Психологическая проблема, психологические проблемы. Психологические проблемы это


Психологические проблемы человека, возникающие из-за переживаний в детстве: matveychev_oleg

Нередко бывает, что люди, уже будучи взрослыми, страдают от определенных проблем психологического плана. Некоторые из них обращаются к психоаналитикам, тратя большие деньги на то, чтобы излечиться от своих комплексов, зачастую не подозревая, что все дело – в переживаниях детства. Поэтому сегодня вашему вниманию 10 психологических проблем у взрослых, возникающих вследствие неправильного воспитания в детстве. Итак, поехали!

Проблема № 1 – повышенный уровень тревоги вкупе с депрессией и несамостоятельностьюmolitva-pravoslavlje

В психологии существует такое понятие, как «вертолетные родители». Оно появилось для описания того типа родителей, которые, словно винтокрылые машины, порхают над своим ребенком, стараясь не упустить даже самую незначительную деталь в его жизни. Безусловно, они хотят только самого лучшего для своего ребенка, но в результате сам ребенок может получить не одно психическое расстройство вместе с неспособностью принимать самостоятельные решения в будущем. Эта проблема может проявиться у людей, когда они постоянно просят совета у родителей по самым разнообразным вопросам.

Проблема № 2 – губительные зависимости либо же экстремальные виды спортаmolitva-pravoslavlje

Эта проблема может появиться у ребенка, которого родители постоянно попрекают. От них можно услышать, как тяжело им пришлось после появления ребенка на свет, сколько хлопот он им приносит. Ребенок, слыша это, начинает вести программу саморазрушения. Как правило, начинается все с неосознанных травм, а закончиться может приобретением полного спектра вредных привычек или пристрастием к экстремальному спорту.

Проблема № 3 – проблемы с релаксомmolitva-pravoslavlje

Проще говоря, человеку очень тяжело полноценно расслабиться и отдохнуть. Оказывается, и эта проблема тоже может «вырасти» из детства. Дело в том, что некоторые родители, пытаясь хотя бы немного дисциплинировать своих детей, могут использовать фразы типа «Хватит дурачиться», «Да поумней же ты, наконец!», «Веди себя, как большой мальчик (большая девочка)». Регулярное использование подобных формул может привести к тому, что в будущем ребенок вырастет слишком серьезным человеком, которому отдых и расслабление будут сродни еще одному испытанию. А еще он может приобрести дополнительные «бонусы» в виде неприятия детей и ненависти к инфантильным людям.

Проблема № 4 – слишком низкая самооценка в сочетании с желанием «слиться с толпой»molitva-pravoslavlje

Нередко бывает так, что родители, желая дать своим детям желание развиваться, сравнивают их с более умными, сильными или ловкими сверстниками. Но слишком частое и назойливое сравнение может привести ребенка не к желанию становится лучше, а к неприятию самого себя за неспособность быть столь же развитым в свои годы. Отсюда следует и низкая самооценка, и серьезная самокритика, и стремление к слиянию с окружающими. Все это продолжается и во взрослом возрасте.

Проблема № 5 – неустроенная личная жизньmolitva-pravoslavlje

Казалось бы, как могут родители повлиять на детей в этом плане? Оказывается, все не так просто. Нередко родители (опять же, с добрыми намерениями) пытаются обезопасить своего ребенка от разочарований, повторяя такие фразы, как «Все люди – плохие», «Никому нельзя верить» и тому подобное. Ребенок воспринимает их так, что, мол, все люди – ужасные, лживые, подлые, и только мамочка и папочка знают, что для него лучше. Вырастая, он начинает смотреть на мир, как на огромное поле боя, а, выстраивая отношения с людьми, часто не способен доверять им. Последний фактор особенно сильно может ударить при построении отношений.

Проблема № 6 – поиск партнера с функциями родителяmolitva-pravoslavlje

Чаще всего эта проблема может «вырасти» всего лишь из одной простой фразы «Ты — слишком маленький для того, чтобы…». Ребенок, усваивая эту установку, остается им, даже обретая внешность взрослого. Он не способен принимать самостоятельные решения и сопротивляться влиянию других людей. Что касается личной жизни, то нередко он ищет такого партнера, который будет его еще и воспитывать, как это делали родители.

Проблема № 7 – подавление талантов, отсутствие инициативы в сочетании с губительными развлечениямиmolitva-pravoslavlje

Часто родители, возможно – от стыда и неловкости за своего ребенка, могут в сердцах обронить фразу «Почему ты – не такой, как они?!» или «Хватит мечтать!». Регулярное использование таких фраз может сделать из ребенка человека, лишенного стремления познать мир. Ему неинтересно будет быть лидером или проявлять свою инициативу, так как он будет на подсознательном уровне опасаться осуждения, осмеяния или любой другой негативной реакции. Подобное поведение может привести к трудностям в решении каких-либо крупных жизненных проблем. А все свои амбиции этот человек, вероятнее всего, «похоронит» под литрами алкоголя и огромным количеством ресурсов, растраченных ради развлечений.

Проблема № 8 – замкнутость и эмоциональная сухостьmolitva-pravoslavlje

Здесь вполне справедливо будет вспомнить поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает», так как эта проблема может быть отражением проблемного характера самих родителей. Они, будучи скупыми на проявление эмоций, могли реагировать на проявление чувств своими детьми такими фразами, как «Не плачь!», «Хватит ныть», «Перестань плакать, а то над тобой все смеяться будут» и так далее. Получая такие послания, ребенок понимает, что его эмоции никому не нужны, а значит, их проявление – плохо само по себе. К чему это может привести? Во взрослой жизни этот человек может не только стать эмоционально скупым, как и его родители, но и «поймать» целый ряд психосоматических недугов, которые серьезно осложнят его жизнь.

Проблема № 9 – депрессия вкупе с чувством виныmolitva-pravoslavlje

В некоторых ситуациях родители, желая пристыдить своего ребенка или обругать его за то, что тот не соответствует их ожиданиям, говорят о том, что они в свое время не смогли чего-то получить (возьмем, к примеру, образование), а их ребенок, имея возможность для его получения, откровенно ленится. Нередко сам ребенок испытывает чувство вины, хотя, по сути, он не виноват в том, что случилось с его родителями. Став взрослым, он может «заработать» депрессию и начать испытывать все то же чувство вины, но уже перед другими людьми – начальником на работе, женой или мужем дома или перед подругами (друзьями).

Проблема № 10 – несамостоятельность, инфантильность и безответственностьmolitva-pravoslavlje

Некоторые из этих проблем уже упоминались в нашем рейтинге, но сейчас на них стоит посмотреть под несколько другим углом. Дело в том, что некоторые родители могут слишком сильно заботиться и опекать свое дитя, считая, что даже самые безобидные действия могут нанести непоправимый вред. В психологии даже существует специальный термин, обозначающий такое поведение – «гиперопека». Ребенок же, подвергаясь подобному обращению, нередко вырастает абсолютно неспособным к принятию самостоятельных решений и ответственности за свою жизнь. Отсюда – и огромное количество сомнений и колебаний, связанных с принятием решений во взрослой жизни.

На этом наш обзор подходит к концу. Спасибо за внимание, дорогие читатели. Пусть ваши дети всегда будут радовать вас, и приносить вам только самые лучшие эмоции и моменты, а родителям хотелось бы пожелать терпения и мудрости в таком непростом деле, как воспитание ребенка.

источник

matveychev-oleg.livejournal.com

Психологические проблемы - Психолог

Многие знают расхожую фразу, что все психологические проблемы из детства, поскольку именно в детстве формируется личность и ее реакция на трудности.

Даже посттравматическое расстройство, вызванное нападением или природной катастрофой во взрослом возрасте, имеет значительно больше шансов на развитие у тех, чье детство было сложным и травматичным.

Как найти решение психологических проблем? Для начала нужно найти им название, и это непростая задача. Например, такое сложное явление как пограничное расстройство, из-за которого человеку бывает очень сложно жить, практически невозможно диагностировать без участия психотерапевта. А такое часто встречающееся расстройство, как созависимость, можно определить, только если кто-то расскажет вам про него и порекомендует хорошие книги на эту тему.

Однако обычно не составляет труда определить хотя бы сферу, в которой у вас наблюдаются психологические проблемы. Это может быть общение (дружеское или близкое), работа и самореализация, самооценка, пищевые расстройства, отсутствие смысла жизни или депрессия.

Нужно также учитывать, что если в детстве вы или ваши близкие подвергались физическому насилию, если вы пережили смерть родителей в раннем возрасте, катастрофы или сексуальное насилие в любом возрасте, то часть или даже все ваши психологические проблемы вызваны травмой, даже в том случае, если вам кажется, что вы давно или легко пережили все произошедшее с вами.

Работа над последствиями детских психологических травм во взрослом возрасте — особая и сложная задача. Многие психологические проблемы, в том числе ссоры и недоверие к близким, неумение отстаивать свою точку зрения, неудачи в личной и профессиональной жизни, не говоря уже о фобиях и неврозах, проходят после работы с последствиями психологических травм.

Если кто-то из ваших родителей, бабушек и дедушек или ваш супруг страдает алкоголизмом, то у вас наверняка есть созависимость или контрзависимость, которые также подразумевают особые стратегии работы.

Многие психологические проблемы слишком сложны, чтобы их можно быть решить самостоятельно. Но если вы настроены разобраться с ними самостоятельно, могу посоветовать определиться со сферой и изучить литературу на эту тему, в том числе профессиональную, психотерапевтическую.

О некоторых проблемах на русском языке написано очень мало, так что если вы владеете иностранным языком, воспользуйтесь возможностью прочитать книги иностранных авторов, не опубликованные у нас.

Для работы с самооценкой стоит выписать все, что вы можете сказать о себе, в виде коротких утверждений. Дальше нужно поискать аргументы к каждому из этих утверждений, чтобы проверить, точно ли оно верно. Вам также нужно составить отдельный список всех своих достоинств, навыков и достижений.

Составить такой список трудно, но это необходимо сделать, чтобы перевесить отрицательное мнение о себе. При необходимости поспрашивайте своих знакомых о том, что хорошего они в вас видят, и внесите это в список.

К сожалению, то, что мы принимаем за аксиомы, бывает трудно опровергнуть самостоятельно, когда нет собеседника, который может задать к ним верные вопросы.

В случае, если ваши проблемы проявляются в близких отношениях (ревность, измены, вспыльчивость, конфликты, неверный выбор партнеров),

Если вы чувствуете, что слишком много вам неясно, или затрудняетесь с диагностикой проблемы, можно обратиться на бесплатные форумы, где консультируют психологи. Там вы можете получить начальную точку отсчета для решения своих психологических проблем.

avatar3Помощь психолога при психологических проблемах

grigorieva-elena.ru

Глубина психологической проблемы - Психологос

Психологические проблемы могут иметь различную глубину. Глубина проблемы обычно определяется тем,

  • Насколько проблема давняя, насколько причины проблемы лежат далеко на временной оси. Проблемы, идущие из детства - считаются глубинными.
  • Насколько проблема трудна, насколько есть (точнее отсутствуют) отработанные методики ее решения, в каком состоянии находится человек с проблемой и что он умеет.

Иногда проблему самому человеку разглядеть в себе бывает трудно, и тогда нужна помощь умных людей со стороны. Именно поэтому многие умные люди любят психотерапию: если с помощью группы или терапевта ему удастся найти то, что он сам найти не мог, найдет мешающую ему проблему, дальше он все сделает, с проблемой справится, все решит сам.

А иногда проблема очевидна, но своими силами человек решить ее не может, средства не знает, или сил не хватает. Тогда психотерапевт оказывается тем специалистом, который знает сам и человеку помогает (в экспертной модели) или помогает человеку это узнать или найти в себе силы (в сотруднической модели).

Таким образом, если:

  • психологические проблемы не понятно, как решать,
  • человек в не очень вменяемом, эмоционально взбудораженном или напротив расстроенном состоянии,
  • человек имеет установки, мешающие решению проблемы,
  • человек в принципе не имеет ни привычки, ни умения работать с собой,

- проблему в данном случае можно считать глубокой.

Как правило, к глубоким проблемам традиционно относят проблемы, связанные с детскими воспоминаниями, свежие больные переживания, психотравмы, бессознательные влечения или психологические защиты, см.→

В случае глубокой проблемы требуется работа скорее психотерапевта - работа лечения или работа на осознание.

Если:

  • методика эффективной работы с проблемой понятна,
  • человек может воспроизвести ее во многом сам, у него есть для этого необходимые умения и он в адекватном состоянии,
  • человек личностно и душевно здоров, настроен на эффективную работу -

- проблему считают или не глубокой, или вообще не проблемой, а творческой задачей.

