Ответы_на_вопросы. Приниженное положение женщины и детей это


Как Запад освободил женщину от постоянных унижений | Мир | ИноСМИ

Меня не удивляет тот факт, что женщин унижали всегда, во все времена и на всех континентах. Их считали придатком мужчины, созданным, чтобы служить ему и приносить удовольствие, делать его жизнь счастливой. Меня не удивляет подчиненное положение женщины по отношению к отцу, мужу и старшему сыну, рабское положение женщин в гаремах, запреты учиться и читать, недоступность самореализации.

Меня не удивляет, что везде, где разрешено детоубийство, то есть почти повсюду, права на жизнь лишают в первую очередь девочек. Меня не удивляет, что даже сегодня изнасилование используется как оружие на войне, что в некоторых уголках мира девушки находятся в полном распоряжении всех мужчин в семье, что в некоторых мусульманских странах узаконены педофильские отношения с девочками, которых отдают замуж в 10-12 лет. Что женщин называют по самой их природе покорными и безымянными созданиями. Что на них повсюду сваливают неблагодарные и неприятные занятия. От книг, которые пишут с зари времен, чтобы подчеркнуть приниженное положение женщины, кровь стынет в жилах. Руссо, философ Просвещения, подвел подо всем такую черту: «Женщина создана для того, чтобы нравиться мужчине».

Все это меня не удивляет, потому что женщины действительно физически слабее мужчин. Но еще больше их ослабляет врожденная забота о детях. Их ослабляет внимание к другим, которое может быть плодом природы или культуры, но в любом случае делает их еще уязвимее. Как говорила Симона Вейль: «Мы всегда ведем себя как варвары со слабыми». Эта истина стоит над пространством и временем.

В то же время, на меня произвели впечатление слова апостола Павла в «Послании к Галатам»: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». То, что в Средние века женщины на Западе мало по малу поднимались из этого болота людей второго сорта. Что Коменский и Вивес еще в XVIII веке требовали открыть школы для девочек, и что это дало результаты. Что западные женщины не побоялись позора в стремлении добиться признания как самостоятельных личностей и достигли своего. Меня впечатлило постепенное становление права женщин на протяжение ХХ века. Возможность открыть счет в банке без поручителя, которого не было еще у моей бабушки. И уверенность, что нас сегодня считают полноправными взрослыми людьми во всех сферах жизни.

Иначе говоря, удивляет меня вовсе не постоянное унижение женщин во все времена и на всех континентах. Потому что такова судьба любого общества на пути развития. Мы всегда ведем себя как варвары со слабыми. Удивительное в том, что культура, наша культура впервые смогла справиться с этим проклятьем. Проклятье — это катастрофическое пророчество, произнесение которого становится залогом его осуществления: заявление о неспособности женщин к мышлению сопровождается для них недоступностью книг.

Но почему же западная культура решила бросить вызов этой судьбе, которая обрекала половину человечества на презрение и вторичную роль? Потому что все опирается на слова апостола Павла: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

Потому что Запад не смог бы остаться самим собой, если бы не разрушил проклятье: самостоятельность каждого взрослого человека является одним из его основополагающих принципов, и эмансипационная культура могла лишь идти по пути их конкретизации, так как в противном случае она бы перечеркнула саму себя. Сохранение подобной примитивной формы рабства было совершенно непоследовательным, как писал Джон Стюарт Милль: «Женщины, т.е. целая половина рода человеческого, обречены одним фактом своего рождения на бесправие, тогда как, помимо их, нет существа, которому рождение ставило бы преграды к достижению высших социальных функций, преграды, которых ни энергичные усилия, ни изменившиеся обстоятельства опрокинуть не могут. Таким образом, гражданское подчинение женщины является среди современных учреждений единичным фактом, нарушающим принцип, ставший в основание этих учреждений».

Иначе говоря, причиной такой эмансипации стали не какие-то исключительные обстоятельства и не кардинальные преобразования в культуре, а то, что подчиненность женщины противоречила основополагающим принципам культуры. Точно так же как Лас Касас в XVI веке лишь следовал заветам культуры, когда протестовал против инстинктивного и всеобщего стремления некоторых народов считать других недочеловеками. Это прекрасно отражает революционный и бунтарский характер культуры, которая способна справиться (пусть и медленно, поздно, быть может, слишком поздно?) даже с таким утвердившимся и всеобщим предрассудком, от которого раньше не мог избавиться ни один народ.

inosmi.ru

Ответы_на_вопросы

Вопрос №1 Предмет, периодизация, и методология ИГПЗС

Предметом ИГПЗС являются: возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве.

Периодизация ИГПЗС:

  1. История государства и права Древнего мира – конец IV в. до н.э. до середины V в. н.э. (падение Римской империи)

  2. История государства и права Средних веков – V в. – XVI в. (1640 г.)

  3. История государства и права Нового времени – до конца XIX в.

  4. История государства и права Новейшего времени – XX в.

Методология ИГПЗС – совокупность методов и приемов научной деятельности, применяемой для получения знаний о закономерностях развития и функционирования исторических явлений.

Для исследования предмета ИГПЗС используются следующие методы:

  1. Общелогические – применяемые всеми науками (дедукция и индукция, рассуждение по аналогии, доказательство от противного и др.)

  2. Частнонаучные

Конкретно-исторический заключается в рассмотрении эволюции государственно-правового устройства отдельно взятой страны на определенном отрезке времени.

Сравнительно-правовой заключается в сравнении особенностей развития государства и права в разных странах. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем синхронного сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений и диахроннго сопоставления явлений между собой в разное время.

Системно-структурный применяется для изучения отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран.

Статистический метод используется для изучения количественных сторон исторического процесса.

Научные приемы: аналогия – применяется для изучения явлений сведения о которых неполны или неточны; экстраполяция – распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления или процесса, на другую его часть.

Вопрос №2 Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока

На древнем Востоке впервые в истории развития человеческого общества появились такие социальные и политические институты как государство, право, мировые религии.

Протогосударства стали появляться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, древнем Китае – еще в IV-III тыс. до н.э.) в процессе разложения общинно-родовой организации. Древним обществам Востока присуща деспотическая форма государства.

Восточная деспотия:

- монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступает единоличным законодателем и высшим судьей;

- централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, со всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.

В некоторых древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась лишь советом знати, или народным собранием, или управляющимися большесемейными городскими общинами.

Характерные черты восточной деспотии:

- соединение всех ветвей власти в одних руках

- верность традициям и обычаям

- огромное влияние религии

- коллективизм, общинность

Особенности права в государствах Древнего Востока:

- источником права было обычное право

- нормы религии переходили в нормы права

- клятва перед богом, ордалии, божий суд

- приниженное положение женщин и детей

- ответственность носила только уголовный характер

- право толеона

- коллективная ответственность

Вопрос №3 Общественный строй и государственное устройство Древнего Вавилона

Древний Вавилон пришел на смену Шумеру около 2000 лет назад, являлся рабовладельческим государством, поэтому в нем было деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы «вардум» - являлись низшим общественным слоем, рабами могли стать военнопленные, ставшие бесправными свободные (преступники, несостоятельные должники). Со стороны закона рабы считались имуществом, они не могли быть собственниками. Рабы могли быть царские, храмовые и частновладельческие.

Свободное население делилось Вавилона на авилум (человек, муж) и мушкену (падающий ниц).

Авилумы – высшее сословие рабовладельцев, свободные полноправные жители.

Тамкары – ростовщики, торговцы, кредиторы, занимались внутренней и внешней торглвлей.

Илку – воины, находились на царском содержании, служба воина считалась вечной.

Ремесленники – обладали определенной степенью независимости.

Свободные крестьяне – большая часть заработанная земледельцами изымалась как налог чиновниками.

Жрецы – имели большой вес в обществе, храмы обладали огромными богатствами. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении государством. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе и родственниками царя.

Государственный строй представлял собой восточную деспотию. Во главе государства стоял патеси (наместник бога на земле). Высшим должностным лицом в государстве являлся правитель царского дворца – нубанда, он руководил строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов,ведением войн.

Судебная система не была отделена от администрации. Царь и чиновники ведали и административными, и судебными делами. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Вопрос №4 Законы Хаммурапи

Вавилон достиг своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) Правление этого царя ознаменовано созданием сборника законов. Текст законов разделен на три части: обширное введение, статьи законов (282), заключение. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений.

Право собственности, формы земельной собственности: царская, служилых царских людей, храмовая, общиннная, частная. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Землю можно было продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству. Имущество илку было изъято из оборота.

Обязательственное право. Большое внимание уделялось договорной фиксации сделок. Наиболее важные заключались в письменной форме на обожженных глиняных табличках и в нескольких копиях запечатывались в обожженный двойной конверт из глины.

Виды договоров: брачный, договора займа, аренды, найма. Также существовали договора купли-продажи, мены, хранения, поручения, товарищества. Гарантии исполнения — материальная ответственность (штраф) и личность должника. Роль государства в обязательственных отношениях: юридическая защита сделок.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Брак заключался по договору, развод был упрощен только для мужа. Основные поводы для развода: прелюбодеяние жены; бесплодие жены. Отец не имел права жизни и смерти над детьми, но мог отдать жену и детей в долговую кабалу, сына лишить наследства за «тяжкие грехи». Сыновья от рабыни-наложницы являлись свободными, т.е. семья сохраняла многие патриархальные порядки.

Наследование в основном по закону. Наследовали все сыновья в равных долях. Жена получала вдовью долю на правах пожизненного владения, которую затем передавала детям. Приданое жены наследовали дети.

Уголовное право. Не было различий между преступлениями и гражданскими правонарушениями. Право носило ярко выраженный классовый характер. Виды преступлений:

Должностные. В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав.

Имущественные. Кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов.

Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка.

Против личности. Убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

Виды наказаний: смертная казнь, продажа в рабство, телесные и членовредительские наказания, штрафы, изгнание и иные формы по принципу талиона (равновозмездность наказания). Социальное положение влияло на меру ответственности и возмещение ущерба. Было возможно наказание без вины. Применялся принцип талиона.

Наказания были весьма строгими, широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания пo принципу талиона.

Помимo обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных действий, преступников обращали в рабство, изгоняли из страны.

Процессуальное право. Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался при помощи законов, а иногда и с участием богов, например, бога Реки в случае испытания водой.

Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось судебное разбирательство с учетом алиби.

Виды доказательств: вещественные доказательства, клятвы свидетелей ордалии. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Вопрос №5 Государство и право Древнего Египта

Перед образованием единого египетского государства на его территории было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе их стояли правители (номархи).

Изначально номы объединились в два самостоятельных государства: Верхний Египет, Нижний Египет. К концу IV тыс. до н.э. фараон по имени Манес установил контроль над всей территорией страны.

Государственный строй. Это государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением кратких периодов распада, в нем работал централизованный бюракратический многочисленный аппарат, в который входили правители, жрецы, вельможи, царские чиновники различных рангов. Вся власть сосредотачивалась в руках фараона, он был законодателем и судьей, ему принадлежало верховное право на земельный фонд, власть передавалась по наследству.

studfiles.net

Коммунизм и феминизм - А вот и Я

Цитаты классиков. Сырая подборка из разных источников для дальнейшего анализа. Курсив мой.

Ф. Энгельс Принципы коммунизма

21-й вопрос: Какое влияние окажет коммунистический общественный строй на семью?

Отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью,- зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этом и заключается ответ на вопли высоконравственных мещан по поводу коммунистической общности жен. Общность жен представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазному обществу и в полном объеме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жен, наоборот, уничтожит ее.

К. Маркс и Ф. Энгельс Манифест коммунистической партии

Но вы, коммунисты, хотите ввести общность жен, - кричит нам хором вся буржуазия.

Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь.

Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства.Впрочем, нет ничего смешнее высокоморального ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жен у коммунистов. Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она существовала почти всегда. Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жен друг у друга.Буржуазный брак является в действительности общностью жен. Коммунистам можно было бы сделать упрек разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную, открытую. Но ведь само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из них общность жен, т. е. официальная и неофициальная проституция.

Ф. ЭНГЕЛЬС ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА

Полная свобода при заключении браков может, таким образом, стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие теперь еще столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого Другого мотива, кроме взаимной склонности.

Так как половая любовь по природе своей исключительна, - хотя это ныне соблюдается только женщиной, - то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием. Мы видели, насколько прав был Бахофен, когда он рассматривал переход от группового брака к единобрачию как прогресс, которым мы обязаны преимущественно женщинам, только дальнейший шаг от парного брака к моногамии был делом мужчин, исторически он по существу заключался в ухудшении положения женщин и облегчении неверности для мужчин. Поэтому, как только отпадут экономические соображения, вследствие которых женщины мирились с этой обычной неверностью мужчин, - забота о своем собственном существовании и еще более о будущности детей, - так достигнутое благодаря этому равноправие женщины, судя по всему прежнему опыту, будет в бесконечно большей степени способствовать действительной моногамии мужчин, чем полиандрии женщин.

Но при этом от моногамии безусловно отпадут те характерные черты, которые ей навязаны ее возникновением из отношений собственности, а именно, во-первых, господство мужчины и, во-вторых, нерасторжимость брака. Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним. Нерасторжимость брака - это отчасти следствие экономических условий, при которых возникла моногамия, отчасти традиция того времени, когда связь этих экономических условии с моногамией еще не понималась правильно и утрированно трактовалась религией Эта нерасторжимость брака уже в настоящее время нарушается в тысячах случаев. Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать. Но длительность чувства индивидуальной половой любви весьма различна у разных индивидов, в особенности у мужчин, и раз оно совершенно иссякло или вытеснено новой страстной любовью, то развод становится благодеянием как для обеих сторон, так и для общества. Надо только избавить людей от необходимости брести через ненужную грязь бракоразводного процесса.

Таким образом, то, что мы можем теперь предположить о формах отношений между полами после предстоящего уничтожения капиталистического производства, носит по преимуществу негативный характер, ограничивается в большинстве случаев тем, что будет устранено. Но что придет на смену? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности, - и точка.

...

Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Это приниженное положение женщины, особенно неприкрыто проявившееся у греков героической и - еще более - классической эпохи, постепенно было лицемерно прикрашено, местами также облечено в более мягкую форму, но отнюдь не устранено.Первый результат установившегося таким образом единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме - патриархальной семье. Ее главная характерная черта - не многоженство, о котором речь будет ниже, организация известного числа лиц, свободных и несвободных, в семью, подчиненную отцовской власти главы семьи. В семье семитского типа этот глава семьи живет в многоженстве, несвободные имеют жену и детей, а цель всей организации состоит в уходе за стадами в пределах определенной территории.Существенными признаками такой семьи являются включение в ее состав несвободных и отцовская власть; поэтому законченным типом mb.) формы семьи является римская семья. Слово familia первоначально означает не идеал современного филистера, представляющий собой сочетание сентиментальности и домашней грызни; у римлян оно первоначально даже не относится к супругам и их детям, а только к рабам. Famulus значит домашний раб, a familia - это совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Еще во времена Гая familia, id est patrimonium (то есть наследство), передавалось по завещанию. Выражение это было придумано римлянами для обозначения нового общественного организма, глава которого был господином жены и детей и некоторого числа рабов, обладая в силу римской отцовской власти правом распоряжаться жизнью и смертью всех этих подчиненных ему лиц.Это выражение, таким образом, не древнее одетой в железную броню семейной системы латинских племен, возникшей после введения полеводства и узаконения рабства и после отделения арийских италиков от грековМаркс к этому добавляет: Современная семья содержит в зародыше не только рабство (servitus), но и крепостничество, так как она с самого начала связана с земледельческими повинностями. Она содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве.

