Разделы: Работа с родителями
Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек.
Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).
Время: 2–2,5 часа.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход тренинга
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).
Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».
Знакомство.
Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.
Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?
Давайте продолжим наше знакомство:
Найди пару. (2 мин.)
Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.
Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?
Основная часть
Ведущий.
Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.
Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.
Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.
Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.
Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске), давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Упражнение «Мои ожидания»
Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви» Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.
Рисунок 1.
Упражнение «Погружение в детство»
Звучит тихая, легкая музыка.
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия
– Удалось ли окунуться в детство?
– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
– Что для вас значит «надежное плечо»?
– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
– Что хотелось сделать?
Упражнение «Ролевые игры»
Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).
Выбирается родитель и ребенок.
От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.
И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.
Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)
Выбирается родитель и ребенок.
Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.
Ваша реакция, действия и т.д.?
Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.
Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости.
Звучит музыка. Родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».
Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Обсуждение.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.
Рефлексия.
Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Упражнение «Запрещаем – разрешаем»
На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.
Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.
Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Рефлексия
Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!
По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом!
До новых встреч!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Афанасьева М. Е. – педагог-психолог
дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»
КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы
комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»
г. Усть-Каменогорск 2016 г.
Психологический тренинг для родителей
«Методы семейного воспитания».
Задачи:
показать родителям важность и значимость семейного воспитания;
познакомить родителей с методами, приемами и стилями семейного воспитания;
способствовать приобретению практических знаний по развитию положительных эмоций младших школьников.
Вопросы для обсуждения: стили семейного воспитания; методы и приемы семейного воспитания; практические приемы по воспитанию положительных эмоций у ребенка.
Подготовительная работа: подбор материала по теме; подготовка презентации “Стили семейного воспитания”; подготовка памятки, теста для родителей;
Ход мероприятия.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Афанасьева Марина Евгеньевна. Я педагог-психолог нашего детского сада. Сегодня мы с вами поговорим о методах и стилях семейного воспитания.
Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила:
• Не перебивать друг друга
• Доверительный, доброжелательный стиль общения
• Искренность в общении (говорим правду или молчим)
• Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица (Я)
• Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки
• Стараемся видеть сильные стороны выступающего
Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей. И с какой целью вы пришли на тренинг».
«Комплименты». Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.
Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.
Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.
Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым (“сделай”, “сходи”, “убери”) и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать.
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Родителям нужно помнить, что требование – распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:
в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;
распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;
распоряжение должно отдаваться доброжелательно;
нельзя проявлять педантизм, нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: “хорошо, не можешь сегодня – сделай завтра”.
А сейчас мы с вами узнаем, какие вы родители. Предлагается тест “Какой ты родитель?”, в котором они должны отметить наиболее часто употребляемые фразы.
Тест “Какой ты родитель?” + или -
1Сколько раз тебе повторять!
2
2
Посоветуй мне, пожалуйста!
1
3
Не знаю, что бы я без тебя делала!
1
4
И в кого это ты только уродился?
2
5
Какие мы замечательные друзья!
1
6
Ну на кого же ты похож?
2
7
Вот я в твое время
2
8
Ты моя опора и помощник!
1
9
Ну что за друзья у тебя?
2
10
О чем ты только думаешь?
2
11
Ах, какая ты у меня умница!
1
12
А как ты считаешь, сынок?
1
13
У всех дети, как дети, а ты…
2
14
Какой ты у меня сообразительный!
1
Родители выполнили тест. Подсчитали набранное количество баллов. После этого дается ключ теста.
Результаты теста
7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
9 -10 баллов – вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11 -12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.
13 -14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Мозговой штурм
Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?
Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
Что учат дома дети, то знают и соседи.
Умел дитя родить, умей и научить.
Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.
Яблоко от яблони далеко не падает.
Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»
Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.
Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. Первым на вопрос отвечает воспитатель: «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:
-Назовите ассоциации со словом «детство»
-Вспомните самый счастливый день из своего детства.
-Вспомните свой самый волнующий день.
- Вспомните, чего вам было стыдно.
-Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?
-Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?
-Изменилось ли отношение к этим ситуациям?
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей. Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: - Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. - Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь. - Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге. Обсуждение: - Сложно было выполнить задание? - Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Упражнение «Передай другому»
Называет начало фразы, а участники должны ее продолжить. Например, «В детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т. д). Что я разрешаю своему ребёнку? Что я запрещаю своему ребёнку? Что я иногда уступаю ребёнку? Что я разрешаю, но ставлю условия?
Сейчас, уважаемые родители, вам предлагаются задачи на семейное воспитание.
Родители обсуждают ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.
Вы многократно повторяете своему ребенку: «Собери свои игрушки» ребенок не реагирует.
Ваш ребенок ничего не рассказывает вам, и лишь от посторонних людей вы узнаете, что он ведет себя в плохо.
Ваш ребенок дерется с другими детьми, на него постоянно жалуются.
Каждая группа обыгрывает свою ситуацию. Обсуждение каждой ситуации родителями: какие еще решения выхода из данных ситуаций можно найти.
Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»
Родители пишут, что они хотели бы видеть в своём ребёнке, затем высказывания собираются и путаются. Кому какое попадётся, и дают советы.
