Фрейм контроль. Или как вести интересную беседу. Психология фрейм


просто о сложном « THE WALL

Ежедневно миллионы людей встречаются друг с другом, общаются, передают знания, контактируют. Взаимодействуя каждый день, они неосознанно формируют своеобразные практики, которые в будущем снова с успешностью применяют. Подобные практики в результате постоянного повторения закрепляются в сознании и создают так называемый «фрейм». Можно предположить, что всё межличностное взаимодействие зиждется именно на этих фреймах. Но так ли это на самом деле, или человек способен общаться с другими без заданных им же самим практик, и фреймы ему не нужны?

Термин «фрейм» сам по себе нельзя со стопроцентной уверенностью отнести только к социологии. Следы теории фреймов также можно найти в лингвистике, психологии, кибернетике и в исследованиях, посвящённых искусственному интеллекту. Это межпредметное явление, и, соответственно, к нему существуют различные подходы. Российский социолог В. Вахштайн, активно разрабатывающий теорию фреймов, утверждает,[1] что существует два направления развития этой теории:

1) социолого-психологическое направление;

2) кибернетико-лингвистическое направление.

Оба этих течения развиваются параллельно, но не пересекаются друг с другом. Наиболее яркими представителями первого подхода являются И. Гофман и Г. Бейтсон, второго – М. Минский и Ч. Филмор.

«Фреймы — единицы информации, на которых человек строит для себя прогнозы на будущее и конструирует своё последующее поведение»

Согласно первому подходу, фрейм изначально определялся как метакоммуникативное образование, независимое от его содержания и контекста сообщения.[2] Такая трактовка термина являлась лишь основой для последующего формирования И. Гофманом определения, которое в настоящее время используется в социологии. Учёный считал, что фрейм в одно и то же время является и синонимом ситуации, и её определением, а также матрицей возможных событий в этой ситуации.[3] Помимо этого, И. Гофман предполагал,[4] что фрейм может содержать в себе и такую функцию, как средство интерпретации ситуации. Таким образом, согласно социолого-психологическому подходу, фрейм – это не что иное, как ситуация, которая и является своим собственным определением.

Что же касается кибернетико-лингвистического подхода теории фреймов, то он стал формироваться, прежде всего, благодаря М. Минскому. Разрабатывая свою теорию искусственного интеллекта, он использовал термин «фрейм», чтобы с его помощью определить статистическую информационную структуру. Чуть позже он начал определять это явление как единицы информации, на которых человек строит для себя прогнозы на будущее и конструирует своё последующее поведение.

Общие черты, присущие как кибернетико-лингвистическому, так и социолого-психологическому направлению заключаются в том, что:

  • Фрейм во всех подходах представляет собой определённую структуру.
  • Фрейм строится на знаниях и ожиданиях от ситуации.
  • Фрейм представляет какую-либо значимость для субъекта, который попадает в него.

Помимо этого, И. Гофман выделил черты, присущие каждому фрейму.[5]

Во-первых, эти феномены являются достаточно изменчивыми, но в то же время им свойственна стабильность. Это противоречие можно достаточно легко объяснить. Изменчивость фреймов заключается в том, что они формируются для каждого человека и для каждой ситуации совершенно по-своему. Постоянство же этого явления связано, прежде всего с тем, что конкретная ситуация создаёт свой собственный фрейм, который достаточно трудно изменить.

Во-вторых, эти паттерны поведения создаются человеком неосознанно, и при каждой попытке как-либо на них повлиять они разрушаются. Однако подобные ситуации происходят достаточно редко, и через определённый период времени фрейм восстанавливается, стоит лишь человеку перестать пытаться контролировать своё поведение.

«При формировании фрейма сознание опирается на какой-то идеальный тип, который должен существовать в обществе, однако же этот тип создаётся самим человеком благодаря культуре, доминирующей в обществе»

Согласно И. Гофману каждую минуту происходит фреймирование реальности — постоянно формируются всё новые и новые фреймы. Процесс их создания социолог представляет следующим образом:[6] вне нашего сознания существует определенный идеальный тип фрейма, который каждый человек соотносит с реальной ситуацией, в которую он попадает. В результате его действий идеальный фрейм деформируется и таким образом создаётся новый, который и закрепляется в сознании человека и используется индивидом при следующем попадании в какой-либо фрейм.

В настоящее время фреймы используются как инструменты в различных науках (как социальных, так и технических), а также в повседневной жизни. Например, теория фреймов активно разрабатывается в педагогике, чтобы учителю было легче формировать своё поведение в классе.

