3.3.2. Психология межличностных отношений. Межличностные отношения в психологии


3.3.2. Психология межличностных отношений

Содержание и характер взаимодействия людей определяется не только их внутренними побуждениями (потребности, интере­сы, мотивы и т. д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к дру­гу. Отношения — это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип — межличностными отношениями.

Общественные отношения могут быть классифицированы в соответствии со сферой их рассмотрения. Различают классовые, национальные, групповые, семейные отношения (на уровне со­циальных общностей), а также производственные, учебные и т. д. отношения (на уровне занятых той или иной деятельностью групп) (Психология. Словарь, 1990, с. 258). Общественные отно­шения реализуются в деловом взаимодействии людей через соци­альные роли. Например, отношения в сфере образования — че­рез роли преподаватель—студент, правовые отношения — через роли следователь (судья)—свидетель (обвиняемый), администра­тивные отношения — через роли начальник—подчиненный. Иногда общественные отношения называют также деловыми, ро­левыми, официальными. По сути — это формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов человеческих отношений, в том числе и межличностных (межперсональных) отношений.

Межличностные отношения — это, с одной стороны, субъек­тивно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, ока­зываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятель­ности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществ­ляют взаимное восприятие и взаимную оценку (там же, с. 206). В отличие от общественных, деловых отношений межличностные отношения иногда называют психологическими (В. Г. Крысько, 2001, с. 386) или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональ­ную содержательность.

Межличностные отношения включают в себя три элемен­та — когнитивный (гностический, информационный), аффек­тивный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регу­лятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нра­вится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отноше­ний изменяется в двух противоположных направлениях: от пози­тивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и не­гативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов проявления межличностных отношений очень много. Позитивные отноше­ния проявляются в различных формах позитивных эмоций и со­стояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отно­шение к партнеру находит отражение в безучастности, равноду­шии и пр. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и состояний, что расце­нивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных случаях эмоцио­нальное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, пред­ставители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если об­щающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональ­ным, социальным и иным группам и используют различные не­вербальные средства общения).

Поведенческий компонент межличностных отношений реа­лизуется в конкретных действиях. В случае если один из партне­ров нравится другому, поведение будет доброжелательным, на­правленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничест­во. Если же объект не симпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым при­надлежат общающиеся. Межличностные отношения могут фор­мироваться с позиций доминирования — равенства — подчине­ния и зависимости — независимости.

Несмотря на очевидные различия, которые существуют меж­ду общественными и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая во взаимодействие в сугубо официальной об­становке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быст­ро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Причем это зачастую связано не только с решением их проблем, т. е. практической стороной дела, но и с индивиду­альными особенностями внешности и поведения партнера. Они могут вызывать симпатию, любопытство, уважение либо, напро­тив, — антипатию, скуку, презрение, что, обусловливая позитив­ную либо негативную эмоциональную окраску делового взаимо­действия, будет облегчать или затруднять его протекание.

Можно сказать, что благодаря существованию межличност­ных отношений внутри различных форм общественных отноше­ний, происходит реализация последних в деятельности конкрет­ных людей, в актах их общения и взаимодействия (Г. М. Андрее­ва, 2000). Например, изначально обезличенные общественные отношения «преподаватель—студент», дополняясь эмоциональ­ными межличностными отношениями между индивидом Петро­вым и индивидом Сидоровым, персонифицируются и становятся весьма конкретными взаимоотношениями преподавателя Петрова со студентом Сидоровым. Они могут быть как позитивными, так и негативными, но это будут реальные отношения живых лю­дей в рамках реального учебного процесса.

Чаще всего (но не всегда!) позитивные межличностные отно­шения благоприятно влияют на общение и совместную деятель­ность людей, выполняя роль своеобразной смазки в механизме их делового взаимодействия. Наоборот, негативные межличност­ные отношения чаще (но тоже не всегда) мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Поэтому для целенаправленно­го и эффективного использования данной закономерности нуж­но хорошо знать: как протекает процесс формирования межлич­ностных отношений и какие факторы на него влияют? Традици­онно этот процесс описывается с точки зрения динамики, механизма регулирования и условий развития межличностных отношений.

Динамика развития межличностных отношений во времен­ном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомст­во, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Про­цесс ослабления межличностных отношений имеет такую же ди­намику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого эта­па зависит от многих факторов и условий.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социо-культурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению, а также от их кон­кретных деятельностей и соответствующих им социальных ролей.

