Книга: «Психиатрия и медицинская психология. Учебник». Психиатрия и медицинская психология


Психиатрия и клиническая (медицинская) психология.

Количество просмотров публикации Психиатрия и клиническая (медицинская) психология. - 13

См.(1) с. 7-14, (2) с.9-13

Человек состоит из психики и тела. Тело наглядно. Его патология изучается соматической медицинои̌. Психика неосязаема, нематериальна, определить практически невозможно, "сущность нашего ума ускользает от нас", - как говорили древние. И в то же время она – самая несомненная реальность, каждый знает это по себе.

Психология изучает психику человека, её "строение", "устройство" ( эмоции, воля, мышление, сознание и т. д.) развитие ( психология детская, зрелости, старости и др.), особенности проявления в различных сферах деятельности ( психология обучения, инженерной деятельности, малых групп, социальная психология и проч.) и т.п.

Клиническая или медицинская психология- это психология человека в связи с проблемой болезни и здоровья. Это, прежде всего, психология переживания болезни – учение о внутренней картине болезни, реакции личности на болезнь, о психологических аспектах организации лечебного процесса, о взаимоотношениях врач-сестра-больной (родственники больного, родители больного ребенка и т.д.). Это и проблема "медицина и средства массовой информации", психолого-этические аспекты рекламирования лекарственных средств, медицинских рекомендаций в прогнозе погоды, некоторые аспекты трансплантологии и биоэтики и многое другое, традиционное для медицины, врачевания или же порожденное нашим временем. Основоположник этой дисциплины – выдающийся немецкий психиатр и психотерапевт Эрнст Кречмер назвал свою книгу по этой проблеме "Медицинская психология" (русское издание – 1927 год). В наши дни определения медицинская и клиническая употребляются как синонимы. Но в некоторых зарубежных толкованиях слову "клинический" придается боле узкий смысл – это проблема ,ситуация, случай, связанные с болезнью, тяжелым, часто именно стационарным больным. "Медицина" шире "клиники", поэтому лично нам определение "медицинская" представляется более точным.

Но никакая, в т.ч. и медицинская ( и даже клиническая) психология не разрабатывает понятие болезни, патогенеза симптома, синдрома (в их врачебном понимании ,- напр. Размещено на реф.рфв психологии нет и не должна быть понятий галлюцинаций, бреда, онейроида, кататонии, потому что таких состояний, переживаний нет и не должна быть в нормальной , здоровой психике), клиники, течения, диагностики и лечения заболеваний.

Болезни психики (то есть её особое, изменение, деформация, разрушение, распад) изучаются психиатрией. Но искажается и разрушается не " психика вообще", а конкретные психические процессы – (см.(2) с.25) - мышление, восприятие, воля, эмоции и т.д. Их иногда ещё называют душевными процессами и отграничивают от ценностей, идеалов, верований (духовная сфера) которые тоже есть часть психики, но такая, которую исследуют представители других наук о человеке- педагоги, юристы, философы, религиоведы , политологи и др. Размещено на реф.рфТакое противопоставление духовного и душевного помогает , в частности, четко обозначить пределы компетенции психиатрии, предохраняет её от вторжения в сферу политики, идеологии, от использования в качестве одного из репрессивных инструментов. См. также (3) с. 3 – 7.[N.I1]

referatwork.ru

Психиатрия и медицинская психология. Учебник

Психиатрия и медицинская психология. Учебник

В учебнике рассмотрен широкий круг проблем психиатрии. Подробно освещены вопросы общей психопатологии, дана характеристика часто встречающихся симптомов и синдромов психических расстройств. Представлены принципы классификации, диагностики, лечения, а также сведения об этиологии и распространенности основных психическихзаболеваний и болезней зависимости. Обсуждаются теоретические вопросы, касающиеся происхождения и законов развития психических нарушений, а также принципы организации психиатрической помощи и проведения экспертизы. В специальном разделе учебника изложены вопросы медицинской психологии, затрагивающие сложные психологические ситуации, возникающие в работе врача любой специальности. Предназначен студентам медицинских вузов.

Издательство: "ГЭОТАР-Медиа" (2016)

Формат: 60x90/16, 896 стр.

ISBN: 978-5-9704-3894-7

Другие книги схожей тематики:

АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Иванец Н., Тюльпин Ю., Кинкулькина М.Психиатрия и медицинская психология. УчебникВ учебнике рассмотрен широкий круг проблем психиатрии. Подробно освещены вопросы общей психопатологии, дана характеристика часто встречающихся симптомов и синдромов психических расстройств… — ГЭОТАР-Медиа, (формат: Твердая глянцевая, 896 стр.) Подробнее...20162414бумажная книга
    Иванец Николай Николаевич, Тюльпин Юрий Геннадиевич, Кинкулькина Марина АркадьевнаПсихиатрия и медицинская психология. УчебникВ учебнике рассмотрен широкий круг проблем психиатрии. Подробно освещены вопросы общей психопатологии, дана характеристика часто встречающихся симптомов и синдромов психических расстройств… — ГЭОТАР-Медиа, (формат: Твердая глянцевая, 896 стр.) Подробнее...20143534бумажная книга
    Иванец Николай НиколаевичПсихиатрия и медицинская психология. Учебник. Гриф МО РФВ учебнике рассмотрен широкий круг проблем психиатрии. Подробно освещены вопросы общей психопатологии, дана характеристика часто встречающихся симптомов и синдромов психических расстройств… — ГЭОТАР-Медиа, - Подробнее...20162495бумажная книга
    Иванец Николай Николаевич, Тюльпин Юрий Геннадиевич, Кинкулькина Марина АркадьевнаПсихиатрия и медицинская психология. Учебник. Гриф МО РФВ учебнике рассмотрен широкий круг проблем психиатрии. Подробно освещены вопросы общей психопатологии, дана характеристика часто встречающихся симптомов и синдромов психических расстройств… — ГЭОТАР-Медиа, (формат: Твердая глянцевая, 896 стр.) Подробнее...20162992бумажная книга

    См. также в других словарях:

    • Психиатрия — Сюда перенаправляется запрос «Психиатр». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

    • МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Содержание: I. Медицинская литература научная....... 54 7 II. Список мед. журналов (1792 1938)...... 562 III. Медицинская литература популярная..... 576 (цветники), лечебники (целебники, врачебники), фармакопеи (аптеки).… …   Большая медицинская энциклопедия

    • Здоровье — У этого термина существуют и другие значения, см. Здоровье (значения). Здоровье  состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное… …   Википедия

    • Психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи …   Википедия

    • Скумин, Виктор Андреевич — Виктор Андреевич Скумин Скумин В. А., 1994 год Дата рождения: 30 августа …   Википедия

    • Обсессия — Феликс Платер учёный, впервые описавший обсессии …   Википедия

    • Жизнь — У этого термина существуют и другие значения, см. Жизнь (значения). Жизнь активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования[1][2][3]; совокупность физических и… …   Википедия

    • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

    • Судебная медицина — (англ. forensic pathology, нем. Rechtsmedizin, фр. médecine légale)  особый раздел медицины, который занимается применением медицинских и других знаний из области естественных наук для нужд органов правопорядка и юстиции.… …   Википедия

    • Гомосексуальность — Однополая семья …   Википедия

    • Бек, Аарон Тёмкин — Аарон Тёмкин Бек Aaron Temkin Beck Дата рождения: 18 июля 1921(1921 07 18) (91 год) Место рождения: Провиденс, США Страна …   Википедия

    dic.academic.ru

    Психиатрия и клиническая (медицинская) психология.

    Заболевания
    Психиатрия и клиническая (медицинская) психология.

    просмотров - 22

    См.(1) с. 7-14, (2) с.9-13

    Человек состоит из психики и тела. Тело наглядно. Его патология изучается соматической медициной. Психика неосязаема, нематериальна, определить практически невозможно, "сущность нашего ума ускользает от нас", -как говорили древние. И в то же время она – самая несомненная реальность, каждый знает это по себе.

    Психология изучает психику человека, ее "строение", "устройство" ( эмоции, воля, мышление, сознание и т. д.) развитие ( психология детская, зрелости, старости и др.), особенности проявления в различных сферах деятельности ( психология обучения, инженерной деятельности, малых групп, социальная психология и проч.) и т.п.

    Клиническая или медицинская психология- это психология человека в связи с проблемой болезни и здоровья. Это прежде всœего психология переживания болезни – учение о внутренней картинœе болезни, реакции личности на болезнь, о психологических аспектах организации лечебного процесса, о взаимоотношениях врач-сестра-больной (родственники больного, родители больного ребенка и т.д.). Это и проблема "медицина и средства массовой информации", психолого-этические аспекты рекламирования лекарственных средств, медицинских рекомендаций в прогнозе погоды, некоторые аспекты трансплантологии и биоэтики и многое другое, традиционное для медицины, врачевания или же порожденное нашим временем. Основоположник этой дисциплины – выдающийся немецкий психиатр и психотерапевт Эрнст Кречмер назвал свою книгу по этой проблеме "Медицинская психология" (русское издание – 1927 год). В наши дни определœения медицинская и клиническая употребляются как синонимы. Но в некоторых зарубежных толкованиях слову "клинический" придается боле узкий смысл - ϶ᴛᴏ проблема ,ситуация, случай, связанные с болезнью, тяжелым, часто именно стационарным больным. "Медицина" шире "клиники", в связи с этим лично нам определœение "медицинская" представляется более точным.

    Но никакая, в том числе и медицинская ( и даже клиническая) психология не разрабатывает понятие болезни, патогенеза симптома, синдрома (в их врачебном понимании ,- напр. в психологии нет и не может быть понятий галлюцинаций, бреда, онейроида, кататонии, потому что таких состояний, переживаний нет и не может быть в нормальной , здоровой психике), клиники, течения, диагностики и лечения заболеваний.

    Болезни психики (то есть ее особое , изменение, деформация, разрушение, распад) изучаются психиатрией. Но искажается и разрушается не " психика вообще", а конкретные психические процессы –(см.(2) с.25) -мышление, восприятие, воля, эмоции и т.д. Их иногда еще называют душевными процессами и отграничивают от ценностей, идеалов, верований (духовная сфера) которые тоже есть часть психики, но такая, которую исследуют представители других наук о человеке- педагоги, юристы, философы, религиоведы , политологи и др. Такое противопоставление духовного и душевного помогает , в частности, четко обозначить пределы компетенции психиатрии, предохраняет ее от вторжения в сферу политики, идеологии, от использования в качестве одного из репрессивных инструментов.. См. также (3) с. 3 – 7.

    medic.oplib.ru

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

    • Published on04-Apr-2017

    • View215

    • Download1

    DESCRIPTION

    70 Цель данной работы состоит в обсуждении соот- ношения между медицинскими (психиатрическими),…

