Нарушения поведения: виды, причины, коррекция. Модели поведения. Типы поведения в психологии


Типы поведения личности

 

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.

1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе.

3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

9. Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение – человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего "локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, "редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

 

Потребности

 

Потребность – предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия.

Желание ассоциируется с ощущением потребности или биологических (есть, спать) или интеллектуальных (читать).

 

Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом:

Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность и т. п. – в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;
Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;
Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;
Потребности самоуважения: потребности в признании, в одобрении;
Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

 

Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными, а высших – потребностями роста.

А. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями. Вот некоторые из них:

1.Высшие потребности генетически более поздние.

2.Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3.Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.

4.Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.

 

Мотивация

 

Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение, описывает отношения, существующие между действием и причинами, которые его объясняют иди оправдывают.

 

Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Кроме того, реализация того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность – непроизвольность) и контролем за поведением.

 

Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т. д.).

Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементар­ными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удоволь­ствия связано с естественным стремлением к поддержанию и про­должению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприятное чув­ство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

 

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препят­ствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворен­ная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

 

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

 

Хотения являются более высокой стадией в развитии мо­тивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием, хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

.

 

Виды мотивов:

· Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

· Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

· Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе, попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

· Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

· Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

· Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Виды поведения - Психологос

Существует много классификаций поведения. Различают социальное и индивидуальное поведение, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное (а в нем - творческое), намеренное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное. Подробнее:

Социальное поведение

Социальное поведение - действия человека среди людей и относительно людей (Я и ты, Я и мы). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. "Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!" - это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей: поведение адекватное и нет, конфликтное и синтонное, правильное и ошибочное, девиантное и делинквентное... В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция ответственность его не снимается, но снижается. "Это не я начал обзываться, он первый начал!".

Другое важное различение - это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение - самое распространенное, и оно же - источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют - к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль - социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Хотя все поведение человека - социально, в некотором контексте оказывается уместным говорить об индивидуальном поведении: такое поведение происходит в парадигме "Я и предметы". Оно бывает целесообразным и нет, эффективным или нет (ошибочным, неадекватным), но не может быть конфликтным или девиантным.

Врожденное и выученное поведение

Дети как губка впитывают в себя ссоры старших - заученное поведение. скачать видео

По другому основанию выделяют поведение врожденное (инстинкты и выученное в первые часы после рождения), приобретенное (сформированное в результате научения, обучения и воспитания) и творческое (созданное самим человеком). Врожденное поведение - поведение, которое запрограмированно генетически или выучено в первые часы после рождения (импринтинг). Выученное поведение - поведение, возникшее в результате научения.

Надо заметить, что противопоставлять поведение врожденное и поведение выученное - не вполне корректно. Почему? При внимательном рассмотрении оказывается, что большое число выученного поведения является результатом созревания врожденной готовности, где внешний фактор учебы выполнял роль инициатора. Более корректно врожденному поведению противопоставлять приобретенное поведение.

Поведение, которое было выучено в первые часы жизни (разновидность импринтинга) - считается врожденным.

Приобретенное поведение формируется в результате научения, обучения и воспитания. Частью приобретенного поведения являются приобретенные программы - набор действий и реакций, которые были вложены в человека обществом в процессе его жизни. Это язык и лексика, понятия и нормы, все-все знания и навыки, которые в него вложили.

Частью приобретенного поведения является заученное поведение: поведенческая модель, возникшая на раннем этапе от родителей и других близких людей. ​Заученное поведение - это поведенческая модель, возникшая на раннем этапе от родителей и других близких людей.

Например, арахнофобия.

Похоже, что заученным поведением являются большинство из привычных эмоций. Противоположностью заученного поведения является творческое, самостоятельно рожденное (найденное, сделанное) поведение.​

www.psychologos.ru

Типы поведения человека в обществе

Человеческое поведение в обществе – это сложное понятие, которое отражает взаимодействие конкретного человека с другими людьми. Это понятие отражает реакцию человека на события, ситуации и поведение других людей. Любой тип человеческого поведения базируется на потребностях человека в общении с социумом, взаимодействии с людьми для того, чтобы достичь своих целей.

Психологи делят поведение человека в обществе на 3 типа: агрессивное, пассивное, и ассертивное. При этом человек может поменять тип поведения, если он захочет измениться. Чаще всего у человека преобладает один тип поведения, который помогает ему проходить через трудности и решать конфликты. Давайте рассмотрим каждый из типов человеческого поведения.

Агрессивное поведение

Агрессивность – это поведение, при котором человек выбирает такие методы для достижения результата, которые нарушают права других людей. Агрессивный человек навязывает свои убеждения и не учитывает интересы остальных. Агрессивное поведение требует больших эмоциональных усилий и энергии.

Агрессивное поведение человека

Такое поведение свойственно людям, которые любят все брать под свой контроль. Отношения с другими людьми построены на негативе. Обычно, люди с агрессивным поведением – это неуверенные и слабые духом личности, целью которых является принижение других людей, чтобы на их фоне стать лучше и увереннее.

