Психологическая самопомощь: поддерживающие убеждения для повседневной жизни. Психологическая самопомощь


поддерживающие убеждения для повседневной жизни

main_img

Ни для кого не секрет, что мысли оказывают влияние на настроение и устойчивость к стрессу в целом. Отдельное направление психотерапии занимается тем, что помогает выявлять, оценивать и корректировать деструктивные нереалистичные мысли и убеждения, вызывающие отрицательные эмоции. Это направление - когнитивная психотерапия, в основе которой лежит когнитивная модель. Согласно этой модели любые эмоции обусловлены не внешней ситуацией, а мыслями, лежащими в их основе. Я не могу согласиться на 100 процентов с этой идеей, но применительно ко многим ситуациям она верна. На мой взгляд, правда, что любая положительная или отрицательная мысль вызывает определенный эмоциональный отклик, но не любое эмоциональное состояние обусловлено именно мыслями.

Зачастую мысли настолько быстро проносятся в голове, что человек даже не успевает их заметить, однако, они, тем не менее, определяют состояние человека. Такие мысли называются автоматическими. Многие из них верны, но большая часть негативных автоматических мыслей ошибочны и почем зря портит настроение своему обладателю.

Одна из эффективных техник когнитивной психотерапии, доступная каждому, простая в использовании и позволяющая дать отпор назойливым негативным мыслям - это совладающие карточки или копинг-карточки. Они бывают нескольких типов, и я расскажу об одном из них. Совладающая карточка представляет собой лист бумаги или картона, с одной стороны которого написана типичная негативная мысль, свойственная вам, а с другой стороны - антиманипулятивный конструктивный ответ на нее. Когда вы замечаете, что та или иная негативная мысль снова промелькнула у вас в голове, вы достаете карточку и читаете поддерживающее убеждение.  

Деструктивные негативные мысли - это всегда манипуляция, которая живет в вашей голове, в таких мыслях перемешана правда и ложь. И именно потому, что в них есть доля правды, они принимаются нами. Чтобы противостоять манипулятивному убеждению, нужно отделить правду от лжи. Один из типичных приемов манипуляции - это гиперобобщение (это же является и ошибкой мышления). Например, вы выполняете какую-либо работу и допускаете ошибку, в голове проносится мысли: "Я плохой специалист", и настроение портится. Это говорит ваш внутренний манипулятор-перфекционист. Правда, что вы совершили ошибку. Но неправда, что специалист никогда не совершает ошибок в работе. Также неправда, что по отдельно взятой ситуации можно делать вывод о работе человека в целом.

Существуют типичные ошибки мышления. Например, катастрофизация - преувеличенно негативная оценка событий, произвольное умозаключение - необоснованные иррациональные негативные выводы, мышление в терминах "все или ничего", тирания долженствования - "Я/другие люди должны делать так-то и так-то и никак иначе", сверхобобщение, обесценивание или недооценка положительных результатов.

У каждого человека может быть свой набор привычных негативных мыслей и ошибок мышления, поэтому совладающие карточки с поддерживающими убеждениями необходимо составлять индивидуально для каждого человека. Вы можете сделать это для себя самостоятельно или с помощью психолога. Как?

  1. Наблюдайте за своим настроением хотя бы в течение одной недели и отмечайте моменты, когда оно портится, когда возникает какая-либо негативная эмоция. Определите, что это за эмоция, т.е. назовите ее.
  2. Спросите себя: "О чем я только что подумал(а)?", "Какая моя мысль могла вызвать такую эмоцию?" или мысленно войдите в роль своей эмоции и пошлите сообщение себе от нее. Это и есть автоматическая мысль.
  3. Разверните автоматическую мысль, чтобы она звучала как развернутое предложение, и было понятно, как она соотносится с ситуацией. Часто уже на этом этапе работы с мыслями становится понятно, насколько та или иная автоматическая мысль неконструктивна и нереалистична.
  4. Оцените автоматическую мысль как гипотезу, опираясь на следующие вопросы: - Какие есть аргументы подтверждающие ее, а какие опровергающие?- Существует пи альтернативное объяснение?- Что самое худшее может произойти? Сможете ли вы пережить это? Каков самый лучший исход? Каков самый реалистичный вариант развития событий?- Какая ошибка мышления стоит за этой автоматической мыслью?- Проанализируйте ее по принципу "Правда, что…», "Неправда, что…".
  5. Опираясь на проведенную оценку автоматической мысли сформулируйте адаптивный ответ.
  6. Запишите пункты 1-5 в дневник автоматических мыслей: 

    Дата

    Ситуация (что конкретно происходит)

    Эмоции

    Автоматические мысли (О чем я подумал? Что эта эмоции говорят мне?)

    Правда, что

    Аргументы за

    Неправда, что

    Аргументы против

    Адаптивный ответ

                 
  7. Просмотрите дневник и все негативные автоматические мысли за прошедшую неделю. Выделите типичные, наиболее часто встречающиеся отрицательные нереалистичные мысли.
  8. Опираясь на проделанный анализ составьте совладающие карточки с наиболее часто встречающимися негативными автоматическими мыслями и адаптивными ответами на них.

Пример 1:

Негативная мысль: Я не должен никому отказывать, потому что отказом я обижу человека.

Адаптивный ответ: Я не отвечаю за чувства других людей. Человек может обидеться или не обидеться и это его выбор. Я имею право говорить "да" или "нет", не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.

Пример 2:

Негативная мысль: Я не смогу это сделать, у меня не получится.

Адаптивный ответ: Я думаю, что у меня не получится, но это не обязательно правда. В действительности точно я этого не знаю, и не узнаю, пока не попробую. В прошлом я много раз думал(а), что что-то не смогу, а потом делал(а) это.  

Совладающие карточки необходимо читать три раза в день и каждый раз, когда негативная мысль посещает вас. Точно сформулированное поддерживающее убеждение способно значительно снизить тревожность, повысить уверенность в своих силах и мотивировать на достижения. 

www.all-psy.com

ее духовные причины и проявления

Духовно-психологическая самопомощь

Очень важным на путях психологической самопомощи является правильная оценка больным причин собственных падений и грубых промахов (по В. К. Невяровичу) . Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах. Святоотеческая мудрость учит никогда не заниматься самооправданием, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в доказательство своей невиновности истинное положение вещей (например: пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был… и т. д., постепенно все более убеждая себя в виновности другого и оправдывая себя).

Вместо самооправдания правильнее обвинить себя, искренне попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни. «Где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения» (преподобный Никодим Святогорец).

Другим из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться; потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все «за» и «против», усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения. Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое «клише». По опыту известно, что можно «спотыкаться», терять душевный мир или впадать в прегрешения регулярно, в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Всего, конечно, учесть невозможно, но многое можно предусмотреть. Причем готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением. Святитель Феофан советует: «Утром, по молитве, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжение дня, где быть, с чем и с кем встречаться, и применительно тому наперед определи, что где помышлять, что сказать, как держать свою душу и тело и проч. Это значит, что истинный христианин должен сам держать себя в руках, сам заведовать всеми движениями своей души, а не позволять им происходить самим собою, как бы без его ведома. Он должен быть сам владыкою всего внутри его происходящего, владыкою своих сил».

Переключение – простой и эффективный прием. Кому не известно, как приятно прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами. Одному доставляет радость работа на даче, другому – встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении, и т. д. Умение отдыхать с пользой для души – премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Уединение и безмолвие. Совершенно необходимо каждому из нас время от времени уединяться (хотя бы на полчаса), побезмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине; отключиться от повседневных забот, побыть наедине с Богом и с самим собой.

Хорошо прогуляться с молитовкой на устах и миром в сердце, можно заняться рукоделием или почитать.

Терпение скорбей. На практике удавалось с Божией помощью утешить скорбящего человека таким образом. Ему предлагалось представить себе последний день своей земной жизни и оценить свои переживания с этой точки зрения. Нередко подобный совет оказывался полезным.

Рецепт духовный святителя Игнатия (Брянчанинова)

Присылаю вам рецепт духовный и советую вам употребить предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий, и душевных и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности, сокровенных во врачевстве, по наружности своей самом смиренном.

Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следующие:

«Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!»

Должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, доколе не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (см. 1 Сол. 5, 18).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологическая самопомощь, О лечении неврозов – советы и предостережения. Православная психотерапия. Авдеев Д. А. Страница 11. Читать онлайн

...

Психологическая самопомощь.

Очень важным на путях психологической самопомощи является правильная оценка больным причин собственных падений и промахов. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах. Святоотеческая мудрость учит никогда не оправдывать себя, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в угоду своему алиби истинное положение вещей (например: пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был… и т.д., постепенно все более убеждаясь в виновности другого и оправдывая себя).

Вместо самооправдания правильнее обвинить себя, попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни. “Где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения” (преподобный Никодим Святогорец).

Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться; потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против,” усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения.

Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Не будем поддаваться его внушениям.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое “клише.” По опыту известно, что мы способны “споткнуться,” потерять душевный мир или поддаться искушению – в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее подготовить себя к трудностям… Всего, конечно, учесть невозможно, но многое можно предусмотреть и постараться предотвратить. Готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.

Психология bookap

Святитель Феофан советует: “Утром, после молитвы, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжение дня, где быть, с чем и с кем встречаться, и применительно тому заранее определи, что где помышлять, что сказать, как держать свою душу и тело и проч. Это значит, что истинный христианин должен “держать себя в руках,” держать контроль над движениями своей души, а не позволять им расползаться куда попало. Он должен быть владыкой своего внутреннего состояния.”

Переключение – простой и эффективный прием. Кому не известно, как приятно послушать церковное пение, прочесть духовно-назидательную статью, прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами… Одному доставляет радость работа на даче, другому – встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении и т.д. Существует немало подобных рекомендаций; при внимательном отношении к себе каждый может продолжить этот перечень. Умение отдыхать с пользой для души – мудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

bookap.info

Психологическая самопомощь социальных работников — КиберПедия

В этом пункте речь пойдет о системе процессов самоизучения и саморегуляции профессионального и личностного функциониро­вания и развития с целью психологического здоровья в целом.

Самопомощь— совокупность социальных и социально-психо­логических средств, используемых отдельным человеком или оп­ределенной группой с целью поддержания достойных условий своего существования и социальной активности. В периоды соци­ально-экономических и социально-политических изменений, про­исходящих в обществе, возрастает роль адаптивных механизмов людей, и самопомощь особенно нужна.

Умение оказывать помощь сослуживцу, тать приемы самопо­мощи жизненно необходимо для социального работника. Важное значение приобретает способность разграничивать личностные и профессиональные отношения.

Общие признаки профессиональных отноше­ний:

1) отношения складываются под влиянием профессиональных целей;

2) на первом месте стоят не собственные интересы, а потреб­ности, интересы и ожидания других людей;

3) отношения строятся на основе объективности и осознания своей ответственности, что позволяет отвлечься от собственных забот и эмоциональных состояний для того, чтобы вжиться в за­боты и потребности других.

Социальному работнику крайне необходимо владеть принци­пами мудрого отношения к ж и зн и, к ним относятся:

умение отличать главное от второстепенного. Очень важно выб­рать наиболее важную на данный период проблему, оставив дру­гие без внимания;

соблюдение внутреннего спокойствия, уравновешенности, выбор меры воздействия на события. Человек должен уметь сохранять сложившуюся систему личностных ценностей, ясность ума и чет­кость поведения;

эмоциональная зрелость, устойчивость и стремление выйти за рамки проблемной ситуации. Человек должен уметь посмотреть на проблему со стороны. Полезно помнить высказывания римского императора Марка Аврелия: «Если не можешь изменить обстоя­тельства, измени свое отношение к ним»;

умение подходить к проблеме с разных точек зрения, гибкость и готовность к любым неожиданным событиям. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной энергии и внутреннего смысла;

наблюдательность и дальновидность. Человек должен приучать себя к оценке своих желаний, мотивов, побуждений. В этом слу­чае он видит себя как бы со стороны и может управлять ими;

стремление понять других и умение извлекать положительный опыт из происходящего. Индивид должен вырабатывать в себе способность понимать мотивацию другого человека, вставать на другую точку зрения, даже противоположную собственной. Это способствует налаживанию эффективного общения, а также по­могает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

Социальному работнику часть времени необходимо посвящать рефлексии в отношении себя, это позволит глубже понять пути взаимодействия с другими людьми и собственные потребности. Для того чтобы эффективно заботиться о других, нужно научиться за­ботиться непосредственно о себе. Ведь если специалист занимается проблемами и переживаниями других, ему необходимо найти вре­мя для собственных. В противном случае он рискует «выгореть» и оказаться опустошенным, не в силах больше помогать клиентам.

В работе и жизни иногда приходится сталкиваться с бестактным, грубым отношением других людей. Конечно же, такое поведение вызывает стресс. Лучший способ защитить себя от чьей-то бестакт­ности — приучить всех, с кем часто сталкиваешься, к тому, что вы нетерпимы к любым попыткам отвлекать вас в неподходящий мо­мент. Не надо бояться быть непреклонными в этом отношении.

Известен список средств и действий, позволяющих выработать сопротивляемость к стрессовым воздействиям. На­зовем лишь некоторые «антистрессоры»:

- измените отношение к себе и другим на более позитивное, менее критичное, не гипертрофируйте мелкие человеческие не­достатки;

- расширьте круг общения, более открыто и экспрессивно вы­ражайте свои мысли и чувства. Это поможет снизить уровень внут­реннего напряжения;

- рационально распоряжайтесь своим временем. Разделите дела по порядку и значимости. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными, ибо это дает нежелательный психологический эффект. Отдавайте приоритет делам, которые позволяют повы­сить самоуважение;

- учитесь говорить «нет». Вы не можете сделать все и за всех. Не позволяйте вольно или невольно эксплуатировать себя. Должен быть найден лимит добровольного принятия на себя части на­грузки других людей;

- научитесь делиться ответственностью. Не претендуйте на лав­ры сверхчеловека;

- будьте гибкими. Умейте слушать других людей, ценить иную точку зрения. Присматривайтесь к методам чужой работы и пере­нимайте все хорошее;

- не бойтесь совершить ошибку, а сделав ее, признайтесь в этом. Это трудно только на первых порах. Искреннее признание само по себе имеет терапевтический, очищающий характер;

- не переутомляйтесь. Помните, что только находясь в хоро­шей физической форме, вы можете принести максимум пользы на своем рабочем месте;

- читайте книги не только в познавательных целях, но и для удовольствия.

Важно также знать способы получения положитель­ных эмоций:

- начать новое дело, постановка новых целей вызывает прият­ное волнение, стимулирует активность;

- проявлять искренний интерес к жизни других людей, к окру­жающему миру, что делает процесс общения более живым, рас­ ширяет кругозор, увеличивает необходимый для дела жизненный опыт;

- ставить перед собой цель и достигать ее. Успех позволит пере­жить чувство полноты и удовлетворения жизнью;

- сменить обстановку, лучше всего совершать путешествия;

- общаться с друзьями, единомышленниками;

- общаться с природой, искусством.

В заключение вспомним слова Сенеки: «Перенеси с достоин­ством то, что изменить не можешь» и молитву об умиротворении, которую желательно знать каждому социальному работнику: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

cyberpedia.su

Психологическая самопомощь: зачем нужен личный дневник и как правильно его вести - Леди

  

Знаете, зачем нужно вести личный дневник? Не публичный блог, а именно что-то для и про себя? А психологи знают! Рассказывает Joinfo.ua!

Например, чтобы справиться с расставанием

Конечно, можно жить и одной. Но все равно расставаться — очень грустно. А еще порой теряешь любимую зверушку, или замечательную работу… Но некто Пеннебейкер, американский психолог, советует просто-напросто двадцать минут в день писать на бумаге о том, что вы чувствуете. И писать только себе, никому другому! И ни в коем случае не переворачивать страниц, не начинать писать по новой. Таймер зазвенел — стоп, на следующий день по времени с того же места, слова не исправлять, просто перечитывать. И в эмоциях легко найти выход!

 

Или чтобы похудеть получилось с удовольствием

Не цифры записывать («20.10. = -200 гр.»), а «Сегодня я сбросила целых двести грамм, как это кру-у-у-уто!». Чем больше эмоций — тем легче худеть. Нужно в деталях расписать, чего вы хотите — не только похудеть, но и снизить объёмы на определённое количество сантиметров, привести кожу в порядок, купить себе красивые вещи… И обязательно надо на страницах дневника как можно больше хвалить себя!

