ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Самопознание и духовное развитие человека. Самопознание и развитие личности


Самопознание и развитие личности – виды самопознания

На сегодняшний день самым популярным и востребованным словом среди здоровых людей является «совершенствование». В каждой сфере человек должен двигаться, расти, развиваться. Однако мало кто понимает, как это делать, отчего и не достигают в итоге. Все люди рады бы развиваться как личности, однако они делают все, что не способствует этому. Одним из важных этапов развития является самопознание, которого существует несколько видов.

самопознание

Какую роль самопознание выделяется интернет-журналом psytheater.com в развитии самого себя? Человек способен развиваться лишь тогда, когда знает, какими недостатками он обладает, чтобы их изменить и усовершенствовать. А чем обычно занимаются люди? Они меняют окружающих и мир в целом, забывая о том, что развитие и достижение счастья, успеха, любви начинается с развития самих себя. Люди меняют и воздействуют на что угодно, только не на самих себя. И здесь психологи выделяют две самые главные причины этого:

  1. Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
  2. Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.

Человек «тормозит» себя в своем развитии, самосовершенствовании, пока не замечает своих слабых сторон, шаблонного поведения, неправильных поступков и не определяется с действиями, которые ему нужно совершить, чтобы их исправить. Пока человек глух к советам других людей, винит в своих бедах окружающих (а ведь беды – это ответ мира на поступки человека) и не решает изменить самого себя, он продолжает попадать в те же беды и получать те же несчастья, что и раньше. Чтобы измениться, нужно увидеть собственные слабые стороны, неправильные поступки и шаблонное поведение, которое и приводит к проблемам.

Самый важный этап – начать менять себя. Видеть за собой недостатки люди уже научились. Но это еще не все. Нужно поработать над тем, чтобы убрать эти недостатки и развить в себе достоинства. А это куда более сложный и тяжелый процесс, требующий силы воли и полного контроля над самим собой.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. Вроде звучит вполне закономерно, понятно. Но многие люди почему-то до сих пор верят в иллюзию о том, что можно как-то развиваться, не меняя при этом своих привычек, характера, поступков, образа жизни. Как можно сделать себя другим, не меняя? Звучит вполне естественно, но когда речь касается непосредственных действий, то человек начинает надеяться на то, что, не меняя себя, он сможет обмануть судьбу и стать совершенным.

Не обманывайте самих себя. Развитие возможно только тогда, когда вы сами видите свои слабые стороны, шаблонное поведение и неправильные поступки, которые дают вам ту жизнь, которой вы в итоге живете. Вам нужно не всего себя менять, а лишь часть. Но даже это тяжело сделать, когда вы не хотите, обманываете себя и пытаетесь надурить весь мир.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. И это желание должно быть лично вашим. Именно вы должны хотеть измениться. Именно вы должны заниматься и контролировать самих себя. Жизнь не изменится без ваших изменений. Вы не обманете судьбу. И вы это можете понять, если проанализируете свое прошлое, где ваши попытки обмана потерпели крах.

Что такое самопознание?

Самопознание является важным этапом в развитии и совершенствовании личности. Данный термин подразумевает познание человеком своей личности в любом ее ракурсе:

  1. Биологическая сфера – познание своего тела, своих физических возможностей, функции организма, его изменений.
  2. Социальная – умение получать знания, нарабатывать навыки, контактировать с людьми.
  3. Личностная – умение принимать решения, мечтать, делать выводы и пр.

Человек – это целая система, которая состоит из тела, души и разума. Если человек начинает познавать себя, тогда он рассматривает конкретно свое тело, свою жизнь, качества характера и манеры поведения, комплексы и страхи, достоинства и недостатки и пр.

самопознание определение

Самопознание современному человеку дается очень трудно, поскольку его никто не учит этому. Более того, каждый индивид сталкивается с тем, что думать о себе, заботиться и любить себя считается эгоистичными проявлениями, которые не принимаются и порицаются обществом. Если человек не должен о себе заботиться и думать, тогда ему не нужно себя познавать. А какое здесь может быть развитие, если человек даже не знает, что менять?

С детства людей обучают думать о других, помогать и заботиться о ближних. Вот и получается, что люди познают друг друга, но не самих себя. А воздействовать на собственную жизнь они стараются путем изменения окружающих или внешнего мира. Возьмем пример, который предлагается всем, кто желает что-то изменить в своей жизни: рекомендуется изменить место жительства, работу, сменить круг знакомых и даже любимого человека, если индивида что-то не устраивает. Но, как говорят мудрецы, куда бы человек ни пошел и ни убежал, он всегда берет с собой самого себя.

Как свинья везде и повсюду найдет грязь, так и человек не изменит своей жизни, пока продолжает обладать теми же качествами и совершать привычные поступки, которыми он и раньше довел себя до беды.

Любому человеку легче всего оставаться самим собой. Кстати, люди, которые приемлют данный образ жизни, часто используют выражение: «Принимайте меня таким, каков я есть». Но что происходит, когда вы совершаете одни и те же действия? Вы получаете один и тот же результат. И поэтому только вам решать, будете ли вы оставаться прежними, чтобы натыкаться на «одни и те же грабли», или начнете развиваться, чтобы достичь новых результатов.

Вы можете быть такими, какими только захотите быть, и достигнуть всего, чего только пожелаете. Для этого нужно всего лишь организоваться свою жизнь так, чтобы она приносила вам то, чего вы хотите. Другими словами, выработайте в себе такие привычки, образ мыслей, жизни, мировоззрения, чтобы все это приводило вас к тому, чего вы хотите достичь.

самопознание схема

Многие люди привыкли жить по типу игры «Тетрис»: опыт остается тем же, а количество ошибок нарастает. То есть время идет, но человек проходит через жизненные трудности с повторением своего опыта, накопляя ошибки. А ведь жизненные проблемы даны для того, чтобы человек развивался, эволюционировал, менялся, становился лучше.

Зачем сохранять в себе то, что не приводит вас к желаемому результату? Вы понимаете, к примеру, что алкоголь не приносит вам пользы, а лишь вредит вашему здоровью. Тогда почему вы продолжаете развиваться в себе привычку пить пиво или водку по окончанию рабочего дня, если хотите при этом быть здоровыми и успешными людьми? Перестаньте лелеять в себе те привычки, которые не приводят вас к поставленным целям. Лучше потратьте некоторое время на выработку новых пристрастий и привычных действий, которые будут приносить вам пользу и даже выгоду.

Многое можно изменить в этой жизни, особенно в своей. И только вам решать, оставаться прежними или развиваться, чтобы в итоге получать то, что вы заслужили.

перейти наверх

Самопознание и развитие личности

Наблюдается тесная взаимосвязь между самопознанием и развитием личности. С самого детства человек обладает стремлением к самопознанию, чтобы совершенствовать свои умения и возможности. Самопознание – узнавание своих возможностей и качеств. Развитие – это совершенствование своих возможностей и качеств.

самосознание

Поскольку каждый ребенок проходит процесс воспитания, на каком-то этапе он сталкивается с тем, что должен думать об окружающих людях и мире, а не о самом себе. На этом процесс самопознания останавливается, что приводит к отсутствию развития.

Чтобы развиваться, нужно познавать себя. Здесь наблюдается удивительный процесс: когда человек начинает наконец-то видеть себя в реальном свете, у него возникает энергия, заставляющая его развиваться. Он начинает понимать, почему сталкивается с теми бедами, которые постоянно его преследуют. Он понимает, почему совершал те или иные ошибки. Теперь становится ясным, что нужно сделать для достижения успеха в тех областях, где человек ставит цели и не достигает их.

Самопознание уже дает энергию человеку, чтобы он начал свое развитие, поскольку он начинает понимать, а не витать в собственных иллюзиях.

Иллюзии присущи всем людям, которые вынуждены были забыть о себе и начать думать обо всех остальных. У каждого человека есть личное представление о самом себе. И здесь возникает некоторый диссонанс:

  1. «Я»-идеальное – это то, каким человек хочет быть.
  2. «Я»-реальное – это то, каким человек на самом деле является, но таким он себя не знает.
  3. «Я»-социальное – это то, каким человека видят окружающие люди. Зачастую они тоже плохо знают человека в реальном свете, поскольку познают его лишь до той поры, пока им это интересно и выгодно.

Самооценка как раз и строится на том, как человек на себя смотрит и с какой позиции оценивает. Часто самооценка человека строится на том мнении, которое он слышит в свой адрес со стороны других людей. У некоторых людей самооценка строится на том идеальном образе, которыми они хотели бы быть, из-за чего она каждый раз падает, когда они замечают, что не соответствуют своим идеалам. И лишь малая часть людей обладают здоровой самооценкой, когда они реально смотрят на самих себя, не выдумывая ничего и не подвергаясь влиянию окружающего мнения.

Когда человек познает самого себя, у него появляется шанс повысить свою самооценку и сделать ее адекватной. Адекватная самооценка зависит от того, насколько реально человек себя оценивает и не требует от себя невозможного. При понижении самооценки личность старается быть идеальной, что у нее не получается, а также окружающие люди постоянно подавляют ее своей критикой. Завышенная самооценка является результатом того, что человек уже считает себя идеальным, конечно же, на самом деле таким не являясь.

самопознание

Самопознание помогает сформировать стабильную и адекватную самооценку. Это не значит, что у вас не будет недостатков. Наоборот, вы будете знать о своих слабых сторонах, но не будете из-за них огорчаться. Теперь перед вами встанет выбор: менять свои недостатки на достоинства или оставлять их в себе, не критикуя себя за их наличие?

перейти наверх

Виды самопознания

Видами самопознания являются:

  1. Самонаблюдение – наблюдение за внутренними процессами, мыслями и своим поведением.
  2. Самоанализ – открытие причинно-следственных связей в происходящих событиях, мотивы собственного поведения, выделение черт на основе выявленных связей.
  3. Сравнение – сопоставление себя с другими людьми или образами.
  4. Моделирование – создание своего нового образа на основе имеющихся характеристик.
  5. Осознание противоположностей – видение имеющихся качеств и тех, которыми он хотел бы обладать. Если человек научится видеть в своих качествах, которые ранее воспринимал исключительно негативно, еще и позитивные явления, тогда он будет относиться к ним менее критично, что сделает его сильнее.

Для самопознания можно воспользоваться услугами психолога, который станет объективным наблюдателем.

перейти наверх

Итог

Чтобы что-либо изменить в своей жизни, нужно знать, что именно менять. А пока человек боится взглянуть на себя, он будет направлять силы, чтобы изменить окружающих людей или мир в целом, что абсолютно невозможно и даже бессмысленно.

 

psytheater.com

§ 27. Самопознание и развитие личности

Вспомните:

 

 

каковы ступени познания человеком мира? Что такое субъект и объект познавательной деятельности?

      Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII—XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.       Дж. Локк утверждал, что человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами. С его точки зрения, рефлексивное отношение к себе свойственно зрелой личности, причем далеко не каждой.       И. Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.       Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии; при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.       Психологи, в свою очередь, изучают структуру человеческого Я и способы ее познания.

Что такое самосознание

      Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Тем не менее знание о себе, оценка своих качеств, самосознание представляют собой важную часть становления личности.       Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности,способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания являетсяготовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание.       Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессесамореализации. Этим термином определяетсяпроцесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.Но для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

      «Человек — это знание, которое познает самое себя».

Е. Евтушенко

studfiles.net

Самопознание и развитие личности

самопознание и развитие личности

Главная проблема самопознания – долгий и трудный процесс не всем под силу, некоторые устают уже в начале пути, и развитие их личности сильно тормозится или вовсе останавливается.

Сущность самопознания и развития личности

В психологии самопознание человека это изучение собственных физических и психических особенностей. Начинается оно с момента рождения и длится всю жизнь. Выделяют два этапа самопознания:

  • первичный – человек знакомится с собой через других людей, составляя представление о себе полностью с чужих слов;
  • вторичный – изменение мнения о себе в результате самоанализа, на этом этапе человек уже не полагается на мнение других людей, а определяет себя сам.

Таким образом, познание других людей и самопознание тесно взаимосвязаны. Одно без другого существовать может, но в этом случае представление человека о себе не будет целостным. Цель самопознания не только в получении информации о себе, но и в дальнейшем развитии личности, нет смысла приобретать какую-либо информацию, если нет планов по ее дальнейшему использованию.

Основой самопознания является самонаблюдение с последующим самоанализом. Также в процессе познания себя происходит сравнение себя с какой-либо меркой или другими людьми, и выяснение своих особенностей. На более поздних этапах происходит осознание того, что у любого качества имеются и положительные, и отрицательные стороны. При нахождении плюсов у качества ранее воспринимавшегося как отрицательное, упрощается процесс самопринятия, которое также является важным моментом самопознания.

Книги по самопознанию

Другим доступным способом узнать о себе больше и наметить пути дальнейшего развития являются книги по самопознанию. Их очень много и с каждым годом появляется все больше, среди них можно отметить следующие сочинения.

  1. «Путь мирного воина» Д. Миллмэн.
  2. Карлос Кастанеда, 11 томов, среди которых «Сказки о силе», «путешествие в Икстлан», «Сила безмолвия» и другие.
  3. самопознание личности
  4. Издания Эриха Фромма, например, «Бегство от свободы», «Искусство любить».
  5. Фридрих Ницше «Человеческое, слишком человеческое».
  6. Ричард Бах «Гипноз для Марии».

Кроме, чтения книг и самоанализа, существуют и другие упражнения на самопознание, правда, приняты они в эзотерике, а современная психология серьезно к ним не относится. К числу таких упражнений относится медитация, как способ наивысшего сосредоточения на какой-либо проблеме, упражнения на концентрацию и многие другие методы тренировки собственного разума.

 

womanadvice.ru

Самопознание и развитие личности

Вспомните:  
  каковы ступени познания человеком мира? Что такое субъект и объект познавательной деятельности?
     

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII—XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.Дж. Локк утверждал, что человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами. С его точки зрения, рефлексивное отношение к себе свойственно зрелой личности, причем далеко не каждой.И. Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии; при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.Психологи, в свою очередь, изучают структуру человеческого Я и способы ее познания.

ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Тем не менее знание о себе, оценка своих качеств, самосознание представляют собой важную часть становления личности.Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание.Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.Но для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

«Человек — это знание, которое познает самое себя». Е. Евтушенко

ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех — восьмимесячных младенцев.

В среднем до двухлетнего возраста дети, отлично узнающие других, не узнают себя на фотографиях, кинокадрах и даже в зеркале. Открытие своего облика, отраженного в зеркале, вызывает у ребенка удивление и восторг.

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса. (Каждый из вас, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, вероятно, удивлялся неожиданно странному, непривычному звучанию.) Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу. В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно формируем свой образ «Я». Поэтому, случайно увидев свое отражение в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Такой случай описан в рассказе А. Моравиа «Трельяж». Молодой адвокат, рассматривая только что доставленное из магазина зеркало, вдруг увидел в нем не привычного себя, а какого-то собственного двойника, к которому он испытал сильное чувство антипатии как к совершенно незнакомому человеку. К чувству антипатии примешивалось еще и ощущение какой-то отчужденности. Герой рассказа рассматривал зеркало как предмет, а не готовился к восприятию в нем собственного облика. В результате то, что он увидел, оказалось для него неожиданным, странным образом расходящимся с привычным, видимо более значительным, представлением о себе.Фотоизображение также часто расходится с истинным лицом модели, поскольку не передает живости мимики, характерной для персонажа в жизни.Известный кинорежиссер С. Эйзенштейн считал, что в каждом лице заключена многоликость и при этом все люди двулики. В первом случае он подчеркивал подвижность и изменчивость человеческого лица, а во втором — различие между левой и правой частями лица. Если смонтировать портреты конкретного человека из одних правых или левых половинок лица одной и той же фотографии, они будут существенно отличаться друг от друга. Так, «правые» лица (состоящие из правых половинок) выглядят старше настоящего возраста оригинала. «Левые» лица бывают менее определенными, более типичными, меньше сохраняют индивидуальность живого лица.Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Вы, вероятно, обращали внимание на то, что одни люди неизменно вызывают доверительное отношение к себе даже незнакомых людей, а к другим и знакомые стараются обращаться нечасто. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле.Еще в древности предпринимались попытки создать типичные характеристики свойств людей, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица. Когда говорят: «У него на лице написано», то имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека.Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Далеко не все заключено в человеческой внешности. Умное выражение лица во все века казалось более привлекательным, чем лишенное проявления мысли. Как тут не припомнить пословицу, гласящую, что встречают по одежке, а провожают по уму?

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ОЦЕНКЕ

Не менее важную роль в самопознании играет самооценка.Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей формирует самооценку. Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т. д. Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Собственно говоря, человек оценивает себя двумя путями: во-первых, сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами деятельности; во-вторых, путем сравнения себя с другими людьми.Три основных момента важны для понимания самооценки. Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Можно с детства твердить ребенку, что он красив. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.Сложность и комплексность «Я» позволили ученым выделить в нем ряд компонентов, которые формируются в процессе жизни и оказывают воздействие на поведение личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Самопознание и духовное развитие человека

В настоящее время самопознание и духовное развитие человека не является потребностью большинства членов нашего общества. Узнайте причины и последствия этого.

Сегодня человечество оказалось в кризисе материализма, постигает урок через жадность и деньги. Из-за неспособности большей части человечества обрести внутреннее духовное равновесие, в мире творятся зло, войны, убийства, унижения и пр. Исправить весь безумный мир невозможно. Но возможно достичь мира в своей душе.

Что такое самопознание и духовное развитие человека

samopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_chelovekaСамопознание – это умение человека, его возможность и способность объективно посмотреть на себя с целью последующего саморазвития, то есть усовершенствования собственных потенциальных возможностей своими силами.

Процесс самопознания и саморазвития личности длительный, зачастую занимает всю сознательную жизнь. Однако, чтобы этот процесс начался, он должен стать потребностью данной личности.

Духовно развивается человек тогда, когда, он стремится познать свою истинную суть, как человека, старается оценить себя путем сравнения с окружающими людьми, общественным мнением, накопленными знаниями о смысле жизни и понимании бытия.

Познавая свой истинный потенциал и желания, человек совершенствует свою личность, улучшает качества жизни, мыслей, своих помыслов. Прилагает сознательные усилия, по координации потребностей своей личности и предпочтений души, раскрытию своего творческого потенциала, поиску истинной любви к себе и окружающему миру.

Причины отсутствия потребности в духовном развитии у современников

1. Современный человек слишком зациклен на своем бытие: уделяет много внимания учёбе,samopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_cheloveka работе, семье, возможности получения денег, социальному и карьерному росту. В бешеном жизненном ритме, гонки за материальными благами не у всех остается время побыть наедине с собой и поразмыслить, что он собой представляет, как личность.

2. Потребительское отношение к жизни, желание богатства формируют у населения средства массовой информации: интернет, телевизионные программы и печатные samopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_chelovekaиздания, в основном с помощью рекламы. Доверяя всем этим источникам, и навязанным ими жизненным идеалам, человеку трудно понять, какая информация нужна именно ему для дальнейшего саморазвития.

3. Не пробуждают в людях интереса к духовному развитию и чувства страха, неуверенности, тревожности, подавленных желаний, нехватки любви, мышечные напряжения, боль, нервные срывы, неудовлетворенность и усталость, которыми сопровождаются их материальные стремления.

4. Социальные институты государства недостаточно мотивируют людей к познанию их истинной сущности и жизненного предназначения, к формированию духовно-нравственных качеств.

5. Тем людям, которые готовы к духовному развитию, сложно ориентироваться в массовых предложениях различных систем самопознания и духовного развития человека, таких как йога, цигун, суфийские и славянские практики, рейки, космоэнергетика и др.

Получается замкнутый круг: отсутствие интереса к духовному развитию ведет к безрадостной иsamopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_cheloveka вечной гонке за удовлетворение своих материальных потребностей, стрессам и болезням, а стремление устроить быт и добиться достатка и богатства не приносит человеку духовно — морального удовлетворения.

Последствия бездуховного образа жизни

Бездуховность — беда нашей современности. Есть немало, людей черствых, не способных к сочувствию и состраданию, с низкой культурой поведения.

Поскольку содержание мыслей и чувств человека формирует специфику его поведения и отношения к окружающей действительности, то эгоизм, безнравственность, циничность и меркантильность бездуховного человека придают его поведению жестокость и агрессивность. Ради личной выгоды бездуховные люди готовы пойти даже на тяжелые преступления. А ведь потеря духовности — это потеря духа, души!

Жаль, что в погоне за всевозможными материальными благами люди забывают о высших человеческих ценностях.

Отсутствие потребности в самопознании и духовном развитии отрицательным образом отражается на здоровье человека. Из-за неудовлетворенности своей материальной жизнью, постоянных стрессов люди заболевают.

Ежегодно увеличивается количество таких болезней, как рак, СПИД, сердечно-сосудистыеsamopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_cheloveka заболевания, туберкулез и др.

Тело человека, посредством болезни, учит обратиться к своей душе и духу, которые составляют единое целое с ним. Тело никогда не обманывает, потому что оно является инструментом воздействия духа (Бога) на человека. Если нарушается баланс между духовным и материальным развитием человека, болезнь тела призывает его заняться самопознанием, поразмыслить о том, какие ошибки он допускает. Ошибки надо осознать и попытаться исправить.

samopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_chelovekaНо люди не верят этому. У моей знакомой — рак с метастазами. Она очень критична, всех обвиняет и мужа, что был когда-то ей неверен, и дочку за мелочные обиды, и руководителей своей организации – за несправедливое отношение к ней и низкую зарплату, и соседей – за шум, и правительство – за нищенские доходы населения. Злость и чувство жертвы привели к опасной болезни, но пересмотреть свои взгляды на жизнь она не хочет, тем более — простить всех и каждого в отдельности, и прежде всего – себя.

Кроме роста смертельных болезней, последствием бездуховности некоторых наших граждан является, мягко говоря, безнравственность.

Так, недавно, просматривая статистику Яндекса по запросам пользователей со словами «духовное развитие» (их набралось за месяц 48 тысяч), я поинтересовалась, что больше всего волнует публику. Оказалось — секс, запросов — более 41 миллиона в месяц. Это понятно, но меня шокировало количество просмотров различных сексуальных извращений — 37,5 миллиона, 91% от общей цифры просмотров со словом «секс». Это были запросы типа: секс — видео, фото, порно, извращенный секс с животными, групповой секс, с геями и т. п. И лишь 3,5 миллиона пользователей интересовались познавательной информацией о сексе.

О каком духовном развитии можно вести речь? Мне показалось, что мир сошел с ума, если большинству интересны сексуальные извращения!

Время требует обратиться к духовному развитию

samopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_chelovekaМежду тем, время идет вперед, и требует от человека, обратиться к духовному развитию, которое предполагает стремление к познанию себя, к гармонии с внутренним Я и окружающим миром.

Известно, что в материальном мире действует право более сильного и волевого, а в духовном плане самой сильной является безусловная любовь и прощение. Людям трудно понять, что энергия любви дает внутреннюю силу над сильным в материальном мире.

Любовь способствуют гармоничному развитию души и физического тела.

Чтобы совершенствоваться, стремиться стать цельной, высокоразвитой личностью, человеку нужно грамотно находить баланс между развитием своего духовного и материального мира. Нельзя погрязнуть в материализме в ущерб духовности. Это не значит, что занимаясь своим духовным развитием, человек должен забыть о материальных, физических потребностях своего организма. Надо искать «золотую середину».

Итак, самопознание и духовное развитие человека – это наша внутренняя работа по восприятию себя как единства духа, души и тела, постепенное преобразование своих замыслов, потребностей души и желаний в соответствие с божественным началом.samopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_cheloveka

Дух человека следует божественной воле, он уравновешен и мудр, и наблюдает, как человек справляется с понятием Бога и обретением Бога в себе.

Существуют ли инструменты духовного развития, с помощью которых человек мог бы заниматься саморазвитием и самосовершенствованием?

Да, известны различные трактовки в описании инструментов духовного развития. Предлагаю остановиться на самых важных и понятных.

samopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_chelovekaЛюбовь — самый главный «инструмент» и движущая сила духовного развития. Она вдохновляет нас на самые фантастические свершения и раскрывает лучшие стороны нашей души.

Духовное чтение позволяет изучать священные тексты, философские и психологические труды, а также исследования в области человекознания — науки, объединяющей знания о разумном и гармоничном существовании человека в трёх мирах: физическом, душевном и духовном.

Медитации – это уравновешивание трёх тел человека: физического, эмоционального и ментального с помощью йоги, цигун и других практик совершенствования личности.

Молитвы, очищающие физическую природу человека и успокаивающие эмоции. Они способны врачевать душевные раны своею благодатью.

Духовные практики – направлены на развитие культуры мысли и тела, контроль эмоций, гармонизацию внешнего и внутреннего мира человека.

Целительные практики – использующие жизненную энергию для самовосстановления и самооздоровления.

Творчество – музыкальное, художественное, поэтическое, писательское, узкопрофессиональное, совершенствует жизнь человека.

Гармоничная музыка — настраивает душу на любовь и счастье, вскрывает эмоциональные глубинные чувства, врачует, исцеляет.

Искусство танца соединяет тонкие телесные ощущения с восторгом движения и ритма, красоты и грации.

Перечисленные инструменты не являются исчерпывающими методами и способами личностного и духовного роста. Ищите приемлемые для вас способы духовного развития, осваивайте их и совершенствуйтесь!

У каждого человека свой путь самопознания и духовного самосовершенствования.

Наполняя каждое своё действие, любовью, и ответственно исполняя свои повседневные обязанности с чувством радости и жизненного азарта, вы, безусловно, будете способствовать своему развитию, невзирая на возраст, вероисповедание и социальный статус.

Удачи вам в познании себя, и духовного роста!

samopoznanie_i_duhovnoe_razvitie_cheloveka

anatomiya-zdoroviya.ru

Тема 6. Я и мир. Самопознание и самосовершенствование личности на основе самопознания и саморазвития.

Самопознание и самосовершенствовании личности. Самопознание – умение анализировать черты своей личности, характера, устройство черт и то, каким образом они реализуются в разных ситуациях. «Я» – это и способность реализовать черты и качества личности с целью решения жизненных задач.

Понимание процесса развития индивидуальности, выработка умения управлять чертами через ситуации саногенного мышления и воображения.

По Ю. Орлову, самопознание – это не постижение таинства души, но «воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как и почему относимся к кому-то, как и почему относятся к нам». Это не созерцание, а размышление о себе, деятельное, активное. Самопознание следует начинать с анализа черт. Черта – это стабильность стереотип поведения. Наше поведение определяется чертами, и наоборот. Но поведение определяется и ситуацией.

Самосовершенствование. Две позиции:

1) это развитие воли, способность заставлять себя делать то, чего не хочется, преодолевать себя ради чего-то важного. Ю. Орлов называет этот путь «путь насилия».

2) Самосовершенствование состоит в развертывании своей индивидуальности на пути к достижению цели; управление своими желаниями, стремлениями, эмоциональными способностями. Самосовершенствование направлено на то, чтобы увидеть последствия своего участия в жизни. Оно зависит от:

- целенаправленности личности;

- знания своих механизмов психологической защиты;

- понимания поступков и характера;

- реализма частных целей;

- гармонии черт;

- регуляции эмоций; т.д.

Самосовершенствование – как развитие индивидуальности личности, его факторы, условия организации. Организация самосовершенствования. Выбор объекта. Моральная поддержка окружающих. Сравнение себя не с окружающими, а собой. Самообязательства. Самоприказ. Знаки для напоминания. Извлечение пользы из удовольствий и неприятностей. Непривязанный труд (радость от труда).

Потребность в успехе. В основе успеха – потребность в удовлетворении результатом своих дел, если они превосходят прошлый уровень исполнения, соответствуют некоторому социальному стандарту успеха, свойственного обществу.

Стандарт достижений определяется уровнем притязаний человека, особенностями его личности, опытом. Потребность в достижении и статусе. Наслаждение успехом и страдание от неудач. Сколько потребностей вовлечено в деятельность, столько способов к удаче/неудаче. Анализ потребностей посредством саногенного мышления.

Теория А. Адлера: от комплекса неполноценности – к личностному росту. А. Адлер – психолог и личность. Стремление человека к самосовершенствованию – врожденное (по Адлеру). По своему содержанию и форме всегда зависит от цели. Цель: позитивная, негативная. Комплекс неполноценности. Сильное чувство неполноценности может затруднять развитие и саморазвитие. Умеренное побуждает ребенка расти, стать таким же сильным, добрым,… стремление к развитию способностей, совершенствованию, к превосходству. Чувство превосходства. Стремление к превосходству – в процессе эволюционном. Чтобы эффективно адаптироваться, надо совершенствоваться. В противном случае организм может исчезнуть.

Отношение личности к природе, искусству. Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что познать личность - значит выявить ее отношения к действительности.

В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д.Дерябо и В.А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы показывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребностей человека. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение.

Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выявляют базовые параметры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного отношения к природе в виде своеобразной типологии.

В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:

широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разнообразные объекты, природа в целом;

интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;

степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.

К параметрам второго порядка авторы относят:

  • эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное - эмоциональное»; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;

  • обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное - общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом;

  • доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси «незначимое - значимое»; для одних людей более значимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т.п.;

  • когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония -дисгармония»; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться;

  • принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое - независимое»; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;

  • сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное - сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства Эта сложность, многогранность структуры искусства не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д.

Жизненные цели, жизненный стиль. Жизненные цели. Это «мост, защита» (Адлер) между неудовлетворенным «сейчас» и совершенным будущим. Реалистичные и нереалистичные жизненные цели.

Жизненный стиль. А. Адлер: это уникальный способ, выбранный каждым человеком для достижения своей жизненной цели; это стиль приспособления к жизни, взаимодействия с жизнью. Влияние схемы апперцепции, она определяет его поведение. Однако, человек сам может выбирать, что включать в свое жизненное восприятие, а чего избегать.

Преодоление чувства неполноценности (сотрудничество, осуществление общего дела). Чувство неполноценности и личностный рост.

Недостаток общения – к усилению чувства неполноценности; к невротическим стилям жизни.

Ситуации детства, которые могут привести к изоляции, недостатку социального интереса, к стилю жизни, основанному на чрезмерном личном превосходстве.

1) органическая неполноценность;

  1. избалованность;

3) отверженность.

Чрезмерное стремление к превосходству как компенсация чувства неполноценности; как проявление аутоагрессии; как следствие фрустрации.

Массовая культура и индивидуальность. С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс. Интенсивного развития все средства массовой культуры получили сначала в Америке, а затем и в Западной Европе в 20-х, сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». К 60-м годам ХХ века технические возможности массовой культуры многократно возросли. Так первое выступление Битлз в США в Карнеги-холл, слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее подобные мероприятия становились доступны почти половине жителей земли.

Массовая культура ведет не только к введению еще одного типа и варианта культуры, к изменению самого типа функционирования культуры. В социальном плане массовая культура тесно связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали большей рекреации в сторону художественной культуры.

Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечивания. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений.

Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.

Основная литература: 2,3,4,5,9,12,13.

Дополнительная литература: 31,32,34, 36,39.

studfiles.net

определение, этапы, пути и способы с точки зрения психологии

Содержание статьи

Самопознание в психологии занимает особую позицию. Эта тема, которая волнует многих людей, стремящихся к самосовершенствованию. Сделать свою жизнь более осмысленной и примечательной в силах каждому человеку. Нужно только прилагать собственные усилия для развития. Путь самопознания сам по себе не может считаться легким. На этой дороге человека ждет множество испытаний. Только преодолевая эти преграды, личность и развивается, полноценно двигаясь вперед. Механизмы самопознания связаны с его внутренней организацией. Психологическая жизнь как нельзя лучше отражает личностные переживания человека. Самопознание – это такой способ прийти к пониманию собственных истинных мотивов. Не всегда следует задумываться над тем, с чего начать. Развитие сознания включает в себя элементы и формы рефлексии.

Самопознание

Самопознание и саморазвитие являются неотъемлемыми элементами самосовершенствования человека. Чем больше времени уделяется работе над собой, тем более многогранно развивается личность, в ней обнаруживаются глубинные пласты. Рассмотрим подробнее особенности самопознания. Психология самопознания достаточно интересна.

Этапы самопознания

Процесс самопознания сам по себе довольно трудоемкий. Он требует от человека колоссальных энергетических затрат. Ведь требуется же многое переосмыслить, принять верное решение, освободиться от груза дополнительных переживаний. Самопознание и воспитание характера всегда идут рука об руку. Одно понятие обусловлено другим, между ними выявляется тесная взаимосвязь. Самопознание человека состоит из нескольких ступеней. Они в свою очередь должны быть пройдены последовательно. Этапы самопознания приближают личность к тому, чтобы обрести свою собственную сущность.

Самоузнавание

Этот этап начинается с того, что ребенок начинает выделять самого себя из окружающей реальности. Самоузнавание представляет собой естественный процесс, помогающий познавать мир. Каждый должен начинать приближаться к собственной индивидуальной сущности через самоузнавание. Пропустить этот этап невозможно, он происходит самостоятельно, и человек в силу детского возраста, его, как правило, сознательно не отслеживает.

«Я – концепция»

Создание образа своего «Я» складывается постепенно. У человека должно сформироваться адекватное представление о самом себе. Только в этом случае образуется положительная «я – концепция», которая будет способствовать индивидуальному развитию. «Я – концепция» отражает то, что человек сам думает о собственной личности. Отношение к самому себе формирует, в свою очередь, уровень притязаний, помогает выстраивать личностные границы. Человек, таким образом, учится лучше понимать самого себя, свои потребности и желания. Самопознание и воспитание характера – неотъемлемые составляющие самосознания. Познание окружающего мира всегда начинается с самопознания. Процесс самопознания априори не может быть быстрым. Иногда требуется пройти довольно тяжелые этапы, которые бывают очень болезненными в своих проживаниях.

Самоосознание

«Я – концепция» предполагает, что человек понимает свои истинные предпочтения и мотивы собственных поступков. Когда человек становится самостоятельным, у него возникает желание воплотить в жизнь свои индивидуальные стремления и желания. В каком-то смысле «я – концепция» значительно оберегает личность от вторжения любых негативных факторов. Разумеется, от всего защититься невозможно, однако у личности появляется возможность научиться ими в достаточной степени управлять.

Самооценка

Самооценка представляет собой важную составляющую жизни человека. Она определяет уровень притязаний, учит понимать свои стремления и имеющиеся возможности. Исходя из самооценки, человек получает возможность к развитию самосознания, либо, напротив, замыкается в своей проблеме. Если самооценка низкая, то личность неминуемо начинает страдать. У нее попросту не хватает сил для эффективной самореализации. Такая личность часто теряется в различных жизненных ситуациях, не знает, как ей следует поступить. Для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, необходимо обрести значимую уверенность в себе. А это возможно только при формировании адекватной самооценки. Достаточно развитая самооценка позволяет личности всесторонне развиваться и совершенствовать свои навыки. Самосознание в этом случае развивается стремительным образом. Человек раскрывается во всей полноте своих возможностей. Страхи же, напротив, препятствуют самореализации. Человек сознательно себя ограничивает в любой форме. Реализация многих планов и стремлений требует достаточной смелости и активности.

Виды самопознания

Виды самопознания представляют собой серьезный материал для вдумчивого и осмысленного изучения. Их называют способами самопознания, поскольку их функция заключается в раскрытии своего истинного потенциала. Ступени самопознания определяют уровень развития личности, ее способность к оцениванию своих поступков. Рефлексия в этом случае выступает значимым элементом для раскрытия самосознания. Рассмотрим подробнее методы самопознания.

Самонаблюдение

Такой способ достаточно прост в исполнении и доступен каждому человеку. По сути, он является самым простым и понятным даже человеку непосвященному в психологию. Самонаблюдение помогает увидеть свои ошибки, отследить какие-то значимые реакции, которые раньше не замечались. Осуществляя наблюдение за своим поведением, личность обязательно отмечает, от чего ей следует отказаться, что убрать, на что обратить пристальное внимание. Самонаблюдение – это отличный способ самопознания. Его функция заключается в отслеживании негативных моментов и определении собственных недостатков с целью их дальнейшей проработки. Самонаблюдение помогает человеку совершать меньше ошибок и прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Мысли

Самоанализ

Этот метод представляет собой способ погружения в проблему с целью отыскания собственных резервов для своевременного реагирования на ситуацию. Функция самоанализа состоит в том, чтобы суметь вовремя сделать соответствующие выводы. Самоанализ помогает осознать, почему в жизни повторяется та или иная ситуация и по какой причине люди поступают определенным образом, а не иначе. При этом обязательно развивается самосознание, человек перестает мыслить шаблонными категориями. С помощью самоанализа можно проработать самые глубокие вопросы существования, ушедшие глубоко в подсознание. Самоанализ почти во всех случаях довольно эффективен, хотя это достаточно болезненная процедура.

Самоисповедь

Это такой вид самопознания, при котором человек сознательно погружается в собственные размышления. Такой внутренний диалог может сопровождаться однотипными движениями, например, хождением по комнате. Самоисповедь нередко заканчивается слезами или осознанием своей вины по поводу какой-то ситуации. Здесь важно вовремя остановиться, а лучше найти человека, который смог бы выслушать и что-то дельное посоветовать.

Сравнение

В большинстве случаев люди сравнивают свою жизнь с другими. Достижения окружающих при этом кажутся более весомыми и значительными, чем свои собственные. Сравнение как способ самопознания позволяет выявить какие-то дополнительные цели, куда можно направить свои стремления. При этом важно не углубляться и не сравнивать свои недостатки с достоинствами окружающих. Необходимо стараться мыслить только в позитивном ключе.

Таким образом, самопознание представляет собой необходимый шаг в развитии личности. Когда человек дорастает до способности анализировать свою жизнь, у него появляется уникальная возможность попробовать многое изменить.

Похожие записи

apatii.net