Ленин В.И. О карикатуре на марксизм и об империалистическом экономизме

Право развода в большинстве случаев останется нереализуемым при капитализме, ибо угнетенный пол задавлен экономически, ибо женщина при какой угодно демократии остается "домашней рабыней" при капитализме, рабыней, запертой в спальной, детской, кухне.

>Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах, Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, M., 1966, с. 42.

Вместе с разделением труда... покоящимся, в свою очередь, на естественно возникшем разделении труда в семье и на распадении общества на отдельные, противостоящие друг другу семьи вместе с этим разделением труда дано в то же время и распределение, являющееся притом; как количественно, так и качественно неравным распределением труда и его продуктов; следовательно, дана и собственность, зародыш и первоначальная форма которой имеется уже в семье, где жена и дети рабы мужчины. Рабство в семье правда, еще очень примитивное и скрытое есть первая собственность, которая, впрочем, уже и в этой форме вполне соответствует определению современных экономистов, согласно которому собственность есть распоряжение чужой рабочей силой.

Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г.

Задача Советской республики – в первую голову уничтожить все ограничения прав женщин.

Ленин В.И. Великий почин. – Полн. собр. соч., т. 39, с. 24.

Женщина продолжает оставаться домашней рабыней, несмотря на все освободительные законы, ибо ее давит, душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая ее к кухне и к детской, расхищая ее труд работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею. Настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм начнется только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим государственной властью пролетариатом) против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство.

Ленин В.И. К женщинам-работницам. – Полн. собр. соч., т. 40, с 157-158.

Советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые, буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающие привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношений к детям. Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, связанные с собственностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках...

Но этого мало.

Равенство по закону не есть еще равенство в жизни.

Нам надо, чтобы женщина-работница добилась не только по закону, но и в жизни равенства с мужчиной-работником. Для этого надо, чтобы женщины-работницы все больше и больше участия принимали в управлении общественными предприятиями и в управлении государством.

Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике

Вы все знаете, что даже при полном равноправии остается все же эта фактическая придавленность женщины, потому что на нее сваливают все домашнее хозяйство. Это домашнее хозяйство в большинстве случаев является самым непроизводительным, самым диким и самым тяжким трудом, какой осуществляет женщина. Это труд чрезвычайно мелкий, не заключающий в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало бы развитию женщины.

Преследуя социалистический идеал, мы хотим бороться за полное осуществление социализма, и здесь для женщины открывается очень большое поприще работы. Мы теперь серьезно готовимся к расчистке почвы для социалистической постройки, а самая постройка социалистического общества начнется только тогда, когда мы, добившись полного равенства женщины, примемся за новую работу вместе с женщиной, освобожденной от этой мелкой, отупляющей, непроизводительной работы. Этой работы хватит нам на многие, многие годы.

Работа эта не может дать быстрых результатов и не производит блестящего эффекта.

Мы создаем образцовые учреждения, столовые, ясли, которые освободили бы женщину от домашнего хозяйства. И здесь именно на женщин более всего и ложится эта работа по устройству всех этих учреждений. Нужно признать, что сейчас в России таких учреждений, которые бы помогли женщине выбраться из состояния домашней рабыни, очень мало. Их имеется ничтожное количество, и те условия, в которые поставлена сейчас Советская республика, – условия и военные, и продовольственные, о которых говорили здесь вам товарищи подробно, – препятствуют нам в этой работе. Но все же надо сказать, что учреждения эти, избавляющие женщин от положения домашней рабыни, возникают всюду, где только есть малейшая к тому возможность.

Мы говорим, что освобождение рабочих должно быть долом самих рабочих, и точно так же и освобождение женщин-работниц должно быть делом самих женщин-работниц. Сами женщины-работницы должны заботиться о развитии таких учреждений, и эта деятельность женщины приведет к полной перемене ее старого положения при капиталистическом обществе.

Чтобы заниматься политикой, при старом капиталистическом обществе требовалась особая подготовка, и потому участие женщин в политике, даже в самых передовых и свободных капиталистических странах, было ничтожное. Наша задача состоит в том, чтобы сделать политику доступной для каждой трудящейся женщины.

Подборка сырая и многое нуждается в анализе, но уже при первом подходе видно, что в настоящем марксизме нет ничего противоречащего идеям феминизма о...

1) ...равноправии и полноценности женщины2) ...необходимости освобождения женщины от любых форм дискриминации, угнетения и эксплуатации - как общественных, так и экономических, включая семейные;3) ... патриархате как власти мужчин над женщинами и детьми, осуществляемой в различных формах;4) ... объективизации и эксплуатации женщин в современном мире, как социальном зле.

Вывод 1: Любой коммунист-охранитель "семейных ценностей" как наивысших, отрицающий и/или оправдывающий угнетение женщины - филистер-ревизионист или недоучка, не знающий основы. В лучшем случае.

noxx77.livejournal.com

ВедаМост: Естественное положение женщины

Несмотря на то, что женщина занимает в семье решающее положение - она делает семью или счастливой, или несчастной. В Ведах говорится, что женщина должна занимать подчинённое положение, потому что для неё это положение естественнее всего. Веды говорят, что мужчина, вследствие своего мужского эгоизма, имеет склонность довлеть над кем-то, такова его природа. Однако это доминирование над кем-то вовсе не означает эксплуатацию или злоупотребление. Естественное положение таково, что мужчина хочет руководить и брать на себя ответственность, а жена имеет сильное желание находится в подчинённом положении по отношению к мужу. По меньшей мере такова ведическая концепция. Поэтому женщина сама ставит себя в положение помощницы, имея своей целью помочь мужу в продвижении вперёд к достижению его цели, и давая таким образом мужу возможность заботиться о себе, проявляя своё стремление к руководству и ответственности. 

В настоящее время ситуация, к сожалению, меняется не в правильном направлении. Мужчины становятся похожими на женщин, а женщины порой действуют как мужчины. Самое удивительное, что никто этим не доволен. Мужчины обвиняют в этом женщин. Женщины обвиняют в этом мужчин. Но виноваты обе стороны. Женщины виноваты в том, что они становятся, как мужчины и пытаются преуспеть в жизни, как мужчины, унижая их тем самым. А мужчины виноваты в том, что они становятся всё менее безответственными и склоными поддаваться своим чувствам во всём, уподобляясь женщинам. Это происходит как в обществе, так и в большинстве семей. Но природа устроила так, что от женщины не ожидается, что она должна знать все приёмы каратэ или она обязательно должна быть лидером общества. Она привлекает больше своей красотой, беззащитностью и смирением. И, если женщина начинает проявлять в семье не женские качества характера, то она становится менее привлекательной для своего мужа и для большинства мужчин. Поэтому, и мужчина, и женщина в семье должны стараться больше культивировать качества характера, свойственные своему полу и помогать своей половине культивировать свои наклонности. Для этого жена не должна своим поведением подавлять авторитет мужа, а стараться, наоборот, вдохновлять его своим смирением действовать, как мужчине. Так женщина, занимая своё естественное, определённое природой, положение в семье, помогает мужчине проявлять свой мужской характер.

Мы видим, что от жены зависит очень много в жизни мужа, и она тайным образом влияет на него, потому что женская сила – это сила тонкой природы.

У женщины тонкое тело ума гораздо более развито, чем у мужчины, и она имеет более тонкие чувства. Мужчина же склонен быть менее чувствительным, часто у него бывают более развитая память и разум. Но тем не менее, во внешних взаимоотношениях в семье большую роль играют чувства и ум. Так как мы контактируем с этим миром через чувства и через ум, фактически, если жена не оценит разум мужа, не будет считать, что он занимает достаточно высокое положение в семье, то в результате муж потеряет возможность проявить свой разум в решении вопросов, связанных с семейной жизнью и во взаимоотношениях семьи с окружающим миром. В результате этого семья перестаёт функционировать должным образом.

С другой стороны, если жена занимает подчинённое положение, даже будучи более разумной, чем её муж, то муж естественным образом уступает ей. Она смиренно просит его, или предоставляет ему свободу выбора. Таким образом, мужчина склонен вести себя благородно с женщиной, которая ведёт себя смиренно, и наоборот, склонен вести себя очень эгоистично с женщиной, которая ведёт себя несмиренно и ставит себя выше мужчины.

Таким образом, мы видим, что желаем мы того или нет, но женщина всё равно управляет нашими взаимоотношениями друг с другом. Управление ситуацией находится в её руках. Управление означает для неё – свобода выбора. Либо она начинает подчиняться своему мужу, и тогда взаимоотношения становятся хорошими, дети воспитываются хорошо и семья процветает, либо она начинает лидировать над ним и пытается этим унижать его. Отсюда возникают раздоры.

Для того, чтобы понять, как это всё делать, необходимо разобрать эти концепции поглубже. Например, жена не должна гордиться своим происхождением. Если она считает, что её муж менее образован, менее одарён, менее богат, менее учён, имеет худшее положение, чем она, то такая семья не будет существовать нормально. Жена всё время будет унижать своего мужа, и мир в этой семье будет нарушен. Веды говорят, что женщина – это энергия, а мужчина – это единица, к которой энергия прикладывается. Другими словами, мужчина – это прогрессивное начало, а женщина – статичное начало. Но в этих концепциях очень трудно разобраться.

Как мы видим, мужчина привлекается красотой женщины. Женщина излучает какую-то силу, то есть она является энергией, в ней присутствует сила, которая называется красотой, обаянием, вдохновением и т.д. Мужчина же – это единица прогресса в этом мире. Он осуществляет прогресс, он трудится. В основном, всё в этом мире делает он. Всем руководят, добиваются успеха в жизни в основном мужчины, в плане обеспечения семьи, в плане самосовершенствования и т.д. Женщины в этих вопросах, в основном, находятся в тени, но тем не менее, если мы посмотрим в храмах, в церквях – большинство женщин, хотя священник чаще всего мужчина. Этого мужчину-священника окружают очень много женщин, которые ему помогают. И от умонастроения и психического состояния женщин зависит атмосфера в храме. То есть они являются энергией, силой, которая влияет на храм. Точно также происходит на любом предприятии. Мы можем видеть, что директор – мужчина, женщины же, в основном, секретарши; они окружают его, создают определённую атмосферу, настроение в этом коллективе. И в зависимости от того, какого их состояние, какие у него помощницы, зависит его успех в жизни. Потому что они могут влиять на него таким образом, что дают ему славу, дают ему удачу, дают ему рассудительность, терпение и т.д. Или забирают у него всё это.

И таким образом, мы видим, что если женщины помогают любому человеку, что на производстве, что в семье, и не гордятся при этом своим происхождением или чем-то ещё, то такая семья, или такой коллектив будет работать, как единый механизм. Если же женщина начинает ставить себя выше, чем муж, то, несомненно, такая семья уже не будет работать, как единое целое.

Если вы спросите: "Почему же вы всё на женщин перекладываете?" В  теме об обязанностях мужчины мы говорили, что если мужчина не возьмёт ответственность за семью, если он не станет ответственным человеком, то жена не будет уважать его, она не сможет считать его хорошим человеком. Но если жена будет прилагать усилия и считать мужа ответственным человеком, то постепенно он станет действительно ответственным. Точно также, если человек берёт себе гордую жену, но ведёт себя очень ответственно, то она ломает перед ним свою гордость и становится послушной.

К чему приводит неблагочестие у женщины

Таким образом, благочестивая женщина даёт мужчине очень много. В Ведах также говорится о том, что когда женщина неблагочестива, она забирает у своего мужа все эти качества.

 Сначала она забирает у него положение в обществе, то есть славу.

 Потом пропадает удача в результате того, что она ведёт себя недостойно.

 Затем мужчина теряет изящную речь.

 Потом он лишается памяти.

 Далее он становится менее рассудительным, чем раньше.

 Он теряет целеустремлённость.

 И в конце концов он теряет терпение.

 В результате потери терпения начинаются конфликты.

С чего начать?

То есть мы видим, что в семейных отношениях всё, в основном, зависит от самого человека и от его партнёра. Такова ведическая концепция. Веды говорят человеку: "Если ты хочешь, чтобы у тебя всё было хорошо, то начни с себя, а не со своих близких". И, наоборот, если ты хочешь, чтобы у тебя ничего не получилось, то начни с других, а себя изменяй в последнюю очередь. Последовательность вроде бы меняется несильно, но результат прямо противоположенный. Если я начинаю менять себя, а потом меняются все окружающие, то Веды говорят: не надо больше ничего делать. Если ты меняешь себя, все окружающие автоматически начнут изменяться. И наоборот, если ты будешь изменять окружающих, а не себя, то сам ты автоматически изменяться не будешь. Более того, ты будешь меняться в худшую сторону. Такой человек, который пытается изменить окружающих и влиять на них, испытывает всегда очень большие проблемы.

Действует это таким образом. У нас есть эго или эгоизм. Эгоизм означает, что если я требую от кого-то чего-то, то эгоизм этого человека возбуждается и противится тому, что совершается насилие над его личностью. Нам дана свобода выбора, мы можем решать всё сами. И когда свобода выбора нарушается, тогда активизируется эгоизм. Эгоизм говорит: "Никакого выбора у тебя нет. Ты будешь сопротивляться тому, что от тебя требуют".

Таким образом, во взаимоотношениях с людьми не надо возбуждать их эгоизм. Самый лучший способ не возбуждать эгоизм у людей, это действовать с позиции своего примера, то есть действовать так, чтобы все следовали за тобой.

Единственное, что здесь надо учитывать, это такой момент. Если никто не хочет следовать, значит вам необходимо сменить общение и предупредить этих людей о том, что вас не устраивает то, что никто не понимает ваших наклонностей, вашего понимании вещей. И сделать это надо очень мягко, тактично, нежно. Смысл заключается в том, что человек не требует от других людей следовать его примеру, а просто говорит, что в таких условиях, когда все окружающие ведут себя несоответствующим образом, ему очень трудно существовать. Таким образом, постепенно окружающие начинают понимать, что перед ними очень хорошая личность, которая терпит их недостатки, и все начинают потихоньку исправляться. Можно даже никому ничего не говорить. Если вокруг достаточно разумные люди, они сами увидят, как человек старается и пытается им помочь. Они начнут относиться к нему уважительно и следовать его примеру.

Обязанности жены

Итак, обязанности жены. Во-первых, надо сказать о том, когда обязанности являются пустой тратой времени.

Веды говорят, что самое лучшее, если оба супруга будут двигаться вместе по направлению к духовной цели. Очень важно понять эту концепцию.