Чтобы воспитать Человека, нужно:
• Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему
• Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нём личность, а не объект воспитания
• Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример
• Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе
• Не использовать ребёнка, как средство для достижения благородных, но своих целей
• Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на других
• Помнить, что во всех поступках ребёнка виноваты взрослые
Притча «Небезупречный»
У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:
– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.
– Почему? Чего ты стыдишься?
– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.
Что же ответил ему водонос?
– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.
Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.
В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!
Просмотр видео-ролика о семье. Обсуждение смысла.
Заключение
На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно… »
В завершении зачитываются слова В. А Сухомлинского «Счастье отцовства и материнства не манна небесная, не приходит праздничным гостем. Это трудное и выстраданное, и приходит только тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Там, где утрачена эта мудрая, и отцовская, и материнская способность, - счастье становится признаком»
infourok.ru
«Опыт работы по использованию мини- тренингов, как
технологии организации взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьёй»
Ивановой Ольги Сергеевны
Воспитателя первой категории
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
« МДОУ №14 « Солнышко»
Дошкольное детство- уникальный период в жизни человека. Это период, когда формируется здоровье, осуществляется всестороннее развитие личности.
Именно в этот период у человека формируется самосознание, устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы, закладываются первые представления о самом себе, окружающей его действительности.
Семья и детский сад- две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но , как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только тем, чтобы ребёнок был сыт, одет, считают, что детский сад- это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. И мы- педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями. Как сложно бывает достучаться до таких мам и пап! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, с ним надо общаться, и развивать в нём умение общаться с окружающими, надо учить ребёнка думать, размышлять.
В соответствии с законом « Об образовании» , « Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», « ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного всестороннего развития ребёнка».
Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперёд научно- технический прогресс. Но во все времена главной, неизменной ценностью остаётся- семья.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, родителя часто испытывают трудности в воспитании детей и из-за этого допускают ошибки в воспитании, что, несомненно, отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих детей.
Большая часть семей своих детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуя моделям поведения своих родителей, перекладывая воспитание на детский сад, потом школу, часто не зная, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Для решения возникшей проблемы передо мной встала необходимость поиска новых форм работы с семьёй, так как традиционные методы не всегда эффективны.
Целью моей работы является:
- поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;
- создание единого пространства « Детский сад и семья».
В своей работе я использую многие формы работы с родителями. На мой взгляд, наиболее эффективными являются те формы и методы, которые на практике помогают родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать наиболее удачные, помогают исправить ошибки в воспитании детей, приобрести опыт общения с ними.
Это тематические часы;
- пятнадцатиминутки;
- семинары- практикумы;
- круглые столы;
- вечера вопросов и ответов;
- дни открытых дверей;
- вечера отдыха;
- творческие конкурсы и выставки;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- утренники;
Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини- тренингов.
Хочу привести в качестве примера один из таких мини- тренингов, целью которого является :
- повышение эффективности взаимодействия родителей с детьми.
Этот мини- тренинг может стать частью родительского собрания.
Мини- тренинг с родителями.
(Воспитатель обращается к родителям)
- Любой тренинг начинается с приветствия. Не будем изменять традиции.
1.Начнём с приветствия « Встаньте те…».
Его цель- создание оптимистического настроения и настроя на активное взаимодействие.
Также это упражнение поможет нам познакомиться с вашими детьми и вами. Я буду задавать вопросы, а встанут только те, чей ответ соответствует действительности.
« Встаньте те…»:
- У кого есть сын;
- Дочь;
- Сын и дочь;
- 2 дочери;
- 2 сына и т.д.
( зависит от состава семей)
- Чей ребёнок имеет голубые глаза;
- А теперь встаньте те, чьи дети кареглазые;
- Есть родители, у кого дети имеют серый цвет глаз;
- У кого дети любят бананы;
- Манную кашу;
- Чей ребёнок любит мыть посуду;
- Встаньте те, кто в детстве хотел быть космонавтом, врачом;
- Может быть кто- то хотел быть поваром;
- Мечтал стать педагогом;
- Встаньте те, кто верит в Деда Мороза.
Вот мы и узнали немного о ваших детях и о Вас.
2.Очень часто получается так, что с работы мы - родители, часто приходим с плохим настроением, раздражёнными, озлобленными. И заложниками этого плохого настроения становятся наши дети.
Предлагаю упражнение « Лопайся пузырь».
Оно поможет освободиться от гнева, негативных эмоций.
Возьмите воздушный шарик. Надувая, наполните его всем тем плохим, что испортило Вам настроение.
Вы готовы отпустить свою злость, раздражительность, все плохие эмоции, готовы от них избавиться?
Кто готов, произнесите: « Я отпускаю свои негативные эмоции» и выпустите воздух из шарика.
3.От негативных эмоций все освободились, никто не пожелал с ними остаться и теперь с хорошим настроением продолжаем.
Предлагаю упражнение- аукцион « Назови ласково».
Цель: стимулирование родителей на употребление ласковых слов в обращении с детьми.
Возьмите карточку с цифрой. Встаньте в круг.
Каждый из вас, если знает ласковое обращение к ребёнку, быстро, как на аукционе, поднимает карточку и получает право на ответ.
И так начнём.
( воспитатель, как на аукционе торопит участников)
Победитель встаёт в центр круга, остальные участники говорят добрые пожелания победителю. Победитель получает сладкий приз ( например чупа- чупс).
4. А теперь « Блиц- опрос».
Я задаю вопрос, вы, передавая игрушку, быстро отвечаете, давая 3 ответа каждый:
- Какой ваш ребёнок.
Дайте 3 качества своему ребёнку, начиная ответ со слов: « Мой ребёнок…»
- Мой ребёнок любит ( тоже 3ответа)
- Я мечтаю, что мой ребёнок станет…
- Что я ожидаю от своего ребёнка?
Вы рассказали о своих ожиданиях от ваших детей, но истина гласит:
- Ребёнок не обязан оправдывать ожидания своих родителей. Это часто ваши нереализованные желания. Ребёнка надо принять таким, какой он есть, дать ему возможность быть самим собой и идти своим путём.
Словами мудрого поэта я хочу сказать:
Ваши дети- это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.
Вы можете дать им кров их телам, но не душам,
Потому что души живут в завтрашнем доме,
Который Вы можете посетить даже в Ваших мечтах,
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремиться сделать их такими , как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается в завтрашнем дне.
Что бы Вам наша сегодняшняя встреча запомнилась, я хочу предложить Вам памятку , которая поможет Вам в воспитании ваших детей.
Памятка для родителей.
9 заповедей для родителей.
1.Если ребёнка постоянно критикуют, он учит ненавидеть.
2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребёнок растёт в честности , он учится быть справедливым.
9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
Некоторые советы при воспитании:
1. Не ждите, что ребёнок будет таким, как Вы хотите.
Помогите ему стать самим собой.
2. Не вымещайте на ребёнке свои обиды.
3. Не относитесь к его проблемам свысока.
4. Не унижайте никогда.
5. Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка.
6. Любите своего ребёнка неталантливым, неудачным, слабым.
Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.
Помните!
Ребёнок ждёт от Вас: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, контроля за выполнением правил , диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений.
blog.dohcolonoc.ru
Каждый из нас, кто воспитывает детей, хочет быть хорошим родителем. Воспитание ребенка – задача нелегкая. Ведь от того, что усвоит малыш в раннем детстве, какие отношения он увидит в семье, зависит все его будущее! Мамам и папам хочется быть добрыми, прекрасными воспитателями в своей семье. Но подчас процесс взаимодействия с ребёнком даётся с трудом. Так что же может дать психологический тренинг для родителей?
Как правило, менять следует не поведение ребёнка, а в первую очередь – самого себя.Воспитываешь ребёнка? Начни с себя!
Во время пройденный тренинг для родителей может помочь маме с папой усвоить следующие качества хорошего воспитателя:
Среди потребностей малыша ключевыми являются следующие: потребность в :
Психологический тренинг для родителей позволяет взрослому обучиться навыкам взаимодействия с малышом, понять психологию ребёнка определённого возраста, научиться в полной мере раскрывать способности и таланта любимого малыша.
Сейчас представлено огромное множество тренингов, которые направлены на развитие коммуникативных навыков взрослого, его эмпатии по отношению к ребёнку, обучению родителя контролировать свои эмоции и так далее.
Психология достигла немалого развития в сфере воспитания детей. Существуют способы, с помощью которых вся семья может улучшить психологический климат – тренинги для родителей и детей. На них обучают не только родителей, но и малышей, подростков. Психолог, тренер может выступить неким связующим звеном между мамой и папой и их и сыном или дочерью. Постороннему человеку, обладающего определённым профессиональным опытом, бывает легче наладить контакт с трудным подростком или маленьким ребёнком и подсказать родителям, как себя вести.
Период поступления малыша в детский сад – очень важный и ответственный. Ребёнок получает необходимые навыки социализации, учится коммуникации со сверстниками, формирует отношения с воспитательницами, делает первые шаги к развитию самостоятельности. Все эти навыки пригодятся подрастающему человечку в его взрослой жизни. Но на новом этапе могут случиться и новые трудности.
Вот с какими проблемами сталкивается семья при возникновения необходимости посещать детский сад:
Но проблемы можно решить!
Если проводится тренинг для родителей в детском саду, его стоит посетить! Различные собрания, тренинги для родителей дают возможность обсудить поведение малыша в коллективе, подумать, как сделать психологическую атмосферу более гармоничной и благоприятной для развития.
Профессиональный коллектив детского сада помогает малышу раскрыть свой потенциал, свои таланты, научиться эффективно взаимодействовать с окружающими, строить добрые, благополучные отношения.
Но любой период в жизни малыша и его семьи вскоре заканчивается. На смену приходят новые радости, и, конечно, новые трудности.
Эра подросткового этапа отличается становлением личности ребёнка, его утверждением себя в мире, развитием его талантов, самоопределением в жизни. Нередко период юношества знаменуется чередой конфликтов – с родителями, учителями, сверстниками. Юношеский максимализм приносит самому обладателю немало проблем. Но кризис следует рассматривать не как проблему, а как определенный этап, который таит в себе множество потрясающих перспектив. При поддержке родителей подросток может войти во взрослую жизнь самостоятельным, личностно развитым, смелым, талантливым, умеющим успешно решать конфликты и благополучно достигать своего. И не грех родителям заручиться поддержкой профессионалов – психологов, которые помогут вовремя решить проблемы нелегкого подросткового этапа.
