Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Девиантное поведение в психологии это действия, которые не соответствуют нормам и правилам поведения, которые приняты в обществе. Такие противоправные поступки могут исходить как от одного человека, так и быть массовыми, когда девиантность уже становится целым социальным явлением. Сейчас такое поведение получило ещё одно название – отклоняющееся.
Девиация возникает из-за невозможности личности удовлетворить свои потребности и реализовать цели путём социально принятых способов, которые не несут ущерб обществу или себе. Начинается она с того, что у человека возникает напряжение в связи с неудовлетворённостью. Это напряжение растёт, и человек не знает, ни как с ним справиться, ни как реализовать свои фрустрированные желания.
Если напряжение человек удерживает слишком долго, есть риск возникновения невроза. Но чаще всего оно находит выход в агрессии, которую направляет или на себя, в частности в виде самоубийства или наркомании, или в социум, начиная бродяжничать. Кстати, не всегда даёт негативный результат, иногда наоборот, некоторые формы девиации развивают и продвигают не только человека, но и само общество, например, когда одарённые люди бросают вызов устоявшимся законам и вносят в них изменения, креатив, устанавливая порой новые правила.
Если путём конфликта и нарушений удовлетворить свои потребности не удалось, и индивид находится дальше в состоянии фрустрации, его поведение может перейти в следующую форму – делинквентное. Характеризуется тем, что является криминальным, то есть за его последствия необходимо будет нести юридическую ответственность. Почему так происходит, мы рассмотрим позже, а сейчас хочу рассказать, какие существуют особенности:
Теории различные, и включают в себя как экономические, так и биологические и психологические факторы:
В основном возникающий из-за неблагоприятного микроклимата в семье. Отвержение сверстников, неуспешная учебная деятельность или, если родители сами девианты — формирует совсем инаковое восприятие действительности, вынуждающее защищаться и организовывать собственные правила. Ребёнок порой просто не научен тому, как нужно вести себя с другими людьми. У него не сформирована адекватная ценностная система.
Чтобы изменить восприятие мира требуется просто колоссальная и длительная совместная работа со специалистами, которые помогут заново проживать незавершённые периоды взросления и становления, научая их обращаться с собой, с другими и вообще, удовлетворять потребности, не разрушая и не нарушая устои.
Вследствие которой возникает безграничность, ведь ребёнок привыкает делать то, что захочется, не неся ответственности за поступки. Он не понимает, что хорошо, а что нет, что опасно и неправильно. Существуют примеры, когда в приличных и нормальных семьях вырастали дети, склонные к бродяжничеству. Это другой полюс безнадзорности – тотальный контроль, чрезмерная власть хоть одного из родителей, когда нет шансов на своё личное пространство, возможности допускать ошибки и получать опыт. Нет самой жизни, когда приходится делать только то, что кажется родителям правильным, и чего хочется им.
Не ощущая близости, поддержки и тепла от значимых фигур может начать формироваться протест, бунт, когда возникает желание идти против всего мира, или уничтожать себя. Но бывает и наоборот, желание получить любовь и одобрение толкает на самые безрассудные поступки, заставляя приносить себя в жертву, угождая другим и не отстаивая свои права.
Эта характеристика особенно актуальна для женщин, которые занимаются проституцией, неосознанно пытаясь найти в каждом партнёре того, кто сможет спасти и дать ощущение близости, при этом разрушая себя и позволяя обращаться со своим телом как вздумается.
Наличие психологической травмы, насилие способствуют развитию аддиктивного, то есть зависимого или противоправного поведения.
Ребёнок по наследству может получить нарушения в умственном развитии, повреждения нервной системы, различные пороки и дефекты, которые впоследствии повлияют не только на его развитие, но и социальную адаптацию.
Если они вызывают негативную реакцию окружающих – со временем приведут к искажению восприятия не только себя, но и других, что очень усложнит межличностные отношения. Впоследствии напряжение будет направлено или в социум, или на себя.
Помимо социально-психологической коррекции и работы с такими людьми, обычно ещё проводится профилактика в школах, высших учебных заведениях в виде информационной поддержки и выявления незащищённых и неблагополучных семей. Организовываются специальные общественные группы, а также ежегодно выпускается большое количество квалифицированных специалистов, которые в состоянии помочь людям изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Рекомендую к прочтению статью: «Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга». А на сегодня всё, уважаемые читатели! Берегите себя и близких.
qvilon.ru
Психология девиантного поведения. 11 лекций, 16 семинаров.
Поведение
Девиантное поведение (отклоняющееся)
Делинквентное= Аддиктивное= суицид-ое
противоправное зависимое агрессивное
Раздел 1.Введение в предмет психологии девиантного поведения.
1. Общая характеристика психологии девиантного поведения.
Отклоняющееся поведение является разновидностью человеческого поведения. Следовательно, ему присущи все основные характеристики человеческого поведения.
В современной психологии общепринятым является понятие:
Поведение – присущее ж.о. взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью.
Внешняя активность: действия, движения, поступки, высказывания и вегетативные реакции.
Внутренняя активность: мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоц. Реакция, процесс самореализции.
По Е.В. Змановской:
Поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью и выражающийся в форме внешних действий и поступков.
Основные характеристики человеческого поведения:
общие | частные |
1. Мотивированность, т.е. внутренняя готовность человека действовать, направляемая потребностями и целями. 2. Адекватность – согласованность с конкретной ситуацией соответствующей этой ситуации 3. Адаптивность, т.е. соответствие ведущим требованиям социальной среды 4. Аутентичность, т.е. соответствие поведения индивидуальности естественности для данной личности 5. Продуктивность – реализация сознательных целей | 1. Уровень активности 2. Эмоциональная выразительность 3. Динамичность = темп 4. Стабильность 5. Осознанность, т.е. понимание своего поведения и способность объяснить словами 6. Произвольность=самоконтроль 7. Гибкость |
Все эти характеристики человеческого поведения распространяются и на отклоняющееся поведение
Отклоняющееся поведение занимает свою значительную нишу в ряду психических феноменов.
Выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация – изоляция»
Основные характерные особенности отклоняющегося поведения:
1. Поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам
2. дЕвиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывает негативную оценку окружающих
3. наносит реальный ущерб самой личности, или окружающим людям, существенно снижая качество жизни
Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое …
Девиантное поведение всегда является разрушительным. Может быть деструктивным (т.е. вовне) или аут деструктивными (на самого себя)
4. Стойко повторяющееся поведение – многократное и длительное
5. Поведение всегда согласовано с общей направленностью личности
6. Поведение рассматривается в пределах медицинской нормы
7. Поведение сопровождается различными проявлениями соц дезадаптации
8. У данного поведения есть выраженные индивидуальные и возрстно-половое своеобразие
Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.
Термин девиантное поведение можно применить к детям не младше 5 лет, а в строгом – после 9 лет. Так как до 5 лет в сознании ребенка отсутствует знание о социальных нормах, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. И только к 9 годам появляется способность самостоятельно следовать социальным нормам, принятым в обществе.
Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости невротических реакций или нарушений психического развития.
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающая ее дезадаптация. Определение предложено Змановской.
2. Социальные нормы и социальные отклонения.
2.1. Понятие нормы и социальной нормы, виды социальных норм
Норма – что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и наиболее приспособленное, адаптированное к окружающей среде.
Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые определяет социальная общность (группа, организация, класс) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Это средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.
Виды социальных норм (по Усовой и Змановской)
1. Духовно-нравственные нормы – общечеловеческие традиции и т.д.
2. Морально-этические нормы – ожидания, предписания группы по отношению к её членам .
3. Правовые – формально определенные правила поведения.
4. Организационно-профессиональные нормы – профессиональные традиции
5. Индивидуальные нормы – признание ценности каждой личности
По способу возникновения и функционирования:
· Стихийные (или естественные): обычаи, традиции, ритуалы
· Целенаправленные (планомерно-сознательные)
Функции социальных норм:
1. Ориентационная
2. Регулирующая!
3. Самоанализирующая ( определяет меры воздействия на нарушения)
4. Воспитательная
5. Информационная
Свойства социальных норм:
§ Объективность отражения действительности
§ Однозначность (непротиворечивость)
§ Историчность (преемственность)
§ Относительная устойчивость=стабильность
§ Динамичность=изменчивость
§ Оптимальность
§ Организующе-регулирующая способность
§ Коррекционно-воспитательная способность
Вывод: социальные нормы выполняют регулятивную роль в жизни любого общества. Они служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение и прогнозировать его.
2.2. Механизмы воздействия социальных норм на личность.
Социальные нормы интериоризируются во внешний мир личности в течение всей жизни. В раннем детстве (1,5-2 г) происходит активное усвоение правил поведения. Социальные нормы присутствуют в индивидуальном сознании. В образе социально-психологических установок.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом. С англ. Установка – аттитюд, т.е. готовность к чему-либо.
М. Смит выделил 3 компонента в структуре аттитюда:
1. Когнитивный (знание об объекте)
2. Аффективный – эмоционально оценочное отношение к объекту
3. Поведенческий
В.А. Ядов в своей диспозиционной концепции выделяет 4 уровня диспозиции (или социальных установок)
Ø Простейшие ситуативные
Ø Действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях
Ø Диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности
Ø Система высщих ЦО личности, регулирующих деятельность и социальное поведение в деятельности
Вывод: преобразование существующих социальных норм в личные убеждения и установки личности, происходит в процессе воспитания и образования, а также под воздействием общественного мнения . Однако человек из всей совокупности социальных норм усваивает и признает лишь их часть, а именно те, которые из области общественного сознания перешли в его индивидуальное сознание.
2.3. Социальные отклонения
Социальные отклонения – это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Например: алкоголизм, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм.
Признаки социальных отклонений:
· Историческая детерминированность
· Негативные последствия для общества
· Относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени
Характеристики социальных отклонений:
Ø Уровень отклонения (количество официально зарегистрированных случаев отклонения на количество человек)
Ø Структура отклонения (соотношение отдельных видов отклонений внутри явления)
Динамика отклонения – показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время.
Функции социальных отклонений:
1. Интеграция группы
2. Формирование морального падения общества
3. Выражение социального протеста
4. Выход агрессивных тенденций
5. Сигнал о неизбежности социальных изменений
6. Способ самореализации и др.
Вывод: несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. 1-е место имеет социальный феномен, во вторых – психогенетический
3. Классификация девиантного поведения
3.1. Социально-правовой подход к классификации проблемы девиантного поведения.
Отклоняющееся поведение – все то, что противоречит принятым правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Критерий – мера общественной опасности действий индивида.
· Преступления
· Административные и гражданско-правовые деликты
· Дисциплинарные проступки
3.2. Педагогический подход к классификации проблемы девиантного поведения.
Отклоняющееся поведение – дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелание, а также неумение) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. В школьную дезадаптацию входят: неуспеваемость, нарушения, агрессия.
Социальная дезадаптация – регулярное употребление психоактивных веществ, бродяжничество, девиации.
3.3. Психологический подход к классификации проблемы девиантного поведения.
