Психология сновидений. Сновидения в психологии


Сон и сновидения в психологии

Неразгаданный сон подобен нераспечатанному письму

Э.Фромм

Я очень люблю говорить о сновидениях. Любопытство захватывает меня, удивление от неожиданных открытий заставляет испытывать трепет. В юности я воспринимала сны как волшебные путешествия и приключения. Я была обычной школьницей или студенткой с кучей повседневных забот и радостей, но во сне я могла превратиться в отважного мужчину-завоевателя, участвовать в магических судах и общаться с медведями. Иногда я ждала ночи, чтобы наконец-то увидеть что-то стоящее. Я думала, что так происходит у всех. По мере взросления и роста моего профессионализма, мое отношение к сновидениям резко изменилось. Не изменился лишь интерес. В этой публикации я хочу поделиться своими наблюдениями в отношении работы со сновидениями.

Итак, сначала, для того чтобы разгадать смысл собственных сновидений, я использовала различные сонники и народные поверья вроде такого «приснилась рыба – к беременности». Тогда я еще была студенткой. Я отнеслась к этому как к особому психологическому эксперименту, поэтому фиксировала письменно свои наблюдения. К сожалению, этот метод не дал никаких результатов, а еще больше увел меня от смысла и содержания моих снов. Более того, такая практика привела к повышению тревожности и уровня страха. Я перестала доверять себе, потому что очень боялась, что приснится что-то не то. Если вы откроете какой-нибудь простой сонник и полистаете его, то увидите, что все предсказания в нем сводятся к нескольким вещам: к состоянию здоровья, материальному состоянию и состоянию отношений в семье. Эти предсказания делятся на две категории: либо все будет хорошо, либо все будет плохо. В общем, этот достаточно упрощенный и неэффективный метод трактовки снов стимулировал меня искать дальше.

Следуя новым и красочным вывескам и призывам на книгах, я начала изучать эзотерическую литературу. Множество книг, которые рассказывали про астральные путешествия, то вдохновляли меня, то заставляли испытывать животный страх. Рассказы о том, что путешествуя во сне, можно «застрять» в каких-то неведомых и незримых мирах, приводили мой еще юный в этом отношении мозг в замешательство. Каждая эзотерическая традиция требовала кардинального изменения мировоззрения и образа жизни, и мне это не подходило, потому что в этот период на моем столе появился новенький заламинированный диплом психолога и научное мировоззрение уже окрепло, и я начала мыслить критически. Хорошее, что я вынесла из эзотерических источников, было ощущение ценности и значимости событий во сне. Постепенно, во мне начал созревать вопрос, как сблизить два мира: мир реальности и мир сновидений, как между ними проложить мост, по которому зашифрованные послания во сне могут быть поняты и приняты в бодром состоянии сознания.

Для себя я поняла, что сны – это особый вид психической реальности. Я бы даже сказала, что сон реальней всего того, что мы привычно называем «реальным». Реальность сна в его свободе выражения и в эмоциональном наполнении. И что своеобразным мостом между мирами реальности и сна могут стать символы в сновидении и эмоции, которые мы испытываем во сне. Сны богаты символическим содержанием, полны подсказок, решений и полезной информацией. Вопрос заключается в том, каким же образом эту информацию со сна получить?

Поиски ответа привели меня к работам замечательного психолога Карла Густава Юнга. Он добавил в структуру психики еще один уровень – архетипический. Это имеет прямое отношение к символике сновидений. Существуют несколько уровней сновидения:

1 – бытовой уровень. Эти сны понятны и просты, в них содержатся события недавнего прошлого, и они не вызывают эмоционального отклика.

2 – культуральный уровень. Такой сон богат образами и непонятными событиями, все в нем перевернуто и нелогично. Эмоции зашкаливают. Можно испытывать как неописуемый ужас, так и радостный экстаз. В таких снах много подсказок и решений существующих проблем.

3 – архетипический уровень. Такие сны можно назвать внеземными. Возможно ощущение контакта с чем-то большим, чем вы. На этом уровне возможны решения проблемы самоидентификации, сепарации. Вы запомните такой сон по ощущению чего-то значимого и непонятного, нового и старого одновременно.

Для того, чтобы послания из снов становились все понятней, важно начинать постепенно работать с индивидуальной символикой снов. Самый быстрый способ проработать сон – это обратиться за помощью к психологу. Но, если есть желание постоянно заниматься развитием связи между смыслами снов и своей сознательной жизнью, то можно начинать работу над сновидениями.

Первое, что нужно сделать – это начинать помнить ваши сны. Первая преграда на пути к пониманию своих снов – это естественное свойство нашего мозга «стирать» сон при пробуждении. Для этого вы просто начинаете хотеть запомнить свой сон. Просто формируете желание «я хочу запомнить сон». Через несколько ночей вы обязательно вспомните свое сновидение. Потом начинайте записывать свои сны. Сначала они будут непонятны, но ваше бессознательное постепенно будет давать все больше и больше символов, больше знаков, смыслов и решений. Со временем связь между сновидениями и реальностью станет крепче, и послания из снов станут вам близкими и понятными.

Кроме индивидуальной символики во снах можно встретить общекультурные символы и знаки, чаще всего они встречаются в архетипических снах. Значение таких символов можно найти в хорошей энциклопедии по знакам и символам в разных культурных традициях.

Не жалейте времени на внимание к своим снам, они того стоят.

Автор Кира Долбня

Помогите проекту - поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! :-)

psychologies.today

СНОВИДЕНИЕ это что такое СНОВИДЕНИЕ: определение — Психология.НЭС

одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Для З. Фрейда сновидение – это царская дорога к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов.

   На протяжении своей сорокалетней исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд вносил коррективы в психоаналитическое учение о человеке, в том числе в психоаналитическое понимание сновидений. Так, если в «Толковании сновидений» (1900) он рассматривал сновидение с точки зрения исполнения желаний человека, то в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), ему пришлось сделать уточнение на этот счет: сновидение – это не исполнение, а попытка исполнения желания человека. Вместе с тем некоторые представления З. Фрейда о сновидении оставались неизменными. В частности, как в ранних, так и в поздних своих работах он рассматривал сновидение в качестве невротического симптома, свойственного не только больным, но и всем здоровым людям. В одной из своих последних работ «Очерк о психоанализе» (1940), которая была опубликована год спустя после его смерти, он подчеркивал, что сновидения – это психоз, со всеми его нелепостями, маниями и иллюзиями, «психоз кратковременный и, несомненно, безвредный, даже выполняющий полезную функцию, вызванный с согласия субъекта и прекращающийся по его воле».

   Известно, что в древности сновидениям придавалось большое значение. В них усматривались «знаки будущего». Толкователи сновидений находили в них различные предзнаменования. В дальнейшем, с развитием науки, искусство толкования сновидений было в известной степени утрачено, интерес к сновидениям стал ассоциироваться с суеверием. И лишь в ХIХ в. наука, в частности физиология, вновь обратила внимание на сновидения. Было начато проведение экспериментальных исследований с целью определения влияния физических раздражений на содержание сновидений.

   З. Фрейд, придававший сновидениям важное значение, как бы вернулся к старой традиции. В первой своей фундаментальной работе «Толкование сновидений» он исходил из того, что сновидения имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевного состояния человека. При этом З. Фрейд опирался на предположения, которые легли в основу психоаналитического толкования сновидений. Одним из таких предположений было признание того, что сновидение представляет собой не физиологическое, соматическое, а психологическое явление. Поскольку сновидение есть продукт и проявление видевшего сон человека, постольку он сам должен сказать, что означает его сновидение. Следовательно, техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадки сновидения от самого сновидца.

   Второе предположение состояло в утверждении: видевший сон знает, что означает его сновидение. Правда, когда видевшего сон расспрашивают о его сновидении, то чаще всего, по его словам, он ничего не знает о нем. На самом деле, считал З. Фрейд, видевший сон просто не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает смысла сновидения. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику. Это не означает требования от видевшего сон сразу сообщить о смысле своего сновидения. Но он может представить материал, способствующий открытию истоков происхождения сновидения.