Если семья сама по себе не двигается к прогрессу, то есть она не выбирает своей целью самоосознание, то выполнение обязанностей такой семьи является пустой тратой времени, потому что единственное, чего они добиваются, выполняя друг перед другом свои обязанности, это благополучие, которое появляется у них в семье.

Но, имея это благополучие и не стремясь к более высоким целям , люди теряют целеустремлённость в жизни, не занимаются самоосознанием, прогрессом, и в результате жизнь их проходит в пустой праздности. Таким людям ничего не интересно, они живут только для себя, в своё удовольствие, и не хотят помогать окружающим, не хотят служить Богу, не хотят заниматься самосовершенствованием. В конце концов им надоест выполнять свои обязанности друг перед другом, потому что на самом деле семья – это ячейка духовного прогресса. Семья предназначена для духовного развития всех её членов . Она не предназначена для того, чтобы мы в семье просто наслаждались друг другом и, наслаждаясь, выполняли таким образом свои обязанности. Потому что как бы супруги не нравились друг другу, как бы они не были бы влюблены, если они оба только и занимаются тем, что смотрят друг на друга, то рано или поздно у обоих наступает пресыщение. И чем больше они стараются уделять внимания отношениям между собой, тем быстрее они устают от этих отношений и надоедают друг другу. Поэтому в их отношениях должна быть естественная отдушина. Некоторые так называемые психологи предлагают в качестве разрядки от совместной тесной жизни ненадолго поменять партнёра. Но такой способ решения проблемы приводит к ещё большим проблемам, потому что после измены хотя бы кого-то из супругов их гармония отношений резко нарушается. Отношения становятся более формальными и отчуждёнными. Естественно это охлаждает страсти и конфликты на время. Но когда ваши романы на стороне заканчиваются или по прошествии времени накапливаются новые конфликты, решить эти вопросы или вновь восстановить нормальные глубокие отношения не остаётся никаких шансов. А без достаточной глубины и любви семейные отношения приносят только беспокойства обоим супругам.

Поэтому лучшей разрядкой от слишком тесного сближения в семье должна быть духовная практика, занятие самоосознанием и самосовершенствованием, а также деятельность, направленная на благо окружающих людей, или служение Богу. Мне кажется, что если жена выберет себе в любовники Бога, то муж, по крайней мере, не сильно будет от этого растраиваться, а может быть и будет рад. Это конечно шутка, но в ней есть и глубокий смысл.

Также слишком долгое и тесное сближение супругов в отношениях неминуемо приводит к возрастанию ложного эгоизма. Жена начинает ждать от мужа всё большей заботы или ласки, а муж начинает ждать большего послушания и служения ему. Опять же какой бы не был уровень отношений, он начинает надоедать и хочется большего. Счастье в отношениях из-за пресыщения снижается и каждый начинает обвинять другого в том, что он или она уже не такой или не такая как прежде. Супруги начинают выяснять друг с другом отношения и требовать невозможного или просто устают выполнять взаимные прихоти. Деятельность же ради блага окружающих людей или желание помочь близким привносит в их отношения тоже настроение служения и взаимопомощи. Тогда их видение друг друга меняется. Вместо того, чтобы ещё больше погружаться в депрессию от надоедающих отношений, супруги получают новый вкус отношений в помощи другим. Они уже могут общаться как соратники. Такие связи никогда не приводят к пресыщению и усталости, потому как их природа совсем иная. Такие отношения более духовны и более стабильны.

Поэтому, всё должно быть направлено на самосовершенствование. Веды говорят, что всё предназначено для того, чтобы помочь человеку самосовершенствоваться, в том числе и семья. Без стремления к совершенству невозможно добиться совершенства и в семейной жизни или хотя бы обычного благополучия в семье, что же говорить о других сферах нашей жизни.

Также по теме:

vedamost-semia.blogspot.com

ФЕМИНИЗМ - Дэвид Дюк

Одновременно с принесением в жертву нашей нации на алтарь невозможного черного «равенства» еврейство подержало и идеи сексуального «равенства». Женщинам было сказано, что психологически они такие же, как и мужчины. В социальном плане их приучали нести крест материнства вместо того, чтобы они стали учеными и капитанами индустрии. Сторонники «освобождения женщин» пытались убедить их, что воспитание будущего поколения менее важно, чем работать на сборочных линиях или потеть в деловых костюмах. Они открыто принижали роль жены и матери одновременно.

Фрейд также внес свой вклад в разрушение семьи своим одобрением предполагаемой либерализации половой распущенности. Фрейд и его сторонники психоанализа объединили секс и любовь. Они оправдывали разрушение семьи на основе таких подлежащих сомнению моментах, как недостаточное сексуальное удовлетворение.

Сексуальное освобождении женщин полностью изменило американскую семью, поскольку большинство жен и матерей были насильно вытеснены на рынок труда в соответствие с новыми экономическими стандартами. Традиционная роль женщины как домашней хозяйки ушла в прошлое. Многие исследователи утверждают, то создание миллионов «рабочих мест для матерей» оказало вредное влияние на стабильность семьи и развитие детей. И сейчас многие женщины одновременно ведут борьбу на два фронта: как единственные кормилицы своих детей, и отстаивая свои права работать восемь часов в день вне дома.

Наиболее заметными современными феминистками считают Глорию Стейнем, Бетти Фридан и Баллу Абцуг. Интересно отметить, что все они вышли из наиболее сексуально репрессивных религий на Земле: иудаизма. В книге «Отверстие в простыне» Эвелин Кайе, которая выросла в ортодоксальном религиозном доме, указала на приниженное положение женщин в еврейской вере, а также ненависть, проявляемую в отношении неевреев с их стороны. Она осуждает Бар Мицва, господствующее положение мужчин в обществе:

В молитвах, которые еврейский мужчина произносит каждое утро, содержатся целый ряд благословений, которые включают следующие слова: «Спасибо, Господи, за то, что не сделал меня неевреем, не сделал меня рабом и не сделал меня женщиной».

В книге Сьюзан Вейдман Шнайдер «Евреи и женщины», Рабби Лаура Геллер приводит следующие комментарии «Менструальные табу ответственны за нанесении фактического ущерба взглядам еврейских женщин на себя и на свои тела. Я встречала многих женщин, которые не знали ничего из Торы за исключением того, что они не должны трогать Тору, поскольку они менструируют... Их ощущение себя как «неполноценных» евреек всегда пропитывало их взаимоотношения с традициями и их собственными телами. [ 194 ]

Кайэ делает также смелые комментарии относительно антинееврейской природы Еврейской ортодоксальной религии.

Окончательной поворотной точкой для меня стали постулаты религии, направленные против гоев.

Знаком истинно правоверного Хасида или ортодоксального еврея, равно как и многих других евреев, является несомненная ненависть по отношению к неевреям. Это основа ультра-ортодоксальной и Хасидской философии. Она является настолько же ценной, неразумной и невозможной, как и антисемитизм, расизм и дискриминация женщин. И такой же несговорчивой.

То, что в ней говорится, это то, что все неверии или гон, как это слово звучит на идите, поскольку это множественное число от «гоя», являются грешными, злобными, не заслуживающими доверия.

Существует полная Ектенья всех страшных вещей относительно неевреев, которые применимы к каждому отдельному еврею, и в которые безоговорочно верят в ортодоксальной еврейской религии.

Это включает в себя следующее: 

  • все неевреи пьют алкогольные напитки и всегда пьяные;

  • все неевреи принимают наркотики;

  • все неевреи ненавидят евреев даже тогда, когда они кажутся дружелюбными;

  • все неевреи являются антисемитами, неважно, что они говорят или делают;

  • все неевреи имеют ужасную семейную жизнь и дурно обращаются со своими женами и детьми;

  • все неевреи все время едят свинину;

  • неевреи никогда не бывают такими же умными, такими же добрыми, такими же мудрыми или такими же честными, как евреи;

  • вы никогда не можете доверять нееврею.

