Психология личности: векторы реализации принципа наслаждения. Система векторной психологии


Практическое применение системно-векторной психологии Юрия Бурлана для сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Результаты практического внедрения методики сенсорной интеграции подтверждают большую перспективность системно-векторного подхода в организации коррекционной работы с детьми с расстройствами аутического спектра.

5 2073 7 Января 2017 в 17:38

Автор публикации: Виневская А.В., кандидат педагогических наук, доцент Очирова В.Б., психолог

В международном журнале «Успехи современной науки и образования» (№ 9, Т.2, 2016) опубликована исследовательская статья, в которой систематизируются способы сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с учетом потребностей в полиморфном векторальном контуре. Данный научный журнал включен в список ВАК РФ, РИНЦ (Elibrary.ru), ERIH PLUS и в Международную базу данных AGRIS.

Методические приемы сенсорной интеграции были разработаны на основе системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Практическая апробация была проведена научно-исследовательской лабораторией инклюзивного образования «Особый ребенок» в ресурсном центре «Птичка-невеличка» г.Таганрога.

Результаты практического внедрения методики сенсорной интеграции подтверждают большую перспективность системно-векторного подхода в организации коррекционной работы с детьми с РАС.

Предлагаем ознакомиться с полным текстом публикации:

Виневская А.В.кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, руководитель научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образованияТаганрогский институт имени А.П.Чехова,филиал Ростовского государственного экономического университета

Очирова В.Б.психолог

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНО-ВЕКТОРНОЙПСИХОЛОГИИ ЮРИЯ БУРЛАНА ДЛЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: Рассмотрены способы сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра. В качестве методологической основы в работе применялась системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, системно-векторная психология Юрия Бурлана

В наших предыдущих работах мы анализировали различные подходы и взгляды на проблему расстройств аутистического спектра [1, 2, 3]. В наших статьях рассматривалась новая современная методика изучения человека – системно-векторная психология Юрия Бурлана. Мы считаем, что с помощью этой методики представляется возможным понять ключевые аспекты природы аутизма.

Обозначим базовые подходы упомянутой методики к раскрытию аутичного поведения и особенностей развития ребенка с аутизмом:

1. Как правило, расстройства аутистического спектра (РАС) у детей сопровождаются снижением способности эффективно обрабатывать потоки информации, поступающей из различных сенсорных каналов, что приводит к сенсорным перегрузкам.

2. Корректно диагностированные расстройства аутистического спектра вызваны психотравмой звукового вектора, присутствующего в психическом контуре индивида. Травмированный в пренатальном периоде либо в периоде раннего детства звуковой вектор, являясь доминантным вектором, будет определять развитие по аутичному пути – специфику формирования речи, особенности восприятия звуков, гиперинтроверсию. Кроме того, блокировку приобретения навыков социализации в разной степени выраженности и компенсацию этого с помощью альтернативных сенсорных каналов.

3. Звуковой вектор задает особенную акцентуацию характера, приоритет слуха в качестве ведущего сенсорного канала и интеллектуальный потенциал, в норме развивающийся в абстрактный тип мышления. Это обусловливает пожизненные особенности восприятия мира и окружающей действительности. Векторальная онтогенетическая детерминанта требует определенной экологический ниши для маленького «звуковичка», где отсутствуют специфические психотравмирующие факторы, такие как громкие шумы, резкие крики, т.п.

Нами были сделаны следующие обобщения, которые были опубликованы в более ранних статьях: «…поступающая в аутичный мозг информация объемнее, а ее обработка сложнее, вследствие чего и возникают, как защита от нейро-перегрузки, аутичные особенности и иной тип социального взаимодействия, формулируемый нейротипичными людьми как «дефицит» социальности. Социальные ожидания не аутичных людей жестко детерминированы общественными институтами: образованием, культурой, медициной и т.д. и не позволяют полностью включить нейроотличных людей в общий поток жизни, подчеркивают их ментальное и социальное неравенство и изоляцию» [2].

Необходимо подчеркнуть, что восприятие аутистом информации, поступающей по альтернативным сенсорным каналам, зависит от присутствия других векторов во врожденном векторальном наборе.

Мы предполагаем, что присутствие в индивидуальном психическом контуре, наряду со звуковым, также доминантных уретрального либо обонятельного вектора может не давать симптоматику РАС. Обсуждение этой гипотезы выходит за рамки данной работы и нуждается в дальнейших исследованиях в будущем.

Нами были рассмотрены особенности аутистического поведения, определяемые добавочными недоминантными векторами, которые наблюдались у детей от 3 до 7 лет.

Наличие зрительного вектора в норме обеспечивает интерес к цвету, высокую светочувствительность, тонкое различение запахов, экстравертированность и демонстративность, способность к эмпатии. В проекции аутистического развития, в случае сенсорного поиска, все вышеперечисленные особенности будут проявляться в гипертрофированных реакциях на запахи, ранних неосознаваемых страхах, истеричности.

Анальный вектор в норме обеспечивает способность к обучению и хорошему запоминанию, стремление к порядку, аккуратности, размеренности, чистоте. В проекции аутистического развития зачастую наблюдаются крайние проявления либо инверсирование векторальных свойств, от гипертрофированного аккуратизма до игнорирования личной гигиены и стремления к грязи и пачканию, отсутствие чувства меры в насыщении пищей, чрезмерная медлительность и упрямство, агрессивное кусание других детей и даже взрослых, сопротивление всему новому – новой обстановке, ситуации, людям.

При сочетании звукового вектора с кожным в аутистическом поведении может наблюдаться неосознаваемое стремление к получению соматосенсорных стимулов, в отсутствии которых будет проявляться гиперактивность и расторможенность, в некоторых случаях аутоагрессия, выражающаяся в кусании себя, т.п.

Оральный вектор в норме стремится к получению разнообразных вкусовых ощущений. При дополнении доминантного звукового оральным вектором проявляется стремление к компенсации сенсорной недостаточности посредством поиска новых вкусовых ощущений (например, поедание песка, земли), неудержимое стремление к облизыванию, обкусыванию различных предметов.

Крайняя степень насыщения сенсорной информацией по различным каналам восприятия и неспособность к ее фильтрации приводит к так называемым сенсорным перегрузкам.

Сенсорные перегрузки – достаточно известное явление для специалистов, работающих с детьми-аутистами. Оно зачастую сопровождается раздражительностью, плачем, нервозностью, резкими сменами настроения, а также попытками блокировать перегруженный сенсорный ввод. Например, ребенок может отворачиваться от педагога, других взрослых или детей, закрывать уши руками, либо впадать в оцепенение с «отсутствующим» взглядом, доходя до неожиданного отключения или засыпания [4, 5].