А еще важно научиться экономить

 

Не «Пирожное — столько-то денег», а «Сегодня я решила съесть пирожное, потому что… и в итоге я… и оно было такое вкусное!..». Тогда получится дневник, а не бухгалтерская книга. И получится, что траты были не лишними, а очень даже приносящими эмоции! А разве на эмоции жалко денег? Кстати, вот после текста можно уже и написать, сколько было потрачено, и от чего из этого можно было бы отказаться. Пригодится!

И справляться с гневом

Не надо подавлять гнев. Но не надо его и на людей выплескивать! Просто выговорить на бумагу все, рассказав, кто и как вам досадил и что стоило бы с ними сделать. Тогда, может быть, получится почувствовать, что гнев высказан не просто в бумагу, но и им  лицо! А перечитав то, что написано, можно переформулировать свои слова в настолько вежливые, что и сказать их в слух тем, кто вас достал. И, возможно, к голосу логики он прислушается! Так что это поток сознания, который таким образом можно легко перевести в слова.

И достижения больше не обесценивать

Если писать для себя и про себя, то вдруг станет понятно, сколько в вашей жизни всего интересного! Говорите, серые будни? Ну конечно, если писать просто «Сходила в магазин», а не «В магазине видела вот какую сцену», «Погода на улице была изумительная»… Да и сам факт совершенного действия уже заставит понять, сколько сделано! Без мнения посторонних людей. Просто: мной сделано это, это и это, я молодец? Молодец, конечно! Свое мнение тут важнее всего.

     

Журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн предлагает всегда помнить: в жизни далеко не все так плохо, как кажется. Так что можно не грустить, а просто вести дневник — и поводы для грусти будут попросту в нем не то что бы исчезать, но, быть может, превращаться в поводы для радости? Или просто в ответы, как действовать и решать проблемы.

joinfo.ua

Психологическая самопомощь.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Очень важным на путях психологической самопомощи является правильная оценка больным причин собственных падений и промахов. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах. Святоотеческая мудрость учит никогда не оправдывать себя, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в угоду своему алиби истинное положение вещей (например: пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был... и т.д., постепенно все более убеждаясь в виновности другого и оправдывая себя).

Вместо самооправдания правильнее обвинить себя, попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни. “Где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения” (преподобный Никодим Святогорец).

Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться; потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против,” усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения.

Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Не будем поддаваться его внушениям.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое “клише.” По опыту известно, что мы способны “споткнуться,” потерять душевный мир или поддаться искушению — в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее подготовить себя к трудностям … Всего, конечно, учесть невозможно, но многое можно предусмотреть и постараться предотвратить. Готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.

Святитель Феофан советует: “Утром, после молитвы, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжение дня, где быть, с чем и с кем встречаться, и применительно тому заранее определи, что где помышлять, что сказать, как держать свою душу и тело и проч. Это значит, что истинный христианин должен “держать себя в руках,” держать контроль над движениями своей души, а не позволять им расползаться куда попало. Он должен быть владыкой своего внутреннего состояния.”

Переключение — простой и эффективный прием. Кому не известно, как приятно послушать церковное пение, прочесть духовно-назидательную статью, прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами… Одному доставляет радость работа на даче, другому — встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении и т.д. Существует немало подобных рекомендаций; при внимательном отношении к себе каждый может продолжить этот перечень. Умение отдыхать с пользой для души — мудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Медикаментозная помощь.

Несколько слов по поводу употребления медикаментов при неврозах (транквилизаторов, антидепрессантов). В случае невротических состояний, когда симптомы недуга напрямую зависят от психологических причин и обстоятельств жизни, медикаменты играют вспомогательную роль, ослабляя внутреннее напряжение и притупляя остроту жалоб. Их назначают обычно на непродолжительный период. Главным условием выздоровления будет поиск оптимального решения конфликта, а в духовном плане — смирение и покаяние.

Хорошо помогает при неврозах и неврозоподобных состояниях фитотерапия, то есть использование в лечебных целях лекарственных растений. Однако заметим, что она не устраняет причин возникновения неврозов и является лишь симптоматическим (устраняющим симптомы) средством.

Традиционно используются корень валерианы, мята перечная (листья), хмель (шишки), пустырник (трава), сушеница (трава), боярышник (цветы), ромашка аптечная, плоды тмина. Вот примерный перечень успокоительных средств, которыми можно пользоваться самостоятельно — они отпускаются без рецепта: экстракт валерианы (или настойка), валерианахель, персен, глицин, экстракт пустырника (или настойка), ново-пассит, деприм, валосердин, сборы успокоительные № 2, 3, корвалол, корвалдин, адонис-бром, валидол, валокардин, капли Зеленина. Способ применения и дозы обозначены во вкладышах к препарату или на упаковке.

Благотворно влияют на нервную систему изюм, курага, мед…

Скажем несколько подробнее о лечении мёдом. Его эффективность общеизвестна; оно дает очень хорошие результаты при неврастении, нервном перенапряжении, после выполнения длительных и психологически трудных работ.

Болгарский ученый Стоймир Младенов предлагает следующую схему лечения мёдом: 100-120 г цветочного пчелиного меда в сутки в течение 2,5-3 недель. Утром и вечером следует принимать по 30 г меда, а после обеда — 40. Вечером мед надо разбавлять в стакане прохладной воды и пить его за полчаса до сна. Через 10-12 дней от начала лечения больные или лица с преболезненными расстройствами, как правило, хорошо спят, у них появляется бодрость, возрастает работоспособность.

Нелишне напомнить и о пользе закаливания организма. Немаловажную роль играет посильный физический труд, работа в саду, легкий бег, прогулка, плавание. Расслабленная плоть смущает душу раздражительностью, негожими помыслами.

Теперь остановимся на бессоннице, поскольку жалобы на нее встречаются у большинства больных, страдающих невротическими расстройствами. Сон — это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается, улучшается) в зависимости от нашего духовного и душевного состояния. Плохо спится после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. Хороший, крепкий сон подает Господь.

Тем пациентам, у которых открыто сердце к вере, мы повторяем хорошо известные истины: необходимо молиться утром и вечером (по опыту известно, что, если по какой-то причине пожертвуешь молитвами на сон грядущим — пожертвуешь и крепким сном), читать Евангелие, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, призывать на помощь святых и ангела-хранителя, пригласить в дом священника освятить жилище, если оно не освящено. А самое главное — исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Многие люди, начавшие так поступать с верой и упованием на Господа, чувствуют значительное улучшение самочувствия и приобретают душевный мир.

Психологические советы могут быть такими. Во-первых, позвольте себе не спать, не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Ведь зачастую человек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу. Поздний вечер — время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном, откажитесь от обильного ужина, проветрите комнату. Примите теплый душ или погрейте в ванной ноги.

Вот еще совет: две чайные ложки шишек хмеля заварить на стакан кипятка, настоять 4 часа, процедить, выпить стакан на ночь. Перед сном можно помазать виски лавандовым маслом или 3-5 капель лавандового масла накапать на кусочек сахара и пососать его перед сном. В изголовье кровати полезно прицепить льняной мешочек с высушенными корнями валерианы. Есть наблюдения, что постель темных тонов способствует успокоению нервной системы.

В аптеках продаются седативные сборы, которые могут быть использованы для успокоения и улучшения сна. Нелишней будет и врачебная консультация. Снотворные таблетки следует применять только по назначению врача; отварами и успокоительными настоями можно пользоваться самостоятельно.

Помните, здоровье душевное и телесное — это дар Божий, и относиться к нему следует бережно.

Проблемы возраста.

Доктор, подскажите, как мне быть. Мне 50 лет. До 50-ти лет я была спокойным и уравновешенным человеком. В настоящее время, в связи с возрастными проблемами, я себя не узнаю: раздражительна, плаксива, ухудшился сон, нет сил. На службе в храме стою с трудом. Бросает то в жар, то в холод. Потею, кружится голова. Меньше стала молиться, не справляюсь с домашними делами. Как мне быть?

С уважением, Е. К.

Уважаемая Е.К.! Как Вы верно сами определили, в основе Ваших проблем известные симптомы “особого” возраста женщины. В это время в ее организме, в связи с гормональной перестройкой, происходит много изменений. Жалобы, которые Вы перечислили, увы, типичны.

