ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Женщины в исламе: права, обязанности, отношение. Женщина в исламе


Женщина в Исламе, мусульманские женщины, права женщин и отношение к ним в Исламе – портал «Ислам Сегодня»

Женщина в Исламе

Женщина в Исламе

Согласно Шариату, женщина – живое человеческое существо, имеющее точно такую же душу, как и мужчина. А значит, по своим правам и обязанностям она полностью равна с мужчиной перед Всевышним Аллахом.

Обязанности женщины в Исламе ничуть не отличаются от обязанностей мужчин в исполнении религиозных обрядов – ежедневных молитв, поста, обязательных пожертвований в пользу бедных и паломничества. Напротив, женщины в мусульманстве имеют особый статус и некоторые привилегии – Ислам облегчает им предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма.

Так, беременные женщины или мусульманки в менструальные дни освобождаются от молитв и поста, а обязательную Уразу в Священный месяц Рамадан им разрешается восполнить в любое время. Ислам облегчает ей предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма.

Роль и положение женщины в Исламе велики – отношение к ней со стороны мужчин строго контролируется Всевышним Создателем, а ущемление ее прав строго наказывается. Однако для женщины в Исламе предусмотрено и наказание в случае, если ее поведение неправильно, она ведет себя как несмышленое дитя, теряет самоконтроль и не следует запретам Всевышнего.

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой» (4:34). Но в данном случае речь идет лишь о легком безболезненном шлепке, ни в коем случае не по лицу и только как символическая демонстрация женщине неправильности ее поведения. А вообще очень, крайне нежелательно доводить ситуацию до столь крайнего предела.

В достоверном хадисе (изречении) говорится о том, что истинный рай находится под ногами матерей, то есть именно от отношения к женщине зависит благополучие мужчины-мусульманина. На женщин возложена великая миссия – быть праведной женой и матерью, сохранять спокойствие, умиротворенность и религиозность домашнего очага, а также воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Конечно, жизнь женщины в Исламе не ограничивается домом и домашними делами. Мусульманская женщина с согласия мужа или родственника, который несет перед Всевышним ответственность за сохранность ее морали и чести, может заниматься бизнесом, принимать участие в политической жизни общества или работать на благо мусульманской уммы. Известно, что супруга Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа отлично справлялась с торговыми делами, а татарская царица Сююмбике стала легендарным государственным деятелем.

Русская женщина в Исламе

Русские женщины все чаще выходят замуж за мусульман и решаются на принятие Ислама. Праведный мусульманин – настоящий глава в семье, умеющий принимать правильные решения и отвечать за них, способный защитить свою жену, детей и убеждения.

Однако не только любовь к мусульманским мужчинам приводит русских женщин, принявших Ислам, к такому выбору. Часто именно в Священной книге Коран русские женщины находят для себя защиту, возможность заполнить душевную пустоту, а принимая уроки Ислама, они обретают смысл жизни – поклонение Всевышнему Создателю.

Разведённая женщина в Исламе

Ислам предусматривает и то, что женщина может потребовать развод, если муж не исполняет своих обязанностей, к примеру, не обеспечивает её материально. При этом все дарованное и приобретенное имущество остается у женщины, чтобы она могла сама себя обеспечивать.

Разведенная женщина в Исламе имеет право выйти замуж повторно. Пророк Мухаммед (Да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже, имеющей двоих детей от предыдущего брака. Но женщина обязана выдержать идду – период ожидания после прекращения брака перед повторным замужеством (три промежутка между месячными), дабы убедиться, что она не беременна. В случае беременности – идда завершается с рождением ребенка.

Женщина в Исламе

islam-today.ru

Женщина в Исламе – превознесенная личность

Как-то раз, просматривая в интернете фото исламского характера, я наткнулась на снимки с содержанием слов, оскорбляющих праведной женщины. А именно, по мнению немусульман, ущемление прав исламских барышень: ее повиновение мужу; закрытое одеяние; слабоумие.

Неужели люди не замечают общее положение женщин в мире и в Исламе? А ведь Ислам является первой религией, которая подняла и превознесла женщину. До нее все остальные религии обходились с женским полом несправедливо. Она служила вещью, которая выполняла чьи-то желания. В некоторых европейских странах (Франция, Италия) жены находились в полном подчинении мужа. Мужчинам было позволено продавать их или давать во временное пользование другим лицам. У арабов времен невежества женщина имела статус уцененного товара. В то время бытовало настолько жестокое отношение к женскому полу, что отцы спокойно закапывали своих новорожденных девочек.

Женщины многих стран были вынуждены устраивать протесты, революции, чтобы освободиться от рабского положения и добиться равенства между полами. В некоторых государствах прекрасный пол буквально отвоевал свои законные права. Женщина более не была в роли «предмета», не подлежала купле, продаже, временному пользованию. Со временем и эта позиция не устроила многих особ. Они возжелали полного равноправия с мужчинами, что мы и наблюдаем в настоящее время. В западных и европейских странах «свободные женщины» поздно выходят замуж, в позднем возрасте имеют детей, трудятся наравне с сильным полом. Она теряет статус хранительницы очага, изначальную хрупкость.

Ислам возвышает женщину, а не наоборот. Если в странах, далеких от истинной религии и нравственных устоев, дамы сами борются за свои права и обязанности, то в Исламе Бог уже указал в своей книге общепринятое справедливое отношение к женскому полу.

