Я очень люблю бывать в театре. Даже при том, что в наше время технологичных мультиплексов (кинотеатров с несколькими кинозалами) можно чуть ли не пощупать главного героя и ощутить свое присутствие в фильме. Все-таки театры я люблю больше. Почему? Потому что только там я могу почувствовать эмпатию — удивительное ощущение дыхания в унисон всего зрительного зала. Острого сопереживания героям. И чувства, что герой рассказывает свою историю тебе лично.
Эмпатия возникает не всегда: в театре все зависит от актеров, от жанра спектакля, от твоего личного настроения, с которым ты сюда пришел, от атмосферы, созданной администраторами. Но я уже знаю, куда и на какие спектакли ходить, чтобы насладиться этим чувством.
Что такое эмпатия? «Википедия» пытается убедить нас в том, что это осознанное чувство сопереживания эмоциональному состоянию другого человека. А вот в психологической литературе чаще встречается определение эмпатии как понимания, не имеющего рационального объяснения, внутреннего мира либо эмоционального состояния другого человека.
В быту наши представления об эмпатии тоже могут несколько различаться по смыслам: кто-то называет эмпатом того, кто умеет сознательно обращать внимание на чувства других; кто-то полагает, что чувство эмпатии — это на самом деле эмоциональная отзывчивость, сопереживание, отклик на эмоцию другого; кто-то же уверен, что эмпатия может возникать сама по себе, без привязанности к другому человеку, а просто в определенных условиях.
Эмпатия в психологии — очень важное понятие, ведь, как принято думать среди психологов, без этого умения врачевателем человеческих душ не станешь. И это действительно так: чтобы понять чужие проблемы и чувства, важно уметь ставить себя на место обратившегося за помощью, уметь слышать именно его переживания, а не свое видение ситуации (свое — в значении «через себя», сквозь призму собственного опыта). Все ли психологи владеют таким умением? Вряд ли. Тем не менее, будущие и состоявшиеся психологи все время рассуждают о важности эмпатии. О том, что ей нужно учиться.
А можно ли этому научиться? Возможно ли эмпатию развить? Или это данное от рождения качество, которое не приобрести в процессе обучения тому, кто изначально его лишен?
На понятие эмпатии проливает свет системно-векторная психология Юрия Бурлана. Это знание дает четкое представление о том, что это за чувство такое, кто его может испытывать и можно ли его развить по собственному желанию.
Эмпатию как сочувствие тому, что испытывает другой, может ощущать только человек со зрительным вектором. При этом такое сочувствие — не просто жалость или доброта, а способность ощутить все эмоции партнера или собеседника (а то и вовсе незнакомого человека), как будто побывать в его шкуре. Это может помочь настроиться на одну эмоциональную волну с человеком (что очень помогает в отношениях), а может доставить страдания, после чего у человека со зрительным вектором появляется желание помочь (а если он зациклен на себе — желание «уберечь» себя от страданий и поскорее скрыться от источника сильных чувств).
Человек со зрительным вектором обладает врожденной способностью очень эмоционально проживать любую ситуацию, что дано ему от природы не просто так, а для эффективного выполнения видовой роли. Определение эмпатии в системно-векторной психологии близко по смыслу к сочувствию и сопереживанию, которые являются признаком развитости вектора.
Развитие эмпатии должно произойти в детском возрасте, когда природный страх должен быть вытеснен развитой чувственностью, умением любить и сопереживать. Кого любить? Кому сочувствовать? Героям добрых детских книг и кинофильмов. Персонажам, оказавшимся в беде, страдающим, несчастным.
Хорошо написанная книга у детей со зрительным вектором, и без того умеющим фантазировать, вызовет всплеск эмоций. Расскажет о таких вещах, которые ребенок, живущий в достатке и родительской любви, никогда бы не узнал: о брошенных детях, у которых нет материнской любви, теплой кроватки и ярких игрушек; о несчастных сиротах, скитающихся в лохмотьях и замерзающих от холода в поисках тепла и еды. Развитие эмпатии у детей со зрительным вектором происходит в тот момент, когда им становится до слез жалко героев этих произведений и когда в душе клокочут сильные чувства, которые невозможно вызвать, если показывать ребенку только лишь развлекательные мультфильмы и кино.
Ребенок, который учится переживать за судьбу персонажа, со временем будет готов к тому, чтобы суметь проявить сочувствие к реальному, не выдуманному, человеку. Его способность к эмпатии в реальном общении развивается еще больше и крепнет, формируя из ребенка личность удивительной красоты. Этот переход от книг к жизни крайне важен для наивысшего развития вектора, а значит, и для счастливой жизни его обладателя. Жизни без страхов и бега по замкнутому кругу своих желаньиц, направленных вовнутрь…
Можно ли научиться эмпатии, если нет зрительного вектора? Пробовать учиться чему-то подобному можно, но это будет не эмпатией, а чем-то другим. Потому что если нет заданных с рождения свойств, приобрести их извне, «пришить» к себе не удастся.
С другой стороны, тот, кто не способен в силу своей природы тонко чувствовать и сопереживать, и не подумает, что ему это нужно. У него и мысли такой не возникнет, так как наслаждение он будет получать другими способами. А метод эмпатии ему совершенно ни к чему.
Я писала выше, что развитие этого чувства должно состояться в детском возрасте. Если быть точной — до окончания переходного возраста. Почему? Задумано природой так, что развиваться мы можем только до того момента, когда нам нужно вступать во взрослую жизнь. Там, во взрослой жизни, уже начинается реализация того, что мы вынесли из этапа развития.
В этом смысле природа безжалостна, ведь она не делает скидки на то, что родители не сумели помочь ребенку в развитии, а ребенок может и старался, да у него не вышло. Однако маленькая лазейка для тех, кто вырос, но еще хочет что-то изменить в себе, есть. И эта лазейка — работа над собой через осознание.
[gn_note color=»#FFFFCC»]
[/gn_note]
Кого интересует роль эмпатии в общении? И кто задает вопросы о том, как ее развить во взрослом возрасте? Конечно, все это зрительники. Причем тех из них, кому не удалось достаточно развить в себе эту способность в отведенное природой время. Однако они что-то чувствуют, ощущают, им это нравится (а может, не очень). Это занимает их мысли, они рыщут в Сети в поисках какой-то информации об этом состоянии. Однако информации не так уж много: вся она сводится к рассуждениям о том, как это здорово, как это полезно — чувствовать другого, как это нужно в отношениях с партнером и коллегами, родителями и детьми.
Правда, тут же эмпатия в общении смешивается с добротой, рациональным подходом (желание проникнуть в мысли другого, анализ чужого состояния), способностью любить, доверием и так далее. Это путает и оставляет вопросы открытыми. Но оно и понятно — дифференцировать такие вещи могут только системно мыслящие психологи. А ясность в понимание природы этого чувства может внести непосредственное участие в тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Кстати, много полезного можно узнать даже на бесплатных лекциях, которые повторяются каждый месяц.
И в заключение интересный пример эмпатии:
По данным западных исследовательских центров, около 11% мужчин в возрасте до 30 лет испытывают «синдром кувад» — так называемую эмоциональную мужскую беременность, которая наступает параллельно с беременностью жены. Мужчина, как и женщина, испытывает токсикоз, набирает вес и волнуется перед предстоящими родами не меньше, чем его беременная жена.
Это интересное состояние является ничем иным, как проявлением зрительной эмпатии, в результате которой мужчина ощущает все то же, что и его жена в этот волнительный период.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
[adrotate banner=»2″]
зрительный вектор
svpsychology.ru
Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Термин «Э.» появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт—пациент». Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и Э. («я — с вами»). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности. Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э. Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием «точной Э.», которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. «Точная Э.» включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в «Идиоте» Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения). Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
эмпатия — Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: симпатия). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 … Большая психологическая энциклопедия
ЭМПАТИЯ — (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия
эмпатия — чуткость Словарь русских синонимов. эмпатия сущ., кол во синонимов: 4 • вчувствование (3) • … Словарь синонимов
Эмпатия — (от греч. empatheia сопереживание) способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним … Психологический словарь
ЭМПАТИЯ — [англ. empathy сочувствие, сопереживание Словарь иностранных слов русского языка
ЭМПАТИЯ — (от англ. empathy сочувствие, сопереживание) англ. empathy; нем. Emphathik. Способность индивида эмоционально отзываться на переживания др. людей. Э. это в основном пассивно созерцательное отношение к переживаниям другого без активной действенной … Энциклопедия социологии
эмпатия — Вчувствование; непосредственный эмоциональный отклик на чужое переживание. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология … Справочник технического переводчика
Эмпатия — В Викисловаре есть статья «эмпатия» Эта статья об узком научном понятии. О более ши … Википедия
ЭМПАТИЯ — – глубинное понимание одним человеком другого, такое восприятие и постижение его психического состояния, благодаря которым осуществляется сопричастность с его внутренним миром. В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЭМПАТИЯ — (empathy) ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках. Если члены семьи не испытывают эмпатии друг к другу, то раздор становится более… … Большой толковый социологический словарь
ЭМПАТИЯ — (Empathy; Einfuhlung) интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний. «Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная… … Словарь по аналитической психологии
communication_psychology.academic.ru
Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. [1]
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).