Прежде всего хочу Вас успокоить. Все это со временем пройдет, и самочувствие нормализуется. Нужны лишь время и терпение. Вы не первая и не последняя. Не требуйте от себя сейчас прежней активности. Душевный конфликт как раз и порождается тем, что женщина стремится непременно оставаться на прежнем уровне, быть такой же деятельной, как и прежде, со всем справляться, но осуществить это в сей период либо затруднительно, либо невозможно.

Поэтому успокойтесь, смиритесь с тем, что сейчас Вы чуточку больны. Поговорите с домочадцами. Если у Вас есть взрослые дети, то для них это самое подходящее время засучив рукава помогать по хозяйству.

В храме следует выбрать немноголюдное место, где побольше воздуха. Все можно организовать; паниковать и унывать не стоит.

Очень помогут Вам отвары из успокоительных трав. Хорошо принимать мед; ешьте курагу, изюм, пейте поливитамины. Напомню о пользе прогулок на свежем воздухе.

Скажу также, что сегодня имеются лекарственные препараты разнообразного свойства и действия, устраняющие болезненные проявления климактерического периода.

В духовном плане интересно следующее наблюдение. В этот период у женщины могут заостряться присущие ей ранее негативные черты характера (читай: грехи). Предположим, если раньше женщина чувствовала в себе склонность к унынию или раздражительности, то теперь эти качества становятся явственно ощутимы, и держать себя в руках не удается. Учтите это. Подай Вам, Господи, здравия и мира душевного.

megapredmet.ru

Духовно-психологическая самопомощь — КиберПедия

 

Очень важным на путях психологической самопомощи является правильная оценка больным причин собственных падений и грубых промахов(по В. К. Невяровичу).Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах. Святоотеческая мудрость учит никогда не заниматься самооправданием, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в доказательство своей невиновности истинное положение вещей (например: пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был… и т. д., постепенно все более убеждая себя в виновности другого и оправдывая себя).

Вместо самооправдания правильнее обвинить себя, искренне попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни. «Где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения» (преподобный Никодим Святогорец).

Другим из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться; потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все «за» и «против», усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения. Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое «клише». По опыту известно, что можно «спотыкаться», терять душевный мир или впадать в прегрешения регулярно, в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Всего, конечно, учесть невозможно, но многое можно предусмотреть. Причем готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением. Святитель Феофан советует: «Утром, по молитве, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжение дня, где быть, с чем и с кем встречаться, и применительно тому наперед определи, что где помышлять, что сказать, как держать свою душу и тело и проч. Это значит, что истинный христианин должен сам держать себя в руках, сам заведовать всеми движениями своей души, а не позволять им происходить самим собою, как бы без его ведома. Он должен быть сам владыкою всего внутри его происходящего, владыкою своих сил».

Переключение– простой и эффективный прием. Кому не известно, как приятно прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами. Одному доставляет радость работа на даче, другому – встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении, и т. д. Умение отдыхать с пользой для души – премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Уединение и безмолвие. Совершенно необходимо каждому из нас время от времени уединяться (хотя бы на полчаса), побезмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине; отключиться от повседневных забот, побыть наедине с Богом и с самим собой.

Хорошо прогуляться с молитовкой на устах и миром в сердце, можно заняться рукоделием или почитать.

Терпение скорбей. На практике удавалось с Божией помощью утешить скорбящего человека таким образом. Ему предлагалось представить себе последний день своей земной жизни и оценить свои переживания с этой точки зрения. Нередко подобный совет оказывался полезным.

 

 

Рецепт духовный святителя Игнатия (Брянчанинова)

Присылаю вам рецепт духовный и советую вам употребить предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий, и душевных и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности, сокровенных во врачевстве, по наружности своей самом смиренном.

Уединясь , произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следующие:

«Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!»

Должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, доколе не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (см. 1 Сол. 5, 18).

 

Основные принципы православной психотерапии

 

1. Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек – обладатель величайшего дара Божиего – святыни души, которая есть образ и подобие Творца.

2. Базирование психотерапевтической деятельности на святоотеческом наследии. Обучение пациентов необходимым навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания. Содействие в воцерковлении больных и страждущих.

3. Исключение из лечебной работы методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством, оккультно-мистических, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих) и иных душевредных воздействий.

 

Письма коллег

 

Уважаемый Дмитрий Александрович!

 

С большим интересом прочитала Вашу книгу «Из дневника православного психиатра». Я работаю детским психологом. Приходится решать много разнообразных проблем, связанных со страхами, тревожностью, агрессивностью детей, с так называемым отклоняющимся поведением. Большинство семей, с которыми мне приходится работать, неверующие. Некоторые из них готовы принять веру, я это чувствую и стараюсь им в этом помочь. Но другие, еще больше нуждающиеся в помощи, очень далеки от истинной веры и либо готовы верить во все подряд, либо являются убежденными атеистами. А помочь надо всем.

Сама я окончила факультет психологии МГУ, еще будучи человеком неверующим. Православную веру я обрела позже. И так получилось, что мои профессиональные знания и мировоззрение плохо связаны между собой. Надеюсь на сотрудничество.

С уважением, Л.

 

 

* * *

Уважаемый Авдеев Д. А.!

 

Ваша книга у меня в руках. В настоящее время я обучаюсь по специальности «Социология и психология» и через несколько месяцев должна получить диплом с правом практического применения.

С самого начала я пришла учиться психологии с желанием не выходить за рамки православных канонов, мне это обещали, но сейчас, когда у нас проходит практика, то выяснилось, что у меня душа не принимает все «это» в прямом и переносном смысле!

Я хотела бы работать в православной методике, соответствующей уважительному отношению к человеку. Ваша книга для меня как знамение! Вы могли бы посоветовать мне что-то в теоретической части? Методической? У меня самой есть некоторые мысли по этому поводу. Я собираюсь писать диплом о связи психологии и Православия.

И извините, конкретный вопрос о моем трудоустройстве после получения диплома… С моим 100%-ным неприятием американских психопрактик мне трудно будет найти себе работу. Я считаю, что западные системы должны сильно перерабатываться с учетом русской специфики и добавлением православных аспектов.

Г. М.

 

 

* * *

Уважаемый коллега!

 

Пишет Вам психотерапевт из Грузии К. Коротко о себе: в своей психотерапевтической практике сполна испил чашу всей сатанинской смеси: прельщенный сначала гипно- и суггестотерапией, позже отверг их под влиянием еще большего мракобесия – психоанализа. Умудрился даже защитить диссертацию, где мало-мальски сведущему человеку не составило бы трудности узреть в авторе адепта фрейдовского учения.

А все это для того, что бы через несколько лет прежние увлечения (читай – грехи) захоронить перед исповедным аналоем и оставить за стенами православного храма. И слава Богу!

 

 

* * *

Уважаемый коллега!

 

С большим интересом и душевной радостью прочел Вашу книгу. В ней во многом отражено то, о чем я размышлял в последние годы, – важнейший вопрос о духовности в медицине.

Несколько слов о себе. Мне 46 лет, в 1978 году окончил 4-месячные курсы усовершенствования по психотерапии на кафедре профессора Филатова А. Т. в городе Харькове и с тех пор занимаюсь психотерапией. 12 лет работал психиатром-наркологом, а последние 10 лет – психотерапевтом в общесоматической больнице.

Искал «духовность» в йоге, различных восточных и западных культах, но, слава Богу, стал православным христианином. После воцерковления мне стало настолько тесно в современной психотерапии, где 90% методик не подходят православному врачу, что серьезно встал вопрос об уходе из психотерапии. Однако меня на это не благословили. И вот читаю у Вас: психотерапия – мостик к Православной вере. Отрадно и радостно читать о том, о чем сам много размышлял.

Сейчас действительно в нашей стране идет напряженная борьба за методы и направления, которые примет наша психотерапия. Будет ли ее стержнем православная духовность, либо плюрализм новомодных школ поставит нас по разные стороны баррикад. Пока все говорит о преобладании последнего. Вижу еще две очень важные задачи на своем врачебном приеме: подвести человека к истинам Православия; разъяснять и предостерегать пациентов от многочисленных оккультных новомодных псевдолечений (так как именно к психотерапевту чаще всего обращаются с такими вопросами).

 

 

* * *

Спаси вас, Господи, дорогие коллеги за ваши отклики, за ваш труд, желание поработать во славу Божию и на помощь ближним!

 

cyberpedia.su