Саморегуляция организма человека. Саморегуляция и самосовершенствование организма в процессе его развития


Саморегуляция и самосовершенствование организма — реферат

 

     Вопросы :31,14       

    14. Саморегуляция и самосовершенствование организма.

    31.Организация сна и режима питания студента.

 

 

Содержание

                                                                                                                           

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.                                                                                         

Саморегуляция и самосовершенствование организма

5

1.1                                                                                                                           

Понятие саморегуляции

5

1.2

Приобретение и использование навыков саморегуляции

6

1.3

Методы и основные принципы саморегуляции человека

9

1.4                                                        

Cамосовершенствование организма

12

1.5

Основные направления физического самосовершенствования:

14

2.

Организация сна и режима питания студента.

18

2.1

Режим труда и отдыха

18

2.2

Организация сна

19

2.3

Организация режима питания 

20

 

Заключение

24

 

Список использованной литературы

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       ВВЕДЕНИЕ

 

 

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” .

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей . К.Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен .

 

 

 

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический – совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный – мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни . И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды . Г.Л. Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы . Г.А. Кураев, С.К. Сергеев и Ю.В. Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности).

 

1.Саморегуляция и самосовершенствование организма

           

 

 

                   1. 1Понятие саморегуляции  

     По  выражению академика И. П. Павлова, человек - это система, которая сама себя регулирует, исправляет и даже совершенствует. Психическая саморегуляция  осуществляется в сочетании ее энергетических, динамических и социально- содержательных аспектов. Человек не автоматически переключается с одной деятельности на другую, а сознательно, с учетом социальной ситуации, важности выполняемых операций, возможных результатов своих поступков и т.д. Она имеет возможность выбора, и в этом состоит ее свобода воли. Как сознательный индивид, личность несет ответственность за последствия совершенных выборов и совершенных действий.

     Анализ  общих закономерностей  саморегуляции  индивида позволил  установить, что они зависят также  от особенностей нервной деятельности, от личностных качеств и от  его привычек в организации  действий, сформированных в процессе воспитания.

     Личность  как самоуправляемая  система  может осуществлять:

     • контроль за деятельностью  посредством сравнения намеченной  программы и выполненных действий;

     • согласование побуждений, переключение  психической активности, координацию  действий;

     • санкционирование - вызов или  задержку процессов (действий, поступков.

 •  усиление или ослабление активности (ускорение или замедление психической  деятельности.

     Чем сложнее осуществляемая психическая  деятельность, том больше препятствий  на пути к цели, тем более волевое  усилие требуется человеку, особенно если она устала, испытывает внутреннюю слабость. Таким образом, усилия выступает как важный проявление волевой саморегуляции личности.

     В центре проявлений саморегуляции личности - система «Я» , которое формируется  под влиянием жизненных впечатлений  и воспитания как центр самосознания. Будучи элементом психологической структуры личности, «Я» выступает как установка относительно самого себя и включает следующие компоненты:

     • когнитивный - представление о  «Я»  реальное и «Я» идеальное;

     • эмоциональный - самоуважение (самоунижения) и т.п.;

     • оценочно-волевой - стремление  повысить самооценку, завоевать  авторитет и уважение.

     Самоуправление  личности может быть оперативным (повседневным и перспективным, обусловленным  удаленным целью.

     В зависимости от целей, которые  ставит перед собой личность, моральных  качеств и особенностей  волевой саморегуляции, выделяют  четыре типа самоуправления: морально - волевой, аморально - волевой, абуличний (слабый), импульсивный. Естественно, что наибольшую ценность для общества составляет морально- волевой тип, волевая саморегуляция которого направлена на достижение общественно значимых целей, соответствующих высоким нравственным нормам.  

   

 

 

    1.2. Приобретение и использование навыков саморегуляции  

     Для представителей всех профессий, объектом которых является человек (педагоги, врачи, психологи и др.), периодически характерно состояние так называемого "профессионального выгорания". Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники.

     "Управлять" - значит не только  контролировать, но и, что более  важно, вовремя  снимать накопившееся  напряжение, приводить свое состояние  в порядок. Схематично это можно выразить следующим образом.

       Управление  собственным состоянием  

 Практический  психолог помогает клиенту самораскрыться, решить жизненные проблемы, приобрести  коммуникативные навыки, необходимые  в повседневной жизни. Есть еще одна область, в которой работает практический психолог - помощь в преодолении психоэмоциональных нагрузок. Причем проблема психоэмоциональных нагрузок одинаково значима как для клиента, так и для самого психолога.

     Необходимо  проанализировать причины возникновения  психоэмоциональных перегрузок как  следствия профессиональной деятельности практического психолога и способы  их снятия.

     Основная  причина, по которой  возникают негативные психические  состояния у психолога в результате  его работы, - низкий профессионализм. Начинать профессиональное совершенство психологу необходимо с личностного роста.

     В самом деле, трудно представить  себе, как "профессионал в области  душевного  здоровья", коим по  праву считается  психолог, может  помогать другим людям решать их проблемы, если сам он полон тех же проблем. Каким бы множеством методик и приемов ни владел психолог, он должен прежде всего выступать примером психологического здоровья и зрелости для своих клиентов. В противном случае все его рекомендации будут выглядеть сомнительно, что может дискредитировать в глазах клиента не только самого психолога, но и психологию в целом. К тому же, психолог, не проработавший данную проблему у себя, не в состоянии работать над той же проблемой у клиента.

     Поэтому личностный рост психолога является залогом его психологического, этического и духовного здоровья.

     Начинать  работу над собой  нужно с самодиагностики. Думается, что выявить негативные черты  своего характера не составит  труда для психолога. А вот  уже бороться с ними психологу будет так же сложно, как и человеку любой другой профессии, потому что психолог тоже человек. А для любого человека какие-либо изменения всегда болезненны. Поэтому ситуация дискомфорта неизбежна в процессе личностного роста.

     Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. Признанный авторитет в области изучения стрессов Ганс Селье считает, что стрессы - неотъемлемая сторона нашей жизни. Люди не должны избегать их, более того, можно использовать стрессы и наслаждаться ими, если выработать соответствующую философию жизни. По определению Г. Селье, стресс - это "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происходящим в нем и вокруг него изменениям. Чувство голода и жажды, радость и печаль, помимо специфических реакций (изменений обмена веществ, теплообмена, мышечных реакций, гормонального обмена и др.)" всегда сопровождаются общей, неспецифической для всех изменений реакцией - адаптацией организма к возникшим трудностям.

  Если  стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему же принято считать, что  стресс - это плохо? Не много найдется людей, желающих вести жизнь тепличного растения. От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нервных перегрузок. Чем больших целей достигает человек, тем выше степень удовольствия и счастья, которые он испытывает. Недаром уже цитированный нами Г. Селье пишет, что "стресс - это аромат и вкус жизни".

     Все дело в "пороге". Порогом  в психологии называют величину  раздражителя, при  которой происходят  качественные изменения  ощущений  или реакций. В случае стресса  все, что находится до "порога", идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие управлять стрессом, не дающие ему выйти за "порог", способны достигать очень многого в своей жизни.

     Уровень "порога" определяют три основных группы факторов:

  • Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.
  • Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное и экономическое положение человека и общества в целом и т. д.
  • Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (например, крупные ссоры и конфликты, экзаменационная сессия требуют адаптации до 2-4 месяцев; переезд на новое место жительства или смена места работы - до 1 года; изменение семейного статуса - до 2 лет и т. д.). В случае, когда несколько таких событий совершаются за короткий промежуток времени, способность человека к адаптации в других ситуациях понижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.

referat911.ru

Саморегуляция организма человека в процессе жизнедеятельности

Окружающий мир и обстановка, в которой находится человек, меняется буквально каждую минуту. Чтобы сохранить здоровье и поддерживать нормальное функционирование, организм должен к ним быстро приспосабливаться. Саморегуляция организма по научному называется гомеостазом. Если какой-то орган или участок начинает работать неправильно, в мозг поступает сигнал о нарушении работы. Обработав полученную информацию, мозг посылает ответный приказ о нормализации работы, таким образом осуществляется так называемая «обратная связь», то есть происходит саморегуляция организма. Она возможна благодаря вегетативной (автономной) нервной системе.

Именно эта система поддерживает саморегуляцию и отвечает за правильную работу кровеносных сосудов сердца, дыхательных органов, системы пищеварения и мочеотделения, также вегетативная система нормализует деятельность желез системы эндокринной, кроме того, она отвечает за питание центральной нервной системы и мышц скелета. За правильное функционирование автономной нервной системы отвечает участок мозга гипоталамус, именно там расположены так называемые «центры управления», которые тоже подчиняются вышестоящей инстанции – коре больших полушарий мозга. Вегетативная нервная система делится на 2 части: симпатическую и парасимпатическую.

Первая активно работает в экстремальных ситуациях, когда требуется очень быстрый отклик. При стрессах, опасных ситуациях, сильном раздражении симпатическая система резко активизирует свои функции и запускает механизмы саморегуляции. Процесс её деятельности можно увидеть невооруженным глазом: учащается сердцебиение, зрачки становятся шире, пульс увеличивается, в это же время быстро тормозится деятельность пищеварительных органов, весь организм приходит в состояние «боевой готовности».

Парасимпатическая нервная система наоборот, работает в условиях полного спокойствия, отдыха, активизирует работу пищеварительного тракта, расширяет сосуды.

В оптимальных условиях, обе системы работают в человеке хорошо, находятся в гармонии. Если баланс работы систем нарушается, человек чувствует неприятные последствия: тошнота, головная боль, спазмы, головокружение.

В коре головного мозга протекают психические процессы, они могут сильно повлиять на деятельность органов, а нарушения в работе органов могут отразиться на психических процессах. Яркий пример: изменение настроения после хорошего приема пищи. Еще один пример – зависимость общего состояния организма от скорости обмена веществ. Если она достаточно высокая – психические реакции протекают моментально, а если низкая – человек чувствует усталость, вялость и не может сосредоточиться на работе.

Гипоталамус контролирует вегетативную систему, именно в этот участок приходят все тревожные сигналы об изменении деятельности систем организма или его отдельных органов, именно гипоталамус посылает сигналы изменении работы для приведения организма в привычное состояние, включает механизмы саморегуляции. Например, при большой физической нагрузке, когда человеку «не хватает воздуха», гипоталамус заставляет сердечную мышцу сокращаться чаще, таким образом, организм получает необходимый кислород быстрее и в полном объеме.

vekneboley.ru

4. Понятие о саморегуляции и самосовершенствовании личности | Глава первая Педагогика гуманизма  |  Читать онлайн, без регистрации

4. Понятие о саморегуляции и самосовершенствовании личности

Личность – носитель психики, непрерывных психических процессов и является субъектом их саморегуляции. Поэтому каждый человек должен научиться управлять своими психическими состояниями, то есть превратиться в полноценного субъекта саморегуляции. В связи с этим, возникает вопрос: зачем это надо человеку, может быть оставить все как есть, не обращать внимания на данную сферу человеческой деятельности?

В действительности – это не так. Саморегуляция личности начинается с самопознания, с воспроизведения и самоосмысления того, что мы делали, как делали и почему, как относились к другим людям и как они относились к нам и почему. Самопознание начинается с того момента, когда каждый из нас задает себе вопрос: «Зачем я живу»? Оно невозможно без самонаблюдения и самооценки личности.

В процессе самонаблюдения человек как бы со стороны наблюдает за своей деятельностью, соотнося ее результаты с поставленными целями и задачами. С другой стороны, он пытается понять самого себя, то есть самонаблюдение выступает средством познания человеком своей психики, ее индивидуальных особенностей, ее нацеленности на решение поставленных задач. Только двойственная ориентация нашего сознания – вовне и во внутрь себя – позволяет знать и самого себя, и внешний мир, согласовывать свои мысли, поступки, действия с требованиями окружающей действительности.

Самонаблюдение основывается на врожденной способности человека сознавать и понимать свои душевные состояния, без чего невозможно понять чувства, переживания, страсти испытываемые другими людьми в той или иной ситуации. Как говорил К.Д.Ушинский, «процесс познания другого человека должен начинаться с самонаблюдения, самопознания, потому что судить о другом можно не иначе как по аналогии, т. е. сравнивая себя с другим человеком, находя при этом сходства и различия»1.

