«Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». Эти слова в далеком 1905 году произнес знаменитый Зигмунд Фрейд, говоря о таком феномене как эмпатия.
Если открыть словарь русского языка, то можно прочитать следующее определение. Эмпатия представляет собой не что иное, как сознательное, целенаправленное сопереживание эмоциональному состоянию своего собеседника. От слова «эмпатия» образовано и другое слово – «эмпат», обозначающее человека, у которого свойство эмпатии развито на высоком уровне.
Это слово не является общеупотребительным, оно используется в основном в фантастике и научной литературе.
Эмпатия в психологии предполагает не конкретную эмоцию, это понятие не нужно путать с состраданием. Это сопереживание, причем сопереживание любой эмоции. Иногда эмпатия в психологии обозначает так называемое эмпатическое слушание, то есть понимание эмоций другого человека, при этом в обязательном порядке необходимо дать собеседнику понять, что его слушают, сопереживают его проблеме и его эмоциональному состоянию.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае эмпатия подразумевает собой умение собрать всю информацию об эмоциональном фоне собеседника, проанализировать ее и дать какой-либо совет.
Эмпатия в психологии считается нормальным явлением. Даже имеются некоторые методики, которые помогают наиболее эффективно выявить уровень способности к эмпатическому взаимодействию.
Обычно диапазон эмпатии очень широкий. Это может быть и легкий отклик на эмоцию, а может быть и полное погружение в чувственный мир собеседника.
Эмпатия, если верить специалистам, формируется благодаря быстрой реакции на проявления эмоций собеседника, даже если внешне они еле различимы.
Эмоциональное состояние может быть выражено не буйством чувств, а темпом речи, поступком, мимикой или жестом.
Эмпатия в психологии обозначает также и тот факт, что сопереживающий человек прекрасно осознает те чувства, которые он испытывает. Они же, в свою очередь, являются отражением чувств его собеседника.
Если этого нет, то речь идет не об эмпатии, а о простой идентификации человека с его собеседником. Здесь важную роль играет сопереживание, понимание. Часто это называют способностью слушать и слышать, различать эмоции и мельчайшие их особенности.
Изучением этого явления занимается не только психология, медицина, но и педагогика.
Эмпатия в педагогике возникла неслучайно. Дело в том, что в системе образования каждый раз появляются новые ценности, инновации, которые ведут к серьезным изменениям в социально-экономической, а также культурной жизни общества. Поэтому возникает потребность в людях нового толка. Если прочитать Государственный стандарт образования, действующий на территории нашей страны, то станет понятным, что огромное значение имеет эмоционально-нравственное воспитание и развитие детей разного школьного возраста.
Личность ребенка, как утверждает такая область науки как социальная эмпатия, должна быть способной к сопереживанию, сочувствию, милосердию. Ребенок должен адекватно воспринимать эмоции других людей. Все это поможет ему успешно адаптироваться в современном мире.
Более того, способность к эмпатии поможет детям участвовать в межличностных отношениях, контролировать свои собственные чувства и эмоции, чтобы знать, какие из них можно демонстрировать на публике, а какие лучше пережить в себе.
Именно поэтому перед учителем в школе стоит задача не только передать детям знания, развить в них умения и навыки той или иной деятельности, но и установить доброжелательные отношения между детьми. Все, что для этого необходимо, - это развитие нравственных качеств личности, общение детей и взрослых, а также умение воспринимать эмоциональное состояние друг друга, оценивать свои поступки и действия других людей. Иногда это умение называют умением видеть и чувствовать людей.
fb.ru
Сложность и многослойность нашего взаимодействия с окружающими при внимательном рассмотрении оказывается поразительной. Даже мимолетный контакт сопровождается интенсивным обменом информацией, в котором слова занимают далеко не первое место. Подсознательно мы воспринимаем множество исходящих от партнера сигналов — жесты, позы, мимические выражения, интонации. Все это позволяет установить связь на уровне более глубоком, чувственном, также известном как эмпатия.
Эмпатия — это способность человека не только понять эмоциональное состояние собеседника, но и проникнуть в его внутренний мир, воспроизвести в себе схожие чувства, переживания, взглянуть на вещи и события его глазами. С помощью эмпатии можно в какой-то степени осознать и оправдать мотивы, лежащие в основе поступков субъекта.
Принимая на себя роль другого человека, можно почувствовать эмпатическую связь не только в отношении окружающих. Талантливый художник или писатель предлагают нам сопереживать выдуманному герою произведения и представлять себя на его месте. Подобным образом действует и актер, когда полностью вживается в образ своего персонажа, испытывая неподдельные эмоции и провоцируя зрителей на эмпатию; примеры из фильмов напоминают нам о таких выдающихся лентах, как «Форрест Гамп», «Человек дождя» или «Достучаться до небес», где весь драматизм ситуации воспринимается скорее эмпатически, чем логически.
Способность к эмпатии у разных типов личностей может проявляться в широком диапазоне — от полного ее отсутствия у социопатов до глубокого погружения во внутренний мир другого человека.В последнем случае неосознанный дар эмпата превращается в серьезную и болезненную проблему: если причины возникновения собственных переживаний еще как-то можно проанализировать и устранить, то заимствованные эмоции контролировать очень сложно. Для этого нужно научиться находить их источники, определять информационную ценность, а затем пропускать сквозь себя либо блокировать.При неосознанной эмпатии человек буквально впитывает в себя переживания окружающих, переполняя свой внутренний мир чужими чувствами. Если учесть, что негативные эмоции непосредственно влияют на наше физическое состояние, вызывают головные боли, ухудшение самочувствия и даже психосоматические расстройства — то сложно себе представить, какую нагрузку испытывают при этом организм и психика эмпата.
Чтобы пользоваться даром эмпата без риска для себя или окружающих, нужно научиться контролировать глубину и силу сопереживания, разделять поступающую информацию на полезную, ненужную и опасную, но в первую очередь — осознавать различия между собственными и заимствованными эмоциями.
Исследуя возможности эмпатов и способы проявления эмоционального сопереживания у разных людей, можно выделить проявления:
В зависимости от силы восприятия уровень эмпатии определяет глубину сопереживания и даже возможность управления эмоциями партнера:
В целом люди с высоким уровнем эмпатии проявляют интерес к партнерам и легко устанавливают отношения, не блокируя при этом собственные эмоции. Низкому уровню эмпатии сопутствуют отстраненность, сдержанность или замкнутость на собственных интересах: люди такого типа могут требовать от окружающих эмоциональной привязанности, но сами на ее проявление не способны.
Предполагается, что эмпатия — это способность человека временно отказаться от собственных мыслей, эмоций и установок в пользу принятия мыслей, эмоций и установок партнера. Потому эгоцентричные самовлюбленные люди часто не способны рассматривать и оценивать ситуацию глазами собеседника.При отсутствии эмпатии мир превращается для человека в набор объектов, не имеющих с ним никакой связи. Непонимание эмоциональной природы поведения живых существ делает невозможным возникновение привязанности или осознанной любви.
Ученые наблюдают резкое снижение уровня эмпатии в обществе, инициированное широким распространением общения онлайн, постепенно вытесняющего другие формы коммуникации.
Казалось бы — какое отношение имеет интернет к эмпатии? Оказывается, что огромное. При личном общении мы воспринимаем не только слова, но и множество невербальных сигналов, посылаемых нам собеседником и указывающих на его эмоциональное состояние. Сознание обрабатывает их наравне с другой информацией, выстраивая таким образом цельную картину.Замещение живых эмоций безликими аватарками и смайлами исключает возможность ощутить реальное настроение и переживания партнера, заставляя мозг реконструировать далекие от реальности образы на основании прямого значения слов (чего явно недостаточно для эмоционального понимания). Следствием является состояние неопределенности и неизвестности: в таких условиях человек обычно мобилизуется и готовится к отражению действительной или мнимой угрозы.
Последующее подавление эмпатии как бесполезного способа коммуникации не способствует возникновению сопереживания и взаимопонимания: лишенные такого способа коммуникации люди обычно воспринимают мир как враждебную и агрессивную среду.
Маленькие дети изначально обладают базовой способностью эмпатического восприятия: младенец плачет, если слышит плач других детей, радуется в ответ на смех других, а также пытается считать эмоции с лиц окружающих. Однако осмысленная и направленная эмпатия у детей проявляется только с накоплением определенного эмоционального опыта, основным источником которого является поведение родителей. С помощью тепла и заботы они должны показать ребенку как следует ощущать сопереживание, сочувствие, сострадание по отношению к другим живым существам. Лишенные этого, дети чаще всего вырастают жестокими и равнодушными.
По мере взросления эмпатия у детей приобретает ярко выраженный избирательный характер: мальчики больше сопереживают мальчикам, а девочки — девочкам. Этот механизм представляет собой сочетание сочувствия и другой инстинктивной потребности — деления общества на «своих» и «чужих». Часто это вызывает агрессивность и враждебность по отношению к членам противоположной группы, особенно если речь идет о борьбе за некие условные ресурсы или привилегии.Стремление принадлежать к замкнутому сообществу у подростков сохраняется, однако в определенном возрасте сталкивается с половой самоидентификацией и принятием традиционных гендерных ролей, согласно которым мужчина должен быть жестким и бесчувственным, а женщина — эмоциональной, сопереживающей. В результате девочки начинают проявлять эмпатию также и к мальчикам, тогда как последние отстраняются даже от членов собственной группы, переходя к индивидуальному соперничеству
ПРОДОЛЖЕНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ
zhenskayadolya.ru
Эмпатия в психологии понятие очень сложное и многогранное, которое обозначает настолько глубокое сопереживание, которое граничит с полным отождествлением себя с другим человеком. Если в процессе разговора человек способен полностью, во всех оттенках переживать те же эмоции, что и его собеседник, это значит, что у него высокая способность к эмпатии.
Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны. Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию – кивать, делать соответствующее выражение лица в разговоре и т.д. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.
В психологии выделяют два вида эмпатии – она может быть эмоциональная и когнитивная. Эмоциональная эмпатия – это способность на чувственном уровне сопереживать человеку, и это очень глубокая эмпатия. Когнитивная разновидность позволяет путем логического мышления понять, что в такой момент чувствует человек, и через это приблизиться к истинному сопереживанию.
В светском общении не так и важно, какой вид эмпатии задействован в общении, а вот между двумя близкими людьми способность к эмоциональной эмпатии очень ценится, ведь каждому человеку хочется видеть возле себя тех, кто действительно понимает его эмоции и способен к сопереживанию.
Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.
Несложно догадаться, что эмпатия и симпатия тесно связаны между собой. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек стремится видеть возле себя таких друзей, которые будут понимать его, как он сам.
Существуют специальные упражнения, которые позволяют развить эмпатию. Приведем несколько для примера:
Угадай чувство. Люди получают карточки, в которых указано чувство, и стоя спиной к зрителям, им нужно его изобразить без слов. Карточки могут быть такими: гнев, печаль, страх, нетерпение, радость, удивление, беспокойство и т. п. В конце нужно проанализировать, как удалось догадаться, не видя лица.
Карусель. Члены группы встают в два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный – это и есть карусель. Каждый раз общение таким образом реализуется с разными людьми, по сигналу внешний круг делает шаг в сторону и пары меняются партнерами. Предложено изобразить такие ситуации (на каждую по 2-3 минуты):
Такие простые упражнения в группах позволяют развить эмпатию и сделать человека более открытым окружающим.
womanadvice.ru
Часто мы не задумываемся над психологической составляющей своего поведения и эмоций. Некоторые из них видятся нам абсолютно нормальными. Так, способность сопереживать другим людям в сложной ситуации может показаться окружающим естественной, но этому факту есть научное объяснение, и, зная, что такое эмпатия, можно глубже понять человека, его эмоции и чувства.
В настоящее время все чаще можно услышать данное слово, но мало кто знает что такое эмпатия. Данный термин не означает конкретного поступка при постижении переживаний – это комплексный набор жестов, слов, чувств, эмоций, говорящих об этом действии. Эмпатия это способность человека осознавать происходящие с человеком события и, при необходимости, сопереживать им. Причем подобные действия происходят абсолютно осознанно.
При использовании рассматриваемого термина есть некоторые нюансы. Так, эмпатия в психологии это естественное проявление своих эмоций при сопереживании. Для каждого человека свойственен свой уровень подобного восприятия – от полного растворения в проблеме человека до скупого проявления эмоций. Часто эмпатия в психологии проявляется как отражение чувств и ощущений партнера, и, как правило, возникает из-за восприятия внешних признаков проявления эмоций – жестов, разговора, поступков.
Стоит отметить, что эмпатия в педагогике имеет немаловажное значение. Учителя или воспитатели в какой-то степени являются психологами. Между педагогом и учащимися важно установить такой тип психологического взаимодействия, который будет подходить обеим сторонам. В данном случае эмпатия это способность учителя понять, а в некоторых случаях и предсказать, психическое состояние и эмоциональный настрой ребенка.
Это важно в той ситуации, когда педагог видит талант и способности ученика и дает ему более сложные задачи, помогает ему почувствовать себя более уверенным при ответе у доски - задает наводящие вопросы, в соответствующий момент может похвалить или поругать школьника. Естественно, нельзя переходить установленные грани между учителем и учеником – более серьезными вопросами воспитания должны заниматься родители, а чрезмерная эмоциональность или сопереживание могут навредить учебному процессу.
Подобное чувство свойственно практически всем живым существам, и человек здесь не исключение. Особенность заключается в том, что каждый испытывает разный уровень рассматриваемого ощущения. Кто-то может остро реагировать на любое проявление чувств другого человека и сопереживать ему – это будет высокий уровень эмпатии, а для кого-то не мало будет доброго слова или поступка без бурных эмоций и криков.
Первый вариант иногда может негативно влиять на психическое состояние столь эмоционального собеседника. Иногда ему трудно абстрагироваться от переживаний другого человека – это может перейти в фобию или психическое расстройство, но при отсутствии зацикливания на своем чувстве народ начинает лучше разбираться в людях. Отсутствие эмпатии может сказаться на взаимоотношении индивида с обществом. Его назовут холодным или черствым, а иногда и упрекнут в невозможности переживания вместе с другими.
Независимо от различных ситуаций и обстоятельств важна золотая середина. В современном мире с его суетой, нередкой подменой моральных ценностей и бешеным ритмом жизни крайне значимо оставаться личностью. Умение сопереживать и не быть равнодушным в некоторых случаях будет уместно, а его крайние степени проявления могут негативно сказаться на самом человеке.
Понятия эмпатия и симпатия, казалось бы, одинаковые, но смысл, заложенный в них, все-таки имеет различия. Для эмпатии характерно слияние с эмоциями другого человека, примерка их на себя, но никак не участие в них, а для симпатии – проявление внимания к индивиду, его проблеме или эмоциям, возможно, некоторое участие, а самое главное - перенос подобных чувств на свою шкуру.
Термины эмпатия и рефлексия различаются с психологической точки зрения. Для второго понятия свойственно переживание и размышление о собственных чувствах и эмоциях, изучение внутренней психологии личности. В некоторых случаях это будет переоценка ценностей, мышления, механизма принятия решений. В отличие от эмпатии – восприятия эмоций других людей, это понятие относится к переживаниям самого человека, а не другого лица.
Зная, что такое эмпатия, можно разобраться в некоторых ее особенностях. Так, есть мнение выделения отдельных составляющих рассматриваемого слова – сочувствия и сопереживания. В первом случае - это разновидность проявления своей эмоциональной реакции в ответ на переживания человека. Сопереживание - психологическая возможность перенять на себя те же эмоции и ощущения, которые испытывает другой индивид.
Как правило, проявление эмпатии можно разделить на три группы:
В развитии данного чувства выделяют три основных уровня:
Есть некоторые моменты, которые могут развить чувство эмпатии, или хотя бы быть полезными для более глубокого понимания данного вопроса. Среди некоторых советов выделяют те, что говорят об изучении личности – ее поведения, эмоций, реакций на различные факторы или раздражители. Что же такое эмпатия и как ее развить:
Есть два простых и эффективных упражнения, выделяющихся из множества, способных развить эмпатию в короткие сроки:
Часто человеку, увидевшему в себе некоторые свойства эмпата, сложно с ними справиться. Излишние переживания за посторонних и сильная эмпатия не всегда приносят пользу. В таких случаях важно проявить способность управления данным состоянием – отпустить ситуацию, расслабиться и отвлечься на другое дело. Больше времени проводить с близкими людьми или за хобби. Возможно, стоит подумать о своих переживаниях и проблемах, не связанных с другими индивидами. Нельзя при этом забывать и о своем здоровье.
Часто причиной беспокойства человека является гипертрофированная эмпатия. Данная проблема может вызвать трудности в общении с людьми. Избавиться от нее можно путем управления рассматриваемым чувством и своими эмоциями, переключением на собственные заботы и увлечения. Важно получать удовольствие от общения с человеком, находить в нем положительные моменты. Эмпатия это способность сопереживать человеку, чувствовать его, поэтому стоит подумать над тем, что полное избавление от подобного ощущения может привести к отторжению от социума и поспособствовать замыканию в себе.
womanadvice.ru
Внутренняя вселенная каждого человека неповторима. Мы приходим в этот мир со своим типом темперамента и проходим через уникальный жизненный опыт, который влияет на наши привычки, мировоззрение и способ восприятия окружающего мира. Глядя на снегопад, один человек восхищенно заметит: «Идут белые снега!». Другой нервно бросит: «Гадость в лицо лезет». И не смотря на это, нам иногда все же удается постичь внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека. Это явление называют сопереживанием или эмпатией.
Эмпатия – это слово греческого происхождения, оно означает осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.
Разбирая, что же означает слово «эмпатия», многие путают его с состраданием, хотя на деле этот термин означает способность сопереживать любым эмоциям, не только отрицательным, но и положительным. На сегодняшний день сложилось несколько трактовок термина «эмпатия».
В медицине ему отводится роль понимания и демонстрации понимания эмоционального состояния другого человека. На первый план здесь выходит эмпатическое слушание, имеющее цель дать пациенту выговориться, поощрить его к откровенному выражению своих чувств и ощущений.
В психологии эмоциональная эмпатия считается нормой, существуют даже специальные методики выявления у людей способности к этой форме психической деятельности, которые разнятся от легкого отклика до полного погружения в чувства собеседника. Но не стоит путать с идентификацией, во время которой человек не просто понимает чувства другого, как это происходит с эмпатией, но и в некотором роде не различает их со своими.
В художественной литературе термин "эмпат" обрел новое значение, которое больше напоминает эмоциональную телепатию и считается экстрасенсорной способностью. Однако в реальности подобные эксперименты с эмпатией повторить не удалось.
В классической психологии эмпатия подразделяется на эмоциональную, когнитивную и предикативную.
Эмоциональная эмпатия – это форма психической деятельности, основанная на механизмах проекции и подражания реакциям собеседника (моторным, аффективным). И говоря о сопереживании в быту, мы имеем в виду именно эмоциональную эмпатию, иными словами, способность проецировать на себя переживания другого человека и воспроизводить эти эмоции на себе.
Когнитивная эмпатия базируется на таких интеллектуальных процессах, как аналогия и сравнение. Она имеет место в научных дискуссиях и полемиках.
Предикативная эмпатия представляет собой способность предсказывать чувства другого человека в определенных ситуациях. И хотя этот термин вряд ли кто-то использует в быту, на деле умение поставить себя на место другого и спрогнозировать, какие чувства он при этом испытает, может большинство людей.
Психологи также выделяют в особые категории такие формы эмпатии, как сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание эмоций собеседника через отождествление с ним. Сочувствие же, напротив, представляет собой переживание собственных эмоций, испытываемых по поводу чувств собеседника.
Эмоциональная эмпатия у разных людей имеет свои особые степени выражения. Самый низкий уровень характеризуется сосредоточенностью на себе и равнодушием к мыслям и чувствам других людей. Представители этого вида, казалось, не испытывают эмоциональной эмпатии в принципе. Они редко понимают окружающих, чувствуют дискомфорт в незнакомых компаниях, а потому стараются жить уединенно. Как правило, у людей с низким уровнем эмоциональной эмпатии мало друзей, а те, что есть – скорее коллеги.
Второй уровень эмпатии наиболее распространенный. Его представители равнодушны к мыслям и чувствам других, но в редких случаях могут проявить сопереживание. Они способны выразить эмоции, но предпочитают держать их под контролем. Характерное для этого уровня развития эмпатии проявление – человек любит фильмы и художественные книги, но предпочитает действие, а не описание переживаний.
Третий уровень эмпатии – высокий и одновременно редкий. Его представители понимают и чувствуют эмоции других лучше, чем свои собственные. Это преданные и великодушные друзья, люди, неравнодушные к проблемам окружающих. Они контактны, отзывчивы, общительны, душевны, доверяют чувствам и интуиции. Обратная сторона медали заключается в том, что представители этого уровня эмоциональной эмпатии ждут социального одобрения своих действий и легко выходят из равновесия.
Помимо уровней эмпатии существует еще и классификация людей по этому признаку. Они подразделяются на «не эмпатов», «слабых эмпатов», «функциональных эмпатов» и «профессиональных эмпатов». Первая категория – те, кому чувство сопереживания не знакомо. Вторая категория хорошо знает об эмпатии, только испытывает постоянный стресс от переживания тяжести мира. Третья категория легко адаптируется к эмоциям и не пропускает их через себя. Профессиональные эмпаты легко распознают эмоции, даже те, которые собеседник предпочитает скрывать, но главное, они обладают способностью управлять чужими психическими переживаниями. И это довольно полезный навык для психологов и педагогов. Если вы хотите научиться понимать других людей, последовательное развитие эмпатии поможет обрести эту способность.
Для того чтобы определить, способны ли вы понимать эмоциональное состояние окружающих людей, существуют наработанные методики. К примеру, диагностику эмпатии можно проводить при помощи шкалы эмоционального отклика, разработанной профессором психологии Альбертом Меграбяном. Этот ученый предложил простой и эффективный опросник, который выявляет уровень способностей к эмоциональному сопереживанию на чувства собеседника и степень его соответствия реальности субъекта.
Тест на диагностику эмпатии состоит из 25 вопросов, которые подводят к одному из пяти уровней сопереживания от очень высокого к очень низкому. И хотя вам может показаться, что наивысший уровень эмпатии одновременно является и наилучшим, на самом деле гипертрофированная чувствительность приводит к эмоциональной зависимости, ранимости и даже психосоматическим заболеваниям. Безусловно, стоит развивать в себе умение слушать другого, перефразировать и отражать его эмоции. Но при этом необходимо выбирать эффективные поведенческие стратегии, которые позволят вам соблюсти баланс между рациональным трезвым умом и чуткой отзывчивой эмоциональностью.
www.neboleem.net
Упражнение «Гомеостат»
Все участники занятия должны сесть в круг. Исходное положение – правая рука сжата в кулак и вытянута вперед. По команде тренера все показывают определенное количество пальцев. Задача всех участников - выбросить одновременно одинаковое количество пальцев. При этом не разрешается договариваться и каким-либо образом согласовывать свои действия.
Цель: научиться понимать состояние другого человека по невербальным признакам и давать обратную связь.
Упражнение «Анабиоз»
Два человека сами распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». «Замороженный» показывает человека, впавшего в анабиоз. «Реаниматору» нужно «оживить» его за 60 секунд, не разговаривая и не дотрагиваясь до него. Добиться результата нужно, используя любые виды невербального общения – жесты, взгляды, мимику, даже пантомиму. Победой «реаниматора» считаются проявление любых эмоций партнера. В этом упражнении отлично тренируется умение переходить от отчуждения к контакту, вырабатываются способы проникновения в чужую зону комфорта.
Цель: совершенствование навыков эмоционального контакта.
Упражнение «Сильные стороны»
Занятие проводится в паре. Один человек рассказывает другому о сложной ситуации, возникшей у него на работе. Второй партнер должен внимательно выслушать и дать обратную связь. В ответ партнеру нужно изложить его рабочую проблему с положительной стороны, подробно описать плюсы в его поведении. Затем можно поменяться ролями.
Цель: осознание профессиональных потребностей, жизненных целей других людей.
Упражнение «Зеркало»
Два участника становятся друг напротив друга. Один партнер делает различные движения, медленные повороты руками, телом. А другой должен в точности повторить все его действия. Этот тренинг хорошо развивает навыки психологического контакта. По ходу выполнения упражнения копировать действия партнера становится проще, иногда даже, получается предугадывать его движения. Гибко подстраиваясь друг под друга, участники осваивают навыки двигательного подражания.
Цель: научиться чувствовать телодвижения другого человека, ощущать логику его движений.
Упражнение «Телефон»
Основной задачей является передача одно и то же чувство по кругу. Все должны сесть близко друг к другу в круг и закрыть глаза. Первый участник передает выбранное чувство соседу, молча, с помощью прикосновений. Он воспринимает, распознает это чувство и передает следующему участнику так же без слов. Можно не повторять в точности действия предыдущего участника, а использовать другие прикосновения. Но передать нужно, то же самое чувство.
Цель: научиться распознавать чувства.
Люди, которым удалось путем самосовершенствования развить в себе дар эмпатии, очень самодостаточны. Они полностью контролируют свои эмоции, умеют прощать и не обвиняют ни окружающих, ни себя в жизненных неудачах.
9psy.ru
Слово эмпатия происходит от греческого empatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, эмпатия обозначает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние[11].
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека[11]. Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.
Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:
- знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;
- переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;
- активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого;
- огорчение в ответ на страдания другого человека;
-ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого [23].
Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей художественных произведений . Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта[17].
Наиболее яркий пример эмпатии - поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала[17].
Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ[17].
Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия - это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия - не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слов «вы должны думать и чувствовать то-то» [10].
В позитивной психологии эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный характер, способность понимать и предвидеть , аффективный - способность эмоционально реагировать и активно-деятельностный - способность к соучастию [10].
По мнению А. Валлона ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. Такого рода связь описывается как внеинтеллектуальное созвучие, потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей [22].
Маркус рассматривает эмпатию как способность индивида познавать внутренний мир другого человека, как взаимодействие познавательных, эмоциональных и моторных компонентов. Эмпатия осуществляется через акты идентификации, интроекции и проекции[22].
Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин - эмпатии и социальной ответственности[22].
Различают несколько механизмов эмпатии:
эмпатия эмоциональная — основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;
эмпатия когнитивная — базируемая на процессах интеллектуальных — сравнение, аналогия;
эмпатия предикативная — проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм можно выделить:
1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
2) сочувствие — переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания идентификации, принятия ролей, децентрализации является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта 10].
Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны. Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.
В психологии выделяют два вида эмпатии – она может быть эмоциональная и когнитивная. Эмоциональная эмпатия – это способность на чувственном уровне сопереживать человеку, и это очень глубокая эмпатия. Когнитивная разновидность позволяет путем логического мышления понять, что в такой момент чувствует человек, и через это приблизиться к истинному сопереживанию.
Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.
1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.
2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.
3-й уровень эмпатии считается самым высоким. Такие люди являются редкостью, и нередко их запоминает история. Люди, чувство эмпатии которых имеет третий уровень, постоянно глубоко ощущают окружающих, способны мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые действенные советы – ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.
Несложно догадаться, что эмпатия и симпатия тесно связаны между собой. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек стремится видеть возле себя таких друзей, которые будут понимать его, как он сам [11].
М. А. Пономарева рассматривает эмпатию как системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие [16].
Л. П. Выговская предлагает рассматривать эмпатию как целостное явление, в котором можно выделить три взаимодействующих компонента: когнитивный - мыслительные операции, фактическое знание об объекте или другом лице; аффективный - эмоциональные реакции на некоторый объект или лицо, эмоции, чувства, переживания; конативный - моторные реакции, поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту отношения, действия, поступки . Она отмечает, что эмпатия может развиваться как в сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального поведения.
Звеньями эмпатийного процесса являются восприятие другого, сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие, реальное содействие. В каждом звене процесса происходит автономное функционирование всех компонентов (когнитивного, аффективного, конативного) или их сочетание при доминировании одного из них. Каждое предыдущее звено обусловливает функционирование последующего [3].
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
studfiles.net