Психология личности. Особенности формирования личности. Формирование личности психология личности


16 Понятие личности в психологии.

Личность- это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.

17 Изучение понятий свойств личности (отечественная психология)

Личность - это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность!

Личность - системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и в общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или опосредованно, вследствие того, что человек живёт в человеческом обществе, относятся к личности.

Развитие личности это закономерный, непрерывный процесс, количественных, качественных и структурных изменений. Физических, психических и духовных сил человека.

Факторы развития личности:

Внешние (социальные)

Внутренние (биогинетика)

Условия развития личности:

Внешние (воспитание, образование)

Внутренние (собственная активность)

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личностью не рождаются, личностью-становятся!

Личность может ломаться,

Личность могут сломать,

И тогда человек становится потухшим,

Перестаёт быть Личностью!

studfiles.net

Гуманитарный институт

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет»

Кафедра «Социология и психология»

Дисциплина: «Психология»

Контрольная работа

на тему: «Формирование и развитие личности»

Выполнил

Студент гр. ЗФЭБ

Исмагулова Айгуль Жаксылыковна

Проверил

Кандидат психологических наук

Доцент кафедры

«Социология и психология»

Байбекова Галина Петровна

Астрахань – 2014

План:

  1. Введение

  2. Основная часть:

    1. Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития

    2. Понятие и сущность процесса социализации, её этапы.

    3. Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

    4. Устойчивость личности и психическое здоровье, понятие психопатологии. Психотерапевтическое воздействие на личность.

  1. Заключение

  2. Список литературы

Введение

Проблема формирования и развития личности не теряет своей актуальности на протяжении вот уже многих поколений людей. Ведь никому не секрет, что уровень социального, материального, а самое главное духовно-нравственного развития общества напрямую зависит от его самой главной составляющей - личности. Вот почему первоочередной задачей любого социума является обеспечение нормальных условий формирования и развития здоровой и полноценной личности.

Проблема становления личности волнует умы человечества, начиная с древних времен, ведь основополагающей силой развития общества, движения вперед на пути прогресса всегда являлись, в первую очередь, люди, а в частности личности. Именно поэтому исследования человеческой натуры мы можем прослеживать ещё в трудах древнейших ученых, таких как Сократ, Платон, Аристотель, и они продолжаются и в наши дни с помощью современных технологий и новый методов изучения факторов и механизмов развития человека. Это и обуславливает степень разработанности данной проблемы в литературе.

Целью моей работы стало узнать, что собой представляет человеческая личность, её структура, факторы формирования и дальнейшего развития. Что оказывает наиболее сильное влияние в различные периоды жизненного пути человека. Природа создавала каждого человека индивидуальностью, чей внутренний мир и внешний облик неповторимы, но в то же время мы являемся представителями одного вида, сталкиваемся с одними и теми проблемами и задачами на своем о жизненном пути. Недаром говорят, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности. Этим и сложна и интересна задача моей работы: познать глубинные процессы и особенности становления, формирования, развития, приобщения к социуму личности.

2.1 Понятие личности, её структура, факторы формирования и развития

Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

studfiles.net

Психология личности. Особенности формирования личности — Мегаобучалка

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Такими характеристиками являются характер, темперамент, способности, потребности, интересы, мировоззрение.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Различают следующие темпераменты: сангвинический, флегматичный, холерический, меланхолический.

Сангвиник быстро сходится с людьми, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматик медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Поэтому для людей этого темперамента характерны выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность холерика проявляется и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Меланхолики с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо каждому. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

Характер –совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни.

Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способности реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Содержание характера составляет жизненную направленность лич­ности, т. е. её материальные и духовные потребности, инте­ресы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности оп­ределяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает нали­чие чего-то значимого для него в мире, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий. Обладание целями жизни – главное условие образования характера.

Мировоззрение – развёрнутая система взглядов человека на окружающую действительность, на общество, на людей. Формирование мировоззрения осуществляется в результате накопленных знаний, опыта.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Способности включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.

Потребность – это состояние нужды организма в чём-то, что не обязательно осознано. Среди потребностей человека прежде всего выделяются биологические и социальные. К биологическим относятся потребности в пище, воде, кислороде и др. Социальные потребности разделяются на материальные и духовные. Материальные потребности – это нужды человека в некоторых предметах, без которых он не может считать своё существование благополучным. Духовные потребности – это потребности в общении, во власти, в физическом и духовном самосовершенствовании.

Деятельность – форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. Деятельность человека благодаря автоматизации её отдельных компонентов может направляться на решение более сложных задач.

Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние стороны деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спорт), построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности – привычка. От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта, то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной.

Формирование личности есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, средств массовой информации. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, их воспитательное значение различно. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.

 

megaobuchalka.ru

Психологические механизмы формирования личности

Основой формирования человека кик личности является деятельность. Опре­деляющим условием существования, развития человека как соци­ального существа является совокупность разных видов деятельности, в которые человек включается. Освоение деятельности и ее усложнение является важным усло­вием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчинения и ценности человеческих деятельностей, на их динамику. При построении воспитательных воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов дея­тельности, с которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание.

В отечественной психологии понятия личности и деятельности рассмат­риваются как внутренне взаимосвязанные явления. Разрабатывая проблему деятельности и активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности, которые по своему происхо­ждению делятся на естественные и культурные.

Потребности характеризуются следующими признаками:

► любая потребность имеет свой предмет, осознание нужды в чем-то;

► всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворя­ется;

► потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах, в непосредственных побужде­ниях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совер­шенно разным видам деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и соответствуют разные мотивы.

Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения - осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознан­ностью и, во-вторых, своей тесной связью с миром чувств - это система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал - это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план само­воспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения личности.

Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этом устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности.

Одинаковые мотивы по-разному реализуются в по­ведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления в поведении (например, участие в общественной работе, побуждаемое сопер­ничеством, желанием первенствовать среди товарищей не обязательно означает стремление школьника принести пользу своему классу). В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности.

Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризует развитие мотивационной сферы личности. А необходимые изменения соотношения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организацией деятельности. Поэтому в пси­хологии принято говорить о системе мотивов, мотивации.

Дети школьного возраста участвуют в различных типах деятельности. Каждый из них характеризуется не только определенным составом различных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности, в которой проявля­ются, формируются или перестраиваются частные психологические процессы (в игре - воображение, в учении - абстрактное мышление), от нее за­висят основные психические изменения каждого периода развития ребенка. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особен­ностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.

Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового воз­раста благодаря соответствующим типам ведущей деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники фор­мируют интеллектуальные, познавательные способности, операционально-технические возможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.

Формирование нравственной сферы личности предполагает формирование нравственного сознания и поведения школьника. Под нравственным сознанием понимается отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу.

Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запас нравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения в возникающих новых для него ситуациях. Но усвоение нравственных понятий само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения. Психологические исследования показали, что нередко дети, хорошо зная нравственные нормы, не следуют им в своем поведении, поэтому процесс воспитания нельзя свести только к словесному воздействию, необходима организация деятельности учащихся.

Вербальные методы воспитания учащихся не должны преобладать над их конкретной деятельностью. Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответствующих им нравственных привычек. Целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемое на основе нравственных понятий пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования нравственного поведения. Формирование нравственного поведения предполагает формирование нравственных привычек (привычки к труду, товарищеской помощи).

Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств, привычек) наиболее успешно формируется в специально организованной системе воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, но специально проецируются в этой деятельности, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в нравственные убеждения.

Формирование личности немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития или иных способностей), выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.

К основным психологическим механизмам формирования личности, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Психологические механизмыявляются стихийными, поскольку человек, под­вергаясь их воздействию, не может в полной мере их осознать, а также созна­тельно управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в разви­тии человека вместе с сознательными формами «самопостроения», действуют в русле общего процесса опредмечивания по­требности в общении.

Говоря о функционировании механизма сдвига мотива на цель, следует отметить, что этот процесс подчиняется правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоя­тельный мотив (цель приобрела статуе мотива).

Конечно, не все можно передать ребенку в форме направленных воспи­тательных воздействий. Огромная роль в передаче «личностного опыта» принадлежит косвенным влияниям - через личный пример, «заражение», подражание. Этот механизм получил название механизма иден­тификации, характернойособенностью которого является то, что па первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не полностью контролируется родителями. На более поздних возрастных этапах развития круг лиц, из которых выбирается объект идентификации, значительно расширяется.

Механизм принятияи освоения социальных ролей похож на механизм идентификации, но отличается от него большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого образца. Этот механизм в психологии включает понятия «социальная позиция» и «социальная роль».

Психологические механизмы формирования личности действуют совместно, переплетаясь и усиливая друга, а также могут принимать осознанные формы, но осознание не является необходимым для их работы, и чаще всего оно оказывается невозможным.

Наиболее успешное формирование психологических свойств личности происходит при соблюдении следующих условий.

1. Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать личность полностью, весь субъективный мир человека. Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что он хочет сформи­ровать у учащегося, и тем, что субъективно значимо для него.

2. Активность и самостоятельность самого учащегося.

3. Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка - необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для фор­мирования нужных мотивов деятельность ребенка должна быть органи­зована соответствующим образом. В деятельности формируются и про­являются привычные способы поведения.

4. Подкрепление, т.к. отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к уга­санию мотива.

Личность и субъект

Проблема субъектности в последние десятилетия выступает в качестве объекта специального изучения в психологии лично­сти (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский). Идея субъектности чело­века, означающей «...свойство самодетерминации его бытия в мире» (В.А. Петровский), рассматривается в качестве опорной для данной области психологии. «Быть личностью... означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», - отмечает В.А. Петровский, рассматривая через эту категорию вну­треннюю связь между личностным и субъектным.

Во-первых, «быть личностью - значит быть субъектом соб­ственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром».Это включает физический, психофизичес­кий, психологический, социальный и другие аспекты взаимоот­ношений человека с его природным и социальным окружением.

Во-вторых, «бытьличностью - значит быть субъектом предметной деятельности», в которой человек выступает как дея­тель.

В-третьих, «быть личностью - это быть субъектом обще­ния», где, согласно В.А. Петровскому, формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон, «... быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни других людей».

В-четвертых, согласно В.А. Петровскому, «быть личностью означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные конституенты.

Рассматривая субъектность как конституирующую характеристику личности, В.А. Петровский вводит важные для педагогической психологии понятия: понятие «вир­туальной субъектности» как момента становления, перехода в это состояние, что соотносится с возникновением личностного в человеке; понятие «отраженной субъектности» - «подлинный субъект не может не быть субъектом для самого себя и вместе с тем субъектом своего бытия для другого».

?Контрольные вопросы:

1. К.К. Платонов представил личность в единстве четырех подструктур. Какая подструктура является ведущей?

2. Что является источником активности личности?

3. Каковы основные психологические механизмы формирования личности?

4. Существует ли, на ваш взгляд, внутренняя связь между личностным и субъектным?



infopedia.su

История становления психологии личности. проблема личности в современной психологии

Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Знание личности - предпосылка эффективного управления ее деятельностью.

В современной психологии бытуют самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются биологическая, биосоциальная и социальная.

Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями, и в первую очередь сексуальным. Из влечений Фрейд выводит и неизбежность войн, отвечающих, по его мнению, природе человека с его влечением к смерти и разрушениям. Концепция Фрейда является концепцией сугубо биологического индивидуализма личности.

Представители биосоциальной концепции (а их большинство) разрывают личность как бы на две половины и считают, что психические процессы человека имеют биологическую природу, в то время как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание ошибочно, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развития сенсорики, достигаемой только в предметной деятельности.

Широко распространена в психологии социальная концепция личности (Дюркгейм, Выготский). Также активно разрабатывается так теория социализации. Согласно этой теории человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение при этом отводится общению, психологическому взаимовлиянию, в то время как экономические и политические отношения людей и их влияние на личность не учитываются. Представители этой концепции большое внимание уделяют исследованию явлений конформизма, или влиянию социальной группы на личность. Психологи «груп-пизма» объявляют всеобщей закономерностью сознательное или несознательное стремление личности приспособиться к требованиям группы, иными словами, к непосредственному окружению. При этом конформизм считается универсальным механизмом.

В действительности влияние группы на личность может иметь различный характер. Это зависит как от особенностей личности, ее характера, так и особенностей воздействия. Взаимоотношения группы и личности в условиях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи принципиальны, а действие члена коллектива в интересах группы - действие коллективиста по убеждению. Такое действие не имеет никакого отношения к конформному поведению.

Другой социально-психологической концепцией является теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения - результат научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк и др.). Научение, безусловно, имеет огромное жизненное значение, в том числе и для формирования личности. Однако все развитие личности нельзя свести только к влиянию индивидуального опыта. Решающее влияние на ее формирование оказывают сложившиеся в социуме отношения, которые являются определяющим контекстом для любых взаимодействий личности.

Весьма популярна в психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек играет некий набор ролей, комбинация которых создает его индивидуальность. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений с другими людьми. Безусловно, исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. Однако нельзя рассматривать роль только в системе психологических отношений, без учета материальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позиции личности, так и ее место в обществе, без ее индивидуальных особенностей.

И, наконец, заметным направлением в психологии личности является теория поля, разработанная Куртом Левиным и его многочисленными последователями. Согласно этой концепции поведение индивида вынужденно: личность движется во внешнем поле сил притяжения и отталкивания. Концепция Левина является гештальтистской. Хотя личность и рассматривается в целостной ситуации, группе, однако не учитываются макросоциальные детерминативы ее поведения.

Как видим, каждая из упомянутых теорий объясняет социальное поведение человека исходя из замкнутых в себе свойств личности или среды. При этом не учитываются объективные общественные условия жизни человека, детерминирующие его поведение. Эти теории, по существу, игнорируют действительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей. Этот недостаток преодолевается в работах русского психолога А. Ф. Лазурского, который впервые в психологии поставил проблему отношений и довольно четко показал зависимость системы отношений от социальных условий жизни.

В 1931 г. Л. С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии - проблема личности и ее развития». Примерно в это же время Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезирования оказалась неудачной, и Г. Олпорт вынужден был отказаться от определения личности, признавая только то, что «человек - это объективная реальность». Следует признать, что и для зарубежной, и для отечественной психологии проблема личности оказалась труднейшей. Даже наличие в советской психологии объединяющего идеологического знаменателя в виде марксистской философии не стимулировало однозначного толкования личности и ее природы.

Во всяком случае, как отмечает К. К. Платонов, с 1917 по 70-е гг. в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1917-1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936-1950 гг. - личность как опыт человека; 1950-1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962-1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

О существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в различные исторические отрезки времени говорил и А. В. Петровский. Период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». По мнению А. В. Петровского, подобное представление о личности оказывается «удивительно неэвристичным», поскольку стирается грань между понятиями «личность» и «индивид», личность дробится на составляющие, рядоположенные друг другу элементы.

С середины 1960-х гг. предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности, а состоявшийся в 1969 г. Всесоюзный симпозиум по проблемам личности прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода. Последующая критика этого подхода заключалась в том, что в личности выделялись как биологическая, так и социально обусловленная подструктуры, а это приводило к тому, что между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид» ставился знак равенства.

К концу 1970-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности. Признание несомненного единства, но не тождества понятий «личность» и «индивид» (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.) порождало ряд вопросов, среди которых был и вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается термином «личность» и оказывается несводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя - индивида.

А. Н. Леонтьев писал: «Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Иначе говоря, личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами».

Личность может быть понята только в системе устойчивых межиндивидных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти связи вполне реальны, но по природе своей «сверхчувственны»; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним не сводимы; они даны исследователю в проявлениях личности каждого члена группы, но вместе с тем образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого в системе межиндивидных связей, шире - в системе отношений в социуме (А. В. Петровский).

Итак, можно констатировать, что сегодня в психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъекта деятельности, но при этом отсутствует общепринятая концепция личности.

psyera.ru