Профессиональный и личностный рост педагогов как цель и как результат педагогического процесса. Профессиональный и личностный рост учителя


Почему необходим личностный рост педагога и главные составляющие этого роста

25.09

Почему необходим личностный рост педагога и главные составляющие этого роста

Известная истина гласит «Учитель способен учить до тех пор, пока сам непрерывно учится». Поэтому можно смело сказать, что личностный рост педагога необходим для выхода на новый уровень преподавания и обучения, что непосредственно помогает в личностном росте учащихся.

Ставя перед собой цели, новые задачи преподаватель занимается самообразованием и самоанализом, а это необходимо для личностного роста педагога.

Личностный рост педагога во многом зависит от самоанализа, поскольку это раскрывает в его «Я» творческую личность, а с помощью творчества можно легко заинтересовать учеников в собственном развитии.

Самоанализ побуждает педагога к заполнению «пустоты» в своем образовании, а это приводит к преодолению пробелов в школьной программе.

К главным составляющим личностного роста педагога можно отнести стремление постоянно совершенствовать свои знания и связывать это с творчеством. В таком случае преподавателю будет намного проще и интересней найти путь к новой, интересной подаче материала. Педагог должен постоянно стремиться к новым знаниям.

Личностный рост педагога напрямую связан с качеством образования его учеников, поскольку в современном мире необходимо постоянно искать новые методы подачи материала для того, чтобы заинтересовать учеников так, чтобы они вникли и запомнили весь материал. А без заинтересованности, как известно, толку от преподаваемого материала будет мало.

Личностный рост педагога включает в себя постоянное стремление к самостроительству не только в профессиональной, но и в личной деятельности. Занимаясь самостроительством своей личности, педагог способен найти в себе стержень, благодаря которому будет самовыражаться, понимать окружающий мир и свое «Я», что будет непосредственно отражаться на качестве образованности учеников и их стремлении узнавать себя, быть доброжелательными и развивать в себе все необходимые положительные качества.

В наше время и родители, и педагоги стараются раскрыть в учениках индивидуальность, заставить их поверить в себя и в свои силы, помочь в преодолении возрастных препятствий, а также развить способность принимать самостоятельные и хорошо обдуманные решения. А сделать это может только развитый, хорошо образованный педагог, поскольку найти подход к ученикам – задача не из легких.

Читайте также

www.poznaysebia.com

Тренинг: Профессиональный и личностный рост педагога

Тренинг

Профессиональный и личностный рост педагога

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

  1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.

  2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Каждый человек независимо от возраста способен к самосовершенствованию. Особый вид изменений – процесс личностного развития. Это чрезвычайно важный момент для межличностного общения.

Показателем личностного роста является преодоление затруднений путем рефлексивного самоопределения, обогащение личности новыми средствами самореализации в профессионально - значимых ситуациях.

Профессиональное саморазвитие является лишь частью саморазвития личности, определяемое у взрослого человека его включенностью в работу и удовлетворенностью профессиональной деятельностью.

Самосовершенствование наиболее адекватная форма саморазвитие, означающая, что человек сам, самостоятельно желает быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает такими видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование – это процесс сознательного самоуправления развитием своей личности, своими качествами и способностями.

Оборудование: мяч, синяя бумага, разноцветные звёзды, клей, ручки, ключи.

Упражнение№1

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барье­ров общения.

Задание: приветствие участников тренинга оформить в виде по­желания.

Инструкция: сегодняшнее занятие начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, жела­тельно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Сле­дим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кру­гу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.

 Анализ упражнения:

1. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали поже­лание.

2. Какие состояния появлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?

3. Какие трудности возникли у вас во время выполнения за­дания?

Упражнение№2

ФОТОАЛЬБОМ

Цели:

  • тренировка памяти, обучение концентрации внимания на партнере;

  • интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенными в совместную деятельность.

К концу этого упражнения игроки станут лучше чувствовать себя среди других членов команды, познакомятся друг с другом, снимут внутреннее напряжение благодаря игровой ситуации.

Размер группы: оптимальное количество — от 8 до 12 человек. Можно играть и большей группой, но внимательно следить за тем, чтобы участники не утратили интереса к происходящему.

Ресурсы: большая комната со стульями для каждого участника.

Время: от 10 до30 мин., в зависимости от количества игроков и стойкости интереса к упражнению.

Ход упражнения

Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом.

Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения...

Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там — моя фотография. Теперь ему придется сначала повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою собственную фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и (8:) выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников.

Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом! Понятно, что чем длиннее цепочка, тем сложнее запоминать имена и характерные движения всех предшествующих игроков. Тем не менее, попробуем сделать над собой усилие и продлить цепочку «с накоплением» как можно дольше. Если же кто-то из игроков сбился, не может вспомнить имен и движений, то с этого места мы начнем строить новую цепочку, новую серию фотоснимков.

Завершение: обсуждение упражнения.

Участники рассказывают о том, что порадовало их в игре, что огорчило. Какова была атмосфера в группе в ходе игры?

- Почему для человека так важен звук собственного имени?

- Как вы выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности? Чьи движения вам запомнились и почему?

После короткого обсуждения предлагаем вернуться к одной из целей игры — знакомству. Кто готов сейчас записать на доске максимально длинную цепочку прозвучавших имен?

Примечание

Обычно игра проходит весело и энергично. От игрока к игроку растет не только напряжение, но и спортивный азарт. Тренеру важно поддержать это воодушевление, сохранить атмосферу веселого соревнования. (9:)

Упражнение№3

ИГРА «МЕДВЕДЬ и ДРОВОСЕКИ»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время: 10-15 минут.

Ведущий.

Приглашаем вас поиграть в игру.

Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки - это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы... Хорошо. Вы прилежные и храбрые дровосеки.

А теперь мне нужен один доброволец... Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.

Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.

Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.

Но со временем медведей станет трое, потом - четверо и т.д.

Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас - выход Медведя: пожалуйста, мощный рев...

Анализ упражнения:

1. Расскажите, что вы чувствовали, когда выполняли упражнение.

