Психологический тренинг для подростков «Роскошь человеческого общения». Психологический тренинг для подростков


Психологический тренинг для подростков «Роскошь человеческого общения»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Каргатская средняя школа № 2 им. Горького

Психологический тренинг для подростков

«Роскошь человеческого общения»

Разработала: педагог-психолог Зенкова Ирина Олеговна

Каргат 2016 г.

Актуальность тренинга:

Тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого общения – налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнёра, желание взаимодействовать.

Во время тренинговых занятий каждый подросток окружается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на помощь других, поэтому он способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям.

Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме.

Цель тренинга:

Развитие у подростка недостающих ему коммуникативных навыков.

Задачи тренинга:

  1. Повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими;

  2. Формирование доброжелательного отношения подростков друг к другу;

  3. Активизация процесса познания себя и окружающих;

  4. Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми, повышение общего уровня психологической культуры.

В групповой работе следует учитывать следующие принципы:

1.​ Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

2.​ Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга.

3.​ Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности.

4.​ Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

5.​ Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий.

6.​ Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в отдельных упражнениях.

7.​ Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

8.​ Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало.

Возрастной диапазон: подростки 13-16 лет.

Численность группы: 8-12 человек.

Общее время: 2 часа.

План тренинга

  1. Организационный момент (2 минуты)

2. Вступительная беседа (3 минуты)

Правила работы группы:

  1. Говорить по одному.

  2. Внимательно слушать говорящего, не перебивая.

  3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

  4. Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

  5. Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

3. Знакомство :

Упражнение «Имя + что обо мне никто не знает»

Цель: познакомить. Открыть для участников новые грани каждого участника.

Инструкция:1 часть: Сейчас тот, у кого в руках мячик, должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать, что говорят другие. Пример: « Я Света, никто не знает что я…..»

2 часть: А теперь мы с вами делаем наоборот: тот, у кого мячик, кидает его любому участнику и называет его имя и то, что о нем узнал. Например : «Света, я узнала что ты…»

4.  Основная часть:

Игра «Слепой и поводырь»

Инструкция: группа разбивается на пары: один слепой (он закрывает глаза), другой – поводырь. Задача поводыря – провести слепого по помещению, где проводится тренинг, оберегая своего «подопечного», предупреждая о поворотах, препятствиях и т.д.).

Затем участники меняются ролями.

При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого и т.д.

Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми.

Упражнение «Просьба»

Спросить участников: когда они просили кого-то о чём-то, то какие возникали при этом сложности, почему?

Задание: В течение 5минут у разных партнёров попросить одолжить что-нибудь на время. Кто наберёт больше предметов?

Обсуждение:

Попросить наиболее успешных игроков рассказать и продемонстрировать, как им это удалось. Обратить внимание всех участников на комплименты, оригинальность, находчивость и т.д.

Упражнение «Мы похожи?..»

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

- Ты похож на меня тем, что...

- Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

Упражнение «Групповое давление»

Инструкция: один доброволец становится в центре круга. Вся группа пытается заставить его что-либо сделать. Он старается с уверенностью в себе отказаться.

После упражнения сам учащийся и некоторые участники группы оценивают, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т.д.)

Упражнение «Несмеяна»

Инструкция: один участник становится в центре круга с безразличным лицом. Задача остальных – «оживить» этого человека. Можно использовать любые способы (кроме грубых), исключая прикосновения.

Упражнение «Поделись чувством»

Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или подросток должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.

Список чувств и эмоций:

 Злость

Радость

Восхищение

Нежность

Удивление

Разочарование

Отчаяние

Обсуждение: сложно ли было понять передаваемое чувство? Почему возникли трудности?

Упражнение «Зеркало молчащее и говорящее»

Ведущий вызывает добровольца. Он садится на стул спиной к группе.

Задача – участник должен по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из участников группы подошел к нему сзади. «Молчащее» сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной только с помощью мимики и жестов. Второе – «говорящее». Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы, кто будет «молчащим» и «говорящим» зеркалами.

Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала «молчащее». Если не угадал – «говорящее». Произносит только ОДНУ фразу и т. д. Не стоит акцентироваться на чисто внешних особенностях людей. «Говорящему» это разрешается только с третьей фразы. Нельзя ссылаться на воспоминания!

  • Кто оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему помогло?

  • Кто удивлен тем, как был отражен зеркалом?

  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

5. Рефлексия

Упражнение «Подарок» -10 минут.

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Инструкция: ведущий говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте изобразим на ватмане, что каждый из вас дарит группе.

«Давайте наградим себя за успешное завершение тренинга аплодисментами!»

Рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?

Передаётся мяч по кругу и каждый говорит о том, что нового он сегодня узнал.

Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!»

infourok.ru

Социально-психологический тренинг для подростков на тему: МОЕ ГОСУДАРСТВО!

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»

Социально-психологический тренинг

для подростков.

Тема: МОЕ ГОСУДАРСТВО!

Педагог - психолог:

Зубкова Наталья Федоровна.

23 апреля 2014 год.

Цель: создание условий для формирования компонентов гражданской идентичности у старших подростков, адекватных современному социально-психологическому и социо-культурному контексту.

Задачи тренинга:

  1. Формирование представлений о гражданственности и патриотизме как важнейших понятиях гражданской идентичности;

  2. обретение личностных смыслов гражданственности и патриотизма, включение их в индивидуальную систему ценностных ориентаций;

  3. освоение ролевых позиций: «гражданин» и «патриот» в структуре общественных и межличностных отношениях;

  4. осознание аспектов соей идентичности, осознание особенностей взаимодействия и взаимоотношений в системе «Я – Другой человек»;

  5. выработка коммуникативных ценностей и принципов, овладение технологией построения межличностных отношений по конструктивному типу;

  6. формирование и развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной реальности как пространства собственной жизни.

Материалы, оборудование: компьютер, карта мира, по 2 магнитика на каждого участника тренинга, английские булавки.

  1. Вступительное слово ведущего.

-Добрый день, уважаемые участники социально – психологического тренинга. Поднимите, пожалуйста, руку, те, кто уже участвовал в работе какого – либо тренинга. Итак, сегодня на занятии у вас будет возможность получить новый жизненный опыт во время нашей совместной работы.

- Предлагаю вам послушать песню. (Звучит 1 куплет и припев песни Дениса Майданова «Флаг моего государства»)

Моя страна, моя судьба,

Моя мечта, моя война,

Моя любовь, моя весна

И я - стена.

Отчизны сын, страны солдат

Так было сто веков назад.

За друга друг, за брата брат

Мир этим свят!

И каждый свой зажигает очаг,

И каждый свой поднимает флаг,

И наших душ и сердец костры

Как во тьме маяк...

Припев:

Я снова делаю шаг,

Я поднимаю свой флаг

Сквозь злые ветры тревог и неверия царства.

В этом бою я в строю,

Я верю в правду свою

И поднимаю свой флаг моего государства.

Я поднимаю свой флаг моего государства.

- знакома ли вам эта песня? О чем она? ( о государстве). О каком государстве? (о моем)

- (на доске тема «Государство мое») Какое слово является ключевым в этом предложении?

- А если поменять слова местами, изменится ли смысл? А как вам нравится больше? Итак, тема нашего занятия «Мое государство»

  1. Принятие правил работы группы.

- Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможный результат. Нам также необходимо договориться о правилах, которые должен соблюдать каждый участник тренинговой группы. Сначала я предлагаю ознакомиться с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы обязательно обсудим их, и, если потребуется, внесем необходимые коррективы. А затем проголосуем за согласованный перечень правил именно нашей группы.

- А теперь все кто, согласен с правилами работы группы поднимает вверх правую руку и в воздухе ставит свою подпись. А теперь дружно поставим печать – надо громко хлопнуть и топнуть.

  1. Упражнение «Девиз».

Всем участникам предлагается раскрасить и оформить мини - футболку участника тренинга. Цвет должен соответствовать вашему настроению сейчас, на футболке крупно нужно написать свое имя и девиз, который отражает основной жизненный принцип, ту позицию, которую участник хочет занять в обществе как его гражданин.

«Мини – футболка» прикрепляется на груди участников.

По завершении работы каждый участник по кругу называет свое имя, какую школу он представляет и озвучивает свой девиз.

  1. Упражнение «Откуда Я родом»

(составление географической карты группы)

Задачи:

  • актуализация знаний о своих истоках;

  • понимание многообразия генетических, этнических и исторических связей каждого отдельного человека;

  • актуализация понятия «Родина»;

  • развитие чувства солидарности с «малой родиной».

- Вспомните, откуда родом ваши родители, бабушки, дедушки. Подойдите к карте, назовите место, откуда вы родом и при помощи магнитика отметьте это место, а также те места, которые для вас и членов ваших семей имеют значение, например, где прошла большая часть их жизни или жизни их родителей.

- Посмотрите насколько широка география мест, с которыми связаны участники группы, сколько представлено городов, республик, а, возможно, и стран.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие мысли и чувства у вас возникают, когда вы смотрите на географический ареал нашей группы?

  • Что означает для вас понятие «Родина»?

  • Что олицетворяет для вас понятие «Родина» и «малая Родина»?

  • Выигрывает или проигрывает конкретный человек, в котором отражается культурное многообразие мира?

  • Насколько важно, чтобы человек осознавал свою принадлежность к государству?

  1. Упражнение «Мы – граждане России»

Задачи:

  • Формирование представлений о гражданской российской идентичности у участников тренинга;

  • стимулирование процесса самосознания гражданской общности на основе идентификации.

а) Участникам группы предлагается закончить предложения: Россия для меня это – …

б) - Я прошу вас сесть удобно закрыть глаза и представить картины которые у вас ассоциируются со словом «Россия»

- Что вы увидели мысленным взором?

- Какие звуки услышали?

- Какие запахи почувствовали?

в) Ведущий делит группу на подгруппы по 3-4 человека и предлагает им порассуждать о том, что объединяет граждан нашего государства. Участники должны сфокусироваться на таких важных моментах, как сходства в образе жизни, традициях, ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие моменты, объединяющие граждан нашего государства, кажутся вам наиболее важными?

  • Нужно ли отдельному человеку чувствовать свою общность с другими гражданами своего государства? Для чего?

6. Бодрячок - игра «Что отдашь стране родной?»

– Ведущий выходит вперед и говорит: «Если хочешь быть со мной, что отдашь стране родной?», и называет то, что он сделает или уже сделал для Родины и подает руку следующему участнику, кто из участников хочет сделать это же, подбегает к нему и берет за руку. Далее уже это участник называет, что он сможет отдать стране родной и т.д. Образуется круг. Подводится итог: «Не смотря на то, что все мы разные у нас у каждого есть то, что объединяет нас со всеми».

  1. Упражнение «Социальная реклама»

Задачи:

Процедура проведения. Группа разбивается на несколько подгрупп по 3-4 человека. Подгруппам дается задание создать социальную рекламу на тему «Молодежь за активную гражданскую позицию». Рекламный продукт может быть представлен в разных форматах по выбору участников: видеоролик, рекламный слоган, реклама, представленная в графическом виде (рекламный щит, реклама в печатных изданиях или на транспорте), звуковая реклама (транслируемая в метро, по радио), и т.д. Затем следует демонстрация и обсуждение рекламных продуктов.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие темы были затронуты в рекламных продуктах?

  • Почему важно активное участие молодежи в общественно-политической жизни страны?

  • В каких конкретных действиях может выражаться активная гражданская позиция?

  • Может ли социальная реклама изменить представления людей?

  1. Упражнение «Найди образ».

( звучит песня Д. Майданова «Флаг моего государства»)

Вам предлагается в «Волшебной коробке» наполненной разными мелкими вещицами найти образ гражданина России. Каждый выбирает предмет – ассоциацию, а затем каждый рассказывает группе о том, почему он сделал такой выбор.

  1. Рефлексия.

- Нравится или не нравится вам информация полученная в процессе тренинга.

- Почему?

- Где вы можете применить полученный опыт.

10. Завершение занятия.

- Записывая тему нашего тренинга, я не поставила знак препинания в конце предложения, как вы думаете, какой здесь должен быть знак? (!) Почему вы так считаете?

- Я предлагаю вам вместе исполнить песню Д. Майданова «Флаг моего государства»

Моя страна, моя судьба,

Моя мечта, моя война,

Моя любовь, моя весна

И я - стена.

Отчизны сын, страны солдат

Так было сто веков назад.

За друга друг, за брата брат

Мир этим свят!

И каждый свой зажигает очаг,

И каждый свой поднимает флаг,

И наших душ и сердец костры

Как во тьме маяк...

Припев:

Я снова делаю шаг,

Я поднимаю свой флаг

Сквозь злые ветры тревог и неверия царства.

В этом бою я в строю,

Я верю в правду свою

И поднимаю свой флаг моего государства.

Я поднимаю свой флаг моего государства.

Здесь сто дорог - моя земля.

Моя Москва - звезда Кремля.

Здесь кровь отцов хранят поля

И кровь моя...

И это то, что я отдам

Во славу жизни сыновьям.

Победы, веры добрый знак

Российский стяг.

Припев:

И я снова делаю шаг,

Я поднимаю свой флаг,

Сквозь злые ветры тревог и неверие царства.

В этом бою я в строю,

Я верю в правду свою

И поднимаю свой флаг моего государства.

Я поднимаю свой флаг моего государства.

И каждый свой зажигает очаг,

И каждый свой поднимает флаг.

И наших душ и сердец костры

Как во тьме маяк...

Припев:

Мы снова делаем шаг,

Мы поднимаем наш флаг

Сквозь злые ветры тревог и неверие царства.

В этом бою мы в строю,

Мы верим в правду свою

И поднимаем наш флаг своего государства.

Мы поднимаем наш флаг своего государства!

Литература, интернет источники.

  1. Асмолов А.Г., О.А.Карабанова, Т.Д.Марцинковская, М.С.Гусельцева, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С.Терехова, В.В.Глебкин, М.В.Левит. Учебно – методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащегося в рамках социального партнерства семьи и школы.

  2. Прутченков А. С. "Необычный задачник для обычного гражданина". Сборник задач и заданий для подростков и старшеклассников. Вып. № 1. - М.: НВЦ "Гражданин", 1996.

  3. Прутченков А.С.Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. – М, МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000г.

  4. Программа формирования гражданской идентичности «Я – гражданин России», http://refdb.ru/look/2220754-pall.html

  5. Программа психолого- педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы. - М., 2012г.

  6. Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

infourok.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ "УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ"

ТРЕНИНГ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»

Цель тренинга: самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и социальный рост, познание своего не выявленного потенциала.

Задачи:

  • открыть и осознать свои взгляды и привычки;

  • создать новые вдохновляющие интерпретации;

  • жить радостно, ярко, воплощая в жизнь свои самые заветные мечты.

Возраст: старшие школьники, студенты учебных заведений.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 45 минут.

Актуальность: Личностный рост – это не просто чтение интересных книжек и хождение на всякого рода полезные курсы...

Прежде всего, это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность. Чего в Вас больше? – К тому Вы и придете!

Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.

Принятие  правил группы.

Правила групповой работы:

  • Обращаться друг к другу по имени.

  • Принимать себя и других  такими,  какие они есть.

  • Быть   искренним.

  • Избегать  оценок  друг  друга.

  • Все,  что делается в группе,  делается  на  добровольных началах.

  • Активное  участие в  происходящем.

  • Уважение   говорящего.

  • Каждому  члену группы – как минимум одно  хорошее и доброе слово.

  • Конфиденциальность  всего  происходящего  в группе.

  • Общение  по  принципу  «здесь  и сейчас».

УПРАЖНЕНИЕ 1

«Представление с перекидыванием предмета».

Описание упражнения. Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мячик, небольшую мягкую игрушку или другой подходящий предмет, представляется: говорит свое имя и называет

  • Три достоинства своей личности

  • Мои любимые и нелюбимые качества в людях.

  • Мои увлечения.

  • Мои любимые способы проведения свободного времени.

  • Моя мечта.

После этого перебрасывает предмет любому другому участнику. Тот ловит его, представляется, вновь перебрасывает его другому участнику и т. д., пока предмет не побывает в руках у каждого. После этого перебрасывание происходит в обратном порядке, однако каждый участник сам уже не представляется, а вместо этого по памяти говорит имя того человека, которому собирается кинуть предмет.

Психологический смысл упражнения. Эффективный способ запомнить имена товарищей с помощью многократного повторения, выразить себя, познакомиться поближе и узнать что-то новое друг о друге.

УПРАЖНЕНИЕ 2

"Кто Я?"

Цель: развитие позитивного самовосприятия.

1. Участникам предлагается честно и откровенно письменно закончить предложения:

Я горжусь собой, когда Я…

Я симпатичный человек, потому что…

У меня есть такие два замечательных качества…

Одна из самых лучших вещей, которые я сделал в своей жизни…

2). Работа в парах.

2. Вопросы для обсуждения в группе после завершения упражнения:

infourok.ru

Социально-психологический тренинг для подростков "Найдем общий язык"

КГУ «Макашевская СШ»

Социальный педагог: Киндрат Т.П., психолог Скотынянская Н.А.

Социально-психологический тренинг «Найдем общий язык»

Цель: создание социально-психологических условий для формирования навыков бесконфликтного общения, снятия эмоционального напряжения

Задачи:

- создать условий для снятия эмоционального напряжения

- создание доверительной обстановки, взаимопонимания, взаимоподдержки

- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Время проведения: 30 - 40 мин

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, шарф, скакалки или бельевая веревка (5-6), свеча, маленькие таблички с названиями

Возраст: 15-17 лет

Вступительное слово:

Здравствуйте ребята, наш сегодняшний тренинг называется «Найдем общий язык». В начале нашего тренинга я бы хотела обсудить с вами правила:

  1. «Здесь и сейчас». Мы говорим о своих ощущениях в настоящий момент и не обсуждаем вне тренинга все произошедшее здесь

  2. Правило «поднятой руки». Уважительно относимся к говорящему, не перебиваем друг друга. Если хотим что-то сказать – поднимаем руку.

  3. Обращаемся друг к другу по имени

Ход занятия:

  1. Разминка. «Кто я?»

Цель: активизация межличностного взаимодействия в группе, сплочение членов тренинговой группы.

Соц. педагог: ребята, мы хорошо понимаем друг друга с помощью слов. Давайте попробуем сейчас также понять друг друга с помощью жестов и мимики. Наше упражнение называется «Кто я?». Правила просты: участнику крепится на спину листочек или табличка с одним словом. Задача участника отгадать это слово. Остальные участники тренинга будут ему в этом помогать, изображая написанное жестами и мимикой.

Примерные слова: кактус, учитель, баня, свадьба, школа, наушники, чайник, стол, умывальник, интернет, кровать.

  1. Ход занятия

  1. Упражнение «Сказочники».

Цель: развитие коммуникабельности, концентрации внимания,

логического мышления, повышение сплоченности группы.

Психолог: ребята, а вы знаете, насколько важно для взаимопонимания уметь слушать и слышать друг друга? Наше следующее упражнение называется «Сказочники». Я предлагаю вам сочинить сказку. Только сочинять ее мы будем все вместе. Каждый из вас говорить одну лишь фразу, продолжая мысль другого. Так у нас получится целая история.

  1. Упражнение «Найди отличие».

Цель: снятие напряжения, развитие наблюдательности.

Социальный педагог: наше следующее упражнение называется «Найди отличие». Чтобы понимать друг друга порой недостаточно слов. Жестов и мимики. Для этого необходимо быть очень внимательным и наблюдательным. Для начала выбирается один желающий проверить свою внимательность и наблюдательность. Он должен внимательно посмотреть на всех и запомнить внешность и детали одежды, прически и т.д. каждого. Затем он выходит за дверь, а оставшиеся ребята меняют что-нибудь в своей внешности. Задача вышедшего по возвращении найти в каждом изменения.

  1. Упражнение «Доверительное падение»

Цель: снятие эмоционального напряжение, повышение сплоченности группы, развитие чувства групповой поддержки.

Психолог: итак, ребята, с помощью жестов и мимики общались, внимательность вашу проверили. Но кроме этого в процессе общения очень важна поддержка и взаимовыручка. И сейчас мы с вами выполним упражнение «Доверительное падение».

Участники разбиваются на пары, члены пары становятся лицом друг к другу, протягивая согнутые в локтях руки друг к другу ладонями вверх. Участники из разных пар становятся плечом к плечу. Таким образом получается «коридор» из рук. Один желающий становится на возвышение (стол, стул, постамент) спиной к «коридору» рук, крепко обхватывает себя за плечи, чтобы не ударить остальных, закрывает глаза и падает спиной на руки. Остальные участники ловят его. Затем меняются ролями.

  1. Упражнение «Препятствия»

Цель: развитие чувства эмпатии, доверия к группе.

Социальный педагог: у всех вас есть собственные желания, жизненные цели. А раз есть цели и желания, то, как правило, возникают и препятствия. Это неустранимый фактор нашей жизни. Но нужно уметь их преодолевать. И часто нам в этом помогают наши друзья. Сейчас участники тренинга создадут препятствия, а желающий должен будет с закрытыми глазами их преодолеть, не задев ни одного.

Суть упражнения заключается в том, что преодолевающий препятствия их запоминает (например, ленты, натянутые на разном уровне), а как только он начинает свой путь, все препятствия убираются и окружающие подсказывают как преодолеть их, хотя на самом деле путь открыт.

  1. Упражнение «Передай эмоцию»

Цель: развитие навыков невербального общения, сплочение группы.

Психолог: уважаемые участники, вы сегодня учились общению и взаимопониманию, а также доверию. Давайте еще раз обратим наше внимание на язык жестов и мимики. Человек в процессе общения воспринимает словесно лишь 7 % информации, остальную он получает, подсознательно «считывая» эмоции собеседника, воспринимая жесты и мимику. И вот сейчас мы с вами потренируемся эмоции передавать так, чтобы собеседник правильно их понимал. Сейчас все участники становятся в колонну, лицом в одну сторону. Последний стоящий участник придумывает какую-либо эмоцию, легонько хлопает по плечу рядом стоящего, тот оборачивается, и внимательно смотрит, в то время как придумавший изображает эмоцию. И так по цепочке по принципу «глухого телефона». Когда эмоция дойдет до первого участника, в обратном порядке по цепочке каждый называет, что он передавал.

  1. Завершение.

Рефлексия. Каждый участник, передавая зажженную свечу по кругу, говорит о своих эмоциях, чувствах, настроении.

kopilkaurokov.ru

Тренинг для подростков «Мы вместе!» Цель тренинга

Тренинг для подростков «Мы вместе!»

Цель тренинга: сплочение коллектива (класса) учащихся подросткового возраста.

Задачи тренинга:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала подростков и стимулирование их личностных изменений;

2. формирование хорошего социально-психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;

3. развитие способности участников тренинга приходить к общему мнению, договариваться.

Возраст участников: 14-15 лет

Продолжительность тренинга – 2 часа

Материалы для тренинга:

1. Цветные карандаши и простые карандаши.

2. Лепестки (заготовки) из цветной бумаги.

3. Клей.

4. Лист ватмана.

5. Ручки.

6. Обруч.

7. Канат.

Примечания по проведению тренинга: длительность каждого упражнения и обсуждения зависит от количества человек, а также от готовности участников принимать активное участие в тренинге. Задача психолога (ведущего) создать максимально комфортные условия для подростков, и конечно мотивация подростков и поддержка.

Ход тренинга1. Приветствие участников тренинга – 2-3 минуты.2.Информация о цели тренинга – 3 минуты.3. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.

Правила:

1. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь.

2. Говорить по одному.

3. Уважать чужое мнение.

4. Говорить только от своего лица4. Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5минут.

Описание

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1.Поздороваться с помощью рук.

2.Побороться руками.

3.Помириться руками.

4.Выразить поддержку с помощью рук.

5.Пожалеть руками.

6.Выразить радость.

7.Пожелать удачи.

8.Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение

Что было легко, что сложно? Кому было, сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?5. Игра «Поменяться местами»

Цель игры: снятие напряжения и волнения у учащихся, возможность узнать дополнительную информацию друг о друге, создание положительного настроя.

Время: 15 минут

Описание

Убирается один стул и ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто (или у кого)…», и называет любой вариант или признак, который подойдет к большинству участников, все у кого есть, названное ведущим меняются местами, не договариваясь друг с другом. Тот, кто остался без стула, становится ведущим и всё повторяется, но варианты или признаки не должны повторяться.

Обсуждение

Кто, что о ком запомнил, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили и т. д. 6. Игра «Круг с карандашами»

Цель игры: при выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Время:15 минут.

Подготовка

Для игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника.

Описание

Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5.Присесть, встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).

Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).

Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Обсуждение

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?7. Игра «Рулет»

Цель игры: развитие умения координировать совместные действия, сплочение группы, снятие психологической напряженности, развитие внимательности.

Время: 15 минут.

Подготовка

Для игры нужен канат или прочная веревка длиной 6—7 м, если в группе более 14 человек — 2 каната.

Описание

Группа выстраивается в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль колонны канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в “рулет”, после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения — 2—3 минуты. Если в группе 14 и более человек, целесообразно организовать два “рулета” и устроить между ними соревнование на скорость.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями: кто испытывал дискомфорт и почему, кто был лидером и руководил передвижением.

8. Упражнение «Сквозь кольцо»

Цель упражнения: координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Время: 15 минут.

Описание

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (при отсутствии такового можно воспользоваться подручными материалами, изготовив кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т. п.). Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

При количестве участников более 12 целесообразно сформировать из участников две команды и организовать между ними соревнование на скорость выполнения этого упражнения.

Обсуждение

Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с выдвинутым кем то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

9. Завершающее упражнение «Наши цветы»

Цель упражнения: рефлексия, обмен эмоциями, полученными в процессе тренинга, чувство единства.

Время: 30 минут.

На листе ватмана нужно нарисовать три кружка одинакового размера (в дальнейшем к этим кружкам, по краю каждого, будут приклеиваться разноцветные лепестки, и в завершении получится 3 цветка). Каждому участнику раздается по три разноцветных лепестка.

В центре первого кружка пишется «Что я узнал(а) о своих одноклассниках», и каждый из участников на одном из трех лепестков пишет общее впечатление, например, «Я узнал, что мои одноклассники очень веселые»; «Я узнала, что мои одноклассники могут поддержать» и т.д.

Затем каждый из участников приклеивает свой лепесток по краю кружка, чтобы получился цветок.

Далее, в центре второго кружка пишется «Желаю всем…», и каждый из участников на своем лепестке пишет пожелания своим одноклассникам, затем так же каждый приклеивает свой лепесток ко второму кружку.

В центре третьего кружка можно написать «Будет здорово, если мы…», каждый из участников продолжает эту фразу на оставшемся третьем лепестке, и затем каждый лепесток также приклеивается к третьему кружку.

Таким образом, получается три цветка, в создании которых принимает каждый участник тренинга. Ватман с цветами фиксируется на классной доске.

10. Завершение тренинга.

Время: 20-25 минут.

Рефлексия участников тренинга, какие эмоции, впечатления в целом от тренинга, что понравилось, а что не понравилось и т. д. Обратная связь психолога, подведение итогов тренинга, пожелания участникам. Затем все участники вместе с психологом встают в круг, держась за руки, все вместе произносят: «Спасибо!».Составитель:

Ткачук Оксана Александровна

Педагог-психолог НОУ СОШ № 45 ОАО «РЖД»

Челябинская область, город Карталы.

Литература1. Гревцов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов/ ил. Т. Бедаревой. – СПб.: Питер, 2008.

2. Гревцов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание - СПб.: Питер,2012.

netnado.ru

Тренинг для подростков 14-18 лет "Последний забой"

Психологический тренинг: Последний забой.Автор - составитель: Отрадных Ирина АлександровнаПедагог дополнительного образования МОУ ДОД Центр детского творчества г. Междуреченск.Цели и задачи:

  • Выявить лидеров
  • Сплочение коллектива
  • Научить слышать и слушать
  • Научить находить самим выход из экстремальной ситуации

Аудитория:

  • Рассчитан на подростков 14-18 лет
  • Рекомендуемое количество от 12 до 50 человек

Время проведения:(В зависимости от количества участников)

  • 12-20 чел – 30 мин.
  • 20-50 чел от 1 часа до 1,5 часов.

Рекомендации:

  • Можно проводить как для незнакомой аудитории, так и для сплоченного коллектива
  • Рекомендуется присутствие психолога

Ход тренинга:

  • Мы находимся под землей в шахте!
  • Кто-то из вас обычные горнорабочие, кто то ГРОЗЫ, а кто то мастера, начальники участков. И все вы работаете в шахте, каждый день рискуя своей жизнью, спускаясь под землю.
  • ВЗРЫВ МЕТАНА
  • На шахте произошел взрыв метана и все кругом охвачено огнем.
  • Вашему участку повезло немного больше, чем остальным. Вы оказались в вакуумной комнате с плотной дверью. Но воздуха здесь хватит всего на полчаса. Сколько самоспасателей не известно они находятся сразу за выходом и посчитать их не возможно так, как только откроется дверь воздух начнет уходить… Но известно точно что самоспасателей мало и на всех не хватит.
  • Через пол часа воздуха совсем не останется и оставшиеся умрут.
  • Вам надо выстроиться в ряд перед выходом.
  • Велика вероятность того, что тот, кто выйдет первым – тому достанется самоспасатель и он сможет выбраться на поверхность, а кто выйдет последним – нет.
  • За 10 минут вам надо разбиться и встать в линию, кто выйдет первым, кто выйдет вторым и т.д.
  • Обсуждение ребят 10 мин.
  • Построение 5 мин.
  • Обсуждение.
  • Почему так встали?
  • Доволен ли каждый своим местом?
  • Если нет, то где бы ты хотел стоять?
  • Достоин ли ты жить? Почему зачем?
  • Ты, что жить не хочешь?
  • Здесь вас устраивает больше?
  • Общий круг.
  • Каждому раздаётся 6 белых и 6 чёрных карточки.
  • Сейчас каждый должен раздать свои метки в кругу.
  • 1 минута на обдумывание.
  • Когда ты даёшь белую метку ты говоришь: «Я не считаю, что ты должен умереть, но ты сильнее, судьба».
  • Когда ты даёшь чёрную метку ты говоришь: «Ты должен жить! Я дарю тебе жизнь».
  • 1 минута на обдумывание.
  • Распределение меток.
  • Подсчёт результатов.
  • Построение по числу меток.
  • Выявление лидера жизни и смерти.
  • Обсуждение.
  • Доволен ли ты своим местом?
  • Ожидал ли ты оказаться здесь?
  • Если тебе давали чёрную, ты тоже давал этому человеку чёрную, как осуществлялся твой выбор? /случайно или обдуманно/.
  • Совпало ли первое ваше построение с построением сейчас?
  • Если ты не доволен своим местом, то где бы ты хотел стоять?
  • История.
  • Мужчину повысили в должности до премьер министра компании.
  • Он очень обрадовался и всем об этом рассказал.
  • На следующий день, когда он пришёл на работу, его спросили: «Есть ли у вас дети? И сколько их?»
  • Мужчина ответил, что дети есть и их пятеро.
  • Тогда его спросили: «А кого вы любите больше всего?».
  • Мужчина ответил: «Конечно же, самого маленького».
  • Тогда ему задали вопрос: «Если бы вам пришлось выбирать между жизнью своего самого близкого, родного любимого человека и вашей собственной жизнью».
  • А как бы поступили вы?
  • Обсуждение истории ребятами.
  • Обсуждение.
  • Опросить каждого.
  • Считаете ли вы его решение правильным?
  • А как бы поступили вы?
  • Продолжение истории.
  • После того, как мужчина так ответил, ему отказали в должности.
  • Он не мог понять почему.
  • Обсуждение ребят.
  • Как вы думаете, почему так случилось?
  • Опросить каждого.
  • Объяснение.
  • Ему объяснили, из за одного ребёнка вы хотели обрести свою семью на нищету, на разорение.
  • Какой же из вас получится премьер министор, который бросает свою карьеру, семью и компанию, ради одной жизни.
  • Обсуждение.
  • Давайте обсудим решение человека, который отказался всё-таки от должности, правильно ли он поступил?
  • Кто хочет изменить своё решение? Почему?
  • Поднимите руки те, кто поддерживает точку зрения этого человека /аплодисменты/. Почему?
  • Кто поддерживает иную точку зрения? /аплодисменты/ Почему?
  • Каждое мнение имеет право жить.
  • Подсчёт карточек.
  • Белые +1
  • Чёрные -1
  • Построение.
  • Обсуждение.
  • Кто оказался в другом месте?
  • Изменились ли чувства?
  • Разделение на три группы.
  • Группа жизни.
  • Группа риска.
  • Группа смерти.
  • Обсуждение.
  • Довольны ли вы, что попали именно в эту группу. Почему?
  • Зафиксировать чувства каждого.
  • Ты бы хотел оказаться в другой группе? В какой?
  • Ваш выбор.
  • Выберите в своей группе двух людей, которые попадут, волею судьбы, в две другие группы.
тренинг забой
  • Переход по группам.
  • Обсуждение.
  • Опрос перешедших.
  • Изменились ли ваши чувства?
  • Почему именно этот человек перешёл в эту группу?
  • Доволен ли ты, что перешёл или нет? Изменились ли твои чувства теперь?

25.Построение 26.Поход в слепую…

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Сейчас мы с вами будем пытаться выбраться на поверхность. Пожалуйста, положите правую руку на плечо впереди стоящего для связи. Мы будем преодолевать с вами опасные участки. Вы должны договориться о системе знаков которые будут предупреждать позади стоящего об опасности (Медленно начните путь по выбранному маршруту, включающего залезания на возвышенности, пролезания под низко нависшими "обломками", протискивания между ними и т.д.)Финишируйте на каком-нибудь тесном, но безопасном месте (вершина холмика, большого камня, лестницы и т.д.), чтобы ребята скучились вместе(закрутились в спираль) и попросите ребят снять повязки. Постарайтесь, чтобы это место выглядело иначе, чем-то откуда вы стартовали - это придает моменту «снятия повязок» элемент сюрприза. Ребята окажутся в тесной спирали – что вызовет теплоту сближения, чувство уверенности, поддержки. Автоматически именно этот момент снимает напряжение, присутствующее в ходе тренинга. Лучше всего что - бы это было такое место, где ребята еще ни разу, не были. ПРАВИЛА:

  • Вовремя прохождения разговаривать запрещается;
  • У всех кроме первого, завязанные глаза;
  • Расцепляться нельзя;
  • Во время прохождения если кто, то нарушает правила, последний умирает (ОТСТАЕТ), (становится зрителем).
  • Общий круг.
  • Когда составлялся этот тренинг, все думали, что погибнут слабые люди, духовно – материально неустойчивые, а получилось наоборот? Как?
  • Почему – то слабые выходили вперёд.
  • Сильные же были готовы умереть.
  • Психология слабых такая, что если ты мне дал чёрную карточку, то в ответ получишь чёрную. Или я методом случайного выбора решил, кому дать чёрную метку – это оправдание перед всеми или самим собой, не желание зависеть от обстоятельств и нести ответственность.
  • За этим легко можно наблюдать.

Вывод: Убили лидеров.Я не говорю, что вы слабые, но убивают тех, кто сильнее, а этого быть не должно.

Концовка упражнения:

Когда оставшиеся группа прошла упражнение и спаслась, группе предлагается на выбор вернуться на старт, объединится со всеми погибшими, и как бы начать сначала. Но риск в том, что может получится больше погибших. Либо не возвращаться и оставить все как есть.1 вариант: Вы все спаслись и это здорово!2 вариант: Убили Лидеров!!!Замечание: если тренинг зашел в тупик или появилась критическая ситуация, нужно сообщить, что спасатели смогли до вас добраться и всех спасли.

Дележка чувств.

Обсуждение игры.

www.vashpsixolog.ru

Психологический тренинг для подростков "Ветер перемен"

Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Подростковый возраст характеризуется многочисленными кардинальными изменениями в физиологии и психологии человека. Субъективные ощущения подростков: нестабильность, дезинтеграция, «все меняется, не на что опереться» и т.п. Одной из видов помощи подросткам в этот период является помощь в поиске опоры вне и внутри себя.

Участники занятия: подростки 13-15 летКоличество: 10-12 человек

Задачи:

исследовать различия детства и взрослости;

определить качественные характеристики «перехода»

выделить опоры и ресурсы.

Продолжительность: 45 мин.Необходимые материалы: бумага, фломастеры, ручки, лист ватмана, стикеры.

Ход занятия.

ЭТАП 1. Мотивационный.

- Здравствуйте, я рада всех видеть. Занятие, на котором мы сегодня встретились, я назвала «Ветер перемен». Ветер всегда приносит перемены (погоды например). Если ветер слабый, он может быть приятным, освежать, мы радуемся такому ветру. Ветер бывает ураганным, сметающим все на своем пути, мы боимся такого ветра, прячемся от него. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в одном очень важном вопросе: КАК ПЕРЕЖИТЬ ПЕРЕМЕНЫ, с которыми каждый из нас неизбежно сталкивается в жизни С НАИМЕНЬШИМИ ПОТЕРЯМИ и НАИБОЛЬШИМИ ПРИОБРЕТЕНИЯМИ. Для исследования мы возьмем перемены, которые происходят в связи с возрастом, хотя то, что мы откроем, относится и к  любым другим переменам. Для начала познакомимся друг с другом.

ЭТАП 2. Введение в проблему.

Упражнение 1.  «Знакомство» - уменьшение напряжения в группе, установление контакта.Представьте, что вы находитесь в возрасте до 10 лет. Встаньте и ходите по комнате так, как будто вы ребенок выбранного вами возраста. Называйте друг другу свое имя, знакомьтесь другими способами (трогайте, нюхайте и т.д.), какими обычно знакомятся дети. В течение 1 минуты постарайтесь познакомиться со всеми участниками. (1 мин)Представьте, что вы взрослый человек. Сделайте то же самое, только из возраста взрослого человека. (1 мин)Теперь в течение 1 минуты вы будете менять роли. Выберите состояние, которое вам показалось наиболее комфортным (взрослого или ребенка), ходите по комнате, заглядывая при встрече в глаза друг другу, молча без слов. По сигналу вы меняете роль (ребенок становиться взрослым и наоборот) и делаете то же самое.

- Я надеюсь, что вы прочувствовали эти два состояния и успели заметить различия. Давайте попробуем эти различия определить.

 

Упражнение 2.На стене лист ватмана, разделенный на 3 части.

«Детство»

 

«Взрослость»

 

 

 

 

 

 

На части «Детство» мы будем записывать все ассоциации с этим словом. На части «Взрослость» - ассоциации с этим словом.

(Варианты: 1) каждый пишет на стикерах и приклеивает к листу; 2) участники говорят, ведущий записывает на листе).

- Как вы уже догадались, средняя часть это возраст перехода из «Детства» с … (перечислить наиболее яркие ассоциации) во «Взрослость» с … (назвать ассоциации). Я прошу вас на стикерах написать чувства, которые наиболее часто возникают в этот период. Они вам хорошо знакомы. На одном стикере – одно чувство. И приклеить их на среднюю часть листа.

- Итак, во время перемен мы обычно чувствуем … (зачитывает чувства). Чем вызваны чувства?Обсуждение.

ЭТАП 3. Проработка проблемы.

- Ответа на наш главный вопрос мы еще не получили. Я предлагаю обратиться к опыту других людей, который находит отражение в сказках, фильмах, книгах. Наверняка, у каждого из вас есть любимые персонажи. Давайте вспомним героев, которые претерпели какую-либо трансформацию, превращение. 

Участники с помощью ведущего вспоминают разных героев сказок, фантастических историй, компьютерных игр и т.п. (Например, лягушка – Василиса Прекрасная, Иванушка-дурачок – Иван Царевич, подростки называли такие роли: мука – Колобок, Гарри Поттер обычный мальчик – Гарри Поттер волшебник, Емеля – Емеля со щукой)

- Вам нужно выбрать одного из персонажей для выполнения следующего упражнения.

Упражнение 3.

расскажите, кто ваш герой и какое превращение с ним произошло.

встаньте в круг, войдите в роль и при помощи жестов, мимики, изобразите героя до превращения и после него.

выберите одну из ролей (до или после превращения). В течение 1 минуты ходите по комнате, взаимодействуйте друг с другом из роли без слов. По сигналу поменяйте роль на противоположную и продолжайте взаимодействие из роли.

Сядьте на место и попробуйте охарактеризовать ваших героев. На листе бумаги, расчерченном, как и лист ватмана, на 3 части, напишите кто ваш герой до и после трансформации. Ниже напишите не менее 10 характеристик, качеств этого героя до и после превращения (по 10 на каждую роль).

Проанализируйте изменения. В каждом столбце найдите качества или характеристики, которые поменялись на противоположные. Подчеркните их. Найдите те качества или характеристики, которые остались неизменными. Выпишите их в средний столбик.

Обсуждение.Что у вас получилось? Что вы чувствовали в процессе выполнения упражнения? Что потерял и что приобрел ваш герой?Что вы можете сказать о качествах и характеристиках, которые вы выписали в средний столбик? Что помогло героям пережить трансформацию?

При обсуждении упражнения важно обратить внимание на то, что при трансформации часть качеств остается неизменными, и именно эти качества помогают героям пережить превращение и приобрести полезный опыт. Это стержневые качества личности, способности, которые никуда не исчезают и т.п.

ЭТАП 4. Интеграция опыта в жизнь.

- Вернемся к нашему плакату. Что же помогает человеку пройти путь превращения из ребенка во взрослого с полезными приобретениями? Может быть это те качества, которые вы выделили у своих героев, может еще какие-то другие, может быть, вам помогает что-то или кто-то в вашем окружении. Напишите это на стикерах и приклейте на среднюю часть листа.

Обсуждение занятия.Что вам сегодня понравилось, и что не понравилось? Что было полезно? Что вы поняли для себя?

infourok.ru