Чему может научить тренинг для родителей подростков:
Обучение родителей воспитанию детей заключается в первую очередь в том, чтобы развить у родителя эмпатию по отношению к подростку, научить его уважению и самоуважению. Воспитывать может лишь тот, кто имеет авторитет в глазах ребёнка.
Создание авторитета – задача трудная, но решаемая. Какими качествами обладает авторитетный взрослый:
Программа обучения родителей включает в себя развитие навыков эмпатии, обучение коммуникативным навыкам, возрастание уровня психологических знаний, понимание возрастных особенностей ребёнка.
Формы обучения родителей подразделяются на:
К примеру, в детском саду возможны следующие формы обучения:
Методы обучения родителей включают: психологические тренинги, проективные методики, ролевые игры и многие другие.
Все эти способы призваны развить или сформировать качества хорошего родителя:
В идеале родители – лучшие друзья ребёнка. Только такой подход может обезопасить малыша от попадания в плохую компанию, от следование чужим, вредным для личности, установкам. Человек, который доверяет своим родителям и уважает их, может большего достичь в жизни – ведь поддержка со стороны родителей многого стоит.
Говоря о плохих, хороших родителях, следует понимать, что, как правило, каждый желает для своего ребёнка самого лучшего. Но никто не идеален. Самый любящий родитель может допускать ошибки в воспитании. Но их можно и нужно исправлять, не подвергая себя самобичеванию. Едва ли кто-то сразу рождается хорошим воспитателем. Важно учиться взаимодействовать со своими детьми, развивать и в них, и в себе лучшие качества. Возможно, единственное, что отличает хорошего родителя от плохого – способность признавать свои ошибки! Поэтому никогда не поздно оставить ложный путь воспитания и , заручившись помощью профессионалов, сформировать по-настоящему чуткие, уважительные отношения со своими детьми, которые помогут воспитать гармоничную зрелую личность.
Лучшие книгоиздания для родителей принадлежат перу Гиппенрейтер, Выгодскому, Сирсам и так далее. Нелишним будет ознакомиться с трудами знаменитого Зигмунда Фрейда. В интернете – обилие книг онлайн, которые помогут развить качества хорошего родителя и научиться жить в мире с собственными детьми. Позитивная обстановка в семье поможет вырастить грамотного, разумного, эмоционально стабильного и личностно зрелого человека, которым родители будут гордиться!
Обучение родителей – посильная задача, которая возложена в первую очередь на плечи самих родителей, а также:
Успехов вам в нелёгком пути воспитания хорошего, успешного и счастливого человека!
zazama.ru
Игровой тренинг для родителей
«Играя, обучаем вместе»
Педагог-психолог:
Азанова В.С.
г. Нытва
ноябрь 2016г.
Цель:
Повышать педагогическую компетентность родителей, обучая родителей эффективным способам взаимодействия с детьми в играх;
Задачи:
показать родителям значимость игры для полноценного эмоционального развития ребенка;
показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;
обучить практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми;
Предварительная работа:
В группе оформить с детьми приглашения для родителей
Оформить плакаты «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Ход
(Песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)
Вступление:
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Основная часть:
1. Приветствие-разминка.
Упражнение «Настроение». Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты), например, «Меня зовут Валентина Семеновна, у меня сегодня радостное настроение, я готова к общению с вами».
Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет об игре.
3. Беседа «Игры нашего детства».
Предлагается поделиться своими впечатлениями и вспомнить, в какие игры они играли в детстве. Также могут поделиться собственным опытом или привести примеры из литературы, например, прочитать стихотворение.
4. Прослушивание ответов детей на вопросы.
• Вы любите играть?
• В какие игры играете дома?
• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
• Играют ли с вами взрослые? Кто?
• Как бережёте игрушки?
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры?
Рефлексия: Научить детей играть – значит научить жить.
Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – салки, «казаки-разбойники», жмурки, лапта и пр.? Где они?
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз ...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности ...
5. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
Вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?
Ответы родителей:
Обобщение: Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. С ребенком помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.
Наверное, многие родители, хотели бы иметь какой – то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть.
Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся.
6. Игры и упражнения:
Цель – развитие эмоционально-личностной сферы, расширение словарного запаса игроков.
В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию). Например:
Веселый - грустный;
Добрый – злой;
Молчаливый – общительный. И т.д.
Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.
Цель – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.
Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т.д.
Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.
Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка, и т.д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.
Цель – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.
Играющие берут три-пять спичек, бросают их на стол, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.
Цель-развитие и коррекция невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.
Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:
1 хлопок – за руку;
2 хлопка – соприкоснувшись плечами;
3 хлопка – спинами.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.
Существует много игр для коррекции агрессии.
Цель – снять напряжение, развить коммуникативные навыки, поднять эмоциональный настрой участников группы.
Все участники прикрепляют друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко. А затем пишут пожелания друг другу на этом же листке.
7. Игра-задание
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
Вопросы:
Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
Рассказываю о своих играх в детстве
Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение: Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Краткосрочный практикум: «Подарите нам игру!»
Участникам предлагается научить друг друга какой-нибудь игре, или самим придумать игру. После игры объявляется проведение в детском саду тематических пятниц «Мамины-папины игры»: перед тем как брать ребёнка домой, родителям предлагают поиграть со всеми детьми группы в какую-либо игру своего детства.
Подведение итогов:
Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.
Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство.
Рефлексия: предлагается родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.
Раздаточная информация: Каждый участник получает раздаточный печатный буклет - памятку «Поиграйте, родители с нами!» или «Как научить ребенка играть?».
infourok.ru
Цель:
- повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление присутствующих со стилями общения в семье;
- формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Задание:
- формировать ответственность родителей за социализацию ребенка;
- ознакомить участников с различными подходами к семейному воспитанию и методами поддержки ребенка;
- определить оптимальные пути общения с ребенком;
- способствовать осознанию важности объективного оценивания и проявления безусловной любви.
Количество участников: 30 человек
Оборудование: цветная бумага, ножницы, ручки, диск с записями, бумага для заметок, ватман, маркер, звездочки для пожеланий, памятки для родителей
Продолжительность: 1,5 - 2:00
Упражнение «Приветствие»
Психолог предлагает присутствующим познакомиться следующим образом: «Назовите свое имя так, как бы вы хотели, чтобы вас называл человек, которого вы любите, и который любит вас».
Обсуждение:
- Какие ощущения наполняли вас, когда вы называли свое имя?
Вывод: Можно почувствовать, как много значит для человека нежное, ласковое обращение к нему, в котором есть любовь и забота.
Правила работы
Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.
Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
- Говорить долго и не по теме.
- Говорить четко и конкретно.
- Перебивать друг друга.
- Правило «поднятой руки».
- Быть пассивным и мрачным.
- Быть активным, участвовать во всех видах деятельности.
- Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Мини - лекция
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания. Все родители желают своим детям добра, счастья и часто ищут пути осуществления этих пожеланий.
На сегодняшнем семинаре мы постараемся ответить на вопросы, которые волнуют многих родителей:
- Как не мешать ребенку расти счастливым и любить нас?
- Какой след оставляют наши слова и дела в его душе и памяти?
- Так ли уж хорошо, если нет никаких проблем с сыном или дочкой, и мы вполне довольны поведением своего ребенка, не слишком заботясь о противоречивости его чувств и мыслей, уникальности, самобытности личности?
Каждый человек появляется на свет, как нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Все мы имеем индивидуальные особенности, черты характера, по-своему видим, слышим, чувствуем, думаем.
Практическая работа с цветной бумагой
Психолог предлагает взять бумагу и вырезать силуэт своего ребенка. (Родители вырезают из бумаги силуэт своего ребенка).
Вывод: как и каждое изделие, которое получилось у вас в результате практической работы, разное, так и каждый ребенок неповторим.
Метафора «Река и берега»
Мне нравится сравнивать ребенка с рекой - веселой, стремительной и бурной или глубокой и медленной. Она плывет себе куда ей вздумается, движется свободно и непринужденно. И каждое движение реки определяет ее русло, берега, которые мы называем родителями. Они всегда будто впереди, определяют основное направление ее движения. Если родители имеют свои устойчивые ценностные установки, знают как воспитывать ребенка, понимают, что важно для него, - это берега прочные и надежные. Тогда и река чувствует себя защищенной и более уверенной.
Где вы видели такие берега, которые давили на реку или заставляли ее течь в другую сторону? Она протекает свободно, в соответствии со своей природой, а берега лишь несколько направляют ее движение. Река, не имеет берегов, растекается, постепенно превращается в болото. Так и ребенок, который не чувствует поддержки, разумного контроля со стороны родителей, не имеет жизненных ориентиров, четкого самосознания своих истинных желаний и потребностей, из-за чего попадает под чужое влияние или давление окружения.
Дети подражают своим родителям. Они как бы отражают их поведение, манеру общения, усваивают именно те ценности, те главные жизненные принципы, которые исповедует их семья. Поэтому ошибаются те родители, которые уверены, что ребенок будет делать так, «как я говорю». На самом деле она будет делать так, «как я делаю». Поэтому родителям важно быть последовательными в мыслях, убеждениях и действиях.
Легко и комфортно быть берегом, когда ребенок послушный, «удобный», понимает сказанное с полуслова, скажете вы. А если ребенок все же доставляет хлопоты, заставляет волноваться и плакать, а то и просто отравляет жизнь своими выходками? Как быть, если на него все жалуются: воспитатели, родственники, соседи? Когда учительница танцев намекает, что лучше не водить ребенка на занятия - мол, других детей отвлекает смехом и надоедает всякими выходками. А что делать с угрюмыми, неконтактными, неразговорчивыми детьми, которые на десять вопросов отвечают одним непонятным бормотанием или возгласом, пряча от вас глаза?
Взрослые думают над различными вопросами, не ставя перед собой главного: «А люблю ли я своего ребенка?»
Упражнение «Что я ожидаю от ребенка ...»
У каждого из вас есть дети, вы вкладываете много сил и энергии в их воспитание. А почему, для чего вы это делаете, что вы ожидаете от ребенка? Напишите, пожалуйста, на силуэтах ваших детей свои ожидания, затем зачитайте их. (Родители записывают, а потом зачитывают).
Какие мысли у вас возникли при выполнении этой задачи?
Задумывались ли вы над путями достижения того, что вы хотите?
Как вы думаете, что такое безусловная любовь, безусловное принятие?
Очень часто так случается, что родители хотят от ребенка того, чего не смогли достичь сами, пытаются самореализоваться за счет ребенка.
Мозговой штурм
Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям давно и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?
- Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
- Что учат дома дети, то знают и соседи.
- Умел дитя родить, умей и научить.
- Какой ясень - такой забор, какой отец - такой и сын.
- Яблоко от яблони не далеко падает.
Информационное сообщение «Стили воспитания».
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Именно эти вечерние часы, когда никто никуда не спешит, создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже в третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 25-35 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная, что в свою очередь, порождает определенный стиль общения в семье.
«Родители-друзья, партнеры, помощники»
Родители положительно воспринимают собственного ребенка, несмотря на его сегодняшние успехи. Они спокойно относятся к его неудачам, поддерживают и радуются в моменты успеха. Хорошо знают своих детей, их недостатки и достоинства, слабые и сильные стороны. Никогда не прибегают к тотальной критике ребенка. Разговор об определенных недостатках в поведении строится с позиций оптимистической оценки личности ребенка в целом, поощрения его к самостоятельному анализу и выработке позиции. Демонстрируют уважение и доверие к детям, видя в них равноправных партнеров, которые могут иметь свое мнение на то или иное явление.
Постоянно заботятся о поддержании уважительного отношения ребенка к себе благодаря содействию в достижении им положительных результатов в деятельности и общении, одобряют любые попытки проявить самостоятельность, исполнительность, требовательное отношение к себе. В воспитании своих детей ориентированы на ценности, которые являются значимыми не только на короткий промежуток, а на всю жизнь: самостоятельность, исполнительность, высокие моральные качества.
Родители поддерживают детей, выражают оптимистичные суждения. Например: «Не страшно, в следующий раз получится!», «Я верю в тебя!», «Ты молодец, хорошо постарался» Поощряют детей к самооценке: «А тебе самому нравится?».
«Взрослые-опекуны»
Родители с указанным типом ценностного отношения к своим детям игнорируют возможности возраста способностью к самовыражению через самостоятельность; стремление к признанию связывают только с необходимостью постоянно одобрять поступки ребенка. Воспринимают ребенка как маленького, неумелого, не способного к продуктивной деятельности, поступкам, не усматривают возможности сотрудничества с ней в различных совместных делах. От ребенка не ожидают серьезных, осмысленных решений, поступков. Поэтому чаще подменяют активность ребенка собственной активностью: его одевают и раздевают, не считают лишним покормить с ложки, выполняют вместо него задачи и поручения учителя.
Оценивая сделанное ребенком, прибегают к преувеличениям с приставкой «самый»: «Ты у нас самая умная», «У тебя лучший рисунок», или вообще игнорируют детские достижения или удовлетворяются формальными оценочными суждениями. Поведение таких взрослых непоследовательное: то зацеловывают ребенка, то быстро готовы применить ремень. Такие подходы дезориентируют ребенка, лишают его возможности составить реалистичное представление о своих достоинствах и недостатках.
«Родители-руководители и контролеры»
Для родителей с таким типом ценностного отношения характерно эмоциональное неприятие ребенка. Это бывает по разным причинам и часто существует на подсознательном уровне. Возможно, дети не оправдали в большей или меньшей степени их ожиданий относительно характера, умственного и физического развития, возможно родились не вовремя, возможно, ожидался другой пол ребенка. Есть и другая категория родителей, для которых этот стиль поведения является единственно принятым во взаимоотношениях с окружающими.
При таком типе отношения эмоциональные контакты с детьми ограничены и чаще сводятся к проповедям, нотациям, нравоучениям. Широко используются приказы, распоряжения, команды («Не делай ...», «Быстро убери ...», «Я кому сказал!»). Поведение детей находится под постоянным контролем, при этом все, что выходит за пределы понимания взрослого, осуждается и н принимается. Мыслям, идеям ребенка не уделяется надлежащего внимания, поэтому совместная деятельность со взрослым возможна только при условии доминирования последних. Ребенок расценивается как объект, в отношении которого выбор способов воспитания полностью зависит от взрослого.
Используют следующие наказания: физические наказания, ограничения двигательной активности, эмоциональную агрессию, лишение перспективы радости. Родители хвастаются детьми в присутствии посторонних, заставляют их хвастаться своими успехами.
- Есть ли четкая граница между различными стилями родительского поведения?
- Можно ли всегда использовать один стиль?
- Как вы думаете, когда целесообразно использовать авторитарный стиль?
Упражнение «Сказки нашего детства»
Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Красная шапочка» или другие, по выбору участников.)
Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь и что это за сказка. Например: Жила семья - мать и дочь. Мать любила дочь, хорошо ее одевала, но не уделяла ее воспитанию много времени. Не учила ее разбираться в людях, не рассказывала ей о том, как опасно общаться с незнакомыми людьми, рассказывать им о своей семье. И однажды произошел случай, который едва не стоил жизни девочке и ее бабушке. Их спасли случайные мужчины, которые проходили мимо. (Сказка «Красная Шапочка», либеральный стиль общения).
Обсуждение:
- Что было для вас необычным?
- Каковы ваши ощущения от работы?
- Сложно ли было распознать стиль воспитания?
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя слова «НЕ». К примеру:
- Нельзя переходить улицу на красный свет (Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора).
- Не спеши во время еды. (Будем есть медленно)
- Не разговаривай так громко. (Будем разговаривать тише)
- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге)
- Нельзя идти на улицу раздетым. (На улице холодно, нужно одеваться)
- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно)
- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Прежде чем взять чужую вещь нужно спросить разрешения)
- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки нужно составлять на место)
- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой)
-Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах говорим спокойно и тихо.)
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.
Рекомендации психолога для родителей
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ...».
2. Затем родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Упражнение - релаксация «Тихое озеро»
Психолог дает инструкцию: «Закройте глаза. Вы у тихого, замечательного озера. Слышно только ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и чириканье кузнечиков. Вы спокойны. Солнце вас ласкает, воздух чистый и прозрачный. Вы спокойные и неподвижные. Вы чувствуете себя счастливыми, не хочется двигаться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы свободны от злости, недовольства. Вы отдыхаете ... »
Обратная связь
Напишите, пожалуйста, свои впечатления от семинара.
- Что больше всего понравилось?
- Что не понравилось, с чем вы не согласны?
- Что хотели бы пожелать психологу?
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
Приложение "Обращение воспитанников ДОУ к родителям"
1. Дорогие родители, помните, что вы сами пригласили нас в свою семью. Когда - нибудь мы оставим родительский дом, но до тех пор научите нас, - пожалуйста, искусству быть человеком.
2. Мы видим мир не так, как вы. Просим вас объясните: что? когда? и почему? каждый из нас должен делать.
3. Наши ручки еще маленькие. Не ожидайте от нас совершенства, когда мы застилаем кровать, рисуем, раскрашиваем или бросаем мяч.
4. Дайте нам немного самостоятельности, позвольте делать ошибки, чтобы мы на них учились. Тогда мы сможем самостоятельно принимать решения во взрослой жизни.
5. Мы учимся у вас всему: словам, интонации, голосу, манерам. Ваши слова, чувства и поступки будут возвращаться к вам через нас. Поэтому научите нас, - пожалуйста, лучшему. Помните, что мы вместе не случайно: мы должны помочь друг другу.
6. Мы хотим чувствовать вашу любовь, хотим, чтобы вы чаще брали нас на руки, прижимали, целовали. Но будьте осторожны, чтобы ваша любовь не превратилась в костыли, которые будут мешать нам делать самостоятельные шаги.
7. Дорогие наши, мы вас очень любим! Покажите нам, что вы также нас любите!
8. Говорите с нами, интересуйтесь нашими делами и проблемами. Да не будет ни дня без прочитанной вместе книги.
9. Позволяйте нам рисовать, раскрашивать, вырезать, лепить, наклеивать.
10. Не воспитывайте из нас только потребителей. Мы хотим быть равноправными членами вашей семьи и, иметь свои права и обязанности.
Создано: 15 Май 2017 Автор: Елена Просмотров: 5893
psichologvsadu.ru
Категория участников: родители будущих первоклассников
Цель: повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.
Оборудование: бейджики, плакат «Будущие школьники», стикеры, ручки; карточки синего, зеленого, желтого цвета плакат «Правила группы», две одинаковых фотографии; напечатанные фразы (к задаче «Анализ проблемных ситуаций»), таблица «Пойми чувства ребенка», лист ватмана с изображением большого ящика, цветные кружочки по количеству участников тренинговой группы, буклеты «В ожидании первого звонка».
Введение
Уважаемые родители!
Известно, каким тяжелым является для многих детей переход к школьному обучению. Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Присущая дошкольникам беспечность, погружение в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Как же помочь ребенку успешно встретиться с этими изменениями в жизни? Какова роль семьи в этот период жизни ребенка? Об этом мы сегодня и поговорим.
Упражнение «Знакомство»
Цель: помочь родителям лучше узнать своих детей, создать дружескую атмосферу, положительно настроить их на совместную работу.
Предложить родителям написать имя своего ребенка вертикально: сверху вниз, а напротив каждой буквы записать качество, особую черту ребенка, начинающуюся с этой буквы.
А - активный, артистический ...
Р - умный, подвижный ...
Т - творческий ...
Е - эмоциональный, энергичный ...
М - милый, малыш ...
Инструкция: назовите свое имя и расскажите вкратце о своем ребенке, семье. После каждого рассказа разместить листок с именем ребенка на общем плакате под названием «Будущие школьники».
Правила работы группы
Психолог обращается к группе: «Для чего в нашей жизни существуют разные правила?» После ответов участников он предлагает принять правила работы группы во время тренингового занятия, которые записываются на плакате «Правила группы»:
- выключить мобильный телефон;
- внимательно слушать друг друга и не перебивать;
- активно участвовать в работе группы и тому подобное.
Диагностический момент, ожидания участников
- Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашей заботы в связи с школьной жизнью ребенка:
карта синего цвета - сильная забота;
карта желтого цвета - оказывается иногда;
карта зеленого цвета - отсутствует вообще.
Вопрос к родителям:
- В чем вы видите проблему вашей заботы?
- Озвучьте, пожалуйста, свои ожидания от занятия.
- Значит, потеря веры в себя, чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребенку или наоборот чрезмерная любовь к нему и являются причинами заботы родителей.
Сегодня не менее серьезно нужно говорить не только о готовности ребенка к школе, но и о подготовленности родителей к этому событию в жизни ребенка. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только в одних он длится месяц, у других - три месяца, а у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Процесс адаптации отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении ребенка. Именно от вас во многом зависит, насколько успешно ребенок адаптируется в первые школьные дни, будет ли школа для него тем местом, где интересно и весело. Это действительно серьезное испытание для родителей - испытание жизненной стойкости, доброты, чуткости.
Упражнение «Разные взгляды»
Цель: продемонстрировать влияние установки на человека.
2-3 родителям предлагают выйти из кабинета. Дают фотографию человека, предварительно сообщив, что это - фото вора. Предлагают описать этого человека. В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач.
Когда через несколько минут все собираются вместе, каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения), не называя, кто он.
Описания будут противоположными.
Обсуждение:
- О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка. Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.
В детстве человек похож на открытую чистую книгу - что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.
Родительская установка - это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель - это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.
- На карточках написаны фразы, которые довольно часто используются взрослыми. Попробуйте предсказать как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они могут вызвать у него.
Скачать приложение внизу статьи.
- Итак, проанализировав ситуации общения, мы понимаем негативные последствия, которые могут возникнуть от необдуманных высказываний взрослых.
- Видно, что вы уже немного устали, предлагаю такую игру.
Игра-разминка «Акулы»
На полу находится лист бумаги.
- Представим, что мы плаваем по морю (участники хаотично двигаются по комнате). По команде «Акулы» все должны спасаться (встать на лист).
- Как чувствуете себя сейчас? Улучшилось ли ваше настроение?
Ребенок 6-7-летнего возраста должен спать не менее 10 часов в сутки для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, то есть элементарные подсчеты говорят нам о том, что ложиться в постель ребенок должен не позднее 9:00 вечера. Перед сном лучше исключить долгий просмотр телепередач и компьютерные игры - нервная система должна прийти в состояние покоя и подготовиться к спокойному сну. Час перед сном посвятите общению с ребенком - вспомните и обсудите прошлый день, обдумайте планы на будущее, поиграйте в спокойные игры.
Желательно, по возможности, сохранить дневной сон. Даже если спать после школы ребенок отказывается, спокойный отдых с закрытыми глазами хотя бы 30 минут определенно будет полезным для здоровья.
В среднем первоклассник должен быть на свежем воздухе хотя бы 3,5 часа в день.
После школы ребенок не должен сразу садиться за выполнение задач, ему необходимо обязательно отдохнуть 2-3 часа.
Нельзя выполнять задачи без перерыва. Работоспособность шестилетнего ребенка примерно 15 - 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Многие из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, которые требуются со стороны взрослых. Есть и такие дети, которые отличаются медлительностью, причина которой может быть различной (личностные особенности, болезнь).
Какие же основные признаки переутомления?
- плаксивость;
- невнимательность;
- раздражение;
- замедление темпа речи;
- ухудшение почерка;
- увеличение количества ошибок и другие.
Если это происходит дома, во время выполнения домашних заданий, сделайте небольшой перерыв, переключитесь на что-то другое - приятное и полезное для ребенка.
Все бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, обувью, одеждой...) попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного ребенка вместе повалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
Чтобы утро не начиналось с конфликтов, а уроки – с замечаний, приучайте ребенка накануне вечером готовить портфель, форму к следующему учебному дню. Вместе с ребенком возьмите расписание и соберите учебники, тетради, школьные принадлежности, а также другие предметы, которые попросил принести учитель. Не позволяйте ребенку надеяться на звонки одноклассникам или учителю, сразу приучайте его запоминать требования и просьбы педагогов и записывать задачи верно, когда учится писать.
Для того чтобы ребенку спокойнее было первое время учиться, будьте рядом, как никогда: проводите в школу, встречайте, будьте рядом, когда он делает уроки, вместе гуляйте и тому подобное.
Упражнение «Пойми чувства ребенка»
Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.
Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка
1. Мама с сыном-будущим школьником в магазине канцелярских товаров.
- Мама, мне больше нравится альбом для рисования с этой обложкой.
- Какая разница в чем рисовать! - говорит мама и покупает тот альбом, который уже принес продавец.
2. Родители к поступлению дочери в школу купили школьные принадлежности, составили все вещи в рюкзак. Дочь - матери:
- Мама, почему мне нельзя ни доставать вещи из ранцу, ни походить с ним по комнате, зачем же вы мне его купили?
- Для обучения в школе, а не для того, чтобы ходить с ним по комнате!
3. Сын выполняет задачи в прописях.
Папа:
- Ты сделал несколько ошибок, хотя в целом очень старался.
Мать:
- Ужас! Где же он старался, одни «каракули».
4. Папа спрашивает у сына:
- Что это у тебя с тетрадями, почему они такие грязные?
- Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель и из него все посыпалось.
- Меньше бы ворон ловил, ничего бы не просыпалось, недотепа!
5. Первоклассник - маме:
- Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и показал учителю тетрадь!
- Я тоже очень рада за тебя, молодец, сынок!
6. Дочь собирает портфель.
- Мама, пожалуйста, можно я возьму куклу Машу с собой, я обещаю, что буду играть ею только на перемене!
- В школе надо учиться, а не в куклы играть.
Создано: 22 Ноябрь 2017 Автор: Елена Просмотров: 2418
psichologvsadu.ru