Фрейм (социальные науки). Фрейм психология


4 фрейма организации

Фрейм — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках, означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания. Фрейм - это ментальная модель, карта, т.е. набор идей и допущений, которую вы формируете в голове с тем, чтобы облегчить понимание и освоение определенной «территории». Хороший фрейм помогает понять, с чем вы имеете дело, и, в конечном счете, что можно сделать. Подобные карты позволяют регистрировать ключевые элементы воспринимаемых данных и складывать из них связную картину — картину того, что происходит. Когда это получается, процесс принимает форму «быстрого познания». Ч. Филлмор определил фрейм, как «когнитивную структуру схематизации опыта».

Ключевые ошибки в фреймах могут возникать в результате зацикленности. Люди порою замыкаются на первом же ответе, который кажется правильным, даже если некоторые факты не вяжутся с ним: «Ваш разум подводит вас потому, что вы видите только те признаки, которые ожидаете увидеть, и не обращаете внимание на те, которые указывают, что вы еще в открытом море».

Четыре фрейма

В своей популярной классической работе "Рефрейминг организаций: артистизм, выбор и лидерство" авторы Ли Болмэн и Терренс Дил предложили свой взгляд и подход, позволяющий оценивать ситуации и устройство организаций с разных позиций. Предложенные ими четыре фрейма, позволяют рассматривать организации как заводы, семьи, джунгли и театры или храмы:

  1. Фабрики. Опираясь на социологию, экономику и науку об управлении, структурный фрейм отображает рациональный мир и концентрирует внимание на организационной архитектуре. Проблемы возникают, когда структура слабо связана с текущей ситуацией. В такой момент требуется некоторая форма реорганизации или модернизации для исправления несоответствия.
  2. Семьи. Фрейм человеческих ресурсов, основанный на психологии, рассматривает организацию как нечто вроде большой семьи, состоящей из отдельных индивидов со своими потребностями, чувствами, предрассудками, умениями и недостатками. С точки зрения человеческих ресурсов ключевой проблемой является подгонка организации под отдельных людей — поиск способов привлечения людей к труду таким образом, чтобы они были довольны собой и тем, что делают.
  3. Джунгли. Политический фрейм рассматривает организации как арены, состязания или джунгли. Местнические интересы конкурируют за власть и дефицитные ресурсы. Конфликт буйно разрастается из-за долговременных различий в потребностях, способах мышления и образе жизни конкурирующих индивидов и групп. Соглашательство, переговоры, принуждение и компромисс являются нормальной частью повседневной жизни. Коалиции формируются вокруг конкретных интересов и меняются по мере возникновения и исчезновения спорных вопросов. Проблемы возникают, когда власть концентрируется в неправильных местах или так рассеивается, что ничего не выполняется.
  4. Храмы и карнавалы. Культура, символы, опираясь на социальную и культурную антропологию, трактуют организации как храмы, племена, театры или карнавалы. Они отбрасывают господство рациональности, явно присутствующего в других фреймах, и представляют организации как культуры, движимые ритуалами, церемониями, историями, героями и мифами, а не правилами, политическими установками и административной властью. Организация — это также и театр: актеры играют свои роли в драме, в то время как зрители составляют впечатление от увиденного на сцене. Проблемы возникают, когда актеры перестают играть свои роли должным образом, символы теряют свой смысл, церемонии и ритуалы — свое могущество.
Мы, как консультанты, используем 4 структурных фрейма при моделировании HR деятельности и HR бренда:
  • Структурный фрейм: как организовывать и структурировать группы и команды для получения результатов.
  • Фрейм человеческих ресурсов: как приспосабливать организации к удовлетворению человеческих потребностей, совершенствовать управление персоналом и способствовать созданию позитивной межличностной и групповой динамики.
  • Политический фрейм: как управляться с властью и конфликтом, строить коалиции, оттачивать политическое мастерство и уделять внимание внутренней и внешней политике.
  • Символический фрейм: как формировать культуру, которая придает работе целеустремленность и смысл, режиссировать организационную драму для своих и чужих и воспитывать командный дух посредством ритуала, церемонии и истории.
  • Разрушение фреймов. Ли Болмэн и Терренс Дил учат пользоваться инструментом рефрейминга. Фрейминг — это привязывание ментальных карт к ситуациям. Рефрейминг требует другого навыка — умения разрушать фреймы. Зачем это нужно? Как и карты, фреймы являются «окнами» на территорию и инструментами навигации. Каждый инструмент имеет характерные сильные стороны и ограничения. Правильно выбранный, он облегчает работу, а неверный становится просто помехой на пути. Инструменты поэтому полезны только в тех случаях, когда ситуация оценена правильно. Одного или двух инструментов может быть достаточно для простых работ, но не для более сложных начинаний.

