ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
ПРАВА СУПРУГОВ В ИСЛАМЕ
بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху – Господу миров, создавшему нас из небытия. Мир и благословение Его Посланнику, о котором было сказано: «Поистине, для вас в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример», а также членам его семьи и сподвижникам, усердствовавшим на пути возвеличивания слова Аллаха.
Как известно, путь к формированию благочестивого общества, лежит через воспитание благочестивой личности. Так как невозможно сформировать добропорядочное общество из недобропорядочных членов, добропорядочные люди воспитываются в кругу семьи, основанной на крепком фундаменте, соответствующем нормам Ислама, ведь воспитать здоровое с точки зрения нравственности поколение можно лишь при общем участии отца и матери и осознании ими своей ответственности. Кроме того, известно, что для сохранения общественной морали необходимо, чтобы отношения мужчины и женщины основывались на супружестве в соответствии с нормами Ислама. Поэтому мы хотели бы рассказать о правах мужа и жены по отношению друг к другу применительно к современным условиям. Несомненно, от нас старание, а успех – от Аллаха.
Акт бракосочетания – это соглашение, дающее каждому из супругов право получения пользы друг от друга в рамках, установленных Исламом, а также возлагающее на каждую из сторон определенные права и обязанности.
Помимо обязанности супругов любить друг друга, уважать и быть верными друг другу, существуют также и права, которые следуют из этого. Это исследование по большей мере опирается на работы современного правоведа Фатиха Календаря и состоит из трех частей: права жены, права мужа и общие права супругов. В этой статье мы рассмотрим права жены.
Наша религия поощряет бракосочетание и рекомендует облегчать процесс создания семьи и избегать расточительства во время проведения никяха и свадьбы. В аятах и хадисах определяются права и обязанности супругов в отношении друг друга. У каждой из сторон есть множество обязанностей друг перед другом. Однако, вследствие того, что рамки этой статьи узки, мы коснемся лишь самых главных из этих обязанностей. И прежде всего мы остановимся на таком праве женщины, как махр.
Махр:
Это имущество, права на обладание которым получает женщина при акте никяха. Выплата махра является для мужа ваджибом, что подтверждено Кораном, Сунной и иджма. В книгах по фикху махр также именуется терминами «садак», «садука», «нихля» и «фарида». Махр не является ни условием акта никяха, ни его элементом, он следствие этого акта. Поэтому, даже если во время никяха размер махра не будет обговорен, или о махре не будет упомянуто, или будут использованы выражения, указывающие на отказ от его выплаты или получения, эти слова никоим образом не повлияют на действительность акта и женщина все так же будет иметь право на получение махра. Иными словами, даже если махр не определен, это не наносит никакого вреда действительности бракосочетания. В соответствии с исламским правом махр выплачивается непосредственно невесте, а не ее родителям. Как женщина имеет право свободного распоряжения принадлежащим ей имуществом, точно так же она имеет полное право свободно распоряжаться полученным махром. Ни в коем случае нельзя думать, что махр, данный женщине во время бракосочетания, представляет собой стоимость покупки женщины. Однако если этот махр вместо невесты возьмет кто-либо из родственников, называя его «калым» или «право матери», то это будет похоже на продажу невесты, что в Исламе запрещено (харам). Поскольку махр – это личное право женщины, выходящей замуж, то, как было сказано выше, если она соответствует всем условиям дееспособности, она может по своему усмотрению распоряжаться махром. Поэтому, если она захочет, то может передать это право своему мужу до получения махра или после получения, а также может передать это право своей матери, отцу или кому-либо из родственников. Однако это распоряжение имуществом должно осуществляться не под давлением, а по доброй воле.
Очень много было сказано по поводу мудрости, содержащейся в выплате махра, главной из которых является предоставление женщине материальной силы. Ведь, если мужчина в плохих целях использует свое право на развод, женщина будет сильно нуждаться в материальных средствах.
Другим правом женщины является получение нафака (материального содержания).
Нафака:
В период брака все расходы по обеспечению женщины продуктами питания, одеждой и жильем ложатся на мужчину. Обязательность выплаты нафака подтверждена Кораном, Сунной и иджма. В то же время, с точки зрения разума, нафака есть плата за лишение женщины свободы. Если же женщина окажется «нашиза» (непокорная), то в этом случае она лишается права получения нафака. Нашиза – это женщина, не соблюдающая нормы семейного права и выходящая из дома без разрешения своего мужа, не имея для этого обоснованных Шариатом причин. До тех пор, пока женщина не прекратит проявлять непокорность своему мужу, она не будет иметь права на получение нафака. Женщина имеет право на получение нафака на протяжении всей совместной жизни с мужем, а в случае развода до истечения срока идда. Если разведенная женщина не проявляет непокорности, то расходы по ее содержанию до конца срока идда ложатся на ее бывшего мужа. Если акт никяха был недействительным, то в этом случае у женщины не будет права на получение нафака. После расторжения никяха с истечением срока идда женщина утрачивает право на получение нафака, то есть в соответствии с Исламом разведенная женщина не имеет права на получение нафака от бывшего мужа.
По мнению ханафитского мазхаба, судебное решение о выплате нафака важно не только с точки зрения ее размера, но и с точки зрения выплаты «долга». Если размер нафака не был установлен судьей, то в случае возникновения одной из ситуаций, отменяющей выплату нафака, как например, смерть одной из сторон, развод или непокорность, право на получение нафака аннулируется. Если же женщина, живущая в браке и не получающая нафака от мужа, обратится к судье и судья своим решением установит размер нафака, то вследствие этого решения нафака становится обязательным к выплате долгом. И, даже если возникнет одна из ситуаций, отменяющих нафака, женщина не утратит права на ее получение.
Для того чтобы взять на себя расходы по обеспечению жены, мужчина не обязан быть богатым, а женщина не обязательно должна быть бедной. Несмотря на то что уже стало традицией, что жена приносит в дом некоторые вещи в качестве приданого, в соответствии с ханафитским фикхом, обеспечение дома всем необходимым является обязанностью мужа.
В соответствии с мнением маликитского и ханбалитского мазхабов, при определении размера нафака необходимо учитывать материальное благосостояние и социальное положение обоих супругов. Нельзя рассматривать только положение мужа или только положение жены. В книге «Мавсуа» передается, что мнение ханафитского мазхаба совпадает с вышеупомянутым мнением. В соответствии с этим мнением, если мужчина и женщина богаты, то устанавливается размер нафака как для богатых, если оба бедны, то как для бедных, а если один из супругов богат, а другой беден, то в этом случае устанавливается средний размер нафака и при его определении за основу берется обычай. Шафииты при определении размера нафака берут за основу материальное состояние мужа. В этом случае материальное благосостояние женщины не играет никакой роли. По выражению ханафитского факиха имама Сарахси, автора книги «Аль-Мабсут», в ханафитском мазхабе общепринятым мнением по этому вопросу является мнение имама Мухаммада, в соответствии с которым при определении нафака главным считается материальное благосостояние мужа.
Из вышесказанного видно, что в ханафитском мазхабе существуют разногласия по этому вопросу. Однако при изучении книг по ханафитскому фикху мы видим, что ханафитские ученые отдали предпочтение мнению маликитского и ханбалитского мазхабов, в соответствии с которым при определении нафака учитывается материальное благосостояние и социальное положение обоих супругов.
Другим правом женщины является справедливое отношение со стороны мужа.
Справедливость:
Для мужа является ваджибом проявлять справедливость в обеспечении жен всем необходимым, выполнении супружеских обязанностей и в общении, то есть в том, что непосредственно зависит от него. В том же, что от него не зависит, например, в чувстве любви, справедливое разделение не является условием. Так, например, в одном из хадисов переданных Бухари и Муслимом от Аиши (радыяллаху анха), сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был справедлив в разделе между своими женами и, обращаясь к Аллаху, говорил: «О Аллах! Это раздел в том, чем я владею. Не возлагай на меня ответственность за то, чем я не владею».
Мы бы хотели порекомендовать мужчинам, имеющим нескольких жен, посоветоваться с обладающими знаниями хазратами, дабы узнать в самых мельчайших подробностях о справедливом отношении к женам. И, не затягивая более обсуждение этой темы, мы бы хотели поговорить о других правах женщины, а именно о праве посещения без разрешения мужа, своего отца и других родственников, являющихся махрамами, и принятия их в качестве гостей.
Посещение женщиной отца и других родственников, являющихся махрамами, и принятие их в качестве гостей:
Во избежание прерывания родственных связей, женщина может без разрешения мужа посещать своего отца или других родственников являющихся махрамами. Однако оставаться у них на ночь без разрешения мужа запрещено. Среди факихов ханафитского мазхаба существуют разногласия по поводу того, как часто может женщина посещать своих родственников.
Некоторые ученые сказали, что женщина может посещать своего отца раз в неделю, а других родственников – раз в год. Другая часть ученых сказала, что раз в месяц. Однако в книгах по ханафитскому фикху мы видим, что предпочтение было отдано первому мнению. Некоторые из наших ученых говорили, что это определяется обычаями.
Таким же образом родственники женщины из числа махрамов могут приходить к ней без разрешения ее мужа в определенное время, исходя из вышеупомянутых разногласий. Однако в соответствии с одним из риваятов, переданном от имама Абу Юсуфа, родственникам женщины из числа махрамов запрещено посещать ее без разрешения ее мужа в том случае, если это посещение не сопряжено с трудностями. При рассмотрении этого вопроса нельзя пренебрегать таким моментом, как дальность расстояния, которое пришлось преодолеть этим родственникам, ведь женщина может посещать своих родственников без разрешения мужа в определенное время только в том случае, если они проживают недалеко и если путь до них безопасен. Если же родители женщины или ее другие родственники из числа махрамов проживают на расстоянии, которое считается путешествием, то отправляться к ним без сопровождения мужа или махрама будет запрещено.
Также одним из прав женщины является свободное распоряжение имуществом, являющимся ее собственностью.
Женщина свободно распоряжается принадлежащим ей имуществом:
Ислам предоставляет людям право владения частной собственностью. И право собственности на это имущество не может перейти к другому человеку без согласия собственника. Поэтому бракосочетание не требует от сторон совместного владения принадлежащим им частным имуществом. Так же, как муж не является собственником жены, жена не является собственником имущества мужа. В соответствии с нормами Ислама при разводе женщина не имеет никаких прав на имущество, которое было нажито ее мужем за время их совместной жизни. Точно так же и муж не имеет никакого права на использование и распоряжение имуществом жены без ее согласия, даже если речь идет о предметах первой необходимости, потому что, как уже было сказано ранее, обеспечение семьи и дома всем необходимым является обязанностью мужа.
Камиль хазрат Самигуллин
4043
annisa-today.ru
Ислам обязал мусульман проявлять доброту и оказывать благодеяние женщине в соответствии со следующим хадисом.
«Верующий по отношению к верующему подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», Пророк переплетал свои пальцы (в знак сплочённости). (Сахих аль-Бухари, ч. 1, стр. 182, № 467)
Аллах Всевышний приказал поддерживать родственные связи с женщинами: тётками по матери или по отцу, родственницами и предостерёг от их разрыва:
«Вы (лицемеры), может быть, если отвратитесь (от джихада), то будете распространять нечестие на земле и разрывать родственные связи» (сура 47, аят 22).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто разрывает родственную связь, тот не войдёт в рай». (Сахих Муслим, ч. 4, стр. 1981, № 2556) Пророк считал, что тот, кто оказывает благодеяние своим тётям и родственницам , получит двойную награду. Он сказал:
«Тот, кто даёт подаяние бедному получит награду, а кто даёт подаяние родственнику, тот получит двойную награду: за подаяние и за поддержание родственной связи». (Сахих ибн Хузайма, ч. 3, стр. 278, № 2067)
Если мусульманка является соседкой, то она имеет двойное право: за то, что она мусульманка и за то, что она соседка. Аллах Всевышний сказал:
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему никого в сотоварищи. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям : родственникам и не родственникам » (сура 4, аят 36).
Её соседи должны быть добрыми по отношению к ней, оказывать ей все необходимые услуги, помогать ей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Джибрил так заповедовал мне оказывать соседу благодеяние, что я подумал, что он даст ему право на наследство». ( Сахих аль-Бухари, ч. 5, стр. 2239, № 5668)
Ислам запрещает причинять какой-либо вред соседке. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом не уверует, клянусь Аллахом не уверует, клянусь Аллахом не уверует», его спросили: «Кто, Посланник Аллаха?», он сказал:
«Тот, от зла которого сосед не чувствует себя в безопасности». (Сахих аль-Бухари, ч. 5, стр. 2240, № 5670)
Ислам обязал гарантировать права женщины и побудил мусульман усердно опережать друг друга, оказывая ей помощь и поддерживая её. Усердие в этом считается одним из благочестивых дел. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто прилагает все старания к тому, чтобы содержать вдову и бедняка, подобен тому, кто ведёт борьбу на пути Аллаха и кто проводит ночь в поклонении и день в посту». (Сахих аль-Бухари, ч. 5, стр. 2047, № 5038)
Сподвижники, да будет Аллах доволен ими, заботились о том, как живут соседи, особенно нуждающиеся среди них и в первую очередь – женщины. Талха, да будет Аллах им доволен, сказал: «Однажды ночью Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, вышел, а я пошёл за ним. Он заходил в один дом, затем в другой. Утром я зашёл в этот дом и нашёл там слепую, разбитую параличом женщину. Я спросил её: «Что делал мужчина, который заходил к вам ночью?» Она ответила: «Этот мужчина всегда заботится обо мне, оказывает мне все необходимые услуги, убирает мой дом, оберегает меня от вреда.» Талха сказал: «Неужели можно найти у Умара ошибки?»».
Мы вкратце указали на основные права женщины и на обязанности мужчины по отношению к ней в исламском обществе. Такие права показывают, как ислам высоко оценивает женщину и уважает её достоинство. Человечество никогда не знало подобного отношения к женщине.
www.womeninislam.ws
1. Действительно ли ислам притесняет женщину и попирает её права?
1. До возникновения ислама условия жизни женщины были весьма трудными. Ведь женщина не имела никаких гарантированных прав и с её мнением не считались. Ислам же вывел её из этого бесправного положения, возвысил её и избавил от большого притеснения, которому она подвергалась, дал ей возможность почувствовать себя достойным человеком, стоящим наравне с мужчиной, обеспечил ей законные права и снял с неё обвинение в том, что она, является корнем зла в мире. Ислам учит, что это сам шайтан наущал Адама и Хавву (Еву). Ведь в Коране сказано: «Но по наущению шайтана они (Адам и Ева) совершили грех, и он вывел их из рая» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 36).
2. Ислам утверждает, что все люди — мужчины и женщины — сотворены из одной души. Аллах Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 1). Это значит, что мужчина и женщина совершенно равны, как люди, и ни у одного из них нет никакого преимущества перед другим. А почёт, который Аллах даровал человеку в следующем аяте: «И Мы даровали сынам Адама почёт» (Сура «аль-Исраа» (Ночной перенос), аят 70), — оказан одинаково и мужчине, и женщине. А когда в Коране упоминается человек или сыны Адама, то имеется в виду и мужчина, и женщина. Но если речь идёт об одном из них — о мужчине или о женщине, — то употребляется термин «мужчина» или — термин «женщина».
3. Характеризуя отношения между мужчиной и женщиной, пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал, что мужчины и женщины одинаково равны перед Аллахом. Это значит, что нет никакой разницы между ними, разве только в добрых деяниях, которые творит каждый из них. На это указывает и Священный Коран: «Верующим, совершающим добрые деяния, будь то мужчина или женщина, непременно даруем прекрасную жизнь и воздадим награды лучше, чем их деяния» (Сура «ан-Нахль» (Пчёлы), аят 97). Аллах также внимает мольбе женщины, как Он внимает мольбе мужчины, и не погубит добрых деяний ни одного из них. Как сказано в Священном Коране: «И ответил им их Господь: «Поистине, Я не пренебрегу ни одним деянием, совершённым кем-либо из вас, мужчиной или женщиной, (ведь) одни из вас (происходят) от других» (Сура «Аль Имран» (Семейство Имрана), аят 195). И кораническое выражение «одни из вас происходят от других» доказывает, что мужчина и женщина дополняют друг друга и что жизнь не может продолжаться без их совместного участия.
4. Неужели после этой принципиальной позиции ислама по отношению к женщине, которая чётко определена в обоих источниках ислама — Коране и Сунне, — беспристрастный человек может обвинять ислам в том, что он притесняет женщину и попирает её права?
Здесь на самом деле несправедливо путают ислам как религию, основанную на веротерпимости, с отжившими обычаями и традициями и дурным отношением некоторых мусульман к женщине.
Объективное суждение об исламе и его позициях должно различать эти две вещи. Ведь такое тяжёлое положение женщины в некоторых исламских обществах является результатом распространенного в них невежества, а не результатом исламских учений.
2. Всегда ли женщина подчиняется мужчине?
1. Ислам дал женщине полную независимость от мужчины в экономической области; она имеет полную свободу и право распоряжаться любым видом своего имущества: продать, купить, подарить, инвестировать и т.п. без разрешения мужчины, если она правоспособна. И ни её муж, ни любой другой мужчина из её родственников не имеет права взять что-либо из её имущества без её разрешения.
2. Мужчина не может заставить женщину (даже отец, не может заставить свою дочь), выйти замуж за нелюбимого человека. Ведь выходить замуж женщина должна только по своему желанию и по своей доброй воле.
Однажды к пророку — да благословит его Аллах и приветствует! — пришла одна девушка жаловаться на отца, который хотел выдать её замуж за племянника, которого она не любила, чтобы улучшить своё положение. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — вызвал отца и предоставил девушке свободу выбора: выйти замуж за этого человека или отказаться. Девушка по своей доброй воле согласилась на этот брак и сказала: «О посланник Аллаха! Я была согласна с тем, что сделал отец, но я хотела, чтобы женщины знали, что отцы не имеют права навязывать своим дочерям мужей по своему желанию» (Этот хадис передал аль-Бухари в «ан-Никах»). Это значит, что отец не имеет власти заставить свою дочь выйти замуж вопреки её воле.
3. Женщина разделяет с мужчиной ответственность за семью и воспитание детей и немыслимо, что жизнь семьи может идти нормально без взаимного участия обеих сторон (мужчины и женщины). В противном же случае нарушается жизнь семьи, что отрицательно отражается на детях.
Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — возложил эту совместную ответственность за семью на мужчину и на женщину. Это ясно из следующего хадиса: «Каждый из вас — попечитель и отвечает за того, кого он опекает. Имам же опекун и отвечает за свою общину. И мужчина попечитель своей семьи и отвечает за неё, и женщина попечительница в доме своего мужа и отвечает за это» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Возложение подобной ответственности на женщину полностью снимает ложное обвинение в том, что женщина всегда подчинена мужчине. Ведь нет ответственности без свободы, а свобода несовместима с подчинением.
4. Мужчина не может запретить женщине пользоваться своими законными правами в жизни или ходить в мечеть для поклонения (Ибн Маджа передал этот хадис в «Предисловии», т. 1, стр. 8). И если некоторые мусульмане, опираясь на отжившие обычаи и ложные нормы, не придерживаются этих исламских позиций относительно женщины, то это считается или незнанием ислама и его предписаний, или неправильным пониманием его ясных учений.
3. Почему при разделении наследства женщина получает меньше мужчины?
1. До ислама женщина была лишена права на получение какой-либо доли наследства. Но ислам поступил с ней справедливо и предписал ей определённую долю наследства, несмотря на недовольство многих арабов того времени из тех, которые были убеждены, что только мужчины имеют право на наследство, поскольку они сражаются с врагами.
Ислам в большинстве случаев предписывает мужчине долю в наследстве, равную доле двух женщин. Это указано в Священном Коране: «Аллах предписывает относительно ваших детей: «Сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 11).
Кто опрометчиво судит о вещах, тот может считать, что это умаляет достоинство женщины и попирает её права как человека, имеющего равные права с мужчиной. На самом же деле ислам совершенно далёк от того, чтобы делать различие в доле мужчины и женщины в наследстве причиной для умаления достоинства женщины. Различие доли мужчины и женщины в наследстве нисколько не связано с их достоинством и значением, а является результатом обязанностей каждого из них.
2. Ведь ислам обязывает мужчину обеспечить свою жену и всех членов своей семьи. В то же время он не обязывает женщину тратить из своего имущества ни на кого. И если мы произведём простое арифметическое действие, то нам будет ясно, что финансовое положение женщины, чья доля в наследстве равна половине доли мужчины, лучше, чем финансовое положение мужчины. Ведь из своей доли мужчина, согласно шариату, должен обеспечить свою жену и своих детей — мальчиков и девочек, — мать и отца, если у них нет источников дохода, и своих неимущих сестёр, если у них нет того, кто их обеспечивает.
Это значит, что доля мужчины в наследстве постоянно уменьшается из-за этих многочисленных обязанностей. Женщина же отвечает только за себя, и она имеет полную свободу распоряжаться своей долей наследства, самостоятельно, независимо от мужчины увеличивая её, и у неё нет никаких финансовых обязанностей по отношению к членам своей семьи. Муж же обязан содержать её, даже если она богата. И это значит, что её доля наследства всегда увеличивается.
Из вышесказанного явствует, что женщина не подвергается никакой несправедливости или умалению своего достоинства. Подобное деление наследства даже, может быть, более выгодно для неё.
3. Есть и другие случаи, на которые указал Священный Коран и которые подробно определил исламский шариат, когда мужчины и женщины получают одинаковые доли наследства, как указано в двенадцатом аяте суры «Женщины».
Египетское управление, выносящее решения по религиозно-юридическим вопросам (Дар аль-Ифтаа аль-Мисрийа) свидетельствует о том, что многие копты Египта обращаются к исламской системе деления наследства, поскольку она решает все ссоры и искореняет причины разногласий между наследниками.
4. Почему свидетельство женщины не равно свидетельству мужчины?
1. В исламе не во всех случаях свидетельство мужчины является равным свидетельству двух женщин. Ведь по некоторым вопросам принимается свидетельство только женщин и категорически не принимается свидетельство мужчин. Это свидетельство относится ко всем вопросам, касающимся женщин, и в которых не осведомлены мужчины. Это доказывает нам, что свидетельство должно быть основано на опыте и знании, а не на том, к какому полу относится свидетель: мужскому или женскому.
2. Что касается торговых вопросов и деловых отношений в экономической области вообще, то роль женщины в этом ограничена и её опыт мал, и наоборот, мужчина имеет больший опыт, поскольку он ежедневно и постоянно занимается этими вопросами. Поэтому указание Корана относительно этих вопросов: свидетельство одного мужчины равно свидетельству двух женщин исходит из того, что опыт мужчины в этой области равен опыту двух женщин.
Дело же здесь не в недоверии к женщине или умалении её достоинств, а в жизненном и практическом опыте. Женщина также может иметь этот опыт, и судья может принимать свидетельство одной женщины, если оно вызывает доверие. Ведь немыслимо, что судья может принять свидетельство неграмотного человека с ограниченным опытом и отказаться принять свидетельство образованной женщины, имеющей практический жизненный опыт.
5. Какова позиция ислама относительно работы женщины на высоких постах?
1. Ислам не запрещает женщине занимать высокие государственные посты. Она имеет право занимать те посты, которые подходят её натуре, знаниям, способностям, квалификации. Что касается хадиса пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — на который опирались факихи, доказывая, что женщинам не разрешается занимать общественные посты: «не преуспеет народ, который себе в руководители взял женщину» (Этот хадис передан аль-Бухари в книге «аль-Магази и аль-Фитан»), то он был сказан по особому случаю. Когда пророку — да благословит его Аллах и приветствует! — сообщили, что персы провозгласили царицей дочь Хосроя, он произнёс этот хадис. Из этого хадиса факихи сделали вывод, что женщине нельзя руководить мужчинами, т.е. стать президентом или халифом. Но мы не должны забывать, что Священный Коран с похвалой говорит о царице Сабы в суре «ан-Намль» и высоко оценивает её мудрость в решении государственных вопросов. Это имеет важное значение, поскольку показывает, как высоко оценивает Коран женщину, её способности и благоразумие, когда она находится на высшем государственном посту.
2. Многие исламские учёные в разные периоды ислама придерживались прогрессивной точки зрения относительно общественной деятельности женщины. Ведь имам Ибн Хазм сказал, что женщине можно стоять у власти.
Такого же мнения придерживается имам Абу Ханифа — основатель известной богословской правовой школы. Имам Ибн Гарир ат-Табари сказал, что женщины могут разрешать без исключения все вопросы, которые могут разрешать мужчины. Передано, что второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб назначил аш-Шифаа бинт Абдуллаха аль-Махзумийа кади аль-Хисба (контролёром за соблюдением мер и весов) на рынке в Медине. А это гражданско-религиозный пост, требующий опыта и строгости (См. Д-р Йусуф аль-Карадави «Фатава Муасира». 1 серия, изд-во «Дар Афак аль-Гад», стр. 63. См. также Мухаммад аль-Газали «Сто вопросов об исламе», т. 2, стр. 260, 262, 276).
3. Ислам не запрещает женщине занимать высокие посты в государстве, пока она достойна этого, но общественная деятельность женщины и её работа вне дома не должна осуществляться за счёт выполнения обязанностей перед семьёй, детьми, мужем. Ведь семья — ядро общества. Если она разрушается, то разрушается и общество. Поэтому в интересах всего общества необходима гармония между работой женщины вне дома и её ответственностью и обязанностями перед семьёй.
6. Какова позиция ислама относительно хиджаба (покрывала) и права женщины на образование и работу?
1. Хиджаб, предписанный женщине исламом, не требует ничего от неё, кроме соблюдения пристойности в её одежде и общем виде, чтобы не подвергаться преследованиям со стороны мужчин. Хиджаб в этом случае — охрана и защита для женщины, а не путы, сковывающие её движение. Хиджаб — не значит, скрывать лицо или скрывать руки в перчатках. Это не является учением ислама, а исходит из обычаев и традиций, сложившихся в некоторых обществах, и ислам не несёт никакой ответственности за это. Если хиджаб одна из добродетелей ислама, то он также является одной из добродетелей христианской религии. Доказательством этого служит одежда, которую носят христианские монахини и которая закрывает тело женщины и её волосы, скрывая всё, кроме лица и кистей рук. Евангелие также требует от женщины, чтобы она закрывала свои волосы во время молитвы (См. 1-е послание Павла к Коринфянам, 11 глава).
2. Ислам не отнимает у женщины её права на образование, наоборот, он считает получение знаний обязательным долгом и предписанием, в равной степени как для мужчины, так и для женщины. Это явствует из хадиса пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Учение — предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Этот хадис передал Ибн Маджа в «Предисловии»).
История мусульман знает имена многих талантливых женщин, выдающихся в религиозных науках, поэзии и литературе. Женившись на Хафсе, которая знала основы чтения и письма, пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — пригласил аш-Шифаа аль-Адавийя, чтобы она, в добавление к чтению и письму, учила её искусно и красиво писать.
А’иша — жена пророка — была более сведущей и более знающей в вопросах религии, чем многие сподвижники пророка. И пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — советовал обращаться к ней за разъяснением религиозных вопросов.
3. Ислам также не запрещает женщине работать. Ей дано право выбирать подходящую работу в соответствии с её способностями, знаниями и квалификацией. И ни в тексте Корана, ни в тексте хадисов нет ничего, что запрещает женщине учиться или работать. Женщина ещё во времена посланника уже выполняла много разных работ и миссий, помогая армии или врачуя раненых, и выполняла другие работы, которых требовали условия и обстоятельства того времени.
4. Надо делать различия между ясными учениями ислама, охраняющими и защищающими женщину, и некоторыми отжившими обычаями и дурными традициями, мешающими прогрессу женщин и препятствующими ей пользоваться её правами на учёбу и труд в некоторых мусульманских обществах. Ведь подобные обычаи и традиции никак нельзя отнести к исламу. Ислам же, который почитает женщину, заинтересован в том, чтобы женщина развивала свою личность, поскольку это даёт ей возможность лучше воспитать своих сыновей и дочерей и участвовать тем самым в формировании сильного, здорового поколения, которое стремится к развитию своего общества, к его прогрессу и процветанию.
7. Не соответствует ли хиджаб современной жизни?
1. Каждая нация имеет свой собственный характер, свои устоявшиеся обычаи относительно еды, питья, одежды, жилья и т. п. Всё это отражает культуру нации, её цивилизацию и её вероучения. Аллах создал людей разными и отличающимися друг от друга по многим признакам. Такое различие будет существовать до Последнего дня. То, что подходит одной нации, может совсем не подходить другой. Индийская женщина, например, имеет свою национальную одежду (сари). И никто — даже в западных странах — не порицает её за это, хотя эта одежда, может быть, непрактична. Сари носит и простая индийская женщина, и в своё время носила премьер-министр Индии Индира Ганди. И никто не говорил, что эта одежда мешает индийской женщине работать или удерживает её от трудовой деятельности.
2. Европейская женщина вплоть до начала XX века в большинстве случаев скрывала свои волосы и носила длинную одежду, и никто не осуждал её за это. Но мода на западе развивалась и постоянно менялась пока не дошла до современного состояния, когда там уже не соблюдаются никакие правила или критерии. Это, может быть, изменится через какое-то время в зависимости от решения домов моды.
3. Что касается одежды мусульманской женщины, то ислам не требует от неё ничего, кроме приличия и пристойности в её внешнем виде, чтобы не вызывать соблазн и не подвергаться преследованиям со стороны мужчин. И нет основания считать, что исламская одежда мешает женщине работать и трудиться. Ведь во многих государственных учреждениях мы видим женщин разного возраста, которые в обязательном порядке носят исламскую одежду и так же нормально выполняют свою работу, как и их коллеги, которые не носят хиджаб. Это значит, что подобное обвинение абсурдно и не имеет под собой никакого разумного обоснования. И никто не проводил научного исследования, которое доказало бы это предположение.
Дело в том, что Запад стремится к тому, чтобы его ценности, обычаи и традиции господствовали повсюду, но это противоестественно, поскольку каждая нация имеет свой собственный характер. Мусульманской женщине должно быть предоставлено такое же право, что дано индийской и европейской женщинам: иметь свой собственный характер и следовать национальным традициям в одежде и поведении.
4. В настоящее время многие мусульманские женщины занимают самые высокие посты и наилучшим образом выполняют свою работу, несмотря на то, что носят исламскую одежду. Ведь госпожа Беназир Бхутто, которая была премьер-министром одного из самых крупных исламских государств, носила одежду, очень близкую к исламской, и наилучшим образом справлялась со своими обязанностями. То же самое относится и к премьер-министру Бангладеша, которая носит похожую одежду.
8. Почему ислам разрешает многоженство?
1. Ислам не был первой религией, разрешающей многоженство, и сам не выдумал эту систему. Наоборот, ислам — первая религия, которая организовала брак и ограничила многоженство строгими рамками, установив на него суровое ограничение.
Когда возник ислам, многоженство уже разрешалось — и безгранично — не только у арабов, но, так или иначе, у всех наций.
Ислам своими новыми законами постепенно ликвидировал дурные обычаи, распространённые в обществе. Ведь трудно ликвидировать сразу уже укоренившиеся с давних пор обычаи и традиции. Такое постепенное изменение происходило и с вопросом многоженства.
2. Ислам ограничил число жён, которое в доисламские времена не было ограничено, максимально четырьмя жёнами, как указано в Священном Коране: «Женитесь на женщинах, которые вам нравятся, — на двух, трёх, четырёх» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 3). Но определение числа жён было ограничено очень строгим условием: необходимость установления справедливости между жёнами. Это значит, что отношение ко всем жёнам должно быть во всех делах одинаковым.
Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — предупредил, чтобы не нарушить это условие, в следующем хадисе: «Кто имеет двух жён и отдаёт предпочтение одной из них перед другой, тот в День воскресения подвергнется суровой каре» (Ибн Маджа передал этот хадис в «Бракосочетании», 1-ая часть, стр. 633).
3. Благородный Коран предостерёг, что трудно установить справедливость между жёнами и что человек, сколько бы он ни старался, не сможет установить полную справедливость между жёнами. Это явствует из текста Корана: «Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к жёнам, если бы даже очень стремились к этому» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 129). Если дело обстоит так, что трудно одинаково справедливо относиться к жёнам, то мужчине в таком случае надлежит ограничиться только одной женой. Это ясно и открыто сказано в Благородном Коране: «Если же вы опасаетесь, что не сможете быть одинаково справедливыми (с жёнами), то женитесь на одной» (Там же, аят 3).
4. Из вышесказанного следует, что ислам не предписывает иметь четырёх жён и не изобрёл многоженство. Ведь многоженство уже существовало, а ислам хотел мудро исправить его, не вызывая сильного потрясения в обществе. И это доказывает нам, что в исламе в основном имеют только одну жену, а многоженство является исключением, хотя ислам допускает это исключение по разумным причинам и для исправления определённых ситуаций. Например, во время войн, когда на полях сражения погибает много мужчин, и женщины остаются без того, кто их содержит. Это исключительный случай, когда разрешается многоженство с целью не допустить женщину сбиться с правильного пути.
Женщина может страдать от хронической болезни, которая мешает ей выполнять свой супружеский долг, или она может быть бесплодной. Чтобы защитить мужа от разврата, ему разрешается жениться ещё на другой женщине, которая обладает абсолютно одинаковыми с первой женой правами. Ислам допустил это исключение (многоженство), чтобы ликвидировать опасность незаконных внебрачных отношений с их последствиями, против которых не возражает западный мир.
9. Считается ли запрещение брака мусульманки с иноверцем расизмом?
1. Действительно, ислам разрешает мусульманину жениться на не мусульманке (христианке или еврейке) и не разрешает брак мусульманки с иноверцем.
На первый взгляд это считается как бы неравенством, но если знать настоящую причину этого, не будет повода для удивления и исчезнет иллюзия неравенства. По этому поводу существует исламская точка зрения, которая поясняет смысл этого запрещения. А все исламские законы имеют определённый смысл и отстаивают жизненные интересы всех сторон.
2. Брак в исламе построен на любви, милосердии и душевном покое. Ислам стремится к тому, чтобы семья была построена на прочных основах, гарантирующих продолжение супружеской жизни.
Ислам — религия, которая уважает все предыдущие Небесные религии и делает веру во всех предшествующих пророков неотъемлемой частью исламской религии. И если мусульманин женится на христианке или еврейке, то ему повелено уважать её вероучение и ему нельзя — с исламской точки зрения — мешать ей исполнять обряды своей религии и мешать ей ходить в церковь или синагогу для их исполнения. Так ислам стремится обеспечить уважение мужа к религии своей жены и ее обрядам. И в этом — гарантия и защита семьи от крушения.
3. Но если не мусульманин женится на мусульманке, то отсутствует уважение мужа к религии своей жены. Ведь мусульманин верует в предшествующие религии и в прежних пророков Аллаха, уважает и почитает их. Но не мусульманин не верит в пророка ислама и не признаёт его. Более того, он считает его ложным пророком и часто верит в распространяемые против ислама и его пророка Мухаммада клевету и ложные измышления, а их множество.
И если даже муж — не мусульманин открыто не говорит это перед женой, то всё равно она будет жить под гнётом неуважения к её религии со стороны своего мужа. И в этом не помогут слова умиротворения и любезности. Ведь вопрос здесь — вопрос принципа. А взаимное уважение между мужем и женой является основой продолжения супружеской жизни.
4. Ислам поступает логично по отношению к самому себе, запрещая брак мусульманина с не мусульманкой, которая исповедует иную религию, кроме христианства и иудаизма. Это запрещено по той же причине, по которой запрещены браки мусульманки с иноверцем.
Ведь мусульманин верит только в Небесные религии. Другие же религии — лишь человеческие религии. И в данном случае — если оставить любезности — не будет уважения и почтения к религии жены. Это отрицательно влияет на семейную жизнь и не обеспечивает любви и милосердия, необходимых для супружеских отношений.
« пред. | содержание | след. »
www.islaam.ru
Женщина в исламе — исследование о положении женщины в мусульманском обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами. Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики социального устройства мусульманского общества[1].
Шариат (исламское право) предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины в области прав и обязанностей. Различия выражаются в вопросах брака, развода, юридического статуса, одежды и образования.
Для оценки влияния ислама на положение женщин нужно сперва рассмотреть статус женщины в доисламской Аравии. Положение женщин в доисламской Аравии оставляло желать лучшего[2][3]. Есть данные об умерщвлении родителями новорождённых девочек по причине бедности[4][5].
Ислам изменил структуру арабского общества, реформировал гендерные роли. Согласно исследованиям профессора Уильяма Монтгомери, ислам улучшил положение женщин, дал им права[6]. Некоторые исследователи даже утверждают, что женщины, согласно исламу, имели больше прав, чем в некоторых западных странах до XX века. Например, ограничение правоспособности женщин в соответствии с французским правом было устранено только в 1965 году[7]. Ной Фильдман, профессор права Гарвардского университета, отмечает[8]:
Когда англичане применяли своё право в отношении мусульман, как это было в некоторых колониях, результат был один — лишить женщину тех прав, которые исламские законы ей даровали. Вряд ли это можно назвать прогрессом в направлении достижения равенства полов. |
Оксфордский словарь указывает на общее улучшение положения женщин после появления ислама, отмечая признание полноценности личности женщины[9].
По исламу брак рассматривается как «договор», в котором согласие женщины являлось обязательным. Женщины получили право наследования, которое раньше, до распространения ислама, давалось только родственникам мужского пола. Аннемари Шиммель говорит, что, «по сравнению с доисламским периодом, изменение положения женщины, согласно исламскому законодательству, означало огромный прогресс; женщина имела право в соответствии с законом управлять своим богатством»[10].
Уильям Монтгомери говорит, что Мухаммада в историческом контексте своего времени можно рассматривать как фигуру, которая действовала в интересах прав женщин и значительно улучшила их положение предоставлением основных правовых гарантий.
Джон Эспозито отмечает, что «Мухаммад предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни, брака, образования и экономических связей. Права, которые помогли повысить статус женщины в обществе».
Коран гласит «Мужчины являются попечителями женщин, поэтому Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества»[11].
Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Но если женщина проявит желание, то она может получать образование, работать и т. д., но только с согласия опекуна.
В Коране сказано: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете».
Этот отрывок считается обоснованием для требования носить хиджаб.
Женщины сыграли важную роль в основании многих исламских учебных заведений, как например Фатима аль-Фихри в основании университета Аль-Карауин в 859 году. По свидетельству Ибн Асакира, жившего в 12 веке, существовали большие возможности для образования женщин в исламском мире. Он писал, что женщины могли учиться, достигать академических степеней, а также квалифицироваться как учёные и преподаватели. Женщины в исламском мире были вдохновлены примерами жён пророка Мухаммеда — Хадиджи, которая была успешным предпринимателем и Айши, известной учёной в области хадисов. Приводится история о том, как Мухаммед похвалил женщин Медины за их стремление к религиозным знаниям[12], которым «скромность не помешала узнать о своей вере». Хотя не было никаких правовых ограничений на женское образование, некоторые мужчины не одобряли эту практику, как например (ум. 1336 году), который был недоволен поведением некоторых женщин во время своих лекций. В 15 веке аль-Шакхави посвящает весь свой двенадцатитомный биографический словарь женщинам-учёным; словарь содержит информацию о 1075 из них.
Ислам дает женщинам право на личное имущество. По причине отсутствия у женщин финансовых обязательств (по содержанию семьи, например), некоторых финансовых прав у мужчины больше. Однако мусульманские женщины исторически имели права собственности, аналоги которых на Западе были даны сравнительно недавно[кто?].
Ислам разрешает женщинам работать, при соблюдении определенных условий, например женщина не может оставаться наедине с мужчинами. Её работа не должна мешать более важным вещам, например заботе о детях. Предпочтительно, чтобы в женских учебных заведениях, спортивных центрах работали женщины, нежели мужчины.
Некоторые исламские школы не дают женщине права занять должность судьи. Другие (ханафитский мазхаб) говорят о запрете только на уголовный суд и разрешают вести гражданские дела. Это связывают с желанием оградить женщину от бремени рассмотрения жестоких, кровавых криминальных дел.
На современном этапе в некоторых мусульманских странах, например Египте и Марокко остаются дискриминации в области образования и работы. Структура занятости в мусульманском мире различна: 16 % пакистанских женщин экономически активны. В Индонезии этот показатель 52 %.
Примечательно то, что заработанные женщиной средства являются её личной собственностью, которой она может распоряжаться по своему усмотрению, в то время как мужчина обязан тратить заработанное на всю семью[13][14].
В исламском халифате женщины активно участвовали в экономической деятельности[15]. Женщины работали в широком диапазоне различных профессий, во всех секторах экономики. Уникальной особенностью больниц была огромная роль сотрудниц-женщин. В 12 веке Ибн Рушд утверждал, что женщины равны с мужчинами во всех отношениях и обладают равными возможностями. Тем не менее, в большинстве стран мусульманского мира имеет место так называемая половая сегрегация в общественно-производственной сфере, которая проявляется в разделении профессий на «мужские» и «женские», в более низком уровне занятости и образования женщин по сравнению с мужчинами. Причина этого явления косвенно обусловлена поведенческими моделями, продиктованными некоторыми предписаниями исламской религии. Например, характерная для мусульманских семей многодетность, которая имеет непосредственное отношение к запрету прерывания беременности, является объективным препятствием для продвижения женщин по карьерной лестнице. Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманских женщин ориентиром, в соответствии с которым они планируют и строят свою жизнь, и выбирают профессии с учётом того, что основные силы будут отданы семье, а не работе и карьере[16].
В Коране сказано: «Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей» (2:282)
Ибн Кясир сказал:[17] "Две женщины вместо одного мужчины, потому что женщины имеют недостатки, как передано Муслимом в сахихе от Абу Хурайры, что Мохаммед сказал: «О женщины, раздавайте милостыню и просите прощения много, потому что я видел, что вы большинство обитателей ада.» Мудрая женщина среди них спросила: «Почему, о Посланник Аллаха, мы составляем большинство обитателей ада?» Он ответил: «Потому что проклинаете много, и вы неблагодарны своим супругам. Я не видел кого-либо кто имел бы недостаток в уме и религии, и в то же время отнимающих рассудок у умных, кроме вас» Женщина спросила: «О Посланник Аллаха, а в чём у нас недостаток в уме и в религии?» Он ответил: «Недостаток в уме — это то что свидетельство двух из вас равняется свидетельству одного мужчины и это доказательство недостатка в уме, а свидетельство о недостатке религии — это то что вы проводите некоторые ночи (и дни) не молясь, и в месяц Рамазан (в течение дней) вы не поститесь.»
По словам профессора права Фельдмана, «Ислам осуждает убийства чести, которые все ещё встречаются в некоторых странах Ближнего Востока»[18]. Убийствами чести называют убийства, почти исключительно женщин, которые «позорят» членов своей семьи (рода). Такие убийства, хотя и распространены в некоторых мусульманских странах, встречаются и в других странах. Некоторые мусульманские ученые утверждают, что эти убийства являются лишь частью традиции, которая не имеет с исламом ничего общего.
опубликовала отчёт, согласно которому в 2010 году 2829 молодых британских мусульманок были избиты, изувечены, облиты кислотой, похищены или убиты. В основном, это женщины родом из Пакистана, Индии и Бангладеш. Речь идет о сопротивлении насильственным бракам, заключенным семьями. Нападают и на женщин, у которых появился интимный друг, на изнасилованных женщин, а также на тех, кто просто осмеливается первой заговорить с мужчиной или проявляет склонность к однополой любви. В Британии создано специальное подразделение по борьбе с «защитниками семейной чести»[19][20].
Ислам разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины[21].
Мужья - попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, [сначала] увещевайте, [потом] избегайте их на супружеском ложе и, [наконец], побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, Аллах - возвышен, велик |
В соответствии с исламом брак не может быть принудительным[25]. Мусульманки могут вступить в брак только с мусульманином. Мусульмане объясняют это тем, что мужчина-немусульманин как глава семьи может дать дурной пример детям. Если муж — иноверец, а жена мусульманка, то скорее всего дети перестанут быть мусульманами и будут воспитаны в иноверческой традиции.
С другой стороны, Коран позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены женщин из числа «людей Писания» (христианок и иудеек). Однако это является предосудительным, хоть и не запретным.
Мужчинам разрешено иметь до четырёх жён. По мнению некоторых исламских богословов женщина имеет право прописать в контракте условие, по которому мужу запрещается брать вторую и последующую жену без её согласия[26].
Брачный контракт представляет собой договор, по которому каждый из супругов с момента вступления в брак возлагает на себя определенные обязательства, за которые он несёт ответственность.
Наиболее важными нормами брачного контракта являются:
1. устойчивость супружества и выполнение каждым из супругов условий контракта. Установление наследства между двумя сторонами. Каждому супругу разрешается наслаждаться друг с другом.2. мужчина обязан несмотря на контракт:
3. на жену возлагается:
Коран считает любовь между мужчиной и женщиной знамением Бога[28]. Ислам выступает за гармоничные отношения между мужем и женой. Оба должны стремиться удовлетворить сексуальные и другие потребности друг друга. Ислам призывает мужей проявлять доброту к женам, а жен быть послушными своим мужьям. В Коране поощряется стремление к взаимному соглашению в семейных спорах.
В исламе не существует разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу. Они получают одинаковую награду или наказание за свои поступки[29].
А кто совершает праведные дела, будучи верующим, будь то мужчина или женщина, то он войдет в Рай |
В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть, в других — нет. Имамом может стать только мужчина, однако женщина может быть имамом (предводителем на молитве) перед другими женщинами. Во многих регионах мусульманского мира женщины имеют возможность реализовать себя в религиозной сфере в качестве учителей-наставниц, которые обучают детей и женщин на дому или в специальных школах чтению коранических текстов на арабском языке и элементарным, «бытовым», молитвам. В Средней Азии их называют отун, биби-отун, отынча и др., и их статус приравнивается к статусу муллы[30]. Для большинства же мусульманок, особенно в тех странах, где они лишены возможности посещать мечеть, местом для моления и общения с Аллахом, совершения религиозных обрядов, реализации своих духовных потребностей служат святые места (в Средней Азии их обычно называют мазарами), куда они совершают коллективные или индивидуальные паломничества в дни религиозных и семейных праздников, и в любые другие дни, когда возникает потребность в общении с Аллахом[31].
В большинстве стран исламского мира распространено ущемление прав женщин:[32]
Несмотря на расхожее заблуждение,[источник не указан 428 дней] мусульманки на всём протяжении истории нередко становились во главе исламских государств. Так, и из шиитской династии Сулайхидов непрерывно правили Йеменом с 1087 по 1138 год[36], а период женского султаната в Османской империи длился без малого 130 лет.
Уже в новейшее время женщины избирались на президентские и премьерские посты Индонезии (Мегавати Сукарнопутри), Пакистана (Беназир Бхутто), Турции (Тансу Чиллер) и Бангладеш (Халеда Зиа, Шейх Хасина). Тем не менее, некоторые наиболее консервативные богословы продолжают выступать против вмешательства женщин в политику.
В частности в трёх из четырёх стран, где женщины ограничены в избирательном праве, являются мусульманскими странами (за исключением Ватикана). В Ливане женщины могут голосовать только при наличии свидетельства начального образования[37] при уровне грамотности в 82,2 %.[38] В ОАЭ и Брунее женщина ограничена в голосовании наряду с мужчиной.[39][40] В некоторых мусульманских странах право на голоса женщины получили сравнительно недавно: в 1974 году в ― Иордании, в 1980 году ― в Ираке, в 2002 году ― в Бахрейне, в 2003 году ― в Омане, в 2006 году ― в ОАЭ, в 2011 году ― в Саудовской Аравии[41]. самыми первыми мусульманскими странами, где было учреждено женское избирательное право стали: Азербайджан (1918), Албания (1920), Туркмения (1924), Казахстан (1924), Турция (1930) и Мальдивы (1932).
Наиболее известные правительницы-мусульманки в России — ханша Сююмбике и касимовская правительница Фатима-Султан.
Тема женщины в исламском обществе затрагивается в ряде произведений искусства, в том числе фильмах (Турция), (Россия, 2008), Снег (Босния, 2008 — призёр кинофестиваля Золотой минбар), Чужая (Германия, 2010 — Приз ассоциации европейских кинотеатров), одной из серий фильма «Париж, я люблю тебя» (Франция-Германия, 2006), Во имя бога (Пакистан, 2007), Похищенная (Индия, 2003), Клон (Бразилия, 2001), Забивание камнями Сорайи М. (США, 2008), в романе Р. Гюнтекина «Королёк — птичка певчая» (Турция), в документальной повести Дж. П. Сэссон «Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в С. Аравии».
encyclopaedia.bid