   Третье предположение включало в себя допущение того, что первая пришедшая в голову видевшего сон мысль о своем сновидении должна давать желаемое объяснение его. Психоаналитическая техника исследования сновидений заключается в том, что видевшего сон спрашивают, почему ему приснилось такое. Первое же его высказывание по данному поводу считается объяснением. Психоаналитик требует, чтобы видевший сон отдался свободной ассоциации, и тогда первая же пришедшая ему в голову мысль не будет случайной, поскольку она обусловливается его внутренними установками, свидетельствующими о том, что в психике нет ничего случайного.

   З. Фрейд различал явное содержание сновидения и скрытые его мысли. Явное содержание сновидения – это то, что он видит во время сна, когда воспринимает в зрительных образах различные картины и сюжеты. Скрытые мысли сновидения – это то глубинное и исконное, что стоит за зрительными образами и требует своего обнаружения.

   Работа сновидения заключается в переводе скрытых мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смещения, превращения мыслей в зрительные образы и вторичной обработки, то есть соединения разрозненных частей и элементов сновидения в единое, связное содержание. Благодаря этой работе сновидение может исказиться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. Искажению способствует цензура сновидения, которая, по мнению З. Фрейда, отвечает за различные пробелы и пропуски в сновидении, модификацию и перегруппировку его материала.

   Толкование сновидения имеет противоположную направленность. Оно состоит в переводе явного содержания сновидения в скрытые его мысли. Такой перевод предполагает расшифровку символического языка бессознательного, так как, согласно З. Фрейду, элемент сновидения является символом его бессознательной мысли. Поскольку символы общезначимы для всех людей и имеют устоявшиеся переводы, то, например, в древнем мире они составляли идеальную основу для толкования сновидений. Однако если древние толкователи сновидений видели в них знаки будущего, то в классическом психоанализе смысл сновидения выводится из прошлого.

   С точки зрения З. Фрейда, сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному состоянию. В сновидении отражаются наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. В этом отношении материал сновидения можно рассматривать, как считал З. Фрейд, в качестве части «архаического наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». И если в период становления психоанализа он обращал внимание на филогенетический материал сновидений, находящий свое отражение в древних легендах и обычаях человечества, то по мере развития психоаналитической теории и практики, особенно после дискуссий среди психоаналитиков, связанных с публикацией работы О. Ранка «Травма рождения» (1924), он выдвинул тезис, согласно которому во время рождения ребенка возникает «инстинкт возвращения к внутриматочной жизни», или «инстинкт сна», и сон является «своеобразным аналогом возвращения в матку».

   В целом сновидение рассматривалось З. Фрейдом как компромиссное образование: с одной стороны, оно удовлетворяет потребность человека на время (во сне) прерывать свою связь с внешним миром, с другой стороны, оно дает человеку возможность удовлетворять вытесненные влечения в форме галлюцинаторного исполнения желания.

З. Фрейд исходил из того, что при образовании сновидений следует различать три стадии: во-первых, перемещение предсознательного дневного остатка в бессознательное, чему способствуют предпосылки сонного состояния; во-вторых, собственная деятельность сновидения в бессознательном; в-третьих, регрессия обработанного таким образом сновидческого материала в образы восприятия, в которых осознается сновидение. Результат деятельности сновидения описывался им следующим образом: сложившаяся и неисчерпанная в течение дня сложная совокупность мыслей (дневной остаток) сохраняет ночью количество энергии и угрожает нарушить сон; в результате деятельности сновидения этот дневной остаток превращается в сновидение и делается безвредным для сна; чтобы стать поводом для деятельности сновидения, дневной остаток должен обладать способностью к образованию желания; «проистекающее из идей сновидения желание образует предварительную ступень, а позднее ядро сновидения»; у ребенка любое оставшееся от бодрствования желание способно вызвать сновидение, порой связное, разумное, но чаще всего забытое и легко признаваемое осуществлением желания; у взрослого обязательным, вызывающим сновидение условием желания оказывается его неприемлемость для сознательного мышления, то есть вытесненность желания; «воздействие этого бессознательного желания на соответствующий сознанию материал сновидческих идей и образует сновидение».

   Основатель психоанализа различал «сновидения желания», «страшные сновидения» и «сновидения наказания». Все они являются, по его мнению, попыткой осуществления того или иного желания. Изучение сновидений помогает понять неврозы, а знакомство с неврозами способствует лучшему представлению о сновидениях.

   З. Фрейд исходил из того, что в сновидениях может содержаться материал, не относящийся ни к взрослой жизни спящего, ни к его забытому детству. Этот материал следует рассматривать как «часть архаичного наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». Следовательно, сновидения предоставляют аналитику богатый источник человеческой предыстории, и он может многое почерпнуть из него.

   Толкование сновидений пациентов является важной частью психоаналитической терапии. Однако интерес к снотолкованию не должен подменять собой терапевтическую цель. Поэтому, как считал З. Фрейд, нужно остерегаться обнаруживать особый интерес к толкованию сновидений или вызывать у пациента предположение, будто аналитическая работа остановится, если он не может рассказать о своих сновидениях. В этом отношении он придерживался точки зрения, согласно которой «толкование снов при аналитическом лечении не должно стать искусством для искусства, но применение его должно подчиниться тем техническим правилам, которые являются вообще руководящими при проведении курса лечения».

   Представления З. Фрейда о сновидениях вызвали неоднозначную реакцию у тех, кто в той или иной степени разделял психоаналитические идеи. Одни из них поддержали фрейдовское понимание сновидений, положенное в основу классического психоанализа, другие внесли изменения в те допущения, которые были сформулированы З. Фрейдом в отношении природы и функций сновидений. Третьи подвергли критике положение о том, что сновидение – это осуществление желаний человека.

   А. Адлер (1870–1937) высказал мысль, согласно которой сновидение вовсе не стремится вернуться в прошлое, как полагал З. Фрейд. Оно устремлено вперед и нацелено на решение некой задачи. Сновидение направлено на разрешение вполне конкретной, стоящей перед человеком проблемы. Оно не является «царской дорогой» к бессознательному, поскольку не противоположно бодрствующему сознанию. Между сознанием и бессознательным нет никакой пропасти.

   Для К.Г. Юнга (1875–1961) сновидение – это нечто трансцендентальное, то есть выходящее за пределы человеческого разума. Оно выполняет функцию связи между сознанием и бессознательным в душевной жизни человека. Это не компромиссное образование, как считал З. Фрейд, а компенсаторное, то есть дополнительное, поддерживающее равновесие между сознательными и бессознательными процессами. Кроме того, сновидение выполняет предвосхищающую функцию. Оно телеологично, нацелено на будущее. По убеждению К.Г. Юнга, сексуальность в сновидении есть лишь средство выражения, но не смысл или цель его.

   Э. Фромм (1900–1980) считал, что сновидение обладает двойственными функциями: при отсутствии контакта с реальностью в сновидении проявляется как самое плохое, так и самое хорошее, что имеется в человеке. В сновидении человек может быть неразумным, глупым, непристойным, а может быть и наоборот – более разумным, мудрым и нравственным, чем когда бодрствует. С точки зрения З. Фрейда, сновидение иррационально по своей природе, К.Г. Юнг видел в сновидении откровение высшего разума, а по мнению Э. Фромма, в сновидении проявляется и то и другое. Цель толкования сновидения – понять, заявляет ли о себе животное начало в человеке или проявляется все лучшее, что в нем есть.

   В современном психоанализе проблема сновидений и их толкования занимает важное место в исследовательской и терапевтической деятельности. Наряду с традиционными вопросами, затронутыми и обсужденными З. Фрейдом, в поле зрения аналитиков все чаще попадают следующие аспекты: сновидение рассматривается не только в плане раскрытия бессознательных желаний человека, но и в смысле укрепления его Я перед лицом требований Оно и Сверх-Я; сновидение воспринимается не только как способ разрешения внутриличностных проблем, но и как возможность интеграции психических функций в установившихся структурах; интерпретация сновидений осуществляется не только с точки зрения выявления скрытых мыслей сновидения, но и важности обращения внимания на явное его содержание и его полезности в клинической ситуации; объектом исследования становятся не только механизмы работы сновидения, но и «экран сновидения», на который проецируются различные образы; важное внимание уделяется не только символике сновидений, но и связи психоаналитической ситуации с феноменом сновидения; фокусом анализа является не столько сновидение, сколько сновидец; сновидение представляет интерес не столько в плане выявления бессознательных влечений пациента самих по себе, сколько в плоскости раскрытия природы объектных отношений между аналитиком и пациентом; объектом анализа становится не только диагностический потенциал толкования сновидений, но и ошибочное использование их интерпретаций в аналитическом процессе.  

vocabulary.ru

Сновидения психология | Журнал Пробудження

Сны

Примерно треть своей жизни мы проводим во сне. (Некоторые сплюхы и более) И многие люди во время сна видят разные сны, иногда интересные и увлекательные, иногда страшные, иногда эротические (особенно весной). Кто как, кто-то говорит, что не видит снов вообще или же видит очень редко. Видимо видят сны все и всегда, но просто не все потом помнят свои сны, после пробуждения. Также кое-кто видит сны черно-белые, а некоторые — исключительно цветные и яркие. В психологии есть мнение, что чем более яркие и цветные сны у человека, тем у него богаче воображение и фантазия, такие сны свойственны людям творческим и детям (которые являются творческими от природы). С другой стороны яркие сны могут быть следствием затяжной депрессии, когда яркие цвета сновидений, как бы компенсируют черно-белое восприятие мира наяву.

С древних времен люди занимались изучением чрезвычайно интересного феномена сновидений. Ведь через сны нам порой приходят очень важные послания, касающиеся нашей дальнейшей судьбы в будущем. Считалось, что сны посылаются человеку богами, чтобы передать свою волю, или предупредить о чем-то. Психологи древности: жрецы, друиды, волхвы, шаманы занимались толкованиями сновидений, и это толкование играло значительную роль в их деятельности.

О толковании сновидений упоминается в Библии, в Ветхом Завете. Вспомним историю о еврейском юноше Иосифе, который был продан братьями в рабство в Египет. Там Иосиф попал в тюрьму, где успешно растолковал сны двух заключенных: виночерпия и земледельца (одного из них должны были оправдать, а другого казнить). В то же время египетскому фараону приснился странный сон. Во сне из реки выходили 7 жирных коров и мирно паслись, потом с той же реки выходило 7 ужасно худых коров, и поедали тех 7 жирных. Все придворные жрецы, ломая голову, никак не могли объяснить, чтобы мог значить этот сон. И тут фараон услышал об умном еврейском заключенном, который прекрасно умеет толковать сны. Иосиф без проблем растолковал сон фараона, который был очень важным предупреждением: 7 жирных коров означало 7 урожайных и сытых лет, которые сначала должны были наступить в Египте, 7 тощих коров означало 7 бедных, голодных лет, которые следовали за урожайными годами. Благодаря этому в Египте за 7 урожайных лет, были сделаны значительные запасы зерна, и удалось избежать голода. А мудрого Иосифа фараон поставил наместником, управляющим,и вообще своей правой рукой.

Многие праведники, святые, пророки и подвижники именно во время сна разговаривали с Богом. Например, премудрый Соломон, когда Бог явился ему во сне с дарами, Соломон выбрал самый ценный дар — мудрость. Некоторые древние шаманы и друиды практиковали умышленное вхождение в так называемый, трансовый сон, во время которого им открывалось будущее. Также шаманами практиковалась такая штука как осознанные сны — это когда человек во время сна понимает, что это сон и даже может его контролировать. Много об осознанных сновидениях говорится в книгах Карлоса Кастанеды. Среди духовных практик, которых Кастанеду учил мудрый индеец Дон Хуан, большое место занимали техники вхождения в осознанные сны, которые назывались — искусством сновидения.

Сильный интерес к сновидениям начался в конце 19-го и начале 20-го века и связан с зарождением психологии как современной науки. Дело в том, что отец современной психологии Зигмунд Фрейд большое внимание уделял сновидениям, считая их дверью в глубины человеческого подсознания. По Фрейду наше подсознание именно через различные сны, языком символов, говорит с нами. Таким образом, интерпретируя и объясняя сны людей, можно определить те или иные психологические проблемы, которые лежат в глубинах подсознания, и принять меры, чтобы избавиться этих проблем. В этом и заключается одна из главных идей психологической терапии Фрейда.

Общеизвестным фактом является то, что психолог З. Фрейд чрезвычайно большое внимание уделял месту секса и сексуальной энергии в жизни человека, а многие психологические проблемы связывал с вытесненной сексуальной энергией из сознания в подсознание. Поэтому, например, когда пациенту во сне (совсем не эротическом) снилась, скажем, пещера, Фрейд мог такой сон истолковать как проявление вытесненной сексуальной энергии, а пещера как бы символизирует, да-да, женское лоно.

Фрейд

Почему-то именно так изобразил Фрейда художник-карикатурист. Насчет Фрейда есть один прекрасный анекдот:

Пришла как-то к Фрейду его маленькая дочка и говорит: «Папа, папа, я такой интересный сон видела. Мне снилось, что я ем большой-большой банан. Чтобы мог значить этот сон? » Бедолага Фрейд аж поперхнулся, помолчал несколько минут задумчиво, и говорит ей: «Знаешь дочка, иногда банан — это просто банан».

Возвращаясь к снам, стоит отметить, что у людей творческих, иногда, именно во время сна приходят интересные идеи. Выдающийся композитор Моцарт много своих мелодий получил через сон. Некоторым поэтам во сне приходят стихи, а химику Менделееву, его знаменитая таблица Менделеева тоже приснилась во сне. Вообще сны можно разделить на несколько видов, попробую это сделать:

Обычные сны — здесь все просто, обычные сны снятся, когда сон выглядит как продолжение нашей обыденной жизни, в таких снах мы куда-то ходим, с кем-то встречаемся, делаем какие-то будничные вещи, ничего необычного в них не происходит, а после пробуждения мы быстро забываем о таких снах.

Вещие сны — сны, которые потом сбываются. Как правило, они очень яркие и несут сильный заряд, который продолжает сохраняться и после пробуждения. Еще такие сны называют — «сон в руку».

Кошмары — сны, где с нами происходит что-то плохое, мы попадаем в какие-то неприятности, а когда просыпаемся, то с радостью осознаем, что это был лишь сон. С точки зрения психологии, такие сны являются выражениями наших скрытых и неосознанных (а может и осознанных) страхов и тревог.

Эротические сны — ну тут без комментариев. (Дедушка Фрейд радостно скачет на одной ноге.)

Осознанные сны — сны, во время которых мы четко понимаем, что находимся во сне и даже можем такой сон контролировать. На практике долго находиться в осознанном сне трудно, поскольку сразу после того, как осознаем, что мы во сне, можем проснуться. Люди, которые сознательно практикуют вхождение в осознанные сновидения, называются сновидцами (Здесь радостно скачет на одной ноге К. Кастанеда вместе с Доном Хуаном)

Сны-испытания. Если бывает, что Бог говорит с нами через сны, то это может делать и другой известный персонаж — дьявол. В христианских подвижнических писаниях много говорится об опасности снов, во время которых, нечистый обязательно будет соблазнять верующего человека на его пути к праведности. Если не удается втянуть какого-то христианского праведника в грех наяву, он (дьявол) старается это сделать во сне.

Символические сны — очень яркие сны, которые идут из очень глубоких пластов нашей психеи. Порой, даже могут сниться какие-то эпизоды из наших прошлых жизней (если верить в теорию реинкарнации). Например, мне часто снится средневековая Европа, какие-то замки и события, к которым в этой жизни не имею никакого отношения. Подозреваю, что это из прошлой жизни. Такие сны очень сильные и запоминающиеся, если не на всю жизнь, то на долгое время точно.

Ну и в завершение прекрасная даосская притча о мудреце Чжуан-Цзы:

Однажды известный даосский мудрец по имени Чжуан-Цзы хорошо поспал, и во сне ему приснилась замечательная бабочка. После того как мудрец проснулся, он крепко задумался над вопросом: то ли действительно Чжуан-Цзы снилось, что он видит бабочку? А может наоборот, бабочке снилось, что она видит Чжуан-Цзы?

бабочка

А вы как думаете, кто кому снился?

P. S. А может вам только снится, что вы читаете этот текст? :)

P. P. S. Духи вещают: А чтоб Вам не снились кошмары, например, о том, что у вас полетел Windows или стерлись важные файлы, рекомендуем антивирус скачать бесплатно авира, и тогда с Вашими файлами все будет в порядке, а вместо кошмаров будут снится сладкие сны.

waking-up.org