«...жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму...» (перевод смысла, сура «аль-Бакара», аят 228)

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других». (смысл, сура «ан-Нахл», аят 97)

«Поселяйте их (женщин) там, где вы живете сами – по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их...» (смысл, сура «ат-Талак», аят 6)

«А те женщины и мужчины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в рай и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке..» (смысл, сура «ан-Ниса», аят 124)

Сам факт того, что мусульманка, выходя замуж, имеет полное право открыто высказывать свое мнение, свидетельствует о представленной им свободе выбора. И это право предоставил им Всевышний.

Целая сура «Марьям» названа в честь женщины. А также, согласно преданию, все паломники: мужчины и женщины, богатые и бедные совершают обряд хождения между горами Сафа и Марва в память о страданиях Хаджар (второй жены пророка Ибрагима (мир ему).

Женщина имеет право: расходовать из своего имущества как пожелает; развестись с мужем в случае невыносимого брака; выносить решения, высказывать мнения, участвовать в политической, социальной жизни общества. Она не принуждена вести домашнее хозяйство; заниматься уборкой, стиркой. Уход за домом – это дело желания, а не обязанности. Каждая хозяйка стремится содержать свое жилье в чистоте и опрятности и за это она, иншаллах, получит вознаграждение.

А теперь попытаемся немного разъяснить некоторые явления из жизни мусульманок, которые подвергаются нелестным отзывам и критике.

1) наследство

«Аллах заповедует вам относительно ваших детей. Мужчине достается доля, ровная доле двух женщин..» (смысл, сура «ан-Ниса». аят 11)

Различия между сыном и дочерью связаны с тем, что Ислам возложил на сыновей больше обязанностей, вследствие чего они нуждаются в дополнительном доходе (кормилец семьи, уход за немощными родителями).

3) попечительство

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (смысл,сура «ан-Ниса», аят 34).

Это объясняется различием в физическом строении мужчин и женщин. Творец наделил мужчин способностью лучше переносить тяготы и поэтому обязал их опекать и оберегать женщин, обеспечивая всем необходимым.

3) свидетельство

«В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна ошибется, то другая напомнит ей..» (смысл, сура «аль-Бакара», аят 282).

Различия между полами, связанные с этим свидетельством, не носят общий характер, а связаны лишь с долгами и коммерцией, потому что в таких вопросах женщине свойственна забывчивость в силу того, что ей редко приходиться заниматься этим. Также различия установлены из-за особенностей, свойственных природе полов, а вовсе не ставит акцент на ее слабоумии, как утверждают некоторые индивиды.

4) многоженство

Творец наделил мужчин привилегией иметь вплоть до четырех жен. Но этот факт совсем не унижает чувства верующей. Владея полными знаниями о полигамии: когда и в каких случаях должна происходить повторная женитьба, и какие обязанности возлагаются на многоженца, женщина вполне может возразить в случае их несоблюдения.

«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним. то довольствуйтесь одной...» (смысл, сура «ан-Ниса», аят 3).

Многоженство недопустимо, если мужчина неспособен предоставить каждой жене отдельное жилье и обеспечить ей и их совместным детям нормальные условия существования, или если полная занятость на работе мешает ему уделять женам должное внимание, ведь людям предписан брак для того, чтобы они находили покой и любовь.

«...не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей...» (смысл, сура «ан-Ниса», аят 129).

Ислам обязывает мужчин относиться к женам справедливо, то есть не быть привязанными к одной, оставляя другую без любви и ласки.

5) избиение

«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий» (смысл, сура «ан-Ниса», аят 34).

История видела и видит поныне тяжкие побои и избиения жен их супругами во всех странах мира. Но Ислам установил для побоев строгие рамки, чтобы они стали воспитательной мерой, а не акцией возмездия. Бить жен разрешается, если они совершают явную мерзость. Под мерзостью здесь может подразумеваться оскорбление мужа, его родственников словом или делом, супружеская измена. Хотя последнее является более тяжким преступлением и карается побитием камнями.

Немного об этом.

Сегодня в некоторых исламских странах сохранилась казнь «забрасывание валунами», которому подвергаются прелюбодеи (ки). В глазах иноверцев этот акт выглядит варварским пережитком прошлого. У меня вопрос: а смертная казнь через повешение, на электрическом стуле, введение пагубной инъекции – это более цивилизованно? Кодексы всех государств предусматривают наказания за преступления. Мусульмане следуют сунне и Корану. Мы верим в Судный День, могильные мучения, рай и ад. Мы знаем что, прелюбодеяние – это один тяжких грехов. Некоторым людям Аллах при жизни насылает страдания, чтобы ввести их в Рай. Возможно в казни «забивание камнями» есть своя мудрость – облегчить Вечные страдания грешникам через мучения при жизни...

Представляю, что творилось бы в так называемых «сверхразвитых» странах Европы, Азии, Запада, если бы там действовал закон – «смертная казнь» за разврат. Скорее всего, территории этих стран превратились бы в безлюдную пустошь.

6)  убранство верующей

Об этой теме много написано и сказано. Нет сомнения, что праведная поступает правильно, следуя за наставлением Бога. Интересен факт, что скромная мусульманская одежда без намека на заигрывание обсуждается и критикуется намного больше, чем национальная мужская одежда шотландцев.

