Чувство и страсть. Страсти это в психологии


Чему учит христианская аскетика, или Как верующему исправить свои нравы? Что такое страсти | Психология

В лингвистике различают действительный и страдательный залог. Действительный — когда действие совершает предмет или человек; страдательный — когда действие совершается над предметом или над человеком. Например, когда я владею телевизором — это нормально. Когда телевизор владеет мной, это уже патология, или — страсть.

Каковы свойства страсти?

Беседа двух людей. Один: «Ты страдаешь алкоголизмом!» Другой: «Вовсе нет! Я им не страдаю. Я им наслаждаюсь».

Страсти — это привычки, а как привычки они возникают, возрастают и укрепляются от времени и частого повторения (соответственно, чем сильнее укрепится в нас страсть, тем тяжелее будет впоследствии ее из нас «вытравить»).

Однако, внося в нашу жизнь неудобство и разлад, страсти имеют в себе еще и некую услаждающую часть (ведь если бы страсти все до одной были противными, то никто бы с ними вообще не связывался). Так что же это за наслаждение?

В обжорстве, беспорядочной половой жизни, лени, в новом сотовом телефоне — наслаждение; в любви к телевизору, играм — интерес и азарт; в гневе, обиде, злопамятности, мстительности, ропоте и самооправдании — чувство собственной правоты; в надменности, гордыне, эгоизме — чувство собственной важности, и так далее.

Благодаря некоей приятности от того или иного действия формируется психическая зависимость (страсть) — нам нравится повторять это действие, нам хочется этой приятности еще и еще…

Собственно, если это так приятно, то зачем с этим бороться?

«Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».(Первое послание апостола Павла к коринфянам, глава 6, стих 12)

Действительно, зачем? Живи себе, как живется, получай кайф от жизни — лафа! Согласен — наше право, никто нас насильно в рай не загоняет. Однако что читаем в Библии? «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12).

Да, мы свободны, но свобода подразумевает ответственность: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9). И на суде будет испытано, угодны были наши дела Богу или нет, поступали мы по закону Божию и заповедям Его или по закону своей плоти.

Неполный перечень дел плоти приводит апостол Павел в своем послании к галатам: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал. 5, 19−21)

Опасность быть отвергнутыми Богом заставляет христиан бороться со своими злыми привычками, объявляя самую настоящую войну страстям, потому что невозможно безнаказанно служить одновременно и Богу, и диаволу (см. Мф. 6, 24, Лк. 16, 13).

Какие есть пособия и руководства по борьбе со страстями?

Со временем на основе поучений и наставлений подвижников благочестия сложилась целая наука о борьбе со страстями посредством самоограничения и духовных упражнений. Название этой науки — аскетика (собственно, с целью познакомить с ней уважаемого читателя и появилась данная статья). Аскетика учит о том, как, в каком случае и какие подвиги следует нести человеку, как правильно поститься, молиться, исполнять добродетели, чтобы достичь святости. Как и у всякой науки, у нее есть свои источники, своя научная литература. Разберем, на какие труды стоит опираться рядовому христианину, ищущему спасения своей души.

В первую очередь — это книги Священного Писания Нового Завета (четыре Евангелия, книга Деяний, а также послания апостольские) — они являются основанием христианских морали, веро- и нравоучения. Можно получить немалую пользу уже только от чтения этих книг. Далее идут: «Душеполезные поучения преподобного аввы Дорофея» (VI век) — популярно изложенное учение о монашеской жизни и о борьбе со страстями; «Лествица, возводящая на небо» преподобного Иоанна Лествичника (VI век) — более глубокий труд о свойствах страстей и добродетелей; пятитомник «Добротолюбие» (IV — XV века) — самый подробный и самый глубокий труд о подвижнической жизни. Однако если поучения аввы Дорофея и «Лествицу» может читать малоподготовленный или вообще неподготовленный человек, то «Добротолюбие» следует изучать с крайней осмотрительностью — неопытный чтец может вместо пользы нанести себе непоправимый вред.

А как получить этот самый опыт? Опыт зарабатывается или путем набивания шишек, или перенимается от живого наставника, или из книг. Шишки набивать больно, малорезультативно и весьма опасно, живого наставника порою и днем с огнем не сыщешь, потому остаются только книги. В качестве настольного руководства по духовной жизни подойдут творения святителя Игнатия (Брянчанинова), в частности его двухтомник «Аскетические опыты» (XIX век), и творения святителя Феофана Затворника, в частности «Путь ко спасению» и «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», а также его переписка к частными лицами (XIX век). Эти два человека сумели осмыслить опыт отцов-подвижников ранних веков и изложить его языком, понятным простому человеку своего времени.

Из современных нам авторов будет полезно почитать проповеди и беседы митрополита Сурожского Антония (XX — начало XXI века) и беседы старца Паисия Святогорца (XX век). Оба этих автора — наши современники, потому язык их наставлений очень доступен, прост и понятен.

В следующей части нашей статьи мы рассмотрим, какими бывают страсти и как с ними следует бороться.

shkolazhizni.ru

Чувство и страсть — Познай себя

эмоцииВ психологии эмоциональные проявления принято различать в зависимости от силы, источника и выраженности переживаний. Поэтому наряду с чувствами ученые выделяют еще и страсти. Если чувство – это стойкое эмоциональное отношение, которое отражает оценку человеком определенного объекта, то страсть – это стойкое, сильное чувство, которое способно доминировать над другими побуждениями человека. Страсть приводит к сосредоточению всех сил и устремлений на предмете страсти.  Можно сказать, что страсть – это очень сильное чувство.

Причины возникновения страстей разные. Они могут возникать  на основе идейных убеждений личности или исходить из плотских влечений. Страсти также могут иметь патологическую природу, то есть возникать на фоне психических отклонений и заболеваний.

Страсть может одобряться, приниматься самой личностью, которая ее испытывает, а может осуждаться ею и восприниматься как нечто нежелательное, греховное, навязчивое.

Страсти, как и чувства, можно условно поделить на веселые, печальные или смешанные.

Переживание страстей провоцирует возникновение болезней. Так, например, болезни желудка, печени, поджелудочной железы или селезенки могут быть обусловлены переживанием горя, зависти, честолюбия или разочарования.

90% больных онкологическими болезнями «обязаны» их возникновению сильным нравственным потрясениям.

Чрезмерная страсть к познанию, учению приводит к проблемам с пищеварительной системой, бессоннице, геморрою, нервной раздражительности.

Французский просветитель Гельвеций считал, что на духовную жизнь человека влияют четыре основных страсти: в детстве – чревоугодие, в юношестве  — вожделение, в зрелом возрасте – честолюбие, и в старости — скупость. Гельвеций называл безумными тех людей, которые стремятся укротить свои страсти, ведь без страстного желания невозможно достичь чего-то.

Религиозные учения тоже рассматривают страсти как предмет своего изучения. Понятие страстей в религии имеет отрицательный оттенок, и потакание своим страстям считается греховным поведением. Человек должен избавляться от страстей, потому что они мешают ему развиваться духовно и заставляют грешить. Потакание своим страстям считается недостойным для верующего человека поведением.эмоции2

Философы рассматривают страсть как чрезмерное, неестественное желание чего-то или потребность в том, в чем на самом деле человек не очень нуждается. Если человек покоряется своим страстям, то его воля становится плотской, самолюбивой. Дух уподобляется плоти, становится пассивным, следует за увлечениями тела.

Перечень человеческих страстей:

  1. Гордыня.
  2. Тщеславие.
  3. Самолюбие.
  4. Отчаяние.
  5. Леность.
  6. Чревоугодие.
  7. Сладострастие.
  8. Печаль.
  9. Уныние.
  10. Малодушие.
  11. Скорбь.
  12. Ненависть.

По мнению средневековых мыслителей, все эти чувства являются проявлением греха. Борясь с ними, человек тем самым становится духовно сильнее и ближе к божественному началу.

Можно сделать вывод, что страсти способны как положительно, так и отрицательно влиять на человека. Например, самолюбие может помочь личности самосовершенствоваться, помогает стремиться к высоким достижениям, но также способно делать человека эгоистичным, считающимся только с собственными интересами. Поэтому важно научиться понимать себя, правильно толковать свои желания и эмоции, и тогда страсти не смогут руководить человеком, а  станут верными помощниками на пути к счастливой жизни.

communityhost.ru

Страсти

С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.

Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является лишь вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен Волевой Момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нём преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит.

Это объективное раздвоение, заключающееся в природе страсти, служит отправной точкой для двух различных и даже диаметрально противоположных её трактовок; притом в трактовке этой частной проблемы находят себе яркое выражение две различные общефилософские мировоззренческие установки. Было даже время, время Р. Декарта и Б. Спинозы, когда именно эта проблема — вопрос о природе страстей — стала одной из основных философских, мировоззренческих проблем. На ней стоические тенденции столкнулись с христианскими традициями.

Для традиционной, в своей основе христианской, концепции всякая страсть, страсть как таковая, является тёмной фатальной силой, которая ослепляет и полонит человека. В ней сказывается роковая власть низшей телесной природы человека над её высшими духовными проявлениями. Она поэтому в своей основе всегда зло. «Страсти души» («Passions de l’âme») Р. Декарта и «Этика» Б. Спинозы, половина которой — книги III и IV — составляет трактат о страстях, противопоставили этой трактовке, которая и в дальнейшем ещё продолжает держаться (на ней построены, в частности, классицистские трагедии Ж. Расина), другую, принципиально от неё отличную (нашедшую себе отражение у П. Корнеля).

В противоположность христианской традиции, для которой страсть — это всегда злые влечения чувственной природы, проявление низших инстинктов, для Декарта разум и страсть перестают быть исключающими друг друга противоположностями. Его идеал — это человек большой страсти. Страсть, любовь не может быть для Декарта слишком большой: в великой душе всё велико; с ростом разума растёт и страсть, которая, требуя деятельной жизни, воплощается в делах и подвигах.

Сохраняя исходную тенденцию Декарта, Спиноза, однако, острее чувствует двойственную природу страсти. Он выделяет в качестве положительного её ядра стремление, желание, самоутверждение как основу, как сущность индивидуальности. Эта активность (actiones) души для Спинозы, как и для Декарта, никогда не может быть чрезмерной; она всегда благо, всегда источник самоутверждающейся радостной действенности. Но собственно страсти (passiones), как состояния страдательные, означают всё же пленение души чуждой силой, рабство её, и задача разума — в освобождении человека от этого рабства страстей. Таким образом, в «Этике» Спинозы отчасти снова восстанавливается противопоставление, антагонизм разума и страсти.

Французские материалисты-просветители воспринимают и поддерживают антихристианский взгляд на страсть. К. А. Гельвеций в своей книге «О духе» посвящает особую главу вопросу о «превосходстве человека, охваченного страстью, над человеком холодным». [«De l’Esprit», Disc. III, ch. VI; К. А. Гельвеций, Об уме. М.-Пг., 1917. Рассуждение III. Гл. VII.] Эта точка зрения получает отражение во французском романе. О. Бальзак, в частности, начинающий с открыто декларируемых им традиционных взглядов на страсть, затем радикально меняет позицию. «Я изображаю действительность, — пишет он, — какова она есть, со страстью, которая является основной составной её частью» (из предисловия к «Человеческой комедии»). И в другом месте: «Страсть — это всё человечество». К. Маркс и Ф. Энгельс в ряде высказываний отчётливо сформулировали точку зрения, преодолевающую противопоставление страсти и разума, как внешних, друг друга исключающих противоположностей, и подчеркнули значение страсти. «Страсть, — пишет К. Маркс, — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека». [К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III. стр. 644; К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т. 42. С. 164.]

Страсть — большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает по существу порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете ещё никогда не совершалось без великой страсти.

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно ещё отметить настроение.

< Предыдущая Следующая >
 

www.vash-psiholog.info