Тета-хилинг. Палитра жизни с Василёной Журавиной. Векторы в жизни человека


Системное видение понятий "развитие" и "реализация" | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Развитие и усложнение нашего психического очевидно. Те задачи, которые были непосильны нашим предкам, нами решаются без особых проблем. Сегодня это видно особенно ярко на примере компьютеров: поколение наших бабушек и дедушек не способно овладеть этой технической новинкой, тогда как наши дети делают это с ходу уже в 5 лет.

21 46561 7 Августа 2011 в 00:55

Автор публикации: Мария Грибова, специалист в области международного права и международных отношений

Каждый человек рождается на свет с определенным набором векторов, свойств, желаний. Два младенца-близнеца, лежащих рядом в колыбельках, уже разные, и это заметно с первого взгляда. Пройдет время, один из них вырастет более уравновешенным и обстоятельным человеком, тогда как другой всегда будет более импульсивным и быстрым в своих действиях. Так задано от рождения.

Мы приходим в этот мир с определенным набором свойств, которые нам предстоит развить и впоследствии реализовать. В этой статье мы подробнее поговорим о понятиях развитости и реализации. Размытые и неопределенные сами по себе, в системно-векторной психологии они обретают четкую форму и наполняются глубоким смыслом.

К вопросу о механизме развития в масштабе человечества

Начнем с понятия «развитие». Уже 50 000 лет человечество развивается, переходя от более простых форм существования к все более сложным. Механизм прост: мы развиваемся и усложняем ландшафт, а ландшафт, в свою очередь, усложняет нас. Что это значит? Обратимся к примеру.

Долгое время для человека огонь был ужасным, неизведанным, стихийным явлением. Но вот однажды человеческая изобретательность позволила ему самому разжечь огонь. Это повлекло за собой массу последствий: теперь человек мог отгонять хищников, готовить еду, продвигаться в те области саванны, которые раньше были слишком холодны для проживания.

Возможность выйти на новые территории породила новые проблемы: нужно было как-то передвигаться на большие расстояния всей стаей, справляться с новыми свирепыми хищниками, которые водились в тех местах, нужно было научиться поддерживать температуру тела не только в пещере костром, но и вне ее.

Оказавшись в новых условиях, сталкиваясь с новыми трудностями, человек вновь был вынужден развиваться, что порождало все новые и новые изменения ландшафта. Постепенно мы выбрались из пещер, перебрались в дома, а потом и в квартиры, стали жить не в деревнях, а в городах и даже мегаполисах, и фраза «изменение ландшафта» приобрела буквальный смысл.

Неразрывно связанный с этими изменениями процесс — усложнение нашего психического. Те задачи, которые были непосильны для наших предков, нами решаются без особых проблем. Сегодня это видно особенно ярко на примере компьютеров: поколение наших бабушек и дедушек не способно, за редким исключением, овладеть этой технической новинкой, тогда как наши дети легко справляются с этим уже в пять лет.

Развитие психического означало постепенное изменение роли каждого человека в стае. Если раньше кожный человек из своей природной тяги к экономии шел по саванне и собирал веточки, чтобы вечером вся стая не замерзла без костра, то позже он стал экономить время и силы всей стаи, например, воздвигая мост там, где раньше надо было два дня идти в обход. Кожным людям мы обязаны всеми изобретениями, улучшающими и упрощающими человеческую жизнь, — от каменного топора и колеса до сложнейших механизмов, ежедневно обслуживающих каждый город.

Если раньше главной ролью зрительницы было из своей природной тяги к красоте наблюдать за саванной и при виде леопарда сильно и мгновенно пугаться, давая стае возможность вовремя скрыться, то позже именно она стала создательницей того, что мы называем культурой. Именно благодаря ей так возросла ценность человеческой жизни, возникло искусство, мораль, этика.

Если раньше ролью звукового человека было сидеть по ночам и вслушиваться в тревожные звуки саванны (на случай, если там крадется леопард) и параллельно вслушиваться в самого себя, рождая новые мысли, то позже звуковик стал философом, создателем религий. Звуковые люди стоят у истоков всех идей, которые когда-либо двигали человечеством.

Как мы знаем, человек — существо коллективное. Все вместе люди всех векторов, осознают они это или нет, работают на выполнение двух основных задач человечества: выжить во что бы то ни стало и продолжить себя во времени. С течением времени роль каждого вектора усложняется для того, чтобы наилучшим образом эти задачи выполнить.

Таким образом, становится понятно, что значит «развитие» применительно ко всему человечеству. Теперь подробнее рассмотрим индивидуальное развитие каждого отдельного человека.

Жизнь отдельного человека: развитие и реализация

Ребенок рождается в этом мире абсолютно архетипичным. Это значит, что его вектора, свойства еще абсолютно не развиты и могут выполнять только ту роль, которую они выполняли в первобытной стае. Зрительники могут только пугаться. Оральники — вопить, предупреждая стаю об опасности. Кожники — экономить, делать запасы. 

Когда-то эти архетипы были востребованы обществом, были нужны. Сегодня большинство из них не несут полезной нагрузки, а могут быть и запрещены кожным законом либо ограничены зрительной культурой. Так, например, кожный архетип может проявляться как собирательство различного хлама по модели Плюшкина, что выглядит просто нелепо с точки зрения современного общества (сегодняшние угрозы уже совсем другого порядка: от взрыва ядерной бомбы не спасет никакой склад пищевых запасов), либо как воровство, что запрещено законом.

У ребенка есть 12–15 лет жизни, чтобы выйти из архетипа и развиться. Этот период в системно-векторной психологии определяется как период до пубертата и пубертат включительно. Перейдя черту пубертата, человек будет обладать развитыми в большей или меньшей степени врожденными свойствами, его вектора будут развиты, то есть готовы адаптировать ландшафт, на определенном уровне. Дальнейшего развития векторов не происходит. Всю последующую жизнь человек пользуется своими свойствами на том уровне, до которого они уже развиты.

Уровни развития. У каждого вектора есть четыре уровня развития:

  • неживой,

  • растительный,

  • животный,

  • человеческий.

Рассмотрим их на примере зрительного вектора:

— На неживом уровне зрительник наслаждается сменой зрительных впечатлений: разные краски в облачках, живописные виды рек и озер, красивые наряды, украшения, макияж и т. п. На этом уровне зрение очень внимательно к внешней атрибутике, всегда заметит, если что-то не так. Вот перед нами девушка, не видящая ничего, кроме красивых кофточек и юбочек, которой дела нет ни до цветов, ни до животных, ни до людей.

— На растительном уровне зрительник уже имеет способность сопереживать цветочкам, деревцам, кошечкам и собачкам, всему живому, кроме человека. Нашей девушке уже жалко просто так сорвать цветочек, она кормит всех кошечек в округе или создает общество защиты животных.

— На животном уровне зрительник начинает сопереживать людям. Наша девушка уже способна испытывать достаточно глубокое чувство любви, создавать эмоциональную связь с человеком, способна сопереживать людям.

— На человеческом уровне у зрительника состояние любви первично, он любит в принципе все, весь мир, начиная от травинки и листиков на деревьях, заканчивая людьми. Наша девушка любит этот мир, радуется каждому новому дню, способна глубоко любить человека, искренне сопереживать происходящему, невероятно добра.

Развитие свойств во всех векторах, кроме обонятельного, идет от неживого уровня к человеческому. При этом более высокий уровень развития включает в себя все, находящиеся ниже, но не наоборот. Так зрительник, развитый до уровня «человек», и кошечку покормит, и цветочек польет, и на облачко полюбуется, но предпочитать всему этому он будет общение с людьми.

Человек устроен по принципу большего наслаждения — мы делаем то, что приносит нам большее наслаждение, а не меньшее: погладить кошку, конечно, приятно, но пообщаться с интересным человеком — наслаждение гораздо большее, и мы выбираем его. А вот зрительник, развитый до растительного уровня, при всей своей любви к кошкам и цветам никогда не сможет полюбить человека и даже может говорить, что «люди хуже зверей».

От чего зависит развитость вектора?

От врожденной силы желания — темперамента, от того, какое давление оказывал ландшафт и как мы с ним научились справляться. Ландшафт в данном случае — наше окружение в детстве, и прежде всего — наши родители, двор и школа. Например, мама приучает кожного ребенка к дисциплине или анального к порядку — это благотворно влияет на развитие их свойств и позволяет кожнику в будущем стать руководителем компании, а анальнику — специалистом по анализу и обработке данных, лучшим из лучших.

Другое дело, если мама, например, сдергивает анального ребенка с горшка, что потом на всю жизнь нарушает его способность к глубокому анализу, систематизации, ему становится трудно довести свою работу до конца и отшлифовать ее до совершенства. В таком случае он остается неразвитым или на невысоком уровне развития.

Когда период до пубертата и пубертат пройден, мы уже говорим о реализации, то есть о применении своих свойств на ландшафте. Реализуя себя, мы испытываем удовольствие от жизни.

Если человек не развился и остался в архетипе, то ему остается маленькое, куцее удовольствие. Я, архетипичный кожник, стаскиваю со всех помоек в свою квартиру всякий хлам, хожу пешком, чтобы сэкономить на проезде и т. п. Я думаю только о себе, как бы себе сделать лучше, как бы себе больше денежек накопить.

Если человек развился, то он способен получать удовольствие от жизни на совершенно другом уровне. Вот я — развитый кожник, инженер, изобретатель. Благодаря мне люди могут не ходить пешком на двадцатый этаж и не должны носить воду из колодца. Я делаю не напрямую для себя, а помогаю другим людям экономить силы и ресурсы, мои изобретения востребованы, и через это я получаю огромное удовольствие от жизни.

При этом реализация — это процесс. Я не могу один раз изобрести что-нибудь и всю жизнь почивать на лаврах. Я должен все время прилагать усилия, все время работать, чтобы получать свое удовольствие от жизни.

Подводя итог, скажем следующее: каждому человеку заданы определенные свойства и желания и сила эти желания реализовать. Заданы, но не обеспечены. Очень важно для каждого наилучшим образом пройти период развития в детстве и прилагать все усилия для реализации во взрослой жизни. Подробнее о понятиях «развитие» и «реализация» вы узнаете на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Мария Грибова, специалист в области международного права и международных отношений

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

www.yburlan.ru

8 векторов

Поговорим о системно-векторной психологии — теории, созданной Ю. Бурланом и В. Толкачевым на основе теории Фрейда о психосексуальности.

Существует 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека.

Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль. Определив свои вектора, Вы поймете причины своего поведения, почему Вы — там, где Вы есть. И сможете полнее реализовать себя, потому что будете знать, что именно Вам для этого нужно. Поймете, чем себя мотивировать. И научитесь видеть вектора других людей, что облегчит взаимопонимание. У каждого человека может быть от 1 до 8 векторов. У каждого человека есть свой темперамент, то есть степень энергии, интенсивности при реализации вектора — могут быть ярко реализованы вектора, а могут быть едва заметны — это зависит от темперамента человека.

Мышечный вектор — чувствительная область — мышцы.

Человек любит работать мышцами: спорт (но не тот, который придает форму телу, и именно позволяет нарастить мышечную массу), физический труд (носить тяжести, работать на поле, с тяжелой техникой) — для них необходимы. Человек с мышечным вектором при отсутствии других векторов — это скромный человек с минимумом потребностей и стремлений. Поесть, крыша над головой, поработать — остальное: науки, искусства, предпринимательства — не для него. Принимать решения не умеет — но является хорошим исполнителем. Не ценит жизнь человека, как таковую (потому войны и драки — проявление именно этого вектора).

Нереализованный мышечный вектор — часто тянет в драки, к проявлению физической жестокости. Реализованный мышечный вектор — физически сильные и выносливые люди, работники физического труда, боксеры, люди, выполняющие монотонную физическую работу. Среди людей с мышечным вектором часто бывают фанаты спортивных игр.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя частью массы людей.

Роль в обществе: часть «народа», работник, исполнитель.

Кожный вектор — чувствительная область — кожа.

Что это значит? Стремление ограничивать себя или других. Придавать «форму», улучшать качество, повышать уровень. Представьте себе идею карьерного роста: человек получает образование, начинает работать, стремится вписаться в нормы своей компании, достигает определенного уровня, его повышают в должности, увеличивают зарплату. Далее он ставит перед собой новые задачи и двигается на следующую ступеньку. Он никогда не станет лидером (если только у него одновременно нет уретрального вектора), но вполне может дорасти до управляющего среднего звена. Вот так человек в карьере может реализовывать свой кожный вектор. Спорт: в чем принцип — человек обучается, старается, стремится, достигает определенных высот, затем ставит себе следующую планку. Он обязан соблюдать дисциплину — и «кожнику» это важно: умение ограничивать себя, найти время для тренировок, следить за своим питанием и здоровьем, чтобы перейти на ступеньку выше. Более «жесткий» вариант для кожного вектора: военная служба.

У кожного вектора хороший аналитический ум и умение в быстро меняющейся обстановке обрабатывать информацию. (Кому это важно? юристам, экономистам, предпринимателям). Умеют оценить выгоду, стремятся повышать эффективность, умеют экономить время и деньги и получают сильное удовольствие от этого (прямо, как «мышечники» получают удовольствие от физической активности. Из «кожников» получаются хорошие организаторы.

Еще вариант реализации кожного вектора: танцы — способность создать красивое движение, придать формы телу. Кожники обычно пластичны от природы, обладают хорошей фигурой. Многие «кожники» усиленно следят за своим внешним видом, занимаются спортом, который позволяет им улучшить свою форму. Что такое кожа? Это поверхность нашего тела, защита нашего тела. Вот и кожник старается защищать свое внутреннее пространство (свое имущество, свое здоровье, дисциплину в своем коллективе). И кожник поверхностен: если человек с анальным вектором, получая образование, изучит всю область вдоль и поперек, звуковой вектор будет искать в изучаемом глубокие смыслы, то кожнику нужна только «верхушка» информации, которая понадобится здесь и сейчас. Нереализованный «кожник» непостоянен, легкомысленнен. иногда мазохистичен (получает физические страдания и стремится к ним, недоволен собой, жалуется на жизнь).

Желаемое внутреннее состояние: ощущение беспокойства. (Поясню: кожник вечно в движении, в развитии, в изменениях и новой информации, в стремлении себя ограничить, в отсутствии оного — переживает по крупицам и мелочам)

Роль в обществе: добытчик, организатор, управленец «среднего звена», координатор, защитник.

Анальный вектор — чувствительная зона — простите, анальное отверстие.

Еще Фрейд описывал те черты характера, которыми обладает человек с фиксацией на этой области. Особенность анального вектора — обращенность в прошлое. Сильно выраженные «анальники» — консерваторы. Избегают перемен. Привыкают и не любят отвыкать. У них отличная память, они всегда правильно и усердно учатся. Все стремятся делать правильно и последовательно. Терпеливы и даже медлительны (на контрасте с быстрыми «кожниками»). Они внимательные и часто педантичные. Анальники часто становятся учителями, работают с документами, составляют справочники. Человек может оказаться в любой области жизни, но анальник всегда будет выполнять свои обязанности аккуратно, как заведено ранее и проверено временем. Не любят начинать и проявлять инициативу, зато начатое стремятся довести до конца (иначе, зачем начинать). У анального вектора есть садистские наклонности (которые проявляются, если человек не реализован в обществе). Человеку с анальным вектором, как строгому учителю, может нравиться заставлять других делать работу правильно, терпеливо, человек помучается, а потом завершит процесс и вздохнет с облегчением — и это проявление анального вектора.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение покоя. (Поясню: «анальники» с трудом включаются в новое дело и не любят, когда их отвлекают, погружаются в процесс, им в нем спокойно, не хотят «вылезать» и смотреть, что нового (и беспокоящего) происходит снаружи).

Роль в обществе: передавать знания, готовить и обучать других, создавать тыл и пространство покой и стабильности.

Уретральный вектор — чувствительная зона — уретральный канал (у мужчин), половые органы, высокий темперамент в сексуальности (и в жизни), импульсивность.

Стремление двигаться вперед, вести за собой людей, идти на риск. Это не командующий (не управленец, как «кожник»), а именно лидер, энергию которого другие люди чувствуют за версту, и за которым хотят идти. В «уретральнике» чувствуется харизматичность и за ним кажется естественным идти. Сильный уретральный вектор не приемлет норм и ограничений — знает, чего хочет, и делает это, невзирая на мнение окружающих, социальные нормы. Но это не говорит о безответственности: напротив, человек с уретральным вектором стремится отдавать лучшее своим близким, людям вокруг, старается для них и хочет для своего общества лучшего будущего. Но достигать оное он будет своим, часто нестандартным путем. Самоотверженен. Если чем-то интересуется, то погружается целиком, если поставил цель — идет, невзирая на трудности, не передумывает. Однако слова «надо», «должно», «обязан», «долг» — ему чужды. Свобода — сверхценность. Сильно выраженные уретральный вектор часто дает бунтарство. Уретральник может стать легко оказаться в тюрьме (переступив «кожный» закон), может спиться от сильной депрессии (если нереализован), может идти на чрезмерный риск своей жизни (экстремалы, каскадеры).

Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя «сольно», в отрыве от общества, на порядок впереди.

Роль в обществе: лидер, экспериментатор, инноватор, ведущий в новом направлении и новой дорогой.

Оральный вектор — чувствительная зона — рот (и часто чувствительные вкусовые рецепторы). То есть человек экстравертный, любит говорить. Болтун, иногда, даже сплетник. Общительный, умеет вести беседы как по выбранной теме, так и «ни о чем». Некоторые оральники любят петь. Из них получаются хорошие ораторы. Любят поесть (много, разного, часто это гурманы, любят готовить и пробовать разную еду). Пришел домой — надо либо что-тосъесть, либо поговорить — если сильно выраженная оральность. Любят целоваться. Все, что связано со ртом — доставляет им удовольствие. Такие занятия, как пение, ораторское искусство (а также, поварское искусство) — хорошие варианты социальной реализации вектора. «Оральники» — чаще всего жизнерадостные люди, немного инфантильные, немного суетливые и часто безответственные. Говорят ради того, чтобы сказать. Активные сплетники рождаются из нереализованного орального вектора. «Оральнику» хочется быть в центре внимания, которое он привлекает своей голосовой деятельностью. Человеку с кожным и оральным вектором удастся быть отличным менеджером по продажам или рекламщиком.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя в центре внимания социума.

Роль в обществе: привлекать к себе внимание и распространять информацию.

Обонятельный вектор — чувствительная область — нос, чуткое обоняние.

У некоторых людей это выражается в том, что человек часто обращает внимание на запахи, идет туда, где комфортный ему запах. Но часто до осознания не доходит информация о том, нравится ли запах, какой он и почему. А просто человека тянет куда-то или откуда-то. Кажется, что, подсознание подсказывает, что и где случится, где опасно, а где — безопасно, интуиция. Часто обонятельники подозрительны к другим людям. Негативная эмоция если возникает, то, прежде всего, это отвращение. Обладатели обонятельного вектора часто выбирают тех людей, которые обеспечат их безопасность, тянутся к сильным и решительным. Сильная сторона — предчувствие, умение прочувствовать, что начинать, а чего делать не стоит, как могут развиваться события и как оказать скрытое влияние на ситуацию (управлять так, чтобы не было заметно, кто за этим стоит, роль «серого кардинала»). В отличие от орального вектора, обонятельный меньше всего хочет быть в центре внимания, скрытен (встречали ли Вы людей, которые скрывают и уводят внимание от реальных фактов, даже несерьезных, просто так, по привычке, когда сложно сказать прямо и правду, даже нестрашную?). «Обонятельник» осторожен и недоверчив, не любит риск, как следствие, обладает высокой выживаемостью (и всегда вылезает сухим из воду). Не любит ярко выраженные эмоции. Зато предчувствовать сценарии развития событий, разгадывать неясные моменты, чувствовать подтекст ситуации — ему не будет в этом равных.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение подозрительности к окружающему.

Роль в обществе: разведчик, «серый» кардинал, интуит, который заранее почувствует опасность (и другие будущие тенденции) и тихо предупредит, кого следует.

Зрительный вектор — чувствительная зона — глаза.

Обладают сильной восприимчивостью и эмоциональной чувствительностью. Человек, умеющий любить и красиво это выразить. Любящий хорошо выглядеть и привлекать к себе внимание. Умеет произвести впечатление. Зрительники — часто люди искусства, им нравится смотреть на красивое и создавать красивое, путешествовать, фотографировать (визуалы в чистом виде, глаза хотят получать ощущения). Частые эмоции — от страха до любви. К слову, если Вас часто посещают страхи, не осторожность, а именно эмоциональное переживание страха — то его стоит трансформировать в любовь, не бояться за себя — а беспокоиться о тех, кто рядом, учиться принимать их и любить. Выписывать и выражать свои эмоции: зрительный вектор экстравертный. Они могут писать стихи, рисовать, снимать кино и делать театральные постановки. Картины, предметы искусства, красивая музыка (вместе со звуковым) в нашей жизни — именно благодаря зрительному вектору. Именно ему доступно сильное сочувствие и эмпатия, сострадание, любовь к детям, домашним животным. (Без «зрительников» не было бы домов-приютов для животных, например). Почему? Зрительный вектор призван сохранять жизнь, ценить жизнь каждого человека. Инстинктивно возникает желание оберегать и защищать красивых и беззащитных — и этот образ зрительники принимают совершенно естественно. И таким образом, вызывают у окружающих чувство ценности жизни. Зрительная эмоциальная женщина с ребенком на руках в самые сложные времена напомнит о том, что надо бороться, добывать, защищать, чтобы сохранить и продолжить жизнь. Даст, как муза, энергию и вдохновение. Люди со зрительным вектором — привязаны к семье, к матери, конечно же, к детям.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение любви к окружающему.

Роль в обществе: любить, окрашивать жизнь яркими красками, вызывать сильные эмоции.

Звуковой вектор — чувствительная зона — уши.

Любят быть в тишине, это интровертный вектор. Или включить музыку — и в этом забыться. От общества быстро устают и хочется уйти в себя, побыть одному. Человек очень сильно живет в «своем» мире, никому не ведомом. У него богатая фантазия и он может часами сидеть на диване своей комнаты (или на поле, ночью, в тишине) и смотреть в одну точку, думая о чем-то, что ни в офисах, ни на вечеринках не принято обсуждать. При сильном «звуке» — очень меланхоличны. Умные — у звуковиков своя картинка мира и они ищут ответы на глобальные и вечные вопросы — из них получаются хорошие математики, программисты (и люди виртуального мира), могут изобретать новшества в технике и науке. Или другое направление — философия, эзотерика, теология — могут развиваться и там. Звуковики — люди сильного абстрактного интеллекта и в соответствующей деятельности им нет равных. Нереализованный звук — гораздо тяжелее, чем другой нереализованный вектор. Другим векторам будет приятно поесть, поспать, пообщаться, поработать, купить новую одежду, заняться спортом — и это их на время заполнит. Но не «звуку» — найти ответы на непонятные вопросы внутреннего мира гораздо сложнее. Потому нереализованный «звук» часто в депрессиях, имеет склонности к суициду, нежелание чем-либозаниматься, чувствует нереализованность и неоцененность в обществе. Звуковику больше чем всем остальным нужно, чтобы его любили и принимали, безусловно, таким, какой он есть.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя в отдалении от социума.

Роль в обществе: аутсайдер, человек с высоким абстрактным интеллектом, мыслитель.

Автор: Юлия Колесниченко

 

Как узнать свое предназначение по дате рождения

Чтобы мы узнали понравилась вам статья или нет — пожалуйста, нажмите кнопку социальных сетей. Спасибо!

tetapalitra.ru

Векторы вокруг нас

  • Published on26-Jul-2015

  • View269

  • Download5

DESCRIPTION

1. ВЕКТОРЫ ВОКРУГ НАСПрезентация выполненаученицей 9 «а»Клопковой Екатериной 2. • понятие «Вектор»…

Transcript

1. ВЕКТОРЫ ВОКРУГ НАСПрезентация выполненаученицей 9 «а»Клопковой Екатериной 2. • понятие «Вектор» - относительно новоематематическое понятие и его изучает разделматематики «Векторное исчисление».• Векторное исчисление, математическаядисциплина, в которой изучают свойства операцийнад векторами евклидова пространства. При этомпонятие вектора представляет собойматематическую абстракцию величин,характеризующихся не только численнымзначением, но и направленностью например:сила, ускорение, скорость. 3. Векторы в предметахестественнонаучного цикла.• Направленным отрезком или векторомназывается отрезок, для которого указанокакая из его граничных точек считаетсяначалом, а какая – концом• Сам термин «вектор» впервые появился в 1845году у английского математика и астрономаУильяма Гамильтона.• Современный вид векторам придаламериканский физик Дж. Гиббс 4. • Применение векторной алгебры тесно связано сразличными типами векторных произведений:скалярного, векторного и смешанного. Понятиескалярного произведения векторов применяется,например, в физике, при рассмотрении работысилы F на заданном пути S.• В механике, физике широко используютсяпонятия векторного поля. Примерами векторныхполей могут служить также поле силы тяжести,магнитное и электрическое напряжениеэлектромагнитного поля 5. В БИОЛОГИИВектором (в биологии) называется организм, переносящий паразитаот одного организма-хозяина к другому. Например, вши переносятвозбудителей сыпного тифа, крысы – чумы.Вектор – это автономная молекула ДНК, используемая в геннойинженерии, для переноса генов от организма-донора в организм-реципиент, а также для клонирования нуклеиновыхпоследовательностей (клонирующий вектор).Вектором, например, является бактериальная плазмида. Плазмидыдают бактериям большие преимущества, например способностьсинтезировать вещества опасные для других бактерий – антибиотики,а так же быть устойчивыми к антибиотикам своих собратьев. 6. ВЕКТОРЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ• С уверенностью можно сказать, что мало кто из людейзадумывается о том, что векторы окружают нас повсюду ипомогают нам в повседневной жизни.• Так, например, ель можно рассматривать как примервектора в пространстве: нижняя её часть – начало вектора, аверхушка дерева является концом вектора.ВА•А вывески с изображением вектора при посещениибольших магазинов помогают нам быстро найти тот илииной отдел и сэкономить время. Но большинство вектороввстречаются на вывесках или баннерах на улицах. Вывескипомогают нам найти местонахождение нужного магазина,службы или другого необходимого объекта . 7. ВЕКТОРЫ В ЗНАКАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.• Каждый день, выходя из дома, мы становимсяучастниками дорожного движения в роли пешехода либо вроли водителей. Чтобы избежать казусов на дороге, стоитсоблюдать все правила дорожного движения.• В жизни всё взаимосвязано и, даже в простейшихпредписывающих знаках дорожного движения, мы видимуказательные стрелки движения, в математикеназываемые – векторами.•Эти стрелки (векторы) указывают нам направлениядвижения, стороны движения, стороны объезда, и ещёмногое другое.

docslide.net