Выявление творческих способностей обучающихся (Тест на креативность). Тест на творческие способности торренса


Тест Торренса для оценки творческих способностей

Добрый день, дорогие читатели!

Наверняка вам хотелось бы узнать, насколько креативно вы мыслите и как быстро можете решать творческие задачи. Это вполне достижимо благодаря различным тестам. Один из них – тест Торренса для оценки творческих способностей. Как он работает, мы с вами и рассмотрим.

Что это такое?

Тест Торренса могут проходить все желающие, в том числе дети от 5 лет. Он довольно прост и одновременно сложен, так как нужно будет в ограниченное время проявить всю свою креативность.

Работать можно как в группах, так и индивидуально. Лучше всего анализировать группу: это позволит экзаменующим лучше оценить результат, поскольку при подсчете критерии оценивания могут быть весьма индивидуальны.

Дошкольники могут воспринять тест Торренса как трудный, но если дети любят рисовать, творчески мыслят, то справятся с ним они довольно легко. Самое важное – правильно организовать процесс выполнения теста и мотивировать ребят.

Младшие школьники могут выполнять тест в рамках внеклассного часа всем классом. Интересно будет затем сравнить результаты всех детей. Маленьким детям лучше заранее тщательно объяснить правила выполнения теста, чтобы затем не тратить лишнее время для разъяснений, иначе результаты будут непоказательными.

Старшие школьники сами сориентируются в условии задания, экзаменующему нужно лишь подсказывать при возникновении трудностей. В каждом возрасте тест вызывает свои трудности. Старшеклассникам бывает трудно проявить творческий подход: чем старше человек, тем стандартнее решения.

Три этапа теста

Итак, тест Торренса состоит из трех этапов:

Первый этап

Нужно нарисовать на белой бумаге овал для всех испытуемых. Каждый участник получает одну минуту, чтобы пририсовать к овалу другие элементы. В результате должен получиться осмысленный рисунок, которому обязательно надо придумать название. Чем оригинальнее и обоснованее будет изображение, тем лучше.

Второй этап

На втором этапе испытуемым дается таблица из 10 квадратов. В каждом из них изображены какие-либо элементы. Каждую картинку надо дорисовать, чтобы получился законченный рисунок. Картинкам, как и в предыдущем случае, надо дать название.

Время на выполнение – 3 минуты. К сожалению, дети не всегда успевают справиться с ним. Оценивается, сколько успел сделать каждый участник, и насколько названия совпадают с картинками.

Третий этап

На распечатанной картинке из 30 одинаковых рисунков (например, пара кругов) нужно к каждому элементу дорисовать другие, чтобы получились осмысленные картинки. Повторяться нельзя. Время – 5 минут.

Чем оригинальнее и быстрее будут придуманы рисунки, тем лучше для испытуемого, тем больше баллов он получит.

Для всех возрастов тест одинаков, однако при оценке результатов надо быть более снисходительными к маленьким детям. Иногда они настолько увлекаются одним или несколькими изображениями, что забывают о других.

Если полученные изображения действительно уникальны и неповторимы, а также глубоко осмысленны, этот факт стоит подчеркнуть при оглашении результатов.

Почему лучше делать тест в группе? Так легче оценить общий уровень креативности и выделить лидеров, а затем дать остальным участникам понять, почему их решения не кажутся креативными. Для этого достаточно будет сравнить полученные изображения.

Как подсчитывать?

Когда результаты готовы, пора произвести подсчет. Для этого изображения оцениваются по пяти параметрам:

  1. Продуктивность. Решающую роль играют второй и третий этапы. Количество нарисованных картинок равно полученным баллам. Если картинка повторяется, не использован какой-либо элемент или изображение бессмысленно, результат не засчитывается.
  2. Оригинальность. Если изображение повторяется у половины участников, он не считается оригинальным. Все остальные считаются уникальными и дают 1 очко. Если изображение не повторяется ни у кого, при группе в 50 человек испытуемый получает 5 баллов, в группе из 100 человек – 10 баллов.
  3. Продуманность. Учитываются только 2 и 3 этапы. Под продуманностью понимается детализации изображений. Каждая мелкая деталь, дополняющая рисунок, приносит испытуемому 1 очко. Детали не должны менять смысл изображения.
  4. Открытость. Изображение должно быть наиболее полным. Если дорисованный элемент не дает законченного рисунка, баллы не начисляются. Если, например, усы или нос стали частью лица или головы, то дается 2 очка.
  5. Логика. Учитываются 1 и 2 этапы. Если название не согласуется с изображением, баллы не даются. При ассоциативном названии, отражающем свойства нарисованного предмета, дается 1 очко. Если название абстрактно, но логично согласуется с нарисованным, дается 2 балла.

У людей со средним мышлением получается 40-50 баллов. Если результат получился ниже, креативное мышление если не отсутствует, то довольно низкое. Человек мыслит стандартно и неинтересно, следуя общественным шаблонам. Он не способен самостоятельно, быстро и по-новому решать возникшие проблемы.

При количестве баллов выше 50 можно говорить о нестандартном мышлении. Такой человек быстро и ново решает возникающие проблемы. Он находит такое решение, какое не придет в голову большинству людей. Именно такие представители человечества становятся первооткрывателями и создателями нового.

Конечно, этот тест относителен, тем более что оценивать уникальность рисунков тоже приходится людям со своими представлениями о мире. Так что отчаиваться при средних или низких результатах не стоит. Можно попробовать пройти другие тесты на креативность, которых существует очень много!

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим знакомым в соц. сетях. До скорых встреч, дорогие читатели!

Этот блог читают 10875 мам, покаиграют со своими детьми.

Поделитесь и вы с друзьями:

chesnachki.ru

2.1 Диагностический инструментарий (тест Торренса). Творческие способности у детей младшего школьного возраста

Похожие главы из других работ:

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Глава 1. Теоретические основы методики Торренса

...

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

1.2 КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ Э.П. ТОРРЕНСА

Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 62.. Его программа включала в себя несколько этапов...

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Глава 2. Практическое применение методики Торренса

...

Взаимосвязь социального капитала и мотивации сотрудников международной организации

2.1 Инструментарий исследования, основные показатели и способы обработки данных

В исследовании приняло участие 47 человек, которые являются сотрудниками международной компании - производителе продуктов питания «Нестле». В выборку преимущественно вошли люди с высшим образованием, в возрасте от 20 до 53 лет...

Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях

4.1 Методический инструментарий и ход исследования.

Исследование проводилось на работниках коллектива одной из компаний города Москвы. В эксперименте приняли участие 5 испытуемых. Объектом является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности...

Влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации

4.1 Методический инструментарий и ход исследования

Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации проводилось в один этап в средней школе №12, г. Новоалтайска. В исследовании принимали участие одиннадцатиклассники (возраст 16-17 лет)...

Воображение и креативная функция мышления

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТОРРЕНСА В ИЗУЧЕНИИ КРЕАТИВНОСТИ

В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы, мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этого мы использовали методику Торренса...

Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности

2.2 Диагностический инструментарий исследования

Исследование студентов проводилось с помощью следующих методик: 1. Тест - опросник коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (автор Федоришин Б.А.) 2. Тест коммуникативных умений (Автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация Гильбуха Ю. З.) 3...

Исследование детской одаренности по Лосеву

2. Диагностический тест

В качестве объекта исследования выбираем мальчика 10 лет. Исследование проводим по методике Лосева А.А. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей». В данной методике перечислены 10 сфер...

Креативность - определение, феноменология, структура

3.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса

Креативность - как универсальная познавательная творческая способность приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда [9]. Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности...

Креативность – что это такое?

2.1 Анализ результатов диагностики уровня образной креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса

Целью проведения тестирования образной креативности с помощью теста Е. Торренса является выявление уровня развития креативности у детей дошкольного возраста. Задачей данного тестирования было ознакомление с тестом Е...

Психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста

2.1 Методический инструментарий и технология проведения исследования

Аспектами обучения и воспитания леворуких детей в России занимались А.А. Капустин, А.П. Чуприков, А.В. Семенович, И Макарьев, В. Д. Еремеева, Свиридова Е.М. и др. Об опасности переучивания леворуких говорили такие исследователи как А.П. Чупривов, С.Е...

Психологические особенности развития речи у ребёнка до трёх лет в семье

2.2 Описание выборки и методический инструментарий

Исследование проводилось в 2006 - 2007году в детском приюте № 25 г. Можайска Московской области. В качестве респондентов выступили дети в возрасте от 3 месяцев до 2,5 лет в количестве 10 человек. Исследование состояло из двух этапов...

Теоретические аспекты формирования тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте

2.1 Организация исследования. Диагностический инструментарий

Целью проведения исследования стало определение различий в уровне тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 40 испытуемых (20 дошкольников, воспитанники ДУО № 43 г...

Формирование субкультуры аниме среди молодежи

1.2 Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений

Научно-методологический инструментарий для исследования субкультурных явлений представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев и т.п...

psy.bobrodobro.ru

Выявление творческих способностей обучающихся (Тест на креативность)

Тест Э.П. Торренса: Оцениваем творческое мышление школьниковКреативность высоко ценится в современном мире — на рынке труда растёт спрос на людей творческих профессий. Умение оригинально разрешать любые ситуации может пригодиться не только в работе, но и в повседневной жизни. Неслучайно вопросом наличия у ребёнка творческих способностей задаются и родители, и работники образования. Имеющийся потенциал следует начинать развивать как можно раньше. Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью теста Э.П. Торренса.

Тест Торренса предназначен для выявления у детей творческих способностей с самого раннего возраста.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых.

Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Он состоит из 3 частей:

1. «Нарисуй картинку». Первый субтест предполагает работу испытуемого с простым овалом. Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

hello_html_m21f5baf3.jpg

2. Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.

hello_html_7d4f4c16.jpg

3. «Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы (На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста).

hello_html_7d4817f4.jpg

Процедура проведения диагностики творческого мышления

infourok.ru

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса){А. Н. Воронин}

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса){А. Н. Воронин}

Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

Нами была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами – вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Условия проведения

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирования резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее показательный из них – оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, на наш взгляд, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка в нашем случае оценивался исходя из всего массива данных и подсчитывался по следующей формуле:

где Or – оригинальность данного типа рисунка; X – количество рисунков данного типа; Xmax – максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики в наших условиях данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» малоотличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т. д.», на наш взгляд, характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста показатели не используются.

Инструкция Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

Обработка результатов тестирования

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей и ПВК имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность – 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность – 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Его оригинальность – 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола – 2,41 / 5 = 0,48.

При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный нами условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность рисунка «облако», появившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами.

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола – 1.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.

Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80 %. Это означает, что примерно у 80 % людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20 % имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

Процентильная шкала

1 – процент людей, результаты которых превышают указанный уровень

2 – значение индекса оригинальности

3 – значение индекса уникальности Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Ошибка 404 - Страница не найдена

Закрыть

Конференция

#Моёдело2018

Хедлайнер мероприятия

Дмитрий Портнягин

«Транзит Плюс»YouTube-канал «Трансформатор»

  • 3 октября, Москва
  • 10 спикеров
  • Концертный зал «Мир»
Как рискнуть, где взять деньги и не «сесть»

Концертный зал «Мир» объединит на своей сцене 10+ топ-спикеров:

— Максим Ильяхов (Сервис «Главред»)— Александр Шустов (ГК «Мани Фанни»)— Михаил Колмаков («ДНК Система»)— Павел Александров (Ex-In)— Сергей Панов («Моё дело»)— Анастасия Моргунова («Моё дело»)— Дмитрий Сидорин («Сидорин Лаб»)— Алексей Молчанов (Envybox)— Александр Журба (Uparta Capital)— Роман Старостин (B2B Family)— Владимир Юрасов («Юрасов Ларин и партнеры»)— Сергей Паршиков («Сбербанк»)

Конференция

#Моёдело2018

3/10/18

Как рискнуть,где взять деньгии не «сесть»

Узнать программу

Вход / Регистрация

Прислать статью

Главная — Ошибка 404 - Страница не найдена

рекламный блок — заказать рекламу

Закрыть

Автоматизация бухгалтериии сдача отчетности онлайн

Сервис умеет сам рассчитывать налоги,создавать счета, заполнять декларации иотправлять их в налоговую и фонды онлайн.

Просто попробуйте. Это бесплатно! Попробовать бесплатно

Закрыть

Автоматизация бухгалтериии сдача отчетности онлайн

Сервис умеет сам рассчитывать налоги,создавать счета, заполнять декларации иотправлять их в налоговую и фонды онлайн.

Просто попробуйте. Это бесплатно! Попробовать бесплатно

delovoymir.biz