Это еще далеко не все. Но сущность антигоизма переходит к еврейским детям с молоком матери. Детей воспитывают, кормят и поят заботливо, что приводит к пышно расцветающим фобиям, которые преследуют их всю жизнь. [ 195 ]

Талмуд часто описывает женщин как нечистых, шлюх, и как лживых, более низких существ. Он также содержит длинные отрывки, которые служат оправданием тому, что взрослые мужчины имеют сексуальные отношения с маленькими девочками. Женщины изолируются в ортодоксальной синагоге. Женщин оскорбляют почти также, как неевреев. Отметим следующие талмудические отрывки, начиная с той молитвы, о которой писала Кайэ:

Благословил меня ты... кто не сделал меня гоем... кто не сделал меня женщиной, и который сделал меня израильтянином... который не сделал меня рабом. [ 196 ](Иуда Бен Алай)

Когда взрослый мужчина имеет половые сношения с маленькой девочкой, это ничего, поскольку когда девочке меньше, чем три  года, то это как будто кто-то вонзает палец в глаз, слезы подступают к глазам... но зрение возвращается, так и невинность возвращается к маленькой девочке, которой меньше трех лет. (Кетбот 11 в)[ 197 ]

Дева в возрасте три года и один день может быть приобретена в жены путем КОИТУСа (Санхедрин 55в и 69а-69в) [ 198 ] и (Йевамот 57в, 58а, 60в) [ 199 ]

Тем не менее, еврейские верховные жрицы освобождения женщин сделали несколько набегов на реформирование этих несправедливостей. Только в части Иудаизма Реформа помещает женщин в до некоторой степени на равную ступень с мужчиной. Но Израиль является еврейским государством, управляемым ортодоксальным иудаизмом, и почти все еврейские религиозные организации, принадлежащие к реформаторскому и консервативному течениям по всему миру поддерживают Израиль от всего сердца. Вопрос об этническом наследии намного сильнее затмевает любые теологические дебаты. По иронии судьбы именно женщины из религиозной среды наиболее уязвимы. Поэтому они сфокусировали свои усилия на продвижении идей сексуальной революции. Мне представляется, что сначала лучше бы было потратить их время на то, чтобы обнажить вопиющие несправедливости в иудаистской религии.

daviddukerus.livejournal.com

Статус казачки и женщины-горянки в традиционном обществе (вторая половина XIX в.)

Шовгенова Елена Александровна учитель начальных классовМБОУ СОШ № 9 села Вольного Кошехабльского района РА

Кузнецова Ирина Александровна студентка4 курса ГОУ СПО АПК им. Х. Андрухаева

В разные исторические эпохи, у разных народов общественное положение женщины не было одинаковым: где-то оно было более свободным, а где-то – приниженным. Однако традиционное общество всегда демонстрировало четкое разграничение мужских и женских ролей и, несмотря на разнообразие в статусе, женщина не всегда занимала в обществе второстепенное место.

По тому, как общество относится к женщине, какое положение она занимает в нем, можно судить о характере самого общества. Своеобразие общественного устройства, особенности быта и культуры наложили неизгладимый отпечаток и на казачку, и на женщину-горянку, чье место и роль в общественной и культурной жизни и чье особое правовое положение всегда вызывали интерес.

Человек так устроен, что ему требуется выход вовне. Отсутствие возможности для самореализации, в конечном счете, подобно смерти. В наибольшей степени это относится к женщине. Общественно-политическая активность женщины была невысокой. Она не принимала почти никакого участия в работе сельского управления. Женщина не обладала правом голоса и не могла представлять на сельском сходе свое домохозяйство, даже если была единственным взрослым его представителем. Это право она должна была делегировать одному из своих родственников – мужчин.

Семейные отношения у адыгов и казаков носили следы патриархальности. Старший в семье имел почти неограниченную власть над ее членами, точно так же, как отец над детьми, муж над женой, брат над сестрой. Место и права умершего или отсутствующего отца переходило к старшему сыну. Свод адатов горцев Северного Кавказа содержал специальную статью, в которой отмечалось: «Отец полновластен над сыновьями и последние должны во всём повиноваться ему, со смирением и глубочайшим почтением принимать всякое приказание и безропотно исполнять оное. Малейшее сопротивление и непослушание воле родителей, по адату, есть величайший стыд, а по шариату – грех» [1. С. 152].

Интересы женщин во многих отношениях охранялись их сородичами. По наблюдению автора середины XIX в. Лапинского, мать «имеет в доме такой же авторитет, как отец, и почитается благоговейно всем семейством. Она руководит хозяйством, и все женщины и девушки находятся в ее распоряжении».

По отношению же к детям глава семейства фактически пользовался значительно большей властью. За непослушание детей отец мог по своему усмотрению изгнать их из дома, наказать, выделить меньшую часть наследства или вовсе лишить его. На личность сыновей родитель не имел явного права. В то же время сыновья не могли приносить жалоб на своих родителей. Дочь, пока находилась в доме родителей, беспрекословно подчинялась отцу. Мать имела несколько больше власти над дочерью, чем над сыном.

Брак превращал женщину-горянку полностью в зависимое существо; замужество делало ее неспособной к борьбе, лишало воли. Брачный договор и этикет обязывал ее подчиниться мужу, который становился ее полновластным хозяином: закон наделял его правом лишать жену свободы и применять наказание. Купив жену, муж делался ее полным властелином и судьей. Она должна была ему во всем подчиняться. Женщина всегда находилась почти в полной зависимости – сначала от отца или братьев, а потом – от мужа. Жене в доме мужа юридически ничего не принадлежало. Показания одних женщин, как свидетельниц, принимались во внимание исключительно в вопросах, касающихся рождения, физических недостатков женщин и родства по кормилице.

Приниженное положение женщины видно также из ряда обычаев. Например, она не участвовала в аульных собраниях, где решались важные вопросы, не смела садиться в присутствии мужчин, вмешиваться в разговор, есть вместе с мужчинами в присутствии постороннего лица. Если приходили гости, женщины имели право обедать лишь после того, как поедят мужчины. В адыгской семье мужчины и женщины жили изолированно. Сказанное относится в основном к положению трудящейся женщины. Женщины из привилегированных слоев адыгского общества пользовались значительными свободами и правами.

Жена имела право развестись с мужем, если соседи и родители жены удостоверяли жестокое обращение с нею мужа или его родственников. В случае если женщина оставляла мужа без достаточных оснований, ее родные обязаны были вернуть последнему калым, который за нее дали, а жена оставляла в доме мужа все свое личное имущество.

Возвращение женщины в ее прежнюю семью считалось позором, и только чрезмерные побои, грубость мужа и другие важные причины могли заставить ее пойти на такой шаг. Но и в последних случаях, все же требовалось согласие мужа. Дети разведенной женщины обычно оставались у отца.

Брак у казаков пользовался особым престижем, так как статус семейного человека в казачьих станицах был более высоким. К женитьбе казак относился со всей серьезностью, так как, проводя большую часть времени в военных походах, за всем его хозяйством следила жена. Казачка, оставаясь дома, несла на своих плечах все тяготы по хозяйству. Женщина у казаков выполняла значительную часть сельскохозяйственных работ и почти все домашние работы. Мужчина, обремененный военными обязанностями, брал на себя только те работы, которые не могли быть возложены на женщин.

В основной массе женщине приходилось много и тяжело работать, выполняя самые разнообразные работы по дому, в поле, в уходе за скотом и т.д. И от того, насколько женщина справлялась с хозяйством, зависело благосостояние всей семьи.

В общественном управлении станицы женщина не принимала участия, сфера общественной деятельности находилась исключительно в руках мужчин. Но женщина не была полностью отстранена от жизни общества, в тесном взаимодействии с которой она постоянно находилась. Общество определяло ее жизнь, и она сама, в свою очередь, влияла на это общество. Женщина обязана была неукоснительно подчиняться тем решениям, которые касались ее.

В силу той исключительной роли, которую женщина играла в хозяйстве, она, безусловно, занимала свое определенное место в общественной жизни и быте, который в целом ряде проявлений отличался от общественного быта мужчин. Общественный статус мужчины в традиционном обществе казаков и адыгов был намного выше статуса женщины. Это не могло не отразиться на общественно-политической и правовой активности женщин, которая у них была значительно ниже, чем у мужчин. Как субъект права она имела определенные ограничения, связанные с ее представительскими возможностями, однако при этом женщина и у казаков, и у горцев находилась под защитой закона. В свою очередь, общество, охраняя интересы женщины, тем не менее, строго следило за ее поведением и отклонение от общепринятых норм встречало резкое осуждение [2. С. 50].

Недопущение женщины к свидетельствованию – общая черта в быте кавказских народов. Подтверждение этому мы находим и в казачьих станицах. Участие в сходе было ограничено. Женщина самостоятельно могла представлять свою семью только в двух случаях:

– муж длительное время находится на службе;– главой семьи является вдова.

В отношении правовой ответственности за те или иные правонарушения женщина подвергалась тем же санкциям, что и мужчина, особенно за тяжкие. Женщине только тогда можно было безнаказанно убить, если она подвергалась нападению с целью оскорбления или изнасилования. Меру ответственности за оскорбление женщины определяли одинаково строго у всех народов Кавказа. Чаще всего решение принималось обществом, которое расправлялось самосудом.

Но, защищая женщину, общество требовало и от нее высокой нравственности и осуждало за недостойное поведение. Самое серьезное преступление женщины в глазах общества, как у горцев, так и у казаков, являлось прелюбодеяние. По закону даже сын имел право убить мать, уличенную в прелюбодеянии.

Социально-правовое положение женщины, ее статус во многом определялись ее положением в семье, в которую она попадала, выйдя замуж. По сложившейся традиции, и не только у казаков, статус молодой невестки в семейной иерархии был самым низким. С годами статус ее с каждым разом возрастал. Статус женщины зависел от многих факторов, среди которых такие важные социальные и психологические характеристики, как ее социальное происхождение, возраст, хозяйственные способности, черты характера, особенности семейного уклада и т.д. [3. С. 127].

Казачка обладала некоторой самостоятельностью в имущественных вопросах. Женщины у казаков имели возможность, хоть и небольшую, накапливать свое собственное имущество. Это же касалось девушек на выданье, которые к своему приданому могли присоединять то, что они сами зарабатывали.

Женщина-казачка активно влияла на формирование духовной культуры. Все составляющие духовной культуры – будь то обряды, празднества, народное творчество – были не мыслимы без участия женщины. Сфера духовной культуры была неотделима от досуга. У казачек досуг и развлечения во многих своих проявлениях не были отделены от трудовой деятельности. Особое место в структуре досуга женщин у казаков занимали посиделки-вечеринки и разнообразные праздники. Всевозможные игры и развлечения составляли значительную часть праздничной культуры, без них не проходила ни одна праздничная вечеринка, и активными участницами этих игр являлись, как правило, молодые девушки и женщины.

Несмотря на то, что участие женщин в различных формах досуга регулировалось общественными институтами: семьей, церковью, станичным обществом, а поведенческие стереотипы девочки и девушки отличались от стереотипов поведения замужней женщины или вдовы, все группы женщин принимали участие в различных формах досуга. Досуг был необходим для восстановления сил, затраченных в процессе производственной деятельности.

Досуг женщины зависел от многих факторов. Несомненно, определяющими здесь являлись возрастные особенности. Наиболее развит был досуг среди молодежи. Девушки-казачки примерно с 15-18-летнего возраста имели право посещать улицу, участвовать в вечеринках, посиделках, в хороводах.

Таким сложным и подчас противоречивым было положение горянки: с одной стороны – бесправность и гнет в семье, в быту, с другой – высокий авторитет и большой моральный вес в обществе, особенно пожилых женщин. Парадоксальность ситуации проявляется еще более ярко в связи с тем обстоятельством, что женщина – это необходимо подчеркнуть – всегда была предметом восторженных похвал. Это нашло рельефное отражение в богатейшем эпосе.Итак, делая вывод относительно общественного и правового положения женщины-горянки и казачки, можно констатировать, что оно было далеко не равнозначным. Если в общественно-политической жизни участие женщины было ограниченным, то ее правовая активность была достаточно высока.

Примечания:

1. Памятники обычного права Дагестана 18 –19 веков. М., 1965.2. Мануйлов А.Н. Статус женщины в обычно правовой системе казачьей семьи и станичного общества на Кубани. Армавир, 1998.3. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. Досоветский период. Махачкала, 1986.

Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 8 / М.Е. Галецкий, Н.Н. Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяно-адыгских культурных свя¬зей Адыгейского республиканского института гуманитарных исследова¬ний им. Т. Керашева. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. – 220 с.

www.slavakubani.ru

Могут ли женщины быть пасторами?

Одним из удивительнейших аспектов Божьего творения является различие, которое он сотворил между мужчиной и женщиной. Бог сотворил их разными! Это различие отражает величие Божественной мудрости, Его творчества, Его удивительнейшей любви к людям.

Положение, в котором были созданы первые люди, охарактеризовано Библией как: "хорошо весьма". Это означает, что в положении, как мужчины, так и женщины не было противоречий и напряжения. Они удивительно дополняли друг друга, и каждый из них был счастлив в своей роли.

Проблема началась с момента грехопадения, которое сделало людей не только врагами Богу, но и врагами друг другу. Одним из непосредственных результатов грехопадения стало неистребимое стремление человека к превозношению себя над другими людьми. Для достижения своего превосходства люди используют самые различные средства. Одним из таких средств и стало половое различие между мужчинами и женщинами. Таким образом, корень великой меж-половой войны, продолжающейся до наших дней, не в том, что мужчины и женщины были созданы разными, а в греховной тенденции добиваться своего превосходства над другими.

Эта война имеет свои самые неожиданные проявления и результаты.

На протяжении многих веков в этой войне выигрывали представители сильного пола, т. е. мужчины, практически установившие господство мужского шовинизма (привилегированное положение мужчин, и приниженное положение женщин) на долгие столетия. В последнее время, благодаря усилиям феминисток, этот баланс в обществе вообще стал склоняться в сторону женщин.

Справедливости ради нужно отметить, что кроме активности сторонников феминизма, причиной активизации женского влияния в обществе является также лень, безответственность и пассивность мужской части общества. Во многих семьях, жена является единственным ответственным человеком в семье, воспитывая детей, зарабатывая деньги, поддерживая порядок в доме или квартире и т. д. Мужья в это время спиваются. В лучшем случае они работают, и после работы пьют. Во многих же ситуациях, мужья-пьяницы находятся на полном или частичном иждивении своих жён. Ответственные мужчины – лидеры, становятся всё большей и большей редкостью в современном обществе.

Усиление лидерской роли женщин в обществе, оказывает определённое влияние на мышление и подходы церквей в этом вопросе.

В последние десятилетия, появляется всё больше и больше церквей, разрешающих женщинам занимать руководящие посты в служении. Прежде всего, это относиться к старым либеральным протестантским деноминациям (таким как United Methodist Church, Episcopalian Church, American Baptist, известные как Северные Баптисты, и многие другие). Кроме того, активное участие женщин в пастырском служении сегодня можно встретить во многих харизматических церквях (Katherine Culman, Joyce Meyer, Paula White, и др.).

Благодаря традиционности русских Евангельских церквей, проблема женского священства в течение долгого времени обходила их стороной. (Хотя в харизматических церквях в России служение женщин пасторов уже давно является вполне обычным явлением.).

Но, в последнее время, вопросы и обсуждения данной темы, появляются на различных форумах относительно консервативных церквей.

Так, например, один из русских пасторов поместил недавно большую статью на одном из Интернет сайтов, в которой он усиленно защищает женское лидерство в церкви. Среди прочего, он пишет:

Не смотря на все факты женского лидерства, некоторые продолжают рассуждать о том, а может ли женщина быть лидером в церкви. И пока в одних церквях рассуждают на данную тему, в других женщины активно реализуют свой лидерский потенциал.

Этот молодой пастор, глядя на развитие женского лидерства в более "прогрессивных" церквях, явно сожалеет, что его деноминация лишает себя того, чтобы их женщины "реализовали свой лидерский потенциал".

В чём же проблема лидерства женщин в церкви? Является ли не готовность церквей принять женское лидерство всего лишь пережитком традиционализма и влиянием мужского шовинизма, или же для этого есть Библейские причины? Мы попробуем ответить на эти вопросы, фокусируясь на исследовании трёх основных проблем, связанных с ними.

Первая проблема:

Есть ли у психологического и социального различия между мужчиной и женщиной Библейская и фактическая база? И если есть, насколько она определяет положение мужчины и женщины в семье, в церкви и в обществе вообще?

Практически никто не сомневается в том, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. Весь вопрос только в чём эти различия и насколько они влияют на определение функции и положения женщины в обществе.

Апостол Пётр, определяя взаимоотношения между мужем и женой, отмечает очень важную особенность различия между мужчинами и женщинами вообще. Он называет женщин "немощным сосудом".

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. (1 Петра 3:7)

Под влиянием современных феминистических и либеральных теорий, сегодня мало кто воспринимает эти слова в серьёз. Вышеупомянутый пастор в своей статье, советует не вспоминать о том, что женщины не приспособлены к тому, чтобы нести нагрузки лидеров церкви. Несмотря на то, что подобные взгляды становятся всё более и более популярными среди христиан сегодня, значение этого текста Писания, как раз утверждает прямо противоположное... Оно требует от мужчин особого отношения к женщинам именно по причине того, что они созданы более нежными, деликатными и хрупкими, более слабыми.

В чём эта деликатность проявляется?

Во-первых, она очевидна в физиологических особенностях женщины.

Физиологически женщина отличается от мужчины. Репродуктивные функции женского организма тесно связаны со всей жизнью женщины. Строение её тела, гормональные особенности, месячный менструальный цикл, в огромной степени определяют кто она. Репродуктивные органы женщины это не просто добавочные элементы к её организму. Они делают женщину абсолютно другой, они определяют её психику, её эмоции, её самосознание, и т. д. Даже видавшие виды феминисты признают существование женской психологии, отличая её от психологии мужчин. Женщина сделана Богом более нежной и хрупкой, более эмоциональной, более чувствительной. Её менструальный цикл, его способность зачать, выносить и родить ребёнка, её способность и обязанность вскармливать ребёнка – всё это уникальнейшие особенности, которые делают женщину хрупкой и деликатной.

Мужчина наоборот, создан более сильным и выносливым. Его роль быть защитником женщины и ребёнка. Его обязанность позаботиться, чтобы семья имела всё необходимое. Это его ответственность обеспечить семью кровом над головой, одеждой и пропитанием. Мужчина физиологически более приспособлен к этим целям.

Очень важно понимать, что эта роль определена мужчине Богом, а не патриархальным обществом. Именно Адаму Бог говорит:

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт 3:19)

Вместе с тем, несмотря на очевидные функциональные различия между мужчиной и женщиной, Бог сотворил их так, что они в какой-то степени могут заменять друг друга в критических ситуациях.

Например, женщине, потерявшей мужа, самой приходиться брать на себя роль того, кто заботится об обеспечении и безопасности семьи. И она в какой-то степени способна адаптироваться к таким экстремальным условиям. Она способна выжить и взрастить своих детей. На сегодняшний день, по причине пьянства, лени или просто безответственности мужчин, очень многие женщины вынуждены одновременно выполнять функции, и отца и матери в семье. Но это никогда нельзя назвать нормой. Общепризнано, что дети в неполных семьях, т. е. без отца или без матери, имеют гораздо больше проблем, чем те, кто вырос в полноценных семьях.

Это говорит о том, что положение, в котором женщина вынуждена играть роль отца не нормально и не естественно для неё.

Как уже было отмечено выше, физиологические особенности в большой степени определяют не только психологию, но и роль женщины в процессе воспитания детей. Женщина создана, чтобы проводить много времени со своими детьми. Она вынашивает ребёнка в течение многих месяцев. После того как ребёнок родился, он должен быть с мамой. Сотворив женщину с источником питания для младенца, Бог показал на важность влияния женщины на формирование ребёнка.

Апостол Павел указывает на то, что в этом влиянии на детей заключается огромная значимость женщины. Женщина создана не только для того, чтобы родить ребёнка, но и для того, чтобы оказывать на него особое материнское влияние. Это влияние радикальным образом отличается от влияния мужчины.

впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1 Тим 2:15)

Это влияние женщины на ребёнка не способен компенсировать мужчина. Опять таки, в экстремальных случаях, мужчина может вырастить младенца и без матери. Но это не означает, что это норма. Бог создал женщину, чтобы она была с детьми, взращивала их и влияла на них своей верой, внутренним миром своей души.

Итак, короткий ответ на первый вопрос –

Физиологические и функциональные различия между мужчиной и женщиной в огромном смысле определяет их разные роли в обществе. Эти различия заложены Богом, подтверждены Писанием, а также очевидны для всякого имеющего здравый смысл человека.

Женщины и мужчины в какой-то степени могут адаптироваться и подменять друг друга в ограниченных пределах. Но это положение не является нормальным.

Вторая проблема:

Влияют ли функциональные, психологические и социальные различия между мужчинами и женщинами, на определение положения женщин в служении церкви?

Не смотря на то, что учение Библии по этому вопросу достаточно ясно, сторонники женского священства ищут всевозможные пути для того, чтобы интерпретировать Библейские тексты на эту тему в выгодном им свете.

Прежде всего, нужно отметить, что эти вопросы поднимаются не по причине того, что кто-то исследовал Писание и в результате глубокого изучения его текстов пришёл к выводу, что женщины должны быть пасторами. Эти вопросы возникают чаще всего по причине того, что церкви теряют ясное понимание Писания как абсолютного авторитета, и в результате попадают под влияние популярной культуры общества. Именно по этой причине женское священство или духовное лидерство возникает в церквях, известных своим лёгким отношением к авторитетности Священного Писания.

Библия упоминает две основных причины того, почему служителями церкви должны быть только мужчины. Эти причины также связаны с тем, что женщины сотворены не такими как мужчины. Благодаря этому, женщины, во-первых, имеют особое предназначение от Бога, и, во-вторых, Бог наделил их особыми качествами, которые позволяют им выполнять это предназначение.

Женщины имеют особое предназначение

Библия ясно говорит, что женщина создана, чтобы быть помощницей.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. (Быт 2:18)

Это Божье предназначение было определено ещё до грехопадения первых людей. Быть помощницей – изначальный Божий замы

www.slovo.org