ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
«Личностный рост» — понятие психологии.
Изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу[1], однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на четыре группы:
Безусловно позитивная | Помощь в актуализации | Концепции К. Роджерса, А. Маслоу |
Условно позитивная | Помощь в выборе | Экзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала |
Нейтральная | Формирование, коррекция | Бихевиоризм, большинство подходов в советской психологии |
Повреждённая | Исправление, компенсация | Классический фрейдизм, представители ортодоксальной православной психологии |
К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу[2]. В данном подходе личностный рост естественен[3], хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным[4].
Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает её в результате самосозидания, причём позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.
Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, он изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.
Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми[5]. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа[6].
В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».
В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности.
Г. А. Спижевой говорит о том, что личностный рост есть совокупность таких составляющих, как «Я-Я — отношения» (отношения с самим собой, внутренняя гармония), «Отношения Я — Другие» (отношения с окружающим миром) и самореализация. Развитие этих составляющих, по мнению Спижевого, и есть личностный рост.[7]
Определение формулируется в прикладном ключе, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:
Что такое личностный рост?
Если у человека становится больше:
то это и значит, что человек растет личностно.
Синонимы: душевно, духовно.
(В. Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)
Понятие «Личностный рост» имеет отношение только к здоровой личности[источник не указан 2023 дня]. Позитивные изменения в нездоровой личности в строгом смысле — выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного роста. Однако в тех случаях, когда психотерапия убирает барьеры на пути личностного роста, она на эту цель работает также.
Тренинг, развивающий узкие, конкретные навыки (печатание на клавиатуре вслепую, вождение машины, правильную раскладку товаров), является обычным навыковым тренингом, но не тренингом личностного роста[источник не указан 2023 дня].
Понятие «личностный рост» часто используется в рекламных целях для завлечения в группы и организации с сомнительным с точки зрения научной психологии статусом, иногда причисляемые к психокультам («Синтон»[8][9][10], «», «Лайфспринг»), в группы Нью Эйдж (ДЭИР, Трансерфинг реальности) и даже в деструктивные секты (саентология).
encyclopaedia.bid
Очень многие люди сейчас занимаются саморазвитием. Но беда в том, что действительно положительных результатов в самостоятельной работе над собой достигает очень небольшой процент людей. И на это есть свои, весьма серьёзные причины, которые мы и рассмотрим в данной статье.
Вопросы, на которые будут даны ответы:
Для того, чтобы понять что такое Саморазвитие Личности, нужно для начала подробнее разобраться в том, что такое Развитие и что такое Личность.
Развитие – это изменение человека, его очищение и усиление (раскрытие потенциала).
Т.о. Саморазвитие – это процесс самостоятельного развития человека. Но замечу, что это не значит, что человек развивается в одиночестве, без наставника или Учителя, а значит, что он вполне самодостаточен и владеет всеми необходимыми знаниями и техниками для обеспечения своего роста.
Первая ошибка, когда Саморазвитие (развитие) – путают с познанием! Где познание – это накопление знаний без их целенаправленного практического применения. Когда человек поглощает книги по развитию десятками и сотнями, но целенаправленно ничего из прочитанного не реализует в своей жизни, а лишь накапливает информацию. Это нельзя называть развитие или саморазвитием, это не более, чем накопительство. Могу сказать, что таким образом рождаются высокомерные “умники”, которые, по сути, являются ничего не достигающими неудачниками.
Вторая ошибка – это использование для развития множества источников информации. Когда человек в своей голове из разрозненных и противоречивых кусков пытается собрать непротиворечивое целое. Во все времена такую задачу могли решать лишь единицы людей – это великие Духовные Учителя и основатели Религий. Так что большинству нужно слезть с трона, снять корону и перестать мнить себя круче Иисуса Христа, мол “я сейчас понадёргаю информации и слеплю что-то своё…”. Для того чтобы синтезировать знания, тем более знания в духовной сфере – нужно быть как минимум гением, ну или неразумным человеком с манией величия.
Третья ошибка, когда человек делает ставку на что-то одно, а всё остальное отбрасывает и не берёт во внимание. Например, выучил одну священную мантру и пытается применять её, как волшебную пилюлю везде, где можно и где нельзя, для решения любых задач и проблем. Конечно, это не будет работать. Каждый закон, принцип или техника развития работает в своей сфере: где-то нужна сила, где-то слово, где-то чувства. Молитвой, например, мышца не накачаешь, нужна штанга и каждодневные тренировки. Как медитацией и безмыслием не сделаешь карьеру. Чтобы сделать карьеру – нужны другие действия и приёмы.
Четвёртая ошибка – отказ от авторитетов, учителей и наставников. Напомню, что по статистике – у 99% все успешных людей обязательно был наставник, учитель или тренер, и они работали над собой постоянно, многие до самой смерти. Наверное они что-то в этом понимали, раз достигали успеха. Можно тешить своё самомнение сколько угодно, но без взгляда со стороны и помощи профессионалов (целителей, наставников, коучей) двигаться вперёд и вверх эффективно невозможно. Знайте, как бы вы себя не оправдывали, но если вы считаете, что вам не нужен никакой наставник, считаете себя “самым умным” – у вас проблемы, диагноз – Гордыня. А гордыня – это основное и самое серьёзное препятствие на пути развития, с которого всегда начинаются большие неприятности по судьбе.
Пятая ошибка – это проблемы с мотивами. Либо, когда у человека мотивов вообще нет, то есть он занимается развитием ради развития, в таком случае у него никогда не будет значимых результатов. Либо, когда мотивы человека, зачем он развивается – сугубо эгоистичные, корыстные или, ещё хуже, негативные (отомстить кому-то, причинить вред, др.).
Мотивы саморазвития – это первое и главное, что будет максимально влиять на эффективность развития и раскрытия потенциала человека. Напомню, что на раскрытие всех способностей, талантов, и всего потенциала, что есть в человеке – добро дают Высшие Силы. А если человек не заслуживает чего-то, например третьего глаза, если мотив его не чист – эта способность будет заблокирована и чтобы человек не делал – недоступна.
Конечно, это не все ошибки саморазвития, но самые основные из них.
1. Чёткость видения конечных и промежуточных результатов – целей вашего развития. Вы должны чётко понимать чего вы хотите достичь, кем стать, что чувствовать, какими качествами обладать и способностями овладеть.
Цели вашего саморазвития – прописывайте обязательно письменно и максимально подробно, чтобы вы ясно видели результат, к которому идёте. Как правильно ставить и достигать цели – читайте по ссылке.
2. Позитивные мотивы вашего развития должны быть также определены и осознанны. По сути, это ответ на вопрос – куда и как вы собираетесь применить, приложить и направить раскрытый потенциал, обретённую силу и т.д. Саморазвитие всегда должно служить Доброму Делу: развитию общества и людей, созданию чего-то достойного и важного для человечества. Если потенциал не применяется во благо – его раскрытие кармически будет блокироваться.
Мотив развития, если вы хотите, чтобы оно было действительно эффективным – тоже формируйте письменно, и будьте при этом максимально искренни с самим собой. Статью “Как эффективно мотивировать себя” – читайте здесь.
3. Единый источник с целостной системой Знаний (ответы на максимальное число вопросов), с той глубиной и широтой знаний, которые вас удовлетворяют как теоретически, так и практически (всё реализуемо). В Знаниях не должно быть противоречий, чего-то не обоснованного, нелогичного и не практичного. Иначе зачем тогда такие знания, которые нельзя применить в жизни, в которых полно противоречий и ошибок.
4. Наличие эффективных техник для саморазвития – для решения всех возможных проблем, раскрытия необходимых качеств, способностей и достижения поставленных целей. Для эффективного саморазвития нужен целый комплекс техник: от формирования понимания и принятия решений, до энергетической проработки, работы с программами, убеждениями, ощущениями, состояниями, ролями, эмоциями и реакциями. Такой набор даёт только система.
