Конфликты, их виды, пути выхода из конфликтов (стр. 1 из 4). Способы выхода из конфликтных ситуаций


Выход из конфликтной ситуации и конфликта

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор — это такаядискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.

Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих воз­ражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвоз­ражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым

относятся:

•ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

•учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

•учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

•осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Фазы развития конфликта

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой — в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

Исходы конфликтных ситуаций

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.

Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом от него самого. Прежде всего учитель должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чему-либо,убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими формами. Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили.

Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позиции и разъясняют свои.

При этом учителю нужно:

1)проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3)постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4)чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит изF

лишне быстро;

5)попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие

события привели его в это состояние;

6)дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему,коснуться его, улыбнуться;

8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9)подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает другая задача — погасить

возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу.

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход — это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

Сглаживание конфликта — это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое…»

Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.

Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости

претензий друг к другу.

Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»).

Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика.

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» — возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.

Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.

 

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.

В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.

Статья подготовлена с помощью книги Ильина  Е. П.»Психология общения и межличностных отношений».

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

 

< Предыдущая Следующая >
 

mirrosta.ru

выход из конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта

Конфликт – самая древняя и естественная форма взаимоотношений. Даже чуждые любого социального взаимодействия динозавры могли бы многое о нем рассказать. Ведь когда один хочет есть, а другой не желает оказаться в зубастой пасти, налицо очевидный конфликт интересов. А что уж говорить о людях! Конфликты сопровождают их с рождения до старости. С друзьями и родителями, с коллегами и любимыми, с самим собой, в конце концов. Человек на каждом шагу рискует оказаться втянутым в конфликт. Выход из конфликта – искусство, помогающее сберечь не только доброжелательные отношения с окружающими, но и собственные нервы.

Конфликт – плюсы и минусы

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон преследует взаимоисключающие цели. Либо, если речь идет о внутренней дилемме, человек не может сделать выбор между равно привлекательными вариантами поведения.

стратегии выхода из конфликта

Все знают о том, что ссоры и споры – вещь крайне неприятная. Редко можно найти человека, получающего удовольствие, ввязываясь в конфликт. Выход из конфликта – желанный вариант для подавляющего большинства. Но если вдуматься, даже из ссоры можно извлечь полезные уроки. В ходе спора можно лучше узнать своих партнеров, обозначить имеющиеся в коллективе проблемы и даже эффективно решить их. Напряженная ситуация нередко стимулирует людей, заставляет их развиваться, раскрывать собственный потенциал, искать инновационные ходы, позволяющие оптимизировать взаимодействие в группе.

Первичный анализ ситуации

Конечно, лучше договариваться мирным путем, доброжелательно и уважая интересы друг друга. Но это не всегда возможно. Бывают ситуации, когда неизбежен конфликт. Выход из конфликта с наименьшими потерями в этом случае – главная задача каждого из участников.

Прежде чем предпринимать какие-то активные действия, нужно остановиться и подумать. Стресс – неизбежный спутник любой ссоры, и он плохой советчик. Поэтому нужно постараться успокоиться, выключить эмоции и проанализировать сложившуюся ситуацию. Возможно, пути выхода из конфликта отыщутся достаточно быстро, возможно, придется приложить много усилий, чтобы урегулировать ситуацию. Но, так или иначе, провести определенную аналитическую работу придется. Любое столкновение интересов сродни партии в шахматы. Выигрывает тот, кто может трезво оценить ситуацию и принять единственно верное решение.

Работа с информацией о конфликте

конфликт и пути выхода из него

Чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию, нужно собрать максимум информации. Прежде всего следует определить, что именно является предметом спора. Это материальное благо или идея? Можно ли разделить желаемое на всех или конкуренция действительно неизбежна? Есть ли возможность устранить причину конфликта или заменить ее менее спорным объектом? Вполне возможно, что в ходе такого анализа станет очевидно, что спор можно разрешить прямо на начальном этапе. Достаточно просто провести определенные манипуляции с объектом, вызывающим конфликт. Выход из конфликта в этом случае будет приемлем для всех его участников. Если два ребенка ссорятся из-за шоколадки, то проще всего разломить ее надвое, это очевидно. Но тот же принцип применим и во взрослой жизни. Если причина конфликта – привлекательная должность, а оба претендента равно профессиональны и компетентны – возможно, стоит задуматься о том, чтобы внести изменения в штатное расписание. И пусть будет два заместителя начальника, с разграничением должностных обязанностей.

Изучение мотивации участников

способы выхода из конфликта

Затем нужно собрать информацию обо всех участниках спора, выяснить, кто они, чего хотят. Психологические особенности личности, моральные критерии, истинные цели и мотивы – все это крайне важно. Что именно может предпринять каждый из участников? Почему? Нет ли у их поведения скрытых мотивов? Какие пути выхода из конфликта предпочтительнее для каждого участника?

Необходимо учитывать влияние социальной среды на ситуацию. Одобряют или не одобряют окружающие участников конфликта, оказывают ли поддержку, или, наоборот, мешают достижению цели. К примеру, если поводом для конфликта выступает ДТП, а свидетели – коллеги одного из участников аварии, то второй водитель вряд ли может рассчитывать на объективные свидетельские показания. Причем независимо от того, любят его противника на работе или, наоборот, терпеть не могут. Просто в одном случае свидетели будут выгораживать сослуживца, а в другом – с удовольствием припомнят ему былые обиды. Предлагать стратегии выхода из конфликта, не учитывая влияние социальной среды, достаточно легкомысленно.

Влияние на конфликт субъективных факторов

Весьма важным фактором является не только объективная составляющая конфликтов, но и субъективный элемент. Все же это – столкновение человеческих интересов, а люди далеки от беспристрастности. Каждый из участников конфликта представляет, как он выглядит со стороны, приписывает оппоненту определенные мнения и суждения, основываясь только на собственных представлениях о нем – это явление называется «вторичная рефлексия». Пути выхода из социального конфликта часто упираются в такую заведомую предубежденность сторон. Трудно уговорить не ссориться людей, которые плохо думают друг о друге. Но практически невозможно помирить тех, кто уверен, что противник их ненавидит или презирает. Мало кто любит сидящих у подъезда сплетниц, хотя они и не делают ничего плохого. Просто все уверены, что собравшиеся в кружок пенсионерки только и делают, что осуждают каждого проходящего мимо, подозревая его в самых черных грехах. И этого достаточно для возникновения неприязни, даже если бабушки просто обсуждают просмотренные сериалы. Такие моменты тоже нуждаются в анализе, их нужно учитывать, исследуя конфликт и пути выхода из него.

Выбор сценария действий

пути выхода из конфликта

Собрав всю необходимую информацию и проанализировав ее, нужно составить прогнозные варианты разрешения конфликта. Что произойдет при самом благоприятном стечении обстоятельств, что – в худшем случае, как будет развиваться ситуация, если вообще прекратить какие-либо действия, спустить, как говорится, на тормозах.

Только проанализировав все составляющие возникшей проблемы, можно приступать к разработке стратегии выхода из конфликта. В этом случае принятое решение будет оптимальным.

Специалисты выделяют пять основных стратегий выхода из напряженной ситуации: избегание, компромисс, соперничество, сотрудничество и приспособление. Выбирая между этими вариантами, нужно соотносить поставленные цели с методами их достижения. Вряд ли, взяв на вооружение жесткую стратегию, можно сохранить здоровую атмосферу в коллективе или поставить на место наглеца, избрав путь компромисса.

Конечно, мирить коллег в офисе – совсем не то же самое, что искать пути выхода из межнациональных конфликтов. Но принцип тот же: восстановить мир и спокойствие, максимально соблюдя интересы всех заинтересованных сторон.

Соперничество

конфликт выход из конфликта

Одним из самых жестких вариантов стратегии является соперничество. При выборе такого сценария одна из сторон полностью подавляет другую, навязывая образ действий. Конечно, нельзя сказать, что это – продуктивный и толерантный способ. Вряд ли его стоит использовать слишком часто, ведь при таком развитии событий один из участников остается крайне разочарованным и обозленным. Отношения в коллективе, скорее всего, будут испорчены сильно и надолго. Такие методы выхода из конфликта применимы только в том случае, когда предлагаемое решение выгодно для всего коллектива, а не для отдельных заинтересованных лиц, а времени или возможности переубеждать оппонентов нет. Хотя бывают ситуации, когда именно соперничество становится единственно приемлемым способом выхода из ситуации. Если хулиганы пытаются отобрать у прохожего кошелек, вряд ли стоит торговаться и искать компромиссы, удовлетворяющие обе стороны конфликта.

Компромисс

Компромисс, как следует из названия, предусматривает частичное удовлетворение интересов каждой из сторон. Такой выход из конфликта предполагает желание оппонентов достичь хотя бы временного соглашения, пожертвовав ради этого некоторыми своими требованиями. Чаще всего прибегают к компромиссу, если возможности сторон равны, а причина столкновения не носит принципиальный характер. В этом случае лучше отказаться от ряда притязаний, чем рисковать потерять все, проиграв спор. Основной недостаток такой стратегии состоит в том, что достигнутый мир редко бывает долгосрочным. Слишком уже велик соблазн попытаться отвоевать те пункты, которые были ранее принесены в жертву, когда баланс сил изменится в нужную сторону и одна из сторон получит преимущество.

Уступка

виды выхода из конфликта

Способы выхода из конфликта не всегда предполагают хотя бы частичное удовлетворение интересов каждой стороны. В ряде случаев один из участников попросту отказывается от своих притязаний, выходя из конфликта. Эта стратегия называется приспособлением, или уступкой. Конечно, популярным такой способ разрешения конфликта назвать нельзя. К уступкам прибегают вынужденно. Обычно одна из сторон осознает, что у нее попросту не хватает сил на борьбу. Или приходит к выводу, что цель в данном случае не оправдывает средства. Возвращаясь к примеру с хулиганами и прохожим: уступка – ситуация, когда человек отдает кошелек грабителю, решив не рисковать жизнью ради нескольких купюр.

Впрочем, возможен и обратный вариант. Такие пацифистские способы выхода из конфликта могут использовать участники, осознавшие собственную неправоту и признавшие ее. В этом случае отказ от неоправданных притязаний требует мужества и силы воли, поскольку, по сути, является публичным покаянием.

