественных проблем, которые есть в жизни каждого человека, а затем переходить к более сложным проблемам, в том числе и к чужим. В конечном счете можно заняться, хотя бы на уровне теории, решением глобальных проблем, сделав себя значимой частью этого мира и став одним из тех, от кого в этом мире многое зависит. Вы только представьте себе, что значит решать глобальные проблемы, да на их фоне все эти мелочные проблемы, с которыми регулярно сталкиваются большинство людей в повседневной жизни, выглядят несущественной мелочью, мелкими орешками, разгрызть которые не составляет никакого труда. При решении сложных глобальных проблем – человек мыслит масштабно, он чувствует себя более великим и могущественным, он находится на более высоком уровне сознания, его амбиции грандиозны. Но прежде чем думать о глобальных проблемах и высших материях, необходимо научиться решать более простые, приземленные, повседневные проблемы.

    Действуйте на пределе своих возможностей

    Чтобы укрепить психику – ее необходимо частично разрушить, а чтобы ее разрушить, как мы уже выяснили, необходим стресс, который можно вызывать искусственно, а можно подвергаться ему естественным образом. Благо, стресса в нашей жизни более чем достаточно, иной раз его так много, что он перестает быть благом и начинает приносить нам большой вред, так как разрушает нашу психическую защиту, но при этом, из-за своей интенсивности и продолжительности не позволяет ей восстановиться. Чтобы адаптировать себя к стрессовым ситуациям и основательно прокачать свою психику – нужно уметь выходить за пределы своих возможностей, а для этого необходимо всегда и во всем идти до конца, выжимая из себя все соки, как это делается в спорте. В этой жизни побеждает тот, кто идет до конца, а победитель получает огромное удовлетворение от своих побед, которое бетонирует его психику. Победитель всегда более уверен в себе, нежели проигравший, поэтому любая победа, даже самая незначительная – усиливает психику. Поэтому все свои победы нужно признавать и возвеличивать, чтобы помнить о своих возможностях, развивать их и стремиться к новым победам. Но чтобы побеждать – нужно идти до конца, нужно действовать на пределе своих возможностей и не сдаваться.

    В особо важных для вас делах всегда действуйте на пределе своих возможностей – приучайте себя к максимальной выкладке и полной самоотдаче, когда вам это необходимо. Постоянно действовать на максимуме не получится – на это у человека не хватит ни энергии, ни сил. Но в самых важных ситуациях – нужно уметь выкладываться по полной. Потренируйте свою выносливость, как физическую, так и психическую. Для этого – поморите себя голодом, лишите себя сна на продолжительное время, начните выполнять какие-нибудь физические упражнения с полной самоотдачей, пока мышцы не перестанут вас слушаться, загружайте свой мозг по максимуму, например, с помощью решение огромного количества задачек, головоломок, или с помощью вдумчивого чтения, пока ваша голова не закипит. Постоянно так себя перегружать не нужно, только иногда, чтобы приучить свое тело к повышенной стрессовой нагрузке, и чтобы расширить свои возможности. Длительная перегрузка организма чревата ослаблением иммунитета, поэтому постоянно держать себя в напряжении не нужно. Тело у нас одно – его нужно беречь.

    В повседневной жизни доводите все свои дела до конца, никогда не бросайте начатое дело без острой необходимости, пусть даже оно не кажется таким интересным и выгодным, каким казалось раньше – его все равно необходимо довести до логического завершения – из него нужно выжать все, что только можно, чтобы доказать себе – что вы не слабак, что у вас есть характер, что вы можете действовать и добиваться результата, несмотря ни на что. Тяжело, больно, страшно, противно, невыносимо – терпите! Не позволяйте себе расслабиться – это хуже всего. Кровь из носа, а дело сделайте. Стиснув зубы продолжайте делать то, что делаете, пока не добьетесь хоть какого-то результата, желательно успешного. Так вырабатывается стойкость, так закаляется характер, так укрепляется психика.

    Тренировка психики с помощью раздражителей

    В продолжение вышесказанного, следует также указать на еще один важный момент в деле тренировки психики с помощью стресса. Для повышения уровня психической и психологической устойчивости, человеку необходимо периодически тренировать свою психику с помощью разного рода раздражителей, которые бы вынуждали ее, психику, работать на пределе своих возможностей. Громкий шум, яркий свет, неприятный запах и вкус, болевые ощущения, закалка организма, умственная и физическая перегрузка, а также крайне негативная информация, порождающая страх, чувство опасности, гнев, недоумение, другие негативные эмоции – с помощью всех этих раздражителей необходимо время от времени нагружать свою психику, тем самым повышая ее приспособительные возможности. Можно, например, сочетать сложную умственную деятельность с одновременным прослушиванием громкой и крайне неприятной музыки, чтобы таким образом вырабатывать в себе способность не отвлекаться на различные раздражители, при выполнении важной работы. Ярким светом можно себя раздражать, скажем, ночью, проснувшись по будильнику и сразу же включив яркий свет, чтобы подвергнуть себя таким образом сильному стрессу через один из органов чувств. Вдобавок к этому полезно будет приступить к какой-нибудь умственной и/или физической деятельности, тогда нагрузка на организм, на психику, существенно возрастет. С неприятным запахом и вкусом придумайте сами какие-нибудь упражнения, вариантов может быть много, точно также, как и с болевыми ощущениями. Найдите – чем себя помучить. Что касается негативной информации, то находите именно такую информацию, от которой вы сильнее всего напрягаетесь – боитесь, злитесь, возмущаетесь и так далее. Принимайте эту информацию и тщательно обдумывайте ее, чтобы привыкнуть к ней и сделать ее нормой своей жизни, дабы в будущем она вас не шокировала и не оказывала на вашу психику разрушающего воздействия. В общем – вынуждайте свое тело, свою нервную систему, свою психику, которая является свойством нервной системы, напрягаться. Используйте разные раздражители для этой цели, как искусственно созданные, так и естественные.