    Приход консультантов помогает увидеть организацию через другие "окна" и помочь взглянуть руководителям на нее "новым взглядом". Кроме того, консультанты приносят с собой большое количество инструментов и моделей.

    www.bitobe.ru

    это, определение слова, понятие. Что такое Фрейм, значение, словарь, энциклопедия

    Фрейм [англ. frame — каркас, остов, рамка, структура] — 1) в когнитивной психологии понятие, описывающее структурно оформленную единицу какого-либо конкретного знания, картинки, сценария, схемы и т. п., с помощью которой может быть идентифицирована воспринимаемая ситуация- 2) в психосемантике — структурно оформленная единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия, и содержащая данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия (например, набор предположений об устройстве формального языка для выражения знаний, в качестве альтернативы для семантических сетей). Слово Ф. многозначно — в пер. с англ. означает, "рамка вокруг картинки", "окно", "страница", "система координат" и др. В 1970-х гг. оно впервые было использовано американским ученым М.Л. Мински (M.L. Minsky), занимавшимся проблемами искусственного интеллекта. Он одним из первых создал теоретическую модель (названную "теорией фреймов") структур знания, которые лежат в основе повседневной когнитивной деятельности людей. Мински высказал предположение, что наше знание закодировано в блоках, называемых "фреймами" ("рамками"- метафору он заимствовал из фотографии), которые облегчают понимание многих аспектов каждодневных явлений, позволяя получить быстрый доступ к информации, хранящейся в памяти и соответственно отреагировать. Эти разработки М. Мински предвосхитили современные нейропсихо-логические исследования о модулярности психики. Развиваясь, понятие Ф. стало родовым по отношению к понятиям "схема" в когнитивной психологии (Ф.Ч. Бартлет, 1932), сцена, сценарий, когнитивная модель, модуль (Ch.J. Fillmore, 1975), ассоциативные связи (G.H. Bower, 1972 ), семантическое поле. Например, понятие "сцены" ассоциировано с определенными языковыми Ф., при этом под "сценами" понимаются не только зрительные образы, но и иные виды внутренних мысленных образов (L. Talmy, 1977). Ф. организуют наше понимание мира в целом, а тем самым и обыденное поведение.

    При этом Ф. могут выступать типовыми классификаторами (будучи зафиксированными в памяти как "ярлыки к целым сценам"), эталонами, с которыми сравниваются содержания, подлежащие классификции. С каждым Ф. связаны несколько видов информации: (1) о его использовании- (2) о том, что следует ожидать- (3) что делать, если ожидания не подтвердятся. Формально Ф. представляют в виде структуры узлов и отношений между ними. Кроме связей внутри Ф. возможны и межфреймовые отношения, когда они комбинируются в более крупные модули или рамки (библиотеки Ф.). Верхние (базовые) уровни Ф. фиксированы и соответствуют вещам (сущностным значениям) всегда справедливым по отношению к предполагаемой ситуации. Ниже этих узлов — терминальные узлы (или слоты), которые указывают на условия, которым должно отвечать его заполнение. Часто такое заполнение представляется как "подфрейм" (или вложенный Ф.). Наиболее наглядно фреймовые структуры выступают на экране компьюьера, являясь средством доставки дополнительной информации и форматирования страницы. Они позволяют разделить окно просмотра браузера на несколько прямоугольных областей (в этом Ф. очень похожи на таблицы). При помощи Ф. можно не только разделить страницу на несколько частей, но и решить задачу взаимодействия между этими частями, т. к. в каждый Ф. можно загрузить отдельный документ, выступающий как бы самостоятельной web-страницей. В результате человек, просматривающий страницу на экране компьютера, может изучать одну часть страницы независимо от остальной части. Фреймовая структура, естественно, может существовать не только на экране компьютера, но и в виде "картинки" или текстового описания на бумаге. Однако продуктивная работа с фреймовыми структурами, представляющими собой различные сложно организованные базы данных, стала возможной только с применением компьютеров. Это направление получило название "фреймовая семантика" (Ch.J. Fillmore, 1977). Оно объединяет разные типы формализованного описания деятельности человека в контексте ситуации.

