Статья по психологии на тему "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ". Методика проведения психологической разгрузки


Статья по психологии на тему "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ"

Автор:Иванов Кирилл Сергеевич

Релаксация (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник.

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Методы мышечной релаксации исторически являются наиболее ранними техниками телесно-ориентированной психотерапии и до сих пор остаются ее основными методами. В основе возникновения релаксационных методик лежат восточные духовно-религиозные практики, выработавшие свои техники психорегуляции. При проникновении в европейскую культуру эти эзотерические методы подвергались переработке, в первую очередь с точки зрения прагматического подхода.

Первыми западными специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц.

Как психолог, Э.Джекобсон занимался изучением объективных проявлений эмоций. Одним из способов оценки эмоционального состояния человека служила регистрация мышечного напряжения. Была обнаружена специфичность изменения мышечного тонуса при различных психо-эмоциональных нарушениях, неврозах и психосоматических заболеваниях.

Обнаруженную взаимосвязь напряжения мышечного и напряжения нервно-психического Э.Джекобсон назвал нервно-мышечной гипертензией, которую рассматривал как проявление рефлекторных принципов функционирования нервной системы. Он доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.

Поэтому обучение человека навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний (таких как головная и сердечная боль, гастрит, гипертония и т.д.)

Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

История развития методик релаксации своими корнями уходит в глубокую древность. В традициях многих народов можно найти оригинальные методики, позволяющие человеку быстро восстановить силы, сконцентрироваться на решении задачи, продемонстрировать нетипичные способности. Методики Релаксации находили свое применение в религиозных мистериях, в особенности ритуалах инициации и духовного развития. Зачастую само прохождение обряда становилось возможно, только если человек, проходивший испытание, владел этими методиками, в противном случае у него практически не было шансов справиться с заданием. Системы боевой подготовки профессиональных воинов обязательно включали в себя изучение психофизиологических методов саморегуляции. Зачастую в бою побеждал не самый сильный, но самый медитативный боец. В подготовке рожениц, также использовались определенные «настои» и тренинг. В настоящее время, спорт высших достижений не мыслим без психофизиологических тренировок, психологической реабилитации спортсменов.

Первым среди способов релаксации был шаманизм.

Шаманизм (также шаманство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса («камлание»).

В начале ритуала шаман всегда использует различные техники для расслабления и не только, иногда употребляет специальные растения и т.д., затем, начиная ритуал, он вводит всех людей в состояние измененного сознания с помощью музыки и специальных движений: исполнение танцев в шаманизме является главной частью, которая отвечает за эмоциональную разгрузку. Такой способ помогал людям восстановить силы и поверить в светлое будущее благодаря «общению с духами».

Далее мы видим развитие релаксации в двух направлениях: это духовная релаксация (работа с разумом медитация, вера и др.) и физическая (массаж, бани, игры, обряды).

Массаж (от фр. masser — растирать) - совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.

Невозможно отдать предпочтение тем или иным народам в авторстве изобретения массажа. Он зарождался и развивался параллельно в разных странах и континентах.

Реласакционная суть массажа заключается в нескольких аспектах: в первым (физическом) мастер разогревает и массирует мышцы, что приводит их к релаксации. Второй (духовный) аспект заключается в использовании в процессе массажа различных ароматических масел и свечи, благодаря которым человек уходит в состояние глубокого релакса.

Медитация – способ глубокой релаксации и путь к познанию своей души. Она пришла к нам из древности и на пути своем совершенствовалась и набиралась сил. Сегодня медитировать может каждый жаждущий прозрения и познания самого себя. Способов постижения бытия масса. Медитация является отличным способом познать себя и сущность мира. И когда практик доходи до определенного уровня развития в данном направлении он обретает душевный покой. Однако не обязательно быть мастером в данном направлении что бы проводить эмоциональную разгрузку. Само состояние медитации не возможно без полного расслабления и очищения своих мыслей.

Подвижные игры, пришедшие к нам из глубины веков, так же являются отличным способом эмоциональной разгрузки. Первыми были национальные игры. В процессе таких игр происходит эмоциональная разгрузка, стимулируется умственная деятельность и познавательная активность, формируется социальный опыт, психологическая подготовка к жизненным ситуациям.

Учеными уже доказано, что наши эмоции отражаются на состоянии нашего тела. То есть все наши болезни напрямую связаны с теми эмоциями, которые мы переживаем в повседневной жизни. Эмоции, желания отражаются на нашем теле в виде своеобразных зажимов, напряжений. Поэтому следует своевременно «сливать» отрицательные эмоции.

Как мы видим, релаксация – явление, появившееся далеко не в современности, а уходящее своими корнями в глубокую древность. На протяжении всей своей истории методы релаксации и эмоциональной разгрузки развивались, приобретая разные формы: от веры в духов до медитации и от этнических танцев до подвижных игр. В настоящее время существует множество способов эмоциональной разгрузки: можно обратиться к народной мудрости наших предков а можно обратиться к современным специалистам, которые используют все те же древние методы что и наши предки, но более рационализированные и представление в другой форме.

infourok.ru

Leon_kpr

13

www.egoland.ru - организация и оснащение комнат психологической разгрузки

обучение специалистов

ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ

В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Из книги Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.— 123 с.

ОПЫТ РАБОТЫ КАБИНЕТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Работа по организации на предприятиях специализирован­ных помещений, предназначенных для отдыха и восстановления работоспособности, началась в нашей стране сравнительно не­давно. В настоящее время за ними закрепилось название «ка­бинеты (или комнаты) психологической разгрузки» — сокращен­но КПР, хотя встречаются и другие варианты названий: ком­наты «психологической регуляции», «психофизиологической разгрузки», «эмоциональной разгрузки» и т. п.

Впервые в СССР комната психофизиологической разгрузки была организована в одном из цехов одесского завода «Строй-гидравлика» в 1974 г. Она была создана в целях снятия на­пряжения от однообразной рабочей позы, зрительного напря­жения и производственного утомления [73; 201]. За прошедшие годы кабинеты психологической разгрузки возникли на многих предприятиях в различных отраслях промышленности. На ВДНХ СССР (в настоящее время — ВВЦ) организовывались экспозиции отдельных кабинетов психологической разгрузки. Так, на проходившей весной 1986 г. выставке были представ­лены КПР в составе лечебно-восстановительного комплекса при медсанчасти ростовского вертолетного производственного объединения, КПР прессово-штамповочного цеха завода «Элек­троприбор» г. Тамбова, комплекс эмоционально-психологичес­кой разгрузки каменец-подольского завода «Электроприбор». Накоплен большой опыт работы КПР на Волжском автозаводе, где функционирует 8 кабинетов эмоциональной разгрузки, Днепропетровском машиностроительном заводе, в Московском производственном объединении «Кристалл», на Каунасском шелковом комбинате «Зибертас», Вильнюсском мебельном ком­бинате, Ленинградском производственном объединении «Элек­тросила», производственном объединении «Минский тракторный завод», Ново-Бакинском нефтеперерабатывающем заводе, Львовском объединении «Электрон», заводе гидрооборудования в г. Грязи и других предприятиях [120; 144; 165].

В самом названии содержится указание на одно из главных направлений работы КПР — проведение мероприятий по теку­щей профилактике и коррекции неблагоприятных функциональ­ных состояний. Профилактические мероприятия проводятся после рабочей смены или в течение рабочего дня во время специ­ально выделенных перерывов для отдыха.

В качестве основных задач текущей профилактической ра­боты выделяются следующие: снижение как общего, так и раз­личных видов специфического утомления (позотонического, зри­тельного, слухового, двигательного и др.), уменьшение нервно-психической и эмоциональной напряженности, снятие эффектов монотонии и психического пресыщения [3; 120; 129] и др. Под­черкивается, что данные мероприятия необходимо осуществлять в минимальные сроки [191], что связано с задачей быстрого и эффективного восстановления оптимального функционального состояния,, необходимостью сокращения временных потерь при отрыве рабочих от производительного труда и повышения про­пускной способности КПР.

Указанное направление работы является общим практиче­ски для всех действующих КПР. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция к расширению их функций. Одна из них — формирование профессионально важных качеств и свойств личности. Так формулируется задача работы КПР, со­зданных на автотранспортных предприятиях Приволжского тер­риториального транспортного управления [2]; подобные меро­приятия проводятся в КПР Днепропетровского машинострои­тельного завода с целью тренировки функций внимания, памя­ти, способности к мобилизации, воспитания личностных качеств[142]; в лаборатории активного восстановления работоспособ­ности работников умственного труда Белорусского государст­венного института народного хозяйства [120] и др. В рамках решения этой задачи на базе КПР осуществляются мероприя­тия, направленные на ускорение процесса адаптации к произ­водству новых работников [3; 80].

В функции КПР включается и проведение работ по соци­ально-психологической проблематике. К ним относятся трени­ровка разных способов поведения, соответствующих особенно­стям производственной ситуации, профилактика психотравмирующих ситуаций, улучшение психологического климата в коллективе [142; 184; 201].

В реальной практике работы КПР указанные направления тесно переплетаются, так как не являются взаимоисключающи­ми. Более того, мероприятия по реализации разных направле­ний работы часто строятся на базе друг друга. Хороший пример тому — использование программы саморегуляции в КПР Днеп­ропетровского машиностроительного завода. В состав этой про­граммы входят 3 варианта ПСР:

психологический, предназначенный для тренировки профес­сионально значимых качеств и психических функций; психогигиенический, цель которого — уменьшение или устра­нение нервно-психической напряженности; социально-психологический — для улучшения взаимоотношений между сотрудниками, профилактики конфликтных си­туаций.

