— факторы, от коих зависит развитие человека. Сюда входят люди, окружающие его с детства, их взаимоотношения, предметы материальной и духовной культуры, и многое пр.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
условие — я; ср. 1. Требование, выдвигаемое кем л., от выполнения которого зависит какой л. уговор, соглашение с кем л. Непременное, обязательное, предварительное у. У. отца, товарища, соперника. Ставить у. Принимать, отвергать условия. Соглашаться на… … Энциклопедический словарь
условие — я; ср. 1) Требование, выдвигаемое кем л., от выполнения которого зависит какой л. уговор, соглашение с кем л. Непременное, обязательное, предварительное усло/вие. Усло/вие отца, товарища, соперника. Ставить усло/вие. Принимать, отвергать условия … Словарь многих выражений
Педагогическое общение в концепции профессионального развития учителя — Пед. О. наряду с личностью учителя и пед. деятельностью составляет триединство многомерного пространства системной организации труда учителя. Эти 3 области объединены глобальной задачей развития личности учащихся. Вместе с тем они не повторяются … Психология общения. Энциклопедический словарь
задержка психического развития — развитие психическое: задержка парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом.… … Большая психологическая энциклопедия
Дневник развития ребенка — метод исследования детского развития. Д. р. р. представляет собой повседневные записи общего психического развития ребенка или развития отдельных функций и свойств детской личности. В психологической науке наиболее известны дневники развития… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эриксонианские стадии развития (Eriksonian developmental stages) — Теория развития Эрика Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает нам теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни чел. и… … Психологическая энциклопедия
Планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон — экономический закон социализма, выражающий объективную необходимость и возможность ведения хозяйства по единому государственному плану, установления и соблюдения пропорций во всём народном хозяйстве в интересах быстрого роста производства … Большая советская энциклопедия
ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ — Это этапы группового процесса, характеризующиеся специфическими видами активности и взаимодействия участников группы и выполняющие различные функции. Специфический фазный характер процесса групповой психотерапии, который… … Психотерапевтическая энциклопедия
задержка психического развития — (ЗПР) особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями,… … Дефектология. Словарь-справочник
ОБРАЗОВАНИЕ (процесс развития) — ОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально ценностном отношении к миру; необходимое условие… … Энциклопедический словарь
psychology.academic.ru
Существуют следующие условия психического развития: нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта и активность самого индивида. Рассмотрим эти условия подробнее.
Общение как фактор развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Было бы неправильным понимать общение как передачу только знаний. По М. И. Лисиной, это процесс не только когнитивный, но и личностный.
Общение - не всякое взаимодействие людей, но именно такое, в ходе которого каждый его участник активен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Потребность в общении - это стремление к познанию себя . и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения является образ другого и образ самого себя. Потребность в общении проявляется как интерес и внимание к взрослому, стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку взрослого.
На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем - стремление к сотрудничеству с ним, затем - потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании. Соответственно различают формы общения.
Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.
Ситуативно-предметное, деловое - к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.
Вербальное, познавательное общение - вопросы ребенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание стихов - появляется с развитием речи.
Внеситуативно-личностное, оценочное общение -обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.
Внеситуативно-деловое - в различных формах занятий, обучения. Общение в интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах.
Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения.
Активность личности - также необходимое условие психического развития. Формы активности могут быть разными. Схематично их можно охарактеризовать так:- беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;- манипуляции ребенка с предметами;- ориентировочная исследовательская активность;- активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;- виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлечения и т. д.
Нормально развивающийся ребенок активен. Пассивность - базовый дефект патологического мозга. Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и виды деятельности.
Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение, дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. Сошлемся на один из примеров активизации. А. С. Макаренко, желая повысить ответственность и организованность подростков, предложил на выбор две формы летнего отдыха: экскурсию в Ленинград или поход по берегу Черного моря. Всем хотелось к морю, сам Макаренко был за поход, но горячо доказывал, что в Ленинграде лучше - там исторические места, памятники искусства, а у моря - пляж да солнце, и неизвестно, как обеспечить ночлег и питание. Ребята два месяца убеждали его выбрать море и за это время проработали до мелочей и представили маршрут, места стоянок, расчет питания, ответственных. И Макаренко «сдался», хотя с самого начала считал, что летом лучше море, а зимой - Ленинград. Желание убедить, активная проработка доказательств привели к развитию чувства ответственности и организованности. С этими ребятами можно было идти в поход.
psyera.ru
Условия развития экономики – это совокупность фундаментальных фактов, которые формируют базу экономики.
Выделяют два факта:
Первый – материальные потребности общества, которые формируются из индивидов и институтов. Они являются неутолимыми и безграничными.
Второй – экономические ресурсы, включающие средства, которые используют для производства материальных благ. Как правило, они выпускаются в ограниченном количестве.
Основные условия развития экономики неразрывно связаны с таким понятием, как «материальные потребности». Это желание получать и пользоваться благами, которые удовлетворяют существующие потребности.
1) Потребность в обеспечении средствами существования, то есть в тех благах, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности. В данную группу включают одежду, продукты, жилье.
2) Потребности в социально-культурных благах – образование, отдых, культура, досуг.
3) Необходимость в средствах деятельности – предметы для выпуска продукции.
4) Потребности в обеспечении социально-престижных благ (дорогие вещи и предметы роскоши).
Выделяют и другие виды потребностей: по виду удовлетворения (коллективные и персональные), по альтернативности удовлетворения (сходить в кино или фитнес - клуб).
Основные условия и проблемы развития экономики формируются с учетом всех видов потребностей. С развитием общества происходит изменение и рост потребностей. Пересматривается и их структура. Потребности не только могут появляться, но и отмирать. В результате изменяется соотношение между всеми видами потребностей. Все эти изменения отображаются в законе возвышения потребностей. Общество формируют институты и индивиды. Они постоянно испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Активное появление новых потребностей способствует созданию и разработке новых благ. К ним относят предметы и продукцию, которые делает жизнь людей лучше и защищенной. Условия развития экономики и ее задачи заключаются в желании и стремлении удовлетворить все виды материальных и нематериальных потребностей.
Второй фундаментальный факт гласит, что все виды экономических ресурсов редкие и ограниченные.
Ресурсы - это ценности, которые были произведены человеком или природой. Они используются для выпуска различных видов товаров и предоставления услуг.
В экономической теории выделяют следующие виды ресурсов:
Понятие «земля» включает в себя все виды природных ресурсов (земельные угодья, вода, полезные ископаемые и леса), которые используют для производства материальных ценностей. Указанные виды ресурсов добываются в ограниченном количестве.
Условия развития российской экономики одни из самых лучших в мире, ведь страна имеет большие запасы всех видов ресурсов.
Труд – это совокупность умственных и физических способностей людей, которые используют для производства общественных и частных благ. На сегодня количество трудовых ресурсов и уровень их квалификации является фиксированным.
В капитал включены все виды производительных ресурсов, созданные человеком: машины, оборудование, здания, инструменты и нематериальные ресурсы (программное обеспечение). Основные условия и проблемы развития экономики напрямую зависят от имеющегося капитала.
Предпринимательские способности присущи не всем людям. Только некоторые индивиды могут соединять факторы производства в один процесс для выпуска готовой продукции. Предприниматель проявляет инициативу, несет ответственность за свои действия и принятые решения, открытие новых производственных линий и выпуск абсолютно новой продукции.
Данный вид ресурсов не подлежит отчуждению, соответственно, не может быть производственным фактором. Но в то же время предпринимательские способности являются дефицитным ресурсом. После них по степени убывания идут капитал, труд и земля. Чем более дефицитными являются ресурсы, тем выше их стоимость. Все виды потребностей в полном объеме удовлетворить одновременно невозможно. Это объясняется тем, что все потребности безграничны. Так как ресурсы ограничены, очень важно эффективно их использовать. Условия развития российской экономики напрямую зависят от количества и рационального использования всех видов ресурсов.
Различные экономические цели при ограниченном количестве ресурсов образуют проблему их альтернативного использования, в результате которого достигалось максимальное удовлетворение потребностей в этот отрезок времени.
Вопрос выбора самостоятельно решает каждый экономический индивид (предприятие, общество фирма). Он стремится получить максимальный результат при использовании данного вида ресурсов и снизить затраты на производство материальных благ. Каждый экономический субъект пытается достичь максимизации: потребитель – своего материального положения, предприятие – дохода, а государство – уровня благосостояния граждан.
Действия экономических субъектов должны быть рациональными и направлены на получение выгоды от совершенных действий, сопоставимы с понесенными затратами, которые нужны для получения этой выгоды. Это позволяет определить, какими должны быть действия экономического субъекта, в данной ситуации. Под выгодой понимают материальные блага, которые получает индивид, а затратами – блага, которые теряет этот же экономический агент, чтобы получить новые блага.
Рациональность поведения экономического субъекта – это максимизация доходов от совершенной экономической деятельности.
Выбирать могут только те субъекты, у которых с одной стороны есть право выбора, а с другой – они несут ответственность за свои действия. Если он не обладает свободой, то выбор за него сделают другие индивиды. В данной ситуации будет все зависеть от честности, умственных способностей и ответственности того субъекта, который принимает решение.
В экономике и искусстве данный термин означает отсутствие заранее обусловленных ограничений. Узнать заранее, что плохо или хорошо, что принесет пользу или вред, не может никто. Только в процессе опыта и жизненных ситуаций можно выбрать самое эффективное из того, что породила жизнь. Индивиды живут в обществе, они являются зависимыми от него. Общественная жизнь предполагает наличие координации.
Выделяют три типа координации:
Последний тип предполагает наличие действий, которые опираются на существующие в обществе традиции, которые диктуют, как действовать в конкретной ситуации. Бюрократическая координация основывается на командах, идущих от вышестоящих органов. Рыночный тип – это полная экономическая свобода субъектов хозяйствования. Экономический выбор подразумевает наличие свободы, которая заключается в частную собственность.
Основные условия развития экономики зависят от того, насколько будет успешной деятельность предпринимателей и других субъектов хозяйствования.
utmagazine.ru
Человек – существо социальное и его развитие должно происходить в социуме, в окружении себе подобных. Источник и главное условие психического развития находятся извне. Там, в социуме, человек воспринимает опыт других людей. Правда, это не просто впитывание информации, это – взаимообмен, который необходим для оценки окружающих людей и формирования самооценки.
При нормальном стечении условий психического развития человека, формируется мораль, принципы, характер, предпочтения, интересы, воля, способности. То есть, все то, что мы называем «человечным».
Три условия психического развитияЕсть всего три условия нормального психического развития. Все они охватывают очень широкую сферу действия:
С нормальным функционированием мозга все понятно – если ребенок рождается с генетическими изъянами мозга, говорить о стандартном развитии личности не приходится.
Общение – это первая часть взаимодействия с обществом. Естественная потребность человека в общении – это, на самом деле, потребность познать себя и других людей. Мы хотим оценивать и быть оцененными по достоинству. Мы формируем виденье собственного «я» только благодаря общению и взаимодействию с миром.
Активность индивида – это вторая половина понятия взаимодействия с миром. Человек не только принимает, но и отдает. Активность – это норма развития, а ее отсутствие говорит о дефекте. Мы проявляем двигательную, слуховую и зрительную активность с самого рождения. Младенцы импульсивно двигаются конечностями, они внимательно смотрят, слушают и выражают свои чувства и взглядом и звуком.
По своей природе мы – активно взаимодействующие между собой существа. Поэтому общество влияет на развитие личности лишь косвенно, взаимодействуя, а не насыщая информацией.
womanadvice.ru
Кибальченко И.А., Устинов Д.А., Шаповалов С.Н.
Читать PDFКайгородова Эльвира Борисовна
Лидеры выявляются в процессе выдвижения их группой, а роль лидера основана на выполнении им широкого спектра социальных ролей, что требует наличия у него определенных личностных качеств.
Читать PDFБудакова Анна Васильевна, Сметанова Юлия Валерьевна, Богомаз Сергей Александрович
Обсуждаются понятие личностного потенциала и его критерии в контексте проблемы психологической безопасности, переживаемой современными молодыми людьми.
Читать PDFМендыгалиева Алтнай Кенесовна
Предпринят анализ состояния проблемы преемственности в обучении и развитии между начальной и основной школой.
Читать PDFКомкова Елена Ивановна
В статье представлены результаты исследования когнитивного и личностного развития детей в возрасте от 4-5 до 17-18 лет.
Читать PDFБурзалова Т.В.
В статье рассмотрено педагогическое самосознание как психологическое условие развития профессиональной направленности личности учителя.
Читать PDFХарькова Наталия Анатольевна
В статье обсуждаются вопросы актуальности подготовки школьников к предстоящему браку и будущей семейной жизни.
Читать PDFНовосёлова Л.А.
Читать PDFГалимова Р.З.
The research work under the review has been performed in one of the most perspective trends which investigate operative as well as personal characteristics of young musicians.
Читать PDFГалимова Р.З.
The research work under the review has been performed in one of the most perspective trends which investigate operative as well as personal characteristics of young musicians.
Читать PDFСуфиянов Виталий Владимирович
Гуманистическая психология, являющаяся основой превращения образования в развивающую личность систему, считает, что самый главный источник развития человека, движущая сила находится в самом человеке.
Читать PDFАвдеев А.Ю., Резниченко М.А.
Статья посвящена изучению креативности современного подростка при овладении им информационно-коммуникационными технологиями.
vocabulary.ru
Личность развивается в деятельности, когда для этого есть необходимые условия и предпосылки. Биологические предпосылки - это генетика человека, задающая рост, созревание, активность, реагирование и поведение. Условия развития - это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В деревне развивается деревенский мальчик, в Итоне - выпускник Итона. На основе этого формируется направленность личности, в том числе внутренняя позиция в отношении развития, склонность и способности личности развиваваться или нет, а если развиваться, то в какую сторону.
Развитие ребенка определяется не только его организмом, развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.
Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажают семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают. Ребенок – не одно семя, из которого все заданным образом растет, а скорее почва с различными семенами. На эту почву с уже имеющимися семенами (врожденные начала в ребенке) могут падать и другие семена (культурное начало). Что-то попадает случайно, что-то благодаря усилиями садовников: родители и педагоги прививают ребенку лучшие семена человеческой культуры. Ребенок растет не один, а в экосистеме.В таком представлении развитие ребенка задается не только изнутри, оно может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек из общекультурного окружения или осознанной работы садовника: родителей и педагогов.
Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела ребенка, в первую очередь его генов и инстинктов. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.
Откуда или с помощью чего, какими путями развивается личность? Основные пути, это:
Эти пути требуют освоения (подтакливают к освоению) новых ролей, требуют приобретения новых знаний, выработки новых умений и навыков, их же - дают эти новые знания, умения, навыки и роли. С другой стороны, некоторые знания, умения, навыки и роли являеются необходимыми предпосылками всех этих путей.
Младенец не будет участвовать в КВНе, он еще не умеет разговаривать.
Чаще источником развития является что-то внешнее - воспитание родителей, влияние окружения, требования профессионального роста, вызовы жизни, однако без внутренних условий и источников развитие личности невозможно.
А реальность интересна тем, что эти источники не всегда качественные и нередко между собой конфликтуют.
Развитие ребенка невозможно без социального окружения, но качество этого окружения бывает различным, и нередко, на определенном этапе, это же социальное окружение (например, неблагополучная семья, неудачная школа, бестолковые друзья) перестают развитию способствовать, а то и начинают прямо препятствовать.
Расхожие представления массовой культуры и усталые, растерянные, недальновидные и испуганные родители - не лучшие условия для развития личности.
В сравнении с этим, с такими источниками внешнего влияния, спонтанный ребенок, присматривающийся подросток и верящий в себя молодой человек, идущие от себя, критически воспринимающие влияния извне - источники свободы и развития.
Когда рядом бестолковые - думай сам.
В умных обществах и у хороших родителей ситуация другая. Если содержание установок окружения, семейного или общественного - позитив, конструктив, свобода и развитие, мудрость и личная ответственность, то в этом случае послушный ребенок, подросток или молодой человек рядом с авторитетными для него взрослыми имеет по крайней мере возможность хорошего старта. В такой ситуации слушать окружающих лучше, перспективнее, чем полагаться на собственную голову.
Когда рядом умные, а своя голова работает ненадежно, слушай умных людей, и они научат тебя включать голову и думать самостоятельно. См.→
Если человек развивается на позитивной мотивации и склонен к позитивному мировосприятию, личностный рост и развитие негативными переживаниями и невротическими реакциями не сопровождается.
Прежний вариант развития исчерпался. Классно! Ищем новые варианты.
Если человек развивается на негативной мотивации и склонен к негативному мировосприятию, личностное развитие почти всегда начинает сопровождаться душевным нездоровьем, и начавшийся личностный кризис перерастает в психологический кризис. Как психологический кризис, личностный кризис - это уже дисгармония в душевной жизни человека (и, как следствие, в его жизни в целом), это длящееся невротическое состояние (конкретно недовольство собой и жизнью), импульсивные жизненные решения, характерные для человека-ребенка.
www.psychologos.ru
Как протекает процесс развития в ранней юности? Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем; иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
Но не у всех старшеклассников этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые из них плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.
Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.
Встречаются еще два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Еще один вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, они продолжают метаться и долго остаются неприкаянными.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.
При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. По данным многочисленных опросов, проводившихся в России, старшеклассники больше всего хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» — большинство мальчиков на первое место поставили родителей. Ответы девочек более противоречивы, но и для них родительское понимание крайне важно. При ответе на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» — и мальчики, и девочки поставили на первое место мать, на втором месте у мальчиков оказался отец, а у девочек — друг (подруга). При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает помимо планов на будущее удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы старшеклассники могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.
Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах — в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем».
Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им не обязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками — общении «на равных».
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшимдругом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.
Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что «настоящая дружба среди сверстников встречается часто».
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения), может появиться первая настоящая влюбленность.
Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Особенно важно это сейчас, поскольку в последнее десятилетие для них значительно увеличилась ценность создания семьи.
Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением. Как пишет И.С. Кон, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.
Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм. Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Обычно в таких случаях психологической защитой служат аскетизм или интеллектуализм. Вместо того чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их полностью подавить: аскеты — потому что чувственность «грязна», а интеллектуалы — потому что она «неинтересна».
Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.
studfiles.net