Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология развитие личности


Движущие силы развития личности: Маслоу, Мэй и гуманизм

Гуманистическая психология зародилась в 50-60-х годах XX века – именно в это время впервые стали обращать внимание на такие движущие силы развития личности, как потребность в самоидентификации, реализации творческого потенциала, жизненном смысле. Новый подход повлиял на многие сферы жизнедеятельности человека. Родители, вместо того, чтобы сковывать младенцев пеленками, впервые решают следовать модной тогда системе Спока и окружать их заботой и любовью.

Более внимательными стали и врачи – заболевание больше не рассматривалось в отрыве от человека, принимая во внимание психологические причины болезней. Один из основоположников гуманизма, Абрахам Маслоу, говорил: «Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью». Мы рассмотрим идеи самых ярких представителей гуманистической психологии, история их возникновения, а также то, как менялись взгляды на человеческую личность с развитием гуманизма.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

движущие силы развития личности

Виктор Франкл: воля к смыслу

Один из самых ярких представителей гуманистического направления в психологии был Виктор Эмиль Франкл. Вопреки судьбе, он прожил длинную жизнь – с 1905 по 1995 годы. 1941-й был роковым годом для австрийских евреев – Австрия стала частью нацистской Германии. Виктор Франкл тогда уже был признанным профессионалом в области психиатрии и неврологии. Он выступал с научными докладами, изучал закономерности развития личности. В этом же году Франкл получает предложение эмигрировать в Америку. У его родителей не было возможности с ним уехать. Но, оставаясь дома, Франкл рисковал собственной жизнью. Срок действия визы заканчивался, а ученый так и не мог принять решения. Ведь на всех его родственников, пока он оставался на своей должности, распространялась защита от депортации в концлагерь. При переезде она снималась. Но однажды после работы Франкл зашел в храм, чтобы найти там спокойствие и привести в порядок мысли. На полу он увидел клочок бумаги с надписью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будешь долголетен на земле». В этот момент им было принято решение. По прошествии девяти месяцев больница, в которой он работал, была закрыта. Сам Франкл, как и члены его семьи, стали узниками концентрационного лагеря.

Вместе с другими заключенными Франкл создал систему психологической поддержки заключенных, стараясь предотвратить самоубийства. Особую помощь он старался оказать самым немощным – старикам, страдающим от эпилепсии или других нервных расстройств, асоциальным личностям. Франкл и его помощники понимали – движущие силы развития личности и ее выживания заключаются в воле к жизни. Без нее человек очень быстро терял всякие шансы на то, чтобы остаться живым. Франкл был освобожден из концлагеря в 1945 году американскими войсками. Свой опыт Франкл передал в книге «Психолог в концлагере». Она создавалась им в уме с 41-го по 45-й годы, а была надиктована на микрофон за 9 дней.

движущие силы развития личности

Логотерапия Франкла

Логотерапия, созданная Франклом, основывается на главном положении – движущие силы развития личности заключаются в стремлении обрести жизненный смысл. Слово «логос» в переводе с греческого языка значит «смысл». Главная задача логотерапии – помочь человеку найти «нечто такое», что может сделать его жизнь наполненной этим содержанием. Это особый смысл, который может осуществить только этот человек, и никто другой.

Человек существует в трех плоскостях – это тело (соматика), душа и дух. Первые два измерения тесно связаны между собой. Как подчеркивал Франкл, вместе они образуют то, что ученые называют «психосоматикой». Третье измерение – духовное. Именно на нем фокусируется созданная Франклом психотерапия. Здесь находятся понятия любви, совести, эстетики. Духовность – это одна из главных отличительных черт, которая отделяет человека от царства животных.

Следующей исключительно человеческой чертой Франкл считал свободу выбора. Франкл подчеркивал, что свобода выбора проявляется человеком каждую секунду – ведь он является существом, которое принимает решения. Свобода проявляется независимо от окружения, внешних обстоятельств, собственной наследственности и инстинктов. Находясь в концлагере, ученый вскоре обнаружил: многие люди, попадая в эти условия, утрачивают способность мыслить независимо. К примеру, когда фашисты приказывали «Лежать!» и направляли на узников оружия, большинство сразу же повиновалось этому приказу. Но были и те, кто как бы «зависал» на несколько мгновений, лишь после этого выполняя приказ. Виктор Франкл задавал вопрос этим людям: что они делают в течение этих нескольких секунд? Он узнал, что эти свободные люди спрашивают самих себя, хотят ли они упасть или продолжать стоять. И их выбор был упасть, так как они ценили свободу и собственную жизнь.

Следующим фактором, который свойственен человеку, является чувство ответственности. Человек не только имеет свободу выбора – он должен знать, для чего она ему необходима. Ответственность перед собой, Богом или совестью – это обязанности, которые человек должен выполнить. Как и другие движущие силы развития личности, ответственность принадлежит к духовному измерению. Логотерапия помогает человеку понять, что только он ответственен за свой жизненный выбор.

движущие силы развития личности

Теория А. Маслоу

Абрахам Маслоу является одним из основоположников гуманизма. Как и другие представители гуманистического направления в психологии, он старался придерживаться следующего принципа: изначально человек добр и хорош. Ученый считал, что психология не должна исследовать только больных людей – сама наука будет гораздо здоровее, если ее предметом будут также здоровые люди. Исследуя эту категорию, Маслоу пришел к выводу: главным признаком психологически здорового человека является самоактуализация, или стремление максимально реализовать свои личные возможности, внутренний потенциал. Тот, кто сумел добиться реализации своих способностей, называется самоактуализированным человеком. Самоактуализация расположена на самой вершине знаменитой пирамиды Маслоу.

Далее располагаются потребности более низкого порядка. Когда человек сыт и ему ничто не угрожает, становятся актуальными нужды следующего блока – потребность в любви, уважении, привязанности. Когда человек голодал или испытывал у него не было крыши над головой, он мог реагировать на слово «любовь» с неодобрительной ухмылкой. Но теперь он испытывает муки одиночества – ищет друзей, исследует информацию о своих прадедах, болезненно переживает социальную изоляцию.

Можно не знать своего истинного призвания, но если человек испытывает желание, то рано или поздно приходит к процессу самоактуализации. Движущие силы и факторы развития личности, которые обозначил в своей теории Маслоу, следующие: это ощущение безопасности внутри себя, понимание собственного совершенства, своих потенциальных возможностей, честность перед самим собой, готовность меняться. Маслоу подчеркивал, что «… люди должны быть теми, кем они могут быть». Поэты должны писать стихи, врачи – лечить людей, ученые – заниматься исследованиями.

