Счастье – это естественное состояние человека, в котором он, однако, пребывает далеко не всегда, но к которому постоянно стремится. И поскольку это очень важная категория, то большой интерес к ней проявляют ученые. Например, в психологической науке существует целое направление - психология счастья, изучающая это явление.
На сегодняшний день самыми известными в сфере психологи счастья являются труды М. Аргайла. Согласно трактовке ученого, счастье – это состояние полной удовлетворенности жизнью. Причем оно складывается из положительного отношения человека к самому себе, к окружающим людям и к миру в целом. Состояние обусловлено социальными факторами, например, наличием психологической поддержки и дружеских связей с ближайшим окружением. Кроме того, источниками счастья являются любимая работа, хорошие отношения с коллегами, достаточное материальное поощрение, интересный досуг, здоровье и высокий жизненный тонус.
Особняком здесь стоит раздел, условно называемый «психология твоего счастья», изучающая личностные факторы, влияющие на состояние удовлетворенности отдельного индивида. Это высокая самооценка, наличие самоуважения и смысла в жизни, часто испытываемые человеком положительные эмоции.
Очень важным фактором является и счастливый брак и психология рассматривает его как гармоничные отношения, в которых присутствуют не только любовь, но и уважение, поддержка и разнообразие типов общения. Чтобы семейный союз был счастливым, специалисты советуют не «выносит сор из избы», никогда и не при каких обстоятельствах не высказываться плохо о партнере при третьих лицах, найти общие увлечения, чаще проводить время вместе, чаще прикасаться друг к другу, избегать затяжных конфликтов, уметь идти на уступки и компромиссы.
kak-bog.ru
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Если говорить о счастье, то нужно задаться сразу несколькими вопросами. Что такое счастье? Существует оно реально или это иллюзия? От чего зависит счастье? Достижимо ли оно? Есть оно на этом свете или только в другой жизни?
Счастье у каждого свое. Оно может различаться у разных людей. Словарное определение счастья таково: «Счастье — это высшее благо, доступное человеку». Но возникают расхождения относительно того, в чем это благо заключается.
Но есть и другой подход, согласно которому счастливый — тот, кто ощущает себя таковым. В этом случае под счастьем понимают некоторое эмоциональное состояние, доступное человеку максимально позитивное переживание, которое иногда описывают как оптимальное переживание. В последние 30–40 лет развернулись экспериментальные психологические исследования счастья с учетом массовых опросов по всему миру. С тех пор появилось много нового в исследовании проблем счастья. Исследователи пишут, что за последние 30 лет мы узнали о счастье больше, чем за предыдущие 2000 лет после Аристотеля.
Экспериментальные исследования начались с того, что психологи собрали вместе все косвенные данные и стереотипы здравого смысла и разработали методики оценки. Исследования показали, что примерно половина из того, что считалось очевидным, подтвердилась, а половина — нет. Например, считалось, что молодые люди счастливее пожилых. Оказалось, что счастье не связано с возрастом. У молодых людей более интенсивные положительные эмоции, но при этом и более интенсивные отрицательные эмоции. А общий баланс положительных и отрицательных эмоций с возрастом никак не связан. Примерно так же обстояла ситуация с полом. Женщины одновременно и счастливее, и несчастнее. У них больше положительных эмоций, чем у мужчин, и больше отрицательных. Но в целом в природе все сбалансировано.
Уровень счастья во многом зависит от общего склада личности — темперамента и характера. Некоторые ученые писали, что счастье на 50% объясняется генетическими факторами, то есть психологическими особенностями наших биологических родителей. Но данные показывают, что это не совсем так. Эпигенетические исследования, то есть исследования, посвященные взаимосвязи генетических факторов и причин с факторами окружающей среды, говорят о том, что влияние этих факторов может варьировать в диапазоне от 10 до 40%. При этом нет какого-то одного или двух основных генов, которые влияют на субъективное благополучие. Есть целый ряд разных генов, каждый из которых вносит свой небольшой, хоть и статистически значимый вклад. В сумме с учетом взаимодействия со средой они дают достаточно увесистый вклад.
