Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему «Самореализация». Обществознание самореализация


Тема 7. Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достиже­ния намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воз­действия личности на саму себя.

Образец задания

Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным твор­чеством.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

А1.

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в ♦ аучной и популярной литературе употребляются как близ-ке по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделен-

^ш) — это единичный представитель человеческого рода,

ткретный носитель всех социальных и психологических

*рт человечества: разума, воли, потребностей, интересов

1 т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие про­явлений человека, подчеркивающая исключительность, мно­госторонность и гармоничность, естественность и непри­нужденность его деятельности (человек как один из мно­гих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структура личности

• Социальный статус — место человека в системе общест­венных отношений.

• Социальная роль — образ поведения, одобренный норма­тивно и соответствующий социальному статусу.

• Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей. Этапы социализации

Этап

Его содержание

Начальный

Социализация ребенка, преимущественно в семье

Средний

Обучение в школе

Завершаю­щий

Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.

94

Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио нальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

— в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

— в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.

— в сфере самосознания — формирование образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповто римость личности, т. е. способность к самостоятельной жиз ни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости Человеческая индивидуальность, отличаясь такими призна ками, как целостность, обособленность, неповторимость, ав тономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодопол нение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного обще ства. Индивидуализация является одним из моментов, связы вающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказы­вается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватаете Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и силь­нее общество в целом. <...>

Всякое проявление жизни индивида является проявлени­ем и утверждением общественной жизни ♦ Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от дру­га, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

95

Таким образом, неправомерно толкование индивидуаль­ного как только единичного и неповторимого. Определяя ин­дивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отли­чает людей друг от друга. Определяя личность, подчерки­ваем общие, типические черты. <...>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обо­гащает благодаря своим особенностям другого человека, ни­чего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм оз­начает противопоставление человека обществу, отношение к 1ругим людям как к средству своего частного существования, ^та разорванность общества и личности, как правило, обра­щается против самого человека. Таким образом, в индивиду­алистической интерпретации другой человек есть граница для меня», в условиях развитых коллективистских отноше­ний каждый другой есть не граница, а продолжение и допол­нение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуаль­ное в социальной структуре человека // Социально-гумани­тарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).

С1. ! Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки? Ответ Индивидуальность означает отграниченность, непо-нгоримость личности, т.е. способность к самостоятельной -кизни. саморегулированию, сохранению своей устойчивости, с помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.

1 С2. I Опираясь на текст, укажите, почему индивидуаль­ность является одним из факторов развития подлинно гуман­ного гармоничного общества.

Ответ И ндивидуальность является одним из факторов раз­вития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, че­го ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельнос­ти, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом

СЗ. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

96

Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социаль­ный статус, коммуникативный характер.

I C4. I В тексте говорится о двуединстве общего и индивиду­ального как об одном из внутренних источников формирова­ния личности. Поясните этот вывод одним из примеров. Ответ: В качестве примера может быть приведен следую­щий: Формирование личности предполагает соотношение со­циально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

studfiles.net

Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему «Самореализация»

Конспект урока

по обществознанию в 11 классе на тему

«Самореализация»

Учитель- Климина Н.О.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок – исследование.

Актуальность урока обусловлена возрастным периодом обучающихся, связанным с необходимостью определения профессионального направления, т.е с выбором жизненного пути, результат которого должен привести к самореализации.

Цель урока: Продолжить формирование понятия «самореализация», закрепить навыки работы с документами, исследовательской и проектной деятельности. Воспитывать умение работать в группе, основываясь на корпоративной этике.

Проблема урока: «Самореализация- вынужденная необходимость или смысл жизни»?

Ход урока.

I. Орг. момент.

Ученики заранее распределены в группы: 1. Психологи;

2. Социологи;

3. Юристы;

4. Теологи.

II. Изучение нового материала.

1) мотивация, постановка цели;

а).Учитель цитирует Ульяма Бройля – известного американского редактора:

«Каждое утро я упаковывал себя в костюм, брал портфель и шел на свою престижную работу. Это была маленькая смерть. Я работал главным редактором журнала «Ньюсвик». Для многих такой пост - предел мечтаний, а для меня - ничто. Управление большой организацией не доставляло мне никакого удовольствия. Я хотел личных достижений, но не власти. Для меня успех на данном пути оказался более опасным, чем была бы неудача, - неудача вынудила бы меня задуматься, чего я хочу в реальности. Я вскарабкался на самую вершину, и выяснилось, что мне там совсем не нравится...»

б). Анализ ситуации, определение темы и цели самими учащимися;

в). Учитель знакомит с планом урока:

1. Понятие «самореализация» и её критерии.

2. Механизмы самореализации.

3. Условия успешной самореализации.

2) работа по плану;

а) Понятие самореализация и её критерии раскрывается в дискуссии групп, с учётом направления которое они представляют. Каждая группа формирует собственное понятие самореализации, основанное на критериях выбранной науки и подтверждённое документами. Учитель выписывает на доску ключевые слова, которые станут базой для рождения нового определения самореализации.

Например: - стремление к удовлетворению потребностей; (п)

- уверенность в завтрашнем дне; (п)

- деятельность, ведущая к успеху; (с)

- свобода; (ю)

- гармония. (т)

б) Механизмы самореализации представляются в форме экспресс- проектов. Учитель раздает в группы половину ватмана и маркеры, учащиеся в виде рисунка определяют механизмы самореализации, соответствуя своему направлению, затем защищают свои проекты.

Например:

Социологи рисуют мост с опорами, символизируя его с обществом, а опорами являются общественное мнение, семья, система образования и.т.д, выступающие в роли механизмов самореализации.

в) Условия успешной самореализации представляются в виде презентации исследовательского проекта социологов, основанного на соц. опросе респондентов разных возрастных категорий. В анкетах опрашиваемых были вопросы следующего содержания: «Что обозначает понятие самореализация, что или кто мешает вашей самореализации, что или кто помогает вашей самореализации». На основе этих данных делались выводы о том, что является условиями успешной самореализации.

Учитель акцентирует внимание на актуальности темы, связывая её с предстоящим профессиональным выбором и представляет пирамиду проф. самореализации.

Личная

Миссия.

Роль в жизни.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.

ЦЕННОСТИ. ВЗЛЯДЫ.

ПОТЕНЦИАЛ. СПОСОБНОСТИ.

МОТИВЫ (интересы, желания)

III. Рефлексия.

Группа психологов предлагает определить степень сегодняшней самореализации через тест.

Тест

«Моя самореализация»

вопрос

Результат (средний балл)_______ %

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Написать эссе (С9 ЕГЭ) на выбор:

 Труднее всего «догнать» себя, постоянно от себя сбегая. (Леонид Сухоруков)

 Все, что вы даете, вы получаете назад. (Луиза Хей)

 Глупость - наиболее частый способ самовыражения. (Игорь Карпов)

 Измениться не может никто, но стать лучше может каждый. (Э. Фейхтерслебен)

 Любое деяние – инструмент самосотворения (Елена Ермолова)

%

Насколько вы удовлетворены своей жизнью?

С радостью встречаете новый день?

Насколько гармонично вы себя ощущаете?

Спокойно ли вы засыпаете?

Чувствуете ли вы, что тот жизненный путь, который вы выбрали – ваш?

Насколько вы используете ваш потенциал?

doc4web.ru

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

 

 

Тема 8. Духовная жизнь общества

Сферой общественной жизни, определяющей специфику определенного общества, называют духовной жизнью общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

Культура и духовная жизнь

Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию. Культуру принято называть совокупностью материальных и духовных достижений человечества, которые определяют способ общественной деятельности человека. Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.

Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

Она фиксируется не только в духовных ценностях, она способна функционировать и в виде материальных продуктов, возникших в результате творчества человека.

Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру. Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

Следует выделить три разновидности культуры – народную, массовую и элитарную. Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

Такой вид культуры, как элитарная, зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.

К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры.

Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

 

Тема 9. Наука и образование

 

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира.

Наука: ее роль в современном мире

Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности.

Основа любой науки – это систематизированные факты, теории, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования.

Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.

Наука развивается уже на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей.

Современная наука состоит из стольких разнообразных отраслей, что каждую из них по отдельности охарактеризовать невозможно. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека.

Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.

Классификация современных наук

Классифицировать современные науки можно по предмету. Существуют естественно-технические науки, которые изучают всевозможные законы природы и способы ее преобразования и освоения.

Также выделяют общественные науки, предметом изучения которых можно назвать человека, как социальную фигуру, и различные общественные явления.

В эту категорию входят и философские дисциплины, изучающие законы развития мышления человека, общества и природы.

Важно отметить, что основным приемом исследования в естественных науках считается эксперимент тогда, когда для общественных наук характерна статистика, как главный прием исследования.

Также используются такие приемы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. В науке выделяют два уровня – теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень представляет собой обобщение материала, который был собран при помощи эмпирических методов. А эмпирический уровень – это материал, состоящий из итогов экспериментов и наблюдений, то есть – фактический материал.

Среди многочисленных функций науки выделяют три основные: технологическая, мировоззренческая и функция рационализации человеческой деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Человек в системе социальных связей и понятие личности.

Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Личность и факторы, влияющие на ее формирование

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества.  Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Познание и знание: истина и формы познания Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДуховная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему «Самореализация»

Конспект урока

по обществознанию в 11 классе на тему

«Самореализация»

Учитель- Климина Н.О.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок – исследование.

Актуальность урока обусловлена возрастным периодом обучающихся, связанным с необходимостью определения профессионального направления, т.е с выбором жизненного пути, результат которого должен привести к самореализации.

Цель урока: Продолжить формирование понятия «самореализация», закрепить навыки работы с документами, исследовательской и проектной деятельности. Воспитывать умение работать в группе, основываясь на корпоративной этике.

Проблема урока: «Самореализация- вынужденная необходимость или смысл жизни»?

Ход урока.

I. Орг. момент.

Ученики заранее распределены в группы: 1. Психологи;

2. Социологи;

3. Юристы;

4. Теологи.

II. Изучение нового материала.

1) мотивация, постановка цели;

а).Учитель цитирует Ульяма Бройля – известного американского редактора:

«Каждое утро я упаковывал себя в костюм, брал портфель и шел на свою престижную работу. Это была маленькая смерть. Я работал главным редактором журнала «Ньюсвик». Для многих такой пост - предел мечтаний, а для меня - ничто. Управление большой организацией не доставляло мне никакого удовольствия. Я хотел личных достижений, но не власти. Для меня успех на данном пути оказался более опасным, чем была бы неудача, - неудача вынудила бы меня задуматься, чего я хочу в реальности. Я вскарабкался на самую вершину, и выяснилось, что мне там совсем не нравится...»

б). Анализ ситуации, определение темы и цели самими учащимися;

в). Учитель знакомит с планом урока:

1. Понятие «самореализация» и её критерии.

2. Механизмы самореализации.

3. Условия успешной самореализации.

2) работа по плану;

а) Понятие самореализация и её критерии раскрывается в дискуссии групп, с учётом направления которое они представляют. Каждая группа формирует собственное понятие самореализации, основанное на критериях выбранной науки и подтверждённое документами. Учитель выписывает на доску ключевые слова, которые станут базой для рождения нового определения самореализации.

Например: - стремление к удовлетворению потребностей; (п)

- уверенность в завтрашнем дне; (п)

- деятельность, ведущая к успеху; (с)

- свобода; (ю)

- гармония. (т)

б) Механизмы самореализации представляются в форме экспресс- проектов. Учитель раздает в группы половину ватмана и маркеры, учащиеся в виде рисунка определяют механизмы самореализации, соответствуя своему направлению, затем защищают свои проекты.

Например:

Социологи рисуют мост с опорами, символизируя его с обществом, а опорами являются общественное мнение, семья, система образования и.т.д, выступающие в роли механизмов самореализации.

в) Условия успешной самореализации представляются в виде презентации исследовательского проекта социологов, основанного на соц. опросе респондентов разных возрастных категорий. В анкетах опрашиваемых были вопросы следующего содержания: «Что обозначает понятие самореализация, что или кто мешает вашей самореализации, что или кто помогает вашей самореализации». На основе этих данных делались выводы о том, что является условиями успешной самореализации.

Учитель акцентирует внимание на актуальности темы, связывая её с предстоящим профессиональным выбором и представляет пирамиду проф. самореализации.

Личная

Миссия.

Роль в жизни.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.

ЦЕННОСТИ. ВЗЛЯДЫ.

ПОТЕНЦИАЛ. СПОСОБНОСТИ.

МОТИВЫ (интересы, желания)

III. Рефлексия.

Группа психологов предлагает определить степень сегодняшней самореализации через тест.

Тест

«Моя самореализация»

вопрос

Результат (средний балл)_______ %

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Написать эссе (С9 ЕГЭ) на выбор:

 Труднее всего «догнать» себя, постоянно от себя сбегая. (Леонид Сухоруков)

 Все, что вы даете, вы получаете назад. (Луиза Хей)

 Глупость - наиболее частый способ самовыражения. (Игорь Карпов)

 Измениться не может никто, но стать лучше может каждый. (Э. Фейхтерслебен)

 Любое деяние – инструмент самосотворения (Елена Ермолова)

%

Насколько вы удовлетворены своей жизнью?

С радостью встречаете новый день?

Насколько гармонично вы себя ощущаете?

Спокойно ли вы засыпаете?

Чувствуете ли вы, что тот жизненный путь, который вы выбрали – ваш?

Насколько вы используете ваш потенциал?

globuss24.ru

Самореализация - ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЕГЭ

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК

 

2.7. Самореализация

 

Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человеку важно не только хорошо узнать себя, свои способности, интересы, профессиональные склонности. Важно все это проявить в конкретной деятельности. Что из того, что ты осознаешь в себе талант художника? Важно реализовать его в созданных тобой и получивших общественное признание полотнах. В иерархии потребностей по А. Маслоу самореализация — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов.

Степень самореализации может быть разной. Например, удалившись от государственной деятельности, российский ученый и общественный деятель В. Н. Татищев, проживая в селе Бол- дино, увлекся историей и создал исторический труд, в котором отразил основные вехи истории России с древнейших времен до конца XVI века. Он впервые ввел в научный оборот «Русскую правду», средневековые уставные грамоты и Судебники. Однако его труд так и остался неизвестным для современников и был опубликован спустя много лет после смерти создателя. Безусловно, В. Н. Татищев реализовал себя как историк, но его деятельность не была оценена обществом и не получила признания со стороны образованной общественности.

Существенный вклад в изучение проблемы самореализации личности внес итальянский психолог Р. Ассаджиоли. Ученый уточняет понятие «самореализация», поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны, под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А. Маслоу.

С другой стороны, самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного «Я», а о сверхсознательном «Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго). Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного:

1.       Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; «комплексы», сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и т. д.

2.       Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.

3.       Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические «императивы», стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.

В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.

В центре поля сознания находится точка сознательного «Я», которое представляет собой чистое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания.

На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится «высшее Я», которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями «я». Высшее, или истинное, «Я» представляет собой постоянный центр, из которого «я» возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.).

Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда, или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой.

Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению ученого, полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.

Чтобы каждый человек мог освободиться от своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели. Она предполагает:

•         глубокое познание своей личности;

•         контроль над различными ее элементами;

•         постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра;

•         психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Самореализация личности неразрывно связана с процессом саморазвития. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

 

www.compendium.su

Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему «Самореализация»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему «Самореализация» для предмета : Обществознание. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Конспект урока

по обществознанию в 11 классе на тему

«Самореализация»

Учитель- Климина Н.О.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок – исследование.

Актуальность урока обусловлена возрастным периодом обучающихся, связанным с необходимостью определения профессионального направления, т.е с выбором жизненного пути, результат которого должен привести к самореализации.

Цель урока: Продолжить формирование понятия «самореализация», закрепить навыки работы с документами, исследовательской и проектной деятельности. Воспитывать умение работать в группе, основываясь на корпоративной этике.

Проблема урока: «Самореализация- вынужденная необходимость или смысл жизни»?

Ход урока.

I. Орг. момент.

Ученики заранее распределены в группы: 1. Психологи;

2. Социологи;

3. Юристы;

4. Теологи.

II. Изучение нового материала.

1) мотивация, постановка цели;

а).Учитель цитирует Ульяма Бройля – известного американского редактора:

«Каждое утро я упаковывал себя в костюм, брал портфель и шел на свою престижную работу. Это была маленькая смерть. Я работал главным редактором журнала «Ньюсвик». Для многих такой пост - предел мечтаний, а для меня - ничто. Управление большой организацией не доставляло мне никакого удовольствия. Я хотел личных достижений, но не власти. Для меня успех на данном пути оказался более опасным, чем была бы неудача, - неудача вынудила бы меня задуматься, чего я хочу в реальности. Я вскарабкался на самую вершину, и выяснилось, что мне там совсем не нравится...»

б). Анализ ситуации, определение темы и цели самими учащимися;

в). Учитель знакомит с планом урока:

1. Понятие «самореализация» и её критерии.

2. Механизмы самореализации.

3. Условия успешной самореализации.

2) работа по плану;

а) Понятие самореализация и её критерии раскрывается в дискуссии групп, с учётом направления которое они представляют. Каждая группа формирует собственное понятие самореализации, основанное на критериях выбранной науки и подтверждённое документами. Учитель выписывает на доску ключевые слова, которые станут базой для рождения нового определения самореализации.

Например: - стремление к удовлетворению потребностей; (п)

- уверенность в завтрашнем дне; (п)

- деятельность, ведущая к успеху; (с)

- свобода; (ю)

- гармония. (т)

б) Механизмы самореализации представляются в форме экспресс- проектов. Учитель раздает в группы половину ватмана и маркеры, учащиеся в виде рисунка определяют механизмы самореализации, соответствуя своему направлению, затем защищают свои проекты.

Например:

Социологи рисуют мост с опорами, символизируя его с обществом, а опорами являются общественное мнение, семья, система образования и.т.д, выступающие в роли механизмов самореализации.

в) Условия успешной самореализации представляются в виде презентации исследовательского проекта социологов, основанного на соц. опросе респондентов разных возрастных категорий. В анкетах опрашиваемых были вопросы следующего содержания: «Что обозначает понятие самореализация, что или кто мешает вашей самореализации, что или кто помогает вашей самореализации». На основе этих данных делались выводы о том, что является условиями успешной самореализации.

Учитель акцентирует внимание на актуальности темы, связывая её с предстоящим профессиональным выбором и представляет пирамиду проф. самореализации.

Личная

Миссия.

Роль в жизни.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.

ЦЕННОСТИ. ВЗЛЯДЫ.

ПОТЕНЦИАЛ. СПОСОБНОСТИ.

МОТИВЫ (интересы, желания)

III. Рефлексия.

Группа психологов предлагает определить степень сегодняшней самореализации через тест.

Тест

«Моя самореализация»

вопрос

%

Насколько вы удовлетворены своей жизнью?

С радостью встречаете новый день?

Насколько гармонично вы себя ощущаете?

Спокойно ли вы засыпаете?

Чувствуете ли вы, что тот жизненный путь, который вы выбрали – ваш?

Насколько вы используете ваш потенциал?

Результат (средний балл)_______ %

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Написать эссе (С9 ЕГЭ) на выбор:

 Труднее всего «догнать» себя, постоянно от себя сбегая. (Леонид Сухоруков)

 Все, что вы даете, вы получаете назад. (Луиза Хей)

 Глупость - наиболее частый способ самовыражения. (Игорь Карпов)

 Измениться не может никто, но стать лучше может каждый. (Э. Фейхтерслебен)

 Любое деяние – инструмент самосотворения (Елена Ермолова)

docbase.org