Достаточно часто сенсорная перегрузка предшествует сенсорному срыву и перечисленные выше признаки, указывающие на ее наступление, могут являться знаковыми для предотвращения еще более тяжелого состояния - дереализации. Дереализация как потеря чувства ориентации в пространстве и ситуации может привести в свою очередь к еще более глубокому «уходу в себя», длительным нарушением восприятия. Рядовая для нейротипичного ребенка ситуация у детей с аутизмом может вызвать сенсорную перегрузку и неконтролируемую реакцию «бить или бежать». Как отмечают многие авторы, «…окружающая социальная среда не приспособлена к сенсорным потребностям человека с аутизмом, поэтому во избежание сенсорных срывов необходимо специальное обучение или сенсорная тренировка для каждой вновь возникшей ситуации соприкосновения со средой» [6].

Наряду с сенсорными перегрузками у многих детей с аутизмом наблюдается интенсивный сенсорный поиск. Прыжки на батуте, долгие раскачивания на качелях, гимнастических мячах, стульях или в любой позе, кружение, бег по кругу – все это свидетельства сенсорного поиска, т.е. поиска тех сенсорных ощущений, которые отвечают неосознаваемым внутренним потребностям ребенка.

Таким образом, возникает необходимость не только четко определять альтернативные сенсорные каналы, по которым необходимо сенсорное наполнение, или компенсация сенсорных потребностей ребенка, но и индивидуальное определение способов сенсорной интеграции.

Все это позволило нам систематизировать способы сенсорной интеграции ребенка с аутизмом в зависимости от вида сенсорных дефицитов или перегрузки. Разумеется, приоритетными являются коррекционные меры, направленные на восстановление прирожденного потенциала доминантного звукового вектора, которые подробно обсуждались в наших предыдущих работах [1, 2, 3]. Мы полагаем, в целом ряде случаев, когда последствия ранней психотравмы еще обратимы, коррекция возможна вплоть до полного возвращения на траекторию здорового векторального онтогенеза. Меры по сенсорной интеграции, детерминированные дополнительными векторами, призваны подкрепить и усилить коррекционную практику в психологическом контуре доминантного звукового вектора.

Таблица 1.

Способы сенсорной интеграции ребенка с аутизмом в зависимости от егодополнительных векторальных потребностей.

Название вектора Поведение присенсорном дефицитеили перегрузке Способы сенсорной интеграции
Кожный «Манежный бег», хаотичные движения, стимминг, избегание прикосновений или соприкосновения с фактурой некоторых материалов, раздевание, раскачивания Конструирование, работа с сенсорным материалом, сенсорные игры на тактильность, ощущения, физическая активность, взаимодействие в движении и через наблюдение движущихся предметов, постепенное преодоление гиперчувствительности с помощью малых доз сенсорного раздражителя, четкий режим дня, введение расписания, обучение счету, аппликация, рисование пальцами, массаж, мягкие кресла, кручение, ползание, карабкание, игры в воде, прыжки, танцы, использование социальных историй, ограничивающих нежелательное поведение инструкций
Анальный Протестное поведение, упрямство, стремление к неограниченному поеданию пищи, брезгливость, пачкание, агрессивное кусание других детей Четкие инструкции, предоставление достаточного времени для осмысления и выполнения действий, постепенное приучение ко всему новому с целью избегания протестных реакций, объясняемые шаблоны действий, игра с кубиками, сортировка (сортеры), предстоящая подготовка к новому (социальные истории), создание ситуаций традиционного обучения, мотивация с помощью пищи.
Зрительный Истеричность, острая реакция на запахи, плач Яркий дидактический материал, работа с карточками и моделями, визуализация расписания, песочная терапия, театрализация, эмоциональные игры, пальчиковые краски, рисование карандашами, аппликация, упражнения «сделай как я», сенсорные игры на «запахи»
Оральный Облизывание предметов Обучение порционному говорению, говорение по очереди, сенсорные игры на изучение вкуса.
Мышечный Стремление к статичности, неподвижности Игры с физической нагрузкой, работа в группе

 

Приведенные в таблице 1 данные были собраны и систематизированы на основе практических исследований, проведенных научно исследовательской лабораторией инклюзивного образования «Особый ребенок» при Таганрогском институте имени А.П.Чехова и ресурсном центре «Птичка-невеличка» г.Таганрога. В качестве базовой методики использовалась системно-векторная психология Юрия Бурлана и программа для детей с аутизмом, созданная на базе системно-векторной психологии [3]. Наблюдения и обобщения проводились в течение 2015-2016 гг. В течение указанного периода проводилось как включенное, так и невключенное наблюдение за 11 детьми, имеющими различную степень и проявления аутизма.

Данные обобщения, приведенные в таблице 1, позволили нам создать условия для сенсорной интеграции, и, как следствие, обеспечить возможность обучения и дальнейшего развития детей с аутизмом, построить индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка.

В заключении отметим, что организация работы по сенсорной интеграции детей с аутизмом не может строиться интуитивно, методом проб и ошибок, т.к. это связано с потерей времени, необходимого для коррекции негативных состояний. Благодаря новому знанию о человеке – системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно выстроить перспективную траекторию интеграции ребенка с аутизмом, опираясь на знания о векторах и возможных проявлениях сенсорной перегрузки и способах сенсорной тренировки.

Литература

1. Виневская А.В., Очирова В.Б. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана. Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3 (47). С. 12-23.

2. Виневская А.В., Очирова В.Б., Еникеев К.Р. Исследование случаев раннего детского аутизма к подтверждению общей гипотезы об аутизме Юрия Бурлана. / В сборнике: Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 31-35.

3. Виневская А.В. К вопросу о методиках, созданных на основе парадигмы системно-векторной психологии Юрия Бурлана: презентация программы для детей с аутизмом «Птичка-невеличка». Ceteris Paribus. 2016. № 1-2. С. 40-48.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

5. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Теревинф, 2014.

6. Angie Voss, OTR Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции http://asensorylife.com/side-effects-of-spd.html

References

1. Vinevskaya A.V., Ochirova V.B. Autizm, ego korni i korrekcionnye metody na osnove sistemno-vektornoj metodiki Jurija Burlana. Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2015. № 3 (47). S. 12-23.

2. Vinevskaya A.V., Ochirova V.B., Enikeev K.R. Issledovanie sluchaev rannego detskogo autizma k podtverzhdeniju obshhej gipotezy ob autizme Jurija Burlana. / V sbornike: Sovremennyj vzgljad na problemy pedagogiki i psihologii. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 31-35.

3. Vinevskaya A.V. K voprosu o metodikah, sozdannyh na osnove paradigmy sistemno-vektornoj psihologii Jurija Burlana: prezentacija programmy dlja detej s autizmom «Ptichka-nevelichka». Ceteris Paribus. 2016. № 1-2. S. 40-48.

4. Lebedinskaya K.S., Nikolskaya O.S. Diagnosticheskaya karta. Issledovanie rebenka pervyh dvuh let zhizni pri predpolozhenii u nego rannego detskogo autizma // Diagnostika rannego detskogo autizma. M.: Prosveshhenie, 1991.

5. Nikolskaya O.S. Autichnyj rebenok. Puti pomoshhi / Nikol'skaja O.S., Baenskaja E.R., Libling M.M. M.: Terevinf, 2014.

6. Angie Voss, OTR. Translated by S. Arhipova , AKME, Moscow – for Association of Sensory Integration Specialists http://asensorylife.com/side-effects-of-spd.html

Vinevskaya A.V.Candidate of pedagogic sciences, Associate Professor,Chair of Inclusive Education Research LaboratoryA.P.Chekhov Taganrog Institute,Rostov State University of Economics branch

Ochirova V.B.Psychologist

USE OF YURI BURLAN’S SYSTEM VECTOR PSYCHOLOGY FORSENSORY INTEGRATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUMDISORDERS

Summary: Means for sensory integration of children with autism spectrum disorders have been studied. Yuri Burlan’s System Vector Psychology has been used as a methodological basis.

Key words: autism spectrum disorders, Yuri Burlan’s System Vector Psychology

Автор публикации: Виневская А.В., кандидат педагогических наук, доцент Очирова В.Б., психолог

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

www.yburlan.ru

Системно-векторная психология. Полный каталог лучших судеб | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Каждый раз, когда мы заговариваем про системно-векторную психологию, Ольга задает мне один и тот же вопрос: «А как вся это системная психология поможет мне в реальной жизни?»

0 7299 14 Декабря 2014 в 21:08

Автор публикации: Екатерина Бурдаева, коммерческий директор

В одной из сцен фильма «Дьявол носит Прада» героиня Мерил Стрип, деспотичная и влиятельная редакторша модного журнала Миранда Пристли, озвучивает главную ошибку людей, незнакомых с системно-векторной психологией. «Все хотят быть на нашем месте», — безапелляционно заявляет она посмевшей усомниться в ее правоте помощнице. Типичное заблуждение человека, смотрящего на мир со своей колокольни и делающего выводы о мотивах и потребностях других людей, исходя из собственных предпочтений.

Да, многие хотят быть на месте успешных и влиятельных — многие, но далеко не все. Потому что в основе каждого из восьми векторов, составляющих сердцевину человеческой личности, лежат совершенно особые потребности и интересы, наполняющие смыслом жизнь конкретного человека. Понимание потребностей и интересов каждого вектора способно не только избавить от ошибок общения, но и изменить каждый день нашей жизни.

От теории к практике

Последние несколько лет я хожу к одной и той же кожно-зрительной девушке-косметологу, с которой чувствую себя максимально комфортно. Помимо того, что она хороший косметолог, она общительна, любознательна и живо интересуется всем, что происходит вокруг. Неудивительно, что однажды я рассказала ей про системно-векторную психологию. Ольга была заинтригована.

И я даже знаю почему: каждый раз, когда мы заговариваем про системно-векторную психологию, Ольга задает мне один и тот же вопрос: «А как вся это системная психология поможет мне в реальной жизни?» Немного странно слышать это от человека, который все свое время с утра до позднего вечера проводит с людьми. Но тем не менее вопрос стоит того, чтобы на него ответить, потому что помимо главного, что дает системно-векторная психология каждому, — возможности понять себя и других, разобраться со своими и чужими «тараканами» системно-векторная психология имеет вполне конкретное применение в повседневной, так называемой бытовой жизни. Постараюсь их кратко и конкретно обозначить.

Адаптация к реальности

Наверняка многим приходилось сталкиваться с людьми, не приспособленными к повседневной бытовой жизни. Моя мама про таких говорит: «Умница, конечно, но в быту совершенный растяпа». У каждого из нас есть знакомые, которые «витают в облаках» — помните, «вместо шляпы на ходу он надел сковороду»? Ученые, музыканты, поэты, компьютерные гении и любители виртуальной реальности, а одним словом, — люди со звуковым вектором, который зачастую отгораживает их от реальной жизни невидимой нерушимой стеной. Большинство из них с трудом адаптируется в реальности, в которой они чувствуют себя гораздо менее комфортно, чем в своем собственном придуманном мире либо в мире, который представляет для них главный интерес — это поэзия, космос, подводный мир, мир нанотехнологий, виртуальная реальность, музыка, биохимия, духовные практики и т. д.

Так вот, звуковикам системно-векторная психология дает уникальную возможность привести свое внутреннее мироощущение в состояние гармонии с внешним миром. Вместо раздражителя мир становится неотъемлемой частью вселенной звуковика. Кроме того, поняв себя и свои глубинные потребности, научившись удовлетворять их осознанно, звуковики наполняют свою жизнь таким смыслом, что у них как будто появляется второе дыхание, дающее силы и желание реализовать себя и в социуме. Это действительно так, и на сайте по системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно найти много примеров «из первых уст». Тысячи отзывов людей со звуковым вектором создают удивительную картину преобразований, произошедших в жизни этих людей благодаря системно-векторной психологии. Например, среди них есть те, кто прошел дорогу от мыслей о суициде (а то и от попыток суицида!), вызванных осознанием бессмысленности жизни, до полной самореализации и активной адаптации в социуме.

Нормализация отношений в семье

Как бы ни менялся формат частной жизни в новом веке, семья по-прежнему остается ячейкой общества. И именно гармоничные отношения в семье являются основой полноценной и счастливой жизни. Семейные скандалы и «разборки», выяснения отношений и непонимание, пресловутый конфликт поколений и противостояние различных членов семьи друг другу — все это способно испортить настроение и свести на нет любой позитивный настрой даже самого закоренелого оптимиста. Системно-векторная психология Юрия Бурлана не только помогает понять, с кем именно мы делим кров и стол, но и дает практические инструменты для бесконфликтной и счастливой совместной жизни.

Как реагировать на истерики жены? Что противопоставить домашнему насилию? Как вернуть в остывающие отношения нежность и желание? Откуда «растут ноги» у беспричинной ревности? Как ужиться со своенравной тещей? Почему некоторым женам и мужьям все время «мало денег»? Как сохранить семью на грани развода? Эти и многие другие вопросы перестают быть риторическими, если ответы на них искать с помощью системно-векторной психологии.

Решение «конфликта поколений»

Системно-векторная психология помогает понять как своих родителей, так и детей. Мама «пилит» и вечно возмущается тем, что сейчас все стали «распущенные и непорядочные», не потому, что она брюзга и хочет вынести вам мозг и испортить жизнь, а потому что ее анальный вектор внушает ей мысли о том, что прошлое по умолчанию лучше настоящего. Папа занят карьерой и почти не интересуется вашей жизнью не потому, что он вас не любит — просто его кожный вектор требует постоянной карьерной самореализации, и свою любовь он проявляет совсем не так, как вы этого ждете. Понимание основополагающих жизненных ценностей своих родителей помогает избавиться от самых застарелых обид и обвинений в их адрес.

В отношениях с детьми знание системно-векторной психологии играет еще более важную роль. Прежде всего потому, что позволяет отступить от навязываемых обществом шаблонов воспитания и подобрать по-настоящему индивидуальный подход к своему ребенку. Нет ничего более губительного для детей, чем невозможность быть самими собой. Традиционные запреты и неправильно подобранные наказания и поощрения приводят к тому, что человек вырастает надломленным, с подавленными векторами, что в итоге порождает судьбу, которую можно вместить в короткую фразу: «Жизнь не удалась».

Правильно определив основополагающий векторальный набор своего ребенка, мы получаем вполне конкретные рекомендации о том, как его воспитывать, чтобы дать ему возможность расти и развиваться в максимальном соответствии с его внутренними потребностями. Например, анального ребенка надо обязательно заслуженно хвалить, кожного — поощрять за достижения, уретрального — наделять ответственностью; зрительного — воспитывать на примере благородных книжных героев, орального — обязательно наделять правом слова и т. д.

Что может быть прекрасней, чем всесторонне развитый человек, живущий в гармонии со своим внутренним «я» и реализовавший себя в карьере, социуме, личной жизни?! Подарив ребенку чудо жизни, мы можем помочь ему создать и чудо счастливой жизни — и все это с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Успехи на работе

Случаи, когда новый сотрудник входит в устоявшийся коллектив, как нож в мягкое масло, весьма редки. Так же, как и длительное пребывание в коллективе не гарантирует взаимопонимания и идеальных отношений. А все почему? Да потому, что народная истина «чужая душа — потемки» особенно актуальна на работе, где люди часто вынуждены носить маски, скрывающие их истинные мысли и чувства. Притворная любезность, лицемерие, показное рвение, интриги, подковерные игры, подставы и фальшивое дружелюбие — все это расцветает пышным цветом на благодатной почве карьеризма. И если кто и способен добиться реального успеха, воскликнув: «Маски долой!», так только человек, владеющий системно-векторной психологией и способный заглянуть чуть глубже внешнего и показного.

Хотите сделать успешную карьеру? Хотите оградить себя от интриг сослуживцев? Пытаетесь доказать начальнику свою ценность? Не можете выйти за рамки «наклеенного» на вас когда-то ярлыка? Переживаете, что вас обойдут более ловкие коллеги? Хотите быть услышанным на работе? Мечтаете о новой должности, но не знаете, как к ней подступиться? Все это может стать вполне достижимыми целями и легко разрешимыми вопросами, если вы вооружитесь системно-векторной психологией и начнете практиковать системный подход в общении с сослуживцами и руководством.

Больше красоты, здоровья и позитива

Как ни парадоксально это звучит, но многие прошедшие тренинги по системно-векторной психологии отмечают заметное улучшение самочувствия и даже исчезновение некоторых несовершенств внешности. На сайте Юрия Бурлана можно найти множество свидетельств того, что у людей наладился здоровый сон, исчез нервный тик, и даже прошло заикание. Некоторым удается избавиться от веснушек, прыщей и других дефектов проблемной кожи — в первую очередь людям с кожным вектором, которые долгое время находились в состоянии стресса и/или нереализованности.

Конечно, в первую очередь уходят психосоматические проблемы и дефекты здоровья, прямо или косвенно связанные с психологическим состоянием человека. Многим обладателям зрительного вектора удается избавиться от страхов и навязчивых состояний, которые преследовали их долгие годы. Люди ежедневно свидетельствуют о том, что забыли о тиранивших их ранее «страшилках». Бессонница, суицидальные мысли, боязнь высоты, вагинизм, панические атаки, фобии — вот далеко не полный список монстров, которые остаются в прошлом, вытесненные с помощью системно-векторной психологии.

Понимание закономерностей

Помню, в институтские времена было весьма любопытно отмечать закономерности, связывающие студентов разных факультетов. На истфаке учились умники, интеллектуалы и… ботаны, на спортфаке — накачанные мачистые ребята, любящие поржать над тупыми шутками, на филфаке — романтичные девицы не всегда скромного поведения и субтильные женоподобные юноши, на педагогическом — порядочные, занудные и часто старомодные парни и девушки. В самом деле, несмотря на все разнообразие человеческих типажей, студентов одноименных факультетов и специальностей объединяли некие общие черты, которые вполне поддавались систематизации. Однако, не зная системного анализа, было невозможно понять, почему среди «лириков» так много эмоциональных красоток и экстравертов, а среди «физиков» — замкнутых и самоуглубленных зануд. И каким образом эти обе характеристики могли умещаться в одном человеке одновременно.

Системно-векторная психология открывает скрытые смыслы многих закономерностей. Почему среди библиотекарш так много тихих, но интеллектуальных «серых мышек»? Почему музейные смотрительницы так любят строго поучать и давать наставления? Почему некоторые таксисты так любят поговорить? Это издержки профессии или болтуны изначально тянутся за профессиональную баранку? Откуда столько хамок в регистратуре поликлиники? Почему ветеринары любят выпить? Почему спортсмены выносливы и дисциплинированны — это отпечаток профессионального стиля жизни или изначально необходимый для побед набор качеств? Почему любимые поговорки русских про «быструю езду» и «гулять так гулять» до сих пор актуальны? Существуют ли вообще национальные черты характера и какие факторы влияют на их формирование? Есть ли на самом деле конфликт поколений или это все-таки конфликт характеров?

Ответы на эти и другие, еще более глобальные вопросы приходят вместе с пониманием системных законов.

Новые возможности

Мы часто ставим перед собой заведомо недостижимые цели, просто потому, что не осознаем, что они нам навязаны извне и вовсе не являются тем, чего мы хотим на самом деле. Популярные образы, навязанные глянцем, клином вбиваются в сознание, как под гипнозом, и начинают форматировать нашу жизнь под придуманные кем-то другим стандарты. Толстушки с анальным вектором мечтают похудеть, глядя на субтильных моделей, и изводят себя бессмысленными диетами, время от времени подворачивая и ломая ноги, не предназначенные для ношения высоких каблуков. Кожно-зрительные девушки штудируют кулинарные энциклопедии и пытаются выдавать себя за хозяйственных жен, хотя все их существо требует совсем другого самовыражения. Мышечные мальчики изнывают в колледжах и вузах, куда их засунули заботливые мамашки со связями, вместо того чтобы осваивать рабочие профессии, в которых у них есть все шансы стать реальными «звездами».

Примеры можно приводить бесконечно, и все они будут так или иначе связаны с неправильным выбором жизненных целей и ориентиров. Знание системно-векторной психологии помимо всего прочего дает ясное понимание того, в каких сферах есть шанс добиться наибольших успехов; где именно наши таланты и способности будут особо востребованными и достижение каких именно целей реально сделает нас счастливыми. А правильно выбранная цель — это уже половина успеха!

Счастливая жизнь в гармонии с собой и миром

Как часто вы задаете себе вопросы: «Почему это происходит именно со мной?», «Почему мне так не везет?», «Почему я вечно влипаю в такие истории?», «Почему меня преследуют одинаковые проблемы?» Один и тот же вопрос о том, почему жизнь «не удается», можно задавать себе бесконечно, каждый раз формулируя его по-разному. И как бы мы ни отвечали себе на эти вопросы, по большому счету ответ будет каждый раз один и тот же: источник проблем не снаружи, а внутри нас. Мы сами притягиваем к себе те или иные ситуации, поступая так, как подсказывает нам наш внутренний голос, логика, интуиция, эго, воспитание, каприз, минутный порыв, желание, советы окружающих, опыт и т. д. То есть в большинстве случаев право голоса имеет все что угодно, только не понимание ситуации, основанное на конкретном научно подтвержденном знании.

На какие только ухищрения не идут те, кто не хочет признавать, что причина неудач и разочарований — он сам. Вина возлагается на всех и все: на окружающих, обстоятельства, магнитные бури; на то, что «не я такой, жизнь такая»; на деградацию нации (вспомните вечное «о времена, о нравы!»), полосу невезения, интриги и происки злопыхателей, даже на сглазы и порчи! А ведь ларчик, в котором хранятся ключи от счастливой жизни, достаточно просто открывается. Знание, которое предлагает СВП, опробовано тысячами людей, их искренние и правдивые отзывы не оставляют сомнений в том, что им удалось изменить свою жизнь в лучшую сторону, невзирая ни на какие обстоятельства и тотальные «падения нравов». Так почему не стать одним из этих счастливчиков, вместо того чтобы ныть, жаловаться и регулярно относить свои денежки шарлатанам, снимающим несуществующие порчи и венцы безбрачия?!

Каждый день нашей жизни неповторим и обмену и возврату не подлежит. Вооруженные знаниями, которые дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, мы можем сделать все свои дни счастливыми и гармоничными. Насколько же приятней и интересней жить в кайф, вместо того чтобы вечно ждать «счастливое завтра», которое само по себе никогда не наступает!..

Каждый получивший системные знания и научившийся применять их в повседневной жизни, может составить свой собственный список плюсов и преимуществ этого знания. Гораздо более длинный и полный, чем тот, что приведен в этой статье.

Автор публикации: Екатерина Бурдаева, коммерческий директор

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

www.yburlan.ru

Психология личности: векторы реализации принципа наслаждения | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Научная статья на базе Cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана напечатана в сборнике трудов VII Международной заочной научно-практической конференции "Научная дискуссия: вопросы психологии и педагогики".

0 6211 18 Февраля 2013 в 00:26

Автор публикации: Авторы: В. Б. ОЧИРОВА, психолог, Лидия ГОЛДОБИНА, кандидат философских наук, преподаватель вуза.

 

Научная статья на базе Cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана напечатана в сборнике трудов VII Международной заочной научно-практической конференции

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ: ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Конференция проходила в г.Москва 21 ноября 2012 г.

 

Представляем текст статьи, вошедшей в сборник (ISSN 978-5-905945-75-5):

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЕКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАСЛАЖДЕНИЯ

Принцип удовольствия не утратил своего значения со времени основания классического психоанализа. Счастье – цель жизни любого индивида, только понятие счастья у всех людей разное. Особое место наслаждение как ведущий импульс, задающий жизненные сценарии, занимает в психоанализе и вышедших из него направлениях. Генезис этого импульса связан с либидо. В данном случае либидо понимается достаточно широко, как «влечение к жизни» или «психическая энергия». Именно либидо побуждает человека к активности любого рода – как к простой бытовой деятельности, так и к сложным формам совместной деятельности в коллективах разного уровня организации.

Системно-векторная психология, созданная в ее современном виде Юрием Бурланом, раскрывает природу бессознательного через 8-мерные категории системного мышления. Системно анализируются все проявления в индивидуальном и коллективном бессознательном и рассматриваются в «развертке», основанной на постулате Ганзена.Системно-векторная психология дает объемное и системное объяснение феномену того, что природная (естественная) энергия психики человека постоянно взаимодействует с возникшей позднее культурной надстройкой, влияя на развитие человеческого общества. Это объяснение складывается, в итоге, в единую картину, которая позволяет выделить определенные тенденции дальнейшего продвижения в мировом историческом процессе.

Важнейший концепт системно-векторного психоанализа - эрогенная зона - понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана рассматривает эрогенные зоны в контексте системных векторов - «каналов» реализации принципа наслаждения и связывает их с направленностью индивидуального внутреннего психического. Понятие «эрогенная зона» тесно взаимосвязано не только с либидо в его первичном значении, но и с системным пониманием реализации такого основного принципа существования человека, как принцип наслаждения. То, как человек «проживает» свою жизнь, ее качество непосредственно определяется его врожденными желаниями и присущими ему специфическими свойствам. Именно это и обуславливает индивидуальный жизненный сценарий. А вкупе все описанные факторы объединяются в понятие «вектор». Векторная система устанавливает средства и методы взаимодействия человека с окружающей его средой: стремление реализоваться соответственно желаниям заставляет человека корреллировать принцип наслаждения с принципом реальности.

Зигмунд Фрейд в своих работах частично описал некоторые связи между характером человека и спецификой, типичной для эрогенного зонирования его тела. Австрийский психоаналитик показал, что такие, например, психологические свойства, как аккуратность, чистоплотность, правильность, присущи людям с выраженной акцентуацией определенной эрогенной зоны. Фрейд также оставил фрагментарные заметки всего лишь с небольшим намеком на другие возможные акцентуации. Процесс сублимации, открытый Фрейдом, а именно, превращение энергии либидо в энергию творческую, продуктивную в социальном плане – дополнен и расширен в новом системном направлении.

Юрий Бурлан в системно-векторной психологии разрабатывает учение о восьмимерной природе бессознательного. Обнаружена четкая связь между наблюдаемыми в теле человека 8 эрогенными зонами с качественными особенностями характера, и также с мироощущением человека, а в итоге, его состоявшимся жизненным сценарием. Эта совокупная связь получила название «вектор» - общая сумма врождённых качеств, способностей, влечений, которые определяют способы мышления человека, его ценностные ориентации и пути его движения по жизни. Принцип наслаждения впервые продифференцирован по восьми векторам его реализации, по два вектора на каждую квартель системной матрицы. Каким образом векторы сочетаются между собой, каково их текущее состояние, - все это складывается в достоверную и четкую матрицу-структуру бессознательного, и именно от нее зависит, в позитивном либо в негативном направлении складывается жизненный сценарий.

Психологию человека невозможно осмыслить, не понимая феномен бессознательного, так как именно в нем заложены врожденные желания, формирующие соответствующие поведенческие программы. Ценностные установки, способы мышления и поведения, влечения, способности, возможности, особенности психических свойств – все это интегрируется через призму системных векторов, свойственных каждому индивиду от рождения. Исследуя природу человека, системно-векторная психология опирается на то, что желания человека дифференцируются соответственно присущим ему векторам.

Базисная специфика системных векторов раскрывает особенности эротизма и сексуальности конкретного человека. Так как именно особенности сферы бессознательного могут объяснить типы и интенсивность сексуального влечения, форму, в которой оно реализуется, предпочтения при выборе объекта сексуальных желаний и фантазий, этим же обуславливаются и вероятность сексуальных фрустраций. Системно-векторная психология впервые в истории психологии дифференцирует типы сексуальности, различая внутренние желания человека, заключенные в его бессознательном. При этом с одной стороны, появляется возможность для объективного и точного понимания причин возникновения перверзивных явлений и способы их профилактики, а с другой, человек получает способность видеть - какими методами и средствами можно позитивно реализовать свои влечения, сублимировать их приемлемым в современном социуме способом.

Одно из базовых положений системно-векторной психологии – «наслаждение задано, но не обеспечено». Человеку от природы изначально задано все, что необходимо для полноценной реализации своих желаний: способности, качества, свойства. Но их наличие само по себе не обеспечивает получение человеком необходимого ему наслаждения. Это возможно лишь при соответствующем развитии данных свойств, которое само по себе, автоматически не обеспечено. Такое развитие во многом зависит от общего состояния социума, от конкретного окружения, в котором происходит формирование человека как личности. В процессе развития заданных ему качеств человек в результате получает знания, умения и навыки, которые может использовать как инструменты для наполнения своих желаний, в котором и заключается особое для каждого наслаждение. При этом осваиваемые способы могут быть как вполне адекватны миру, в котором он живет – позитивный сценарий, так и отличаться от принятого образа жизни довольно резко – в случае неразвитых, нереализованных природных свойств, которые в крайнем негативном случае как бы умножаются на знак «минус» и приносят страдания как индивиду непосредственно, так и нарушения социальных связей с окружающим миром.

Самое величайшее удовольствие мы получаем, взаимодействуя с людьми: только от Другого, живого реального человека, мы можем испытать как неизмеримую, невыразимую радость, так и самые тяжкие страдания. И чаще всего, это происходит с близкими людьми, но и с дальними тоже. Человек живет в обществе, постоянно выстраивая или разрушая отношения в различных группах. Его роль в группе и социуме, его профессиональная ориентация в большей степени задается бессознательными стремлениями человека, которые, в свою очередь, обусловлены его врожденными векторами.

Счастье является единственной целью и для каждого отдельного человека, и для всех людей в любом обществе. Для достижения этой цели всем людям даны желания и возможности действий, которыми можно эти желания воплотить.

Системно-векторная психология определяет восемь условных типов, в соответствии с которыми различаются желания и способы получения наслаждения. Все это, сочетаясь и комбинируясь, складывается в мозаику человеческих характеров и задает своеобразие как ментальности отдельного социума, так и характер эпохи в виде пространственно-временной формации. В системно-векторной психологии дано структурное описание восьми векторов - «слагаемых» на пути к счастью. Применяя данную, каждый человек может раскрыть глубины личного бессознательного и максимально осознать, что способно сделать счастливой его собственную жизнь.

Таким образом, на новый уровень выводится научное знание о психическом человека. Начатое Фрейдом исследование бессознательного выстроено в логичную теорию, где психология личности неразрывно связана с психологией социума. Системно-векторная психология Юрия Бурлана, основываясь на весомом теоретическом и эмпирическом фундаменте, создает объемную картину мира через дифференцирование по восьмимерному базису.

 

Литература

1) Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

2) Очирова В.Б. Системно о толерантности. Взгляд через призму культуры и цивилизации. // Методическое пособие по проведению семинаров и игротренингов, направленных на формирование толерантного сознания. / под ред. А.С.Кравцовой, Н.В.Емельяновой; СПб., 2012 .C.109-127.

3) Психология бессознательного.2-е изд.-СПб: Питер, 2004.

4) Фрейд, Зигмунд. Характер и анальная эротика.: в кн.: Психоанализ и учение о характерах. – М.; Пг.: Госиздат, 1923

5) Электронный ресурс: https://www.yburlan.ru/

Автор публикации: Авторы: В. Б. ОЧИРОВА, психолог, Лидия ГОЛДОБИНА, кандидат философских наук, преподаватель вуза.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

www.yburlan.ru

Полезное - Системно-векторная психология: описание векторов | Хомяк-CLUB

1204919645_maski.jpg ​Системно-векторная психология — теория, созданная В. Толкачевым Ю. Бурланом и М. Бородянским на основе теории Фрейда о психосексуальности. Существует 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека. Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль. Определив свои вектора, Вы поймете причины своего поведения, почему Вы — там, где Вы есть. И сможете полнее реализовать себя, потому что будете знать, что именно Вам для этого нужно. Поймете, чем себя мотивировать. И научитесь видеть вектора других людей, что облегчит взаимопонимание. У каждого человека может быть от 1 до 8 векторов. У каждого человека есть свой темперамент, то есть степень энергии, интенсивности при реализации вектора — могут быть ярко реализованы вектора, а могут быть едва заметны — это зависит от темперамента человека.

Мышечный вектор — чувствительная область — мышцы. Человек любит работать мышцами: спорт (но не тот, который придает форму телу, и именно позволяет нарастить мышечную массу), физический труд (носить тяжести, работать на поле, с тяжелой техникой) — для них необходимы. Человек с мышечным вектором при отсутствии других векторов — это скромный человек с минимумом потребностей и стремлений. Поесть, крыша над головой, поработать — остальное: науки, искусства, предпринимательства — не для него. Принимать решения не умеет — но является хорошим исполнителем. Не ценит жизнь человека, как таковую (потому войны и драки — проявление именно этого вектора).Нереализованный мышечный вектор — часто тянет в драки, к проявлению физической жестокости. Реализованный мышечный вектор — физически сильные и выносливые люди, работники физического труда, боксеры, люди, выполняющие монотонную физическую работу. Среди людей с мышечным вектором часто бывают фанаты спортивных игр. Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя частью массы людей.Роль в обществе: часть «народа», работник, исполнитель.

Кожный вектор — чувствительная область — кожа. Что это значит? Стремление ограничивать себя или других. Придавать «форму», улучшать качество, повышать уровень. Представьте себе идею карьерного роста: человек получает образование, начинает работать, стремится вписаться в нормы своей компании, достигает определенного уровня, его повышают в должности, увеличивают зарплату. Далее он ставит перед собой новые задачи и двигается на следующую ступеньку. Он никогда не станет лидером (если только у него одновременно нет уретрального вектора), но вполне может дорасти до управляющего среднего звена. Вот так человек в карьере может реализовывать свой кожный вектор. Спорт: в чем принцип — человек обучается, старается, стремится, достигает определенных высот, затем ставит себе следующую планку. Он обязан соблюдать дисциплину — и «кожнику» это важно: умение ограничивать себя, найти время для тренировок, следить за своим питанием и здоровьем, чтобы перейти на ступеньку выше. Более «жесткий» вариант для кожного вектора: военная служба.У кожного вектора хороший аналитический ум и умение в быстро меняющейся обстановке обрабатывать информацию. (кому это важно? юристам, экономистам, предпринимателям). Умеют оценить выгоду, стремятся повышать эффективность, умеют экономить время и деньги и получают сильное удовольствие от этого (прямо, как «мышечники» получают удовольствие от физической активности. Из «кожников» получаются хорошие организаторы.Еще вариант реализации кожного вектора: танцы — способность создать красивое движение, придать формы телу. Кожники обычно пластичны от природы, обладают хорошей фигурой. Многие «кожники» усиленно следят за своим внешним видом, занимаются спортом, который позволяет им улучшить свою форму. Что такое кожа? Это поверхность нашего тела, защита нашего тела. Вот и кожник старается защищать свое внутреннее пространство (свое имущество, свое здоровье, дисциплину в своем коллективе). И кожник поверхностен: если человек с анальным вектором, получая образование, изучит всю область вдоль и поперек, звуковой вектор будет искать в изучаемом глубокие смыслы, то кожнику нужна только «верхушка» информации, которая понадобится здесь и сейчас. Нереализованный «кожник» непостоянен, легкомысленнен. иногда мазохистичен (получает физические страдания и стремится к ним, недоволен собой, жалуется на жизнь).Желаемое внутреннее состояние: ощущение беспокойства. (поясню: кожник вечно в движении, в развитии, в изменениях и новой информации, в стремлении себя ограничить, в отсутствии оного — переживает по крупицам и мелочам)Роль в обществе: добытчик, организатор, управленец «среднего звена», координатор, защитник.

Анальный вектор — чувствительная зона — простите, анальное отверстие. Еще Фрейд описывал те черты характера, которыми обладает человек с фиксацией на этой области. Особенность анального вектора — обращенность в прошлое. Сильно выраженные «анальники» — консерваторы. Избегают перемен. Привыкают и не любят отвыкать. У них отличная память, они всегда правильно и усердно учатся. Все стремятся делать правильно и последовательно. Терпеливы и даже медлительны (на контрасте с быстрыми «кожниками»). Они внимательные и часто педантичные. Анальники часто становятся учителями, работают с документами, составляют справочники. Человек может оказаться в любой области жизни, но анальник всегда будет выполнять свои обязанности аккуратно, как заведено ранее и проверено временем. Не любят начинать и проявлять инициативу, зато начатое стремятся довести до конца (иначе, зачем начинать). У анального вектора есть садистские наклонности (которые проявляются, если человек не реализован в обществе). Человеку с анальным вектором, как строгому учителю, может нравиться заставлять других делать работу правильно, терпеливо, человек помучается, а потом завершит процесс и вздохнет с облегчением — и это проявление анального вектора.Желаемое внутреннее состояние: ощущение покоя. (поясню: «анальники» с трудом включаются в новое дело и не любят, когда их отвлекают, погружаются в процесс, им в нем спокойно, не хотят «вылезать» и смотреть, что нового (и беспокоящего) происходит снаружи).Роль в обществе: передавать знания, готовить и обучать других, создавать тыл и пространство покой и стабильности.

Уретральный вектор — чувствительная зона — уретральный канал (у мужчин), половые органы, высокий темперамент в сексуальности (и в жизни), импульсивность. Стремление двигаться вперед, вести за собой людей, идти на риск. Это не командующий (не управленец, как «кожник»), а именно лидер, энергию которого другие люди чувствуют за версту, и за которым хотят идти. В «уретральнике» чувствуется харизматичность и за ним кажется естественным идти. Сильный уретральный вектор не приемлет норм и ограничений — знает, чего хочет, и делает это, не взирая на мнение окружающих, социальные нормы. Но это не говорит о безответственности: напротив, человек с уретральным вектором стремится отдавать лучшее своим близким, людям вокруг, старается для них и хочет для своего общества лучшего будущего. Но достигать оное он будет своим, часто нестандартным путем. Самоотверженен. Если чем-то интересуется, то погружается целиком, если поставил цель — идет не взирая на трудности, не передумывает. Однако слова «надо», «должно», «обязан», «долг» — ему чужды. Свобода — сверхценность. Сильно выраженные уретральный вектор часто дает бунтарство. Уретральник может стать легко оказаться в тюрьме (переступив «кожный» закон), может спиться от сильной депрессии (если нереализован), может идти на чрезмерный риск своей жизни (экстремалы, каскадеры).Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя «сольно», в отрыве от общества, на порядок впереди.Роль в обществе: лидер, экспериментатор, инноватор, ведущий в новом направлении и новой дорогой.

Оральный вектор - чувствительная зона — рот (и часто чувствительные вкусовые рецепторы). То есть человек экстравертный, любит говорить. Болтун, иногда, даже сплетник. Общительный, умеет вести беседы как по выбранной теме, так и «ни о чем». Некоторые оральники любят петь. Из них получаются хорошие ораторы. Любят поесть (много, разного, часто это гурманы, любят готовить и пробовать разную еду). Пришел домой — надо либо что-то съесть, либо поговорить — если сильно выраженная оральность. Любят целоваться. Все, что связано со ртом — доставляет им удовольствие. Такие занятия, как пение, ораторское искусство (а также, поварское искусство) — хорошие варианты социальной реализации вектора. «Оральники» — чаще всего жизнерадостные люди, немного инфантильные, немного суетливые и часто безответственные. Говорят ради того, чтобы сказать. Активные сплетники рождаются из нереализованного орального вектора. «Оральнику» хочется быть в центре внимания, которое он привлекает своей голосовой деятельностью. Человеку с кожным и оральным вектором удастся быть отличным менеджером по продажам или рекламщиком. Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя в центре внимания социума.Роль в обществе: привлекать к себе внимание и распространять информацию.

Обонятельный вектор — чувствительная область — нос, чуткое обоняние. У некоторых людей это выражается в том, что человек часто обращает внимание на запахи, идет туда, где комфортный ему запах. Но часто до осознания не доходит информация о том, нравится ли запах, какой он и почему. А просто человека тянет куда-то или откуда-то. Кажется, что, подсознание подсказывает, что и где случится, где опасно, а где — безопасно, интуиция. Часто обонятельники подозрительны к другим людям. Негативная эмоция если возникает, то, прежде всего, это отвращение. Обладатели обонятельного вектора часто выбирают тех людей, которые обеспечат их безопасность, тянутся к сильным и решительным. Сильная сторона — предчувствие, умение прочувствовать, что начинать, а чего делать не стоит, как могут развиваться события и как оказать скрытое влияние на ситуацию (управлять так, чтобы не было заметно, кто за этим стоит, роль «серого кардинала»). В отличие от орального вектора, обонятельный меньше всего хочет быть в центре внимания, скрытен (встречали ли Вы людей, которые скрывают и уводят внимание от реальных фактов, даже несерьезных, просто так, по привычке, когда сложно сказать прямо и правду, даже нестрашную?). «Обонятельник» осторожен и недоверчив, не любит риск, как следствие, обладает высокой выживаемостью (и всегда вылезает сухим из воду). Не любит ярко выраженные эмоции. Зато предчувствовать сценарии развития событий, разгадывать неясные моменты, чувствовать подтекст ситуации — ему не будет в этом равных.Желаемое внутреннее состояние: ощущение подозрительности к окружающему.Роль в обществе: разведчик, «серый» кардинал, интуит, который заранее почувствует опасность (и другие будущие тенденции) и тихо предупредит, кого следует.

Зрительный вектор — чувствительная зона — глаза. Обладают сильной восприимчивостью и эмоциональной чувствительностью. Человек, умеющий любить и красиво это выразить. Любящий хорошо выглядеть и привлекать к себе внимание. Умеет произвести впечатление. Зрительники — часто люди искусства, им нравится смотреть на красивое и создавать красивое, путешествовать, фотографировать (визуалы в чистом виде, глаза хотят получать ощущения). Частые эмоции — от страха до любви. К слову, если Вас часто посещают страхи, не осторожность, а именно эмоциональное переживание страха — то его стоит трансформировать в любовь, не бояться за себя — а беспокоиться о тех, кто рядом, учиться принимать их и любить. Выписывать и выражать свои эмоции: зрительный вектор экстравертный. Они могут писать стихи, рисовать, снимать кино и делать театральные постановки. Картины, предметы искусства, красивая музыка (вместе со звуковым) в нашей жизни — именно благодаря зрительному вектору. Именно ему доступно сильное сочувствие и эмпатия, сострадание, любовь к детям, домашним животным. (Без «зрительников» не было бы домов-приютов для животных, например). Почему? Зрительный вектор призван сохранять жизнь, ценить жизнь каждого человека. Инстинктивно возникает желание оберегать и защищать красивых и беззащитных — и этот образ зрительники принимают совершенно естественно. И таким образом, вызывают у окружающих чувство ценности жизни. Зрительная эмоциальная женщина с ребенком на руках в самые сложные времена напомнит о том, что надо бороться, добывать, защищать, чтобы сохранить и продолжить жизнь. Даст, как муза, энергию и вдохновение. Люди со зрительным вектором — привязаны к семье, к матери, конечно же, к детям.Желаемое внутреннее состояние: ощущение любви к окружающему.Роль в обществе: любить, окрашивать жизнь яркими красками, вызывать сильные эмоции.

Звуковой вектор — чувствительная зона — уши. Любят быть в тишине, это интровертный вектор. Или включить музыку — и в этом забыться. От общества быстро устают и хочется уйти в себя, побыть одному. Человек очень сильно живет в «своем» мире, никому не ведомом. У него богатая фантазия и он может часами сидеть на диване своей комнаты (или на поле, ночью, в тишине) и смотреть в одну точку, думая о чем-то, что ни в офисах, ни на вечеринках не принято обсуждать. При сильном «звуке» — очень меланхоличны. Умные — у звуковиков своя картинка мира и они ищут ответы на глобальные и вечные вопросы — из них получаются хорошие математики, программисты (и люди виртуального мира), могут изобретать новшества в технике и науке. Или другое направление — философия, эзотерика, теология — могут развиваться и там. Звуковики — люди сильного абстрактного интеллекта и в соответствующей деятельности им нет равных. Нереализованный звук — гораздо тяжелее, чем другой нереализованный вектор. Другим векторам будет приятно поесть, поспать, пообщаться, поработать, купить новую одежду, заняться спортом — и это их на время заполнит. Но не «звуку» — найти ответы на непонятные вопросы внутреннего мира гораздо сложнее. Потому нереализованный «звук» часто в депрессиях, имеет склонности к суициду, нежелание чем-либо заниматься, чувствует нереализованность и неоцененность в обществе. Звуковику больше чем всем остальным нужно, чтобы его любили и принимали, безусловно, таким, какой он есть.Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя в отдалении от социума.Роль в обществе: аутсайдер, человек с высоким абстрактным интеллектом, мыслитель.

xomyaki.com