Ранний детский аутизм: причины, признаки, виды, лечение. Виды аутизма у детей


Как проявляется аутизм у ребенка, какие виды аутизма есть?

Аутизм – это сложное заболевание, к которому относятся различные симптомы, и он может быть разбит на несколько отдельных типов. При аутизме нарушаются социальные навыки ребенка и его способность обращаться с речью, все это в сочетании с повторяемым стереотипом поведения.

Тяжесть течения этого заболевания может значительно изменяться, ребенок будет слегка ослабленным и вести относительно нормальную жизнь, или же он будет настолько слабым, что понадобится постоянный уход.

Дети с аутизмом имеют проблемы с общением. Они трудно понимают других людей, а также испытывают трудности в выражении мыслей словами или жестами. Дети, страдающие этим заболеванием, могут испытывать даже боль под влияние некоторых звуков, прикосновения или запахов, которые для многих из нас кажутся совершенно нормальными.

Какие виды аутизма есть?

Синдром Ретт Это наследственное заболевание, которое встречается только у женского пола. Это один из немногих видов аутизма, который может быть диагностирован рано, и по этой причине многие специалисты не включают его в классификацию данного заболевания. Одним из первых симптомов является потеря мышечного тонуса, после чего стает трудно или невозможно ходить, сложно делать что-то руками, теряется способность к речи.

Дезориентированное нарушение развития При этой форме аутизма вначале дети имеют, казалось бы, нормальное развитие в течение первых 1-2 лет. Вскоре после этого, ребенок начинает терять способность к нормальной коммуникации, не может выполнять некоторые движения, которые мог делать раньше, теряет контроль над тазовыми резервуарами.

Синдром Аспергера Синдром Аспергера – это форма аутизма, которая характеризуется нормальным, или выше среднего интеллектом детей. Больные развиваются нормально, но имеют трудности в коммуникации с другими людьми. Эти трудности становятся все более явными по мере роста ребенка, когда социальные требования к нему увеличиваются. Дети имеют странные стереотипные действия. С другой стороны, возможности функции памяти не затрагиваются, поэтому они не имеют трудности в развитии речи и языка.

Тяжелый аутизм Не является конкретной формой заболевания, а скорее используется для удобства специалистов и родителей для того, чтобы диагностировать состояние ребенка. Дети с тяжелым аутизмом, как правило, не в состоянии развивать способность говорить, и имеют очень низкий iq. У некоторых детей могут развиться стереотипы вредных видов деятельности, таких, как причинение вреда самому себе. Другие симптомы, которые могут сопровождать тяжелый аутизм – развития эпилепсии, бессонница, изменения в поведении.

Источник: http://paleo24.ru/beremennost/zdorove-rebenka/98-kakie-vidy-autizma-est.html

www.baby.ru

Детский аутизм что это такое

Одно из самых загадочных, непонятных и неизученных до конца заболеваний психики – это аутизм. Долгое время ученые всего мира пытаются понять причины возникновения детского аутизма, разрабатывают методики профилактики и лечения. Проявление синдрома особенно явно выражается в раннем детском возрасте.

Ребенок аутист

Многие взрослые считают, что поставленный диагноз – ранний детский аутизм – своеобразный приговор малышу. В настоящее время разработано достаточно много методик по лечению синдрома. Необходимо отличать данное состояние от других расстройств психики.

Аутизм нельзя отнести к классическому заболеванию, это расстройство, происходящее из-за нарушения развития головного мозга. Дети-аутисты нуждаются в квалифицированной долголетней помощи и сопровождению со стороны педагогов, психологов. Данное умственное расстройство часто изолирует кроху от окружающей действительности, а также от родных b близких людей.

Понятие аутизма

Аутизм – это погружение в собственный мир, куда малыш никого не допускает. Кроха закрывается от постороннего воздействия. Синдром раннего детского аутизма выражается проявлением дефицита общения, эмоций, отсутствием социализации, коммуникативности.

Синдром раннего аутизма

Подобный диагноз чаще всего ставится малышам 3 — 5 лет. Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА) чаще выявляется у мальчиков, однако, у девочек с таким расстройством симптоматика протекает в более тяжелой форме.

У малышей старше 5 лет, детей подросткового возраста и взрослых людей, синдром проявляется очень редко. Присуща легкая форма. Ученые до сих пор не определились с тем, имеет ли синдром только генетический характер или существует возможность, что некоторые виды этого нарушения имеют приобретенный характер.

Синдром совсем недавно относили к психозам как к психическим заболеваниям. Однако неоднократные убедительные исследования позволили изменить отношение к РДА. Этот синдром, прежде всего, относится к группе общих расстройств психологии, куда специалисты объединяют весь объем, связанный с задержкой развития, отклонения разнообразных психологических функций у детей.

Два типа заболевания

Восприятие мира, симптоматика аутизма

Малыши-аутисты не могут принять отдельный образ человека или предмета. Ребенок выделяет отдельные части: рука, нога, нос, рот. Понять, что все это взаимосвязано и принадлежит одному человеку, маленький человечек не в состоянии. Для несмышленыша человек – это отдельные детали, а не единый образ.

Для такого крохи нет разницы между живым существом и неодушевленным предметом. Именно поэтому несмышленыш может попытаться оторвать хвост кошке, чтобы играть им. Любое внешнее воздействие – прикосновение, звук, свет, создает дискомфорт для малыша. Пытаясь спрятаться от этого чувства, маленький человечек закрывается от внешнего мира.

Родители могут уже с первых месяцев по определенным симптомам определить нарушение развития у чада. Поставить окончательный диагноз сможет только специалист, однако, именно родители должны обратить внимание, заподозрить необычность развития ребенка.

Грудничок с заболеванием

Чтобы понять, как распознать аутизм, необходимы знания родителей о том, какие у детского аутизма симптомы указывают на возможное нарушение развития:

  • С ребенком невозможно установить прямой контакт «глаза в глаза». Кажется, маленький человечек смотрит куда-то вдаль, сквозь человека.
  • Агрессивно реагирует на любые прикосновения. Не любит, когда берут на ручки, обнимают, целуют. Бывает и обратная реакция, когда кроха абсолютно равнодушен: как его мамочка взяла на руки, в такой позе он и будет находиться. Не будет пытаться обнять маму или прижаться к ней.
  • Маленький игнорирует других детей, не обращает на них внимания. Предпочитает играть самостоятельно в игры с однотонными, повторяющимися действиями, например, выстраивает по порядку игрушки. Часто предпочитает играть с песком или водой. Очень нравится переливание воды из одной емкости в другую. Такое поведение должно вызвать обеспокоенность у взрослых.
  • Плохо развита речь. Нередки случаи, когда после 2-х лет кроха, который умел разговаривать, имел неплохой словарный запас, замолкает, из речи исчезают многие слова.
  • Понижен болевой порог. Ребенок не осознает, что такое опасность. Может выйти на дорогу во время движения автомобилей или опустить пальчик в чашку с кипятком. Реакция на боль часто атипична. На серьезные травмы карапуз не обращает внимания. Зато небольшой ушиб может вызвать истерику.
  • Малыш пассивен или гиперактивен. Такое поведение также должно привлечь внимание родителей.

Мальчик играет в одиночестве

При любых тревожащих явлениях в поведении чада следует обратиться за консультацией к психологу. Чем раньше будет диагностирован ранний детский аутизм, тем больше шансов скорректировать процесс воспитания и развития, помочь маленькому человечку влиться в социум, вести здоровую нормальную жизнь.

Причины аутизма у детей

До сих пор причины возникновения, сами механизмы РДА до конца не изучены, что способствует появлению большого количества теорий. Существует несколько теорий происхождения данного нарушения:

  • Тератогенная.

Считает, что причина – факторы внешней среды или экзогенные факторы. Неправильное питание, использование продуктов с большим количеством консервантов, нитратов, употребление алкоголя, наркотиков, применение лекарственных препаратов могут выступить тератогенами, которые окажут воздействие на развитие плода на ранних сроках беременности. Кроме того, перенесенные стрессы, заболевание мамочки краснухой во время беременности также могут вызвать нарушения центральной нервной системы во время внутриутробного развития плода.

  • Генная теория.

Считает основной причиной наличие генетических дефектов. Если в семье уже были случаи рождения малышей с таким диагнозом, то шанс рождения крохи с аутизмом вырастает во много раз. У малышей с РДА также часто выявляются иные виды генетических нарушений, например, гипомеланоз и др.

  • Альтернативные теории.

Связывают появление детей с аутизмом с достаточно большим возрастом родителей, а также ожирением у будущей мамочки.