Уход от решения проблемы

Если все виды выхода из конфликта, предусматривающие активные действия, результата не дали, одна из сторон может попросту самоустраниться. Такая стратегия называется уходом от решения проблемы, или избеганием. В этом случае конфликт не столько разрешается, сколько просто прекращает существовать, как костер, в который никто не подбрасывает дрова. Если конфронтация существовала уже давно, а перспективных путей решения проблемы найдено не было, избегание можно признать одной из самых эффективных стратегий. Зачем тратить время и ресурсы на бесплодную борьбу, если их можно использовать более разумно? Не всякая цель стоит того, чтобы бороться за нее бесконечно.

Сотрудничество

правила выхода из конфликта

Правила выхода из конфликта гласят, что лучшее решение – это решение, максимально соответствующее интересам каждой из сторон. Ни одна из стратегий не соответствует этому требованию так, как сотрудничество. В этом случае стороны не только идут на взаимные уступки, они активно взаимодействуют, создавая альтернативные пути решения проблемы. Признавая очевидную важность разрешения конфликта, его участники стремятся совместными усилиями устранить возникшие трудности. В результате использования такой стратегии можно не только успешно решить имеющуюся проблему, но и заложить основы для дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Делая выбор в пользу одной из стратегий, следует помнить, что такое же решение принимает и оппонент. Велика вероятность, что в то время, как одна из сторон склоняется в пользу компромисса, другая категорически не хочет сдавать позиций. Поэтому стратегии могут корректироваться, в случае необходимости заменяться более подходящими ситуации. Тщательно изучая конфликт и пути выхода из него, нужно отслеживать ходы противника и анализировать их, перед тем как принять важное решение.

fb.ru

Выход из конфликта

которые устранили бы первоначальные агрессивные намерения противоположной стороны.

Каковы же пути предотвращения конфликтов на межличностном уровне общения? Возьмем, к примеру, семейные, в частности супружеские взаимоотношения. Существуют многочисленные рекомендации по предотвращению и разрешению семейных ссор и конфликтов.

Вот некоторые из них.

1)Если чувствуете, что «созреваете» для конфликта, то предупредите супруга, например так: «Прости, но я сегодня перенервничал, очень устал, не готов говорить на эту тему.

Давай через час? Я пойду немного пройдусь. Тебе что-нибудьнадо купить в магазине?»

2)Стремитесь чувствовать, когда супруг находится в состоянии усталости, нервозности, и своевременно старайтесь «разрядить» его отрицательные эмоции, сказать друг другу ласковые слова, утешить, дать возможность выговорить накопившееся недовольство, повозмущаться вместе. Ласка, поцелуи, нежность исключают назревшую ссору.

3)Еще до того, как недовольство выльется в столкновение, старайтесь найти и устранить его главную причину. Для этого требуется в подходящий момент мягко и тактично рассказать друг другу обо всем, что вызывает беспокойство, неудовлетворенность.

4)Не обнажайте перед посторонними свои конфликты, противоречия. Наедине, а не при людях, анализируйте свое поведение, разбирайтесь, кто прав, а кто виноват.

5)Не позволяйте вмешиваться в конфликт ни родителям, ни собственным детям, ни тем более посторонним, не рассказывайте про собственного мужа или жену порочащие их истории, факты, не жалуйтесь на их недостатки.

6)Помните, что умен не тот, кто прав, а кто понимает, когда надо остановиться в возникшем споре, чтобы не допустить его разрастания, «перехода на личности».

7)При разрешении спора не пользуйтесь «волевыми аргументами» типа: «Я так хочу!», «Как сказал, так и будет!», «Не уступишь - хуже будет».

8)Говорите только о самом разногласии, только о самом предмете спора. Старайтесь не обобщать и не вспоминать прежние промахи («Ты всегда так...»).

9)Избегайте делать контрвыпад на замечание («А ты сам...»).

10)Не позволяйте бранных слов даже в пылу ссоры. Думайте не о том, чтобы «ударить» побольнее, а об убедительности аргументов, ибо резкость вызывает ответную резкость.

11)Чтобы спор не перерос в конфликт, чтобы вежливость не уступила место злобным обвинениям, представьте, что спор слышит посторонний человек, мнением которого вы дорожите, например ваш начальник, коллега, знакомый.

Наверняка вы станете говорить на тон ниже. Ведь в присутствии другого человека вы вряд ли позволите потерять от возбуждения голову, накричать, оскорбить кого-то.

12)Если в ходе ссоры вы поняли, что действительно неправы, будет самым уместным открыто признать свою вину.

studfiles.net

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Понятно, что с конфликтной ситуацией сталкивается любой человек, коллектив, социальная общность. Почему же один кол­лектив работает в спокойной атмосфере, а другой нет, одна

семья доживает до глубокой старости в любви и согласии, а дру­гая распадается? В любом коллективе, в любой семье есть проб­лемы, возникают конфликтные ситуации, но не все умеют дос­тойно выходить из них, избежать их разрушительного влияния на отношения людей, разрешить их.

В этом и состоит основная причина, почему мы обратились к рассмотрению конфликтных ситуаций в школе Любому педа­гогическому коллективу, учителю приходится решать конфликт­ные ситуации, возникающие в школе. Правильность выбора стра­тегии поведения в подобных обстоятельствах, путей выхода из конфликта, с одной стороны, позволяет сохранить работоспособ­ность в педагогическом коллективе, школы в целом, с другой — является наглядным примером для детей. И это обстоятельст­во подчеркивает особую актуальность изучения проблем конф­ликта в школе. Именно педагог оказывается перед решением конфликтных ситуаций, а также проблем своих учеников, их ро­дителей Поведение учителя в таких случаях является одним из эталонов для подрастающего поколения. К сожалению, в нашей стране обучению детей правильному поведению в конфликтных ситуациях не уделено должного внимания (в японской практике такое обучение начинается с детского сада) (5). Наше подрас­тающее поколение в настоящее время может получить такие зна­ния только из практики общения.

В связи с этим остановимся на способах выхода из конфликт­ных ситуаций, стратегиях поведения и их результативности По­нятно, что на поведение участников противостояния огромное влияние оказывает то, какие отношения сложились между ними в прошлом, были успешно или нет преодолены разногласия, т е. какие установки сложились относительно друг друга. Если предыдущее общение складывалось удачно, то конфликтная си­туация воспринимается как разногласие, стороны стремятся к взаимодействию в поиске ее решения. Если опыт общения в прошлом был недостаточно удовлетворителен, то это лишает их уверенности в возможности найти решение проблемы, прийти к соглашению. Участники конфликта в этом случае, ограничивая свое общение, пытаются решить его, прибегая к помощи третьего лица или, становясь на формальную позицию, используют пред­писанные, принятые правила В случае, если предыдущее обще­ние было просто неудовлетворительным, привело к накоплению проблем и негативных эмоций, то возникновение разногласий усиливает отрицательный эффект такого общения (5).

Наше исследование показало, что в наиболее часто встречаю­щемся противостоянии в школе (учитель — ученик) у педагога сформирована определенная установка относительно противопо­ложной стороны. Значимая корреляция числа конфликтов учи­тель — ученик и того, к какому поколению педагоги относят своих подопечных, показала, что с увеличением числа таких про­тивостояний в среде учителей возрастает количество педагогов,

считающих своих учеников прагматиками, циниками, агрессора­ми. Попытаемся разобраться, почему сформировалась столь не­гативная оценка.

Стрессовая ситуация, в которой оказалось все общество, в том числе и учительство: ломка идеологии, принципов, устоев,— ведет к изменениям в нас самих, наших детях. Молодое поколе­ние реагирует на изменения быстрее. Большинство учителей сформировалось ранее, и сразу перестроиться в течение несколь­ких лет они не могут. Это недоступно никакой личности. Расту­щий разрыв между учителем и ребенком затрудняет их взаимо­действие. Сложившиеся традиционные приемы воздействия на детей (особенно традиционно-авторитарные) сегодня не работа­ют. Они встречают у ребенка активное негативное отвержение. Новые методы, приемы, подходы к детям еще не наработаны, прежде всего потому, что учительство еще не отрефлексировало этот момент, не осознало, что имеет дело с совершенно новым объектом взаимодействия. Безрезультативность старых приемов воздействия, отсутствие новых ставит учителя в сложное поло­жение. Возникает эффект чисто личностной защиты. Психологи­ческая защита заключается в следующем: «я не справляюсь с ними потому, что они плохие». Это естественный психологический механизм, срабатывающий при столкновении человека с новым явлением. Этому не учили в вузе, так как такого феномена прос­то не существовало. Этому не учат в системе повышения квали­фикации. Само общество только начинает осознавать это явле­ние. В литературе по этому вопросу пока отмечают лишь факт, что дети быстрее и острее реагируют на перемены. Сформиро­вавшаяся неосознанная установка на детей и отсутствие спо­собов воздействия и взаимодействия с ними создают усиленный (удвоенный) эффект конфликта, который будет являться посто­янным стрессовым фактором до тех пор, пока учительство не поймет этой ситуации, а потом уже перейдет к поискам новых форм работы. Пока они осознали этот факт только в одном ас­пекте — снизилась мотивация детей на учебу, что и указывается большинством как причина конфликта с учениками. Негативная установка педагога еще не может говорить о том, что конфликты принимают деструктивный характер. Стратегия поведения участ­ников противостояний может изменить его исход.

Ситуация взаимоотношений с учениками в ракурсе главных обстоятельств или мотивов возникновения конфликтов дает представление о том, что является главным фактором, созда­ющим непонимание между учителями и учениками. Работая ра­нее в иной системе представлений, иной сетке правил поведения, учитель был способен контролировать ситуацию и управлять ею. Сегодня обстоятельства таковы, что часто учительство испытывает чувство беспомощности, ибо не имеет в руках адекватного ситуации «инструмента» воздействия на учеников. Однако пред­ставляется, что и многие «старые», отработанные механизмы могут найти применение сегодня, но они должны использоваться с новым смысловым наполнением, учитывая, что мотивы учебы, от­ношение к школе, восприятие учителя в последние годы у уче­ников претерпели существенные изменения.

Для того, чтобы разобраться во всех этих вопросах, посмот­рим сначала, какие именно способы выхода из конфликтных си­туаций традиционно или массово используют сегодня учителя. Если исходить из обычных житейских ситуаций, то можно выде­лить четыре типа поведения в конфликтных взаимодействиях. Названия этих типов весьма условны и никакой оценочной на­грузки по отношению к людям, попадающим в эти группы, не. несут, тем более, что каждый человек может варьировать свое поведение в конфликтной ситуации в зависимости от самых раз­личных причин, переходя при этом из одного типа поведения в другой.

1 тип — пассивное поведение. В него попадают люди, которые не предпринимают никаких усилий по разрешению или снятию конфликта, ждут, когда вопрос решится «сам собой». Но если им идут навстречу, например, с извинениями или разъяснениями, они готовы пойти на мировую.

