Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Синдром патологии идентичности по э эриксону связан с


Стадии жизненного пути личности, по э. Эриксону

Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона.

Теория Э. Эриксона возникла на практике психоанализа. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества. В основе этой концепции два важных понятия: «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичностьформируется благодаря тому, что воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущих данной группе мироощущений.

Эго-идентичностьформируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития, формирование эго=идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

На каждой стадии ребенок приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

1 стадия.(младенческий возраст) ребенок выделяет себя как отдельного индивида.

Базисное довериепротивнедоверия

При хорошем уходе за ребенком, наличии материнской любви, нежности и заботе о малыше формируются три дополняющих друг друга процесса:

Биологический (кормление, сон, уход)

Психологический (организация индивидуального опыта)

Общественный (культурная организация взаимосвязанных людей - этнос)

Отсутствие заботы, непоследовательное отношение, запреты и ограничения оставляют у ребенка чувство отверженности и создают основу для недоверия к окружающему миру.

2 стадия.(ранний возраст) формируются и отстаиваются ребенком автономия и независимость.

Автономность противСтыда и сомнений

Начинается с навыков ходьбы, самообслуживания. Обретает чувство уверенности в себе. Стремление действовать независимо от родителей. Формируется автономность.

Борьба за опрятность против неряшливости, связанная с неудачами, создает основу чувства стыда и сомнения.

3 стадия. (возраст игры) появляется интерес к своим гениталиям. Происходит осознание своей половой принадлежности, познается окружающий мир в игре через воображаемые и моделируемые ситуации.

ИнициативностьпротивЧувства вины.

Исследовательская активность переноситься за пределы собственного тела. В игре формируется: активная предприимчивость, инициативность.

Агрессивное поведение ребенка ограничивается, критикуется, наказывается. С ограничением чувства вины и тревожности. Привыкает быть виновным.

4 стадия.(школьный возраст)происходит обучение техническим и социальным основам трудовой деятельности.

ТрудолюбиепротивНеполноценности

При росте компетентности в разных областях развиваются навыки и умения. Активно учатся тем типам техники, которые значимы в данном обществе. Трудолюбие оценивается. Эго-идентичность достигает реальной силы

Постоянный неуспех сдерживает активность ребенка. Он переживает свою неумелость и видит себя обреченным на неуспех. При сравнении негативном оценивании ребенка возникает чувство неполноценности.

5 стадия.(подростковый возраст)происходит формирование первой цельной эго-идентичности.

ИдентичностьпротивДиффузной идентичности.

Трудности развития идентичности связаны с кризисом развития: физический рост и половое созревание; озабоченность тем «как я выгляжу», «что я собой представляю»; необходимость найти свое призвание, отвечающая способностям и требованиям общества; необходимость решать старые задачи: доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоение умений, которые создадут новую ценность личности

При неудачах возникает смешение ролей (диффузная идентичность). Происходит задержка в развитии. Синдром патологии идентичности, отсрочка обретения взрослого статуса, смутное состояние тревоги, пребывание в состоянии ожидания чего-то лучшего, страх перед общением, неспособность эмоционального воздействия на лиц другого пола. Может быть поиск негативной идентичности, «стремление стать ничем как способ самоутверждения»

6 стадия.(молодость)ведется поиск спутника жизни. Желание тесного сотрудничества с другими.

ИнтимностьпротивИзоляции

Основой для сближения с окружающими служит полное овладение своим поведением. Готовность к проявлению зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой де5ятельности

Избегание контактов, требующих близости, ведет к одиночеству, к «проблемам характера»,, к психопатологии. Может быть стремление не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир.

7 стадия.(зрелость)происходит развитие личности. Дети подтверждают субъективные ощущения своей нужности другим.

ТворчествопротивЗастоя.

Заботы о воспитании нового поколения, труд и творчество. Во все вкладывается частица своего Я, и это приводит к личностному обогащению.

При плохой ситуации развития проявляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению.

8 стадия.(старость)происходит достижение новой завершающей формы эго-идентичности.

ИнтеграцияпротивРазочарования в жизни.

Созревает плод всех 7 стадий – целостность личности: личностная уверенность в порядке и осмысленности, свой жизненный путь принимается как единственно верный, привязанность к принципам прошлых времен.

Отсутствие личностной интеграции вызывает страх смерти, Возникает отчаяние, т.к. мало времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, для достижения целостной личности.

studfiles.net

Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона.

ТОП 10:

 

Теория Э. Эриксона возникла на практике психоанализа. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества. В основе этой концепции два важных понятия: «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущих данной группе мироощущений.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития, формирование эго=идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

На каждой стадии ребенок приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Стадии жизненного пути личности, по Э. Эриксону.

1 ст. (младенческий возраст) ребенок выделяет себя как отдельного индивида.
Базисное доверие против недоверия
При хорошем уходе за ребенком, наличии материнской любви, нежности и заботе о малыше формируются три дополняющих друг друга процесса: Биологический (кормление, сон, уход) Психологический (организация индивидуального опыта) Общественный (культурная организация взаимосвязанных людей - этнос) Отсутствие заботы, непоследовательное отношение, запреты и ограничения оставляют у ребенка чувство отверженности и создают основу для недоверия к окружающему миру.
2 ст. (ранний возраст) формируются и отстаиваются ребенком автономия и независимость.
Автономность против Стыда и сомнений
Начинается с навыков ходьбы, самообслуживания. Обретает чувство уверенности в себе. Стремление действовать независимо от родителей. Формируется автономность. Борьба за опрятность против неряшливости, связанная с неудачами, создает основу чувства стыда и сомнения.
3 ст. (возраст игры) появляется интерес к своим гениталиям. Происходит осознание своей половой принадлежности, познается окружающий мир в игре через воображаемые и моделируемые ситуации.
Инициативность против Чувства вины.
Исследовательская активность переноситься за пределы собственного тела. В игре формируется: активная предприимчивость, инициативность. Агрессивное поведение ребенка ограничивается, критикуется, наказывается. С ограничением чувства вины и тревожности. Привыкает быть виновным.
4 ст. (школьный возраст) происходит обучение техническим и социальным основам трудовой деятельности.
Трудолюбие против Неполноценности
При росте компетентности в разных областях развиваются навыки и умения. Активно учатся тем типам техники, которые значимы в данном обществе. Трудолюбие оценивается. Эго-идентичность достигает реальной силы Постоянный неуспех сдерживает активность ребенка. Он переживает свою неумелость и видит себя обреченным на неуспех. При сравнении негативном оценивании ребенка возникает чувство неполноценности.
5 ст. (подростковый возраст) происходит формирование первой цельной эго-идентичности.
Идентичность против Диффузной идентичности.
Трудности развития идентичности связаны с кризисом развития: физический рост и половое созревание; озабоченность тем «как я выгляжу», «что я собой представляю»; необходимость найти свое призвание, отвечающая способностям и требованиям общества; необходимость решать старые задачи: доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоение умений, которые создадут новую ценность личности При неудачах возникает смешение ролей (диффузная идентичность). Происходит задержка в развитии. Синдром патологии идентичности, отсрочка обретения взрослого статуса, смутное состояние тревоги, пребывание в состоянии ожидания чего-то лучшего, страх перед общением, неспособность эмоционального воздействия на лиц другого пола. Может быть поиск негативной идентичности, «стремление стать ничем как способ самоутверждения»
6 ст. (молодость) ведется поиск спутника жизни. Желание тесного сотрудничества с другими.
Интимность против Изоляции
Основой для сближения с окружающими служит полное овладение своим поведением. Готовность к проявлению зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой де5ятельности Избегание контактов, требующих близости, ведет к одиночеству, к «проблемам характера»,, к психопатологии. Может быть стремление не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир.
7 ст. (зрелость) происходит развитие личности. Дети подтверждают субъективные ощущения своей нужности другим.
Творчество против Застоя.
Заботы о воспитании нового поколения, труд и творчество. Во все вкладывается частица своего Я, и это приводит к личностному обогащению. При плохой ситуации развития проявляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению.
8 ст. (старость) происходит достижение новой завершающей формы эго-идентичности.
Интеграция против Разочарования в жизни.
Созревает плод всех 7 стадий – целостность личности: личностная уверенность в порядке и осмысленности, свой жизненный путь принимается как единственно верный, привязанность к принципам прошлых времен. Отсутствие личностной интеграции вызывает страх смерти, Возникает отчаяние, т.к. мало времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, для достижения целостной личности.
     

Теория психоанализа З. Фрейда.

Метод психоанализа позволил З. Фрейду создать структурную теорию личности. в основе которой лежит конфликт межу инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества

 

Стадии психосексуального развития, по З. Фрейду.

Стадии развития Эрогенные зоны Тип сексуального проявления (удовольствие) Психические образования Формирующиеся черты личности.
1. Оральная (0-1г.) Слизистая губ и рта. Сосание, укус. В отсутствие пищи – собственный палец, предмет. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым. Первые ограничения, кроме бессознательного, инстинктивного начала личности «оно», развивается вторая инстанция Я. Ненасытность, жадность, требовательность. Оптимизм и пессимизм.
2. Анальная (1-3 г.) Слизистая кишечника. Либидо вокруг ануса. Функции дефекации, выделения. Идет приучение к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего формируется третья инстанция Я как воплощение социальных норм, внутренней цензуры, совести. Опрятность, аккуратность, пунктуальность; упрямство, агрессивность, скрытность; накопительство.
3. Фалическая (3-5 л.) Высшая ступень сексуальности. Эрогенная зона: гениталии Раньше сексуальность бала направлена на себя, сейчас – на других. Секс, привязанность к взрослым: у мальчиков – «Эдипов комплекс», у девочек «комплекс Электры». Время наиболее строгих запретов и инстинктивного формирования Сверх-Я. Все три инстанции сформированы и входят в конфликт друг с другом. Формируются главные структуры личности: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, агрессивность (мужская)
4.Латентная (5-12 л.) Снижение полового интереса. Общение со сверстниками. Школьное обучение и др. Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми, физическими упражнениями. Общительность, трудолюбие.
5. Генитальная (12-18 л.) Происходит собственно половое развитие. Объединяются все эрогенные зоны. Проявляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало оно усиливает свою активность. Подростку приходиться бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты: аскетизм (внутренние запреты), интеллектуализацией (освобождением от навязчивых желаний) Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям.

 



infopedia.su

Развитие групповой идентичности по Э. Эриксону.

Психология Развитие групповой идентичности по Э. Эриксону.

Количество просмотров публикации Развитие групповой идентичности по Э. Эриксону. - 429

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Развитие групповой идентичности по Э. Эриксону.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни˸ ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа˸ генетическая предопределенность стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Развитие Личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала.

Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре Личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это ʼʼповоротные пунктыʼʼ, моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение должна быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием Личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, ᴇᴦο регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений – доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество Личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнется с серьезной жизненной неудачей. Таким образом, в теории развития Эриксон выделяет нормальную линию развития и аномальную. Нормальное развитие происходит при удачном выходе из возрастных кризисов. При неудачном выходе из кризисов у человека формируются комплексы и патологии характера.

o На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, благодаря чему у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. В течение первого года жизни происходит кризис доверия.

Развитие групповой идентичности по Э. Эриксону. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие групповой идентичности по Э. Эриксону." 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона

Центральное положение теории Э. Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Благоприятный результат - включение в Эго нового позитивного качества. Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил.

 

Центральными понятиями в периодизации Э.Эриксона являются идентичность и самоидентичность. Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах, действуя в самых разных жизненных обстоятельствах - движущая сила развития по Э.Эриксону.

 

Выделяются следующие стадии жизненного пути личности (соответствуют возрастным кризисам):

 

№ п/п Стадия Решаемые задачи
1. Младенческий возраст Формирование базового доверия к миру,
    преодоление чувства разобщенности и
    отчуждения
2. Ранний возраст Борьба против чувства стыда и сильного
    сомнения в своих действиях за собственную
    независимость и самостоятельность
3. Дошкольный возраст Развитие активной инициативы и в то же
    время переживание чувства вины и моральной
    ответственности за свои желания
4. Период обучения в школе Формирование трудолюбия и умения
    обращаться с орудиями труда, противостояние
    осознанию собственной неумелости и
    бесполезности
5. Подростковый и ранний Первое цельное осознание себя и своего места
  юношеский возраст в мире; неуверенность в понимании
    собственного «Я» («диффузия идентичности»)
6. Конец юности и начало Поиск спутника жизни и установление близких
  зрелости дружеских связей, преодолевающих чувство
    одиночества
7. Зрелый период Борьба творческих сил человека против
    застоя
8. Период старости Характеризуется становлением
    окончательного цельного представления о
    себе, своем жизненном пути в противовес
    возможному разочарованию в жизни и
    нарастающему отчаянию

 

 

Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития.

