Тема 3. Психолог как личность и профессионал. Психолог как специалист и психолог как личность


описание специальности и специфика работы

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути. Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание. Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога.  Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива. Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается. Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития. Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

На приеме у психолога

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

  • психология,
  • клиническая психология,
  • конфликтология,
  • психологическое консультирование,
  • дошкольная психология и педагогика.

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов,  чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

  • умение слушать и понимать человека,
  • умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
  • умение отгораживаться от чужих проблем,
  • тактичность,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • способность анализировать и делать выводы,
  • наблюдательность,
  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • терпимость,
  • логическое мышление,
  • быть уверенным в своих силах.

Работа психолога

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Место работы

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы. Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером. Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и наладить отношения с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и выбора будущей профессии.

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

  • главным плюсом является – возможность участия в разрешении реальных проблем людей,
  • творческая работа,
  • необходимость постоянного развития и повышения уровня квалификации,
  • возможность в повседневной жизни использовать полученные знания,
  • развитие толерантности и терпимости.

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

Место работы психолога

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

  • вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
  • слишком близко воспринимать проблемы клиента,
  • перестать разграничивать жизнь и работу.

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики. Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе. Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.

legkopolezno.ru

Тема 7. Психолог как личность и профессионал

Психологи как профессиональная общность. Профессиональное общение и взаимодействие в деятельности психолога. Профессиональные сообщества и их роль в повышении профессиональной квалификации психологов (Белорусское общество психологов, Российское психологическое общество, Ассоциация практических психологов и др., их деятельность.). Профессионально-психологические периодические издания как средство опосредованного профессионального общения («Псiхалогiя», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир психологии» и др.)

Подготовка профессиональных психологов в Республике Беларусь и за рубежом. Государственный образовательный стандарт. Организация обучения в вузе и виды учебных занятий. Самоорганизация труда студентов-психологов. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Основные требования к личности практического психолога. Профессионально важные качества (ПВК) практического психолога. Главные требования к мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сферам личности практического психолога. «Личностная проработанность» как необходимое условие квалифицированной профессиональной деятельности психолога. Проблема базовых знаний («ядра» профессиональной подготовки специалиста) и многопрофильности психолога.

Этические аспекты деятельности практического психолога. Основные варианты и уровни рассмотрения этических проблем в психологии. «Этический парадокс» психологии. Основные этические проблемы в деятельности психолога-исследователя и психолога-практика. Профессионально-этические нормы, права и обязанности («профессиональный кодекс») практического психолога в различных сферах.

Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога. Единство личностного и профессионального роста практического психолога. Сочетание клиентского, практико-психологического и научно-теоретического опыта в самосовершенствовании практического психолога. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала. Профилактика профессионального выгорания психологов.

Примерные вопросы для контроля знаний

1. Специфика психологического знания. Проблема предмета и метода психологии.

2. Отличие научной психологии от «житейской» психологии.

3. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками.

4. Современные тенденции развития психологии.

5. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

6. Психология как наука и практика.

7. Сферы профессиональной деятельности психолога, их соотношение и взаимосвязь.

8. Научные исследования как сфера деятельности психологов.

9. Основные научно-исследовательские психологические учреждения и главные направления исследований.

10. Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.

11. Основные сферы деятельности практического психолога.

12. Преподавание психологии как сфера деятельности психологов.

13. Взаимодействие психолога с администрацией, педагогами, родителями.

14. Профессиональная деятельность психолога в сфере экономики.

15. Профессиональная деятельность психолога в медицинских учреждениях.

16. Профессиональная деятельность психолога в юридической сфере.

17. Профессиональная деятельность психолога в силовых структурах.

18. Психология экстремальных ситуаций.

19. Профессиональная деятельность психолога в сфере социальных отношений.

20. Психология труда и организационная психология.

21. Психология спорта и психология физического воспитания.

22. Психологическая инфраструктура.

23. Перечень основных нормативных правовых актов и других документов, регулирующих деятельность педагогов-психологов в Республике Беларусь.

24. Тарифно-квалификационная характеристика «Педагог-психолог учреждений образования».

25. Профессиограмма «Психолог».

26. Примерная должностная инструкция педагогу-психологу учреждения образования.

