1.5. Развитие ощущений в онтогенезе. Психология развитие ощущений у детей


6. Развитие ощущений.

Через непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапном их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощущении осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.

Основные понятия и ключевые слова: ощущение, чувственное отображение, отдельные свойства предмета, эмоциональный тон ощущения, специфическая энергия органов чувств, анализатор, солипсизм, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, экстероцептивные ощущения, общие свойства ощущений, кожные ощущения, вкусовые и обонятельные ощущения, слуховые ощущения, зрительные ощущения, ощущение равновесия, осязание, кинестетические ощущения, органические ощущения, нижний абсолютный порог чувствительности, порог различения, адаптация, взаимодействия ощущений, сенсибилизация, синестезия..

studfiles.net

1.5. Развитие ощущений в онтогенезе

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения ребенка. Однако в степени зрелости отдельных чувств и в этапах их развития существуют различия. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. Он реагирует на различие температуры сразу после рождения, на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Кроме этого, новорожденный способен ощущать и боль. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается только через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Развитие речевого слуха заключается в том, что ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Однако, ощущая свет, ребенок в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы. Управлять движением глаз ребенок может только к концу второго месяца жизни. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определите понятие ощущения. Какова физиологическая основа ощущений?

  2. Перечислите основные классификации ощущений.

  3. Раскройте свойства ощущений.

  4. Дайте характеристику феноменам ощущений.

  5. Как развиваются ощущения в ходе онтогенеза?

studfiles.net

Развитие ощущений.

Количество просмотров публикации Развитие ощущений. - 5684

Простейшими, но очень важными психическими по­знавательными процессами являются ощущения.Οʜᴎ сиг­нализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Οʜᴎ даютвозможность ориентироваться нам в окружающих услови­ях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

/. /. Что такое ощущения

Ощущения - начальный источник всœех наших знаний о мире. При.помощи ощущений мы познаем величину, фор­му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю­щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву­ки, постигаем движение и пространство и пр. Размещено на реф.рфИменно ощущения дают материал для сложных психических про­цессов - восприятия, мышления, воображения.

В случае если бы человек был лишен всœех ощущений, он ника­кими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруᴦ. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зелœе­ный или любой другой цвет, глухим от рождения - что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкаль­ные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.

Обязательным условием возникновения ощущения яв­ляется непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действитель­ности, которые воздействуют на органы чувств, называ­ются раздражителями.Процесс воздействия их на органы чувств принято называть раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная на­ука значительно расширила представления о видах ощу­щений человека.

Орган чувств- анатомо-физиологический аппарат, рас­положенный на периферии тела или во внутренних орга­нах; специализирован для приема воздействия определœен­ных раздражителœей из внешней и внутренней среды. Каж­дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор­мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор (от латинского слова ʼʼreceptorʼʼ -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные цент­ры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, в случае если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных не­рвов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.

Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных не­рвов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появ­ляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражите­лем возбуждение в органе чувств распространяется по цен­тростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.

Мозг получает информацию и от внешнего мира и от х самого организма. По этой причине анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы выне­сены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Размещено на реф.рфВнутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут­ренних органах и тканях. Своеобразное положение зани­мает двигательный анализатор.

Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый ана­лизатор приспособлен для выделœения определœенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздра­жения, ухо - на слуховые и пр.

Главная часть каждого органа чувств -рецепторы, окон­чания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирую­щие на определœенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, за­ложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на ре­цептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определœен­ные участки коры больших полушарий головного мозга.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Сегодня насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителœей на различные анализаторы.Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

1.2. Виды ощущений

Зрительные ощущения- это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо­жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото­рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе­леного, синœего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздей­ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув­ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор­ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет­ки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет чересчур ярок). В результате мы видим цвета͵ ᴛ.ᴇ. возникает ощущение хроматических цветов -всœех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ­но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (всœе переходы от белого до черного, ᴛ.ᴇ. ахроматические цвета).

Есть заболевание, при котором нарушается работа па­лочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относитель­но нормальным. Это заболевание принято называть ʼʼкуриная сле­потаʼʼ, так как куры, голуби не имеют палочек и в сумер­ках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наобо­рот, имеют в сетчатке только палочки - днем эти животные почти слепы.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ­ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок­раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда­ющий бодрое, приподнятое настроение, и зелœеный, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом­ляют глаза.В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого бывают наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всœего встречается красно-зелœеная слепота͵ называемая дальто­низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер­вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зелœеный цвет, не понимают, почему люди обо­значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не бывают шоферами, летчиками, не мо­гут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Размещено на реф.рфПолное отсутствие чувствительности к хроматическим цве­там встречается очень редко.

Чем меньше света͵ тем хуже видит человек. По этой причине нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что должна быть вредно для зрения, способствовать развитию близо­рукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущениявозникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы­кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа­тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла­бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го­лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи принято называть фонематическим. Он фор­мируется исходя из речевой среды, в которой вос­питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред­полагает выработку новой системы фонематического слу­ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь­ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу­ре человечества.

Шумымогут вызывать у человека определœенный эмо­циональный настрой (шум дождя, шелœест листьев, вой вет­ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по­езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа­ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.Вибрационные ощущенияотражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, к примеру, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра­ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. При этом они достигают весь­ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения.Способность чувствовать запа­хи принято называть обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубинœе носовой полости. Отдельные частички разнообраз­ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места͵ узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня­тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо­воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио­нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всœецело обязано эстетической потреб­ности людей в приятных запахах.

Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек мо­жет ориентироваться в них.

Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна

вхожий,

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.

Пастернак Б. ʼʼИюльʼʼ

Вкусовые ощущениявозникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида базовых вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу­щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни­ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис­лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой за­висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус­нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са­мое любимое, блюдо кажется безвкусным.

Кончик языка лучше всœего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.

Кожные-ощущения- тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при­косновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз­лична. Прикосновение больше всœего ощущается на кон­чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви­тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота͵ груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож­даются положительным чувством, характер эмоциональ­ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи­вается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляю­щее. Температура же высоких показателœей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио­нальные переживания.

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо­нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, в связи с этим и органы всœех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.

Другая группа ощущений сообщает нам об изменени­ях, состоянии и движении в нашем собственном телœе. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу­щений мы ничего бы не знали о самих себе.Двигательные (или кинœестезические) ощущения- это ощу­щения движения и положения частей тела. Благодаря дея­тельности двигательного анализатора человек получает воз­можность координировать и контролировать свои движе­ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами реализуются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинœестезических ощущений - одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана­лизатора. Для овладения движениями большое значе­ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта͵ развивающих красоту и легкость движений.

Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша­ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер­ны для русского языка.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормаль­но выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каж­дой малейшей подробности акта движения.

Органические ощущениярассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Οʜᴎ появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. К примеру, в случае если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд­ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота͵ боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - всœе это органические ощущения. В случае если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

ʼʼНет сомнений, - говорил И.П. Павлов, - что для орга­низма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже крайне важно сигнализирование вверх и анализиро­вание и того, что происходит в нем самомʼʼ.

Органические ощущения тесно связаны с органически­ми потребностями человека.

Осязательныеощущения - это сочетания кожных и дви­гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза­ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ­ников получения информации об окружающих его пред­метах.

У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важ­нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов­лением пищи.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника­ющих при ощупывании предметов, ᴛ.ᴇ. при прикосновении к ним движущейся руки, принято называть осязанием.Органом осязания является рука. К примеру, слепоглухая Ольга Ско-роходова так пишет в стихотворении ʼʼКбюстуА.М. Горь­когоʼʼ:

Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает...

Осязание имеет большое значение в трудовой деятель­ности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

Ощущения равновесияотражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са­димся на двухколесный велосипед, становимся на конь­ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и принято называть лабиринтом.

При изменении положения тела происходит колеба­ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав­новесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю­даются тошнота͵ рвота (так называемая морская или воз­душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет всœе время падать.

Болевые ощущенияимеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. В случае если бы ощущение боли отсутствовало, чело­век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не­чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино­сит человеку серьезные неприятности.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер­вых, существуют ʼʼточки болиʼʼ (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга­нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх­сильного раздражителя на любой анализатор. Размещено на реф.рфОслепляю­щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп­ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

1.3. Основные закономерности ощущений

Не всœе, что действует на наши органы чувств, вызыва­ет ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слы­шим тиканья часов в сосœедней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздра­жение должно достигнуть определœенной величины. Слиш­ком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Минимальная величина раздражителя, дающая замет­ное ощущение, принято называть абсолютным порогом ощуще­ния.

Каждый вид ощущения имеет свой пороᴦ. Эта та͵ са*мая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить.

Величина абсолютного порога характеризует абсолют­ную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше ве-личина порога ощущения, тем больше абсолютная чув­ствительность к данным раздражениям.

Абсолютная чувствительность определœенных анализато­ров у разных людей различна. В мире нет совершенно оди­наковых людей, в связи с этим и пороги ощущения у всœех раз­личаются. Так, один человек слышит очень слабые зву­ки (к примеру, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, что­бы у последнего возникло слуховое ощущение, необходи­мо увеличить силу данного раздражителя (к примеру, при­близить на более близкое расстояние тикающие часы). Та­ким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсœем слабый, тусклый свет, а для друго­го данный свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются не­изменными на протяжении жизни человека: чувствитель­ность у детей развивается, достигая к юношескому возра­сту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувстви­тельность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Большое вли­яние на изменение порогов оказывает деятельность, в про­цессе осуществления которой человек опирается на дан­ные виды чувствительности.

Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствитель­ностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную хаактеристику - способность различать из­менения в силе раздражителя.

Другая важная характеристика анализатора - его спо­собность различать изменения в силе раздражителя.

Та наименьшая прибавка к силе действующего раздра­жителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, принято называть порогом чувстви­тельности к различению.

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещен­ности, увеличение или уменьшение силы звука, но по­чувствуем ли мы, к примеру, разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт?Порог различения имеет постоянную для определœенно­го вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. В случае если исходная освещенность зала составляет 1000 вт, то прибавка должна составлять не менее 10 вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Важно заметить, что для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, в случае если к хору в 100 человек прибавить 7-8 таких же певцов то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор.

Развитие различительной чувствительности имеет важ­ное жизненное значение. Оно помогает правильно ориен­тироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях.

Адаптация.В жизни адаптация (от латинского слова ʼʼadaptareʼʼ - прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исче­зает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы в пер­вые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослеп­ляет и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза приспособятся, привыкнут к яркому осве­щению и будут видеть нормально. Или: когда мы с улицы приходим домой, то в первые секунды ощущаем всœе до­машние запахи. Через несколько минут мы их перестаем замечать.

Значит, чувствительность анализаторов может менять­ся под влиянием действующих раздражителœей. Такое при­способление органов чувств к внешним воздействиям на­зывается адаптацией.Общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раз­дражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. В этом проявляется био­логическая целœесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важ­на способность улавливать слабые раздражители.

Сильная адаптация наблюдается в зрительных, обоня­тельных, температурных, кожных (тактильных) ощуще­ниях, слабая - в слуховых и болевых. К шуму и боли мож­но привыкнуть, ᴛ.ᴇ. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь. А вот кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши орга-ны чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль -это тревожный сигнал. Его подает наше тело, когда с ним что-нибудь неладно. Боль предупреждает об опасности. В случае если ' бы мы переставали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.

1.4. Взаимодействие ощущений

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора мо­жет влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. К примеру, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, напротив - ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), сла­бые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обо­стрить наше зрение.

Дефект работы одного анализатора обычно компенси­руется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся не­поврежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность ʼʼвыбывшихʼʼ анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся ана­лизаторов, что люди научаются довольно хорошо ориен­тироваться в окружающей обстановке. К примеру, слепо-глухая О.И. Скороходова за счёт хорошо развитого осяза­ния, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.

1.5. Развитие ощущений

Чувствительность, ᴛ.ᴇ. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безус­ловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и неко­торые другие раздражители. Человеческий слух формиру­ется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и вос­питания.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением,воображением. Но ведь именно ощущения лежат в базе всœех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всœего в пол­ной мере не реализуется.

Устройство наших органов чувств позволяет нам ощу­щать гораздо больше того, что мы на самом делœе ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.

Развитие ощущений происходит в связи с практичес­кой, прежде всœего трудовой деятельностью человека и за­висит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совер­шенства достигают, к примеру, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.

Живопись предъявляет особые требования к ощуще­нию пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же - у музыкантов. На точность определœения звуков по высоте влияет, к примеру, инструмент, на котором человек иг­рает. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэто­му различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, к примеру, у пианистов (данные Кауфма­на).

Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что всœе мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкаль­ный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибоч­но. Во время занятий музыкой у любого человека развива­ется музыкальный слух. Особенно острым слухом отлича­ются слепые люди. Οʜᴎ хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, к примеру, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой крайне важно сти обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.

Наши зрительные ощущения тоже развиты очень мало. Возможности зрительного анализатора гораздо шире. Из­вестно, что художники различают гораздо больше оттен­ков одного и того же цвета͵ чем большинство людей.Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обо­нянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и пред­меты, идя по знакомой улице, они по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.

Вот, к примеру, что пишет Ольга Скороходова: ʼʼНеза­висимо от того, какое бывает время года: весна ли, лето ли, осœень или зима, но я всœегда по запахам чувствую боль­шую разницу между городом и парком. Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет си­рень, я слышу данный запах. Еще подходя к парку, летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осœени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осœени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья. Зимой же я отли­чаю парк от города, потому, что воздух здесь более чис­тый, нет тех резких запахов людей, автомобилей, разной пищи, запахов, которые в городе исходят почти из каж­дого дома...ʼʼ

Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходи­мо их тренировать. Мы не используем всœех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется чело­веку во всœем своем многообразии и красоте.

Особенностью сенсорной организации человека явля­ется то, что она складывается прижизненно. Исследова­ния психологов показывают: сенсорное развитие - резуль­тат длительного жизненного пути личности. Чувствитель­ность - потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

Вопросы и задания

1. Почему ощущение называют источником познания?

2. Что такое ʼʼорганы чувствʼʼ?

3 О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой:

Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелœест листьев пальцами ловлю...

4. Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?Тема 2 ВОСПРИЯТИЕ

referatwork.ru

1.6 Особенности развития ощущений. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

Похожие главы из других работ:

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении

1.2 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно-физического развития, особенности познания, особенности общения)

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка...

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями педагогов

2) Выявить особенности проявлений синдрома эмоционального выгорания, негативных коммуникативных установок и субъективных болезненных ощущений у педагогов;

3) Определить характер взаимосвязи эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями у педагогов...

Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

1.3 Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития

Одной из актуальных проблем, рассматриваемой в научной литературе при создании данной работы являлся вопрос о необходимости разработки и использования специализированных программ...

Проблемы возраста человека

2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития

На первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка...

Профилактика дислексии у первоклассников с задержкой психического развития

1.2 Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития 7-8 лет

Речь детей с ЗПР качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Устная речь детей с ЗПР удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Но все...

Психология и педагогика

10. Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития (детство, отрочество, взрослость)

Кризис развития -- возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и с освоением новых -- собственных способностей. Кризисы новорожденное (одного года)...

Психология ребенка первого года жизни

1.2 Особенности развития органов чувств, условных рефлексов для развития ребенка

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного...

Развитие зрительных ощущений у детей дошкольного возраста

2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив...

Развитие зрительных ощущений у детей дошкольного возраста

4. Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей

Зрительное ощущение - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит...

Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

1.2 Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

...

Регуляционная функция познавательных процессов

2. Общее понятие об ощущениях, их классификация. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений

поведение ощущение мышление воображение Ощущение - это психологический процесс отражения отдельных свойств и качеств объектов окружающего мира. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств...

Регуляционная функция познавательных процессов

3. Общее понятие о восприятии. Особенности восприятия пространства и времени. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний при производстве обыска и следственном осмотре

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления...

Социально-психологическая помощь детям с задержкой психического развития

1.2 Типология и особенности развития детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Под термином “задержка психического развития” понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает (как правило...

Творческие способности детей с задержкой психического развития

1.5 Особенности развития творческих способностей у детей с задержкой психического развития

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморегуляции, развития речи [12]...

Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей

1.1 Возрастные особенности развития трехлетних детей как предпосылки развития у них эмоциональной отзывчивости

За два прошедших года малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования и приобретения новых умений. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически...

psy.bobrodobro.ru

Развитие ощущений у детей

 

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов.

Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3—7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается прежде всего в усовершенствовании анализаторно-синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер.

Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т. е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т. д., важную роль в развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т. д.

Развитие зрительных ощущений. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4—7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. Так, при измерении наибольшего расстояния, с которого дети разного возраста способны различить показываемые им одинаковые по размеру фигурки, оказалось, что для детей 4—5 лет это расстояние равно (в средних цифрах) 2 м 10 см, для детей 5 — 6 лет 2 м 70 см, а для детей 6 — 7 лет 3 м.

Активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред — если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.

В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т. п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. п.

Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе. Изучение цветного зрения требует применения особых таблиц и должно производиться специалистами.

Развитие слуховых ощущений. Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Различение звуков речи совершенствуется в процессе речевого общения. Различение музыкальных звуков улучшается в процессе музыкальных занятий. Таким образом, развитие слуха в огромной степени зависит от воспитания.

Особенностью слуховой чувствительности у детей является то, что она характеризуется большими индивидуальными различиями. У некоторых дошкольников наблюдается очень высокая слуховая чувствительность, а у других, наоборот, слух является резко сниженным.

Наличие больших индивидуальных колебаний в чувствительности к различению частоты звуков приводит иногда к неправильному предположению, что слуховая чувствительность якобы зависит лишь от врождённых задатков и в ходе развития ребёнка существенно не меняется. В действительности, слух улучшается с возрастом.

При педагогической работе с детьми дошкольного возраста следует особенное внимание обращать на то, хорошо ли слышит ребёнок. Это необходимо потому, что у детей понижение слуховой чувствительности не всегда замечается окружающими вследствие того, что ребёнок, плохо, не чётко и не полностью слышащий обращённую к нему речь, однако часто правильно догадывается о сказанном по выражению лица говорящего, по движению губ и, наконец, по сложившейся обстановке, в которой к нему обращаются. При подобном «полуслышании» умственное развитие ребёнка, особенно его речевое развитие, может задерживаться. Такие явления, как невнятность речи, кажущаяся рассеянность и непонятливость, нередко объясняются именно пониженным слухом ребёнка. За состоянием слуха детей следует особенно тщательно следить, так как его недостатки наблюдаются чаще, чем недостатки других ощущений.

Зная, что слух у данного ребёнка является недостаточно развитым, воспитатель должен заботиться, во-первых, о том, чтобы обеспечить ему наиболее благоприятные условия для слухового восприятия, т. е. следить за тем, чтобы ребёнок сидел поближе к рассказывающему или читающему; говоря с ним, нужно более ясно произносить слова, а когда это нужно, спокойно повторить сказанное ещё раз. Во-вторых, следует воспитывать у него слух, заставлять упражняться в прислушивании. Для этого полезно вводить такие-содержательные занятия и игры, которые требуют от ребёнка внимательно слушать негромкие звуки и которые не позволяют заменять слух зрением или догадкой.

Развитие двигательных (суставно-мышечных) и кожных ощущений. Как уже было сказано, ощущения, возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах. Поэтому воспитание этих ощущений имеет также важное значение.

Наблюдения над оценками детей веса сравниваемых грузиков (какая коробочка тяжелее?), которые зависят от точности суставно-мышечных и отчасти кожных ощущений, показали, что в дошкольном возрасте (4—6 лет) они уменьшаются более чем в два раза (в среднем от 1/15 до 1/35 сравниваемого веса), т. е. что различительная чувствительность в этом возрасте резко возрастает.

В эти же годы у детей происходит и большой качественный сдвиг в развитии суставно-мышечных ощущений. Так, если детям около 4 лет дать для сравнения две коробочки, равные по весу, но разные по величине, и спросить, какая из них тяжелее, то в большинстве случаев малыши оценивают их как одинаково тяжёлые. В возрасте же 5—6 лет оценка веса таких коробочек резко изменяется: теперь дети, как правило, уверенно показывают на коробочку меньшего размера как на более тяжёлую (хотя коробочки объективно равны по весу). Дети уже стали учитывать относительный вес предмета, как это обычно делают и взрослые.

В результате практических действий с различными предметами у ребёнка устанавливаются временные связи между зрительным и двигательным анализаторами, между зрительными раздражителями, сигнализирующими о размере предмета, и суставно-мышечными, сигнализирующими о его весе.

Дошкольные годы являются периодом, когда ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться. Степень развития в этом возрасте тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности ребёнка, в процессе которой происходит их совершенствование, следовательно, определяется воспитанием.

Вместе с тем высокое развитие ощущений является необходимым условием для полноценного умственного развития. Поэтому правильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение, и на эту сторону воспитательной работы должно быть обращено надлежащее внимание.

Дата добавления: 2015-12-07; просмотров: 449 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.05 сек.)

mybiblioteka.su

Развитие ощущений и восприятия

Ощущение — наиболее простая, древняя психическая функция, являющаяся внешним, объективно обнаруживаемым в поведении и доступным научному анализу проявлением субъективности [Леонтьев А. Н., 1983]. Раздражители (стимулы), исходящие из внешней и внутренней среды, принимаются и подвергаются обработке анализаторами. Анализаторы состоят из следующих трех частей.

1. Рецепторы — периферический отдел, принимающий сигналы.2. Проводящие пути, по которым возбуждение, возникшее на рецепторе, передается вышележащим центрам нервной системы.3. Проекционные зоны коры больших полушарий головного мозга.

Нарушение любого отдела анализатора приводит к невозможности получения ощущений или к его расстройствам. Существуют различные классификации, но наиболее распространено разделение ощущений по сенсорным модальностям: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и пр. В то же время, необходимо помнить, что существуют интермодальные ощущения, так называемые синестезии (греч. synaesthesia: «syn» — приставка, означающая одновременность действия; «aisthesis» — ощущение).

По расположению рецепторов снаружи или внутри тела человека нобелевский лауреат Ч. Шеррингтон (Ch. S. Sherrington) предложил в 1932 г. различать экстерорецепторы и шиперорецепторы. Экстерорецепторы также делят на контактные, регистрирующие стимул при непосредственом контакте с предметом, и дистанционные, воспринимающие раздражители на расстоянии.

Специализация рецепторов позволяет осуществлять первый этап анализа сенсорных воздействий.

Раньше всего появляются тактильные ощущения — с 8 недель внутриутробной жизни. С б недель внутриутробной жизни появляются движения глазных яблок, однако реакция на свет появляется лишь с 24-26 недель. У семимесячного плода уже регистрируются вызванные потенциалы в ответ на звуковую стимуляцию. В это же время дифференцируются вкусовые ощущения. Считается, что обонятельный анализатор формируется только к моменту рождения. Стимуляция от анализаторов передается нейронам в соответствующих отделах мозга, в том числе и в коре больших полушарий, что способствует их развитию. Таким образом, ребенок появляется на свет с хорошо сформированными сенсорными способностями, которые продолжают дифференцироваться и развиваться в течение дальнейшей жизни.

В зависимости от ощущений у новорожденного возникают рудиментарные психические реакции: двигательное беспокойство, крик, плач. Ребенок отворачивается от яркого источника света, вздрагивает при резком звуке, поворачивает голову в сторону говорящего, отворачивается от неприятного запаха (работа дистанционных экстерорецепторов), реагирует на холод, прикосновения (работа контактных экстерорецепторов), реагирует на изменения положения тела (работа проприорецепторов), кричит, когда голоден или испытывает головную боль, боль в животе (работа интерорецепторов). Примерно с шести месяцев эти реакции становятся более дифференцированными и приобретают сенсомоторный характер.

Восприятие, как уже отмечалось, сложный психический процесс, который не сводится к сумме ощущений, а включает в себя соотнесение воспринимаемого объекта с субъективным образом, воспроизводящимся на основе прошлых впечатлений. Такие образы называются представлениями. Элементарные представления и связи между ними (ассоциации) формируются очень рано. Даже новорожденный уже имеет их. Он по-особому реагирует на музыку, которую постоянно слышал во внутриутробном состоянии. Он может отличить по запаху молоко своей матери от молока другой женщины. Это означает, что новорожденный узнает звуки, запах, то есть у него есть элементарные представления о них.

Выбор из массы окружающих объектов соответствующего представлению и идентификация его требует определенных усилий. Отчасти в связи с этим именно в детском возрасте чаще наблюдается явление, при котором раздражитель, действуя на определенный рецептор, вызывает не только специфическое для данного органа чувств ощущение, но одновременно дополнительные ощущения, характерные для других органов чувств, а также представления. Так, например, слуховые ощущения сопровождаются зрительными. Такое явление называется синестезией (греч. synaisthesia: «syn» — приставка, означающая совместность, одновременность действия; «aisthesis» — чувство). На основе синестезий у детей довольно часто формируется способность к эйдетизму (греч. «eidos» — образ). При этом яркий, чувственный образ предмета может сохраняться некоторое время после прекращения воздействия его на органы чувств. Ребенок, склонный к эйдетизму, может путать реальные образы с эйдетическими.

Ежедневно запас представлений стремительно нарастает, особенно на первом году жизни. На их основе формируются понятия, процесс восприятия становится все сложнее и дифференцированнее. Чем старше ребенок, тем лучше он справляется с задачей вычленения объекта из условий, в которых он находятся, идентифицирует объект в разных ситуациях.

Родившись, ребенок попадает в совершенно иную среду. Замкнутое, тесное внутриутробное пространство заменяется другим, огромным, наполненным массой новых раздражителей, непонятным, а значит опасным. Первые 1-1,5 месяца представляют переходный период из первичной, хорошо защищенной экологической ниши (материнского лона) в новую переменчивую окружающую среду с огромным количеством новых для него раздражителей. В этом новом пространстве нужно ориентироваться и к нему нужно приспосабливаться. Все это дает мощный стимул к развитию функции восприятия. Постоянная напряженная работа анализаторов является необходимым условием для нормального развития ребенка.

Наблюдая за новорожденным, можно обнаружить, что он поворачивает голову и смотрит в сторону раздающегося звука и зажигающегося света. Этим самым он обнаруживает способность установления звуко-зрительно-двига-тельных связей. Низкие ритмичные звуки, напоминающие дыхание, биение сердца, шум тока крови по брюшной аорте, малышей успокаивают. Интересно, что, обращаясь к новорожденному, взрослые непроизвольно меняют тембр голоса на более высокий. Дети по запаху могут узнать свою мать, предпочитают ее молоко любому другому. При неприятном запахе новорожденный всегда отворачивается в сторону, противоположную раздражителю. Объясняется это тем, что очередность раздражения рецепторов слизистой правой и левой ноздри соответствует расположению источника запаха. Таким образом, очевидна способность младенца к восприятию расположения источника запаха в пространстве. Большую часть времени новорожденный находится в положении лежа на спине или на животе. При этом пространство, которое он может обозревать, очень ограничено, что препятствует поступлению информации извне. Взгляд у новорожденного скользящий, зрительная концентрация возможна лишь на несколько секунд.

Для расширения обзора приходится учиться приподнимать голову и удерживать ее. У успешно развивающегося ребенка такая способность отмечается примерно ко второму месяцу жизни. В это же время он способен недолгое время удерживать в руке мелкий предмет и подносить его к глазам или ко рту. Это свидетельствует о прогрессе зрительно-моторной координации. При зрительном восприятии двухмесячный ребенок отдает предпочтение предметам овальной формы, с контрастными цветами, резкими очертаниями на светлом фоне. Таким объектом, например, является лицо человека. На расстоянии 20-25 сантиметров ребенок способен, хотя и не надолго, фокусировать взгляд на лице и воспринимать изменения его мимики. Он может даже имитировать их (открывает рот, высовывает язык и пр.). Несовершенная фокусировка приводит к тому, что младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, на сетчатке зрительные образы с разных глаз не совпадают, образ получается неконтрастным, а зрение в результате монокулярное. При монокулярном зрении восприятие глубины пространства неотчетливо.

К концу третьего месяца, лежа на животе, ребенок может отрывать грудь от кроватки. Слух становится все более дифференцированным. Ребенок уже начинает узнавать по голосу не только родителей, но и других людей, с которыми часто общается. Появляется способность имитировать высокие и низкие звуки. Ребенок тянется к предметам, попавшим в поле зрения, ударяет по ним.

В четыре месяца ребенок способен переворачиваться с живота на спину, а в пять — и со спины на живот. Эти двигательные возможности расширяют рамки чувственного познания как собственных габаритов, так и окружающего пространства. Улучшается зрительно-моторная координация. К этому возрасту бинокулярное зрение сформировано уже настолько хорошо, что обеспечивает большую глубину восприятия, и ребенок может удерживать в памяти представления о размерах определенного объекта. Когда ребенок наблюдает за каким-то предметом, его голова и глаза движутся синхронно. Ребенок все время стремится достать руками какой-нибудь предмет (подвешенную игрушку, нос, волосы, одежду родителей). Глаза следят за руками, тянущимися к игрушке, и обеспечивают точный захват.

С 6-6,5 месяцев ребенок все чаще начинает брать предметы не двумя, а одной рукой, причем хватает их быстро, точно и хорошо удерживает. Он начинает садиться, делать «мостик», отрывая живот от пола, а затем ползать. Он активно осваивает пространство, расширяются возможности его обзора. Способность самостоятельно передвигаться позволяет лучше ориентироваться в комнате, в расположении мебели, предметов. В это время ребенок уже хорошо воспринимает глубину. Исследования показали, что большинство детей этого возраста ползут на зов матери по стеклу только до того момента, пока внизу видна подстеленная клетчатая клеенка. Как только под стеклом начинается пустота, что создает зрительную иллюзию края, дети отказываются пересекать границу, некоторые начинают плакать. Эта способность предупреждает падения детей с высоты.

К 7-8 месяцам нормально развивающийся ребенок, манипулируя предметами, уже воспринимает такое их качество, как постоянство формы. Воспринимаются детали формы, но освоение их взаимосвязей требует более высокого уровня развития представлений и понятий.

В 8-9 месяцев ребенок понимает отдельные слова. Он начинает ходить, но при поддержке, которая необходима ему не столько для опоры, сколько для сохранения равновесия. Вертикальное положение, увеличивая обзор, еще больше увеличивает возможность зрительного восприятия и способствует его развитию.

К году движения ребенка становятся более отточенными, тело становится послушнее. Дети начинают самостоятельно ходить. Большинство из них в 15 месяцев могут самостоятельно пройти не менее 15 метров. Руки, занятые при ползании, освобождаются. Это открывает новый источник поступления стимулов на тактильные рецепторы. Дети могут только с помощью тактильных ощущений узнавать предмет. У них хорошо сформированы определенные вкусовые предпочтения. К году ребенок осмысленно произносит более 10 слов, знает и понимает значительно больше. В дальнейшем словарный запас растет стремительно, и это является еще одним мощным стимулом к развитию всех форм восприятия.

В 2 года, манипулируя предметами, они могут хорошо различать их форму (треугольник, круг). Использование для определения формы объекта лишь зрительного анализатора, без включения тактильного, затруднено. Восприятие комбинированных, сложных форм еще невозможно.

К трем годам ребенок хорошо овладевает речью. Широкое использование вербальных понятий стимулирует процессы ощущений и восприятия: ребенок может выразить их словами, дать себе отчет в получаемых впечатлениях. Но и в этом возрасте процессы перцепции остаются непроизвольными. Дети не умеют самостоятельно анализировать воспринимаемое, восприятие сводится к узнаванию предмета и называнию его.

У младших дошкольников появляются элементы произвольного восприятия. Качество восприятия в основном определяется свойствами предмета (яркостью, формой, запахом и т. д.).

У старших дошкольников активно идет совершенствование техники восприятия: они уже могут исследовать предмет глазами, не прибегая к помощи тактильного анализатора, могут словами определить местоположение в пространстве себя, любого предмета.

У младших школьников восприятие все еще мало дифференцированно. Узнав предмет и назвав его, они перестают его анализировать. С трудом они различают детали предмета, выделяют главное. Лучше воспринимаются предметы, которые ребенок полагает значимыми для себя, к которым проявляет интерес.

Чем взрослее ребенок, тем тоньше и сложнее делается его восприятие, все чаще оно становится произвольным. С возрастом улучшается ориентировка в окружающей среде, реакции становятся дифференцированнее.

Перцептивные процессы у подростков протекают почти как у взрослых, сохраняя лишь некоторые особенности детского восприятия.Г. Е. Сухарева (1955) отмечала следующие основные отличительные особенности детского восприятия:— преобладание образного чувственного восприятия над абстрактным, то есть первой сигнальной системы над второй;— высокая- возбудимость кортикальных центров вследствие особенностей мозгового метаболизма, кровообращения, приводящих к повышению интенсивности и лабильности обмена веществ;— переплетение реальных и фантастических образов;— недостаточный отчет о воспринятом;— повышенная внушаемость и самовнушаемость, склонность к фантазированию, легкость возникновения иллюзий;— фантастические переработки полученной информации соответственно своим желаниям и опасениям.

psyera.ru

Развитие зрительных ощущений у детей дошкольного возраста

Оглавление

Введение

1. Общая характеристика ощущений

2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста

3. Определение уровня развития зрительных ощущений у детей старшей группы

4. Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей

Заключение

Список используемой литературы

Введение

К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). Следует отметить, что все познавательные процессы неразрывно связаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности.

Познание воздействий окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивных процессов (ощущение и восприятие), мнемических (процессы памяти), интеллектуальных (мышление и воображение). Все эти процессы относятся к познавательным психическим процессам.

Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и другим.

Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.

1. Общая характеристика ощущений

О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущением называется простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений показано на рис. 1.

Так, имея перед собой какой-нибудь предмет, например стол, мы при помощи зрения определяем его цвет, форму, величину; посредством осязания узнаем, что он твердый, гладкий; двигая его руками, убеждаемся в его тяжести и т.п. Все это – отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых нам дают ощущения. «Материя, – отмечал В.И. Ленин, – действуя на наши органы чувств, производит ощущение»Ощущения, согласно ленинской теории отражения, – первый и непременный источник всех наших знаний о мире. «Иначе, как через ощущения, – писал В.И. Ленин, – мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…».

Ощущение относится к познавательным процессам, так как благодаря ему человек познает мир. Ощущения дают материал для других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.

В обыденной речи мы говорим: «Я испытываю чувство боли; он почувствовал вкус сладкого; этот человек обладает хорошо развитыми органами чувств». Подобные выражения сохранились в нашем языке еще с тех времен, когда наука не проводила четкого разграничения между понятиями «чувства» и «ощущения». Теперь мы хорошо понимаем, что это разные психические процессы, и было бы правильнее говорить не о чувстве, а об ощущении боли, об ощущении вкуса.

Точно так же и органы чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.) правильнее называть органами ощущений. Но в психологии продолжают пользоваться традиционными выражениями.

Как же происходит процесс ощущения? Он вызывается всегда внешним раздражителем (предметом или процессом), оказывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи и др. Так, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение, а когда оно по нервным волокнам приходит в кору больших полушарий мозга, у человека возникает зрительное ощущение.

Ощущения, возникающие у человека, можно разделить на три группы. К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.

Зрительные ощущения . Они имеют особое значение в нашей жизни. Недаром некоторые биологи называют человека «зрительным животным». Зрительные ощущения возникают в результате действия световых (электромагнитных) волн, отражаемых предметами. Световые волны действуют через зрачок на сетчатку (ретину) глаза, которая является рецептором зрения. Благодаря этим ощущениям человек получает сведения о цвете предметов, а в сочетании с двигательными ощущениями – об их форме, величине, о расстояниях, о пространстве и движения предметов.

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – это черный, белый и промежуточные между ними оттенки серого цвета. К хроматическим цветам относятся все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Доказательством того, что смешение всех цветов радуги вызывает ощущение белого цвета, может служить следующий опыт. Если окрасить секторы круга в семь цветов радуги и быстро его вращать, то все цвета сольются друг с другом и мы увидим белый круг.

В центральной части сетчатки от световых волн возбуждаются особые нервные клетки, так называемые колбочки. Благодаря им мы ощущаем цвета спектра. Для отражения белого, черного и серого цветов в глазу имеются нервные клетки, называемые палочками. Они расположены большей частью по краям сетчатки. Колбочки функционируют только при дневном свете, а палочки – в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными или серыми (а не разной окраски, как днем).

Есть люди, у которых ослаблен или вовсе не действует аппарат колбочек, вследствие чего они плохо различают или совсем не видят хроматические цвета. Такой недостаток зрения был впервые описан английским физиком Дальтоном, который сам страдал им, и это врожденное свойство назвали дальтонизмом.

Многие профессии (шофера, летчика, железнодорожного машиниста, регулировщика уличного движения и др.) требуют точного различения цветов. Поэтому у людей, поступающих на такие виды работы, врачи проверяют зрение.

Недостаток палочек в сетчатке, как и всякое нарушение их функций, затрудняет видение предметов в сумерки, а тем более в темноте. Такое нарушение зрения в быту принято называть «куриной слепотой» (куры, как и голуби, не видят в сумерках: у них в сетчатке глаза мало палочек; напротив, летучие мыши почти ничего не могут различить днем: в их зрительном аппарате недостает колбочек).

Зрительные ощущения имеют следующую особенность. После того как сильный раздражитель (например, свет) перестал действовать, ощущение не прекращается в тот же миг, а еще продолжается несколько мгновений. В этом легко убедиться, посмотрев на яркую электрическую лампочку, а затем переведя взгляд на стену. В первый момент мы увидим светлое пятно, которое быстро исчезнет. Получается это вследствие того, что возбуждение, возникшее в анализаторе, сохраняется некоторое время и гаснет не сразу. Зрительное ощущение, продолжающееся после прекращения раздражения, называется последовательным образом. Если фиксировать глазом в течение 10 секунд красный квадратик на белом листе бумаги, а затем перевести взгляд на другой белый лист, то на нем мы будем в течение нескольких мгновений видеть голубовато-зеленый квадратик. Объясняется это тем, что свет, идущий от белой бумаги, состоит из всех цветов спектра. В результате фиксации взглядом красного квадратика на сетчатке глаз на несколько мгновений потерял чувствительность к красному цвету. Смесь же остальных цветов спектра дает голубовато-зеленый цвет. Последовательный образ, возникший в первом опыте, называется положительным, а последовательный образ во втором примере – отрицательным.

Слуховые ощущения . Они также имеют большое значение в жизни человека. Ведь благодаря им мы слышим речь, имеем возможность общаться с другими людьми.

Раздражителем, вызывающим слуховые ощущения, являются звуковые волны, т.е. колебания воздуха, идущие во все стороны от звучащего (быстро вибрирующего, дрожащего) тела. Эти звуковые волны действуют на слуховой анализатор, рецептором (приемником) которого является кортиев орган уха; в нем заложены чувствительные окончания слухового нерва. Внутри нашего уха находится мембрана (перепонка), состоящая приблизительно из 24 000 поперечных волокон. Дошедшая до уха звуковая волна возбуждает одно из таких волокон («струн») мембраны.

Возбуждение это передается в мозг, в результате чего у человека возникает ощущение звука. Наш слуховой аппарат может улавливать звуки с частотой от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

От различной частоты колебаний звуковой волны зависит высота звуков (чем чаще колебания, тем выше звук). Амплитуда (размах, длина) волны определяет силу звуков; наконец, форма колебаний звуковой волны обусловливает тембр (окраску) звуков. Благодаря ему мы различаем голоса говорящих или поющих людей, хотя сила и высота издаваемых ими звуков одинаковы.Все звуки, которые мы слышим, можно разделить на две группы: музыкальные звуки (они возникают в результате ритмических колебаний воздушной волны при пении, игре на музыкальных инструментах) и шумы (треск, грохот, стук, шорох). Человеческая речь включает и музыкальные звуки (главным образом гласные) и шумы (например, шипящие и свистящие согласные).

mirznanii.com