Признаки нарушения развития

У ребятни внешние признаки могут проявляться с разной степенью выражения. Однако специалисты выделяют несколько признаков, по которым диагностируется данное психологическое расстройство:

Ребенок играет с палочками счетными

  • очень слабая форма коммуникативности;
  • аномальный дефицит социального взаимодействия;
  • стереотипная, однообразная, повторяющаяся форма поведения;
  • раннее проявление аутизма.

РДА диагностируется только по поведению малышей. Первые признаки аутизма обычно проявляют себя после одного года. В 3-х летнем возрасте все характерные особенности уже достаточно очевидны. Наличие особенностей в поведении, которое не соответствует обычному умственному развитию, сильное отставание от развития сверстников, служит основанием для постановки этого диагноза.

Чтобы понять, как распознать данное нарушение, необходимо более детально понимать, что относится к признакам нарушения.

Занятия с детьми аутистами

  1. Слабая форма коммуникативности
  • У малышей отмечается задержка развития речи. При особо тяжелых случаях возможно полное отсутствие речи – мутизм. Кроха употребляет короткие слова, выражающие действия: спать, есть. О себе такие детки говорят в третьем лице: он сделал, она поела. Речь бессвязная, понять со стороны, о чем говорит ребенок, невозможно. Нередко несмышленыш может очень долго повторять одну и ту же фразу или слово.
  • Аномальная форма речи. Перед ответом повторяет весь вопрос или его часть. Отвечает без интонации или неправильно интонирует слова. Разговаривает очень тихо, почти неслышно или слишком громко. Не реагирует на свое имя.
  • Практически никогда не задают вопросов, не проявляют любопытство. Обычный период почемучек, который ярко проявляется в 3 года, проходит мимо таких деток.
  1. Дефицит социального взаимодействия
  • Внешне очень симпатичные, с отстраненным задумчивым выражением лица. Очень часто выражение лица похоже на неподвижную маску, вместо улыбки малыш гримасничает. Ребенок с РДА не распознает эмоции других людей. Нормально развивающийся младенец чутко реагирует на интонацию, на улыбку, улыбается. Может по выражению лица понять, что взрослый сердится. Аутист не отвечает на улыбки, нет никакой реакции на ласки мамы. Учитель с ребенком
  • Обычно грудничок с радостью и интересом реагирует на новую игрушку, прикосновения мамы. Пытается ухватить ее за руку или волосы, чтобы поиграть. Активно смотрит по сторонам, реагирует на звуки. Кроха с синдромом использует жесты с конкретной целью, чтобы попросить что-то. Такой малыш не будет пытаться привлечь маму к совместной игре.
  • При нормальном развитии, в три года дети ищут активное общение со сверстниками. Маленькому аутисту неинтересны подвижные игры, а также общение с ровесниками. Малыш играет отдельно от остальных детей, не обращает на сверстников никакого внимания, ему не нравятся ролевые игры, он их игнорирует. Ему больше нравится рассматривать свои пальчики или крутить одно и то же колесо от машинки.
  • Бутуз внешне не реагирует на своих родителей. Испытывая чувство тревожности, если мама вышла из комнаты, малыш внешне будет спокоен, не будет звать маму, пытаясь ее вернуть. Раньше считалось, что дети с аутизмом не привязываются к родителям, однако, последние исследования доказали, что это не так. Рядом с родными, близкими взрослыми чаще всего маленький человечек выбирает маму как объект привязанности, кроха не выглядит слишком зацикленным, проявляет зачатки интереса.
  • Иногда дети очень остро реагируют на обращенное на них внимание: начинают беспричинно смеяться, раскидывать вещи, игрушки. Если к малышу кто-то направляется, то он может с криком убежать, начать прятаться.

Мама с сыном

  1. Однообразная, повторяющаяся форма поведения
  • Зацикленность. Маленький человечек может бесконечно долго выстраивать ровно машинки, поправлять карандаши, фломастеры. Заставить отвлечься от этого занятия кроху практически невозможно.
  • Постоянное повторение действия, не несущего никакой смысловой нагрузки. Несмышленыш может несколько часов подряд сидеть, не меняя позы, раскачиваться, качать головой, перебирать пальцы рук. Нередки случаи, когда малыш стучится головой об стену или о бортик кроватки. Девочка может долго кружиться на месте.
  • Неизменность, ритуальность привычных действий. Кроха придумывает свои ритуалы, которые строго соблюдает. Например, у него обязательно должна быть своя тарелка, кружка. Если мама налила молоко в другую кружку, малыш может эту чашку просто не увидеть. Будет ждать, когда ему нальют пить в его чашку.
  • Постоянство в обстановке. Все должно находиться на привычном месте. Малейшая перестановка мебели, например, сдвинули стол, может привести к тому, что ребенок еще больше закроется. Иногда на такое изменение обстановки он может ответить повышенной агрессивностью, истерикой.

Агрессивный ребенок

 

Любое посягательство на личные границы ребенка, создание непривычной ситуации способствует развитию навязчивых идей, страхов. У малыша могут проявиться приступы самоагрессии или агрессивности. Кроха будет рвать у себя волосы на голове, биться головой о твердую поверхность, часто до появления крови.

Раннее проявление синдрома

Внимательные родители уже в раннем возрасте жизни грудничка могут заметить некоторые особенности его поведения. Распознать взрослым ранний детский аутизм помогут следующие наблюдения за детьми:

  • Ребенок менее подвижен, чем его сверстники.
  • Нет эмоций, у младенца очень скудная мимика. Обычно груднички очень рано начинают улыбаться, радоваться, когда слышат голос мамы. Кроха-аутист абсолютно спокоен.
  • Иногда кажется, что кроха плохо слышит или видит, он не реагирует на свое имя, на обращение к нему. Невозможно поймать взгляд маленького человечка.
  • Малыш может запомнить сложное слово, правильно произносить его, при этом не может повторять обычные слова: мяч, кукла, машина.
  • У грудничков отсутствует детский лепет, повторение за мамой слов.
  • Ребенок долго не может произнести «да».

Точная диагностика возможна уже в 3 года, что позволяет специалистам своевременно назначить корректирующую терапию. Начатая в раннем возрасте терапия позволяет добиться очень хороших результатов. Известны нечастые случаи диагностирования синдрома у подростков, чаще всего в легкой форме аутизма.

Занятые своей работой, личной жизнью, некоторые родители не замечают тревожных симптомов развития крохи. С течением лет такие нарушения только усугубляются. Воспитатели в детском саду нередко обращают внимание на тревожное поведение малыша.

Развитие и уровень интеллекта

Существует ошибочное мнение, что все дети с синдромом аутизма являются умственно неполноценными личностями. Действительно, из-за некоторых нарушений развития, у большинства деток наблюдаются трудности с обучением, как следствие, легкая или умеренная степень умственной отсталости.

Ранний детский аутизм

Синдрому иногда сопутствуют приступы эпилепсии, ярко выражены симптомы микроцефалии, другие хромосомные аномалии. Такие случаи зафиксированы примерно у 20% ребятни с синдромом, при этом наблюдается глубокая умственная отсталость.

При легкой форме нарушений, если проводятся интенсивные занятия по развитию мелкой моторики, речи, аутисты не отличаются от сверстников. Интеллект соответствует возрастной норме, иногда даже находится выше среднего уровня. Одна из особенностей этого синдрома – избирательность интеллекта.

Малыш может мысленно совершать сложнейшие математические действия, в то же время делает простейшие ошибки по другим учебным предметам.  Кроха с первого раза запомнит мелодию, повторит ее без ошибок, но для него невозможно запомнить таблицу умножения.

Детишек с таким избирательным интеллектом выделили в отдельное явление – савантизм. Саванты очень талантливы в какой-либо одной сфере развития, однако, могут очень сильно отставать в развитии от своих сверстников в других сферах деятельности.

Источники аутизма

Ошибки взрослых при диагностике

Если у родителей уже есть один малыш, то необычное поведение второго они смогут заметить практически сразу, что позволит вовремя обратиться к специалистам и помочь социализироваться карапузу в будущем.

Чаще всего вовремя не обращают внимание на необычность поведения те родители, которые переложили воспитательный процесс на бабушек, дедушек или приходящих нянь. У молодой семьи с первенцем тоже отсутствует необходимый опыт диагностики возможных нарушений развития.

Если взрослые все же обратились к специалисту, то степень возможного нарушения развития малыша определяется с помощью опроса родителей, а также проведением специальных тестов для ребятни. За поведением ребенка обязательно наблюдают в привычной для него среде, чтобы не травмировать его психику.

Обследование ребенка

Иногда, для более полной картины, специалисты назначают инструментальные методы исследования: УЗИ головного мозга, проверка слуха, а также для выявления приступов эпилепсии – ЭЭГ.

Нередко окружающие взрослые и сами родители неверно оценивают поведение чада.

