Жизненные планы - намерения прожить жизнь определенным образом. В отличие от жизненных целей, жизненные планы более общи и менее конкретны. Именно поэтому люди чаще говорят о жизненных планах, а не о жизненных целях.
Впрочем, если человек жизненные планы переводит в планирование жизни, ситуация меняется. Планирование жизни - это построение конкретного плана своей жизни на год, 3 года, 5 и 10 лет и далее, где ставятся высокие и воодушевляющие человека цели. Первым человеком, начавшим планировать свою жизнь (из известных людей), - был Бенджамин Франклин.
Люди, ставящие перед собой большие жизненные цели, продумывают свой максимум жизни. И живут свою жизнь - по максимуму.
Как начать новую жизнь? Набросав план своей жизни, может быть даже испугавшись своего плана - все равно принимайте решение его реализовать. Сделать. И как только вы его приняли - двигайтесь, начинайте двигаться сразу. Нельзя «стараться», нельзя «обещать» себе, потому что это значит откладывать движение в будущее, а будущего - нет. Есть только настоящее, которое вы предаете каждую секунду, если не используете его. Мир существует сейчас, а не в будущем. Бессмысленно ждать будущего - позже оно тоже станет настоящим. Начинать надо всегда сейчас. Потом - всегда поздно.
Надо начинать Делать. Начинать делать СЕЙЧАС же. Нельзя размышлять - размышление всегда докажет вам, что для вас Это слишком трудно. «Я не могу. Мои обстоятельства мне этого не позволяют. У меня такой характер. У меня было такое детство. Я живу в такой стране. Я не могу», - все это абсолютная правда и великолепные отговорки, чтобы оставаться прежним.
www.psychologos.ru
Характерная черта юности – формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны – это результат конкретизации целей и мотивов.
Готовясь к будущему, старшеклассники строят жизненные планы. Но было бы ошибкой понимать под ними только некую программу на будущее. Вспомним, что именно жизненные планы Л.С. Выготский рассматривал как показатель овладения личностью своим внутренним миром, и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Как видно, о жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда наряду с будущими целями заботой молодого человека становятся и способы их достижения, производится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов.
Здесь обнаруживается одна характерная для современных старшеклассников особенность. Все они размышляют о будущем и строят всевозможные планы, но немногие отдают себе отчёт в том, что реальное будущее – это не будущее вообще, но будущее определённым образом построенного настоящего и что насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой.
Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы «кем быть» и «каким быть» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. У большинства планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать.
Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.
Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности.
Чтобы построить его, юноша должен более или менее чётко поставить перед собой, как минимум, следующие вопросы: 1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? 2. Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? 3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?
Жизненные планы старшеклассников, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временой перспективе весьма различны.
В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, старшеклассники достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше получать и иметь не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду.
Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов старшеклассников. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.
Главное противоречие жизненной перспективы старшеклассников, по данным Е.И.Головахи, - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому как в определённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдалённая перспектива рисуется некоторым старшеклассникам более ясно и отчётливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Отчасти это объясняется возрастными особенностями, естественным юношеским оптимизмом и т.п.
Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь не проверенными их реальными возможностями, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо того чтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются к сомнительным жизненным концепциям («можно работать дворником и всего себя отдавать занятиям литературой»). Намечаемая перспектива формулируется то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то, напротив чересчур общо («служить прогрессу человечества, быть полезным обществу человеком»). В первом случае, она оказывается недостаточно гибкой для того, чтобы её реализация завершилась успехом, во втором своей неопределённостью затрудняет необходимую для успешного самоопределения концентрацию сил…
Итак, наибольшая трудность для юношеской рефлексии заключается в совмещении того, что называется ближней и дальней временной перспективой, первая из которых охватывает непосредственно сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность и цели, а вторая- долгосрочные жизненные планы.
Каждый человек должен планировать свою жизнь, свое будущее. Без этого его действия теряют целенаправленность, спонтанны. В странах с развитой рыночной экономикой жизненный план составляется во время обучения в школе. В России подобное планирование пока не привилось. В то же время значение жизненного плана трудно переоценить. Особенно он важен для менеджеров и руководителей. Постарайтесь разработать для себя жизненный план, хорошо его продумать, скорректировать при необходимости и неуклонно выполнять. Тогда, без сомнения, вы многого добьетесь.
Некоторые черты вашего характера и цель жизни в будущем
Ваши представления о будущем и основная мечта
Как бы Вы изложили сведения о себе человеку, которого не знаете?
Друзья написали о Вас так же? Чтобы сказали о вас они?
Назовите трех человек, которые оказали на Вас наибольшее влияние:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Определите направленность влияния каждого из них:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Назовите Ваши любимые виды общественной деятельности и хобби:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Перечислите три вещи, которые доставили Вам наибольшее удовольствие за последний месяц:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Назовите три Ваших любимых занятия
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Назовите три Ваших нелюбимых занятия:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Охарактеризуйте кратко общую цель Вашей жизни
Влияние внешней среды на Вас как на личность
Какие события, происходящие в мире или ближайшем окружении, волнуют Вас?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Какие перемены, происходящие вокруг вас, могут повлиять на Вашу жизнь?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Назовите Ваши основные сильные стороны:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Назовите Ваши основные слабые стороны:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Перечислите ряд неудач, которые Вы испытали в жизни:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Почему Вы считаете, что в этих случаях были далеки от успеха?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Мешают ли Вам эти неудачи в сегодняшней жизни?
Какова Ваша работа?
Разместите по приоритетам (от одного до восьми) ваши целевые установки на службе:
______ удовлетворение ожиданий начальника;
______ престиж и положение;
______ уверенность в завтрашнем дне;
______ возможность независимо мыслить и действовать;
______ более высокая зарплата, увеличение льгот или и то и другое;
______ признание руководством Вашей исполнительности;
______ продвижение по службе;
______ личный рост и развитие
Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Насколько, по Вашему мнению, Вы используете свой потенциал на работе?
Ваши представления о будущем
Опишите в одном абзаце, какой Вы бы хотели видеть свою жизнь через пять лет
Опишите в одном абзаце, какой Вы хотели бы видеть свою жизнь через год
Где Вы хотите оказаться?
Заполняя графы в этом разделе, будьте конкретны. Перед вами измеримые цели (задачи-шаги), которые позволят Вам достичь целей с жизнью и работой.
А. Духовная сфера
Через пять лет
На следующий год
Б. Карьера (положение):
Через пять лет
На следующий год
В. Семья:
Через пять лет
На следующий год
Г. Здоровье (вес, занятия каким либо видом спорта):
Через пять лет
На следующий год
Д. Финансовое положение (доход, собственный капитал):
Через пять лет
На следующий год
Е. Досуг (развлечения, хобби, отпуск):
Через пять лет
На следующий год
Ж. Прочее:
Через пять лет:
На следующий год
Реализация жизненного плана
А. Как Вы собираетесь достичь цели?
Б. Назовите четыре мероприятия, которые Вы должны осуществить в течение ближайших месяцев, чтобы оказаться там, где хотите быть на следующий год и через пять лет:
1.
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4.
________________________________________________________________
В. Назовите четыре вещи, которые мешают Вам на пути продвижения к цели:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________
Г. Чья помощь Вам нужна, чтобы полностью использовать свой потенциал и оказаться там, где хотите быть через пять лет?
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4.
Воспользуйтесь этой рабочей заготовкой, чтобы начать действовать на пути к достижению цели.
Цель
Цель должна быть конкретной, измеримой и укладываться во временные рамки:
Стратегия
Каковы необходимые шаги? Когда Вы начнете? Что будете делать? Разбейте Ваши действия на небольшие этапы, чтобы получить план действий:
studfiles.net
В жизни ничего наверстать невозможно — эту истину каждый должен усвоить как можно раньше. Хр. Геббель, немецкий писатель.
Среди живых существ, населяющих нашу планету, только человек имеет способность строить жизненные планы и, по возможности, реализовывать их. Стремление человека оптимальным образом организовать небеспредельное время своей жизни, по-видимому, возникло очень давно.
Более трех тысячелетий отделяет нас от создания вавилонской «Таблицы судеб», куда, полагали вавилоняне, занесены все будущие события жизни каждого человека, и китайской «Книги перемен», позволявшей обнаружить свое «Дао» (путь в жизни, соответствующий естественному порядку вещей, естественным законам). В античности складывается понятие судьбы, персонифицируемое в образах фатума — рока, ананкэ — необходимости, мойр — богинь судьбы. Один из самых известных античных афоризмов гласит: «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет…»
Большое значение во все времена придавалось толкованию сновидений.В соответствии с христианской моделью мира Божий промысел не определяет всецело жизненный путь человека: он только направляет его, освещает путь, а за человеком остается решение — уклониться от этого пути или идти по нему до конца. Фатализм поздней античности и Средних веков имел под собой объективные основания: низкую продолжительность жизни, высокую вероятность отправиться к праотцам даже раньше этого срока вследствие войн, эпидемий, голода, вызванного неурожаем.