движущие силы развития личности

Признаки здорового человека по Маслоу

Маслоу выделил движущие силы развития личности, которые свойственны здоровым людям. Это следующие признаки:

  1. Адекватность восприятия. Здоровый человек отличается более эффективным взаимодействием реальности. Он может отличить факты от своих страхов, желаний или общественного шаблонного мнения. Быстро разоблачает ложь;2. Спонтанность. Самоактуализирующийся человек отличается спонтанностью — но она проявляется скорее в его образе мыслей и воображении, нежели в поведении. Он соблюдает общественные нормы – но больше из уважения, чем их страха;3. Принятие. Психологически здоровый человек умеет принимать себя и других такими, какие они являются. Он способен также удовлетворять свои насущные потребности – в пище, сне и сексе. Из последнего логически вытекает, что он практически не подвержен отвращению;4. Служение, концентрация на проблеме. Здоровый человек не занимается лишним самокопанием – у него для этого слишком много дел. Свои проблемы он уже решил, и целиком посвящает себя делу;5. Отстраненность. Самоактуализирующийся человек не только не боится одиночества – он получает от него наслаждение. В сложной ситуации он способен от нее отстраниться, что часто расценивается окружающими как эмоциональная холодность или снобизм. Но на самом деле так здоровый человек защищает собственную психику;6. Автономия. Движущие силы развития личности заложены внутри самого здорового человека – поэтому он не нуждается в социуме, чтобы продолжать нормальную жизнедеятельность. Эта независимость дает самоактуализирущейся личности большую устойчивость при столкновении с трудностями;7. Свежесть восприятия. Здоровый человек способен находить новизну даже в обыденных вещах. Секс и вкусная еда доставляют ему не меньше удовольствия, чем музыка или природа;8. Высшие переживания. Маслоу называл их также «пиковыми» — это вдохновение, трепет, благодать. Для того, чтобы испытывать их, здоровые люди не нуждаются в алкоголе или наркотиках;9. Ощущение общности с человечеством. Здоровый человек способен испытывать сострадание и сопереживать. Его отношение к человечеству сравнимо с братским.

Помимо этого, здоровых людей отличают чувство юмора, наличие устойчивых моральных принципов, креативность, демократичность, а также избирательность во взаимоотношениях с людьми.

движущие силы развития личности

Критика гуманистического подхода

Некоторые авторы считают, что движущие силы и факторы развития личности не могут быть исчерпаны полным принятием, которое предлагает гуманизм. Этот подход сравнивается с женским подходом. Для женщины ее ребенок всегда самый лучший. Каким бы он не был, мать всегда его примет и пожалеет. Сын всегда любим ею. Не так с отцом: «Чтобы ты имел право называться моим сыном, ты должен сделать это и это». Но без отцовского подхода человек не учиться ставить перед собой цели, бороться с возникающими трудностями. Без материнского принятия он вырастает жестоким, становится неспособным сострадать.

Возникший в середине ХХ века гуманизм был ответной реакцией на, административный, авторитарный подход. Ему противостоит еще одно направление в психологии, созданное Франком Фаррелли – так называемая провокативная психотерапия. Ее смысл состоит в критике действий клиента – тем самым считается, что это поможет ему парадоксальным образом преобразовать свою жизнь. Движущие силы развития личности в психологии, основанной на провокациях, являются мишенью для критики. Считается, что критика должна пробудить эти силы, и клиент будет стараться доказать терапевту свою значимость. Рамки применения этой ветви необходимо четко понимать каждому специалисту и любителю.

Провокативная психотерапия мало чем поможет человеку с низкой самооценкой, тревожной или депрессивной личности. Здесь не исключен обратный эффект – и гуманистический подход может оказаться куда более эффективным.Гуманистическая психология пришла на смену господствовавшему бихевиоризму и психоанализу. Бихевиоризм рассматривал человека как биологический компьютер. Для него нет понятий «хороший» или «плохой». Для бихевиористов человеческая психика является набором сложных функций. Однако гуманизм никогда не противостоял бихевиористсткому подходу, поскольку они находятся в разных областях.

Те, кто критикуют гуманистический подход за его излишнюю любовь к человеческому существу, должны понимать: движущие силы развития личности не всегда и не у каждого можно пробудить действия при помощи прямых указаний и критики.

движущие силы развития личности

Ролло Мэй

Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом. Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера. В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.

В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом. Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии. Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.

Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой. Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности. Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.

движущие силы развития личности

Движущие силы развития личности: щадящий гуманизм

Гуманистическая психология, главным предметом которой стали закономерности развития личности, ее взаимодействие со своей судьбой, самоактуализация, стала несомненным феноменом науки о человеке. Впервые человек стал рассматриваться в свете его ценности, уникальности и неповторимости. Именно в русле гуманистического направления обращающийся за помощью впервые стал называться не пациентом, а Клиентом – тем, кто может управлять своей жизнью и по желанию ее преобразовывать. Движущие силы развития личности в психологии, созданной Фрейдом, пошли по пути полной предопределенности человеческой судьбы. Направление бихевиоризма также снимает с человека любую ответственность за свои поступки. Главным свойством личности является свобода, позволяющая разорвать порочный круг стимулов внешней среды и реакций на них.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Реферат Подход к психическому развитию в гуманистической психологии

Реферат по возрастной психологии

Подход к психическому развитию в гуманистической психологии.

Введение.

1. Понятие о гуманистической психологии.

2. Теории психического развития личности различных представителей гуманистической психологии.

Заключение.

Литература.

Введение.

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования процесса формирования личности детей, обогатило детскую психологию многими важными фактами. Но этот подход игнорировал изучение таких важных фактов, как качественное своеобразие личности каждого ребёнка, возможность сознательно и целенаправленно развивать определённые стороны «образа «Я» и стороны взаимоотношения с окружающими. Вызвала возражения учёных и идея психоанализа о том, что развитие личности ребёнка останавливается уже в дошкольном возрасте, так как исследования показали, что становление личности – это процесс, который происходит в течении всей жизни.

Не был признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихивиористического направления. Эти работы, сосредотачиваясь на изучении «ролевого поведения» игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к возникновению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии.

 

1. Понятие о гуманистической психологии.

Гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированны, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество. Любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен;

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;

4. Человеческая жизнь – единый процесс;

5. Человек открыт к самореализации;

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Направление гуманистической психологии, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Его основателем был Гордон Олпорт.

 

2. Теории психического развития личности различных представителей гуманистической психологии.

Гордон Олпорт рассматривал созданную им концепцию личности как альтернативную механизацию поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитического, подчёркивая необходимость разработки третьего пути, третьего направления в психологии личности. Таким направлением и стала, по его мысли, гуманистическая психология.

Одним из главных постулатов теории Олпорта, было положение о том, что личность представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Он исходил из того, что человек – прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Утверждая, что личность – это открытая система, он как бы подчёркивал значение окружающего для её развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт утверждал, что это общение личности с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, но к взаимообщению, взаимодействию.