Ещё недавно, в XX веке научное сообщество полагало, что эмпатия — чисто человеческое чувство. Хотя примеры сопереживания и взаимопомощи у высокоразвитых животных были распространены повсеместно, сообщество игнорировало их, потому что сравнивать людей с животными не решалось.
В последнее время установлено, что сопереживание присуще кошкам, собакам, дельфинам, лошадям и иным высокоразвитым животным, даже мелким грызунам, но в менее выраженной форме, чем у человека. К примеру, некоторые кошки, если в их присутствии обидеть любимое ими существо, начинают шипеть, пытаясь защитить его. Дельфины же не раз становились спасателями, сопровождая на берег потерпевших кораблекрушение.
Сострадание, судя по всему, не является социальным инструментом, но это биологическое качество высокоразвитых животных, отвечающее за кооперацию всего генофонда планеты по договору умолчания. У насекомых, к примеру, вместо сострадания существует иерархическое подчинение и биологическая система взаимопомощи, основанные на выделении химических элементов, а также звуковых и иных сигналов от терпящего бедствие.
При этом также известно, что страх за собственную жизнь, либо социальный страх, может временно вытеснять эмпатию из психики животного. Эмпатия, хотя и является основой для наиболее оптимального уровня взаимоотношений между различными живыми организмами, не является доминирующей в психике.
Аттракция (влюбчивость, влюбленность) по отношению к кому-либо является основным критерием существования эмпатии. Эмпатия не работает в отношении к системам, которые причиняют боль организму, хотя это правило иногда может быть изменено под воздействием нарушения работы мозга.
Прямая взаимосвязь между состраданием и интеллектом прослеживается во всей истории человечества, когда движущей силой развития становились люди преимущественно сострадающего типа, хотя, конечно, и не без исключений. Также известна и обратная тенденция, что, среди людей, тяготеющих к глубоким знаниям, тяжесть совершаемых ими преступлений значительно ниже — это могут быть кражи, коррупция, но очень редко насилие. Эта закономерность базируется на физиологии.
Совесть (если это не социально навязанное явление, то есть страх перед наказанием) — естественное, природное ощущение, является продолжением эмпатии для случаев, когда существо уже причинило или еще причиняет вред или боль невиновному живому организму. В этом случае жалость смешивается с ощущением потери, и это состояние, прогрессируя, начинает влиять на сознание, а затем добивается или пытается добиться отказа от тех или иных тактик и стратегий, причиняющих боль невиновному существу. Совесть, как и эмпатия, под воздействием паники может быть вытеснена из психического театра животного.
Эмпатия, возможно, физиологически базируется на зеркальных нейронах. Эти нейроны были впервые обнаружены итальянскими учеными Галлезе, Риццолатти и другими из Пармского университета в начале 1990-х годов. Зеркальные нейроны также отвечают за интеллектуальную репрезентацию других существ в психическом театре. Притупление действия этих нейронов вызывает интеллектуальную тупость, неспособность адекватно мыслить.
В психологии эмпатия тесно связана с интроектами, которые описывал в своих работах К. Г. Юнг. В последнее время принято связывать напрямую интроектные механизмы, отвечающие за переживания и опыт других существ с зеркальными нейронами.
Для людей характерны не только индивидуальные (субъектные) психические процессы, но и групповые, социальные. При включении в групповой психический процесс возникает общность «переживания» этих процессов. Для включившегося такое «переживание» становится возможным благодаря наличию эмпатии.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru