Конспект занятия по психологии "Управление эмоциями". Психологическое упр для детей управление эмоциями


Учим ребёнка управлять своими эмоциями

Учим ребёнка управлять своими эмоциями

Иногда возникают ситуации, когда ребенку следует тихонько себя вести, не бегать, не прыгать, не кричать. Но у него не всегда получается выполнять все эти требования. Родителям важно научить своих крошек управлять эмоциями.Слишком эмоциональным людям очень тяжело жить в обществе. Что уж говорить про маленьких детишек, когда некоторым взрослым тяжело сдержать себя. Случаются иногда такие моменты, что ребенок начинает слишком капризничать от того, что ему что-то не купили, он становится неуправляемым от невыполненных желаний. Поэтому еще с малых лет ребятам необходимо учиться контролировать свои эмоции.

Не запрещайте, а направляйте

Когда ребенок еще совсем маленький, ему очень сложно справиться со своими эмоциями, которые накрывают его как будто морские волны. Главная родительская задача – помочь малышу овладеть эмоциями. Самых больших трудностей родителям доставляют негативные эмоции карапуза, которые проявляются криками, слезами или физической агрессией. Когда возникают такие истерики, мамы и папы просят своих малышей успокоиться и не капризничать. Но такой подход к решению проблемы совсем не дает результатов. Ведь подумайте сами, что даже взрослые люди не могут мгновенно успокоиться по чьей-то просьбе. Кроме этого, запрет на проявление негативных эмоций также отрицательно влияет на ребенка. Позднее свою агрессию он может выплеснуть на животное или другого человека. Еще хуже, если она выплеснется на самого ребенка в виде депрессий или психосоматических заболеваний. По этим причинам не следует запрещать ребенку проявлять свои негативные эмоции, а лучше учите его направлять их на мирные цели.

Реакция родителей на детский плач

Как действовать мамам и папам у которых ребята злятся или плачут от обиды? Родителям просто необходимо признать право малышей на проявление этих чувств. Несмотря на то, что причинами для плача послужили совсем глупые и незначительные ситуации. Ведь такие ситуации, как потерянная самая любимая игрушка, ссора с друзьями или неудачная попытка что-то сделать самому, являются пустяковыми для родителей, а для малышей – это самое большое горе. Никогда не следует говорить своему ребенку, что хорошие детки не вредничают или мальчишки никогда не плачут. Такие фразы только прививают ребенку стыд к проявлению своих чувств, и он начинает скрывать их от взрослых.

Сочувствуйте

Даже если ваш ребенок злится или грустит, он должен знать, что его любят и он не одинок. Сделайте так, чтобы малыш понял, что вы всегда рядом.Обязательно эмоции ребенка необходимо называть словами. Тогда он не будет кричать и лить слезы, а просто скажет, что он расстроен или чем-то рассержен. Если же ваш малыш уже бурно проявляет свои эмоции, не стоит спрашивать причины возникновения такой ситуации. Пусть он «проревется» и «побушует». Когда ребенок успокоится, с ним можно будет уже поговорить о случившемся.

Учитесь просить прощения

Самым лучшим примером в этом будут близкие и родные люди – мама и папа. Для того чтобы ребенок научился правильно проявлять свои эмоции, он должен видеть хороший пример своих родителей. Для ребенка очень важно знать, что его отрицательные эмоции не будут вызывать негативных реакций у мамы и папы. Если родители достойно переносят бурные эмоции своего чада, он начинает понимать, что негативные эмоции не несут вреда ни ему, ни окружающим людям. Такое поведение помогает ребенку быть более уверенным в своих силах.Но взрослые люди не железные. Родители также могут взорваться эмоциями. Если вы немного прикрикнули на ребенка, немедленно попросите у него прощения за это. Таким примером вы научите его справляться со своими эмоциями, а если он не прав, просить прощения у тех, кого обидел.

Эти упражнения помогут снизить тревожность и научат ребенка управлять своими эмоциями:

Учим ребёнка управлять своими эмоциямиУПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Есть хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Эта игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому лучше использовать модификацию данной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Учим ребёнка управлять своими эмоциямиУПРАЖНЕНИЕ «АПЕЛЬСИН»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая… отдыхает...».

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

Учим ребёнка управлять своими эмоциямиУПРАЖНЕНИЕ «СДВИНЬ КАМЕНЬ»

Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая… мягкая… отдыхает...». То же самое проделывается с левой ногой.

Учим ребёнка управлять своими эмоциямиУПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).

Учим ребёнка управлять своими эмоциямиУПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. В нашей группе «Штаны на лямках» мы публиковали и другие упражнения для расслабления — посмотрите. Желательно такие упражнения выполнять под музыку.

Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите его закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать. ----

То, насколько мы умеем контролировать свое эмоциональное состояние, влияет и на наше самочувствие, и на взаимоотношения с окружающими. Не секрет, что вспыльчивому, не сдерживающему свой гнев человеку гораздо сложнее обрести близких друзей, создать семью и вообще найти свое место в социуме.

Это, конечно же, не значит, что детей с малых лет нужно учить скрывать свои негативные переживания. Нет, любые чувства должны быть выражены, иначе они будут наносить вред человеку и на психическом, и на физическом уровне. Задача родителей – научить ребенка управлять своими эмоциями, научить его выражать свои переживания в социально приемлемой форме.

Так, накопившуюся злость и гнев можно выразить, например, в игре, в результате чего вред никому не будет нанесен, а польза для освободившегося от негативных переживаний будет огромной.

Ниже приводятся игры, которые помогут ребенку научиться управлять своими эмоциями, как позитивными, так и негативными. Играть в них можно в семейном кругу или с друзьями ребенка. В таких играх очень важно, чтобы ребенок не ощущал запрета на выражение своих отрицательных переживаний, не ожидал, что это будет осуждено или осмеяно.

Учим управлять эмоциями с помощью игр:

Учим ребёнка управлять своими эмоциямиИГРА «ПРИНЦЕССА НЕСМЕЯНА»

Среди играющих выбирается один водящий. Он будет принцессой Несмеяной. В соответствии с ролью его задача – постараться не засмеяться ни при каких условиях. Остальные игроки – клоуны. Они стараются всеми возможными способами рассмешить принцессу Несмеяну. Единственное условие: до Несмеяны нельзя дотрагиваться, т.е. щекотать водящего запрещено.

Эта игра не только полезна для того, кто играет роль Несмеяны, так как учит его управлять эмоциями, но и для остальных игроков, так как дает неограниченные возможности для проявления их фантазии и нестандартного мышления. Также в этой игре дети учатся уходить от стереотипов в общении (если Несмеяна не реагирует на «смешные» рожицы, значит, нужно придумать что-то еще).

Учим ребёнка управлять своими эмоциямиИГРА «СЕРДИТЫЕ ТИГРА И ВЕСЁЛЫЕ МЕДВЕЖАТА»

Перед началом игры нужно выделить место, которое будет обозначать логово тигра. Для этого можно использовать обруч или простую веревку, сложенную на полу в форме круга. Если игроков несколько, то для каждого нужно приготовить «логово» или сделать его достаточно большим для того, чтобы туда поместились несколько детей.

По команде ведущего игроки превращаются в сердитых тигров (при этом они должны находиться в своем логове). Тигры изображаются так, как их представляют себе играющие. При затруднениях можно показать, что у тигров есть острые когти (напряженные согнутые пальцы), острые зубы, а еще когда они сердятся, то у них напряжены все мышцы и они громко рычат.

По следующей команде ведущего игроки превращаются в добрых и веселых медвежат. Они выходят из логова тигра и «оказываются» на лесной поляне, где можно отдыхать, играть и веселиться. Такие превращения из тигров в медвежат и обратно можно повторить несколько раз.----Подобные игры очень хорошо учат детей контролировать свое поведение и управлять эмоциями.

Учим ребёнка управлять своими эмоциями

www.baby.ru

Техники управления эмоциями

Зачастую деятельность, подразумевающая тесную работу с людьми, является эмоционально затратной. И справедливо это даже в случае, если работа — любимая. Бывает, что при таком раскладе многие не позволяют себе проявлять эмоции, считая, что здесь они должны быть беспристрастными и предельно спокойными.

Но все мы люди, и остаемся таковыми даже в те часы, которые проводим на работе. К счастью или к сожалению, но в организме нет функции, которая бы позволяла отключать эмоциональную чувствительность в будние дни с 8 до 17. И, поскольку должность требует определенных норм поведения, человеку порой приходится сдерживать себя, оставляя эмоции без какого-либо выражения.

Подавление эмоций и попутное их накапливание подобно стихийному бедствию. Начинается с легкого ветерка скажем, недовольства в адрес коллеги). Потом недовольство нагнетается, и дальше события уже развиваются по принципу снежного кома. Начинает раздражать все, что бы ни происходило вокруг. Раздражение порождает злость, которая проникает все глубже в человека. Если не обратить внимание на свое внутреннее состояние и сейчас, злость перерастет в гнев. В свою очередь, гнев — сильнейшая эмоция, которую сдерживать будет уже сложнее, чем ей предшествующих. Но на данном этапе это еще возможно. Пиковым моментом этого стихийного бедствия является ярость, рождающаяся из гнева. Эта эмоция по своей сути неконтролируема. Здесь, даже при большом желании, соответствовать имиджу спокойного и уравновешенного сотрудника уж точно будет невозможно. И тогда — пишите пропало.

В связи с этим возникают вопросы: что же делать в подобных ситуациях? как предотвращать эмоциональные взрывы?

Чтобы избавиться от влияния негативных эмоций, вначале необходимо научиться видеть и распознавать их, а затем — переживать и проживать. Ведь проглатывание и игнорирование своих эмоций чревато не только деструктивным поведением в адрес окружающих, но и проблемами с личным здоровьем.

Обратимся к техникам управления собственными эмоциями, которые могут помочь вам сохранять как внутреннее, так и внешнее самообладание в необходимый момент.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ТЕЛА

Техника глубокого дыхания

Как известно, дыхание непосредственно связано с нервной системой. Таким образом, дыхательные упражнения могут стать экстренным способом регуляции своего состояния. В настоящее время весьма популярны методики, в которых используются глубокие вдохи и выдохи. Ниже приведено одно из упражнений подобного плана:

  • сядьте ровно. Досчитайте про себя до 4, сделайте глубокий вдох через нос. Таким же образом — выдох через рот на 4 счета.
  • затем на вдохе приподнимайте левую ногу. На выдохе — опускайте. То же самое повторите с правой ногой.
  • сделайте 4 подхода для левой и 4 для правой ноги.
Техника мышечной разрядки

Так же избавиться от напряжения помогает мышечная разрядка. Ее актуально использовать, например, в те моменты, когда чувствуете наступление злости.

Один из способов — сожмите кулаки со всей силы, и держите их в таком положении, пока не ощутите, что больше сил нет. Пальцы начнут расслабляться сами. Метод хорош тем, что его можно использовать в любом месте, позаботившись о том, чтобы хотя бы один кулак был спрятан.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ

Когда начнете закипать, раздражаться, возьмите паузу. В прямом смысле слова. Можете сказать «я подумаю», «давайте перенесем разговор» или любую другую, удобную для вас фразу, которая позволит выиграть время, чтобы навести порядок у себя в голове. Обозначьте срок, по истечении которого сможете дать ответ. Так у вас получится погрузиться в состояние повышенной осознанности, что даст возможность успокоиться, проработать свои эмоции и принять более взвешенное решение.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:

Техника "Стрелоулавливатель"

Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес — это стрелы, которые исходят от собеседника. Но вы обладаете преимуществом — наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением. Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.

Техника «Вторая пара глаз»

Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются. Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму. Хорошо, теперь все в порядке».

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ

Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний.

В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель.

Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.

В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:

  • регулярно заниматься спортом, посещать массажиста, заниматься йогой, дыхательными практиками или любыми другими занятиями, которые будут соответствовать вашим потребностям в эмоциональной сфере;
  • перед началом каждого рабочего дня или предстоящего трудного разговора рисуйте у себя в голове идеальную картину этого, настраиваясь на положительный лад;
  • создайте для себя комфортные рабочие условия. Даже если у вас нет личного кабинета, уют можно создать и на рабочем столе: поставьте в рамку фотографию дорогого человека или любимого питомца, подберите канцелярские товары, с которыми работа будет в бо́льшее удовольствие, выберите кружку, из которой вам будет приятно пить чай/кофе, прикрепите на монитор стикер с ободряющей надписью.

Эти рекомендации создают хороший общий фон в работе с эмоциями.

Из всех предложенных методов находите те, которые наиболее вам близки или удобны, и — к действию!

Помните, что мы сами выбираем, быть или не быть в плену собственных эмоций!

Давыденко Ольга Игоревна

Вам понравилась статья? Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

trenerskaya.ru

Конспект занятия по психологии "Управление эмоциями"

ЗАНЯТИЕ № 5

Педагог – психолог МБОУ лицей № 1

г. Пролетарска Ростовской обл.

Л.Ю.Чепурная

Тема: Управление эмоциями в стрессовых ситуациях.

Цель: научить ребёнка управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях.

Задачи:

  • Способствовать адекватному развитию эмоциональной сферы ребёнка;

  • Научить ребёнка осознавать и анализировать собственные эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей;

  • Уметь произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.

Оборудование: компьютеры, карточки с изображением человечек, листы с заданием «Когда люди чувствуют себя…», цветные и простой карандаши, пиктограммы с изображением настроения, музыкальное оформление.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

- Какое настроение у вас сейчас? (выбор карточки с изображением нужного лица)

1) обращение по имени

2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

  • Упражнение «Выбор настроения» - ребята поднимают карточку с изображением того настроения, какое соответствует их собственному.

- Как изменилось настроение после этого упражнения?

- Какой можно сделать вывод?

(Лучше услышать что-либо приятное, даже если это что-то незначительное, чем получать оскорбления в свой адрес)

- А что вы чувствовали, когда говорили комплименты своему соседу?

(Приятно говорить человеку комплименты)

- Цель нашей сегодняшней встречи – это изучение эмоций, чувств человека в разных ситуациях.

2. Упражнение «Раскрась свои чувства» (музыка)

На заранее подготовленных листах ребята раскрашивают изображение человечка, используя цвета:

  • Желтый – радость;

  • Оранжевый – счастье;

  • Зелёный – удовольствие;

  • Голубой – бодрость;

  • Красный – гнев, раздражение;

  • Коричневый – чувство вины;

  • Чёрный – страх.

Инструкция:

- Представьте себе, что этот человечек – сказочный герой, в которого вы превратились. Он, как и вы, может испытывать разные чувства и эти чувства живут в разных частях его тела. Раскрасьте их, применяя такие цвета, которые вы увидите на мониторе.

После того как человечки раскрашены, участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет. Затем рисунки подписываются и собираются для последующего анализа.

-А какие эмоции вы отнесёте к положительным, а какие – к отрицательным?

(Положительные – радость, счастье, бодрость, удовольствие, удивление; отрицательные – грусть, ярость, гнев, раздражение, страх).

- Какой можно сделать вывод после этого упражнения?

(Каждый человек может испытывать или положительные эмоции, или отрицательные, в зависимости от ситуации).

3. Упражнение «Пиктограммы»

- Вспомните, что такое пиктограмма?

(Пиктограмма – это графическое изображение предметов, всякого рода информации. Например, дорожные знаки)

- Продумайте и нарисуйте следующие пиктограммы. Задание вы увидите на мониторе компьютера. (звучит музыка № 2)

  1. «Весёлый праздник»

  2. «Дождливый день»

  3. «Нежданный гость»

После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, проводится короткое обсуждение:

- Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?

(Потому что каждый человек видит по-разному одну и ту же ситуацию)

  1. Упражнение «Виды чувств»

- Мы выяснили, что человек испытывает в жизни разные эмоции, поэтому вам предлагается просмотреть все пиктограммы на мониторе и выбрать нужное:

  • Удивление (4) – По каким признакам определили, что это удивление?

  • Гнев (5) – А по каким признакам вы определили, что это гнев?

  • Грусть (2) – А почему это лицо можно назвать грустным?

  • Радость (1) – По каким признакам мы можем определить, что этот человек испытывает радость?

- А можем ли мы узнать, какое настроение у человека, если не видим его лица?

(Можно: по изменению тембра голоса, интонации, жесты, которые демонстрирует человек, испытывая различные эмоции.)

  1. Упражнение «Внутренняя бесконечность»

- А теперь давайте немножко отдохнём, сядем в круг и покажем:

  • Как сидит котёнок, который греется на солнышке;

  • Все сядут так, как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале;

  • Сядьте так, как сидит Золушка, которую не пустили на бал;

  • Зарычите как лев, который увидел добычу.

Вывод:

Чтобы узнать настроение человека, мы должны или увидеть его лицо, или услышать его голос, или увидеть его движения, жесты.

  1. Упражнение «Что заставляет людей чувствовать…»

Участники делятся на две группы. Одна группа садится за компьютер и отвечает на вопросы теста «Умеете ли вы справляться со стрессом», записывают результаты на листочках.

Вторая группа берёт приготовленные листочки и даётся задание:

Опишите ситуации общения, в которых у людей возникают такие чувства, как грусть, злость, радость и т.д.

Затем группы меняются.

После окончания работы ребятам предлагается поделиться со всем тем, что получилось.

Вывод:

Каждый человек реагирует, проявляет разные эмоции в одной и той же ситуации. И мы ещё раз убедились, что эмоции, жесты, мимика человека передают его настроение.

  1. Упражнение – релаксация «Глубокое дыхание для снятия напряжения»

Ребята садятся в круг, звучит музыка № 3

Инструкция:

  • Примите удобную позу. Закройте глаза. Держите спину прямо, чтобы можно было свободно дышать.

  • Медленно и глубоко вдохните через нос.

  • Дышите полной грудью.

  • Медленно и полностью выдохните через рот.

  • Во время дыхания при каждом вдохе говорите про себя: «Я», а при выдохе: «Расслабляюсь».

  • Повторить упражнение несколько раз.

  • Теперь посидите немного спокойно и подышите нормально, радуясь ощущению полного расслабления.

  1. Упражнение «Выбор настроения»

- А теперь, ребята, покажите своё настроение карточкой, какое настроение вы испытываете сейчас?

9. Рефлексия

- Чем вы научились сегодня на занятии?

- Что вы узнали нового о себе самом?

10. Упражнение «Аплодисменты»

- Мы все хорошо сегодня поработали, давайте подарим друг другу аплодисменты.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ № 5

Это занятие входит в раздел «Управление эмоциями в стрессовых ситуациях». Занятие одно из последних, поэтому является обобщающим.

Цель занятия –научить ребёнка управлять своими эмоциями, осознавать и анализировать собственные, а также чувства других людей. Занятие начинается с музыки, так как музыка, играющая до занятия, пока участники входят, садятся на свои места, заранее включает их в некий рабочий ритм.

Упражнение «Выбор настроения», с которого началось занятие, показывает, насколько дети настроены на работу, а применение этого упражнения после «Комплимент» поводит детей к выводу о том, что говорить и слушать комплименты лучше, чем оскорбления.

Упражнение «Раскрась свои чувства» показывает эмоциональное состояние детей, эти рисунки собираются после занятия для дальнейшего, более полного анализа.

Упражнение «Пиктограммы» рассчитано на развитие воображения детей. Цель этого упражнения в том, чтобы показать ребятам, что каждый человек видит по – разному одну и ту же ситуацию.

В упражнении «Виды чувств» мы обобщаем всё, что узнали об эмоциях человека, какие они бывают, а упражнение «Что заставляет людей чувствовать» показывает детям, в каких ситуациях люди испытывают те или иные эмоции.

После упражнения «Внутренняя бесконечность» ребята сделали вывод, что настроение человека можно определить не только по лицу, но и по голосу, жестам, действиям.

На этом занятии, так как оно является одним из заключительных, было проведено тестирование «Насколько ты умеешь справляться со стрессом». Ребята прочитали самостоятельно результаты тестирования на мониторе, но они не зря записали набранные баллы, так как на следующем, последнем занятии мы будем об этом разговаривать, обсуждать результаты тестирования.

В заключении проводится упражнение - релаксация, чтобы снять напряжение после работы на занятии, немного расслабиться. После этого повторяется упражнение «Выбор настроения», чтобы посмотреть, как изменилось настроение детей после занятия. Подводя итог всему вышесказанному, я хочу сказать, что своих цели и задач занятия дстигла.

Педагог – психолог МБОУ лицей № 1

Г. Пролетарска Ростовской области: Л.Ю.Чепурная

infourok.ru

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

25 июля 2017

11858

Автор: Инна Бардина, психолог

Детская эмоция — такая яркая, зачастую непредсказуемая, удивительно глубокая - ставит нас, взрослых, в сложную ситуацию, и мы не знаем, как правильно реагировать. Не знаем, как объяснить ребёнку, что с ним происходит и как этим управлять.

Как нам, взрослым, реагировать на детские эмоции? Тем более, если большинство из нас не могут ни управлять своими эмоциями ни принимать их. Но чтобы чем-то управлять, это надо осознать, чтобы понимать, с чем имеешь дело. Нас этому не учили. Нас учили эмоции контролировать и подавлять. И эти же знания мы транслируем своим детям. Знания, которые в XXI веке, скорее навредят, чем помогут.

Реальность требует от человека развитого эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект? Как научить детей эмоциональному интеллекту?

Начните с себя

Дети нас копируют, подражают нашему поведению, зачастую, эмоционально — они наше отражение, усиленное в несколько раз. Что делать? Разрешите себе испытывать эмоции, отслеживайте свои чувства. Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка.

Научите ребёнка отслеживать свои эмоции и называть их.

Что делать? Пока ребенок маленький, вы сами вслух можете проговаривать его эмоции, которые в настоящий момент, по вашему мнению, испытывает ребёнок. И, конечно, слушайте, что он будет отвечать. Тогда, подрастая, ребёнок сам начнет называть эмоции, которые он испытывает.

Простой пример. Ребенок пришел в слезах. Что делает мама? Она начинает спрашивать: «Почему ты плачешь?» «Тебе больно?», «Ты обижен?», «Тебе грустно?».

Помните, что ребёнка за проявление эмоций не ругают, а поддерживают! Ребёнок имеет право на эмоцию и на её выражение.

Хорошо, если вы будете сами рассказывать о своем эмоциональном состоянии, если ребенок интересуется. «Да, я расстроена» «Я переживаю», «Я разозлилась». УПРАЖНЕНИЕ «Угадай эмоцию».

Найдите картинки, на которых люди разного возраста (взрослые и дети ) выражают эмоции. Лучше, если это будут фотографии, а не иллюстрации. Расскажите «истории» об этих людях. Почему они смеются, плачут, боятся. Когда ребенок подрастет, пусть он вам расскажет свои истории по фотографиям.

Важно помнить, что осознание и проговаривание эмоции снижает её переживание в несколько раз не только у детей но и у взрослых.

УПРАЖНЕНИЕ «Угадай эмоцию» №2.

Покажите ребёнку картинки, на которых изображены портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств. Ребёнок должен разложить их по стопочкам. В первую -изображения тех детей, которые празднуют, веселятся. Во вторую — тех, кто нуждается в поддержке. В последнюю — тех, кто злится. Ребёнок должен назвать признаки, по которым он сделал свой выбор.

УПРАЖНЕНИЕ «Тренируем эмоции».

Это упражнение хорошо развивает способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Предложите ребёнку поиграть в превращения. Пусть он станет грозовой тучей, злой/ым волшебницей/ком, хищником на охоте.

Пусть покажет сердитого взрослого человека, ребёнка; злого человека.

И под конец пройдитесь по приятным эмоциям. Пусть зажмурится, как котёнок на солнышке.

Пусть представит себя красивым цветком / могучим дубом. Пусть улыбнётся, как радостный ребёнок или так, как будто увидел чудо.

Поупражнялись? Идём дальше.

Главная родительская ошибка — детей заставляют подавлять свои эмоции. «Плакать нельзя!». Когда эмоция не пережита, подавлена, она остается у человека «в теле». Со временем ребенок вырастает, а его тело хранит все подавленные в его жизни эмоции, они оказываются заблокированы в нём.

Следующий важный этап работы с детской эмоцией — научиться находить её локализацию в теле.

Что делать? Когда вы вслух проговариваете эмоции, которые может в настоящий момент испытывает ребенок или он сам вам об этом рассказывает, надо у него спросить: “А где у тебя эта злость/обида/ грусть?» Пусть покажет рукой, пальцем, опишет, как она отражается в теле — теплом, холодком, покалыванием.

Так ребенок научится осознавать свое тело. Для того, чтобы снижать её негативное действие на себя. Для этого достаточно физически расслабить место, где локализуется эмоция с помощью упражнений или дыхания.

УПРАЖНЕНИЕ на расслабление «Вертер» (по имени робота из фильма «Гостья из будущего»).

Ребенок представляет, что он робот. Стоит прямо. И начиная с кончиков пальцев ног начинает напрягать и расслаблять мышцы, поднимаясь всё выше, до макушки. Пальчики, коленки, ноги, живот, спину, плечи, руки, ладошки (сжать в кулаки, потом расслабить), шею, голову. В конце напрячь все тело и расслабить.

Это упражнение можно делать лежа, оно улучшает сон.

УПРАЖНЕНИЕ для расслабления мышц №2 «Снеговик»

Предложите ребёнку пофантазировать и стать на какое-то время большим, красивым, белым снеговиком, которого только что слепили ребята. Он стоит очень устойчиво на своих маленьких ножках. Шло время. Стало пригревать солнышко и снеговичок «поплыл». ребёнок должен показать, как снеговик будет таять: в первую очередь подтает (расслабляется) голова, потом «поплывёт» спина, руки и ноги и снеговик окончательно растает. Ребёнок «растекается» на полу, как лужица, которая осталась после снеговика.

Не забывайте хвалить, подбадривать и поддерживать ребёнка во время игр-упражнений. Получив навык управления своим эмоциональным состоянием в детском возрасте, ваш ребёнок, взрослея, с каждой пережитой эмоцией будет становится сильнее, его устойчивость в стрессе и внутренняя сила будет расти. Он сможет в режиме реального времени превращать свои негативные эмоции в свою жизненную силу, не идти у них на поводу, а наоборот, управляет ими.

Уверенность в том, что его чувства важны, а умение выражать их, а не подавлять, поможет ему построить отношения с окружающими и быстрее достигать своих целей. Плюс к этому, развитый эмоциональный интеллект - надежная защита от «взрослых» зависимостей и вредных привычек.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями, Детско-родительские отношения,

Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми: Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

psyhologytoday.ru

Управление эмоциями ребенка - Психологос

Фильм "Майор Пэйн"

Маленький Тайгер расстроился, майор Пэйн отвлекает его от грустных мыслей. скачать видео

Пишет Татьяна Розова: "Вспомнилось как мама приводила меня в чувство, если я была растроена по какому-то поводу. Мы садились, говорили какое-то недолгое время, а потом мама давала мне, например, почистить картошку — мол, ужин-то надо готовить, вот за чисткой овощей и поговорим дальше. Или мы шли ягоды обрывать на компот — сыпятся же уже, там и поговорим. А за работой как-то и разговор уже отходил на задний план, и расстройство куда-то уходило. В общем, лучший способ убрать плохое настроение — заняться делом. И мама, похоже, это отлично знала…"

Мудро. При этом опытные родители используют не только такие, косвенные приемы влияния на настроение ребенка, но и вполне открытые и прямые. Самое простое: "Поправь лицо. Если ты хочешь поговорить, буду рада, но с таким лицом у нас в семье никто не разговаривает". При этом понятно, что как только ребенок уберет обиженное лицо, уйдет и половина его обиженных эмоций. Аналогично, классика жанра с совсем маленькими детьми: "Хороший мой, когда ты плачешь, я не понимаю, что ты говоришь. Прекрати плакать, успокойся, тогда мы с тобой поговорим я смогу тебе помочь!"

Эмоции - вид поведения, и если родители имеют достаточную квалификацию, чтобы прямо управлять поведением ребенка, они могут так же прямо управлять и его эмоциями.

Это не касается заякоренных эмоций, которые не являются формой поведения и прямому управлению не поддаются.

В семье, где родители имеют власть, родители могут контролировать эмоции своих детей так же, как и любые другие их поступки.

Иногда без разрешения нельзя баловаться - так же некоторые эмоции нельзя делать без разрешения (например, без разрешения плакать, когда у тебя отобрали чужую игрушку).

Иногда нужно прекращать играть, одеться и пойти с родителями - так же иногда нужно прекратить надувать губки, улыбнуться и пойти помогать маме.

Основной вопрос такого воспитания - не умение управлять конкретно эмоциями ребенка, а умение управлять его поведением в принципе. Если ваш ребенок не отзывается, когда вы его зовете, вы не можете управлять его эмоциями, потому что ребенок считает возможным вас игнорировать. Если же вы добились, что ваш ребенок вас слушается, вы можете взять ответственность и за его эмоции, воспитывая культуру его чувств.

Вы можете научить его, как правильно относиться к своим ошибкам (не плакать и не ругать себя, а пойти и исправить), как относиться к тому что надо (пойти и сделать), как относиться к трудностями (поддержать себя, организовать себе помощь и сделать то, что сможешь), как относиться к близким - с вниманием и готовностью помочь.

Лена расстроилась

История из жизни. Лена накопила деньги и купила себе наушники, заказав их по Интернету. Смотрит – а там другой разъем, к ее телефону эти наушники не подходят. Сильно расстроилась, не расплакалась, но поругалась на мир и на себя. Мама предложила ей все-таки успокоиться, так не переживать и подумать, можно ли перепаять штекер. То есть: «Переживать можно, но не так сильно и не так долго. Попереживала – включай голову».

Решение папы было другим, а именно: «Лена, внимание: расстраивать себя нельзя. Прекращай это делать, приходи в себя. Тебе нужно решить вопрос. Как? Можешь придумать сама, можешь обратиться к нам. Ясность есть?». Это – три инструкции. Первая – запрет вредить собственному состоянию. Вторая – обязанность включать голову. Третья – предписание обращаться к родителям, когда самой хорошего решения найти не может. Итого: не успокаиваем, а даем инструкции и контролируем выполнение.

www.psychologos.ru

Развиваем у детей навыки управления эмоциями – Развитие ребенка

Развиваем у детей навыки управления эмоциями

Рейтинг5

Управление эмоциями важно для развития самообладания ребенка, гибкости в общении и чувства собственного «я»

Чтобы научиться управлять эмоциями, детям необходима помощь родителей и чтобы к их потребностям относились с уважением и заботой. Это помогает повысить самооценку, лучше справляться с эмоциями и ладить с окружающими людьми. Дети, имеющие такой опыт, психически здоровы и умеют налаживать хорошие взаимоотношения с другими. Они чаще ощущают себя счастливыми, умеют радоваться жизни, намного более успешны в выбранных занятиях.

Помогая детям справляться с эмоциями, родители развивают их эмоциональную сферу. Шаг за шагом это помогает им достичь того, чего в одиночку они не смогли бы достичь. Дети учатся контролировать себя и адекватно проявлять эмоции, наблюдая, как взрослые взаимодействуют с ними и между собой.

Родители могут помочь ребенку преодолеть стрессовые ситуации (например, в моменты потрясений и неуверенности), с заботой относясь к их потребностям и показывая, как лучше справиться со стрессом. При таком отношении ребенок чувствует себя в безопасности и не боится исследовать окружающий мир, будучи уверенным в том, что родители о нем заботятся. Ощущение безопасности и доверия важно для развития собственного «я» ребенка.

Доверительные и теплые взаимоотношения с ребенком формируют у него адекватную эмоциональную реакцию на события, высокую самооценку, помогают понимать эмоции других людей. Дети, которым родители помогают справляться со сложными чувствами, постепенно учатся управлять эмоциями самостоятельно.

Со временем ребенок всё лучше управляется с эмоциями во многих жизненных ситуациях. Так или иначе, ему важно понимать, что в сложных жизненных ситуациях он может обратиться за поддержкой к другим людям.

Когда ребенок доверяет родителям – он чувствует, что сможет справиться с любыми жизненными ситуациями. Такой положительный эмоциональный опыт необходим для здорового развития психики и формирования личности.

От «гормонов стресса» – к «гормонам радости»

Чтобы научить ребенка управлять эмоциями, необходимо развить у него ощущение безопасности и оптимизма. Для этого нужно помочь ему перейти от негативных эмоций (таких как стресс, страх или беспокойство) к позитивному состоянию безопасности и готовности к действиям. В свою очередь, для этого требуется снизить уровень «гормонов стресса», таких как кортизол и адреналин, повышая уровень «гормонов счастья», таких как допамин, серотонин и окситоцин.

