Суть теории разумного эгоизма: основные принципы. Теория здорового эгоизма


О пользе здорового эгоизма. / Отношения и психология / Man and woman

В современной научной психологии довольно много спорных и до конца не решённых вопросов. У каждого психологического направления есть своя теория личности, от которой оно и отталкивается, пытаясь объяснить и обосновать различные проявления характера и поведения человека. Но, несмотря на многие противоречия, кое в чём большинство психологических теорий полностью единодушны.

С давних пор общественная мораль и религия учат людей любить своих ближних, заботиться о них и жертвовать своими интересами ради общего блага. Большинство народных легенд, сказок и былин, передаваемых из поколения в поколение, несут в себе идею: чем сильнее в обществе тенденция жертвенности во благо ближнего, тем оно жизнеспособнее. С одной стороны, всё это верно, но вот с другой… Может ли привести к положительным результатам, попытка напрочь искоренить в человеке все проявления здорового эгоизма?

Большинство психологических теорий, на основании многочисленных наблюдений за поведением человека, пришли к выводу, что любой поступок имеет в своей основе чисто эгоистические мотивы и совершается исключительно ради удовлетворения личных потребностей. Какие бы красивые, бескорыстные и благородные мотивы не приписывал человек своему поступку, на самом деле, если копнуть поглубже, всегда можно обнаружить, что этот поступок обоснован исключительно собственной выгодой.

Но человеческий эгоизм, как утверждают психологические теории — совершенно нормальное явление! В каждом человеке от природы заложен инстинкт самосохранения, и бороться с эгоизмом, значит восставать против этого самого базового инстинкта, обеспечивающего выживание человеческой единице. Общественная мораль издревле навязывает человеку различные ограничения и утверждает, что он должен подавлять многие свои желания и потребности в угоду обществу, в котором живёт. Но всегда ли права человеческая мораль? Ведь известно, что большинство моральных установок претерпели с течением веков довольно серьёзные изменения, а то и вовсе перестали быть актуальными.

Поборники общественной морали убеждены, что эгоизм — основа всех проблем общества, поэтому он должен быть искоренён на корню. Но так ли уж справедливо это утверждение? Наверное, не совсем… Здоровый эгоизм помогает человеку выживать, бороться за своё место под солнцем и самоопределяться в жизни. Человек, абсолютно лишённый эгоизма, просто перестанет бороться за своё выживание и будет обречён на исчезновение с лица земли. Но, в то же время, каждый здравомыслящий человек прекрасно понимает и осознаёт, что он является членом общества, и что чем лучше будет устроено это общество, тем лучше будет и самому человеку. Но это самое общество может быть жизнеспособным только в одном случае — если сумеет предоставить каждому отдельному человеку нормальные условия существования, а также возможность полноценной самореализации! В животном мире, и то принято соблюдать законы стаи, так как зверь инстинктивно понимает — в одиночку ему не выжить. А человек, во много раз умнее зверя!

Извечный конфликт между человеком и обществом, приводящий ко многим кровопролитным войнам, основывался в первую очередь на несоответствии между требованиями этого общества и здоровым инстинктом самосохранения человека. Да, были в истории человечества святые люди, вполне сознательно отрёкшиеся от жизненных благ и личного счастья и посвятившие свою жизнь другим людям. Но ведь не каждый человек изначально способен стать святым и отказаться от реализации своих естественных потребностей и желаний. Святой человек становится святым не потому, что таковым хочет видеть его общество, а только из личных душевных побуждений, ни в чём при этом не насилуя собственную природу. Поэтому он, в своей святости, чувствует себя счастливым и удовлетворённым. Но много ли людей смогут быть счастливы, стараясь соответствовать всем требованиям святости? Насилуя свою природу, в угоду общественной морали, святым стать не получится. Святыми становятся только по повелению собственного сердца!

Поступки святого человека обоснованы не канонами общественной морали, а его внутренним желанием делать добро людям и его абсолютной любовью ко всему сущему. Так что святой, посвящая свою жизнь служению добру, как и любой другой человек, следующий собственным желаниям, обретает при этом своё личное счастье и получает удовольствие от своих поступков. Можно стремиться к святости, но насиловать при этом свою природу — бессмысленно.

Благодаря одним только поступкам, святым стать невозможно. Чтобы жить и поступать так, как живёт и поступает святой, нужно, в первую очередь, чувствовать и желать то, что чувствует и желает святой. Поступки человека являются следствием его чувств и желаний, а не наоборот!

Общественная мораль, желая сделать из каждого человека святого, стремится полностью истребить в людях здоровый эгоизм, а заодно и собственную индивидуальность. Но ведь общество, лишённое индивидуальностей, само станет безликим! Да и кто сказал, что здоровый эгоизм и желание делать добро своему ближнему противоречат друг другу?

Чтобы общество могло благополучно функционировать, людям из которых оно состоит, вовсе не обязательно поступаться своими желаниями и жертвовать собственными интересами. Счастливое общество может состоять только из счастливых людей. Тем более, что в каждом человеке изначально заложено ощущение себя членом общества, вне которого он не только не смог бы обрести личное счастье, но и просто бы, не выжил. Личное счастье человека тесно переплетено с общественным. Человек заинтересован в благополучии общества, в котором живет, а общество — в счастье людей, из которых состоит.

Зигмунд Фрейд, доказав, что сексуальный инстинкт человека является базовым, сделал очень доброе дело, избавив многих людей от внутреннего конфликта и постоянного переживания вины за свою сексуальность. Недаром есть поговорка: «Гони природу в двери — она влетит в окно». Силы и энергию, употребляемые на бесконечную и бессмысленную борьбу со своими естественными желаниями, человек может употребить на куда более полезные и интересные вещи, например, на раскрытие собственных талантов и способностей, на самопознание, на реальную помощь другим людям.

В каждом человеке есть здоровый эгоизм, и не нужно стыдиться своих естественных желаний. Любой человек хочет быть красивым, богатым, успешным и иметь рядом с собой любимого человека. Так что же в этом плохого?

Многие, неправильно воспитанные люди, стараются не быть, а казаться альтруистами и бессеребренниками только для того, чтобы получить одобрение общества, в котором живут. В то время, как большинство богатых и успешных людей, не привыкших подавлять собственные желания, делают много добра другим людям только из побуждений собственной души.

Человек, отказавшийся от самореализации из страха перед общественным мнением и наступивший на горло собственной песне из желания соответствовать общественному стандарту и не вызвать на себя осуждение соседей по подъезду — всегда глубоко несчастен. А разве может несчастный и внутренне обозлённый человек любить общество, которое его таким сделало?

Иметь здоровый эгоизм — совсем не означает давить окружающих, заботясь только о благе собственного кошелька и желудка. В человеке изначально заложено не только стремление вкусно поесть и позаниматься сексом, но и любовь к другим людям, которая выражается, в первую очередь, в искреннем сострадании к другим людям и в желании видеть их счастливыми.

Все инстинкты и базовые потребности человека, заложены в него Создателем, а поэтому, подавлять их и считать греховными, значит обвинять Бога в том, что он создал человека неправильным и несовершенным. На самом деле Бог не имеет ничего против счастья человека. Человек, убивающий свои желания, убивает в себе и любовь к Богу, а заодно, любовь к другим людям и к самому себе, становясь воистину несчастным. И чтобы как-то компенсировать себе отсутствие счастья, он начинает гордиться своей так называемой святостью, презирая и ненавидя окружающих за то, что они живут не по его правилам. Такой человек уверен в том, что он намного лучше и чище других людей — а это уже гордыня!

Но почему же тогда люди, идущие на поводу у своих желаний, не знающие меры в еде, сексе и стремлении к обогащению, тоже практически не бывают счастливыми? А потому, что преклонение перед желаниями и отказ от них — две стороны одной и той же медали, когда не человек управляет своими желаниями, а желания человеком. Человек, ставший рабом своих желаний, неминуемо деградирует, а человек, подавивший их, становится несчастным и озлобленным. Желания нужно не убивать, а воспитывать. В самих желаниях нет зла. Зло есть только в неумении человека управлять своими же собственными желаниями и побуждениями, подчиняя их своей воле. Именно в обладании разумной волей — главное отличие человека от животного. Когда человек становится хозяином, а не рабом своих желаний, исполняя и реализуя их, он может сделать счастливым не только себя, но и общество, в котором живет.

И человек, слепо следующий общественной морали, и человек, восстающий против законов общества, попадают в одну и ту же ловушку. Вместо того, чтобы жить своей собственной жизнью и наслаждаться счастьем, такие люди пытаются что-то доказать окружающим, или подстроившись под них, или пытаясь подстроить их под себя. Эти люди, обычно, внутренне глубоко несчастны, но не понимают, что причина всех их проблем находится не в окружающем мире, а в них самих, и заключается в их неправильном глубинном мировосприятии и мировоззрении. Даже если бы такой человек смог полностью подстроиться под общество или изменить его в соответствии со своими представлениями, он всё ровно бы не стал счастливее ни на йоту. Этим людям, чтобы обрести счастье и душевный покой, нужно прежде всего убрать свои внутренние претензии к миру и к себе, а также позволить себе и окружающим быть самим собой.

Есть категория людей, которые осознанно становятся эгоистами, подчиняя все свои поступки только удовлетворению своих личных потребностей, оставаясь при этом равнодушными к счастью или горю окружающих. Такие люди, ради достижения желаемого, если уверены в том, что окажутся безнаказанными, могут пойти буквально на всё. С одной стороны, равнодушие к людям — их сознательный выбор. Главное, чтобы такой человек не пошел ради своей выгоды на преступление и не стал социально опасен. Но может ли быть по настоящему счастливым человек, не имеющий в сердце любви к людям? Над этим стоит задуматься… Да, в каждом человеке есть здоровый эгоизм, и каждый человек, совершая тот или иной поступок, действует исходя из своих собственных мотивов и побуждений. Но эти мотивы и побуждения напрямую зависят от сидящих глубоко в подсознании человека установок. Наверное не зря мировые религии утверждают, что по настоящему счастливым человека может сделать только любовь, причём, в самом широком смысле этого слова. Чем больше в человеке любви, как ко всему живому, так и к самому себе, тем он счастливее. Любить себя самого нужно обязательно! Но далеко не все, к сожалению, это умеют. Психологи убеждены, что человек, не любящий и не уважающий сам себя, не способен на любовь и уважение и к другим людям. Если в человеке присутствует любовь, то его здоровый эгоизм будет способствовать как его собственному успеху, так и счастью окружающих его людей. Только в таком случае добрые поступки человека будут мотивированны не страхом перед общественным мнением, а исключительно его собственным желанием.

manandwoman.org

Разумный эгоизм: теория и основная концепция

Всем привет! Разумный эгоизм являет собой чёткое убеждение, что следует учитывать не только свои интересы, но и брать во внимание близких людей и просто окружающих. Потому что зацикленность на себе приводит к обязательному фиаско. Поэтому важно научиться удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы не противоречить желаниям и стремлениям других.

Немного истории и суть теории

 

Эта теория взяла своё начало ещё при Аристотеле, который считал, что дружба невозможна, когда люди не помогают друг другу. Позже этой темой занимались Гельвеций, Гегель и Фейербах, но наиболее глубоко изучил её философ и писатель Николай Гаврилович Чернышевский. Он рассуждал о полезности каждого человека по отношению к обществу, в котором он находится.

Будучи категорически несогласным с выводами Гегеля (о духе и абсолютной идее), он отдал предпочтение теории Фейербаха, который утверждал, что мышление человека существует отдельно от природы. Взяв за основу развития идей о разумном эгоизме творение своего вдохновителя «Сущность христианства», Николай Гаврилович начал активно заявлять о том, что религия и идеализм абсолютно бессмысленны.

Принцип концепция его теории заключалась в том, что каждое своё действие человек совершает, думая о выгоде, пользе для себя. И даже жертвование своей жизнью ради кого-то или чего-то всё равно является эгоистичным актом. Можно даже взять за основу примеры актов благотворительности. Вот для чего подают милостыню?

У каждого свои потребности, но в основном – чтобы ощутить себя хорошим и полезным, благородным, способным на благое дело. Некоторые преследуют идею о том, что Вселенная потом ответит за добро десятикратным добром. В общем, неважно, какой мотив – главное, что он всегда есть, пусть и не осознаваемый. Чернышевский своих последователей называл «новыми людьми», и призывал присоединяться к ним всё общество.

Касательно вопроса о том, полезен ли разумный эгоизм, я приведу пример о жизни сельского жителя, который заботится о домашней скотине, кормит её, поит и водит на пастбище. Но на самом же деле, он таким образом ещё и заботится о себе и своей семье, которая бы не прожила без молока, и мяса в месте, где особо нет рабочих мест.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Чтобы различать свои потребности и мотивы желаний, дабы понимать, где проявляется разумный эгоизм, а где полное игнорирование себя или близких, важно уметь прислушиваться к своим чувствам и переживаниям, а также осознавать их. Про само понятие «осознанность» и как ему научиться, вы узнаете из статьи практику осознанности. Берегите себя и близких!

Материал подготовила Журавина Алина.

 

 

data-ad-format="autorelaxed"data-ad-client="ca-pub-4167948981158684"data-ad-slot="1338464532">

 

qvilon.ru

определение, теории эгоизма, происхождение термина

Эгоизм - сущность, истоки, коррекцияЭгоизм – это система ценностей человека, характеризующаяся преобладанием личных потребностей по отношению к интересам и потребностям другого человека или социальной группы. При этом удовлетворение собственных интересов рассматривается как высшее благо. В психологических и этических теориях эгоизм считается врожденным свойством, которое необходимо преодолевать.

Теории эгоизма

Можно выделить два основных подхода к проблеме эгоизма:

  • Человеку от природы свойственно стремиться к наслаждению, избегая страданий;
  • Человек в своей нравственной деятельности должен следовать личным интересам.

В античной философии выражалась мысль, что люди эгоистичны с рождения, и из этого должна исходить всякая нравственность. В пику феодально-христианской морали, проповедующей отказ от мирских наслаждений, французские материалисты утверждали, вслед за Демокритом и Эпикуром, что нравственность порождают исключительно земные интересы людей.

Суть этической концепции "разумного эгоизма" заключалась в том, что люди должны удовлетворять свои потребности "разумно", тогда они не будут противоречить интересам отдельных личностей и общества в целом, а, наоборот, станут служить им. К концу XIX в. эта теория переродилась в установление принципиального приоритета личных потребностей над любыми другими. В обыденном сознании разумный эгоизм – это умение жить собственными интересами, не пренебрегая ценностями окружающих людей, так как это недальновидно и невыгодно по тем или иным причинам.

Теория социального обмена выдвигает в пользу эгоизма аргументы, согласно которым люди осознанно или бессознательно хотят получать максимально возможное вознаграждение с минимальными затратами. Из этой теории следует, что любые поступки совершаются по эгоистическим побуждениям для того, чтобы получить оптимальное поощрение или избежать наказания. Неявная выгода, которой диктуются альтруистические на первый взгляд действия, заключается в получении социального одобрения, повышении самооценки, избавлении от чувства тревоги или угрызений совести. Такой подход к проблеме эгоизма не учитывает, что конечной целью эгоиста является улучшение собственного положения, а альтруиста – забота о другом человеке. Такие явления, как безусловная любовь, сочувствие и эмпатия либо не берутся в расчет, либо искусственно укладываются в прокрустово ложе теории.

Эгоизм - когда свои личные интересы важнее общественныхПоскольку эгоизм принято противопоставлять альтруизму, существует ряд теорий, согласно которым эгоизм и аргументы в его пользу могут по разным причинам утрачивать силу. Например, концепция социальных норм исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, которые заставляют отказаться от эгоистического поведения для их исполнения. Норма взаимности побуждает человека отвечать добром, а не злом, тем, кто пришел ему на помощь. Норма социальной ответственности предписывает заботиться о тех, кто в этом нуждается, независимо от потраченного времени и полученной взамен благодарности.

Эгоизм нередко получает негативную оценку общества, а осознанный выбор такой стратегии поведения принято считать аморальным. Это качество осуждается на всех уровнях: в философии, религии, государственном устройстве и в повседневной жизни.

Считается, что эгоизм начинает доминировать, если тактика воспитания направлена на закрепление завышенной самооценки и эгоцентризма. В результате формируется стойкая ориентация на личные переживания, интересы и потребности. Впоследствии себялюбие и безразличие к другим людям и их внутреннему миру могут привести к одиночеству, а окружающий мир будет восприниматься как враждебный.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.

Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.

www.neboleem.net

Теория разумного эгоизма: описание, суть и основная концепция

February 11, 2017

Когда в диалогах философов начинает затрагиваться теория разумного эгоизма, невольно всплывает фамилия Чернышевского Н. Г. многогранного и великого писателя, философа, историка, материалиста, критика. Николай Гаврилович вобрал в себя все лучшее – стойкий характер, непреодолимое рвение к свободе, четкий и рациональный ум. Теория разумного эгоизма Чернышевского – это очередная ступень в развитии философии.

Определение

Под разумным эгоизмом следует понимать философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом.Разумный эгоизм

Возникает вопрос: чем разумный эгоизм отличается от эгоизма в прямом его понимании? Сторонники разумного эгоизма утверждают, что эгоист думает только о себе. В то время как разумному эгоизму невыгодно пренебрегать другими личностями, и попросту он представляет собой не эгоистичное отношение ко всему, а всего лишь проявляется как недальновидность, а иногда даже как глупость.

Другими словами, разумным эгоизмом можно назвать способность жить своими интересами или мнением, не противореча мнению других.

Немного истории

Разумный эгоизм начинает зарождаться еще в античный период, когда Аристотель отвел ему роль одной из составляющих проблемы дружбы.

Далее, в период французского Просвещения, Гельвеций рассматривает разумный эгоизм как невозможность сосуществования осмысленного баланса между эгоцентричной страстью человека и общественными благами.

Более подробное исследование данный вопрос получил у Фейербаха Л. По его мнению, добродетель человека опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого человека.

Глубокое изучение теория разумного эгоизма получила у Чернышевского. Оно опиралось на трактование эгоизма индивидуума как на выражение полезности человека в целом. Исходя из этого, если сталкиваются корпоративные, частные и общечеловеческие интересы, то главенствовать должны последние.

Взгляды Чернышевского

Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:

  • Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и абсолютная идея.
  • Разум и идея являлись движущими силами развития.
  • Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.

Разумный эгоизм

В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.

От Гегеля - к Фейербаху

Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.

Разумный эгоизм

В своей работе «Сущность христианства» Фейербах утверждает, что природа и человеческое мышление существуют отдельно друг от друга, а высшее существо, созданное религией и фантазией человека, является отражением собственной сущности индивидуума. Данная теория очень вдохновила Чернышевского, и он нашел в ней то, что искал.

И даже находясь в ссылке, он писал своим сыновьям о совершенной философии Фейербаха и о том, что он остался его верным последователем.

Суть теории разумного эгоизма

Теория разумного эгоизма в работах Чернышевского была направлена против религии, богословской морали и идеализма. По мнению писателя, индивид любит только себя. И именно себялюбие побуждает людей к действиям.

Разумный эгоизм

Николай Гаврилович в своих работах говорит о том, что в намерениях людей не может существовать нескольких разных натур и все множество человеческих желаний действовать исходит из одной натуры, по одному закону. Имя этому закону – разумный эгоизм.

Все человеческие поступки основываются на мысли индивидуума о его личной пользе и благе. К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов. Даже в таком действии лежит личный расчет и вспышка эгоизма.

В чем заключается теория разумного эгоизма согласно Чернышевскому? В том, чтобы личные интересы людей не расходились с общественными и не противоречили им, принося пользу другим. Только такие принципы принимал и пытался донести до других писатель.

Теория разумного эгоизма кратко проповедуется Чернышевским как теория «новых людей».

Основная концепция теории

Теория разумного эгоизма оценивает выгоду от человеческих взаимоотношений и выбор самых выгодных из них. С точки зрения теории, проявление бескорыстия, милосердия и благотворительности абсолютно бессмысленны. Смысл имеют лишь те проявления этих качеств, которые приводят к пиару, получению прибыли и т. п.

Разумный эгоизм

Под разумным эгоизмом понимают умение находить золотую середину между личными возможностями и потребностями остальных. При этом каждый индивидуум исходит исключительно из любви к самому себе. Но имея разум, человек понимает, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным множеством проблем, желая всего лишь удовлетворения личных потребностей. Вследствие этого индивиды приходят к личностному ограничению. Но делается это опять же не из любви к другим, а из-за любви к себе. Поэтому в данном случае целесообразно говорить о разумном эгоизме.

Проявление теории в романе «Что делать?»

Поскольку центральной идеей теории Чернышевского была жизнь во имя другого человека, то именно это и объединило героев его романа «Что делать?».

Разумный эгоизм

Теория разумного эгоизма в романе «Что делать?» выражается ни в чем ином, как в этическом выражении необходимости взаимной помощи и объединения людей. Героев романа именно это и соединяет. Источник счастья для них – служение народу и успех того дела, которое является смыслом их жизни.

Принципы теории применительны и к личной жизни героев. Чернышевский показал, как в любви всецело проявляется общественное лицо индивида.

Человеку непросвещенному может показаться, что обывательский эгоизм героини романа Марьи Алексеевны очень близок к эгоизму «новых людей». Но суть его лишь в том, что он направлен на естественное стремление к добру и счастью. Единоличная выгода индивида должна соответствовать общественным интересам, отождествленным с интересами трудового народа.

Одинокое счастье не существует. Счастье одного индивида зависит от счастья всех и общего благосостояния в обществе.

Чернышевский как философ никогда не защищал эгоизма в прямом его значении. Разумный эгоизм героев романа отождествляет свою выгоду с выгодой остальных людей. К примеру, освободив Верочку от домашнего гнета, избавив ее от необходимости выходить замуж не по любви и убедившись, что она любит Кирсанова, Лопухов уходит в тень. Это один из примеров проявления разумного эгоизма в романе Чернышевского.

Теория разумного эгоизма – философская основа романа, где нет места себялюбию, корысти и индивидуализму. Центром романа является человек, его права, его выгоды. Этим писатель призывал отказаться от разрушающего накопительства ради достижения истинного человеческого счастья, какими бы неблагоприятными условиями ни обременила его жизнь.

Несмотря на то что роман был написан в 19-м веке, его основы применимы и в современном мире.

Разумный эгоизм

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Разумный эгоизм

13 знаменитостей, которые выглядят лучше без макияжа Супергламурный, яркий, кричащий макияж, возможно, отлично подходит для красной ковровой дорожки или сцены, но иногда наши любимые звезды выглядят лучш.

Разумный эгоизм

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Разумный эгоизм

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Разумный эгоизм

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Разумный эгоизм

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Источники: http://fb.ru/article/293888/teoriya-razumnogo-egoizma-opisanie-sut-i-osnovnaya-kontseptsiya

1lustiness.ru

теория здорового эгоизма — Женский интернет журнал

Как помочь алкоголику: теория здорового эгоизма

Помочь близкому человеку справиться с алкоголизмом

Алкоголизм или наркомания одного из супругов является причиной 50% всех разводов в России. И это – официальная статистика. А если добавить к этому гражданские браки, а также тех, кто терпит и продолжает жить с алкоголиком, картина становится просто ужасающей.

Никто не застрахован от подобных проблем. И не стоит обманываться, что вас эта беда никогда не коснется. Практически в каждой семье есть своя грустная история с зеленым змием в главной роли.

Когда я столкнулась с подобной проблемой, я была очень юной, совершенно не подготовленной, и поэтому наделала немало ошибок. Кроме того, несмотря на общедоступность Интернета, я нашла очень мало информации о том, как близкий человек может помочь алкоголику. И уж совсем мало материала было посвящено помощи родным и близким алкоголика. А ведь они в этой ситуации страдают ничуть не меньше самого зависимого. Поэтому я хочу попытаться систематизировать свой весьма болезненный опыт в надежде, что он окажется полезным попавшим в такую же беду. Сразу оговорюсь: это опыт женщины, которая помогала любимому мужчине. Но это не значит, что данные советы не могут пригодиться при иной расстановке сил – некоторые из них достаточно универсальны.

1. Прежде всего осознайте, что это не ваша проблема. Да, именно так. Все информационные источники трубят о синдроме созависимости, о том, что близкие сами часто провоцируют алкоголизм и так далее. Конечно, вы можете повлиять на ситуацию. Но пьет все-таки он, а не вы. Поэтому не стоит вешать на себя совершенно ненужную в данном случае ответственность – она будет вас лишь сковывать.

2. Не пытайтесь найти скрытых мотивов его пьянства. Это классика жанра: женщина начинает жалеть мужчину, оправдывая его алкоголизм горем, стрессом, нереализованностью, одиночеством и так далее. А мужчины – просто мастера поддерживать эти иллюзии. Он пьет, потому что он пьет, и точка. А повод напиться найдется всегда. Устранение факторов, которые сейчас мешают его трезвости, неизменно породит другие.

3. Примите как данность, что ситуация вряд ли изменится сама собой. Можно конечно и дальше прятать голову в песок и пытаться бороться с последствиями алкоголизма, не устраняя причину: врать друзьям, прикрывать прогулы на работе, обзванивать больницы и вытрезвители. Но скрывать до бесконечности очевидный факт невозможно. Проблема ведь не в том, что он не смог сегодня выйти на работу, а в том, что он скоро вообще будет не в состоянии работать, если уж на то пошло.

4. Приняв ситуацию, не стоит заламывать руки и биться в истерике. Я уже приводила статистику – так что вы не уникальны. И не надо ставить на себе клеймо позора – жена алкоголика (или мать, или сестра). Ведь все-таки это не вы алкоголик. Вам стыдиться нечего.

5. В борьбе с алкоголизмом супруга жены совершают традиционную ошибку: наивно полагают, что, если муж выпьет дома, под их присмотром, хорошего алкоголя, это спасет его от недельного запоя в сомнительной компании и употребления «Охоты крепкого». Все наркологи в один голос говорят: дома не должно быть алкоголя вообще! Отныне выпивать в присутствии супруга для вас – табу.

6. Очередной типичной ошибкой жен алкоголиков является выяснение отношений с супругом, когда тот находится в состоянии алкогольного опьянения. Поймите: это, как минимум, бесполезно, а как максимум – опасно. Все разговоры о проблеме должны вестись лишь на трезвую голову.

7. К слову об опасности. В первую очередь вы должны думать о себе, а не о супруге, даже самом любимом. Я вовсе не призываю к тому, чтобы бросить своего мужчину и махнуть на него рукой. Но если ситуация зашла столь далеко, что имеет место факт насилия, нужно уносить ноги. И помогать уже на расстоянии, если конечно останется еще желание помогать. Продумайте, где бы вы могли временно пожить. Отговорки типа «Он без меня пропадет» отменяются. Поверьте, ничего с ним не сделается. А вот с вами – запросто.

8. Очень часто женщины затягивают период принятия мужчиной решения о необходимости лечения своей чрезмерной заботой и терпением. Ведь если вы до бесконечности будете решать его проблемы и покрывать последствия его запоев, у него может и не возникнуть желания что-либо менять. Поставьте его перед необходимостью выбора. Пусть он осознает, что проблема зашла очень далеко. Но не кидайтесь пустыми угрозами. Если вы обещаете, что в следующий раз переедете к маме, то и переезжайте. Если грозились сдать его в милицию – звоните 02 и не спешите забирать заявление. Пусть он почувствует ответственность за свои поступки. Донесите до него, что жить с алкоголиком вы не будете – и подтвердите это конкретными действиями.

9. Алкоголизм – это болезнь, которая требует комплексного лечения. Вызов санитаров, которые ставят капельницу с глюкозой и витамином С – это опять-таки борьба с последствиями, если после этого не принимаются никакие кардинальные меры. И доверьте это дело профессионалам. Если нет денег на нарколога, поищите бесплатные сообщества, которые помогают в борьбе с алкоголизмом. Они есть, поверьте. Не могу порекомендовать никого конкретного, так как не имела личного опыта взаимодействия с ними, но находила о них информацию в Интернете. В любом случае, это лучше, чем вообще ничего не делать.

10. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Это цинично, но это факт. Вы не заставите вашего мужчину лечиться, если он не хочет. Вы не перепрошьете ему мозги. Вы не залезете в его генетический код. Когда я спросила нарколога, что лично я могу сделать, чтобы помочь своему мужу, она честно ответила мне: «Очень мало». И это правда. Ваша основная задача – помочь себе. И именно этому посвящена статья.

© Автор: Анастасия Сорокко - Женский журнал, newsgomel.by.

Похожие записи:

ladydiary.ru

Альтруизм, приправленный эгоизмом. Все мы

Альтруизм — выгода для других. Эгоизм — выгода для себя. Если согласиться с такими толкованиями, то эти понятия логически можно сравнить с донорством и вампиризмом. Однако действительно ли есть необходимость в столь контрастном разграничении? И почему эгоистом иногда полезно быть, а альтруизм может даже навредить человеку? Попробуем вместе найти «золотую середину».

Содержание статьи:

  1. Все мы — эгоисты?;
  2. В теории;
  3. Эгоистические мотивы;
  4. Сверхэгоизм;
  5. Бескорыстная помощь;
  6. Есть ли место?;
  7. Альтруистический эгоизм;
  8. Секреты «здорового» эгоизма.

Все мы — эгоисты?

Словом «эгоист» (от лат. Ego — я) называют людей, которые свои интересы, желания, потребности ставят выше, чем чужие, живут только для себя и используют других людей для достижения своих целей. Эгоист — негативный «диагноз», поэтому общество нас учит, что правильным является чувствовать вину за эгоистические проявления.

Однако следует признать эгоизм характерный для всех психически здоровых людей! Большинство психологических концепций объясняет, что эгоизм является врожденным, а в его основе — инстинкт самосохранения. Это не оскорбление, а черта характера, которая уже под влиянием воспитания, окружения, социальных факторов или чрезмерно развивается, или же становится почти незаметной. Кто-то свой эгоизм грамотно скрывает, а кто-то, наоборот, демонстрирует. Более того, бескорыстные поступки (альтруизм) часто называют скрытым эгоизмом. А что если человек жертвует собой только в собственных интересах?

Интересное видео по теме:

В теории

Один из основателей марксизма, известный альтруист Фридрих Энгельс (Friedrich Engels, 1820-1895 гг.) убеждал, что нужно справедливо делить доходы, блага в обществе, однако все же говорил:

«Если вы хотите помочь какому-то делу, то в первую очередь следует сделать его своим». Английский Физиолог Джон Холдейн (John Burdon Sanderson Haldane, 1892-1964 гг.) в 1950-х годах описал свою теорию, объясняла альтруистическое поведение человека с математической точки зрения. На вопрос, пожертвует ли ученый собой ради спасения другого, он ответил:

Я отдам свою жизнь ради двух братьев или восьми кузенов.

Почему именно такая «цена» самопожертвования? Холдейн подсчитал: у него с каждым из двух братьев набор генов схож на 50%, а с каждым из кузенов — на 12,5%. Это означает, что он готов пожертвовать своей жизнью, только когда будет уверен в «выживании» своих генов. Таким образом, теория Холдейна заключается в том, что человек всегда пытается сохранить свой генетический материал. Поэтому в основе такого альтруизма, по его мнению, — эгоистичные мотивы.

С этой теорией согласился британский эволюционный биолог Уильям Дональд Гамильтон (William Donald Hamilton, 1936-2000 гг.). Он считал, что человек совершает самопожертвование для того, чтобы его родственники смогли продолжать род.

Эгоистические мотивы

Хотя биологическая составляющая важна, но не только она определяет поведение человека. Например, когда мы дарим кому-то близкому подарок, здесь также есть эгоистические мотивы! Без сомнения, мы приветствуем близкого человека от всего сердца, но все же надеемся на ответный подарок, ждем слов благодарности, восхищения. Вы с этим не согласны? Так представьте ситуацию, когда именинник оставит ваш подарок без внимания. Как вы отреагируете? Обидитесь, обвините в равнодушии? Вот это и есть проявления эгоизма! Наша социальное поведение также имеет в основе эгоистическое начало, однако в таковом нет ничего плохого. Например, мы не переходим улицу на красный свет прежде всего не потому, что не хотим нарушить правила дорожного движения, а из-за опасений за свою жизнь! Но какая необходимость анализировать вот такой эгоизм, когда он не только не вредит окружающим, а наоборот, способствует общественному порядку?

Давайте я поведаю вам интересную историю, случившуюся с президентом США Авраамом Линкольном (Abraham Lincoln, 1809-1865 гг.). Только представьте, президент во время поездки с другом в карете всячески убеждал его, что все поступки человека имеют эгоистическую составляющую. В разгар спора пассажиры услышали визг свиньи: экипаж как раз проезжал мимо большой лужи, где застряли маленькие поросята. Линкольн сразу же попросил остановить карету и помог животным выбраться из воды. Его собеседник искренне удивился: этот поступок полностью опроверг утверждение президента!

Однако Линкольн ответил, что это действие имело очень эгоистичную цель — спасая поросят, он сохранил свой душевный покой. Итак, можно сделать вывод: иногда эгоистические черты необходимы человеку!Эгоистические мотивыЭгоистические мотивы

Сверхэгоизм

Интересное разделение предложил российский писатель Иван Тургенев (1818-1883 гг.):

Есть три типа эгоистов: эгоисты, которые сами живут и дают жить другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.

Поэтому осуждать эгоизм следует тогда, когда человек становится сверхэгоистом с жизненной позицией:

Другие люди — никто, а я — все.

Такой сверхэгоизм характеризуется чрезмерными проявлениями эгоцентризма, самовлюбленности, нарциссизма. Причиной развития нездорового эгоизма может быть либо чрезмерная любовь и забота в детстве, или же, наоборот, отсутствие внимания. Чрезмерный эгоизм вредит прежде всего самому эгоисту — ему трудно найти общий язык с друзьями, коллективом, своими детьми. Человек должен понимать, что следует считаться с чужими интересами, ведь не только у него есть потребности, желания. Если вы требуете от окружающих понимания и уступок, то должны научиться слушать и слышать других!СверхэгоизмСверхэгоизм

Бескорыстный альтруизм

Однако как ни парадоксально то, что очень часто общество не принимает бескорыстные поступки, потому что за этой милостью может стоять личная выгода. Например, известных людей, политиков, которые публично занимаются благотворительностью, нередко обвиняют в игре на публику. Так можно и каждого донора, что добровольно сдает кровь, или же человека, который дает милостыню нищему, обвинить в эгоистических мотивах: эти поступки помогают повысить самооценку, избежать мук совести.

Такой анализ своих действий на бескорыстие, чувство вины за поведение, приводит к внутреннему конфликту. Поэтому разве нужно искать причины добрых поступков, если они могут привлечь внимание общественности к социальным проблемам? Главное — положительный результат и распространение добра. Ведь каждая благотворительная акция, сообщение социальных сетях помогают подтолкнуть к альтруистическим, благородным свершениям.

Интересно, что мы рождаемся не только с эгоистическими чертами, но и с альтруистическими! Например, когда ребенок видит другого ребенка расстроенным, в слезах, то чаще всего у него будет срабатывать спонтанный инстинкт, подталкивающий на то, чтобы пожалеть, успокоить, поделиться игрушкой.

Ярким примером альтруизма можно назвать и родительскую любовь — самоотверженную, терпеливую, всепрощающую.

Однако такой альтруизм может быть и вредным, ведь есть риск: дети настолько привыкнут к заботе, что вырастут эгоистичными, высокомерными, самовлюбленными. Поэтому важнейшая роль в формировании правильного социального характера человека имеет воспитание. Следует своими поступками, действиями показывать детям желаемую модель поведения: кому необходимо сочувствовать, сопереживать, помогать. Примите участие всей семьей в волонтерских акциях. Неравнодушие к чужой беде — лучший проявление милосердия!

Есть ли место?

Но если детально проанализировать понятие «альтруизма», то появляется вопрос, есть ли ему место в современном мире? Альтруизм (от лат. Alter — другой) — это деятельность на благо других, бескорыстная помощь, забота. Философия дзен учит: действие не может считаться вполне добродетельным, если в ней есть хотя бы крошка эгоизма. Поэтому настоящий альтруист — это тот, кто делает добрые дела, забывая о своем счастье, иногда даже в ущерб собственным интересам.

Такую роль часто берет на себя женщина в семье, отказываясь от эгоистических проявлений. Она жертвует все свободное время на домашние заботы, уборку, быт, ведь главное — интересы мужа и детей. Однако вот такое самопожертвование никому не на пользу: женщина не имеет времени для саморазвития, отдыха, встреч с подругами. Родные начинают воспринимать обязанности жены, матери как должное. А личные желания и потребности женщины никуда же не исчезают! Рано или поздно она начинает себя жалеть, нервничать по пустякам, требовать от других понимания и заботы … И кому нужно самоотречение, что перерастет со временем в нездоровый эгоизм?Альтруизм или эгоизм?Альтруизм или эгоизм?

Альтруистам трудно само реализоваться, ведь они постоянно готовы к самопожертвованию, а их добротой часто манипулируют, используют как простое орудие для достижения собственных целей.

Так какой выход, спросите вы, кем лучше быть: альтруистом или эгоистом?

Альтруистический эгоизм

На самом деле понятие эгоизма и альтруизма неразделимы, и они дополняют друг друга. Ведь если человек берет больше, чем отдает, происходит перенасыщение. И наоборот — если отдавать, но не брать взамен, то человек исчерпывается. Надо стремиться к гармонии — не забывать ни о ближнем, ни о себе. Умение понимать и себя, и других людей канадский врач, биолог, основоположник учения о стрессе, Биолог Ганс Се-лье (Hans Hugo Bruno Sely, 1907-1982 pp.) Назвал альтруистическим эгоизмом.

Я посчитал бы главной победой собственной жизни, если бы у меня получилось поведать об альтруистическом эгоизме так понятно и убедительно, чтобы он стал лозунгом общечеловеческой этики.

Важно понять: тот, кто любит, ценит себя, помнит о своих интересах и потребностях, — умеет любить и других. Ведь даже одна из заповедей призывает:

Возлюби ближнего своего как самого себя.

Заметьте: не больше, не меньше, а «как самого себя», потому что мы все равны!

Это можно назвать «рациональным», «умным» эгоизмом. Каждый из нас имеет мечты, желания, стремления. Если же вы их подавляете, то нездоровый эгоизм будет вырываться на свободу в виде обид, манипулирования кем-то. А человек, который помнит о себе (удовлетворяет свои потребности) может больше дать и близким. При этом меньше требовать от других. Это секрет семейной гармонии, искренней дружбы. Если человек успешный, счастливый, внутренне гармоничный, тогда в его жизни есть место и альтруистическим поступкам. Поэтому здоровый эгоизм — это тот необходимый баланс между собственными и чужими интересами, который нужно найти каждому. Взаимопомощь и бескорыстная помощь, доброе слово, искренняя улыбка — основа здорового, успешного, счастливого общества.Здоровый эгоизмЗдоровый эгоизм

Не надо стесняться попросить о помощи, однако не жалейте слов благодарности и будьте готовы помочь в ответ. Но чтобы ваш альтруизм не стал демонстративным, не напоминает о своих хороших поступках, не ждите похвалы. Народная мудрость учит: делайте добро тихо! Как говорила Мать Тереза: «Люби! Чем больше ты дашь другим, тем больше будешь иметь».

Значит, надо научиться быть «альтруистическим эгоистом», ведь эгоизм и альтруизм — не противоположные полюса. А пока врачи спасают человеческие жизни, пока есть те, кто помогает материально приютам, кто дает милостыню нищим, кто подкармливает бездомных животных, можно быть спокойным, что для настоящего добра еще есть место в мире!

Секреты «здорового» эгоизма

— Почувствуйте вашу ценность, уникальность!— Не бойтесь высказывать и отстаивать свое мнение, даже если оно отличается от мнения собеседника. Однако не навязывайте свою позицию другим.— Иногда нужно пожертвовать своими интересами, а иногда, наоборот, необходимо уметь твердо сказать «нет».— Реализуйте свой потенциал, развивайте собственные умения. Двигайтесь только вверх, а не вниз!— Помогайте тем, кто в этом нуждается: многодетным, малообеспеченным семьям, пенсионерам, братьям нашим меньшим. Если у вас нет такой материальной возможности, то не жалейте добрых слов, поддержки, советы для ближнего! Именно с этого и начинается добро!— Уважайте желания, интересы, свободу других.— Научитесь находить компромиссы.— Не будьте равнодушными ни к себе, ни к ближним.— Изучите формулу жизни: польза для себя + польза для других = гармония.— Любите, уважайте себя. Это не грех, а обязанность каждого!

Еще интересные материалы:

Загрузка...

daddys.world

Эгоизм — здоровый и не очень

В психологии очень мало такого, о чем можно говорить с уверенностью. Кругом одни лишь гипотезы и предположения. Теорий личности существует множество, теорий возникновения невроза тоже уйма, теорий и техник психотерапии еще больше. Но все теории сходятся, как минимум, в одном фундаментальном принципе.

Воспитание и христианская мораль учат нас заботиться о других людях, почитать родителей, помогать слабым и противостоять тиранам. Нас учат, что высшее достижение — это подвиг, совершенный во благо всего человечества. Нам рассказывают сказки о героях, отдавших свою жизнь ради спасения других людей. И нас учат испытывать вину за всякое проявление эгоизма, здорового или невротического — без разницы.

А психология утверждает обратное — все, что бы ни делал человек, он делает ради своего собственного блага. Нет в человеческой мотивации ничего иного, кроме беспросветного эгоизма. В каждом поступке человека за ширмой его доброты, благородства и бескорыстия легко обнаружить эгоистичную мотивацию. И эта мотивация не вторична — за этой отговоркой спрятаться не получится — эгоистичная мотивация всегда первична!

Но в этом эгоизме нет ничего плохого. Нечего стыдиться — такова сама человеческая природа, и бороться с ней, значит, восставать против инстинкта самосохранения. Моральные идеалы, какими мы привыкли их видеть, содержат в себе фундаментальную ошибку — они исходят из того, что человек от рождения испорчен и потому нуждается в оковах нравственности. Но так ли это на самом деле? От чего «звереет» человек? Не от этих ли самых оков, которые на него надевают в раннем детстве?

Есть мнение, что эгоизм разрушает общество, и поэтому должен быть искоренен. Но так ли это на самом деле? Цель врожденного естественного эгоизма — выживание. И если общественный порядок будет объективно более эффективным способом выживания, эгоизм такому обществу будет только рад и всегда будет его поддерживать. Животные, вон, живут стаями, а ведь у них нет никакой морали, их никто не учит, что надо быть добрыми к ближнему своему. Их эгоистичный инстинкт самосохранения сообщает им: стая — лучший способ выживать, а значит надо поддерживать интересы стаи, как свои собственные. А человеческий эгоизм не глупее звериного…

Противостояние между эгоизмом и общественной моралью возникает по чистому недоразумению. Что говорят священные тексты всех религий о деяниях своих святых? — Что они отдавали себя настоящему служению, что они были чисты и благородны в своих побуждениях, что они заботились о своих близких больше, чем о самих себе. Но ведь в том-то и дело — это святые люди, лишенные привычного нам Эго и его «-изма». А как быть всем нам, кому до святости очень далеко?

И вот здесь совершается логическая ошибка. Бескорыстное благородное поведение святого человека — это результат святости, а не путь к ней. Святой человек находится в совершенно ином состоянии сознания. Его центр личности покоится в другом месте, а его Эго становится периферийной инстанцией, и вместе с этой трансформацией из него уходит тот самый «аморальный» эгоизм.

Но его место теперь занимает «божественный» эгоизм. Святые люди все так же следуют только своей внутренней мотивации, своей собственной воле, и даже помогая другим, они все так же решают какую-то свою внутреннюю задачу. Разница в том, что теперь их воля тождественна воле Бога, и потому со стороны их поведение кажется экстраординарным, внеличностным и внеэгоистичным.

Институты нравственного воспитания исходят из ошибочной посылки, что повторение моделей поведения святого человека есть путь к достижению святости. Это в лучшем случае. В худшем — если воспитатели не заблуждаются на счет природы святости, значит, они хотят превратить мораль в кнут и пряник и использовать ее для подавления индивидуальности.

Мораль говорит, что эгоизм — это худшее, что есть в человеке. Нас учат наступать на горло собственной песне ради того, чтобы быть зачисленными в ряды хороших и достойных людей. Нас учат стыдиться своей собственной природы и разыгрывать из себя тех, кем мы не являемся, ради сомнительного счастья быть принятыми в обществе людей, успешно обманувших себя.

В свое время Фрейд выпустил на свободу человеческую сексуальность и тем самым избавил очень многих людей от огромной силы внутреннего конфликта. Сексуальный инстинкт невозможно выключить — его можно только подавить. Но сколько себя не обманывай, сколько не замалчивай, инстинкт всегда найдет себе выход на поверхность — по-хорошему или по-плохому. То же самое и с эгоизмом — сколько от него не прячься, никуда не скрыться, а чем больше ему сопротивляешься, тем более тяжелые последствия наступают.

Мы все — эгоисты от и до. Но по дурацкому стечению обстоятельств очень хотим видеть себя какими-то другими. Мы находим великую честь в благородстве, в альтруизме, в помощи нуждающимся. Мы заботимся о своих близких и тех, кого любим. Мы беспокоимся о будущем детей, о детенышах тюленей, об экологии и о мире во всем мире. Но при этом отказываемся взглянуть правде в глаза — на самом деле мы заботимся только о самих себе.

И этот самообман никода не проходит бесследно. Оглянитесь вокруг — девять из десяти ваших знакомых страдают от глубокого внутреннего конфликта на почве неудовлетворенного эгоизма. Люди вокруг не удовлетворены своей жизнью из-за того, что не принимают во внимание голоса и желаний своей души. В раннем детстве им внушили идею о греховности эгоистичных желаний и всю жизнь они только тем и занимаются, что воюют сами с собой, потому что нет у человека никаких других желаний, кроме эгоистичных. А как можно получать радость от жизни, запрещая себе желать?

Разумный эгоизм

Разумный эгоизм — это ни что иное, как зов нашей души. Проблема в том, что «нормальный» взрослый человек уже не слышит голоса естественного эгоизма. То, что под видом эгоизма доходит до его сознания, — это патологическая самовлюбленность, ставшая результатом долгого подавления импульсов естественного эгоизма.

Здоровый эгоист куда ближе к святости, чем всякий убежденный праведник, потому что меньше себя обманывает. Праведник верит, что напрягая свою эгоистичную волю он может справиться со своим эгоизмом. Ему кажется, что подавляя эгоистичные импульсы, он приближается к святости и Богу. Но на деле он этим только увеличивает свой внутренний конфликт и все больше отдаляет себя от Бога.

Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем он несчастнее. Он может совершить величайшие подвиги милосердия, но при этом его собственная жизнь так и останется пустой и безвкусной. Подобный самообман умерщвляет.

Есть и другой случай, когда кажется, что человек плюет на всех и живет только для себя. Но это все та же самая проблема, только вывернутая наизнанку. Подчинение морали или бунт против нее — это одно и то же. И эти прожженные эгоисты точно так же находятся в состоянии внутреннего конфликта по поводу своего эгоизма. Они бунтуют против запрета на самовлюбленность, но при этом точно так же чувствуют вину за свое поведение, и это приводит к новому витку эскалации — бунту против чувства вины и очередным попыткам доказать себе свое право послать всех к черту, и обратно к новому чувству вины.

Эгоистичны все без исключения. Если вы знаете человека, который в жизни совершил хоть один поступок безо всякой личной выгоды, то это был не человек… либо это был святой, либо вы не видите скрытой выгоды от совершенного поступка, либо просто хотите продолжать себя дурить.

Та разница между людьми, которую легко заметить, когда речь заходит об эгоизме, обусловлена не уровнем эгоизма, а уровнем их самообмана на сей счет. Самый нездоровый эгоизм у праведников и бунтарей. И те, и другие в равной мере воюют со своей собственной природой, доказывая окружающим свою доброту или злобу. Внутренний конфликт они пытаются разрешить вовне, но им это никогда не удается. И со стороны они выглядят наиболее ущербно — болезненно самовлюбленно или так же болезненно кротко.

Более здоровая версия эгоизма у людей, отдающих себе отчет в том, что ничего, кроме собственных интересов у них в жизни нет. Но до тех пор, пока они продолжают раскачиваться на маятнике гордости–ничтожества, их эгоизм окрашен в ядовитые тона самовлюбленности. Эти люди более трезво смотрят на мир и со стороны выглядят не такими уж эгоистами. Обратите внимание на этот фокус. Чем более честен человек в отношении собственной мотивации, тем менее эгоистично выглядят его поступки или, по-крайней мере, его эгоизм выглядит оправданным, разумным, трезвым, и потому не вызывает отторжения.

Возьмем пример. Два человека: здоровый и нездоровый эгоисты. Оба совершают один и тот же поступок — делают близкому человеку подарок. Здоровый эгоист отдает себе отчет в том, что подарок он делает для себя, что это ему самому нравится дарить подарки и ему нравится получать что-то в ответ. Его игра «в подарки» очевидна и прозрачна — он не скрывает своей корысти ни от себя, ни от другого человека, а значит не остается никакого камня за пазухой. Здоровый эгоист корыстен, но честен.

А нездоровый неосознанный эгоист поступает иначе — он не отдает себе отчета в том, что им движет только личный интерес, он верит, что делает подарок от всего сердца и не имеет при этом никаких задних мыслей. Но на более глубоком уровне им движет все тот же личный корыстный интерес — он тоже хочет получить что-то взамен, но хочет это получить тайком, безответственно. Если он это получает, то все хорошо, но если по какой-то причине реакция на подарок его не устраивает, вся его корысть тут же выходит наружу — он начинает обижаться, психовать, требовать справедливости и проклинать чужой эгоизм. Так он вынуждает другого человека расплатиться по счетам за все полученные «бескорыстные подарки».

Нездоровый эгоист точно так же корыстен, как и здоровый, только при этом еще делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, и очень гордится этим своим показным самоотречением.

В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного «Хочу!», и чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм — совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека. Осознанный разумный эгоизм — единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми.

p. s.

Разрешить себе быть честным здоровым эгоистом — большое достижение, но это только полдела. Если при этом не будет решена проблема гордости-ничтожества, эгоизм будет в первую очередь защищать эти два невротических полюса, вместо того, чтобы выполнять главную свою задачу — транслировать голос Самости и вести человека по пути естественной самореализации.

Автор: Олег Сатов

Источник

___________________________________________________________

Ну и с чисто эгоистичных побуждений попробуйте узнать о диджериду, что это такое и с чем его» едят», могу подсказать — это относиться к музыке. Ну а если не интересно, для вас есть дом 2, там тоже можно увидеть примеры разного рода эгоизма.

Читайте также:

www.selfcreation.ru