страсть — страсть, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь
страсть — Страсть … Словарь синонимов русского языка
Страсть — Страсть многозначный термин: Страсть одно из чувств человека. Страсть в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсти музыкальное… … Википедия
Страсть — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов
СТРАСТЬ — жен. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. ·в·знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти ·св. мучеников. Страсти ради нищих и… … Толковый словарь Даля
страсть — [любовь] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? страсти, чему? страсти, (вижу) что? страсть, чем? страстью, о чём? о страсти; мн. что? страсти, (нет) чего? страстей, чему? страстям, (вижу) что? страсти, чем? страстями, о чём? о страстях 1 … Толковый словарь Дмитриева
Страсть — Страсть ♦ Passion Личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию. Душа подчиняется телу, как говорили классики, т. е. той части себя, которая не… … Философский словарь Спонвиля
СТРАСТЬ — 1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той … Толковый словарь Ушакова
СТРАСТЬ — 1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той … Толковый словарь Ушакова
страсть — СТРАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому н. 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что н. 3. Крайнее увлечение, пристрастие … Толковый словарь Ожегова
страсть — См. горячность, любовь, очень пылать страстью... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… … Словарь синонимов
psychology.academic.ru
Сексуальная страсть довольно сложная вещь, природу которой довольно сложно понять. Но если Вы разделяете это чувство с кем-то, значит вам невероятно повезло. Из этой статьи, Вы сможете подробно узнать о том, как создать или вернуть страсть в отношениях, а так же как поддерживать сексуальное напряжение.
Если Вы испытываете возбуждение во время обычного разговора, или чувствуете слабость в коленях из-за невинного поцелуя, то скорее всего в воздухе парит сексуальное напряжение. И когда Вы испытываете такое влечение, то это и есть страсть. Проще говоря, страсть – это то, что привлекает двух людей в сексуальном плане.
Почему страсть важна в отношениях.
Страсть сохраняет Ваши отношения живыми. Если Вы с партнером не испытываете влечения, то ваши отношения ничем не отличаются от отношений брата и сестры. А любовь без сексуального притяжения является слишком невинной, и больше похожа на роман из детской сказки.
В тоже время сексуальное влечение невозможно подделать или как-то развить. Это чувство должно идти из глубины души, а говоря проще, между вами должно быть природное притяжение. И если Вы не чувствуете этого, то рассчитывать на интересные продолжительные отношения нет смысла.
Даже если Вы сможете долгое время сохранять отношения, в которых нет страсти, то велика вероятность, что, в конце концов, Вас поменяют на кого-то другого, или будут изменять у Вас за спиной (как побороть желание изменить любимому человеку). Так что если сексуальное напряжение отсутствует в ваших отношениях, то возможно не стоить тратить свои силы на такие отношения.
Почему Вы можете не почувствовать страсть.
В мире есть много типов людей, и не всехтянет друг к другу. Если Вы подвижный и авантюрный человек, Вы можете не испытать сексуального влечения к спокойному скромному человеку, даже если сначала он показался Вам очень привлекательным. Отсюда мы можем сделать вывод, что сексуальное влечение имеет много общего с образом жизни и тем, как человек ставит себя в обществе.
Если Вы влюблены в кого-то, и не испытываете сексуального возбуждения глубоко внутри, то возможно вы сексуально несовместимы. Но не нужно расстраиваться, такое бывает, и с этим ничего не поделаешь, нужно продолжать поиски, и обязательно найдется тот, кто пробудит внутри Вас огонек.
Два типа сексуального притяжения.
Сексуальное влечение можно условно разделить на два типа, на влечение при знакомстве, и влечение которое мы испытываем в долгосрочных отношениях.
В первом случае мы испытываем страсть в начале наших отношений, это наиболее горячий и в то же время короткий период. Но если вашим отношениям более года, то влечение постепенно угасает и страсть тоже. Все это вполне нормально для всех влюбленных пар, но не стоит с этим мириться, ведь вернуть сексуальное напряжение в отношения не так уж и сложно.
Как вернуть страсть в отношениях (9 полезных советов):
1. Не проводите все время вместе.
Старайтесь хотя бы иногда отдыхать друг от друга, женщинам можно сходить в салон красоты, мужчинам на рыбалку. Делайте передышки и не цепляйтесь за любую возможность провести время вдвоем. Ведь когда партнер все время рядом, Вы не сможете скучать по нему, и намного меньше будете хотеть его в сексуальном плане.
Люди, которые источают уверенность, всегда кажутся более привлекательными, чем люди, которые уныло тащат себя по улице, опустив голову. Любите себя, покажите свою внутреннюю энергию окружающим, и Вы тотчас станете более привлекательны.
3. Сделайте так, чтобы Ваш партнер не забывал, как ему с Вами повезло.
Когда взаимоотношения развиваются, мы начинаем забывать, какой на самом деле замечательный рядом с нами человек. Найдите способы, чтобы напомнить партнеру, насколько Вы удивительны, лучше всего, чтобы это также увидели другие люди.