    Л.А. Карпенко

    Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

    (от англ., frame – рамка, остов, скелет). 1. Минимальное описание какого-либо явления, факта или объекта, обладающее свойством, благодаря которому удаление из этого описания любой составляющей приводит к тому, что данное явление, факт или объект перестают правильно опознаваться...

    Философский словарь

    (от англ. frame - каркас, остов) - понятие, введенное в 1974 г. специалистом по искусственному интеллекту М. Минским для лучшего представления и моделирования феномена "быстродействия" человеческого мышления. Минский определяет Ф. как структуру данных для представления...

    Психологическая энциклопедия

    - см. Семантические сети.

    Психологическая энциклопедия

    В теории искусственного интеллекта – набор фиксированных элементов, которые определяют ("рамки") ситуации. Например, элементами а комнаты могут быть стены, потолок, пол, дверные проемы и т.д. Это использование связано с работами американского теоретика Марвина Мински. 2. В...

    Психологическая энциклопедия

    - см. СОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ .

    Психологическая энциклопедия

    - 1. Минимальное описание некоего явления, факта или объекта, обладающее свойством целостности: удаление из этого описания любой составляющей приводит к тому, что данное явление перестает правильно опознаваться (классифицироваться). 2. Эталон, с коим сравниваются изображения,...

    Поделиться:

    insai.ru

    Фрейм (социальные науки) — WiKi

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фрейм.

    Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире. Другими словами, фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации.[1][2] Фрейм — это метакоммуникативное определение ситуации, основанное на управляющих событиями принципах организации и вовлечённости в события[3].

    В соответствии с кибернетико-лингвистическим определением, восходящим к когнитивно-ориентированной семантике, а также когнитивной психологии и исследованиям искусственного интеллекта М. Мински[4], фрейм — это когнитивная структура, рассматриваемая как выстроенная система знаний об обозначаемом[5], которая является «максимально обобщённым схематизированным представлением об основании значения, … схемой образа, лежащей в его основе».[6]

    Когнитивное понимание фрейма в рамках своей фреймовой когнитивной семантики, основанной на теории фреймов М. Мински, развивает Ч. Филлмор, для которого фрейм — это «когнитивная структура схематизации опыта».[7]

    В соответствии с психологическим (Г. Бейтсон) и, затем, социологическим (И. Гофман) пониманием, фрейм может быть понят как «структурный контекст повседневного взаимодействия».[8]

    Согласно И. Гофману, фрейм — это конституируемая агентами целостность, прежде всего практик, но вместе с тем — смыслов, которые люди в типичных, повторяющихся социальных ситуациях, в социальном контексте, придают своим действиям и действиям других (вербальным и не вербальным).[9][10] Фрейм у И. Гофмана — это «способность практического сознания „собирать“ мир в организованное целое без участия дискурсивного контроля», это вид процедурного знания — «знание как»[11] либо последовательность действий, описывающих какой-либо креативный аспект предмета или его функциональный аспект. Аналитик И. Гофмана Мэнинг подчёркивает, что фрейм — это «разбор наличных целостностей (социальных, культурных) и затем сборка структур как совокупности взаимодействующих элементов»[12]. Кроме того, фрейм, согласно И. Гофману, — это «определённая перспектива восприятия, создающая формальное определение ситуации».[3]

    В то время как традиционно человеческие действия рассматриваются как находящиеся в зависимости от ситуации, в которой они производятся, и от личностных особенностей и качеств (диспозиций) человека, их осуществляющего, понятие фрейма вводит ещё один — смысловой ракурс их рассмотрения, выступая как смысловая рамка (или рамка социальных представлений), в чьих границах человек определяет для себя ситуацию, в которой действует.

    В гуманитарных науках это смысловое измерение фиксируется и в других понятиях — например, при психологическом изучении семьи и при психологическом исследовании близнецов (см., в частности, работы Р. Пломина, Д. Дэниэлса, К. Эсбери и др.) вводится понятие индивидуальной (воспринимаемой) среды (противопоставляемое общей среде, в которой[стиль] социализируются сиблинги), в котором[стиль] фиксируется, что различия в социализации близнецов связаны с тем, как они сами воспринимают ту среду, в которой[стиль] развиваются.

    ru-wiki.org

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Фрейм

    фрейм

    В теории искусственного интеллекта – набор фиксированных элементов, которые определяют ("рамки") ситуации. Например, элементами Фрейма комнаты могут быть стены, потолок, пол, дверные проемы и т.д. Это использование связано с работами американского теоретика Марвина Мински. 2. В социальной психологии этот термин используется подобным образом, но более свободно. Любая социальная ситуация может быть "определена" в соответствии с основными принципами, которые будут влиять на способы, которыми люди входят в эту ситуацию и переживают ее. Эти "определения" и являются фреймами. Обратите внимание, что этот термин используется здесь в основном для обозначения воспринимаемой и переживаемой организации, согласующейся с фреймом, в котором люди функционируют. Он не используется для обозначения какого-либо необходимого утверждения относительно объективной социальной действительности. Впервые в этом значении термин использовался Бейтсоном, но прежде всего связан с работами социолога Эрвина Гоффмана.