Самонаблюдение не последнюю роль играет в формировании психологического такта личности. Согласно К. Д.Ушинскому, «воспитатель учит дитя, хвалит его и наказывает, избирает те или другие педагогические средства, ожидает от них тех или других последствий не иначе, как на основании своего психологического такта, на основании более или менее обширных, верных и ясных воспоминаний своей собственной душевной жизни»2. А посредством психологического такта, у педагога постепенно вырабатывается психологическая готовность поступать тем или иным образом в сложившейся ситуации.

Не менее важную роль в развитии саморегуляции личности играет самооценка. Она позволяет нам правильно оценить свое духовное и физическое состояние, свои отношения с окружающим миром, с другими людьми. Самооценка определяется соотнесением своих собственных мыслей и поступков с общепринятыми в данном коллективе, обществе принципами и убеждениями. Разница между этими явлениями и составляет тот сигнал, который осознается как степень отклонения от общественно одобряемой нормы поведения, деятельности. Нет сомнения в том, что многие нормы поведения, деятельности принятые в социуме (семья, коллектив, общество и т. д.) не осознаются личностью и тогда, она рано или поздно лишается одобрения, а затем и поддержки окружающих ее людей.

На сложность и многогранность такого явления в свое время обратил внимание Ф.М.Достоевский. Причину отклоняющегося поведения личности он видел в своеобразии состояния души человека, как невозможности пробиться сквозь скорлупу замкнутого, самоутверждающегося, самооправдывающегося «Я». Эту особенность психики человека Ф.М.Достоевский назвал «двойником», что в дальнейшем превратилось в закон «заслуженного собеседника». Двойник – это своеобразная Я – концепция, которая стереотипы привычного сознания и поведения выдает за норму поведения, отношения к любым фактам и явлениям: люди в подобном состоянии ничего не видят и не понимают, исключая то, что хотят видеть и хотят понимать.

Самооценка влияет на формирование коммуникативной культуры личности. Например, известно, что существуют два типа общения человека: межличностное, когда он действует на другого и рефлексивное – самопознание своих внутренних психических состояний. Это разговор человека с самим собой, размышление его о чувствах, переживаниях, потребностях и т. д., которыми наполнена в данный момент его душа. Это осознание возможности и необходимости осуществления определенных психических действий внутри себя. К сожалению, на второй тип общения личности в настоящее время обращается мало внимания. А ведь нельзя забывать того, что межличностное общение является производным от рефлексивного, насколько личность готова и способна понимать себя, общаться с собой, соизмерять свои способности и возможности, настолько это проявляется и в процессе общения ее с другими людьми. Совершенно прав был А.Бандура, утверждая, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики. Он полагает, что люди обычно удовлетворены собой, если испытывают гордость от своих успехов, но не довольны собой, когда что-то осуждают в себе3. Более того, эти реакции присущи, прежде всего, учащимся. Их успехи и неудачи в учебно-познавательной деятельности отражаются на уровне развития самооценки. В этом процессе главную роль играют педагоги. Например, доброжелательное отношение к ученику способствует пробуждению у него чувства собственного достоинства, а радость достижения успеха в учебе укрепляет уверенность учащегося в себе. Одним словом, развивая у учащихся чувства гордости, достоинства, уверенности в себе, мы формируем у них самоуважение и влияем на их самооценку.

Надо отметить, что основой общения человека с самим собой является его внутренняя речь, так как речемыслительные процессы обусловлены ничем иным как диалогом. Бесспорным, в связи с этим, является высказывание Ф.М.Достоевского о том, что жить – значит непрерывно общаться с самим собой. Диалог человека с самим собой возможен посредством образного мышления и представлений. Представлениями в психологии называют процесс отражения в центральной нервной системе предметов и явлений в тот момент, когда они уже не действуют на органы чувств. Представления оказывают влияние на физиологические системы организма, на психические процессы, а, следовательно, и на особенности характера личности, на взаимоотношения ее с окружающими людьми.

Образное мышление – есть ничто иное, как один из видов мышления человека. Оно наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета, видение его с нескольких точек зрения. Особенность действия такого механизма наиболее ярко проявляется в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся. Примером тому может служить творчество Я.А.Коменского, который исключительное значение придавал принципу наглядности в обучении. Он писал: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще всему нужно обучать через личное наблюдение и чувственное доказательство»4. А, по словам К.Д.Ушинского, облекая учение в формы, краски, звуки, мы делаем его доступным ребенку. Иначе говоря, учение становится доступным и легким для ученика, если учитель использует наглядность в обучении и развивает у своего воспитанника образное мышление, активизируя при этом процесс саморегуляции.

Посредством образного мышления и словесных представлений мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. По мнению А.Бандуры, используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к действительному, открытому поведению проб и ошибок, можем предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение5. Представим себе учащегося, который знает, что если он в очередной раз получит неудовлетворительную оценку, то родители будут глубоко переживать случившееся и накажут его за это. Представив возможные последствия, учащийся предпочтет лишний час посидеть за учебником, чтобы избежать родительского гнева и сохранить позитивное отношение с их стороны.

Образное и вербальное кодирование информации является повседневным феноменом жизнедеятельности человека. Этим можно объяснить способность человека видеть своего знакомого, с которым расстались несколько дней назад или образ деятельности (подготовка к экзамену, решение задачи, написание сочинения, прогулка перед сном и т. д.), которой были заняты в последнее время. С точки зрения А.Бандуры, зрительные образы играют решающую роль в тех формах поведения человека, которые не поддаются вербальному кодированию6.

Действительно, основными инструментами самопознания и саморегуляции личности являются образ и речь. От человека требуется внимательное наблюдение за сказанными словами и возникающими при этом образами и представлениями, потому что наиболее развитой знаковой системой является язык человека. Он, как вторая сигнальная система помогает контролировать свое поведение и направлять его. Это происходит автоматически, так как слова не говорятся вслух, а воспроизводятся на уровне внутренней речи, про себя. Слова придают своему поведению определенность и отчетливость, как для самого себя, так и для окружающих. Их нельзя оторвать от образа и связанных с ним представлений. В словах человек фиксирует свои состояния или причины душевного дискомфорта, психологического конфликта. Посредством речи осуществляется самокоммуникация личности, с помощью и в результате которой обсуждаются и осознаются пути выхода из кризисных ситуаций. Это можно объяснить тем, что в ходе диалога с самим собой, человек как бы отстраняется от своего привычного образа, от шаблонного видения конкретных трудных обстоятельств.

Вследствие того, что самооценка позволяет человеку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и способности с требованиями предъявляемыми жизнью, вырабатывать умение ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предложений, гипотез, вовремя отказаться от каких-то поступков, если стало ясно, что они бесполезны, а тем более ошибочны, вредны. Она выступает одним из основных условий такого самоуправляемого компонента поведения личности как самосовершенствование.

Нужно сказать, что человек включается в процесс самосовершенствования, когда он испытывает в этом глубокую потребность, желание, стремление, то есть, предрасположен к активной работе над собой. Точнее говоря, механизмы самосовершенствования включаются в тот момент, когда личность овладевает способностью к саморазвитию и саморегулированию. Поскольку у учащихся недостаточный социальный опыт и низок уровень готовности к самосовершенствованию, то является очевидным, что задачами педагогов являются выработка у учащихся этой готовности и целенаправленное стимулирование (активизация процессов саморазвития и саморегуляции личности над собой).

Согласно Н.М.Таланчуку, самосовершенствование личности – это роль, которая интегративна по своей природе: к ней фактически сводятся все те связи и явления, которые мы обозначаем человековедением7. По его словам, процесс становления личности – это и есть овладение, освоение ею всеми лучшими человековедческими достоинствами в ходе активной работы по самосовершенствованию. Критерием оценки этого процесса и его результатом выступает степень готовности и способности личности полноценно выполнять систему социальных ролей8. В процессе того, как мы овладеваем наиболее значимыми для нас социальными ролями, на уровне сознания и подсознания происходит отбор, а затем удовлетворение самой глубинной нашей потребности в самоактуализации. Самоактуализация – это высшая ступень самосовершенствования личности. На этой ступени проявляются ее задатки и способности. Говоря словами А.Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самим собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе»9.

Итак, самосовершенствование личности – это овладение ею системой наиболее значимых для себя социальных ролей и удовлетворение потребности в самоактуализации.

Процесс саморегуляции и самосовершенствования начинается с момента овладения личностью способностью к самопознанию, а, следовательно, к самонаблюдению и самооценки. Самонаблюдение необходимо нам потому, что о другом мы судим только по аналогии, сравнивая себя с ним. В тоже время, самооценка позволяет нам оценить свое состояние и возможности, а также умение строить отношения с другими людьми. Иначе говоря, эти механизмы выполняют функцию сравнения и оценки. Эффективность деятельности данных механизмов зависит от умения индивидуума общаться с самим собой, т. е. от уровня развития у него образного мышления и словесных представлений. Эти особенности мыслительной деятельности включаются в тот момент, когда личность предрасположена к активной работе над собой, когда она испытывает в этом глубокую потребность.

velib.com

Ключ к себе. Саморегуляция. Статья раздела "Самопознание. Путь к себе". Эзотерика и духовное развитие.

Это новая технология саморегуляции, разработанная Х. М. Алиевым и названной им методом Ключа, позволяющей без особых усилий со своей стороны контролировать здоровье и повышать творческие, волевые, адаптивные и физические возможности. Источник - Эзотерика. Живое Знание

Дело в том, что существует понятие "саморегуляции", которое в большинстве случаев относится к естественной автоматической саморегуляции организма. Это есть так называемый "гомеостаз".

Гомеостатические биоавтоматы вырабатывались всем ходом эволюционного развития человека и служат ему для сохранения стабильности внутренней среды организма, то есть для его нормального функционирования в различных изменяющихся условиях. Например, появился ветер, у человека соответственно изменяется тонус кровеносных сосудов головного мозга, авторегулируется давление крови. Гомеостаз, или автомат жизнеподдержания организма, вырабатывался миллионы лет. Он работает независимо от сознания человека: спит он или бодрствует. Его защитно-приспособительные реакции при здоровом организме незаметны для сознания и не отвлекают психику от решения высших задач (именно в этом одна из причин нежелания, например, профилактически заниматься физкультурой, независимо от убеждения в ее полезности).

Управляемая саморегуляция — это метод сознательно-волевого управления внутренними процессами собственной психики и организма в целом

Метод Ключа — это и есть управляемая саморегуляция, он основан на переводе защитных реакции человека под волевой контроль.

Система Ключ — современная психология, философия и технология ключевых моментов самоосознания человека и познания мира, помогающая сохранять в себе гармонию на все более новых уровнях развития. Это не только современный компактный и уникальный по доступности метод повышения устойчивости к стрессу, но и эффективный инструмент для работы над собой, для выработки желаемых личностных, творческих, деловых и профессиональных качеств.

Обучившись снимать стресс и освобождаться от комплексов, страхов, стереотипов мышления, овладев гармонизирующим состоянием саморегуляции, компенсирующим дефекты рождения и внешних воздействий, отсеивающим случайные цели и мысли, навеянные хаосом и впечатлениями, человек поддерживает этим самым свою душевно-физическую целостность и через это — свою изначальную человеческую сущность, способную к талантливому развитию.

Освоив эту технику и подобрав Ключ к себе вы сможете легче и быстрее находить контакт с аудиторией, обучаться и тренироваться, расслабляться, снимать усталость и головную боль, корректировать вес и осанку, походку, фигуру, избавляться от вредных привычек и зависимостей, развивать желаемые качества и способности…

Чем же отличается метод саморегуляции от обычной и привычной для всех нас волевой самонастройки?

И недостаточно ли для самоорганизации иметь только четкую цель и вести себя в соответствии с нею?

Во-первых, саморегуляция нас гармонизирует и внутренне раскрепощает. Эта внутренняя свобода и гармония открывают в каждом из нас источник духовного равновесия. Человек становится обаятельнее.

Во-вторых, используя метод, мы получаем целостную, более полную реализацию волевой настройки — с подключением всех внутренних потенциальных возможностей психики и всего организма.

Например, я мысленно представляю: если зазвонит телефон, не буду обращать на него внимания. Я должен два часа читать, как можно меньше уставая. Неожиданные стуки в дверь не вызовут во мне раздражения, я быстро отвечу, что занят, и тут же снова примусь за чтение...

То есть у человека формируется некая установочная психологическая модель деятельности. Она производится, может быть, даже больше бессознательно, особенно если стала привычкой.

Если этот навык применить в режиме саморегуляции, то к психологической настройке добавится психофизиологическая, причем достаточно интенсивная.

Это значит, что почти все функции организма организуются в заданном направлении и для психологической модели образуется адекватное вегетативное обеспечение, то есть волевая установка есть, и к ней подключаются соответствующие ей физиологические процессы. Это перестройка организма, осуществляемая очень быстро, иногда в течение секунд.

Как это проявится?

Когда зазвонит телефон, он будет мне безразличен и я могу его даже не услышать. Два часа пролетят незаметно в состоянии сконцентрированного внимания на чтении, привычной усталости не возникнет, и только потом неназойливо, будто со стороны, всплывает вопрос: стучал ли кто в дверь?

В приведенном примере намерение не обращать внимание вызвало снижение слуха. Психика вошла в активный союз с физиологией. Это и есть особенности саморегуляции. Если нет необходимости снижать слух, то эти моменты надо "запланировать" в установочной программе.

В программе устанавливается и время нахождения в режиме саморегуляции.

Сказал себе мысленно или представил образно: одну минуту! И теперь не надо себя сторожить. Внутренние часы работают с точностью будильника. Ровно через шестьдесят секунд глаза автоматически откроются и состояние прекратится.

Знакомая ведь вещь! Например, те же охотники просыпаются на рассвете в желаемый час. У всех есть эта естественная природная способность. Только надо научиться ею пользоваться, окультурить и расширить области ее применения. Став сознательно-волевой, она будет много мощнее, универсальнее и сможет применяться для самых различных целей.

Тренировка с помощью саморегуляции способствует интенсивному, ускоренному развитию универсальных связей между психикой и организмом.

Что это значит — универсальные связи?

Известно, что если обычным способом тренировать, например, устойчивость к морозу путем закаливания, то эта адаптивная функция организма в конечном итоге разовьется. То же происходит, если тренироваться на предмет пробуждения утром в назначенный момент.

Но тренировка по отдельным целям может занимать довольно много времени, особенно если этих целей множество.

В таком случае применяется состояние саморегуляции, при помощи которого самые различные намеченные цели реализуются ускоренно и по единой схеме.

Задумали вы, например, сладко уснуть после напряженного трудового дня и проснуться свежим ровно в шесть утра. Включите режим саморегуляции и пожелайте в нем себе спокойной ночи! Вообразите, что в шесть утра глаза сами откроются, и вам захочется встать! Как только вы это сделаете, организм начнет работать по заданной программе, которая опосредует через вашу цель взаимодействие всех функций организма.

Если вы таким образом потренируетесь несколько дней, то у вас выработается опыт:

засыпать спокойно и пробуждаться свежим в любых условиях. Включение программы с каждым разом будет ускоряться и, наконец, превратится в навык: вам уже даже не потребуется вызывать режим саморегуляции — одного пожелания будет достаточно.

То же будет происходить и в других случаях. Два, три раза вызываете желаемую реакцию (например, согреться в мороз или снять головную боль) с помощью режима саморегуляции, и нужные связи между вашим пожеланием и исполнительными системами организма установлены!

Одни связи будут устанавливаться быстрее, другие медленнее. Это не должно огорчать вас. Все дело в тренировке.

Если же желаемая реакция не наступает, помните три правила саморегуляции.

Первое правило для саморегуляции

Состояние саморегуляции есть состояние равновесия между психическими и физиологическими функциями организма, здесь отдыхают душа и тело. Если данное состояние не включается сразу, НЕ СПЕШИТЕ, попробуйте еще и еще раз. Пока пробуете войти в состояние — мозг переключается от напряженных впечатлений дня в желательном для вас направлении.

Вхождение в режим саморегуляции должно быть не механическим (хотя навык может быть и выработан), а праздничным и торжественным, так как здесь вы обращаетесь к глубинной природе организма.

После определенной тренировки состояние саморегуляции будет включаться сразу при одном только волевом усилии даже без вспомогательных ключевых действий.

Может быть, задача, которую вы хотите сейчас реализовать при помощи режима саморегуляции, для вас слишком нова, непривычна или слишком ответственна, и это не дает возможности получить для ее осуществления глубокое состояние? Посмотрите на нее с другой стороны. Не так, как осматривают гору перед приступом, а так, словно вы играете в увлекательную детскую игру.

Если требуется углубить состояние саморегуляции, которое пока не углубляется обычным самоприказом, то перед тем, как приступить к реализации основного намеченного задания, произведите реализацию одного или двух коротких обычно успешно выполняемых заданий. Их осуществление способствует развитию нужной глубины.

Второе правило саморегуляции

В режиме саморегуляции психика и организм находятся в положении, напоминающем переключение скорости в движущемся автомобиле на "нейтралку" — еще действует энергия предшествующего момента. А вы хотите ее преодолеть, переключаясь на желаемое направление.

Поэтому помните об инерции исходного состояния своей нервной системы. Она преодолевается глубиной режима саморегуляции и ярким побудительным образом желаемого результата.

Так, например, если вы в депрессии, повышение тонуса самочувствия наступит только тогда, когда вы, применив волю и творческое воображение, сформируете для себя желаемую картину активного состояния. Режим саморегуляции наградит ваши волевые и творческие усилия их материализацией и откроет для вас источник морального удовлетворения.

Формулировать задание внутренней природе организма следует на языке души, то есть с помощью наиболее естественного для вас языка внутренних намерений. Кто-то использует зрительные образы, кому-то по душе мысленные самоприказы. Вы скоро научитесь чувствовать этот язык, с помощью которого наше сознание успешно общается с бессознательными механизмами. Овладев им, вы сможете стать действительным хозяином своего организма.

Будьте определенней в цели! Прежде чем вступать в царство саморегуляции, надо хорошо осознать, чего ты хочешь!

В случае, если установочное задание оказалось недостаточно определенным, глубина режима саморегуляции снижается, при упражнении с руками руки зависают в воздухе, действия затормаживаются.

Это срабатывает естественный предохранитель психики: включается мышление, вынужденное додумывать: что делать дальше?

Применение саморегуляции, таким образом, развивает не только волевые и творческие возможности, но и самое ценное в человеке — его самосознание.

Третье правило саморегуляции

При использовании саморегуляции надо быть грамотным и знать, в частности, что существуют произвольные и вегетативные функции организма. Произвольные можно вызвать к действию одним лишь волевым намерением, а для включения вегетативных (давление, терморегуляция, потообразование) — нужно привлечь и образ соответствующих этим функциям раздражителей.

Так, например, образ выпитой чашки кофе (если кофе помогает) вызовет в режиме саморегуляции повышение тонуса у гипотоника, а образ принятой таблетки поможет снять приступ стенокардии, если, конечно, данное лекарство часто помогало. Так можно уменьшить (но только под контролем врача) потребление различных лекарств за счет усиления их психотерапевтического действия.

Здесь используются уже выработанные жизненной практикой условно-рефлекторные связи, которые легко оживляются по заказу с помощью режима саморегуляции.

В процессе нескольких тренировок эффект действия лекарства можно получать уже без образа раздражителя, а волевым намерением получить желаемый лечебно-оздоровительный результат.

Таким же способом оживляются и подчиняются волевому управлению и другие прежде непроизвольные функции, ранее пережитые состояния, ощущения, физиологические реакции и навыки. На основе оживляемых процессов их можно использовать для конструирования новых, развивая ресурсы своих возможностей.

Саморегуляция, таким образом, служит развитию связей между волей и бессознательными механизмами организма. Это значиг, что вы становитесь все больше и больше хозяином собственной судьбы. Своей свободы!

 

Рейтинг: 3.66 (Проcмотров: 10771)

Читайте раздел Путь самопознания на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru

Саморегуляция. Контроль за самочувствием - Саморегуляция - Методики оздоровления - Каталог статей

Саморегуляция

Если вы считаете себя разумным человеком, который является хозяином своей жизни (или старается им быть), то без саморегуляции в той или иной форме не обойтись. Саморегуляцией называется все, что человек сам делает для своего здоровья. Поскольку утренняя зарядка является вашим личным вкладом в здоровье, так как вы сами регулируете свой жизненный тонус, то с этих позиций ее можно назвать методом саморегуляции организма. Но саморегуляция - не только какая-то конкретная методика оздоровления организма или лечения каких-либо заболеваний, это - стиль общения человека с окружающим миром, отношения к тем проблемам, которые неизбежно встают перед всеми людьми.Исследования, которые проводились в России в последние десятилетия, позволяют говорить о том, что реальное продление активного периода жизни человека до 100 и более лет возможно. Было доказано, что в результате влияния саморегуляции органы человеческого организма начинают работать в "молодом" режиме.Все понимают, как важно уметь управлять собой - своим настроением, самочувствием, поведением. Но как этого добиться на практике? Уже давно существуют разные способы, приемы, методы для оказания самим себе необходимой помощи, в которых регуляция самого себя осуществляется путем использования возможностей, щедро заложенных в нас природой.Сознательно используя те инстинктивные защитные реакции, которые помогают выжить в кризисных ситуациях, саморегуляция помогает не только выживать, но и становится инструментом для творчества и самосовершенствования. Особенно незаменима саморегуляция там, где к организму человека предъявляются повышенные требования. Она необходима больным, желающим излечиться, и здоровым, чья деятельность связана с тяжелым физическим или умственным трудом.Управляемая саморегуляция - это методы сознательно-волевого управления внутренними процессами собственной психики и организма в целом, переходящие на уровень рефлексов, минуя сознание, когда это необходимо.Какая же сила используется в умении управлять своим психическим и физическим состоянием? Сила эта - слово и те мысленные образы, которые встают за словами. То что именно мысленный образ является основной психической силой, воздействующей на нас, доказывает простой, многим известный опыт. Если произнести фразу: "Во рту кислый и очень сочный ломтик лимона", то у большинства начинает выделяться слюна, хотя никакого лимона во рту нет. Мысленный образ лимона способен изменить физическое состояние человека, вызывая у него в данном случае более или менее выраженное слюнотечение.Практика саморегуляции показывает, что правильно подобранные мысленные образы становятся своеобразными ключами, открывающими двери во многие тайны психических и физических процессов, происходящих в нашем организме. Но чтобы мысленные образы оказали на нас желаемое воздействие, они должны быть очень точными, конкретными, яркими.

Контроль за самочувствием

Каждый из нас в той или иной степени владеет приемами внутреннего самоконтроля. Например, это способность именно в то время, которое вы сами себе "заказали" перед сном. Кстати, так проявляется саморегуляция - взаимодействие с внутренней системой организма, заложенной в нас природой. Она позволяет нам ориентироваться в окружающем пространстве, предвидеть грядущие события, управлять своими ощущениями, корректировать биологические часы и состояние своего биополя.Биополе человека имеет эфирную структуру: оно представляет собой энергетическую оболочку вокруг тела. Изначально она прозрачная. Однако с возрастом прозрачность теряется. Это обычно связано с болезнями, депрессией, накопившейся усталостью, плохим настроением и т.д.В течение дня происходит неоднократное наслоение различной информации на биополе. Например, услышали с утра какую-то неприятную новость, которая поразила вас, и целый день мысленно возвращаетесь к ней. Это мешает вам сосредоточиться, вызывает массу негативных эмоций. Или рой мыслей, мелькающих в голове перед сном, тоже своеобразное затемнение вашей биосферы.Излишнюю информацию необходимо периодически сбрасывать, иначе произойдут ухудшение физического состояния и снижение мыслительной активности. Для осуществления сброса после тяжелого общения с каким-нибудь человеком или группой людей надо прервать установившуюся между вами связь.