Все три варианта объединены в комплекс последовательно проводимых занятий общей продолжительностью в 3—4 меся­ца. На начальном этапе происходит обучение приемам вхожде­ния в состояние релаксации с помощью психогигиенического варианта. Затем, на фоне выработанных навыков AT, вводятся формулы профессионального варианта ПСР. Завершает про­грамму социально-психологический тренинг.

Основой для полифункциональной работы КПР является ис­пользование адекватных методов и средств для обеспечения активного отдыха в период проведения соответствующих заня­тий. К ним, прежде всего, относятся методы саморегуляции со­стояния.

Анализируя итоги работы КПР за последние полтора десяти­летия, можно отметить, что наблюдаемый вектор функциониро­вания КПР направлен от преимущественного использования средств пассивного отдыха (пребывание в уютном помещении, прослушивание музыкальных программ, просмотр слайдов) к комплексному сочетанию элементов эстетических воздействий и приемов активной психологической саморегуляции как базово­го компонента программ КПР.

Вместе с тем в практической работе по организации КПР пока еще большое внимание уделяется в основном оформлению интерьеров помещений для отдыха, их техническому оснащению. Не забывая о первостепенном значении содержательной части работы КПР, остановимся на имеющейся информации об орга­низационно-технической стороне дела.

В качестве примера реализации общих требований к орга­низации КПР [110; 165] можно привести опыт сотрудников Кишиневского телевизионного завода. Они перечисляют сле­дующие требования, которым должен соответствовать КПР: «а) расположение рядом с производственными помещениями, не более чем в минуте ходьбы; б) хорошая звукоизоляция; в) нали­чие вытяжки и кондиционеров для обеспечения свежим возду­хом и температурного комфорта; г) достаточное количество мягких кресел; д) освещение типа «мягкого полумрака» с по­мощью реостата или затемненных ламп; эстетическое оформле­ние КПР и наличие стереомагнитофона прекрасно дополняют атмосферу и создают уют и разнообразие...» [1. С. 15].

Предлагается разнообразное художественное оформление КПР. Например, КПР Кишиневского телевизионного завода имеет вид грота на берегу моря. В некоторых КПР основным элементом оформления являются бассейны с фонтанами (в ряде случаев с подсветкой, как на Волжском автомобильном заводе, тамбовском заводе «Электроприбор» и др.). Интерьер КПР каунасского шелкового комбината «Зибертас» в значительной степени создан самими рабочими — стены украшены выполнен­ными ими художественными изделиями. Довольно часто в оформлении КПР используются аквариумы, которые имеют не только эстетическое, но и функциональное назначение — они служат увлажнителями воздуха. Широко применяются цвето-динамические панно, фотообои, фотографии и репродукции пей­зажей природы, растения и т. п.

Для размещения технических средств, используемых при проведении сеансов психологической разгрузки, как правило, выделяется специальное помещение в составе КПР: оператор­ская комната или, если размеры помещения не позволяют, изо­лированный операторский пульт для управления цветовым и световым режимом, слайд-программами, музыкальными воздей­ствиями и др. В качестве необходимой аппаратуры в КПР ис­пользуются стереомагнитофоны, слайд-проекторы, экран для показа слайдов, светильники меняющегося освещения, конди­ционеры, увлажнители воздуха (увлажнители могут быть ис­пользованы для организации олифакторных воздействий типа запаха хвойного леса и т. п.) [144].

Представляется важным, чтобы оформление КПР несло оп­ределенную функциональную нагрузку и соответствовало содер­жанию профилактических мероприятий. Например, если в про­грамме сеанса психологической разгрузки основное место уде­ляется восприятию цветомузыкальных воздействий, то оформле­ние интерьера КПР может быть более насыщенным, красочным, с различными эстетическими дополнениями. Подобное офор­мление целесообразно и в тех случаях, когда посещающий КПР контингент лиц в производственных условиях страдает «цвето­вым голодом» [144].

Если же в программе занятий в КПР центральным компо­нентом являются методы саморегуляции, то внешнее оформле­ние должно быть более сдержанным. Это объясняется тем, что использование приемов саморегуляции требует от человека ин­тенсивной внутренней работы и полной концентрации внимания. Наличие большого количества элементов в оформлении интерь­ера, особенно насыщенных цветовых и звуковых воздействий, может отвлекать внимание занимающихся и препятствовать полноценному формированию состояний аутогенного погру­жения.

С содержательной стороны в настоящее время используются достаточно разнообразные программы работы КПР. Так, на­пример, на одесском заводе «Стройгидравлика» была разрабо­тана методика организации регламентированного отдыха для рабочих предприятия. В соответствии с ней в течение рабочего дня проводятся сеансы психофизиологической разгрузки по 10—12 мин.

Каждый сеанс делится на 3 периода с разным характером цветомузыкальных воздействий. Первый период длится 3— 4 мин. Ему соответствует медленная, плавная музыка, сопро­вождаемая пением птиц. Помещение затемнено, включена толь­ко подсветка слайдов. По замыслу авторов, в первом периоде

должна произойти отстройка занимающихся от привычной об­становки производственной деятельности и переключение на отдых. Во втором периоде, успокаивающем, музыка более рит­мична, меняется ее жанровый состав. Помещение освещается зеленым светом, снижающим степень напряжения зрительного анализатора. Третий период, активизирующий, длится 3,5— 4 мин. Его сопровождает бодрая, мажорная музыка на фоне красного освещения. Сеанс оканчивается включением обычного освещения и всех светильников цветодинамического панно. Ко­личество музыкальных программ в библиотеке фонограмм таково, что они меняются ежедневно, не повторяясь в течение ме­сяца [73].

Такое цветомузыкалыюе наполнение программ проведения сеансов в КПР является весьма распространенным [15; 144]. Существуют различные модификации использования подобных средств. Одна из них весьма своеобразна — в одном из КПР три раза в неделю проходят 13—16-минутные сеансы, содержание которых составляет рассказ-информация о творчестве худож­ников, композиторов, исполнителей песен (в течение 3—4 мин) с последующим прослушиванием музыки. Интересно организован сбор отзывов рабочих о том, понравилась или не понрави­лась им та или иная программа: у выхода из КПР находятся кнопки, нажимая на которые, посетители сообщают свое впе­чатление о содержании сеанса [15].

Программы, базирующиеся на использовании методов само­регуляции, также весьма разнообразны. Их общей чертой яв­ляется выполнение приемов нервно-мышечной релаксации и AT в сопровождении цветомузыкальных программ. Одним из по­добных примеров может служить «программа психологической саморегуляции», используемая для оптимизации состояния ра­ботников автотранспорта [2; 3]. Она реализована в виде смон­тированных в магнитофильм суггестивных инструкций с музы­кальным сопровождением. Наряду с этим используется также и программа послесменной глубокой релаксации для водителей с целью обучения их навыкам аутогенной тренировки [2; 3].

На Кишиневском телевизионном заводе внедрена другая программа использования AT [1]. Первые 15 занятий предназ­начены для выработки навыка аутогенного погружения (в этот период сеанс длится 20 мин., а в последующее время — 15 мин.). Сеанс AT состоит из 5 частей:

концентрация внимания на состоянии внутреннего покоя;

расслабление и успокоение;

«сюжетные воображения» — углубление расслабления, отдых;

сюжетные воображения» — отдых, стимулирующие самовну­шения;

энергичный выход через тонизирующие представления и са­мовнушения.

Проведение сеансов AT сопровождается музыкой, причем первые три четверти сеанса характер музыкального сопровождения — плавный, минорный, а в завершающей части — более энергичный, мажорный. В данном КПР сеансы AT чередуются через день с сеансами прослушивания музыкальных программ.

Сходные по типу сеансы AT в сочетании с музыкальными воздействиями проводятся на Пермском электротехническом заводе, пермской фабрике «Госзнак», металлургическом заводе г. Нытва и др. [129; 200]. На Вильнюсском заводе счетных ма­шин проведение сеансов релаксации длительностью 8 мин. организовано как просмотр видеомузыкальных программ с вклю­чением упражнений AT. В работе КПР данного предприятия широко используется и другая форма оптимизационной работы — киностимуляция: показ видовых, документальных и раз­влекательных фильмов. Ведется работа по созданию и внедре­нию программ кинорелаксации, центральное место в которых отведено AT,

Характеризуя целевую направленность КПР, следует отме­тить, что проводимая в них работа на многих предприятиях включена в более общие, комплексные системы медико-психо­логической подготовки и повышения работоспособности трудя­щихся. Так, сотрудниками медико-психологической лаборатории при Донецком медицинском институте была разработана систе­ма медико-психологической подготовки горных мастеров, вклю­чающая разделы психогигиены и психопрофилактики. Состав­ной частью последних являются практические занятия по эмоционально-волевой тренировке. Система внедрена в работу кабинетов психогигиены на шахтах производственного объединения «Донецкуголь», состоящих из комнаты врачебного приема, ком­наты эмоционально-волевой тренировки, гипнотария [10; 184].

Комплексная система повышения работоспособности функ­ционирует на Днепропетровском машиностроительном заводе: помимо сеансов AT, проводимых в комнате эмоционально-пси­хологической разрядки, в составе комплекса действует кабинет лазерной терапии. В нем проводятся сеансы биоэнергетической реабилитации с помощью методов электропунктуры [120].

Сотрудниками одной из отраслевых медико-психологических лабораторий была создана система производственной психоло­гической тренировки (СППТ) для работников рыбной промыш­ленности и плавсостава [14; 166]. «СППТ объединяет методики психологического исследования, лекционные, санитарно-просветительские мероприятия, тематические фильмы, методические материалы по психической саморегуляции, магнитофонные за­писи, грампластинки по аутогенной тренировке в нашей моди­фикации, радиотехнические средства для передачи психотера­певтической информации» [166. С. 101]. СППТ реализуется не только в гипнотарии при лаборатории, но и непосредственно на рыбообрабатывающих заводах и судах. Отметим, что СППТ преследует не только психопрофилактические, но и психотерапевтические цели, в частности коррекцию невротических со­стояний.

Выделение медицинских и психотерапевтических аспектов в работе «служб отдыха» на производстве важно и своевременно. Ориентированные прежде всего на коррекцию пограничных со­стояний и начальных степеней патологических состояний, они нуждаются в использовании адекватных методических средств, отличающихся от обычных приемов психопрофилактической ра­боты. Точно так же и работа с контингентами практически здо­ровых лиц накладывает свои требования на подбор методиче­ского инструментария.

В связи с этим представляется необходимым на современ­ном этапе развития КПР провести более четкую спецификацию направлений и средств психопрофилактической и медико-профи­лактической работы. В печати уже высказывалось мнение, что «создание кабинета психопрофилактики (имеется в виду созда­ние кабинетов для оказания психотерапевтической помощи) не дублирует организуемые комнаты «психологической разгрузки», которые выполняют психологические задачи» .[18. С. 86].

Проведенный анализ работы существующих КПР показы­вает, что они главным образом ориентированы на облегчение условий труда лиц рабочих профессий. Вместе с тем деятель­ность работников умственного труда и руководящих кадров так­же требует пристального внимания, поскольку ясна необходи­мость снятия эффектов умственного переутомления, эмоцио­нальной напряженности, стресса.

Несколько лучше обстоит дело с лицами управленческих профессий — ведется работа по созданию специальных программ отдыха руководящего состава предприятий для КПР .[2; 142; 144]. Значительно меньше разработаны вопросы организации отдыха в специально созданных для этого условиях научных работников, преподавателей, студентов и т. п. Примером работы в этом направлении является организация в Белорусском го­сударственном институте народного хозяйства лаборатории ак­тивного восстановления работоспособности для профессорско-преподавательского состава и студентов, служащих, ИТР, работников аппарата управления [120]. Имеются также разра­ботки создания специализированных методов повышения рабо­тоспособности в системе психологической службы вузов [47]. Проведенные исследования свидетельствуют о высокой эффек­тивности использования средств психологической саморегуля­ции для нормализации функционального состояния лиц умствен­ного труда и необходимости специализации применяемых для этого методов.

В заключении данного раздела следует остановиться на во­просе об эффективности работы «службы отдыха». Конечной целью создания КПР является сохранение физического и пси­хического здоровья работающих, нормализация функциональ­ного состояния и, как следствие, повышение эффективности трудовой деятельности.

Проведенные разными авторами исследования целесообразности внедрения КПР показывают, что «небольшое уменьшение рабочего времени из-за отвлечения работников на сеансы ком­пенсируется повышением у них работоспособности, внимания, скорости реакции и созданием бодрого настроения. По наблюде­ниям медиков, улучшается и общее состояние центральной нерв­ной системы» |[144. С. 13]. Практически все авторы отмечают, что в результате занятий в КПР происходит нормализация функционального состояния, уменьшается степень эмоциональ­ной напряженности и др. В результате отдыха в КПР создается и более благоприятное мотивационное отношение к работе.

Сравнительное исследование эффективности отдыха, прове­денного в КПР и непосредственно на рабочем месте, показыва­ет несомненное преимущество первого: «отдых во время регла­ментированного перерыва в условиях комнаты психологической разгрузки способствует более быстрому восстановлению физиологических функций организма работающих, повышению про­изводительности труда» [15. С. 97]; «...кратковременный отдых в комнате психофизиологической разгрузки в среднем на 25% продуктивнее равного по времени отдыха в обычных условиях» [202. С. 102].

Опосредованным следствием нормализации функционально­го состояния работающих является улучшение психологическо­го климата в коллективе, повышение моральной удовлетворен­ности трудом и соответственно снижение текучести кадров [200; 202]. Восстановление работоспособности во время отдыха в КПР влияет на повышение производительности труда. Кроме того, овладение навыками саморегуляции состояния способству­ет поддержанию высокого уровня работоспособности в течение рабочего дня и стабилизирует уровень производительности тру­да в течение длительного времени [1; 110].

В связи с этим необходимость организации КПР не вызыва­ет сомнений. Однако дальнейшее продуктивное развитие этого вида психопрофилактической работы весьма затруднено отсут­ствием централизованной организации и явно недостаточной на­учной обоснованностью проводимых разработок.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТЫ КПР

На основании накопленного опыта практической работы КПР можно сделать следующие выводы о требованиях к их ор­ганизации и необходимому обеспечению.

Кабинет психологической разгрузки должен быть достаточ­но просторным — не менее 25 кв. м., чтобы одновременно там могли находиться в комфортных условиях 10—12 человек. Рас­ширение площади для увеличения числа посещающих сеансы нецелесообразно, поскольку большое количество одновременно занимающихся людей помешают друг другу и контакту веду­щего занятия с каждым человеком. Кроме того, проведение тестовых обследований до и после сеанса психологической раз­грузки, необходимое для контроля за состоянием людей, зна­чительно растягивается во времени и становится затруднитель­ным при большой величине групп занимающихся.

Помещение КПР должно быть шумозащищенным, уютным, располагающим к расслаблению и отдыху. Интенсивность осве­щения рекомендуется регулировать в широком диапазоне — от максимально яhкого до полного затемнения в зависимости от особенностей проводимых сеансов и этапа их реализации. Необходимо наличие установки для кондиционирования воздуха, желательно иметь увлажнитель воздуха. Кроме того, оптималь­ный микроклимат помогают поддерживать комнатные растения, которые одновременно хорошо оформляют помещение. Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается в соответствии с тре­бованиями технической зстетики. Главное требование в этом случае — использование спокойных или нейтральных цветовых тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения. Наиболее приемлемыми являются цвета зелено-го­лубой и песочно-серой гаммы. Различные детали интерьера по окраске должны гармонировать между собой.

На стенах кабинета желательно устраивать еженедельно меняющиеся экспозиции фотографий пейзажей природы, архи­тектурных композиций и т. п. Однако их число не должно быть слишком большим. Лучше ограничиться 3—4 фотографиями, которые хорошо гармонируют друг с другом.

В целях удобства выполнения релаксационных упражнений и для обеспечения условий для занятий специализированной гимнастикой необходимо создать мягкое покрытие пола (ковер, палас и т. п.).

Обязательным условием для проведения занятий является наличие мягких кресел (типа самолетных, с подлокотниками и подголовником). Они располагаются таким образом, чтобы каж­дый человек, приняв в нем наиболее удобное положение, мог видеть экран для показа слайдов.

На рис. 2 показан один из наиболее простых вариантов схе­мы КПР, организованного в пространстве одной комнаты. Не­обходимо тщательно продумать размещение операторского пуль­та для управления слайд-программами и музыкальными воз­действиями. В этих целях желательно выделить отдельное не­большое помещение (операторскую), в котором находилась бы необходимая аппаратура и размещались специальные шкафы для хранения технических средств и материалов.

Для технического оснащения КПР могут быть использованы: диапроекторы типа «Кодак», «Альфа», «Свитязь» или ана­логичные по техническим характеристикам приборы; магнитофоны типа «Тембр-2», «Ростов-101», «Юпитер-202», которые обеспечивают длительное и качественное воспроизве­дение звукозаписи; специальные противошумные наушники типа ВНИИОТ-4А.

Рис. 2. Схема расположения мебели и оборудова­ния в 1\ПР. Обозначения: к — кресла, э — экран для показа слайдов, с — слайд-проектор, м — маг­нитофон, б — библиотека слайдов, ф — фонотека

В КПР должны иметься фонотека магнитофонных записей музыкальных программ и библиотека слайдов. В фонотеке под­бирается музыкальный материал по двум рубрикам: для входа в состояние аутогенного погружения и для выхода из него. Для удобства проведения сеанса на одной кассете должны быть за­писаны мелодии из обеих рубрик. Время звучания музыкальной программы должно быть приведено в соответствие с временным распределением этапов сеанса. Библиотека слайдов подбирается по тематическим рубрикам: природа, пейзажи, архитектурные композиции, представители растительного и животного мира, художественные произведения. В составе библиотеки должны быть как цветные, так и черно-белые слайды (последние предъ­являются на входе в состояние аутогенного погружения). Корот­кие слайд-программы могут подбираться непосредственно перед сеансом.