Однако наибольшую популярность эта теория получила именно в социологии. До её возникновения социологи сталкивались с проблемой изучения повседневных практик людей из-за отсутствия конкретного метода их анализа и объяснения. С появлением фрейм-анализа стало возможным изучение, например, рутины, а также элементарного взаимодействия между индивидами. Также с помощью теории фреймов социологи смогли своеобразным способом «закодировать» поведение человека, а также увидеть, какие латентные функции может выполнять тот или иной акт его взаимодействия.

Положительные черты и критика теории фреймов

Концепция фреймов является достаточно важной для современной науки и имеет большое количество плюсов.

Во-первых, сама структура фрейма, то есть его основанность на знании, позволяет учёным (например, лингвистам или психологам) проследить его развитие для того, чтобы выявить нужные им явления. Для лингвистов фреймы могут быть полезны, чтобы объяснять происхождение тех или иных слов, в то время как психологи могут на основании фреймов определить, почему человек думает и действует тем или иным образом.

«Изменчивость фреймов заключается в том, что они формируются для каждого человека и для каждой ситуации совершенно по-своему»

Во-вторых, фреймы выстраивают определённую структуру, что помогает учёным проследить, из чего зародился фрейм, каковы были его предпосылки, как он развивался и формировался в сознании человека, и как он в итоге закрепился. Таким образом, он может быть использован абсолютно в любой сфере науки.

В-третьих, универсальность фрейм-анализа помогает учёным рассматривать одни и те же события со свойственных их наукам сторон по той причине, что один и тот же фрейм может быть отнесен к разным сферам науки, и, соответственно, трактоваться в них по-своему. Так, например, фрейм перехода дороги на коротком участке дороги на красный свет можно рассмотреть как с точки зрения социологии повседневности, так и с точки зрения социологии пространства или же социологии города.

Помимо явных достоинств у теории присутствует и целый ряд недостатков, например, некоторые социологи предполагают, что фрейм, который обозначил И. Гофман, является лишь игровым, а, таким образом, вся жизнь человека, состоящая из фреймов, тоже превращается в игру.

«Согласно И. Гофману, каждую минуту происходит фреймирование реальности — постоянно формируются всё новые и новые фреймы»

Неоднократно теория фреймов подвергалась критике с той стороны, что она рассматривает повседневные явления в концепции «здесь и сейчас». Получается, что фреймы формируются из определённых типов только в момент взаимодействия между людьми и не сохраняются в социуме на протяжении долгого времени. Можно возразить, что при формировании фрейма сознание опирается на какой-то идеальный тип, который должен существовать в обществе, однако же этот тип создаётся самим человеком благодаря культуре, доминирующей в обществе.

Связь фрейма и культуры – достаточно странное явление. С одной стороны, никто не спорит, что фрейм – это культурный элемент, давно сформированный в обществе. С другой стороны, фреймы могут конструировать саму культуру в случае, если они давно существуют в обществе и имеют достаточно сильное влияние. Примером подобной ситуации может служить формирование образа города у приезжих. Каждый город разделён на различные зоны, характеризующиеся определёнными фреймами. Приезжий обладает своими собственными фреймами, характерными для его города. Под влиянием фреймов нового места у человека формируется новая культура поведения, которой он следует.

Теория фреймов является достаточно важной в жизни человека по нескольким причинам: во-первых, фреймы формируют его поведение в обществе относительно культуры, которая главенствует в нем, а, во-вторых, они позволяют учёным проанализировать не только поведение человека, но также другие феномены, определяющие его повседневную жизнь.

Автор: Алексей Волохович

[1] Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2011. С.42-43.

[2]Вахштайн В.С. Памяти Ирвинга Гофмана // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. № 3 (83). С. 141-151.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5]Батыгин Г. С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана // Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступит. статья Г. С. Батыгина. — М.: Институт социологии РАН, 2003. — С. 7-57. — С.42-43.

[6]Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2011.

thewallmagazine.ru

Что такое фрейм в НЛП?

что такое фрейм в нлпчто такое фрейм в НЛП

В предыдущей главе Первое знакомство с НЛП, мы уже начали разговор о рефрейминге, однако не стоит так спешить. Сейчас постараемся разобраться с таким понятием, как фрейм (frame в переводе с английского — рамка) и узнаем, что такое фрейм в НЛП.

Фактически, фрейм в НЛП является психологической рамкой определенной ситуации, которая существует только у нас в голове, и именно фрейм способен  определять нашей отношение к сложившейся ситуации.