Олпорт утверждал, что любой человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей которые Олпорт называл – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врождёнными, генотипическими, а инструментальные – оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. представляют собой фенотипические образования. Набор этих черт и составляет ядро личности, придаёт ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты и являются врождёнными, они могут видоизменяться, развиваться в процессе жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних качеств личности и тормозит развитие других. Таким образом, постепенно и формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта было и положение об автономности этих черт, которая также развивается со временем. У ребёнка ещё нет этой автономности, так как его черты ещё неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, и даёт ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.

Особенно большое внимание на проблему развития личности обращал Абрахам Маслоу. Одной из главных его идей была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности. Равновесие, адаптация, укоренённость в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества.

Так же Маслоу считал, что самое ценное в психике – «её Самость», её стремление к саморазвитию – нельзя описать и понять с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию», Самость личности.

Маслоу считал, что каждый человек рождается с определённым набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.  Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает её рост, приводит к неврозам.

Таким образом,  общество необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. В тоже время общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считал Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от её сути, от её индивидуальности, делает её конформной.

В тоже время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит её в оппозицию к окружающему и так же лишает возможности самоактуализироваться. Поэтому в своём развитии человеку необходимо сохранять равновесие между этими двумя механизмами. Оптимальными Маслоу считал индентификацию во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход даст возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в тоже время оставаться самим собой.

Одно из наиболее значительных открытий Маслоу – исследование самоактуализации, которое стало одним из центральных понятий гуманистической психологии. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определённая иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

Физиологические потребности – пища, вода, сон и т.д.; потребность в безопасности – стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности – семья, дружба; потребность в уважении – самоуважении, признание; потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить своё поведение исходя из неё. При этом самоактуализация – не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца. Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношения человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации.

Теоретические положения Олпорта и Маслоу были применены к анализу процесса формирования личности ребёнка Карлом Роджерсом.

В своей теории личности Роджерс выделил определённую систему понятий, которые характеризуют представления людей о себе, о своих близких. Эта же система используется и в терапии, помогающей человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности была центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл феноменальным полем, уникален и индивидуален. Этот мир,  создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает, что информация, сообщаемая ребёнком другим, то, что происходит вокруг,  и то, что он осознаёт в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознаёт реальность, либо не говорит о том, что он реально хочет сделать или о чём думает. Это вызывает рост напряжённости, тревожности, и в конечном итоге невротизацию личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, Роджерс соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуаизацией, так как их нарушение ведёт к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Говоря о структуре «Я», Роджерс пришёл к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Хамость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, её «Я».

 

Заключение.

Оценивая гуманистические теории детского развития, необходимо отметить, что в них впервые было обращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах учёных этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для саморазвития и самосовершенствования детей.

 

Литература.

- О.Н. Карпухина, Ю.Е Крайнова «Краткий курс по психологии»: учебное пособие – М.: Издательство «Окей-книга», 2008

- Р.С. Немов «Психология» Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

- Т. Марцинковская «История детской психологии» www.gumer.info/bibliotek Buks/psihol/marc ist/13.php

- «Википедия» ru.wikipedia.org

- А.Б. Орлов «Психология личности и сущности человека» http://www.koob.ru/orlov_aleks/psihol_lich_i_such_chel

 

- Б. Мещеряков, В. Зинченко «Большой психологический словарь»

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/04.php

- «Fhe person» – независимый психологический журнал

http://personhuman.narod.ru/index1.html

www.pedagog.kamardin.com

Лекция 26. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Количество просмотров публикации Лекция 26. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. - 449

Вопросы лекции:

1. Предпосылки возникновения гуманистической психологии.

2. Основные положения гуманистической психологии.

3. Категория личности в гуманистической психологии.

4. Недирективная терапия К. Роджерса.

Научные предпосылки возникновения гуманистической психологии. В 60-е гᴦ. XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название “гуманистическая психология”. Гуманистическая психология возникла как “третья сила”, противопоставлявшая себя двум существовавшим направлениям – психоанализу и бихевиоризму. Последователи новой научной школы намеревались “выйти” за пределы дилеммы “бихевиоризм – психоанализ” и открыть новый взгляд на природу психики человека.

Предпосылки возникновения. Среди ранних предшественников гуманистической психологии можно назвать Франца Брентано (критика механицизма и стремление рассматривать сознание как молярный феномен), О. Кюльпе и В. Джемса. В рамках гештальтпсихологии также существовала тенденция рассматривать сознание как “законную” и плодотворную для психологии сферу исследования.

Идеи, легшие в основу гуманистической психологии, возникали также в рамках психоанализа. Адлер, Хорни, Эриксон, Фромм в противоположность взглядам Фрейда также настаивали на том, что человек – существо, прежде всœего сознательное и наделœенное свободой воли. Эти психоаналитики видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали у человека способность создавать собственное “Я” и самому стоить свою жизнь.

В целом всœе эти идеи отражали своеобразный дух того времени – растущую неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером западной культуры, идеи добра, свободы мира и ненасилия, тесно связанные с контр культурой хиппи.

Основные положения гуманистической психологии. В докладе ассоциации гуманистической психологии указывалось, что с самого начала гуманистическая психология занималась изучением тех способностей и возможностей человека, к анализу которых не обращались ни позитивизм, ни бихевиоризм, ни психоанализ, а именно – любви, творчества, развития, смысла жизни и т.д. это – психология, целью изучения которой является здоровый творческий индивид. По словам Шарлоты Бюлер: “гуманизм предполагает изучение человека – индивида как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. Это делается для того, чтобы помочь человеку стать более счастливым. С этической точки зрения гуманизм означает установление таких правил жизнедеятельности, которые основываются скорее на потребностях человека, чем низших животных, законах неживой природы или заветах бога.

Основные принципы гуманистической психологии:

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всœегда обладает свободой и крайне важно й для нее независимостью.

2. Наиболее важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание ситуации “здесь и теперь”.

3. Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие; его природа никогда не должна быть определœена полностью, она всœегда стремится к беспрерывному развитию, к полной реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен. Эта цельность “Я” создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не должна быть сведено ни к его основным потребностям и защитам (как в психоанализе), ни к поведенческим феноменам (как в бихевиоризме).

Этические постулаты гуманистической теории:

1. В жизни человек несет ответственность за свои поступки.

2. Человеческие отношения должны строиться на признании внутреннего субъективного мира друг друга и признании того факта͵ что каждый человек – творец своей жизни.

3. Каждый человек живет только в настоящий момент “здесь и сейчас” и именно он существенен для бытия.

Для людей, усвоивших гуманистическую этику, характерен поиск опыта͵ который приводит к развитию личности. По этой причине в практическом плане основная тема гуманистической психологии – использование внутреннего опыта организма для изучения и изменения его личности. Это положение приводит к переосмыслению всœей исследовательской парадигмы.

Исследовательская парадигма вытекает из противопоставления научного (scientific) и основанного на опыте (experiental) подходов к изучению человека. Гуманистическая психология (прежде всœего, Карл Роджерс) опирается на второй подход.

Согласно этому подходу, наука существует только в человеке, это то, что субъективно принимается членами научного сообщества. Научное знание зарождается (творческий период), развивается, передается и используется людьми, и, следовательно, на базе их субъективного опыта. Принятие или непринятие нового знания, выбор темы, метода исследования и т.д. всœегда зависит от конкретных людей. По этой причине наука аналогично тому, как и психотерапия, как и другие аспекты жизнедеятельности, берет начало во внутренних организмических переживаниях, которые бывают переданы лишь частично и относительно неполно. Использование научного результата также является делом субъективного выбора. Наука сама по себе никогда не манипулирует, не контролирует и не деперсонализирует. Это делают только люди. Чем сильнее человек закрывается от своего субъективного опыта защитными реакциями, тем больше вероятность антисоциального использования науки. Чем больше человек открыт своим переживаниям, тем выше вероятность того, что он использует результаты научных исследований в созидательных целях. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наука - ϶ᴛᴏ не что-то безличное, а только человек, который строит образ окружающего мира, опираясь на некоторые общепринятые правила и свой жизненный опыт.

Категория личности в гуманистической психологии. Категория личности является центральной категорией гуманистической психологии. Она выражается при помощи системы понятий, включающих в себя : а) понятия, определяющие способ существования человека как личности; б) понятия, выражающие представления о целях существования человека как личности; в) понятия, определяющие условия и средства достижения этих целœей.

Рассмотрим понятия, определяющие способ существования человека как личности.

Личность как открытая система. Термин заимствован из общей теории систем. Он подразумевает наличие у человека способности к изменению и развитию во взаимодействии с окружающей средой. Это изменение есть способ адаптации открытой личности к окружающей ее среде, в то время как стремление к стабильности – отличительная черта “закрытой личности”. Личность “открыта” и в том смысле, что она не существует вне системы своих выборов, она ими создается.

Личность - ϶ᴛᴏ проект, укорененный в биологической природе человека, некоторая возможность, которая не всœегда бывает реализована. Степень реализации данного “проекта” - мера ответственности человека за свою собственную судьбу.

Личность - ϶ᴛᴏ одновременно и активное, и потенциальное. Существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он хочет и может стать. Выявление потенциалов личности гуманистическая психология считает одной из важнейших своих задач, стремясь не только описать способ приобретения человеком опыта͵ но и решить вопросы его расширения, обогащения и осмысления.

Гуманистическая психология выделяет три потенциала, без реализации которых нельзя говорить о собственно личностном способе существования.

а) Творческий потенциал человека. Это одно из важнейших представлений о человеке в гуманистической психологии. Креативность присуща каждому человеку и проявляется не только в том, что принято считать творчеством, но во всœех формах самовыражения личности.

б) Способность к аутентичному существованию. Аутентичное существование - ϶ᴛᴏ существование, в котором человек достигает идентичности своей собственной природе. В корне аутентичного существования лежат три момента: 1) осознание ситуации, в которой совершатся выбор; 2) осуществление выбора, ведущего к росту личности; 3) принятие ответственности за сделанный выбор.

в) Способность к росту личности. Наличие такой способность отражает стремление личности к аутентичному существованию и поиск путей его достижения. Роль среды (и психологической науки, в конечном счете) состоит в том, чтобы помочь человеку актуализировать свой собственный потенциал.

Мотивация как структурное и иерархическое образование составляет самую значительную сторону способа существования человека как личности. Согласно Маслоу, человеческие мотивы являются врожденными и бывают систематизированы в виде восходящей иерархии: 1) основные физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и принадлежности; 4) потребность в самоуважении; 5) потребность в самоактуализации личности. Данная схема основана на предположении, что доминирующие потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем индивид сможет осознать свои потребности более высокого порядка: когда одна потребность удовлетворяется, другая, более высокого порядка, возникает, осознается и становится реальной. Для Маслоу эта схема являлась основным принципом, определяющим мотивацию человека. Маслоу утверждал, что иерархия потребностей достаточно широка, и чем выше личность способна подняться в этой иерархии, тем больше в ней индивидуальности, тем ближе она к собственно человеческом способу существования и психологическому здоровью.

Маслоу признавал, что возможны отклонения от данной иерархии мотивов. Он отмечал, что творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии, к примеру, отдавать приоритет потребностям уважения и самоуважения перед потребностью любви и т.д. При этом, как правило, чем ниже стоит потребность в иерархии, тем больше ее сила и приоритет. Это выражается, в частности, в том, что личность, продвинувшаяся высоко в иерархии потребностей, спускается на низший уровень, в случае если потребность данного уровня перестает удовлетворяться. Человек остается на этом уровне до той поры, пока потребность не будет в достаточной мере удовлетворена.

Маслоу указывал, что потребность никогда не бывает удовлетворена полностью. Потребности частично совпадают, и человек должна быть одновременно мотивирован на нескольких уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита͵ 50% - любовь и принадлежность, 40% - уважение и самоуважение, 10% - самоактуализация.

В отличие от Маслоу, рассматривавшего мотивационную сферу личности в виде сложной иерархической структуры, Карл Роджерс постулировал существование единого мотива, определяющего поведение человека. Согласно Роджерсу, всœе поведение человека побуждается и регулируется объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией к актуализации. Тенденция актуализации, согласно Роджерсу, является универсальной для всœех форм жизни – она присуща всœему живому. На различных уровнях организации жизни (растения, животные, человек) она принимает различные формы. На низших уровнях она выражается в стремлении сохранения своего организма, а также в его (организма) росте, развитии и постоянном обновлении. На уровне личности тенденция актуализации выражается в стремлении человека реализовать свой потенциал и стать полноценно функционирующей личностью.

Таковы понятия, в которых отразилось представление о личностном способе существования, разработанное в рамках гуманистической психологии. Необходимо отметить, что понятие самоактуализации занимает центральное место в представлениях о целях существования человека как личности.

Cогласно Маслоу, человечество страдает от отсутствия ценностей (или недостаточной их осознанности). По его мнению, в настоящее время потерпели крах всœе внешне заданные ценностные системы (политические, экономические, религиозные и т.д.), то есть, сложилась такая ситуация, когда для человека “нет того, за что стоит умереть”. Крах различных социальных ценностей на уровне индивидуального сознания порождает стремление к принятию любых убеждений и любых систем ценностей.

Основная задача гуманистической психотерапии и состоит, согласно А.Маслоу, Ш.Бюллер и др., в том, чтобы помочь человеку в поисках ценностей (а, следовательно, и в поисках смысла), в том, чтобы побуждать его к этому поиску. По этой причине представление о системе ценностей должно существовать хотя бы в теории гуманистической психологии. Представление о ценностях и целях личностного способа существования задает ядро образа человека в гуманистической психологии, а категории, их выражающие, являются центральными категориями данного психологического направления.

Одной из базовых целœей и ценностей личностного способа существования является самоактуализация. Понятие самоактуализации не только формирует представление о способе существования, но и должна быть рассмотрено как представление о конечных целях здоровой личности. Cамоактуализация - это не только конечное состояние, но и процесс реализации человеком своих возможностей, причем всœегда - выбор из множества возможностей роста личности (непрерывный процесс, подразумевающий многократные отдельные шаги между продвижением вперед и отступлением).

Маслоу описывает следующие восœемь путей самоактуализации:

1. Полное, живое переживание с полной сосредоточенностью и погруженностью. Момент, когда “Я” реализует самое себя.

2. Выбор между продвижением вперед, развитием, или отступлением. Выбор из возможностей дальнейшего развития.

3. Возможность слушать (и действовать согласно) голос своего “Я”, отличая его от голосов родителœей, общества и т.п.

4. Честность, прежде всœего по отношению к самому себе, принятие на себя ответственности за свою жизнь.

5. Независимость, неконформность, смелость быть самим собой.

6. Процесс реализации своих потенциальных способностей. Труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

7. Высшие переживания - моменты самоактуализации.

8. Разоблачения собственной психопатологии. Выяснение своих защит и преодоление их (А. Маслоу, 1982).

Познать сущность самоактуализации возможно двумя путями. В первую очередь, во время “высших переживаний” (peak-experiences). Во-вторых, самоактуализация должна быть познана путем изучения особого типа людей, которых Маслоу назвал “самоактуализирующиеся личности”. Такие личности отличаются более выраженной социальной направленностью на общечеловеческие ценности, демократической структурой характера (не авторитарны), ярко выраженной индивидуальностью, реальным “Я”, совершенной идентификацией, автономией, большой открытостью опыту, спонтанностью, экспрессивностью, гибкостью, способностью к эмпатии, объективностью, беспристрастностью, способностью любить, наличием большого творческого потенциала и т.д.

К.Роджерс постулирует, что в результате самоактуализации возникает “полноценно функционирующий человек”. Данный термин использовался Роджерсом для обозначения людей, которые реализуют свой потенциал, развивают свои способности и адекватно воспринимают себя и окружающий мир. Размещено на реф.рфРоджерс определил основные черты, присущие полноценно функционирующим личностям.

Открытость к переживанию - это способность слушать себя, ощущать всœе переживания, не испытывая при этом вины или угрозы. Полноценно функционирующий человек движется к полному знанию себя и своего внутреннего опыта. Он открыт этому опыту, то есть, способен воспринимать его без защитных реакций. Его представления о себе соответствуют его опыту.

Экзистенциальный образ жизни - это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования. Согласно Роджерсу, “то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента͵ независимо от прежних ожиданий”.

Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является организмическое доверие. Данное понятие в концепции Роджерса означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Иначе говоря, внешние воздействия оказывают на процесс принятия решения влияние значительно меньшее, чем внутренние ощущения.

Эмпирическая свобода представляет собой чувство личной власти над своими поступками, способность делать выбор и руководить собой. Полноценно функционирующий человек свободен в выборе жизненного пути, но и ответственен за последствия своего выбора.

Последняя характеристика полноценно функционирующей личности - креативность. Она является признаком психологической зрелости личности. Творческие люди стремятся жить полноценно и адаптивно в своей культуре, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. При этом Роджерс считает, что такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Οʜᴎ члены общества и его продукты, но не его пленники.

Изучение самоактуализации личности позволило обнаружить еще одну ценность существования человека: становление личности на пути к аутентичному существованию. Именно ценности самоактуализирующейся личности легли в основу представлений о ценности бытия. Маслоу определяет их как истину, добро, красоту, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, крайне важно сть, простоту, богатство, легкость, игру, самодостаточность.

Перейдем к рассмотрению условий и средств достижения целœей и осуществления ценностей личностного способа существования.

Условием становления, самоактуализации и достижения аутентичного бытия являются благоприятные воздействия окружающей среды, но главное - развитие, расширение сферы самосознания.

С одной стороны, расширение этой сферы связано с осознанием человеком самого себя (self-consciousness), что формирует более полный опыт личности, увеличивает возможность выбора и повышает степень свободы личности. С другой стороны, развитие самосознания - это открытие себя как реальности.

Исследование представления человека о себе и его роли в развитии личности было начато работами К.Роджерса. Он полагал, что “Я” - это сложная система представлений человека. Оно включает Я-концепцию (представления человека о себе), в формировании которой определяющую роль играют межличностные отношения, а также “Идеальное “Я” - систему ценностей, ту Я-концепцию, какую “Я” хотело бы иметь. Оно также формируется в результате взаимодействия человека с социальным окружением. Именно “Идеальное “Я” приводит к согласованию или рассогласованию Я-концепции и опыта. Степень расхождения “Идеального “Я” и Я-концепции и определяет позитивное или негативное отношение человека к самому себе.

Для того чтобы личность имела возможности роста͵ крайне важно , чтобы “опыт” (ᴛ.ᴇ. представления о мире, своем месте в нем, о своих действиях) был согласован с Я-концепцией. Способность к подлинному согласованию Я-концепции и “опыта” зависит именно от степени расхождения Я-концепции и “Идеального “Я”. Для того чтобы открыть человека опыту, крайне важно интегрировать в единую систему Я-концепцию и “Идеальное “Я”. Эта интеграция является условием “полноценного функционирования личности”, условием становления и роста личности: рост личности - это развитие у нее способности и желания быть самим собой (К.Роджерс).

Недирективная терапия К. Роджерса. Карл Роджерс разработал оригинальную концепцию нарушений (деформаций) психического развития личности. Согласно Роджерсу, препятствия личностному росту возникают в детстве и являются нормальным моментом развития. Он рассматривал несколько наиболее распространенных препятствий личностному росту.

Потребность в любви и позитивном признании - универсальная и постоянная потребность, присущая каждому человеческому существу. Любовь настолько важна для ребенка, что он изменяет свое поведение, чтобы получить родительскую любовь. В результате может возникать состояние несоответствия между “Я” и опытом, поскольку ребенок может действовать против собственных интересов, или отрицать некоторую часть себя.

Поведение или отношение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отрицает некоторую часть самости Роджерс называет условием ценности. Родители поощряют детей за поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ от них, детей, ожидается. Очевидно, что при этом другие поведенческие модели не поощряются. Получается, что родители как бы показывают ребенку: мы любим тебя за то-то и то-то; чтобы мы тебя любили, тебе нужно отказаться от того-то и того-то. Роджерс считал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как личности, так как в результате ребенок пытается соответствовать чужим стандартам, а не определяет, кем он в действительности хочет быть и добиваться этого. Данный процесс приводит к формированию “Я”-концепции, находящейся в несоответствии с опытом человека.

Переживания, находящиеся в несоответствии с “Я” концепцией создают угрозу “Я”-концепции, они не допускаются в сознание. Для того чтобы сохранить целостность “Я”-концепции и не допустить осознания противоречащего ей опыта͵ человек формирует механизмы защиты. Роджерс выделял два базовых защитных механизма – отрицание и искажение восприятия. В случае если между “Я”-концепцией и опытом существуют значительные несоответствия, защиты могут стать неэффективными. Новые “Я”-представления проникают в сознание и старая “Я”-концепция разрушается. Поведение человека в данный момент становится странным, нелогичным, “безумным”. Для работы с людьми, страдающими такими расстройствами, Роджерс разработал свою недирективную терапию.

Подход Роджерса основывался на его убеждении в том, что человек обладает способностью к самонаправленному изменению личности, в связи с этим терапевт должна быть менее директивным во взаимоотношениях с пациентом, чем это принято в других формах терапии. Терапевт, к примеру, не дает советов, не задает вопросов и не отвечает на вопросы клиента. Вместо этого терапевт пытается отразить то. Что сказал клиент и пояснить его чувства. Позднее Роджерс перенес основной акцент своей терапии на понимание самовосприятия клиента.

Роджерс полагал, что для осуществления позитивных личностных изменений крайне важно и достаточно наличие шести терапевтических условий. Οʜᴎ создают основу того, что происходит на сеансах недирективной терапии.

Терапевт и клиент находятся в психологическом контакте. Не должна быть никакого позитивного изменения личности вне взаимоотношений.

Клиент находится в состоянии несоответствия между своими переживаниями и “Я”-концепцией.

Психотерапевт является гармоничной личностью. Это значит, что терапевт должен находиться в гармонии с собой, своими переживаниями и мыслями; он также должен быть искренним в своих взаимоотношениях с клиентом.

Терапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. Терапевт относится к клиенту с теплом, хвалит его как человека, находящегося в процессе становления и не дает оценок его чувствам и переживаниям. Выполнение этого условия позволяет клиенту погрузиться в себя, выразить свои чувства, не боясь упрека, и, в конце концов, интегрировать эти чувства с измененной “Я”-концепцией.

Терапевт чувствует, переживает и понимает внутренний мир переживаний клиента. Выполнение этого условия способствует тому, что клиент также поймет и примет свои переживания, интегрировав их в свою “Я”-концепцию.

Передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания терапевта. Только когда клиент чувствует, что его принимают, у него появляется возможность достичь позитивного изменения личности.

Роджерс утверждал, что именно клиент, не терапевт, ответственен за любой личностный рост во время терапии. Психотерапевт создает для изменения необходимые условия, но только клиент является действующим фактором изменения своей личности. Полагая, что при наличии правильных условий люди будут естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью, Роджерс на своих сеансах терапии просто создавал эти условия. В этом смысле психотерапевты, придерживающиеся теории Роджерса, скорее “способствуют росту”, а не “лечат больных” (как в психоанализе) или “модифицируют поведение” (как в бихевиоральной терапии). Недирективная психотерапия предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности, про него можно сказать, что он является полноценно функционирующим человеком.

Никто, за исключением Фрейда, не оказал такого влияния на практику психотерапии, как Роджерс. Его подход успешно применяется при консультировании и терапии в таких разных областях, как образование, расовые отношения, семейные отношения и т.д. Утверждение целостности и уникальности человека, связанное с акцентом на важность “Я”-концепции, также имело огромное влияние на современную теорию и практику психотерапии.

referatwork.ru

Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии

Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии.

А.Маслоу. Личность как целое. Структура в развитии.

Личность сравнивается с природным организмом. Это метафора, которую можно понять так: личность развивается сама, у нее есть собственные возможности для развития. Понятие развития личности как самодвижение, развитие, у которого есть, в самом субъекте, естественные движущие силы. Здесь слово естественный – значит, существенный для развития и саморазвития.

К.Гольдштейн, представление об организме как целом, единстве телесного и психического. Личность можно рассматривать (метафорически) как организм, если при этом полагать: личность есть целое, в ней нет ничего лишнего. Как полноценно функционирующий организм личность тоже не имеет излишних органов. Это субъект, у которого ничего не отнято, который свои естественные (а мы договорились пересказывать словом естественные – существенные для развития) возможности использует полностью.

Телесный организм. Метафора личности как организма означает возможность полного развития и незавершенность его в данный момент. Самоактуализация - полное выражение собственных возможностей и способностей. Телесное имеет значение, но оно не может быть выявлено, или стать материалом для терапии без психического усилия, без сознавания пациентом.

Социальные отношения. Потребности – ступени, не разрешив нижние не появятся верхние. Межиндивидуальная синергия – продуктивное проецирование с другими (результат синергии выше суммы составляющих ее частей). После межиндивидуальной наступает внутрииндивидуальная синергия. Кто продуктивно общается с другими, лучше может понять и свой опыт.

Представление о себе, собственно личность – совпадают, как сознаю себя, таков я и есть в реальности. Единство, соединение противоположного – целостное мышление. Возможности соединять в своем сознании противоположные черты. Внимание сконцентрировано на процессе, а не на средствах. Личность (нет понятия самости) – единство совершаемых действий и их сознавание. Полностью происходит при пик-переживаниях. Это момент изменения внутреннего опыта (творческие открытия, влюбленность). Это не состояния, а чаще моменты, инсайт, переструктурирование ситуации. После него человек выходит на новый уровень, плато-переживания.

В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей:

Потребность в самоактуализации

Потребность в гармонии, эстетическая

Потребность в познании себя

Потребность в самоуважении

Потребность в принадлежности к социальному целому

Потребность в безопасности

Физиологические нужды

Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребностей – редукцию напряжения и стремление к развитию.

Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне потребность удовлетворяется путем редукции, снижения напряжения.

Потребность в познании себя – познавательная, чистое познание себя, ради процесса.

Потребность в гармонии – потребность в упорядоченности мира.

Самоактуализация – потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития. Второй способ удовлетворения потребностей – стремление к развитию.

В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху.

8 путей самоактуализации:

Переживание без критики

Предпочтение выбора роста выбору страха

Прислушивание к голосу импульса

Честность, принятие на себя ответственности

Нонконформизм, независимость

Раскрытие своих возможностей

Понимание, что для тебя хорошо и что – плохо, цели жизни

Отказ от психологических защит

Роджерс.

Тенденция к самоактуализации - стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Она врожденная (как семя стремиться стать деревом).

Человек познает себя, наблюдая и оценивая свой опыт. Я это не конечное образование, а процесс. Люди не просто способны к личностному росту, а это является для них преобладающей тенденцией.

Телесный организм. Необходимость сознавания возможного опыта как источника развития. Телесное имеет значение, но оно не может быть выявлено, или стать материалом для терапии без психического усилия, без сознавания пациентом.

Социальный опыт – сознаваемый опыт, привлекаемый для развития, который необходимо верно представлять. Конгруэнтность – верное представление о другом, о социальном контакте. Выделяет 3 вида значений:

Субъективное – личное мнение, собственная оценка другого и результат взаимодействия с ним, неконгруэнтно

Объективное – экспертная оценка, оценка для многих, м.б. некогруэнтной

Интерперсональное, субъект-субъектное знание, на нем основаны техники открытого общения.

Конгруэнтность может быть достигнута только в группе. Знание передается от одного к другому, пока не будет достигнуто конгруэнтное, интерперсональное знание. Условие понимания себя – понимание других, эмпатия.

Представление о себе, собственно личность. Собственно личность – это организованный, связанный гештальт, находящийся в формировании по мере изменения ситуации. Характеристики полно развивающейся личности:

Открытость новому опыту

Вера в свой организм

Внутренний локус

Стремление существовать в процессе

Собственно личность – реальное Я, внутренняя конгруэнтность, понимание собственных потребностей, адекватная самооценка. Чтобы была возможность развития необходимы противоречия в гештальте.

Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития, возможностях достижимых.

Дистанция между реальным и идеальным Я – источник развития.

Юнг. Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Эго – центр сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем (влияют на поведение индивида). Например, комплекс власти – расходует психическую энергию на деятельность прямо или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан.

Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком в разные времена. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи, формы (изначально пустые) или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации. Архетипы: Я – представление о себе, поверхностное Я; Персона –публичное лицо, множество проигрываемых социальных ролей. Она для других и скрывает истинную сущность; Тень – темная, дурная и животная сторона личности, неуправляемое телесное желание, но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус - человек существо по своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскулинность и фемининность - в одном человеке). Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами. Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Это переживание индивидуации, уникальности себя, своего поступка, мысли и одновременно – переживание единства с человечеством. Архетип находится на границе личного и коллективного бессознательного. Это безличный архетип, символ равновесия. Самость упорядочивает остальные свойства. Здесь возможно единство сознания и бессознательного, они не противоречат, а дополняют друг друга.

Индивидуация – приближение к пониманию себя, развитие личности, путь к коллективному бессознательному, к единству с человечеством. Это выявление собственных сущностных свойств. Конечная цель – полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог индивидуации – самореализация.

1) Природный организм. Юнг не считал тело самостоятельным. Тело и душа неразделимы, это разные стороны феномена жизни.

2) Социальные отношения – материал для заполнения архетипов. Архетип тени, маски, образ врага, анима, анимус.

3) а) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие сознания, но поэтому интеллектуальное знание не может быть полным так как бессознательное находится вне его контроля. Правильный путь познания – интуиция, воображение. Такой путь проникновения в себя может быть более глубоким и верным.

б) Понятие самости, собственно личности, реального Я. Самость – архетип.

Есть разные представления о строении личности – разное представление о ее развитии.

Есть универсальная схема: организм – социальный индивид – личность. (Джемс, Леонтьев, Фрейд, Юнг – развитие как индивидуация самости).

Движущие силы развития, где они находятся. Возможные варианты:

В субъекте. Фрейд (внутренний конфликт), Юнг и гуманистическая психология (особая потребность – самоактуализация, базовый характер потребности).

Среда. Уотсон (из любого младенца можно сделать кого угодно). 3.

Взаимодействие (отношение). Сейчас и гуманистическая психология и современный бихевиоризм склоняются к взаимодейстию. Выготский, Леонтьев, Эльконин. Стадиальные теории (нельзя перескочить стадию, стадии привязываются к хронологическому возрасту).

globuss24.ru

Гуманистическая психология о развитии личности

Гуманистическая психология зарождалась в сороковые годы, окончательно оформилась в шестидесятые годы ХХ века в Америке на основе философской школы экзистенциализма. В ответ на игнорирование психоанализом таких важнейших фактов, как возможность сознательно и целенаправленно развивать определённые стороны «образа «Я», в ответ на механицизм поведенческого подхода в бихевиоризме, сторонники нового подхода в психологии подчёркивали необходимость разработки третьего пути в психологии личности. Один из основателей новой парадигмы в психологии Г. Олпорт возражал против переноса фактов, характерных для невротиков, на психику здорового человека, равно как и против собирания «голых фактов» поведенческих стереотипов, делающих психологию «всадником без головы». Исходным постулатом стало признание человека уникальной личностью, которая представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Неповторимость личности связывалась с тем, что в каждом человеке сложена своеобразная мозаика сочетания психологических качеств и потребностей – его самость. Самость развивается в «феноменальном поле», представляющем собой внутренний мир человека. Степень соответствия между реальным опытом человека и его осознанием в феноменальном поле называется конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности проявляется в ситуациях, когда человек максимально точно передаёт то, что он осознаёт, переживает. Неконгруэнтность проявляется в ситуациях расхождений между содержанием опыта и сообщением о нём. По мысли К. Роджерса, автора понятия «конгруэнтности», стремление к большей конгруэнтности есть фундаментальный аспект человеческой природы. Цель развития личности заключается в максимальном проявлении самости, что реализуется в процессе самоактуализации человека. А.Маслоу считал, что человеку необходимо осознать и проявить в своей жизнедеятельности тот набор личностных черт, которые составляют сущность его «Я». Поэтому именно осознанные мотивы и стремления, а не бессознательные инстинкты, составляют суть человеческой личности. Процессу самоактуализации сопутствуют трудности и препятствия, отступая перед которыми, человек прекращает свой личностный рост, что не проходит для него бесследно, приводя к неврозам и расстройствам психики. Гуманистическая психология выявила принципиально новую роль общества для психического становления личности. С одной стороны, общество необходимо человеку для его самоактуализации. С другой стороны, любое общество стремится сделать человека типичным представителем своей среды, стирая его индивидуальность. Поэтому развитие личности есть единство её идентификации и отчуждения. Оптимальным по А. Маслоу является такое сочетание, когда человек идентифицирует себя с обществом во внешнем плане, т.е. в общении с окружающим миром, сохраняя отчуждение во внутреннем плане, плане его личностного развития, развития самосознания. Открытия, сделанные гуманистической психологией, положили начало исследованию позитивных достижений личностного опыта, помогли раскрыть механизмы творческого развития и саморазвития детей и взрослых. Широкое применение в педагогической практике, практике психоконсультирования получили многие выявленные гуманистической психологией закономерности. Назовём некоторые из них - потребность в любви как движущая сила развития ребёнка, безусловное принятие как фактор психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию собеседника, позитивное внимание к ребёнку как условие педагогического взаимодействия.

Автор: Склярова Т.В. Источник: http://www.portal-slovo.ru/

realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!

realfaq.ru

Гуманистическая психология о развитии личности

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

Гуманистическая психология зарождалась в сороковые годы, окончательно оформилась в шестидесятые годы ХХ века в Америке на основе философской школы экзистенциализма. В ответ на игнорирование психоанализом таких важнейших фактов, как возможность сознательно и целенаправленно развивать определённые стороны «образа «Я», в ответ на механицизм поведенческого подхода в бихевиоризме, сторонники нового подхода в психологии подчёркивали необходимость разработки третьего пути в психологии личности. Один из основателей новой парадигмы в психологии Г. Олпорт возражал против переноса фактов, характерных для невротиков, на психику здорового человека, равно как и против собирания «голых фактов» поведенческих стереотипов, делающих психологию «всадником без головы». Исходным постулатом стало признание человека уникальной личностью, которая представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Неповторимость личности связывалась с тем, что в каждом человеке сложена своеобразная мозаика сочетания психологических качеств и потребностей – его самость. Самость развивается в «феноменальном поле», представляющем собой внутренний мир человека. Степень соответствия между реальным опытом человека и его осознанием в феноменальном поле называется конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности проявляется в ситуациях, когда человек максимально точно передаёт то, что он осознаёт, переживает. Неконгруэнтность проявляется в ситуациях расхождений между содержанием опыта и сообщением о нём. По мысли К. Роджерса, автора понятия «конгруэнтности», стремление к большей конгруэнтности есть фундаментальный аспект человеческой природы. Цель развития личности заключается в максимальном проявлении самости, что реализуется в процессе самоактуализации человека. А.Маслоу считал, что человеку необходимо осознать и проявить в своей жизнедеятельности тот набор личностных черт, которые составляют сущность его «Я». Поэтому именно осознанные мотивы и стремления, а не бессознательные инстинкты, составляют суть человеческой личности. Процессу самоактуализации сопутствуют трудности и препятствия, отступая перед которыми, человек прекращает свой личностный рост, что не проходит для него бесследно, приводя к неврозам и расстройствам психики. Гуманистическая психология выявила принципиально новую роль общества для психического становления личности. С одной стороны, общество необходимо человеку для его самоактуализации. С другой стороны, любое общество стремится сделать человека типичным представителем своей среды, стирая его индивидуальность. Поэтому развитие личности есть единство её идентификации и отчуждения. Оптимальным по А. Маслоу является такое сочетание, когда человек идентифицирует себя с обществом во внешнем плане, т.е. в общении с окружающим миром, сохраняя отчуждение во внутреннем плане, плане его личностного развития, развития самосознания. Открытия, сделанные гуманистической психологией, положили начало исследованию позитивных достижений личностного опыта, помогли раскрыть механизмы творческого развития и саморазвития детей и взрослых. Широкое применение в педагогической практике, практике психоконсультирования получили многие выявленные гуманистической психологией закономерности. Назовём некоторые из них - потребность в любви как движущая сила развития ребёнка, безусловное принятие как фактор психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию собеседника, позитивное внимание к ребёнку как условие педагогического взаимодействия.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Гуманистическая психология о развитии личности

Гуманистическая психология зарождалась в сороковые годы, окончательно оформилась в шестидесятые годы ХХ века в Америке на основе философской школы экзистенциализма. В ответ на игнорирование психоанализом таких важнейших фактов, как возможность сознательно и целенаправленно развивать определённые стороны «образа «Я», в ответ на механицизм поведенческого подхода в бихевиоризме, сторонники нового подхода в психологии подчёркивали необходимость разработки третьего пути в психологии личности. Один из основателей новой парадигмы в психологии Г. Олпорт возражал против переноса фактов, характерных для невротиков, на психику здорового человека, равно как и против собирания «голых фактов» поведенческих стереотипов, делающих психологию «всадником без головы». Исходным постулатом стало признание человека уникальной личностью, которая представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Неповторимость личности связывалась с тем, что в каждом человеке сложена своеобразная мозаика сочетания психологических качеств и потребностей – его самость. Самость развивается в «феноменальном поле», представляющем собой внутренний мир человека. Степень соответствия между реальным опытом человека и его осознанием в феноменальном поле называется конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности проявляется в ситуациях, когда человек максимально точно передаёт то, что он осознаёт, переживает. Неконгруэнтность проявляется в ситуациях расхождений между содержанием опыта и сообщением о нём. По мысли К. Роджерса, автора понятия «конгруэнтности», стремление к большей конгруэнтности есть фундаментальный аспект человеческой природы. Цель развития личности заключается в максимальном проявлении самости, что реализуется в процессе самоактуализации человека. А.Маслоу считал, что человеку необходимо осознать и проявить в своей жизнедеятельности тот набор личностных черт, которые составляют сущность его «Я». Поэтому именно осознанные мотивы и стремления, а не бессознательные инстинкты, составляют суть человеческой личности. Процессу самоактуализации сопутствуют трудности и препятствия, отступая перед которыми, человек прекращает свой личностный рост, что не проходит для него бесследно, приводя к неврозам и расстройствам психики. Гуманистическая психология выявила принципиально новую роль общества для психического становления личности. С одной стороны, общество необходимо человеку для его самоактуализации. С другой стороны, любое общество стремится сделать человека типичным представителем своей среды, стирая его индивидуальность. Поэтому развитие личности есть единство её идентификации и отчуждения. Оптимальным по А. Маслоу является такое сочетание, когда человек идентифицирует себя с обществом во внешнем плане, т.е. в общении с окружающим миром, сохраняя отчуждение во внутреннем плане, плане его личностного развития, развития самосознания. Открытия, сделанные гуманистической психологией, положили начало исследованию позитивных достижений личностного опыта, помогли раскрыть механизмы творческого развития и саморазвития детей и взрослых. Широкое применение в педагогической практике, практике психоконсультирования получили многие выявленные гуманистической психологией закономерности. Назовём некоторые из них - потребность в любви как движущая сила развития ребёнка, безусловное принятие как фактор психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию собеседника, позитивное внимание к ребёнку как условие педагогического взаимодействия.

Автор: Склярова Т.В. Источник: http://www.portal-slovo.ru/

realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!

microreview.ru