    Transcript

    70 Цель данной работы состоит в обсуждении соот- ношения между медицинскими (психиатрическими), психологическими и социальными составляющими лечебного процесса. Практическое значение этой про- блемы обусловлено формированием комплексного (с участием психиатров, медицинских психологов, соци- альных работников) подхода к ведению больных пси- хическими расстройствами, а также рядом органи- зационных и методических вопросов, возникающих при оказании полипрофессиональной психиатриче- ской помощи. Что же касается теоретической стороны этой проблемы, то она затрагивает некоторые актуаль- ные методологические вопросы, которые могут ока- зать серьезное влияние на дальнейшие перспективы охраны психического здоровья [4, 7, 9, 10]. Психиатрия, как отрасль медицины, прошла дли- тельный путь развития. В ходе этого развития она не только обогатилась, но и качественно усложнилась. В результате произошла ее дифференциация на ряд суб- специальностей, таких как психотерапия, наркология, сексология и судебная психиатрия. Кроме того, боль- шое значение приобрели смежные дисциплины – меди- цинская психология и социальная работа в психиатрии. Однако это лишь формальная сторона дела, которая касается предмета и сфер деятельности психиатров. Существенно большее значение имеет методологиче- ская сторона. В этой сфере в психиатрии наметилось несколько основных направлений, каждое из которых постепенно обретает свой язык, понятийную и концеп- туальную систему. Здесь, в частности, выделяют кли- ническую психиатрию, которая связана с оказанием лечебной помощи психическим больным, биологиче- скую психиатрию, занятую изучением нейрохимиче- ских и нейрофизиологических механизмов заболева- ний и разработкой соответствующих диагностических и терапевтических методов. К важнейшему направле- нию психиатрии относится социальная психиатрия, которая определяет общую организацию психиатриче- ских служб, а также соотносит научно-образовательные структуры и профессиональные стандарты с обще- ственными потребностями. Наконец, одним из цен- тральных направлений в психиатрии является так назы- ваемая психологическая психиатрия, которая привно- сит психологические знания, методологию и инстру- ментальную базу в психиатрию и, в то же время, вли- яет на психологию, передавая ей клинические запросы и предоставляя конкретный клинический материал для психологических исследований. Психологическая психиатрия – сложное понятие. Говоря в общих чертах, обычно под этим направле- нием в психиатрии понимают психологическое тести- рование, психотерапию и психосоциальную реабили- тацию. Однако, на самом деле, оно не исчерпывается этим. Дело в том, что основной для клинической пси- хиатрии клинико-психопатологический феноменоло- гический метод во многом является именно психоло- гическим методом. Он в значительной степени связан с традицией интроспекции, которая основывается на получении и систематизации сведений, почерпнутых из субъективных переживаний пациента [8, 14]. При этом психопатологические феномены, а также связи между ними эмпатически и интуитивно опосредуются субъективным восприятием врача-психиатра, а затем многократно воспроизводятся в клиническом опыте. Такое воспроизведение является основой для объек- тивации и клинической квалификации психопатоло- гических феноменов, а также способствует форми- рованию представлений о симптомах, синдромах и болезни. В силу своей эмпатической природы фено- менологический подход ориентирован на выявление психических расстройств, которые выходят на пер- вый план в состоянии больного. По мере усложне- ния диагностической квалификации воспроизводи- мость такой диагностики снижается. Феноменоло- гический подход исторически связан с философией. Однако несбалансированное соединение философ- ских принципов с эмпирическим исследованием не всегда приводит к удачным результатам и может соз- давать условия для формирования схоластических, интуитивных и идеологически окрашенных концеп- ций, практическое использование которых, как пра- вило, приводит к чрезмерному упрощению, игнори- рованию важных «частностей» и, в конечном счете, чревато серьезными отрицательными последстви- ями. Примеров этому в истории психиатрии и психо- логии 20 века предостаточно. Взять, например, быту- УДК 616.89–085 МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ А.Е. Бобров, Т.В. Довженко, М.А. Кулыгина Московский научно-исследовательский институт психиатрии 71СОЦИАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ 2014, т. 24, № 1 ющие представления о непосредственной зависимо- сти психогенных расстройств от психической травмы или концепцию линейной прогредиентности алкого- лизма. Сюда же можно отнести большое количество практических проблем, связанных с разработкой и внедрением DSM-V [13]. Другим воплощением психологического подхода в клинической практике психиатрии является пси- ходиагностика, которая тесно сопряжена с клинико- описательным методом. Клиническое описание раз- нообразных проявлений психических расстройств, личностных особенностей, предрасполагающих к их возникновению, а также динамики и особенностей трансформации психопатологических состояний в различных условиях представляет собой основное содержание данного метода. В наиболее полном виде клинико-описательный метод представлен в совре- менных классификациях психических расстройств, которые создавались не только для психиатров, но и для клинических психологов и социальных работни- ков [2]. При рассмотрении описательного метода сле- дует выделить операциональный принцип. Он заклю- чается в необходимости учета только объективиро- ванных (то есть независимых от наблюдателя) крите- риев аномалий поведения и социального функциони- рования, а также оценки различных сочетаний (кон- стелляций) этих критериев. Принцип операциональ- ной диагностики в рамках клинико-описательного метода служит задачам повышения надежности кате- гориальной квалификации психопатологических нарушений. Без него была бы невозможной реали- стическая квалификация типов и видов психиче- ских расстройств, их нозографическое обозначение и постановка валидного и верифицированного пси- хиатрического диагноза. Однако при этом усложня- ется диагностическая процедура, а на смену клини- ческой интуиции приходит формализованная система учета признаков, которые далеко не всегда вписыва- ются в целостную «психопатологическую картину». Важным усовершенствованием клинико-описа- тельного метода является психометрический под- ход. Он предоставляет возможность дополнить кате- гориальную квалификацию психического состояния больных количественной и степеннóй оценкой имею- щейся у них симптоматики. Такой подход позволяет также давать взвешенную характеристику так назы- ваемым психопатологическим «радикалам» и «спек- трам» психических расстройств. Это способствует тому, что различные диагностические категории рассматриваются не как самостоятельные дискрет- ные сущности, а как элементы непрерывного конти- нуума клинически и социально значимых свойств и параметров (например, расстройства шизофрениче- ского спектра, тревожные расстройства, зависимо- сти, отклоняющееся поведение и т.п.). Основная сложность, связанная с психометрическим принципом, заключается в том, что доминирование измерительных подходов приводит к утрате качествен- ной специфики оценки психических расстройств [4]. Психопатологический анализ начинает сводиться к рас- смотрению различных сочетаний, в которых выступают внешние проявления и признаки расстройств, степени их выраженности. Диагностический процесс при этом отождествляется с простым перебором заранее ограни- ченного числа параметров и их автоматическому сли- чению с заданными образцами [10]. Учитывая сказанное, в описательной психопатоло- гии в последние годы наметилась тенденция к объе- динению категориального и психометрического под- хода [12]. Особенно ярко это проявляется в Руковод- стве по диагностике и статистике психических рас- стройств 5-го пересмотра (DSM-V) [9], где психоме- трическая составляющая стала фактически необхо- димым компонентом клинико-диагностической ква- лификации. Однако и такой «мультиаксиальный» подход не лишен серьезных недостатков. Основ- ная методологическая проблема здесь состоит в еще большем усложнении диагностической процедуры, формализации диагноза и снижении его внутренней валидности за счет увеличения потенциально нере- левантных критериев [13]. Наконец, третьим психопатологическим методом, объединяющим психиатрию и психологию, явля- ется интерпретативная психопатология [11]. Суть этого подхода можно свести к стремлению описать, понять и концептуально объяснить1 значение раз- личных психопатологических феноменов, исходя из представлений об их системной организации, дина- мических взаимосвязях и иерархической структуре. По существу, этот подход основной акцент делает не на описании психопатологических феноменов, репрезентируемых в их единстве, а на дифференци- рованную интерпретацию их значений и функцио- нальных взаимосвязей. Инструментами указанного объяснения является активное психологическое вза- имодействие, анализ, интерпретация и «проработка» переживаний пациента с участием психотерапевта. Эмпатическое понимание болезненных пережива- ний и их рефлектирующая трактовка способствуют мобилизации личностных ресурсов и формированию у пациента «мета-когнитивных» смысловых струк- тур, позволяющих преодолевать, компенсировать или реконструировать дефицитарные психопатологиче- ские проявления, обусловленные онтогенетической неразвитостью или нарушением в результате забо- левания важных психологических функций и про- цессов. Более того, многие специалисты полагают, что даже дифференциация и воссоздание определен- ных психологических взаимосвязей в ходе целена- 1 Строго говоря, Дильтей, а вслед за ним и Ясперс, прово- дили строгое разделение между естественными науками и нау- ками о духе, что в свою очередь исключает прямой перенос кау- зальности на предмет «объясняющей» психопатологии. Тем не менее, попытки представителей многих психотерапевтических направлений концептуально понять психопатологию через при- зму причинно-следственных взаимодействий являются важней- шим отличительным признаком данного направления. 72 правленного обучения пациентов оказывает положи- тельный реабилитирующий эффект и обладает зна- чительным психопрофилактическим потенциалом. Указанное направление в психопатологии поро- дило множество диагностических и терапевтических подходов, базирующихся на каузальном понимании структуры и динамики психопатологических явле- ний. Причем сами указанные явления нередко сме- шиваются и отождествляются с представлениями о сущности психических страданий. Вытекающие же из этого попытки «соединить» интерпретативную пси- хологию с биологической психиатрией иногда пора- жают воображение (например, выведение погранич- ного расстройства личности из нарушений обмена окситоцина, как гормона обеспечивающего «аффилиа- тивное» поведение), однако при этом могут вводить в серьезное заблуждение практикующих специалистов. Таким образом, психология и психиатрия имеют во многом общую методологию, которая, однако, приобретает свои существенные особенности, в зависимости от профессиональной принадлежно- сти специалиста. Так, в настоящее время в среде пси- хиатров доминирует клинико-психопатологический феноменологический метод, который дополняется клинико-описательной (в основном, категориальной) методологией. С другой стороны, психологами все чаще используются психометрические и интерпрета- тивные методы в ущерб идеографическим. Однако, в принципе, ничто не препятствует расширению спек- тра методов, которыми оснащены как психиатры, так и психологи. Об этом свидетельствует опыт, который показывает, что врачи легко овладевают стандарт- ными психометрическими процедурами (например, при проведении скрининговых обследований или при оценке эффективности психофармакологиче- ских препаратов), а некоторые клинические психо- логи прекрасно ориентируются в МКБ-10 и DSM-IV. В чем же тогда противоречия между психологами и психиатрами, и каким образом можно наладить их сотрудничество оптимальным образом? Прежде всего, обратимся к взаимным претензиям, которые предъяв- ляют психиатры и психологи по отношению друг к другу. Психологами высказывается неудовлетворен- ность тем, что психиатры недостаточно глубоко оце- нивают их диагностические заключения, что они чрез- мерно привержены упрощенным диагностическим схемам, мало учитывают роль личностных и социаль- ных факторов в генезе и динамике психических рас- стройств. Кроме того, психологи бывают разочаро- ваны стремлением некоторых психиатров не допу- скать их к проведению психотерапевтической работы, в отдельных случаях не считают обоснованным запрет на использование ими психофармакологических средств, а также чувствуют себя ущемленными тем подчиненным положением, которое они обычно вынуждены зани- мать при совместном с психиатрами ведении больных. В свою очередь, от психиатров нередко можно услышать неудовлетворенность клиническими пси- хологами, которая связана, прежде всего, с их недо- статочно ответственным отношением к больным. По мнению врачей, это выражается в том, что результаты тестов и концептуальных психологических постро- ений могут заслонять у них интересы конкретного пациента, а в процессе практической работы они ведут себя больше как консультанты или сторон- ние наблюдатели и недостаточно «проникаются» интересами пациента и задачами лечения. Особенно много недовольства со стороны психиатров вызывают попытки некоторых психологов давать несогласован- ную с врачом интерпретацию природы психических страданий пациента или непрофессиональные советы, касающиеся его жизни и дальнейшего лечения. В этом отношении также негативно воспринимается недоо- ценка психологами значимости фармакологического лечения и упование на психосоциальные модели тера- пии. Наконец, рядом психиатров отстаивается точка зрения о «неэффективности» психологической психо- терапии, что обусловлено «непониманием» психоло- гами патогенеза и биологической сущности происхо- дящих в мозге патологических процессов. Если попытаться проанализировать ключевые моменты этих столкновений, то можно выделить две основных причины, порождающих эти проти- воречия. Первая из них связана с тем, что врач ори- ентирован, прежде всего, на оказание помощи кон- кретному пациенту, и в этом отношении он не чув- ствует себя связанным в выборе средств. Психоло- гический подход для психиатра является всего лишь «одной из» существующих возможностей. В связи с этим врачи не очень озабочены теоретическим обо- снованием, приверженностью абстрактным прави- лам и методикам. В то же время они весьма чувстви- тельны к вопросам ответственности и распределе- нию ролей в лечебном процессе. Отсюда возникает повышенное внимание психиатров к организаци- онным и этическим аспектам терапии. Врачам при- ходится постоянно учитывать юридическую ответ- ственность, наличие профессиональных этических требований и весьма развитый в медицине бюрокра- тический контроль. Наконец, им следует принимать во внимание и то, что общественное недовольство и пессимизм, а также распространенные в социуме архаичные страхи нередко канализируются в направ- лении медицинских работников. Медицинские психологи в значительной степени находятся вне указанного социального давления. Степень профессионального контроля и делегиру- емой им обществом юридической ответственности существенно ниже. Нередко это порождает скры- тый протест или активное отрицание медицинской модели как системы «профессиональной власти», потерю профессиональной идентичности. Это же приводит к поиску «альтернативных» путей в тера- пии, погружению в отвлеченные академические изы- скания, а также непродуктивную организационную либо коммерческую деятельность. А.Е. Бобров, Т.В. Довженко, М.А. Кулыгина 73СОЦИАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ 2014, т. 24, № 1 Озабоченность врачей-психиатров постановкой диа- гноза обусловлена тем, что диагноз «опредмечивает» многие стороны их профессиональной деятельности. Диагноз является результатом диагностической работы врача, представляет прогностическое видение перспек- тив пациента, а также является основой для подбора терапевтических, реабилитационных и профилакти- ческих мероприятий. Цель терапии для врача заклю- чается в купировании болезненного синдрома, пода- влении болезни, достижении ремиссии, предупрежде- нии обострений и даже полном излечении пациента. Все это, в конечном счете, сводится к овладению про- гнозом заболевания, который и задается диагнозом. С точки же зрения психолога, медицинский диагноз не является в полной мере достаточным. Для психо- лога в процессе психотерапии основными являются достигаемые пациентом уровни социальной адапта- ции, качество жизни и характер социального функ- ционирования. В этом плане точкой отсчета может стать психологический диагноз. Мишенями терапии для психолога являются личность, ее особенности или важные трансперсональные характеристики, добива- ясь коррекции которых можно рассчитывать на улуч- шение других психосоциальных показателей. Другой аспект проблемы связан с методологией. Клиническая психиатрия в понимании психических расстройств традиционно исходит из того, что их сле- дует рассматривать в направлении «от патологии к норме» [3]. В то же время, медицинская психология чаще исходит из положения о том, что патология явля- ется всего лишь «искажением» нормы, то есть патоло- гические процессы можно понять только на основании изучения нормальных приспособительных механиз- мов. При этом психические заболевания – это результат «накопления» отклонений от нормальных процессов. Говоря другими словами, здесь возникает стол- кновении двух различных методологических пара- дигм – медико-биологической, на которой воспиты- ваются врачи, и социально-психологической, которая имплицитно заложена в основу образования психо- логов. В основе медико-биологической парадигмы лежат представления о том, что психические рас- стройства возникают вследствие генетической пред- расположенности или прямого поражения централь- ной нервной системы, они обязательно имеют мозго- вой субстрат, их течение носит процессуальный (хотя и необязательно прогредиентный) характер, а клини- ческие феномены есть внешнее выражение внутрен- них биологических изменений. Психические заболе- вания несводимы к психологическим реакциям. Это нозологические формы, лечение которых состоит в коррекции биологических механизмов патогенеза. Социально-психологическая же парадигма подразу- мевает, что психические расстройства не существуют вне базисных структур общества, их субстратом слу- жит ткань межличностных связей, а динамика опре- деляется отношениями личности. Клиническая сим- птоматика часто является способом самовыражения и коммуникации. Болезни – это социальные роли, кор- рекция которых сводится к изменению усвоенных сте- реотипов реагирования и жизненных сценариев [1]. Преодоление конфликта между этими методологи- ческими позициями возможно только на основе выра- ботки новой более универсальной парадигмы, прооб- разом которой, по всей видимости, является биопсихо- социальная перспектива. Однако простой декларации в этой области явно недостаточно, и до окончатель- ного разрешения указанного методологического про- тиворечия еще далеко. Очевидно, что опосредованные взаимовлияния факторов этого триединства сложнее их простого механического взаимодействия. Только практическая работа и обширные научные исследо- вания в «пограничных» зонах биологии, психологии и социальных наук смогут согласовать позиции по данному вопросу, что естественно будет сопряжено с переформулированием базовых концепций, как пси- хиатрии, так и медицинской психологии. Важную роль в решении рассматриваемой про- блемы могут сыграть врачи-психотерапевты. Будучи врачами, многие психотерапевты остаются сторон- никами нозоцентрического подхода к диагностике и терапии психических расстройств. Вместе с тем, глубокое и профессиональное овладение психологи- ческими подходами к терапии и диагностике вносит коррекцию в их профессиональную деятельность. В этом плане полезно проследить, каким образом происходило становление психотерапии как само- стоятельной медицинской специальности в нашей стране. Вначале психотерапия рассматривалась лишь как медицинская процедура, связанная преимуще- ственно с гипнозом и внушением. Лишь с течением времени в отечественной психиатрии стали распро- страняться представления о рациональной психоте- рапии, как альтернативе гипнозу. Появились первые концепции личности, стали исследоваться вопросы психосоматики и психопрофилактики. Перспективы, которые открывались перед меди- циной в связи с развитием психопрофилактического и психосоматического направления, были осознаны тогдашним руководством здравоохранения. Поэтому, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, в Советском Союзе были организованы психотерапевтические кабинеты при поликлиниках. Вначале, в них осу- ществляли прием только психиатры, приписанные к поликлинике от психоневрологического диспан- сера. И лишь в начале 21 века, большинство пси- хотерапевтических кабинетов действительно стали таковыми, поскольку с этого времени для работы в таком кабинете врач-психиатр должен пройти про- фессиональную переподготовку по психотерапии и получить соответствующий сертификат. Несколько по-иному происходило введение пси- хологических и психотерапевтических методов в учреждениях психиатрической службы. Первона- чально в психоневрологических диспансерах орга- низовывались психотерпевтические кабинеты и отде- 74 ления, затем были введены должности медицинского психолога. После этого аналогичные должности начали появляться и в психиатрических стационарах. Медицинская психология непросто осваивается в стенах психиатрических учреждений. Основные слож- ности, возникающие при этом, связаны с определением должностных обязанностей, сферы юридической и эти- ческой ответственности психолога, а также показате- лей эффективности его деятельности. Множество спо- ров возникает в связи с определением набора необходи- мых для работы психолога профессиональных компе- тентностей. Какие стандартные психодиагностические инструменты должны быть использованы, какие пси- хологические методы и психокоррекционные методики могут применяться? Кто и на каких основаниях опреде- ляет приоритетность тех или иных методик? Может ли врач руководить работой психолога, и до какого уровня распространяется контролирующая функция заведу- ющего отделением? Вот далеко не полный перечень вопросов, с которыми сталкиваются специалисты при попытках интегрировать деятельность медицинских психологов в работу медицинских учреждений. Представляется, что ответы на эти вопросы опре- деляются выбором адекватной стратегии руководства работой психологов. Не вызывает сомнения, что в большинстве психиатрических учреждений, где рабо- тают медицинские психологи и социальные работники, необходима компетентная координация их деятельно- сти. При этом осуществлять ее должен врач, имеющий достаточные познания в психодиагностике и психоте- рапии, понимающий нюансы и проблемы сочетания психосоциальной и психофармакологической работы. С учетом сказанного, еще большее значение приобре- тает профессиональная переподготовка психиатров по психотерапии, а также повышение компетентности медицинских психологов по вопросам ведения паци- ентов с затяжными психическими расстройствами [5]. В заключение, хотелось бы остановиться на одной из важнейших проблем современной психиатрии. Она состоит в необходимости создания системы медико-психологического и психотерапевтического сопровождения учреждений первичного звена здра- воохранения. Выше уже отмечалось, что эта область психиатрии имеет колоссальное значение, поскольку при правильном использовании психодиагностиче- ских, психотерапевтических и психопрофилактиче- ских мероприятий в отечественной системе здраво- охранения могут произойти существенные позитив- ные сдвиги. Эти ожидания не беспочвенны. Дело в том, что распространенность психических рас- стройств в контингентах соматических больных, обращающихся в поликлиники, колеблется в диапа- зоне от 30 до 60%. Исследования показывают, что этот поток можно условно разделить на три равные группы. Состав первой группы определяется боль- ными с расстройствами психоорганического круга. Во вторую группу входят преимущественно больные с расстройствами аффективного спектра. Третью же и последнюю группу составляют пациенты с лич- ностными расстройствами, а также лица с ситуаци- онными психологическими проблемами [6]. Такой состав пациентов предопределяет необ- ходимость общей психиатрической подготовки у врачей-психотерапевтов, владение ими методами ведения больных с сосудистыми заболеваниями и когнитивными нарушениями. Крайне необходимым также является знание психотерапевтом методов лекарственной терапии аффективных и тревожных расстройств. При этом только нелекарственные, то есть психологические методы лечения без примене- ния медикаментов могут использоваться не более чем у трети пациентов. Наиболее оправданными из них являются методы когнитивно-поведенческой и интерперсональной психотерапии, а также группо- вые и семейные психотерапевтические вмешатель- ства. С учетом сказанного допуск к работе в поликли- нике и соматическом стационаре в качестве психо- терапевта или медицинского психолога должен осу- ществляться только после специального обучения, в частности, в объеме не менее 144 часов. Важно подчеркнуть, что обучение врачей-психо- терапевтов необходимо сопровождать повышением их квалификации в области соматической медицины, ознакомлением с принципами ведения соматических больных и определением круга профессиональных обязанностей. Эти обязанности не могут исчерпы- ваться эпизодическим оказанием помощи больным, обратившимся в психотерапевтический кабинет. Важнейшее место в работе психотерапевта должна занимать деятельность по активизации взаимодей- ствия с врачами первичного звена здравоохранения. Цель такого взаимодействия состоит в повыше- нии осведомленности врачей в вопросах медицин- ской психологии, расширении арсенала их коммуни- кативных навыков, а также обучении основам диа- гностики психических расстройств, которые наибо- лее часто отмечаются у их пациентов. Из таких рас- стройств наибольшее значение имеют депрессии, тревожные состояния, краткосрочные стрессовые реакции, а также деменция и преддементные состо- яния. Умение распознать перечисленные психопато- логические состояния, а при необходимости и назна- чить соответствующее психофармакологическое лечение должно стать одним из необходимых пока- зателей профессионализма участковых терапевтов и врачей общего профиля. Понятно, что обучение и особенно закрепление полученных знаний в ходе традиционных курсов тематического усовершенство- вания затруднительно. Поэтому важнейшую роль в обучении и консультировании врачей-интернистов должны играть психиатры, психотерапевты. Разра- батываемая в настоящее время концепция медико- психологического сопровождения учреждений пер- вичного звена здравоохранения в качестве одного из своих центральных компонентов как раз и рассматри- вает учебно-консультативную работу психиатра [5]. А.Е. Бобров, Т.В. Довженко, М.А. Кулыгина 75СОЦИАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ 2014, т. 24, № 1 Необходимость расширения круга профилактиче- ских и реабилитационных мероприятий психосоци- ального характера в психиатрии выдвигает на пер- вый план специалистов, обладающих необходимыми знаниями не только в сфере традиционной клини- ческой психиатрии, но и являющихся достаточно подготовленными в смежных сферах – психодиаг- ностике, психотерапии и психосоциальной работе. Врачи этого профиля наряду с диагностическими и лечебными мероприятиями призваны осуществлять значительную по объему организационную и обра- зовательную деятельность. Однако речь не идет о подмене тем самым специалистов в области психо- логии. Наоборот, подключение к этой работе меди- цинских психологов будет способствовать развитию междисциплинарного взаимодействия и преодоле- нию описанных выше противоречий на основе вза- имного понимания, принятия и уважения сфер ком- петенции, а также прав и обязанностей разных про- фессиональных сообществ. ЛИТЕРАТУРА 1. Бобров А.Е. XIII съезд психиатров России (материалы съезда) // Пер- спективы и научные парадигмы психиатрии. Москва, 2000. С. 47−48. 2. Всемирная организация здравоохранения Международная класси- фикация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб. : WHO, 1994. 300 с. 3. Ганнушкин П.Б. Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание // Избран- ные труды по психиатрии / ред. Кербиков О. В. Ростов-на-Дону, 1998. 4. Давтян Е.Н. Психиатрия сегодня: последствия глобализации // Обо- зрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. № 4. С. 3−6. 5. Краснов В.Н., Довженко Т.В., Старостина Е.Г., Кузнецова М.В. Проблемы, предпосылки и необходимые мероприятия по улуч- шению взаимодействия психиатрической (психотерапевтической) службы с врачами первичного звена здравоохранения // Психиче- ское здоровье. 2011. Т. 63. С. 3−11. 6. Кузнецова М.В., Бобров А.Е. Опыт организации психотерапевти- ческого кабинета на базе территориальной поликлиники: дина- мика и структура обращений на протяжении первых полутора лет // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. Т. 23, № 2. С. 15−20. 7. Савенко Ю.С. Введение в психиатрию. Критическая психопато- логия. М., 2013. 448 с. 8. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. М., 1996. 9. American Psychiatric Association. Diagnostic statistical manual of mental disorders (5th ed.). Arlington, VA: American Psychiatric Pub- lishing, 2013. 947 p. 10. Andreasen N.C. DSM and the death of phenomenology in America: An example of unintended consequence // Schizophr. Bull. 2007. Vol. 33. P. 108−112. 11. Arminjon M. Is psychoanalysis a Folk-psychology? // Front. Psycho- anal. Neuropsychoanal. 2013. Vol. 135. P. 4−9. 12. Broome K., Stanghenellini G., Thornton N. Looking with both eyes open: fact and value in psychiatric diagnosis? // World Psychiatr. 2005. Vol. 4. P. 78−86. 13. Rief W., Wittchen H.-U., Frances A. DSM-5 − Pros and Cons // Verh- altenstherapie. 2013. Bd. 23. S. 280−285. 14. Wiggins O. P., Schwartz M. A. Karl Jaspers // Encyclopedia of Phe- nomenology / ed. Embree L. Springer, 1997. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ А.Е. Бобров, Т.В. Довженко, М.А. Кулыгина В работе обсуждается проблема соотношения между медицинскими (психиатрическими) и психосоциальными составляющими лечебного процесса. Значение этой проблемы обусловлено формированием ком- плексного полипрофессионального (с участием психиатров, медицин- ских психологов, социальных работников) подхода к ведению боль- ных психическими расстройствами, а также рядом возникающих при этом методологических и организационных вопросов. В частности, в статье анализируются общие для психологии и психиатрии принципы психопатологической оценки психических расстройств, дается обоб- щенное изложение феноменологического, клинико-описательного и интерпретативного подходов. Подчеркивается близость методологии и методического аппарата, который используют как психиатры, так и психологи. Вместе с тем в работе рассматриваются основные противо- речия между психологами и психиатрами, которые имеют место в ходе практической работы. Делается заключение о том, что указанные про- тиворечия связаны с объективно существующими различиями между медико-биологической парадигмой, из которой исходят в своей прак- тической деятельности врачи, и социально-психологической, которая имплицитно заложена в основу образования психологов. С учетом ска- занного, обосновывается необходимость обучения врачей-психиатров психотерапии. Обсуждаются профессиональные задачи и компетен- ции психотерапевтов, необходимые для реализации одной из важ- нейших задач современной психиатрии – ее интеграции с первичной медицинской помощью. Ключевые слова: психиатрия, психотерапия, медицинская психо- логия, первичная медицинская помощь. MEDICAL PSYCHOLOGY IN PSYCHIATRY: METHODOLOGICAL AND CLINICAL ASPECTS A.E. Bobrov, T.V. Dovzhenko, M.A. Kulygina The article discusses the problem of interrelation between the medical (psychiatric) and psychosocial components of the therapeutic process. The signifi cance of this problem is determined by the challenges of the integrated polyprofessional (with participance of the psychiatrists, medical psychologists and social workers) approach to care provision for the mentally ill as well as by the set of methodological and organizational issues. In particular, the principles of psychopathological assessment of mental disorders are analyzed in the article and the phenomenological, clinical and interpretative approaches are also summarized. The similarity of the methodologies which are used by psychiatrists and psychologists are emphasized. At the same time, the main contradictions between the psychologists and psychiatrists which arise during the practical work are discussed. It is concluded that the mentioned above contradictions are connected with the objective differences of two paradigms: the medical- biological one, prevailing for the physicians’ clinical practice and the social–psychological one which is specifi c for the psychologists’ education. All the evidence goes to prove that it is necessary for the clinicians to study the psychotherapy. The professional tasks and the psychotherapists’ competencies which are necessary for realizing in primary medical care are described. Key words: psychiatry, psychotherapy, medical psychology, primary medical care. Бобров Алексей Евгеньевич – профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора по учебно-методической работе ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, e-mail: [email protected] Довженко Татьяна Викторовна – профессор, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Министерства здравоохранения Рос- сийской Федерации, e-mail: [email protected] Кулыгина Майя Александровна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела информатики и системных исследований в психиатрии ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Министерства здравоохранения Рос- сийской Федерации, e-mail: [email protected]