В эпоху Возрождения складываются представления о том, что человек не игрушка в руках рока, но призван творить себя, сознавая и расширяя свои возможности. Культура Нового времени продолжает эту линию. Постепенно возникает и укрепляется убеждение в том, что препятствия и преграды на пути осуществления человеком его жизненных планов несут не только негативную функцию.
Об этом хорошо сказал в своем сатирическом романе « Человек без свойств» австрийский писатель Роберт Муз иль (1880 — 1942): «Человека нужно стеснить в его возможностях, планах и чувствах всяческими предрассудками, традициями, трудностями и ограничениями, как безумца — смирительной рубашкой, и лишь тогда то, что он способен создать, обретет, может быть, ценность, зрелость и прочность…»
Древнее искусство хиромантии каждую линию на ладони способно истолковать как проявление судьбы человека. Хиромантия пришла в Европу с Востока. В Средние века «чтение» судьбы по руке становится настолько популярно, что даже церковный запрет (XV в.) не в силах был заставить европейцев отказаться от услуг хиромантов. Наполеону принадлежат слова: «Лицо человека обманет, рука — никогда».Индийские астрологи составляли гороскопы еще в IV в. до н. э., веря, что существует таинственная связь между движением планет и поворотами человеческой судьбы: поняв эту связь, можно многое объяснить в своем прошлом, предугадать будущее.
В каждом обществе, в каждой социальной группе приняты свои устоявшиеся образцы жизненных стратегий. Стандарты существуют практически в любой области деятельности: ведь только тогда результат может быть оценен.
Сравнение с результатами других людей и определение человеком своего места американские психологи назвали поисками «социальной относительной нормы». Понятие о социальной относительной норме у человека формируется в процессе преодоления «фильтров» и препятствий.Питирим Сорокин (1889—1968), крупнейший американский социолог русского происхождения, в своих работах подчеркивал значение характера препятствий, которые общество устанавливает для индивидов. Если эти препятствия «злокачественны» и «неадекватны», это ведет к печальным последствиям для всего общества. Если же они адекватны и правомерны, то и социальное распределение индивидов приведет к процветанию всего общества. Например, ограничение доступа к образованию для талантливых детей из бедных семей самым негативным образом сказывается на интеллектуальном потенциале государства. Если же фильтры и барьеры задерживают тех, чье обучение стоит учителям и обществу чрезмерных усилий, общий интеллектуальный потенциал общества не страдает.
Жизненные планы на различных этапах жизненного пути имеют свои качественные особенности. Пристальное внимание социологи и психологи уделяют периоду самоопределения личности — раннему юношескому возрасту. В этот период планы зачастую диффузны и нереалистичны. Социологами описан феномен «нереалистического оптимизма»: человек склонен существенно занижать вероятность того, что неприятные события могут случиться с ним, и завышать свои шансы добиться чего-то в жизни. Как правило, юношеский возраст характеризуется «нереалистическим оптимизмом». Удивительно, но эти оптимистические ожидания существуют на фоне крайне низкой удовлетворенности жизнью. К 35 годам (так называемый «кризис середины жизни») реализация целей сама по себе перестает приносить удовлетворение, все более настоятельным становится вопрос о смысле жизни. К середине пятого десятилетия, когда реализация жизненных целей в основном завершена, перед человеком встает и другой вопрос: та ли единственная программа осуществлена им, та ли миссия исполнена, те ли цели достигнуты.
Наряду с «Календарем времени» (365 дней) у ацтеков существовал «Календарь жизни» (260 дней). «Календарем жизни» пользовались жрецы-гадатели. Считалось, что существую счастливые и несчастливые дни и числа, а судьба каждого человека зависит от его дня рождения. Например, если ребенок рождался в неблагоприятный день, родители могли исправить дурное предзнаменование, дав ребенку имя несколькими днями позже.Временное измерение жизненных планов личности опирается на «жизненное расписание», или тайминг — стандартные для той или иной культуры возрасты получения образования, вступления в брак и т. п. Но стандартное «расписание» не принимает во внимание адекватность — неадекватность жизненных планов уникальным жизненным обстоятельствам и особенностям личности. Многим людям приходится затрачивать огромные усилия для того, чтобы преодолевать несоответствие своей личности, своего склада характера когда-то задуманным жизненным планам. Жизненных планов можно придумать множество. Труднее выбрать из них наиболее реалистичные — самые простые в «исполнении» или открывающие перспективы, одобряемые близкими. Но задачи человека не сводятся к обнаружению, формулированию, осуществлению жизненных планов. Пе- ред личностью встает еще более сложная задача соподчинения и интеграции жизненных планов в единую линию, называемую жизненным путем личности. Интересно, что в болгарском языке жизненный путь именуется «жизненым равнищем». Первая ассоциация — с равниной, с полем, именно с тем, которое «жизнь прожить — не поле перейти». Другая — с некоторой «выравнивающей силой», равняющей всех независимо от их желания. Эту силу в современном обществе представляют и институты социализации (семья, школа, армия), и средства массовой информации, задающие стандарт «идеальной биографии» спортсмена, политика.
Один из критериев личностной зрелости — способность к осознанному формулированию жизненной программы, к преодолению жизненных обстоятельств, мешающих ее осуществлению. Вряд ли можно точно сказать, начиная с какого возраста такое планирование доступно человеку. Так, известный исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт в четырнадцатилетнем возрасте составил подробный список всего того, что нужно сделать для будущего успеха в изучении Севера: какие науки изучить, какими языками овладеть, какие исследования провести. Когда будущий ученый попытался прикинуть срок для осуществления программы, оказалось, что он составляет свыше 500 лет! С немалым трудом программа была «ужата» до 160 лет. Когда же в возрасте 70 лет Шмидт обнаружил в архиве этот юношеский план, он с удивлением обнаружил, что к тому времени намеченная (160-летняя!) программа была практически по всем позициям не только выполнена, но и перевыполнена.
Важной является и гибкость личности, позволяющая корректировать программы, а не слепо следовать им.
5psy.ru
- англ. life, plans of; нем. Lebensplane. Определяемая индивидом совокупность и последовательность целей на жизненном пути и способов их реализации.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ — англ. life, plans of; нем. Lebensplane. Определяемая индивидом совокупность и последовательность целей на жизненном пути и способов их реализации … Толковый словарь по социологии
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ — средство осуществления жизненных целей, устанавливающих порядок действий, необходимых для их реализации … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Жизненные планы осужденных — Личностная мотивационная характеристика осужденного, объединяющая в себе доминирующие жизненные ценности, стереотипы поведения и характеризующая уровень осознанности жизни и предопределяющая в итоге его долговременную активность. направленность,… … Энциклопедия современной юридической психологии
ПЛАНЫ ЖИЗНЕННЫЕ — проективная временная последовательность достижения человеком индивидуально избранных жизненных целей, формирующаяся под воздействием общества и его институтов, а также в результате проявления совокупности личных установок и мотиваций индивида. П … Социология: Энциклопедия
ПЛАНЫ ЖИЗНЕННЫЕ — определяемая человеком совокупность и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения, индивидуализированное отражение в сознании людей конкретной соц. историч. ситуации, складывающейся в об ве объективно, независимо от… … Российская социологическая энциклопедия
Гоголь, Николай Васильевич — Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Фотопортрет Н. В. Гоголя из группового дагерротипа С. Л. Ле … Википедия
Собкин, Владимир Самуилович — Собкин Владимир Самуилович Фотография Владимира Собкина Род деятельности: Научный деятель, публицист Дата рождения: 10 сентября 1948(1948 09 10) (64 … Википедия
Институт социологии образования РАО — Институт социологии образования Российской академии образования (ИСО РАО) … Википедия
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ — отрасль социологии, объект которой молодежь как социально демографическая группа общества (16 29 лет), а предметная область охватывает особенности ее социализации и социально демографических характеристик, ценностных ориентаций и мотивации… … Социология: Энциклопедия
юность — период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (см. зрелость (взрослость)}}). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по разному, наиболее часто исследователи выделяют… … Большая психологическая энциклопедия
dic.academic.ru
Новожилова Ольга Владимировна
В статье рассмотрены восприятие смерти и психологически важные связи понятия смерти с другими жизненными событиями. Соотношение планов на жизнь и смерти как события в будущем.
Читать PDFБашечкина О.В., Гагаева Л.И.
Читать PDFБочарова Оксана
The societal attitude towards the projects of school reform in Russia in their liberal and traditionalist interpretations is analyzed in the article written on the basis of the findings of quantitativ
Читать PDFБочарова Оксана
The societal attitude towards the projects of school reform in Russia in their liberal and traditionalist interpretations is analyzed in the article written on the basis of the findings of quantitativ
Читать PDFВаганова Г.В., Матвеева Е.П., Мельников Ю.Б.
В статье рассматривается проблема управления деятельностью на основе теории моделирования.
Читать PDFВаганова Г.В., Матвеева Е.П., Мельников Ю.Б.
В статье рассматривается проблема управления деятельностью на основе теории моделирования.
Читать PDFШишева А.Г.
Статья посвящена изучению психологических механизмов включения личности в вариант жизни. В качестве посредника между вариантом жизни и личностью рассматривается система жизненных смыслов.
Читать PDFКолпачников В.В.
Читать PDFКрасильщикова Елизавета Александровна
Представлены результаты эмпирического исследования жизненных ориентаций наркозависимых с разными сроками трезвости.
Читать PDFШумакова Ирина Евгеньевна
Описаны результаты эмпирического исследования, касающееся выявления особенностей личности (акцентуаций характера, самооценки, ценностных ориентаций), оказывающих влияние на успешность преодоления жизн
vocabulary.ru
Жизненные планы
Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя. Дальше мы еще поговорим об этих иллюзиях.
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.
Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.
В намерения автора не входит стремление сводить поведение всех людей и всю человеческую жизнь к какой-то формуле. Совсем наоборот. Реальный человек как личность действует спонтанно рациональным и предсказуемым образом, принимая во внимание мнения и действия других людей. А человек, действующий по формуле, — это уже нереальная личность. Но поскольку именно такие люди, по нашим наблюдениям, составляют основную массу человечества, мы попытаемся познакомить читателей с результатами своих исследований.
...Делле около тридцати лет. Она ведет жизнь домашней хозяйки. А ее муж — торговец, он много ездит. Иногда в его отсутствии Делла начинает пить. Эти загулы нередко кончаются далеко от дома. Как это обычно бывает, из ее памяти выпадает все, что с ней произошло, когда она была пьяна. Она узнает о том, что с ней было в различных местах, только тогда, когда приходит в себя и обнаруживает неожиданно в сумочке номера телефонов неизвестных ей мужчин. Она пугается, ее охватывает ужас еще и потому, что в эти минуты понимает: жизнь ее может быть погублена из-за непорядочности какого-нибудь случайного партнера.
Подобный сценарий чаще всего планируется в детстве. Поэтому если это сценарий, то именно в нем следует искать все истоки. Мать Деллы умерла, когда она была маленькой. Отец проводил все дни на работе. Делла плохо сходилась с другими подростками в школе, чувствовала себя какой-то неполноценной, жила одиноко. Но в подростковом возрасте она открыла способ обретения популярности — предаваться любовным забавам с группой мальчишек. А во взрослом состоянии ей и в голову не приходило связывать эпизоды сеновала того далекого времени со своим настоящим поведением. Однако все эти годы в голове она сохраняла основные линии своей жизненной драмы. Акт первый: завязка — прегрешения на сеновале и ощущение вины. Акт второй: основное действие — прегрешение и чувство вины из-за пьянства и безответственности. Акт третий: расплата — разоблачение и наказание. Она потеряла все — мужа, детей, положение в обществе. Акт четвертый: освобождение в финале — самоубийство. Теперь, после ее гибели, все прощали и жалели ее.
Делла провела свою жизнь с чувством неотвратимости надвигающейся угрозы. Сценарий — трагическая драма, несущая ей освобождение и примирение. Толкаемая каким-то внутренним «демоном», она нетерпеливо подстегивает свою судьбу: проклятие, смерть и прощение.
«...Когда-нибудь я открою школу для самых маленьких, выходить замуж буду четыре раза, заработаю кучу денег на бирже и стану знаменитым хирургом», — говорит пьяная Мери. Это уже не сценарий. Во-первых, ни одну из высказанных идей Мери не почерпнула у своих родителей. Они ненавидели детей, считали развод невозможным, игру на бирже — слишком рискованной, а работу хирурга — чересчур ответственной. Во-вторых, по своим личностным качествам Мери для всего этого не подходит. Она слишком напряженно ведет себя с любыми детьми, равнодушно холодна с мужчинами, боится биржи, а руки ее дрожат от пьянства. В-третьих, она давно уже решила быть торговым агентом днем, а вечера и свободные дни проводить в пьяной компании. В-четвертых, ни один из предлагаемых проектов ее особо не увлекал. В этих проектах она скорее всего проговаривала то, чего никогда не смогла бы сделать. В-пятых, каждому, кто ее слышал, было ясно, что Мери и не собирается заниматься всем тем, что перечислила в своих мечтаниях.
Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru