Психологи выделяют 3 уровня эмпатии. Считается, что каждый человек в той или иной мере обладает эмпатией, даже если она очень слабовыражена. Конечно, мы можем ввести понятие такое, как «не эмпат», но с психологической точки зрения это будет неправильно. Поздравляю, мы все эмпаты, но с разным уровнем восприятия.
1-й уровень — самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Это такие люди, к которым безразличны чувства других людей. Таких людей больше интересуют свои собственные чувства, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, то они часто ошибаются. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь. Такие люди видят эмоции других людей (с помощью мимики, жестов, поведения), но не умеют их понимать и переносить на себя.
Я бы назвала таких людей – не эмпатами.
2-й уровень — эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях. Это среднечки между низким уровнем и высоким уровнем эмпатии. Они что-то чувствуют, сопереживают по настроению (ой погода сегодня хмурая; растению плохо; как мне жалко бездомного животного; ой, а эта тетя точно злая, она на всех орет, вот мальчика обидела, надо его пожалеть). Или такие эмпаты сопережевают только к определенному типу людей (чаще всего близким). Чужие люди и их чувства чаще всего им безразличны.
Понять, что ты среднячок, очень просто. Ты умеешь сопереживать, видеть эмоции других людей, но тебя интересуют определенные люди, ты не умеешь или не хочешь по какой-то причине сопереживать всем.
3-й уровень эмпатии — самый высокий. Это постоянное (каждый день), глубокое (полное) и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего «Я», строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма. То есть это тот уровень, который позволяет вам перенести целиком эмоции на себя, без осуждения другого. Редкое явление среди эмпатов, когда человек целиком погружается в чувства другого человека и способен с точностью передать, что человек чувствует.
Чаще всего, на самом деле, попадаются эмпаты 2 уровня, так как люди по природе своей эгоистичны и не хотят чувствовать все, а тем более переживать чужую боль… Но так думают психологи.
empathi.ru
Как это не странно, но эмпатов можно классифицировать. Разделить своего рода на уровни эмпата. Ведь все мы родились с чудесным даром – чувствовать, сопереживать. Но со временем, в семье, обществе, жизни, уровень эмпатии изменился. Кто-то интенсивно развивался, а кто-то наоборот подавил в себе все живое, что способно вызвать сочувствие.
Существует 4 вида эмпатов:
Тут сразу все понятно. Не эмпаты – это те люди, которые полностью закрыли свои эмпатические способности. Вполне возможно, что эти способности сами атрофировались, так как никогда не использовались. Такие люди намерено закрылись от эмоциональной информации (например, не могут распознать вербальные и невербальные эмоциональные сигналы). Если эмпатическими способностями не пользоваться, то они исчезают.
Данным видом эмпатии обладает большая часть населения нашей Земли. У них сохранились базовые фильтры получения эмоциональной информации, но в силу того, что они не могут это контролировать, часто случается эмоциональная перегрузка. Особенно, если слабый эмпат переживает эмоциональное потрясение или находится в людном месте. Такие люди, часто находятся в состояние постоянного стресса, словно вся тяжесть мира, эмоции, проблемы, страхи, взвалилась на их плечи. Если сравнивать физически, то они чувствуют усталость, головные боли и тд.
Это самые развитые эмпаты, которые легко адаптируются к эмоциональной информации и могут легко контролировать эмоции, причем, не подавляя их. Редко кто по-настоящему умеет так делать. Внешне эти люди ничем не отличаются от обычных людей.
Такие эмпаты легко способны распознавать любые эмоции, причем, самые сложные эмоциональные потоки информации, которые скрыты глубинах нашей души. Такие люди могут хорошо управлять чужими эмоциями. Хорошие лекари, так как видят скрытые энергетические каналы. Таких эмпатов единицы, в чистом виде редко втречаются. Бывает, что эмпат хорошо лечит, но по какой-то причине или собственного страха не умеет управлять чужими эмоциями. И речь не о том, хорошо ли вы манипулируете. Профессиональный эмпат, сумеет человека, который испытывает боль, поднять настроение и избавить от боли. В период скорби позволить забыть о печали. Поверить в себя, когда надежды уже нет. Сможете ли вы сделать так же? Если нет, вы не профессионал.
empathi.ru
(И.М. Юсупов, Казань)
Предлагаемая ниже методика предназначена для исследования эмпатии (сопереживания) - умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, делая поведение человека социально обусловленным.
Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению (система труда «Человек-Человек»).
Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:
"не знаю" – 0,
"нет, никогда" – 1,
"иногда" – 2,
"часто" – 3,
"почти всегда" – 4,
"да, всегда" – 5.
Отвечать нужно на все пункты».
Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
Взрослых детей раздражает забота родителей.
Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.
Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.
Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
Больному человеку можно помочь даже словом.
Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
Я равнодушен к критике в мой адрес.
Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
Родители относятся к своим детям справедливо.
Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.
Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
В детстве я приводил домой кошек и собак.
Все люди необоснованно озлобленны.
Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.
Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.
Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали.
Шкала неискренности:
ответ «не знаю» на утверждения под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36;
ответ «да, всегда» на пункты: 11, 13, 15, 27.
Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете.
Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более 3-х неискренних ответов. При 4-х следует сомневаться в их достоверности, а при 5 – можете считать, что работу выполнили напрасно.
Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32.
Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
От 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.
От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.
От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.
12–36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональыне проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.
11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.
studfiles.net
Многие задаются вопросом: что такое эмпатия, обладают ли они этим качеством и в какой степени. Эмпатия в психологии многогранное понятие, которое имеет несколько видов и уровней. Само слово греческого происхождения и буквально означает «страсть», «страдание», «чувство». Сначала слово появилось в английском словаре в 1912 г. и в трактовке было аналогично «симпатии». Научный термин и определение понятия было введено американским психологом Е. Титченером, он объединил английское понятие и немецкое, что буквально означало слияния значений английского слова «симпатия» и немецкого – «вчувствование».
На обыденном уровне эмпатия – это очень сильное чувство сопереживания другому человеку или существу, при котором чувства, эмоции и переживания другого воспринимаются как свои собственные.
Способность к такого сильного сопереживания есть далеко не у каждого человека – в основном, прежде всего, мы думаем о себе, о том, что думают о нас. Истинно эмпатийный человек забывает в момент сопереживания о себе и своих потребностях, настолько он сосредотачивается на другом. Проявление эмпатии – ценное качество, которое может быть очень болезненным для его владельца в случае слабой нервной системы.
В некоторых видах профессиональной деятельности, эмпатия как свойство личности является крайне важным качеством. Например:
Психология считает, что эмпатия в той или иной степени присутствует у каждого человека, однако степень ее выраженности бывает разной. В связи с этим ученые выделили 3 уровня эмпатийного переживания:
Наиболее распространенным уровнем является второй. Обладая им, человек может сопереживать основываясь на чувстве любви, которая способна чувствовать лишь самым близким.
Е. Титчнер параллельно с введением термина разработал и ввел в психологию классификацию эмпатийного переживания, что состоит из трех категорий. Она основывается на разумном, чувственном и эмоциональном сопереживании, в зависимости от склонности человека:
Все эти виды более или менее развитые в каждой личности, однако, один из них всегда бывает ярче. Способность к глубокому сопереживанию зависит от многих факторов – характера, темперамента, мозговой активности человека.
В разных видах человеческой деятельности, например, в творческой, управленческой, изобретательской и тп. эмпирическим методом исследования часто является так называемый метод эмпатии.
Метод эмпатии предполагает полное погружение в объект исследования, «вчувствование» в него, отождествление себя с ним.
Метод эмпатии является одним из наиболее эффективных, так как слияние с объектом требует силы воли, фантазии, активизации всех творческих ресурсов человека, что в итоге приводит к «снятию сознательных барьеров» и можно создать что-то принципиально новое. Еще одно название, которое носит эмпатийный метод – обозначается словами «метод личной аналогии». Интересно то, что в процессе использования данного метода, человек в состоянии целиком погрузиться не только в ощущения и переживания реальных объектов (человек или животное), но похоже чувства можно испытывать и по отношению к машинам или предметов!
Сущность и понятие эмпатии не подразумевает под собой «чтения» состояния другого человека по его внешним проявлениям, а является погружением во внутренний мир другого человека и ощущение себя там, как «у себя дома». Некоторые психологи называют это «погружение» словами – импрессивная эмпатия (буквальное значение – эмпаты воспринимают).
Сущность сильного эмпата означает способность не используя слова, не видя мимики и жестов, а иногда даже фотографии собеседника определять и чувствовать его состояние.
Примеры столь глубокого сопереживания редкие, и научиться этому практически невозможно, однако, стать более восприимчивым можно, если стремиться «отодвигать» собственное «я» в моменты сопереживания. Как правило, этому учат на факультетах психологии и педагогики.
stomatlife.ru
Методика исследует эмпатию — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся в сопереживании (идентификация с другим) и в сочувствии (участливое отношение к другому). Подчеркнем, что оценивается не сам факт переживания, а именно склонность к нему, поскольку проявление эмоционального отклика в реальных условиях сопряжено с некоторыми социальными ограничениями.
Данная методика позволяет не только определить общий уровень эмпатии, но и ее уровни в различных областях человеческой жизни. Автор методики классифицирует эмпатию исходя из объекта, к которому она направлена — эмпатия с родителями, животными, стариками, детьми, героями художественных произведений, незнакомыми или малознакомыми людьми.
Тест базируется на диагностике факторов, обуславливающих развитие у субъекта эмпатийного потенциала:
1) способности к принятию роли;
2) сензитивности;
3) опыта данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого.
Количественно тест фиксирует образы действий субъекта эмпатии, представленные как перечисление дискретного ряда открытых переменных, актуализированных вербальным описанием и связанных с соответствующими им ситуациями. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и присутствующие в них персонажи, с которыми испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни, накапливая эмоционально-когнитивный опыт в процессе социализации. Из всего возможного спектра эмпатийных реакций диагностируется только 6 векторов сопереживания: а) с родителями; б) с животными; в) с престарелыми людьми; г) с детьми; д) с героями художественных произведений; е) в межличностных отношениях.
Ограничение данной методики состоит в том, что при предлагаемом автором подсчете общего балла и при описании проявлений эмпатии у людей с различными уровнями ее проявления это разделение по областям не учитывается, так как И.М. Юсупов исходит, вероятно, из того, что общий высокий (средний, низкий) уровень эмпатии предполагает такие же ее уровни по всем отдельным областям. Поэтому при анализе результатов следует акцентировать внимание не на общем полученном показателе эмпатии, а именно на показателях по отдельным шкалам теста.
Тест направлен на выявление интенсивностной характеристики эмпатийного потенциала. Он может использоваться как диагностический инструмент для экспресс-анализа при подборе кадров на коммуникативные профессии, а также при формировании студентов психологических и юридических факультетов университетов, медицинских, театральных и педагогических учебных заведений.
Возрастной диапазон применимости — не моложе 15 лет.
Организация использования методики. Диагностика проводится в форме вербального теста с помощью бланковой методики в виде закрытых суждений. Стимульным материалом являются 36 суждений, стандартизированных по пятиуровневой 90-балльной оценочной шкале, с которыми субъект может дифференцированно соглашаться или не соглашаться, высказывая таким образом свое отношение к предложенным вербализированным социальным ситуациям.
Оснащение. Опросник, содержащий 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, каждый из которых имеет 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Особенности интерпретации. Каждое отдельное суждение не является диагностическим; только по совокупности ответов испытуемого на значимые в диагностическом отношении утверждения количественно определяются показатели по векторам сопереживания, а также общий уровень эмпатии. Выбор ответов в форме «иногда», «часто» и т.д. продиктован стремлением максимально облегчить испытуемому выражение своего отношения к каждой ситуации.
Тест имеет шкалы неискренности, достоверности и психологической защиты, которые позволяют достоверно оценить регистрируемые показатели. У теста высокие показатели надежности, валидности и дискриминативности.
Номерутверждения | «Не знаю» | «Всегда»или «да» |
| Номера пар утверждений | Одновременно | |
2 | + | + |
|
| «Всегда»или «да» | «Никогда» или «нет» |
4 | + |
| ||||
7 |
| + |
| 3 36 | + |
+ |
11 |
| + | ||||
13 |
| + |
| 3 36 |
+ | + |
16 | + | + | ||||
18 | + | + |
| 1 3 | + |
+ |
23 |
| + | ||||
33 | + |
|
| 1 3 |
+ | + |
|
|
| ||||
Номера парутверждений | «Всегда» или «да»на оба утверждения |
| 17 28 | + |
+ | |
7 и 17 | + |
|
|
|
| |
10 и 18 | + |
|
|
|
| |
17 и 31 | + |
|
|
|
| |
22 и 35 | + |
|
| |||
34 и 36 | + |
|
Результаты отдельных подсчетов суммируются.
Уровень | Баллы |
Результат недостоверен | 5 и более |
Результат сомнителен | 4 |
Результат достоверен | 3 и менее |
Недостоверные результаты могут быть обусловлены нежеланием принимать участие в исследовании, стремлением преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, а также нарушением некоторых психических функций, их развития или социальным инфантилизмом.
Примечание. При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня (см. «Нормы для достоверности результатов»).
Шкала | Номерутверждения | |
Номер | Название | |
I | Эмпатия с родителями | 10, 13, 16 |
II | Эмпатия с животными | 19, 22, 25 |
III | Эмпатия со стариками | 2 ,5 ,8 |
IV | Эмпатия с детьми | 26, 29, 35 |
V | Эмпатия с героями художественных произведений | 9, 12, 15 |
VI | Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми | 21, 24, 27 |
Подсчитывается количество баллов для каждой шкалы отдельно и общее количество баллов по всем шкалам.
Результаты могут быть представлены в виде круговой диаграммы. В круге выделяют шесть равных секторов (число диагностических шкал), обозначенных римскими цифрами в соответствии с номерами шкал в дешифраторе. Число окружностей — число баллов.
В каждом секторе (шкале) выделяется отрезок, соответствующий количеству набранных баллов.
Чем ближе очерковые дуги расположены к центру круга, тем ниже уровни составляющих эмпатии. Ступенчатость расположения очерковых дуг — свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии.
Уровень | Количество баллов | |
По шкалам | В целом | |
Очень высокий | 15 | 82–90 |
Высокий | 13–14 | 63–81 |
Средний | 5–12 | 37–62 |
Низкий | 2–4 | 12–36 |
Очень низкий | 0–1 | 5–11 |
Очень высокий уровень эмпатийности — от 82 до 90 баллов. У человека болезненно развито сопереживание. В общении он тонко реагирует на настроение собеседника, высокочувствителен, раним. Может страдать при виде покалеченного животного или не находит себе места от случайного холодного приветствия своего шефа. Нередко он испытывает комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боится задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает его. Обостренная впечатлительность порой долго не дает ему заснуть. Будучи расстроен, он нуждается в эмоциональной поддержке со стороны. Человек с очень высоким уровнем эмпатийности бывает близок к невротическим срывам. Ему следует позаботиться о своем психическом здоровье.
Высокий уровень эмпатийности — от 63 до 81 балла. Человек чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, великодушен, способен много им прощать. С неподдельным интересом относится к людям. Эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты и находит общий язык с окружающими. Как правило, он старается не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Окружающие ценят его за душевность. Хорошо переносит критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяет своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Продпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждается в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах он не всегда аккуратен в точной и кропотливой работе.
Нормальный уровень эмпатийности — от 37 до 62 баллов. Этот уровень присущ большинству людей. Окружающие не могут назвать такого человека толстокожим, но в то же время он не относится к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонен по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Ему не чужды эмоционональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении такой человек внимателен, старается понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств теряет терпение. Предпочитает деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следит за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняется прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому получается, что их поступки для него оказываются неожиданными.
Низкий уровень эмпатийности — от 12 до 36 баллов. При этих количественных значениях проявлений эмпатии человек испытывает затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствует себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся ему непонятными и лишенными смысла. Чаще он отдает предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такой человек — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у него мало друзей, а тех, кто в их числе, больше ценит за ясный ум и деловые качества, нежели за чуткость и отзывчивость. Нередко и люди ему платят тем же: случаются моменты, когда такой человек чувствует свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют его своим вниманием. Но это исправимо, если он раскроет свой «панцирь» и станет пристальней всматриваться в поведение своих близких и воспринимать их потребности как свои.
Очень низкий уровень эмпатийности — 11 баллов и менее. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Человек затрудняется первым начать разговор, держится особняком в компании сослуживцев, сокурсников, одноклассников. Особенно трудны для него контакты с детьми и лицами, которые значительно старше его. В межличностных отношениях нередко оказывается в неуклюжем положении, во многом не находит взаимопонимания с окружающими. Любит острые ощущения, спортивные состязания предпочитает занятиям искусством. В деятельности слишком центрирован на себе. Такой человек может быть очень продуктивен в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядит в лучшем свете. Он склонен с иронией относиться к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносит критику в свой адрес, хотя может на нее бурно не реагировать. Ему необходима гимнастика чувств.
Инструкция:
Предлагаем Вам оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность.
Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову.
Прочитав в списке вопросов утверждение, в соответствии с его номером отметьте в бланке для ответов Ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».
Ни одно из утверждений пропускать нельзя.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота старших.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в свой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
20. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.
______________________________________________________________ «______ » ___________ 19____ г.
фамилия, имя, отчество дата рождения
_______________________________________________ «_____ » ___________ 20____ г.__ ч ____ мин
образование, курс, группа дата и время заполнения
Номерутверждения | Ответы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Не знаю | Никогдаили нет | Иногда | Часто | Почтивсегда | Всегдаили да | |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
31 |
|
|
|
|
|
|
32 |
|
|
|
|
|
|
33 |
|
|
|
|
|
|
34 |
|
|
|
|
|
|
35 |
|
|
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
|
genderua.narod.ru
Выжить вопреки всему – главный человеческий инстинкт. Человек, как любое другое животное и биологическое существо, ориентирован на выживание и сохранение своей жизни. Это основоположное правило диктует человеку его природа.
Но иногда древнейшая биологическая программа отступает перед эмпатией, ведь человек является не только животным, но еще и личностью.
Эмпатия – уникальная осознанная и неосознанная способность поставить себя на место другого человека, почувствовать его страдания и боль как свои собственные. Это реальная возможность немного забыть о реальном себе и представить, что ты – это кто-то другой.
В апреле 1912 года огромный корабль «Титаник» не сумел избежать столкновения с айсбергом. На нем насчитывалось двадцать спасательных шлюпок, но в них могли разместиться лишь тысяча двести человек. Более половины всех пассажиров ожидала смерть. Перед людьми возник непростой выбор: любым путем постараться сохранить себе жизнь или ценой собственной жизни спасти ближнего?
На «Титанике» погибло более восьмидесяти процентов представителей сильного пола. А некоторые мужчины из тех, кому удалось спастись, прибегли к хитрости и обману. Так, Дэниел Бакли, уроженец Ирландии, переоделся в платье, выдал себя за девушку и смог занять место в спасательной шлюпке, так как места были предусмотрены только для женщин и детей.
Но на борту «Титаника» были люди, которые сделали иной выбор. Михаил Жадовский, кассир корабля, помог спастись десяткам человек, а свое место в шлюпке отдал незнакомой женщине, которая путешествовала третьим классом. Мужчина же принял решение остаться на корабле.
Для большинства людей важно не качество, а количество прожитых лет. Это не совсем правильно. Экзистенциальный психолог Светлана Штукарева утверждает, что важно то, как именно жизнь была прожита. Поступок Михаила Жадовского является примером для подражания и достойным финалом жизни мужчины. Даря возможность другому человеку спасти свою жизнь, эмпат в какой-то степени разрешает этой самой жизни состояться, не смотря на то, что отдельно взятая жизнь может и закончиться.
Поступок кассира «Титаника» — высшая форма альтруизма. Таких людей во всем мире можно отыскать не больше десяти процентов.
Люди с повышенной степенью эмпатии являются гиперчувствительными. Их еще называют гиперэмпатами. Они очень остро реагируют на чужие страдания. Две третьих всех волонтеров, работающих в хосписах, являются гиперэмпатами.
Михаил Жадовский, русский герой «Титаника»Эмпатия – способность понимать нужды окружающих и сопереживать им. Эта способность придумана и заложена в людей самой природой. Вячеслав Дубынин, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, говорит, что слово «эмпатия» придумали психологи. Биологи же, посмотрев на свои объекты тематических исследований, сказали, что такое понятие всегда существовало. Способность сопереживать (отражать чужие позитивные или негативные эмоции) присуща всем стадным животным. Данная способность очень полезна, потому что вся стая, испытывая похожие эмоции, начинает действовать как единый организм.
В середине девяностых годов прошлого столетия нейробиологи, исследуя головной мозг, открыли зеркальные нейроны, которые активизируются, когда один человек наблюдает за какими-то действиями другого человека. Они расположены в передней части мозга, а именно – в лобной доле. Именно эти клетки помогают людям подсознательно (по мимике, жестам) считывать эмоции других людей. Именно так проявляется наша способность к сопереживанию. Это доказывает, что механизм эмпатии в большей степени врожденный, чем приобретенный.
Ученые выяснили, что некоторые люди не ограничиваются обычным сочувствием, когда видят страдающего человека. Они не только эмоционально, но и физически реагируют на его боль. Поэтому такие люди стараются не смотреть фильмы ужасов и новости, чтобы лишний раз не испытать неприятных чувств и эмоций.
Существует четыре уровня эмпатии.
Например, собеседник говорит антиэмпату, что хочет съесть яблоко, а тот ему отвечает, что яблоко ему сейчас ни к чему, да и груша намного полезнее, ведь яблоки негативно влияют на организм и способствуют быстрому старению кожи.
Эмпату первого уровня кто-то жалуется на свою работу и говорит, что работа ему не нравится, и он чувствует себя там дискомфортно. Эмпат посочувствует такому человеку, скажет, что такая работа ему ни к чему, но главный посыл он так и не сможет понять. Вполне возможно, что жалующийся на работу человек хотел услышать какой-то дельный совет.
Человек сообщает эмпату, что его совсем не устраивают отношения со второй половинкой. Эмпат ухватывает все то, что человек хочет донести. Если заметно, что обиженный супруг хочет уйти из семьи и развестись с женой, то эмпат точной поймет это и даст дельный совет на этот счет.
Если человек говорит, что он на что-то злится, то эмпат увидит, что это не только злость, но еще и грусть.
⇒ Пройти онлайн тест на эмпатию от профессора В.В.Бойко
Маршалл Розенберг разработал этот метод еще в шестидесятых годах прошлого столетия, но он не теряет своей актуальности по сей день.
Процесс развития эмпатии можно условно поделить на несколько этапов:
Основное правило в процессе использования метода Розенберга – не переусердствовать. Чтобы человек задумался о том, что вы пытаетесь ему донести, необходимо подготовить его к этому и выбрать подходящий момент.
Способность к эмпатии дает возможность развивать свой эмоциональный интеллект, помогает понять внутреннее состояние своего собеседника и мотивы его поведения. Это качество очень важно иметь людям, которые работают в сфере «человек-человек», а именно:
Если человек не является эмпатом от рождения, то это качество можно постепенно развить. Придется потратить много сил и времени, но оно того стоит. Развитие эмпатии проходит в несколько этапов.
Первый этап – обучение пониманию внутреннего состояния собеседника через тон голоса, жесты, интонацию, мимику, телодвижения. Научившись этому, вы сможете многое понять и многое рассказать об этом человеке.
Второй этап – обучение умению перекладывать на себя ощущения, телодвижения, тембр голоса своего собеседника. Этот этап требует от человека, который хочет стать эмпатом, хорошей способности к наблюдению.
Третий этап – выработка способности к быстрому вхождению во внутреннее состояние человека и изменению этого состояния у собеседника.
Повышение эмпатии помогает сделать общение более интересным и конструктивным, развить доброжелательное отношение к другим людям, повысить уровень взаимопонимания. Люди, обладающие высоким уровнем эмпатии, добиваются в жизни значительно большего, чем те, которые не способны понять других людей.
Психолог Виталий Тевелев утверждает, что родители должны всеми возможными способами развивать эмпатию у детей, ведь очень важно, чтобы во взрослую жизнь мальчишки и девчонки вошли с умением сопереживать.
Гуляя с ребенком, нельзя проходить мимо взрослого человека, малыша или животного, которому плохо. Нужно сказать своему ребенку, чтобы он посмотрел и осознал, что другому живому существу больно, оно страдает и чувствует себя дискомфортно, поэтому его нужно пожалеть.
Но только указать на такое животное или человека недостаточно, нужно вызвать у детей эмоции сопереживания. Им должно стать грустно оттого, что кому-то больно.
После этого вместе с ребенком нужно обсудить увиденное и найти решение этой проблемы. Необходимо предложить малышу как-то помочь страдающему человеку или животному. Например, дать монетку просящему, покормить бездомное животное, сказать доброе слово и т.д. Ребенок должен понимать, что нельзя оставаться в стороне от чужого горя и быть безучастным.
Родители своим примером должны показывать детям, что такое эмпатия. Повторяя раз за разом подобные действия, взрослые не только вызовут чувство сопереживания у подрастающего поколения, но и смогут без особого труда закрепить его. Со временем ребенок поймет, почувствует, запомнит, что именно так и нужно жить.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
bestlavka.ru
Что такое эмоциональная эмпатия в психологии?
Узнать происхождение термина “эмпатия”, так же сложно, как отношение к этому явлению.
По сути, термин эмоциональная эмпатия произошел от слова симпатия. Разница в том, что при симпатии - вы к персоне ощущаете симпатию, и человек вам нравится. А при эмоциональной эмпатии – вы к человеку не только ощущаете симпатию, впрочем, как и он к вам, а так же, все внутренние переживания или радость отображаются на вашем поведении.
Следующий этап эмпатии, можно считать телепатию. Теперь попробуем ответить более подробно, на вопрос - что такое эмоциональная эмпатия в психологии.
Когда близкий к вам человек думает о вас или переживает, в то самое время, вы вспоминаете о нем. Его позитивные чувства или тревога передаются вам. Другими словами, его проблемы стают вашими, или когда у него хорошие настроение, аналогично у вас, переполняют позитивные эмоции.
Такое явление как физическая страсть к другому человеку, привязанность, страдания или переживание – это и есть ничто другое как эмпатия. Эмоциональная эмпатия - это умение чувствовать на расстоянии другого человека – с одной стороны (принимать сигналы), и отправлять свои переживания на расстоянии - другому человеку.
Эта наука охватывает широкий диапазон значений, где каждый ученый по-своему трактирует но, суть заключается в том, что люди должны найти между собой взаимное понимание.
Эмпатия является одной из характеристик личности и если один человек эмоционально реагирует на действия другого, после чего происходит обвинения вмести прощения, в таком случае, связь разрывается.
На практике были замечены такие факты, где между двумя людьми, на ранних этапах знакомства точились разногласия и только умения прощать чужие ошибки, и признавать свои плохие поступки, между двумя личностями появилась эмпатия.
"Второй человек " в большинстве случаев по родственной линии может быть брат или сестра, ваш ребенок, супруг или родитель, но и другие, такие как близкий коллега по работе, или верный друг.
Как обычно с навыками эмоционального сопереживания проявляются враждебные моменты. Тем не менее, чтобы достичь совершенства и повысит свой опыт в межличностных отношениях, нужно максимально накапливать дружелюбные отношения и доверие.
Эмпатия позволяет эффективно читать сигналы не только мысленно на расстоянии, а также сигналы посылаемые другим человеком, например, тон голоса, поведение или мимика. Феномен эмпатии связан с нейробиологией и подтверждена таким фактом, что, когда мы с другим человеком в одно и тоже время испытываем одинаковые ощущения, в головном мозге происходит процесс изменения.
Представьте такую ситуацию, где вы, вмести с другим человеком, вспоминаете счастливые моменты из своей жизни. Получается, что в двух людей, срабатывает один и тот же участок мозга и нервные связи становятся активными. Таким способом, один человек передает сигнал другому. Подобный эффект происходит между радиостанцией и приемником, где один посылает сигнал, а второй принимает.
Между людьми это называется эмпатией, которая, много чем похожа на телепатию. Благодаря так называемым зеркальным нейронам, мы можем сопереживать другому человеку в радости, в боли, в беспокойстве или в страхе.
Люди, которые способны читать эмоции другого человека, и если они близки между собой, в какой-то момент две личности начинают вмести смеяться, улыбаться, и если один начинает плакать, другому человеке также становится грустно.
Например, между актерами присутствует частая эмпатия, они имеют большое преимущество в своих ролях. Они играют свою роль более эмоционально, и зритель сможет достойно оценить мастерство актеров.
Техника развития эмпатии очень проста. Первое что вам понадобится, это найти одинаково-думающего человека, затем процесс развития эмпатии начнется на полуавтоматическом режиме.
Чтобы понять, что присутствует у вас связь с другим человеком, к сожалению, понадобится не один месяц. В большинстве случаев, после 6 месяцев знакомства, люди начинают обращать внимание, на то, что время от времени происходит контакт на мысленном уровне. Если между людьми продолжается взаимная связь, после года знакомства, они смогут на большом расстоянии ощущать друг друга.
Существует 3 уровня развития эмпатии
Если у людей нету одинаковых жизненных целей, и одинаковых увлекающейся занятий, как например: актерское увлечение, плаванье, зимний отдых (лыжи или сноуборд), альпинизм и т. д. они не смогут настроить свой мозг на одинаковые частоты.
Один из самых сложных этапов эмпатии. Люди, которые поругались между собой, а затем померились без оставшийся обиды друг на друга, имеют шанс для дальнейшего развития совместной эмоциональной эмпатии.
Ссора должна быть естественной, без подставы. Обычно в таких моментах, люди высказывают все прожитые обиды, тем самым оскорбляя друг друга. Таким способом, они выплескивают всю свою внутреннюю боль.
Возьмем, к примеру, если ссора была через такие вопросы: – кто должен разжечь костер на отдыхе или кто должен приготовить обед?
В дальнейшем, если они померятся без остатка обиды, для таких людей, эта проблема будет как маленькое недоразумение. Можно сделать следующий вывод, чем больше разрешенных совместных проблем, тем теснее становится связь.
После предыдущих выше изложенных этапов, люди начинают на несколько шагов предусматривать поступки партнера. Они уже не ссорятся, поскольку могут предусмотреть конечный результат.
Если совместить хиромантию (гадание по руке), то по линии сердца (души), можно определить, как человек реагирует на те, или другие события. Другими словами, насколько сильно развита духовность.
astro-prorok.ru