40.Теория психосоциального развития э. Эриксона. Теория психосоциального развития эрика эриксона


40.Теория психосоциального развития э. Эриксона.

В течение жизни все мы меняемся и развиваемся. Однако в сфере возрастной психологии развитие, процесс роста, взросления и изменения, традиционно рассматривалось как процесс, присущий детству. Эрик Эриксон был одним из первых теоретиков, считавших, что развитие продолжается на протяжении всей жизни. Он создал теорию развития, согласно которой человек в течение жизни проходит восемь стадий развития. На каждой стадии возникает особый конфликт, который индивид должен разрешить, чтобы успешно развиваться дальше. Каждый конфликт может быть разрешен адекватными способами, побуждающими развитие, или неадекватными способами, затрудняющими переход на следующую стадию развития. Считается, что кризисы, оставшиеся неразрешенными или разрешенные неадекватно, продолжают возникать на протяжении жизни, к ним можно обратиться и разрешить их на более поздней стадии. Младенчество: доверие - недоверие (первый год жизни). На протяжении первого года жизни получение младенцем пищи, тепла и любви зависит от заботящихся о нем людях. Если родители удовлетворяют физиологические и эмоциональные потребности младенца, у него разовьется базальное чувство доверия к заботящимся о нем людям и миру в целом. Если основные потребности младенца не удовлетворяются, у него может развиться чувство недоверия к миру и другим людям. Чувство доверия или недоверия, сформировавшееся в младенчестве, влияет на переход на последующие стадии развития. Раннее детство: самостоятельность - стыд и сомнение (2-3 года) Дети этого возраста уже маленькие люди. Они становятся более независимыми, ходят, разговаривают, пользуются  горшком и многое делают сами. На этой стадии начинают развиваться самоконтроль и самостоятельность. Если родители поощряют инициативность ребенка и позволяют ему исследовать, экспериментировать, совершать ошибки и осознавать границы дозволенного, у него разовьется чувство самостоятельности, самоконтроля и уверенности в себе и в своих силах. Если родители чрезмерно опекают ребенка или не одобряют его желание быть независимым, ребенок может начать сомневаться в своих возможностях и стыдиться своего поведения. Самостоятельность ребенка будет подавлена, и у него возникнут трудности при взаимодействии с окружающим миром. Возраст игры: инициативность - вина (4-6 лет) В этот период социальные горизонты детей расширяются, они сильнее вовлечены в социальные взаимодействия с окружающими людьми. Теперь задача состоит в том, чтобы уравновесить их стремление к большим приключениям и большей самостоятельности при выборе своих занятий со способностью контролировать порывы и детские фантазии. Если детям предоставляется возможность выбирать занятия, важные лично для них, и если родители поощряют их, но тверды в вопросах дисциплины, у детей разовьется положительный образ себя, и они доведут свои начинания до конца. Если детям не позволять принимать собственные решения, у них может возникать чувство вины при взятии инициативы на себя. У детей может возникнуть убеждение, что быть независимым - плохо, они могут стать пассивными и позволять другим решать за себя. Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность (6-12 лет) На этой стадии дети переходят из мира семьи в мир школы и ровесников. Дети обучаются мастерить, пользоваться инструментами и приобретают навыки, необходимые, чтобы стать работником и потенциальным кормильцем. В это время дети также впервые получают отзывы от посторонних людей о своих достижениях. Если дети способны находить удовольствие в интеллектуальной деятельности, продуктивности, стремлении к успеху, у них появится чувство компетентности. Если они не достигают успеха или не находят удовольствия от процесса, у них может появиться чувства неполноценности и несостоятельности, которые могут мучить их на протяжении всей жизни.

Юность: самотождественность Я - ролевое смешение (12-20) Это наиболее известная стадия в теории Эриксона. На стадии юности мы спрашиваем себя: «кто я? Кем я хочу стать?» Для  ответа на эти вопросы необходимо адекватное разрешение всех конфликтов предшествующих стадий. Молодые люди должны исследовать, осознать границы дозволенного, стать независимыми от своих родителей и достичь самотождественности или ощущения себя. Самотождественности можно достичь, только испробовав разные роли, типы поведения и идеологии. Неспособность достичь чувства самотождественности приводит к смешению ролей, неумению принимать решения и выбрать профессию, сексуальную ориентацию и собственную роль в жизни. Ранняя зрелость: близость - изоляция (20-25) На этой стадии молодые люди должны научиться строить близкие отношения как в дружбе, так и в любви. Успешное разрешение этой задачи развития зависит от предшествующих стадий. Например, трудности с установлением близких отношений могут возникнуть, если у человека неразвито чувство базального доверия или чувство самотождественности. Молодые люди должны научиться устанавливать близкие отношения с другими людьми. Альтернативой является отчужденность, изоляция, страх перед привязанностью и неумение вверять себя другим. Средняя зрелость: продуктивность - инертность (26-64) Под продуктивностью понимается умение выйти за пределы эгоизма и личных интересов и заботиться о других. Забота о других может проявляться в любви к своим детям, профессии наставника, обучении или производстве инструментов или продуктов, которые переживут человека и принесут пользу следующим поколениям. На этой стадии взрослые ощущают потребность быть продуктивными и помогать следующему поколению. Если кризис разрешен неудачно, человек останется эгоцентричным и будет испытывать инертность, неспособность развиваться с эмоциональной и психологической точки зрения. Поздняя зрелость: цельность Я - отчаяние (от 65 лет до смерти) На стадии поздней зрелости человек размышляет о своей жизни, рассматривая ее роль в общей схеме всего. Человек оценивает свою жизнь и свои достижения. Если человек оглядывается на свою жизнь с незначительными сожалениями, испытывая удовлетворение и ощущая, что она была небессмысленной, это приводит к чувству самотождественности Я. Если же, напротив, человек ощущает безнадежность, размышляет о своих ошибках и о том, что все могло бы быть иначе, это приводит к чувству отчаяния. Если человек достигает чувства цельности и самотождественности, то, согласно Эриксону, он не будет бояться смерти, и это означает, что он достиг высших форм психосоциального развития.

studfiles.net

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Эрик Эриксон (1902-1994) считается неофрейдистом, потому что его ис-следование развития личности отталкивается от теории Фрейда, но в дальнейшем развилось в самостоятельное научное направление. Эрик-сон, начинавший свою научную деятельность под руководством Анны Фрейд, разработал теорию, которая не вступала в прямое противоречие с классическим психоанализом, но придавала эго-функциям (осознаваемому) гораздо большее значение, чем бессознательным силам. Эриксон концентрировался, главным образом, на роли социальных взаимодействий в формировании личности, поэтому его подход назван теорией психосоциального развития. Еще одно отличие основывающейся на анализе индивидуальных случаев и на наблюдениях за людьми в различных культурах теории Эриксона от традиционного психоанализа Фрейда состоит в том, что представленные в ней стадии развития охватывают всю человеческую жизнь, а не заканчиваются вступлением ребенка в пубертат. В основе выделения стадий развития лежит то, что Эриксон называл эпигенетическим принципом. Это биологическая концепция, указывающая, что во всех живых организмах заложен некий «основной план» (groundplan), определяющий или, по меньшей мере, задающий условия для развития на всем протяжении жизни данного организма (позднейшие идеи Эриксона относительно эпигенеза см. в Erikson, 1984).

Эриксон разочаровался в психоаналитической теории, поскольку считал, что она имеет дело только с крайними формами поведения. Хотя он соглашался с тем, что развитие каждого человека проходит несколько стадий и выделяемые им ранние стадии соответствовали предлагавшимся Фрейдом, в его исследованиях особое значение придавалось способу разрешения социальных «кризисов» или конфликтов в каждый такой период. Это значительно отличается от выделяемого Фрейдом психосексуального созревания в качестве первичного детерминанта развития личности. Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти. Кроме того, хотя он молчаливо поддерживал мнение Фрейда, что удовлетворение инстинктов и импульсов является одной из движущих сил жизни, он считал столь же важным синтез Эго, упорядочение и интегрирование опыта (например, см. Erikson, 1959).

Ключевым понятием теории Эриксона является эго-идентичность — основное чувство понимания того, кто мы, выражаемое в терминах Я-концепции и образа Я. Некая особая часть каждого из нас базируется на культуре, в которой мы растем. Ее началом становятся наши взаимоотношения с теми, кто заботится о нас в младенчестве, а продолжением — взаимодействия с другими людьми вне дома по мере нашего роста и взросления. Хотя теория Эриксона также остается описательной, она отличается меньшей субъективностью, чем классический психоанализ. В своем повышенном внимании к социальным отношениям она предлагает то, что родители и другие люди могут реально сделать для обеспечения здоро-вого развития ребенка, а также то, что мы можем сделать для себя.

psyera.ru

Что такое теория психосоциального развития?

Автор Татьяна в 18/12/2013. Опубликовано Психология развития

теория эриксонаТеория психосоциального развития Эрика Эриксона является одной из самых известных теорий личности в психологии. Как и Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов. В отличие от психосексуальной теории Фрейда, теория Эриксона описывает влияние социального опыта в течение всего периода жизни. Одним из основных элементов психологической теории стадии Эриксона является развитие Эго-идентичности. Эго-идентичность — это сознательное ощущение целостности собственной личности, которое мы формируем в ходе социального взаимодействия. По мнению Эриксона, наша Эго-идентичность постоянно меняется в связи с новым опытом и информацией, которую мы приобретаем в повседневном взаимодействии с другими людьми.Когда психологи говорят о личности, они имеют в виду все убеждения, идеалы и ценности, которые помогают влиять на поведение человека и управлять им. Формирование идентичности начинается в детстве и приобретает особенную значимость в подростковом возрасте; однако это процесс, который продолжается на протяжении всей жизни. Идентичность даёт каждому из нас чувство целостности собственной личности, которое продолжает расти в ходе нашего взросления.В дополнение к выделению Эго-идентичности, Эриксон считал, что поведение и действия человека мотивируются чувством компетентности. Каждый этап Эриксон связывал со становлением его компетентности в какой-либо сфере жизни. Если развитие на определённой стадии проходит хорошо, человек начинает чувствовать своё мастерство — иногда это называют «силой Эго». Если во время какой-либо стадии появляются проблемы, у человека возникает чувство неполноценности.На каждом этапе, как он полагал, люди переживают конфликт, который служит поворотным моментом в развитии. С точки зрения Эриксона, эти целью подобных конфликтов является либо развитие определённого психологического качества, либо неспособность его проявить. Возможности для личностного роста обширны, но при этом всегда имеется вероятность сбоя.

Этап 1. Доверие против недоверия

  • Первый этап теории психосоциального развития происходит в период от рождения до одного года; он является наиболее фундаментальным этапом в жизни ребёнка.
  • Ребёнок полностью зависит от других людей, поэтому формирование доверия к его воспитателям базируется на их надёжности и других качествах.
  • Если доверие к другим формируется успешно, он или она будет чувствовать себя в безопасности. Непоследовательные, эмоционально неподходящие или жёсткие воспитатели способствуют развитию чувства недоверия у детей, о которых они заботятся. Неспособность проявить доверие приведет к появлению страха и веры в то, что мир непостоянен и непредсказуем.
  • Конечно, ни у одного ребёнка не может появиться чувство абсолютного доверия или абсолютного сомнения. Эриксон считал, что успешное развитие подразумевает баланс между двумя противоборствующими сторонами. Когда это происходит, дети приобретают надежду, которую Эриксон описал как готовность к испытаниям, умеренную некоторой настороженностью и осознанием присутствия возможной опасности.

Этап 2. Автономия против стыда и сомнения

  • Второй этап развития, согласно психосоциальной теории Эриксона, происходит в раннем детстве и ориентирован на формирование у детей самоконтроля.
  • Как и Фрейд, Эриксон считал, что приучение к туалету — важная часть этого процесса. Однако рассуждения Эриксона довольно отличались от идей, предложенных Фрейдом. Эриксон считал, что ребёнок, научившись контролировать свой организм, обретает чувство контроля и независимости.
  • Также большую роль начинает играть приобретение контроля над выбором продуктов питания, игрушек и одежды.
  • Дети, которые успешно завершают эту стадию, чувствуют себя безопасно и уверенно, в то время как у остальных появляется чувство неполноценности и неуверенности в себе.
  • Эриксон считал, что достижение баланса между самостоятельностью и стыдом или сомнениями приведёт к формированию воли, которая подразумевает, что дети могут действовать согласно своим замыслам, но при этом в пределах разумного.

Этап 3. Инициатива против вины

  • В дошкольном возрасте дети начинают утверждать свою власть и контроль над миром — через игру и другие виды социального взаимодействия.
  • Дети, у которых на данном этапе всё получается, чувствуют себя способными и на самом деле способны вести за собой других. Те, кто не может приобрести эти навыки, получают чувство вины, неуверенности в себе, а также отсутствие инициативы.
  • Когда достигается идеальный баланс личной инициативы и готовности работать с другими, возникает ещё одно качество Эго — целеустремленность.

Этап 4. Трудолюбие против неполноценности

  • Этот этап охватывает ранние школьные годы — примерно с 5 до 11 лет.
  • Через социальное взаимодействие дети начинают обретать чувство гордости за свои достижения и способности.
  • У детей, которых поощряли и высоко ценили их родители и учителя, развивается чувство компетентности и убеждённости в своих силах. Те, кого родители, учителя или сверстники хвалили редко либо вообще не хвалили, сомневаются в своих способностях и в своей успешности.
  • Достижение гармонии на данном этапе психосоциального развития приводит к качеству, известному как компетенция, или вера в свои способности справиться с поставленными задачами.

Этап 5. Идентичность против диффузии ролей (ролевого смешения)

  • В подростковом возрасте дети исследуют границы своей независимости и развивают самоощущение.
  • Те, кто получают надлежащее поощрение во время этой стадии, укрепляют своё чувство самосознания, а также чувство независимости и контроля. Тот же, кто не уверен в своих убеждениях и желаниях, будет чувствовать себя неуверенно, такого человека будут приводить в смятение мысли о себе и о будущем.
  • Успешное завершение этого этапа приводит к верности, которую Эриксон описывал как способность жить согласно стандартам и ожиданиям общества.

Этап 6. Близость против изоляции

  • Этот этап охватывает период ранней зрелости — время, когда люди исследуют личные отношения.
  • Эриксон считал, что установление и развитие тесных, целостных отношений с другими людьми играет очень важную роль. Успех на этом этапе гарантирует человеку возможность формировать прочные и надёжные отношения.
  • Нужно помнить, что каждая стадия базируется на навыках, полученных во время предыдущих этапов. Эриксон полагал, что развитое чувство самоидентичности очень важно для развития интимных отношений. Исследования показали, что без него люди, как правило, строят менее совершенные отношения и, скорее всего, страдают от эмоциональной изоляции, одиночества и депрессии.
  • Успешное завершение этой стадии приводит к появлению любви. Под этим понятием Эриксон подразумевал способность формировать устойчивые, содержательные отношения с другими людьми.

Этап 7. Генеративность против стагнации

  • Будучи взрослыми, мы продолжаем строить нашу жизнь, сосредотачиваясь на нашей карьере и семье.
  • Те, кто успешно проходят этот этап, чувствуют, что они вносят свой вклад в развитие мира, проявляя активность как дома, так и в своём сообществе, окружении. Те, кто не могут обрести этот навык, будут чувствовать себя непродуктивными, а иногда даже более того — чужими, лишними в этом мире.
  • Забота — вот та добродетель, которая достигается в случае успеха этом этапе. Гордясь своими достижениями, наблюдая за взрослением детей и развитием чувства единства со спутником жизни, человек осознаёт настоящие ценности, присущие этой стадии.

Этап 8. Целостность Эго против отчаяния

  • Этот этап приходит с наступлением старости и ориентирован на воспоминания о прошлой жизни.
  • Те, кого на этой стадии преследуют неудачи, будут чувствовать, что их жизнь была потрачена впустую, и испытывать много сожалений. Человека могут преследовать чувства горечи и отчаяния.
  • Тот, кто может гордиться своими достижениями, будет испытывать чувство целостности своего Эго. Успешное завершение этой фазы означает, что человек, думая о прошлом с небольшим лишь сожалением, в целом, будет испытывать чувство удовлетворения. Именно такие люди способны достичь мудрости — даже перед самой смертью.

 

Одним из достоинств этой теории является то, что она обеспечивает широкую основу для исследования развития личности человека на протяжении всей его жизни. Это также позволяет подчеркнуть социальную природу человека и важность влияния социальных отношений на процесс его развития. Исследователи обнаружили факты, подтверждающие идеи Эриксона об идентичности, а также определили различные подэтапы формирования личности. Некоторые исследования также показывают, что люди, у которых в подростковом возрасте формируется чёткая Эго-идентичность, лучше способны завязывать интимные отношения во взрослом возрасте.

Ограничения психосоциальной теории

Какие переживания необходимы для успешного завершения того или иного этапа? Как человек должен двигаться от одной стадии к другой? Одним из основных недостатков теории Эриксона является то, что не очень хорошо описаны или не до конца разработаны механизмы разрешения конфликтов и переход от одного этапа к другому. Его теория не в состоянии подробно объяснить, какой именно опыт необходим на каждом этапе для того, чтобы успешно разрешить конфликт и перейти к следующему.

Теги: идентичность, конфликт, личность, развитие, теории развития, эго

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

15. Психосоциальная концепция развития личности Эрика Эриксона

Жизненный путь человека понимается как путь формирования его «эгоидентичности» - чувство устойчивости и непрерывности своего Я, понимание своей неповторимости, но и своей принадлежности к социальной группе.

На каждой стадии своего развития человек либо интегрируется с обществом (если оправдывает ожидания общества), либо отвергается им.

Для каждой возрастной стадии характерна специфическая задача, которую общество ставит перед индивидом

N.N. прекрасный человек.

N

Название

Возраст

Задача

Негативные последствия

1

Младенчество

До года

Формирование привязанности и базового доверия к миру

Недоверие, пессимизм, замедление психического развития

2

Раннее детство

1-3 года

Первичная автономия, самоконтроль опрятности, формирование чувства стыда, воли

Подавленность, зависимость, неуверенность в себе

3

Дошкольное детство

3-6 лет

Уверенность в передвижении и речи, предприимчивость, инициатива, способности к игре – как условия творчества и формирования воли, памяти и мышления

Пассивность, подражание образцам, чувство вины

4

Школьный возраст

6 – 11 лет

Контакты вне семьи, усвоение школьных знаний и навыков, учеба как труд, а не игра

Семья как убежище, неверие в свои силы, чувство неполноценности, отчаяние, потеря интереса к учебе

5

Подростковый период

12 – 19 лет

Приобретение статуса в среде сверстников. Половое созревание. Серьезные гормональные изменения. Осознание своих способностей, желаний, выбор профессионального призвания. Экспериментирование с ролями. «Поиск идентичности «кто я такой и куда я двигаюсь?»

Тревога, чувство одиночества и опустошенности, пассивное ожидание изменений в жизни, иждивенчество и инфантильные реакции

6

Юность

20 -25 лет

Разрешение кризиса идентичности. Формирование интимных отношений: дружба, любовь, тесное сотрудничество, единство с близкими людьми. Поиск спутника жизни. Приобретение профессиональных навыков, и мировоззрения, позволяющих добиться материальной независимости от родителей.

Отсутствие реальных профессиональных и жизненных планов, отсутствие удовлетворяющих отношений со сверстниками, зависимость от родительской семьи.

7

Ранняя зрелость

25-30 лет

Формирование собственной семьи. Появление детей. Признание в профессиональной деятельности. Стабилизация характера, мировоззрения.

Одиночество, изоляция, поверхностные отношения, отсутствие интереса к работе.

8

Зрелость

25-40 лет

В 37 лет кризис «середины жизни»

Реализация себя в труде и заботе о детях. Творчество. Для выхода из кризиса: Зрелое понимание своих возможностей. Принятие своих родителей такими, какими они есть (снятие обвинений). Предоставление прав и самостоятельности в решениях детям.

Опустошенность, застой, косность, психологический и физиологический регресс. Обвинения окружающих в собственных неудачах.

9

Поздняя зрелость

40-пенсионный возраст

Завершение профессиональной карьеры. Сохранение физической формы. Поиск места в жизни вне работы.

Неуверенность, отчаяние, чувство безысходности и ненужности.

9

Старость

Пенсионный возраст

Переосмысление своей жизни. Работа в общественных и благотворительных организациях. Активный отдых и поддержание здоровья. Духовные раздумья. Мудрость.

Разочарование, потеря вкуса к жизни, деградация личности.

studfiles.net

Теория психосоциального развития (по Эриксону) — Мегаобучалка

 

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности. В свою очередь Пекк (Peck, 1968) настаивает на особой важности двух последних кризисов в жизни человека, переживаемых им соответственно в зрелом возрасте и в старости, и описывает проблемы, присущие этим кризисам (рис. 10.21).

 

 

Рис. 10.20. Американский психолог немецкого происхождения Эрик Эриксон (р. 1902). В 1933 году, получив по окончании школы Венского психоаналитического общества диплом психоаналитика, он эмигрирует в США. Эриксон, продолжая развивать теорию Фрейда, акцентирует внимание главным образом на проблемах адаптации человека к социальному окружению на протяжении восьми главных жизненных кризисов.

 

 

Рис. 10.21. Восемь психосоциальных кризисов, которые должен преодолеть человек в течение жизни (по Эриксону).

 

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот,- недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа - рождение детей - отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности. Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что соответственно приводит к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо, преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец. в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Смерть

 

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд этапов, описанных разными авторами. Элизабет Кюблер-Росс (Kiibbler-Ross, 1969) была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох.

Приближение к смерти

 

Согласно Кюблер-Росс, умирающие обычно проходят через пять стадий.

Первая из них - отрицание. Слова: «Нет, не я!» - самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. В зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и насколько сильную поддержку ему оказывают окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее.

Гнев, охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», характеризует вторую стадию. Умирающий изливает этот гнев на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Затем начинается стадия «торга»: больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным пациентом или примерным верующим.

Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в фазу депрессии. Вопросов он больше не задает. Он просто говорит себе: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап.

Это принятие смерти составляет финальный этап жизни умирающего, когда он, как правило, смиренно ждет своего конца.

Ступени смерти

 

Жизнь уходит поэтапно - в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Пэттисон (Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса (рис. 10.22).

 

 

Рис. 10.22. Жизнь покидает земную оболочку, в которой она долгие годы пребывала, постепенно, в несколько этапов.

Социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей.

Психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца. В это время экстравертированное сознание угасает, уступая место состоянию, характерному для последнего периода жизни (см. документ 4.7).

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма.

Наконец, физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов *.

* Смерть и наступающая затем гибель клеток не означают, однако, что все процессы в организме прекращаются. На атомном уровне продолжают свой бесконечный головокружительный бег элементарные частицы, движимые энергией, которая существует с начала всех времен. Как говорил Лавуазье, «ничто не создается заново и ничто не исчезает навсегда, все только трансформируется...».

 

megaobuchalka.ru