Счастье — это в большей степени вопрос субъективного взгляда. Были исследования, посвященные изучению того, насколько счастливы люди в самых неблагоприятных социальных группах, то есть люди с тяжелыми неизлечимыми болезнями, инвалиды, бездомные, безработные, представители низших социальных слоев. Ученые опрашивали людей, которые живут в крайне неблагоприятных природных условиях. Ожидалось, что у них будут низкие оценки своей удовлетворенности жизнью. Но оказалось, что у подавляющего большинства был положительный баланс и люди, которые ощущают себя несчастными, даже в этих группах составляли меньшинство.
Немецкий психолог Урсула Штаудингер говорит про «парадокс субъективного благополучия»: люди могут быть счастливы независимо от наличия очевидных причин для этого. Американские психологи Соня Любомирски и Кен Шелдон обобщили результаты разных исследований и сформулировали модель, известную под названием «модель пирога». Пирог разделен на три неравные части, представляющие собой три группы факторов, которые определяют индивидуальные различия в оценке людьми их собственного субъективного благополучия или счастья.
Первая группа — внешние факторы, которые не зависят от нас, условия, в которых нам повезло или не повезло родиться и жить.
Вторая группа — факторы, связанные с устойчивым складом личности. Есть люди, которые счастливы по складу своего характера. Ничто не может вывести их из позитивного состояния. Но есть люди несчастные, как ослик Иа-Иа. Ничто не может сделать их счастливыми.
Третья группа — это то, что мы сами строим своими руками. Это наши цели, которые мы ставим и достигаем, отношения, которые мы выстраиваем с другими людьми.
Оказалось, что распределение веса этих групп факторов очень сильно отличается от того, что подсказывают стереотипы. Внешние факторы, связанные с географией, социальными условиями, обеспеченностью, образованием, объясняют 10–12% индивидуальных различий уровня счастья. От них зависит меньше, чем может показаться.
Начиная с 1990-х годов проводятся массовые опросы многотысячных выборок в разных странах с периодическими повторами, чтобы выявить, какова динамика изменения счастья в разных странах и от чего она зависит. На поверхности лежит вопрос: в деньгах ли счастье? В какой степени счастье зависит от уровня дохода, валового внутреннего продукта на душу населения и так далее? Обнаружилось, что кривая зависимости делится на две части.
В первой, нижней части кривой, где мы имеем дело с самыми бедными странами, эта прямая идет вверх по мере повышения уровня благосостояния на уровне нации, происходит резкое увеличение оценок субъективного благополучия. Эта закономерность очень четкая и проявляется не только на уровне наций, но и на уровне отдельных людей. Когда базовые потребности не удовлетворены, человек не очень хорошо питается и у него нет уверенности в собственной безопасности, нет крыши над головой, жилища и так далее, то у него есть много причин для отрицательных эмоций. В жизни возникает фрустрация, которая мешает ему быть благополучным.
Удовлетворение базовых потребностей примерно соответствует тому, что в наше время обозначается понятием «средний класс». Этот тот уровень благосостояния, при котором люди имеют возможность хорошо питаться, вести здоровый образ жизни, иметь медицинское обслуживание, крышу над головой, образование для себя и своих детей. Это вполне конкретные и имеющие пределы насыщения потребности.
Дальше оказывается, что зависимость счастья от материального благополучия меняется. Кривая резко переламывается. Она становится гораздо более пологой. Были дискуссии на протяжении последних 5–8 лет, перестает ли благополучие расти после точки перелома, или продолжает расти, но гораздо медленнее, или, наоборот, начинает идти немного вниз.
Самые последние данные, которые были опубликованы на эту тему, говорят о том, что дальнейшее повышение материального благосостояния положительно связано со счастьем, но эта связь опосредуется тем, на что именно вы тратите ваши деньги. Это связано с искусством тратить деньги, которые у вас есть, на удовлетворение своих действительно глубинных личностных психологических потребностей, а не просто на некоторое примитивное потребительство. И оказывается, что важно не столько само богатство, сколько то, какое значение вы придаете деньгам. Люди, которые большее значение придают деньгам, менее счастливы, чем люди, для которых деньги не самое главное в жизни.
Русские философы Серебряного века много критиковали идею счастья и стремления к счастью как главного принципа человеческого поведения. Николай Бердяев, в частности, отмечал, что в состоянии счастья человек останавливается и ему больше ничего не нужно. Вся мотивация обнуляется. Счастье — это состояние полного слияния желаемого с действительным. И в этом смысле стремиться к счастью — значит стремиться к остановленному мгновению. Не случайно часто о состоянии счастья говорят, что в этот момент можно или даже хочется умереть, потому что уже ничего больше не нужно. Но счастье не может длиться долго по ряду причин. Мы всегда обречены двигаться в направлении к желаемому. Только на очень короткое время мы можем полностью достичь этого слияния, а потом мы вновь живем на некоторой дистанции от желаемого. И эта дистанция создает то напряжение, которое приводит к тому, что в отдельные моменты жизни мы испытываем состояние счастья, а остальное время мы пытаемся найти это состояние заново.
Автор: Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ
Источник: https://postnauka.ru/faq/67173
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
value-psychology.com
Счастье.… Сколько неоднозначного и волшебного заложено в этом слове, сколько непостижимого кроется в смысле этого чувства. На протяжении многих столетий мудрецы и философы пытались отыскать смысл данного понятия и дать общее представление о том, что же оно в себя включает. Но никто так и не смог вывести точную формулу достижения счастья и определить его однозначное понимание.
В древнегреческих писаниях счастье - это судьба человека, которому покровительствуют боги. Аристотель определил это явление как душу, живущую в добродетели.
В психологии данный термин означает психологическое состояние человека, при котором он ощущает удовлетворение от своей жизни.
Так что же такое счастье? Определение этого понятия занимало многие умы. Как его обозначить, и существуют ли его определения? Каждый человек дает собственное понимание этому человеческому чувству. Люди самостоятельно определяют критерии, по которым причисляют себя к счастливым или несчастным.
Если соединить различные мнения о том, что составляет данное понятие для разных групп людей, то можно определить, что это:
Достижение этого возвышающего над всем чувства - это душевное выражение человека, когда его наполняет радость, восторг и позитивные чувства и эмоции.
Часто можно слышать размышления о женском определении этого понятия. Какой смысл несет понятие "женское счастье"? Это теплый уютный дом, любимый человек рядом, детские руки, протянутые к маме. Кажется, что именно эти составляющие вобрали в себя весь смысл понятия, поскольку отражают все грани бытия женщины. Как бы ни отрицали, а именно тепло и любовь близких нам людей делают нас по-настоящему счастливыми, наполняет жизнь смыслом. Кроме этих факторов, для женщины абсолютное счастье определяет возможность выразить свое предназначение в этом мире, найти себя в работе, жить в состоянии осознанности.
Близким понятием по значению предстает и термин «семейное счастье». Определить это состояние можно только такими словами: любовь, гармония, взаимоуважение и желание сделать что-либо важное и значимое друг для друга. Семья – это и самопожертвование, ежедневная забота друг о друге, духовность, верность и терпение.
Можно еще долго рассуждать о том, что включает это философское понятие, но главное - понимать, что у каждого оно свое.
Некоторые высказывают мнение о том, что счастья вообще не существует, или же оно недостижимое, как мираж. Другие же, продолжая эту мысль, считают, что человек видит его только в том, чего у него нет, а к тому, что у него уже имеется, быстро привыкает, и оно, если даже и способно наполнить его позитивными эмоциями, то лишь на короткое время. Третьи, исходя из того, что человек может быть или только несчастным, или только счастливым, утверждают: счастье состоит в отсутствии страданий. По их мнению, нищий, у которого есть здоровье, гораздо счастливее больного короля.
Если считать счастьем простое удовлетворение своих потребностей и желаний, то тогда это может быть что угодно. Для голодного человека это может стать кусок хлеба, для замерзающего бедняка в холода - место возле огня, для человека, страдающего от болезней, – избавление от недугов. Такое душевное состояние доступно каждому. И чем сильнее мы ощущаем какую-то потребность, тем больше радости нам может принести ее удовлетворение.
Но если под этим состоянием понимать не эти простые удовольствия, радости, а то, что называется счастьем жизни, то оно означает наибольшее удовлетворение самой жизнью, осуществлением своего человеческого предназначения, достижения жизненной цели. Так как люди неоднозначно понимают свое жизненное предназначение и свои жизненные цели, поэтому и представления об этом феномене они имеют, соответственно, разные. И все же, несмотря на различие, существуют некоторые общепринятые суждения. Это, например, то, что счастье человека не может состоять в том, что приносит вред или несчастие другим людям, оно может быть лишь в том, что делает счастливыми и других людей. Поэтому, чем больше человек приносит пользы другим, тем более радостные ощущения может он сам испытывать.
Иногда счастье – это просто просыпаться от яркого солнца, чувствуя его лучи на своем лице, брать от него тепло и отдавать его своим любимым. Данное чувство – это нести в своем сердце любовь к своему дому, мечтать, строить планы, загадывать самые несбыточные мечтания и жить верою, что они сбываются.
Также можно сказать, что это ощущение жизни, возможности радоваться каждой прожитой минуте, необходимо с благодарностью принимать то, что дарит жизнь каждый день. В этом и раскрывается смысл понятия "счастье жизни".
Для определения этого феномена хочется вспомнить простую фразу из кинофильма «Доживем до понедельника», где герой пишет в своем школьном сочинении, что «счастье – это когда тебя понимают». Люди рассуждают о материальном благополучии, о достижении финансовых благ, но не понимают самого важного в жизни. Достаточно просто понимать человека, чтобы его существование наполнилось смыслом. Особенно важно достичь взаимопонимания с близкими и любимыми людьми.
Для ощущения полноты бытия человек должен любить без остатка, не ожидая ничего взамен. И чтобы почувствовать удовлетворение жизнью, необходимо быть любимым, кому-то нужным.
Смысл любви может заключаться не только во взаимоотношениях между двумя людьми, он может рассматриваться и в широком понимании. Это означает, что, отдавая свою любовь ближнему, природе, пространству, человек достигает наивысшего счастья.
Стремление к достижению этого всепоглощающего чувства связано у человека с путями, которыми он его достигает. Внешний путь к этому состоянию связан с тем, что люди хотят иметь семью, верных друзей, материальное благополучие. При этом счастливые моменты продлятся недолго. Далее человек стремится к получению других элементов. Такой путь открывает кратковременные ощущения.
Вторая дорога - это внутреннее развитие. При таком выборе люди духовно развиваются, духовно обогащаются, происходит личностный рост.
Счастье – это главное желание в жизни человека. Люди не успокоятся до тех пор, пока не поймают «синюю птицу». Все на свете стараются найти его – и существует единственный верный путь обрести это состояние. Для этого человеку нужно научиться управлять своим мышлением. Данное ощущение не связано с внешним воздействием, оно зависит от внутреннего порядка. Человек счастлив или несчастлив не потому, что имеет, и не благодаря тому, кем является, где находится. Состояние определяется тем, что человек об этом думает.
В повседневных заботах люди постоянно находятся в поиске этого непостижимого чувства. При этом во всех случаях оно зависит от различных условий. И если эти условия не совпадают с нашим представлением о нем, то мы считаем, что мы несчастны. Чем больше мы желаем его достичь, тем труднее обрести.
А что же необходимо для достижения полноты жизни? Все достаточно просто – нам нужно получить то, что придаст нам уверенности в будущем, даст нам покой и умиротворение. Нужно научиться пониманию своего внутреннего мира, чувствовать и наслаждаться настоящими моментами.
Для того чтобы обрести настоящее счастье, важно осознавать себя здесь и сейчас. Научившись этим простым истинам, люди в итоге смогут получить то свое индивидуальное и важное для самого себя. И это ощущение не будет зависеть от воздействия внешних факторов.
Говорят, что несчастье - хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет (А. Пушкин).
Величайшее счастье, доступное человеку, состоит в том, чтобы влюбиться в такую идею, которой можно посвятить безраздельно все свои силы и всю свою жизнь (Д.Писарев).
В часы больших переживаний и тревог сердце наше похоже на родничок, который очищается от ила, тогда познается истинная цена человечности, познается и счастье (М. Стельмах).
Счастье – это уметь бороться, уметь смеяться, уметь работать и идти в ногу со всеми, кто за счастье воюет (В. Терешкова).
Человек, делающий других счастливыми, не может сам быть несчастным (К. Гельвеций).
Счастье жизни в нравственности, в любви, в доброте сердечной (И. Тургенев).
Человек счастлив лишь тогда, когда он на своем месте (Л. Вовенарг).
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок (А.Толстой).
www.syl.ru
Вронский никого и ничего не видел. Он чувствовал себя царем не потому, чтоб он верил, что произвел впечатление на Анну, он еще не верил этому, – но потому, что впечатление, которое она произвела на него, давало ему счастье и гордость (Л. Толстой, Анна Каренина).
Она все сидела, точно спала – так тих был сон ее счастья: она не шевелилась, почти не дышала. Погруженная в забытье, она устремила мысленный взгляд в какую-то тихую, голубую ночь, с кротким сиянием, с теплом и ароматом. Греза счастья распростерла широкие крылья и плыла медленно, как облако в небе, над ее головой… Не видела она себя в этом сне завернутою в газы и блонды на два часа и потом в будничные тряпки на всю жизнь. Не снился ей ни праздничный пир, ни огни, ни веселые клики; ей снилось счастье. Но такое простое, такое неукрашенное, что она еще раз, без трепета гордости, и только с глубоким умилением прошептала: «Я его невеста!» (И. Гончаров, Обломов).
…Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно (А. Чехов, Крыжовник).
Хорошо, что ты нашел меня. / Хорошо, что о любви мне говоришь. / Хорошо, что ты в глаза мои глядишь. / Мне так легко с тобой (песня «Над заливом»).
Мы желаем счастья вам, / И оно должно быть таким – / Если будешь счастлив сам, / Счастьем поделись с другим (Песня).
Счастье говорит: «Закрой глаза и открой свой рот» (негритянская пословица).
Незамужняя женщина счастлива, если она может позволить своему ближайшему кругу догадываться о ее интимности, даже если она не посвятила их специально в свои дела (Э.М. Хардинг, Путь всех женщин).
Исследования показывают, что женщины в браке наиболее счастливы, если выходят замуж с 26 до 35 лет.
Человек ничего не желает и ничего не любит, кроме собственного счастья…Он любит жизнь только потому, что видит в ней средство и субъект этого счастья (Дж. Леопарди, Диалоги и мысли).
Счастье человека гораздо больше зависит от его способности восхищаться достоинствами других, чем от его уверенности в силе собственных достоинств (Дж. Рескин (Ruskin), На день рождения).
Счастье – отвлеченная идея, составленная из нескольких ощущений удовольствия (Вольтер).
Ср. музыку «Севильяны» из оперы Ж. Массне «Дон Сезар де Базан». См. картину К. Брюллова «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
Религиозное воспитание есть основание мудрой и счастливой жизни (Исаак Сирин).
vocabulary.ru
Фильм "Код Амазонки"
Люди из племени пираха счастливы и полностью внутренне гармоничны. Вы хотите походить на них во всем? скачать видео
Есть люди, талантливые быть несчастными, есть - талантливые быть счастливыми. В любом случае можно развивать свои личностные особенности и умения, повышающие предрасположенность к счастью.Быть счастливым (сильно или долго) - это умение, которым можно овладеть. Как любое умение, счастье предполагает способности (бывает и талант быть счастливым), отработку умения, формирование навыка ("Я уже увереннее в счастье") и переход навыка в привычку.
Пока нет наработанного навыка, счастье как переживание радости случайно, неустойчиво и ситуативно. В неудачном варианте может выработаться умение, навык и привычка быть несчастным.
В удачном варианте счастье, как способ существования, становится привычкой. «Счастье - не трудная цель, а естественный способ передвижения».
Если вы не умеете быть долго и сильно счастливыми, вам не имеет серьезного смысла ставить трудные цели, обещающие ваше недолгое счастье. Учитесь быть не только успешными, но и умеющими быть счастливыми!
Умение быть счастливым включает:
Смотри статью Процессник, Результатник и Счастье.
На уровне слов люди говорят, что они хотят быть счастливыми. Как только начинается жизнь, люди, оказывается, хотят чего-то другого, более для них важного, и:
Люди несчастливы не от того, что им что-то мешает быть счастливыми или они не умеют быть счастливыми, а от того, что по факту, в жизни, другие ценности жизни оказываются для них более важными. См.→
www.psychologos.ru
Путь развития психологических подхов к трактованию к счастья схож с путями развития философских представлений о счастье. Психологи, как и философы, выделяют несколько таких подходов или принципов
1. Объективистские подходы. Они отражают уровень психологического и социального благополучия, связывающие счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К.Рифф, К.Кейес),
2.Субъективистские подходы. Они отождествляют счастье с субъективным ощущением личности (Э.Динер, Д.Майерс, М. Селигман),
3.Немногочисленные теории, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р.Эммонс, Л.Кинг)
«Психология счастья» по М. Аргайлу
Многочисленные разрозненные исследования счастья всех времен обобщил в своей работе английский психолог М.Аргайл, собрав их воедино под одним названием «Психология счастья» -Эта комплексная работа Аргайла содержит в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. Она была издана в 80-е гг. XX века и весьма актуальна до сих пор. В основном обзор психолога включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта. Это совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, измерению и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.
1. Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций. Этот взгляд имеет исторический корни в философской традиции античного эвдемонизма.
2. Аргайл показывает зависимость счастья от социальных связей, основной значимостью которых является психологическая поддержка, которую оказывают близкие люди на индивида.
Значимые социальные связи, влияющие на состояние удовлетворнности жизнью
-Супружеские отношения, внутрисемейные и близкие дружеские связи.
-Наличие работы, причем не столько сам факт работы, или материального поощрения труда, сколько психологические аспекты работы, такие как: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность, общественная ценность, эмоциональный фон, характер взаимоотношений с коллегами и руководством.
-Наряду с работой, выделяется следующий фактор: досуг, свободное время, сюда включаются: занятия рукоделием; просмотр СМИ; занятия физкультурой и спортом; посещение исторических памятников, музеев, выставок, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и пр. Этот фактор оказывает большую значимость (и удовлетворение), чем работа, что объясняется наличием простора для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, получением удовлетворения от общения, укреплением чувства идентичности, наличием возможности разрядки и отдыха.
- Касательно материального обеспечения, Аргайл делает вывод о том, что субъективное ощущение счастья и удовлетворенности несколько выше у тех, кто богаче и принадлежит к более высокому социальному классу. С течением времени и повышением уровня образования эти тенденции ослабевают.
-Здоровье, которое тесно связано с ощущением счастья и удовлетворенности.
- Особая группа факторов входящих под общим названием - личность, которые также положительно влияют на ощущение счастья, сюда относятся: самоуважение и самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни.
- Одним из наиболее значимых факторов, выделяемых Аргайлом, являются положительные эмоции, испытываемые индивидом, их частота и интенсивность.
Факторы счастья по Аргайлу:
Таким образом, значимыми для удовлетворенности жизнью в целом, для состояния счастья по Аргайлу являются такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение. И не влияющими являются возраст и пол. Также, мало влияющим на удовлетворенность жизнью, по данным Эндрюс и Уайтни является религиозная удовлетворённость.
Факторы счастья по Эндрюс и Уайтни
В 1976 году психологи Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие:
удовлетворенность жизнью,
позитивные эмоции
и негативные эмоции.
Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения. В настоящее время эта структура общепризнанна, иногда она видоизменяется или расширяется.
Илона Бонивелл выделяет несколько причин, в силу которых благополучие (well-being) как область психологических исследований процветает в западном обществе, развивающиеся страны на данный момент ещё не достигли того уровня благосостояния, при котором выживание не является главной проблемой: первая состоит в том, что качество жизни становится важнее, чем показатели экономического процветания; вторая – личное счастье становится более важным в связи с тенденцией к индивидуализму; и третья, наиболее связанная с самой отраслью исследований – разработан ряд достоверных методов измерения благополучия, благодаря которым эта область смогла превратиться в серьёзную и признанную научную дисциплину. Так, например, более счастливые люди живут в среднем на 9,4 года дольше, чем менее счастливые.
Формула счастья. История открытий
1.Наиболее ранний анкетный опрос, выделяющий источники счастья, был проведён американским психологом Дж. Б. Уотсоном в начале века. Читать дальше
Как измерить счастье
В зарубежной психологии последнего времени исследование, и измерение уровня субъективного благополучия получило широкое распространение. Счастье является разносторонним понятием, и измеряется различными способами Читать дальше
velicita.jimdo.com
Первые попытки осмыслить проблему счастья можно найти в самых ранних литературных памятниках древности: Ведах и упанишадах, «Песне арфиста», «Поучениях Птаххетена» и др., относящихся к III-II тысячелетиям до н. э. В основном, это своеобразные своды правил, выполнение которых могло бы, по мнению их авторов, предохранить человека от всевозможных ошибок, потерь и разочарований.
Основные подходы мыслителей древности в определении конкретных путей достижения счастья делятся на две противоположных концепции: аскетическая и гедоническая.
Сторонники аскетизма (древнеиндийские философы, ранние стоики, христиане) утверждали, что наивысшее счастье – это добродетель, а для ее достижения необходимо ограничивать свои потребности, быть скромным и воздерживаться от излишеств.
Гедонисты, напротив, считали, что человек может достичь счастья лишь путем удовлетворения своих потребностей: физических, материальных и духовных. По мнению одного из сторонников этой идеи, итальянского философа Лоренцо Валлы, высшая ценность жизни – это ощущение «от сладостного возбуждения и удовольствия тела».
В VI веке до н.э. в учении о счастье возникло третье направление, основным принципом которого стал принцип «золотой середины». «Аристипп выступал в защиту плоти, словно у нас нет души. Зенон считался только с душой, словно мы бестелесны. И оба ошибались, — писал Монтень. — Пусть душа помогает телу, содействует ему, и не отказывается участвовать в его естественных утехах, а наслаждается вместе с ним, привнося в них умеренность».
В то же время буддисты утверждали, что определяющим в отнесении себя к счастливым или несчастным является состояние сознания. Этого же мнения придерживался Марк Аврелий, считавший, что человек счастлив, когда считает себя таковым. А в даосской философии счастье связывалось с понятием о «срединном пути», с позитивным отношением и принятием всех жизненных событий, какими бы они ни были.
Сегодня тоже существует несколько теорий, пытающихся раскрыть природу счастья. Причем, вопросами счастья теперь занимаются не только философы, но и психологи, социологи и даже экономисты. Рассмотрим основные современные теории:
Так, согласно телическим теориям (теории целей и потребностей) счастье достигается тогда, когда достигается цель или удовлетворяется потребность.
Теория потребностей утверждает, что потребности могут быть врожденными и приобретенными, осознанными и неосознанными, но человек может чувствовать себя счастливым только после удовлетворения этих потребностей. В противоположность этому, теория целей настаивает на необходимости сознательного выбора желаний, когда человек осознанно пытается достичь каких-то целей, а счастье возникает в случае их достижения.
В соответствии с телическим подходом, ощущение счастья зависит от преодоления множества факторов. Так, кратковременные и долгосрочные цели и желания могут находиться в конфликте, а поэтому их полное удовлетворение невозможно. Достигая целей, приносящих кратковременные периоды счастья, люди испытывают неудовлетворенность из-за их несоответствия глобальным целям. А в случае если конфликтующие между собой цели неосознанны, возникает дополнительная трудность: их сложно определить и интегрировать. Если же цели и желания отсутствуют, человек не может быть счастливым по определению. Также счастье недостижимо, если человек не может реализовать свои желания из-за отсутствия достаточных способностей и умений, или если поставленные цели слишком высоки.
Следующий блок теорий о счастье – теории наслаждения и боли. Эти концепции основываются на утверждении, что если человек испытывает какую-либо потребность, то это связано с тем, что ему в жизни чего-то недостает. И чем сильнее неудовлетворенность жизнью, тем большее удовольствие затем приносит достижение желаемой цели.
По мнению польского философа Владислава Татаркевича, представления о том, что удовольствие и боль (состояния счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит множество подтверждений. Так, например, те, кто наиболее интенсивно испытывает удовлетворение, также более интенсивно испытывают и негативные эмоции. Если цель для человека значима, и он потратил на ее достижение много сил, то неудача будет причиной сильного разочарования, а удача вызывает ощущение счастья. Если же человек не был особенно сильно заинтересован в достижении цели, то и неудача не вызовет особых негативных эмоций.
Любопытный подход к вопросу счастья предлагают теории деятельности. «Счастье – это сопутствующий человеческой деятельности продукт», — утверждают последователи этой концепции. Так, например, удовольствие от восхождения на гору может быть значительно выше, чем достижение вершины. Следовательно, счастье – это путь, а не цель.
Наиболее ярким примером теории деятельности является теория американского профессора психологии М. Чиксентмихайи. Он считает, что деятельность приносит удовлетворение, только если личностные способности соответствуют способностям, необходимым для выполнения этой деятельности. Если выполняемые действия слишком легки, то человеку становится скучно, если же слишком сложны — возникает тревожность. Человек будет счастлив, если деятельность, которой он занимается, будет для него увлекательной и интересной.
«Нисходящая» и «восходящая» теории. Сторонники восходящей теории считают, что ощущение счастья в целом складывается из суммы множества маленьких позитивных переживаний, а счастливая жизнь представляет собой что-то вроде коллекции счастливых моментов. Бусинка за бусинкой нанизываются на нитку счастья приятные переживания, а обладатель более длинной нитки, по праву может считать себя баловнем судьбы.
В противоположность этому, сторонники нисходящей теории утверждают, что способность быть счастливым зависит от личного эмоционального настроя человека (позитивное или негативное). Человек может быть счастлив независимо от внешних обстоятельств, если он настроен оптимистично, и несчастен, если он склонен воспринимать события негативно. То есть важно не то, что человек имеет, а то, как он к этому относится. Это значит, что нужно любыми способами развивать в себе позитивное отношение к миру и накапливать позитивный жизненный опыт.
Существуют также ассоцианистические теории, которые основываются на исследованиях ассоциативных связей памяти и феномена «обусловленного вызывания эмоций» на когнитивных принципах.
Сторонники подхода, основывающегося на ассоциативных связях памяти, считают, что ощущение счастья напрямую связано с умением человека выстраивать богатую структуру позитивных ассоциаций. Связано это с тем, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Если человек привык выстраивать позитивные связи и ассоциации, то большее количество событий будет вызывать у него приятные эмоции, и наоборот.
Очень похожий тип теории основан на исследованиях феномена «обусловленного вызывания эмоций». Последователи этой концепции считают, что повторяющиеся счастливые события формируют позитивный эмоциональный опыт личности. Вырабатывается своеобразная привычка быть счастливым, человек ожидает приятных событий, и, благодаря этой привычке, все, что случается с ним вызывают у него приятные ассоциации. При этом осознанные попытки уменьшить количество негативных мыслей могут увеличивать ощущение счастья. Например, если человек систематически по утрам произносит позитивные установки, то вероятность того, что день будет удачным, повышается. Некоторые люди способны построить настолько мощную структуру позитивных ассоциаций, что все события их жизни воспринимаются ими как позитивные.
Теории сравнения рассматривают счастье как результат сравнения актуальных условий и принимаемыми личностью нормами. То есть, человек формирует некое представление о стандартном удовлетворяющем его состоянии и сравнивает текущую ситуацию с этим стандартом. Если жизненные условия превышают стандарт, то человек воспринимает свою жизнь как счастливую. Стандарт можно устанавливать для себя по своему усмотрению, исходя из собственной концепции или установок родителей. В разных ситуациях стандарты могут меняться. Так, например, сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние внутренней удовлетворенности.
Одной из разновидностей теории сравнения является теория адаптации. Основывается она на том, что человеку свойственно привыкать, адаптироваться к существующим условиям. Если личность привыкает к хорошим условиям, они больше не вызывают у нее прежней удовлетворенности, и стандарты повышаются до нового уровня. Точно так же адаптация наступает и в отношении негативных условий, при этом внутренние стандарты понижаются. В соответствии с этой теорией, для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым, гораздо важнее постоянный рост дохода, а не просто его более высокий уровень в сравнении с другими.
Различные концепции счастья предлагают различные пути к его достижению. Цель одна – а дорожек, ведущих к ней, множество. Возможно, кто-то прав, рассуждая о счастье, а кто-то ошибается. А, может быть, правы все. Счастье — живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Возможно именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: «Счастье — абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет».
Александр Козько
realfaq.ru