Если говорить более простым языком, фрейм является мнимым ограничением, которое мы сами себе создаем. Так, одним из самых известных фреймов является фрейм времени. Любое событие становится важным, если мы смотрим на него во фрейме 5 минут, однако отдалившись, мы понимаем, что событие не стоит того, чтобы ему уделяли внимание. Кстати, этот прием очень хорошо помогает людям, склонным к переживаниям и депрессии: установив с ними контакт, довольно просто заново посмотреть на ситуацию и найти похожие ситуации как в собственном личном опыте, так и в опыте самого клиента.

Не менее действенным является фрейм результата, который сам по себе является основой позитивно мыслящих людей. Вместо того чтобы заострять внимание на неудачах и промахах, лучше обращать внимание на то, что необходимо для достижения результата и победы над сложившейся ситуацией. Фрейм результата во многом схож с «натаскиванием» себя на определенный исход: всем нам когда-нибудь приходилось говорить себе: «Не волнуйся, у тебя все получится!», однако без веры в победу такое натаскивание бесполезно, так как мозг, к сожалению, не так легко обмануть!

что такое фрейм в нлп что такое фрейм в НЛП

Отвечая на вопрос, что такое фрейм в НЛП, нужно понимать, что их существует огромное количество, да и вы сами можете придумать свои собственные. Процесс перехода с одного фрейма на другой, попытка интерпретировать ситуацию по-другому, поиск новых решений и есть процесс рефрейминга. Фактически вы помещаете сложившуюся ситуацию в другой фрейм, соответственно, смотрите на ситуацию по-другому. Фрейм проблемы можно легко заменить на фрейм результата (об этом мы говорили ранее), фрейм ошибки — на «обратная связь в противовес ошибке», который поможет вам увидеть положительные стороны в любой вашей ошибке.

Людям, которые часто сомневаются в своих силах, будет полезен фрейм «как, если бы», в котором рассматриваются события, которые последуют сразу после решения какой-либо проблемы. Несмотря на то, что такие необоснованные мечты в какой-то момент начинают давить на человека, как бы напоминая о возможности ошибки и негативного результата, но зачастую случается совершенно обратное – возможность стать частью той фантазии, которая сложилась и укоренилась в голове, одерживает победу над неуверенностью и сомнениями.

Сейчас мы говорили о том, как можно применять прием рефрейминга на самом себе. Нельзя, однако, забывать, что психотерапия (а это, кстати говоря, является существенной частью практики) невозможна для работы с самим собой. Общение с людьми, коммуникация, постоянное применение навыков на практике – вот ключ к успеху и постоянному прогрессу. Не забывайте, что психиатр, который работает с самим собой, со временем становится… своим собственным пациентом.

Старайтесь использовать фреймы в жизни, чаще использовать прием рефрейминга и, самое главное, не забывайте общаться с людьми, потому что живая коммуникация — это то, без чего психология теряет всякий смысл.

Автор статьи: Евгений Танцурин

inyaz-school.ru

Фрейм контроль. Или как вести интересную беседу

Всем привет! Сегодня хочется рассказать о том, как вести разговор.

Часто возникают ситуации, в которых Вы не знаете, о чем поговорить и ведете разговор на стандартные темы, например, о погоде или спорте. Но при этом Вы всегда хотите установить контакт с человеком на другом уровне. Есть очень много способов это сделать, но в этой статье мы поговорим о фрейм контроле

И если Вы не знаете, что такое фрейм контроль, не переживайте, мы сейчас все наглядно разберем на конкретном примере. В качестве примера возьмем интервью с очень харизматичным человеком – Брюсом Ли. В конце статьи Вы найдете видео с наглядным разбором этого интервью, обязательно посмотрите его, чтобы закрепить материал!

Что такое фрейм контроль

Итак, давайте разберем, что же такое фрейм контроль. Посмотрите на цитату из интервью с Брюсом Ли:

Ведущий: Правда что в Голливуде Вы основали свою школу, для таких людей Как Джеймс Гарнер, Стив Макуин и других? Почему они захотели изучать боевые искусства? Из-за роли в кино?

Брюс Ли: Не совсем так. Что касается того, почему они хотят обучаться. Понимаете, любые знания в конечном счете — это собственные знания.

Итак, этим вопросом ведущий по сути спросил «Почему твои студенты хотят изучать боевые искусства?». Брюс мог ответить, например, «Потому они хотят научиться драться», но смотрите, что он сделал. Он не ответил прямо на поставленный вопрос. И это и есть фрейм контроль

В каждом вопросе есть свой фрейм. То есть параметры, по которым на этот вопрос нужно отвечать. Есть вопросы с фреймом «Да-Нет». Некоторые вопросы, например, «Откуда вы?» подразумевают сказать город, в котором живешь и т.д.

Харизматичный человек в этом случае меняет фрейм вопроса, чтобы он был более увлекательным и интересным. Поэтому вместо того, чтобы прямо и очевидно ответить на вопрос, Брюс делиться своей философией о боевых искусствах. И это позволяет убрать скучный вопрос и позволяет вам общаться на другом уровне.

Многие думают, что для того чтобы управлять разговором, нужно задавать самые интересные разговоры, или должен быть самый интересный собеседник. Это не всегда так. На самом деле интересные темы можно найти в самом вопросе. В той части вопроса, где вы можете развить тему в более интересном ключе.

Посмотрите, как искусно он это делает:

Цитата Брюса Ли:

И поэтому они приходят ко мне. Не потому что они хотят научиться защищать себя или причинить кому-то вред. Вместо этого они хотят научиться выражать себя через движения. Будь то злость. Или решительность. 

Часто харизматичные люди вместо краткости предпочитают выражать самого себя. Иногда, когда мы не ощущаем себя харизматичными и уверенными в себе, мы чувствуем, что хотим ответить на вопрос прямо и очевидно. Конечно, вам не нужно увиливать от ответа, как это делают политики. Но нужно думать глубже и дать своему собеседнику что-то более интересное, что поможет вам наладить контакт.

Как справляться с ограничивающими вопросами

Сейчас давайте рассмотрим еще один вопрос, где Брюс также меняет фрейм:

Ведущий: Среди всех ваших знаменитых студентов, таких как Джеймс Гарнер, Стив Макуин, Ли Марвин, Джеймс Коберн, Роман Полански, кто был лучше всех? Кто лучше всех справлялся с упражнениями?

Итак, тут мы видим вопрос, который подразумевает выбрать какую-то сторону. Этот лучше или этот лучше? Это довольно ограниченный вопрос. Что харизматичный человек делает в таких случаях? Вот вам отличный пример:

Ответ Брюса Ли: По разному. Как боец, Стив Макуин, очень хорош. Потому что черт возьми в нем есть эта брутальность. Он может сказать что-то типо: «Привет, детка, вот и я».

Джеймс Коберн очень миролюбивый человек. Вы знаете его, он очень добрый и такой весь зрелый. Он ценит философскую часть всего этого. И его понимание глубже, чем у Стива. Поэтому тут трудно ответить, понимаете?

Это все зависит от того, как вы на это смотрите.

Итак, что мы тут видим? Брюс ли своим ответом просто отвергает саму форму вопроса. Человек спросил: «Как лучше», подразумевая, что есть какой-то способ быть лучшим во всем. А Брюс Ли говорит: «Нет, есть много способов, можно быть хорошим бойцом, а можно ценить искусство». Харизматичные люди всегда так делают. Они не воспринимают вопрос прямо, если его постановка не соответствует их картине мира. Вместо этого они выражают себя. Они делятся своей философией.

Вот почему фрейминг очень важен. Ведь разговоры представляют собой соперничество разных фреймов. И когда кто-то устанавливает фрейм на подобие «Кто лучше?», а вы на него отвечаете, хоть и не согласны с ним, то вы принимаете этот фрейм, который не соответствует вашему виденью мира. Поэтому очень важно определить фреймы в разговоре и при этом не быть козлом, а знать где будет уместно изменить фрейм, чтобы ответить на вопрос по-своему.

Делитесь своей философией

Итак, быстро разберем еще один вопрос:

Ведущий: Вы видите себя Китайцем или Американцем?

Брюс Ли: Вы знаете, кем бы я хотел себя видеть? Человеком. Я не хочу сейчас прикидываться Конфуцием, но под этим небом все человечество это одна большая семья. Просто так получилось, что люди разные.

И вот вам еще один пример, когда Брюс Ли отвергает форму вопроса, который предполагает принять какую-то одну сторону. Часто Вы захотите изменить форму вопроса и сказать: «Я думаю иначе, не так, как все эти люди». И кроме того он пользуется случаем, чтобы поделиться своей философией о людях.

Итак, надеемся вам были полезны эти советы. Во-первых, определить фрейм, во-вторых изменить его, если он не соответствует вашим ценностям

Главная идея тут – это видеть заложенные фреймы и если это уместно не принимать их.

Если Ваше виденье жизни не совпадает с формой вопроса или вы хотите сделать разговор более интересным, то меняйте форму вопроса. Поделитесь своей страстью. Расскажите, как видите этот мир. Это приведет к более интересной беседе и позволит вам притягивать людей. Но некоторых людей это будет даже отталкивать. Но такие люди в любом случае вам не нужны.

Как и обещали, вот видео для более наглядного примера и закрепления материала:

YouTube Трейлер

Если материал был Вам полезен, то обязательно поделитесь им с друзьями, а также подписывайтесь на наш YouTube канал «Искусство харизмы», где вы найдете больше подобных разборов.

До новых встреч!

Источник

Источник картинки: shutterstock.com

Читайте также:

www.selfcreation.ru

Фрейм - что такое | Словарь психологических терминов

Фрейм [англ. frame — каркас, остов, рамка, структура] — 1) в когнитивной психологии понятие, описывающее структурно оформленную единицу какого-либо конкретного знания, картинки, сценария, схемы и т. п., с помощью которой может быть идентифицирована воспринимаемая ситуация; 2) в психосемантике — структурно оформленная единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия, и содержащая данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия (например, набор предположений об устройстве формального языка для выражения знаний, в качестве альтернативы для семантических сетей).

Слово Ф. многозначно — в пер. с англ. означает, “рамка вокруг картинки”, “окно”, “страница”, “система координат” и др. В 1970-х гг. оно впервые было использовано американским ученым М.Л. Мински (M.L. Minsky), занимавшимся проблемами искусственного интеллекта. Он одним из первых создал теоретическую модель (названную “теорией фреймов”) структур знания, которые лежат в основе повседневной когнитивной деятельности людей.

Мински высказал предположение, что наше знание закодировано в блоках, называемых “фреймами” (“рамками”; метафору он заимствовал из фотографии), которые облегчают понимание многих аспектов каждодневных явлений, позволяя получить быстрый доступ к информации, хранящейся в памяти и соответственно отреагировать. Эти разработки М. Мински предвосхитили современные нейропсихо-логические исследования о модулярности психики. Развиваясь, понятие Ф. стало родовым по отношению к понятиям “схема” в когнитивной психологии (Ф.Ч. Бартлет, 1932), сцена, сценарий, когнитивная модель, модуль (Ch.J. Fillmore, 1975), ассоциативные связи (G.H. Bower, 1972 ), семантическое поле. Например, понятие “сцены” ассоциировано с определенными языковыми Ф., при этом под “сценами” понимаются не только зрительные образы, но и иные виды внутренних мысленных образов (L. Talmy, 1977).

Ф. организуют наше понимание мира в целом, а тем самым и обыденное поведение. При этом Ф. могут выступать типовыми классификаторами (будучи зафиксированными в памяти как “ярлыки к целым сценам”), эталонами, с которыми сравниваются содержания, подлежащие классификции. С каждым Ф. связаны несколько видов информации: (1) о его использовании; (2) о том, что следует ожидать; (3) что делать, если ожидания не подтвердятся.

Формально Ф. представляют в виде структуры узлов и отношений между ними. Кроме связей внутри Ф. возможны и межфреймовые отношения, когда они комбинируются в более крупные модули или рамки (библиотеки Ф.). Верхние (базовые) уровни Ф. фиксированы и соответствуют вещам (сущностным значениям) всегда справедливым по отношению к предполагаемой ситуации. Ниже этих узлов — терминальные узлы (или слоты), которые указывают на условия, которым должно отвечать его заполнение. Часто такое заполнение представляется как “подфрейм” (или вложенный Ф.).

Наиболее наглядно фреймовые структуры выступают на экране компьюьера, являясь средством доставки дополнительной информации и форматирования страницы. Они позволяют разделить окно просмотра браузера на несколько прямоугольных областей (в этом Ф. очень похожи на таблицы). При помощи Ф. можно не только разделить страницу на несколько частей, но и решить задачу взаимодействия между этими частями, т. к. в каждый Ф. можно загрузить отдельный документ, выступающий как бы самостоятельной web-страницей.

В результате человек, просматривающий страницу на экране компьютера, может изучать одну часть страницы независимо от остальной части. Фреймовая структура, естественно, может существовать не только на экране компьютера, но и в виде “картинки” или текстового описания на бумаге. Однако продуктивная работа с фреймовыми структурами, представляющими собой различные сложно организованные базы данных, стала возможной только с применением компьютеров. Это направление получило название “фреймовая семантика” (Ch.J. Fillmore, 1977). Оно объединяет разные типы формализованного описания деятельности человека в контексте ситуации.

Извините, но по Вашему запросу статей не найдено. Попробуйте поискать по ключевому слову или напишите на e-mail: [email protected] и мы рассмотрим возможность добавления нужного Вам материала.

ourmind.ru

Что такое «фрейм» в социальных науках и почему нельзя обойтись понятием «привычка»?

У понятия фрейм в социальных науках запутанная и долгая биография. Когнитивистика, теория коммуникации, политология, социология, психология и семиотика наделяют этот концепт собственными (иногда взаимоисключающими) смыслами.