Если Вы что-то легко получаете, то Вы никогда не сможете оценить это по достоинству. Если Ваш партнер сможет заниматься с Вами сексом всегда, когда захочет, то он никогда не будет по-настоящему ценить Вас, и когда это произойдет, то страсть в ваших отношениях начнет угасать. Здесь важно понять, что не нужно отказывать партнеру в сексе, чтобы не обидеть его, можно просто подразнить его на прогулке или за ужином, в общем, в тот момент, когда вы физически не сможете заняться сексом.
Нет ничего более сексуального, чем любовник, который непредсказуем. Удивляйте и шокируйте любимого человека, как гром среди ясного неба, будь то ночная серенада под окном или слишком откровенная одежда, а может невинная пьяная выходка, проще говоря, сделайте что-нибудь безрассудное, когда от Вас меньше всего этого ждут. Когда Вы показываете себя с сексуальной и озорной стороны, это радует и одновременно заводит Вашего партнера.
Позитивные люди намного чаще чувствуют себя счастливыми. Так что не позволяйте жизни толкать Вас вниз, и делайте все возможное, чтобы жить весело и интересно. Когда Вы оптимистичны и все время улыбаетесь, тогда Вы кажетесь и чувствуете себя сексуальнее.
7. Не допускайте рутину в Вашу жизнь.
Новые отношения всегда яркие и захватывающие, потому что Вы постоянно экспериментируете и узнаете что-то новое о партнере. Все это постепенно устаканивается, отношения все больше идут по скучному сценарию, и наконец, Вы начинаете заниматься сексом по расписанию, один раз в неделю после субботней прогулки. Не допускайте таких расписаний в ваши отношения, и тогда ваша сексуальная жизнь дольше будет оставаться яркой (Полезные советы для супруга с меньшим сексуальным влечением).
8. Не стесняйтесь показывать свои чувства в обществе.
Прилюдное проявление любви поднимает сексуальное напряжение в отношениях. В конце концов, если вы стесняетесь показать свои чувства, то это делает вас малолетними школьниками, которые не знают что делать со своей сексуальностью. Но неловкое стеснение можно легко побороть, оденьте что-нибудь сексуальное и отправляйтесь в клуб, на темном танцполе нет места стеснению, и вы сможете делать друг с другом все, что захотите.
9. Старайтесь хорошо выглядеть.
Вы всегда должны выглядеть также хорошо, как при первой встрече. Если Вы давно в браке и набрали несколько килограмм, это совсем не повод, чтобы прекратить следить за собой и прекратить наряжаться для своего любимого человека. Запомните, Вы должны всегда выглядеть сексуально, потому что физическое влечение всегда пробуждает желание (Как стать сексуальной женщиной).
Как понять что такое любовь, а что такое страсть в отношениях влюблённых людей.
Исходя из анализа портала Всемирник Вряд ли у человека существуют чувства желаннее и ярче, чем страсть и любовь. Они очень редко встречаются отдельно, больше вместе, сплетаясь в тугой узел и путая без того сложные отношения между представителями противоположных полов. Давайте постараемся расставить все по местам, понять, что такое страсть, а что есть любовь, и какое чувство сильнее.
Страсть словно Змий-искуситель, постоянно находится рядом с настоящими чувствами. Она – словно яблоко в Эдемском саду: может стать угрозой изгнания и лишением всего, стоит ей лишь придти в ненужное время. Однако сопротивляться ей могут считанные единицы. Остальные же не понимают отношений, жизни и чувств без страсти. Да и нужно ли считать ее опасной? Если брать словарное определение, то страсть – это душевный порыв к чему-либо, безотчетное влечение и нравственная жажда. Все кажется просто? Но как люди ведут себя, попав в объятья страсти?
1. В крови такого человека появляется гремучий коктейль из ощущения волнения, тревоги и радости. Зачастую в нем столько ингредиентов, что человеку становится самому трудно определить, какие чувства он испытывает в данный момент, а поскольку они преимущественно положительные, то страсть нередко путают с любовью.
2. У человека могут возникать новые, необычные для него желания. К примеру, он начинает заботиться об окружающих, бегать по утрам, рисовать, плавать, заниматься музыкой и прочее.
3. Человек, охваченный страстью, испытывает сильнейшее желание постоянно находиться рядом с предметом вожделения и всегда прикасаться к нему. Редко это желание даже перерождается в навязчивые идеи.
4. Такой человек хочет стать большей частью жизни для предмета страсти.
Психологи заявляют, что страсть в своей основе – это физиологическое возбуждение, а все остальное только его последствия или оттенки. Это приводит, в первую очередь, к бурной сексуальной жизни, ведь именно секс – ярчайшее проявление страсти. Во вторую очередь – к постоянному присутствию в жизни партнера с помощью сообщений в социальных сетях, звонков, смс и писем.
По определению сайта Vsemirnic.ru выходит то, что человеческий организм больше не чувствует покоя, ведь главное желание человека окутанного страстью – обладать. Испытывая такое колоссальное количество разнообразных эмоций, люди теряют контроль над поведением, и это нередко ведет к проблемам.
