Интерпретация психологического значения цветов. Интерпретация цветов в психологии


Интерпретация и психологическое значение цвета

Интерпретация и психологическое значение цвета

Понимание важности выбора цвета в рисунке и его психологического значения дает много дополнительной информации при интерпретации работ клиентов. Однако одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения. Цвета делятся на основные: красный, синий и желтый, – и дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Красный – цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, легких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции. Он делает ленивых более активными и подвижными. Это цвет лидера и людей с твердым характером, высокой самооценкой. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное реагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации – все это присуще красному цвету. В рисунке использование красного цвета при изображении кирпича или печки дает меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Аналогично и в отношении других цветов.

Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму, помогая избавиться от проблемной ситуации. Оранжевый цвет олицетворяет дружеские отношения, общительность. Он способствует развитию интеллектуальных возможностей, самопознания, активного творчества. Этот цвет связан с эмоциональным здоровьем, является важным источником для восприятия новых идей и одновременно дает импульс для их реализации.

Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие, продвижение вперед, очищает и обновляет живительные силы организма. Характеризует поиск внутреннего освобождения – несущего счастья, переход от бессознательного к сознательному компромиссному решению. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Желтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.

Зеленый цвет приводит в равновесие нашу энергию, действует успокаивающе, несет вдохновение. Зеленый – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своем, самоутверждение. Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значением фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Сочетание желтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.

Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

Юнг отмечал, что коричневый в работах его клиентов может быть связан с функцией ощущений.

Белый цвет содержит все цвета спектра поровну при их смешивании. Все цвета в нем равны. Белый цвет является первым шагом к гармонии. Он вдохновляет, помогает преодолевать трудности.

Серый цвет – нейтральный, отражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

Черный цвет – это цвет бессознательного, тьмы. Он выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность, а иногда чувство неадекватности. Если черный используется для прорисовки тени в рисунке, то в некоторых случаях это может являться проекцией темных мыслей или страхов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Интерпретация рисунка по предпочитаемым цветам

Красный – цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, легких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции. Он делает ленивых более активными и подвижными. Это цвет лидера и людей с твердым характером, высокой самооценкой. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное реагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации – все это присуще красному цвету. В рисунке использование красного цвета при изображении кирпича или печки дает меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Аналогично и в отношении других цветов.

Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму, помогая избавиться от проблемной ситуации. Оранжевый цвет олицетворяет дружеские отношения, общительность. Он способствует развитию интеллектуальных возможностей, самопознания, активного творчества. Этот цвет связан с эмоциональным здоровьем, является важным источником для восприятия новых идей и одновременно дает импульс для их реализации.

Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие, продвижение вперед, очищает и обновляет живительные силы организма. Характеризует поиск внутреннего освобождения – несущего счастья, переход от бессознательного к сознательному компромиссному решению. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Желтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.

Зеленый цвет приводит в равновесие нашу энергию, действует успокаивающе, несет вдохновение. Зеленый – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своем, самоутверждение.

Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значением фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя. Сочетание желтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.

Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

Белый цвет содержит все цвета спектра поровну при их смешивании. Все цвета в нем равны. Белый цвет является первым шагом к гармонии. Он вдохновляет, помогает преодолевать трудности.

Серый цвет – нейтральный, отражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

Черный цвет – это цвет бессознательного, тьмы. Он выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность, а иногда чувство неадекватности. Если черный используется для прорисовки тени в рисунке, то в некоторых случаях это может являться проекцией темных мыслей или страхов.

www.onln.pro

Тест Цветок - запись пользователя Бескаровайная Анна (beskanna) в сообществе Психология в категории Библиотека. Статьи, очерки, полезная информация.

Иногда арттерапевты профессионально шутят. Впрочем, как и все люди. Веселый сапожник может смастерить элегантные сапожки для мышки, а повар - сотворить чудо-автомобиль из марципанов. И, как ни странно, ежедневные шедевры мастеров забудутся, а именно эти неносибельные и малосъедобные вещи будут считаться верхом мастерства и показателем профессионализма. Хотя, возможно, так оно и есть. Клиентам всегда виднее.

На курсах кройки и шитья, куда меня занесло "воплощение личных мечт", собрались дамы разных умений и чаяний. На первом перерыве мы все перезнакомились и описали наши ожидания и тревоги по поводу курсов.

Пришлось сказать, что я психолог, и ожидаю только удовольствия от процесса, а тревог у меня в принципе нет, кроме как хроническая нехватка времени для всех арттерапевтических проектов, блуждающих в голове, в том числе и данные курсы, которые нужны мне не столько для умения шить, так как шью я уже давно, сколько для релакса, так как шитье является моим ресурсом, а дома много маленьких детей, с которыми шить довольно нервное занятие. И не смотря на загрузку, время для хобби уделять очень важно, потому что даже час такого занятия дает заряд на неделю вперед, Собственно, во всей этой тираде прозвучала моя надежда на то, что все поймут, что здесь и сейчас я нахожусь только в роли начинающего портного. Но надежда, как известно, умирает в последнюю очередь, как раз вслед за иллюзиями.

-Анна, может вы проведете с нами какую - нибудь интересную арттерапевтическую методику? Или тест? Это очень познавательно. А сейчас как раз перерывчик.

-Вы уверены, Ирина, что хотите протестироваться? Это достаточно тонкие вопросы.

- Хотим, конечно. Правда, девочки? Что нам нужно сделать?

Я на несколько секунд задумалась и выдала:

- Хорошо. Возьмите любой лист бумаги и что-нибудь рисующее. Нужно представить себе цветок и изобразить его на листе. Не волнуйтесь - на художественные умения мы не смотрим. Важен сам цветок.

Все весело начали выполнять задание. Я наблюдала, кто и как рисует. Рядом рисовала вторая преподаватель Мария. У нее одной были в руках цветные фломастеры. Вернее, она их взяла из общей коробки - так что в принципе фломастеры были у всех, но взяла их только она. По другую сторону от меня рисовала Ирина, затеявшая всю эту спонтанную психологическую лабораторию. Она старательно выводила свой цветок на белом листе.

Все закончили. Я взяла работы наших учителей, поставила вместе вот так, показала всем и начала свои интерпертации.

-Показываю для сравнения, чтобы было более понятно, о чем речь. Если кто - то потом захочет - я могу каждому рассказать по его рисунку. Итак. Вот два рисунка. Мария использовала цветные инструменты, создала совершенно живой цветок. Который живет, растет, питается от земли. Это естественный цветок - и именно такая Мария. Немного истероидная - ей нужно выделяться и быть в центре внимания, но при этом она не теряет связь с землей и не витает в облаках. Она полна ресурсов, четко знает свое место в этом мире, уверенно стоит на собственных ногах. В целом позитивный и психологически нейтральный рисунок. Помощь психотерапевта не требуется. Единственное, что я бы отметила, как такой немного стремный момент - это солнце. Оно изображено на рисунке, хотя в задании не упоминалось.

- Ну конечно, а как же без солнца, - сказала Мария, выслушивая свою характеристику, одобряюще кивая на все.

- Бесспорно без солнца никак. Но вот смотрите на рисунок Ирины и у других девушек - солнца нет. Это вот "обязательное солнце", которого нет явно в задании, говорит о том, что у Марии есть сильные созависимые отношения с кем-то очень важным для нее. Я не знаю, кто это - может мама, муж, подруга, сестра или брат. Но этот человек есть и воспринимается как очень похожий на себя, близкий. Посмотрите - солнце просто копия цветка. С минимальными искажениями. И цвет, и форма, и способ рисования. Они друг к другу тянутся, как будто ручками. В этом нет ничего плохого. Но если с одним что-то случится - другой будет очень сильно страдать. И разлуку таким людям очень сложно пережить.

Мария молчит, продолжая кивать и зачарованно глядя на свой рисунок, как будто увидела его в первый раз.

Ирина стала щебетать первой:

-Ой, а вы знаете, ведь у Марии есть сестра-близняшка. Они вместе создают коллекции одежды.

-Ну вот вам цветочек и солнышко. Так, с этим цветком разобрались. Теперь к рисунку Ирины. Этот цветок, в отличие от предыдущего, не живой. Это даже не срезанный цветок. Он стилизован. Сразу у меня возникло ощущение трафарета для вышивки. Возможно это профессиональная деформация модельера.

-Ой, вы знаете, я сейчас учусь рисовать, и там мы учимся как правильно

- Ну вот, видите. Важнее для Ирины как правильно - а не как естественно. Жить по правилам, которые устанавливают другие. Быть оторванной от своих собственных ресурсов и лишиться натуральности, так как кто-то говорит, как и что делать, вопреки своим желаниям. Вот смотрите - листья очень крупные, крупнее цветка. В вашей жизни рядом есть люди, по сравнению с которыми вы себя чувствуете очень маленькой, листья как две ладони, поддерживающие. Вы ведь живете до сих пор с родителями, верно?

-Да, живу. Я вообще-то сначала хотела нарисовать другое, но подумала - ведь сказали, что нужно цветок и я только цветок и сделала. И старалась, чтобы красиво. А так бы я конечно…-щебетание продолжалось.

- Вот смотрите, девушки, что сейчас происходит. Ирина оправдывается. Даже там, где ей не светит никакого наказания. И делает это постоянно в своей жизни, ведь так? Если вам хотелось что - то другое - почему вы не сделали именно это? "Вы знаете, я захотела нарисовать слона, а ваш цветок что - то мне не пошел. Вот мой слон". А здесь все сделано как сказали и как надо - в результате цветок может и красивый, но не живой, плоский.

Ирина встряхнула четким каре, выбеленным до сияния:

- Я хотела пририсовать внизу горшок!!!

-Упс. Детский что-ли? - Я улыбнулась, поддерживая девушку, которой стало очень неуютно и беззащитно.- Ирина, я предупреждала, что это непростая затея. Давайте дальше. Кто-то еще хочет узнать про себя большую тайну?

Оля подняла руку:

-Давайте про меня.

Ну что ж. Есть разные типы личности - истероиды, шизоиды, эпилептоиды, психастеники. В каждом из нас есть черты от нескольких типов. Но обычно один тип является ключевым и позволяет в целом характеризовать человека - его привычки, склонности, реакции на стандартные ситуации. Это рисунок ярковыраженного эпилептоида. Человека досконального, скурпулезного, перфекциониста. Плюсы эпилептоида - аккуратность, пунктуальность, обязательность, увлеченность, организованность. Минусы - нетерпимость к другим, критичность, мстительность даже по пустяшному поводу, может до мельчайших подробностей разработать план мести и воплощать его. Его стихия - мелочи. Вот смотрите - в каждом лепестке прорисованы микроспопические детали - черточки, точечки. Здесь детали важнее самого цветка. Тоже самое можно сказать, просто глядя на внешний вид человека. Шесть часов вечера - а на Оле безупречный костюм, ни одной складочки. Прическа уложена волосок к волоску. Посмотрите на меня и Машу - мы истероиды, с нечесаными головами. А Оля уделила волосам много времени и уложила их, и пригладила, и помазала, чтобы не распадалось. Обратите внимание на ноготки и брошку на лацканах, на порядок и аккуратность работы даже на чужом столе, а не дома.

- Да, я из дома не выйду, пока не увижу совершенство в зеркале.

- Собственно про зеркало и самолюбование тоже понятно - ведь нарисован практически нарцисс. Нарциссизм личности заметен. А сюда зачем пришли, Ольга? Раздражает неидеальность вашего портного? Ведь на вас костюм, сшитый на заказ - только такие сидят безупречно.

- Угадали. Хочу сама шить, как мне нравится

- Понятно. Что еще можно отметить - цветок не находится в центре и не располагается внизу, хотя есть нарисованная земля. Он как бы парит в облаках, в каких-то небесных сферах. Это может говорить об эзотерических увлечениях, мистическом восприятии всего происходящего, оторванности от бренности земного существования.

-Да, есть такое.

- Ну что ж, в целом рисунок нормален. Явной помощи психолога не требует. Может быть только по поводу приземления. Так, еще жертвы для эксперимента есть?

- А скажите про меня, - тихо-тихо прошелестел голос с первого стола. По сравнению с резким четким голосом Оли, этот был еле уловим. Я даже не сразу обратила внимание на его владелицу, хотя ее листочек лежал прямо передо мной

- Так, смотрим на рисунок. Может уже кто-то сам скажет? Нет желающих. Ну что ж. Здесь особенность - это то место, которое личность художника занимает во внутреннем пространстве. Рисунок очень маленький. Нарисован прямо под текстом. Уверена, что предполагалось продолжить текст сразу за рисунком. Так? - Еле заметный кивок головы -Человек скромный, стеснительный, слабый, беззащитный, маленький, незначительный. Это роза, да?

-Да.

- Смотрите. Роза - а шипов нет. Это нереальная роза, или искусственно выведенная, тепличная. У всех природных роз есть шипы. Это их видовая особенность. У этой нет шипов - нет ресурсов для самозащиты. Выжить в мире такому цветку очень сложно. Хрупкость и тонкость розы есть - а защищать это нечем. Очень похоже на розу под колпаком из мультфильма Красавица и Чудовище. Опять же роза отрезана от ресурсов. Ей довольно неуютно. Но плюс - цветок больше листиков, расцвел. Это недавно раскрывшийся бутон, да?

-Да, вот только - только.

Я улыбнулась про себя, но комментировать не стала.

- Здесь можно поработать с терапевтом по поводу размера и места личности. Но в данный момент не критично. Цветок еще живой.

С заднего стола поднялась рука с листком:

- А про мой скажите. Мне точно нужна помощь психолога.

Мне передали рисунок.

- Так, что можно сказать. Здесь действительно есть излишняя напряженность и аффективная энергия. Возможно экзальтированность художника. Могут быть бурные острые переживания - например, очень яркие и сильные оргазмы, возможно истерики, неуправляемая агрессия. Рисунок очень похож на взрыв сверхновой звезды. Это так же может быть следствием недавнего инсайта - что - то послужило толчком для разрушения прежних представлений. Может быть проявление психопатии. Так что в целом - да, я бы советовала пообщаться с психологом для того, чтобы понять, с чем связана эта острота в состоянии. И каким - то образом эту неестественную остроту уменьшить.

- Тут, наверное, есть зажатость, невозможность расслабиться? - Мария рядом рассматривала с любопытством колючий рисунок.

- Если бы была зажатость - то мог бы появиться, например, стебель, скрученный в тугую спираль или крепкий бутон. Кстати, про бутоны. А бутон кто нибудь нарисовал?

- Нет, у меня тоже раскрытый цветок - поднялась одна рука

- И у меня!

- И у меня! - один за другим распустился целый сад цветов

- Значит можно констатировать, что ни у кого нет напряженности,- с видом новоиспеченного эксперта заявила Мария.

Я еле сдерживала смех и медленно изрекла:

- Можно констатировать, что в аудитории нет девственниц

Я широко - широко улыбнулась. Аудитория на миг замялась, покраснела и засмеялась. Смех - самая лучшая психологическая защита.

Иногда арттерапевты шутят. Но, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки. И эта доля шутки звучит так - теста "Цветок" в современной психологии нет. Не верите? Ну что ж, возьмите лист бумаги, рисующие принадлежности. Представьте себе цветок и нарисуйте его.

горшок рисунок

www.babyblog.ru

Значение цвета в рисунке

Цвет     Раскрывать значения цветов в рисунках бывает достаточно непросто, потому как на сегодняшний день существует множество теорий, подходов к толкованию цветового символизма, объясняющих выбор и использование того или иного цвета в рисунке. Несмотря на имеющиеся различия в толковании цветов, практически все авторы и исследователи признают, что цвета отражают эмоциональное состояние человека, его чувства, настроение, отношения. Цвет в рисунке может указать на наличие равновесия жизненных сфер или же рассказать о том, что подобное равновесие отсутствует. Кроме того, цвета могут отражать некоторые соматические процессы, происходящие в организме (например, наличие болезненного состояния и др.).

     При интерпретации значения цвета в рисунке, необходимо опираться на несколько основных критериев: как интерпретируемый цвет используется в рисунке, является ли это использование необычным, нетрадиционным, какой объем он занимает, какой объект им закрашен, какова интенсивность данного цвета. Важно также отмечать, какие цвета пропущены в рисунке, а также прослеживать динамику использования цветов в серии рисунков, выполненных человеком в ходе психотерапии. Все это, в совокупности с символическим значением цветов, дает обширнейшую дополнительную информацию о состоянии человека.

     Красный цвет в рисунке может означать эмоциональное напряжение, опасность, гнев, желание мести, а также связываться со стремлением отстаивать свои интересы и границы, разрушительными тенденциями. В физиологическом смысле красный цвет неразрывно ассоциируется с кровью, может означать наличие острого заболевания. Оранжевый цвет в рисунке может означать наличие неопределенной ситуации в жизни, борьбы с еще неизвестным исходом. Оранжевый цвет – это смесь красного и желтого, может указывать на наличие сильной эмоциональной зависимости от мужчины, амбициозность, желание самоутверждения в противовес значимой мужской фигуре (как правило, отцу). Желтый цвет в рисунке ассоциируется с солнцем, благодатным животворящим теплом, радостью, позитивными эмоциями, а также с фигурой отца (когда к этой фигуре не примешиваются дополнительные противоречивые чувства). Люди, выбирающие этот цвет, отличаются «здоровым» утверждением себя, высоким интеллектом, сильным характером.

     Зеленый цвет в рисунке ассоциируется с природным значением зеленого, символизирующим мощные тенденции к росту, развитию, жизни. Сочетание синего (материнского цвета) и желтого (цвета отцовской фигуры) порождают зеленый, а потому еще одно значение зеленого – гармония мужского и женского начал, и, как следствие, зрелость, способность самому стать родителем. Однако слишком много зеленого может свидетельствовать о склонности к чрезмерной опеке.

     Голубой цвет в рисунке может означать здоровье, а также наличие дистанции, отчужденности, размышлений. Этот цвет ассоциируется и с женским началом, чистотой, позитивным отношением к женственности. Синий цвет в рисунке может указывать на фигуру матери, значимость отношений с ней, наличие конфликтов в этой сфере. Черный цвет в рисунке используется человеком, как правило, чтобы обозначить что-то неизвестное, пугающее. Этот цвет означает разрушение, противостояние жизни – смерть, но и смерть старого для зарождения чего-то нового, а потому он не всегда негативен. Отсутствие черного можно отчасти трактовать как избегание определенной части жизни.

     Трактовка цветов в рисунке – очень интересное, увлекательное и глубокое занятие. При интерпретации значения цвета в выполненном изображении важно помнить о возможных собственных проекциях, а также учитывать особенности личности рисовавшего, а потому создание рисунка лучше всего сочетать с его последующим обсуждением.

ippt.ru

Интерпретация рисунка | Арт-терапия и рисуночные тесты

Интерпретация рисунка в психологии

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм сублимации в арт-терапии.

Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Значение рисунков, цвета, расположения элементов

Интерпретация рисунков: сюжет

Родители часто спрашивают психолога, что значит тот или иной рисунок или какая-то деталь в нём. Если Вы хотите разобраться в этом сами, начните с главного — общего впечатления от рисунка (грустный, веселый, спокойный, тревожный, нежный, агрессивный и т.д.) — чувства Вас не обманут.

Затем обратите внимание сюжет. Проще всего спросить ребёнка: «Расскажи, что ты нарисовал?» Вопрос «А что это такое?» может показаться обидным для малыша, так как такая формулировка означает, что он нарисовал плохо, непонятно, непохоже. В то время как вопрос, начинающийся со слова «расскажи» — это приглашение к беседе, показывающее заинтересованность взрослого, его одобрение.

Наиболее частые сюжеты детских рисунков — животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы, города и машины. Постоянное отсутствие людей на рисунках указывает на трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов — не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки — это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Интерпретация цвета в рисунке

Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.

Синий — цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета — признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый — передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.

Рисунок молодой мамы на тему «Бессилие» практически состоит из зеленого цвета:

Значение зеленого цвета в рисунке

Красный — эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый — активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый — ощущение нежности, чувствительность.

Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:

Интерпретация фона рисунка

Серый — состояние смутной тревоги.

Черный — указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:

Интерпретация цвета в рисунке

Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: «А фиолетовый цвет — он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?» К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный - яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

Значение размера рисунка

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки — это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих — он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции («твёрдо стоит на ногах»).

Нажим и расположение элементов рисунка.

Чтобы оценить уровень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим — это высокое напряжение. Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Например, всех членов семьи ребенок нарисовал со средним нажимом, а папу — с сильным. Это значит, что отношения с папой очень напряженные. Слабый нажим, когда линии едва заметные и прерывистые, указывает на астению, сниженное настроение, апатию («всё валится из рук»).

Верх рисунка имеет несколько толкований. С одной стороны, это сфера духовного: мыслей, чувств, фантазий, — как в интерпретации теста «Звезды и волны». С другой — сверху изображаются все те, кого рисующий считает сильнее, главнее себя, как в тесте «Рисунок несуществующего животного». Есть версия, что верхняя часть рисунка означает рациональное начало, осмысленные идеи, цели и ценности.

Низ рисунка также имеет несколько значений. Земля — это реальность, повседневная жизнь, заботы, деятельность — среда, в которой мы живем. В то же время внизу изображается всё малозначимое и отвергаемое, как в тестах «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное». В противоопложность рациональному верху, низ иногда рассматривается как иррациональная сторона, т.е. неосознаваемые желания, влечения и поступки.

Правая часть рисунка символизирует будущее. Не зря в рекламе стирального порошка чистую вещь (результат стирки) располагают справа, а грязную — слева.

Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.

Рисунок мальчика 9 лет очень символичен: он изображает выдуманное событие в пошлом — пожар в квартире, где он жил с родителями, после чего им стало негде жить и его отправили жить к бабушке. На самом деле мальчик переехал жить к бабушке после того, как его родители развелись. Пожар сиволизирует развод. Его бывший дом изображен на рисунке слева, и пожарная машина также движется в левую сторону, так как мальчик до сих пор не понимает, почему так произошло, и часто оглядывается назад.

Интерпретация левой стороны рисунка

Помните, что главное при интерпретации рисунка — это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость, страх, одиночество — что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте — сюжет, а на третьем — графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.

Автор Крысанова СветланаИллюстрации являются собственностью автора

Книги по анализу и интерпретации детских рисунков

Смотрите также:

Вернуться на главную Арт-терапия для детей.

art-psychology.ru

Интерпретация психологического значения цветов

Для предварительной проверки обоснованности предлагаемых М. Люшером ассоциативных значений цветов нами проанализирова­ны тексты его руководства на предмет обнаружения центральных идей, заложенных в значение цвета. Под идеей мы понимали такой аспект состояния испытуемого, который наиболее полно и последо­вательно прослеживается в интерпретациях цветов. У основных цве­тов выделено по две идеи, у дополнительных - по одной. На основе этих 12 идей был составлен опросник, в котором каждая идея излага­лась и как наличествующее, и как потребностное состояние [7]. На­пример, идея отдыха (синий цвет) была представлена двумя утверж­дениями: «Хочется отдохнуть, восстановить свои силы» и «Чувствую себя отдохнувшим, полным сил». Полученные в итоге корреляции самооценок по утверждениям опросника и усредненных мест цветов (выборка - 50 человек) полностью не совпали с ожидавшимися. Из 22 статистически значимых коэффициентов корреляции только два со­единяли цвет с его идеей.

Интерпретационные коэффициенты предложены Г.А. Аминевым в 1974 году в книге (Переиздано в 1982) Аминев Г. А. Математические методы инженерной психологии. – Уфа, Издательство Башкирского университета, 1982. – С. 19.

Их 6 – гетерономность, концентричность, вегетативный баланс, личностный баланс, работоспособность и стресс

 

Ход вычисления

  1. Вычислить промежуточные величины

А1, А2, А3, А4 и А7

Эти переменные зависят от положения цвета-индекса в выборе испытуемого соответственно таблице

 

8.1 6.8 6,0 5,3 4.7 4,0 3,2 1,8

Т.е. если 1 – синий цвет стоит на 5 месте то А1 = 4,7

Если черный – 7 цвет стоит на 1 месте, то А7=8.1 и т.д.

 

  1. Вычислить коэффициенты

Гетерономность- автономность

Г=а1 + а4 - а2 – а3

Интервал изменения показателя от -9,9 до + 9,9

Положительные значения – субъект гетерономен, отрицательные – автономен.

Гетерономные цвета – символы факторов управляющих человеком

Автономные – символы факторов, управляемых человеком

 

 

Концентричность – Эксцентричность

К= а1 +а2 -а3 -а4

Интервал изменения показателя от -9,9 до + 9,9

Положительные значения – субъект концентричен, отрицательные – эксцентричен.

Концентричный – означает «занятый субъективным», т.е. проявляющий интерес только к себе и и к тому, что является продолжением себя

Эксцентричный – «занятый объективным», т.е. проявляющий интерес к окружающей среде – предметам и людям.

 

Вегетативный баланс

Вб=а3+а4-а1-а7

Интервал изменения показателя от -9,9 до + 9,9

Положительные значения – преобладает тонус симпатикуса, отрицательные – парасимпатикуса.

 

 

Личностный баланс

Лб= а2+а4-а1-а7

Интервал изменения показателя от -9,9 до + 9,9

Положительные значения – личностные свойства сбалансированы, отрицательные – дисбаланс личностных свойств.

 

 

Работоспособность

Р=а2+а3+а4

Зависит от положения в выборе цветов из рабочей группы

Изменяется от 9 до 20.9

 

Стресс

С= 8.1*х1 + 6,8*х2 + 6.0*x3 + 8.1*y8 + 6,8*y7 + 6.0*y6

 

Если на 1 месте стоит черный, серый или коричневый (7 0 6), то х1 = 1 иначе х1 = 0

Если на 2 месте стоит черный, серый или коричневый (7 0 6), то х2 = 1 иначе х2 = 0

Если на 3 месте стоит черный, серый или коричневый (7 0 6), то х3 = 1 иначе х3 = 0

 

Если на 8 месте стоит основной цвет (1 2 3 4), то y8 = 1 иначе y8 = 0

Если на 7 месте стоит основной цвет (1 2 3 4), то y7= 1 иначе y7 = 0

Если на 6 месте стоит основной цвет (1 2 3 4), то y6 = 1 иначе y6 = 0

 

Т.е. это практически знаки восклицания из Собчик. Собчик Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб., Речь, 2001. – 112с.

 

Интервал от 0 до 41.8

Коэффициенты не стандартизованы, в базах данных учитываются как сырые бвллы.

Поэтому, годятся для применения к любым результатоам основного 8-цветового теста.

Интерпретация концентричности и гетерономности опубликована в книге

Джос В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. - Кишинев: "Периодика", 1990. - 174 с.

 

 

В программе рассчитываются также сырые и стандартные баллы ВК (вегетативного коэффициента Шипоша)

и суммарного отклонения от аутогенной нормы Вальнеффера (непродуктивное нервно-психическое напряжение)

Стандартизовано ИМАТОНОМ.

Ниже приводится выдержка из сопроводительной документации к тесту Люшера ИМАТОН про эти коэффициенты:

 

Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест М. Люшера (Стандартизованный вариант). – СПБ.: ГП «ИМАТОН», 2001. - 32 с.

Анализ

studopedya.ru

описание и интерпретация цветов, как правильно пройти_

Однажды знакомый психотерапевт предложил мне пройти цветовой тест Люшера, а точнее разложить цветовой карточки разных цветов в порядке убывания моего хорошего отношения к ним на данный момент. Помню, на первое место я тогда положила карточку черного цвета…

Исследованиями доказано, что красный цвет повышает кровяное давление, частоту сердцебиения и дыхания. Синий — успокаивающе воздействует на нервную систему. Холодные цвета помогают сконцентрировать внимание при выполнении сложной зрительной или умственной работе.

Профессиональный психоаналитик на основании комбинации различных цветов (этот тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером) может понять состояние человека, причины стресса, скрытые в подсознании, даже выявить некоторые болезни.

Цветовой тест Люшера, естественно, рассчитан на профессионалов и как правильно пройти его знают именно они. Однако зная описание теста, интерпретацию отдельных цветов мы можем лучше узнать себя, в себе разобраться.

Но вначале определите свой цветовой ряд, а потом сравните с интерпретацией отдельных цветов теста Люшера.

Черный

Иногда выбор черного цвета связан с традициями или с тем, что в данный момент этот цвет моден. Но психоаналитику черная карточка на первом месте говорит о том, что в данный момент вы неспокойны, обстоятельства вашей жизни складываются не совсем удачно. Вы даже несколько драматизируете события, ситуации, хотя и пытаетесь противостоять ударам судьбы. И хотя явных проявлений этого беспокойства пока нет, в любой момент может произойти вспышка.

Послушайте совет: проанализируйте ситуацию, вас беспокоящую, постарайтесь понять окружающих, будьте терпимее к обстоятельствам.

Если же черный цвет поставлен вами на последнее место, то вы — боец, целеустремленно идете напролом, стремитесь быть внутренне свободным. Но есть риск споткнуться, так как действуете несколько безрассудно, слишком многого хотите от жизни. А внутренняя свобода — это не только неподчинение всем и всему, но и умение от чего-то отказываться, готовность подчиняться неизбежному.

Коричневый

Этот цвет можно образно назвать символом повседневности, унификации. Если в данный момент вы предпочитаете его, то, скорее всего, у вас масса проблем — дома или на работе, в отношениях с людьми и т. п. Вы устали, но не умеете или в силу ряда обстоятельств не можете отдохнуть и расслабиться.

Если же вы поместили карточку коричневого цвета ближе к концу, то вы — энергичны, отрицаете рутину, обыденность и банальность жизни, не хотите быть «как все». Но все же не следует слишком уж пестовать свою индивидуальность, лучше быть терпимее к окружающему и обязательно находить время для психологического расслабления.

Интересно, а выбор коричневого цвета для форменных платьев школьниц был сделан для «успокоения глаз» или это стремление психологически обезличить, подвести их всех под одну гребенку?

Зеленый

Если вы предпочитаете зеленый, то психоаналитик скажет, что вы обладаете хорошей памятью, умеете четко мыслить и говорить, что вы человек стабильный, сильный, волевой, целеустремленный, способны бороться с трудностями. Зеленый — это еще и символ желания власти. Но, с другой стороны, вам не хватает уверенности, вы стараетесь самоутвердиться, любыми способами понравиться окружающим. Можно сказать и о некоторой самоидеализации. Любителей зеленого, как правило, привлекает все таинственное.

Зеленый цвет на последнем месте — значит, что вы несколько потеряли точку опоры, обижены, как вам кажется, на несправедливые, завышенные требования со стороны окружающих. И хотя апатия вас угнетает, вы боитесь принимать кардинальные решения. В этом случае нужно либо смириться с собственной пассивностью, либо взять себя в руки и отважно решиться на какие-то конкретные действия.

Голубой

Он указывает на стремление к покою, равновесию, гармонии. Если вы поставили этот цвет на первое место, то вы склонны к созерцательности, любите спокойное течение жизни. Голубой цвет еще и символ верности, привязанности. Но в тяжелые минуты вы опускаете руки, впадаете в уныние.

Перенос голубого на последнее место говорит о внутреннем состоянии беспокойства, депрессии, пассивности, но также и о том, что мысленно человек готовится к переменам, хочет избавиться от этого неприятного состояния.

В данном случае совет таков: будьте более терпимы и доброжелательны и вам будет легче разобраться в себе, найти друзей, обрести равновесие.

Желтый

Он символизирует солнце, счастье, свободу. Если вы поставили его на первое место, то вы оптимистичны и дружелюбны, надеетесь на счастливую жизнь, стремитесь к независимости. Хотя иногда ваша улыбка — маска, за которой скрывается желание уйти от внутренней напряженности, трудностей. Любитель желтого цвета иногда предпочитает перемены ради перемен. Однако помните, что желание и поиск перемен могут перейти в погоню за иллюзиями.

Не любят желтый цвет люди нестабильные, легко подпадающие под влияние других. Понимание этого, естественно, вводит их в состояние глубокой депрессии. Хотя некоторые считают желтый цвет просто слишком откровенным, кричащим.

Красный

Он символизирует успех, полноту жизни, активность. Те, кто любит этот цвет,— оптимистичны, жизнелюбивы, целеустремленны и энергичны, а значит, предпочитают активные действия, всякого рода соревнования. Их привлекают спорт, эротика.

Но в то же время некоторая неуравновешенность и экзальтация, постоянное желание перемен (например, попробовать себя в другой профессии) могут сослужить плохую службу. Поэтому вам следует трезво оценивать обстоятельства, чтобы по возможности избежать ненужных осложнений.

Красный цвет обычно чужд тем, кто отрицает агрессивность.

Фиолетовый

На первое место ставят этот цвет люди чувствительные, обаятельные, приветливые, но сильно подверженные чужому влиянию.

Если вы ставите этот цвет на первое место, то, значит, грубая реальность окружающей жизни вас тяготит, вы стремитесь к спокойной гармоничной атмосфере, хотите понимания со стороны партнеров, друзей. Вас притягивает таинственно-мистическое. Но некоторое некритичное отношение к людям, романтизм и сентиментальность мешают правильно разобраться в окружающих.

Фиолетовая карточка на последнем месте говорит о том, что вы остро переживаете чувство одиночества, тоскуете по эмоциональным, чувственным переживаниям. И в то же время вы слишком цените свое Эго, свои собственные переживания и потребности и невнимательно относитесь к партнерам. Подумайте над этим.

Серый

Этот цвет нейтральный — не успокаивает, не возбуждает. Психоаналитику карточка серого цвета на первом месте может сказать о том, что вы самолюбивы, а в данный момент жизни стараетесь сохранить стабильность, отгородиться от мира. Серый — цвет скрытности. Окружающие видят в вас человека незаурядного, способного к плодотворной деятельности, но вы-то признаетесь самому себе, что все ваши поступки — лишь желание убежать от какой-то мучительной проблемы.

На последнее место ставят этот цвет люди деятельные, агрессивные, считающие серость олицетворением скуки. Но одновременно это говорит и о страхе одиночества. Жажда перемен, действий компенсирует внутренней неуверенностью. Старайтесь контролировать свои поступки, быть искреннее.

подготовила Татьяна Попова

kraszdrav.su