  • Мама возмущается, что ее дитя витает в облаках, все забывает. Причину этого мамочка чаще всего видит в простой лени, нежелании помочь, непослушании. Но это может быть непонимание того, чего от него ждут. Аутист таким образом может реагировать на новую, стрессовую для него ситуацию. Повышенная тревожность дошкольника приводит к тому, что он ничего не делает.
  • Чадо против перестановки в комнате, носит старые джинсы, футболки, не принимает обновки. Может длительное время совершать повторяющиеся действия. Реакция родителей обычно однозначна: «Ты неблагодарный, упрямый». Вполне возможно, что такая реакция связана с неуверенностью. Человечек не может понять, что надо делать. Отказ от перестановки может быть вызван желанием сохранить свое пространство, оградить его от непредсказуемости.
  • Иногда дети ведут себя импульсивно: мешают разговору взрослых, игнорируют просьбы, приказы родителей. Если для здоровых детей такое поведением является проявлением эгоизма, желанием привлечь к себе внимание любой ценой, то малыши с аутизмом испытывают определенные трудности. Такие детки не могут разделить общие или абстрактные понятия.
  • Многие родители злятся, когда чадо отводит глаза, трогает хрупкие предметы, пытается понюхать или попробовать новый крем, помаду у мамы. Выключает яркий свет в комнате или постоянно настраивает звук у телевизора. Причиной такого поведения может быть то, что у аутистов очень хрупкая, ранимая сенсорная чувствительность.

Отличия аутизма от других заболеваний

Возможно ли лечение

Аутизм нельзя вылечить таблетками или уколами. Нарушение развития головного мозга плода во время беременности является основополагающей причиной проблемы таких детишек. Только тяжелый ежедневный труд родителей совместно со специалистами позволит малышу приспособиться к жизни в обществе, стать полноценной личностью, быть счастливым человеком.

Благоприятная, комфортная среда в семье. Ежедневные упорные занятия помогут ребенку выйти за пределы внутреннего мира. Главное, необходимо понять, что дети-аутисты видят мир, слышат его и ощущают, совсем по-другому, чем остальные люди. С малышами надо обязательно заниматься.

Аутизм – не приговор вашему ребенку. При правильном отношении к нему, при вовремя начатой психологической коррекции раннего диагностируемого аутизма, дети ведут нормальную полноценную жизнь.

Поддержка взрослых помогает воссоздать и развить коммуникативность.  Помощь логопеда исправит недостатки речи, подготовит дошкольника к школе.  По статистике, дети, отрезанные от специализированной помощи, в 70 % остаются инвалидами, без навыков самообслуживания, без коммуникативности.

Ни один специалист не сможет помочь крохе без содействия родителей, на которых возложена вся тяжесть по воспитанию таких деток.

pups.su

Легкая форма аутизма у детей симптомы | Симптомы у ребенка

Аутизм у детей

Аутизм у детей – это особенное состояние нервной системы. Аутизм у детей - это даже не болезнь в прямом смысле этого слова, а особенное развитие нервной системы и психической сферы. Оно проявляется в нарушении нормального развития с отставанием в психомоторной сфере и нарушением социализации и контактов с окружающими. Зачатки этого состояния можно обнаружить внимательным родителям ее в 8-10 месяцев – когда ребенок предпочитает монотонную деятельность, протестует против нахождения на руках, плачет из-за мелких раздражителей. Примерно к 18-20 месяцам диагноз можно установить уже с большой долей вероятности и после трех лет он будет выставлен точно.

Проявления болезни выражаются не на уровне тела, а на уровне поведения и реакций ребенка, его отношения к миру и окружающим его людям. Причину возникновения аутизма до конца так и не выявили – что только не приписывали – и прививки, и условия жизни, но чаще всего выявляются особые генетические нарушения, но проблема аутизма до сих пор является объектом пристального изучения детских психиатров.

Как распознать аутизм у детей?

Все родители хотят, чтобы их малыш рос и развивался нормально. И если у него есть какие-то проблемы, им хочется знать о них заранее – как можно раньше их распознать и начать лечение. Родители очень радуются, когда малыши начинают им улыбаться, смеяться и произносить звуки, когда они позитивно реагируют на окружающую их жизнь. Обычные малыши очень любят к себе внимание окружающих, стараются его к себе привлечь.

Аутисты – другие. Они не хотят и всеми силами стараются не привлекать внимания окружающих, они хотят жить в своем собственном внутреннем мире. На контакты с ними они реагируют неадекватно и иногда очень бурно, плачем при попытке взять их на руки. Им не интересно познание нового в окружающем мире, они не хотят ни с кем знакомиться, не делятся эмоциями. У таких детей возникают сложности в сфере общения и адаптации в обществе, они не интересуются обычными детскими вопросами и радостями. При подобных проявлениях родители начинают подозревать неладное и обращаются к врачам - неврологам или психиатрам. Аутизм именуют еще синдромом Ретта или Аспергера, это разные варианты одной и той же по сути проблемы – нарушением познавательной и эмоциональной сферы.

Признаки аутизма у детей.

Обычно аутистские черты проявляются постепенно, начиная с 10-15 месяцев, и полностью сформировываются к трем годам. Родители отмечают отсутствие интереса к любым играм, привычным для детей, нежелание заниматься, нарушение психического развития и речи. При подобных проявлениях необходимо проверять следующие симптомы:

- ребенок отказывается от тактильного и телесного контакта родителями.

- ребенок к трем годам не говорит совсем.

- ребенку нравится быть одному. Он избегает общества.

- ребенку не хочется контактов с миром, у него нет интереса к его изучению, прогулкам.

- он слабо может общаться невербально, жестами.

- ребенок отказывается смотреть глаза родителям и другим людям.

- жесты ребенка очень странного характера, он нервный, маловыразительный.

- речь ребенка монотонна и как бы заучена.

- ребенок повторяет слова других людей эхом, но без выражения и эмоций.

- он необычно реагирует на звуки, сет или прикосновения.

Аутизм у детей может быть в легкой форме, когда ребенка, возможно, почти полностью адаптировать в социуме и дать возможность полноценно учиться и работать, до очень тяжелых проявлений с формированием даже умственной отсталости. Иногда признаки аутизма у детей проявляются при начале школы или садика – это сложность адаптации.

Аутизмом называют расстройство психики, и проявления его широки, у каждого ребенка будет набор своих особенных проявлений, это выражается в жестах и движениях, реакциях и речи. Чаще всего изменяется поведение ребенка и проявляется оно в таких особенностях:

- ребенок не может нормально общаться – словами и без слов, развитие его речи не соответствует возрастным нормам. Он говорит без выражения и ритма.

- у ребенка постоянно проявляется одна и та же манера поведения с окружающими, предпочитает их обществу одиночество.

- проявления ярко дают знать в возрасте после двух лет

- дети не играют с другими детьми и игрушками. Все их игрушки расставлены в строгом и всегда неизменном порядке, в зависимости от цветов

- ребенок не хочет ничего менять в окружающем, перемены для него неестественны и все его занятия должны с педантичностью повторяться ежедневно.

- у ребенка могут быть расстройства сна.

Понимание такого ребенка и работа с ним очень сложны, от родителей потребуется много усилий в воспитании и развитии малыша. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации в вопросах общения и воспитания.

-вам важно заставить ребенка понять, что он обычный член семьи и не требует особенного отношения. При чрезмерном к себе внимании и отношении гиперопеки ему будет некомфортно.

- дайте ребенку возможность самому составить для себя удобный график питания, сна и прогулок. Навязывание ему режима, даже самого правильного, может привести к негативу и усилению отклонений поведения.

- всегда хвалите ребенка даже за самые мелкие задания, но только сразу после него. Большинство аутистов не помнят вчерашних дней и не поймут отсроченной похвалы.

- найдите сообщество таких же родителей и специальные учреждения по воспитанию и поддержке детей аутистов. Вместе бороться с проблемой всегда легче.

Как лечится аутизм у детей?

На сегодня нет эффективных препаратов и методов лечения аутизма у детей – все способы и меры реабилитации направлены на улучшение их социальной адаптации и возможность существования в обычном обществе.

Применяют различные виды терапии – общение с животными, особенно лошадьми и собаками, сказкотерапию и психотренинги, работу с психологом-педагогом и общение с такими же детьми, либо здоровыми сверстниками – по рекомендации ведущего врача. Проявления и методы лечения зависят от тяжести состояния – при легкой степени аутизма возможно даже обучение в обычной школе.

Что такое легкий (мягкий, умеренный) аутизм

После того как вы услышите диагноз аутизм для себя или вашего ребенка, следующим логическим шагом является задуматься о тяжести заболевания. Аутизм называется спектр по уважительной причине: симптомы аутизма могут значительно варьироваться от очень мягких до очень тяжелых. Подобная ситуация помогает понять, чем легкий аутизм отличается от более тяжелых форм заболевания.

Понимание того, что считается легкой формой аутизма

Аутизм определяется и диагностируется на основании нескольких важных критериев. Человек, которому ставят диагноз аутизм, как правило, отображает ухудшение в трех основных областях: социальное взаимодействие, коммуникация и поведение. Эти проблемы аутизма проявляются по-разному, в зависимости от того, имеет ли пострадавший, тяжелый, средний или легкий аутизм.

Социальные навыки и легкая степень аутизма

Воспитатели часто отмечают, что человек с аутизмом может оказаться в его или ее собственном мире. В случае среднего аутизма, эти социальные симптомы могут быть немного менее очевидны, чем они бывают при более тяжелых случаях.

  • В то время как человек с тяжелым аутизмом вообще не может иметь никакого контакта с глазами, человек с умеренным аутизмом в состоянии иметь мимолетный визуальный контакт. Это означает, что он или она может смотреть вам в глаза мгновение или два за один раз.
  • При классическом аутизме, может показаться, что пострадавший не обращает внимания на других людей. Тем не менее, люди с умеренным аутизмом часто ищут социальное взаимодействие, даже если они не знают, как общаться с другими людьми традиционным способом или с людьми их уровеня развития.
  • Жесты могут быть трудными для людей с любым уровнем аутизма. В тяжелых случаях, жесты в арсенале аутиста полностью отсутствуют. Люди с легкой формой аутизма могут использовать жесты непоследовательно или неловко, им может потребоваться непосредственное обучение значениям жестов, таким как указыние, кивание головой, или размахивание руками.
  • В тяжелых случаях аутизма, лицо не может делать какие-либо попытки разделить его или ее мир с другими людьми. Для тех, у кого легкий аутизм, эта характеристика может быть более тонкой. Вы можете заметить, что ребенок с аутизмом не спонтанно показывают вам вещи или рассказает вам о его дне. Если спросить ребёнка старшего возраста или взрослого с умеренным аутизмом, они могут показать или рассказать про то, что с ними происходило.

Навыки общения и легкий аутизм

Проблема коммуникации это один из самых сложных аспектов жизни с аутистом. Подобные проблемы значительно варьируются в зависимости от серьезности заболевания.

  • В случае тяжелого аутизма, человек может быть полностью невербальным или общаться только на языке жестов или коммуникационной платы. При легком аутизме, больные могут иметь нормальные или даже развитые языковые навыки. Иногда они всего лишь испытывают трудности при использовании языка как функциональный способ получить то, что они хотят.
  • В то время как дети с тяжелым аутизмом часто проходят через стадии, на которой они используют эхолалию (повтор слов или фраз), они обычно вырастают из-за этого состояния и начинают формировать оригинальные предложения.
  • В классическом аутизме, человек, который разработал некоторые вербальные навыки не в состоянии поддерживать разговор. Если у человека легкий аутизм, он может бороться с некоторыми из тонкостями начала разговор и его поддержания. Также, они могут учиться задавать вопросы, по очереди говорить и сами начинать взаимодействие. С помощью специальной терапии, эти бывают совершенно неочевидны для случайного наблюдателя.

Поведение и легкий аутизм

Некоторые формы поведения являются признаком любого уровня аутистического нарушения, но они могут значительно варьироваться в зависимости от уровня функционирования человека.

  • Для сильно аутичных детей, бывает совершенно необходим значительный стимминг , чтобы понять мир. Аутисты могут качать головами, махать руками, бегать по кругу, раскачиваться взад и вперед, или участвовать в любых других цикличных формах поведения. Для лиц с тяжелым аутизмом подобное поведение может принять форму словесного тика, необходимости жевать что-то, качаться назад и вперед и т.д. Обычно, мягко аутичные дети могут превратить это поведение в более социально соответствующее.
  • В случае тяжелого аутизма, очень важны терапевтические процедуры, так как аутиста очень огорчает любое отклонение от рутины. В умеренном аутизме, нарушения рутины также может беспокоить человека, но он или она, как правило, находят способ для самовосстановления. Для детей со слабым аутизмом, которые получали терапию с раннего возраста, изменения обстановки не являются большой проблемой.
  • Дети с тяжелым аутизмом не могут принимать участие в каком-либо разыгрываемом спектакле, в то время как дети с умеренным аутизмом могут даже нестондартно притворяться, процедура воспроизведения для них вполне возможна. Например, вместо того, чтобы имитировать уборку помещения, ребенок со средним или легким аутизмом может претендовать на веник или швабру.
  • Люди с тяжелым аутизмом не в состоянии заботиться о себе в практическом смысле, например, одеваться, готовить еду или работать. Аутисты с легкой формой заболевания хотя и могут сталкиваться с проблемами, связанными с этими задачами, часто могут вести независимую, продуктивную жизнь.
Как получить помощь

Если вы подозреваете, что ваш ребенок имеет легкий аутизм, обратитесь за врачебной помощью. Профессионал в области психиатрии объяснит вам разницу между различными формами аутизма и даст вам конкретную информацию о том, как вас придется управлять поведением и развитием ребенка.

Автор статьи: Марина Дворкович, Московская медицина ©

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про легкую форму аутизма, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Аутизм: симптомы у взрослых

Аутизм. Симптомы у взрослых выражены по-разному. Все обусловливается формой заболевания. При легком аутизме при нормальных умственных способностях и навыках общения с другими людьми в 20-25 лет человек в состоянии самостоятельно обеспечить себя, имея лишь частичную зависимость от родителей. Фактически лишь третья часть взрослых аутистов способна жить неподконтрольно родителям. При более тяжелой форме аутизма человек постоянно нуждается в наблюдении и заботе окружающих его людей, особенно, если он не разговаривает и интеллект его ниже среднего.

Результаты исследований британских ученых подтвердили, что аутизм у взрослых встречается в той или иной мере у одного из сотни человек.

При аутизме полностью или частично нарушается социальное взаимодействие с людьми, адаптивные социальные способности крайне низки.

При аутизме симптомы у взрослых, как правило, наблюдаются такие:

Внешние и внутренние.

Взрослые аутисты имеют недостаточную жестикуляцию и мимику.

Элементарны правила общения не понимают или игнорируют:

  • слишком пристально смотрят к собеседнику в глаза, либо вообще избегают зрительного контакта;
  • могут подойти к собеседнику слишком близко, либо отдалиться от него на очень большое расстояние;
  • могут говорить слишком громко или наоборот еле слышно;
  • не понимают эмоций, намерений, чувств остальных людей, человек у них ассоциируется с неодушевленным предметом;
  • не осознают, что своим поведением могут кого-то обидеть;
  • они практически не способны к дружеским или романтическим отношениям через дефицит общественных знаний. Они видят и слышат о любви, но им трудно ощутить и понять эту сердечную склонность, так как у многих с аутизмом нет привязанности к родному, а тем более к чужому человеку;
  • не чувствуют жестов романтики, поцелуи считают бесполезными. Объятия для аутистов -это непонятная чья-то попытка ограничить их движения. Им не чужды сексуальные чувства, но обсудить не с кем. Поэтому они получают информацию об ухаживаниях из телефильмов. Мужчины-аутисты ведут себя как самодовольные мачо или покорители женских сердец, а просмотрев порноленты, иногда действуют как насильники. Девушки-аутистки подражают героиням мыльных опер, поведение которых противоречит действительности, через что становятся потерпевшими от насилия;
  • затрудняются первыми вступить в разговор с кем-либо;
  • имеют очень бедный запас слов, часто повторяют определенные заученные фразы;
  • речь взрослого аутиста без интонации, похожа на говор киборга;
  • в обыденных однотипных ситуациях чувствуют и ведут себя уверенно, спокойно;
  • реагируют на любую перемену в жизни и очень переживают, если что-то изменилось;
  • имеют ограниченный набор интересов, большую предрасположенность к установленным предметам, привычкам, конкретным местам. Выводит из равновесия или сильно пугает любая перемена привычной обстановки;

При диагнозе аутизм симптомы у взрослых затрагивают многие моменты бытового и социального поведения таких больных. Они предрасположены, повторять каждодневно одни и те же действия, с упорством выполняют точнейшие ритуалы в бытовой жизни. Аутисты всегда одеваются в строго конкретной последовательности и только в привычную одежду, в строго упорядоченной форме распределяют вещи, предметы во всем жилище и в своей комнате согласно собственному пониманию.

Взрослым аутистам нравиться выполнять однотипные движения продолжительное время, лишенные всякой практической цели. Они не интересуются делами близких людей, событиями, что происходят в окружающем мире, но любое изменение в их привычно укладе вызывает массу волнений.

Больные аутизмом -очень талантливы и наделены запасом ценных знаний. Через неумение контактировать, правильно преподнести важную информацию оставляют свою гениальность в себе.

Проявление аутизма у взрослых согласно статистическим изучениям, показывает, что при рано выявленном заболевании и своевременно начатой реабилитации более 50 % аутистов участвуют в социально активном образе жизни, вполне обходятся без присмотра родителей и родственников.

Легкая форма аутизма даже предоставляет возможность трудоустроиться на работу с выполнением однотипной деятельностью без профессиональной квалифицированной подготовки. Тем не менее, редко, но бывает, что интеллект у взрослого аутиста не превышает коэффициент 50%, а словарный речевой запас находится на уровне пятилетнего ребенка. Но даже такие результаты оцениваются как победа. Но много примеров, когда взрослые с аутизмом совершенно беспомощны, у них нет навыков самообслуживания, и они требуют постоянного ухода родителей.

Материалы по теме:

  • Аутизм у взрослых: сложные моменты жизни
  • Аутизм у детей -что нужно знать с самого начала?

Источники: http://www.best-mother.ru/856_autizm__u_detey, http://moskovskaya-medicina.ru/autizm/chto-takoe-legkiy-myagkiy-umerennyy-autizm.html, http://autism-help.ru/autism-simptomi-u-vzroslih/

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Аутизм у детей признаки симптомы

Термин «аутизм» (autismus) был введён ещё в начале XX века, однако данная патология психического развития до сих пор до конца не изучена. Аутизм у детей сопровождается рядом признаков и симптомов, которые приводят к разрыву с окружающей реальностью. Ребёнок с этим расстройством уходит в себя и болезненно воспринимает всякое вмешательство в своё внутреннее пространство. Не все специалисты относят аутизм к психическим расстройствам. Некоторые расценивают его как особенное психоэмоциональное состояние. В России аутизм считается заболеванием, поэтому далее он будет рассмотрен с точки зрения заболевания.

Болезнь у детей

Причины аутизма

Происхождение этого заболевания неизвестно, как и не выяснены на данный момент единые причины аутизма у детей. Данная патология не имеет чёткого механизма проявления на молекулярном и клеточном уровне. Болезнь возникает из-за того, что разные части мозга не работают вместе, сообща. Ниже приведён ряд факторов, которые могут вызвать заболевание:

  • Наследственность. Риск рождения аутичного ребёнка выше в тех семьях, где уже есть дитя с этим заболеванием. С каждой последующей беременностью риск рождения больного человека увеличивается в 2 раза;
  • Инфекции. Если мать во время беременности переболела краснухой, ветрянкой или оспой;
  • Другие врождённые патологии. Часто аутизм сопровождается такими врожденными заболеваниями как ДЦП или туберозный склероз;
  • Нарушение жирового обмена матери. Простым языком, причиной для возникновения аутизма может послужить ожирение матери;
  • Хромосомные аномалии;
  • Экология, интоксикация организма медикаментами, химическими веществами во время беременности.

На развитие аутизма может повлиять также окружение и ряд социальных факторов, но чаще это одна или несколько из вышеперечисленных причин.

Врожденный порог

Часто среди причин возникновения аутизма называют некоторые вакцины, но на данный момент влияние прививок на развитие патологии не доказано.

Проявления аутизма

Чаще всего аутизм удаётся диагностировать к трём годам жизни ребёнка. Некоторые признаки отклонения удаётся рассмотреть ещё до года. При наличии предрасположенности, специалист может определить наличие патологии в 3 месяца. У мальчиков данная патология обнаруживается чаще, чем у девочек. Позже будут более подробно рассмотрены признаки проявления аутизма для разных возрастных категорий.

Признаки и симптомы аутизма индивидуальны для каждого случая. Аутист не отличает одушевленные предметы от неодушевленных, он не способен воспринимать отдельно стоящего человека, как одно целое. Человек для него – это набор несвязных элементов (глаза, уши, нос, руки и другие части тела).

У такого малыша нарушено восприятие сигналов, которое развито у здоровых людей: на сильные сигналы он реагирует слабо, на слабые, наоборот, очень бурно. Например, если его позвать громким голосом, он не обратит внимания, а если позвать тихо и даже шёпотом, это может взволновать его.

Признаки заболевания

Ниже описаны наиболее общие симптомы аутизма у детей.

Нарушение взаимодействия с окружающим миром. Проявляется следующим образом:

  • Отсутствие интереса к ровесникам. Обычно детям нравятся другие дети, они стараются пойти с ними на контакт, радуются, когда встречают их на улице. Данный интерес полностью отсутствует у аутичных детей, которые держатся обособленно и уходят в себя;
  • Отсутствие эмоций к родителям. Аутичный малыш пытается избежать всякого телесного контакта. Например, если попросить такого ребёнка передать игрушку, то он кинет её на пол, потому что передать её в руки означает вступить в телесный контакт. В младенческом возрасте такая защита может проявляться в том, что новорожденный бурно реагирует, когда мать берет его на руки. И всё-таки, было доказано, что аутисты страдают в отсутствие родителей. Просто если здоровый ребенок плачет, кричит, зовёт маму, то аутист никак не выражает свое беспокойство;
  • Отсутствие интереса к играм с выраженными социальными ролями, неспособность проявлять воображение. Дети во время игр всегда выбирают какую-либо социальную роль: играют в магазин, в школу, в более раннем возрасте катают машинку или куклу в коляске. Аутисту все эти игры не интересны;
  • Отсутствие зрительного контакта. При попытке заговорить с человеком, появляется ощущение, что он смотрит как будто сквозь собеседника;

Тяжелые случаи заболевания

  • Скудная мимика и ограниченная жестикуляция. Аутичные дети редко улыбаются и используют жестикуляцию исключительно для выражения своих потребностей. Один из первых признаков познания мира – постоянно вытянутый указательный палец, которым он показывает на интересующие его вещи, явления и предметы. Так дитя делится со взрослыми опытом познания, вовлекая в него окружающих. Аутист использует жесты только для удовлетворения каких-то первичных особенностей. Например, есть или пить;
  • Ребенок не копирует поведение взрослых. Это ещё один из способов познания мира и формирования личности. Дети слушают разговоры взрослых, подражают им (девочки надевают мамины туфли на каблуках, мальчики просят посадить их за руль автомобиля, чтобы быть, как папа). Аутист никого не пытается копировать.

Нарушение или дефицит речи. У около половины детей, страдающих аутизмом, не развита речь. Погружение в собственный мир мешает развивать эту способность. Типичные проявления необычного речевого поведения:

  • Развитие речи значительно задержано или полностью отсутствует. Дошкольник заучивает только фразы для ежедневного обихода, глаголы в инфинитивной форме (спать, пить, ходить). Часто речь ребёнка не имеет смыла и не направлена на контакт с окружающими. Дети могут говорить о себе в третьем лице. Вместо того, чтобы сказать: «я иду гулять», он  говорит: «он идёт гулять» или «Андрей идёт гулять»;
  • Эхолалия, то есть неконтролируемое повторение слов. Малыш, сам того не замечая повторяет одну и ту же фразу или слово много раз в течение долгого периода времени. Часто аутисты на заданный вопрос отвечают, повторяя этот же вопрос;
  • Аутист не обращается за помощью, не задаёт вопросов.

Повторение монотонных действий, которое чаще называется стереотипным поведением. Ранее было сказано, что дитя может повторять одни и те же слова. То же самое может касаться каких-то действий или жестов. Например, аутичный малыш на протяжении нескольких часов может открывать и закрывать дверь, или кружиться вокруг своей оси, пожимать плечами.

У аутистов всегда должен быть четкий распорядок дня, точный маршрут для похода в детский сад или школу. В комнате не рекомендуется делать перестановку, перекладывать игрушки с одного места на другое. Любая попытка поменять что-либо в ежедневных ритуалах будет воспринята болезненно.

Отсутствие эмоций при болезни

Проявления аутизма по возрастным группам

Если болезнь не сопровождается каким-либо дополнительным диагнозом, внешне аутичный ребёнок может ничем не отличаться от остальных детей.

Дети от 0 до 2 лет. Распознать аутизм у детей до 2 лет помогут следующие симптомы:

  • Не улыбается, не жестикулирует, не гулит, часто фиксирует взгляд на одном месте. Если ему попытаться скорчить гримасу, то он никак на нее не отреагирует;
  • Тихо играет на протяжении долгого времени;
  • При особо тяжёлых формах заболевания вышеперечисленные признаки могут сопровождаться конвульсиями и приступами эпилепсии.

Дети от 2 до 7 лет. В этот период чаще всего ставится диагноз «ранний детский аутизм». Кроме описанных выше признаков, можно добавить следующие симптомы детского аутизма:

  • Во избежание всякого контакта, дитя пытается самостоятельно научиться себя обслуживать, не просит о помощи в повседневных делах;
  • Не наступает период, когда малыш задаёт вопрос «почему?». Это связано с нарушением речи;
  • Могут быть гиперактивны. Им сложно усидеть на месте и сконцентрировать внимание на чём-то одном;
  • Отличаются особой походкой: ходят на цыпочках, или же раскачиваясь вправо-влево. Часто у детей нарушена координация движений, и им тяжело даётся научиться ходить по лестнице, или попасть по футбольному мячу;

Базовый навык умение просить

  • Аутист пуглив. Причём часто его пугают совершенно неожиданные вещи;
  • Привередливы в еде. Аутистам нравится определённый набор продуктов. Эти вкусы формируются в раннем детстве и на всю жизнь;
  • Проблемы с пищеварением. Их связывают с нарушениями мозговой деятельности. В мозг не поступают сигналы из пищеварительной системы, что и приводит к проблемам;
  • Проблемы со сном. Малыш не различает день и ночь, уровень его активности не зависит от времени суток. Поэтому его трудно уложить спать. Он часто просыпается по ночам, в среднем за ночь спит по 7 часов и меньше. При повышенной пугливости и гиперактивности может страдать от кошмаров и бессонницы.

Дети школьного возраста и старше

  • Избирательность в предметах. Аутисты не успевают по всем предметам. Но они могут проявлять феноменальные способности в каком-то одном из них. Например, умножать в уме многозначные числа, или, прочитав один раз литературное произведение, тут же пересказать его;

Зрительный контакт

  • Невербальное выражение чувств. Такие дети молчаливы, поэтому часто выражают свои чувства при помощи рисунка, музыки или стихов. Стихи, которые пишут аутисты, часто не имеют смысла для остальных;
  • Трудности при половом созревании. Если в детстве человек не получает должной терапии, то в период полового созревания он может впасть в депрессию и даже проявлять агрессию. Он чувствует, что он не такой, как все и в этом возрасте может начать страдать.

Виды аутизма

В зависимости от набора симптомов и степени адаптации в обществе, выделяют 3 степени аутизма:

  • Скрытую, о которой на протяжении всей жизни человек может и не знать. В таких случаях излишняя замкнутость списывается на особенности характера;
  • Атипичную, когда проявляется часть симптомов. Такой вид аутизма определяется после 3 лет;

Как разновидность атипичной формы выделяют сидром Аспергера, который часто удается диагностировать только к возрасту 10 лет. У детей, страдающих этим синдромом может быть правильное речевое поведение и хорошо развитый интеллект. Однако могут наблюдаться проблемы с координацией движений, повышенная эгоцентричность, повышенная концентрация внимания на одном занятии. При правильно подобранной терапии, такие дети могут хорошо интегрироваться в общество, окончить ВУЗы и завести семью.

  • Типичную. Такая форма диагностируется чаще всего, присутствует большая часть симптомов. Виды заболевания

Типичная форма может проходить в легкой и тяжелой форме.

При условиях ранней диагностики и своевременного проведения корректирующих процедур, дети с лёгкой формой аутизма интегрируются в общество, часто посещают обычные школы и даже заводят друзей.

При тяжёлой форме наладить контакт очень сложно и, соответственно, человека тяжело интегрировать в общество. Дошкольник, страдающий тяжелой формой аутизма, может причинить вред самому себе (кусать себя, щипать, биться головой о пол). Такая особенность – это проявление самозащиты.

Одной из самых тяжелых форм аутизма является синдром Ретта. Им болеют только девочки (мальчики погибают ещё в материнской утробе). Синдром часто сопровождается сторонними диагнозами. Малыш может нормально развиваться до возраста 1.5 лет, а затем остановиться. У него перестаёт расти голова, пропадают речевые навыки и координация движений. Такой малыш крайне сложно поддается коррекции.

Диагностика аутизма

Проблема определения аутизма заключается в том, что нежелание контактировать, смотреть в глаза и тягу к одиночеству, родители склонны списывать на особенности характера или избалованность и обращаются к специалистам, когда время уже упущено.

В США опрос на определение признаков аутизма проводится для всех родителей детей возраста 1,5 лет. Им предлагают ответить на 15 простых вопросов, которые дают определённую характеристику: нравится ли малышу играть, нравится ли ему, когда его берут на руки, тянется ли он к контакту с другими детьми, смотрит ли он людям в глаза. При ответе «нет» на большую часть подобных вопросов, назначают дальнейшее обследование..

Диагностика аутизма – это комплекс мероприятий, направленных на выявление вида заболевания, а также на исключение других диагнозов, которые часто путают с аутизмом (синдром гиперактивности и дефицита внимания, тугоухость или шизофрения).

Задержка речевого развития

Первую своего рода диагностику проводят родители. Если они замечают, что странности в поведении малыша происходят систематически, они обращаются к специалисту (или группе специалистов), которые проводят диагностику. Нелишним будет подготовиться к встрече со специалистами и показать им фото и видео, на которых записано поведение ребёнка.

Врач сможет подтвердить или опровергнуть диагноз, в первую очередь наблюдая за малышом со стороны в его привычной среде. Для оценки поведения у него имеется несколько шкал и опросников. Одна из ступеней проверки предусматривает интервью с родителями.

Проводится также проверка на эпилепсию и на присутствие повреждений головного мозга.

В наши дни аутизм диагностируется гораздо чаще, что связано с выработкой более точного механизма выявления его признаков.

Коррекция аутизма

Аутизм – это болезнь неизлечимая. Более того, не существует никаких медикаментов для помощи больным. Медицинские препараты назначаются только для подавления агрессии, регулирования проблем со сном и желудочно-кишечным трактом. В некоторых случаях назначается безглютеновая диета, но её эффективность на данный момент не доказана. Для решения проблем со сном используется фитотерапия. Медикаментозное лечение проводится под строгим контролем медицинского персонала.

Повторяющееся поведение

Помочь человеку с аутизмом интегрироваться в общество помогут следующие методы:

  • Обучение общению. Относится как общение вербальное, так и невербальное. Ребёнок учится отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение включает в себя как обучение родителей пониманию своего чада через его поведение, так и общение с ним самим при помощи, например, обмена карточками. Данный тип общения характерен для детей с тяжёлой формой заболевания;
  • Занятия с логопедом для коррекции или формирования речи. На этих занятиях аутист расширит свой словарный запас, научится не повторять слова и фразы. Развитие речевых навыков – это один из основных способов для адаптации и вливания в общество;
  • Обучение навыкам интеграции и самообслуживания. Включает комплекс мероприятий направленных на формирование игровых стимулов и ведению рутины. С одной стороны, аутисты стараются стать независимыми, чтобы избежать всяческого контакта со взрослым, но с другой, у него могут отсутствовать другие элементарные навыки. Например, дети с аутизмом долго учатся ходить на горшок и чистить зубы;
  • Поведенческая терапия. Данная терапия направлена на анализ поведения и определения индивидуальных симптомов. На основе этого подбирается ряд процедур по коррекции поведения;
  • Занятия с психиатром или психологом (или и с тем и с другим, зависит от степени отклонения). Здесь важно выбрать специалиста надолго. Во-первых, аутист плохо переживает смену привычного уклада жизни, во-вторых, важно следовать одной программе коррекции;

Желание разложить все по порядку

  • Оздоровительные процедуры. На ребёнка хорошо действует физическая активность. Единственное условие – он должен заниматься с профессионалами, которые знают о его проблеме, либо заниматься в специальных группах. По понятным причинам, таким детям противопоказаны командные виды спорта. Лучше всего выбрать активность, которая предусматривает монотонную деятельность (например, плавание).

Что делать родителям

Первое, что нужно сделать родителям малыша с диагнозом «аутизм», это принять его таким, какой он есть. Чем раньше диагностируется болезнь, тем легче им будет им управлять. Поэтому при обнаружении симптомов, очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам. Можно выделить следующие рекомендации:

  • Запастись терпением и осознать, что результаты будут не сразу. В целом, при небольших отклонениях результаты заметны уже через несколько месяцев. Однако могут быть моменты, которые ребёнок усвоит лучше и моменты, которые он усвоит хуже. При несильных расстройствах и регулярной терапии, в совершеннолетнем возрасте человек имеет все шансы жить самостоятельно; Что делать родителям

Для лучшего понимания и установления контакта родителям важно знать, что как минимум до достижения периода полового созревания, ребёнок не страдает от своего состояния. Ему комфортно в своём мире.

