В тезисах доклада кратко изложены основные результаты исследования творческой уникальности человека, проведенного в русле рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества (Степанов С.Ю., 1996). Актуальность проблемы обусловлена тем, что именно творческое своеобразие каждого человека является главным ресурсом развития общества, его истории и культуры.
Проблема уникальности, неповторимости в философии решается в системе категорий единичное, особенное и всеобщее. В психологическом же контексте этот вопрос традиционно рассматривается сквозь призму таких категорий как индивид, личность, индивидуальность. Специфика творческой уникальности проявляется при рассмотрении этих категорий с точки зрения детерминации, которую они выделяют в человеке. Так индивид описывает единичность человека с позиций его природной, биологической детерминации; личность характеризует неповторимость человека, в первую очередь, с точки зрения ее социальной определенности; индивидуальность описывает своеобразие человека, формирующееся в процессе интеграции биологических и социальных факторов. Особой категорией, описывающей человека как источник познания и преобразования действительности является субъект. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Научное представление о творческой уникальности находится на стыке категорий индивидуальность и субъект, и представляет собой характеристику индивидуальности человека, формирующуюся в процессе его собственной творческой активности.
Механизм развития творческой уникальности человека сформулирован С.Л.Рубинштейном в принципе творческой самодеятельности (1922), согласно которому в одном и том же процессе творческой активности создается и продукт творчества (творение) и развивается сам человек (творец). Таким образом, в целостной индивидуальности человека можно выделить два аспекта: 1) случайную единичность, которая в основном зависит не от человека; и 2) самодетерминируемую единичность, возникающую в за счет его собственных усилий и творческой активности. Научное представление о творческой уникальности человека выделяет второй аспект его индивидуальности.
Эмпирическое исследование творческой уникальности человека проводилось на основе представлений испытуемых о своем индивидуальном своеобразии и творческой активности. Эти представления выявлялись с помощью разработанного и апробированного в данной работе биографического опросника. В нем испытуемым необходимо выделить ряд событий своей жизни из прошлого, настоящего и предполагаемого будущего и оценить их по следующим параметрам: 1) неповторимость этих событий относительно своей собственной жизни; 2) их экстраординарность, т.е. своеобразие относительно жизни других людей; 3) творческая активность, т.е. преобразующая инициатива, реализуемая человеком в этих событиях. При этом, сфера творческой уникальности человека определялась как процент событий от общего их числа, в которых эти параметры наиболее выражены (что оценивается с помощью самооценочных шкал).
В констатирующем эксперименте было выделено четыре типа жизненных ориентаций, характеризующихся разным соотношением творческой активности и индивидуального своеобразия: 1) творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной неповторимости, когда его преобразующая инициатива приводит к высокому индивидуальному своеобразию событий его жизни; 2) пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования индивидуальности человека, когда его неповторимость в основном зависит не от его собственных усилий; 3) активная типичность отражает стремление человека “быть как все”, когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей; 4) пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественым нормам. В результате сопоставления двух контрастных групп выявлено, что сфера проявления творческой уникальности больше выражена в жизни творчески ориентированных людей (будущие психологи) по сравнению с не творчески ориентированными (будущие секретари).
В формирующем эксперименте для активизации рефлексивно-инновационного процесса был применен принцип рефлексивных контрастов. Он усиливает идею, заложенную в самооценочных шкалах Дембо-Рубинштейн, где испытуемому предлагается оценить исследуемый феномен по противоположным характеристикам, которые заранее выделены экспериментатором. Принцип рефлексивных контрастов предлагает испытуемому самому сформулировать свое представление как о реальном феномене (представления о себе, о своей жизни, о партнерах по общению и др.), так и о его возможных крайних (контрастных) вариантах: максимально положительном и максимально отрицательном. То есть испытуемый сам описывает три варианта феномена (реальный, наилучший и наихудший), сам выделяет их основные критерии (характеристики), по которым затем их оценивает. Этот принцип дает возможность человеку занять максимально активную позицию самопознания, что активизирует процесс осмысления и переосмысления исследуемых феноменов.
В данной случае принцип рефлексивных контрастов был использован для осмысления испытуемыми своей индивидуальности и роли своей творческой активности в событиях жизни. Для этого описанный выше биографический опросник предъявлялся испытуемым в трех вариантах - в форме трех анкет, названных: “Реальный жизненный путь”, “Тривиальный жизненный путь” и “Творческий жизненный путь”. Для заполнения последних двух анкет нужно представить главным действующим лицом своей жизни соответственно самого обычного, заурядного человека и самого необыкновенного, творческого. Работа со всеми тремя анкетами в начале формирующего эксперимента дала возможность участникам актуализировать свой интерес к проблеме творческой уникальности человека, проявить свои стереотипы понимания тривиальной и творческой жизни и увидеть свою жизнь в “рефлексивном зеркале” ее противоположных вариантов. Это дало конструктивный импульс и контекст для всего формирующего эксперимента, проведенного в форме рефлексивного практикума. В результате участия в нем было выявлено расширение сферы творческой уникальности испытуемых за счет того, что они по-новому увидели преспективу своей жизни, задумались о своей судьбе и т.д.
Таким образом, в ходе исследования был выявлен феномен творческой уникальности в жизни испытуемых и показана его динамика в рефлексивно-инновациооном процессе.
Экология жизни. Люди: Нейробиология доказала, что у тех, кто обладает творческим складом ума, мозг работает иначе, нежели у остальных типов людей.
Нейробиология доказала, что у тех, кто обладает творческим складом ума, мозг работает иначе, нежели у остальных типов людей.
Наука ещё не может объяснить точно, как происходят все эти процессы, однако креативность, как полагают, включает несколько познавательных процессов. Трудно сказать, что определённое поведение связано именно с креативностью.
Однако существуют некоторые различные черты, типы поведения и социального влияния, на которые влияет креативность.
1. Они внимательные
Творческие люди тщательно наблюдают за всем вокруг. Они также любят наблюдать за людьми. Многие творческие люди часто носят с собой ноутбук, блокнот или камеру, чтобы запечатлеть то, что они видят. Во многих известных работах именно детали очаровывают нас больше всего.
Например, мы видим много нюансов поведения человека в романах Джейн Остин. Эти маленькие, но захватывающие детали вдыхают в её произведения жизнь.
2. Они мечтательные
Когда мы были детьми, большинству из нас говорили перестать мечтать. Однако сейчас психологи утверждают, что мечтать и тратить время впустую – не одно и то же.
Мечтание на самом деле является сложным мозговым процессом, во время которого устанавливаются связи, происходит понимание и рождаются новые идеи. Когда мы мечтаем, мы можем смотреть на жизнь по-другому, воображая, каково было бы быть кем-то ещё или жить в мире, устроенном иначе. Это может улучшить творческие мыслительные процессы и привести нас к новым идеям.
3. Они бросают вызов статус-кво
Творческие личности часто не хотят принимать вещи такими, какие они есть. Они хотят изменить мир и ощущать собственную значимость. Они задаются такими вопросами, как «Что, если?» и «Почему нет?» Это помогает им пересмотреть возможности.
Взять, к примеру, поэта времён Первой мировой войны Уилфреда Оуэна. Он принял решение бросить вызов убеждению, что умереть за страну – это великолепно, и изобразил все ужасы войны.
4. Они регулярно вливаются в творческий поток
Творческие личности, когда они вовлечены в работу, проскальзывают в «зону». Также известное, как «поток», это состояние описано в книге Михая Чиксентмихайи. Автор объясняет, как достигается состояние потока, когда мы работаем над чем-то, чем мы наслаждаемся, а также в моменты, когда ситуация бросает нам вызов. В состоянии потока творческая работа удаётся намного лучше.
Креативность не влечёт за собой многозадачности. Часто нужно лишь отвлечься, чтобы войти в поток.
5. Они испытывают затруднения, заканчивая проект
Одним из недостатков творческого склада ума является то, что завершение дел может стать настоящей проблемой. Начальные стадии творческого проекта кажутся захватывающими и новыми, но это волнение может со временем исчезнуть, как и в большинстве любовных романов!
Они легко могут бросать проекты, когда они становятся более трудными и сложными. Творческие личности могут также отвлечься на другую гениальную идею.
6. Они видят структуры и связи
Что отличает творческих личностей от других, так это способность устанавливать связи. Креативность часто заключается в соединении вещей, которые другие могут рассматривать как абсолютно несвязанные.
Обнаруживая структуры и связи, которые упускают из вида другие, творческие люди могут создавать что-то новое из упущенного и недооценённого. Они видят возможности там, где другие их не видят, и используют это, чтобы создать что-то оригинальное.
7. Они питают свои души
Мы не можем постоянно создавать новые вещи, если мы не тратим время, чтобы питать свои души. Джулия Кэмерон описала это как «хорошее наполнение». Она говорит: «Мы должны быть достаточно внимательными, чтобы сознательно пополнять наши творческие ресурсы, поскольку мы пользуемся ими».
У каждого человека существуют различные требования к этому наполнению. Часто это касается времени, которое нужно провести в одиночестве. Независимо от того, как мы проводим время и что делаем для этого, питание души важно для продолжения творческого выражения.
8. Они открыты
Открытость – ключевой фактор креативности. Творческие люди очень любопытны и любят новые впечатления.
Будучи открытыми для новых эмоций, творческие личности очарованы новой информацией, сенсациями и чувствами. Они постоянно исследуют внешний мир и свой внутренний и остаются открытыми для новых возможностей всю свою жизнь.
9. Они настоящие
В обществе, которое ценит внешние признаки успеха больше, чем богатую внутреннюю жизнь, творческие личности могут потерпеть неудачу. Однако они движутся по другому курсу. Творческий процесс – часть того, что делает их теми, кем они являются.
В итоге творческие личности остаются верными своему видению окружающего мира и следуют за своей мечтой, а не стремятся к успешности и популярности.
10. Они творят циклично
Креативность имеет свои собственные естественные ритмы, которые невозможно изменить, как и времена года. В жизни любой творческой личности происходят быстрые изменения: периоды производительности сменяются желанием оставаться в полном покое – и наоборот.
Творческие проекты начинаются с периода инкубации, и лишь через время они готовы увидеть свет. Творческие люди поддаются этим циклам вместо того, чтобы быть одержимыми постоянной производительностью.
11. Они не верят в себя
Творческие личности страдают от тех же самых сомнений и проблем, касающихся уверенности в себе, как и все остальные люди. Когда художник изо всех сил пытается найти своё место в жизни и завоевать любовь аудитории, отсутствие уверенности в себе может ощущаться более остро. Даже очень успешным творческим личностям часто бывает трудно признать великолепие собственной работы.
12. Они жизнерадостны
К счастью, несмотря на то, что творческие личности часто сомневаются в себе, они остаются жизнерадостными. Они должны быть такими. В творческой работе присутствует много проектов, которые идут не по правилам и часто терпят неудачи. Именно здесь и нужна жизнерадостность.
Творческие личности не могут позволить себе принимать неудачу близко к сердцу. Лучший способ пересмотреть свою точку зрения на это – признать, что это не ошибка, а полезный опыт.
13. Они следуют за своими увлечениями
Творческих людей редко мотивирует материальное вознаграждение. Они находят мотивацию во внутреннем вознаграждении, таком как личное удовлетворение, кураж и увлечение.
Художники творят, потому что что-то внутри них требует этого, а не из жажды известности или богатства либо желания понравиться кому-то. Понимание, что такая внутренняя мотивация ведёт к успеху, может повысить общую креативность.
14. Они рассматривают жизнь как возможность самовыражения
Творчество – часть нашего самовыражения. Всё, что мы делаем, прибывает из нашей собственной потребности в самовыражении. Таким образом, вся наша жизнь может стать творческим проектом.
В то время как некоторые люди могут быть более творческими, чем другие, я думаю, что креативность – качество, которое есть у всех нас. Если вы посмотрите на собственную жизнь, вы увидите, что она полна креативности. Когда мы готовим еду, ремонтируем комнату, выбираем оборудование или высаживаем сад, мы творим. Вещи, которые мы выбираем, говорят много о нас и являются частью того, как мы строим свои собственные жизни.опубликовано econet.ru
Автор: Kirstie Pursey
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Способности не могут быть поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «развитие способности дает не только практический эффект, повышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая подкреплением, оказывается, в свою очередь, условием способности» (К.А. Абульханова-Славская).
Успех или неуспех в значимой для человека деятельности влияет на развитие его личности, формирует его личностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Гениальность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей и
9 Дубровина 2 5 7
одаренности является устойчивое внимание, эмоциональная страстность, сильная воля. Все гениальные люди отличались горячей любовью и страстностью к своему делу. Так, А.В. Суворов был весь предан военному делу, А.С. Пушкин - поэзии, И.П. Павлов - науке, К.Э. Циолковский -изучению межпланетных космических полетов.
Страстное отношение к делу способствует концентри-рованности всех познавательных, творческих, эмоциональных и волевых сил.
Неверно думать, что способным людям все дается легко, без особого труда. Как правило, у людей, которых мы называем талантливыми, способности к той или иной деятельности всегда сочетаются с трудолюбием. Многие талантливые ученые, писатели, художники, педагоги и другие деятели подчеркивали, что талант - это труд, умноженный на терпение. Великий ученый А. Эйнштейн как-то сказал в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство». М. Горький говорил о себе: «Я знаю, что обязан успехом моим не столько природной талантливости, сколько умению работать, любви к труду».
В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой. Жизнь знаменитых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намеченной цели, неустанно искать пути ее достижения.
Вспомним о жизни и деятельности великого русского полководца А.В. Суворова. Его гениальные способности развивались не только в процессе активной военной деятельности, но и в результате собственной упорной работы над собой. Суворов с детских лет увлекался военным делом, зачитывался описаниями походов великих полководцев древности: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. От природы он был слабым и болезненным ребенком. Но с юношеских лет сам сумел создать то, чего ему не дала природа, - здоровье, выносливость, железную волю. Добился он всего этого постоянной тренировкой и закалкой своего тела. Суворов сам придумывал для себя различные гимнастические упражнения и постоянно ими занимался: обливался холодной водой круглый год, купался и плавал до заморозков, преодолевал самые крутые овраги, лазил на высокие деревья и, забравшись на самую верхушку, качался на ветках. Ночами на неоседланной лоша-258
ди скакал он без дорог по полям и лесам. Постоянные физические упражнения так закалили Суворова, что даже 70-летним стариком он не знал усталости.
Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов.
Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.
Различают непосредственный иопосредованный интерес. Первый связан с занимательностью, увлекательностью, приятностью того, что вызвало наш интерес. Например, мы говорим об интересном спектакле, о встрече с интересным человеком, об интересной лекции и пр. Этот интерес проявляется главным образом в непроизвольном внимании и является весьма кратковременным.
Второй опосредован нашим осознанным желанием все больше узнавать о предмете, человеке, явлении. Этот интерес является произвольным, т.е. мы изъявляем свою волю, свое желание глубже проникнуть в суть того, что нам интересно. Опосредованность интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную область действительности и жизни, на определенную деятельность. Именно наличие такого интереса составляет индивидуальную особенность личности.
Интересы людей различаются прежде всего по содержанию, которое определяется теми предметами или областями действительности, на которые эти интересы направлены.
Интересы людей различаются по широте. Узкими считаются интересы, направленные только на одну ограниченную область действительности,широкими и разносторонними - направленные на несколько областей действительности. При этом у человека с разносторонними интересами обычно какой-либо интерес бывает центральным, главным.
Одни и те же интересы у разных людей проявляются с различной силой. Сильный интерес нередко бывает связан с сильными чувствами и проявляется как страсть. Он соединяется с такими качествами личностями, как настойчивость, выносливость, стойкость, терпение.
Интересы той или иной силы у разных людей различаются еще по устойчивости или постепени постоянства.
Интерес как индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами в
259
значительной степени определяются многие черты его характера и обусловливается развитие его способностей.
Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса, в постоянном переживании приятных чувств, вызываемых этим предметом, а также в склонности к постоянным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним.
Склонность выражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Большинство исследователей, занимавшихся этой проблемой, определяют склонность как направленность на соответствующую деятельность или потребность в деятельности (Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Г.Н. Щукина и др.).
Развитие способностей прежде всего связано с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей к ней.
Воспитание творческих способностей у детей, школьников, студентов в значительной степени связано с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Высокая академическая успеваемость не всегда сочетается с высоким уровнем творческих способностей. Ученым удалось выявить зависимость между академическими достижениями, уровнем способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога.
Если учитель обладает высоким творческим потенциалом, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов, а ученики с менее развитыми творческими способностями оказываются «в загоне», их академические результаты обычно невелики. Если же преподаватель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способности», успехи учащихся, лишенных творческого блеска, оказываются более высокими, чем в первом случае. А ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Наставник как бы оказывает пред-260
почтение тому психологическому типу, к которому принадлежит сам1.
Педагоги пытаются запечатлеть свой опыт по развитию творческого потенциала учащихся в различного вида правилах. В качестве примера приведем «10 заповедей», составленных одной преподавательницей средней школы:
Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательства.
Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.
Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая раскрыть для них что-то новое.
Постоянно помни - обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников.
Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.
Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и прививай другим вкус к нестандартному мышлению.
Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда обсуждать твою глупую идею».
Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.
В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз навсегда установленной программы.
10.Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого.
3.4. Развитие способностей у младших школьников
Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы.
Но каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей.
Начало обучения ребенка в школе - важнейший этап в его воспитании и развитии, и, конечно, не начало воспи-См.: Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.
261
тания, а тем более развития. Именно поэтому начальное обучение должно строиться на основе достигнутых результатов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка1.
В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения.
В третьем классе одной из школ мы попали на урок английского языка. Наше внимание привлекла одна девочка: худенькая, очень оживленная, она при каждом вопросе учительницы первая поднимала руку, отвечала уверенно, громко и как-то радостно. После урока учительница по нашей просьбе кратко охарактеризовала детей этого класса и в числе наиболее способных назвала эту девочку -Таню Ш. Следующий урок был математика. И тут мы еле узнали Таню. Все оживление ее пропало, голос стал каким-то хриплым, огонек в глазах исчез. На вопросы учительницы Таня руки не поднимала, если ее все-таки спрашивали, отвечала неуверенно и часто с ошибками. Учительница в числе наиболее слабых по математике детей назвала нам Таню.
Как видно, у девочки неодинаково развиты способности к овладению разными учебными предметами. Если английский язык (и, как мы узнали, русский язык) дается ей легко, то математика вызывает большие затруднения.
Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Например, учителям Тани Ш. следует не только поощрять, развивать ее способности к языкам, но и искать пути развития у нее математического мышления, чтобы девочка могла уверенно усваивать в старших классах материал физико-математического цикла.
Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «тренировать» способности, так как они не могут «лежать про
1 См.: Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -М., 1960.
262
запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они хиреют.
Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой успеваемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся способности. Декарт считался в школе неспособным. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучился только грамоте. Либиха, последнего ученика в классе, исключили за неуспеваемость. Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два». Менделеев в гимназии был «середняком».
Не надо спешить с вынесением «приговора». Низкая успеваемость может быть обусловлена множеством причин. Важно найти, вскрыть эти причины, а для этого надо знать ученика. Усвоение одного и того же материала у каждого ребенка происходит по-разному, а следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка.
Опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях. Отсутствие же раннего развития не исключает возможности последующего подъема. Способности могут проявиться и в более старшем возрасте. У некоторых детей развитие совершается несколько замедленно, растянуто, как бы исподволь, происходит постепенное накопление определенных достоинств интеллекта. В старших классах такие ученики неожиданно поражают учителей и одноклассников резко возросшим уровнем умственных возможностей.
Таким образом, и дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учителя.
В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности. Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учебные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух или
263
пространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.
Интерес ребенка к тому или иному предмету или к учению вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тесная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замечаем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, понимать. Сами дети отмечают, что больших успехов они добиваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень развития его способностей.
Определенные интересы можно обнаружить уже у первоклассников. Одни больше любят математику («Когда складываешь, отнимаешь, интересно, что получается», «Мне в школе больше всего нравится задачки решать, считать тоже интересно»), другие - письмо («Очень люблю слова писать: сначала буковка, буковка, а потом вдруг слово получается», «Люблю уроки письма, очень хочется скорее научиться писать, чтобы послать длинное-длинное письмо папе»), третьи - пение («Я петь сама еще плохо умею, а уроки по пению очень-очень люблю»), четвертые - рисование («Самое интересное в школе - это рисование, я и дома все время рисую»).
Однако в начале школьного обучения учебно-познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы, нередко носят случайный, ситуативный характер, часто -поверхностный. С возрастом интересы становятся все более содержательными, глубокими.
Что лучше: когда ребенок увлечен чем-то одним или когда у него много увлечений - то одно, то другое, а то и несколько сразу?
Нельзя давать категорических советов ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его других
264
индивидуальных особенностей. Но все-таки можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, безусловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знания и видах деятельности. Младший школьный возраст - период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, наблюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и общих, и специальных способностей.
В слишком ранней специализации школьников заключена явная опасность. Целый ряд учебных предметов, которые могли бы увлечь ребенка и к изучению которых у него, возможно, есть хорошие данные, иногда в таких случаях проходит мимо его внимания. Надо помочь каждому младшему школьнику избежать деления учебных предметов на «главные» и «второстепенные». Тем самым мы поможем ему правильнее определить свое жизненное призвание, так как у него будет более широкое поле для приложения сил и проявления способностей.
Ошибкой было бы думать, пишет Н.С. Лейтес, что индивидуальным особенностям человека «полностью соответствует только какая-то одна определенная деятельность. Благодаря общим умственным способностям каждый может с успехом развиваться по многим направлениям, получить удовлетворение в ряде деятельностей».
Д.Б. Эльконин, проводивший исследование индивидуальных различий подростков, писал: «Учащиеся, у которых до 5 класса и в 5 классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и особенно в сфере интересующих их занятий более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с одноклассниками, у которых такие интересы не сложились».
Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования личности.
Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание больше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка.
265
Успех в значимой для ребенка учебной деятельности способствует развитию у него чувства личностного достоинства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности.
У каждого ребенка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом и учеба приобретает для него личностный смысл и не будет создавать особых проблем ни ребенку, ни учителю, ни родителям. А.Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т.е. специфические человеческие способности, представляют собой подлинные новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии.
Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л.Н. Толстой предупреждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений».
При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения -это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходится. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.
Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование и развитие всех психических процессов и психических свойств ребенка. Но не во всякой учебной деятельности развиваются дети, а только в той, которая приносит удовлетворение,
266
которой хочется заниматься. А заниматься хочется той деятельностью, к которой ребенок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. Если отсутствует ощущение движения вперед, интерес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому одна из основных задач школы -развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется свое отношение к предмету и учению вообще - он развивается как личность.
Вопросы и задания
1. Американский психолог Дж. Брунер пишет: «Один из наи менее обсуждавшихся способов побудить ученика к преодолению трудностей учебного материала - это бросить ему вызов испы тать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хоро ший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит. Испытав подобное чувство в классе, многие ученики, весьма вероятно, перенесут это состояние и на свою самостоятельную работу».
а) попробуйте доказать, что предложенный Дж. Брунером спо соб работы с ребенком имеет прямое отношение к развитию способностей школьника;
б) испытывали ли вы когда-нибудь «чувство полного погло щения» какой-либо деятельностью? Если нет, то хотели бы ис пытать это чувство и что, по-вашему, этому мешает (этот воп рос для обсуждения с самим собой, а не в аудитории)?
Проинтерпретируйте слова М.М. Пришвина, который писал, что «талант к чему-нибудь есть общее свойство почти всех людей, а поведение в отношении таланта есть именно личное дело и что не талантом один человек отличается от другого, а поведением»?
Как вы понимаете взаимосвязь между способностями человека и выбираемой им профессией?
Попробуйте объяснить в контексте проблемы способностей смысл высказывания Г. Лихтенберга: «В слове „ученый" иногда заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился».
studfiles.net
Конкретно говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется им самым настоящим, самым глубоким.
Обычно такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни. Отождествление может принимать самые разнообразные формы. Некоторые люди отождествляют себя со своим телом. Они переживают себя, а нередко и говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений; иными словами, они живут так, как если бы были своим телом.
Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное и даже несколько обособленное.
Те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их. Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли "матери", "мужа", "жены", "студента", "предпринимателя", "учителя" и т.д.
Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки. Оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает способность к отождествлению с остальными частями личности, способность радоваться им и полноценно использовать их.
В результате такого частичного самоотождествления "нормальное" самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже смутное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности.
Продолжительное отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит, в конечном счете, к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния. Как в случае со спортсменом, который теряет с возрастом свою силу. Актрисой, очарование которой блекнет. Матерью, дети которой вырастают и покидают ее. Или учеником, который оказывается, подавлен грузом новой ответственности после окончания школы.
Подобные ситуации могут вызвать серьезный и нередко весьма болезненный кризис. Его можно расценивать как своего рода психологическое "умирание".
Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь "второе рождение", то есть новое и более широкое отождествление.
Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или "рождению" на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками. В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного опыта.
Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.
Лучше всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и самоотождествлении.
Благодаря этому, вы можете обрести свободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным.
Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.
Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.
Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:
1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.
Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.
2. Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.
3. Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.
Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:
4. После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознавания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.
Сосредоточьтесь на основной идее: "Я – центр чистого самосознавания и воли". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.
Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:
Я обладаю телом, но я не тело.Я обладаю чувствами, но я не чувства.Я обладаю умом, но я не ум.
После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:
5. Кто я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "я" – это центр чистого самосознавания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.
(Пауза)
Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной.
По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.
Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение.
Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как "я".
Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью.
Ниже приводятся некоторые примеры:
- Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления)
- Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой.
- Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.
Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.
Примечание:
Существует еще два широко распространенных варианта фразы "я обладаю..., но я не...":
1. "Я обладаю..., и я не..."
2. "Я обладаю..., но я нечто большее чем..."
По материалам книги Тома Йоуменса "Практикум по психосинтезу".
***
И еще одна книга по теме, в ней много букв и объяснений, зато с исчерпывающей информацией:
mila-milovic-h.livejournal.com
Международная группа учёных доказала, что творческие способности человека зависят не от развитости одного из двух полушарий мозга, а от количества связей между ними. Результаты работы, помимо того что позволяют лучше понять устройство головного мозга, могут в будущем помочь в исследовании психических расстройств и в разработке методов их лечения. О том, что представляет собой и как изучается креативность, — в материале RT.
Обычно под креативностью подразумевается умение человека быстро генерировать принципиально новые идеи для решения конкретных проблем. Один из самых известных исследователей этого явления, американский психолог Элис Пол Торренс, сформулировал своё определение несколько иначе.
По его мнению, креативного человека отличают особенная чувствительность к проблемам и подавленность из-за недостатка знаний или умений.
Торренс создал тест, который определяет степень креативности человека. Он состоит из 12 вопросов, разбитых на три блока: словесный, изобразительный и звуковой. В первом блоке, самом большом, испытуемый должен с помощью наводящих вопросов выяснить, что происходит на непонятной картинке, придумать обычным вещам необычное применение и полностью расписать ход некоей неправдоподобной ситуации. В заданиях изобразительного блока предлагается нарисовать картину, используя определённую фигуру, и дорисовать к изображению несколько линий, чтобы оно получилось осмысленным. Звуковой блок проверяет умение человека быстро и правильно определять источник звука.
Тест Торренса признаётся одним из лучших инструментов для измерения творческих способностей человека. С его помощью можно эффективно оценить сразу несколько определяющих критериев креативности. Это беглость, или количество оригинальных идей на единицу времени, гибкость, или умение подстраивать различные стратегии для решения определённых проблем, оригинальность и понимание сути проблемы. Очень часто результаты теста Торренса и IQ-тестов близки — чем выше интеллект, тем выше и уровень креативности, хотя отметки выше среднего друг от друга не зависят.
Сначала учёные считали, что творческие способности развивались у человека постепенно, вместе с изменением его культурной жизни. В начале XXI века эта теория начала подвергаться сомнениям. Антропологи выдвинули гипотезу, что креативность человека — последствие генетической мутации, произошедшей примерно 50 тыс. лет назад.
Одним из доказательств этой теории стало открытие гена FOXP2, отвечающего за коммуникацию. Как выяснилось, его повреждение вызывает у человека тяжёлые расстройства речи: неспособность воспроизводить звуки, проблемы с грамматикой при построении предложений. Кроме того, учёные отметили, что археологические объекты возрастом более 50 тыс. лет однообразны, в то время как находки более поздних времён в тех же регионах выглядят совершенно иначе.
На основании этого и появилась теория, что около 50 тыс. лет назад в человеческом геноме произошёл ряд мутаций, вызвавший появление «творческих» генов.
Но вопрос, какими процессами в человеческом мозге сопровождаются проявления креативности, до последнего времени оставался открыт. Миф о дифференциации полушарий человеческого мозга, активно продвигаемый всевозможными тренингами и популярной литературой, был опровергнут ещё несколько лет назад.
Учёные следили за активностью мозговых зон людей, занятых разными видами деятельности. Выявить случаи, когда одно из двух полушарий было бы активнее второго, не удалось.
Международная группа под руководством нейробиолога Рекса Джанга решила изучить мозговую активность человека непосредственно во время творчества. С помощью диффузной томографии исследователи смогли проследить путь нервных импульсов по аксонам (отросткам, несущим сигналы от тела нейрона), пока испытуемые проходили тест Торренса и заполняли анкеты. Как и в предыдущих работах, разницы в деятельности полушарий обнаружено не было, зато у людей, показавших лучшие и худшие результаты теста, различалось количество связей между полушариями. В основном это касалось лобной доли головного мозга.
Учёные говорят, что изучение связей между полушариями поможет «предсказывать» творческие способности человека. Но их интересует не только креативность. Они выясняют, как связи между полушариями влияют на психические заболевания, например болезнь Альцгеймера или шизофрению, что в дальнейшем может помочь в лечении.
russian.rt.com
Взаимное влияние индивида и коллектива друг на друга
Положительное воздействие общности на индивида. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем: 1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. 2...
Выявление зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента
Собственно с целью снятия противоречия между физиологической неспецифичностью и психологической избирательностью Лазарус вводит понятие «копинг», как способность к преодолению стресса...
Джордж Келли: когнитивная теория
Келли никогда не предлагал точного определения термина «личность». Однако он обсуждал эту концепцию в одной статье, утверждая...
Индивидуальные различия в способностях людей
«Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне...
Исследование мышления животных
Мышление человека - процесс многогранный. Он включает в себя и развитую до уровня символизации способность к обобщению и абстрагированию, и предвосхищение нового...
Исследование способности к рефлексии и ее влияния на проявление креативности
Итак, мы рассмотрели основные теоретические положения в изучении рефлексии. Нами было замечено, что практически каждый из исследователей, занимающийся проблематикой рефлексии, говорит об остановке деятельности...
Исследования индивидуальных различий людей
Личность -- это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти-лем поведения и мировоззрением[9,62]. Важным оценочным компонентом свойств личности является способность...
Критериальное оформление динамики становления индивидуального учебного действия и построение способов его диагностики
...
Личностные расстройства
Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов...
Личностные расстройства
Блэкер и Тьюпин (Blacker and Tupin, 1977) обобщили характеристики пациентов-мужчин с истерическим и сценическим расстройствами личности. При описании патологий характера они ранжируют по тяжести под общим заголовком "истерические структуры"...
Проблема выбора брачного партнёра: модели, критерии, мотивы
1.1 Понятие семьи и брака. Соотношение понятий «семья» и «брак» Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Она тесно связана с историческими условиями жизни людей, с изменяющимися политическими, социальными...
Психология и педагогика
Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда...
Роль воображения в науке
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития...
Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника МЧС России
...
Формирование и диагностика определяющей рефлексии в младшем школьном возрасте: педагогический аспект
Расширяя формулу определяющей рефлексии, мы говорим о смене следующих ситуаций: (могу, не умею, не знаю) > (могу, умею, не знаю) > (могу, умею, знаю), и обратно (логика З >У>Н), (знаю, не умею, не могу) > (знаю, умею, не могу) > (знаю, умею, могу)...
psy.bobrodobro.ru
Юлия Скрипник
Есть те, кто считает, что у творческих людей есть особые тайные силы и врожденные таланты. Но это не так. В любом есть креативность. Сделали подборку из 30 заповедей, следуя которым, вы сможете разбудить творческую силу и сделать свою жизнь ярче.
Прислушиваясь к своим заветным желаниям, причем внимательно, мы получаем возможность не только заниматься творчеством, о котором мечтаем, но и мечтать о том, чтобы это творчество достигло значительных масштабов.
Талант или интерес — живая часть вас, как рука, или ухо, или глаз. Все это нужно использовать, нужно питать, иначе это атрофируется и вы не будете тем, кем должны быть.
Способ тренировать свою креативность каждый день — творческий блокнот «1 страница в день». Источник — творческий инстаграм МИФа @miftvorchestvoМагия есть умение видеть результаты без того, чтобы видеть процесс, к ним ведущий. Именно видение, внутреннее зрение, позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар — видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало.
Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал: «Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».
Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, которые оно оставляет, сама его жизнь — все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Вообразите результат. Добавьте элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи. Вы узнаете много нового о своей концепции.
Способность представлять себе свое творение в завершенном виде дает возможность трудиться со знанием дела, а не строить работу на предположениях. В этом знании и кроется причина, почему многие профессиональные творцы бывают так уверены в себе.
@miftvorchestvo
Кто-то всю жизнь решает одни и те же проблемы, кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них — острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни — заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы!
Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить — у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?
К счастью для нас, художники — люди упрямые. Автору бестселлеров ее психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать (это я). Известного режиссера отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы (Мартин Скорсезе). Талантливую актрису отчислили с актерской программы Бостонского университета (обладатель «Оскара» Джина Дэвис). Юрист, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало (Джон Гришэм). Эти художники прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали — или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Эти люди укрепили нашу уверенность и изменили наши судьбы.
@miftvorchestvo
Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что вы пишете. Вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Один художник потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше — прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал — и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.
Если вы — начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и коснуться клавиш. Пять минут в день лучше, чем ноль. Пять минут могут превратиться в десять, совсем как легкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.
@miftvorchestvoЦелую книгу я сегодня написать на смогу, а одну страницу — вполне. Я не смогу сразу стать состоявшимся пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку в Сохо, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле, или сделать набросок руки любимого человека. Вы можете начать.
Гете сказал: «Всякий раз, когда вы думаете или верите, что можете сделать что-то, беритесь за дело, поскольку в действии есть волшебство, благодать и сила».
Неудобная правда заключается в том, что всегда есть возможность сделать нечто позитивное — да, черт возьми, всегда, даже если мы к этому не расположены. Оптимизм по отношению к себе и своим возможностям — уже сознательный выбор. Мы можем сделать этот выбор, поверить в лучшее, а не в худшее, но для этого нужно услышать звучащий в голове негативный саундтрек и решиться на его замену.
Конструктивное мышление — это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и самых сумасшедших идей, и критика в это время неуместна. Придумав побольше идей, измените подход, включив практическое мышление. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой — выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.
Конструктивное мышление и практическое — это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. — Иллюстрация из книги «Взлом креатива»Творческий человек способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.
Измерять свой успех очень важно. Прекрасный способ измерить успех — определить, как вы хотите себя чувствовать. Выделите немного времени и набросайте список эмоций, которые хотите получать от своего бизнеса. Возможно, он будет чем-то похож на этот.
Регулярно сверяйте свои ощущения с этим списком. Дает ли вам бизнес те чувства, о которых вы мечтаете? Например, ощущаете ли вы защищенность? Если да, значит, вы добились успеха в вашем определении. Поздравляем! А если нет, постарайтесь понять почему. Что можно сделать, чтобы изменить ваши ощущения?
Наушники, с музыкой или без, создают вокруг вас своего рода буфер. Особенно это полезно, если вы — женщина и пытаетесь работать над романом в кафе. Для определенного типа общительных людей (имеются в виду мужчины) вид дамы с насупленными бровями, что-то бешено печатающей на ноутбуке в общественном месте, вызывает единственную ассоциацию: надо подойти и познакомиться. Наушники — отличная возможность держать этих благонамеренных, но очень надоедливых граждан на расстоянии.
«Я всегда пишу романы в наушниках. Иногда даже вспоминаю, что не худо бы их к чему-нибудь подключить. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира. А когда они подсоединены к плееру, то гонят музыку со страшной скоростью прямо мне в мозг, четким контуром обводя формы моих мыслей и придавая силу появляющимся на странице предложениям».
Вы меняетесь, и ваша работа становится другой. Когда вы развиваетесь, то же происходит с вашим творчеством. Ваша работа живет и дышит, потому что вы живете и дышите. Проживая жизнь во всей полноте, вы совершенствуете коллективный человеческий опыт. Как писал Уильям Блейк, «все, что живет, живет не одно, не для себя». Больше нет различий между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, вечно меняющийся танец, постоянный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.
Ваш артбук — это билет в свободное творческое плавание. Это ваша «песочница», в которой можно испытать новые художественные средства и техники, новые цвета и их эффекты, попробовать свои силы в разных форматах, не ограничивая себя. Если есть вдохновение — пишите стихи. Пусть мысли находят словесное выражение так же, как и графическое.
@miftvorchestvoПообещайте заниматься тем, что любите, и увидите, что все нужные ресурсы сами идут вам в руки. Когда мы занимаемся творчеством ради творчества, то в итоге, как правило, начинаем и зарабатывать на этом. Деньги — это энергия, и они текут тем маршрутом, который мы для них прокладываем. Когда мы обещаем что-то сделать, обязательно появляются и необходимые финансовые возможности. Данное нами обещание привлечет нужные ресурсы. Это сверхъестественный закон, хотя нас и не учили в него верить.
Когда мы инвестируем в мечту свою энергию, кто-то другой оказывается готовым инвестировать в нее деньги. Одаренный юный пианист вдруг получает годовую стипендию от пожилой пары из родного города: они готовы сделать ставку на его талант. Кто-то неожиданно выделяет молодому актеру, прозябающему в безвестности, деньги на поездку в консерваторию для прослушивания, и он неожиданно проходит по конкурсу и даже получает стипендию. Если мы посвящаем себя мечте, получаем взамен какие-то блага. Благоприятным совпадениям нет конца.
Метод, жизненно необходимый для творческого развития, — это творческое свидание. Оно основано на стремлении к приключениям и автономии и представляет собой еженедельную часовую одиночную экспедицию ради исследования чего-то яркого или интересного для творческой составляющей вашей личности.
«Я отправляюсь в магазин, где продают ткани. Или пуговицы. Проскальзываю в пыльную букинистическую лавку. Забредаю в отдел с птицами зоомагазина, где зяблики, волнистые попугайчики и кореллы пытаются привлечь внимание меланхоличного и неторопливого африканского серого попугая.»
Включите музыку, лучше одновременно и спокойную, и жизнерадостную. Лягте на пол. Выпрямите спину, сложите руки, как вам удобно, и отпустите свое воображение. Закройте глаза и позвольте мыслям течь свободно в каком угодно направлении — в прошлое, будущее, в какие-то моменты настоящего, которые вы из-за занятости не смогли до конца осознать. Слушайте музыку, следите, как лениво разворачиваются мысли, и время от времени повторяйте простую фразу: «Я достаточен… я достаточен…»
Перестаньте стремиться к чему-то большему и примите себя таким, какой вы есть.
Перемены начинаются в сердце. Начиная изнутри и двигаясь наружу, выражая свою любовь и свои ценности, мы улучшаем собственную жизнь, чувствуем себя лучше, и мир в целом становится здоровее. Именно из-за необходимости снова и снова делать выбор творчество исключает позицию жертвы. Когда жизнь кажется несправедливой, на вопрос «Ты хочешь что-то сделать с этим?» правильный творческий ответ — «Да».
Главная сложность творческой жизни заключается не в описании знакомой территории, а в тех пространствах, которые никто, кроме нас, не видел. Человеческие истории стары как мир, но сознание всегда нацелено на границы изученного мира, словно мощные телескопы — в глубины космоса. Мы, художники, постоянно делаем шаг за пределы видимого, напрягаем глаза, чтобы различить и зафиксировать движение теней, рождающихся во мраке.
Вот такой парадокс. А чем большее бремя на себя взваливаем, чем более ограниченными чувствуем себя, тем более уязвимыми становимся перед лицом творческих неудач. При виде слова «совершенство» дух спонтанности вылетает в окно. Начинаешь думать, что нельзя считаться великим композитором, если позволишь себе сочинить детям простенькую колыбельную или дурачиться, импровизируя на фортепиано. Мы так преклоняемся перед «великим» искусством, что всегда, хронически недооцениваем себя. Мы так беспокоимся о том, сможем ли играть в высшей лиге, что не играем вовсе.
Все, что стоит делать, нужно делать, пускай даже плохо. Чем сильнее ваш аппетит к приключениям, тем более авантюрный набор творческих элементов окажется в руках, когда вы приступите к работе.
Скорость создает ощущение неуязвимости. Мы стремительно мчимся по жизни и лишаемся возможности почувствовать ее глубину. Понимая это, лишь пришпориваем себя, чтобы жить интенсивнее, вместо того чтобы жить медленнее и осознаннее. Снижению оборотов хорошо помогает мантра, которую следует регулярно повторять про себя: «Никакой срочности нет».
Если никакой срочности в вашей жизни нет, в чем она могла бы развиваться более размеренно? Возьмите ручку. Проставьте на листке цифры от 1 до 5. Перечислите пять областей своей жизни, в которых чувствуете спешку и давление. Спросите себя, оправданно ли это. Часто мы тревожимся о том, что разворачивается вполне естественным образом. Торопим свой рост, словно мы тепличные помидоры, вместо того чтобы позволить дозреть ситуации — и самим себе. Снова вернитесь к пяти областям спешки, которые отметили. Можете ли в каждой из них растянуть график так, чтобы жизнь стала бы более комфортной?
Сбавьте скорость и побудьте в зоне комфорта. @miftvorchestvoПростой способ развить в себе креативность и творческую уверенность — вести себя «как будто». Рисуйте, как будто вы Ван Гог, пишите — как будто Киплинг. Действуйте, как будто заслуживаете работу, на которую хотите устроиться. Работайте так, как будто вы первоклассный сотрудник.
Правила просты: каждый день в течение получаса делайте что-нибудь, пока у вас не начнет получаться хорошо. Не важно что: готовьте омлеты, приседайте, пока живот не станет плоским, или учитесь жонглировать. Но делайте это каждый день и старайтесь добиться успеха. Повторяйте одно и то же снова, и снова, и снова, пока не заметите результаты.
Вам необходимо усвоить следующее: упорно занимаясь каким-то делом, вы научитесь тому, чему нельзя научиться по-другому. Занимаясь (не бросая) одним простым и небольшим проектом в течение месяца, вы наверняка поймете то, что может изменить вашу жизнь: преданность делу и мастерство не закрывают двери, а открывают их. Сделав выбор, вы не загоняете себя в рамки, а освобождаетесь, чтобы полностью развить свои дарования.
Тренируйте автономность. Что это вообще такое? Не будучи автономным, вы рассуждаете так: начальнику понравится (не понравится) этот доклад; семья одобрит (не одобрит) эту работу; терпеть не могу, когда меня заставляют делать неинтересные мне вещи. Если вы автономны, вы мыслите по-другому: мне нравится (не нравится), как я справился с докладом; если родственникам не понравится моя работа, это их проблема; мне интересно все, чего я еще не знаю.
Всякий раз, когда вы чувствуете недостаток автономности, записываете это, и сразу же подумайте над ответом — мыслью, которая будет вас вдохновлять. Предположим, слева вы написали: «Из-за слов брата я почувствовала себя глупой». Тогда отреагировать можно так: «Позволять другим решать, что ты за человек, — признак пассивности. Активная позиция — не слушать, что говорят другие».
Если вы хотите посетовать на нынешнюю жизнь, пожалуйста. Не всегда удается отогнать негативные чувства волевым усилием, да это и не нужно. Жалобы, если вы жалуетесь правильно, — здоровый и естественный способ справиться с негативными чувствами. Засеките десять минут и выдайте все самое ужасное, что думаете о своей жизни. Попросите друзей послушать и поаплодировать. Будьте невыносимы. Рычите и войте. Оттянитесь на славу. А потом прекратите. Потому что у вас есть дело поважнее.
Для любого творческого человека очень важно окружать себя книгами, красивыми вещами, посещать всевозможные выставки и пересматривать работы других одаренных людей.
Вы не сможете заставить злодеев отменить несправедливость многолетней давности, не сможете утолить печали родителей, не сможете получить любовь, недоданную вам в детстве. Не получится вылечить больную маму. И даже если бы вам дали именно такую любовь, какую вы хотели в детстве, вы уже не способны принять ее. Вы никогда не измените финал очень старой драмы и не исправите очень старое зло.
Но…
Можно найти хорошую работу. Можно заниматься любимым делом, стать известным и уважаемым, многого достичь, радоваться. Можно совершить великие дела, увидеть далекие земли, найти пару, завести семью, быть звездой. Любая прекрасная мечта, которая придет вам в голову, доступна.
По книгам: «Профессия-иллюстратор», «О чем мечтать», «Литературный марафон», «Долгие прогулки», «Взлом креатива», «Путь наименьшего сопротивления», «Между надо и хочу».
Обложка поста: Лина Жолобова
blog.mann-ivanov-ferber.ru