5. Достойный авторитет, наставник, учитель или целитель – тот, кто может давать оценку, корректировать ваше развитие, тот, кто идёт на несколько шагов впереди и поможет не разбиться или не заблудиться. Тот, кто, в том числе, будет спускать на Землю с небес, вырывать из мира иллюзий, ведь путь развития просто усеян опасными ловушками и испытаниями.
Желаю вам не зазнаваться, и найти ту систему знаний, которая даст вам максимум!
Другие статьи на эту тему:
С уважением, Василий Василенко
www.psychology-faq.com
«Личностный рост» — понятие психологии.
Изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на четыре группы:
К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу. В данном подходе личностный рост естественен, хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным.
Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает её в результате самосозидания, причём позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.
Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, он изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.
Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа.
В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».
== Понятие личностного роста в тренинговой практике == В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности.
Г. А. Спижевой говорит о том, что личностный рост есть совокупность таких составляющих, как «Я-Я — отношения» (отношения с самим собой, внутренняя гармония), «Отношения Я — Другие» (отношения с окружающим миром) и самореализация. Развитие этих составляющих, по мнению Спижевого, и есть личностный рост.
Определение формулируется в прикладном ключе, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:
Что такое личностный рост?Если у человека становится больше:
* интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, * возможности анализировать — отличать одно от другого, * возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, * понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, * внутренней свободы и независимости, * ответственности, взятой на себя добровольно, * любви к миру и людям (к себе в том числе),
то это и значит, что человек растет личностно.
Синонимы: душевно, духовно.
(В. Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)
== Критика == Понятие «личностный рост» часто используется в рекламных целях для завлечения в группы и организации с сомнительным с точки зрения научной психологии статусом, иногда причисляемые к психокультам («Синтон», «Симорон», «Лайфспринг»), в группы Нью Эйдж (ДЭИР, Трансерфинг реальности) и даже в деструктивные секты (саентология).
== См. также == * Самоактуализация * Психологическая помощь * Деформация личности
== Примечания ==
== Литература == *
== Ссылки == * [http://samopoznanie.ru/schools/ Энциклопедия направлений личностного роста]
Категория:Гуманистическая психология Категория:Психологические понятия
Texte soumis à la licence CC-BY-SA. Source : Article https://ru.wikipedia.org/wiki/Личностный_рост de Wikipédia
chto-eto-opredeleniye.what-is-this.net
Погружаясь с головой в плоскость саморазвития, человек должен четко понимать, чем является этот процесс, а чем нет. Для этого выделим несколько аспектов.
Итак , в самом начале давайте определимся чем не является процесс саморазвития:
Здесь мы разобрались, теперь перейдем к перечислению того, чем же является процесс саморазвития:
psyznaiyka.net
Что такое саморазвитие?
Продолжаем наше путешествие по нашим же возможностям.
Теперь пришло время определиться с тем, что же это такое «саморазвитие» , или «внутреннее развитие». А то говорим, говорим, а о чем говорим пока так и не определились.
Из самого значения этих слов можно понять то, что внутри человека что-то развивается, изменяется, растет. Называют это по-разному, кто душой, кто внутренней силой, кто духом. Не будем, пока, на этом останавливаться, а посмотрим на то, что же меняется в человеке, когда он занимается саморазвитием.
У любого процесса есть всего лишь два вектора по которому происходит течение процесса. Первый — это когда процесс развивается и совершенствуется, а второй — когда процесс деградирует, затухает, разрушается.
Третьего, к сожалению, не дано, так уж природа устроена. Не получится найти в живой природе процесс, который бы не находился в одном из этих двух направлений. Живой объект либо растет и развивается, либо деградирует, угасает, постепенно разрушается и медленно, но верно приближается к своей смерти. Понаблюдайте за любым объектом живой природы и вы отчетливо увидите, если захотите, конечно, эти самые признаки либо угасания, либо развития.
Чаще всего, максимальный уровень развития живого организма приходится на момент деторождения, это когда приходится производить потомство, после этого, как правило, развитие заканчивается, и начинается медленный, но устойчивый процесс разрушения.
А отсюда мы можем сделать достаточно простой вывод: так как человек является частью этой самой природы, то и у него есть всего два вектора: либо человек развивается, либо человек деградирует. Мы этот вывод делаем безо всякой лирики и различных человеческих эмоций, кстати, такому подходу тоже надо учиться, чтобы правильно осознавать то, что с вами происходит в данный момент. Отодвиньте эмоции в сторону, и вы отчетливо и ясно увидите, что и как является двигателем человека в данный момент, это мы с вами подробнее рассмотрим далее.
Естественно, в начале своей жизни, в человеке заложены мощные механизмы развития, они настолько активны и сильны, что совсем не обязательно принимать в этом значительное участие, человек вырастет и сформируется в любом случае. Тут, правда, встанет другой вопрос, что вырастет без правильного воспитания, но это тема другого разговора.
Так вот, что мы имеем. Мощный импульс, заложенный в человека заставляет его интенсивно развиваться в первые годы жизни, в дальнейшем, он остаётся в прежней силе, но у нас уже, как правило, формируются достаточно сильные фильтры, чтобы ослабить влияние этого импульса.
Самый простой пример, это не хочется в школу идти, не хочется рано вставать, побыстрее бы уроки закончились. За многие годы, это все формирует достаточно сильные фильтры, чтобы ослабить этот самый импульс развития. А дальше, вместо того, чтобы помогать этому самому импульсу, мы придумываем себе ещё массу различных фильтров, уловок, которые окончательно отбивают всякое желание, а главное умение, к получению и правильной обработке новой информации и новых знаний.
В итоге, что мы получаем в достаточно молодом возрасте, примерно 20 — 25 лет? А получаем мы устойчивое нежелание принимать информацию, которая нам неудобна, т. е., требует дополнительных усилий для переваривания, усвоения, применения в реальной жизни. Т. е., говоря современным языком, человеку не хочется напрягаться, выходить из зоны комфорта. Даже слово придумали недавно — «комфортно», это из рекламы, но прижилось, и достаточно хорошо.
И как только мы останавливаем этот процесс развития, вектор роста теряет свою силу, затем, на некоторое время замирает в своей высшей точке, и затем плавненько переходит из вектора развития в вектор деградации, и человек медленно, но верно начинает сдавать все свои позиции. Сначала умственные способности, затем физические и так далее. А потом человек удивляется куда всё подевалось, и начинает сетовать на отсутствие времени и неблагоприятные внешние факторы.
Ну а дальше, сами понимаете, любимое слово возраст. Этим словом оправдывают свое нежелание что-либо делать огромное количество людей. Сразу хочу сказать, что я никого не осуждаю, это выбор человека, я просто объясняю, как это работает.
Естественно, время от времени, возникает желание чему-то научиться, но нетренированные мозги не дают возможности правильно обрабатывать информацию, а тело не даёт необходимое количество энергии, и сам процесс обучения настолько тяжел и непривычен для человека, что, как правило, через некоторое время люди это дело с удовольствием забрасывают, объясняя своё нежелание возрастом, или какой другой веской причиной.
Вот такая схемка. Нравится она или нет, но она есть и работает. И каждому из нас выбирать в какую сторону двигаться, либо развиваться, либо найти причины и … сами понимаете.
Дальше поговорим о первых шагах в саморазвитии, куда и зачем их делать.
P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:
Подписка на обновления сайта Учимся жить правильно
Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter
Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ:
Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями в соцсетях:
Прежде чем высказать своё мнение, подумайте, будет ли ваше действие полезно другим.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered bychelo-vek.com