Как правило, к таким задачам относятся затруднения, связанные с отсутствием нужных жизненных или психологических знаний, недостаток воспитания или обучения.

С подобными психологическими проблемами (задачами) работают консультанты и психологи-тренеры - не лечат, а подсказывают или учат. См.→

К сожалению, иногда бывает очень трудно понять, где и в чем находятся настоящие причины психологических проблем↑, в связи с чем люди нередко ищут советов там, где нуждаются в лечении, и подвергаются лечению там, где нужна элементарная консультация либо обучение↑. Одной из самых серьезных причин того, что людям предлагается психотерапия там, где они в ней не нуждаются, является психотерапевтическая установка.

Что дает решение внутренней проблемы

К психотерапии чаще тянутся ленивые или романтически настроенные люди: они думают, что, если найти проблему (вынуть занозу), то жизнь сразу станет легкой, светлой, и больше ничего не надо будет делать. Это не так. Решение проблемы, устранение занозы не всегда автоматически делает жизнь легкой, счастливой и беспроблемной. Если у тебя в ноге была заноза, идти больно, но если ее удалили, путь не обязательно будет легким - возможно, тебе предстоит путь в гору. См.→

www.psychologos.ru

Психология решения личностных проблем

Психология решения личностных проблем — это область, которая находится на стыке двух других областей в психологии. Это психология мышления, которая занимается непосредственно решением задач, и психология личности, или конкретно тот раздел, который касается психологии жизненного пути личности, различных трудных жизненных ситуаций, кризисов и так далее.

Выделение какой-то отрасли в психологии предполагает, что у нее есть свой предмет изучения — для этой отрасли это, собственно, личностные проблемы. И прежде чем ответить на животрепещущий для всех вопрос «А как же их решить?», нужно понять, что это такое вообще. Что, собственно, мы решаем. И на бытовом уровне этим словосочетанием очень часто пользуются если не просто люди, то, во всяком случае, психологи-практики, особенно консультанты, психотерапевты — довольно расхожее словосочетание. Если вы захотите найти определение этому словосочетанию, то ни в одном словаре и ни в одном викисловаре в интернете вы не найдете этого определения, что довольно удивительно, потому что это, по-моему, самое любимое занятие ученых — давать определения.

Существует негласная договоренность между специалистами, что есть такое понятие, все мы примерно думаем об одном и том же. Но ученых такая ситуация, конечно, не устраивает, они хотят разобраться всегда, четко понять, в чем состоит суть явления, и для этого сначала разводятся понятия «проблема» и «задача».

Существует понятие «жизненная задача», которая стоит перед человеком, и он ее каким-то образом решает или не решает. А существует понятие «проблема». И надо сказать, что понятия «задача» и «проблема» существуют не только для личности, но и в психологии мышления: люди, которые исследуют способность решать задачи и проблемы, — тоже есть такое разграничение задачи и проблемы.

В качестве таких характеристик, очень важных для проблемы, выделяется ее сложность, противоречивость, непрозрачность условий — человек может не знать всех обстоятельств этой проблемы, и они могут раскрываться только по ходу решения. Это динамичность, то есть проблема сама по себе может развиваться, особенно если она очень сложная и задействует много внешних обстоятельств жизни.

Все эти характеристики тоже свойственны и личностной проблеме как одному из видов проблем. Особенно такая характеристика, как «сложность», «комплексность», выступает на первый план. Потому что проблема — любая, в частности, личностная — похожа на очень сложный механизм, в котором много рычажков, много колесиков. И очень часто человек, который не является специалистом в этой области, не может точно предсказать, какие колесики закрутятся, если он потянет за какую-то веревочку или подкрутит какой-то рычажок. Реакция может быть настолько цепной, что в итоге человек может получить совершенно не тот результат, который он думает получить.

Эту историю мы часто наблюдаем у клиентов, которые приходят к психотерапевту и просят сделать с ними что-то, чтобы жизнь, как им кажется, стала лучше. Но опытный специалист знает, что, избавив человека от одной проблемы, можно запросто привести его к другой. Например, клиент думает, что если он станет более уверенным в себе, то жизнь его изменится в лучшую сторону и все станет прекрасно.

Но по ходу работы выясняется, что за такой сдержанностью в поведении или неуверенностью очень часто скрывается высокий уровень агрессии.

Как только человек приобретает уверенность в себе, его отношения с людьми начинают резко портиться, потому что он выпускает наружу эмоции, которые раньше сдерживал и прятал под маской неуверенности.

Это один из простых примеров, а проблемы бывают гораздо более сложные. Поэтому вопрос решения проблемы далеко не такой простой, как вопрос решения какой-то жизненной задачи. И если говорить об определении личностной проблемы — что это такое, собственно? Есть понятие трудности, есть понятие трудной жизненной ситуации. Есть очень много как будто похожих явлений, которые тоже могут быть отнесены к личностной проблеме. У психологов есть понятие «личностный смысл». Оно очень тесно связано с мотивами, потребностями, ценностями человека. Фактически это ответ на вопрос: а что для меня значит нечто? Что для меня значит этот предмет? Что для меня значит этот человек? Для меня лично. Не для кого-то там. Это личностный смысл какой-то части реальности.

Личностную проблему — один из вариантов ее понимания — понимают как ситуацию, в которой человек испытывает очень большие затруднения или даже не имеет возможности реализовать свой личностный смысл, найти его или каким-то образом изменить, чтобы его внутренние ощущения гармонии, комфорта появились или вернулись.

Практические исследования в области психологии решения личностных проблем в России, к сожалению, не проводились. У нас пока не существует никаких эмпирических исследований на нашем материале. Но за рубежом эти исследования имеют уже больше 30 лет багажа, хотя с понятиями там все так же плохо, как и у нас. Тем не менее было выявлено несколько интересных фактов о людях, которые демонстрируют хорошую и не очень хорошую способность решать личностные проблемы. В частности, было установлено, что люди с хорошей способностью решать личностные проблемы более независимы в принятии решений, у них лучшие показатели по физическому здоровью, они чувствуют себя более уверенно и имеют более позитивный образ себя.

Интересен также факт, что решение сложных, в том числе сложных личностных проблем мало зависит от уровня интеллекта. Хотя, казалось бы, это прямая связь. На бытовом уровне кажется, что чем умнее человек, тем лучше он решает какие-то проблемы, в том числе и личностные. Оказалось, что это вовсе не так и, скорее всего, способность хорошо решать сложные проблемы связана с устойчивостью к неопределенности, то есть к непредсказуемости условий, к неясности будущего.

Есть люди с довольно хорошо развитым интеллектом, которые дезорганизуются в ситуации, когда человек не знает, что его ждет. И его интеллектуальные схемы, привычные способы решения оказываются неэффективными. В то же время человек с не таким хорошо развитым интеллектом, но с большей устойчивостью к той самой неопределенности вполне эффективно и успешно справляется.

Еще одна интересная гипотеза, которая проверялась в ходе исследований, была о том, что, вероятно, люди с техническим образованием будут лучше решать личностные проблемы, чем гуманитарии, потому что у них хорошие аналитические навыки. Этих различий тоже не было выявлено, от направления образования эта способность не зависит. Что касается самого процесса решения и результата решения личностной проблемы, то, очевидно, каждый человек так или иначе является интуитивным решателем: все мы сталкиваемся с этими проблемами и как-то пробуем их решить, эффективно или нет.

Но есть и профессионалы в этой сфере. Они относятся, безусловно, к психотерапевтам, к психологам-консультантам, к коучам. В предмет их деятельности входит решение проблемы, и существуют определенные технологии решения проблем, которым можно и нужно обучать. Не все направления психотерапии и консультирования действительно проблемно ориентированные. Есть очень большое количество процессуально ориентированных школ, которые не ставят непосредственно задачу решать проблемы клиента, за клиента или вместе с клиентом. Они ставят перед собой цель, скорее, вести клиента на этом пути.

Тем не менее хорошим результатом психотерапии очень многие специалисты считают именно решенную проблему, если человек приходил с таковой.

Решение проблемы предполагает несколько этапов. Они не специфические для личностной проблемы — они точно такие же, как и для любой другой проблемы: это постановка целей, определение условий, планирование — выдвижение гипотезы и планирование решения, это его реализация и проверка результатов. Но личностная проблема характеризуется очень часто тем, что все эти этапы спутаны. Они не идут последовательно, а человек может перескакивать, пропускать какие-то этапы, возвращаться. Это очень часто происходит из-за того, что человек эмоционально включен в эту проблему. И проблема тем и отличается, что не может быть задана извне, как задачка: такие условия — приди к такому результату, найди неизвестное. Проблема в принципе возникает только тогда, когда человек ее осознает как таковую. Специалист, который помогает человеку решить проблему, как раз обладает такой схемой внутри своей головы и помогает человеку пройти от начала до конца или хотя бы до момента осознавания проблемы, что тоже часто является необходимым для ее решения и для изменения ощущения человека. опубликовано econet.ru

econet.ru

Психологическая проблема, психологические проблемы

Психологические проблемы — внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания.

«На меня пошутили — я обиделся, ни с кем не хочу и не могу нормально говорить. Настроение испорчено». – У меня есть проблема, как серьезный источник затруднений в нормальной жизнедеятельности.

«Другие на такие шутки не обижаются, я понимаю, что обижаться тут глупо — но обижаюсь все равно». — Процесс, составляющий суть проблемы, не намерен и не имеет рационального основания.

«Я понимаю, что проблема здесь не в самих шутках – другой раз я отношусь к ним нормально, тут дело во мне». — Источник проблемы видится в чем-то внутри человека, а не во внешних обстоятельствах.

Если присутствуют все три признака: есть проблема, проблема внутренняя и происходящее не имеет рационального основания — это психологическая проблема.

Например, если в группе детей один ребенок все время плачет ни с того, ни с сего, без понятных оснований — скорее всего, это его психологические проблемы. Если ребенка доводит до слез группа хулиганов, то причину плача мы относим не к ребенку, а к тем, кто над ним издевается. Эта проблема не психологическая, а социальная. Если же ребенка окружили хулиганы, а он заплакал в крик, чтобы привлечь внимание взрослых — его крик, как намеренное и рационально обоснованное действие, к психологическим реакциям не относится.

Понятно, что строго объективных критериев здесь нет. Есть люди, которые в упор не видят психологические проблемы, где они реально присутствуют, и есть люди, которые сочиняют психологические проблемы там, где их даже близко нет…

Действительно, если в группе детей один ребенок все время плачет ни с того, ни с сего, без понятных оснований — всегда ли можно быть уверенными, что за этим скрываются именно психологические проблемы? Врач здесь может предположить проблемы со здоровьем, а педагог — просто результат дурного воспитания…

С другой стороны, и сами психологические проблемы очень различны: они бывают явными и скрытыми, и могут иметь различную глубину.

Психологические проблемы — это в первую очередь душевные проблемы, проблемы состояний. Однако к психологическим проблемам часто относят также личностные, социальные и семейные проблемы, проблемы отношений, если источник их видится как внутренний и, повторим, они не имеют явного рационального основания.

Психологические проблемы можно игнорировать, можно смягчать, психологические проблемы можно решать. На самом деле, их еще можно и создавать, их можно беречь, ими можно пользоваться: спекулировать, использовать как средство давления, развлекаться, хвалиться… См.>

Психологические проблемы в практической психологии

Проблема как маркер вида психологической работы. Работа с проблемой. См.>

 

www.all-tests.ru

Работа с психологическими проблемами - Психологос

Как и любые проблемы, психологические проблемы можно игнорировать, можно смягчать или переосмыслять, психологические проблемы можно переводить в ранг задач и успешно решать↑.

Однако не все проблемы являются психологическими, и если забарахлил мотор, вы обратитесь не к психологу, а специалисту из техцентра. Строго говоря, и не все внутренние проблемы являются психологическими↑, в любом случае работа с психологическими проблемами имеет свою специфику.

Особенность решения психологических проблем в том, что они более субъективны, чаще имеют не объективную, а психологическую подоплеку, и работа с эмоциями и состоянием человека, как и работа с отношением к проблеме, здесь нередко выходит на первый план. Особую важность приобретают и личностные особенности клиентов:

Недалекие мужчины предпочитать свои проблемы игнорировать, недалекие женщины успокаиваться тем, чтобы свои проблемы смягчать, умные люди свои проблемы решают, мудрые живут так, чтобы психологические проблемы у них не возникали.

Работа с психологическими проблемами: лечить или учить

Основной формат работы с психологическими проблемами - лечение, психотерапия↑. Если психолог не перевел клиента из позиции Жертвы в авторскую позицию, если клиент видит свои затруднения как проблемы, психолог (в данном случае его правильно называть психотерапевтом) ищет возможность выдать клиенту некую пилюлю, которая решила бы проблемы.

Пилюля может быть очень разной – свободные ассоциации, генограммы, расстановки, холотропное дыхание, - арсенал терапевтической работы велик. Главное – человек не сильно понимает, как это работает, ему достаточно, что это работает. Позиция клиента – приёмник. Клиент действует реактивно: ему задали вопрос - он ответил; ему предложили побить подушку - он ее побил.

Позиция психолога в такой работе сродни шаманской. Объяснения психолога выполняют скорее функцию внушения, убедительно звучащая псевдологика приветствуется больше, чем логика всерьез, но не производящая впечатление.

Клиентов в позиции Жертвы обычно устраивает, если с ними работают в режиме лечения, однако психолог может по крайней мере попробовать перевести клиента в более активную, авторскую позицию, и кроме лечения, использовать возможности обучения клиента. Это легче, когда идет работа с явными внутренними проблемами, и труднее, когда психологу приходится работать с внутренними проблемами скрытыми. В любом случае у психолога есть варианты работы и есть выбор.

Например

Если девушка переживает, что молодой человек перестал ей звонить, то здесь есть следующие направления работы психолога:

  • привести девушку в чувство,
  • из позиции Жертвы перевести в позицию Автора,
  • перевести проблему в задачу↑,
  • при необходимости порешать задачу: разобраться, почему молодой человек перестал звонить и что на будущее нужно делать этой девушке, чтобы молодых людей не терять.

Смягчение проблемы, как смягчить проблему

О проблеме всем рассказала - полегчало. Если всем рассказала, а полегчало мало - наверное, нужно сходить в психологу: я там расскажу, а мне еще что-то сделают, чтобы совсем полегчало. Может быть, с помощью психолога проблема и решиться.

О том, что нужно взять на себя ответственность за решение собственной психологической проблемы, в данном случае речь не идет. Язык ответственности - не женский язык. См.→

www.psychologos.ru

Общие проблемы психологии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Предметом психологииявляется человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики, его способности отражать, познавать и регулировать свое взаимодействие с миром. Психология изучает общие закономерности и особенности взаимодействия человека с внешней средой, обусловленные системно-структурными механизмами его психики. Основные проблемы психологии:

· возникновение и развитие психики;

· сознание человека как высшая форма психики;

· обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;

· нейрофизиологические основы психической деятельности;

· структура психики человека;

· закономерности формирования психических образов;

· отражательно-регуляционная сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

· индивидуально-психологические особенности личности;

· психологические особенности поведения человека в социальной среде;

· психология конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, для эффективной организации деятельности.

Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования.

Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека - закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

1. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как его переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и ставят так называемую психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимоотношении психического и физического.

В принципе, в философском плане душа и тело, психика и организм были дуалистически разъединены. Между тем факты сначала обыденной жизни, а затем и данные все более углубленного научного исследования на каждом шагу свидетельствовали о наличии между ними определенных взаимоотношений. Особенно яркие доказательства взаимосвязи психики и организма дали генетическое исследование и патология. Изучение развития нервной системы в филогенезе с показательной ясностью вскрыло соответствие между уровнем развития центральной нервной системы и психики. Изучение патологических случаев, особенно нарушения деятельности различных участков коры больших полушарий головного мозга, которые влекли за собой выпадение или нарушение психических функций, с полной доказательностью установило зависимость, существующую между психикой и деятельностью коры. Наконец, и в пределах нормального функционирования организма многообразно обнаруживается взаимосвязь в изменении физиологических и психологических функций. Эти факты нужно было теоретически интерпретировать, чтобы согласовать их с философскими предпосылками. В этих целях на основе дуалистических предпосылок, установленных Декартом, были выдвинуты две основные теории: теория психофизического параллелизма и теория взаимодействия.

Обе эти теории исходят из внешнего противопоставления психических и физических процессов; в этом противопоставлении и заключается их основной порок. Этим дуалистическим теориям, господствовавшим в традиционной психологии, противопоставляются теории тожества. Теории тожества сводят психическое к физическому или, наоборот, физическое к психическому.

Сведение психического к физическому лежит в основе поведенческой психологии. С точки зрения этой механистической психологии данные сознания могут быть безостаточно сведены к физиологическим процессам и в конце концов описаны в тех же терминах механики и химии, что и физические данные; они не являются своеобразным видом существования. Это позиция вульгарного механистического материализма. Она совершенно не в состоянии объяснить те в высшей степени сложные взаимоотношения между мозгом и психикой, которые раскрыла современная психоневрология.

Наряду с этой механистической теорией выступает и идеалистическая теория тожества в духе феноменализма или откровенного спиритуализма.

В противовес как дуализму, противопоставляющему психическое и физическое, так и учению о тожестве психического и физического в духе механистического материализма у одних, спиритуализма у других, психология исходит из их единства, внутри которого и психическое и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Принцип психофизического единства - первый основной принцип психологии. Внутри этого единства определяющими являются материальные основы психики; но психическое сохраняет свое качественное своеобразие; оно не сводится к физическим свойствам материи и не превращается в бездейственный эпифеномен.

Признанием этих общих философских положений дело психологии в разрешении психофизической проблемы не заканчивается. Не достаточно признать принцип психофизического единства как руководящее начало, надо конкретно реализовать его. Это трудная задача: о чем свидетельствуют многократные попытки как со стороны психологов, так и со стороны физиологов разрешить эту задачу.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть органически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата» психофизических функций: психика, сознание, мысль - «функции мозга»; с другой - в соответствии со специфической природой психики, как отражения бытия,- необходимо учесть зависимость ее от объекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт: сознание - осознанное бытие. Мозг, нервная система составляют материальный субстрат психики, но для психики не менее существенно отношение к материальному объекту, который она отражает. Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений.

Вульгарный материализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишь первой зависимости. В результате приходят к представлению об однозначной детерминированности сознания изнутри одними лишь внутриорганическими зависимостями. В какие бы модные одежды такая трактовка психофизической проблемы ни рядилась, принципиально она не выходит за пределы старой мудрости Л. Бюхнера и Я. Молешотта. Вместе с Д.И. Писаревым и его западноевропейскими единомышленниками, отожествившими мышление с выделением желчи и мочи, вульгарные материалисты забывают о специфике психики; являясь отражением мира, она принципиально выходит за пределы лишь внутриорганических отношений. Поскольку психика - отражение действительности, поскольку сознание - это осознанное бытие, они не могут не детерминироваться также своим объектом, предметным содержанием мысли, осознаваемым бытием, всем миром, с которым человек вступает в действенный и познавательный контакт, а не только лишь одними отправлениями его организма как таковыми. Иногда - особенно отчетливо у Б. Спинозы - этот второй гносеологический аспект психофизической проблемы, выражающийся в зависимости сознания от объекта, вытесняет или подменяет первую функционально-органическую связь психики с ее «субстратом».

Единство души и тела с точки зрения Спинозы основывается на том, что тело индивида является объектом его души. «Что душа соединена с телом, это мы доказали из того, что тело составляет объект души». В попытке так установить психофизическое единство реальная связь структуры и функции подменяется идеальной, гносеологической связью идеи и ее объекта.

В отличие как от одной, так и от другой из этих попыток разрешить психофизическую проблему в плане только одной из двух зависимостей, действительное ее разрешение требует включения обеих.

Первая связь психики и ее субстрата раскрывается как отношение строения и функции; она, как будет видно дальше, определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая связь - это связь сознания как отражения, как знания, с объектом, который в нем отражается. Она определяется положением о единстве субъективного и объективного, в котором внешнее, объективное опосредует и определяет внутреннее, субъективное. Речь при этом, очевидно, не может идти о рядоположном существовании двух разнородных и между собой никак не связанных детерминаций. Ведущая роль принадлежит здесь связи индивида с миром, с которым он вступает в действенный и познавательный контакт

Оба выделенные анализом соотношения, детерминирующие психику, включаются в единый контекст, которым они в целом и определяются. Для разрешения психофизической проблемы особенно существенно правильно их соотнести.

Психический процесс, который принципиально не сводится к только нервному физиологическому процессу, выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, предмет и условия которой заданы прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно предметным миром. Природа этой задачи определяет характер неврологических механизмов, которые включаются в процесс ее разрешения.

Это положение отчетливо выступает, например, в правильно поставленном психофизиологическом исследовании движения, которое показывает, что с изменением задачи, которая разрешалась движением, отношения к ней со стороны субъекта, его мотивации, составляющей внутреннее психологическое содержание действия, изменяются также неврологический уровень и механизмы осуществления движения. Действие человека является подлинным психофизическим единством.

mirznanii.com