ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Инфантильность, инфант, инфантилизм – взрослые дети. Инфантильность у женщин что это такое


Инфантильность — это проблема? Или новый модный тренд

Здравствуйте, дорогие читатели блога!

Инфантильность — это проблема? Или новый тренд, новый креативный стиль жизни? Узнай из статьи, ты — инфант (взрослый ребёнок)? Или просто взрослый.

Прежде чем ответить на эти вопросы, нужно обозначить классическое определение инфатилизма. Из этого определения Вам сразу станет ясно, что раньше считалось, что инфантильный человек — это однозначно плохо.

Как же отношение в обществе к инфантильности меняется и уже изменилось сейчас?

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Что значит инфантильный?

Инфантильный человек — это (Википедия) человек незрелый в развитии, сохраняющий в поведении черты, которые присущи предшествующим возрастным этапам (слово инфантилизм происходит от латинского infantilis — детский).

Другими же словами можно сказать, что:

Инфантильный – это человек с детским и наивным отношением к жизни, быту, работе и т. д.

Мы с Вами живём в цифровую эпоху в постоянно изменяющемся мире с новыми возможностями и вполне вероятно, что то, что совсем недавно называлось безответственностью и инфантильностью  с негативным оттенком, вскоре приобретёт позитивный окрас.

Рассмотрим несколько примеров.

Раньше в тренде была врослость. Если у ребенка еще в детстве проявлялась ответственность и целеустремленность, для родителей это был явный признак того, что ребенок преуспеет в жизни. Может даже станет топ менеджером или построит свой большой бизнес.  Но сейчас на первый план вышли такие профессии и такие области деятельности, которые требуют именно детскости. Речь идет о дизайне, рекламе,  маркетинге, игровой индустрии, области IT.

Еще один пример.

Совсем недавно фрилансерство считалось чем-то ненадёжным и нестабильным. А теперь все завидуют фрилансерам, потому что они могут свободно путешествовать весь год и не привязаны к одному работодателю и одной работе, которую сейчас так легко потерять. У них много разных заказчиков из разных стран и зарабатывают они в «твердой валюте».

Хотя, согласитесь, часто фрилансерами становятся именно инфантильные люди, с низким уровнем ответственности. Они не хотят «отчитываться» на совещаниях перед босом. Им не нравится рано вставать и работать от звонка до звонка. Они любят работать тогда, когда есть вдохновение.

Для того, чтобы разобраться, в каких случаях инфантильность может быть полезной, а когда нет, предлагаю подробнее рассмотрим причины и основные признаки инфантильности.

Инфантильный это?

Причины инфантильности

Психологи называют 3 основные причины, почему человек становится инфантильным и все они происходят из детства:

  • родители были инфантильными и подавали плохой пример детям;
  • родители имели слишком большие требования к детям и слишком завышенные ожидания,
  • родители имели неоправданный страх за потомство и своей чрезмерной заботой превратили детей в инфантов.

Первые две проблемы встречаются реже. Но 3-я – привела к тому, что сейчас инфантилизм называют проблемой нашего века. Чем выше развитие общества, технологий, медицины, тем больше становится страх родителей за своё потомство. Если в прошлом веке в семьях часто было 5 и 10 детей, то сейчас только 1 или 2.

Раньше все дети работали с детства и были самостоятельными. Сейчас родители полностью сконцентрированы на ребенке и продолжают опекать его, даже когда он повзрослел. Постоянно дают советы, бомбардируют звонками, влезают в личную жизнь. В результате такой «взрослый ребенок» уже не может отделить свою личность от родителей. У него атрофируется функция принятия самостоятельных решений, решения трудных задач и проблем, он превращается в эгоиста и иждивенца.

Признаки инфантильности

Принято называть такие основные признаки инфантильного человека:

  • Нежелание брать ответственность;
  • Нежелание принимать самостоятельные решения;
  • Эгоизм;
  • Пребывание в своем мире;
  • Иждивенчество.
Нежелание принимать решения и нежелание брать ответственность

Инфант старается избегает трудностей. Не умеет и не хочет принимать самостоятельные решения. И чаще всего не преуспевает в карьере и в личной жизни.

Думаю, поэтому у писателей, художников и артистов есть агенты, продюсеры которые решают за них все рабочие и бытовые проблемы. Среди творческих людей часто встречаются инфанты. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что быть инфантильным человеком — плохо.

Предположим, талантливому писателю, артисту, художнику, музыканту повезло и его нашел успешный продюсер, агент, импресарио, спонсор. В результате чего его талант стал известен и сам он стал успешным. В этом случае толпа будет кричать: «Браво, таланту!».  А что же будет в том случае, если талантливому человеку так не повезет? Конечно, все будут говорить о нем, что он инфантильный неудачник.

Но рассмотренный пример скорее исключение из правила. Мы знаем, что творческие люди — это особый тип людей. Для того, чтобы они творили, им нужно создать условия.

Если же говорить об «остальных» инфантах, то их нежелание принимать решения и решать проблемы часто негативно влияет на их отношения с партнерами, а также на их карьеру.

Пребывание в своем мире

Мы знаем, что сейчас часто можно встретить не только детей, которые полностью поглощены миром компьютерных игр или соц сетей, но и взрослых.

Более того, виртуальный мир и виртуальная реальность стали трендом и одним из доминирующих признаков нашего времени. Жизнь в сети — это сейчас скорее норма, чем недостаток. Поэтому признаки инфантильности все чаще становятся нормой и носят больше положительный характер, чем отрицательный.

Но все хорошо в меру. И если инфантильный человек, желая отгородиться от реальных проблем, погружается в мир компьтерных игр, соц сетей, то часто он настолько теряет связь с реальностью, что виртуальный мир заменяет ему реальный. Такой человек не может жить полноценной жизнью, рано или поздно его покидает партнер, к него начинаются проблемы на работе.

социальная сеть виртуальной реальности Эгоизм

Инфантильный человек настойчиво требует участия, любви, внимания к себе. При этом часто не учитывает желания и потребности других.

Психологи советуют так проверить, инфантилен ли Ваш партнер. К примеру, Вы забелели или голодны. Скажите об этом своему партнёру. Если он кинется кормить Вас, принесет теплый лечебный чай в постель, то все в порядке. А если он скажет: «Ну пойди поешь, выздоравливай», значит Вас нет в его мире.

Иждивенчество

Инфантильный человек с удовольствием пересаживается с шеи родителей на шею жены (или мужа). Это проявляется либо в нежелании работать и зарабатывать деньги для содержания семьи либо в нежелании выполнять домашнюю работу.

Здесь речь идет о лени и приспособленчестве. Но… Билл Гейтс сказал, что он «всегда выбирает ленивого человека делать трудную задачу, потому что именно он найдет легкий путь ее выполнения». Думаю, именно инфантильному, ленивому человеку принадлежит блестящая идея сделать стиральную машинку-автомат.

Безусловно, склонность к иждивенчеству создает массу проблем в отношениях. Большинство пар именно из-за этой проблемы рано или поздно распадаются. Однако все же даже инфантильного человека с его склонностью к лени можно подвести к какой-то полезной деятельности. Например, сейчас есть такие профессии, как генератор идей для игр, тестировщик игр и тому подобные. Причем можно работать удаленно.

Главное, чтобы человек осознал проблему и решил измениться.

Как избавиться от инфантильности?

В самых тяжелых случаях лучше обратиться к психотерапевту. Если же человек принял решение действовать самостоятельно, то нужно работать одновременно в скольких направлениях:

  • научиться себя обслуживать самостоятельно;
  • научиться планированию своих финансов, научиться думать о будущем;
  • обдумывать свои желания и очередную «хотелку» сначала осмыслить, а потом исполнить;
  • научиться заставлять себя делать неприятную работу;
  • научиться заботиться о других, научиться интересоваться их желаниями, потребностями, внутренним миром.

Инфантильность у мужчин. Инфантильность у женщин

Психологи говорят, что женская инфантильность не отличается от мужской. И женщина, и мужчина могут быть инфантильными. Симптоматика инфантилизма у обоих полов абсолютно одинакова. Но почему же тогда чаще в инфантильности упрекают мужчин?

Причина кроется в общественных установках. К мужчине, как правило, предъявляются более высокие требования. Инфантильный мужчина часто не способен найти свою половинку, создать свою семью, обеспечить ее. Инфантильность женщины не так заметна, на нее смотрят сквозь пальцы и даже поощряют. Ведь принято считать, что мужчине приятно находиться рядом с несамостоятельной женщиной, подкрепляя этим свой статус лидера и добытчика.

Эту мысль подтверждает сравнение фразеологизмов «папина дочка» и «маменькин сынок».  Обратите внимание на бОльшую отрицательную окраску у второго фразеологизма.

Резюме. Инфантильность – это проблема или нет?

Психологи не дают ввести себя в искушение и не дают хоть в чем-то и где-то оправдать инфантильность. Однако даже психологи отмечают, что инфантильные люди хоть и непригодны к взрослой жизни, но чаще остальных демонстрируют высокий потенциал творчества.

Психологи утверждают, что в образе жизни инфантильного человека часто отсутствуют какие-либо рамки и самоограничения. Это является стимулом к работе правого полушария мозга. Активизируется творческий центр. Человек пребывает в состоянии мечтательности, погружается в фантазии. В результате такие люди могут стать хорошими музыкантами, художниками, дизайнерами, писателями.

Можно сказать, что сейчас абсолютно все люди стали в некоторой степени более инфантильными, чем были раньше. Сама среда обитания, комфортные условия жизни позволили им сделать это. Поэтому и отношение к инфантильности стало не таким негативным.

Наш мир изменился. И сейчас смотреть на мир восторженно удивленно, как ребенок, не считается зазорным и странным поведением. А даже, наоборот. Все стремятся к креативности, оригинальности, незашоренности, к детской непосредственности.

Но такое отношение к жизни все же следует отличать от детского потребительского поведения взрослого человека. Думаю, такое поведение никогда не будет в тренде.

Выступление на TED «Инфантильность, как стиль жизни» автора курса «Визуальные коммуникации» Британской школы дизайна

Леонид Фейгин, директор «Директ-дизайн», автор курса «Визуальные коммуникации» Британской школы дизайна в выступлении на TED рассказал об инфантильности и об игре, как о важных признаках современного стиля жизни, современного дизайна и рекламы.

Желаю всем подольше оставаться в восторженном детском состоянии в хорошем смысле этого слова! Желаю радости и вдохновения во всех Ваших проектах!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

P.S. Понравилась статья? Подпишитесь, пожалуйста на другие интересные статьи. Форма подписки — под статьёй.

alenakraeva.com

Качество личности Инфантильность Инфантильный | Что такое Инфантильность Инфантильный

Моя жена настолько инфантильна, что когда я

принимаю ванну — она топит мои кораблики.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Аллен В.

Инфантильность — это когда молоко на губах не просохло, но уже скисло.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Ратнер Александр

«Взрослость» — роль, которую более или менее убедительно разыгрывают

совершеннолетние дети. Другое дело зрелость, — её разыграть невозможно.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Круглов Александр

Как разрешить проблему отцов и детей, если отцы — дети?

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Хочинский Владимир Михайлович

       Инфантильность как качество личности – склонность во взрослом состоянии проявлять незрелость развития, сохранять миропонимание, мировосприятие, характер, манеры, поведение и т.п., свойственные ребенку.

— Вроде уже взрослая, а ведешь себя как ребёнок. — Ничего подобного!… О! Смотри, качели освободились!

   Решил как-то раз простой инженер сходить на бега! Собрал денежку — пошел и, конечно, проиграл все деньги. На следующий день объездил всех знакомых, занял денежку и поехал отыгрываться. И снова проиграл все до копейки и очень расстроился. Думал как отдать долги, но не придумал и решил повеситься. Взял большую веревку и пошел в лес. Только закинул веревку, тут как тут Баба Яга. — Ты чего делать собрался? — Да вот так мол и так, — рассказал ей все инженер — нет у меня выхода. — Ерунда все это, — говорит Яга, — могу все исправить! — А что за это попросишь? — говорит инженер. — Да ничего не попрошу — займемся сексом разочек и дело, как говорят, в шляпе. Ну, инженер, конечно, согласился, исполнил прихоть Яги, и говорит: — Ну что, дело сделано, давай исправляй мою жизнь, верни всё, как было. — А сколько тебе лет? — спрашивает баба Яга.  — Ну, уже сорок девять стукнуло, — отвечает инженер — А что спрашиваешь? — Эх ты, столько пожил, столько повидал, а до сих пор в сказки веришь!!!

       Инфантильность – уродливое проявление детских качеств личности у взрослых. Как они не маскируются под мужские или женские качества личности, всё равно торчат уши отчетливо просматривающейся инфантильности.  Инфантильность – это необузданная жажда оставаться в детстве.  Кто был бы против, если бы инфантилы переносили во взрослую жизнь искренность, радостность, восприимчивость к жизни и к людям, естественность и непосредственность? Но вместо добродетелей они тянут за собой ржавые якоря прошлого в форме эгоцентризма, зависимости, импульсивности, поиска виноватого, непостоянства и безответственности.

      Инфантильность – неприязнь к личностному росту, развитию разума, совершенствованию личности, поиску своего жизненного предназначения и смысла жизни. Это жизненная позиция страуса – закрывать глаза на возникающие проблемы, игнорировать жизненные уроки, отметать вызовы жизни, предполагающие проявление таких качеств личности как целеустремленность, упорство, настойчивость, постоянство и ответственность. Инфантильность – это вырождение ответственной, самостоятельной личности, прежде всего мужской, с заменой ёе на дядю с «соской». Инфантильность — непримиримый враг взросления.

       Первое, что инфантил перетаскивает во взрослую жизнь, так это замшелый от времени эгоизм. Для ребенка, не осознающего, что такое смерть, вполне естественно думать, что весь мир существует только ради того, чтобы доставить ему радость. Он чувствует себя Центром Вселенной.  Другое дело взрослый, считающий, что солнце восходит только ради того, чтобы он проснулся. Инфантил считает, что окружающие существуют, чтобы заботиться о нем, доставлять ему удовольствия и дарить наслаждения. Взрослый человек с детской потребительской психологией, с перевозбужденным ложным эго вызывает у окружающих протестные настроения, раздражение и гнев.

     Инфантильность тяготеет к иждивенчеству. Детям естественно свойственна неспособность обслуживания себя самим.   Но когда здоровый мужик (могуч, волосат и вонюч) категорически игнорирует мысль о том, как помочь жене по дому и проявляет демонстративную беспомощность во всех обыденных делах – это уже явный признак инфантильности.

     Инфантильность – не проходящая страсть к играм и забавам. Как она только не потчует себя игрушками. Это и компьютерные игры, и бесконечные загулы с приятелями – собутыльниками, и приобретение взрослых игрушек (технических новинок, мотоциклов, машин). Развлечения – основная часть жизни инфантила. Психологи считают, что с  инфантильными людьми хорошо развлекаться, этим они нередко и располагают к себе других людей. Душа компании, балагур-весельчак нередко бывает инфантильными человеком, оказавшимся в своей стихии. Но как только праздник жизни заканчивается, он гаснет, исчезает из вида – до нового развлечения.

     Инфантильный человек бежит от принятия решений, как вампир от святой воды. Для принятия решений нужна решительность, уверенность в себе, сила воли. Но это качества зрелой личности. Инфантильности они не ко двору. Взрослый разумный человек действует по указке своего разума, который действует в режиме «Правильно – неправильно». Инфантильность не разумна. Она действует в режиме хаотичного, вожделенного ума: «Хочу», «Нравится – Не нравится». Идя по пути наименьшего сопротивления, инфантильность заявляет: — Зачем мне этот геморрой?!, В лом.

    Качественные особенности инфантильности — отказ от принятия ответственности за собственную жизнь на себя и отсутствие осознанных целей, планов на будущее.

     Для ребенка жизнь бесконечна, он думает о бессмертии, как о естественном факте и готов вечно танцевать на зеленой лужайке жизни. О его будущем думают родители. У инфантильного взрослого также нет никаких осознанных планов на будущее. По словам известного российского психолога В. Н. Дружинина, «нам отпущен миг времени и частица свободы для того, чтобы распорядиться своим мгновением, искрой сознания, осветившей мир. Ощущение времени как ресурса, “шагреневой кожи”, убывающей независимо от удовлетворения или неудовлетворения наших желаний – это ощущение присуще лишь взрослым людям, имеющим возможность и желание размышлять о жизни».

      Инфантильность – мужское качество личности. Женщины в разы меньше склонны к проявлению этого качества. Ориентация на семью делает женщину практичной, расчетливой и благоразумной.  Большинство женщин, даже не зная о Пьере-Огюстене Бомарше, четко следуют его совету: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».

     Женская инфантильность проявляется, как это ни странно, в желании всё контролировать. Психолог Ольга Красникова утверждает: «Инфантилизм характеризуется так называемой неадекватной ответственностью. За что человек может и должен отвечать? За то, что он может контролировать и изменить: его поступки, мысли, чувства, желания, отношения. Это адекватная ответственность. Если я перекладываю свою ответственность на других или беру на себя ответственность за чужие поступки, мысли и т. д. — это ответственность неадекватная. Так вот, женщины, все контролирующие, — это маленькие девочки, которые боятся, не доверяют миру, и им кажется, если не они, то кто же. Это очень характерно для детей — чувствовать себя причиной всего. Мама с папой ругаются — это из-за него, значит, он может что-то сделать, чтобы они не ругались. Такая властная, контролирующая женщина и на консультацию приходит не потому, что признает: у нее проблема. Она приходит за инструкцией: что ей делать, чтобы ее близкие стали более удобными для нее».

      Зачастую именно в семейной жизни особенно ярко проявляется инфантильность супругов. Ольга Красникова: «По моим наблюдениям, многие супруги любят играть в “партизан и телепатов”: если вы меня любите, должны догадаться, почему мне плохо! И если не догадались — вы виноваты в моем настроении и вообще не любите меня! А другая сторона, играя в “телепата”, не спрашивает, а пытается догадаться, в чем дело, и считает, что да, это он всегда виноват в плохом настроении жены. Оба супруга, играющие в угадайку вместо того, чтобы поговорить, поступают абсолютно инфантильно».

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 695 всего, 1 сегодня)

podskazki.info

Инфантильность

Инфантильность рассматривается З. Фрейдом как фиксация на определенной стадии развития. Человек предпочитает удовлетворять свои потребности более простыми, «детскими» способами, в частности, грызение ногтей, курение или переедание может быть связано с частичной фиксацией на оральной стадии, обусловлено «неполнотой» психической зрелости.

Типичной инфантильной реакцией является защитный механизм регрессии — возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойственен детям, тревожность ослабляется «детскими» способами. Не зря регрессия считается более примитивным способом преодоления конфликта, при этом источники тревожности остаются неразрешенными. «Даже здоровые, хорошо приспособленные люди, — писал З.Фрейд, — позволяют себе время от времени регрессии, чтобы курят, напиваются, переедают, выходят из себя, кусают ногти, ковыряют в носу, читают рассказы о таинственном, ходят в кино, нарушают законы, лепечут по-детски, портят вещи, мастурбируют, занимаются необычным сексом, жуют резинку или табак, одеваются как дети и делают тысячи других «детских» вещей. Многие из этих регрессий настолько общеприняты, что принимаются за признаки зрелости. В действительности все это — формы регрессии, используемые взрослыми».

В психологической регрессии З.Фрейд видел ключ к пониманию девиантных форм сексуальности и предлагал использование психоанализа для выявления психической травмы, задержавшей или исказившей нормальное сексуальное развитие.

В противовес З.Фрейду К. Юнг писал о других причинах внутриличностных конфликтов: «практически учение о вытеснении инфантильной сексуальности или об инфантильной травме несметное количество раз служило отвлечению внимания от подлинных причин невроза, а именно от изнеженности, халатности, пассивности, алчности, злобы и прочих видов эгоизма». Как бы то ни было, но К.Юнг перечисляет в качестве причин неудовлетворенности человека собой и неврозов такие инфантильные, на наш взгляд, проявления, как эгоизм, пассивность и др. Типичной инфантильной чертой является зависимость — «особая внутренняя привязанность, которая может чем-нибудь заменяться». Зависимость подавляет развитие личности, «потому что ничто так не препятствует развитию, как застывание в бессознательном, можно даже сказать, в психически эмбриональном состоянии» (К.Юнг).

В своем определении личности К. Юнг дает по сути дела определение противоположности инфантильности — зрелости: «личность — результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивидуального сущего и максимального успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора». В то же время, воспитание такой личности, по мнению К.Юнга, является «недостижимым идеалом», так как во взрослом воспитателе «застрял вечный ребенок, нечто еще становящееся, никогда не завершающееся, нуждающееся в постоянном уходе, внимании и воспитании. Это — часть человеческой личности, которая хотела бы развиться в целостность».

Особенности воспитания, как возможная причина «взрослых» проблем широко освещается в работах А.Адлера. Одним из препятствий личностного роста им называется избалованность. Избалованные дети, по мнению А.Адлера, имеют трудности в развитии «чувства социального интереса и кооперации». Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них.

Инфантильность рассматриваются также как возможная причина внутриличностного конфликта. В частности, Карен Хорни описывает понятие «базального конфликта» и особенности невротической личности, «заложенные в нашей культуре, которые невротик отчаянью пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности». Наиболее четко инфантильные черты прослеживаются в тенденции «движения к людям» — «уступчивый тип»: «данный тип демонстрирует заметно выраженную потребность в любви и одобрении и особую потребность в партнере, который должен взять на себя ответственность за все доброе и злое... Будучи предоставленным самому себе, он чувствует себя потерянным, подобно лодке, потерявшей свой якорь. Эта беспомощность отчасти соответствует действительности». Еще одной типичной чертой этого типа является зависимость от других людей: «если я найду кого-либо, кто будет любить меня больше всех других, опасность исчезнет, ибо он (она) защитит меня». На самом деле эти предпосылки являются ложными, так как «он ошибочно принимает свою потребность в любви и привязанности и все, что вытекает из нее, за подлинную способность любить и что он полностью упускает свои агрессивные и даже разрушительные наклонности». В двух других тенденциях — «движении против людей» и «движении от людей» также прослеживаются некоторые инфантильные черты: «ни один из этих вариантов не избран свободно: каждый имеет навязчивый и негибкий характер, задан внутренней необходимостью». Все три типа основываются по сути дела на «зависимости от людей, какую бы форму она не принимала: слепое бунтарство, слепое стремление к превосходству и слепая потребность держаться в стороне — все они являются формами зависимости. Далее, путем сдерживания огромных секторов эмоциональной энергии он полностью выключает их из действия. Все эти факторы приводят к тому, что он становится почти неспособным ставить собственные цели и добиваться их».

По мнению Э. Фромма, классическим примером зависимости и инфантилизма является невроз и невротик — «человек, продолжающий сопротивляться полному подчинению, но в то же время связанный с фигурой «волшебного помощника», какой бы облик «он» ни принимал. Невроз всегда можно понять как попытку — неудачную попытку — разрешить конфликт между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе». Понятия «садизма» и «мазохизма» у Э.Фромма также рассматриваются как две стороны инфантильности, он называет это «симбиозом» — «союз некоторой личности с другой личностью (или иной внешней силой), в котором каждая сторона теряет целостность своего «Я», так что обе они становятся в полную зависимость друг от друга. Садист так же сильно нуждается в своем объекте, как мазохист — в своем. В обоих случаях собственное «Я» исчезает». Наиболее частые проявления садизма — это чувства собственной неполноценности, которые могут принимать разнообразные формы: самокритика, невроз навязчивых состояний, склонность к несчастным случаям или к физическому заболеванию. Все эти проявления направлены на то, чтобы «избавиться от собственной личности, потерять себя, избавиться от бремени свободы».

Садистские наклонности могут выражаться в стремлении «эксплуатировать других», подчинять себе, причинять физические и душевные страдания. «Садисту нужен принадлежащий ему человек, причем эта зависимость может быть совершенно неосознанной». Третий тип личности, по Э.Фромму, — это «конформист». Конформность, по нашему мнению, является типичной инфантильной чертой — «индивид перестает быть собой, он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные».

Э. Эриксон, как и многие другие исследователи, считает, что инфантильные черты могут обнаруживаться у любого взрослого человека: «каждое поколение привносит в социальные институты пережитки инфантильных потребностей и юношеского пыла и берет от них специфическое подкрепление детской витальности». Так же, как и З.Фрейд, Э.Эриксон полагает, что проблемы, возникающие на определенной стадии развития, могут привести к фиксации и регрессии.

По мнению Э. Берна, «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку». «Детское Я отвечает за творчество, оригинальность, получение приятных впечатлений, детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем». Так как для оптимального функционирования личности необходима гармоничная представленность всех трех состояний, то Э.Берн считает, что понятия «незрелая личность» не существует — «есть люди, в которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей личностью, а у так называемых «зрелых» людей контроль за поведением почти все время осуществляет Взрослый».

В своей теории поля КЛевин также отмечает возможность возникающих время от времени регрессий. Кроме того, он различает регрессию и ретрогрессию. Ретрогрессия — это обращение к ранним формам поведения, имевшим место в жизненной истории человека, тогда как регрессия означает переход на более примитивную форму поведения независимо оттого, вел ли себя человек когда-либо прежде таким образом. Одним из факторов возникновения регрессии является фрустрация.

Еще одним защитным инфантильным механизмом, по нашему мнению, является описанный Ф.Перлсом механизм слияния: «человек, находящийся в состоянии патологического слияния, не знает, что такое он и что такое другие. Он не знает, где кончается он сам и где начинаются другие. Не осознавая границ между собой и другими, он не способен на контакт с ними, но также и не отделится от них». Ф.Перле считает, что такое патологическое слияние лежит в основе многих психосоматических заболеваний: «человек, находящийся в патологическом слиянии, связывает свои потребности, эмоции действия в один тугой узел и уже не осознает, что он хочет делать и как он сам себе не дает этого делать».

В гуманистических теориях личности упор обычно делается не столько на описании инфантильности, сколько ее противоположности — зрелости. В частности, понятие самоактуализирующейся личности включает в себя наличие таких «зрелых» черт, как автономность и ответственность. Считается, что у таких людей есть «способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, к тому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своего действия, а не куклой в руках других людей». В связи с этим А. Маслоу считает «ненормальными» и «больными» противоположные проявления: «слишком много людей не сами создают содержание своего сознания, а предоставляют это делать другим — продавцам, рекламодателям, агитаторам, телевидению и газетам. Они марионетки, а не самостоятельные, не самоопределяющиеся индивиды. Именно поэтому они столь склонны чувствовать себя слабыми и беспомощными».

В некоторых теориях выделяются понятия «взрослости» и «зрелости». В работах по психологии индивидуальности Г.Олпорт писал, что «не все взрослые достигают полной зрелости. Они — выросшие индивиды, чья мотивация все еще пахнет детской комнатой. Не все взрослые управляют своим поведением на основе ясных разумных принципов. Лишь в случаях серьезных нарушений мы видим взрослого, не знающего, что он делает, чье поведение теснее связано с тем, что происходило в детстве». Зрелая личность, по Г. Олпорту, должна обладать «самопротяженностью» — жизнь человека не может быть привязана к непосредственным потребностям и обязанностям, человек должен «реалистически относиться как к себе, так и к внешней реальности».

Нередко зависимая личность «реализует» себя в психосоматических заболеваниях. Причем предиспозиция к болезни связана с особым стилем взаимоотношений с матерью — с так называемой симбиотической связью, при которой у человека не формируется способность к независимому автономному функционированию. Он постоянно нуждается в так называемых self-объектах для обеспечения психологической и физиологической регуляции. «Психосоматическая мать» описывается как авторитарная, открыто тревожная и враждебная. Отец, неспособный противостоять доминантной матери, находится на периферии (А.Б.Холмогорова).

Известно, что многие люди неспособны отвечать требованиям «цивилизации», что влечет за собой появление регрессивных механизмов защиты, формой которых может быть оральное поведение (по З. Фрейду). Еда и питье в данном случае несет в себе не только физиологическую, но и психологическую функцию — получение любви, защиты и безопасности. В частности, конфликт, описанный F.Alexander указывает на то, что «инфантильные желания зависимости имеют здесь специфическое содержание — получить путем пассивного питания любовь и внимание — побуждения, которые вступают в конфликт с возросшим «Я».

Типичным проявлением орального поведения считаются расстройства питания, в частности нервная анорексия. Часто анорексия интерпретируется как «бегство от женственности», защита от страхов беременности. Но это также попытка защиты от взросления в целом «перед лицом нарастающих ожиданий мира взрослых». Женщины с анорексией часто не готовы к своей зрелости. Больше, чем другие девочки, они переживают физическое созревание как свою подготовку к исполнению женской роли, считая ее чуждой и чрезмерной для себя.

При ожирении часто наблюдается «оральная избалованность» — матери проявляют гиперопеку, а еда становится выражением чувства вины, возникающего вследствие отсутствия проявлений любви. В связи с подобным воспитанием у ребенка формируются защитные тенденции, выраженная зависимость от матери. Эмоциональный холод, который испытывают дети, учит компенсировать недостаток или отсутствие любви при помощи приема пищи, что даже приветствуется родителями. Как правило, компенсацией служат сладости, которые известны ребенку с детства в качестве «награды», «приманки» или проявлением лести.

С описанием инфантильных черт можно столкнуться даже при трактовке несчастных случаев, что может иметь косвенное отношение к пониманию в частности наркоманического зависимого поведения. Считается (F.Alexander), что несчастный случай является бессознательной формой самонаказания. R.Rattner отмечает, что «влечение к несчастным случаям — это драматическая форма бегства от обязательств и ответственности». Если обратиться к употреблению наркотических веществ, то можно констатировать, что имеются сходные объяснения зависимости от них.

Многие исследователи отождествляют понятия «инфантильная» и «истерическая» личность. Эти понятия, безусловно, очень близки, но в то же время они требуют разграничения. Поскольку, клиническая практика доказывает, что инфантильная личность отнюдь не всегда обладает характеристиками истерическими. По О.Кернбергу истерическая личность — это так называемая «сценическая личность». В отличие от истерической, инфантильной личности присущи диффузная эмоциональная лабильность, недифференцированные отношения с другими и поверхностность эмоций. О.Кернберг считает, что истерическая личность в целом является зрелой, инфантильная же личность «чрезмерно идентифицирует себя с другими и проецирует на них свои нереалистичные фантазии и намерения». Инфантильная личность демонстрирует детскую «прилипчивость» во всем, а не только в сексуальной сфере, причем детская зависимость нужна ей сама по себе, а не как защита против взрослых сексуальных отношений.

Инфантильность можно наблюдать у нарциссической личности. Выделяют следующие формы нарциссизма: нормальный взрослый, нормальный инфантильный и патологический нарциссизм. При нормальном взрослом нарциссизме существует нормальная структура Я, при нормальном инфантильном нарциссизме структура Я также является нормальной, хотя и во многом инфантильной и может приводить к регрессии. Для патологического же нарциссизма характерна «ненормальная» структура Я. Один из типов патологического нарциссизма — это нарциссическая личность в собственном смысле слова. Для этого типа характерно наличие у пациента «патологического грандиозного Я», причем в некоторых ситуациях на поверхностном уровне их расстройства почти незаметны. Основными особенностями данной личности являются во многом инфантильные черты: частые разговоры о себе, чрезмерная потребность в любви и восхищении окружающих, противоречие между «раздутым» Я и чувством неполноценности, определенная внешняя зависимость от окружающих, примитивные защитные механизмы. Довольно часто во взаимоотношениях с другими людьми «они играют роль эксплуататоров или паразитов», а за внешней обаятельностью и заинтересованностью на самом деле скрываются холодность и жестокость. Инфантильным личностям свойственны «сильная зависимость и тенденция прилипать к людям», пациенты со злокачественным нарциссизмом в основном холодны и отчужденны. Оба типа имеют склонность к суицидальному поведению, но причины, вызывающие его являются различными: у пациентов с нарциссизмом это угроза их «патологической грандиозности» и в связи с этим ощущение унижения или краха, у пациентов с инфантильной личностью — желание пробудить в окружающих чувство вины и установить таким образом контроль над средой. Риск суицидального поведения увеличивается в тех случаях, когда инфантильные черты сочетаются с депрессивно-мазохистскими. Кроме того, оба типа склонны к развитию алкоголизма и наркомании и в этом случае риск суицидального поведения становится еще выше.

Начало изучения психического инфантилизма связывают с именем Laseque, который рассматривал инфантилизм как задержку формирования личности на ступени, не соответствующей реальному возрасту. В качестве причин инфантилизма назывались сифилис, инфекции, плохие условия жизни. На роль сифилиса, туберкулеза, алкоголизма и эндокринных расстройств указывали также Э.Крепелин, С.И.Ключарев. Говоря об инфантилизме, большинство исследователей подразумевало психофизический инфантилизм в современном понимании, особенно на этот взгляд повлияли работы В.Morel, посвященные дегенерации. Кроме того, предполагалось наличие интеллектуального недоразвития, хотя некоторые ученые рассматривали инфантилизм и у интеллектуально полноценных лиц. De Sanctis отмечал, что у ребенка в любом возрасте может возникнуть инфантилизм, который он называл «психическим». Описывая пациентов с психической незрелостью, он подчеркивал, что одни из них выглядят торпидными, другие — гиперактивными, настроение лабильное, неустойчивое. При хороших интеллектуальных способностях они плохо успевают в гимназии. Одни пациенты отличаются робостью, застенчивостью, мнительностью, другие — тщеславием, стремлением выделиться. И те, и другие склонны к подражанию, коллекционированию различных предметов, поверхностности суждений, раздражительности, однако, они быстро успокаиваются, слезы легко сменяются смехом. Di Gaspero различал два вида психического инфантилизма: 1) mental — когда имеются истинные признаки интеллекта и 2) инфантильные «вкрапления» в интеллектуальную сферу взрослых. Первый тип был образно назван «созревшие дети и почти незрелые взрослые», второй — «наполовину взрослые и наполовину дети».

Многие авторы, изучавшие роль инфантилизма в происхождении психических расстройств, алкоголизма и наркомании широко использовали термины «детскость», «детский», «наивный», но не приводили объяснений того, что под ними подразумевалось. Попытка трактовки термина «детскость» была предпринята еще в 40-х годах BJ.Lindberg. Он описал 5 типологических групп, которые можно с полным основанием отнести к характеристике зависимых личностей:1) детская логика и несовершенство мышления, тенденция к «игровому» поведению, «ложное» чувство стыда;2) повышенная внушаемость, импульсивность, стремление к подражанию, эгоцентризм, слабость волевых установок, легкая отвлекаемость, лабильность настроения, непреодолимое влечение к удовольствиям, живое воображение;3) стеснительность, робость, неуверенность, склонность к скрупулезности, повышенная истощаемость, навязчивости;4) добродушие, наивность, снижение внимания и усидчивости;5) повышенное любопытство, тенденция к непродуманным и своеобразным действиям, сексуальные перверсии, склонность к коллекционированию и накопительству, клептомания.

Традиционным в психиатрии является представление о том, что психический инфантилизм обнаруживается в качестве базы психопатии (личностных расстройств). Основополагающими считаются работы Э.Кречмера, который указывал на то, что психический инфантилизм является неизменной конституциональной особенностью, свойственной всем психопатам. Благодаря психическому инфантилизму и формируется психопатия. Подобный инфантилизм носит тотальный характер и охватывает, в первую очередь, эмоционально-волевую сферу. Э.Кречмер также выделял парциальный инфантилизм — ювенилизм, при котором происходит «асинхрония» развития, далеко не всегда приводящая к нарушениям адаптации. Кроме того, Э.Кречмер показал, что 40—50% пациентов с неврозами имеют задержку психического развития, а также некоторые симптомы генитальной гипоплазии и физического недоразвития. Подобный фон может также служить базой для развития психосоматических заболеваний, депрессий, алкоголизма. Э.Крепелин считал, что психопатия — результат парциальной задержки развития («истерия периода созревания») — проходит к 25 годам. Заметим, что подавляющее большинство наркоманов обретают зависимость от наркотиков в возрасте от 12 до 17 лет. В более старшем возрасте риск формирования наркотической зависимости резко снижается.

Многие исследователи пытались выделить у лиц с психопатией инфантильные черты: П.Б.Ганнушкин писал о «чрезмерно развитой фантазии», эмоциональной неустойчивости, некритичности мышления». С.Суханов отмечал капризность, демонстративность, эгоизм. Ф.Е.Рыбаков описал случай «pseudologia fantastica infantilis*, Т.И.Юдин указывал на то, что истерические реакции возникают только у лиц, остановившихся на инфантильной ступени развития. По мнению М.О.Гуревича, в основе истерии лежит своеобразное недоразвитие. B.J.Lindberg указывал на связь между инфантилизмом и невропатиями. Важным замечанием является то, что инфантилизм не является болезнью, а одной из «форм душевной слабости». Кроме того, автор отрицательно относился к монокаузалистическому принципу выделения психического инфантилизма. Он считал, что при благоприятном влиянии внешней среды часть инфантильных лиц «дозревает», там же, где нет такого благотворного влияния, они становятся психопатами.

В более поздних работах, как правило, изучались особенности психического инфантилизма при психопатиях. Л.О.Чахкиева описала особенности психического инфантилизма в картине психопатий истероидного, аффективно-неустойчивого и тормозимого круга. В группе истероидных психопатов были выделены две подгруппы: для «сенситивных истероидов» были характерны болтливость, наивные мечтания, доверчивость, в дальнейшем характер проявлений становился более сложным. Автор считает, что у «сенситивных» истероидов имеется истинная инфантильность. «Эксплозивные» истероиды чаще обнаруживали такие черты, как возбудимость, лживость, манерность. В группе психопатов аффективно-неустойчивого типа было отмечено уменьшение выраженности инфантильных проявлений за счет усиления раздражительности и возбудимости. Инфантильность в данной группе проявлялась в виде беспечности, легкомыслия, внушаемости, недостаточности моральных и нравственных переживаний или даже в их отсутствии. Для лиц с тормозимой психопатией были характерны астения, слабость побудительных мотивов, беспомощность, беззащитность, неуверенность и прямолинейность в отношениях с людьми. Как правило, они имели хрупкое телосложение, пониженное питание, дефицит веса, незрелость в двигательной сфере, диэнцефальные расстройства. Вероятно, можно предположить, что в этой группе мы имеем дело с психофизическим инфантилизмом. Автор указывает, что инфантилизм может проявляться во всех психических сферах, но наиболее яркими и стабильными являются инфантильные особенности личности. Важным выводом автора является то, что инфантилизм и проявления психопатии не всегда являются понятиями равнозначными или связанными прямой зависимостью. При различных видах психопатий инфантилизм может рассматриваться как «синдромологическое ядро» (сензитивные истероиды), как результат и одновременно механизм становления патологической личности (эксплозивные истероиды) или как «добавочный» фактор (возбудимые и тормозимые психопатии). Таким образом, можно отметить, что в формировании инфантилизма могут участвовать различные факторы: неправильное воспитание, наследственность, церебрально-органические и ситуационные факторы.

О разграничении понятий инфантилизма и психопатий писали В.Я.Гиндикин и В.А.Гурьева. Сама структура инфантилизма при психопатии иная: незрелость носит парциальный характер и отличается дисгармонией. Кроме того, авторы считают, что при инфантилизме отсутствует соответствующая динамика становления патологии личности. В работе Г.Н.Пономарева была сделана попытка комплексного изучения психофизического инфантилизма и выявления различных корреляций. По результатам исследования в зависимости от действия этиологических и патогенетических факторов были выделены три «генетические» подгруппы: ядерная, органическая и краевая. Во всех группах наблюдались такие проявления психического инфантилизма, как внушаемость, подражательность, задержка формирования чувства долга, ответственности, критической самооценки. В зависимости от синдрома психофизического инфантилизма были выделены два клинических варианта истерической психопатии: «истерические фантасты» и «тормозимые истероиды». Для «истерических фантастов» были характерны «жажда признания», эгоизм, склонность к ярко выраженному самоутверждению. «Тормозимые истероиды» — более эмоционально примитивные, неуверенные в себе, склонные к псевдологии, «бегству в болезнь». Для всех лиц был типичным низкий уровень социальной адаптации, ранняя алкоголизация, антисоциальное поведение. Автор считает, что основными показателями глубины психической незрелости подростка являются:1) патологическая внушаемость и подражательность;2) резкая слабость высших форм волевых функций;3) легкость включения в любую деятельность без продуманности и борьбы мотивов;4) неспособность к активной и целенаправленной деятельности;5) неумение соотносить свои поступки с реальной обстановкой;6) недостаточность критики как к собственному состоянию, так и к сложным взаимоотношениям окружающей действительности.

Анализ уровня физического развития позволил выявить отчетливую дисгармонию соматополового созревания: слабое развитие грудной клетки, слабую выраженность вторичных половых признаков, задержку полового созревания, неравномерность антропометрических показателей. С помощью методики Векслера были выявлены признаки неравномерного, дисгармонического развития интеллектуальных функций. Результаты исследования по методике уровня притязаний подтвердили данные о том, что психопатические лица ставят себе, как правило, более сложные задачи, чем те, с которыми справляются. Показатели самооценки были резко полярными: наиболее высокими были показатели относительно «ума и характера», а наиболее низкими — показатели «счастья». Изучение системы ценностей показало, что для всех лиц типичной явилась система ценностей, указывающая на предельный индивидуализм, эгоистические социальные установки. Автор отмечает, что имеется прямо пропорциональная связь между глубиной личностной патологии, выраженностью психофизического инфантилизма и уровнем социальной адаптации, следовательно, по выраженности инфантилизма можно судить о тяжести истерических личностных расстройств.

В.Е.Житловский обследовал 96 подростков 14—16 лет с нарушениями поведения в виде социальной дезадаптации, но не достигающей уровня противоправных нарушений (побеги из дома, срывы школьных занятий, конфликты и пр.). У всех обследованных были выявлены признаки инфантилизма — неустойчивость интересов, эмоциональная лабильность, пассивная подчиняемость, конформность, нецеленаправленность, жестокость. Автор выделил три группы: 1) психофизический инфантилизм, 2) дисгармонический инфантилизм, 3) органический инфантилизм. В первой и третьей группах признаки незрелости обнаруживались в эмоционально-волевой сфере: склонность к фантазированию, моторная расторможенность, внушаемость, эйфоричность, беззаботность. Во второй группе отмечались явные психопатоподобные симптомы: взрывчатость, конфликтность, грубость, нетерпимость и т.д.

А. Личко при обследовании подростков с помощью патохарактерологического диагностического опросника обнаружил у них следующие явления психического инфантилизма: снижение в сфере мотивации, интересов, чувства ответственности, долга, умения учитывать желания других людей, т.е. у них отмечалось нарушение системы отношений личности.

На протяжении всего периода изучения психического инфантилизма многими исследователями предпринимались попытки объяснения этиологии и патогенеза с позиций нарушения физического и соматического развития, а также эндокринологических расстройств. В частности, во французской психиатрии большинство авторов рассматривали инфантилизм как проявление грубых форм недоразвития психики и моторики преимущественно эндокринной природы. H.Hyrsch предлагал выделять те формы недоразвития, которые являлись следствием вырождения и заболеваний желез внутренней секреции («частный» инфантилизм). Карликовый рост и недостаточность функции печени и почек он непосредственно связывал с торможением роста, деформацией костей и незрелостью психики. K.Leonhard описал «сексопатический» инфантилизм, близкий к психосексуальному инфантилизму. Н.И.Молчанов, Г.Цондек выделяли «чисто эндокринные» формы инфантилизма. М.Тгатег употреблял термин «инфантилизм» только по отношению к лицам малого роста с диспластичностью. Инфантилизмом он называет физическое недоразвитие, определяемое только с пубертатного возраста, парволизмом — еще более выраженное недоразвитие, определяемое со школьного периода и парволоизмом — резкое недоразвитие, заметное с дошкольного возраста. М.Я.Серейский и Е.Н.Крылова отмечали детскую психику при гипогенитализме (зависимость, наивность, повышенная внушаемость и т.д.). Как указывал М.И.Буянов, несмотря на большое количество работ в этой области, связь между этими явлениями остается малоизученной: неясно, сопровождает ли эндокринная недостаточность все виды инфантилизма либо только определенные формы.

Позже предпринимались попытки изучения гормональных и биохимических корреляций при инфантилизме у подростков. В.Е.Житловский исследовал подростков с нарушениями психофизического развития. У всех обследованных имелись нарушения поведения. Как правило, при задержке развития отмечались эйфория, отсутствие чувства дистанции, эмоциональная живость, фантазирование, шалости, беспечность и пр. Были обнаружены нарушения липидного обмена в виде повышения уровня эфиров холестерина, триглицеридов, фосфолипидов. А. А. Александров и Е. М. Стабровский при обследовании подростков с нарушениями развития обнаружили снижение уровня тестостерона и отсутствие вторичных половых признаков. Все обследованные были склонны к девиантному поведению.

E.Dupre ввел понятие «моторная дебильность», под которым подразумевал комплекс симптомов: паратонию, усиление сухожильных рефлексов, синкинезии, снижение моторной и эмоциональной активности), A.Homburger описал «моторный инфантилизм» — замедление двигательного развития, симптом Моро, преобладание сгибательных синергий при хватании, сгибательное положение рук, запаздывание сидения и хождения, слабость мускулатуры головы и шеи, атетозные движения и пр.). М.О.Гуревич писал, что «инфантильно-грацильный» тип телосложения часто коррелирует с психическим инфантилизмом.

Э. Крепелин, М.О. Гуревич, В.А. Гиляровский рассматривали некоторые варианты инфантилизма как атипичную форму олигофрении. Ряд исследователей указывали на наличие психического инфантилизма у детей и подростков с явлениями органического поражения головного мозга. Ю.А.Малинкина отмечала, что тотальный психофизический инфантилизм наблюдается чаще всего у лиц с выраженными остаточными явлениями органического поражения ЦНС, а парциальный психический инфантилизм — при психопатиях. При обследовании неуспевающих школьников с явлениями раннего органического поражения головного мозга М.С.Певзнер указывал, что затруднения в обучении у этих детей связаны с недоразвитием личностного компонента. При сохранности интеллектуальных предпосылок у них недоразвиты более сложные формы мышления, связанные с удержанием цели, умением сличать проделанное действие с предстоящим. Автор делает предположение, что недоразвитие эмоционально-волевой сферы, лежащее в основе инфантилизма, связано с недоразвитием лобных систем, наиболее поздно формирующихся в онтогенезе. Такое предположение обусловливает более отчетливое выявление этого вида патологии к началу школьного возраста, когда у своевременно развивающегося ребенка происходит перестройка психических функций; память, внимание, моторика, мышление в целом становятся произвольными и осознанными (Л.С.Выготский).

М.Г.Рейдибойм обследовал 95 учащихся, неуспевающих в массовой школе, и 67 взрослых, у которых этот диагноз был поставлен в детстве. У 54 детей были обнаружены признаки инфантилизма, у 18 детей — только незрелость эмоционально-волевой сферы (они были наиболее «благополучными»), у 26 детей инфантилизм сочетался с признаками органической церебральной недостаточности, 10 детей имели т.н. осложненный инфантилизм с интеллектуальной недостаточностью. Из 54 взрослых у 15 сохранились инфантильные черты, у 12 - церебральные явления, у 9 — невротические черты, 11 пациентам был поставлен диагноз олигофрения. Автор делает вывод о том, что часто происходит «маскировка» инфантильными чертами недостаточности интеллекта.

Е.И.Сулимовская провела психологическую диагностику инфантилизма у подростков. Были выделены три группы: 1) с минимальными явлениями органического поражения головного мозга; 2) с остаточными явлениями органического поражения ЦНС и признаками инфантилизма; 3) с ведущим синдромом органического психофизического инфантилизма. Исследовались особенности познавательной деятельности, динамические особенности психических процессов, субъективные и объективные личностные характеристики. В первой группе отмечались достаточные организация и функционирование психических процессов, во второй группе — пониженный уровень когнитивных процессов, поведенческие формы подростковой активности. В третьей группе обнаружились самые грубые расстройства: утомляемость, неустойчивость внимания, использование конкретно-ситуационных свойств, невысокие вербальные интеллектуальные личностные особенности. Таким образом, у обследованных отмечалась определенная «дефектность» — недостаточная орган

psyera.ru

Инфантильность, инфант, инфантилизм – взрослые дети

Инфант, инфантильность, инфантилизм – взрослые, как дети

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Что такое инфантильность и инфантилизм

Термины инфант, инфантильность, инфантилизм, употребляются в двух областях знаний: в медицине — в психотерапии и в социологии — в психологии.

И, надо сразу оговорить, что, и там и там, инфантильность человека давно известный факт и объект исследования.

Если в психотерапии, инфантилизм понимается, как психическое заболевание.

Здесь инфант рассматривается, как взрослый человек, с развитием сознания на уровне ребёнка, в той или иной степени. По причине отклонений в развитии центральной неравной системы, — как одна из форм или проявление дебилизма.

То в психологии, инфантилизм рассматривается, как проявление социальной незрелости, детскости взрослого человека.

Здесь, инфант – это взрослый человек с незрелой личностью, который не способен к адекватным реакциям во взрослом мире.

Безусловно, психологические проблемы инфантильности, как имеющие хождение в широких слоях населения, не могут не рассматриваться и философами.

Здесь, это, — как одно из состояний человека, его отношений с социумом и его внутреннего состояния при инфантилизме.

В частности, есть классические исследования инфантилизма, принадлежащие Карлу Густаву Юнгу – философу и социологу.

Инфантильность – распространённое, востребованное, но умалчиваемое явление

Обратите внимание, ещё 20-30 лет назад, на территории, тогда, советского пространства, слово инфантильность было довольно широко применимо. Даже среди учеников старших классов.

Оно широко использовалось и в быту, для обозначения действий человека, несоответствующих его взрослости. И инфантами называли всех, кто вёл себя «как ребёнок», будучи уже достаточно взрослым.

Сейчас же, как видите, понятие инфантильность почти исчезло из обихода и из размышлений людей о людях. Почему? Стало меньше инфантов, инфантильность перестала быть массовым явлением?

Смею вас заверить, что количество инфантов на постсоветском пространстве выросло в разы. Инфантильность, реально, стала массовым явлением среди населения, в возрасте от 20 лет до конца жизни.

Почему же общество и государство не обеспокоено данным явлением?

Инфантильность, как средство выживания человека

А причина простая: в настоящее время, в обществе потребления, которое худо-бедно строится на постсоветском пространстве, инфантилизм стал и социально и государственно востребован.

Как это ни странно звучит на первый взгляд, но в реалиях, что обществу, что государству, нужны, как раз, люди, которые пребывают во взрослом телесном состоянии. Но в своём сознании, по-прежнему остаются детьми.

Обществу такой человек нужен, как, буквально, средство выживания. Ибо, адекватному взрослому человеку очень тяжело осмыслить и психически переносить те социальные условия существования, в которых он пребывает ныне.

Например, фактор социальной незащищённости – отсутствие работы, боязнь её потерять, нищета, бесправие и произвол «хозяев жизни». Это, инфантильному человеку, переносить значительно легче, чем адекватному взрослому.

Понятно почему: смотреть на жизнь по-детски и смотреть на жизнь по-взрослому – совершенно разные явления.

Государству, инфантильность населения, — вообще благо. Иметь человека, и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребёнка – это мечта капиталистического государства.

А именно таковыми являются все государства постсоветского периода. О чём, кстати, скромно и застенчиво умалчивается на всех уровнях и во всех источниках информации.

Ну, а как же: детям много знать не положено – им этого не понять.

Как определить инфантильность человека – как увидеть инфанта

Чтобы нам понять, как определить инфантильность в человеке, нужно найти критерий взрослости. Ведь, именно отсутствие взрослости, отличает инфанта от действительно взрослого человека.

Взрослого, отличает от ребёнка: отсутствие детских свойств и черт в его личности. Тут, если проанализировать, их целый комплекс:

Инфантильность: Мозаичное мировоззрение и детский эгоизм — эгоцентризм

Прежде всего, конечно, у взрослого, в отличие от ребёнка, иное мировоззрение, как совокупность представлений о мире и своём месте в нём.

Если взрослый имеет более-менее ЦЕЛОСТНОЕ представление о том, что такое мир, в котором он живёт. Так как: он видит в нём основные причинно-следственные связи.

И, самое главное, взрослый человек видит своё место в этом мире – понимает, что есть его «Я», относительно других людей.

То, инфантильный человек, как и ребёнок, мало того, что имеет мозаичное мировоззрение – картинку, сложенную из представлений «о том — о сём».

Но, для него, его «Я», является центром вселенной – инфант, как ребёнок, на всё и на всех смотрит только относительно себя.

Это, так называемый, «детский эгоизм» — эгоцентризм. Инфантильность, прежде всего, — это представление человека, что всё и все вращаются вокруг него и, более того, ему все должны обеспечивать хорошую жизнь.

Если не сразу, то, в конечном счёте, — мир не может быть плохим для инфанта. А если он таким представился, то это он так «шутит», испытывает инфантильного человека.

Он добрый ко мне, он меня любит, – думает инфант о мире, наделяя его некой божественностью: Потому что я особенный.

При этом, как и у детей, это представление о своей особенности и исключительности, буквально.

Например, инфант может до конца своих дней прожить с мыслью, что он находится во власти некой сверх силы, которая ведёт его по жизни.

Что-то сродни религиозному верованию, даже если он считает себя атеистом, – не верующим в «общего» бога – в того, что верят окружающие.

Инфантильность и взрослость, по мировоззрению личности, отличаются так, по сути: не «Я в мире, и мир сам по себе», а «Я, и мир вокруг меня».

Прочувствуйте, как говорится, разницу.

Инфантильность: Косность представлений о себе и окружающем мире

Если взрослая личность смогла, методом проб и ошибок, и обучения и самообучения, найти причинно-следственные связи в этом мире. И связать своё мировоззрение в единое целое, найдя своё место в нём.

То инфант, упорно это не делает, лишь расширяя свой кругозор, а не углубляя свои познания.

То есть, если взрослое мышление идёт по пути от единичному к общему, от частностей, к сущности, в познании окружающего.

То инфантильность проявляется в том, что: человек, лишь накапливает информацию о вещах и явлениях вокруг себя.

Иначе говоря, инфантильная личность практически не меняется, оставаясь в рамках тех знаний, которые были приобретены в детстве.

На практике это проявляется в том, что: он постоянно наступает на одни и те же грабли. Делает одинаковые ошибки в жизни, не исправляя их и не учась на них.

А отсюда и далее: Взрослый, вольно не вольно, постигает законы жизни. А инфант использует в жизни лишь готовые способы жизни, готовые рецепты действий и поведения.

Взрослый, пытаясь понять себя, ищет СВОЁ счастье и СВОЮ жизнь, у инфанта сильно развито подражание – он вечно пытается копировать найденного себе кумира.

Кстати, инфантильность и сопряжена с наличием у человека кумиров, как маяков в его жизни. Именно кумиры дают инфантам рецепты жизни: от того, как одеваться, до того, как думать и как что говорить.

То есть, инфант никогда и ни в чём не оригинален – все его «умничанья» и рисовки – лишь пустые понты.

Одним из зримых признаков инфантильности служит неизменность инфанта – идут годы, люди становятся мудрее, взрослеют умом и чувствами. А инфант остаётся «вечно молодым».

Инфантильность: Я никому ничего не должен и не обязан

Ещё одна отличительная черта инфантилизма: отсутствие обязательности и долженствования. Я никому ничего и никогда не должен и не обязан – это, буквально, жизненное кредо и стойкое представление инфанта.

Если взросление человека связано с всё большим и большим ощущением своего долга перед собой и перед людьми? за надлежащее выполнение, также, всё возрастающих, обязательств перед жизнью – собой и людьми.

То инфантильность, с детской непосредственностью, делает человека потребителем жизни. Я никому ничего не должен, не обязан, а мне должны все, — ведь я такой особенный.

Правильней было бы сказать: Ведь я такой маленький, — но, ведь, инфант, и сам не допускает мыслей о своей инфантильности, и ни с кем не согласится, если ему сообщат об этом, а тем более, упрекнут в этом.

Инфантильность человека исправима или инфант непобедим

Конечно, хотелось бы сказать: Инфантильность – это ничего страшного – жизнь научит, жизнь заставит — встанет инфант взрослым, когда-нибудь.

Но, увы, ни мои теоретические знания, ни мой жизненный опыт отношений с инфантильными людьми, ни наблюдения за другими людьми, не дают надежд.

Инфантильность непобедима, — сформированную к 18-20 годам личность, переделать нельзя.

Она способна развиваться лишь в русле имеющихся у неё свойств и качеств, пока они, не достигнут у неё полного совершенства.

Можно надеяться, что человек из, например, жадного, превратится в доброго и щедрого. Если его скупердяйство дойдёт до такой точки, что он сам осознает пагубность этого и изменится.

НО, надеяться, что инфантильность перейдёт во взрослость, бессмысленно. Ибо, как мы видели выше, — это не черта и даже не свойство личности. А это и есть сама личность инфантильного человека.

Вернее, одна из возможных форм личности человека.

То есть, сделать человека не инфантильным – это, буквально, сделать его СОВЕРШЕННО иным. Притом и внутренне и внешне. Такого переворота своей личности, обычный человек, ни психически, ни физически вынести не в состоянии.

Инфантильность. Как жить с инфантом и откуда они берутся

Можно ли жить с инфантом – иметь с ним отношения? Ну, а почему нет? Они же не живут вне людей, во-первых, а во-вторых, находятся люди, которые не только могут жить с ними, но и вполне счастливы с ними.

Я, лично, наблюдал и наблюдаю такие возможные варианты жизни с инфантильными людьми в семейных союзах:

Когда живут два инфанта

Здесь главным является, прежде всего, материальная поддержка этого союза.

Так как инфанты сами приличных денег заработать не могут, но требуют, чисто как дети, сладкой и уютной жизни для себя. То необходимо, чтобы кто-то их содержал и устраивал их быт и детское беззаботное существование.

Как правило, таковыми кормильцами являются родители жены или мужа, а то и с обеих сторон.

И жить, два божьих одуванчика, могут долго и счастливо, пока их жизнь будет обеспечена, и никто не будет нарушать их детский сон наяву.

Когда жена инфантильна, а муж взрослый мужчина

Ну, кому-то же нравятся такие жёны. Как правило, это хорошо обеспеченные люди, которые могут позволить «девочке» развлекаться детски не по-детски — жить в неге и довольстве, ублажая «папочку».

Когда инфантильностью страдает муж

Ну, есть же славянские женщины, которые имеют силу и энергию иметь под своим началом и на своём иждивении не только детей, но и мужа-ребёнка.

Когда инфантильностью страдают оба, муж и жена, но без особой материальной поддержки со стороны

Как ни странно может показаться, но, на мой взгляд, эта самая распространённая форма существования инфантов.

Ну, живут себе и живут: на вид, как дети беспризорники, или дети, которые себя воображают взрослыми – играют во взрослых.

Инфантильность, несмотря на свою сущность, имеет очень неплохую приспособляемость, подстраиваемость.

Впрочем, это тоже качество детей – они могут легко адаптироваться. Например, известны, конечно ужасные, случаи, когда дети выживают и в собачьей конуре.

Есть, также, значительная часть инфантов, которые гордо несут свою инфантильность в одиночестве, в особенности женщины.

Они живут, часто, в ожидании прекрасного принца, сами с претензией на принцесс – в народе их называют «Куклы». Они, или одни, или на содержании родителей, родственников.

И есть, так называемые, «Вечные мальчики».

Большинство взрослых людей, жить с инфантами не могут. Потому что «нянькаться» с ними по жизни, практически не получая ничего взамен, – не каждому нравится.

К тому же, как правило, эти великовозрастные дети ОЧЕНЬ капризны и переменчивы.

Например, инфантильная жена может в любой момент убежать к маме, «потому что у мамы лучше». Или с любовником: Потому что он меня больше любит, — и так далее.

Муж же, инфант – это тоже что-то! Но, повторяю, жить с ними — это на большого любителя.

К сожалению, связать свою жизнь с инфантильным человеком очень легко. Ведь, дети всем нравятся, и у них в крови, когда им нужно суметь понравиться взрослым, делать это.

А расстаться с ними значительно тяжелее, чем со взрослым человеком: ну, как бросить ребёнка? Тут тебе и истерики и всё такое прочее, из детского репертуара, помноженное на мнимую взрослость.

Причины инфантилизма

Откуда берётся инфантилизм? Конечно: из воспитания ребёнка. Ну, и, быстрей всего, и по генетической предрасположенности.

Ведь, Куклы и Вечные мальчики, тоже социуму нужны, как контраст, как разнообразие. И как определённый балласт общества – чтобы не было «слишком хорошо, что тоже плохо».

И надо не забывать, что инфантильность, как и все качества и свойства человека и его личности, имеют ту или иную СТЕПЕНЬ своего проявления.

Есть, грубо говоря, полные инфанты, есть люди только с временным, событийным — частичным инфантилизмом. А есть такие, что сразу и не определишь, инфант он или взрослый.

А как вы смотрите на инфантов, на инфантильность и на инфантилизм, как социальное и личностное явление?

Читать дополнительно по этой теме

Жизненный опыт – чему, кого, почему учит жизнь?

Унисекс – социальный гермафродитизм сознания человека

Какие качества человека мешают жить ему и окружающим

Каким должен быть мужчина – как не ошибиться в муже

Как относиться к своему прошлому? Оценка прошлого — компас настоящего

Мировоззрение – иллюзии, практика, идеи и знания

love-family-life.info

Что такое инфантилизм?

Вечер, пятница, я размечталась, что расслаблюсь после трудовой недели, но тут звонит моя подруга Лиза – в голосе слезы. Понимаю, что у нее что-то случилось, но по телефону рассказать не может – похоже комок в горле. Только поняла, что она была на приеме у психолога и поэтому сейчас так нервничает. Еду к ней, ведь друзья затем и нужны, чтобы поддержать в трудную минуту.Выпили кофе с ромом, тепло потекло по жилам, и Лиза начала свой рассказ.Она решила пойти к психологу по семейным вопросам, потому что муж Володя все чаще стал изводить ее своими детскими поступками: увлеченностью компьютерными играми и нежеланием решать семейные проблемы. Еще он, как маленький ребенок, боится выйти куда-либо, кроме работы. На работе он, кстати, покладистый, потому что исполняет все так, как хочет начальник, и не высказывает свое мнение. Но самое неприятное, что он каждый день звонит своей маме и жалуется ей на Лизу и сыночка Артема, которому десять лет.Лиза – очень мудрая женщина и «не слышит» эти разговоры, уходит в другую комнату, но все равно эти жалобы вносят разлад в семью, потому что после них он говорит Лизе, что его мама считает так и так.Лиза не выдержала и решила попросить совета профессионала  Психолог очень быстро поставила диагноз «инфантилизм»:«Инфантилизм — это когда поведение человека не соответствует возрастным требованиям. Фактором развития инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.Если подростку не дают принимать никаких решений, он привыкает жить по чужой указке. Или наоборот, если родители во всем потакают ему, подхватывают все его начинания, все хотят сделать за него. В этой ситуации личность тоже полноценно не формируется. Ему 25 лет, а что ему скажут, то он и сделает. Родителям приятно чувствовать свою власть, они гордятся такими, не выросшими детьми.Очень важен подростковый кризис 13 лет: если человек его нормально не проходит, то так и остается ребенком. Человек может избавиться от инфантильности при помощи тренингов личностного роста. Психотерапия может помочь человеку осознать, что в нем должно быть три составляющих: взрослый, родитель, ребенок. Инфантильность современных мужчин – одна из причин семейной дисгармонии , так как женщина вынуждена брать на себя роль матери для супруга».Вот сидим мы с Лизой и думаем, какая же тонкая грань существует в воспитании детей. Ведь если нас этому не учили, то теперь только через дорогие сеансы психолога можно изменить ситуацию. А что делать тем, у кого нет денег, или кто не осознал свое поведение, как проблемное? И как вырастить правильно сына Артёмку, ведь ему уже десять лет, и скоро наступит такой непростой подростковый возраст, когда надо и разрешать, и запрещать в правильной пропорции.Как было бы хорошо, если бы в школе проводили беседы по психологии подростка. А еще лучше — семинары, на которых подростки могли бы открыто обсуждать и применять услышанное от психолога. И в будущем теперешние подростки понимали и знали, как воспитывать своих детей.

ilady.info