У взрослых «гормоны счастья» способствуют эмоциональной устойчивости, укрепляют память и внимание, повышают доверие к окружающим и снижают уровень страха, развивают социальные навыки и сочувствие. При высоком уровне «гормонов счастья» человек чувствует удовлетворенность жизнью. Выработка данных гормонов, в частности окситоцина, происходит у человека и тогда, когда он о ком-то заботится. Окситоцин помогает родителям чувствовать себя хорошо, заботясь о ребенке, и лучше понимать его потребности.

У детей основным «гормоном счастья» является серотонин. Его уровень повышается, когда мы посвящаем ребенку время, играем с ним, вместе занимаемся чем-то, что ему интересно. Когда родители сами указывают ребенку, что ему делать, когда он должен заниматься чем-то по расписанию, ребенок испытывает стресс и быстро утомляется. Это может вызвать у него приступы гнева, недоверие или расстройства сна.

Высокий уровень «гормонов стресса» ослабляет концентрацию ребенка, его способность решать конфликты и задачи, исследовать новое. Дети, у которых в дошкольном возрасте наблюдался высокий уровень стресса, чаще проявляли агрессию и беспокойство, хуже контактировали со сверстниками. Однако никогда не поздно научиться преодолевать стресс и управлять эмоциями.

Когда у ребенка высокий уровень «гормонов стресса» и низкий уровень «гормонов счастья», у него могут проявляться следующие симптомы:

  • высокий уровень конфликтности и проблемы с выражением благодарности;
  • низкий уровень мотивации, подавленность;
  • проблемы с концентрацией;
  • нежелание идти на контакт с окружающими;
  • в стрессовых ситуациях – избегание других людей;
  • обеспокоенность, настороженность;
  • гиперактивность, неадекватное поведение;
  • быстрая утомляемость, проблемы со сном.

Когда родители понимают взаимосвязь между эмоциями ребенка и его поведением, они могут, основываясь на эмоциональном опыте ребенка, помогать ему развиваться. Проявление заботы, увеличение количества тактильных контактов с ребенком снижают у него уровень «гормонов стресса» и повышают уровень «гормонов счастья». Ребенок, который имеет много тактильных контактов, легче реагирует на стрессовые ситуации и быстрее успокаивается. Термин «эмоциональная регуляция» обозначает состояние, когда у ребенка развито достаточное количество эмоций, моделей поведения и физиологических механизмов, с помощью которых он реагирует на ситуации сразу или через определенное время.

Помочь ребенку обеспечить свои потребности не означает оградить его от всех стрессовых ситуаций и разочарований. Детям нужны жизненные препятствия, с которыми они могут справиться. Это развивает у них навыки решения жизненных задач и эмоциональной саморегуляции.

Забота о детях помогает снизить уровень «гормонов стресса» и повысить уровень «гормонов счастья» как у детей, так и у их родителей. Дети меньше подвержены стрессу, когда им позволяют самим решать, когда и в каком темпе выполнять задачи.

Проявляйте заботу о ребенке

Обеспечивая ребенку ощущение безопасности, вы помогаете ему справляться с эмоциями. Иногда, когда ребенок чувствует усталость, голод, подавленность, страх или волнение, ему может потребоваться ваша помощь и забота. Самое элементарное проявление заботы о ребенке – это открытый и честный разговор с ним. Во время разговора придерживайтесь следующих правил:

  • Задавайте ребенку вопросы о его чувствах.
  • Используйте открытые вопросы, мотивирующие ребенка выражать эмоции («Что тебе больше всего понравилось во время прогулки в парке?», «Что еще можно вылепить из пластилина?»).
  • Давайте ребенку понять, что его слышат и понимают. Разговаривайте с ним наедине, а во время разговора не занимайтесь ничем посторонним.
  • Во время разговора находитесь на одном уровне с ребенком, чтобы не вызвать у него ощущение дискомфорта.
  • Поддерживайте визуальный контакт с ребенком, проявляя к нему интерес.
  • Во время разговора принимайте открытую, расслабленную позу.
  • Выражение лица во время разговора должно быть позитивным.
  • Слушайте, что говорит ребенок, и сами поддерживайте разговор с ним.
  • Разговаривайте не слишком громко и быстро.

Проявляйте тактильные контакты

Чтобы развить социальные навыки и научиться управлять эмоциями, детям нужны тактильные контакты. Родителям следует чаще обнимать и дружески похлопывать своих детей, проявляя уважение и теплоту по отношению к ним. Тактильные контакты дают ребенку положительные эмоции и поддерживают его в сложных эмоциональных ситуациях: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен», «Я знаю, что ты злишься. Я спокоен и помогу тебе успокоиться».

Тактильные контакты важны на протяжении всей жизни. Конечно, у детей есть свои предпочтения, и для родителей важно относиться к ним с уважением. Некоторые дети не любят прикосновений, и в таком случае для родителей важно найти другие способы устанавливать контакт с ними. Тактильные контакты важны для развития у ребенка собственного «я» и помогают ему развивать способность устанавливать близкие взаимоотношения с другими людьми.

Многим маленьким детям нравятся объятия. Старшим детям больше нравятся дружественные прикосновения к руке, плечу, голове или просто жесты одобрения. Простые тактильные контакты снижают уровень «гормонов стресса» и способствуют выработке «гормонов счастья», а также необходимых для ребенка гормонов роста.

Отражайте эмоции ребенка

Правильно реагируя на эмоциональные сигналы детей, родители могут помочь им научиться понимать свои эмоции и управлять ими. Отражение эмоций происходит тогда, когда родители отвечают на эмоциональные реакции ребенка, объясняя и называя ему его эмоции. При этом важно следить за своим тоном голоса и жестами. Это поможет ребенку:

  • усвоить, что его эмоции признают;
  • научиться понимать свой внутренний мир и распознавать эмоции;
  • усвоить, что эмоции – это неотъемлемая часть жизни;
  • установить связь между своим эмоциональным опытом и новыми жизненными ситуациями;
  • различать эмоции и чувства;
  • называть эмоции.

Для отражения («отзеркаливания») эмоций ребенка можно также использовать невербальные средства коммуникации – позы, жесты и т. д. Для эмоционального развития ребенка важно, чтобы вербальные и невербальные сигналы родителей соответствовали друг другу. Например, спокойный тон и открытые жесты в сочетании с терпеливым объяснением вселяют в ребенка ощущение безопасности и доверие. Использование невербальных сигналов делает слова взрослого более убедительными. То, как вы говорите, не менее важно, чем то, что́ вы говорите. Несоответствие вербальных и невербальных сигналов сбивает ребенка с толку.

Практикуйтесь отражать эмоции

Чтобы выработать новый навык, потребуются время и упорство. Практикуйтесь отражать эмоции ребенка каждый день, и он постепенно научится контролировать себя. Наблюдайте, как другие родители общаются со своими детьми. Так вы узнаете о различных способах устанавливать контакт с ребенком и успокаивать его, когда он расстроен.

Каждый ребенок уникален

У каждого ребенка по-разному проявляются восприятие, реакции и взаимодействие с внешним миром. Одни дети энергичны, другие – более спокойны. Одни любят исследовать всё новое, а другие предпочитают привычные вещи. Одни дружелюбны и позитивны, а другие склонны к конфликтам. У некоторых малышей быстро меняется настроение, другим требуется помощь, чтобы справиться с огорчением. В новых ситуациях некоторые дети сразу включаются в происходящее, другие склонны наблюдать со стороны и долго обдумывать свои решения. Концентрация у детей также различается: одни выполняют задачи дольше, чем другие. Эти различия и делают каждого ребенка уникальным.

Когда ребенка понимают и принимают таким, какой он есть, он чувствует свою ценность. Детям лучше удается выполнять задачи, когда у них для этого достаточно времени и пространства. Родители могут помочь детям справляться с эмоциями, если они будут прислушиваться к их мнению и уважать их потребности.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Ссылки по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка25.05.2017

childdevelop.ru

Управление эмоциями упражнения

Управление эмоциями: эффективные упражнения

Автор: Юрий Окунев

Школа Юрия Окунева

Здравствуйте, многоуважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Контролировать свои чувства, оберегать от посторонних свои глубинные переживания и не позволять дурному настроению и внутренним страхам мешать реализации намеченных планов — все это необходимо уметь любому человеку, стремящемуся к продуктивной, насыщенной событиями и свершениями жизни.

Поэтому настоятельно рекомендую освоить управление эмоциями Упражнения, которые я опишу ниже помогут в этом. Благодаря специальным методикам вы сможете не только держать под контролем мимику, движения, но и координировать свои внутренние ощущения.

В самом начале я хотел бы сделать одно чрезвычайно важное примечание. Все те техники, которые я приведу ниже, направлены на то, чтобы научить вас управлять эмоциями, но не подавлять их! Это значит, что вы ни в коем случае не должны накапливать в себе весь тот негатив, который по тем или иным причинам будет появляться в вашей душе. Положительные эмоции убивать на корню также не рекомендуется, ведь они помогают нам быть счастливыми.

Еще раз подчеркиваю, что наша задача — научиться регулировать внешние проявления нашего внутреннего эмоционального состояния. Не позволять тем чувствам, — вне зависимости от того, хорошие они или плохие — которые вам по той или иной причине мешают, брать над вами верх.

В противном случае вы будете загонять эмоции глубоко в душу, и через время это даст о себе знать в виде серьезных психологических и даже физиологических проблем. Особенно это касается негативных ощущений.

Далее я предложу вам несколько способов контроля эмоций. Вы можете использовать все или остановиться на том, что более всего понравится. Также разрешается дополнять и видоизменять техники с учетом собственных потребностей, особенностей характера. Можно даже объединять методики между собой. В общем, даю вам полную свободу. Главное чтобы был отвечающий вашим ожиданиям результат.

Подавляющее большинство людей просто-таки обожает мусолить внутренние переживания. Мы готовы часами рисовать в своей голове устрашающие картины грядущего будущего или оживлять неприятные моменты давно канувшего в Лету прошлого. Мы любим вновь и вновь перематывать обрывки недавних ссор, лелеять обиду от чьих-то некрасивых поступков. Обожаем представлять, как обидно/грустно/страшно нам будет завтра (ведь мы, например, записаны к стоматологу) и т.п.

Все это отвлекает наше внимание от действительно значимых вещей, от главных жизненных ценностей, проблем, задач и потребностей. В итоге, мы часы, а то и недели, месяцы тратим на какие-то мазохистские мыслительные процессы.

Если вы приняли окончательное решение начать жить по-новому, то вам срочно нужно сменить пластинку у себя в голове. Практически в буквальном смысле! Для этого, как только у вас появится очередная негативная мысль, отвлеките свое внимание — включите аудиокнигу или музыку, начните мысленно декламировать стихи или напевать любимую песню. Главное — займите мозг чем-нибудь, чтобы ему некогда было думать о плохом.

Мы ведем себя в соответствии с нашими ощущениями, внутренними переживаниями, мыслями. Но что самое интересное, эта система работает и в обратную сторону. То есть, действуя определенным образом, мы способны искусственно вызывать соответствующие эмоции, т.к. наш мозг проводит устойчивые параллели между физическим и психологическим аспектами.

На практике упражнение выглядит следующим образом. Допустим, вы чем-то расстроены. Этому состоянию свойственное грустное выражение лица, опущенная вниз голова, сомкнутые руки, сгорбленная спина. Чтобы побороть грусть начните вести себя так, будто вы абсолютно счастливы.

Для начала встряхнитесь, чтобы сбросить неприятные эмоции. Расправьте плечи и глубоко вдохните. Подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Искреннее, еще искреннее, шире. Вот, так просто отлично! Продолжайте улыбаться глядя самому себе в глаза минут 5-7.

Параллельно включайте самоубеждение. У вас в жизни все не так уж плохо, гораздо лучше, чем у многих других. Да, есть неудачи, но они не смертельны. Все проходит, пройдет и это. У вас много целей, много желания их достичь. Некогда ныть и растрачивать энергию по пустякам. Вперед к новым свершениям. Гип-гип ура. Вооот…чувствуете, как вам становится легче? Нет?! Продолжайте еще 5 минут!

Правило «от противного» касается и любых неприятных ситуаций. Вам нахамили в общественном транспорте? Скажите спасибо и пожелайте хаму удачного дня. Вы завидуете успеху коллеги по работе? Постарайтесь как можно искреннее поздравить его с достижениями и пожелать новых свершений. Так и тянет сказать гадость партнеру? Промолчите или даже скажите что-нибудь хорошее.

Просто не давайте неприятным ощущениям поселиться у вас в душе и начать диктовать там свои требования.

Если никакие методы и приемы не действуют и отрицательные эмоции продолжают накапливаться внутри, то не стоит их подавлять. Мы уже про это с вами говорили в начале статьи. Дайте им выход, только не прямой, а опосредованный!

Очень хорошо это работает через активные спортивные занятия. Бег, бокс, силовые нагрузки отлично помогают сбросить негатив. Но если такой возможности нет, то можно просто прокричаться (для этого лучше выбрать какое-нибудь безлюдное место, чтобы не напугать прохожих), нарвать на мелкие кусочки пару килограмм бумаги (коту в лоток сойдет), раздербанить в пух и прах подушку или, наоборот, помедитировать. Еще можно от всей души пореветь (мужчинам разрешается только пустить скупую слезу). В общем, все методы хороши.

Нередко в переговорах или в ходе общения с другими людьми в нерабочее время мы сталкиваемся с ситуациями, которые побуждают нас к проявлению тех чувств, которые бы мы хотели скрыть от посторонних. Сложность здесь заключается в том, что у нас нет времени все обдумать, сконцентрироваться и правильно отреагировать. Более того, фактор (человек или ситуация) обычно продолжают воздействовать на нас, что создает дополнительный стресс. В этом случае вам ничего не останется, как проявить чудеса выдержки.

Этим эмоциям обычно свойственны повышенные тона голоса, интенсивная жестикуляция и агрессивная мимика, грубая лексика.

Сделайте глубокий вздох, можете даже попить воды, считая каждый глоток, чтобы немного ослабить чувства. После этого постарайтесь говорить спокойным, дружелюбным тоном, используя вежливые культурные слова и самые обычные, плавные телодвижения. Возьмите на себя задачу удивить себя и окружающих выдержкой, воспитанием, благоразумием и всеми прочими аналогичными качествами.

Что-то или кто-то активно провоцирует вас «развести сырость»? Опять же сначала отвлекитесь, заняв мозг каким-то делом — посчитайте про себя «слоников» или помножьте количество карандашей на столе начальника на количество его седых волос. Попейте воды. Дышите чаще, делая вдумчивые, но не очень глубокие вдохи и усердные выдохи, стараясь через них выпустить все внутреннее напряжение. Отложите слезы на потом, пообещав дать им волю чуть позже.

Чтобы быть хотя бы немного готовым к подобного рода трудностям, рекомендую заранее отработать принципы поведения в неприятных ситуациях дома перед зеркалом. Мысленно представляйте стрессовую ситуацию (или попросите помощи у друзей, родных) и тренируйтесь держать лицо «кирпичом».

** Психология — наука невероятно разносторонняя, интересная. Можно часами обсуждать полезные «примочки», призванные помочь вам стать на путь продуктивности и успешности. Однако вы вряд ли станете читать статью, длиной в десятки тысяч знаков.

Поэтому приглашаю вас на свой курс тайм-менеджмента, где мы, в том числе, рассмотрим множество исключительно полезных приемов саморегуляции. Наряду с теоретической информацией, для получения которой вам бы пришлось прочитать не один десяток книг, мы уделим максимум внимания еще и практическим отработкам.

Я лично помогу вам разработать план целей на краткосрочный и долгосрочный периоды, составить список эмоциональных барьеров, которые мешают вам достичь желаемого. Мы продумаем стратегию поведения и начнем претворять ваши задумки в жизнь.

Сегодня же разрешите откланяться. С вами был Юрий Окунев. Жду комментарии и новых подписчиков блога. Всего наилучшего!

Источник: Управление эмоциями: эффективные упражненияУправлять, но не подавлять. Приемы саморегуляции. Отвлекающий маневр. О связи тела и духа. Способы контроля негативных эмоций.http://my-day.pro/upravlenie-yemociyami-uprazhneniya/

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Эмоции – это один из основных двигателей человечества, они бывают положительными и отрицательными. Если радость способствует выделению в кровь гормона счастья, который продлевает жизнь, то негативные могут быть очагом для серьезных заболеваний.

Избежать стрессовых ситуаций, которые разрушают внутренний эмоциональный баланс, практически невозможно. Они возникают в различных жизненных ситуациях. Необходимо контролировать проявление своих эмоций, иметь самообладание, дабы не навредить себе и окружающим, немало совершено преступлений в состоянии аффекта.

Управлению эмоциями учат в актерских школах для убедительности воспроизводимых сцен. Но не обязательно владеть этими навыками профессионально, чтобы помочь себе в жизненных ситуациях. Научиться управлять эмоциями — очень нелегкая задача и требует тщательной работы над собой.

Начинать необходимо с пробуждения, даже если утро не задалось, сделать небольшую зарядку, это усиливает кровообращение и улучшает мозговую деятельность. Придя в ванную, обязательно улыбнуться отражению в зеркале, только искренне, хотя может не получиться с первого раза.

Выходя из дома, поздороваться с соседом или дворником такой же искренней улыбкой, даже если взаимоотношения с ними конфликтные. В общественном транспорте не стоит спорить и ругаться с тем, кто наступил на ногу или толкнул, хамство еще никого не украшало, лучше перевести все в шутку.

Во многих таких ситуациях придется переламывать свой прежний стереотип поведения, но это необходимо сделать, не теряя своего лица, не унижаясь перед другими и не заискивая. Если вдруг захлестнул гнев и сдерживать эмоции уже нет сил, сказать себе «стоп», остановиться и уйти, не убежать «поджав хвост», а именно уйти, с гордо поднятой головой, предложив «собеседнику» отложить разговор.

Ну, а ежели оппонент вообще не знакомый человек, тогда и смысла в споре и разбирательствах нет.

Упражнения, которые помогают привести эмоции в норму

Когда у человека в душе происходит эмоциональная буря, то возникает острое желание что-то предпринять, выплеснуть невыносимое напряжение, кажется, что если этого не сделать, то оно просто разорвет. Вот в таком состоянии и возможны необдуманные поступки, которые могут плачевно закончиться.

Для того, чтобы привести свои чувства в порядок, необходимо сделать отвлекающий для себя маневр. К примеру, во время скандала, для снятия нарастающего гнева, можно незаметно больно себя ущипнуть, организм автоматически расслабит накал агрессии и частично направит на болевую точку.

Очень эффективны дыхательные упражнения, если есть возможность, то лучше удобно сесть и насколько это возможно, максимально расслабиться. Глубоко вдохнуть через нос, заполняя грудную клетку до предела и через рот медленно выдохнуть, обычно десяти вдохов хватает, чтобы снять пик напряжения.

Для полного успокоения помогает легкая музыка и чтение, во время которого, мысли человека переключаются на обрабатывание и восприятия прочитанного, таким образом отвлекая от плохих мыслей и приводя внутренний баланс в норму.

Чтобы избежать скопления негатива, нужно периодически предоставлять для организма разрядку, совершать активные вылазки на природу, заниматься плаванием или просто любимыми делами.

Источник: Я — псих! Заметки психолога родителям и детямУправление эмоциями, как научиться управлять своими эмоциями, упражнения, которые помогают привести эмоции в нормуhttp://japsix.ru/upravlenie-emotsiyami-tehnologiya-uprazhneniya/

psihologvsem.ru