Пассивное поведение

Пассивность – это поведение, при котором человек жертвует своими интересами и позволяет остальным нарушать свои права. Пассивный человек не выражает публично свои мысли, эмоции, убеждения. Он постоянно извиняется, оправдывается, говорит тихо и неуверенно. Чужие интересы они ставят выше собственных убеждений.

Пассивное поведение человека

Чаще всего пассивные люди принимают роль Жертвы и чувствуют себя беспомощными и слабыми. Пассивное поведение, как и агрессивное – это признак неуверенности в себе. Но, в отличие от агрессивного поведения, пассивный человек не берет на себя ответственность за свои действия. Он дает право другим людям принимать за него решения, даже если он точно уверен, что это решение принесет вред.

В основе пассивного поведения лежит страх перед жизненными трудностями, страх принимать решения, страх выделиться из толпы и боязнь ответственности.

Целью пассивного поведение является предотвращение любого конфликта еще на стадии его появления, а также облегчение своей жизни перекладыванием ответственности на других.

Ассертивное поведение

Ассертивность – это выражение своих мыслей и эмоций прямо и уверенно. Ассертивность – это поведение свойственное уверенным в себе людям. Это «золотая» середина между агрессивным и пассивным поведением.

Ассертивное поведение человека

Ассертивный человек способен отстоять свои права и решать жизненные трудности, при этом, не вступая в конфликт. Он знает то, что ему нужно и говорит об этом открыто, он может с легкостью отказать другому человеку, в ситуации, когда это будет необходимо. Ассертивный человек уважает себя и мнение других людей, но в то же время он не зависит от мнения остальных.

Психология (символ ПСИ) Психология

В разделе «Психология» содержится информация о психологии общения, поведения человека в обществе, психологических методиках лечения (в том числе о гипнозе и методе психолога В. И. Полищука) и многое другое.

redhearth.ru

виды, причины, коррекция. Модели поведения

Тема взаимоотношений детей и родителей, а также психология человека по поведению в настоящее время приобретают все большую актуальность. Многие мамы задаются вопросом: «Почему мой ребенок в определенный период стал вести себя иначе? По какой причине он стал таким неспокойным, агрессивным, гиперактивным и проблемным?» Ответы на эти вопросы следует искать в пособиях классических педагогов, таких как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и т. д. Но если у вас на это совершенно нет времени, предлагаем прочитать данную статью, чтобы понять все тонкости детской психологии изучить типы расстройств и нарушения поведения, а также найти правильный подход к его коррекции и воспитанию ребенка в целом.

Произвольное и непроизвольное поведение

В психологии разделяют два типа поведения: произвольное и непроизвольное. Первым обладают организованные дети, проявляющие выдержку и ответственность в делах. Они готовы подчиняться собственным целям и установленным в обществе нормам, законам, правилам поведения, а также обладают высокой дисциплинированностью. Обычно детей с произвольным типом поведения относят к числу чересчур послушных и примерных. Но согласитесь, что такой способ самоподачи тоже не является идеальным.

Именно поэтому психологи выделяют еще один тип: непроизвольное (слепое) поведение. Такие дети ведут себя неосмысленно и нередко лишены инициативности, они предпочитают игнорировать правила и законы – их просто не существует для таких детей. Нарушения постепенно становятся систематическими, ребенок перестает реагировать на замечания и упреки в свою сторону, считая, что он может поступать так, как ему хочется. И такое поведение тоже считается отклонением от нормы. Вы спросите: какой же тип наиболее приемлем для ребенка? Обе модели поведения требуют коррекционной помощи, которая будет направлена на преодоление негативных личностных черт.

нарушения поведения

В чем заключается причина отклонений?

Как известно, каждый человек индивидуален, и полагать, что возникновение отклонений в поведении двух детей имеет одинаковые причины, в большинстве случаев ошибочно. Иногда нарушения могут иметь первичную обусловленность и являются особенностью человека. Например, это может быть постоянное изменение психических процессов, моторная заторможенность или же расторможенность, нарушения интеллекта и т. д. Такие отклонения носят название "нейродинамические расстройства". Ребенок может страдать от нервной возбудимости, постоянной эмоциональной неустойчивости и даже от резких смен поведения.

Отклонения от нормы у здоровых детей

Если же эмоциональный фон ребенка в норме и достаточно устойчив, то причиной отклонений в психологическом плане могут послужить неудачи, например, в учебной деятельности или общении и, как следствие, неумение ребенка справляться с этими трудностями самостоятельно. Такие дети очень нерешительные, пассивные, упрямые и агрессивные. В таком случае главное - понять, что ребенок совершает эти действия непроизвольно, и уж тем более не для того, чтобы кому-то «насолить». Он попросту не может адаптироваться к обстановке и подстроиться под развитие событий. Далее мы более подробно разберем отдельные виды поведения, а именно их особенности, причины и способы коррекции.нарушения интеллекта

Гиперактивное поведение

Гиперактивность является, пожалуй, самым популярным видом расстройства поведения. Таким детям просто необходима повышенная двигательная активность. Но это часть проблемы. Когда ребенок с гиперактивным поведением попадает в социум с прописанными в нем определенными нормами и распорядком, у него нарастает нервное и мышечное напряжение. Ребенок не может терпеть таких запретов, результатом чего становится ухудшение внимания, снижение работоспособности, быстрая утомляемость и эмоциональная разрядка, выражающаяся двигательным беспокойством и неусидчивостью. А такое поведение как раз относится к числу дисциплинарных проступков.

Этим детям гораздо сложнее находиться в общественных местах, в общении со сверстниками и близкими им очень трудно найти общий язык. Дезадаптирующие особенности поведения ребят с гиперактивностью указывают на недостаточно сформированные регуляторные механизмы психики, в первую очередь контроля над собой как основного обстоятельства и звена в образовании нарушения поведения.

психология человека по поведению

Демонстративное поведение

При таком поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы и правила. Причем обращены все его действия в основном ко взрослым. Чаще всего это поведение проявляется следующим образом: дитя кривляется в присутствии взрослых людей, но если они не обращают на него внимания, то это быстро проходит. Если же ребенок находится в центре – он продолжает вести себя как клоун, демонстрируя свою развязность. Интересной особенностью такого поведения является и то, что, если взрослые высказывают замечания ребенку по поводу его некорректного поведения, он начинает еще более активно показывать себя и всячески дурачиться. Таким образом, ребенок при помощи невербальных действий как бы говорит: «Я делаю то, что вас не устраивает. И буду продолжать так себя вести до тех пор, пока вы не потеряете ко мне интерес».

Нехватка внимания – главная причина

Этот способ поведения используется малышом в основном в тех случаях, когда он испытывает недостаток внимания, т. е. общение со взрослыми дефицитное и формальное. Как известно, поведение и психика тесно связаны между собой, поэтому иногда демонстративное поведение применяется детьми и в довольно благополучных семьях, где ребенку уделяют достаточно внимания. В этих ситуациях самоочернение личности используется как попытка выйти из-под власти и контроля со стороны родителей. Кстати, необоснованный плач и нервозность в большинстве случаев также применяется ребенком для самоутверждения перед взрослыми. Дитя не хочет принимать то, что он подвластен им, должен во всем подчиняться и слушаться. Он наоборот пытается «взять верх» над старшими, поскольку ему это необходимо для увеличения собственной значимости.

расстройства поведения

Протестное поведение

Непокорность и излишнее упрямство, нежелание идти на контакт, повышенная самооценка – все это относится к основным формам проявления протестного поведения. В трехлетнем возрасте (и меньше) такие резкие проявления негативизма в поведении ребенка можно считать нормой, но в дальнейшем это следует расценивать как нарушение поведения. Если дитя не хочет выполнять какие-либо действия только потому, что его об этом попросили или, еще хуже, приказали, то можно сделать вывод, что ребенок просто стремится к независимости, хочет доказать всем, что он уже самостоятельный и не будет следовать приказам. Дети доказывают свою правоту всем независимо от ситуации, даже если в действительности осознают, что поступают неправильно. Таким ребятам крайне важно, чтобы все было так, как они хотят. Считаться с мнением старшего поколения для них непозволительно, да и общепринятые нормы поведения они всегда игнорируют.

В результате во взаимоотношениях возникают разногласия, а перевоспитание без помощи специалиста становится практически невозможным. Чаще всего такое поведение приобретает постоянную форму, особенно когда в семье часто возникают разногласия, но взрослые не желают идти на компромисс, а просто пытаются воспитывать ребенка криками и приказаниями. Нередко упрямство и напористость определяются как «дух противоречия». Ребенок, как правило, чувствует вину и переживает по поводу своего поведения, но тем не менее снова продолжает себя так вести. Причиной такого постоянного упрямства является длительный стресс, с которым дитя не может справиться в одиночку, а также нарушения интеллекта и перевозбудимость.

Следовательно, возникновение нарушения поведения может иметь разные причины. Разобраться в них — значит найти ключ к чаду, к его активности и деятельности.

Агрессивное поведение

Агрессивное поведение является целенаправленным и разрушительным. Используя такой вид, ребенок намеренно сопротивляется законам и нормам жизнедеятельности людей в социуме, всячески вредит «объектам нападения», причем это могут быть как люди, так и вещи, вызывает у тех, с кем взаимодействует, отрицательные эмоции, неприязнь, страх и подавленность.

Подобные действия могут осуществляться для непосредственного достижения важных целей и психологической разрядки. Самоутверждение и самореализация – вот то, ради чего ребенок может вести себя слишком агрессивно. Агрессия может быть направлена либо на сам объект, из-за которого возникает раздражительность, либо на отвлеченные предметы, которые не имеют к ней никакого отношения. Ребенок в таких случаях практически неуправляем: завязать драку с кем-либо, разрушить все, что попадется под руку, закатывать истерики – все это ребенок может делать без зазрения совести, считая, что за этими действиями не последует наказания. Однако агрессивность может проявляться и без рукоприкладства, а значит, могут использоваться другие поведенческие факторы. Например, дитя может оскорблять окружающих, дразнить их и ругаться. В этих действиях проглядывается неудовлетворенная необходимость в повышении собственной значимости.

поведение и психика

Зачем и почему ребенок себя так ведет?

Проявляя агрессию, ребенок чувствует свое сомнительное превосходство над другими, силу и непокорность. Основными причинами нарушения поведения являются проблемы и трудности, возникающие у детей из-за учебы. Профессионалы называют такое невротическое расстройство дидактогенией. Именно оно выступает одной из главных причин, приводящих к суициду. Но в чрезмерной агрессивности ребенка нельзя винить только обучение. Негативное воздействие компьютерных игр, влияние СМИ и изменения системы ценностей в отношениях, дисгармония в семье, а именно постоянные ссоры родителей и драки – все эти факторы также могут оказывать негативное влияние на детскую психику. Если ваш ребенок стал слишком импульсивным, вспыльчивым, тревожным или эмоционально неустойчивым, то самое время обратиться к психологу либо попробовать самостоятельно провести беседу и выяснить, в чем кроется причина проявления агрессии.

Инфантильность в поведении

Если вы замечаете, что ребенок ведет себя не по возрасту и ему присущи детские повадки, то дитя можно считать инфантильным. Такие школьники, занимаясь довольно серьезной деятельностью, продолжают видеть во всем лишь развлечение и игру. К примеру, во время уроков ребенок, даже сам того не замечая, может внезапно отвлечься от работы и начать играть. Учителя обычно расценивают такое поведение как нарушение дисциплины и непослушание, но в таком случае необходимо учитывать то, что ребенок делает это совсем не для того, чтобы разозлить преподавателя или получить выговор. Даже если ребенок нормально или слишком быстро развивается, в его поведении все равно проглядывается некоторая незрелость, беззаботность и легкость. Таким детям жизненно необходимо постоянно чувствовать чью-то заботу или внимание, они не могут самостоятельно принимать решения, боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Они беззащитны, нерешительны и наивны.

Инфантильность впоследствии может приводить к нежелательным последствиям в социуме. Дитя, у которого наблюдается такой тип поведения, нередко оказывается под влиянием ровесников или детей старшего возраста с асоциальными установками. Не думая, он приобщается к действиям и поступкам, нарушающим общую дисциплину и правила. Этим детям присущи такие поведенческие факторы, как переживание и душевная боль, поскольку они имеют предрасположенность к карикатурным реакциям.общепринятые нормы поведения

Конформное поведение

Теперь поговорим о чересчур дисциплинированном поведении. Специалисты называют его конформным. Как правило, взрослые гордятся подобным поведением своих детей, однако оно так же, как и все вышеперечисленное, является отклонением от нормы. Беспрекословное послушание, слепое следование правилам вопреки своему мнению в некоторых случаях может привести даже к более серьезным расстройствам психики ребенка.

Причиной чрезмерного подчинения может быть авторитарный стиль воспитания у родителей, гиперопека и контроль. Дети в таких семьях не имеют возможности развиваться в творческом плане, так как все их действия ограничиваются родительскими установками. Они очень зависимы от чужого мнения, склонны к быстрой смене точки зрения под чужим влиянием. И как вы уже поняли, очень большую роль в определении поведения играет именно психология человека. По поведению можно определить, имеются ли у ребенка проблемы с психикой, как у него обстоят дела в общении с родными, близкими и друзьяи, насколько он уравновешен и спокоен.

особенности поведения: коррекция

Способы коррекции детского поведения

Методы коррекции напрямую зависят от характера педагогической запущенности, модели поведения и того, как воспитан ребенок в целом. Образ жизни, поведение окружающих людей и социальные условия также играют немаловажную роль. Одним из основных направлений коррекции считается организация деятельности детей в соответствии с их интересами и увлечениями. Задача любой коррекции заключается в активизации и побуждении детей к борьбе с наблюдающимися у них негативными качествами, плохими манерами и вредными привычками. Конечно же, сейчас существуют и другие направления и методические приемы коррекции отклонений в поведении детей, а именно внушение, библиотерапия, музыкотерапия, логотерапия, арттерапия, игротерапия. Как было упомянуто выше, последний способ является наиболее популярным и эффективным.

fb.ru

понятие в психологии, причины и типы виктимного поведения

Человек — это продукт взаимодействия с социальной средой. При этом среда оказывает решающее влияние на формирование личности, и далеко не всегда это влияние идет во благо. В ряде случаев процесс социализации приводит к тому, что индивид превращается в забитое или агрессивное существо, готовое принести себя в жертву. Не ради каких-то высших идеалов или благополучия близких, а просто потому что позиция жертвы для него близка и привычна. Эта особенность поведения и мировоззрения личности называется виктимностью, что в дословном переводе с латинского означает «жертвенность».

В чем проявляется виктимность

Термин «виктимизация» первоначально появился в юриспруденции и криминалистике. Означал он процессы, приводящие к тому, что некоторые люди предрасположены стать жертвами агрессии, насилия, мошенников. Поведение жертв таково, что они сами провоцируют различных асоциальных субъектов на противоправные действия в отношении их.

Виктимное поведение с точки зрения психологии

В психологии это явление стали изучать сравнительно недавно – в конце прошлого века. Но интерес исследователей к нему увеличивался по мере того, как становилось понятно, что истоки виктимного поведения нужно искать именно в психологических особенностях жертв. Тем более было доказано, что склонность подвергать себя опасности стать жертвой насилия – это не просто блажь или глупость, а отклонение от нормы, которое может превратиться в настоящее психическое заболевание, требующее серьезного, в том числе медикаментозного лечения.

Проявляется виктимность в своеобразном поведении человека, который провоцирует людей, склонных к агрессии, вызывает по отношению к себе проявление насилия. В народе о таких очень точно говорят: «Сам напросился». Примеры виктимного поведения разнообразны: жена грубит и ведет себя вызывающе с пьяным мужем; девушка, откровенно заигрывающая с «плохими парнями» в баре; подросток, жалующийся учителям на своих сверстников; заложник, демонстративно отказывающийся подчиняться террористам и т. д.

Но людей, склонных к виктимному поведению, нельзя назвать глупцами или мазохистами. Хоть со стороны кажется, что роль жертв их привлекает, но это верно лишь отчасти. Такие индивиды обычно очень любят жаловаться на свою судьбу, тем самым привлекая к себе внимание, которого иным способом они добиться не могут. Но открыто демонстрируя свои слабости, обиды, раскрывая перед всеми свою жалкую сущность, они вызывают не жалость, а презрение и агрессию.

Это хорошо заметно в компаниях подростков или в школьных классах, где издевательствам подвергаются самые жалкие и, казалось бы, безобидные дети. Известный исследователь поведения людей и высших животных этолог Конрад Лоренц сравнивал подростковую группу со стаей животных. В стае не место слабым и ущербным, они – то слабое звено, из-за которого может пострадать весь социум. Поэтому слабые вызывают неприязнь и агрессию, их изгоняют из стаи, а то и вовсе убивают.

Конечно, общество – это не стая волков или обезьян, однако древние поведенческие механизмы дают о себе знать, особенно у людей, склонных следовать животным инстинктам, а не социальным нормам. К сожалению, здесь справедливо высказывание: «Если есть жертвы, то найдутся и насильники». Правда, проявляется провоцирующее поведение жертв по-разному и далеко не всегда его можно сразу распознать.

Два типа виктимного поведения

Различие в поведении жертв обусловлено их психологическими особенностями. Среди людей, склонных к виктимному поведению, встречаются не только потенциальные жертвы, но и потенциальные насильники, в другой ситуации охотно демонстрирующие агрессию и жестокость. Поэтому можно выделить два типа виктимного поведения, которые существенно различаются.

  • Комформное (соглашательское) поведение людей, с готовностью принимающих роль жертвы, ждущих в отношении себя насилия, оскорблений, обмана. Эти люди робкие, склонные к подчинению, часто боготворящие находящегося рядом с ними насильника, так как видят в нем сильную личность, способную на поступки, которые недоступны жертве. Для таких «жертв» характерна заниженная самооценка и уверенность в собственной никчемности, неудачливости. И в то же время им свойственно чувство перманентной обиды на весь мир, они любят жаловаться, демонстрируя свой статус «жертвы».
  • Эмоционально-неустойчивое, демонстративное и вызывающее поведение. Этот тип виктимного поведения часто проявляется в агрессивности самой «жертвы», в склонности к провокациям. Это характерно, например, для подростков и для людей, страдающих инфантилизмом. Люди с этим типом поведения обычно сами любят травить тех, кто слабее, нередко примеряют роль насильников и преступников. Склонность к жестокости и подавлению слабых делает в глазах этих индивидов подобные действия обычными, и в ситуации, когда насильник сталкивается с более сильной личностью, он сам принимает роль жертвы. Про таких говорят: «Удалец среди овец, а перед удальцом сам овца».

Бывает, что в роли жертвы оказываются сильные, уверенные в себе личности с повышенным чувством ответственности. Иногда обстоятельства складываются так, что эти люди сознательно идут на жертву, чтобы отстоять свои принципы, защитить близких людей, свою страну и т. д. Но несмотря на многие признаки виктимного поведения, такая жертвенность к нему не относится. Чаще всего она объективно оправдана.

Факторы, порождающие склонность к виктимности

Семейное воспитание

Психологи считают, что для людей, склонных к виктимному поведению, характерны различные явления деформации личности и психические заболевания. Однако считать их единственными причинами синдрома жертвы нельзя. Скорее, нарушения в психике и деформация личности не только сопровождают виктимность, но и порождены общими с ней причинами. В психологии выделяют две группы факторов, порождающих психологию жертвы.

Социальные факторы

Совершенно очевидно, что выросший и воспитанный в нормальных условиях человек не может даже подсознательно желать себе вреда. Кроме этого, работает еще и инстинкт самосохранения, препятствующий виктимному поведению. И нужны действительно особые условия, чтобы врожденная программа начала давать сбой. Поэтому многие психологи считают виктимность порождением уродливой социализации, формирующей у индивида искаженные представления о системе ценностей, о себе самом и своих отношениях с другими людьми. Можно выделить несколько социальных причин, влияющих на склонность человека принимать статус жертвы:

  1. Особенности семейного воспитания: конфликты в семье, пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни родителей, жестокое обращение с ребенком и манипулирование им.
  2. Отсутствие у ребенка ощущения любви, заботы и чувства защищенности со стороны родителей.
  3. Чрезмерная опека родителей, ограждающих ребенка от всякого влияния внешнего мира. В результате этого он вырастает неспособным различать добро и зло и противостоять опасностям, о которых даже не подозревает. Гиперопека – это причина инфантилизма, социальной недальновидности и незнания часто жестоких законов социума.
  4. Проблемы и конфликты со сверстниками, особенно в подростковом возрасте.
  5. Наличие негативного эмоционального опыта, связанного с наблюдением за сценами насилия.
  6. Ощущение собственной неполноценности и ущербности под влиянием реакции социума на какие-то отклонения, дефекты, травмы человека.

Все эти причины так или иначе связаны с неблагополучной социальной средой, в которой рос ребенок. И эти условия привели к развитию деформированных представлений о своем месте в социуме, о низкой значимости и ценности собственной личности.

Феноменологические факторы

Под влиянием неблагополучной социальной среды формируются качества индивида, которые превращают его в слабовольную и зависимую жертву обстоятельств.

Так, психологи считают важной предпосылкой виктимного поведения повышенную агрессивность, проявляющуюся еще в детском возрасте. Демонстрируя собственную жестокость по отношению к более слабым детям и животным, ребенок привыкает к ней и вырастает человеком, для которого жестокое и агрессивное поведение – норма. Он готов к тому, что и в отношении его будет применено насилие, потому что для него это обычное дело.

Нередко привычной и естественной становится жестокость подростков не только из-за неблагополучного семейного воспитания, но и под влиянием общения с агрессивными сверстниками, жестоких фильмов, компьютерных игр со сценами насилия.

Но все же следует подчеркнуть, что реальные социальные условия играют решающую роль – подросток вполне способен отличить виртуальную действительность от реальной, если только последняя не демонстрирует ему то же самое насилие. Под влиянием постоянных столкновений с жестокостью в своем окружении и на экране дети становятся более черствыми, равнодушными, притом не только к окружающим, но и к самим себе.

Это касается и взрослых, состоявшихся личностей. Постоянное пребывание под влиянием отрицательных эмоций, отсутствие позитива в жизни, душевного тепла близких порождает у людей повышенную тревожность, постоянное ожидание чего-то еще более худшего, а также психические заболевания: неврозы, депривации, депрессии и т. д.

Как избавиться от виктимности

Виктимность, особенно в ярко выраженном виде – это психическое отклонение, болезнь, а лечение любой болезни следует начинать с устранения ее причины. Но в психотерапии это, к сожалению, не всегда возможно. Так, если синдром жертвы сформировался под влиянием дефектов детской социализации, то ничего в прошлом мы изменить уже не можем. Поэтому придется устранять не причину, а ее последствия. И здесь есть несколько путей, но все они требуют вмешательства квалифицированного психолога, психотерапевта, а то и психиатра:

  • Изменение отношения к прошлому. Ведь именно оно в данном случае формирует поведение человека. Психотерапевтические методики позволяют избавиться от последствий детских психических травм, изменить отношение человека к тому, что случилось с ним в прошлом, научить его отпускать прошлое и чувствовать себя независимым от него.
  • Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, повышение самооценки и самоуважения. Уверенность в себе и обретение чувства независимости позволят человеку отказаться от статуса жертвы.
  • Использование методов когнитивной психотерапии для коррекции установок, взглядов, ценностей, отношения к себе и окружающим.
  • Развитие самоконтроля, формирование установок на адекватный тип поведения, развитие коммуникативных навыков и способности взаимодействовать с другими людьми, правильно оценивать их намерения и отношение. Этого можно достигнуть с помощью специальных социально-психологических тренингов.
  • Снятие напряженности и последствий стресса, выход из состояния депрессии, что достигается с помощью специальных медикаментозных средств, назначенных психиатром.

Но важным условием коррекции поведения людей с синдромом жертвы является создание благоприятной социальной обстановки, обретение истинных друзей, единомышленников, близких людей. И возможно, для этого необходимо будет сменить место жительства и уехать туда, где в этом человеке не будут видеть жертву.

psychologist.tips

25. Типы поведения в группе

В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психологу при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

26. Руководство группой

К. Левин и др. выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль. Все виды поведения клиентов в группе определяются руководителем. Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т.п. Психолог при этом стиле – самый активный и авторитарный участник работы группы.

Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психолог направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера.

Попустительский (антиавторитарный) стиль. Психолог полностью устраняется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.

Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе – демократический (Рудестам, 1990). Однако известно, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель.

Личность руководителя. Определенное влияние на эффективность руководства группой оказывают личные качества психолога.

Славсон (1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.

Рудестам (1990) специфическими лидерскими качествами считает: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум.

studfiles.net

что это в психологии, характер, поведение

Гипертимы несут в мир много ярких красок за счет своего непревзойденного оптимизма и позитивного настроя. Общение с ними увлекает в считанные минуты. Такие люди любят постороннее внимание к своей персоне и становятся лидерами в общении, но делают это так ненавязчиво, что окружающие с удовольствием поддаются их влиянию. Обладатели этого типа личности имеют свои недостатки, которые выражаются в чрезмерной вспыльчивости и кратковременной агрессии. Поведенческие проявления зависят от психологического подтипа, в каждом из которых преобладает своя черта характера.

1

Гипертимный тип личности в психологии

Классификацию типов личности предложил немецкий ученый К. Леонгард. В основу легли поведенческие особенности, которые проявляются в процессе общения с близкими людьми. Согласно его теории, каждый тип имеет определенный набор качеств, которые могут сказываться на физическом и духовном здоровье человека. Деление всех личностей по Леонгарду включает 12 психотипов, один из них гипертимный. Этот тип в психологии имеет четкую характеристику: повышенное фоновое настроение, оптимизм, динамическое общение, авантюризм и инициативность.

Активность, гибкость и легкость в коммуникации обусловлена поверхностным восприятием собеседника. Межличностные отношения выстраиваются этим психотипом с некоторой небрежностью к морали. Отмечается негативная реакция на монотонность и однообразие. Смена обстановки и сфер деятельности просто необходимы для нормальной жизни такого человека. В совокупности все личностные качества требуют безоговорочного лидерства, причем неформального. Личности не обязательно быть на виду и открыто говорить о своем преимуществе перед другими, вполне достаточно осознания, что его уважают и всегда поступают так, как ему угодно.

Люди гипертимного типа любят шумные компании и с радостью не только принимают в них участие, но и организовывают самостоятельно подобные мероприятия. Для них важно быть в центре внимания и вызывать у окружающих неподдельный интерес к своей персоне. Коммуникабельность, болтливость и неограниченная контактность им в этом хорошо помогает. Авантюризм и жажда приключений постоянно подталкивают любопытного гипертима к необдуманным поступкам.

2

Типы гипертимов

Внутри психотипа существует более детальная психологическая градация, которая отображает поведенческие наклонности личности:

  • гипертимно-неустойчивый: несформированный темперамент, когда развлечения стоят на первом месте в ущерб основному роду деятельности, нередко это заканчивается алкоголизмом, наркотической зависимостью и разложением морального облика личности;
  • гипертимно-истероидный: формируется в результате реагирования на стрессы и сильные эмоциональные потрясения, такой человек любыми способами старается доказать себе и окружающим, что он непревзойденный и самый достойный, медоты могут быть самыми непредсказуемыми;
  • гипертимно-аффективный: характер такой личности довольно вспыльчивый и агрессивный, любая противоборствующая сторона воспринимается враждебно, конфликты доходят до безумства;
  • гипертимно-циклический: перепады настроения имеют циклическое течение и регулируются эндогенными факторами.

3

Возрастные особенности

Характер и поведенческие особенности гипертимного типа меняются на протяжении всей жизни. Каждому возрасту присущи свои специфические проявления:

  1. 1. Детство. Гипертимные дети отличаются непоседливостью и болтливостью. Выраженная физическая и эмоциональная активность никогда не остается незамеченной со стороны окружающих. С ранних лет они стремятся все делать самостоятельно, при этом не чувствуя никакой ответственности за содеянное. Плохо поддаются воспитанию, потому что не соблюдают субординацию и дистанцию по отношению к взрослым. Еще в дошкольном периоде они стремятся к лидерству и пытаются управлять детьми на детской площадке или в своей детсадовской группе. Озорство и непослушание порой выходят за рамки дозволенного, что служит причиной жалоб воспитателей и учителей. Первые серьезные проблемы у родителей начинаются в школьном возрасте, когда хорошая успеваемость омрачается периодическими неудовлетворительными отметками. Это связано с неусидчивостью и нежеланием участвовать в монотонном процессе обучения. Имея хорошую способность усваивать новый материал, они попросту ленятся тратить время на это однообразное дело. Значительно интереснее общаться с друзьями и познавать мир в красочных деталях.
  2. 2. Юношество. В подростковом периоде гипертимный тип личности отличается своим весельем, постоянным желанием общаться и приподнятым настроением. Любое внешнее воздействие на эти поведенческие особенности провоцирует разъяренность, отторжение и всплески агрессии. Наибольший негативный ответ получают люди, пытающиеся навязать свою точку зрения или повлиять на активность гипертимной личности. Физическое и половое развитие происходит несколько раньше, чем у сверстников. В 14 лет они уже имеют сформировавшийся внешний облик и мало чем отличаются от взрослых. Подростки этого психотипа нередко являются яркими персонажами эмансипированной молодежи. Они часто конфликтуют с наставниками и родителями при попытках последних поучать и диктовать порядок действий. Такие агрессивные вспышки с их стороны психологи приравнивают к борьбе за свободу. С друзьями конфликтуют реже, потому что среди сверстников их принимают за неформальных лидеров.
  3. 3. Взрослый человек. Поведение во взрослой жизни в большей степени зависит от подросткового периода. Проведя бурное и насыщенное юношество, рано повзрослев и став независимым от обстоятельств, в зрелом возрасте личность начинает работу над ошибками. Из обязательных качеств, которые сопровождают ее на протяжении всей жизни, можно отметить лишь оптимизм, стремление развиваться и идти вперед. Трудности и неудачи не способны демотивировать оптимиста, он с легкостью отпускает их, даже если остается возмущенным и недовольным.

4

Общая характеристика

Гипертимность характера в большей мере отображают оптимизм и бодрость его обладателя. Но в психологии этот тип личности описывается как нестабильный и имеющий тонкую грань между адекватным поведением и склонностям к насилию и психопатии. Среди всех пациентов, поступающих на лечение в специализированные учреждения, больше половины гипертимы. Особенно это касается нестабильных психотипов, которые склонны к авантюрам и всякого рода зависимостям.

Раннее половое созревание приводит к выраженной сексуальной активности. Еще в подростковом возрасте личность может пострадать от чрезмерного влечения и желания жить полноценной интимной жизнью. Ранние браки на почве беременности практически никогда не становятся счастливыми и стабильными. Гипертим всегда в поиске лучшего сексуального партнера. Обретя семью даже в довольно зрелом возрасте, человек не прекращает поиск, женщины и мужчины этого психотипа всегда имеют массу любовных взаимоотношений на стороне. Все они заканчиваются, как только происходит половой контакт, пропадает всяческий интерес к любовному объекту и начинается новый поиск. Как правило, эти люди не имеют крепких семейных союзов, партнеры устают от такого образа жизни и прерывают отношения.

Акцентуированной личности по гипертимному типу не свойственно жить по правилам. В связи с этим нередко возникают трудности с законом, потому что неисполнительность и безответственность приводят к неосознанным поступкам. С одной стороны, они четко понимают, где находится черта преступности, с другой, халатно относятся к мелким правонарушениям. Казарменный ритм жизни оказывает на них давление, и они всячески пытаются противостоять ему и выйти из под своеобразного прессинга, угрожающего их беззаботности и свободе.

Гипертимы часто достигают высоких результатов в профессиональной деятельности. Это им удается благодаря энергичности и непрерывному развитию, ведущему к личностному росту. Стрессоустойчивость и упорство позволяют преодолевать возникшие в работе трудности. Наибольших успехов им удается достичь в творческих профессиях, основанных на общении с людьми. Креативность и непредсказуемый подход к решению сложных задач не позволяет им долго оставаться в тени.

Всегда приподнятое настроение и активность сочетаются с сияющим внешним видом. Гипертимы обычно имеют хороший аппетит и здоровый сон, хоть и не продолжительный, но это не мешает им оставаться жизнерадостными и отдохнувшими. Всем своим внешним видом и открытостью они притягивают к себе людей. Стенические (активные, положительные) качества не остаются незамеченными со стороны окружающих, чаще всего вызывая восторг и удовольствие от общения.

Среди талантов и возможностей людей с подобным темпераментом ключевую роль играют чувственность и способность ясно мыслить. У них хорошо получается беседовать, говорить даже с незнакомыми людьми и быстро принимать решения, хоть порой и необдуманные. Непринужденность и легкомыслие по отношению к жизни и сложившимся ситуациям не позволяют долго горевать и отчаиваться. Плохое, подавленное настроение они маскируют под весельем и шутками, что хорошо получается в виду разносторонней развитости и гибкого мышления.

Добиваться поставленных результатов и выстраивать длительные и плодотворные отношения им мешают отрицательные качества. Общительность нередко перерастает в болтливость и навязчивость. Не все компании и социальные группы готовы принимать неформального лидера, в большинстве крупных организаций такие личности имеют звание серого кардинала, который способствует разъединению коллектива и использует людей в своих целях. Разгульный образ жизни и нескончаемый поток мыслей и идей постоянно отвлекают от работы, что негативно сказывается на карьере.

Найти подход к гипертимному типу акцентуации характера крайне сложно из-за нежелания личности слушать нравоучения со стороны взрослого и опытного поколения. Рекомендации родителям в процессе воспитания даст квалифицированный психолог. Для рационального подхода необходимо правильно определить гипертима.

Для избежания проблем в подростковом и зрелом возрасте родителям следует более тщательно заниматься воспитанием гипертимного ребенка. В детстве он должен максимально быть занят на секциях, предусматривающих физическую активность. Такого ребенка нельзя баловать и выделять среди других сверстников. В юношестве воспитательный процесс должен иметь ненавязчивый тон. Категорически не рекомендуется ничего запрещать.

5

Известные примеры

Современный российский мультфильм про Машу и медведя - яркий пример. Задорная девочка с массой увлечений постоянно находится в движении, испытывает дефицит общения, чем очень утомляет медведя, у нее всегда хорошее настроение. Неудачи ее не огорчают, она часто находит альтернативное решение. Этот мультипликационный персонаж является самым ярким примером гипертимной акцентуации личности.

Классическая литература полна беззаботных героев, склонных к авантюрам. Среди них всем известные Хлестаков и Ноздрев, получившие жизнь в произведениях Н. В. Гоголя. Яркие примеры данных литературных героев не очень похожи между собой, но являются представителями одного психотипа. Они оба расточительны, легкомысленны, склонны к общению и любят быть в центре внимания. Устав, правила и обязанности их тяготят, зато развлечения и чрезмерное веселье стали образом жизни.

Среди известных людей гипертимом является Джим Керри. Никто не слышал про его неудачи и страдания. Он всегда снимается в комедийном жанре, успевая быть и режиссером, и актером одновременно. Насыщенная жизнь отображается в большом количестве картин с его участием. За короткий промежуток времени ему удается показать множество гримас, привлекая восторженные взгляды окружающих к своей персоне.

neurofob.com