В микросоциологии фрейм – просто обобщенное именование контекста наших повседневных действий (но никоим образом не самих действий). Например, Вы заходите в вагон метро. Вы знаете, что это вагон метро. Остальные пассажиры знают, что это вагон метро. Сам вагон метро знает, что он – вагон метро (иначе он был бы по-другому устроен). Вы оказываетесь в жестком «каркасе», который делает одни Ваши действия возможными, а другие – нет. Это и есть фрейм: когнитивная структура (все распознают ситуацию одинаково) + соответствующие пространственно-временные и материальные рамки (сиденья расположены так, поездка длится столько-то, двери открываются вот здесь и т.д.).

Но вот Вы заходите в вагон метро и видите, что группа художников-акционистов поставила стол между двумя короткими сиденьями, накрыла его алкоголем и закусками, звучат тосты и пьяные разговоры. Вы попадаете в ситуацию «мисфрейминга» и не можете однозначно ответить на вопрос «Что здесь происходит?». Тот факт, что обычно Вы не задаетесь этим вопросом (тогда наша жизнь была бы адом), свидетельствует в пользу базовой аксиомы фрейм-аналитиков: повседневный мир состоит из устойчивых контекстов, каркасов, рамок поведения («метро», «застолье», «офис», «аудитория», «улица»). А дальше надо понять – как эти рамки пригнаны друг к другу, как они ломаются и заменяются другими, как действия переносятся из одного фрейма в другой (пример с метро – как раз пример такого «транспонирования»).

Фрейм-анализ в социологии – что-то вроде «сольфеджио повседневности». Поэтому им занимаются, преимущественно, те, кто с детства ненавидит сольфеджио.

thequestion.ru

Паттерн фрейма соглашения в нлп

Концепция

Когда люди конфликтуют из-за чего-нибудь и не могут прийти к согласию, они начинают препираться и ссориться.

Устанавливается атмосфера стресса и замешательства. Разногласия часто связаны с тем, что спорящие рассматривают ситуацию с различных точек зрения и неспособны гибко выйти из своих фреймов и примерить фреймы других. К тому же обычно мы преподносим свои взгляды в категоричной форме. Создается впечатление, что существует только один правильный взгляд, а все другие безумны или порочны. Для того чтобы двое могли достичь фрейма соглашения, оба должны перейти на более высокий «логический уровень» — уровень, охватывающий все опасения, тревоги, особенности восприятия и фреймы референции обеих сторон. Паттерн фрейма соглашения позволяет нам облегчить процесс достижения прочного мира между людьми или группами людей.

Паттерн

1.     Выявите текущие фреймы.

Попросите каждого участника привести конкретное описание желаемого результата.

Чего именно вы хотите?

Какие ценности, убеждения и критерии движут вас к этой цели?

Как вы оцениваете значимость этих ценностей, убеждений или критериев?

Используйте эти вопросы для сбора важной информации и подстройки под каждого участника, чтобы каждый почувствовал себя услышанным и понятым. Как правило, во время этой процедуры начинают конструироваться мета-результаты, которые вы сможете использовать для фрейма соглашения. Обнаружили ли вы их?

2.     Найдите тонки соприкосновения.

Какой общий элемент на высших уровнях мог бы объединить различные точки зрения?

Каков общий конечный результат, которого каждый хочет достичь?

Если Джек хочет купить синее кресло, а Джилл — красное, то они расходятся на уровне цвета кресла. Но на более высоком уровне они сходятся, по крайней мере, в том, что оба хотят приобрести один и тот же предмет мебели. «Итак, вы оба хотите купить кресло. Хорошо. Какое намерение стоит за вашим желанием сделать эту покупку?»

3.     Определите категорию высшего уровня.

Когда вы поднимаетесь над конкретным желанием, что общего в ваших стремлениях вы находите?

По поводу чего вы согласны? Каковы ваши намерения?

Почему вы хотите именно этого?

Что это вам даст? Что вы приобретете?

Продолжайте подниматься по уровням и называть общие категории, объединяющие обе стороны. В случае Джека и Джилл мы можем подняться от кресла к мебели. Хотите ли вы оба приобрести новый предмет мебели? Продолжайте, пока вы не найдете уровень или категорию, где возможно согласие.

4.     Используйте мета-результаты каждого участника,, чтобы сформулировать фрейм согласия еще более высокого уровня.

Когда вы получите желаемое, что это вам даст?

А когда вы достигнете этого результата, что он принесет вам?

Какова ваша высшая цель или намерение?

5.     Фреймируйте переговоры с использованием соглашений высшего уровня.

Теперь, когда вы нашли высший фрейм соглашения, определите, как он объединяет разногласия конфликтующих сторон?

Какие чувства вы испытываете, когда вы рассматриваете различные варианты с точки зрения высших фреймов?

Соответствует ли покупка синего кресла требованиям комфорта и эстетики?

Поддерживаете ли вы выявленные ценности друг друга? Допустим, на этот раз решение принимает Джек, а в следующий — Джилл. Соответствует ли это критерию справедливости?

6.     Подтвердите соглашение.

Довольны ли вы оба этим высшим фреймом и найденным выходом из трудной ситуации?

Насколько успешно он решает вопрос? Готовы ли вы действовать в соответствии с ним?

Полностью ли вы согласованы с этим решением? Есть ли возражающие части?

Какие другие уточнения вы хотели бы внести?

Как это повлияет на ваши взаимоотношения?

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

< Предыдущая Следующая >
 

mirrosta.ru

Определение «Фрейм», Книга 4. Личность. The Blueprint / Блюпринт. Дарден Т. Страница 29. Читать онлайн

...

Определение «Фрейм»

Фрейм — это субъективная интерпретация объективной реальности. Объективная реальность одна, а людей много. У каждого свой фрейм (своя реальность, свой взгляд на мир, своя вера в то, чем является мир). В процессе общения, мы постоянно получаем пинг (обратную связь) от других людей. Иногда, когда люди обмениваются информацией, «пингуют» друг-друга, то выясняется что их фреймы, (их взгляды на мир, субъективное понимание окружающей действительности) входят в противоречие. И тогда, выигрывает человек с более сильным фреймом. Человек, обладающий более сильной верой в правильность своего фрейма и показывающий меньшую эмоциональную реакцию. А человек с более слабым фреймом приспосабливается. Он принимает фрейм более сильного. И тогда, фрейм более сильного человека, становится общей реальностью для обоих.

Вы можете представить себе это образно в виде электрической цепи, в которую включены плавкие предохранители. В роли электрического тока у нас будет выступать социальное давление, а роли предохранителей — фреймы. Когда происходит конфликт фреймов, усиливается напряжение в сети (возрастает социальное давление), и через некоторое время, наиболее слабые предохранители (фреймы) начинают плавиться. Остаются только самые стойкие.

Люди с сильными фреймами обычно обладают наибольшим социальным влиянием. Большинство людей реагирует на них, и принимает их фрейм. Вот почему так важно иметь чувство собственной базовой ценности.

Правило: Сильный фрейм самодостаточен. Мир будет для вас являться тем, чем вы думаете, он является. Давайте рассмотрим это поподробнее. Если вам сделали комплимент, похвалили, и у вас высокая самооценка, то вы это воспримите абсолютно нормально. (Да, я такой). Если же у вас низкая самооценка, то вы не сможете так прореагировать. Любой комплимент, похвалу в свой адрес вы будете воспринимать как лицемерие, как попытку вами манипулировать. Другими словами именно ваш фрейм будет определять вашу реакцию. Люди будут думать о вас то, что вы сами думаете о себе.

Существуют и еще более удивительные вещи. Скажем, если кто то, с целью манипуляции, скажет вам не искренний комплимент, а вы воспримите его как настоящий, и если ваш фрейм сильнее, то этот комплимент станет настоящим. Человек сказавший вам его, сам поверит в то, что он сказал. Так же, если кто то дразнит вас, и вас это не задевает, то вы воспримите это как шутку и сами и просто ответите шуткой. Однако, с другой стороны, если дразнилка вас зацепит, заставит вас почувствовать себя уязвлённым, то вы дадите соответствующую реакцию вашему обидчику, и он поймёт, что он попал в цель.

До тех пор, пока вы с помощью сильного фрейма будете относиться к дразнилке как к безобидной шутке, и просто шутить в ответ, — это будет просто шутка. И для вас, и для того, кто дразнит, и для всех окружающих. Ваш взгляд на происходящее, ваша интерпретация происходящего будет само исполняющимся пророчеством. Мир всегда будет для вас тем, чем как вы думаете, он является.

Правило: Когда у вас сильный фрейм, то вы сами определяете собственную ценность и ваше положение в группе. Вы определяете кто вы есть. Фреймы людей постоянно конфликтуют друг с другом с разной степенью напряжения. Как существа социальные, мы постоянно играем во фреймовые игры (столкновение фреймов) что бы определить кто будет принимать на себя роль человека с более высокой ценностью. Более сильный фрейм всегда побеждает. Например, два человека одновременно подходят к фонтану с водой, что бы напиться. Первым будет пить тот, кто уверен что должен быть первым, второй же будет ждать. Давайте рассмотрим ещё один пример, где борются два фрейма. Вы и девушка:

ОНА: Я супер-красотка, а ты ещё один парень, который ставит меня на пьедестал, и надеется переспать со мной. Ты не сможешь меня получить, однако, ты можешь развлекать меня, если хочешь.

ВЫ: У меня есть выбор среди женщин, Я разговариваю с тобой потому что женщины обычно глупенькие, но привлекательные, я просто сам развлекаюсь. Если ты покажешь мне что ты чуть умнее, и отличаешься от других женщин в лучшую сторону, то, возможно, продолжение. А сейчас, я разговариваю с тобой просто потому, что мне весело. Это один из примеров противоборствующих фреймов, которые не выражены словами. Люди с высокой ценностью и сильным фреймом никак вербально не обсуждают вопросы: Чей фрейм сильнее? Чья ценность выше? Они просто метасообщают это через поведение. Итак, чей фрейм сильнее вы можете определить по следующим признакам:

1. Кто оценивает, а кто пытается произвести впечатление?

2. Кто эмоционально реагирует на принятие/непринятие собственного поведения окружающими, а кто к безразличен к тому, что о нём подумают другие.

3. Кто отчаянно пытается поддерживать разговор, а кто устанавливает правила общения.

4. Кто теряет при разговоре уверенность в себе, когда сталкивается с другим представлением о том, «что такое клёво», а кто не меняется.

5. Кто оставался бы таким же весёлым, если бы его собеседника не было здесь, а кто чувствовал бы себя херово без собеседника?

Некоторые люди неправильно представляют себе войну фреймов. Они думают, что это своего рода ментальная драка. Но это не тот случай. В сущности, потребность в постоянном контроле фрейма это реагирующее поведение. Иметь сильный фрейм это не значит подавлять других, стремиться к господству. Это скорее полное контроль над собственным поведением, чувствовать себя комфортно с самим и собой и не отдавать собственную силу для того, что бы заслужить одобрение окружающих.

Правило: Мы эмоционально реагируем на тех людей, которые могут влиять на то, что мы чувствуем (думаем о себе) (часто мы нуждаемся в них больше, чем они нуждаются в нас) Когда вы демонстрируете сильную эмоциональную реакцию на кого-либо, то тем самым вы воспринимаете его как человека с более высокой ценностью, вы отдаёте свою силу.

Как мы уже говорили ранее, мы склонны игнорировать тех людей, которых мы воспринимаем как людей с меньшей ценностью и фокусироваться на тех, кто как мы думаем, обладают большей ценностью.

Когда вы демонстрируете слишком сильную эмоциональную реакцию по отношению к кому-либо, то тем самым вы показываете что воспринимаете этого человека как важную часть своей реальности, что он для вас представляет большую ценность, чем вы представляете для него.

Психология bookap

Вот почему так важно жить в собственной реальности, никому не отдавать власть для того, что бы диктовать вам, кто вы есть. У вас всегда будет сильный фрейм. Представление о самом себе, основанное на каких то внешних вещах: кого вы трахали, что вы можете дать другим, как вы можете развлечь, ваши роли, как люди реагируют на вас в определённый день или в определённой ситуации — это всё ложные представления. Эти вещи не то, кем вы являетесь. Основываясь на этих вещах, вы никогда не сможете понять, кто вы есть. Вы будете тратить свою жизнь на то, что бы в борьбе вернуть обратно свою силу, которую вы сами добровольно отдали. Ваша сила в вашей аутентичности, в глубоком ощущении того, кто вы есть. На вопрос кто вы есть не существует какого то строго логического ответа, это не какие то ваши лучшие качества или умения. Аутентичность, это не то, о чем вы можете размышлять сознательно. Когда вы аутентичны, что то «щелкает» в вашем разуме, и вы понимаете «Да, это оно» В этой точке происходит стабилизация вашего эмоционального состояния, вы можете свободно выражать свою личность, кто вы есть, и люди будут любить вас за это. Люди будут принимать ваш фрейм, потому что вы даёте им то, чего они по настоящему хотят.

Ваша идентичность это то семя, из которого потом вырастут ваши мысли, которые будут определять ваше поведение, которое, в свою очередь, будет определять реакцию на вас окружающего мира. Когда вы будете получать обратную связь от окружающего мира, ваше понимание этой обратной связи, будет подсказывать вам, как можно улучшить свою личность, которая в дальнейшем будет влиять на ваши мысли и поведение. Обратная связь это мост между внешней и внутренней реальностью. Вам необходимо укреплять её.

bookap.info