    Лишения

    Опять-таки, в продолжение вышесказанного, следует отметить, что для укрепления психики периодически необходимо лишать себя не только удовольствий, но и необходимых для жизни вещей, имеющих отношение к базовым потребностям человека, чтобы таким образом приспосабливать свой организм к дискомфорту. Холод, голод, усталость, боль, страдания, все это, как мы уже с вами выяснили, вызывает стресс. Всем этим необходимо себя испытывать. Сексуальное воздержание также должно быть в жизни человека, чтобы он умел, когда это понадобиться, жить без того, в чем нуждается. Умение обходиться даже без самого необходимого – делает человека более приспособленным к жизни и менее подверженным манипулированию. Поэтому периодически создавайте себе спартанские условия жизни, чтобы в отличие от других людей сохранять спокойствие и хладнокровие в таких ситуациях, к которым многие люди в силу особенностей своей жизни не привыкли. А в жизни всякое может случиться, иной раз человек может остаться даже без самого необходимого для его существования. И там, где один человек может сломаться, скажем, не поев пару дней, другой сохранит спокойствие даже в абсолютно нечеловеческих условиях – и выживет. Вообще, чем больше мы имеем, тем труднее нам отказаться от всего этого, а значит, тем проще нами управлять посредством страха. Тогда как человек, которому нечего терять – ничего не боится. А человек, который привык к комфорту – более подвержен влиянию со стороны других людей. Не зря во времена экономических кризисов из окон выбрасываются не бедняки, а достаточно состоятельные люди, пусть даже и разорившиеся, но при этом имеющие потенциал для восстановления своего финансового положения. Неподготовленность к лишениям делает их уязвимыми перед невзгодами, их ум и психика не готовы к поражению, они не представляют себе жизни без всего того, что имели и что потеряли, вот они и кончают с собой. Но разве это правильно? На мой взгляд, нет. Уж лучше заранее готовиться к подобным неблагоприятным ситуациям – приучая себя к любой абсолютно жизни, даже к такой, в которой нет ничего. А умереть мы всегда успеем.

    Ответственность

    Многие люди не придают достаточного значения такому качеству, как ответственность, а ведь оно между тем делает психику человека более устойчивой, а его разум светлым. Ответственный человек никогда не придает первостепенного значения внешним обстоятельствам – он всегда думает о том, что именно он может сделать для того, чтобы изменить, улучшить свое положение. Другие люди действительно могут быть виновниками наших бед, я этого не отрицаю, ибо мы все друг от друга в той или иной степени зависим. Но дело в том, что мы всегда должны искать адекватный ответ на любые посягательства других людей и в целом внешних факторов на наши интересы, на наше благополучие, на нашу жизнь. Если вы окажетесь в горящем здании, вы же не станете винить пожар в том, что он угрожает вашей жизни – вы не станете перекладывать ответственность за свою жизнь на внешние обстоятельства – вы попытаетесь спастись, взяв ответственность за свою жизнь на себя. Вот так мы должны поступать во всех других жизненных ситуациях, независимо от того, кто и как мешает нам жить, кто ставит нам палки в колеса. Потому что наше благополучие, наша жизнь – это наше дело, наша забота, наши проблемы. Так что развивайте ответственность в себе и параллельно будет развиваться ваша психика.

    Отдых

    Как и для восстановления мышц, для восстановления психики необходим хороший полноценный отдых. Обязательно высыпайтесь, особенно после сильных стрессовых нагрузок, хорошо питайтесь, расслабляйтесь физически, гуляйте, веселитесь, выделяйте время на то, чтобы просто посидеть в тишине и покое и поразмышлять. То есть – давайте организму время на восстановление. Хороший отдых для укрепления психики также важен, как и хорошая стрессовая нагрузка, поэтому на него обязательно нужно находить время.

    Подводя итог всему вышесказанному, еще раз повторю, что для того, чтобы укрепить свою психику – необходимо периодически подвергать свой организм умеренному стрессу с помощью различных приемов. Повышение стрессовой нагрузки должно быть плавным, исходя из индивидуальных возможностей человека, определить которые каждый из вас может с помощью экспериментов над собой и благодаря самонаблюдению. Периодически можно и нужно доводить себя до физического и эмоционального истощения, посредством всевозможных раздражителей, выжимая из своего тела и разума все соки. Но потом обязательно необходимо предоставлять своему организму достаточно времени на восстановление и укрепление. Так что прогоняйте себя время от времени через огонь, воду и медные трубы, закаляя таким образом свою психику. В этом мире вы должны быть сильными, чтобы выживать и жить. И я надеюсь, что вы такими будете.

    psichel.ru