Приятельские отношения формируют готовность/неготов­ность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличност­ный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие поня­тия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуют­ся устойчивостью и определенным взаимным доверием. В мно­гочисленных популярных публикациях по оптимизации межлич­ностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.

Дружеские отношения всегда имеют общее предметное со­держание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются) и одновременно предполагают взаимную привязанность.

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут су­ществовать и определенные разногласия. Можно выделить ути­литарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в обще­нии. Такие отношения могут развиваться как в официальной об­становке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глуби­ной и доверительностью (Кон, 1987). Друзья откровенно обсуж­дают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знако­мых. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются ин­тенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчи­вость, честность и социальную доступность. Дружеские отноше­ния в этом возрасте более стабильны.

Дружеские отношения у старшего поколения большей ча­стью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

Важнейшими чертами дружеских отношений являются взаи­мопомощь, верность, психологическая близость, а также компе­тенция в общении с партнерами, забота о них и предсказуемость поведения. Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секре­ты, не защитит друга в его отсутствие, а также слишком ревниво относится к другим его взаимоотношениям (Социальная психо­логия: Учебное пособие, 2002, с. 174).

В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаще всего рассматривается механизм эмпатии, о ко­тором выше говорилось как о механизме межличностного познания. То есть развитие отношений — это еще одна функция эмпа-тии. По мнению отечественного психолога Н. Н. Обозова, эмпатия включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого че­ловека без изменения своего собственного состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потреб­ность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая ког­нитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, кото­рая является не только мысленной (воспринимаемой и понимае­мой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и пове­денческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогаю­щим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979).

Как свидетельствуют результаты исследований, одной из ос­новных форм проявления эмпатии является симпатия. Она обу­словлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Если данный принцип у них не проявляется, то это, как правило, говорит об индифферент­ности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и осо­бенно противоречие, то это вызывает дисгармонию в когнитив­ных структурах общающихся и приводит к появлению односто­ронней или взаимной антипатии.

Иногда межличностные отношения основываются не на принципе подобия (сходства), а на принципе дополнительности. Последний выражается в том, что, например, при выборе това­рищей, друзей, будущих супругов люди бессознательно или в какой-то мере осознанно выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить их потребности.

Проявление симпатии в поведении общающихся партнеров может интенсифицировать переход от одной стадии их межлич­ностных отношений к другой, а также расширять и углублять эти отношения. Симпатия, как и антипатия, бывает однонаправ­ленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийно-сти как свойства личности формируется эмоциональная отзыв­чивость и способность прогнозировать эмоциональное состоя­ние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в дру­гих людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формиро­вания межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не толь­ко в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается (Социальная психология: Учебное пособие, 2002, с 177).

Условия развития межличностных отношений также влияют на их широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности, в городских условиях по сравнению с сельской ме­стностью более высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате — большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отно­шений в городе связано со значительной потерей личного вре­мени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Важное значение в формировании межличностных отно­шений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (уче­ба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстре­мальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), мате­риальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные

отношения быстро развиваются в определенных местах (напри­мер, в больнице, поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, крат­ковременной совместной жизнедеятельностью и пространствен­ной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокуль­турной среде они развиваются (Росс, Нисбетт, 1999).

Благоприятной предпосылкой для успешного развития меж­личностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, на­циональность, свойства темперамента, состояние здоровья, про­фессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные харак­теристики.

Фактор пола проявляется, в частности, в том, что у женщин круг общения обычно значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно боль­шую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межлич­ностных отношениях, в отличие от мужчин, для которых более значимы в жизни деловые качества. В межличностных отноше­ниях женский стиль направлен на уменьшение социальной дис­танции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. Дружеские отноше­ния у женщин менее устойчивы. Женской дружбе свойственна близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюан­сов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские меж­персональные отношения.

У мужчин межличностные отношения характеризуются боль­шей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они лег­че раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межлич­ностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притя­заний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки (Кон, 1987).

С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (осо­бенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность обусловливает общительность, рамки пове­дения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строят­ся с учетом положения человека в обществе, половозрастного статуса, принадлежности к социальным группам и пр.

На формирование межличностных отношений влияют и не­которые свойства темперамента. Экспериментально установле­но, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепле­ние межличностных отношений в парах «холерик с холериком», «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруд­нено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» (Обозов, 1979).