Основные критерии:
1. Вид нарушаемой нормы
2. Психологические цели поведения и его мотивация
3. Результаты данного поведения и ущерб им причиняемый
4. Индивидуальные стилевые характеристики поведения
Ю.А. Клейберг:
· Негативные девиации
· Позитивные девиации
· Социально-нейтральные девиации (попрошайничество)
Виды девиантного поведения (И.П. Королевский и Донских)
Нестандартное (новаторство, Деструктивное
Первооткрытия)
Внешнее (нарушение соц норм) внутреннее(регресс)
Суицидальное
Аддиктивное (наркомания) Конфорное
Антисоциальное Нарциссизм
(нарушение прав и свобод Ч) Фанатичное
Аутистическое
По Е.В. Змановской
1. Антисоциальное = делинквентное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей
2. Асоциальное – поведение, отклоняющееся от выполнения морально-правовых норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений
3. Аутодеструктивное – само разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающих целостности и развитию самой личности.
3.4. См. распечатку
Таким образом, рассмотренные классификации девиантного поведения не противоречат, а дополняют друг друга, рассматривают одну и ту же форму поведения с различных сторон.
4. Детерминация девиантного поведения.
Это совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение.
3 фактора детерминизма:
1) Биологический
2) Социальный
3) Акт. Сама личность
Э. Дюркгейм ввел понятие «---« состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества.
4.1. Биологические предпосылки поведенческих девиаций
Включает наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида, импринтинг. Ч.Ламброза, У.Шелдон, К.Лоренс
4.2. Психосоциологические предпосылки
Выявляет связь социального существования людей. Представители: Э.Дюркгейм и др.
4.3. Психологический подход
В качестве основного критерия выступает способность субъекта к адаптации.
Ø С точки зрения Фрейда основным источником отклонений будет конфликт между бессознательными влечениями и социальными ограничениями естественной активности человека. Отклоняющееся поведение связано со стрессоустойчивостью, в связи с этим изучается копинг-поведение. Копинг – процесс приспособления к стрессовым событиям. Представитель – Л.Мерлин.
Ø Теория А.Адлера Корни отклонений лежат в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой.
Ø Бихевиористская теория. Это результат научения (Торндайк). Возможность коррекции посредством «+» подкрепления.
Ø Гуманистический подход – отклонения рассматриваются как невозможность ребенка войти в согласие со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях – А. Маслоу. Блокировка процесса самореализации.
Ø Экзистенциально-гуманистический. Рассматривает личность в аспекте сущностных характеристик человека. Франк. Фрустрация. Бессмысленность существования и невроз, что вызывает депрессию и агрессию.
Ø К. Роджерс Необходимо стимулировать процесс самоактуализации для преодоления личностных и поведенческих проблем, создавая специальные условия. Это искренний интерес к личности , безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему.
Вывод: отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных, биологических, психических факторов. Действие которых, принимается через систему отношений личности.
baumanki.net
Девиантная психология, или девиантное поведение, – это совершение поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе. Например, преступность, наркотическая и алкогольная зависимости, самоубийства, проституция.
Плохие манеры, как правило, ведут к изоляции, лечению и даже наказанию нарушителя. К девиантному поведению обычно склонны люди, социализация происходила в условиях поощрения насилия или аморальности. Размытость норм и ослабление социальной регуляции приводит к искажению культурных и духовных устоев. Особую тревогу у психологов и специалистов, работающих с последствиями девиантного поведения, вызывает прогрессирующая отчужденность детей, их цинизм, жестокость и агрессивность.
Период подросткового и раннего юношеского возраста является одним из наиболее сложных с точки зрения психологического и социального поведения. Поэтому на сегодняшний день среди психологов-исследователей и психологов-практиков особый интерес представляет изучение психологии девиантного поведения подростков.
Для подростков, склонных к девиантному поведению, характерны повышенная тревожность и дефектность системы ценностей, особенно в отношении смысла жизни и целей. Как правило, психология девиантных подростков отличается импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, конфликтностью, агрессивностью. Такое поведение существенно затрудняет общение этих подростков с окружающими и создает большие трудности в их воспитании.
Поведение подростков, отклоняющееся от нормы, отличается от девиантности взрослых слишком сильной личностной включенностью и заниженной критикой к негативному поступку, а также чрезмерной возможностью рецидива. При этом сами девиантные подростки не считают такое поведение отрицательным, а оценивают свои поступки как выражение самостоятельности или некоего «геройства».
Девиантная психология рассматривает агрессивное поведение подростков и подтверждает неоднородность этого феномена. Поэтому девиантное поведение – это совокупность различных причин, индивидуальных целей, которые и обуславливают его возникновение.
vitaportal.ru
Психология, как мы уже говорили, по праву претендует на роль одного из «родителей» девиантологии, науки, которая изучает девиантное поведение. В данном случае речь идет об одном из разделов психологического знания — психологии девиантного поведения, психологии личности или персонологии.
Этот раздел психологии включает в себя широкий спектр разных, зачастую противоречивых представлений о личности. Психологи, так же как и социологи, долгое время претендовали на монополию в области решения девиантологических вопросов. Хотя сегодня подобные представления большинству представителей научного психологического сообщества чужды, никто не отрицает заслуг психологии в области изучения проблем девиантного поведения.
Чтобы прояснить, где предмет интереса психологии и девиантологии совпадает, а где расходится, присмотримся к этим наукам повнимательней. Что и с каких позиций изучает это направление психологии? Общеизвестно, что на нашей планете нельзя найти хотя бы двух абсолютно похожих людей. Каждый из нас — уникальная, неповторимая личность. Совершая одни и те же поступки, люди могут испытывать самые противоположные чувства. Например, участвуя в политическом митинге, один выражает свои убеждения, другой придерживается противоположных убеждений, но пришел из солидарности с товарищем, третий участвует просто от скуки. Стремление понять, что лежит в основе поступков человека — один из главных интересов психологии девиантного поведения.