Хадис гласит: «Той женщине, которая постится в месяц Рамадан, совершает пять намазов в день, слушается мужа и оберегает целомудрие, будет сказано: «Войди в рай через любые ворота»». 

К этому правоверная и стремится, проявляя покорность и следуя устоям, предписанным Творцом всего мира. А те, кому не по нраву правильная человеческая жизнь без позорных утех, всегда будут обсуждать и высмеивать мораль, ценности и Ислам.

 

В статье использованы материалы из книги Салима аль-Бахнасави «Статус женщины в Исламе и мировых законодательствах».

Самира Магомедова (Турабова)

islamdag.ru

Женщина в Исламе :: SYL.ru

Разговоры о тяжелом положении женщины-мусульманки ведутся уже давно. Пресса продолжает муссировать тему ее угнетения и притеснения. Но нужно ли в действительности освобождать мусульманских женщин?

Мнимая «свобода»

Во все времена женщину эксплуатировали самыми унизительными способами. Ее рассматривают только как объект вожделения и достижения желанной цели. А что делает она, чтобы к ней относились, как к чему-то недостижимому, чтобы ее уважали и почитали? Она не может справиться с отношением к себе, как к товару. Есть ли хоть что-то, что поможет ей стать такой, какой она была задумана изначально? Вспоминаются слова Флобера по этому поводу: «Ислам улучшил положение женщины куда больше, чем наши европейские законы». Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить исторические факты о положении женщины в доисламский период. Религия Аллаха подняла женщину на высоту, которой прежде она не знала.

Положение женщины до Ислама

Ни о какой ее социальной роли в жизни общества речи вообще не шло. Она была лишь товаром, который можно купить, продать или подарить. Уходя из родительского дома, девушка полностью теряла свободу. Ее мнение не учитывалось ни по какому вопросу. О каком уважении можно говорить?! В Персии жизнь женщины находилась в полной власти мужчины, он мог ее помиловать или казнить (в зависимости от расположения духа). Индуистские традиции низвели ее до уровня животного. После смерти мужа сжигали и жену. Говорят, что современные женщины получили свободу и права. Авторитет женщины и ее честь определяется лишь тем, насколько она соблазнительна и привлекательна, и какую цену за нее нужно заплатить. В период джахилийи младенцев-девочек даже закапывали живыми, чтобы избежать позора. Во время менструации женщина должна была жить отдельно, настолько «мерзкой» она считалась в это время. В иудейских легендах женщина представала, как источник всех бед и человеческих несчастий, что искажало ее истинный образ. Можно с уверенностью сказать, что у всех народов до Ислама женщина находилась в весьма унизительном положении. Сколько бы ни пытались люди изменить законы, придумать новые, своим разумением они не в состоянии предоставить женщине ее права, наоборот, все только усугубляется. Женщина оказывается в еще более крепких кандалах, оставаясь товаром для удовлетворения сексуальных нужд.

Женщина в Исламе

Ислам справедливо определил права и обязанности женщины, вернул ей достоинство и «обелил» после стольких лет унижений и оскорбительного положения. Она стала уважаема как в доме отца, так и в доме своего мужа. В прощальной проповеди Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) наставлял мужчин: «Обходитесь с женами по-доброму. Вы получили их в дар от Аллаха и они стали доступны вам по слову Его». Мужчина должен заботиться и оберегать женщину, так как она зависит от него, относиться к ней с нежностью, не обижать и не создавать трудности. В Коране много аятов, показывающих отношение к женщине в Исламе, оно настолько бережное и уважительное, что это трудно описать пером. Ислам призывает исправить положение семьи и общества в целом, он является надежным убежищем от искушений и бед.

Женщина в Исламе. Брак

В исламской системе ценностей семейная жизнь – одна из важнейших областей, которой придается огромное значение и уделяется пристальное внимание. Брак является как священным, так и правовым договором, который устанавливает законность, нерушимость, взаимную ответственность во всех аспектах взаимоотношений мужчины и женщины. Руководящая роль отводится мужчине (в силу своей природы, возложенных на него обязанностей, большей эмоциональной и физической стойкости ). Мужчина должен содержать жену и детей. Жена, являясь помощником и другом мужа, ответственна за эмоциональное и физическое благосостояние членов семьи. Ислам предписывает женщине подчинение мужу, если только он не требует от нее того, что противоречит религии. Она также обязана заботиться о своей привлекательности и красоте, чтобы нравиться мужу. Права женщин в Исламе нисколько не ущемлены, напротив, женщина считается личностью, а не просто бесплатным приложением к мужу. У нее есть полное право распоряжаться своим заработком и имуществом после вступления в брак. Стереотип относительно мусульманки как кухарки, рабыни, которая целыми днями сидит дома и занимается лишь готовкой, стиркой, уборкой, лишенной собственной духовности и жизни, которая не имеет возможности конструктивно участвовать в делах семьи и общества, - лишен всяких оснований. Ислам определяет равные права мужчины и женщины в контексте их ответственности перед Аллахом и собственной индивидуальности. Так как природа женщины и мужчины разная, то и роль в обществе, соответственно, у них не одинаковая. Эти роли являются равнозначимыми и основополагающими для функционирования общества и семьи, они дополняют друг друга. Хотя женщина и выполняет работу по дому (для нее это более естественно), религия не принуждает ее к этому. Муж должен помогать ей по дому, принимать участие в домашних делах, чинить одежду и т. п. Роль женщины не ограничивается лишь домашним хозяйством. Просто это ее естественная стихия, сфера приложения своих врожденных качеств и проявления женской сущности. Аллах сделал брак выходом или отдушиной. Муж и жена живут счастливо, в любви и согласии, вдали от опасных искушений, ловушек похоти и разврата. Этим самым Ислам установил преграду для блуда.

