Деятельность человека (в психологии). Деятельность человека психология


Деятельность человека (в психологии)

Деятельность в психологии

Любая психическая функция, свойство находят свое развитие только в соответствующей деятельности. Активность может быть направлена вовне и внутрь личности. Теория деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева дает представление о структуре и содержании психологической деятельности, источниках ее порождающих. Отличает деятельность человека от других видов живых существ наличие надситуативной активности, которая выходит за рамки требований текущей ситуации, а имеет целеполаганием отдаленные перспективы человеческой жизни.

Источником активности является потребность – внутреннее состояние организма, переживающего нужду в чем-то. Потребность нарушает равновесие, гомеостаз1 между организмом и окружающей средой. Психическая энергия, направленная на восстановление гомеостаза, порождает деятельность в определенном направлении.

Если между переживаемой значимой потребностью и возможностью ее удовлетворения имеется какое-либо препятствие, барьер, то в сознании индивида возникает психологическое состояние гнетущей напряженности, тревожности, разочарования, безысходности, получившее название фрустрации2. Фрустрация может выступать как причина агрессии, тревоги, неврозов, соматических (от греч. soma – тело) болезней, либо ухода в мир грез и фантазий.

Структура деятельности

В структуре деятельности выделяются этапы: ориентировка, исполнение(реализации действия) и контроль результата. Эффективность деятельности в наибольшей степени зависит от правильной ориентировки, в рамках которой устанавливаются: условия деятельности, конечные и промежуточные цели, ресурсы (средства), которые должны и могут быть использованы, порядок (последовательность) действий и операций.

Осознаваемая или неосознаваемая причина, лежащая в основе направленности поведения, выбора конкретного поведения, действий и поступков личности называется мотивом. Осознанный мотив становится рациональной3 целью, которая позволяет аккумулировать все внутренние ресурсы человека для выполнения даже тяжелой, неинтересной работы.

В своей практике человек руководствуется разнообразными мотивами, одни из которых занимают более важное иерархическое положение, другие – вспомогательное. Разнообразие мотивов деятельности делает характерной борьбу мотивов: например, в ситуациях соперничества, конфликтного столкновения интересов различных людей; одновременного присутствия двух и более потребностей, вступающих между собой в некоторые противоречия; противодействия деятельности со стороны внутриличностных моральных «запретов», страхов, фобий4 и т.п. Одним из способов преодоления ситуации борьбы мотивов является рационализация (замена) мотива. Личность начинает объяснять свои действия причинами, которые оправдывают её, скрывают их истинную мотивацию. Причем речь здесь идет не только и не столько об умышленном обмане, сколько о самообмане. В этом случае своеобразным индикатором рационализации может служить рассогласование между ожидаемым (как правило, позитивным по окраске) переживанием, связанным с достижением предмета потребности, и (преимущественно, дискомфортным) реальным.

Регистрируется также сдвиг мотива на цель, когда эмоционально привлекательный мотив в ходе его достижения предполагает вначале выполнения действия, не обладающих эмоциональной привлекательностью, но осознаваемых рационально. Однако по мере выполнения этих действий, вначале потребовавших от него значительных волевых усилий, человек может увлечься, они могут обрести для него самостоятельный эмоционально окрашенный смысл.

Таким образом, в теории деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева в схематическом виде может быть выстроена следующая графическая структура деятельности:

Потребность  ↔ Мотив ↔  Деятельность↕                                                    ↕Цель                      ↔               Действия↕                                                     ↕Условие                  ↔                Операции

Рассмотренные вопросы:

  1. Роль потребностно-мотивационной сферы человека в деятельности.
  2. В чем принципиальные различия между деятельностью человека и активностью животных?
  3. Что такое мотив, и какова его роль в организации деятельности?
  4. Что такое цель, и какова ее роль в организации деятельности?
  5. Механизм рационализации мотива.
  6. Что такое сдвиг мотива на цель?
  7. Общая структура деятельности по С.Л. Рубинштейну – А.Н. Леонтьеву.

Ключевые термины: деятельность,потребность, гомеостаз, фрустрация, ориентировка, исполнение(реализация действия), контроль, мотив деятельности, цель деятельности, борьба мотивов, фобии, рационализация мотива, сдвиг мотива на цель.

1 Гомеостаз (от греч. homoios – подобный, одинаковый и греч. stasis – неподвижность, состояние) – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

2 От лат. frustratio – обман, неудача.

3 От лат. rationalis – разумный, ratio – разум.

4 Фобии (от греч. phobos – страх) – навязчивые страхи; разновидность навязчивых состояний (например, агорафобия – страх открытых пространств).

< Предыдущая Следующая >
 

5psy.ru

Психическая деятельность человека - Психология Дома Солнца

Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности. Это положение непосредственно связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением, что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося потока воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними причинами, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних воздействий, определивших его историю.

В соответствии с этим исходная задача психологического исследования — изучение психических процессов, психической деятельности. Так, исследование мышления должно прежде всего вскрыть его как процесс анализа, синтеза, обобщения. Психологическое исследование запоминания должно выявить, что делает человек, когда он запоминает; как он анализирует подлежащий запоминанию материал, группирует, синтезирует его, как его обобщает каков состав и ход процесса, в результате которого совершается запоминание. При восприятии результат его — образ предмета — выступает в сознании человека при определенных условиях видимым образом как бы вне процесса, поскольку последний не осознается. В этом случае психологическое исследование должно, меняя условия протекания процесса (создавая затрудненные условия познания предмета, обращаясь к начальным этапам формирования восприятия), все же выявить процесс восприятия — чувственный (например, зрительный) анализ, синтез выделенных анализом сторон, обобщение, интерпретацию — словом, весь психический состав процесса восприятия.

Мы говорили до сих пор о процессе или деятельности, не различая их. Но их следует дифференцировать.

Во избежание всякой двусмысленности само понятие деятельности также должно быть дифференцировано. В одном смысле это понятие употребляется, когда говорят о деятельности человека. Деятельность в этом смысле — всегда взаимодействие субъекта с окружающим миром.

Понятие деятельность употребляется в науке (в физиологии) и соотносительно не с субъектом, а с органом (сердечная, дыхательная деятельность). В этом последнем смысле всякий психический процесс есть деятельность, а именно деятельность мозга.

О деятельности в другом смысле говорят применительно уже не к органу (в данном случае — мозгу), а к человеку как субъекту деятельности. Здесь надо различать процесс и деятельность. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Так, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, когда, словом, выступает личностный (а это прежде всего значит мотивационный) план мыслительной деятельности. Мышление выступает в процессуальном плане, когда изучают процессуальный состав мыслительной деятельности — те процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых разрешаются мыслительные задачи. Реальный процесс мышления, как он бывает дан в действительности, представляет собой и деятельность (человек мыслит, а не просто ему мыслится), и процесс или деятельность, включающую в себя совокупность процессов (абстракцию, обобщение и т.д.).

В ходе исследования на первое место может выступать то процессуальный план, образующий необходимую основу мыслительной деятельности, то надстраивающийся над ним верхушечный личностный план, в котором мышление только и выступает как деятельность субъекта, выражающая его отношение к задачам, которые перед ним встают. Как деятельность, выражающая или осуществляющая отношение человека к окружающему, мышление, точно так же как восприятие и т. д., выступает уже в качестве деятельности познавательной, эстетической — вообще теоретической, а не просто психической. Психической она является только по своему процессуальному и мотивационному составу, а не по задачам, которые она как деятельность разрешает.

Деятельность человека как субъекта — это его практическая и теоретическая деятельность. Точка зрения, согласно которой психическая деятельность как таковая, как «производство» представлений, воспоминаний, вообще психических образований, якобы является деятельностью человека как субъекта (а не только его мозга), связана с прочно укоренившимися в психологии интроспекционистскими воззрениями. Лишь на основе интроспекционистской концепции представляется, что при так называемом произвольном запоминании или припоминании человек решает «мнемическую» задачу, заключающуюся в производстве определенного представления, и что производство представлений как таковых является в данном случае деятельностью человека. На самом деле, когда человек что-то припоминает, он не производит внутренние психические образы, а решает познавательную задачу по восстановлению хода предшествующих событий; подобно этому ученик, выучивающий заданный ему урок, осуществляет учебную, а не просто психическую деятельность.

Таким образом, понятие деятельности человека приобретает в конечном счете свой естественный, здравый смысл, очищенный от тех двусмысленностей, которые вносит в него психология, еще не освободившаяся от наследия интроспекционизма. Психология от этого будет в прямом выигрыше: она освободится от неблагодарной обязанности изучать совершенно фиктивный объект — интроспективно понимаемую психическую деятельность и вместе с тем получит непосредственный доступ к психологическому изучению подлинной деятельности человека — той деятельности, посредством которой он познает и изменяет мир.

Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного «продукта», который создается в результате деятельности и является ее целью. С этой точки зрения можно различать практическую (специально трудовую) и теоретическую (специально познавательную) деятельности. Они образуют, собственно, единую деятельность человека, поскольку теоретическая выделяется в особую деятельность из первоначально единой практической лишь на определенном уровне, и продукты ее в конечном счете опять-таки включаются в практическую деятельность, поднимая последнюю на все более высокий уровень. Это и есть деятельность человека в собственном смысле слова.

Практическая деятельность выступает как материальная, а теоретическая (деятельность ученого, художника и т. д.) — как идеальная именно по характеру своего основного продукта, создание которого составляет ее цель. Практическая деятельность материальна, поскольку основной эффект, на который она направлена, заключается в изменении материального мира, в создании материальных продуктов. Теоретическая деятельность «идеальна», опять-таки поскольку «идеален» продукт, который она порождает, — наука, искусство. Эта характеристика практической деятельности как материальной, а теоретической как идеальной по характеру продукта, составляющего ее цель, не определяет, как уже отмечалось, состава практической и теоретической деятельности. Нет такой теоретической деятельности, которая не включала бы каких-либо материальных актов, как-то: движения пишущей руки при написании текста книги — научной или художественной — или партитуры музыкального произведения — симфонии или оперы; а в деятельности скульптора, высекающего статую из мрамора, физического труда не меньше, чем в деятельности любого рабочего на производстве, хотя, создавая произведение искусства, он занят идеальной деятельностью. Подобно этому нет такой практической деятельности, которая, создавая материальный продукт, состояла бы только из материальных актов и осуществлялась бы без участия психических процессов. Поэтому и практическая деятельность человека должна войти в сферу психологического исследования.

В задачи психологического исследования входит изучение и теоретической, «идеальной» (в частности, познавательной деятельности ученого) и практической (прежде всего трудовой) деятельности — реальной, материальной, посредством которой люди изменяют природу и перестраивают общество. Психология, которая отказалась бы от изучения деятельности людей, утеряла бы свое основное жизненное значение. Таким образом, предмет психологического исследования никак не сконцентрирован на изучении «психической деятельности». Положение это имеет двойное острие: оно означает как то, что психология изучает не только психическую деятельность, но и психические процессы, так и то, что она изучает не только психическую деятельность, но и деятельность человека в собственном смысле слова, в ее психологическом составе. И именно в этом — в изучении психических процессов и в психологическом изучении деятельности человека, посредством которой он познает и изменяет мир, — и заключается основное.

При изучении психической деятельности или психических процессов принципиально важно учитывать, что они обычно протекают одновременно на разных уровнях и что вместе с тем всякое внешнее противопоставление «высших» психических процессов «низшим» неправомерно, потому что всякий «высший» психический процесс предполагает «низшие» и совершается на их основе. Так, не приходится думать, что происходит либо непроизвольное запоминание, либо произвольное. Исследование показало, что, когда совершается произвольное запоминание, вместе с тем закономерно происходит и непроизвольное. Психические процессы протекают сразу на нескольких уровнях, и «высший» уровень реально всегда существует лишь неотрывно от «низших». Они всегда взаимосвязаны и образуют единое целое. Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в своей реальной конкретности, совершаются одновременно на разных уровнях, многопланово. Подспудно во всякую, казалось бы совсем абстрактную, мыслительную деятельность включены чувственные компоненты, продукты чувственных познавательных процессов; самые абстрактные понятия, взятые как реальные акты познания, представляют из себя пирамидальные сооружения, в которых абстракции все более высокого порядка образуют вершину, а в основе лежат, прикрытые несколькими слоями абстракций разного уровня, чувственные обобщения, продукты более или менее элементарной генерализации.

Аналогично обстоит дело и с мотивацией. При объяснении любого человеческого поступка надо учитывать побуждения разного уровня и плана в их реальном сплетении и сложной взаимосвязи. Мыслить здесь однопланово, искать мотивы поступка только на одном уровне, в одной плоскости, — значит заведомо лишить себя возможности понять психологию людей и объяснить их поведение.

www.sunhome.ru

Психология деятельности

Психология деятельности

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности — ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблении ему заключается детерминированность деятельности человека внешним миром. В процессе этого уподобления происходит потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.

Деятельность — основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.

Деятельность порождается встречей потребности с сопротивлением, препятствием. Предметность деятельности и заключается ,в предметном характере сопротивления, оказываемого субъекту средой, миром предметов, в котором ему приходится действовать. Но человек живет и действует не только в мире предметов, но и в социальной среде. К предметному сопротивлению удовлетворению потребностей добавляется социальное сопротивление в виде норм, правил, запретов и т. д. Следовательно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь и предметна.

Всякая ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности (поведения) выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности.

Деятельность осуществляется ради удовлетворения предметом потребности. В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духов­ной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из при­роды, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный.кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.

По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь очень не­значительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.

Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков. Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением голосовых связок, полостью рта, также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи информацию о психических состояниях человека.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек.

Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.

Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с вы­делением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом по­ведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Классовые нормы морали определяют разноречивую оценку поступка представителями различных общественных классов. Только в условиях социалистического общества складываются единые требования и оценка поведения всех членов общества.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, /7. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внеш­него действия с ними. Объектом оперирования становятся сим­волы: слова и числа. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной.на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий названы акцептором действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели. П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.

По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу) же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков — это обычные случаи не злостного, случайного нарушения дисциплины.

Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Источник: Психология деятельностиДеятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичностьhttp://azps.ru/articles/cmmn/indexde.html

Психология деятельности

Абульха?нова (Славская, Абульханова-Славская) Ксе?ния Алекса?ндровна (р. 29 июня 1932, Озеры, Московская область) — советский и российский психолог и философ, доктор философских наук, академик РАО, с 1987 по 2012 — заведующая лабораторией методологии, теории и истории психологии, заведующая лабораторией психологии личности, с 2013 главный научный сотрудник Института психологии РАН, профессор кафедры психологии личности факультета психологии НИУ ВШЭ [1] [2] .

СССР СССР Россия Россия

доктор философских наук, кандидат педагогических наук (по психологии)

С 1956 по 1974 — работала в секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР, пройдя путь от младшего до старшего научного сотрудника.

С 1987 по 2012 — заведующая лабораторией методологии, теории, истории психологии (ныне — лаборатория психологии личности) Института психологии АН СССР (РАН) [2] .

С 2013 — главный научный сотрудник Института психологии РАН. [3]

Ученица С. Л. Рубинштейна, первые годы своей научной деятельность проработала под его руководством, развивая его теорию деятельности в своей дальнейшей работе.

В монографии «О субъекте психической деятельности» (1973) и докторской диссертации ею применяется принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновывается подход к индивиду как субъекту психической деятельности, а детерминация его психики исследуется в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, определяемыми его общественным бытием.

Конкретизируя понятие жизнедеятельности, она по-новому решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию её проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач. (Диалектика человеческой жизни. 1997; Стратегия жизни.1991).

Личность в концепции К. А. Абульхановой представлена как субъект жизненного пути [4] .

Источник: Психология деятельностиАбульха?нова (Славская, Абульханова-Славская) Ксе?ния Алекса?ндровна (р. 29 июня 1932, Озеры, Московская область) — советский и российский психолог и философ, доктор философских наук, академикhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Психология деятельности человека

Психология деятельности человека помогает понять его сущность, проявляющуюся, прежде всего, в отношении к окружающему миру. Хомо Сапиенс – единственное существо на земле, которое не приспосабливается, подобно животным, к природе, изменяет ее и подчиняет себе.

Великие философы о психологии деятельности человека

По мнению И. Канта, непрерывный процесс сознательной активности является определяющей человеческой характеристикой. В пассивном состоянии индивида его мозг непродуктивен. Лишь благодаря деятельности человека, осуществляются все его замыслы.

В истолковании П.А. Флоренского, многоликая психическая и физическая активность – это орудие построения человеческого духа и тела. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, деятельность людей неразрывно связана с их потребностями. Поэтому ее исследование проливает свет на многие аспекты нашего бытия.

Динамический процесс управления нашего поведения называется мотивацией. Она направляет и организует деятельность субъекта, отвечает за ее устойчивость и активность.

Стабильными мотивационными свойствами личности являются:

• стремление к успеху, особенно ярко проявляющееся в конкурентной борьбе;

• избегание неудачи, сильнее всего заявляющее о себе в ситуациях оценивания результатов деятельности индивида другими людьми.

Эта форма деятельности человека проходит через всю его жизнь. Она обнаруживает себя на каждом шагу: в поведении ребенка, способах общения, театральном представлении, ритуальных действиях, спортивных соревнованиях, застольных времяпрепровождениях, праздничных мероприятиях, деловых и военных тренингах, компьютерных развлечениях.

Недаром в способности к игровой деятельности многие исследователи видели источник человеческой культуры. Так, нидерландский философ Й. Хейзинга считал игрой любую активность человека. Уже первые культы имели игровой характер. С тех пор человечество настойчиво творит свою вымышленную реальность, противопоставляя ее миру природы. Игровое поведение выливается в поэзию, науку, правосознание, политику.

Изучая психологию деятельности человека, многие исследователи считали игру старшей сестрой труда. Ведь прежде, чем изменять мир, человек вообразил его новую модель в момент игры. Стало быть, с этим окрыляющим действом связана способность человека мечтать, строить планы, питать иллюзии, фантазировать. Осознанием новых возможностей игровая активность человека существенно отличается от забав животного.

Игра — деятельность, совершенно свободная. Поэтому, несмотря на ее бесцельный характер, она нужна индивидууму как важнейшая психическая функция. Чем меньше он в ней заинтересован, тем больше получает от нее положительных эмоций. По меткому замечанию Ф. Ницше, игровой момент всегда чарует человека своим оазисным блаженством в пустыне обыденной жизни.

Психоанализ выявляет несколько закономерностей в игровой биографии индивида:

• наращение разнообразия игровых форм деятельности до подросткового возраста;

• сокращение времени, посвященного игре, в процессе взросления;

• умножение индивидуальных игровых моментов в зрелом возрасте.

Огромная роль отведена игре в психологии обучения . По мнению Д.Б. Эльконина, имитационные игровые схемы превосходно учат ребенка мыслить, говорить, произвольно действовать.

• предметная — предполагающая манипуляции с плодами человеческой культуры;

• ролевая — групповая деятельность, каждому участнику которой присваивается определенная социальная роль;

• символическая — действо, воспроизводящее действительность в виде абстракций.

Смысл деловой игры заключается в создании такой реальности, которая позволяет «прокручивать» актуальные для участников проблемные ситуации. Элемент состязательности, помогающий индивиду продиагностировать свой потенциал, только усиливает эффективность разыгрываемых ситуаций. Они дают опыт самоуправления, способствуют оптимизации взаимодействия.

Процесс создания новых ценностей, как духовных, так и материальных, называется творчеством. Платон называл такую деятельность «священной бесноватостью». Фрейд определял ее как «выражение инстинктов», а Бердяев считал ее проявлением в человеке «божественной мощи».

Творческие порывы идут из глубины нашего сознания. В результате рождается нечто принципиально новое, изобретается нечто небывалое. На пути этой созидательной энергии нет никаких преград. Психология деятельности человека творящего – это мир абсолютной свободы.

Зачастую творческий акт непостижим, как и тайна истинной свободы.

Но его исследования все же помогают понять, как рождаются новые идеи. Главное свойство творца – способность обращать внимание на случайности и умение их истолковывать.

Примером этому может служить обнаружение Урана. До его открытия У. Гершелем было зарегистрировано около 200 наблюдений этого небесного тела. Однако другие астрономы воспринимали исходящее от него излучение лишь как помеху, портящую фотоснимки.

Но Его Величество Случай улыбается не только пытливому, но и подготовленному уму. Только такой способен видеть явления под необычным углом зрения, замечать странности, кажущиеся кому-то незначительными.

Творческий потенциал чаще всего обнаруживает себя в научной сфере или искусстве. Психология деятельности человека проявляется в установлении сходства между предметами или явлениями. Только ученый сравнивает их бесстрастно, поэт выражает при этом восхищение, а комик — агрессию.

Творческую одаренность нередко связывают с парапсихическими феноменами. Так, в работах Г. Мерфи можно найти материалы, доказывающие необычайные способности Шумана, Гете, Марка Твена.

Основным условием творчества является самоактуализация человека, его личностный рост и саморазвитие . Творящий себя индивид пытается максимально выразить свою человечность, все время находится в состоянии открытости и проявляет предельное внимание ко всему окружающему. Для него творчество – это способ существования.

Таким образом, психология деятельности человека неразрывно связана с процессом самопознания. Достичь наибольшего успеха можно, лишь занимаясь своим делом. Уделяя ему максимум времени, всецело погружаясь в него, человек становится Мастером. А это, помимо всего прочего, приносит ему глубочайшее удовлетворение.

Источник: Психология деятельности человекаПсихология деятельности человека помогает понять его сущность, проявляющуюся, прежде всего, в отношении к окружающему миру.http://rostduha.ru/psixologiya-deyatelnosti-cheloveka/

lovewithyou.ru

Психологическая характеристика деятельности человека

Человек способен со­здать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит об­щество, создает то, что без его активности не существовало к природе. Творческий характер человеческой деятельности про является в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктив­ного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, го­рода, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имев­ший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершен­ствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказа­лись в той или иной степени приложенными руки и разум че­ловека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены дости­жения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собст­венное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни­чего подобного : ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные поль­зуются только тем, что им предоставила природа.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потреб­ления, человек кроме способностей развивает свои потребно­сти. Оказавшись связанными с предметами материальной и ду­ховной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они свя­заны со сложными двигательными умениями и навыками, кото­рых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенны­ми в результате сознательного целенаправленного организован­ного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обу­чают по-человечески пользоваться предметами домашнего оби­хода, различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отли­чается от естественной активности животных.

У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам куль­туры использования соответствующих предметов, т.е. становят­ся искусственными, более совершенными и социально обус­ловленными.

Че­ловек больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в ос­новном потребительский характер, то нескольким десяткам по­колений людей не удалось бы за исторически сравнительно ко­роткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкрет­ная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятель­ности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом. Материальные-побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уваже­ние со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека. Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он мо­жет представлять собой реальный физический предмет, созда­ваемый человеком, определенные знания, умения и навыки,

приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Раз­личные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конеч­ный результат), могут побуждаться и поддерживаться различ­ными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с раз­ными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как сред­ство удовлетворения материальных (продемонстрировать зна­ния и за это получить высокооплачиваемую работу), социаль­ных (добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, под­няться на более высокий уровень нравственного развития) по­требностей. Такие разные виды деятельности, как приобрете­ние модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составля­ющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познаватель­ной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уме­ний и навыков, от наличных инструментов и средств осущест­вления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельно­сти ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятель­ность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав де­ятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятель­ный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрес­сивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения .

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а так­же психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятель­ности не является постоянным. По мере развития и преобразо­вания деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству его потребностей. Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям людей. Это- общение, игра, учение.

Важнейшими компонентами любой человеческой деятельности выступают такие психические процессы, как: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние компоненты. Псих. процессы не просто учавствуют в деятельности, они в ней развиваютсяи и сами собой представляют особые виды деятельности.

mirznanii.com

Деятельность, характеристика деятельности человека - Общая психология Библиотека русских учебников

51 Общее характеристика деятельности человека

Все живые существа способны проявлять активность, то есть способны самостоятельно реагировать, превращая или поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром. Активность всеобща характеристики живого го, имеет своеобразное проявление и получила название"деятельность"Деятельность человека - достаточно сложное явление, которое является объектом изучения многих наук. Специфика психологического подхода к изучению деятельности заключается в анализе деятельности отдельного человека, хотя в последнее время объектом психологического исследования является совместная или групповая деятельностьяльність.

Известный ученый. ОМЛеонтьев считает, что главной конституирующий характеристикой деятельности является ее предметность. При этом предмет имеет два проявления: во-первых, в своем независимом существовании как таковой, что подчиненные дковуе и превращает деятельность субъекта, во-вторых, как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекткта.

Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид - с другими людьми

Индивидуальная деятельность является составной частью деятельности общества, за общественными отношениями индивидуальная деятельность не может существовать. Поэтому анализ индивидуальной деятельности целесообразно начать с изучения ее функций в системе общественной жизни. Главным при таком анализе является изучение индивидуальной деятельности в системе общественных отношений, складывающихся в данном обществе, на данном этапе и историческая развитияку.

Общественные отношения не являются чем-то внешним относительно индивида и его деятельности. Она является одной из главных форм реализации общественных отношений. Виды деятельности определяются уровнем развития производительных сил общества и системой общественных отношений. В деятельности индивид выступает как общественная существота.

ОМ. Леонтьев считает, что деятельность - это реальная связь субъекта с объектом, к которому обязательно включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать быть внимательным; в ее процессе у индивида возникают те или иные эмоции, оказываются волевые качества, формируются установки, отношения и т.д.. Иными словами, в деятельности формируется, развивается, оказывается вся система психических процессов, состояний и свойств индивидвіда.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структура и средства

Источником активности индивида является его потребности, то есть состояния индивида, которые показывают его зависимость от конкретных условий существования. Человеческие потребности являются следствием развития производственной культуры, в отличие от мира животных, где удовлетворения потребностей непосредственно связано с определенной естественной вещью как стимулом активности животного (пища, нора, индивидуум противоположного пола и т.д.). Животные потребности называют органическими мы, человеческие же потребности косвенные предметной деятельностью: не сама потребность как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения определяют формы поведенияки.

Потребности можно разделить по происхождению и предметом. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания же жизни человека и его потомства (еда, сон, защита от холода и т.п.). Недовольство естественных потребностей приводит к гибели человека или его вырождения. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, щ в служат для удовлетворения определенной естественной потребности (вилка, тарелка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Недовольство культурных потребностей не при сводит к физической гибели человека, но приводит к социальной деградациядації.

По характеру предмета потребности могут подразделяться на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилье и т.п.), и духовные, в которых проявляется зависимость от продуктов общественного й сознания (потребность в общении, видеть прекрасное и т.д.). Все потребности тесно связаны между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть материальной по предмету, культурной по происхождению, м атериальною или духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальныхних.

Сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, с помощью которого можно удовлетворить данную потребность осознают лена потребность становится мотивом поведения. Мотивом называется то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется немотивированные и нецеленаправленными деятельности не существует, поэтому понятием мотива и цели в идводиться в психологическом анализе деятельности важное место. Мотив и цель определяют направление деятельности и величину усилий, которые прилагает субъект для ее выполнения. Это способствует организации всей системы пс ихичних процессов и состояний, которые формируются и развиваются в ходе деятельности. Мотивами могут выступать потребности, чувства, мысли и другие психические образованияворення.

Мотивы человеческой деятельности могут быть разнообразными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (в люди ини - на создание условий, в наибольшей степени нем способствуют). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (производство продуктов питания, жилья, одежды и т.д.). Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью различных культурных форм активности, например, игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашньог в употреблении, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, которые удовлетворяют естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место е в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы являются основой тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности чаще всего определяется с а ее доминирующим мотивом (доминирующим том, что любая человеческая деятельность полимотивована, т.е. побуждается несколькими различными мотивамитивами).

Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила, непосредственная причина его поведения. В общем плане мотив - это отражение потребности, которая действует как объективная закономерность и выступает ае как объективная необходимостьь.

Для поведения человека характерна динамичность: с изменением обстоятельств могут меняться и мотивы поведения, и средства, необходимые для достижения цели. Мотивы в ходе деятельности могут проходить следующие этапы: 1)) этап осознания побуждения (мотивационное побуждение осознается и начинает выполнять направляющую функцию, отсутствие этапа ведет к слепого поиска, импульсивного поведения) 2) этап принятия мо иву (преобразование осознанного побуждения в личностный мотив, происходит соотношения и включения побуждение к иерархии субъективно-личностных ценностей), 3) этап реализации мотива (отбывает ться насыщения мотива содержанием; невозможность реализации мотива приводит к фрустрации побуждения) 4) этап закрепления мотива (многократное повторение ведет к превращению мотива в черту характера: как что же закрепления мотива не происходит, то формируется нецильнисть характера, возникает ощущение социально-ролевой неадекватности) 5) этап актуализации побуждения (закрепление в чертах характера, нача ок нового цикла формирования мотивационных образований) (АА. Файзуллаевава).

Мотив тесно связан с деятельностью, но не определяет ее конкретных характеристик. То, какой именно будет деятельность, определяется целью. На почве одного мотива могут формироваться различные цели деятельности. Моти. См. относится к потребности, которая побуждает к деятельности, цель-до предмета, на который направлена ??деятельность и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в продукукт.

Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата, определяет характер и способы действий человека. Цель является феноменом прогностического отражение и формируется самим индивидом

Целью деятельности выступает ее продукт. Он может быть реальным физическим предметом, создается человеком, определенные знания, умения и навыки, которые приобретаются в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идет ея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут спонукатися я и поддерживаться различными мотивами. Напротив, основой различных видов деятельности с разными конечными целями могут быть одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и получить высокооплачиваемую работу), социальных (показать осведомленность в кругу значимых людей, добиться их хорошего отношения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка. ВМИ ния вести себя могут наконец преследовать одну и ту же цель: достичь чьего-то признанииання.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является любая информация, предметом учебной деятельности знания, умения и навич ки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Общественно значимый мотив влияет на результат деятельности. В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, г уровень притязаний и уровень достижений. Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других - может вызвать самоуспокоениення.

Существует несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может либо выбрать простые с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбрать еще более сложные задачи, или ' 'выяснить причины неуспеха при решении задачи, овладеть приемами выполнения простых видов деятельности и постепенно переходить к более сложных задач. Неудача в деле, значимой для человека, может вы звать подавленное состояние зависимости от черт характера человека неприятные переживания могут вызвать или отказ от дальнейшей деятельности в данной сфере, или настойчивый анализ причин неуспеха и новые спо бы выполнить заданиення.

Уровень притязаний - это оценка человеком своих возможностей в деятельности. В гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует возможностям выполнения деятельности. При высоком уровне притязаний и ограниченности енои возможности их реализации возникает конфликт личности с группой или с самим собойою.

Другим аспектом изучения деятельности динамика сенсомоторных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других процессов в реальной деятельности субъекта. Вышеупомянутый вектор цель - мотив является регулятором деятельности, определенным образом организует психические процессы, определяет избирательность восприятия, особенности внимания, запоминания, сохранения и воспроизведения информации и т.д.. Существует взаимосвязь между вн утренние планом и внешним проявлением деятельности. Процесс формирования внутреннего плана деятельности происходит постепенно и связан с переходом от внешней реального действия к внутренней идеальной и на зиваеться интериоризацией. Схематически это выглядит так: сначала человек выполняет определенные действия с предметом, эти действия являются внешними, потом они интериоризируются и становятся внутренними, или психическими действиями. При. Этому м происходит свертывание действий, их редукция и видоизменение. Примером интериоризации является процесс овладения счетом у детей. Сначала ребенок считает палочки, перекладывая их внешним, практическим способом. Поти м она переходит к счету без перекладывания палочек, только видя их перед собой. Наступает время, когда палочки становятся ненужными, поскольку счет превращается в умственное действие с ними. Объектом оперуван ния становятся символы: слова и числа. Благодаря интериоризации человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зорв полі зору.

Таким образом, в деятельности человека тесно связаны ее внешний (физический) и внутренний (психический) стороны. Внешняя сторона-движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир-определяется и регулируется ся внутренней (психической) деятельности. При этом внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризации внутренней психической деятельности, поскольку человек в деятельности реализует ее идеально пр едставлений плаан.

Развертывание структур во внутреннем плане имеет такую ??последовательность: потребность - мотив - цель - задача. Во внешнем плане деятельность имеет иную последовательность: деятельность-действие-операция - движение. Два планы - зов внишний и внутренний - тесно взаимосвязаны между собой: внешнее воздействие опосредуется внутренними процессами, а внутренний процесс так или иначе оказывается внешні.

uchebnikirus.com

Строение деятельности человека - Общая психология Библиотека русских учебников

Психологический анализ деятельности предполагает рассмотрение ее как сложного, многомерного и многоуровневого явления, динамично развивающаяся

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней. Верхний уровень-это уровень особых видов деятельности, за ним следует уровень действий, далее - уровень операций и низкий уровень--уровень психофизиологических функцииій.

Главной единицей анализа деятельности является действие. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая может быть определена как образ желаемого результата. Цель при этом является сознательным образом. Выполняя определенную деятельность ьнисть, человек постоянно удерживает этот образ в сознании. Поэтому действие - это сознательный проявление активности человекдини.

Главными характеристиками понятия"действие"являются такие компоненты. Во-первых, действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие - это одновременно и акт поведин нки, это движение, связанных с сознаниемдомістю.

Деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Этот образ выступает как осознанная цель деятельности. Именно имеющихся ность осознанной цели позволяет определить активность как деятельность. Все другие стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, обработка текущей информации, принятия решения - могут быть осознанным и или неосознанными. Каким бы ни был уровень осознания деятельности, осознание цели всегда является необходимым ее признакомакою.

Специфически человеческое действие сформировалось в труде как акт трудовой деятельности. Совокупность действий, которые выполняют определенную общественную функцию, составляет определенный вид трудовой деятельности. Поскольку трудовая деятельность всегда направлена ??на производство определенного продукта, действие человека всегда направлена ??на определенный результат. Цель, на которую направлена ??деятельность, более или менее отдаленной, поэтому ее достижения состоит из последовательного решения человеком ряда отдельных задач, стоящих перед ней в процессе движения к этой метети.

Вместе с этим сложная внешнее воздействие для своей реализации может потребоваться выполнение актов, связанных между собой определенным образом. Акты, на которые распадается действие, называются операциями. Поскольку их результат не е осознается как цель, они не являются самостоятельными действиями, но, в отличие от движений, операции не просто механизмы, с помощью которых осуществляется воздействие, а составные части, из которых она состоит. Таким ч ином, каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одного простого текущего задания, называется действием. Любая предметная действие состоит из определенных движений. С точки зрения качества, движения характеризуются силой, точностью, скоростью, ловкостью и скоординированностьністю.

В деятельности человека участвуют и движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещения и коммуникации. К средствам коммуникации принадлежат выразительные движения (мимика, пантомимика), смысловые жесты и и, наконец, речевые движения. Поэтому можно утверждать, что выполнение предметной действия обеспечивается определенной системой движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который оно направлено, и условий действия. Движение осуществляет не орган сам по себе, и результатом его является не только функциональная изменение состояния органа, а тот или иной предметный результат, изменение жизненной ситуации, решение задачи и т.п.. Поэтому движение посредством которого человек обычно осуществляет то или иное действие, связан с личными установками, с осмыслением задачи, которая решается с помощью движения, и отношением к не неї.

Движение становится совершенным и приобретает своих истинных характеристик благодаря осмысленной действия, к которой он принадлежит. Исследования лиц с поражением периферического двигательного аппарата показывает, что с изменением задания изменяется юеться как объем движения, так и его координация. Например, когда больному предлагают поднять руку на определенную высоту, эта задача оказывается для него невозможным для выполнения в отличие от того, когда ему предлагают взять предмет, находящийся на той же высоте. Таким образом, с изменением задания движения, а соответственно и мотивации, которая составляет внутренний психологический смысл, меняется механизм управления двигательногохом.

Выполнение движений непрерывно контролируется сопоставлением их результатов с конечной целью действия. Относительно того, как происходит контроль, существуют различные точки зрения, хотя большинство исследователей признает, что в он осуществляется благодаря органам чувств (сенсорный контроль). Управление движением осуществляется по принципу обратной связи. Чтобы превратить предмет деятельности в продукт, человек должен не только иметь обр аз - цель и план, но и получать информацию о текущем состоянии предмета в процессе его превращения. В каждый момент деятельности на анализаторы (органы чувств) поступает много сигналов: зрительную, слуховую х, тактильных и т.д.. Из этой массы человек выбирает сигналы, отвечающие задачам, объединяет их в определенные структуры, позволяющие оценивать состояние предмета деятельности относительно образа - мет мети.

Важное значение имеют сигналы обратной связи, несущие информацию о результате действия. Выполнив то или иное действие, человек изменяет состояние предмета деятельности. Сигнал, при этом возникает, не только несет информацию о выполнении задачи (достижения цели). Образ этого сигнала сопоставляется с образом - методомтою.

Итак, любая деятельность имеет кольцевую структуру и может быть представлена ??следующей схеме: объект - рецепторы - сенсорный синтез - сопоставление с образом - целью - коррекция - мышцы - объект

Таким образом, система движений, из которых состоит действие, наконец руководствуется и регулируется целью. Целью, как отмечалось выше, является то, что в данный момент отсутствует и должно быть достигнуто посредством действий. Цель представлена ??в мозге образом, динамической моделью будущего результата деятельности. Именно с этой модели желаемого будущего сопоставляются фактические результаты действия. Эти модели будущего действия (програм ма движений) и ее результатов (программа цели), которые предшествуют в мозге самом действии, физиологи назвали"акцептором действия", или"опережающим отражениемраженням"

(ПК. Анохин),"двигательным заданием"и"модели потребностной будущего"(НО. Бернштейн)

Существует гипотеза относительно того, как складываются и функционируют в мозгу эти модели. Приступая к новой деятельности, человек не сложившихся способов выполнения этого действия, ей приходится сознательно выполнять и и контролировать не только всю действие, направленное на достижение цели, но и отдельные движения и операции, с помощью которых она осуществляется. В результате повторений действий человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели, сознательно подбирать способы ее выполнения. Такое исключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, с помощью яки х она выполняется, называют автоматизациейією.

uchebnikirus.com