Проведение сеансов может осуществляться с помощью спе­циальных записей или под непосредственным руководством ме­тодиста-психолога. При этом на начальных этапах обучения приемам саморегуляции следует стремиться к проведению заня­тий психологом. В дальнейшем возможна замена непосредст­венно присутствующего ведущего магнитофонными и видеомаг­нитофонными записями, а затем — переход к самостоятельным занятиям. На этих этапах методист-психолог осуществляет контроль за правильным выполнением релаксационных проце­дур и ведет оценку их эффективности. Кроме ведущего занятия в проведении сеанса желательно участие лаборанта-оператора, функция которого заключается в своевременном предъявлении музыкальных слайд-программ и помощи при проведении тесто­вых измерений.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ В КПР

При проведении циклов занятий по психологической саморе­гуляции рекомендуется проводить тестирование особенностей состояния и уровня работоспособности лиц, посещающих КПР. Необходимость проведения таких измерений диктуется двумя причинами:

важностью контроля за текущим состоянием и самочувстви­ем занимающихся;

требованием оценки эффективности используемых средств саморегуляции с целью выявления стабильных тенденций под влиянием используемых психопрофилактических меро­приятий.

Очевидно, что для выявления стойких изменений функциональ­ного состояния необходимо проведение тестирований в течение достаточно продолжительных периодов времени.

studfiles.net

Страница психологической разгрузки.

 

 

 

Жизнь она есть жизнь. Бывают хорошие дни и плохие. Каждый день нам приносит свои сюрпризы: хорошие и плохие. Никто не застрахован от сюрпризов жизни.

 

Плохое настроение и стрессы - это  бичь современного человечества. Плохое настроение, постоянный стресс нам действительно мешают: снижается трудоспособность, теряется радость жизни, приходят в голову дурные мысли - иногда смертельно опасные, увеличивается преступность ...

 

Содержание:

Почему у нас плохое настроение, стрессы и не хочется жить?

Почему необходимо избавится от плохого настроения, от стресса?

Способы психологической разгрузки.

Почему мы такие, эдакие и совсем не такие или основы транскрипционного анализа человеческого характера. (материал готовится).

 

 

Человек должен знать основы психологии. Понимать что такое стресс, как избежать его. К сожалению наша жизнь не рай, нам ежедневно приходится выживать и испытывать массу стрессовых ситуаций, большую часть которых мы даже и не замечаем.

Против стресса необходима бороться. Одним из эффективных способов борьбы стрессом является психологическая разгрузка. Психологическую разгрузку можно проводить дома, на работе, в специальных кабинетах.

Следующие симптомы вас должны насторожить:

-постоянное тревожное состояние;

-нежелание жить;

-покончить жизнь самоубийством;

-жажда мести;

-постоянное  недовольство;

-неадекватная реакция;

-плохой сон или его отсутствие.

 

Не надо стыдится обращаться  к психологу, к психиатру.

Берегите свои нервы, берегите своё психическое здоровье. Нервы не восстанавливаются, их не вернуть. Дураком можно стать, а умным уже нельзя.

 

 

 

Почему у нас плохое настроение?

 

Сколько людей на земле, наверное и столько психологических характеристик. Абсолютно одинаковых психологических характеристик не бывает. В зависимости от типа психологической характеристики и зависит переносимость различных жизненных трудностей.

Почему  у нас плохое настроение? Многие задают себе такой вопрос и не находят себе ответа и также нет ответа как избавится от плохого настроения.

Основной причиной плохого настроения и стресса являются:

-деакклимитизация  жизненных условий человека. Понятие  деакклимитизация жизненных условий человека  широкое и можно лишь дать условное определение- это удалённость условий проживания человека от эволюционного развития. К деаклимитизационным  условиям проживания  человека можно отнести:

1. изменение условий обитания среды;

2. повышенный уровень шума, в особенности в городских условиях;

3. ухудшение экологической обстановки;

4. повышенной уровень электромагнитных волн;

5. неэстественная цветовая обстановка, в особенности в городских условиях;

6. неэстественное питание;

7. лекарственные средства;

8. малоподвижный образ жизни;

9. употребление спиртосодержащих напитков: пиво, водка, вина и т.п.;

10. курение;

11. наркомания;

12. токсикомания;

Всех причин не перечислить. У кого их больше, у кого меньше.

 

 

 

Почему необходимо избавится от плохого настроения, стресса?

 

Плохое настроение и стрессы со временем приводят к различным болезням, к несчастным случаям.

От стресса наиболее страдают мозг, сердце, сосуды, поджелудочная железа, желудочно-кишечный тракт. От постоянного стресса также выпадают и седеют волосы, кожа теряет эластичность, упругость, зубы теряют прочность. Также снижается память, умственные способности до развития психических заболеваний. От стресса также могут развиваться такие страшные заболевания как онкологические. Внимание: чтобы заболеть онкологической болезнью, т.е. раком достаточно и одного хорошего стресса.

От стрессовых ситуаций необходимо избегать работникам, чьи профессии связаны с вождением автомобиля, трактора,  управлением кранов и т. п. профессий, требующих внимания и принятия быстрых решений.

На основе хронического стресса развивается снижение иммунитета и как вследствие восприимчивости к различным болезням.

Стресс и плохое настроение  отрицательно влияют на  весь организм, на каждую клетку  организма. Стресс прежде всего направлен на гибель, на уничтожение человеческого организма.

 

 

Способы психологической разгрузки:

 

-фотодинамический;

 

- релаксационный;

 

-физкультура и спорт;

 

-музыкальные произведения;

 

-читайте молитвы, молитесь богу, ходите в церковь и исповедуйтесь;

 

-займитесь любимой работой;

 

-лекарственная терапия;

 

-отправьте письмо  на электронную почту;

 

-читайте книги;

 

-постарайтесь побольше общаться;

 

-заведите домашнюю живность;

 

-выращивайте растения;

 

-играйте в игры.

 

 

Фотодинамический способ.

 

Психологическая разгрузка фотодинамическим способом заключается в рассмотрении фотографий (видео) , наиболее приятных (счастливых моментов жизни) для человека. При первых признаках плохого настроения или стрессовых вы можете просматривать фотографии (видео) , вспоминая счастливые, приятные моменты Вашей жизни, близких и друзей.

Хорошее настроение можно восстановить просматривая фотографии, видео с изображениями природы. Это достаточно эффективный способ.

Необходимо обратить внимание на оформление комнат, освещения где вы живёте. Цвета обоев должны быть достаточно насыщенными и близкими к природному. Не советуем оформлять стены в красный цвет (сначала возбуждает, а потом резко угнетает нервную систему), в темные цвета.

Освещение в комнатах должно быть достаточным и близким по спектру к солнечному излучению. К солнечному спектру близки лампы дневного света типа ЛБ и ЛД. Не рекомендуем использовать энергосберегающие лампы. У них освещенность резкое, жёсткое, вызывает мигрень и головные боли.

 

Релаксация.

 

Не буду объяснять что такое релаксация. Вы сами все поймёте попробовав один раз это способ. Это способ достаточно эффективный, нормализуется сон, психическое состояние.

 

Выберите положение полулежащее или лежащее. Для этого выберите полужёсткое и свободное кресло или диван.

Одежда должна быть свободной. Можно раздеться догола. Температура должна быть комнатной

 

Ложитесь на полужёсткий ровный диван без подушек на спину. Ноги  должны быть расположены параллельны друг к другу и чуть-чуть отодвинуты. Руки должны быть расположены параллельны  к туловищу и чуть-чуть отодвинуты. В комнате где вы будете  выполнять релаксацию должно быть слабый свет (или темно, лучше выполнять в тёмное время суток) и тихо, чтобы не отвлекаться.

Заняв такое положение настраиваетесь на релаксацию. Держите открытыми глаза несколько минут.

Необходимо напомнить при выполнении  релаксации  эффективность зависит от вашего воображения и насколько она сильна.

Ваше тело должно быть  расслаблено.

Медленно закрываем глаза. Закрываются глаза и ваш мозг опустошается. У Вас в голове всё пусто, ничего нет. Темно. Пролежите несколько минут и почувствуйте космическую  чистоту.

 

Темно.  Воображаем космическую энергию слабо синего цвета, похожего на цвет огня газовой плиты. Эго так много, так много силы, чистоты. Воображением отрываем часть космической энергии и формируем над собой на расстоянии 4-5 метра  шар синего цвета с размером в кулак. Закрытыми глазами смотрим на слабо светящийся синим цветом висящий над вами шар. Начинаем медленно передвигать  из сторону в сторону, отпуская поднимая  шар, до тех пор пока не начнём полностью управлять этим шаром.

После этого медленно отпускаем светящийся синий шар на себя на солнечное сплетение. По мере приближения шара к вашему телу почувствуйте космическую теплоту и энергию. Отпускаем на солнечное сплетение. Вы почувствовали энергию и теплоту космоса. Держим несколько минут и начинаем медленно катать шар по всему телу. Катаем шар медленно к ногам. Потом к рукам, к голове. И таким образом по всему телу.  По месту нахождения шара вы должны почувствовать прилив космической энергии, теплоту, как уходят ваши болезни, улучшается кровообращение. При катании шара по голове вы также должны почувствовать прилив космической энергии, как ваша голова освобождается от ненужной информации. Шар катаем по всей поверхности тела. Она способна на всё и пройти через вас, через диван.

Во втором занятии  научитесь гонять шар внутри Вас. В течении десяти занятий вы должны научится управлять шаром и подвести к любому участку вашего тела, любому органу, кости и мыщцы.

 

Физкультура и спорт.

 

Регулярное занятие физкультурой и спортом помогает избегать плохого настроения и стрессовых ситуаций и является отличным профилактическим средством. Не зря говорят: в здоровом теле - здоровый дух! Выбор вида спорта зависит от пола, от возраста,  от здоровья человека, а также от личных предпочтений. Занятие спортом укрепляет иммунную систему человека, значительно сокращаются заболевания.

Занимайтесь спортом и укрепляйте не только организм и мышцы, но и нервы. Укрепление нервной системы и здоровья человека при занятии спортом связан усилением обменных процессов и выведением шлаков из организма, а также сгоранием жиров, белков, углеводов и токсинов.

 

Музыкальные произведения.

 

Музыка это тренажёр для наших нервов, для нашего мозга. Она способна творить чудеса. Особенной силой обладает классическая музыка. Наиболее сильными композиторами были Бах, Бетховен, Чайковский - музыка этих авторов это магия звука, способная унести нас от наших стрессов далеко.

 

Лекарственная терапия.

 

Официальная медицина в большей части лечение проводит синтетическими лекарственными средствами. Лекарственные препараты должен назначать дипломированный врач. Не применяйте лекарственные препараты по рекомендацию знакомых, друзей.

Синтетические лекарственные средства обладают рядом побочных действий и токсически действуют на весь организм, поэтому длительно их  применять не рекомендуется. При длительном применении возможно привыкание и пристрастие к некоторым препаратам.

Некоторые антидепрессанты обладают обратным эффектом - неконтролируемое психическое возбуждение.

Лекарственная терапия незаменима  в острый период психических заболеваний.

 

Отправьте письмо  на электронную почту.

 

Метод психологической разгрузки состоит отправки электронный  почты  на E-mail:  [email protected] с содержанием мыслей, которые вас тревожат. Письмо может содержат любые высказывания, любые слова, включая нецензурные, мат и всё что угодно. Отправьте письмо на ящик и забудьте всё плохое.

Внимание! Содержание письма, отправленного вами  изучаться не будет. Письма стираются в течении 1-2 суток. Количество писемь не ограниченно.

 

Почему мы такие, эдакие и совсем не такие или основы транскрипционного анализа человеческого характера. (Материал готовится).

 

oxtrud.narod.ru

Заключительные упражнения

Наклоны головы (движения выполнятся в медленном темпе).

Глава 4 организация кабинетов психологической разгрузки в производственных условиях

4.1. Опыт работы кабинетов психологической разгрузки на производстве

Работа по организации на предприятиях специализирован­ных помещений, предназначенных для отдыха и восстановления работоспособности, началась в нашей стране сравнительно не­давно. В настоящее время за ними закрепилось название «ка­бинеты (или комнаты) психологической разгрузки»—сокращен­но КПР, хотя встречаются и другие варианты названий: ком­наты «психологической регуляции», «психофизиологической разгрузки», «эмоциональной разгрузки» и т. п.

Впервые в СССР комната психофизиологической разгрузки была организована в одном из цехов одесского завода «Строй-гидравлика» в 1974 г. Она была создана в целях снятия на­пряжения от однообразной рабочей позы, зрительного напря­жения и производственного утомления [73; 201]. За прошедшие годы кабинеты психологической разгрузки возникли на многих предприятиях в различных отраслях промышленности. На ВДНХ СССР (в настоящее время—ВВЦ) организовывались экспозиции отдельных кабинетов психологической разгрузки. Так, на проходившей весной 1986 г. выставке были представ­лены КПР в составе лечебно-восстановительного комплекса при медсанчасти ростовского вертолетного производственного объединения, КПР прессово-штамповочного цеха завода «Элек­троприбор» г. Тамбова, комплекс эмоционально-психологичес­кой разгрузки каменец-подольского завода «Электроприбор». Накоплен большой опыт работы КПР на Волжском автозаводе, где функционирует 8 кабинетов эмоциональной разгрузки, Днепропетровском машиностроительном заводе, в Московском производственном объединении «Кристалл», на Каунасском шелковом комбинате «Зибертас», Вильнюсском мебельном ком­бинате, Ленинградском производственном объединении «Элек­тросила», производственном объединении «Минский тракторный завод», Ново-Бакинском нефтеперерабатывающем заводе, Львовском объединении «Электрон», заводе гидрооборудования в г. Грязи и других предприятиях [120; 144; 165].

В самом названии содержится указание на одно из главных направлений работы КПР—проведение мероприятий по теку­щей профилактике и коррекции неблагоприятных функциональ­ных состоянии. Профилактические мероприятия проводятся после рабочей смены или в течение рабочего дня во время специ­ально выделенных перерывов для отдыха.

В качестве основных задач текущей профилактической ра­боты выделяются следующие: снижение как общего, так и раз­личных видов специфического утомления (позотонического, зри­тельного, слухового, двигательного и Др.), уменьшение нервно-психической и эмоциональной напряженности, снятие эффектов монотонии и психического пресыщения [3; 120; 129] и др. Под­черкивается, что данные мероприятия необходимо осуществлять в минимальные сроки [191], что связано с задачей быстрого и эффективного восстановления оптимального функционального состояния, необходимостью сокращения временных потерь ,при отрыве рабочих от производительного труда и повышения про­пускной способности КПР.

Указанное направление работы является общим практиче­ски для всех действующих КПР. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция к расширению их функций. Одна из них—формирование профессионально важных качеств и свойств личности. Так формулируется задача работы КПР, со­зданных на автотранспортных предприятиях Приволжского тер­риториального транспортного управления [2]; подобные меро­приятия проводятся в КПР Днепропетровского машинострои­тельного завода с целью тренировки функций внимания, памя­ти, способности к мобилизации, воспитания личностных качеств [142]; в лаборатории активного восстановления работоспособ­ности работников умственного труда Белорусского государст­венного института народного хозяйства [120] и др. В рамках решения этой задачи на базе КПР осуществляются мероприя­тия, направленные на ускорение процесса адаптации к произ­водству новых работников [3; 80].

В функции КПР включается и проведение работ по соци­ально-психологической проблематике. К ним относятся трени­ровка разных способов поведения, соответствующих особенно­стям производственной ситуации, профилактика психотравмирующих ситуаций, улучшение психологического климата в кол­лективе [142; 184; 201].

В реальной практике работы КПР указанные направления тесно переплетаются, так как не являются взаимоисключающи­ми. Более того, мероприятия по реализации разных направле­ний работы часто строятся на базе друг друга. Хороший пример тому—использование программы саморегуляции в КПР Днеп­ропетровского машиностроительного завода. В состав этой про­граммы входят 3 варианта ПСР:

психологический, предназначенный для тренировки профес­сионально значимых качеств и психических функций;

психогигиенический, цель которого—уменьшение или устра­нение нервно-психической напряженности;

социально-психологический — для улучшения взаимоотношений между сотрудниками, профилактики конфликтных си­туаций.

Все три варианта объединены в комплекс последовательно проводимых занятии общей продолжительностью в 3—4 меся­ца. На начальном этапе происходит обучение приемам вхожде­ния в состояние релаксации с помощью психогигиенического варианта. Затем, на фоне выработанных навыков AT, вводятся формулы профессионального варианта ПСР. Завершает про­грамму социально-психологический тренинг.

Основой для полифункциональной работы КПР является ис­пользование адекватных методов и средств для обеспечения активного отдыха в период проведения соответствующих занятий. К ним прежде всего относятся методы саморегуляции со­стояния.

Анализируя итоги работы КПР за последние полтора десяти­летия, можно отметить, что наблюдаемый вектор функциониро­вания КПР направлен от преимущественного использования средств пассивного отдыха (пребывание в уютном помещении, прослушивание музыкальных программ, просмотр слайдов) к комплексному сочетанию элементов эстетических воздействий и приемов активной психологической саморегуляции как базово­го компонента программ КПР.

Вместе с тем в практической работе по организации КПР пока еще большое внимание уделяется в основном оформлению интерьеров помещений для отдыха, их техническому оснащению. Не забывая о первостепенном значении содержательной части работы КПР, остановимся на имеющейся информации об орга­низационно-технической стороне дела.

В качестве примера реализации общих требований к орга­низации КПР [110; 165] можно привести опыт сотрудников Кишиневского телевизионного завода. Они перечисляют сле­дующие требования, которым должен соответствовать КПР:

«а) расположение рядом с производственными помещениями, не более чем в минуте ходьбы; б) хорошая звукоизоляция; в) нали­чие вытяжки и кондиционеров для обеспечения свежим возду­хом и температурного комфорта; г) достаточное количество мягких кресел; д) освещение типа «мягкого полумрака» с по­мощью реостата или затемненных ламп; эстетическое оформле­ние КПР и наличие стереомагнитофона прекрасно дополняют атмосферу и создают уют и разнообразие...» [1. С. 15].

Предлагается разнообразное художественное оформление кпр. Например, КПР Кишиневского телевизионного завода имеет вид грота на берегу моря. В некоторых КПР основным элементом оформления являются бассейны с фонтанами (в ряде случаев с подсветкой, как на Волжском автомобильном заводе, тамбовском заводе «Электроприбор» и др.). Интерьер КПР каунасского шелкового комбината «Зибертас» в значительной степени создан самими рабочими—стены украшены выполнен­ными ими художественными изделиями. Довольно часто в оформлении КПР используются аквариумы, которые имеют но только эстетическое, но и функциональное назначение—они служат увлажнителями воздуха. Широко применяются цвето-динамические панно, фотообои, фотографии и репродукции пей­зажей природы, растения и т. п.

Для размещения технических средств, используемых при проведении сеансов психологической разгрузки, как правило, выделяется специальное помещение в составе КПР: оператор­ская комната или, если размеры помещения не позволяют, изо­лированный операторский пульт для управления цветовым и световым режимом, слайд-программами, музыкальными воздей­ствиями и др. В качестве необходимой аппаратуры в КПР ис­пользуются стереомагнитофоны, слайд-проекторы, экран для показа слайдов, светильники меняющегося освещения, конди­ционеры, увлажнители воздуха (увлажнители могут быть ис­пользованы для организации полифакторных воздействий типа запаха хвойного леса и т. п.) [144].

Представляется важным, чтобы оформление КПР несло оп­ределенную функциональную нагрузку и соответствовало содер­жанию профилактических мероприятий. Например, если в про­грамме сеанса психологической разгрузки основное место уде­ляется восприятию цветомузыкальных воздействий, то оформле­ние интерьера КПР может быть более насыщенным, красочным. с различными эстетическими дополнениями. Подобное офор­мление целесообразно и в тех случаях, когда посещающий КПР контингент лиц в производственных условиях страдает «цвето­вым голодом» [144].

Если же в программе занятий в КПР центральным компо­нентом являются методы саморегуляции, то внешнее оформле­ние должно быть более сдержанным. Это объясняется тем, что использование приемов саморегуляции требует от человека ин­тенсивной внутренней работы и полной концентрации внимания. Наличие большого количества элементов в оформлении интерь­ера, особенно насыщенных цветовых и звуковых воздействий, может отвлекать внимание занимающихся и препятствовать полноценному формированию состояний аутогенного погру­жения.

С содержательной стороны в настоящее время используются достаточно разнообразные программы работы КПР. Так, на­пример, на одесском заводе «Стройгидравлика» была разрабо­тана методика организации регламентированного отдыха для рабочих предприятия. В соответствии с ней в течение рабочего дня проводятся сеансы психофизиологической разгрузки по 10—12 мин.

Каждый сеанс делится на 3 периода с разным характером цветомузыкальных воздействий. Первый период длится 3— 4 мин. Ему соответствует медленная, плавная музыка, сопро­вождаемая пением птиц. Помещение затемнено, включена толь­ко подсветка слайдов. По замыслу авторов, в первом периоде должна произойти отстройка занимающихся от привычной об­становки производственной деятельности и переключение на отдых. Во втором периоде, успокаивающем, музыка более рит­мична, меняется ее жанровый состав. Помещение освещается зеленым светом, снижающим степень напряжения зрительного анализатора. Третий период, активизирующий, длится 3,5— 4 мин. Его сопровождает бодрая, мажорная музыка на фоне красного освещения. Сеанс оканчивается включением обычного освещения и всех светильников цветодинамического панно. Ко­личество музыкальных программ в библиотеке фонограмм та­ково, что они меняются ежедневно, не повторяясь в течение ме­сяца [73].

Такое цветомузыкальное наполнение программ проведения сеансов в КПР является весьма распространенным [15; 144]. Существуют различные модификации использования подобных средств. Одна из них весьма своеобразна — в одном из КПР три раза в неделю проходят 13—16-минутные сеансы, содержание которых составляет рассказ-информация о творчестве худож­ников, композиторов, исполнителей песен (в течение 3—4 мин) с последующим прослушиванием музыки. Интересно организо­ван сбор отзывов рабочих о том, понравилась или не понрави­лась им та или иная программа: у выхода из КПР находятся кнопки, нажимая на которые, посетители сообщают свое впе­чатление о содержании сеанса [15].

Программы, базирующиеся на использовании методов само-регуляции, также весьма разнообразны. Их общей чертой яв­ляется выполнение приемов нервно-мышечной релаксации и ATв сопровождении цветомузыкальных программ. Одним из по­добных примеров может служить «программа психологической саморегуляции», используемая для оптимизации состояния ра­ботников автотранспорта [2; З]. Она реализована в виде смон­тированных в магнитофильм суггестивных инструкций с музы­кальным сопровождением. Наряду с этим используется также и программа послесменной глубокой релаксации для водителей с целью обучения их навыкам аутогенной тренировки [2; 3].

На Кишиневском телевизионном заводе внедрена другая программа использования AT[1]. Первые 15 занятий предназ­начены для выработки навыка аутогенного погружения (в этот период сеанс длится 20 мин., а в последующее время— 15 мин.). СеансATсостоит из 5 частей: концентрация внимания на состоянии внутреннего покоя; расслабление и успокоение; «сюжетные воображения»—углубление расслабления, отдых; сюжетные воображения»—отдых, стимулирующие самовну­шения; энергичный выход через тонизирующие представления и са­мовнушения.

Проведение сеансов ATсопровождается музыкой, причем Первые три четверти сеанса характер музыкального сопровождения—плавный, минорный, а в завершающей части—более энергичный, мажорный. В данном КПР сеансыATчередуются через день с сеансами прослушивания музыкальных программ.

Сходные по типу сеансы ATв сочетании с музыкальными воздействиями проводятся на Пермском электротехническом заводе, пермской фабрике «Госзнак», металлургическом заводе г. Нытва и др. [129; 200]. На Вильнюсском заводе счетных ма­шин проведение сеансов релаксации длительностью 8 мин. ор­ганизовано как просмотр видеомузыкальных программ с вклю­чением упражненийAT. В работе КПР данного предприятия широко используется и другая форма оптимизационной рабо­ты—киностимуляция: показ видовых, документальных и раз­влекательных фильмов. Ведется работа по созданию и внедре­нию программ кинорелаксации, центральное место в которых отведеноAT.

Характеризуя целевую направленность КПР, следует отме­тить, что проводимая в них работа на многих предприятиях включена в более общие, комплексные системы медико-психо­логической подготовки и повышения работоспособности трудя­щихся. Так, сотрудниками медико-психологической лаборатории при Донецком медицинском институте была разработана систе­ма медико-психологической подготовки горных мастеров, вклю­чающая разделы психогигиены и психопрофилактики. Состав­ной частью последних являются практические занятия по эмо­ционально-волевой тренировке. Система внедрена в работу ка­бинетов психогигиены на шахтах производственного объединения «Донецкуголь», состоящих из комнаты врачебного приема, ком­наты эмоционально-волевой тренировки, гипнотария [10; 184],

Комплексная система повышения работоспособности функ­ционирует на Днепропетровском машиностроительном заводе: помимо сеансов AT, проводимых в комнате эмоционально-пси­хологической разрядки, в составе комплекса действует кабинет лазерной терапии. В нем проводятся сеансы биоэнергетической реабилитации с помощью методов электропунктуры (120).

Сотрудниками одной из отраслевых медико-психологических лабораторий была создана система производственной психоло­гической тренировки (СППТ) для работников рыбной промыш­ленности и плавсостава [14; 166]. «СППТ объединяет методики психологического исследования, лекционные, санитарно-просветительские мероприятия, тематические фильмы, методические материалы по психической саморегуляции, магнитофонные за­писи, грампластинки по аутогенной тренировке в нашей моди­фикации, радиотехнические средства для передачи психотера­певтической информации» [166. С. 101]. СППТ реализуется не только в гипнотарии при лаборатории, но и непосредственно на рыбообрабатывающих заводах и судах. Отметим, что СППТ проследует не только психопрофилактические, но и психотера­певтические цели, в частности коррекцию невротических со­стоянии.

Выделение медицинских и психотерапевтических аспектов в работе «служб отдыха» на производстве важно и своевременно.

Ориентированные прежде всего на коррекцию пограничных со­стоянии и начальных степеней патологических состояний, они нуждаются в использовании адекватных методических средств, отличающихся от обычных приемов психопрофилактической работы. Точно так же и работа с контингентами практически здо­ровых лиц накладывает свои требования на подбор методиче­ского инструментария.

В связи с этим представляется необходимым на современ­ном этапе развития КПР провести более четкую спецификацию направлений и средств психопрофилактической и медико-профи­лактической работы. В печати уже высказывалось мнение, что создание кабинета психопрофилактики (имеется в виду созда­ние кабинетов для оказания психотерапевтической помощи) не дублирует организуемые комнаты «психологической разгрузки», которые выполняют психологические задачи» [18. С. 86].

Проведенный анализ работы существующих КПР показы­вает, что они главным образом ориентированы на облегчение условий труда лиц рабочих профессий. Вместе с тем деятель­ность работников умственного труда и руководящих кадров так­же требует пристального внимания, поскольку ясна необходи­мость снятия эффектов умственного переутомления, эмоцио­нальной напряженности, стресса.

Несколько лучше обстоит дело с лицами управленческих профессий—ведется работа по созданию специальных программ отдыха руководящего состава предприятий для КПР [2; 142; 144]. Значительно меньше разработаны вопросы организации отдыха в специально созданных для этого условиях научных работников, преподавателей, студентов и т. п. Примером работы в этом направлении является организация в Белорусском го­сударственном институте народного хозяйства лаборатории ак­тивного восстановления работоспособности для профессорско-преподавательского состава и студентов, служащих, ИТР, ра­ботников аппарата управления [120]. Имеются также разра­ботки создания специализированных методов повышения рабо­тоспособности в системе психологической службы вузов [47]. Проведенные исследования свидетельствуют о высокой эффек­тивности использования средств психологической саморегуля­ции для нормализации функционального состояния лиц умствен­ного труда и необходимости специализации применяемых для этого методов.

В заключении данного раздела следует остановиться на во­просе об эффективности работы «службы отдыха». Конечной целью создания КПР является сохранение физического и пси­хического здоровья работающих, нормализация функциональ­ного состояния и, как следствие, повышение эффективности тру­довой деятельности.

Проведенные разными авторами исследования целесообразности внедрения КПР показывают, что «небольшое уменьшение рабочего времени из-за отвлечения работников на сеансы ком­пенсируется повышением у них работоспособности, внимания, скорости реакции и созданием бодрого настроения. По наблюде­ниям медиков, улучшается и общее состояние центральной нерв­ной системы» [144. С. 13]. Практически все авторы отмечают, что в результате занятий в КПР происходит нормализация функционального состояния, уменьшается степень эмоциональ­ной напряженности и др. В результате отдыха в КПР создается и более благоприятное мотивационное отношение к работе.

Сравнительное исследование эффективности отдыха, прове­денного в КПР и непосредственно на рабочем месте, показыва­ет несомненное преимущество первого: «отдых во время регла­ментированного перерыва в условиях комнаты психологической разгрузки способствует более быстрому восстановлению физио­логических функций организма работающих, повышению про­изводительности труда» [15. С. 97]; «...кратковременный отдых в комнате психофизиологической разгрузки в среднем на 25% продуктивнее равного по времени отдыха в обычных условиях» [202. С. 102].

Опосредованным следствием нормализации функционально­го состояния работающих является улучшение психологическо­го климата в коллективе, повышение моральной удовлетворен­ности трудом и соответственно снижение текучести кадров [200, 202]. Восстановление работоспособности во время отдыха в КПР влияет на повышение производительности труда. Кроме того, овладение навыками саморегуляции состояния способству­ет поддержанию высокого уровня работоспособности в течение рабочего дня и стабилизирует уровень производительности тру­да в течение длительного времени [1; НО].

В связи с этим необходимость организации КПР не вызыва­ет сомнений. Однако дальнейшее продуктивное развитие этого вида психопрофилактической работы весьма затруднено отсут­ствием централизованной организации и явно недостаточной на­учной обоснованностью проводимых разработок.

studfiles.net

 5.1.Комната (центр) психологической разгрузки - Med24info.com

  Разработка: профессор кафедры психологии РГУФКСиТ, канд. психол. наук, В. Ф. Сопов. Для создания комнаты необходимо учесть следующие основные моменты: 1.              Комната психологической релаксации должна быть оформлена так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от тренировочных, учебных и служебных помещений. Данное требование обеспечивает необходимое отвлечение внимания тренирующихся от повседневной жизни. Так, например, этому способствует непрямоугольная, округлая форма комнаты, наличие навесного потолка и его наклоны по отношению к полу, тканевая обивка стен, наличие природно-декоративных элементов (валуны, растения, аквариум и т.п.). Разумная оригинальность оформления: плавные линии, неяркие полутона, тишина, — это, с одной стороны, условия, уводящие человека от текущих забот, с другой стороны, условия, впоследствии формирующие условно-рефлекторный сигнал к непроизвольной настройке на релаксацию. 2.              Создаваемую комнату не следует перенасыщать мелкими деталями и предметами. Необходимо избегать возможности возникновения субъективного ощущения занятости окружающего пространства, тесноты, которое мешает тренирующимся настроиться на расслабление, так как воздействует на них стимулирующе. 3.              При оборудовании комнаты необходимо стремиться к обеспечению иллюзии большого открытого пространства и относительного уединения в нем каждого тренирующегося. Объясняется это требование тем, что в замкнутых пространствах у людей повышается уровень возбуждения, неблагоприятный для проведения психологической релаксации. 4.              Другой особенностью является увеличение активности при нахождении в толпе. Исходя из этого, иллюзии большого пространства создают за счет наличия высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманного использования широкоформатных фотообоев с природным ландшафтом и зеркал. Эффект уединенности достигается произвольным размещение кресел. При расстановке кресел тренирующиеся не должны оказываться лицом друг к другу или находиться под таким углом, чтобы лицо оказывалось открытым для постороннего наблюдателя. В целях более четкого представления комнаты опишем некоторые требования к помещению и оборудованию. 1.              Комната, прежде всего, должна быть изолирована от шума, вибрации и других отвлекающих и неблагоприятных факторов. 2.              Оптимальной считается температура воздуха от 20 до 22° С. 3.              Помещение оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией с подачей воздуха из расчета не более 30 куб. м на человека. 4.              Устанавливаются мягкие кресла с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение. 5.              Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разноцветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран (лучше вогнутой формы для создания иллюзии объема) для проекции слайдов или фильмов. Из технических средств комната оборудуется аэронизатором, желательно устанавливать кондиционер, по возможности используются такие приборы как ритмости- мулятор, релаксационные очки, видеосистемы с релаксационными видеокассетами и т. п. 6.              В цветовом интерьере должны преобладать цвета, успокаивающие нервную систему. Пол должен быть мягким, гармонирующим по цвету с окраской стен (мягкий пол глушит звуки, ощущение ногой мягкого покрытия успокаивает человека). При создании цвето-световой композиции комнаты и цветосветовом воздействии на тренирующихся в ходе всего их пребывания рекомендуется учитывать психофизиологический эффект цветов (табл. 16). Таблица 16. Психофизиологический эффект цветов.
Цвет Давление крови Пульс, дыхание Мускульное напряжение Воздействие на эмоции
Красный Увеличивает Ускоряет Увеличивает Возбуждает
Оранжевый Слегка увеличивает Слегка увеличивает Увеличивает Стимулирует
Желтый Не меняет Не меняет Не меняет Уравновешивает
Зеленый Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Уравновешивает
Голубой Уменьшает Успокаивает Уменьшает Успокаивает
Синий Значительно уменьшает Значительно уменьшает Уменьшает Затормаживает
Фиолетовый Сильно уменьшает Сильно успокаивает Сильно уменьшает Подавляет

Для создания положительных эмоций используется психотерапевтический эффект демонстрации видеоизображений природы. Кроме основного помещения целесообразно также предусмотреть: 1.              Вестибюль из расчета 0,38 кв. м. на человека. 2.              Комнату эмоциональной разрядки. 3.              Кабинет оператора, он же кабинет тестирования (аппаратная). 4.              Техническое помещение для персонала и хранения документации. Время пребывания в комнате условно разделяется на три периода: 1.              Отвлекающий — 1\7 часть всего времени 2.              Успокаивающий — 5\7 часть всего времени 3.              Тонизирующий — 1\7 часть всего времени. В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется содержание, громкость и темп музыки; свето-цветовое воздействие; уровень освещенности; поза; ритм дыхания; словесные формулировки. Для лиц, не достигших состояния релаксации или не достигших целей психологической релаксации, рекомендуется посещение комнаты эмоциональной разрядки. Цель комнаты эмоциональной разрядки — дать интенсивную физическую нагрузку, с сильной эмоциональной составляющей, под влиянием которой разрушается избыток адреналина — «гормона тревоги». Исходя из материально-технических возможностей, площади комнаты, ее звукоизоляции, в ней могут оборудоваться боксерская груша, раскрашенная цветными пятнами Роршаха; свисающий с потолка на нити теннисный мячик, сопряженный с мишенью на стене; место для метания дротиков в мишень; место для стрельбы из лука и т. п. Эффективной является любая существенная физическая нагрузка, дающаяся в форме игры, стимулирующей разрядку мышечной энергии. При этом успокоению способствует определенное соотношение времени вдоха и выдоха: удлиненный выдох при коротком вдохе (следовательно, долгая работа с грушей не рекомендуется). Вывести на такой режим дыхание можно с помощью спирометра — аппарата для определения жизненной емкости легких, который можно установить здесь же. Тренажеры должны быть функциональны и вызывать желание поиграть — гребной тренажер, велотренажер и др. Главная задача психолога в комнате эмоциональной разрядки — ненавязчиво создать у тренирующегося мотивацию для затрат значительных физических усилий. Персонал: —              психолог, специалист по профессиональной психологической подготовке и психотерапии в спорте высших достижений; —              психолог, специалист по психодиагностике в спорте высших достижений, в профотборе; —              ассистенты, специалисты с физкультурным образованием, знакомые с видом спорта. Модификации Модификация помещений и содержания оборудования производится в каждом конкретном случае, исходя из поставленной задачи, возможностей помещения, финансирования и пожеланий заказчика. Теоретико-методическая база применяющейся технологии психологической подготовки опирается на результаты современных научных исследований и опыт практического применения в спорте высших достижений. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА оборудования центра психологической разгрузки (подготовки) А)              Зал психорегуляции: 1.              Стена-перегородка должна быть звукоизолирована. В ней необходимо окно наблюдения на высоте 150 см размером 30 х 60 см. 2.              Мягкий пол (ковролин) зеленого цвета. 3.              Драпировка стен (или кожзаменитель) цвета морской волны (сине-зеленый). 4.              На окнах плотные шторы сине-зеленого (в цвет стен) оттенка, легко и бесшумно открывающиеся. 5.              Потолок синего (насыщенного) цвета, без бликов. 6.              Освещение матовое, непрямое, через реостат (с медленным вкл/выкл). 7.              Обязательно кондиционер и вентилятор. 8.              Кресла полумягкие для отдыха —15 шт. Цвет: серые, серо-голубые, серозеленые, кремовые. (Желательно небольшие выступы (15-20 см.) по бокам головы, ограничивающие боковой обзор) 9.              Двери бесшумные, звукоизолированные. 10.              Установить звуковые колонки.11.              Установить экран. 12.              Приборы искусственного климата (ионизатор, люстра Чижевского, обогреватели и т. п.). 13.              Приборы ароматерапии. 14.              Видеокамера. 15.              Приборы обратной биологической связи (Зен-тренер). Б) Аппаратная: 1.              Видеопроектор. 2.              Музыкальный центр. 4.              Компьютеры (1 ноутбук). 5.              Аппаратура психофизиологической диагностики. В)              Релаксационно-массажная комната: 1.              Релаксационно-массажный комплекс RELAX и прибор с обратной биологической связью для релаксации и устранения стрессовой нагрузки ZEN TRENER (Поставщик: T R. MEDICAL SYSTEMS.). 2.              Ионизатор, люстра Чижевского. 3.              Ароматерапия. Г) Комната персонала: 1.              2-3 рабочих стола. 2.              2-3 мягких кресла для отдыха психологов и проведения бесед. 3.              Компьютер. 4.              Сейф для хранения документации. 5.              Стеллажи для литературы и тестов. Д) Комната эмоциональной разрядки: 1.Тренажеры игрового и эмоционального типов. 2.Боксерская груша, стол для армрестлинга. 3.Дартс с тяжелыми дротиками. 4.Спирометр, силомер. 5.Закрепленные мячи (теннисные, футбольные, волейбольные)   

www.med24info.com

Психологическая разгрузка детей на занятиях в школе

Мои приемы психологической разгрузки

Экологическая обстановка не радует, и качество питания наших учеников до сих пор низкое, при этом дети перегружены учебными программами. Отсюда – повышенная утомляемость учащихся, неврозы не только детей, но и учителей. Поэтому в школах необходимо использовать приемы лечебной коррекции.В начальных классах надо делать до 5 перерывов на уроке – для физкультминутки, для упражнений психологической разгрузки, для смехотерапии, для упражнений по звукоподражанию, для музыкотерапии, ароматерапии, использовать элементы точечного массажа, цветотерапии.На своих уроках я постоянно использую методы психофизической разгрузки. Предлагаю воспользоваться моим опытом и вам

Упражнения для снятия общей усталости

1. Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.2. Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.3. Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.

Точечный массаж головы и шеи

1. Массируем область лба – 2-, 3-, 4-м пальцами.2. Массируем заднюю поверхность шеи.

Физическая зарядка для глаз

1. Зажмуриваем и широко открываем глаза 5–6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.2. Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы.3. Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх, влево.4. Быстро моргаем 1–2 минуты.5. Массажируем веки круговыми движениями.

Гимнастика для ума1. Утренняя зарядка под музыку. Двигаются правая рука и левая нога и наоборот, в это же время вращаем глазами во всех направлениях. Когда оба полушария мозга работают одновременно, новая информация лучше усваивается.2. Рисуем «8» три раза каждой рукой, затем обеими руками одновременно. Рисуем одновременно обеими руками цифры, буквы, пишем словарные слова – расслабляем мышцы рук, снимаем напряжение глаз. Писать становится легче.3. Пишем слова в воздухе носом, коленом, ухом. Так мы их лучше запоминаем.А вот быстрый способ улучшить самочувствие: положите руку на живот, медленно, надуваясь как шар, делаем вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на перышко.Сидя за партой: едем на велосипеде, поем веселую песню, касаемся локтем то одной, то другой руки противоположного колена. Такие упражнения можно использовать в качестве физкультминуток  на любом уроке.Следующее упражнение позволяет снять напряжение, которое возникает при длительном чтении сидя. Возьмитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Отверните голову в другую сторону. Глубоко вдохните и отведите плечи назад. Верните голову в исходное положение. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабив мускулы. Повторите на другом плече.Когда вам кажется, что вы все забыли, положите голень одной ноги на колено другой ноги, мягко нажмите на лодыжку, одновременно сгибая и разгибая ступню. Это упражнение стимулирует работу памяти.Одной из форм психофизической разгрузки является музыкотерапия. Музыка влияет на пульс и дыхание, оказывает влияние на холестериновый обмен, спокойная музыка способствует нормализации вегетативной нервной системы.Музыку можно использовать при проведении физзарядки на уроке. Часто на уроках я использую упражнение-звукоподражание. Гласные звуки поем, подражаем  голосам животных. Оказывается, «и-и-и» повышает настроение.«Ее-ее-ее» – тренирует горло.«О-оо-оо» – горло лечит.«А-а-а» – снимает напряжение.На начальном этапе обучения в 1-м классе мы с учениками все тексты поем, таким образом снимается напряжение при чтении.Использую на уроках для отдыха и цветотерапию одновременно с зарядкой для глаз.  Не отрываясь, смотрим на желтый цвет 2–3 секунды. 1. Желтый цвет – это хорошее настроение, стимулирует зрение, успокаивает. 2.  Фиолетовый – расслабляет психику. 3. Зеленый – успокаивает, понижается кровяное давление.4. Оранжевый – чувство веселья, способствует пищеварению.

А чтение по Кушниру под магнитофон – это прямо-таки здоровьесберегающая технология. Первый шаг – следить пальчиком по тексту, находить слышимое слово. Затем предлагаю читать ребенку шепотом вместе с диктором, затем громко, а в последующем и обгонять диктора.Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают для слабых ситуацию неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, магнитофон постоянно поддерживает ритм работы. Слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении, быть успешными при оценке понимания прочитанного текста. У учителя есть время дойти до каждого. Если все эти упражнения, приемы, методы использовать постоянно и в системе – результат для здоровья будет положительным.

infourok.ru

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ И НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ И НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

Чубарова Е.Н.,

педагог-психолог

ОКУСО «Курский СПРЦ»

Комната психологической разгрузки, или же сенсорная комната, является уникальным местом, которое способно повлиять на психологическое и физиологическое состояние человека. Сейчас каждый испытывает огромное количество стрессов, которые негативно сказываются на его здоровье. Учитывая современные темпы жизни, мы склонны к тому, чтобы подавлять в себе неприятные чувства, потому что на них нет ни времени, ни сил. Накопление эмоций вызывает разнообразные неврологические симптомы, а также способно ухудшать работу внутренних органов. В связи с чем, специалисты в сфере образования пришли к разумному выводу, что невозможно требовать продуктивности учебного процесса и максимальной интеллектуальной отдачи обучающихся, если силы, затраченные на все это, негде восстановить.

Сенсорная комната – это специально оборудованное пространство, организованное таким образом, что находящийся в ней, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, ощущает полный покой, комфорт и безопасность. Как установлено английскими учеными, за короткий промежуток времени пребывания в такой комнате снимается стресс, наступает полное расслабление, значительно улучшается эмоциональное и физическое самочувствие, улучшается  психофизическое состояние и повышается работоспособность.

Каков же принцип работы данной комнаты? Воздействие на человека осуществляется через сенсорные каналы (один или все сразу). Например, он может наблюдать зрительные образы, слушать расслабляющую музыку, лежать на мягком массажном кресле и вдыхать ароматы эфирных масел одновременно.

Цели комнаты психологической разгрузки:

  • Улучшение эмоционального состояния обучающихся и педагогов.
  • Восстановление психического равновесия.
  • Снятие нервного напряжения путем «разблокировки» мышечных зажимов.

Помощь обучающимся.

Не только стресс, нехватка времени, напряжение и усталость являются причинами пойти к педагогу-психологу. Есть множество больших и маленьких проблем, с которыми обучающиеся сталкиваются в образовательном процессе. Увидеть проблему воспитанника, уверить его в том, что помощь реальна и он не один, найти способы разрешения – это основные задачи психолога. Застенчивость, агрессия, повышение учебной мотивации являются поводами для работы в комнате психологической разгрузки.

Различных упражнений и методик для снятия психологического напряжения множество: они предназначены для релаксации и отдыха нервной системы. Есть методики, основанные на визуальном восприятии, когда глазу обучающегося предстают картинки с неким эффектом. Есть приемы арт-терапии (творчество), ароматерапии, аудиальные методики. Самое главное, нет такой задачи в форме лекции объяснить воспитаннику суть его проблемы, важно дать ему почувствовать, что в образовательном учреждении может расслабиться, восстановить свои силы.

Сенсорная комната — это своего рода окружение, призванное дать обучающемуся спокойствие, ощущение безопасности. Эта комната комплексно воздействует на органы чувств и нервную систему человека. Она жизненно необходима для тех, у которых наблюдаются проблемы в развитии, в процессе поведенческо-социальной адаптации, без сенсорной комнаты трудно обойтись обучающимся, чье психоэмоциальное равновесие нарушено.

Разгрузка для педагогов.

Преподаватели как никто подвержены так называемому синдрому эмоционального выгорания, а, следовательно, часто не умеют работать над своими психологическими ресурсами и эмоциями.

Исходя из этого, психолог может сделать подборку актуальных рекомендаций, упражнений, приемов, которые подходят именно педагогу. Как получить эмоциональный запас? Как наладить взаимоотношения с коллегами? Как противостоять стрессам и агрессии? Как добиться дисциплины в группе? Как научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой? Как распределять время на все аспекты педагогического труда? Все эти вопросы поможет решить психолог.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что психолог в учебном заведении строит свою систему работы с обучающимися и педагогическим коллективом. Он не только помогает решать возникающие в ходе обучения вопросы, но и работать над собой, учит основам психологической культуры. Поэтому наличие комнаты психологической разгрузки способствует более эффективной работе педагога-психолога и осуществлению немедикаментозного воздействия на всех членов образовательного процесса. Это позволяет уравновесить, гармонизировать психоэмоциональное состояние обучающихся и педагогов, корректировать психосоматическое здоровье.

nsportal.ru