Женщина в Исламе. Общественная жизнь

При желании мусульманка (с согласия мужа или родственника, ответственного за сохранность ее чести) может заняться собственным бизнесом, участвовать в общественной жизни, работать в приемлемых для нее сферах (кулинария, образование, медицина и т. п.). Хадиджа, жена пророка Мухаммада, как известно, успешно вела торговые дела. Учеба и работа для мусульманки разрешены и доступны, более того, стремление к знаниям в Исламе поощряется и приветствуется.

Женщина в Исламе. «Внешний» и «внутренний» хиджаб

Говоря о хиджабе, мы имеем в виду одеяние мусульманки, ее наряд. На самом деле, «хиджаб» - понятие не однозначное, и имеет куда более глубокий смысл. Слово это означает «преграда, перегородка». Это то, чем мусульманка окружает свое тело, сознание, сердце и душу. Это не только кусок ткани, прикрывающий тело, это занавес благопристойности, скромности и застенчивости. «Внешний» хиджаб должен покрывать все тело женщины, кроме рук и лица. Он не должен быть облегающим. Ткань не должна быть прозрачной и слишком яркой. «Внутренний» хиджаб - это, прежде всего, границы поведения. Мусульманки в немусульманском обществе – это олицетворение исламской культуры для всех окружающих или, как сказал Пророк, «послы Ислама». Именно поэтому женщина в хиджабе должна приложить максимум усилий для выработки достойной манеры поведения. Ее общение с противоположным полом сводится к минимуму, необходимому для делового общения. Оно должно быть конструктивным, лаконичным, полезным и небеспредметным. Разговаривать она должна спокойно, избегая игривого и кокетливого тона, громкого смеха и возгласов. Путь, по которому следуют практически обнаженные люди, лишает их чувства стыда и застенчивости и низводит до уровня животных. В Исламе женщина старается хорошо выглядеть для своего мужа, а он – для нее. Также, как короткая юбка может сигнализировать мужчине о доступности ее обладательницы, хиджаб – это ясный четкий сигнал «я запрещена для тебя».

www.syl.ru

Женщина в исламе | Исламская энциклопедия

Женщина в исламе — с появлением ислама статус женщины изменился в лучшую сторону: было запрещено убийство новорожденных девочек, женщин больше нельзя было покупать и продавать, они получили юридические права. Теперь жены могли распоряжаться своим приданым, что изменило брак, превратив его из отношений собственности в отношения взаимной договоренности. Затем, они получили право распоряжаться принадлежавшим им до брака имуществом и оставлять себе девичью фамилию. Коран обязывает мужа финансово обеспечивать свою жену и оговаривает условия, при которых мужчина может или не может развестись.

Роль женщины

В ранней мусульманской общине женщины играли важную роль. История гласит, что женщина (Хадиджа, жена Мухаммеда) первой узнала о полученном Мухаммедом откровении. Кроме того, у нее был свой бизнес, она взяла к себе Мухаммеда приказчиком, а потом предложила ему брак. Этот случай позволил юристам утверждать, что, если женщина пожелает того, она может сама сделать предложение мужчине. Во времена Пророка Мухаммеда женщины участвовали в битвах и ухаживали за ранеными. Женщины внесли свой вклад в распространение многочисленных хадисов.В ранней мусульманской общине женщины владели и торговали имуществом, участвовали в коммерческих сделках, учились и обучали других. Дочь Мухаммеда Фатима, его единственный выживший ребенок, занимала в общине видное место. Она была женой имама Али и матерью имамов Хусейна и Хасана, вела скромный и безупречный образ жизни, была образцом добродетели, к ней обращались с просьбами и мольбами. Так же, как и ее сын Хусейн, она олицетворяет жизнь, полную преданности Богу, страданий и сострадания. Жена Мухаммеда Аиша тоже играла уникальную роль в общине — она была признанным авторитетом в истории, поэзии и риторике, а также одним из важных распространителей хадисов.

В политических делах женщины сами приносили клятву верности Мухаммеду (байа), часто без ведома и согласия мужчин из их семей. Некоторые уважаемые женщины принимали ислам прежде своих мужчин. Второй халиф Умар ибн Хаттаб назначал женщин на должность администраторов на рынке в Медине. Ханбалитская правовая школа поддерживает право женщин быть судьями.

Равенство

В Коране написано, что перед Богом мужчины и женщины равны и что они были созданы, чтобы стать равными в паре (51:49), и их отношения должны быть основаны на «любви и [взаимной] благосклонности» (30:21). И мужчины, и женщины должны следовать пяти столпам ислама.

Свидетельство двух женщин

В положении Корана (2:282) о том, что две женщины-свидетельницы равны одному мужчине-свидетелю, люди находят признаки второстепенного положения женщин. Но исламские богословы предложили несколько наблюдений относительно социально-исторического контекста, в котором эти строки были ниспосланы.Во-первых, в Коране уточняется, что речь идет о свидетельстве в случае заключения письменной сделки, договора или рассмотрения судебного дела. В те годы большинство женщин не принимали активного участия в торговле и финансовых делах, поэтому их знания в этой сфере, скорее всего, были скуднее. Второе объяснение необходимости двух женщин-свидетелей вместо одной состоит в том, что члены семьи мужского пола могли оказать давление на женщину, чтобы она свидетельствовала в их пользу.