 

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону, - это не болезнь личности, а «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

 

В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные «добродетели» личности, которые имеют два полюса:

 

- базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ или ОТДАЛЕНИЕ;

 

- автономность против стыда и сомнения - ВОЛЮ или ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;

 

- инициативность против вины - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ или АПАТИЮ;

 

- трудолюбие против чувства собственной неполноценности - КОМПЕТЕНТНОСТЬ или ИНЕРЦИЮ;

 

- идентичность против диффузии идентичности - ВЕРНОСТЬ или ОТРЕЧЕНИЕ;

 

- близость против одиночества -ЛЮБОВЬ или ЗАМКНУТОСТЬ;

 

- порождение против самопоглощенности - ЗАБОТУ или ОТВЕРЖЕНИЕ;

 

- эгоинтеграция против потери интереса к жизни - МУДРОСТЬ или ПРЕЗРЕНИЕ.

 

Краткое описание кризисов жизни человека по Эриксону

 

1. Кризис 1-го года-связан с удовлетворением основныхфизиологических потребностей ребенка. При слишком раннем отлучении ребенка от груди, в результате пренебрежения ребенком, плохом с ним обращении, его эмоциональной изоляции возникает недоверие к людям, уход от общения.

2. Кризис 3-х лет-связан с первым опытом обучения,сприучением ребенка к

чистоплотности. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

 

3. Соответствует дошкольному детству.Здесь происходитсамоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4. Школьный возраст.Здесь значимыми взрослыми становятсяучителя, школа. В первом случае формируются трудолюбие, чувство долга, стремление к достижению успеха, развиваются навыки и умения. В случае аномального развития - избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми, конформизм.

5. Соответствует подростничеству и ранней юности.Происходит активный поиск себя, жизненное самоопределение, становление мировоззрения. Четкая половая дифференциация в межличностном поведении. При аномальном развитии - путаница ролей, концентрация сил на самопознании, стремлении разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми, застенчивость.

6. Ранняя взрослость (20-40 лет)-связан с поиском близости слюбимым человеком,

с которым предстоит совершить цикл «работа - рождение детей - отдых» и обеспечить детям надлежащее развитие. В случае аномального развития - избегание людей и особенно близких, интимных отношений с ними.

7. Кризис 40-60 лет-характеризуется развитиемгенеративности, чувства сохранения

рода. При аномальном развитии - застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе.

 

8. Старение-это завершение жизненного пути,и егоразрешение зависит от того, как этот путь был пройден. При аномальном развитии - отчаяние. Ощущение зря прожитой жизни, бессмысленности существования, потеря веры в себя и других, страх перед смертью и невозможностью начать жизнь заново.

 

Персоногенетический - представители А.Маслоу, К.Роджерс - рассматриваются проблемы активности самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», воспитание индивидуального характера и способностей.

 

Персоногенетическое направление

Гуманистическая теория развития К.Роджерса

 

Фундаментальной предпосылкой теории К.Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя.

Поле опыта

Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит «все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно познаванию». Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Самость

 

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она окажется устойчивой. Самость - это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Идеальная самость

 

Идеальная самость - это «представление себя, каким индивидуумом более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Принятие себя таким, каким он хотел бы быть, - признак душевного здоровья.

 

Конгруэнтность и неконгруентность

Конгруэнтностьопределяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

 

 

Неконгруэнтностьимеет место,когда есть различия медусознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

 

Инконгруэнтностьможет ощущаться как напряжение,тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Рассуждение между внешней реальностью и тем, что переживает субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Тенденция к самоактуализации

 

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию.

Препятствия к росту

 

К.Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития.

Социальные отношения

 

Ценность отношений - центральная тема работы К.Роджерса.

Брак

Брак - необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития.

 

 

Иерархия потребностей А. Маслоу

 

 

15.Теория конвергенции двух факторов развития (В.Штерн).

Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938)изучал духовноеразвитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие - саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков - направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

 



infopedia.su