2. Какие трудности возникли у вас во время выполнения за­дания?

Упражнение№4

ЦИФЕРБЛАТ

Описание

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Смысл упражнения

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Упражнение№5

МОЯ ГАЛАКТИКА

Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Я предлагаю вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, а именно ваших коллег, позволит наладить с ними адекватные отношения.

Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь удобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

  1. Выполнение практического задания тренинга.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

  1. Пояснительная часть.

С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый или сиреневый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?

Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Упражнение№6

ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ

Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.

Обсуждение:

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Упражнение№7

ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ ОТ ВОЛШЕБНОЙ ДВЕРИ

Цель: происходит эмоционально-психологическое сближение участников.

Каждый участник по очереди выходит, берёт ключ и говорит, какую волшебную дверь он бы открыл и что за ней.

Упражнение№8

«ПОДАРОК»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «В заключение нашего тренинга, хочу подарить вам подарки, на первый взгляд это обычные простые карандаши с резинкой. Не торопитесь делать вывод. Это волшебный инструмент. Им вы можете написать на бумаге всё на свете: мысли, чувства, желания, эмоции. А если не вышло, то можно стереть и начать всё сначала. И в жизни не теряйте оптимизм, помните, что можно всё начать сначала. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

kopilkaurokov.ru

Профессиональный рост учителя как объект управления

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие о профессионально-личностном росте учителя

Поскольку рассматриваемое понятие многосложно, мы раскроем его в формулировках нескольких ученых, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

— Профессиональный рост учителя — это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

В этом (нашем) определении обращаем внимание на оптимальность реализации педагогических задач для учителя-профессионала (мастера), что означает три эквивалентных характеристики:

— оптимальный — наилучший не вообще, а для конкретных условий;

— оптимальный — наилучший с точки зрения заранее заданных критериев;

— оптимальный — наилучший из нескольких возможных вариантов.

В конечном счете, оптимальность профессионального роста означает получение максимально возможных для конкретных условий результатов этого роста при минимально необходимых расходах времени, сил, средств и др.

— Профессиональный рост учителя — это самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.

В этом определении члена-корреспондента РАО, профессора А.В. Мудрика под стереотипом подразумевается общепринятый образец, которому следуют, и потому профессиональность, профессионализм включают, прежде всего, высокую качественную оценку возможностей педагога.

— Профессиональный рост учителя — это, с одной стороны, спонтанное, с другой, — целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителя себя самого как

профессионала из:

— внутренних качеств: генетически заданных педагогических задатков, природной телесности (внешний облик, состояние здоровья), темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей;

— внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами: научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др.

Это определение кандидата педагогических наук М.В. Левита дополняем комментарием: профессиональный рост учителя — это основанные на знании своих возможностей и потребностей выбор, переработка и обретение новых педагогических знаний и умений, превращающихся со временем в устойчивые личностные свойства (качества) учителя

как профессионала.

• Профессиональный рост — это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (определение дано Е.А. Ямбургом).

Профессиональный рост учителя — это процесс, и тут важно помнить о том, что этот процесс никогда незавершим подробно принципу незавершимости воспитания.

Рассмотрим теперь понятия профессиональный рост» и «профессионально-личностный рост» учителя.

В педагогической литературе есть несколько подходов к толкованию названных понятий. И все они имеют свои резоны. Некоторые психологи полагают необходимым и достаточным использование понятия «личностный рост человека», что, по их мнению, включает в себя и такую, с их точки зрения, частность, как его профессиональные качества и их развитие (рост). Для них «личность» — это наиболее фундаментальное и обобщающее понятие, включающее в себя практически все, что есть в человеке, все, чем его можно охарактеризовать.

Другие полагают, что личностные характеристики заданы на уровне биологического и в какой-то степени социального наследования, они неизменны, а профессиональные характеристики приобретаются и могут существовать сами по себе (как бы независимо от личностных) и на личностные не влияют.

Мы полагаем, что профессиональный и личностный рост педагога тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, могут усиливать или тормозить друг друга, помогать или мешать друг другу.

Рассмотрим это подробнее. Каждый учитель обладает тем или иным интеллектом, типом мышления, темпераментом, характером, физическими данными, харизмой, обаянием (или их отсутствием), обладает музыкальным слухом и голосом (или не обладает), владеет искусством стихосложения (или оно отсутствует), разной степенью развитости чувства юмора, артистическими умениями и т.д., и т.п. Все названные и неназванные личностные качества могут оказать и оказывают очень сильное влияние на профессиональную деятельность учителя, и вряд ли кто-то с этим будет спорить.

Профессиональные качества педагога, такие как знание ребенка, его учебных возможностей, владение наукой, лежащей в основе учебного предмета, и методикой преподавания, умение организовывать походы с детьми, проводить классные часы, готовить с детьми школьные вечера и праздники, работать с компьютером, пользоваться

Интернетом, банком цифровых образовательных ресурсов и др. приобретаются, существуют и, главное, реализуются не неким абстрактным, одинаковым для всех механизмом, а конкретным человеком, уже обладающим определенным набором личностных качеств, и потому — профессиональное и личностное в учителе существует в тесном переплетении, взаимосвязи и взаимодействии. Вот почему мы считаем применительно к учителю и точнее, и корректнее говорить о профессионально-личностных качествах, о профессионально-личностном росте, как о положительных изменениях или как о развитии этих качеств. В рассмотренном нами аспекте становится понятным, что термины «профессиональный» и «профессионально-личностный» рост для нас являются синонимичными, а в книге мы используем словосочетание «профессиональный рост» исключительно ради краткости.

Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:

— посредством самообразования;

— за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой или метод. центром мероприятиях, которые мы объединяем совокупным названием «методическая работа». Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, как бы учитель сам ни заботился о своем профессиональном росте, сколько бы ни думал о нем, как бы тщательно сам ни проектировал его, он же не может подобно шелкопряду бесконечно вытягивать только из самого себя «нитку» знаний, умений, идей и пр. Наверняка он воспользуется внешними источниками, которые ему предложат школа, завучи, коллеги, методцентр и др., — всем тем, что мы называем методической работой Определение понятия «методическая работа в школе»

Методическая работа в школе (если она грамотно организована) — это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся. Обратим внимание на ключевые слова в этом определении:

а) система взаимосвязанных мер;

б) в конечном счете.

Рассмотрим каждое из них. Термин («система» означает, / что не любой набор, не любой перечень методических мероприятий, как он ни был велик, образует систему. Последняя должна иметь цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности должны быть такие показатели профессионального роста, которые не могла дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности.

Это объясняет причину отсутствия какой-либо эффективности методической работы в большинстве школ, когда мероприятий проводится много, а профессионального роста учителей как не было, так и нет. И руководители школ, чтобы сохранить лицо, лукаво начинают отчитываться не показателями результата, а показателями процесса, то есть числом заседаний, открытых уроков, конференций, круглых столов, семинаров и пр.

Ключевое словосочетание «в конечном счете» означает, что показатели профессионального роста учителей, прошедших через систему методической работы, следует рассматривать по этапам: сначала (к концу года) по уменьшению затруднений учителей в овладении намеченными (спланированными) профессиональными умениями и только через год-два-три — по росту уровня образованности учащихся. Представление, будто если сегодня провести методическое мероприятие, а завтра уже можно искать новые результаты в показателях качества образованности учащихся, абсурдно. Быстрых результатов в подготовке учащихся ждать бессмысленно, чудеса случаются только в сказках, а в реальной жизни профессиональный рост учителя вызревает во времени, Что мы подробно рассмотрим ниже.

Методическая работа в школе, как система, имеет цель (обеспечение профессионального роста учителя), критерии оценки ее эффективности, функции, содержание, формы организации, структуру. Все это и будет нами последовательно рассмотрено в книге.

Критерии оценки методической работы

С трибун на конференциях и совещаниях, в отчетах, докладах, презентациях, выступлениях руководители школ и учителя характеризуют (отчитываются, оценивают) методическую работу: «В этом году мы провели столько-то конференций, семинаров; дали столько-то открытых уроков; приняли участие в ...», хотя все это — показатели процесса, и потому оценить влияние всего этого на результаты невозможно. Создается иллюзия, будто профессиональный рост учителей от всех этих мероприятий очевиден, что, конечно же, заблуждение. И тот факт, что учителя какой-то школы не давали открытых уроков или не участвовали в какой-то форме работы с кадрами, еще не говорит об отсутствии профессионального роста, который зависит не только и не столько от форм, сколько от содержания и качества его реализации.

Напомним, критерий — это признак, на основании которого производится оценка чего-либо; это то, что позволяет соотнести, увидеть соответствие (или его отсутствие) между целью и результатом. Если критерии оценки какой-либо деятельности не названы, то невозможно определить, достигнуты ли цели, получен ли запланированный результат. В этом случае вольно или невольно возникает оценка своей работы по тому, что делалось, по количеству мероприятий, что, конечно же, является управленческой ошибкой. Объявление (называние) критериев оценки любой работы до ее начала — свидетельство управленческой культуры руководителя или учителя. Мы не утверждаем, что приводимые нами критерии — это лучший и единственный оптимальный вариант, но использование их — несомненно, шаг к грамотному и потому к эффективному управлению. Итак, мы предлагаем разделить критерии оценки эффективности работы с педкадрами, эффективности методической работы на два этапа. На первом — использовать критерии собственно работы с кадрами (критерии промежуточного результата), а на втором (через год-два... после ее начала) — показатели качества образования учащихся, ради которых, собственно, и была организована вся методическая деятельность учителей.

Предлагаем использовать три критерия промежуточного результата:

1. Критерий результативности. Он определяется по изменению (уменьшению) затруднений учителей после проведения работы по повышению уровня знаний, мастерства, квалификации по сравнению с тем уровнем, что был у них до начала работы с ними. Здесь можно использовать любую диагностическую методику. Рассмотрим пример.

Допустим, речь идет о владении учителями методическими требованиями к современному уроку. В этом случае учителям может быть предложена анкета, где перечислены требования и имеются три колонки с вариантами ответов: «Не владею», «Владею, но испытываю затруднения», «Владею свободно». Анкетирование проводится в самом начале учебного года. Устанавливается, каким (какими) требованиями не владеет большинство учителей (или владеет с затруднениями). Именно по этим требованиям и проводятся все необходимые обучающие мероприятия (лекция, семинары, открытые уроки мастеров, организуется самообразование). В конце года, когда запланированные мероприятия по повышению квалификации осуществлены, анкетирование тех же учителей по той же методике проводится повторно. Ответы суммируются и сравниваются с теми показателями, что были до проведения методических мероприятий. Если уменьшение числа не владеющих и затрудняющихся учителей существенно, методическая работа по этому критерию признается высокоэффективной, хорошей или удовлетворительной. Если число затрудняющихся учителей уменьшилось не так, как ожидали, то...

2. Критерий рациональности расходования времени. Пользоваться этим критерием у нас не принято нигде в силу ментальных причин, в силу непонимания того, что время — это всегда и везде хронически дефицитный ресурс, которого всем без исключения не хватает. Время движется для каждого из нас необратимо и только в одну сторону (от прошлого - к будущему), к экономии времени, в конечном счете, сводится экономия всего и вся (сил, средств, ресурсов).

В практике управления профессиональным ростом педагога мы сталкиваемся с двумя крайностями. Одни руководители, полагают, что все организуемые ими методические мероприятия одинаково интересны и обязательны для всех, без исключения, учителей. Они требуют участия (присутствия) и мастеров, и начинающих педагогов без разбора в любом мероприятии, связанном с работой с кадрами, несмотря на то, что для одних то, чему учат, как говорят, вчерашний день, а для других — непостижимый пока материал, чем бесполезно растрачивают время и тех, и других.

Другая крайность — когда руководители пускают всю работу с педкадрами на самотек (временной критерий вообще отсутствует), что приводит к ее развалу: у тех, кто профессионален, прекращается рост и начинается «загнивание»; у начинающих — сначала попытка компенсировать отсутствие профессионализма давлением на детей, угрозами, наказанием, шантажом, а потом разочарованием в профессии, бессилием, безразличием и неврастенией.

Применение критерия рациональности расходования времени, выделяемого на методическую работу с педкадрами, то есть на обеспечение профессионального роста, предполагает, прежде всего, дифференцированно групповой и даже индивидуальный подход к учителям. Одних нужно вообще освободить от проводимых администрацией мероприятий, дать им возможность самим выбирать способы обеспечения профессионального роста, предоставить полную свободу в занятиях самообразованием, ибо это та категория, которая лучше любой администрации умеет учить, воспитывать и развивать детей. Это те, кого никогда не надо подстегивать, кого всегда нужно освобождать от участия в обязательных мероприятиях. Это те, которые сами знают, как им развиваться и заботятся о своем профессиональном росте независимо от того, требуют от них эту работу или нет. С учетом названия анализируемого критерия: они сами определяют для себя необходимое им время для работы над собой, и беспокоиться о них не следует.

Другие педагоги нуждаются в консультации руководителей с целью определения необходимых для них мероприятий методического характера, а значит, — и во времени на свое развитие.

Планируя и организуя работу по обеспечению профессионального роста педагогов, нужно помнить, что учителя всегда перегружены учебной нагрузкой, классным руководством, подготовкой огромного числа документов, отчетов, справок. Девяносто процентов из них женщины, па которых лежит неподдающаяся подсчету времени работа по дому, по уходу за детьми и пр. Добавим к этому и необходимость хоть какого-то отдыха, перерыва при переключении на работу над собой. Из всего сказанного следует, что время на методическую работу учителю найти трудно, и потому руководители должны беречь его, а те ме роприятия, что они считают обязательными, должны быть всегда только полезными, неформальными и только высокого качества.

Критерий рациональности расходования времени в оценке качества работы с педкадрами предполагает дифференциацию этого времени в зависимости от степени профессионализма учителя с целью оптимизации (сбережения) этого времени.

Напомним, время всегда является хронически дефицитным ресурсом, а принцип оптимизации деятельности, обеспечивающий профессиональный рост учителя, предполагает достижение эффекта за минимально необходимое время. Это означает, что организаторы методической работы должны исходить не из пресловутого принципа «чем больше — тем лучше», а стремиться именно меньшим числом мероприятий, с минимально необходимым временем их проведения достигать запланированного роста профессионализма. Отсюда следуют требования высочайшего уровня подготовки этих мероприятий, максимально гарантирующих их эффективность.

Вспомним, уважаемый читатель, посещенные в обязательном порядке многочисленные открытые уроки:_час езды до места их проведения, час обратно, час на выслушивание добросовестного, но скучного доклада директора или завуча о школе, где проводится методическое мероприятие, — зачастую доклада, не имеющего отношения к проблематике открытых уроков. Далее посещение заранее отрепетированных с детьми открытых уроков (причем не объявлено, чему конкретно на этих уроках можно научиться), формальное обсуждение комплиментарного характера и целый день жизни массы учителей потрачен бессмысленно.

3. Критерий стимулирующей роли методической работы. Использование этого критерия дается труднее всего. Откровенно говоря, о нем чаще всего никто не думает. Речь идет о том, что все мероприятия методического характера по большому счету должны быть не просто добровольными для учителей, но и побуждающими к работ над собой, учителя должны жить в состоянии ожидания очередного интересного для их роста мероприятия. А ведь в жизни чаще всего не так: учителя идут на объявленное действо под давлением, а то и по приказу, ради накопления 72-х часов для получения удостоверения о повышении квалификации, без которого не пройдешь аттестацию.

Представьте себе, уважаемый читатель, что бы было, если бы управляющие инстанции объявили: «Предоставление удостоверения о прохождении не менее 72-х часов повышения квалификации для аттестации учителя не является обязательным». Тут же рухнула бы вся система организованной (то есть принудительной) методической работы. Люди бы стали ходить только на те мероприятия и тех специалистов, которые им интересны.

Причина этого явления — в крайне низком качестве методических мероприятий, то есть в качестве методистов, преподавателей ИПК и вузов. К сожалению, остались в прошлом те времена, когда учитель спешил на занятия в институт повышения квалификации или методический центр на лекции (семинары, тренинги и пр.) конкретно- -го преподавателя, который своим высоким профессионализмом заслужил популярность педагогов. Люди ехали не на занятия вообще, а на имя.

Чтобы этот критерий начал выполняться, необходимо резко уменьшить число методических мероприятий в школе, методцентр, институте, существенно повысив их качество.

Руководителям федеральных, региональных, муниципальных, школьных методических служб необходимо прекратить заботиться о предоставлении (накоплении) часов преподавателям, курсы которых не пользуются популярностью у учителей. Необходимо понять, что любые мероприятия, предназначенные для профессионального роста учителей, становятся бесполезными и потому бессмысленными, если они не выполняют своей стимулирующей роли.

Позже мы докажем, что только при наличии мотива, только при стимулирующем характере методической работы вся она (включая и специально организованные мероприятия) превращается в добровольное самообразование учителя, а б этом заключается главное условие обеспечения профессионального роста педагогов. Итак, зафиксируем три предложенных критерия эффективности методической работы с педкадрами:

1. Критерий результативности;

2. Критерий рациональности расходования времени;

3. Критерий стимулирующей роли методической работы.

Приведенный комплекс из трех критериев эффективности работы с педкадрами является минимально необходимым. Мы готовы согласиться с теми, кто сочтет их небезупречными, кто предложит свои — более эффективные. Для нас главное сейчас в том, чтобы каждый читатель, кто непосредственно или опосредованно управляет работой по профессиональному росту учителя, прекратил перед кем бы то ни было отчитываться о работе с педкадрами перечнем и количеством проведенных мероприятий. И как бы это резко и обидно ни звучало, но невозможно не испытывать стыда за своих коллег, за их неразвитый интеллект, примитивизм и профессиональную ущербность, когда они, выходя на трибуны коллегий, совещаний, презентаций, августовских конференций, едва ли не с гордостью и восторгом говорят: «В этом году мы провели: педчтения, две конференции, три презентации, шесть семинаров..., наши учителя дали более пятидесяти открытых уроков...», хотя все это никак не свидетельствует о качестве работы с кадрами, о ее результативности и эффективности (что, кстати, не одно и то же) и КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. Функции методической работы с педагогическими кадрами

Из различных определений понятия «функция» воспользуемся следующим: предназначение, круг деятельности, роль. Главная функция (предназначение) методической работы состоит в том, чтобы обеспечить поступательный и постоянный профессионально-личностный рост учителя, чтобы он мог обеспечить каждому школьнику образование высокого качества. Это основная миссия работы с педкадрами реализуется через содержание, формы и другие факторы. Реализации этой главной миссии посвящена данная книга.

Кроме этого — главного — назначения, есть и дополнительные, сопутствующие, параллельные, которые имеют определенное самостоятельное значение и потому в какой-то мере самоценны. При этом все они прямо или косвенно реализуют главное предназначение. Рассмотрим их.

— Функции методической работы на уровне государственной системы повышения квалификации.

Имеется в виду передача информации, которой должны владеть все учителя страны, вне зависимости от особенностей региона, города (района), школы и др.

— Изучение, осмысление, обсуждение и, в конечном счете, усвоение (знание) программно-методических требований, приказов и инструкций органов образования, методических рекомендаций учреждений повышения квалификации и методических служб. Логично информацию обо всех этих необходимых документах получать в ходе именно внутришкольной методической работы.

— Внедрение (освоение) научных разработок. Обращаем внимание на то, что наука дает объективное знание и не имеет территориальной принадлежности, то есть действует везде. Разумеется, речь идет о действительно научных трудах, рекомендации которых проверены экспериментально, а не о псевдонаучном, наукообразном пустословии. — Внедрение (распространение, освоение) прогрессивного педагогического опыта, поддержка полезных инициатив, поощрение новаторства. Имеется в виду опыт, обязательно одобренный учеными, методическими органами, признанный педагогической общественностью, рекомендованный к освоению органами образования и широко представленный именно во всероссийской педагогической печати.

— Функции методической работы на уровне педколлектива.

К ним относятся:

— Консолидация, сплочение коллектива. Дело в том, что напряженный характер педагогического труда, почти полностью женский состав учителей, человеческие слабости, зависть, присущая людям, и т.п. приводят к разобщению педагогов, от чего, в конечном счете, страдают дети. Напротив, хорошо организованная методическая работа в школе отвлекает от распрей, если можно так выразиться, переводит негативную энергию в созидательное русло, в творчество, что и обеспечивает сплочение учителей.

— Выработка единого кредо, общих ценностей, традиций и ритуалов. Все названное создается в ходе внутри-школьной методической деятельности и является важным фактором консолидации, сплочения педколлектива и фактором, влияющим на качество образовательного процесса в школе.

— Анализ, обобщение и распространение прогрессивного опыта, рожденного именно внутри коллектива. Как это ни покажется странным, но очень часто людям, не работающим в данной школе, случается «открывать» педагогические таланты, в то время как коллеги новатора говорят: «Мы как-то не увидели ничего особенного; у нас все хорошо работают». Нам даже объяснили этот феномен известными стихами С. Есенина: «Лицом к лицу //Лица не увидать. //Большое видится на расстоянье».

— Стимулирование группового педагогического творчества и инициативы учителей. Трудно объяснить, почему все серьезные педагогические изобретения были созданы

именно отдельными педагогами, ведь никаких причин, которые бы препятствовали совместному творчеству двух или большего числа учителей, не обнаружено.

— Функции методической работы на уровне конкретного учителя.

К ним относятся:

— Обогащение профессиональных знаний. Постоянно развиваются все науки, ежегодно за научные открытия присуждаются Нобелевские, государственные и др. премии, появляются новые области научных знаний и человеческой практики, рождаются выдающиеся достижения в сфере техники, культуры, спорта, искусства.

— Развитие мировоззрения, ценностных ориентации, взглядов и убеждений учителя XXI века как учителя эрудиционного типа, вместо нынешнего учителя туннельника.

— Развитие мотивов творчества в профессиональной деятельности. Общеизвестно, что есть педагоги, самомотивированные на создание нового, на эксперименты, а есть педагоги с творческими задатками, которые еще необходимо развить в способности, что возможно, если этим специально заниматься.

— Развитие устойчивых нравственных качеств личности. Необходимость этой работы станет очевидной, если вспомнить, что ежегодно сотни работников образования в стране привлекаются к административной и даже к уголовной ответственности.

— Развитие современного стиля педагогического мышления. Понять необходимость реализации этой функции можно, если сравнить по признакам, характеристикам, чертам два стиля мышления. Стиль прошлый (архаичный, консервативный, авторитарный) и современный стиль, отвечающий требованиям времени, таким как нацеленность на конечные результаты, демократичность, системность, педагогическая направленность, социальная ориентированность, самостоятельность.

— Развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства. Разумеется, это формируется содержанием, методами, средствами методической работы, но важность вышеназванного нередко диктует необходимость целенаправленно организованных занятий со специалистами по развитию артистизма, исполнительского мастерства как совершенно необходимого профессионального качества.

— Развитие эмоционально-волевой саморегуляции поведения и деятельности учителя. Психоэмоциональная напряженность в работе с детьми характерна для многих педагогов и учителю нужно — особенно в острых, конфликтных ситуациях — уметь сдержаться и погасить в себе гнев, подавить чувство досады, неудовлетворенности результатами и т.п. Для этого необходимы профилактические методические занятия с психиатром по обучению аутогенным тренировкам всех уровней, а иначе может случиться беда.

— Формирование готовности к профессиональному самообразованию. Психологи должны дать рекомендации — как формируется эта самая готовность, без которой невозможна реализация самообразования, обеспечивающего столь желанный профессиональный рост учителя.

— Формирование умений самопроектирован повышения своей квалификации. Этим умениям необходимо учить тех педагогов, кто этого пожелает.

Все функции, и главная, и дополнительные, реализуются через содержание, формы, методы, средства обучения.

mognovse.ru

Профессиональный и личностный рост педагогов как цель и как результат педагогического процесса

Профессиональный и личностный рост педагогов

как цель и как результат педагогического процесса

Фаизов А.А., директор МБОУ СОШ № 28,

Заслуженный учитель РФ,

Пентехина Л.И., заместитель директора по НМР,

Заслуженный учитель РФ, к.п.н.

Основную цель в повышении профессионального и личностного роста педагогов администрация школы определяет следующим образом:

- выработать и осуществлять единые подходы в научно-методической работе педагогов, влияющие на организацию педагогического процесса и результаты образовательной деятельности учащихся.

Профессия педагога особая – от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников как граждан страны, насколько удачным оно будет от правильного выбора выпускниками профессии, выработки у них убежденности в самосовершенствовании и постоянном продолжении образования в течение всей жизни.

Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни?

Конечно, педагог должен быть Мастером. В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается сумма разных умений педагога:

- решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

- привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;

- учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;

- строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

- не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

- сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

- грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

- разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации;

- в совершенстве владеть своим орудием труда – речью, словом;

- критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела.

Вместе с тем безупречное владение перечисленными умениями – это только первая ступень профессионализма. В педагогической деятельности очень трудно, а порой и невозможно развести профессиональный и личностный аспекты. Нельзя рассматривать повышение психолого-педагогической компетентности учителя без связи с развитием его личности. Эта связь служит основным инструментарием и средством достижения психолого-педагогического результата в образовании.

Профессиональный и личностный рост педагога предполагает ревизию структурных компонентов его личности, ревизию ценностных и смысловых составляющих, новый взгляд на привычное, открытость к информации, решение проблем и конфликтных ситуаций, и самое главное – жизнелюбие и позитив.

В идеале педагог должен ясно понимать ценность самообразования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

В результате проведенного анкетирования всех участников образовательного процесса были определены ценностно значимые качества педагогов. В соответствии с этим администрацией школы была поставлена задача развития аналитико-оценочной функции педагогических работников в ходе самостоятельного повышения квалификации.

Педагог, обучая учеников, развивается и в профессиональном и в личностном плане, т.е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Важнейшим условием полноценного развития личности педагога, его профессионализма является умение планировать свою профессиональную деятельность. Одним из способов развития личности педагога служит постоянное самообразование.

Учитель готовится к урокам всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу ранее полученных учителем знаний. Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Чтобы стать и быть хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию.

В практике работы школы сложилась определенная система форм такой учебы. Это курсы повышения квалификации, педагогические чтения, конференции, заседания методических объединений, школы передового опыта, семинары, творческие группы и т.д. Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий педагога. Поэтому самообразование принято считать основной формой повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста педагога как специалиста.

Успех самостоятельной работы педагога в решающей степени зависит от его усилий и желаний. Положительные результаты самообразование может принести только в том случае, если оно будет вестись целенаправленно, планомерно и систематически. Вот почему так важно иметь перспективный план индивидуальной научно-методической работы на межкурсовой период и календарные планы на определенные промежутки учебного года.

Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, это уровень пока еще лишен элементов творчества. Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий – это достаточный уровень мастерства. Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи – это высокий уровень мастерства. И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта – это вершина педагогического мастерства.

Разрабатывая в школе форму индивидуального перспективного плана научно-методической работы педагогов, мы максимально учли виды методической деятельности, которые осуществляет педагог в течение учебного года: работа с литературой, знакомство с опытом коллег, практическая работа по определенной теме исследования, анализ и самооценка эффективности выполненной работы, обобщение и оформление результатов работы в виде методических материалов, выступления и сообщения, психолого-педагогические диагностические исследования уровня индивидуальных способностей и достижений учащихся в образовательном процессе.

На основе системного анализа результатов образовательного процесса в динамике за последние три учебных года была сформулирована общешкольная методическая тема «Система выявления и поддержки одаренных (талантливых) учащихся в условиях информационно-образовательной среды школы». Понимание педагогическим коллективом школы того, что каждый ребенок имеет от природы какие-либо особые способности и предрасположенность к определенному виду деятельности, позволило выделить четыре основных направления инновационной научно-методической работы:

- формирование и развитие универсальных учебных действий как средство повышения качества образования;

- информационно-библиотечная среда школы как условие развития информационно-образовательных потребностей учащихся;

- разработка и внедрение контрольно-измерительных материалов как средство оценки современного качества образования;

- разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Все педагоги школы разработали перспективные планы индивидуальной научно-методической работы по общепринятой форме. Для реализации перспективных планов осуществляется более конкретное планирование научно-методической деятельности педагога по учебным четвертям или полугодиям учебного года.

Организация научно-методической работы педагогов в обязательном порядке должна предусматривать развитие аналитико-оценочной функции. С этой целью в школе используются разработанные формы: анализа учебного занятия, анализа мероприятий предметной недели, оценочного листа показателей результатов работы учителя и классного руководителя.

При подведении итогов работы школы за определенные периоды вместе с аналитическими отчетами администрацией используются приемы рефлексии педагогов. Самоанализ педагогов позволяет оценить наличие и сформированность дидактических средств по предметам, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: контрольно-измерительные материалы, рабочие программы, банки разноуровневых развивающих заданий, подборки эффективных приемов рефлексии, использование данных психолого-педагогической диагностики учащихся, подборки вариативных форм отчетности учащихся, разработки уроков и внеклассных мероприятий в форме технологических карт, индивидуальные образовательные маршруты для учащихся разных типологических групп, осуществление комплексного мониторинга результатов обучения, развития и здоровья учащихся, участие в профессиональных конкурсах.

В целом организация научно-методической работы в школе способствует формированию и развитию у педагогов современных профессиональных компетенций, а также необходимых личностных качеств, которые влияют на повышение уровня образования обучающихся.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Личностный и профессиональный рост педагога.doc - Презентация для педагогических работников О.О. ...

серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, отсутствием знаний у учителейпо валеологии, неумением сбалансировать расход энергии, постоянно растущимбумагоотчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем болеевырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрацияОО. Конечно, в идеале позитивный климат грамотно организованного педагогического ипсихологического пространства не дал бы учителю прийти к кризисной ситуации, однако, ксожалению, до идеала во многих школах далеко (и не только по вине руководителя ОО).Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная,заинтересованная работа с научно­методическими изданиями,разработками,рекомендациями, где представляется опыт как российских, так и педагогов ближнегозарубежья. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, темлегче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будетспектр его мастерства.«Главное ­ делайте все с увлечением: это страшно украшает жизнь», ­ говорил Лев Ландау.К этим словам, пожалуй, больше нечего добавить.мышления,эмпатийность,толерантность,Следующим понятием, которое необходимо раскрыть, говоря о профессиональном ростепедагога, является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимаютдоведённую до высокой степени совершенства образовательную компетентность,отражающую особую отточенность методов и приёмов применения психолого­педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокаяэффективность учебно­воспитательного процесса.Главным условием развитияпедагогического мастерства является мотивация педагога к саморазвитию, включающему всебя переход потенциальных особенностей личности в актуальные, необходимые в периодобновления процесса образования. Среди основных психологических требований кличности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, выделяют следующие:критичностькоммуникативность,рефлексивность, способность к сотрудничеству и др. Развитие этих качеств, способствуетповышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новымипедагогическими технологиями, в частности. Готовность к нововведениям ­ это такоеличностное проявление творческого стиля деятельности педагога, в котором сочетаютсяличностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формыпрофессиональной деятельности, т.е. мы наблюдаем своеобразное «сочетание»психологической, теоретической и практической готовности. Высшим уровнемквалификации педагога называют педагогическое творчество. Оно связано не столько спродуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности­новаторстве ­ педагогвыдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обученияи воспитания. Педагог­новатор – является автором новой педагогической системы, тоесть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Такой учитель,владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологическойкультурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения,уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом своюсобственную педагогическую технологию. А готовность педагога к созданию авторскойтехнологии,согласованностью методических приёмов,оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу иличностному опыту, авторским стилем его педагогической деятельности ­ один изважнейших показателей личностного развития педагога. характеризующейся 4

znanio.ru

Понятие личностного роста преподавателя

Понятие «личностный рост преподавателя» связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование, саморегуляция, самоосмысление, самоопределение.

С точки зрения психологии личность может быть представлена как феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. В качестве сформированности личности выделяют такие критерии, как: наличие социально значимых мотивов и по происхождению, и по смыслу; способность личности к сознательному руководству собственным поведением. В целом личность характеризуют активность, направленность, наличие глубинных смысловых структур.

Педагог представляет собой развивающуюся личность, проходящую все фазы личностного развития — от адаптации к индивидуализации, а затем к интеграции. В связи с этим можно сказать, что педагог как личность постоянно стремится к самоактуализации и самосовершенствованию. Это определяется спецификой самой педагогической деятельности, предполагающей инициативность, самостоятельность мышления, изобретательность, способность к импровизации.

Самоактуализация— это способность человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самосовершенствование— осознание личного идеала, сопоставление с коим вызывает недовольство собой и стремление изменить себя.

Самоактуализация и самосовершенствование личности происходят в процессе поиска смысла жизни и ответов на вопросы: живет ли человек в соответствии с присущими ему ценностями и потребностями? Каким образом он соединяет в своей жизни то, что хочет, может, должен, имеет? Есть ли у него жизненные перспективы?

В зависимости от того, какими ценностными отношениями руководствуется человек, происходит формирование смысла жизни на основе самоосмысления как активности особого рода, направленной на осознание ведущих мотивов и поиск ответов на вопросы: «Как я хочу жить? Для чего я живу?», — которые, в свою очередь, позволяют определить стратегию жизненного пути.

Жизненный путь можно рассматривать через совокупность занятий, явлений, таких, как выбор профессии, карьера, жизненные кризисы, структуры общения в различных видах деятельности. Он реализуется личностью на основе осознания собственных выборов и предпочтений; профессиональной ориентации как профессиональной судьбы на жизненном пути; оптимистического или пессимистического восприятия будущего в зависимости от социальных перспектив, таких, как преодоление кризисов, разрешение жизненных противоречий. Поэтому жизненный путь представляет собой движение человека вперед и вверх, к более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности и достижение личностного и профессионального совершенства.

Процесс самоактуализации неразрывно связан со способностью личности к самоопределению путем сознательного утверждения собственной позиции. Именно она заставляет человека проявлять активность, рефлексировать, соотносить себя с другими людьми и тем самым находить свое место в социуме. Это происходит на уровне удовлетворения неудовлетворения собой и как следствие ведет к поиску новых путей и возможностей для личностного роста.

Следует отметить, что личностный рост как процесс приобретения невозможен без саморегуляции, которая помогает личности понять и принять цель своей активности, смоделировать значимые условия деятельности и на этой основе наметить программу собственных исполнительских действий, выработать и выбрать критерии ее успешности, получить информацию о полученных результатах, оценить их и на этой основе принять решение о необходимости коррекции деятельности или приобретения нового навыка.

Основа личностного роста — «Я-концепция».Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане «Я» рассматривается как духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Психологи соотносят его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой — с понятием «самосознание», но оно не исчерпывается ни тем ни другим, поскольку «Я» не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри.

Наше «Я» — это сфера личности, характеризующаяся внутренним осознанием самого себя и осуществлением приспособления личности к реальности.

Несомненно, «Я» — это продукт самосознания, но человек воспринимает и осознает себя целостно, потому что есть физическое «Я», т. е. тело, внешность, физическое состояние конкретного человека. Существуют эмоциональное «Я» в виде чувств, переживаний, настроения и интеллектуальное «Я» — мир мыслей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми, в свою профессиональную деятельность и имеющее определенные ценности, интересы, установки.

«Я-концепция» — достаточно сложное и многоуровневое образование, которое может быть представлено как совокупность установок «на себя»: «Я» реальное, идеальное, зеркальное, выраженное в представлении о том, каков человек на самом деле, каким он хотел бы быть, как его воспринимают другие в физическом, социальном, умственном, эмоциональном плане.

Основным побудителем, движущей силой поведения и действий человека, ориентиром его личностного роста является «Я-идеальное».

Следует отметить, что поведение личности в направлении формирования «Я-концепции» зависит от ракурса индивидуального восприятия: во-первых, человек по своей природе субъективен; во-вторых, всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания; в-третьих, желание человека осуществить свое стремление стать тем, кем он может быть, реализуется через процесс саморазвития посредством самовыражения.

Самовыражение человека является объективно необходимым условием его жизни как в физическом, так и в духовном плане. Самовыражение — это сущностная потребность человека; процесс и результат его самоопределения, самоутверждения; творческий процесс, который направлен на обеспечение саморазвития как развертывания сущности «Я» (А. С. Косогорова).

Саморазвитие — это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и внутренний мир с целью его преобразования.

Выделяют отличительные черты развитой личности: удовлетворение своих нужд без ущерба для других людей; достижение значительного успеха в деятельности, так как это служит объектом самовыражения; демонстрация энергии и жизнестойкости в своей повседневной жизни; открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Можно проследить динамику развития, складывания «Я-концепции» человека по формуле «осознание — знание — сознание».

В процессе развития и социализации личности происходит постепенное выделение себя из окружающей действительности: трехлетний ребенок своей категоричностью «я сам» как бы заявляет о себе. В процессе роста, приобретения опыта и суммы знаний формируется сознание, выраженное в осуществленной позиции, ценностных факторах и отношении личности к окружающему миру, другим людям. Человек живет, взаимодействуя с ними, поэтому ему совсем не безразлична их оценка. Эта оценка эмоционально окрашена, кроме того, она помогает личности лучше узнать себя, взвесить свои возможности, и хотя любая оценка — элемент субъективизма, но именно она является основным инструментом формирования образа «Я».

Таким образом, можно сказать, что «Я-концепция» — это соединение трех составляющих: осознания себя как ценности; осознания себя как целостности; осознания себя как уникальной творческой личности.

Сформированная «Я-концепция» позволяет человеку отстаивать приоритеты в выборе действий и поступков, самоопределении, формировании себя, а также сосредоточивает его внимание на постижении и развитии своих внутренних сил, эмоций, отношений, убеждений, ценностей, помогает найти ответы на вопросы: «Кто я? Что я собой представляю? Какой я?»

Личностный и профессиональный рост невозможен без сформированного самосознания и профессионального самосознания.

Самосознание рассматривается как осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, ее нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения; как полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе.

Профессиональное самосознание рассматривается как комплекс представлений человека о себе как о профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу.

В связи с этим профессиональное самосознание включает в себя следующие компоненты:

осознание человеком норм и правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;

осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с абстрактным или конкретным коллегой;

самооценивание человеком своих отдельных сторон, понимание себя, своего профессионального поведения, самоотношение, оценивание себя.

Можно представить самосознание профессионала и так: — сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

· знание степени своего соответствия профессиональным эталонам, своего места в структуре профессиональных ролей, в иерархии общественных положений и свое мнение о них;

· знание о степени притязаний человека в профессиональной группе;

· знание своих сильных и слабых сторон, путей совершенствования, своего индивидуального почерка в работе.

Профессиональное самосознание педагога может быть представлено как:

актуальное «Я», т. е. каким себя видит педагог;

ретроспективное «Я», т. е. каким себя видит и оценивает педагог по отношению к начальным этапам своей работы; идеальное «Я», т. е. каким бы он хотел себя видеть; рефлексивное «Я», т. е. как, с точки зрения педагога, его оценивают руководители, коллеги, студенты и их родители.

Строение профессионального самосознания педагога структурируется по тем же основаниям, что и самосознание личности. В нем скрещиваются три подструктуры: когнитивная, аффективная, поведенческая. Содержательные характеристики каждой подструктуры: «Я-понимание», «Я-отношение», «Я-поведение» — включают в себя и специфические характеристики, обусловливающие саморазвитие и самоактуализацию педагога в профессиональной деятельности (Л. М. Митина).

Когнитивная подструктура содержит три компонента: педагогическую деятельность, педагогическое общение и личность педагога. Личностный компонент обеспечивает потребности личности в самоактуализации, в раскрытии своих творческих возможностей.

В аффективной подструктуре «Я-отношение» выделяют два уровня: глобальное и интегральное самоотношение, выраженное в виде самоуважения, самоинтереса, ожидаемого отношения других, за/против собственного «Я».

Поведенческая подструктура проявляется в удовлетворенности педагогом своей профессиональной деятельностью, что, в свою очередь, выражается в соотношении между мотивационно-ценностной сферой личности преподавателя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов.

Сформированное профессиональное самосознание влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса и выражается в убежденности преподавателей в своей социальной значимости, в использовании конструктивных методов и форм преодоления затруднений, творческой активности, в повышении фрустрационной толерантности, в стимулировании самостоятельности, инициативы обучаемых с ориентиром на их способности, что в самом общем плане позволяет говорить о наличии профессиональной «Я-концепции».

Таким образом, в педагогическом профессиональном самосознании реализуется практическая, жизненная функция самосознания не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную «Я-концепцию». Она необходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности, личностного и профессионального роста.

В заключение следует отметить, что личностный рост — многогранное и многоаспектное понятие. Поэтому наиболее приемлемым будет рассматривать понятие «личностный рост» как явление саморазвития, как непрерывность процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей ее красе.



infopedia.su

ДОКЛАД «Профессионально – личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Созвездие» муниципального образования Усть-Лабинский район. ДОКЛАД «Профессионально – личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса». Подготовила: методист Чириченко С. И. 2015 г. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. В.В.Путин. Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого педагога и перспектив его роста. Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности. Современная образовательная ситуация, характер системных изменений, особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования педагога. Отсюда выстраиваются задачи кадровой стратегии, в первую очередь - создание условий для постоянной возможности самообразования педагога, создание квалифицированного ядра кадров, которые применительно к сегодняш

weburok.com