Развод

Развод — последнее средство, он, скорее, осуждается, чем разрешается, как сказано в хадисе: «Из всего того, что дозволено Богом, развод — самое ужасное». Женщины могут участвовать в составлении своих брачных договоров и оговаривать выгодные для себя условия. Что касается развода, женщина может получить денежную компенсацию, добиться, чтобы ее бывший муж содержал ее и ее детей, пока женщина опекает их, а также потребовать, чтобы он заботился об их совместных старших детях.

Права женщин

Жизнь женщин в арабском и мусульманском мире — это пестрая картина, состоящая из разных ситуаций и разных социальных контекстов. Многие женщины несправедливо притесняются в силу патриархальных устоев, но есть и много других — тех, кто обладает таким весом и пользуется таким уважением, какое стереотипному сознанию может показаться просто невероятным. Статус и роль женщин в мусульманских странах могут быть разными, в зависимости от их грамотности, образования, от уровня развития экономики. Но в то же время сложности, связанные со статусом женщины, иллюстрируются специфическими для каждой страны противоречиями:• Сегодня в Египте женщины могут получать блестящее образование и занимать ответственные профессиональные должности практически в любой сфере. Но до недавнего времени им, как и женщинам в большинстве мусульманских сообществ, требовалось разрешение родственника мужского пола, чтобы куда-то поехать.• В Саудовской Аравии женщины не могут голосовать, хотя почти во всех исламских странах у них есть такое право. Женщины в ряде стран участвуют в политических выборах и становятся членами парламента. В Пакистане, Турции, Индонезии и Бангладеш были или сейчас есть женщины — главы государства или вице-президенты.• Женщинам Саудовской Аравии принадлежит 70% всех банковских сбережений и 61% местных частных фирм. В Эр-Рияде и Джидде они владеют значительной частью недвижимости, могут быть собственниками и управлять своим бизнесом. Но они сегрегированы, им позволено работать только в «соответствующих» сферах и запрещено водить машину.• В Кувейте женщины свободно вращаются в обществе и могут занимать ответственные посты во многих сферах, но право голосовать они получили лишь несколько лет назад.• В Иране на улице и в обществе женщины обязаны прятать волосы под платком, а ноги и руки под длинной одеждой. Но они оставляют большинство студентов вузов, работают во многих сферах и становятся членами парламента. Одна из них — вице-президент этой исламской республики.• В Египте до недавнего времени женщины не могли быть судьями, а в Марокко более 20% всех судей — женщины.

И причины неполноценного статуса женщин и их неравенства, и ветер перемен можно увидеть в статистике грамотности и образованности. В Йемене грамотных женщин 28%, а мужчин — 70%, в Пакистане, соответственно, 28% и 53%. Женщин, получающих высшее образование, гораздо меньше: в Марокко это 8%, а в Пакистане — 13% (сравните: в Бразилии — 3,7%, а в Чехии — 11%).В Иране и Саудовской Аравии, наоборот, грамотных женщин 70%, а в Иордании и Малайзии — 85%. Высшее образование больше всего женщин получили в Иране — 52%, Египте — 34%, Саудовской Аравии — 32% и Ливане — 37%. В ОАЭ, как в Иране, большинство студентов — женщины.

Разделение мужчин и женщин

Во многих, но не во всех, мусульманских сообществах существует сегрегация по половому признаку — разделение мужчин и женщин. Это разделение может быть разной степени и может иметь место в мечетях, университетах или на рынках. Во многих мечетях мужчинам и женщинам отведены разные места для молитвы, или часто одно помещение разделяется перегородкой или ширмой. Неженатые мужчины не пересекаются с незамужними женщинами, если это не какое-либо специальное мероприятие, например, семейный ужин или встреча потенциальных жениха и невесты, которая обязательно проходит при свидетелях.

В некоторых мусульманских сообществах сегрегация полов и изоляция женщин практикуется, но в большинстве стран, от Египта и Туниса до Малайзии и Индонезии, особенно в городах, женщины и мужчины все чаще учатся и работают вместе. В нашем современном мире в семье часто вынуждены работать оба супруга, поэтому женщины все чаще выходят на работу и этим разрушают традиционное представление о месте женщины.

Почему мусульманки носят длинные одежды?

У мусульманского наряда много названий (хиджаб, паранджа, чадра, джеллаба и т.д.), потому что мусульманки от Марокко до Ирана, Малайзии, Европы и США носят одежду разных стилей, цветов и из разных тканей, а также в силу разнообразия традиций и интерпретаций текста Корана.

Чадра часто воспринимается как символ униженного положения женщины в исламе. Противники считают ее символом отсталости и притеснений, а западную одежду — символом индивидуальности и свободы. Защитники закрытых одеяний объясняют, что женщины предпочитают носить хиджаб, потому что это помогает окружающим абстрагироваться от их внешности и освобождает от сравнений с другими женщинами. Также это помогает женщинам не чувствовать себя сексуальным объектом для мужчин, которые судят о них по их внешней привлекательности, и сосредоточиться на духовном, интеллектуальном и профессиональном развитии.

Кроме того, многие молодые мусульманки стали носить исламские одежды в знак возврата к своим культурным корням и отказа от империалистической традиции Запада, которая, с их точки зрения, не уважает женщин. Эти девушки считают, что западная мода вынуждает женщин носить неудобную и недостойную одежду, которая превращает их в сексуальные объекты, лишенные собственного достоинства. Они думают, что Запад должен порицать не хиджаб или ислам, а социальную систему, где насаждаются нереалистичные идеалы красоты, из-за которых молодые девушки становятся одержимы своим внешним видом и весом, а юноши учатся оценивать их в соответствии с такими идеалами.

Противники исламских одежд не верят, что женщины добровольно закрывают лица и фигуры. Они считают, что женщины угнетены патриархальной культурой и жесткой религией. Они также утверждают, что хиджаб используется как способ контроля и сегрегации женщины.Однако некоторые мусульмане считают: западным женщинам только кажется, что они свободны. Они не замечают, как становятся рабынями своей культуры, когда «решают» тратить много часов на свою внешность, носить неудобную облегающую одежду и опасные высокие каблуки, и позволять использовать себя как сексапильные предметы для рекламы автомобилей, пены для бритья и пива. Эти мусульмане говорят, что представители Запада осуждают хиджаб, потому что сами не имеют права выбора.[]

Примечания:

islamist.ru

Женщины в исламе: права, обязанности, отношение

Жизнь на Востоке окутана тайнами, загадками и кучей стереотипов. Для большинства жителей планеты восточная жизнь ассоциируется с гаремом, многочасовыми молитвами и несчастными женщинами, над которыми каждый день издевается муж. Европейская жительница никогда не одобрит выбор своей дочери, если та захочет выйти замуж за представителя исламской культуры. Пора открыть завесу загадочной и таинственной жизни на Востоке: какое отношение к женщинам в исламе считается нормальным, какие права и обязанности они имеют, и настолько ли ужасна их жизнь, как принято считать.

Простые радости мусульманских девушек

До ислама

Чтобы разобраться, почему бытует мнение об ущемлении в правах восточных женщин, углубимся в историю. В древнеарабском доисламском обществе положение женщин действительно было плачевным. В патриархальной Аравии им не находилось места даже за столом: когда мужчины принимали пищу, женщины ели отдельно в неприспособленном для трапез помещении. Богатейшие люди заводили гаремы из десятков, а иногда из сотен жен, которые часто подвергались насилию посторонними мужчинами из-за провинностей мужа. Когда у женщины из гарема рождалась девочка, то ребенка могли отнять, а роженицу избить, зато если рождался мальчик - устраивался большой праздник.

В VII веке пророк Мухаммед начал проповедовать ислам - в арабской среде зародилась новая культура. Появились первые права восточной женщины: право на труд, на наследство, а также возможность отказаться от брака и развестись. Беременная женщина в исламе больше не подвергалась насилию, а новорожденных девочек не отнимали у матери.

Современные права

Мусульманка на публичном выступлении

По сравнению с тысячелетием назад, сегодня женщину в исламе сложно назвать ущемленной в правах. Исламские страны до сих пор строго следуют законам Шариата, однако большинство женщин получили не только ряд прав и свобод, но и крайне уважительное отношение со стороны мужчин и государства.

К основополагающим правам женщины в исламе, о которых ранее не шло и речи, относятся следующие:

  • право на самостоятельное распоряжение своим имуществом;
  • право на защиту судом от клеветы и иных противоправных действий в отношении чести и достоинства;
  • право на образование и работу;
  • право участвовать в политической жизни государства и пр.

Правда, в некоторых странах для женщин до сих пор существуют ограничения. Например, в Саудовской Аравии голосовать на выборах могут только мужчины, а вот в Пакистане женщины получили право не только голосовать, но и стать членами парламента.

Мусульманки в кафе

О традиционной одежде

Принято считать, что чадра и хиджаб - символы униженного положения женщины в исламе, однако на сегодняшний день простой пример опровержения такого стереотипа привела Турция. М. К. Ататюрк - реформатор и первый президент Турецкой республики. Еще 70 лет назад он объявил войну парандже и феске, называя их символом невежества и безвкусицы. Более того, характерная мусульманская одежда долго была под запретом, и те, кто появлялся на улице или в общественном месте в не положенном виде, подвергались наказанию и штрафу. Только в 2013 году женщина-парламентарий впервые за 83 года существования турецкого парламента поднялась на трибуну в мусульманском платке, чем вызвала огромный резонанс в турецком и мировом обществе. На данный момент, после долгого правительственного запрета, женщины вернули право носить традиционную одежду. Как говорят турчанки, хиджаб придает чувство уверенности и защищенности, а некоторым даже поднимает самооценку.

Паранджа, хиджаб, чадра - жители Европы не видят никаких отличий в одежде. И очень ошибаются.

Паранджа – халат из плотной черной ткани, который полностью прикрывает тело, оставляя лишь прорезь для глаз. Такая одежда считается самой строгой в восточной культуре.

Чадра по сравнению с паранджой - наряд более либеральный. Это легкое покрывало, которое оставляет лицо открытым.

Хиджабом называют любую исламскую одежду, подходящую под требования Шариата. На Западе под таким понятием имеют в виду традиционный головной платок.

Однообразный и бесформенный стиль одежды для женщины в исламе навязан не обществом и не государством, а религией. Истинная мусульманка искренне уверена в том, что носить такую одежду - это святая обязанность, которая говорит о ее чести и достоинстве. К слову, и чадру, и хиджаб, и паранджу придумали сами мусульмане. В священном Коране говорится только о том, что на людях женщины "не должны показывать какие-либо части тела, кроме того, что необходимо".

Типичная женская одежда в исламе

Главные обязанности женщин

В жизни женщин в исламе встречаются моменты, которым позавидует любая европейская жительница. Если последние работают, кормят семью, убираются в доме и воспитывают детей, то обязанности женщины в исламе выражаются только одним главным требованием перед мужем и государством - хранить семейный очаг. В то время как огромное количество феминисток по всему миру борются за права бедных и несчастных восточных женщин, те просто сидят дома, готовят ужин и следят за детьми. Однако к такой обязанности требуется подходить весьма ответственно. Дом, в котором живут мужчина и женщина ислама, соединенные узами брака (джава́з), приобретает священную ценность. Потому уборке в доме мусульмане уделяют особое, крайне тщательное внимание. Более того, до прихода мужа все дети должны быть накормлены и опрятно одеты. Сама же женщина обязана успевать за собой ухаживать и каждый вечер радовать мужа на супружеском ложе. Отказаться от интимного обязательства женщина может только в исключительном случае, ведь ее святой долг - это покорность перед мужем.

Если еще совсем недавно женщины исламских государств не имели права не только на работу, но и на образование, то сегодня, например, 9 из 10 женщин в Саудовской Аравии имеют среднее или высшее образование. В ОАЭ и вовсе образование каждой женщины является обязательным требованием государства. Все потому, что на их плечи возлагается крайне ответственное задание - обучать детей как современным наукам, так и религиозным знаниям.

Счастливая арабская семья

Преимущества и привилегии

У большинства восточных красавиц есть право на труд, но работать по причине нехватки денег они не обязаны. Заработок и обеспечение семьи - исключительно мужской долг. Более того, если муж настолько беден, что не в состоянии содержать свою жену, то шариатский суд определяет необходимую сумму и принуждает ближайших родственников мужа дать деньги в долг. Если нужной суммы не окажется и у них, то муж вынужден пойти на принудительные работы, чтобы иметь возможность рассчитаться с долгами.

Ни один уважающий себя мусульманин не должен ограничиваться только обеспечением семьи. Подарки и дорогие украшения для жены - обязательный и необходимый атрибут семейной жизни. Также женщина в исламе после замужества получает "махр" - нескромный денежный выкуп за невесту. Им она может распоряжаться исключительно на свое усмотрение.

Домашнее задание

Обязанности мусульманина перед женой

Как же часто в современных СМИ пишут о том, что мусульманские мужья избивают и мучают своих жен. Несомненно, такие случаи встречаются. Но почему никто не обращает внимания на то, сколько женщин в Европе подвергается такому же унижению? На сегодняшний день сложно сказать, что в исламских странах домашнее насилие встречается чаще, чем в остальных. Более того, у истинно верующего мусульманина есть святые обязанности перед своей женой:

  • проявлять лучшие качества при общении с супругой: чуткость, нежность, обходительность;
  • при наличии свободного времени помогать в воспитании детей;
  • интересоваться мнением жены при решении семейных вопросов;
  • спросить согласие у жены при желании отправиться в путешествие или надолго покинуть дом;
  • не расстраивать жену плохой новостью, не рассказывать о долгах и проблемах;
  • при посторонних людях всегда положительно отзываться о своей избраннице.

Немного о гареме

Гарем - слово, отпугивающее всех славянок, которые положили глаз на восточного мужчину.

Да, гаремы до сих пор существуют. И для мусульман это совсем не экзотика, а обычный уклад семейной жизни. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, однако это крайне нежелательно, если первая ведет достойный образ жизни и соблюдает все предписания Аллаха. Иначе мужу будет очень сложно уделить равное внимание каждой. Купил жене платье - купи по такому же и всем остальным. Кстати, крайне редко все жены живут под одной крышей: муж должен купить отдельные дома для всех. Если все жены согласны жить вместе, то существуют определенные правила:

  • женщина может попасть на ложе к мужу только в порядке очереди;
  • ни одна из жен не должна видеть, как муж заходит к другой женщине;
  • старшая жена обязана руководить всеми остальными женщинами в доме;
  • младшая жена воспитывает всех детей.

Сегодня сложно встретить женщину, которая находится в гареме не по своей воле. Ведь содержателем гарема может быть только весьма обеспеченный человек, который обязан предоставить всем своим женам настоящую райскую жизнь.

Типичное утро женщин в гареме

Жизнь после развода

В исламе институту семьи и брака уделяется особое внимание, а развод не одобряется обществом. Однако встречаются моменты, когда без него не обойтись: муж не исполняет свои прямые обязанности или приносит недостаточно денег в семью. Процесс развода до безобразия прост - достаточно три раза сказать "Талак, талак, талак" ("развод, развод, развод").

Если желание развода поступило от женщины, то она обязана отдать мужу все свадебные подарки, если от мужа, то бывшая супруга забирает половину имущества. Если женщина обнаружила факт измены, то она в праве забрать себе все, что было нажито совместно.

После развода женщина обязана выжидать срок "идда" - это определенный промежуток времени, в течение которого запрещена возможность заключения нового брака. Такое ожидание необходимо для абсолютной убежденности в отсутствии беременности. Если женщина все-таки оказалась в положении, то бывший муж обязан обеспечивать как ее, так и будущего ребенка. Если же менструация наступает и беременность исключается, то женщина переезжает в родительский дом и живет там 3 месяца, выходя на улицу только по важным делам. Существует только один случай, когда женщина сразу после развода имеет право выйти замуж без ожиданий: если не было интимной близости с бывшим мужем.

Разводы хоть и не считаются желательными, но допускаются Кораном. А вот Библия, кстати, развод запрещает...

fb.ru

Женщина в Коране

Женщина в Коране занимает куда более высокое положение, чем принято считать

Согласно Корану мусульманская женщина занимает в обществе почетное и возвышенное положение: «Благородный почитает женщину, а подлец унижает ее». Ислам предоставляет женщине большие возможности, что бы прожить содержательную и благочестивую жизнь, пользуясь поддержкой мужа реализовать стремление к познанию Аллаха.

К женщине в Исламе требуется сострадательное и чуткое отношение, понимание и уважение. Относиться к ней следует бережно, не огорчать, учитывать тонкость и чувствительность ее характера. Как написано в Коране: «… обходитесь с женщиной хорошо».

Однако если вникнуть в суть Корана, можно заметить различие прав женщин и мужчин: «Над женами стоят мужья… Аллах дал преимущество одних перед другими…». Исламское право (шариат) диктует существенные различия между ролью мужчины и женщины относительно обязанностей и прав. Это относится к образованию, одежде, вопросам брака и развода, юридического статуса.

Критики Ислама могут сказать, что согласно шариату женщина полностью подчинена мужу. Но так ли уж плохо это положение? Роль женщины в основном сводится к семье, рождению и воспитанию детей, в то время как мужчина должен быть финансовым добытчиком. Чем такое положение ужасно и у кого здесь больше забот? Коран разрешает женщине при согласии опекуна работать и получить образование.

Образование мусульманской женщине дают по возможности родители до замужества. Во многих странах, где доминирующей религией является Ислам, со временем формируется лояльное отношению к возможности женщин работать.

Коран запрещает выдавать замуж женщину (девушку) без ее согласия, иначе такой брак является недействительным. Замужняя женщина в мусульманском мире имеет право на развод без согласия мужа если: он материально ее не обеспечивает, является умалишенным, бесплодным или импотентом. В таких условиях работа является скорее правом, а не обязанностью. Работать приходится в основном незамужним женщинам, которые не имеют отца.

Мужчина-мусульманин согласно Корану имеет право иметь несколько жен, а также развестись без согласия женщины. Но он должен в таком случае выплатить бывшей жене существенную сумму денег, а также полностью обеспечивать детей, в том числе жильем, пищей, оплатить воспитание (бывшей жене). Поэтому в мусульманском мире муж материально заинтересован в нерушимости брака. Это приводит к тому, что женщины в таких странах чаще являются инициатором развода.

 

Понравился материал? Будем благодарны за репост!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

для чего она создана Всевышним? Роль женщины в Исламе

Если мы внимательно посмотрим на окружающий нас мир и подумаем над сутью сотворения сущего, мы поймем, что женщины сотворены для сохранения равновесия. Благодаря женщине в обществе царит мир и согласие, в семье – покой и умиротворение. Мужчина и женщина сотворены как частицы единого целого, посему духовное умиротворение находят только друг в друге. Они дополняют друг друга, скрывают недостатки, удовлетворяют свои потребности, как духовные, так и физиологические.

Но при всем этом не стоит смотреть на женщину только как на украшение или объект наслаждения. Женщина – это, прежде всего, человек, высшее творение Аллаха. Смотреть на нее как на домашнюю служанку или кухарку крайне ошибочно.

Прежде всего, женщина имеет свои обязанности перед Всевышним Аллахом. Она обязана выполнять все религиозные предписания, причем для этого не имеют никакого значения возраст и социальное положение, физический облик и духовное состояние. Для каждой женщины, достигшей совершеннолетия, выполнение Божественных предписаний является фардом (обязательным). В начале фардов идет признание Единственности Аллаха и полная покорность Его воле. После имана (веры) следует выполнение намазов и оберегание своей целомудренности.

Второй обязанностью женщины является организация семьи и в статусе матери – продолжение потомства.

Третья обязанность женщины – это быть жизненной спутницей мужа, во всем поддерживать его.

Если мужчина и женщина постараются понять друг друга и постоянно помогать друг другу, то их дом превратится в райский сад, где царят любовь и согласие.

О цели сотворения женщины Всевышний Аллах сообщает следующее:

«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих».(сура Рум,21 аят)

Сообщается, что Анас (радыяллаху анху) сказал:

«Однажды к домам жён Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) пришли трое людей (Имеются в виду Али бин Абу Талиб, Абдуллах бин Амр бин аль-Ас и Усман бин Маз'ун (да будет доволен ими Аллах), которые стали расспрашивать о том, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что этого не так уж много, (такалю-ха) сказали: «Как далеко нам до Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!»

Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха (с.а.в) и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь  Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей Сунне, не имеет ко мне отношения!» (Бухари)

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru