Если вы упражняетесь не один, делайте импровизации двоякого рода:
1. Все участники, охваченные определенной атмосферой, живут индивидуальными чувствами, родственными атмосфере.
2. Один из участников живет чувствами, противоположными общей атмосфере.
С группой партнеров приготовьте небольшой отрывок. При работе над ним старайтесь исходить из атмосферы не только в игре, но и в выборе мизансцен. Обсудите с партнерами возможные декорации, свет и сценические эффекты, соответствующие атмосфере отрывка. Старайтесь в повседневной жизни замечать атмосферы, в сферу которых вы вступаете. Слушайте их, как музыку.
На своих занятиях Чехов предлагал студийцам такое упражнение: попытаться побыть детьми, проникнуться духом детской наивности, непосредственности в восприятии окружающего мира. При этом копировать детей, подражать им строго запрещалось – нужно было представить себя ребенком, войти в образ. Чехов требовал не подражания, но психологического проникновения в детское мировосприятие.
Попробуйте проделать такое упражнение и вы. Его можно выполнять в одиночку, парой или группой. Вот несколько наводящих советов.
Выберите несколько общеизвестных детских игр, подвижных или спокойных, и поиграйте в них (игра в классики, резиночку, пятнашки, карточные домики, песочница или песчаные замки, кубики, конструктор, куклы, дочки‑матери, словесные игры и т. д.). Займитесь лепкой, порисуйте так, как рисуют дети (можно использовать воображаемую бумагу, карандаши и кисти, можно реальные предметы).
Проделайте обычные упражнения на слуховое и зрительное внимание, которые уже приводились раньше, в самом начале практического раздела. Но теперь попытайтесь выполнять их так, как если бы вы были детьми, с которыми работает ведущий‑воспитатель. Скажем, вот стандартное упражнение: ведущий позволяет вам в течение тридцати секунд рассматривать картинку или предмет, затем убирает его, заменяет следующим, и так несколько раз, а вы потом должны по возможности детально и подробно описать эти предметы. Учитывайте, что дети неспособны долго сосредотачиваться, зато наделены даром быстро переключаться с объекта на объект. Постарайтесь, чтобы каждый из вас проникал в душу какого‑то конкретного ребенка, скажем, пытался войти в образ малыша, которого он знает, или восстанавливал образ самого себя в детские годы. По очереди расскажите группе и «проживите» какой‑то памятный вам эпизод из детства, причем постарайтесь вновь войти в образ себя‑ребенка. Например, участники могут по очереди рассказать о своей любимой игрушке, о самом счастливом дне, о случае, когда они чего‑то очень испугались (грозы, собаки, страшного фильма, чужого человека и т. д.), о запомнившейся детсадовской ссоре, о первом горе, разлуке или утрате. Проявите фантазию и включите память!
Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать, ни чувствовать
Леонардо да Винчи
В своем учении Михаил Александрович Чехов отводил особое место ЖЕСТУ. По его мнению, любой жест говорит о каких‑то желаниях, о воле. «Если же желание слабо и неопределенно – жест также будет слабым и неопределенным. Таково же обратное соотношение жеста и воли. Если вы сделаете сильный, выразительный, хорошо сформированный жест – в вас может вспыхнуть соответствующее ему желание. (Вспомните старичка, героя чеховского рассказа, который сначала топнул ногой, потом рассердился.) Вы не можете захотеть по приказу. Ваша воля не подчиняется вам. Но вы можете сделать жест , и ваша воля будет реагировать на него» – писал Чехов. В этой точке он отчасти сближался со своим идейным противником В. Э. Мейерхольдом, который придавал огромное значение позам и жестикуляции актера и считал, что то или иное психологическое состояние можно вызвать, принимая определенные позы или делая какие‑то конкретные жесты.
Чехов особняком выделял так называемый «психологический жест» (в своей книге «О технике актера» он также использовал для краткости аббревиатуру ПЖ). Прежде чем приступить к упражнениям на психологический жест, необходимо понять, что имел в виду Чехов. Вот как он сформулировал специфику психологического жеста в книге «О технике актера»: «Существует род движений, жестов, отличных от натуралистических и относящихся к ним, как ОБЩЕЕ к ЧАСТНОМУ. Из них, как из источника, вытекают все натуралистические, характерные, частные жесты. Существуют, например, жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия вообще. Из них возникают все индивидуальные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия и т. д., которые вы будете делать по‑своему, я – по‑своему. Общие жесты мы, не замечая этого, всегда производим в нашей душе».
Чехов предлагал задуматься, что происходит в нас, когда мы говорим или слышим такие выражения, как:
ПРИЙТИ к заключению.
КОСНУТЬСЯ проблемы.
ПОРВАТЬ отношения.
СХВАТИТЬ идею.
УСКОЛЬЗНУТЬ от ответственности.
ВПАСТЬ в отчаяние.
ПОСТАВИТЬ вопрос и т. п.
По его мнению, власть языка над человеком так велика, что, хотя эти глаголы и метафоричны, но обозначаемые ими жесты все равно оживают в нашем подсознании. Например, если мы на сцене говорим «коснуться проблемы» или «ускользнуть от ответственности», то подсознательно у нас возникает тяга к тому, чтобы сделать соответствующий жест – дотронуться до чего‑то невидимого или увернуться от чего‑то грозного. И задача актера – извлечь такого рода жест из подсознания, в соответствии с текстом и рисунком роли. Это позволит ему самому осознать, прочувствовать всю глубину роли и донести ее до зрителя.
По словам Чехова, «психологический жест дает возможность актеру, работающему над ролью, сделать первый, свободный «набросок углем» на большом полотне. Ваш первый творческий импульс вы выливаете в форму психологического жеста. Вы создаете как бы план, по которому шаг за шагом будете осуществлять ваш художественный замысел.
Невидимый психологический жест вы можете сделать видимо, физически. Вы можете соединить его с определенной окраской и пользоваться им для пробуждения ваших чувств и воли. Как жест, имеющий общий характер, он, естественно, проникает глубже в вашу душу и воздействует на нее с большей силой, чем жест частный, случайный, натуралистический. Ясной, четкой формы и большой внутренней силы потребует такой жест, чтобы воспламенить вашу творческую волю и пробудить чувства. Путем упражнений вы научитесь делать его правильным образом.
В итоге ПЖ уходит в ваше подсознание и оттуда «следит» за вашей игрой. Найти ПЖ всей роли – значит, в сущности, найти роль ».
Самое важное, что следует запомнить относительно психологического жеста, можно сформулировать так.
Психологический жест, по Чехову, – это ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ, рабочая стадия в поиске ключика к роли. Его надлежит использовать только на репетиции и ни в коем случае не на сцене.
«Есть и еще способ пробуждать в актере большие чувства. Здесь вам придется идти от внешнего к внутреннему. Если вы будете делать большие, широкие, выразительные и хорошо сформированные жесты не только руками, но и всем телом, и если вы будете повторять по многу‑многу раз один и тот же жест, – ваша душа отзовется на него таким же большим чувством, как и сам жест. (Я говорю, разумеется, не о жесте во время игры – это дело режиссера, – я говорю, так сказать, о «рабочем жесте» как о средстве пробуждать в душе актера большие чувства.) Если вы возьмете, например, жесты отрицания или утверждения, подавленности или угнетенности, приказа, подчинения, возмущения, протеста, открытия, принятия и т. п. и если вы со всей внутренней энергией (но без излишнего внешнего напряжения) будете проделывать эти сильные (но простые) жесты, вы увидите, как легко начнут вспыхивать в вас нужные вам чувства. И здесь режиссер может помочь вам (и себе), подобрав серию жестов, близких к тем чувствам, которые будут нужны ему в его дальнейшей работе. Насколько легче и правдивее после этого упражнения вы будете выполнять широкие мизансцены, сильные движения и красивые, выразительные композиции групп, которых так много в постановке Эйзенштейна. Все они будут оправданны. (Пока что ваши движения нередко производят впечатление не ваших. Они даны вам режиссером: он двигается и жестикулирует через вас.)»19
Вот как разъясняет этот прием сам Чехов:
«Следует помнить, что ПЖ не может быть использован вами во время игры на сцене. После того как он пробудил ваши чувства и волю, нужные вам для данного образа, задача его окончена. Жесты, которые вы употребляете на сцене играя, должны быть характерными для изображаемого вами лица, должны соответствовать эпохе, стилю автора и постановки и т. д. ПЖ как подготовительный прием должен быть скрыт от публики. Однако вы всегда снова можете вернуться к нему, если почувствуете, что отклоняетесь от правильного пути».
Помимо реалистических психологических жестов, Чехов предлагал своим ученикам освоить и фантастический ПЖ. Если первая категория выглядит и воспринимается более натуралистично, то психологические жесты фантастической категории несут другую задачу: через них актер получает возможность выразить для себя самые интимные, самые оригинальные художественные замыслы.
На практике психологический жест, по мнению Чехова, можно применять в пяти аспектах:
1. Для роли в целом, то есть для усвоения образа во всей его полноте и охвате.
2. Для отдельных моментов роли. Актеру следует искать конкретные ПЖ для отдельных моментов роли.
3. Для отдельных сцен.
4. Для партитуры атмосфер.
5. Для речи, то есть при работе над текстом вашей роли.
Чехов разработал целую серию уникальных упражнений на овладение психологическим жестом, которую мы и предлагаем вашему вниманию.
studfiles.net
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖЕСТ (ПЖ)
Духовное содержание частных движений. Душевный жест имеет общий характер, совершается невидимо в душевной сфере, служит прообразом физических жестов — частных, видимых, характерных для каждого отдельного человека. "В них (в ПЖ) невидимо жестикулирует наша душа" (М. Чехов). Невидимый ПЖ можно сделать видимым. Полезно прежде чем переходить к упражнениям, проиллюстрировать сказанное. Для этой цели хорошо подойдут, например, рисунки, приведенные в двухтомнике М. Чехова "Литературное наследие" (рис. 2, 3, 6, 15, 16 на с. 208–209, 213, 234–235). Упражнения:
1) Встаньте, опустите руки вниз, близко к телу, опустите голову, плечи опустите, ноги прямые, плотно прижаты друг к другу, руки сначала напряжены, потом резко расслаблены, брошены… Каковы будут ваши ощущения? Побудьте в этом состоянии. Произнесите слово или фразу, созвучную вам в этом ПЖ. Что для вас означал этот жест? Какие чувства пробудил? Каким движением хотелось бы его продолжить?
2) Ведущий дает участникам определенный ПЖ, например, «закрытие». Дает фразу, подходящую к данному ПЖ, например, "Я хочу остаться один". Участникам предлагается сделать частный жест или придать телу положение, созвучное данному ПЖ. "Прислушайтесь к себе, к вашим ощущениям. Насколько положение вашего тела созвучно данному ПЖ и данной фразе."
Далее ведущий дает команды для изменения положения отдельных частей тела либо тела целиком (например, "слегка наклоните голову в сторону" и т. п.), сопровождая каждую команду словами: "Прислушивайтесь ко всем незначительным изменениям, происходящим в вас". Аналогичные изменения положения можно совершать и в воображении, обязательно прислушиваясь к возникающим ощущениям.
3) Ведущий предлагает участникам выбрать фразу и произнести ее. Ведущий изменяет положение тела участника, его позу, прося произносить эту фразу в каждой из поз. Интонации должны быть подсказаны позой или движением и находиться в гармонии с ними.
При выполнении всех этих упражнений полезно обращать внимание участников на связь чрезмерного мышечного напряжения (если оно возникло), чувствительности тела, чувствительности участника к своему телу. "Чрезмерное физическое напряжение истощает душевную силу. Сила должна быть внутренней" (М. Чехов).
Следующая глава >
psy.wikireading.ru
ТОП 10: |
Психологический жест Возьмем определенный жест, такой как «схватить». Сделайте его физически. Теперь сделайте его только внутренне, оставаясь неподвижным физически. Как только мы разовьем этот жест, он становиться некой психологией, а это то, чего мы хотим. Сейчас на основе этого жеста, который вы сделаете внутренне, скажите предложение: «Пожалуйста, дорогая, скажи мне правду». Во время произнесения сделайте жест внутренне. Чем больше вы сделаете эти жесты, тем больше увидите, что они вызывают определенный вид актерской игры. Они вызывают в памяти чувства, эмоции и волевые импульсы. Теперь сделаем их оба вместе - жест и предложение. Потом отбросьте физический жест и говорите, делая жест только внутренне. Сейчас представьте, что ваш режиссер предложил некий жест актерской игры, который ничего не должен делать с психологическим жестом. Вы можете делать режиссерский жест и, тем не менее, иметь в нем эту психологическую суть. Игровой и психологические жесты не противоречат друг другу, но не должны быть одним и тем же. Возьмите другой пример и прислушайтесь, что происходит в душе. Всегда тренируйте жест до тех пор, чтобы быть уверенным, что он появился там. В каждой актерской душе он будет разным, даже если вы делает один и тот же жест. Здесь мы на самом деле свободны, если начинаем с психологического жеста, потому что никто не может знать, что происходит в душе у вас, когда делается жест. Зрители увидят вас, самое дорогое на сцене. Если вы позволите своей психологии быть свободной, появятся много нюансов. Используйте психологический жест как трамплин и увидите, что вы намного богаче, чем то, что бы представляли о жесте. Жесту нужно учиться достаточно долго. чтобы он стал приятной частью вашей психологии. Всегда важно помнить, что хотя наше физическое тело не может опускаться в недра земли или подниматься в небо, мы можем сделать это своем воображаемом теле. Итак, психологический жест изменяет все в пространстве и времени, потому что он- психологический. Сейчас на базе жеста, уже отрепетированного, давайте возьмем подлинное действие. Вы входите в комнату с руками в карманах, но со злостью на эту внешнюю ленивую безразличную манеру, внутренне у вас тот же самый сильный жест. Это соединение создает очень интересную психологию. Представьте, что мы играем «Гамлета»- отрывок с королем Клавдием, где он произносит фразу : «Как здравствует принц крови нашей, Гамлет?» Режиссер советует, чтобы внешне вы были бы в абсолютно свободном положении, а внутренне должны сделать жест протянутой руки со сжатым кулаком, а глаза смотрели прямо вперед. Два уровня игры Теперь представим себе, что у Гамлета- другой жест- жест постоянного привлечения всего к себе. Психологический жест Гамлета также для того, чтобы взять то, что перед ним, но он пытается достичь всего возможного. Это малая ограниченная часть, но протягивающаяся на большое расстояние. Не забывайте о ногах, они не должны двигаться, но некие потоки согревают их. Голова Гамлета опущена, а глаза смотрят вперед. Он говорит : «Верите ли -превосходно». Он стоит совершенно спокойно, но все внутреннее действие -жест. Постарайтесь продлить свой внутренний жест и тогда сможете сыграть со своим внешним жестом как хотите. Если здесь есть суть, зрители постигнут этот второй уровень, всегда более интересный, чем первый. Второй уровень- это всегда психологический жест. Темп Жест королевы- это жест закрытых глаз, вытянутой шеи, как бы отгораживаясь руками как занавеской. Здесь позвольте мне отметить один момент. Если разговаривают два человека. То один может говорить в очень быстром темпе, в то время как другой слушает. Слушатель может слушать в том же темпе или противоречащем, что будет намного интересней. По крайней мере, всегда есть возможность двух темпов. Когда приступаешь к работе над ритмом, то видно для этого огромное поле. Это может быть в двух или более уровнях. Продолжим сцену из «Гамлета». На этот раз делайте все движения быстро, а говорите медленно. В этой маленькой сценке может быть много вариаций. Это может быть быстрая речь, медленное движение и т.д. Чтобы суметь сделать движения в других темпах, чем речь, очень хорошо сделать следующие упражнения. Движения в стаккато и легато В стаккато все движения точны и неизменны. В настоящее время наши тела не подчиняются нам. Мы делаем необычное для себя и обычно не обращаем на это внимание, но на сцене обнаруживаем, что наши тела не слушаются нас. Мы должны уметь фиксировать наши тела как камни, и если это умение развито, это даст актерской душе так много удобных случаев и возможностей выразить то, о чем сейчас мы можем только мечтать. Режиссер хочет от актеров более и более выразительного. Теперь рассмотрим полярно противоположное: в легато все движения медленные и плавные, ничего не останавливается в теле, все похоже на воду, ничего резкого. В этом упражнении вы должны представить, то движение идет, течет и излучается из всего тела. В этом упражнении важно не только физическое тело, даже более важно воображаемое вокруг нас и исходящее из нас. На сцене важно уметь быстро переходить из одного состояния в другое, как в движении, так и в речи. Наша речь очень в многом зависит от умения двигаться. Если мы неуклюжи в движении, то не можем говорить хорошо. Итак, делая наши упражнения, мы также развиваем свою речь. В этом упражнении важно развить умение выражать все, что нужно, без всякой подготовки. Сделайте упражнение, идя к стулу в легато, и представьте, что когда коснетесь его, что он добела раскален и выразите это резкими, в темпе стаккато, движениями. Это пробудит в вас умение жить в каждом виде жизненного опыта. Это похоже на изучении жизни на двух планетах- Марсе и Юпитере. Трюки Они не похожи на абсолютные правила, ни на любые штампы. Это то, что абсолютно относится к человеческой природе, и чем больше мы узнаем такие трюки, тем больше они могут служить нам, даже если не обращаться к ним на сцене как таковым. Если мы знаем некоторые «трюки», однажды они вдохновят нас. Например, предположим, что я хочу убедить или сказать другому что-то, и, если мы играем в одном темпе, это создает впечатление, что взаимопонимание не совсем полное, но если ритмы разные, то оно существует. Или если у вас момент на сцене, когда вы хотите выделить эмоциональную, моральную сторону характера персонажа, всегда хорошо стоять лицом к зрителям. А если вы хотите показать, что вы думает об умных или тайных вещах или о том, что нужно сделать, рассудив, лучше показываться в профиль. Урок двенадцатый Театр будущего (15 декабря 1941г.) Конечно, вы знаете, что в течении последней трети прошлого столетия наука и позже искусство стали очень материалистичными, и в это время ученые установили некоторые положения, что все является материальным. Конечно, начало пятнадцатого века видело подъем материализма, но последняя треть прошлого была кульминацией. Результат этого то, что происходит с нами сейчас. Эта материалистическая точка зрения- то, что мы переживаем сейчас. То, что произошло с искусством и театром заключается в следующем: мы потеряли все поэтическое вокруг театра, и он стал голым бизнесом. Если мы правдиво и искренне считаемся с собой на сцене, то должны согласиться, что чувствуем свои тела и голоса как физическое, доводящее нас до зрителя. Весь театр для нас как актеров, стал таким материалистичным; наше отношение к самим себе, своим телам и голосам, нашему подходу к новому спектаклю является ли это обращением к нашим нервам, а если нет, то в этом нет ценности и т.д. театр сейчас не решает никаких проблем. Он не принимает того, что существуют этические, религиозные, общечеловеческие проблемы или у актеров есть предчувствие. Мы не интересуемся тем, что может случиться. Все сосредоточено на настоящем моменте, и даже более того, на событиях настоящего момента. И еще больше на определенных событиях. Это не может быть более сжато, более окаменело, чем сейчас. Будущий театр Будущий театр не может пойти по пути сжатия и безразличия ко всему. Для этого нет пространства боле, нет более оснований. Все исчерпано. Театр должен идти противоположным путем, который увеличивает все: точку зрения, способы выражения, темпы спектаклей и , прежде всего, вид актерского исполнения. Актер будущего В будущем актер не должен только искать другое отношение к физическому телу и голосу, но и к своему всему существованию на сцене, в смысле того, что актер как художник, должен расширять свою суть средствами профессии. Я имею ввиду, что актер должен увеличивать себя очень конкретным путем, даже для того, чтобы иметь совершенно другое отношение к пространству. Его вид обдумывания должен быть другим, его чувства должны быть другими, его чувство своего тела и голоса, его отношение к художественному оформлению спектакля- все должно расшириться. Атмосфера вокруг театра должна быть атмосферой. Позвольте это сформулировать в нескольких словах. «Что» и «Зачем» «Как» - есть таинство искусства Всегда есть некое «что» - спектакль- это «что», мы должны иметь дело со своими ролями как «что». В науке все есть «что». Есть два пути в этом «что». Один ведет к «почему», и это чистая наука. Когда мы берем пьесу и пытаемся понять «зачем» автор сделал то или иное, то никогда не сможем сыграть ее. Другой путь - «как», и это наш путь как актеров. Например, если мы знаем как стать завистливым на сцене, не зная зачем, тогда мы- художники. Под заголовком «Как я верю, что театр будущего будет развиваться» я хотел бы сказать, что чем больше материально мыслящий мир воздействует на нас, заставляя идти по пути «зачем», тем меньше мы можем развивать свои возможности и способности. Это «зачем» очень широко распространено в нашей современной жизни. Если вы спросите меня как я могу узнать «зачем», я бы сказал, что это очень материалистический вопрос, потому что «как»- это тайна искусства; это секрет художника, всегда знающего «как» без всякого объяснения или доказательства, анализа или психологических способностей. Совершенно просто актер знает Гамлета или Жанну д'Арк. Почему? Потому я - актер. Если мы не склоны допустить такую точку зрения на «как», из-за того, что это- наша жизнь, то все «зачем» не помогут нам никогда. К примеру, давайте представим, что мы разговариваем об этом с превосходным актером. Он может сказать, что не интересуется этим. Просто дайте ему выразить себя, свое собственное «как», потому что он не нуждается в нашем оправдании. С другой стороны, давайте спросим абсолютно бездарного актера о «зачем» и «как». Думает это поможет ему? Нет, потому что у него нет «как» в душе. В этих обоих примерах «зачем»-это материалистический подход к искусству, возникший в последней трети прошлого века, в результате которого мы страдаем. Мы должны делать все возможные ошибки, чтобы разрушить все эти границы в своей профессиональной работе. «Как»- это наше дело, а «зачем» - это дело ученых. Наш метод Теперь посмотрим на наш метод. Все в нем имеет тенденцию разрушить границы наших тел, голосов и других способностей, ведущих к этому «как». Например, атмосфера, если правильна выражена, есть ничто иное как расходование своей сущности в пространстве вокруг себя так. Что телесно мы становимся менее значимы. В атмосфере, когда что-то происходит со мной, во мне, вокруг меня мое тело становится инструментом, получающим предложения от этого, и начинает подчиняться этому воздействию, приходящему извне. Поэтому если мы исследуем атмосферу должным образом, она увеличит нашу сущность. Посмотрим на цель. Цель- моё стремление, мое желание, это то, что я хочу. Представьте ее осуществленной. Если это случилось, я уже выпрыгнул из кожи, из внешней части своего существа. Я где-то летаю. Или посмотрим на лучеиспускание, что означает выдать все, что внутри. Снова мое тело становится более и более артистичным. Подготовка и поддержка- это также нечто, что предшествует моему тяжелому телесному пути, следующему и продолжающемуся. Это опять способ расширяющий природу актера. Психологический жест- это чисто психологическое, ведущее к самому себе как актеру. В действительности, психологический жест- выше театра и продолжается дальше. Каждый жест способ расширить себя, и существует для того, чтобы разрушить все эти тяжкие ограничения и препятствия, которые есть в материалистическом подходе к самому себе. |
infopedia.su
просмотров - 34
Существует род движений, жестов, отличных от натуралистических и относящихся к ним, как ОБЩЕЕ к ЧАСТНОМУ. Из них, как из источника, вытекают все натуралистические, характерные, частные жесты. Существуют, к примеру, жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия вообще. Из них возникают все индивидуальные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия и т. д., которые вы будете делать по-своему, я — по-своему. Общие жесты мы, не замечая этого, всегда производим в нашей душе.
Вдумайтесь, к примеру, в человеческую речь: что происходит в нас, когда мы говорим или слышим такие выражения, как
ПРИЙТИ к заключению.
КОСНУТЬСЯ проблемы.
ПОРВАТЬ отношения.
СХВАТИТЬ идею.
УСКОЛЬЗНУТЬ от ответственности.
ВПАСТЬ в отчаяние.
ПОСТАВИТЬ вопрос и т. л.
О чем говорят все эти глаголы? О жестах, определенных и ясных. И мы совершаем в душе эти жесты, скрытые в словесных выражениях. Когда мы, например, касаемся проблемы, мы касаемся ее не физически, но душевно. Природа лее душевного жеста касания та же, что и физического, с той только разницей, что один жест имеет общий характер и совершается невидимо в душевной сфере, другой, физический, имеет частный характер и выполняется, видимо, в физической сфере. В повседневной жизни мы не пользуемся общими жестами, разве только в случаях, когда мы чрезмерно возбуждены или когда хотим говорить с пафосом. Впрочем, такими жестами нередко можно любоваться, беседуя с итальянцами, евреями или русскими. По жесты эти все же живут в каждом из нас как прообразы наших физических, бытовых жестов. Οʜᴎ стоят за ними (как и за словами нашей речи), давая им смысл, силу и выразительность. В них, невидимо, жестикулирует наша душа. Это — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ жесты'.
Психологический жест дает возможность актеру, работающему над ролью, сделать первый, свободный “набросок углем” на большом полотне. Ваш первый творческий импульс вы выливаете в форму психологического жеста. Вы создаете как бы план, по которому шаг за шагом будете осуществлять ваш художественный замысел.
Невидимый психологический жест вы можете сделать видимо, физически. Вы можете соединить его с определенной окраской и пользоваться им для пробуждения ваших чувств и воли. Как жест, имеющий общий характер, оп, естественно, проникает глубже в вашу душу и воздействует на нее с большей силой, чем жест частный, случайный, натуралистический. Ясной, четкой формы и большой внутренней силы потребует такой жест, чтобы воспламенить вашу творческую волю и пробудить чувства. Путем упражнений вы научитесь делать его правильным образом. (В дальнейшем /для краткости я буду обозначать психологический жест как ПЖ.)
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Найдите ПЖ на следующие действия: тащить, волочить, давить, бить, ломать, разделять, поднимать, бросать, трогать, открывать, закрывать, разрывать, мять, брать, давать, подпирать и т. п.
Выполняйте их с возможной четкостью и силой, но без излишнего мускульного напряжения. Сначала делайте их без определенной окраски.
Соблюдайте следующие четыре условия: 1. Не “играйте” ваших жестов, то есть не делайте вид, что вы тащите, к примеру, что-то тяжелое, устаете, отдыхаете, снова тащите и т. д. Пусть ваши жесты останутся беспредметными, не натуралистическими. Пусть они будут широкими, красивыми и свободными (как “наброски углем на большом полотне”), 2. Делайте движения всем телом, стараясь использовать по возможности все окружающее вас пространство. 3. Производите движения в умеренном темпе. Спокойно заканчивайте жест, перед тем как снова повторить его. Небрежность, спешка или чрезмерная медленность вредят упражнению. 4. Упражнение должно производиться активно. Лучше прервать его, чем делать вяло.
Проделайте те же жесты с окраской.
Сделайте простой, повседневный жест. Найдите его идеальный прообраз (ПЖ). Проделайте его несколько раз с различной окраской. Терпеливо добивайтесь того, чтобы ПЖ и его окраска пробудили в вас волю и чувства. Проделайте мысленно все ПЖ предыдущего упражнения. Добейтесь, того, чтобы мысленный жест воздействовал на ваши чувства и волю аналогично тому, как и фактический.
Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать ни чувствовать. Леонардо да Винчи Жест и воля Как в окраске вам дан ключ к чувствам, так в действиях — к воле. Жесты говорят о желаниях (воле). Если желание (воля) сильно, то и жест, выражающий его, будет... [читать подробенее]
Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать ни чувствовать. Леонардо да Винчи Жест и воляКак в окраске вам дан ключ к чувствам, так в действиях — к воле. Жесты говорят о желаниях (воле). Если желание (воля) сильно, то и жест, выражающий его, будет... [читать подробенее]
Существует род движений, жестов, отличных от натуралистических и относящихся к ним, как ОБЩЕЕ к ЧАСТНОМУ. Из них, как из источника, вытекают все натуралистические, характерные, частные жесты. Существуют, например, жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия вообще.... [читать подробенее]
oplib.ru