2 тип — уклоняющееся поведение. Это поведение демонстриру­ют люди, которые готовы уйти от конфликта всеми силами, склонны переложить его решение на чьи угодно плечи (например, администрации)

3 тип — активное поведение, выражающееся в воздействии на окружающих. Люди, избравшие такое поведение, готовы вы­сказать все, что они думают по этому вопросу, участникам кон­фликта, а также доказывать свою точку зрения до тех пор, пока противники не примут ее.

4 тип — поведение «разумного компромисса». Эти люди не склонны бороться до победного конца, для них важнее решить проблему, а не сокрушить соперника. Поэтому они ищут способы изменить ситуацию, а не мнение участников конфликта или их позицию. Они могут обратиться к «третейскому судье» (напри­мер, уважаемому обеими сторонами члену коллектива), пыта­ются понять, что они сами сделали неверно, стараются сделать первый шаг к примирению, более того приносят извинения, ес­ли понимают, что были неправы.

Данная типология была составлена нами на основании изу­чения мнений, обобщений учителей по поводу конфликтных си­туаций Более того, ряд высказываний, наиболее типичных (а потому более знакомых нашим респондентам), был использован при формулировке ответов анкеты. По-видимому, такая классификация может оказаться неполной, но нам представляется, что она дает интересный материал. Вопрос о типичных способах разрешения конфликтов или выхода из них включал гораздо большее число возможностей, из которых нами на основе типоло­гии был проведен анализ данных всеми респондентами ответов.

В результате мы получили, что наиболее типичное поведение — это «разумный компромисс». Этот тип поведения носит конструктивный оттенок, ведет и к снижению напряженности конфликтной ситуации, и к ее разрешению. Наличие таких людей в коллективе — это основание его стабильности, благожелатель­ности. Поведение «разумного компромисса» в конфликтных ситу­ациях демонстрирует 64% учителей. Уклоняющееся поведение характерно для 17%, активное поведение зафиксировано у 16%, а пассивное только у 3% всей совокупности. Несомненно отрад­ный факт, что большинство учителей склонны к «разумному ком­промиссу». Но вызывает некоторое беспокойство 16% «активных борцов», склонных отстаивать свои убеждения до тех пор, пока противники не примут их взглядов. Очевидно, что бывают ситу­ации, когда от собственного взгляда отказаться невозможно, но следует помнить и о том, что твой противник может считать точ­но так же. Причем логично допустить, что его основания вы­брать этот взгляд так же важны ему, как и тебе. И если это так, то выхода из конфликта быть не может. Ибо можно заставить человека изменить поведение, но не взгляды.

В заключение отметим, что единственным способом изменить взгляды учительства на конфликт можно только обучением в этой области. Именно в последние десятилетия в зарубежной практике конфликту стало уделяться огромное внимание. Само отношение к конфликту как чему-то неприличному сменилось на представление о том, что это явление естественное, но требующее специального подхода к разрешению. И если сегодня возникли центры, которые решают конфликты между мафиозными груп­пировками, этническими группами и т. д., можно говорить о том, что конфликты в учительской среде поддаются анализу и реше­нию. Тем более, что в Санкт-Петербурге уже возник не один конфликтологический центр, в учебные планы многих вузов как учебная дисциплина вошла конфликтология. Есть все основания полагать, что под воздействием всех этих целенаправленных уси­лий проблемы противостояний будут находить оптимальные решения. Пути перемен в этой области сегодня уже видны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Н. В. Диссертационная работа на соискание ученой степени канд. псих наук «Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов», ЛГУ, 1978, стр. 3, 9.

2. Штракс Г. М. Социальное противоречие. М., 1977, С. 26.

3. Краткий словарь по социологии (Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Ла­пина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М., 1989. С. 479.

4. Краткий психологический словарь (Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевскго.— М. 1985. С. 152.

5. Гришина Н. В. Давайте договоримся. СПб, 1993. С. 4.

6. Собкин В. С., Писаревский П. С. Социокультурный анализ образователь- ной ситуации в мегаполисе. М., 1992.

7 Томпсон Т. Интеграция организации и личности — эволюция в Соединен­ных Штатах//Современные тенденции в управлении в капиталистических стра­нах. М., 1972.

8. Промышленная социальная психология. Л., 1982.

9 Гришина Я. В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. Л., 1990.

10. Данные опроса в «Университете Педагогического Мастерства». Л. 1999.

Стр. 20

studfiles.net

Способы выхода из конфликта

Способы выхода из конфликта.

Используя накопленный опыт, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:1. адекватность отражения конфликта;

2. открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

3. создание климата взаимного доверия и сотрудничества;

4. определение существа конфликта;

5. выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.

Факторов:

а) Адекватное восприятие конфликта.Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:“Иллюзии собственного благородства”. В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.“Поиск соломинки в глазу другого”. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодование реагирует на его действия.“Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные и непозволительные.“Все ясно”. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот, плохи и неадекватны.Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нему, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

б) Открытое и эффективное общение конфликтующих сторонОбщение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.Контроль эмоциональной сферы

Когда человек “обуреваем” эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справиться с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому, порой, имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.

Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу подушкой лучше, чем спокойная, хладнокровная отповедь противника.И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства, если это ведет к эмоциональной реакции. Когда за этим не следишь, может разразиться крупная ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих претензий вы раздражаетесь все больше и больше и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо сказать себе: “ Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что я могу сделать для решения этой проблемы в будущем”. После этого дайте понять противнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в роде: “ Да, я вижу, мы оба раздражены, но это раздражение никуда нас не приведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем”. Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-то, с кем вы должны будете продолжать общение.Хорошо, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее: 1. что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?2. каких реакций я жду со стороны другого?3. на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?

Преодоление страха в конфликтной ситуацииЕсли вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае.Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавиться от этого страха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ каким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем. Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя стреляющим в образ своего страха, который при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение того, что страх рассеян, медленно вернитесь в нормальное состояние.Преодоление конфликтов посредством общенияЛюбое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И тогда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания или обиды общение вообще прекращается.Если вы используете в конфликтной ситуации ключевые элементы общения, то сделайте шаг к преодолению конфликтов. Итак,

  • уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение;

  • следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить;

  • старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете и чувствуете;

  • спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными;

  • не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия.

  • Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала;

  • научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего:

    1. слушать с сочувствием;

    2. сосредоточиться на предмете разговора;

    3. относиться к говорящему уважительно;

    4. слушать внимательно, не делая оценок;

    5. высказывать мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают;

    6. отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены;

    7. используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).

в) Создание климата взаимного доверия и сотрудничества

Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.

Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованны в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытия в общении. Это - момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.

г) Определение существа конфликта

Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

Определение основной проблемы

Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными. Поэтому желательно выяснить:

  1. как я понимаю проблему? Какие мои действия, и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?

  2. как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

  3. соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?

  4. как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему?

  5. в каких вопросах мы с партнером расходимся?

  6. в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

Определение причины конфликта

Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам (например, человек с которым вы конфликтуете уезжает).

К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему этого хотят, не знают.

В своей книге “Путь к согласию, или переговоры без поражения”, Роджер Фишер и Уильям Юри отмечают, что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон. Как сказано в этой книге “Применение интересов, а не позиций эффективнее по двум соображениям. Во-первых, для любого интереса обычно может существовать несколько возможных позиций, которые ему удовлетворяют. Чаще всего люди занимают наиболее очевидную позицию. Но если вы за противоположными позициями ищите мотивирующие интересы, вы можете обнаружить некоторую альтернативу, которая удовлетворит интересы обеих сторон.”

Фишер и Юри полагают, что примирение интересов может дать лучшие результаты по сравнению с примирением позиций, потому что за противоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы.

Итак, ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех, - это распознание скрытых желаний или страхов (другого человека или ваших собственных). Такое знание позволяет вам найти решения, которые удовлетворят эти желания или рассеют страхи и устраняют возникшую проблему.

Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.

Если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желанных результатов.

Описанные этапы разрешения конфликта содержат лишь некоторые указания, реализация которых требует с вашей стороны вовлечение личности.

Все описанные этапы выхода из конфликта должны быть в каждом конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных поисков может стать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу каждого определенного этапа.

д) Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров

Если вы решили, что проблема стоит того, чтобы потрудиться над ее разрешением, не уклоняясь от конфликта, уступая в чем-то, друг другу и настаивая на собственном варианте решения, то вам следует действовать путем переговоров. Для поиска взаимовыгодного решения вам следует найти общую почву. Два пути таких переговоров проходят через компромисс или сотрудничество.

Приведенные ниже сведения помогут вам различать ситуации, в которых предпочтителен компромисс, и ситуации, в которых самым эффективным будет сотрудничество.

Выбирайте сотрудничество, когда:

Проблема относительно проста и ясна

Предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения

Для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее

Обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов

Лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины

Для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем

Проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон

Стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения

Вам не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или вам не удалось добиться своего с использованием собственной власти

Обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать его

Такая модель может быть легко приспособлена к ведению переговоров. Вы начинаете с работы над своими эмоциями и берете их под свой контроль. Затем внимательно выслушиваете другую сторону, ее интересы, нужды и желания и даете при этом понять, что слова другого человека и других людей услышаны вами. При этом вы излагаете собственные желания и интересы, описывая их как можно конкретнее (и честнее). Наконец, вы переходите к стадии сбора интуитивно найденных решений, количество которых не следует ограничивать. После этого вы рассматриваете все возможные варианты, выбирая оптимальный, который удовлетворяет обе стороны. Ваш конфликт будет разрешен, и каждый из участников будет в выигрыше.

Приемы эффективного взаимодействия в ситуации конфликтаКодекс поведения в конфликте. Шестнадцать правил:

  1. Дайте партнеру “выпустить пар”.

Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.Во время его “взрыва” следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: “То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”.

  1. Сбивайте агрессию неожиданными приемами.

Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент (“В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...”). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.

  1. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.

Не говорите: “Вы меня обманываете”, лучше звучит:“ Я чувствую себя обманутым”.Не говорите: “Вы грубый человек”, лучше скажите:“Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.6. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший.При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и клиент должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.).7. В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”. Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: “Вы уже дважды не выполнили свое обещание”, но нельзя говорить: “Вы — необязательный человек”.8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.Кажется, что все понятно, и все же: “Правильно ли я вас понял?”, “Вы хотели сказать...?”, “Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет”. Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.9. Держитесь как на острие ножа в позиции “на равных”. Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции (сверху — “родительская” или снизу — “детская”) неэффективны.Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — “взрослая”). Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не “потерять свое лицо”.10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.11. Ничего не надо доказывать.В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с “врагом”. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.12. Замолчите первым.Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытаитесь сделать единственное — замолчите. Не от “противника” требуйте: “Замолчи!... Прекрати!”, а от себя! Добиться этого легче всего.Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?Если же ни один из участников не склонен замолчать, то обоих очень быстро захватывает отрицательное эмоциональное возбуждение. Напряжение стремительно возрастает. В таком “диалоге” взаимные реакции участников только подливают масла в огонь. Чтобы погасить это возбуждение, нужно убрать то, что его разжигает.Молчание не должно быть обидным для партнера. Если же оно окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно может подействовать как красная тряпка на быка. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: “Ну вот, полез в бутылку! ... А чего ты нервничаешь, чего злишься?... Чего ты бесишься?”. Подобные “успокаивающие” слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.14. Уходя, не хлопайте дверью.Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом “под занавес”.15. Говори, когда партнер остыл.Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.16.Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения .Выразите свое уважение и расположение клиенту и выскажите соглашения по поводу возникших трудностей . И если вы сохраните отношения и дадите клиенту “сохранить свое лицо” , вы не потеряете его как будущего клиента или партнера . Найти нового , надежного , неконфликтного клиента – тоже задача не из легких в условиях конкуренции .

infourok.ru

Стратегия выхода из конфликтной ситуации: 6 причин конфликтов

Каждый из нас встречался в своей жизни с конфликтами. Зачастую, конфликтные ситуации ассоциируются с ссорой, скандалом, дракой. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения конфликтов и какая стратегия выхода из конфликтной ситуации.

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, чьи интересы не совпадают с нашими. Каждый человек имеет право на свою точку зрения. Многие люди даже не догадываются о том, что их жизненные взгляды и принципы могут кого-то обидеть или затронуть за живое. Например, человек едет в автобусе и громко жует жвачку. Он даже не подозревает о том, что он этим кому-то мешает, а вы будете всю дорогу на него злиться и раздражаться.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Самые распространенные причины конфликтов

Прежде, чем рассмотреть основные стратегии выхода из конфликтных ситуаций, давайте для начала рассмотрим основные причины конфликтов:

стратегии выхода из ситуации

  1. Недостаток ресурсов. К примеру, ваша семья давно собирает деньги. Женщина хочет ее потратить на посудомоечную машину, а мужчина – на новый ноутбук.
  2. Взаимозависимость. К примеру, команда работает над одним проектом, но всегда найдутся люди, которые считают, что они приложили больше усилий и труда, чем другие. Они ставят под сомнение эффективности работы коллег и соответственно будут не удовлетворены одинаковой заработной платой.
  3. Конфликт возникает в случае несовпадения средств достижения цели. К примеру, одни менеджеры компании хотят выйти в лидерство путем подавления конкурентов, а для других это неприемлемо по моральным соображениям.
  4. Очень часто конфликты в семье и в бизнес отношениях возникают из-за разных поставленных целей. К примеру, женщина хочет детей, а мужчина – путешествовать и жить для себя.
  5. Некоторые конфликты возникают лишь потому, что люди не могут друг другу объяснить свои желания и цели. Это конфликты из-за недостатка информации о другом человеке. Особенно, между мужчиной и женщиной, которые думают, что другой должен сам догадаться, что нужно партнеру.
  6. Также конфликты происходят из-за того, что каждый человек имеет свои психологические особенности. У каждого свой характер, темперамент и привычки. Кто-то слишком эмоционален, быстро взрывается и быстро отходит. А кто-то спокойно годами тихо ненавидит и вынашивает план мести.

Стратегии выхода из конфликтной ситуации

В психологии существует всего пять стратегий выхода из конфликтных ситуаций. Но интересен тот факт, что каждому человеку свойственны лишь один или максимум два способа, исходя из особенностей характера человека. Конечно, было бы очень полезно овладеть и практиковать все пять стратегий. Давайте рассмотрим каждую из них более детально и с примерами из жизни.

Способы поведения человека в конфликтной ситуации изучал психолог К.Томас. Он классифицировал поведение человека по двум критериям:

  1. Человек стремится отстаивать собственные интересы;
  2. Человек считается с интересами другого человека.

На основании этого он вывел 5 стратегий выхода из конфликтной ситуации:

  1. Принуждение;
  2. Приспособление;
  3. Избегание;
  4. Компромисс;
  5. Сотрудничество.

Настойчивость или принуждение

Эта стратегия служит для того, чтобы принудить человека принять вашу точку зрения и таким образом вы сможете удовлетворить собственные интересы.

Данная стратегия целесообразна в том случае, если вам нужно немедленно отреагировать. Также если вы имеете полномочия и право принимать такое решение. И если результат конфликта для вас имеет огромное значение.

Настойчивость или принуждение

В этом случае человек добивается удовлетворения собственных интересов в ущерб интересам других людей. Он не согласен на поражение и не принимает мнение другого человека во внимание. Такая стратегия не приемлема в дружеских отношениях, семье или на работе.

Такая стратегия оправдана, если человек имеет власть или пытается навести порядок, берет все под свой контроль. Но она никогда не дает долгосрочных результатов, ведь тот, кто проиграл, может и вовсе отказаться от сотрудничества.

Тактически, такой человек контролирует все действия противника, давит на него. Использует обман, хитрость, провокацию. В ход идут все средства ради победы.

Приспособление (покладистость)

Эта стратегия характерна для людей, которые готовы отказаться от своих интересов ради сохранения отношений. Она приемлема лишь в том случае, если отношения важнее причины конфликта. Или же вас не очень волнует эта ситуация. Или вы отчетливо понимаете, что результат этой ситуации для другого человека более значим, чем для вас.

Очень часто такую позицию принимают люди с заниженной самооценкой, бесхребетные, которые считают, что их интересы не должны принимать во внимание. Такие личности стараются всем угодить, не обидеть. Главный девиз: «Давайте жить дружно».

Конечно, бывают действительно такие ситуации, когда очень важно сохранить дружбу. Или просто поступить по-человечески, если вы понимаете, что для другого человека победа в этом конфликте жизненно необходима.

Если же конфликт серьезный, то такая стратегия поведения приводит к тому, что ситуация остается неразрешенной.

Стратегия выхода из конфликтной ситуации: отступление

Стратегия выхода из конфликтной ситуации, которая полезна в случаях, если вам нужно выиграть время. Или для вас не очень важен результат и вы не хотите тратить свои нервы. Или, если вы четко понимаете, что не сможете победить в конфликте. Также эта стратегия полезна в том случае, если вы знаете, что ситуация сама собой решится со временем или не хотите обострять конфликт.

В этом случае человек не отстаивает свои интересы, но и не учитывает интересы других людей. В дружеских и семейных отношениях эта стратегия неприемлема, так как откладывание спорных вопросов на потом приводит к напряженности и накоплению неудовлетворенности. С близкими людьми лучше все обсуждать сразу.

Этой стратегией часто пользуются люди, которые любят находиться в состоянии жертвы. Они всем рассказывают о своих неприятностях и наслаждаются этим процессом.

Компромисс

На самом же деле, конфликт в это время принимает более глубокую и сложную форму.

Как ведет себя человек? Он не идет на разговор, избегает его, отрицает серьезность ситуации и медлит в принятии решения.

Другими словами, это стратегия упущенных возможностей. Зачастую так себя ведут люди застенчивые, боязливые, которые не терпят критики и нерешительные.

Компромисс

Это ситуация, когда обе стороны конфликта идут на уступки и удовлетворяют свои интересы лишь отчасти. Это разумный выход из конфликта, если обе стороны имеют одинаковые шансы на победу, их удовлетворяет временное решение, и они согласны изменить начальную цель.

Компромисс – это временный этап решения конфликта. В будущем предстоит решить этот вопрос с удовлетворением всех потребностей.

Чтобы достичь компромисса, нужно действовать хитро и осторожно по принципу «ты мне – я тебе». По сути, у сторон нет своего мнения, здесь важен именно результат и выгода. Все зависит от другой стороны, на какие уступки готова пойти она, на такие же готова пойти и другая. Обмен уступками должен быть равноценен.

Прийти к компромиссу могут личности, которые умеют вести деловые переговоры, красиво говорить, не выражать мысли грубо и открыто. А также обладают осторожностью в оценке, критике или обвинениях.

Стратегия сотрудничества

Эта стратегия требует большого количества времени, так как ее целью является полное удовлетворение интересов всех участников конфликта. Проделать такой колоссальный труд возможно лишь в том случае, если все участники конфликта находятся в тесных взаимоотношениях, готовы друг друга выслушать и имеют время и желание решить проблему справедливо.

Такой подход к решению конфликта способствует обоюдному уважению, пониманию и доверию. Делает отношения между участниками прочными и стабильными.

Это самая мудрая и конструктивная стратегия выхода из конфликтной ситуации. Она возможна лишь тогда, когда человек может отбросить свои амбиции и обиды, и предложить свое видение решение проблемы. То же самое должен сделать каждый участник конфликта. В итоге, все участники конфликта становятся партнерами, которые работают вместе над решением вопроса. Они уважают друг друга, устанавливают максимально искреннее и доверительные отношения. Так как их объединяет общая цель – решение вопроса с удовлетворением интересов каждого участника.

Стратегия сотрудничества

Тактика поведения в стратегии сотрудничества основывается на открытости, готовности принимать разумные решения противника, положительном отношении к переменам.

Каждая из стратегий выхода из конфликтной ситуации может быть эффективна в определенном случае. Поэтому очень важно, чтобы человек изучил и научился пользоваться каждой из них.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Конфликты, их виды, пути выхода из конфликтов

Содержание

  1. Понятие «конфликт»........................................................................................... 2 стр.
  2. Виды...................................................................................................................... 4 стр.
  3. Способы выхода из конфликта.......................................................................... 6 стр.
  4. Приемы эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.................. 11 стр.

5. Список литературы............................................................................................ 15 стр.Понятие «конфликт».

Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” – столкновение.

Конфликт (лат. Conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса : если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

По У. Линкольну , положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

· конфликт ускоряет процесс самосознания;

· под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

· способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;

· приводит к объединению единомышленников;

· способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

· способствует расстановке приоритетов;

· играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;

· благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

· приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;

· благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

· конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

· он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

· препятствует быстрому осуществлению перемен;

· приводит к потере поддержки;

· ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

· вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

· вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

· вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;

· в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;

· конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

· конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

2. Виды.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

· «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

· «случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

· «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

· «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

· «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

· «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации : официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

· развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

· способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

mirznanii.com