У каждого человека есть свой внутренний мир. Свой особый комплекс представлений, эмоциональных реакций, переживаний, склонностей поступать определенным образом. По каким законам функционирует этот внутренний мир? Ответ на этот вопрос связан с тем или иным взглядом на природу человека. Скажем, если я склонен просыпаться по ночам от ощущения, что по мне ползают маленькие зеленые крокодильчики — это проявление свойственных большинству людей переживаний или повод для визита к психиатру?
Пытаясь ответить на эти и другие вопросы психологи создают теории личности. Что это такое? Коротко говоря, любая теория личности — это система идей, которая объясняет, что представляет собой человек, как он себя ведет и чем он руководствуется в своем поведении. Это — тщательно выверенные умозаключения относительно природы человека, которые обязательно должны иметь эмпирическое подтверждение. Теория должна не только объяснять прошлое и настоящее поведение человека, но и предсказывать будущее. Таким образом, теории личности описывают, объясняют и предсказывают человеческое поведение. Если теории этих функций не выполняют, они отвергаются научным сообществом, как недостоверные.
Скажем сразу — до согласия в среде ученых по основным вопросам психологии девиантного поведения пока еще очень далеко. Так З.Фрейд утверждал, что истинных мотивов своих поступков человек не осознает и направлено его поведение на удовлетворение инстинктивных потребностей. Американский психолог Б.Ф.Скиннер утверждал, что поведение людей не очень сильно отличается от поведения его подопытных голубей. Другой психолог, В.Франкл, утверждал, что человек стремится к поиску смысла жизни и в основе его поступков лежит осознанный и свободный выбор. Эти представления о природе человека по сути противоположны. С другой стороны, каждая из этих теорий объясняет какие-то аспекты человеческой природы. Следует понимать, что любая теория — это модель, упрощенное описание самого сложного объекта изучения — человека.
Несмотря на разницу в содержании каждой из теорий личности, наиболее серьезные вопросы во многом совпадают. При этом ответы даются, разумеется, разные. Что это за вопросы? Во-первых, это вопрос о структуре личности. Все психологи стремятся найти относительно неизменные характеристики психики человека, которые устойчиво проявляются в различных обстоятельствах в разное время. Каждый из нас на протяжении жизни чем-то отличается от других людей. Это объясняется неповторимостью структуры нашей личности. В то же время все мы во многом похожи. Эти различия и похожесть объясняются различными теориями по-разному. Однако любая теория личности рассматривает вопрос о том, что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека.
Во-вторых, любая теория личности рассматривает вопрос о мотивации. Психологи стремятся объяснить, почему люди поступают так, а не иначе. Вопрос о мотивации затрагивает изменяющиеся, динамические особенности поведения человека. Почему люди ставят перед собой различные цели в течении жизни, и с различной степенью упорства стремятся к этим целям? Что побуждает человека к действию, и что направляет его поступки? — таковы распространенные варианты подобных вопросов. Разумеется, ответы на эти вопросы, даваемые в рамках различных теорий, так же отличаются друг от друга.
Третий компонент теорий личности — вопрос о развитии. Не секрет, что люди меняются с течением жизни. Пожилые люди ведут себя и воспринимают окружающий мир иначе, чем молодежь. На развитие человека действуют самые разнообразные факторы: наследственность, семья, школа, имущественное положение, принадлежность к той или иной культуре. Все это создает уникальный запас личного опыта. Какова роль тех или иных факторов в процессе развития личности? Каковы закономерности этого процесса? Без ответа на эти вопросы невозможно полноценное познание человека.
Четвертый блок вопросов, стоящих перед любой теорией личности — это вопросы психопатологии. Почему одни люди легко приспосабливаются к жизни в обществе, а другие испытывают затруднения при взаимодействии с окружающими? Почему некоторые люди склонны воспринимать окружающий мир совершенно по-другому, нежели большинство людей (например, всерьез подозревать, что все окружающие желают причинить им вред)? Наконец, чем «нормальная» психика отличается от «ненормальной»? Эти вопросы смело можно отнести к числу важнейших в психологии девиантного поведения.
Тесно связан с предыдущим пятый компонент любой теории. Речь идет о проблеме психического здоровья. Любая теории должна предложить критерии оценки здоровой личности. Психологи уделяют много внимания созданию портрета здоровой личности и разработке положений здорового образа жизни. Разумеется, ответы на этот центральный для психологов вопрос даются разные. Фрейд считал, что показателем здоровья может служить способность справляться с внутренней тревогой и достигать чувства удовлетворенности жизнью. Франкл, наоборот, утверждал, что внутреннее напряжение, борьба, переживание жизни, как драмы — есть условия и показатель здоровья.
Наконец шестой важный вопрос — это вопрос о терапевтическом воздействии на личность. Как помочь людям с различными психическими отклонениями? Возможно ли скорректировать эти отклонения и изменить больную личность? Это пожалуй наиболее актуальные вопросы, служащие критерием оценки практической значимости той или иной теории.
Из нашего краткого анализа проблемной области психологии девиантного поведения, видно, что три последних вопроса имеют ярко выраженную девиантологическую окраску. Действительно теории психопатологии, психического здоровья и возможностей терапии — дают девиантологам исключительно богатый материал для решения своих проблем. Что бы понять природу и причины девиантного поведения людей, девиантолог обязан быть компетентным в этих разделах психологии девиантного поведения.
Однако нелегкая девиантологическая доля не исчерпывается социологической и психологической компетентностью. Люди — слишком сложные существа. Мало того, что человек участвует в общественных отношениях и имеет свой неповторимый внутренний мир. Он еще и проявляет поразительную устойчивость некоторых психологических реакций, которые оказываются почти автономными от структуры общества или от того или иного типа личности. Другими словами, ничего не остается, как вступить на территорию социальной психологии.
psychologyc.ru
Отклонения в поведении человека, психология девиантного поведения – совершение любых поступков, выходящих за рамки принятых общественных норм, таких как правовые, эстетические, этические, социальные и ряд других. Это поведение входит в противоречие с нормами, правилами, ожиданиями, сложившимися в обществе на определённом этапе его развития. При этом, различные общества пропагандируют собственные нормы и, как следствие этого, определение девиантного поведения абстрактно.
Эту модель поведения давно изучают психологи, медики, социологи. К причинам, способствующим тому, что кем-то нарушаются законы социума, чаще всего относят следующие:
Психологами, конечно не всеми, доказано, что на проявление, в плане психологии, девиантного поведения не влияют прирождённые механизмы, оно обусловлено социально-психологическими причинами, перечисленными выше. Под их влиянием происходит развитие следующих видов психического поведения: агрессии, фрустрации, аномии.
Из всех существующих социальных групп, психологически к девиантному поведению больше других предрасположены подростки. Их желание самореализации встречает на своём пути препятствия, не позволяющие в полной мере реализовать собственные стремления. Подростковая психика, крайне чувствительная и неокрепшая, поэтому они быстрее других совершают необдуманные поступки, противоречащие общественным нормам.
Из всего вышесказанного следует вывод, что психология девиантного поведения напрямую зависит от окружения и государственной политики. Только заботясь о психическом здоровье нации, повышая культурный и бытовой уровень жизни, можно полностью исключить, или заметно снизить, вероятность развития и проявления отклонений в поведении отдельной личности. Удачи
damskayalavka.ru
Психология девиантного поведения: основные понятия.
Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, не попадающее в норму.
Поведение – это совокупность реакций и действий человека, обусловленная различного рода факторами.
Проблема курса:
Необходимость научно определить сущность девиантного поведения (ДП), отграничить от других психических явлений, определить место и значение в развитии личности, и на этой основе разработать психологические технологии адаптации и коррекции личности (чаще всего – подростки).
В поведении личности отражается процесс ее социализации, т.е. интеграции социума.
Социализация предполагает адаптацию к социальной среде с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Варианты соц.адаптации:
При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя следующие характеристики:
1 – мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности.
2 – адаптивность – это соответствие ведущим требованиям соц. среды.
3 – аутентичность – это соответствие поведения индивидуальности, его естественности для данной личности.
4 – продуктивность – реализация сознательных целей.
5 – адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.
Задачи психологии ДП:
Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявлений.
В частности, следует различать ДП, которое носит социально творческий характер, является порождением или отражением социальных инноваций, от ДП, которое порождено или открывает путь социальной патологии, носит «-» характер.
Понятие нормы и отклонения.
Под нормальным поведением понимают нормативно одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей.
Анормальное поведение можно разделить на нормативно неодобряемое, патологическое и нестандартное.
Стат.норма = 50-60% слечаев
по 20% - небольшое отклонение (*кривая нормального распределения)
^
1. Не соответствует общепринятым или официально установленным соц.нормам.
2. ДП и Л., его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей.
Стигматизация Л. – навешивание ярлыка (пр: «Единожды солгавши, кто ж тебе поверит.»)
3. ДП наносит реальный ущерб самой личности или окр. людям.
Это м.б.:
- дестабилизация существующего порядка;
- материальный или моральный ущерб;
- физическое насилие;
- ухудшение здоровья.
В крайних своих проявления составляет угрозу для жизни (пр: суицид, наркотики и т.д.).
Для ДП характерны психологические страдания (как для самой личности, так и для окружающих).
Формы ДП:
а) Деструктивное (плохо другим)
б) Аутодеструктивное (плохо себе)
4. Рассматриваемое поведение может характеризоваться как стойко повторяющееся, т.е. многократное или длительное. Однократное отклоняющееся поведение нельзя считать девиантным, если не повторяются эксцессы.
5. Для того, чтобы поведение можно было классифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом не должно быть следствием нестандартной ситуации (пр: поведение в рамках посттравматического синдрома или при реальной угрозе для жизни).
6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах мед. нормы, т.е. не должно отождествляться с психическими заболеваниями и патологическими состояниями.
В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Такое поведение требует мед. вмешательства.
7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
8. ДП имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие.
9. Ранее 5 лет у ребенка отсутствуют необходимые представления о соц.нормах, а самоконтроль осуществляется взрослыми => до 5 лет нельзя говорить о ДП. Только к 9-10 годам мы можем говорить о наличии у ребенка способности следовать соц. нормам (самостоятельно).
Исходя из вышесказанного, мы можем дать следующее определение отклоняющегося поведения: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных соц. норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее соц. дезадаптацией.
Определение соц. норм.
Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен.
Существуют различные нормативные субкультуры – от научных до криминальных.
В целом, понятие нормы является достаточно дискуссионным.
Соц. норма – это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет соц. общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
Соц. норма закрепляет исторически сложившийся интервал дозволенного или обязательного поведения людей.
В отличие от естественно-научной, соц. норма может соответствовать и не соответствовать законам развития.
!! Вследствие этого соц. отклонения могут быть не только негативными, но и позитивными.
Основные свойства соц. норм:
1. Объективность
2. Историчность (соответствие эпохе)
3. Универсальность
4. Безусловность (пр: по умолчанию, негласное правило)
Особую трудность составляют:
5. Относительность
6. Динамичность
Несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, соц. нормы играют регулятивную роль в жизни любого общества. Они создаю нормативно одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении, выполняя функцию контроля.
Виды соц. норм:
Нормы могут быть формализованы и записаны в виде законов, правил и инструкций, но чаще они существуют в форме общественного сознания в виде традиций, общественного мнения.
Могут (иногда) противоречить нравственным нормам (пр: асоциальные группы).
Групповые нормы могут порождать стереотипы и предрассудки (пр: расовые и этнические).
Появился новый вид социальной нормы – индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности. Связана с гуманизацией общественного сознания в целом.
Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия соц. норм на личность.
Особенно интенсивно соц. нормы осваиваются на ранних этапах развития ребенка в семье.
В соответствии с общими психологическими представлениями, нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок.
Соц. установка = аттитюд.
Этот термин был введен Томасом и Занецким.
Позднее Смит выделил 3 компонента аттитюда (готовность/ предрасположенность субъекта воспринимать или действовать опр. образом):
1. Когнитивный – это знание об объекте или явлении.
2. Аффективный – эмоционально-оценочное отношение к объекту.
3. Конативный/поведенческий – готовность личности реализовать опр. поведение по отношению к объекту.
Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, т.е. имеют личностный смысл.
По Ядовой выделяются 4 уровня соц. установок:
1. Простейшие ситуативные поведенческие установки.
2. Соц. установки, действующие на уровне малых групп и привычных ситуациях.
3. Соц. установки, которые направлены относительно интересов конкретной сферы соц. активности.
4. Ценности или установки, которые регулируют целостность социального поведения или деятельности личности.
В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения.
Если человек ориентирован на выживание, то усилия будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности.
Другими ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение => установки на стремление принадлежать к группе.
Т.е. соц. нормы создают установки личности, которые в свою очередь формируют диспозиционное поведение.
Соц. нормы выполняют в обществе очень важные функции:
1. Регулируют общий ход социализации.
2. Интегрируют индивидов в группы, а группы в общество.
3. Контролируют отклоняющееся поведение.
4. Служат образцами, эталонами поведения.
Социальные отклонения.
Соц. отклонения (с.от.) – это нарушения соц. норм, которые характеризуются опр. массовостью, устойчивостью и распространенностью.
Имеются ввиду такие негативные массовые соц. явления как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм.
Следует заметить, что между двумя полюсами – соц. одобряемое поведения и с.от. – лежит широкий круг явлений, который не регулируется соц. нормами. Это могут быть как положительные процессы (пр: творчество), так и явления с возможными отрицательными последствиями (пр: массовое курение).
Разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.
Вопрос о последствиях с.от. неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают.
Особенно трудно оценить степень ущерба от пограничных форм асоциального поведения (пр: проституция, легкие наркотики и т.д.).
Соц. отклонения имеют следующие признаки:
1. Историческая детерминированность.
2. негативные последствия для общества.
3. относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени.
С.от. имеют направленность и содержание.
Общество противопоставляет с.от. способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.
Ряд с.от. имеет приходящий характер: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.
Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении с.от.
(пр: в дореволюционной России были санкции против самоубийств).
В настоящее время отношение общества к поведению становится более либеральным.
Можно исследовать уровень или коэффициент отклонения. Он определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще всего – на 100 тыс. человек).
В разных странах в разные годы этот уровень различен. Это зависит от экономики, политики и т.д.
Можно исследовать структуру отклонения или соотношение отдельных подвидов внутри отклонения.
Динамика – это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время.
Функции с.от.:
1. Интеграции группы.
2. Формирование морального кодекса общества.
3. Выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций.
4. Бегство.
5. Сигнал о неизбежных соц. изменениях.
6. Способ самоидентификации и самореализации.
Несмотря на сходства, с.от. отличаются от термина «»отклоняющееся поведение личности».
В 1 случае – это социальный феномен, а по 2 – психологический.
Отклонения могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.
Виды с.от.:
Типология и классификация ДП.
Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации.
В основном эта причина кроется в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций.
Кроме этого можно назвать среди причин чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия норма.
В строгом смысле, «нормативным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме/ эталону.
В разных науках используются различные критерии отклоняющегося поведения.
^
Один из таких критериев – социально-нормативный критерий.
Ведущим показателем нормативности поведения является уровень соц. адаптации личности.
При этом нормативная успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окр. среды.
Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дездаптации с т.з. данного критерия:
Социальные проявления дездаптации:
1. Снижение обучаемости, неспособность зарабатывать своим трудом.
2. Хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семья, работа, межличностные отношения, здоровье).
3. Конфликты с законом.
4. Изоляция.
Индивидуальные проявления дезадаптации:
1. Негативная внутренняя установка по отношению соц. требованиям.
2. Завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности. Эгоцентризм.
3. Хронический эмоциональный дискомфорт.
4. Неэффективность саморегуляции.
5. Конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений.
6. Когнитивные искажения реальности.
В рамках этого критерия соц. явления могут группироваться по нескольким основаниям:
I. …
Массовые отклонения
Индивидуальные отклонения
II. по значению последствий:
Негативные
Позитивные
^
Отклонения конкретных лиц
Неформальных групп
Официальных структур
Условных соц. групп.
IV. по объекту:
Экономические нарушения
Бытовые
Имущественные
^
Единоврмеенные
Длительные
VI. по типу нарушаемой нормы:
Преступность
Пьянство (алкоголизм)
Наркотизм
Самоубийство
Бродяжничество
Проституция
Хулиганство
Иждивенчество
Коррупция
Бюрократизм
Терроризм
Расизм
Геноцид
Деструктивные культы
и т.д.
^
Ведущим критерием здесь является мера общественной опасности.
I. по характеру и степени общественной опасности деяния делятся на преступления:
- Административные
- Гражданско-правовые
- Дисциплинарные поступки
^
- преступление против личности
- преступление в сфере экономики
- преступление против гос. власти.
- преступление против военной службы
- преступление против мира и безопасности человечества
^ поведенческих расстройств:
Она основана на психопатологическом и возрастном критериях.
ДП рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией.
Выделяются поведенческие нарушения сообразные медицинским диагностическим критериям (могут достигать уровня болезней).
Международная классификация болезней:
(поведенческие расстройства)
1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.
2. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
3. Расстройства привычек и влечений (пр: патологическая склонность к азартным играм, патологические поджоги).
4. Расстройство сексуальных предпочтений (фетишизм, трансвистизм, эксгибиционизм, педофилия, садомазохизм и т.д.).
Симптомы, которые могут дать информацию по поводу болезни (которые могут привести к болезни):
Существует ^ к поведенческим девиациям (адаптация, дезадаптация). Можно говорить как о школе, так и о соц. дезадаптции.
В структуре школьной дезадаптации наряду с такими ее проявлениями как неуспеваемость, нерушение взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения… входят и поведенческие отклонения.
Признаками более масштабной соц. дезадаптации в школьном возрасте могут выступать:
1. регулярное употребление психоактивных веществ.
2. сексуальные девиации.
3. проституция
4. бродяжничество
5. совершение преступлений
В последнее время наблюдаются новые формы поведенческих отклонений:
1. Компьютерные игры.
2. Сериалы.
3. Религиозные секты.
^ видов отклоняющегося поведения.
Критерии:
1. Вид нарушаемой нормы.
2. Психологические цели поведения и его мотивация.
3. Результаты данного поведения и ущерб им причиненный.
4. Индивидуально-стилевые характеристики поведения.
Большинство авторов выделяют 3 основные группы поведенческих девиаций:
Классификация Короленко и Донских:
Все поведенческие девиации эти авторы выделяют в 2 группы:
1. НЕСТАНДАРТНОЕ поведение – имеет форму нового мышления, новых идей, выходящих за рамки соц. стереотипов поведения. Оно прогрессивно для общества.
2. ^ – типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями:
А) Внешне-деструктивные цели – направленные на нарушение соц. норм и, соответвенно, внешне-деструктивное поведение.
- Аддиктивное поведение – предполагает использование каких-либо веществ или специальной активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
- Антисоциальное – заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморального, безнравственного поведения.
Б) ^ – направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутри-деструктивное поведение.
- Суицидное – характеризуется повышенным риском самоубийства.
- Конформистское – поведение, лишенное индивидуальности, направлено на приспособление в обществе, ориентировано на внешние авторитеты.
- Нарциссическое – характеризуется чувством собственной грандиозности.
- Фанатическое – выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.
- Аутическое – проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окр. действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.
Основные варианты соц. поведения:
1. НОРМАТИВНОЕ / СТАНДАРТНОЕ поведение – соответствует соц. нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации.
Адекватно ситуации, но м.б. лишено индивидуальности.
2. ^ – находится на самой крайней границе соц. норм. Размывает и расширяет границы норм. Вызывает напряжение окр. людей.
3. ^ - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Имеет 2 формы:
А) Креативное / творческое – реализует новые идеи, самобытно, прогрессивно, может привести к изменению самих норм, но может вызвать и сопротивление окружающих.
Б) Девиантное / отклоняющееся – непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и соц. дезадаптацию.
4. ^ – отклоняется от мед. норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает работоспособность личности, вызывает страх окружающих, неадекватно ситуации, некритично, сопровождается соц. дезадаптацией.
Социальные и биологические факторы отклоняющегося поведения.
Под детерминацией ДП понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих это поведение.
Система: ОБЩЕСТВО -> ЛИЧНОСТЬ
Функционирует на нескольких уровнях:
- геофизрическом
- макрообщественном
- социально-групповом
- микросоциальном
- индивидуально-личностном
- психофизиологическом
В соответствии с уровнями можно выделить следующие группы факторов:
1. ^ (климатически; экологические (шум, теснота и т.п.)) – могут стать причиной агрессивного поведения или других форм поведения. Благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность возникновения девиаций.
2. ^ :
а) общественные процессы (соц.-эконом. ситуация, гос. политика, традиции, моде, СМИ).
б) характеристики соц. групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, соц. статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа).
в) микро-социальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношения в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие люди).
Социологические теории ДП
Социальные девиации подчиняются соц. закономерностям, зависят от времени и общества.
Их сложно прогнозировать и в ряде случаев ими можно управлять.
^
* Эмиль Дюркгейм – Концепция аномии:
Термин аномия (фр.) – отсутствие закона организации.
Такое состояние соц. дезорганизации, т.е. соц. вакуум, когда старые нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.
(пр: количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин).
Он пытался придать соц. отклонениям нормальность.
* В.Парето, Л.Козер, Р.Мертон.
ДП – результат несогласованности между опр. культурой, устремлениями и соц. структурой, задающими средства их удовлетворения.
(пр: В Американской культуре доминирует идея благосостояния, которая определяет высокую значимость успеха, но не все имеют одинаковые условия для достижения успеха).
В качестве путей адаптации могут выступать:
-конформизм
-инновация
-ритуализм
-ретрюм (пассивный уход от выполнения соц. норм)
-мятеж (активный бунт)
Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации.
* Р.Клацфд, Л.Оулин.
Личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминал, конфликтная среда и т.д.), с большей вероятностью будет проявлять формы ДП.
В качестве фактора возникновения ДП можно рассматривать влияние современных субкультур:
-аристократическая элита
-хиппи
-металлисты
-скинхеды
-реперы, и т.д.
Люди, склонны идентифицироваться с группой, лидерами и их идеалами, которые могут быть деструктивными.
Это объясняет возникновение массовых девиаций, таких как геноцид, расизм, фашизм и т.д.
Профессия -> ДП
Профессиональная среда может оказывать существенное воздействие на личность человека (проф. выгорание, стресс, деформация личности).
* Э.Леммерт, Г.Беккер – теория стигматизации (наклеивания ярлыков).
Девиации – следствие того, что само общество (вернее – соц. группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).
ДП может быть оисано с помощью понятия «соц. роль» или «соц. функция личности».
* Дж.Мид, М.Дойч, Р.Краусс.
Роль – система ожиданий относительно поведений человека. Представление человека о модели собственного поведения и поведение сообразно занимаемому положению.
В соответствии со статусом люди могут принимать на себя различные роли, в т.ч. и девиантные.
* Г.Сайк, Д.Матза.
Они считают, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, свое поведение, человек может ссылаться на высшие понятия (пр: дружбу, оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией), отрицать вред своего поведения.
* Ю.А.Клейберг.
На примере подростковой девиантности раскрывает ДП через отношение личности к культурным нормам.
Он считает, что отклоняющееся поведение – это специфический способ изменения соц. норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (пр: сленг, символика, мода, манера поведения).
Биологические предпосылки девиаций.
Включают:
-наследственно-генетические особенности.
-врожденные свойства индивида (приобретенные в течение внутриутробного развития и родов).
-импринтинг.
Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:
1. Индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза.
2. Гендерные (половые) различия.
3. Возрастные особенности.
4. Физическая конституция.
5. Здоровье и выносливость.
6. Состояние и типологические свойства НС.
* Чизари Ломброзо.
Связал преступное поведение человека с его анатомическим строением.
37 характеристик врожденного преступного типа:
Среди них:
- выдающаяся нижняя челюсть
- сплющенный нос
- редкая бородка
* Уильям Шелдон.
Связывал типы темперамента и поведения.
^
-мезоморфный
-эндоморфный
-эктоморфный
Сочетание дает психотип.
Соматония – потребность в удовольствиях, энергичность, стремление к господству и власти, склонность к риску, агрессивность и нечувствительность.
* Ч.Дарвин – Законы естественного отбора и наследственность.
Различные аспекты поведения – проявления видовых наследственных программ.
* Лоренс Конрад.
Агрессия – врожденный инстинкт борьбы за существование.
У людей, в отличие от животных, широко распространено насилие в отношении своего собственного вида.
* Петтерсон Ненси.
Исследовал экстраверсию и нейротизм (15 тыс. пар родственников).
1. Свойство нейротизма и экстраверсии характеризуется генетической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза.
2. С увеличением возраста показатели наследуемости снижаются, особенно нейротизм.
Поскольку нейротизм и экстраверсия влияют на различные виды поведения человека, постольку можно считать поведение генетически обусловленным.
* Айзенк.
Экстраверты более склонны к преступлениям, чем интроверты (наследственный фактор).
* Чарльз Пирс.
Лишняя Y-хромосома у мужчины определяет предрасположенность к криминальному поведению.
* Даббс, Моррис (1990 г.).
Наличие связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению.
Синдром трудного темперамента.
Среди признаков выделяют:
1. Низкая ритмичность.
2. преобладание негативного настроения.
3. Слабая реакция.
4. Плохая адаптивность.
5. Высокая интенсивность реакций.
* А.Торченсен.
У детей 6 лет. 3 характеристики имеют генетическую составляющую:
1. низкая ритмичность
2. слабая реакция
3. плохая адаптивность
(адаптивность определяется семейной средой).
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.
Экзистенциально-гуманистический подход.
* Франкл (1905 – 1997).
(австрийский психиатрии и психолог).
Считал, что проблема поведения связана с проблемой бездуховности.
Основной мотивационной силой является стремление к смыслу.
Когда человек не может найти этот смысл, возникает состояние экзистенциальной фрустрации (скука, апатия).
Сама по себе фрустрация не является патологическим явлением. Ощущение бессмысленности жизни может быть признаком интеллектуальной искренности и честности.
Важна позиция человека к этому состоянию, по отношению к жизни, к смерти, к судьбе.
Состояние внутренней пустоты = экзистенциальный вакуум. Этот вакуум может породить невроз, депрессию, наркоманию.
* Роджерс.
(клиенто-центрированная психология)
Центральные понятия – самость и самоактуализация.
Самоактуализация – это стремление личности к росту и развитию в соответствии с заложенными в ней возможностями.
Самоактуализирующаяся личность имеет ряд специфических характеристик:
1. Открытость новому опыту.
2. Вера в свой организм (вера в себя).
3. Самостоятельность, независимость, ответственность.
4. Стремление существовать в процессе роста и развития.
У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован. Основная преграда кроется в условных ценностях. Они приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае соответствия условным идеалам.
(пр: ребенок находится под негативным отношением к нему взрослых -> потеря самоуважения у ребенка => не может самоактуализироваться).
Т.е. для нормального развития человека он должен иметь опыт самоуважения.
* Маслоу.
Видит одной из причин отклоняющегося поведения:
- фрустрацию базовых потребностей;
- индивидуальную фиксацию на потребностях низшего уровня;
- недоразвитие высших потребностей;
- неблагоприятные социальные условия.
Если в силу различных причин самоактуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, она может быть подменена ДП.
* Фромм.
Стремясь к гармонии с собой и природой, человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия (пр: между жизнью и смертью, стремлением реализации всех возможностей и недостаточной для этого продолжительностью жизни, противоречие между чувством одиночества и чувством единения с другими).
Каждый человек по-разному реагирует на это, с помощью разных механизмов.
Один из путей связан с деструктивностью, т.е. с отчуждением от мира через его разрушение --- ДП.
Скачать файл (378.5 kb.)gendocs.ru