Внешние физические недостатки и хронические заболева­ния, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов. Заболевания щи­товидной железы, различные неврозы и др., связанные с повы­шенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раска­чивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе со­вместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функцио­нальных обязанностей не только закрепляются деловые контак­ты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глу­бокий характер.

Опыт общения с людьми способствует приобретению устой­чивых умений и навыков развития межличностных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителя­ми разных групп в обществе (Бобнева, 1978). Опыт общения по­зволяет практически осваивать и применять разнообразные нор­мы общения с различными людьми и осуществлять целенаправ­ленный контроль за проявлением своих эмоций.

Весьма интересно влияние на развитие межличностных от­ношений самооценки каждого из участников общения. Адекват­ная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологически­ми качествами партнера и с ситуацией, выбирать соответствую­щий уровень межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в ин­терперсональные отношения элементы высокомерия и снисхо­дительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить опре­деленную психическую напряженность в межличностные отно­шения в связи с внутренним дискомфортом личности.

В ходе исследований были также выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догма­тизм и постоянная склонность не соглашаться с партнером. Тре­тья группа включала двуличие и неискренность (Куницына и др., 2001).

В связи с анализом процесса развития межличностных отно­шений целесообразно рассмотреть еще два важных социаль­но-психологических явления: аттракцию и межличностную со­вместимость.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной при­влекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одно­го человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной обще­ния (Андреева, 2000). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает пози­тивный эмоциональный компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куни­цына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних лю­дей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (в частности пространственной близостью места про­живания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательно­стью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына и др., 2001).

Межличностная совместимость — это оптимальное сочета­ние психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равно­значных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показате­лями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею, — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в про­странственно-временных рамках и конкретных условиях (нор­мальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Завершая изложение данной главы, еще раз отметим, что формирование взаимоотношений, а точнее говоря, процесс ак­туализации, реализации и развития общественных и межлично­стных отношений взаимодействующих субъектов является важ­нейшим компонентом общения. При восприятии другого чело­века в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформиро­вавшиеся отношения к этой группе и к этой роли. И в зависи­мости от содержания и характера этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их со­трудничество или противодействие. Но по ходу взаимодействия,

открываясь друг другу разными сторонами своих индивидуаль­ностей, эти люди вольно или невольно строят новые межлично­стные взаимоотношения — позитивные или негативные, кото­рые в свою очередь во многом определяют перспективы их даль­нейшего общения и совместной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что понимается в социальной психологии под межличностным позна­нием?

2. Назовите основные факторы, влияющие на процесс межличностного познания?

3. Что такое социально-психологическая компетентность личности?

4. Перечислите основные психологические механизмы межличностного познания.

5. Опишите действие механизма первого впечатления.

6. В чем суть эмпатии и как она проявляется?

7. Что включается в понятие паралингвистические особенности общения?

8. Что включается в понятие социальный облик объекта восприятия?

9. Какие взаимоотношения людей принято называть общественными, а какие — межличностными?

10. Что понимается под когнитивным, аффективным и поведенческим элементами (аспектами) межличностных отношений?

11. Какую роль играют межличностные отношения в совместной деятель­ности и общении людей?

12. От каких факторов зависит развитие межличностных отношений?

13. Как влияют на динамику межличностных отношений объективные ус­ловия общения партнеров (место, время, частота встреч и т. п.)?

14. Какие этапы развития межличностных отношений принято выделять в социальной психологии?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: МГУ, 2001.

3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982.

4. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. СПб.: Специальная литера­тура, 1999.

5. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: МГУ, 1980.

6. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.

7. Кон И. С. Дружба. М.: Политиздат, 1987.

8. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. Ростов-н/Д., 1981.

9. Куницина В. Н. и др. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.

10. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д., 1999.

11. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

12. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.

13. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995.

14. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека — как книгу. СПб.: Спе­циальная литература, 1990.

15. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

16. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1988.

17. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М.: Эн-лик, 1998.

18. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

19. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. СПб.: Специальная литера­тура, 1999.

20. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журав­лев. М.: Per Se, 2002.

21. Штангль А. Язык тела. СПб.: Специальная литература, 1996.

studfiles.net

Психология межличностных отношений - Pro-Psixology.ru

Цели и задачи темы: показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, показать, что понимается под культурой общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умения находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.

Основные понятия: общение, отношения, взаимоотношения, умения и навыки общения.

Основные вопросы темы и их краткое содержание. Общение — одна из основных социальных потребностей человека

С самого рождения ребенок нуждается в другом человеке. Уже двух-трехмесячный младенец начинает капризничать без видимых объективных причин и успокаивается, когда с ним заговорят, начнут «общаться». Психологами установлено, что общение со взрослыми уже в этом возрасте является одним из важнейших условий психического развития ребенка, формирования его будущей личности. Недостаточное удовлетворение потребности ребенка в общении может привести в дальнейшем к его эмоциональной глухоте, черствости, закреплению установки на исходное недоверие к миру.

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека, какого бы возраста он ни был. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием считается одиночное заключение.

Так что же такое общение, отношения, взаимоотношения? Эти понятия кажутся настолько простыми и настолько общими, что их трудно определить, хотя всем они интуитивно понятны.

Учитель может спросить учащихся, как они сами понимают, что такое общение. После ответов учащихся необходимо показать, что у большинства понятие «общение» ассоциируется прежде всего с «обменом информацией».

Действительно, общение (или коммуникация — в точном значении этого слова) —это сообщение, передача. Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение тех культурных, нравственных и социальных ценностей, которые выработаны человечеством в ходе его исторического развития. Однако правильно ли будет считать, что общение связано только с обменом информацией? Конечно, нет. Вряд ли можно представить себе такую ситуацию, в которой проявляется только интеллектуальная сторона общения, без эмоциональной, обмен только знаниями без обмена чувствами. Даже просмотр одного и того же фильма в одиночестве и вместе с друзьями, по телевизору или в полном зрительном зале кинотеатра вызывает различное к нему отношение. А как легче научиться чему-либо — одному или в обществе сверстников?

Учитель может, выяснив мнение учащихся по этому вопросу, показать большую роль общения и в этом случае. Таким образом, в результате общения происходит обмен знаниями и умениями, интересами, мыслями и чувствами.

Какова же конкретно роль общения в жизни людей?

Во-первых, именно в общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет их на практике, наблюдает отношения других людей и строит собственные. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении. Без него они превратятся в абстрактные символы. Недаром же говорят, что легче любить все человечество, чем своего соседа по квартире.

Здесь учителю уместно предложить учащимся привести примеры влияния общения со сверстниками на развитие таких сторон личности, как настойчивость, ответственность, верность в дружбе и др.

Однако общение может оказывать и отрицательное влияние, которое мы проиллюстрируем следующим примером. Известно, что в подростковом возрасте возникает повышенный интерес к сексуальным проблемам, к взаимоотношениям мужчин и женщин. Подростки ведут разговоры, в которых часто опошляются отношения между мужчиной и женщиной. Еще известный советский психолог П. П. Блонский считал, что такого рода разговоры подростков далеко не безобидны: «…их отчасти можно назвать установочными в том смысле, что эти разговоры часто содержат определенную установку к тому, что в них сообщается,— положительную или отрицательную (осуждение, хвастовство, похвальба и т. п.)». Поскольку такой обмен информацией происходит часто в сугубо мальчишеской компании, взрослые могут иметь о нем весьма слабое представление. Вместе с тем эти разговоры оказывают существенное влияние на формирование нравственных чувств подростков, их отношение и к сверстницам, и ко взрослым женщинам вообще. Иногда подобные разговоры могут послужить основой конфликта с людьми противоположного пола.

Другой, не менее важной ролью общения является то, что оно способствует формированию у человека разнообразных познавательных интересов: может дать толчок к самообразованию или, наоборот, затормозить его. Очень ярко это проявилось в компаниях, группах подростков, где велико подражание друг другу. Кто-то, например, начал увлекаться рассказами о великих географических открытиях. Друзья сначала слушают, потом сами начинают «добывать» какие-нибудь малоизвестные факты. К сожалению, бывают и обратные случаи. В некоторых компаниях «не принято» интересоваться серьезными вещами, читать классику и т. п. Поэтому тем, у кого есть подобный интерес, приходится скрывать его, чтобы не оказаться белой вороной. В результате обедняется и само содержание общения, и, в конечном счете, интеллект его участников.

Но, пожалуй, наиболее значительна роль общения в познании человеком себя и других. К. Маркс писал в «Капитале»: «…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе, как к человеку».

Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. В результате он научается оценивать себя, относиться к себе. Чем разностороннее круг общения человека, тем и разнообразнее эти сведения. Поэтому нежелание или неумение общаться могут ограничивать развитие индивидуальности.

Советский философ А. И. Титаренко справедливо пишет, что нет ничего радостнее, чем узнавание другого человека, хотя эта радость и не всегда очевидна. «Каждый человек, сам того не зная, бывает в своей жизни Колумбом много раз, когда он открывает неизведанные для себя миры — души других людей. Конечно, это узнавание происходит не без напряжения чувства и ума «познающего», не без его заинтересованности. Можно, наверное, даже метафорически сказать о «труде» узнавания другого человека. И «труд» этот не только радостен, но и опасен — ведь, узнавая, иногда разочаровываешься в людях».

Как мы видим, потребность в общении — это жизненно важная потребность человека, какого бы возраста он ни был. Поэтому неудовлетворенность потребности в общении вызывает у человека любого возраста отрицательные эмоциональные переживания, ожидание неблагополучия даже тогда, когда ему, казалось бы, ничто не угрожает. При длительном сохранении неблагополучно сложившихся отношений могут произойти существенные изменения в характере человека. Он будет постоянно ждать от других недоброжелательства, непонимания своих истинных мотивов поведения, отрицательной оценки своих поступков. Мы говорили, как тяжело переживается такое одиночество, когда человек лишен самой возможности общаться с другими людьми. Не менее тяжело переживается и одиночество на людях, когда есть реальная возможность общения, но она по каким-либо причинам не реализуется,

В некоторых странах организована специальная «служба внимания», так называемый телефон доверия: человек может позвонить по определенному телефону и просто поговорить, рассказать о себе, своих проблемах и переживаниях. Незнакомый человек на другом конце провода (психотерапевт) обязан внимательно выслушать, проявить сочувствие и по возможности дать совет. Телефоны доверия появились и в нашей стране.

Кто же звонит по этому телефону, какие проблемы волнуют людей? К сожалению, пока еще не опубликован анализ работы «Службы доверия», но даже предварительные данные показывают, что среди абонентов очень много молодых людей. А проблемы в большинстве случаев все те же — неумение строить свои взаимоотношения с окружающими, неумение понять себя, свои цели и возможности. В газете «Комсомольская правда» была опубликована статья о работе «Службы доверия». Вот несколько примеров того, с какими вопросами обращаются к этой службе: «Меня не любят дома. Перестали замечать, не интересуются, чем я живу, о чем думаю. Не обращают внимания, когда приду домой. Сил терпеть это больше нет. За что?!» Или: «Я поссорился с другом из класса. Он позвонил вчера вечером, позвал гулять, а я не смог. Он взял да и повесил трубку. Как мне с ним помириться?»; «Я ее люблю, а она меня нет, даже внимания не обращает. А мне от этого умереть хочется».

По-видимому, в некоторых крайних случаях такая «служба внимания», несомненно, полезна, однако она не заменяет настоящего, непосредственного общения. Поэтому можно согласиться с автором статьи Г. Ильичевым, который пишет: «Служба» не дает готовых рецептов и волшебной палочки не имеет. Единственное, что она может — помочь разобраться тебе в происходящем, и перед тем, как звонить, ты должен сам сделать все, что в твоих силах».

Эти примеры учитель может использовать как материал для обсуждения в классе приблизительно по следующей схеме:

  1. почему могла возникнуть такая ситуация;
  2. как должен поступить абонент, если бы он «не дозвонился»;
  3. что бы ты ответил на месте психолога, работающего в «Службе доверия».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

11.1. Межличностные отношения и их классификация, ГЛАВА 11. Потребность людей во взаимоотношениях, РАЗДЕЛ II. Межличностные отношения и взаимопонимание. Психология общения и межличностных отношений. Ильин Е. П. Страница 71. Читать онлайн

ГЛАВА 11. Потребность людей во взаимоотношениях 

11.1. Межличностные отношения и их классификация

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество – это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба – это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения – это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения – это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения – это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

bookap.info

Межличностные отношения - определение, формирование, виды

Факторы, влияющие на межличностные отношенияТрудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Межличностные отношения в коллективеТакже межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

www.neboleem.net

Межличностное общение, психология межличностных отношений

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

psihomed.com