Любовь – поистине легендарное чувство, о ней слагается миллионы стихов и песен, о ней постоянно думает множество людей на планете, она буквально панацея от всех болезней. Ее хотят абсолютно все – от детей до стариков.
Любовь – это чувство глубокой преданности и привязанности к кому-либо и даже к чему-либо ( или просто психологическая привязка) , которое основано на общности идеалов и интересов, на готовности помочь, спасти или сохранить кого-либо. Давайте постараемся понять, как ведет себя влюбленный человек.
1. Любящий человек прекрасно осознает несовершенства любимого и принимает эти факты. Причем здесь мы говорим не о мелочах, к примеру, он смешно почмокивает, когда кушает, а о серьезных качествах – желание постоянно спорить, частая ложь.
2. Такие люди всегда уравновешены и спокойны.
3. Все любящие люди испытывают сильнейшее желание оберегать и заботиться о предмете своей любви, а также радовать любимого без ожидания ответной реакции.
4. Он проявляет большую осторожность во всех своих поступках относительно любимого с целью не обидеть или не навредить ему.
Медики постоянно утверждают, что любовь, в особенности взаимная, позитивно воздействует на гормональную систему представительниц прекрасного пола – у любящей женщины улучшается состояние волос и кожи, она худеет и прочее. Любящего мужчину по этим признакам распознать сложнее, поскольку природа уже наградила их лучшей кожей, внешне таких мужчин можно определить лишь по поведению.
Любовь – это осознанное, непростое, созидательное чувство, которое дает жизненные силы, а страсть, в свою очередь – неконтролируемая, а порой и разрушительная яркая эмоция.
Страсть и любовь – противоположности, основанные на совершенно разных принципах: брать и отдавать. Однако никто не может оценить эти понятия трезво, и утвердить, что плохо, а что хорошо, поскольку человеческая жизнь, так или иначе, сводится к одному понятию – счастью.
Конечно же, любовь – это замечательное чувство, но в правильных пропорциях страсть способна сделать ее намного лучше – горячее, ярче, живее. Предела совершенству не существует! И правильной оказывается именно та пропорция, которая сможет сделать вас и, немаловажно, вашего партнера счастливыми.
2006 © ООО Всемирник. Лучший сайт знакомств, в интернете. Всемирник знакомств, любви, дружбы и общения Сейчас знакомиться стало очень легко. Что делать когда я хочу познакомиться с девушкой или ищу парня? Где и как знакомиться? Не знаю , как завоевать сердце мужчины! Как найти девушку или мужчину? Хватит заморачиваться над трудностями поиска серезных отношений! Теперь есть Vsemirnik и нужно всего лишь зарегистрироваться и можно забыть о многих вопросах связанных с взаимоотношениями людей. Попробуйте, это бесплатно и просто! ·
Понятие «страсть» в современном мире превратилось в затисканный штамп, который прямо-таки необходим каждому человеку для того, чтобы быть полноценной личность. Считается, что без страсти в отношениях невозможно прожить, что любовь без нее угасает, люди разводятся. Но так ли это? Что такое страсть в отношениях? И есть ли на самом деле острая необходимость в ней? Или семья все же строится на чем-то другом? Попробуем разобраться с этим.
Прочитав комментарий любой опытной и разумной женщины, мы убедимся в том, что страсть – это отнюдь не добродетель, а скорее порок, к которому точно не нужно насильно стремиться. Конечно, каждая пара мечтает иногда об остроте отношений, но ведь об острое можно и обрезаться, да и партнера своего повредить.
Страсть – это чувства очень сильного характера, которые как правило бывают вызваны острым желанием чем-то обладать вне зависимости от разума и этических норм. На фоне страсти все остальное меркнет и тускнеет, и сама жизнь по своей сути становится пустой и безжизненной.
Объекту страсти от нее тоже лучше не становится, ведь это не желание любить, ласкать, выполнять желания…а просто потребность обладать. Страсть идет рука об руку с озабоченностью в сексуальном плане, при этом человек может и о собственном достоинстве позабыть.
Страсть не возникает обычно по отношению к чем-то положительному, доступному или, наоборот, уже знакомому и с не самой лицеприятной стороны. А вот если в человеке есть загадка, если он представляется закрытой книгой в привлекательной обложке, тогда и возникает страсть – страсть узнать больше, потрогать, попробовать. Однажды появившаяся возможность уидеться с ним/ с ней, не дает гарантий на дальнейшее развитие событий, что порождает такие чувства, как:
Семья, построенная на любви, взаимном уважении, а не на слепой страсти, гарантирует здоровый психологический фон.
Конечно, страсть – это не совсем негативное проявление чувств. Страстное влечение супругов друг к другу, подобно острой специи, добавляет вкус семейным отношениям, подогревает огонь семейной любви. И многие супруги со временем начинают жаловаться на ее отсутствии. Вот несколько советов, как пробудить страсть.
Что еще почитать
Добавить свой коментарий:
Все права на контент и дизайн защищены. Копирование материалов разрешено только с указанием первоисточника в виде активной не закрытой от индексирования поисковыми системами гиперссылки!
Источники: Как создать сексуальное напряжение и страсть в отношенияхПростые и очень важные советы, чтобы вернуть страсть в отношения.http://life-steps.ru/?p=702Страсть в отношенияхПонимание любви и страсти в отношениях между влюблёнными людьми.http://www.vsemirnic.ru/strast-lubov/Что такое страсть в отношенияхСтрасть – это чувства очень сильного характера, которые как правило бывают вызваны острым желанием чем-то обладать вне зависимости от разума и этических норм.http://thewom.ru/love/chto-takoe-strast-v-otnosheniyax/
psiholog4you.ru
Страсть - см. чувства, эмоции.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.
Причины формирования страсти разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение - например, в случае паранойяльного развития личности (-> фанатизм). Страсть может приниматься, санкционироваться личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.
Основной признак страсти - ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Единство нравственного, разумного начала и страсти иногда выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.
Краткий словарь психологических терминов.
Страсть - сильновыраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.
Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил.
Причины формирования С. достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. Страсть м. б. принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.
Основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение С. и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. В то же время, С. может толкнуть человека на безрассудные поступки.
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
www.persev.ru
С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.
Страсть - это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является лишь вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нём преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит.
Это объективное раздвоение, заключающееся в природе страсти, служит отправной точкой для двух различных и даже диаметрально противоположных её трактовок; притом в трактовке этой частной проблемы находят себе яркое выражение две различные общефилософские мировоззренческие установки. Было даже время, время Р. Декарта и Б. Спинозы, когда именно эта проблема - вопрос о природе страстей - стала одной из основных философских, мировоззренческих проблем. На ней стоические тенденции столкнулись с христианскими традициями.
Для традиционной, в своей основе христианской, концепции всякая страсть, страсть как таковая, является тёмной фатальной силой, которая ослепляет и полонит человека. В ней сказывается роковая власть низшей телесной природы человека над её высшими духовными проявлениями. Она поэтому в своей основе всегда зло. "Страсти души" ("Passions de l'ame") Р. Декарта и "Этика" Б. Спинозы, половина которой - книги III и IV - составляет трактат о страстях, противопоставили этой трактовке, которая и в дальнейшем ещё продолжает держаться (на ней построены, в частности, классицистские трагедии Ж. Расина), другую, принципиально от неё отличную (нашедшую себе отражение у П. Корнеля).
В противоположность христианской традиции, для которой страсть - это всегда злые влечения чувственной природы, проявление низших инстинктов, для Декарта разум и страсть перестают быть исключающими друг друга противоположностями. Его идеал - это человек большой страсти. Страсть, любовь не может быть для Декарта слишком большой: в великой душе всё велико; с ростом разума растёт и страсть, которая, требуя деятельной жизни, воплощается в делах и подвигах.
Сохраняя исходную тенденцию Декарта, Спиноза, однако, острее чувствует двойственную природу страсти. Он выделяет в качестве положительного её ядра стремление, желание, самоутверждение как основу, как сущность индивидуальности. Эта активность (actiones) души для Спинозы, как и для Декарта, никогда не может быть чрезмерной; она всегда благо, всегда источник самоутверждающейся радостной действенности. Но собственно страсти (passiones), как состояния страдательные, означают всё же пленение души чуждой силой, рабство её, и задача разума - в освобождении человека от этого рабства страстей. Таким образом, в "Этике" Спинозы отчасти снова восстанавливается противопоставление, антагонизм разума и страсти.
Французские материалисты-просветители воспринимают и поддерживают антихристианский взгляд на страсть. К. А. Гельвеций в своей книге "О духе" посвящает особую главу вопросу о "превосходстве человека, охваченного страстью, над человеком холодным".153 Эта точка зрения получает отражение во французском романе. О. Бальзак, в частности, начинающий с открыто декларируемых им традиционных взглядов на страсть, затем радикально меняет позицию. "Я изображаю действительность, - пишет он, - какова она есть, со страстью, которая является основной составной её частью" (из предисловия к "Человеческой комедии"). И в другом месте: "Страсть - это всё человечество". К. Маркс и Ф. Энгельс в ряде высказываний отчётливо сформулировали точку зрения, преодолевающую противопоставление страсти и разума, как внешних, друг друга исключающих противоположностей, и подчеркнули значение страсти. "Страсть, - пишет К. Маркс, - это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека".154
153 "De l'Esprit", Disc. III, ch. VI; К. А. Гельвеций, Об уме. М.-Пг., 1917. Рассуждение III. Гл. VII.
154 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III. стр. 644; К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т. 42. С. 164.
Страсть - большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает по существу порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете ещё никогда не совершалось без великой страсти.
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно ещё отметить настроение.
bookap.info
Но “страсть” в христианской антропологии и аскетике имеет совершенно противоположный нравственный смысл, которым мы и будем руководствоваться. В христианском понимании слово “страсть” имеет несколько значений.
Страстью называется всякое страдание, как человеческое, так и богочеловеческое – страдание Иисуса Христа. Когда говорят о непорочных страстях Христовых, добровольно взятых на себя, подразумевают вполне конкретные вещи. Это, прежде всего, страсти естественные, которые следовали из человеческой природы Христа: голод, жажда, усталость, боль, смертные муки, и Его душевные страсти-страдания от избиения, заушения, предательства, распятия.
Второе значение слова – это страдание человека от глубокой неудовлетворенности, сильно переживаемой ненасытимой потребности, страха, паники, отчаяния, ревности – одним словом, “страстности”. Понимание страсти как страдания тоже, как видим, разнообразно.
Третье понимание страсти, которое используется древнехристианской антропологией – это страсти естественные, те, которые в современной психологии называют человеческими потребностями, естественными желаниями, как душевными, так и телесными. Такое понимание страстей естественных мы встречаем и у древних авторов, как например преп. Исаака Сирина: “Всякая страсть, служащая к пользе, дарована от Бога. И страсти телесные вложены в тело на пользу и возрастание ему; таковы же и страсти душевные”[1]. Также пишет и преп. Симеон Новый Богослов: “Страстей два рода: страсти естественные (телесные) и душевные. Естественные страсти непреложны, и человек порабощен ими по естественной необходимости, не самоохотою”[2]. Об этом же пишут Феофан-затворник, епископ Игнатий Брянчанинов, епископа Варнава в его “Искусстве святости”. И это понимание страсти как естественной потребности и желания человеческой души и человеческого тела сохраняется и на сегодняшний день.
Однако ни первое, ни второе, ни третье значение сегодня нас интересовать не будут. Мы переходим к четвертому значению понятия “страсти” как порока, как греховного навыка, как греховного влечения. Здесь следует отличать страсть и грех. Единичный греховный поступок как факт человеческого поведения нас тоже сейчас не интересует, потому что у него есть масса иных психологических причин.
Сегодня мы говорим о страсти как нравственном пороке, как устойчивом внутреннем человеческом влечении ко греху – страсти к предмету, страсти к человеку, страсти к какому-то особому состоянию. Разнообразие страстей так велико, что мы можем список из восьми главных страстей расширить до десятков и до сотен[3].
Итак, мы будем говорить о страсти как о порочном навыке, как об устойчивом стремлении человека к какому-либо постоянному своему поступку-греху. При этом мы рассматриваем человеческую страсть не только как грех, который он совершает против заповедей, но и как патологическое явление в человеческом поведении и человеческой душе, которое является болезнью души[4].
Одна из главных проблем в христианской антропологии страсти – происхождение страсти в человеке: присуща ли она человеку по природе или привнесёна кем-то или чем-то извне, заражая человека?
С первых веков христианской науки возобладало мнение о том, что человек создан бесстрастным – это учение общепринято. Тот же преп. Исаак Сирин пишет: “Ибо по природе душа бесстрастна”[5].
Точно таким же общепризнанным фактом является представление о том, что страстность присутствует в человеческой душе с самых первых моментов его бытия. Преп. Макарий Египетский писал: “Ибо есть какая-то сокровенная скверна и какая-то преизбыточествующая тьма страстей, чрез преступление Адамово привзошедшая во все человечество вопреки чистой природе человека, и сие-то потемняет и оскверняет вместе – и тело и душу”[6].
Все святые отцы утверждают: “Страстность в человеке происходит от первородного греха и от личных грехов каждого человека, и продолжается поколениями”. Стало быть связь между появлением страсти может быть установлена христианской антропологией только с греховным началом в человеке, а вовсе не с его природой как таковой. Человеческая природа по своему устройству первозданному была бесстрастна. Способность “заражаться” страстями вызвана в человеке его поврежденной природой. Мы все рождаемся со способностью принимать страсти и болеть ими. Неудивительно, что страсти оказываются в человеке еще до того, когда он становится способным осознавать свои грехи и каяться в них.
В таком понимании страсти нет места её одушевлению или одухотворению. Страсть не является существом, которое обладает собственной волей, активностью, силой, чтобы поработить человека. Для большинства православных мистиков и православных богословов ответ отрицательный. Страсти – это не духи, страсти – это духовно-психические явления, которые в душе человека появляются, существуют и исцеляются. Это производные человеческой души, но это не самостоятельные духовные твари, подобно бесам или демонам. Никто из отцов или учителей Церкви не называл страсти духами.
Теперь, когда мы выяснили, что страсть не есть часть человеческой природы, а страстность является “приобретением” человеческого бытия не от создания, а только после грехопадения человека, возникает естественный вопрос: откуда берутся страсти?
Вся христианская антропология признает, что причиной страстей является грех, и в то же время мы говорим о том, что в природе человеческой нет порочной страстности – нет ли здесь противоречия.
Мы говорили, что есть ещё одно понимание страсти – как природных естественных потребностей и желаний: страсть возникает на основе естественных человеческих потребностей или, по терминологии древних отцов, на естественных страстях. Стало быть, противоестественные страсти возникают на основе естественных страстей. Любое человеческое желание – естественное телесное или душевное, социальное или культурное – сам человек может превратить в страсть. Это очень хорошо известно человеку, вставшему на духовный путь своего совершенствования и своего развития. Владыка Антоний Сурожский говорит, что и само благочестие и саму веру можно довести до страсти. Примером тому является фанатизм, патологическое греховное состояние, основанное на благом, добром, даже на благодатном деле.
Как же происходит, что естественные движения в человеке превращаются в греховный навык? Как получается, что человеческое естество склонно превращаться в свою противоположность, в некое разрушительное и, безусловно, греховное, начало?
Есть несколько представлений о том, как это происходит. Соединяя богословский и психологический подходы, можно сказать, что представление о страсти есть представление об устоявшемся навыке или привычке, которые формируются в течение какого-то времени в результате внутренней работы. Страсть не является перед человеком, как некий демон, чтобы вселиться в него – она начинается с вещей вполне допустимых и естественных, как желание есть, пить. Осторожность и бдительность сначала превращаются в мнительность и страх, а затем в агрессию, сребролюбие и т.д. Таким образом, страсть начинается незаметно в естественных психологических механизмах нашей души. Безусловно, наша жизнь не может быть идеальной и свободной от греха. С детства человек окружен великим разнообразием греховных примеров. В значительной степени заражает нас грехом культура. Мы впитываем греховные навыки в семье – часто родители воспитывают в ребёнке самые извращённые формы осторожности и бдительности, и только приходится удивляться, что у ребёнка не воспиталось этого страха, хотя все было сделано для этого. Некоторые привычки, например, привычку много есть, много пить родители стараются развить до страстного состояния, до какого-то гипертрофированного функционирования, воспитывая детей на избытке питания и формируя в них привычку к изобильному, вкусному. Странно еще, что некоторые дети эту привычку в себе так и не воспитывают.
Таким образом, человек к моменту своей личностной зрелости оказывается наполненным великой массой разных греховных склонностей – еще не страстей, а только склонностей. Эти склонности превращаются в страсть исподволь, постепенно. У одного человека формируются одни страсти, у другого – другие. Один человек оказывается невосприимчивым к развитию этой страсти, а у другого она проявляется даже в отсутствии необходимой для ее возникновения питательной среды.
Здесь сказывается индивидуальность человеческой природы, личностная направленность человека, его свобода выбора. Конечно, мы сейчас не можем подробно рассмотреть этот механизм. Но очевидно, что естественное превращается в противоестественное, потребность превращается в страсть на греховном пути, через цепочку ложных установок, ложных взглядов, ложных правил, в том числе социальных, культурных и даже иногда моральных и нравственных. Я убежден, что наша общественная мораль формирует страстные привычки. Даже поиск правды и справедливости в человеке может быть доведён в человеке до страстного состояния, в том числе и клинического.
Итак, формирование страсти – это сложный механизм, который запускается исподволь, во-первых, на основе греха, во-вторых, на основе естества.
Рассмотрим с точки психологии то, что хорошо известно христианской аскетике. Схема развития страсти, которая была создана одновременно на Востоке Евагрием Понтийским, а на Западе — Иоанном Кассианом Римлянином, так же как и схема восьми страстей включает в себя семь этапов:
1-ый этап – “прилог”. Это ещё не грех, а некое возбуждение человека, которое неосознанно и, может быть, ещё незамечено. Исаак Сирин приводит такую аналогию, когда объясняет, что такое прилог: когда видишь на воде круги от упавшего туда камушка, вот это вот волнение от чего-то. Камушка не видно, каплю дождя не видно, а круги на воде от капли и камушка — видно. Вот таков прилог, или приражение. Это некое чувственное возбуждение, которое не привлекает внимания человека, не видящего причины этого возбуждения, тем не менее, это возбуждение уже начинает “работать” в душе. Здесь нет греха, но есть некоторое повреждение человеческого восприятия – ущербность по сравнению с восприятием святых, потому что святые замечали прилоги ещё до того, как они могли вызвать возбуждение в человеческой душе. Значит, человек позволяет прилогу возникнуть в силу немощи своего восприятия.
2-ой этап называется сочетание, или сосложение. На этом этапе это ощущение принимается человеком, т.е. оно допускается к внутренней психологической работе. Оно начинает действовать. Психологи назвали бы это процессом восприятия. Аскетика рассматривает этот этап как некий переломный момент: в неопытной душе сочетание ещё не получает своей нравственной оценки. Человек уже понял, что это, но ещё не знает, как к этому отнестись, ещё не ответил себе на вопрос: “Греховно ли это?”, если речь идёт об аскезе. Если для человек вопрос об аскетическом делании вообще не стоит, для него этот этап, также как и первый, проходит незаметно, не оставляя никаких следов борьбы.
3-ий этап в этой схеме называется соизволение. Здесь само слово указывает на прибавление волевого действия, здесь, как говорят подвижники, начинается разговор с помыслом. Обсуждение и сравнение – это уже когнитивная работа, в которой ошибка ума, или ошибка установки, или забвение заповеди, или просто духовная неопытность, или вообще отсутствие всяких каких бы то ни было ценностных структур в человеческой душе, естественно, гарантируют поражение человека. На этом этапе как раз включается полная мера ответственности человека за то, что в нём возникло: желание ли это, потребность или просто некое внешнее воздействие. Здесь уже наступает свобода и воля, здесь, естественно, наступает и ответственность. Стало быть, вот на этом этапе разумно говорить о греховном проигрыше или добродетельной победе.
4-й этап – это борьба. Она названа так потому, что именно на этой ступени человек уже точно знает нравственную характеристику помысла, который в нём возник. И здесь начинается, собственно говоря, борьба добра и зла, здесь происходит очень часто раздвоение в человеческом сознании: можно или нет, допустимо или недопустимо, должен или хочу, хочу или могу. Все виды вот этой борьбы, которые возникают на этой ступени, известны человеку с древних времён, являются достоянием его культуры и внутреннего развития.
5-й этап развития страсти – это навык. Навык возникает, когда человек совершает данный поступок уже не в первый раз, когда он не только привыкает к этому поступку, к этому греху. На этом этапе ослабевает борьба и происходит привыкание к совершению этого греха.
6 этап – пленение. Помысел, или уже новообразование в человеческой душе, лишает человека свободы. Человек оказывается под воздействием помысла. Он не свободен. Епископ Феофан Затворник пишет, что страсти – это, в основном, болезнь воли, и поэтому пленение есть пленение воли, ослабление воли, или её несвобода. Это состояние описано подвижниками в подобных терминах.
7 этап – собственно страсть. Что же это такое? Я не буду приводить здесь святоотеческие описания и классификации страстей, а позволю себе предложить некое определение, которое, на мой взгляд, просто констатирует положение вещей, хотя и в нём есть попытка объяснения. Однако это объяснение психологическое, не святоотеческое.
Страсти – это автономные психические комплексы, включающие в себя ментальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и предметные структуры, способные доминировать в душе, определяя поведение человека и влияя на различные стороны душевной жизни, психическую структуру поведения человека.
Важно подчеркнуть, что страсть – автономна, и потому она крайне устойчива и долговременна. Человек как раз стремится к устойчивости, автономности. Со страстью трудно бороться, потому что она отделена в душе человека от его воли, от его ума, его желания – страсть как вещь в себе защищена от воздействия воли и ума.
Страсть разрушительна, потому что она замещает собою произвольное и свободное поведение человека. На месте естества возникает страстность, и это можно показать на громадном большинстве примеров, как человек вместо того, чтобы насытить, накормить своё тело, на самом деле угождает страсти, вместо того, чтобы дать ему отдохнуть, он спит гораздо более того, что ему нужно. По поводу сексуальной страсти и говорить не приходится: современная культура эротизирована и сексуализирована.
Таким образом, разрушительность страсти сказывается, прежде всего, в том, что она замещает собою естественные потребности человека и занимает их место. Страсть превращается не только в привычку – она становится чертою личности. Люди, не вставшие ещё на путь аскетической борьбы, глубоко убеждены, что это и есть черта их характера или свойство индивидуальной природы, тогда как на самом деле это, хоть и древнее, но, по отношению к человеческому естеству, – новообразование.
И последняя характеристика страсти. Она всегда вызывает страдания, потому что она либо ненасытна, либо агрессивна по отношению к человеку. Как страх, как неутолимая жажда, она заставляет человека страдать, вызывая тревогу и уныние, поражая эмоциональную сферу, как любая патология человеческой души.
krest.kz
З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.
Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».
В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».
С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.
Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».
При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.
Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».
* * *– сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. С. м. б. принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком С. является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение С. и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. В то же время, С. может толкнуть человека на безрассудные поступки.
* * *(первоначально «страдание, томление») – сильное чувство, необузданное желание, душевная жажда.
Ты молода и не знаешь всех опасностей, Ольга. Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна (И. Гончаров, Обломов).
И вдруг она опять целовала и обнимала меня, опять страстно и нежно прижимала свое лицо к моему. Я уж более ни о чем не думал и ничего не слышал. Голова моя закружилась… (Ф. Достоевский, Игрок)
Ср. «Песню певца за сценой» из оперы А. Аренского «Рафаэль», испанский танец из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Доискивайся, чем преодолеть свою страсть (Ефрем Сирин).
* * *сильно выраженная потребность и Увлеченность человека чем-либо или кем-либо, Сопровождаемая глубокими и сложными чувствами по отношению к соответствующему объекту.
* * *
сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению на предмете с. всех ее устремлений и сил.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
psychology_pedagogy.academic.ru
Вчера, сообщество antropo_seminar провело первый семинар. Ключевым докладчиком стал гештальт-психолог Денис Новиков с темой «Психология страсти». Я уже как-то пересказывал его лекцию, в интерпретации flaneur2, а на этот раз удалось послушать живьем.
Система страстей используемых в православии была предложена аввой Евагрием (4 век). В принципе в самих по себе страстях ничего нового нет, но интерпретация этих страстей языком современной психологии дает неожиданный эффект – открываются совершенно новые аспекты проявления этих страстей.
Феофан Затворник определяет страсть, как постоянное желание грешить известным образом. С точки зрения психологии, страсть связана с полевым поведением, когда человек действует по логике ситуации, а не в соответствии с собственными намерениями (волевое поведение).
Страсть связана с разрушением волевых механизмов. Все страсти проявляются в зависимом поведении, таком же, как и при алкогольной зависимости. Аналогия с алкогольной зависимостью интересна тем, что она понятна, вполне материальна, а главное с ней и ее негативными проявлениями сталкивались очень многие.
Механизм зависимости во всех случаях страсти действует абсолютно одинаково. Из всех типов поведения человек выбирает именно тот, который позволит оказаться в состоянии страсти. Поведение направляется не на цель, а на страсть. Например, человек, пребывающий в печали, раз за разом оказывается в ситуации «жертвы».
Человек, борющийся со страстями – себя не принимает. Первый шаг к исцелению – признание или в христианском понимании покаяние. Метод исцеления страстей, предложенный Евтихием Иерусалимским – полное ненадеяние на себя и одновременная решимость победить страсть – успешно работает и в современной психиатрической практике. Противоположное поведение, когда человек считает, что он в любой момент может бросить пить (и далее по списку страстей) – тоже имеет аналог в христианской истории – ересь пелагианства, которые считали, что человек сам, собственным усилием может достичь спасения.
Ну и далее – собственно о страстях. Тут я взял фрагмент статьи «Религиозно-аскетическое понятие «страсть». Психологический и клинический аспекты». Кроме того, ниже указаны некоторые из типов характера, которые Клаудио Наранхо выводит в книге «Характер и Невроз», в которой он строит на основе страстей типологию личностных характеров.
Предметом страсти чревоугодия является пища. При страстном отношении к ней она принимается не ради удовлетворения естественной потребности, а по чувству сластолюбия. Имеет три основные формы проявления: принятие пищи вне определенного распорядка, пресыщение и желание изысканных блюд.Чревоугодие проявляется и в ненасытности во всем остальном, а не только в пище. В стремлении к приобретательству, в желании новых эмоций. Нарахо называет характер, в основе которого лежит страсть чревоугодия «Прожектерство и интриги».
В основе страсти блуда лежит превращение сексуальной потребности человека, которое проявляется в излишествах в сексуальных контактах, супружеских изменах и т.д. Сребролюбие есть ненасытимое стремление к приобретению денег, имущества и вообще всяких материальных благ. Можно выделить три рода сребролюбия: стремление не отдать имеющиеся материальные блага, стремление возвратить или компенсировать утрату благ и стремление к приобретению нового.Иоанн Кассиан Римлянин связывал эту страсть с потребностью в безопасности и стабильности.
Сребролюбие проявляется не только в отношении к деньгам, но и в не желании делиться, чем либо, не желании отдавать, стремлении минимизировать отношения с миром.
Гнев представляет собой агрессию, проявляемую при появлении фрустрирующих обстоятельств с целью их устранения. Слово «гнев» обозначает не только страстные проявления, Священное Писание говорит, например, о гневе Божием. Гнев как страсть - это когда силы души мобилизуются не для того, чтобы достичь определенного мотива, а для того, чтобы разрушить препятствия, стоящие на пути его достижения. Деструктивный, разрушающий момент и является показателем страсти гнева.C гневом связан характер «Воинствующая добродетель» - характер учителей, катехизаторов…
Печаль как страсть проявляется в безнадежной тоске и состоянии бездеятельности. Она, как и гнев, возникает в ситуации фрустрации. Если гнев направлен на уничтожение препятствия, то в печали человек даже не пытается препятствие преодолеть, но и не может отвлечься от своего мотива. Такое «зависание» в фрустрации и определяет поведение человека в страсти печали. Уныние является развитием патологических процессов, определяемых страстью печали, до такой степени, что целенаправленное усилие, связанное с работой над собой и организацией собственной жизни, отвергается, поскольку кажется невыполнимым, немыслимым, бесполезным и бесплодным.При страсти тщеславия ведущим мотивом деятельности индивида является поиск социального одобрения. Оно может возбуждаться или относительно каких-либо объективных свойств и качеств (красота, сексуальная привлекательность), или по поводу качеств, относящихся к личному преуспеянию в социальной и религиозно-нравственной сфере (социальный статус, отсутствие пороков и т.д.).Отвержение социумом воспринимается, как личная катастрофа. Важен именно факт принятия социумом, а не первенства.
Гордость представляет собой патологически преувеличенное представление о собственной самостоятельности, самодостаточности и независимости не только от социума, но и от Бога. Таким образом, предметом страсти является сам человек и именно его качества и достоинство. В отличие от страсти тщеславия, высокое мнение о себе такого человека основывается не на социальном одобрении, а переживается как объективное положение дел, мало зависящее от социума.При страсти гордости важно: признание первенства, впрочем отвержение социальной группой тоже воспринимается, как норма: «Сами дураки!»
Гордости соответствует характер «Эгоцентричное великодушие»Новое время - новые страсти. Например, интернет-зависимость. В зависимости от типа поведения ее можно интерпретировать, как:
vsteers.livejournal.com