    documents.tips

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

    В решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология1 . Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

    В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

    В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой — знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

    Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собст-

    В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицинская" и "клиническая" психология как синонимов.

    139

    венных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики — это прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

    Современные информационные системы делают доступным для широкого пользователя практически неограниченный спектр психологических методик. Создается иллюзия свободного манипулирования методиками как самодостаточными средствами решения теоретических и практических задач. В связи с этим получаемые результаты и их интерпретация, как правило, становятся в лучшем случае поверхностными, эклектичными, а в худшем — противоречивыми и несопоставимыми. Необходимо подчеркнуть, что медицинская психология есть область профессиональной деятельности психолога, работающего в рамках определенного психологического подхода или, в любом случае понимающего, к какой научной парадигме относится выбираемый им психологический инструментарий и какие задачи при этом могут быть решены.

    В связи со сказанным очень важно здесь остановиться на краткой характеристике той психологической школы, в рамках которой сформировалась отечественная медицинская психология. Эта научная традиция представлена в трудах таких психологов, как Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, а также их учеников и последователей.

    В основе подхода к пониманию психики человека лежит принцип активности субъекта, преломляющийся в таком базисном понятии, как психическая деятельность. При этом центральное место занимают мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели и средства осуществления последней. Не менее важным принципом в понимании сущности психики человека является принцип развития, особенно отчетливо просматривающийся в детском, подростковом и юношеском возрасте. Однако и в более поздние периоды взрослого онтогенеза в процессе активного взаимодействия субъекта с окружающим миром происходит постоянное обогащение индивидуального опыта человека, что в свою очередь приводит к дальнейшему совершенствованию и разнообразию проявлений психической деятельности. Этот процесс характеризуется еще и тем, что на разных этапах онтогенеза содержание психической активности и формирование в психике новых структур определяется ведущей для данного этапа деятельностью (общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, профессиональная и т.д.). Смена ведущей деятельности и мотивов, ее побуждающих, сопровождается кризисами развития, которые нередко проявляются в негативных поведенческих феноменах. Именно в этих критических точках наиболее высока вероятность "накопления" различного рода девиаций, формирования пограничных расстройств и манифестации эндогенных психических заболеваний.

    www.01101.ru

    Психиатрия и клиническая (медицинская) психология

    См.(1) с. 7-14, (2) с.9-13

    Человек состоит из психики и тела. Тело наглядно. Его патология изучается соматической медициной. Психика неосязаема, нематериальна, определить практически невозможно, "сущность нашего ума ускользает от нас", - как говорили древние. И в то же время она – самая несомненная реальность, каждый знает это по себе.

    Психология изучает психику человека, ее "строение", "устройство" ( эмоции, воля, мышление, сознание и т. д.) развитие ( психология детская, зрелости, старости и др.), особенности проявления в различных сферах деятельности ( психология обучения, инженерной деятельности, малых групп, социальная психология и проч.) и т.п.

    Клиническая или медицинская психология- это психология человека в связи с проблемой болезни и здоровья. Это, прежде всего, психология переживания болезни – учение о внутренней картине болезни, реакции личности на болезнь, о психологических аспектах организации лечебного процесса, о взаимоотношениях врач-сестра-больной (родственники больного, родители больного ребенка и т.д.). Это и проблема "медицина и средства массовой информации", психолого-этические аспекты рекламирования лекарственных средств, медицинских рекомендаций в прогнозе погоды, некоторые аспекты трансплантологии и биоэтики и многое другое, традиционное для медицины, врачевания или же порожденное нашим временем. Основоположник этой дисциплины – выдающийся немецкий психиатр и психотерапевт Эрнст Кречмер назвал свою книгу по этой проблеме "Медицинская психология" (русское издание – 1927 год). В наши дни определения медицинская и клиническая употребляются как синонимы. Но в некоторых зарубежных толкованиях слову "клинический" придается боле узкий смысл – это проблема ,ситуация, случай, связанные с болезнью, тяжелым, часто именно стационарным больным. "Медицина" шире "клиники", поэтому лично нам определение "медицинская" представляется более точным.

    Но никакая, в том числе и медицинская ( и даже клиническая) психология не разрабатывает понятие болезни, патогенеза симптома, синдрома (в их врачебном понимании ,- напр. в психологии нет и не может быть понятий галлюцинаций, бреда, онейроида, кататонии, потому что таких состояний, переживаний нет и не может быть в нормальной , здоровой психике), клиники, течения, диагностики и лечения заболеваний.

    Болезни психики (то есть ее особое, изменение, деформация, разрушение, распад) изучаются психиатрией. Но искажается и разрушается не " психика вообще", а конкретные психические процессы – (см.(2) с.25) - мышление, восприятие, воля, эмоции и т.д. Их иногда еще называют душевными процессами и отграничивают от ценностей, идеалов, верований (духовная сфера) которые тоже есть часть психики, но такая, которую исследуют представители других наук о человеке- педагоги, юристы, философы, религиоведы , политологи и др. Такое противопоставление духовного и душевного помогает , в частности, четко обозначить пределы компетенции психиатрии, предохраняет ее от вторжения в сферу политики, идеологии, от использования в качестве одного из репрессивных инструментов. См. также (3) с. 3 – 7.

    Будучи более "широкой", более общей наукой, чем психиатрия, психология, в том числе и медицинская, вместе с тем (и, наверное, именно поэтому) "не может разглядеть" отдельные частные случаи – болезни психики. Возможно, здесь уместно сопоставление с философией, знакомство с которой (даже самое основательное) ни в коей мере не освобождает узкого специалиста от владения профессиональными знаниями и навыками..

    Нельзя не согласиться с Э. Кречмером в том, что знакомство с медицинской (клинической) психологией должно следовать за изучением психиатрии (или, по крайней мере, это должно происходить одновременно, параллельно), потому что знание патологии позволяет полнее, тоньше, понять норму. Здесь не нужно бояться "психиатризации" нормы. Ведь ни патологическая анатомия, ни онкология, ни кожные и венерические болезни нисколько не дискредитируют человека и человечество, а помогают относиться к нему с большей мудростью и состраданием. А это и есть одна из самых общих, самых возвышенных целей медицины.

    Клиническая психиатрия (то есть психиатрия, изучающая болезненные переживания) схематично делится на общую (общая психопатология) и частную (частная психиатрия). Первая выделяет, описывает, рассматривает универсальные формы психических расстройств, их "кирпичики" – симптомы и синдромы. Вторая "строит из них здания" – отдельные заболевания (группы заболеваний). Естественно, и та, и другая осущ0ествляют это в контексте изучения причин, диагностики и лечения заболеваний.

    Наряду с психопатологией – частью психиатрии - существует похожая по наименованию наука – патопсихология. Это – часть психологии. Она изучает нарушения нормальных психических функций (мышление, эмоции, воля и др.) у больных с отдельными психическими заболеваниями. Но, повторим, она не занимается бредом, галлюцинациями, конфабуляциями, делирием - олезненными, не встречающимися в норме переживаниями.

    Говоря о современных науках с корнем "психо-" в названии, нельзя не упомянуть и о психотерапии (хотя, наверное, это в большей мере практика). В самом общем виде ее правомерно определить как воздействие психическими средствами на психику (а через нее, опосредованно - в ряде случаев и на тело). Эти воздействия могут иметь разные цели. Клиническая психотерапия – это лечебное воздействие, лечение больного и болезни. Неклиническая психотерапия (которая в наши дни распространена гораздо шире) помогает "решению проблем", "личностному росту", "раскрытию творческого потенциала", "адаптации" и т.п. К медицине, к психиатрии неклиническая психотерапия отношения не имеет.

    Схематически соотношение упомянутых областей знания можно представить в виде схемы-треугольника:

    studlib.info