  • Завести домашнее животное, если нет на то противопоказаний. Аутисты очень любят животных. Контакт с животными для них – это своего рода терапия;
  • Выстроить последовательную и логичную линию поведения с малышом. Не повышать голос, объяснять всё чётко и медленно, подстроить свой режим дня под режим аутиста.
  • Следовать всем указаниям специалистов. Не пытаться добавить что-то от себя, это может ухудшить ситуацию;
  • Вмешиваться в пространство малыша и пытаться побуждать в нём стимулы, эмоции. При этом стараться не вырывать его из привычной обстановки и периодически давать ему возможность побыть в одиночестве;
  • Не пугаться, если дитя волнуется или проявляет злость при попытке его социализировать. В данном случае наличие эмоций – это положительный признак;
  • Хвалить и поощрять даже при минимальном прогрессе. Вскоре он поймёт выгоду положительных отзывов и будет стараться следовать требуемой линии поведения;
  • Вовлекать в процесс воспитания других родственников, учить их и дошкольника общаться друг с другом;
  • Не запирать малыша дома. Это только усугубит его состояние. Очень важно постепенно расширять круг знакомств, провоцировать его на общение, пытаться мотивировать на прогулку, игры на детской площадке, поход в гости к родственникам и друзьям;
  • Общаться с другими родителям, у которых дети с похожим недугом. Обмен опытом об успехах детей помогает избавиться от чувства отчаяния и одиночества, вселить надежду;
  • Хотя бы раз в год выделять время для себя, оставлять ребёнка с бабушками и дедушками и уезжать в отпуск.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Инвалидность при заболевании

Получит ли ребёнок с аутизмом инвалидность? В России детям с аутизмом дают группу инвалидности после прохождения специальной контрольной комиссии. Для прохождения комиссии необходимо предоставить всю документацию с заключением психиатра и психолога, пройти ряд лабораторных анализов. Чаще всего инвалидность дается аутисту пожизненно в возрасте

3-х лет даже, если симптомы детского аутизма проявляются в 2 года и раньше.

Получив инвалидность, он также получает финансовую помощь от государства для прохождения корректирующей терапии.

Могут ли аутисты иметь детей? Каковы шансы, что они будут здоровы? Аутисты могут иметь детей. Есть также шансы на появление здоровых малышей. Но так как заболевание часто передаётся по наследству, его развитие происходит ещё во время внутриутробного периода.

Если малыш рождается в семье, где один из родителей болен аутизмом, то шансы на то, что он окажется здоровым равны 50/50. Если же в семье больны оба родителя, то шансы на рождение здорового человека снижаются до 25%, а также вероятен риск, что новорожденный будет носителем гена.

С каждой последующей беременностью в таких семьях, рождение нездорового малыша возрастает. Для новорождённых из группы риска проводят диагностику для определения скрытого аутизма.

АВА терапия

Какие игрушки лучше всего покупать детям с аутизмом? Аутистам не нужно много игрушек. Они вполне обходятся двумя-тремя, но любимыми предметами. Большое количество разных предметов, их может даже напугать. Вопрос, какую игрушку подарить, волнует многих родителей, ведь аутист слабо проявляет свои эмоции и часто сложно понять, что ему нравится, а что нет.

Здесь важно наблюдение за ребёнком. Чаще аутист привыкает к какому-то одному типу игрушек (машинка, кукла, поезд, плюшевый медведь) и ни за что не выпускает их из рук. Исходя из этого, ему можно подарить подобную игрушку.

Можно также придерживаться возрастных критериев при выборе подарка. Детям до 3 лет хорошо подойдут игры, развивающие мелкую моторику: кубики, конструкторы, развивающие коврики. Малышам постарше подойдёт спиннер.

Не рекомендуется дарить таким детям компьютерные игры, так как они ещё больше провоцируют отрыв от реальности.

Похожие статьи

pups.su

Виды аутизма (группы детей)

К. С. Лебединская, О. С. Никольская

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Как указывалось выше, диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также ранее, до 30-месячного возраста, выявление специфических признаков дизонтогенеза.

Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности. Все это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом.

Эти варианты требуют и разного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Между тем клинико-психологической классификации, адекватной этим задачам, не имеется. Существующие классификации чаще всего построены по этиологическому либо патогенному принципу.

О. С. Никольской (1985—1987) выделены четыре основные группы РДА.

Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.

У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II - ее отвержения, III - ее замещения и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.

Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.

Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто осложненной органическим повреждением мозга.

Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.

Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой - непреложное условие их существования.

С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет либо о шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.

Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).

Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.

Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищет защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.

Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.

Нозологически здесь, очевидно, следует дифференцировать между вариантом синдрома Каннер как самостоятельной аномалией развития, реже - синдром Аспергера как шизоидной психопатией. Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно, различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития, быть может, разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора (о чем говорит возможность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения, чаще при эффективности медико-коррекционных мероприятий, а иногда и спонтанно), разный характер генетического патогеннного комплекса, особенности «почвы», как конституциональной, так и патологической.



biofile.ru

Аутизм у детей

Одним из самых серьезных заболеваний, которые могут диагностировать у новорожденного ребенка, является аутизм. Этот тяжелый недуг представляет собой нарушение психического развития, характеризующееся расстройством речи и моторики и приводящее к нарушению социального взаимодействия.

Такая болезнь, как аутизм, у детей всегда проявляется до исполнения трехлетнего возраста. В некоторых случаях заподозрить наличие этого заболевания можно еще в младенчестве, но сделать это можно далеко не всегда. Причины того, почему дети рождаются с аутизмом, до сих пор не изучены до конца. Многочисленные теории, которые предлагали некоторые врачи, не подтвердились в результате различных клинических испытаний.

Наиболее часто рождение малыша с этим тяжелым недугом объясняют генетической предрасположенностью. Между тем, аутичный ребенок может появиться на свет даже у абсолютно здоровых родителей. Как правило, больной младенец появляется на свет в результате неблагополучной беременности или получает травму во время родов. В данной статье мы расскажем вам, как определить аутизм у ребенка, и можно ли вылечить это заболевание.

Диагностика аутизма у детей

Определить это заболевание у новорожденного ребенка может быть очень непросто. Каких-либо медицинских анализов и исследований, или специального теста на аутизм у детей не существует. Сделать выводы о наличии определенных отклонений в психическом развитии малыша можно только в процессе продолжительного наблюдения за его поведением и общением с окружающими людьми.

Чтобы определить данный недуг у малыша, необходимо оценить совокупность его поведенческих характеристик. Как правило, при наличии аутизма у детей одновременно наблюдается несколько из нижеперечисленных симптомов:

Нарушается развитие речевой и неречевой коммуникации, в частности:

  • отсутствуют жесты и активная мимика, в некоторых случаях даже речь;
  • ребенок старается не смотреть в глаза собеседнику, крайне редко улыбается в ответ;
  • малыш не может общаться с другими детьми;
  • часто повторяет услышанные фразы, которые никаким образом не относятся к данной ситуации;
  • в речи ребенка наблюдаются проблемы с интонацией или ритмом, чрезмерная монотонность.

Нарушается развитие социальных навыков, а именно:

  • отсутствует желание общаться и дружить со сверстниками;
  • ребенок полностью игнорирует чувства, состояние и даже существование других людей, в том числе и родителей;
  • не видит необходимости в том, чтобы делиться с кем-то своими личными проблемами;
  • обыкновенно не подражает другим людям, не повторяет мимические движения.

Нарушается развитие воображения, возникает ограниченный круг интересов. Проявляться это может следующим образом:

  • агрессивное, нервное, неестественное, отчужденное поведение;
  • ребенок не терпит резкого изменения окружающей обстановки. При переезде или других аналогичных обстоятельствах может начинаться истерика;
  • большую часть времени малыш играет сам с собой, во всех случаях отдает предпочтение уединению;
  • не мечтает, не выдумывает и совершенно не проявляет интереса к воображаемым кем-то событиям;
  • слишком сильно привязывается к определенному предмету, в том числе испытывает непреодолимое желание постоянно держать его в руках;
  • всегда концентрирует внимание только на чем-то одном;
  • часто испытывает желание многократно повторять одни и те же действия.

В большинстве случаев указанные признаки проявляются в раннем возрасте, до исполнения малышу 3 лет. Как правило, в такой ситуации ребенку устанавливают диагноз «ранний детский аутизм Каннера», однако, существуют и другие виды аутизма у детей, такие, как:

  • синдром Аспенгера – тип недуга, при котором значительно сохраняется речь и интеллект. О болезни таких детей, как правило, знают только родители и самые близкие родственники. Окружающие со стороны не замечают никаких проявлений заболевания;
  • синдром Ретта – вид аутизма, который всегда протекает очень тяжело и приводит к инвалидизации или внезапной смерти. Встречается только у девочек и никаким образом не проявляется как минимум до 18 месяцев.

Лечится ли аутизм у детей?

К сожалению, это заболевание никогда не излечивается у детей полностью. Тем не менее, при обнаружении первых признаков болезни врачи принимают меры и часто добиваются значительной социальной адаптации ребенка. В некоторых случаях, при легком течении аутизма, малыш начинает успешно взаимодействовать с окружающими и достигает вполне обыкновенного существования.Источник

Поддержите нас! Нажмите:

Загрузка...

www.podelkidetkam.ru

Ранний детский аутизм: причины, признаки, виды и лечение детей с РАС | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

При раннем детском аутизме в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

0 5254 10 Февраля 2017 в 09:14

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог

Число необычных, особых детей, которые получают диагноз ранний детский аутизм или расстройство аутистического спектра, ежегодно растет. В 2000 году считалось, что ранним детским аутизмом страдают от 5 до 26 человек на каждые 10000 детей. Уже в 2008 году Всемирная организация аутизма обнародовала куда более весомые цифры: 1 ребенок с ранним детским аутизмом на каждые 150 детей. В 2014 году американский Центр по контролю и предотвращению заболеваний предоставил данные о том, что 1 из 68 детей в Америке страдает ранним детским аутизмом (РДА) или расстройствами аутистического спектра.

Официальная российская статистика по количеству детей с ранним детским аутизмом отсутствует. Но родители и педагоги, столкнувшиеся с проблемой, знают, что в среднем на каждый класс детей сегодня приходится как минимум 1 ребенок, имеющий ту или иную форму раннего детского аутизма. Такая «пандемия» требует от нас точных знаний по своевременной диагностике проблемы, выявлению причин искаженного развития ребенка, выбору оптимальных форм коррекционной работы с ним. Информацию об этом вы найдете в нашей статье.

Ранний детский аутизм как первазивное нарушение

В российских условиях, где система помощи таким детям развита слабо, ребенок с ранним детским аутизмом обычно состоит на учете у психиатра. Однако большинство западных исследователей (Тео Питерс и многие другие) постепенно выводят ранний детский аутизм из категории психических заболеваний, определяя его как первазивное нарушение развития ребенка. Что это значит?

Термин «первазивный» означает всепроникающий, затрагивающий самые разные области жизни человека. Действительно, особенности детей с ранним детским аутизмом включают в себя искаженное развитие ребенка в самых разных областях. Это коммуникация и развитие речи, навыки общей и тонкой моторики, учебные навыки. Дети с ранним детским аутизмом имеют существенные проблемы в освоении навыков самообслуживания, требуют постоянной помощи в простых бытовых ситуациях.

Симптомы и признаки раннего детского аутизма также отличаются огромной широтой проявлений. При РДА в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

Причины раннего детского аутизма

Научное объяснение этому феномену всепроникающего нарушения в развитии ребенка найдено в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она объясняет, что риск развития раннего детского аутизма существует только для детей, получивших психическую травму в развитии доминантного вектора человеческой психики – звукового.

От природы любому ребенку задан свой уникальный набор векторов, каждый из которых задает детям определенные особенности, качества и свойства психики. Обладатели звукового вектора – природные интроверты, сосредоточенные на своих мыслях и внутренних состояниях. Особо чувствительной зоной маленького звуковика является ухо. Психическую травму такому ребенку могут нанести сильные стрессовые воздействия на его главный сенсор. Например:

  • громкая музыка

  • скандалы, крики, разговоры на повышенных тонах

  • оскорбительные смыслы в речи взрослых.

Риск развития раннего детского аутизма возникает даже тогда, когда негативное воздействие не направлено на ребенка напрямую, а просто происходит в его присутствии. В результате чуткое ухо звуковика начинает болезненно воспринимать даже бытовые шумы (пылесос, фен, слив, звон посуды). Ребенок стремится закрыть уши и закрыться от источника стресса. Постепенно формируется ранний детский аутизм как утрата способности продуктивного взаимодействия с миром снаружи.

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Поэтому из-за звуковой травмы, как основной причины раннего детского аутизма, возникает всепроникающее нарушение в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. В кожном векторе при раннем детском аутизме это могут быть проявления моторных стереотипий, гиперактивность, тики. В анальном векторе – ступор, страх нового, ритуальность. Такие изменения в поведении при РДА, как разглядывание цветовых пятен или предметов «на просвет», обусловлены искажением в развитии зрительного вектора.

Виды (формы) раннего детского аутизма

Международный классификатор заболеваний включает много различных форм (видов) раннего детского аутизма. Наиболее известные из них:

  • Синдром Каннера (развитие раннего детского аутизма наблюдается с рождения или первых лет жизни, в 2/3 случаев сопровождается умственной отсталостью и существенной задержкой развития речи)

  • Синдром Аспергера (при этой форме раннего детского аутизма развитие речи и интеллект часто сохранны, но наблюдается отсутствие интереса к собеседнику, бедная мимика и жесты)

  • Атипичный аутизм (в этом случае характеристики нарушения проявляются у человека в более позднем возрасте, поэтому говорить о раннем детском аутизме не совсем корректно).

Диагностика и лечение раннего детского аутизма

Большинство тестов по диагностике раннего детского аутизма призваны дать характеристику в первую очередь способности ребенка устанавливать продуктивный контакт с внешним миром. Специалисты понимают, что основная проблема заключается именно в нарушении восприятия ребенком с РДА мира снаружи и ограниченном взаимодействии с ним. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет через призму понимания травмы в звуковом векторе дать научное объяснение причине такого «ухода ребенка в себя» при раннем детском аутизме.

Однако одного понимания недостаточно. Существует ли эффективное лечение аутизма у детей? Что будет более эффективно для ребенка, имеющего синдром раннего детского аутизма: медикаментозное лечение или специальное обучение, коррекционная работа?

Во многом это зависит от той формы раннего детского аутизма, которая диагностирована у ребенка. Несомненно, что при синдроме Ретта может требоваться серьезная медикаментозная помощь. Кроме того, часть детей, страдающих аутизмом, подвержена эпилептическим приступам. В таких случаях без противосудорожных препаратов никак не обойтись.

Однако в большинстве случаев при раннем детском аутизме психиатры массово назначают так называемые корректоры поведения. Современная наука, описывающая аутизм как первазивное нарушение развития, в таких случаях отдает предпочтение специальному обучению и коррекционной работе, а не попыткам «погасить» неблагоприятные поведенческие отклонения с помощью лекарств. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана разработан детальный механизм, как создать благоприятные условия для воспитания и обучения особого ребенка. Эффективная коррекция аутизма требует системно-векторного подхода.

Звуковая экология при воспитании ребенка, страдающего ранним детским аутизмом

Поскольку аутизм в раннем возрасте формируется у ребенка именно в результате звуковой травмы, важнейшим условием его воспитания является звуковая экология. Говорить с ребенком и в его присутствии следует спокойным, негромким голосом. Из музыки предпочтение следует отдать классической, включать ее лучше так, чтобы она звучала еле слышным фоном.

Постарайтесь максимально оградить ребенка от шума бытовых приборов. Если восприятие вашей речи ребенком затруднено, используйте упрощенные фразы, проговаривая их негромко, четко и внятно.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании ребенка с ранним детским аутизмом

Аутизм в раннем возрасте может сопровождаться разнообразными поведенческими нарушениями. Конкретные методы коррекционной работы и формы воспитания аутичного ребенка зависят от его врожденного набора векторов. Например:

  • При наличии у аутичного ребенка кожного вектора, ему необходим четкий режим дня, достаточное количество физических нагрузок и стимуляция его чувствительной кожи (массажи, поглаживания, работа с песком, водой или пластилином). Об этом подробнее читайте здесь.

  • При наличии у аутичного ребенка анального вектора, ему требуется предсказуемость событий, больше времени для выполнения задачи. Все новое следует вводить постепенно. Подробнее об этом здесь.

  • Сверхэмоционального обладателя зрительного вектора может заинтересовать игра с калейдоскопом или театр теней, задачи на цвет и формы. Читайте подробнее в статье.

Определить вектора ребенка и получить детальное представление об особенностях подхода к каждому можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Чувство защищенности и безопасности – необходимая основа для ребенка с ранним детским аутизмом

Психологическая грамотность и точное понимание векторов ребенка – абсолютная необходимость для каждого педагога или психолога, работающего с проблемой раннего детского аутизма. Но эти знания не в меньшей, а даже в большей мере нужны родителям особого малыша. Ведь базовый психологический комфорт или дискомфорт закладывается именно в семье.

Особое значение имеет психологическое состояние матери: ребенок раннего возраста воспринимает его бессознательно. Если мать несет в себе неосознаваемые психотравмы, напряжена и переживает, развитию ребенка наносится серьезный ущерб. Избавиться от собственных психотравм и «якорей» мамы аутичных детей могут на тренинге. На портале есть результаты о снятии с ребенка диагноза «аутизм» после прохождения тренинга матерью:

Ранний детский аутизм – не приговор. Подарите своему ребенку шанс на реабилитацию, начните с бесплатных онлайн-занятий по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

www.yburlan.ru