27. Положение о социально педагогической и психологической службе учреждения образования.

28. Кабинет педагога-психолога, его устройство и оснащение.

29. Основные направления деятельности педагога-психолога в учреждениях образования Республики Беларусь.

30. Психологи как профессиональная общность.

31. Профессиональные сообщества и периодические издания по психологии.

32. Подготовка профессиональных психологов в Республике Беларусь и за рубежом.

33. Основные требования к личности практического психолога.

34. Этические аспекты деятельности практического психолога.

35. Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.

studfiles.net

Социально-психологический проект - "Кузница Лидеров".: Каким должен быть психолог?

Каким должен быть психолог? Будущие студенты, нас часто спрашивают, каким должен быть психолог? Какие профессиональные качества необходимы, чтобы стать хорошим специалистом, мастером своего дела. На данный вопрос порой затрудняются ответить даже матерые психотерапевты, разменяв не один десяток лет в своей практике…

Существует теория – что на психологический факультет в большинстве идут люди, которые хотят получить знания и самостоятельно разобраться в своих проблемах. В один прекрасный момент они решают «покопаться» в себе и покончить со своими страхами, фобиями, отклонениями.

У таких людей есть четкая мотивация, однако нет заинтересованности на внешнюю работу.  На практике происходит так: три года студенты изучают около-психолого-историческую теорию для общего кругозора, затем два года краткий пересказ основных направлений и школ, и в заключении общий принцип эмпирики. Как не трудно догадаться, институт дает лишь общее понимание предмета, формирует понятийный аппарат и нужное мировоззрение, но абсолютно ни на шаг не приближает к решению своих проблем, которые за эти годы уже прочно осели и окончательно травмировали личность. После выпуска у таких людей наступает некое разочарование - они продолжают самостоятельно проводить исследование (штудировать книжки из популярной психологии), чтобы добраться до сути… Таких психологов… ну очень много… Некоторых самих иногда нужно лечить, причем иногда в принудительном порядке… Попадаются сумасбродные экземпляры с неадекватным поведением… Практически любой может получить диплом, купить сертификаты и открыть свой кабинет. У нас в стране не существует какого-либо регулирующего органа, который бы проверял на профпригодность. Эффективные ли это специалисты? Конечно нет, из-за такого контингента и сформировался стереотип, что все психологи сами душевно больные... Отсюда вытекает определенный параметр - психолог должен быть здоровым психически и иметь неискаженное восприятие окружения. Психолог – это пример для подражания, эталон гармоничной личности. Если у человека свои нерешенные проблемы то, как он может помочь другим? Согласитесь, нонсенс. Хороший специалист должен иметь не только профессиональные знания, но и иметь довольно разносторонний жизненный опыт. Однако небольшие помешательства в определенных сферах у психолога все же должны быть - так показывает мета-анализ истории психологии. Все школы и теории появились из-за проекции их авторов.

Когда-то давно, люди приходили к старейшинам. Они шли на поклон к мудрому, проницательному, понимающему,  человеку, которому доверяли свою жизнь и судьбу. Внешним видом старейшина уже внушал спокойствие. На своем примере он учил других, передавая успешный опыт… Может ли психолог быть психотерапевтом? Еще один неоднозначный вопрос. Без медицинского образования, пожалуй, нет, потому что психотерапевты работают уже с явными отклонениями, иногда даже применяя медикаменты. Инструменты диагностики и коррекции конечно у психолога и психотерапевта схожи, однако, клиенты другие. Практический психолог работает со здоровой личностью, которая испытывает некие затруднения в различных сферах жизни. Поэтому появилась формулировка – консультант. Практический психолог лишь консультирует, и не более. Собственно  деятельность психолога-консультанта протекает в трех основных направлениях: он диагностирует, консультирует и ведет тренинговую работу. В процессе психодиагностики психолог измеряет индивидуально-психологические особенности личности и сообщает клиенту достоверную информацию в приемлемой для него форме. Психолог должен помнить:     Работая с клиентом необходимо подключить все свои профессиональные и личностные возможности. Если психолог понимает, что работа с клиентом выходит за зону его компетенции, он должен перенаправить клиента к другим специалистам (психиатру, невропатологу).     Работа всегда осуществляется с согласия клиента, поэтому заставить человека делать то, чего он в действительности  не хочет, невозможно.Цель работы практического психолога заключается в том, чтобы дать клиенту поддержку, раскрыть в нем черты качества, помочь выработать необходимые навыки.Эффект психологического воздействия может быть заметен не сразу. Более того, нередко бывает, что клиент в результате работы с психологом радикально меняет свою жизнь к лучшему, но при этом не сознается самому себе в том, что ему помогли извне. Это самый лучший исход работы с клиентом, ведь то, до чего человек дошел сам, он никогда не забудет, а квалифицированному психологу важен результат, а не самолюбие. Этика психолога Психологу важно быть:
  •         Общительным
  •         Уверенным в себе
  •         Гибким в поведении и мышлении
  •         Деликатным
  •         Толерантным
  •         Образованным
Деликатность в работе психолога просто необходима. А.П. Чехов особо подчеркивал значение этого качества для врачей и вообще для интеллигентного человека. Требуется особая тактичность при общении и выдвижении своих диагностических гипотез, чтобы не нанести непоправимую травму. Толерантность заключается в принятии мыслей клиента, его системы ценностей и убеждений. Не нужно в лоб заявлять клиенту, что тот неправильно живет и ничего хорошего его не ждет с такой картиной мира. Хороший психолог может без особых трудностей «достучатся» до клиента, чтобы тот осознал всю важность предстоящей работы. Здесь играет роль общительность  (в меру, для установления раппорта) и образованность. Метафоры служат скрытым примером, в которых зашифрован посыл к действию. Основные заповеди психолога:  «Не навреди!» Помимо сознания психолог работает с подсознанием клиента. Вытаскивает наружу страхи, пороки, страсти клиента. Непрофессиональное использование подобной информации может привести к еще большему психологическому кризису.  «Никогда не используй в корыстных или иных целях информацию, полученную от клиента». Профессиональная тайна - самый важный элемент деятельности многих специалистов: врачей, юристов, психологов, всех тех, кому приходится иметь дело с конфиденциальными данными. Психолог как священник, все услышанное остается в тайне…   «Не советуй!» Сократ в тех случаях, когда к нему обращались за советом, отвечал: «Поступай, как знаешь, все равно потом раскаешься». Советуя, вы наживаете себе врагов. В том случае если совет придется не по душе - пойдут советоваться с другим, который скажет то, что соответствует тайным и неосознаваемым желаниям обратившегося. В случае же, когда совет примут, - при неудаче, тем самым, снимут с себя ответственность.   «Не предлагай свои услуги». Жди, когда об этом сами попросят. Помните как у Булгакова? «Никогда ничего не просите! Сами все предложат и сами все дадут!». Не нужно навязывать свои услуги, направо и налево рекламируя себя и давая советы. Клиент должен самостоятельно сделать вывод, что ему нужна помощь, и именно от вас, как от квалифицированного специалиста. «Никаких личных отношений с клиентом!» Больная тема в области консультаций. В США, на самом первом собрании первокурсников психологического факультета, декан ведет аналогичную, просветительную беседу на тему каким должен быть хороший психотерапевт. Первый запрет – это никаких сексуальных контактов с клиентом. Говорят, половина абитуриентов сразу решает сменить профессию. Ибо большой соблазн воспользоваться доверием и открытостью, за что у них могут посадить и отобрать лицензию на практику. Клиент - это клиент. Ничего личного, только работа.

    «Профессионально расти!» Буквально бешеным темпом жизнь идет вперед, и если хочешь быть успешным в своем ремесле - овладевай современными технологиями, постоянно обновляй средства и методы работы, посещай супервизии, различные семинары и тренинги преуспевших в своем деле  столичных коллег. Нельзя жалеть денег на хороших тренеров с актуальными разработками, потому что это, прежде всего развитие себя, не только как профессионала, но и как личности.

Также нужно отметить, что психолог тоже имеет свою точку зрения, и клиент не должен вмешиваться в процесс, давая советы как лучше с ним работать. Если что-либо не устраивает клиента, то он вправе сменить специалиста. Профессия психолога не настолько древняя, чтобы всем угождать... В заключении я бы хотел порекомендовать отличную книгу на тему психотерапии и этики психотерапевта – «Лжец на кушетке» Ирвина Ялома.

Это литературное произведение, удивительное сочетание психологической проницательности и восхитительно-живого воображения, облаченное в яркий и изящный язык прозы. Ялом показывает изнанку терапевтического процесса, позволяет читателю вкусить запретный плод и узнать, о чем же на самом деле думают психотерапевты во время сеансов. Вы узнаете о том, какие бывают клиенты, к чему приводит нарушение этики, а так же познакомитесь с самим процессом психотерапии.

www.xn--80aefehgbmmrrx4a9b.xn--p1ai

плюсы и минусы, описание и особенности, где учиться

Конкурс на психологические факультеты держится на стабильно высоком уровне уже немало лет. Как не затеряться среди абитуриентов-конкурентов? Как понять, что психология - это действительно ваше призвание?

Содержание статьи

Рейтинг профессии

Востребованность

Оплачиваемость

Входной барьер

Зачем идут в психологи

Психология многим кажется увлекательной и интересной наукой, которая имеет свои плюсы. Популярная психологическая литература иногда представляет психологию как своеобразный набор секретов и приемов, знание которых способно сделать человека успешным и счастливым. И, конечно, многие хотят влиять на окружающих.

А вот студенты-первокурсники часто бывают неприятно удивлены: курсы «Общая психология» и «Физиология высшей нервной деятельности» особой увлекательностью не отличаются, а главное - это довольно трудные дисциплины. Только на 4-5-м курсах у будущих психологов появляются практико-ориентированные предметы, более или менее близкие по содержанию к популярной литературе: «Психологическое консультирование», «Семейная психология» и т. п. Однако на экзаменах всё равно не получится «выехать» на житейском опыте. Психология - это серьезная, содержательная наука. А значит, если вы выбираете эту специальность в надежде на легкую учебу, вы неминуемо окажетесь разочарованы.

Еще одна распространенная мотивация для поступления на психфак - желание разобраться в себе.

Конечно, некоторые, поступив в вуз, чтобы решить свои проблемы, позднее всерьез заинтересовываются психологией именно как будущей профессией. Но всё же, если вы осознаете, что этот мотив выбора для вас ведущий, желательно выбрать другой путь.

Следующий популярный мотив - желание помогать людям. И профессия психолога действительно даст возможность реализовать этот мотив. Только нужно понимать: для того чтобы профессионально оказывать психологическую помощь, предстоит много работать над собой. Ведь основной инструмент психолога-консультанта, психотерапевта - его собственная личность. Причем обучения в вузе окажется недостаточно. Высшее профильное образование дает лишь необходимую базу, а для возможности стать психотерапевтом (именно так называются специалисты, профессионально оказывающие психологическую помощь) потребуется дополнительное обучение, довольно длительное и оканчивающееся процедурой сертификации; учиться предстоит и во время практики.

Какие качества необходимы

Необходимых качеств не так уж много; всё остальное - профессиональные навыки, которым и можно с большим или меньшим трудом овладеть. Сами психологи полагают, что профессионалам необходимы  интерес и уважение к Человеку (да, именно с большой буквы). Им искренне интересно, как устроен внутренний мир человека, они искренне хотят разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек? Такой интерес мало поддается развитию: либо он есть, либо его нет. Другими словами: есть ли в вас человеколюбие, дружелюбны ли вы?

Еще одно важное качество - толерантность. Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные человеческие проявления без агрессии и раздражения. Такое качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но всё же, если оно уже есть как данность, будет проще.

Третье - это гибкость, открытость изменениям. Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сенситивность, иначе говоря -- чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Оно развиваемо, но и начальный уровень имеет значение.

Также важны умение ясно выражать свои мысли, умение слышать и понимать другого  и  умение управлять собственными эмоциями.

Наличие и степень развития у вас всех этих качеств вы можете оценить сами (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь профессионал должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения). Также спросите мнения окружающих либо обратитесь к психологу для психодиагностики.

Чем занимаются

Частной практикой в чистом виде в нашей стране занимается не так много людей. Обычно это уже «раскрученные» профессионалы, имеющие обширную клиентуру. Порой студенты мечтают после обучения открыть собственный психологический кабинет. Увы, будучи никому не известными, они рискуют работать себе в убыток. Большинство психологов если и занимаются частной практикой, то только в дополнение к деятельности по основному месту работы.

Каким оно может быть? Прежде всего, стоит назвать сферу образования. Психологи работают в:

  • школах;
  • детских садах;
  • училищах;
  • образовательных центрах.

В основном они занимаются психодиагностикой - определением при помощи специальных методов способностей и личностных особенностей учащихся и воспитанников и выстраиванием индивидуального подхода к обучению на основании психологического портрета. Также они ведут коррекционную и развивающую работу - помогают детям справляться с теми или иными трудностями, формировать необходимые навыки и качества. При этом приходится много возиться с документами, что часто удивляет новичков. Психологические характеристики, отчеты, обработка диагностических данных - всё это составляет как минимум треть реального рабочего времени.

Психологов берут на работу и в кадровые службы организаций или, как их иначе называют, службы по персоналу либо HR-подразделения. В качестве менеджера по персоналу психолог также может выполнять целый ряд задач. Он подбирает персонал на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов, помогает новым сотрудникам адаптироваться к месту работы, проводит обучающие программы и тренинги, обеспечивает грамотную расстановку кадров на основе психодиагностики и оценки психологической совместимости специалистов и даже способствует развитию управленческих технологий. Всё это в итоге должно повысить эффективность работы предприятия.

Психологические знания и умения востребованы также в рекламе, в политике, в юриспруденции, в различных силовых ведомствах. Наконец, психолог может заниматься научными и прикладными исследованиями в своей области.

Минусы профессии

Основная трудность работы психолога в любой сфере - это риск эмоционального выгорания. Ведь психолог, так или иначе, включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.  

Если, прочитав эту статью, вы только укрепились во мнении, что психология - это ваше, остается только пожелать вам удачи в постижении науки о человеческой душе.

Автор статьи: Евгения Лепешова, психолог

Отзывы, комментарии и обсуждения

edunews.ru

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

Экология сознания. Психология: В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Принести благодать себе и нести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Зачем люди идут в психологию?

Ответить на экзистенциальные вопросы о смысле жизни и научиться экологии общения. Раньше за этим шли в духовную семинарию - сейчас идут в психологию.

Мотивация выбора этой профессии?

В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Обрести свою благодать и отнести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Но по ходу обучения предмету, большинство из них забывают, зачем пришли. Информация по диагностике психологических явлений и состояний захватывает и очаровывает. И вот уже новоиспеченный психолог вовсю ставит диагнозы другим, демонстрируя свою эрудицию - это у вас «гиперопека», а это «прокрастинация», а здесь «невротическая привязанность». 

«Испорченный» терминологией специалист, получивший доступ к дополнительной «игре» может начать самоутверждаться на клиентах, произносить сложные термины без попытки объяснить их простым языком. С ходу ставить мудрёные диагнозы, вызывая у клиента преждевременное и пока еще не обоснованное уважение к себе как «специалисту» и   рискует окончательно забыть про свою изначальную цель - помочь самому себе.

Преждевременная деятельность психолога начинает подпитывать его личность и он теряет необходимость разбираться со всем тем багажом внутренних проблем, с которыми он пришел в психологию. Так, новоиспеченный специалист, увлёкшись игрой «я - психолог» прежде, чем разберется сам с внутренними обидами / жаждой признания / собственной неуверенностью, вместо исцеления собственных травм души  начинает опираться на институт психологии как на компенсацию собственной ущербности.

Поэтому так важно начинающему психологу помнить о той первичной цели, с которой он зашел в психологию и работать над собственным исцелением. Для этого в пространстве психологии существует территория «экспериментов на кошках», которая называется мудрёным словом «супервизия» - это обязательная терапия, которую должны студенты проходить друг у друга или у более компетентного коллеги, для того, чтобы обсудить друг с другом  и с преподавателем - «что же мы делали, когда мы это делали?». 

Именно так хороший психолог шлифует своё мастерство. После своего обучения психологу полезно продолжать общение со своим  психологом, учителем, супервизором  - это не даст ему впасть в заблуждение о собственной непогрешимой компетентности. 

Таким образом, он будет освежать в памяти роль «клиент психолога», что даёт навык уметь видеть «косяки» своих коллег, задавать правильные вопросы, делать выводы, совершать открытия и… чувствовать границы ответственности каждой из сторон терапии.

Границы ответственности - очень важная тема. Важность её в том, что психологу необходимо научиться разделять, где заканчивается его ответственность и начинается ответственность клиента. В этом ему поможет только собственное участие в процессе терапии в роли клиента. 

Иначе происходит злоупотребление понятием «ответственность» и новоиспеченный психолог, естественно из лучших побуждений, начинает брать на себя лишнее - обещать волшебные результаты, подчеркивая этим свою значимость. Вместо того, чтобы способствовать процессу, в котором обратившийся становится более инициативным и самостоятельным хозяином своих решений и своей жизни.

Эта игра с лишней ответственностью приводит к тому, что обижены остаются оба:

  • клиент, потому что ему обещали, что чудо произойдет легко и безусильно, а оно не произошло;

  • психолог, «недолеченный» в своё время, тоже остаётся недоволен тем, что его искрений порыв неоценен клиентом;

Клиент, по мнению «великодушного психолога», как бы должен сам догадаться, что пора проявить ответное великодушие и порадовать психолога самостоятельным включением в работу и взятием ответственности за свою жизнь. Но этого почему-то не происходит.

Не происходит, так как в самом начале, еще на старте, некомпетентный психолог, занятый демонстрацией своей информированности, не способен стать «пустой чашкой», чтобы вместить в себя человека, пришедшего к нему и прочувствовать, что способно пробудить внутренний резерв клиента - включить его энтузиазм.

Если психолог прошел собственную терапию, то он имеет свою «я-историю»: историю исцеления/пробуждения/вырастания и он обладает, благодаря собственному опыту исцеления, не столько информацией об этом, сколько знанием как этого достичь. Знания, в отличие от информации, не занимают много места, сколько занимает его научная терминология и эрудиция. 

Знания - это то, что существует в пустоте и приводит к обретению тишины. Когда мы решаем какую-то задачу, мы можем проследить весь этот процесс. От суеты поиска, через экспериментирование с идеями и информацией, к обретению знания в момент получения результата и последующей тишины в удовлетворении.

Весь тот шум, который существует внутри личности, порождается её обеспокоенностью отсутствия желаемого или мыслями из тоски по неосуществимости своих чаяний. Шум и суета о том, что есть на "сейчас" это не то, что должно быть - занимает столько места в человеке, что у него не остаётся «свободных гигабайт» для радости. Радости, что он у себя есть, радости от самой жизни. Озабоченный  проблемой человек не вмещает в себя жизнь.  Он полон размышлениями о жизни, он в ней не находится - это парадокс обеспокоенных людей.

Беспокойство изматывает и обесточивает человека, а истощенный внутренним шумом, он не способен на эффективные действия.

Психолог, сумевший помочь себе, имеет внутри себя ту пустоту, которая готова принять человека пришедшего к нему за помощью. Размещаясь в тишине этой пустоты, в поле психолога, с клиентом происходят осознания о себе и своей жизни. В этой тишине у человека затихает суетливый шум/мозговой штурм  - освобождается внимание для восприятия. Восприятие становится такого качества, что человек в процессе рассказа о себе  делает открытия и начинает становится понятен самому себе.

Поэтому, если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист. 

Или если вы не исцелились с первого раза, но с первой встречи вам стало лучше, яснее, вдохновенней или спокойней - это ваш психолог / ваш доктор.

И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда… однажды… что вы хотите решить проблему за раз, если вы создавали её годами» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Нет формул приводящих к счастью, потому что человек идет не к нему. Оно, счастье, существует как лакмусовая бумажка качества жизни. Как явление суммарной сбалансированности жизни человека, но к нему не идут.

Ребенок от рождения имеет способность к счастью. И если он здоров, то будучи сытым, он прибывает в нём  - безусильно счастливый и любопытный к жизни. И только влияние значимых взрослых, корректирующих поведение ребёнка, лишает его постоянной и безоглядной способности прибывать в счастливом расположении духа.

 

Это Вам будет интересно:

Как перестать привлекать к себе вредоносные мысли

ЗАКОН, а не случай — ваши мысли реальны!

 

Вывод:

Люди по разному теряют способность к счастью, отрекаются от своих желаний в угоду значимым и любимым. Уникален путь каждого, кто решает восстановить собственные опоры - собственную способность к счастью, целостности и эффективности в отношениях и целедостижениях

Психолог  - он только проводник, разворачивающий для клиента ландшафт охоты на его собственные самоограничивающие программы.

Когда человек начинает видеть, как он сам создал ограничения на своем пути к свободе и счастью –появляется понимание и энтузиазм к освобождению своей дороги -пути врождённого могущества и благодати. опубликовано econet.ru

Автор: Наталья Валицкая

 

econet.ru

Тема 3. Психолог как личность и профессионал.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

«Модель специалиста» и индивидуальный стиль деятельности психолога. Профессионально важные качества психолога. Профессиональная компетентность психолога. Сущность, структура, содержание профессиональной компетентности. Способы, методы формирования профессиональной компетентности психолога.

Основные этапы развития психолога-профессионала. Деструкции в профессиональном развитии. Проблемы развития и саморазвития психолога-профессионала. Идеал «естественного» развития психолога. Идеал целенаправленного обучения и воспитания психолога. Типы и уровни профессионального самоопределения. Проблема построения универсальной типологии психологической деятельности.

Этические проблемы профессионального самоопределения психолога. Рассмотрение этических проблем в психологии. Главный «этический» парадокс психологии. Основные этические принципы в работе психолога. Проблема общечеловеческих ценностей в работе психолога. Главный этический ориентир психолога-практика. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога и в практической психологии.

Тема 4. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

История высшего психологического образования в России. Основные аспекты высшего психологического образования.

Мотивы выбора психологической профессии. Особенности построения взаимоотношений студента-психолога с преподавателями, администрацией и друг с другом. Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студентов.

Пути профессионального совершенствования психолога. Способы профессионального совершенствования психологов по окончании ВУЗа.

Профессиональные сообщества психологов. Цели объединения психологов в общественные организации.

Практические занятия:

Элементы психологического тренинга: «Знакомство. Образ «я» в глазах других». Элементы психотренинга общения. Групповой образ «мы». Элементы психотренинга общения. Образ «я» и «мы». Психологический анализ эссе «Маленькая повесть о самом себе». Проективный рисуночный тест «Автопортрет».

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе преподавания дисциплины используются современные образовательные технологии и формы:

· Лекции; практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, семинары, где проводятся дискуссии, тестирование, ролевые и деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций.

· Самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, подготовка к текущему контролю знаний и к зачету.

· Консультирование студентов по вопросам учебного материала, написание тезисов статей, докладов на конференции.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы для самостоятельной работы к семинарским занятиям, вопросы к экзамену.

Для контроля текущей успеваемости используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний.

Текущий контрольуспеваемости осуществляется на основе рейтинговой системы оценки знаний с привлечением таких оценочных средств, как домашние задания, вопросы к семинарским занятиям, темы докладов, эссе, контрольных работ.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составить конспект на тему «История возникновения психологии как науки в России и за рубежом».

2. Проанализировать и охарактеризовать основные направления деятельности психолога. Составить таблицу.

3. Составить конспект на тему «Актуальные проблемы психологии в России».

4. Проанализировать Федеральный Государственный Образовательный Стандарт по направлению подготовки «Психология».

5. Рассмотреть психологические особенности имиджа психолога. Составить профессиональный портрет психолога.

6. Подготовить доклад (презентацию) на тему «Выдающиеся психологи XX века».

7. Составить глоссарий следующих понятий:житейская психология, научная психология, практическая психология, прикладная психология, парапсихология, профессия, специальность, психодиагностика, психопрофилактика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия.

Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям (примерные темы рефератов)

1. Характеристика современной системы профессионального образования в России.

2. Актуальные проблемы современной психологической науки.

3. Характеристика профессиональной деятельности психолога-практика.

4. Характеристика путей профессионального совершенствования и саморазвития психолога.

5. Применение психологических знаний в юридической науке и практике.

6. Цели и задачи практических психологов в сфере образования.

7. Подготовка профессиональных психологов за рубежом.

8. Психологическая работа в медицинской сфере.

 

mykonspekts.ru