    См. в других словарях

    1.

      1. Минимальное описание некоего явления, факта или объекта, обладающее свойством целостности: удаление из этого описания любой составляющей приводит к тому, что данное явление перестает правильно опознаваться (классифицироваться). 2. Эталон, с коим сравниваются изображения, подлежащие классификации фрейм-классификатор. Создатель теории фреймов американский ученый в области интеллекта искусственного М. Минский. По его мнению, процессы мышления базируются на хранящихся в памяти многочисленных структурах данных фреймов, с помощью коих человек: 1) осознает образы зрительные фреймы восприятия визуального; 2) понимает слова фреймы семантические; 3) понимает рассуждения, действия фреймы-сценарии; 4) понимает повествования фреймы-рассказы. Фрейм это "идеальный" образ реального предмета или явления, удобное упрощение действительности. Его можно представить как сеть, состоящую из узлов и связей между ними. В конкретной социально-психологической ситуации узлы могут представлять собой отдельных людей или группы, а связи могут характеризовать те или иные отношения либо воздействия. С помощью фреймов описывается поведение...

    Словарь практического психолога

    Вопрос-ответ:

    Похожие слова

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

    ФРЕЙМА, АНАЛИЗ это что такое ФРЕЙМА, АНАЛИЗ: определение — Психология.НЭС

    Читать PDF

    Особенности фреймового анализа педагогического дискурса

    Студнев Евгений Юрьевич

    Статья отражает основные подходы к исследованию педагогического дискурса с позиций когнитивно-дискурсивного направления.

    Читать PDF

    Особенности фреймового анализа педагогического дискурса

    Студнев Евгений Юрьевич

    Статья отражает основные подходы к исследованию педагогического дискурса с позиций когнитивно-дискурсивного направления.

    Читать PDF

    Исполнительская деятельность в языковых фреймах

    Семенова Файзура Ореловна, Узденова Алана Магометовна

    Одной из отличительных черт биологического вида homo sapiens является способность ставить цель и достигать её.

    Читать PDF

    Близкородственные этносы: исследование культурного фрейминга

    Мазилов В.А., Янчук В.А.

    Читать PDF

    СВЯЗЬ ФРЕЙМИНГ-ЭФФЕКТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

    Корнилова Татьяна Васильевна, Павлова Елизавета Михайловна, Красавцева Юлия Владимировна, Разваляева Анна Юрьевна

    Актуальность работы. Эффект рамки или фрейминг-эффект (framing effect) очень редко выступает предметом выявления связей с индивидуальными различиями.

    Читать PDF

    Построение фреймов цифровых ресурсов иноязычного образования будущих учителей иностранного языка

    Тихонова Анастасия Леонидовна

    Статья посвящена проблеме группировки цифровых ресурсов иноязычного образования будущих учителей иностранного языка во фреймы.

    Читать PDF

    Применение фреймовой модели структуры информации в компьютерной обучающей системе "Эрудит"

    Азьмуко Наталья Анатольевна

    Разработана фреймовая модель структуры данных для компьютерной обучающей системы, на ее основе создана система «Эрудит». Она предназначена для обучения и контроля по различным разделам знаний.

    Читать PDF

    Фреймовый подход в управлении учреждением профессионального образования

    Максимова Елена Александровна

    В статье анализируются особенности управления учреждением профессионального образования, указаны недостатки линейного подхода к управлению, показаны предпосылки использования фреймового подхода.

    Читать PDF

    Фреймовый подход в управлении учреждением профессионального образования

    Максимова Елена Александровна

    В статье анализируются особенности управления учреждением профессионального образования, указаны недостатки линейного подхода к управлению, показаны предпосылки использования фреймового подхода.

    Читать PDF

    Фрейм как базовое понятие педагогических технологий

    Медведенко Наталья Васильевна

    В данной статье рассматривается история возникновения и дефиниция понятий «фрейм» и «фреймовая технология». Проведен анализ роли фреймов в организации педагогического процесса.

    vocabulary.ru