Как избавиться от ненужного напряжения, как сбросить излишнюю информацию?Вот простой способ избавления от ненужного напряжения с помощью дыхательной гимнастики.Сделайте глубокий вдох через нос и шумный, интенсивный выдох через рот. Подышите так несколько раз.А теперь усложним упражнение. Представьте луч белого света, который опускается сверху. На вдохе он входит в голову, опускается вниз, омывая плечи, грудь, до солнечного сплетения. Продолжайте представлять, что поток белой энергии собирается в солнечном сплетении.Теперь на выдохе представьте, как эта энергия опускается вниз, забирая с собой все напряжение, и уходит через руки и ноги в землю по принципу молниеотвода. Чтобы достичь наибольшего эффекта, нужно сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 3-5 секунд и затем выполнить мягкий, затяжной выдох.Если выдыхать беззвучно, медленно, через рот, то произойдет сброс напряжения с тела. Но если при выдохе подключить еще и шипение (горловое), тогда к процессу расслабления подключится и голова, произойдет умственное расслабление. Повторяйте почаще это упражнение. Тогда вы сможете не только поддерживать свое биополе в чистоте, но и легко снимать излишнее напряжение, усталость, не позволяя им накапливаться в вашем организме.С помощью этого упражнения одновременно отсекается и всевозможное негативное влияние других людей. Поэтому обязательно делайте такого рода сброс до и после любого общения. Пусть это станет для вас автоматическим действием.Саморегуляция позволяет ускорять все внутренние процессы в организме. Так, лишь за 5 минут запланированной вами релаксации можно отдохнуть не хуже, чем за два часа. Отдавая мысленную команду "встать через 5 минут и чувствовать себя бодро и легко", вы запускаете внутреннюю систему саморегуляции, которая автоматически включает внутренние резервы организма, мобилизуя его на более активную деятельность.

В чем заключается основной принцип саморегуляции?

Прежде всего основной принцип саморегуляции заключается в развитии внутреннего чувствования, которое будет таким же источником информации, как и зрение, слух. Например, зачастую мы интуитивно выбираем в гостях такое место, где нам будет наиболее комфортно. Это неосознанный выбор, но он верен: в расслабленном состоянии наш организм автоматически включает собственную "поисковую систему" и обязательно найдет то, что ему нужно.Чтобы эффективно заниматься саморегуляцией, нужно отыскать для себя место, наиболее подходящее в данный момент для расслабления организма. Делается это так: находите уединенное, спокойное место, встаете прямо, закрыв глаза, мысленно даете команду "направление". И тело само начнет постепенно поворачиваться в ту или иную сторону и, словно по компасу, определит наилучшее для себя направление.После выбора нужного направления откройте глаза и несколько раз выполните дыхательное упражнение, о котором рассказывалось выше, чтобы сбросить накопившуюся негативную информацию. Когда исчезнет напряжение и вы почувствуете, что находитесь в расслабленном состоянии, снова, не меняя положения, закройте глаза и в течение минуты просто постойте, прислушиваясь к своим ощущениям. Появятся легкие покачивания тела, как по часовой стрелке, так и против.Если покачивания отсутствуют, значит, тело еще слишком напряжено, не расслабляется. Повторите дыхательное упражнение. Необходимо достигнуть состояния расслабления, иначе организм не сможет наиболее полноценно восстановить силы и задействовать скрытые механизмы самоисцеления.Во время саморегуляции происходит полное восстановление биопотенциала, его равномерное распределение по всему биополю. Органы, которые пострадали от недостатка энергии, вызвавшего боль, получат необходимый энергетический запас. Поэтому простое покачивание в течение одной минуты снимет все болезненные ощущения.Для усиления эффекта саморегуляции попробуйте мысленно сформулировать желаемый результат и дайте соответствующую внутреннюю команду организму. Покачивание говорит о расслаблении организма, и в этом состоянии головной мозг наиболее чувствителен к мысленным командам. Поэтому формулируйте любую команду по желанию: на улучшение памяти, пищеварения, на повышение зрения, хороший сон. Постарайтесь конкретно сформулировать свои желания, избегая обобщений типа "хорошее самочувствие", "прекрасная физическая форма". Скажите четко: "Сегодня я буду спать хорошо".Проводите ежедневно по 1-2 таких занятий саморегуляции, мысленно формулируя соответствующую команду организму. Причем ваши установки могут касаться не только здоровья, но и сферы личностного совершенствования, социальных взаимоотношений.Если хотите развить в себе определенные качества, такие как коммуникабельность, отзывчивость, чуткость, то в мысленной формулировке укажите, какой недостаток вы хотите заменить на желаемое качество. Задавайте программу на быстрое и удачное выполнение намеченных дел, хорошие взаимоотношения с начальством, на отведение людей, негативно влияющих на вашу жизнь и самочувствие, на финансовое благополучие, улучшение взаимоотношений с противоположным полом и т.д.А еще занятия саморегуляцией можно использовать для поиска потерянных предметов. Находясь в выбранном вами месте в расслабленном, покачивающемся состоянии, задайте команду на поиск нужного предмета, попутно вспоминая, когда вы видели его в последний раз. Не напрягайте при этом свои разум и память. В подсознании уже есть информация о месторасположении нужного предмета, ее надо просто оттуда извлечь. Во время расслабленного состояния это сделать наиболее просто и легко, и вы сами убедитесь, как быстро отыщется потерянная вещь или вспомнится забытая информация.

samsebelekar.ru

Понятие, структура саморегуляции

Человек с точки зрения науки - это сложная самоорганизующаяся система. Человек избирательно и в разной степени реагирует на окружающий его мир, а также способен сам создавать, сохранять или изменять среду своего существования.

Явление саморегуляции характеризует целесообразное функционирование живых систем, позволяющее устанавливать равновесие между организмом и миром, в котором он существует.

В технических дисциплинах применительно к неживым системам говорят о регуляции как изменении в границах установленных норм (когда регулирующий центр находится вне системы), или о саморегуляции по принципу поддержания гомеостазиса (когда регулирующий центр находится внутри системы).

В случае психической регуляции речь идет не только о поддержании гомеостазиса и адаптации к миру, но и об активном создании среды, необходимой для существования и развития живого организма. Таким образом, стержневыми характеристиками психической саморегуляции выступает целесообразная активность, что неизменно подчеркивают исследователи этого явления. Под психической саморегуляцией мы понимаем целесообразную активность по организации и управлению поведением, деятельностью, психическими состояниями и процессами. Значение термина "саморегуляция" в отличие от регуляции подразумевает в первую очередь, что человек сам регулирует свою активность в соответствии со своей потребностно-мотивационной и смысловой сферой.

Саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Саморегуляция представляет собой процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также управление достижением этих целей. Процессы саморегуляции это внутренняя целенаправленная активность человека, которая реализуется за счет системного участия самых разных процессов, явлений и уровней психики. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные психические явления и процессы, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности. Анализ механизмов саморегуляции производится в рамках проблематики индивидуальных стилей регуляции, реализации разных форм произвольной активности и деятельности, регуляции психических состояний, возрастных аспектов ее становления.

Разные авторы выделяют различные уровни саморегуляции:

1. Уровень психологической саморегуляции, способствующий поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для успешного выполнения деятельности. Этот уровень выделяет исследователь К. А. Абульханова-Славская.

2. Операционально-технический уровень регуляции отвечает за организацию и коррекцию действий субъекта. (Конопкин О. А.)

3. Личностно-мотивационный уровень саморегуляции, позволяющий осознавать мотивы своей деятельности и управлять мотивационно-потребностной сферой. (Братусь Б. С.,  Василюк Ф. Е., Зейгарник Б. В.)

 Б. В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, который направлен на управление своим поведением. Ею выделяется два уровня саморегуляции:

1. операционально-технический, связанный с сознательной организацией действия с помощью средств оптимизации;

2. мотивационный, на котором организуется общая направленность деятельности с помощью управлении мотивационно - потребностной сферой.

В рамках мотивационного уровня саморегуляции можно выделить две ее формы:

1. саморегуляция как волевое поведение, протекающая в условиях мотивационного конфликта;

2. саморегуляция, направленная на гармонизацию мотивационной сферы, устранение внутренних конфликтов и противоречий на основе сознательной перестройки и порождения новых смыслов.

Вторая форма саморегуляции эффективна в критических ситуациях, когда достижение целей и осуществление жизненно важных для личности целей и мотивов в силу объективных причин становится невозможным, и является составляющей деятельности переживания. Процесс переживания – особая внутренняя деятельность по смыслопорождению, актуализирующаяся в критических ситуациях.

 Основными механизмами личностно-мотивационного уровня саморегуляции, эффективной в критической ситуации, являются рефлексия и смысловое связывание. Рефлексия позволяет человеку взглянуть на себя объективно, проанализировать и сопоставить различные события собственной жизни, направлена на осознание смысла своей жизни, поскольку она фиксирует процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. Благодаря рефлексии возможно посмотреть на себя «со стороны», изменить отношение к чему-либо, перестроить свой внутренний мир, приспособиться к меняющейся действительности. В отличие от неосознаваемых форм саморегуляции (психологических защит), рефлексия является способом саморазвития личности.

 Смысловое связывание – это механизм саморегуляции, при участии которого происходит формирование нового смысла через его эмоциональное насыщение путем связывания нейтрального содержания с мотивационно-смысловой сферой личности.

Осницкий А. К. также разделяет личностную и деятельностную саморегуляцию, под личностной саморегуляцией им понимается преимущественно определение и коррекция своих позиций, придание деятельности определенного смысла, деятельностная саморегуляция представляет из себя предметные преобразования и преобразования прилагаемых усилий.

Таким образом, «саморегуляция есть системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом ее уровне» — это внутренняя целенаправленная активность человека, реализуемая при участии  разных процессов, явлений и уровней психики.

Саморегуляция – поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. Саморегуляция имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни.

В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами саморегуляции могут быть как психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям), так и содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т. д.), волевые и др.

Структура саморегуляции характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной связи и информации, носителями которой могут быть различные формы как чувственные, так и понятийные. Возможности саморегуляции ограничиваются, с одной стороны, сверхзначимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал саморегуляции складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.

Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся:

- принятая субъектом цель;

- моделирование значимых условий;

- программа;

- субъективные критерии достижения цели;

- контроль и оценка

- коррекция.

Эти процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться как последовательно, так и параллельно.



biofile.ru

Саморегуляция | Шпаргалка к написанию экзаменов

Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление. Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания [11]. Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания. В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько. Саморегуляция – это: особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения; управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями; целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом; целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий; «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека; взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д. С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением [11]. В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляции с позиций психофизиолога Л.П. Гримака [11]. Выделяются следующие уровни: информационно - энергетический; мотивационный; эмоционально – волевой; индивидуально – личностный.

Информационно — энергетический уровень саморегуляции

Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики. Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением. Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов. Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования. Выявлено три основных типа саморегуляции на ЭИУС: Реакция «отреагирования». Катарсис. Ритуальные действия.

Реакция «отреагирования»

Она заключается в усилении двигательной или психической активности. Человек буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком. Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер. Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.

Катарсис (очищение)

Психологический смысл катарсиса в настоящее время определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения. Катарсис можно считать средством преодоления и вытеснения противоречивых, тяжелых, мучительных переживаний, переживаниями положительными.

Ритуальные действия

Этот вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности. В ритуале, как типе саморегуляции, исполнение действий строго канонизируется, значение их чисто символическое. Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию. Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.

Мотивационный уровень саморегуляции

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации. В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей. Индивидуально- личностные факторы. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой. Смыслообразующие факторы.

Индивидуально- личностные факторы

Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности. Осознанность мотивационных тенденций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл. Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время». Целостность мотивационных тенденций - характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом. Реалистичность мотивации. Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов. Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости. Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.

Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой

Депрессивность потребностей - мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением. Кризис принятия мотивов – состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации. Кризис реализации мотивов – обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.

Смыслообразующие факторы

Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п.) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми. Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни. Резервная мотивация. Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.

Методы непосредственной мотивационной саморегуляции

Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности. Самогипноз. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий: «Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл. Предгипнотическая беседа с самим собой. Вслух, внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотивационных ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы. Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.

Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов. Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К.К. Платонов, 1982) Волевое действие представляет собой конечный результат сложной «обработки самого себя», то есть результат общения с собой. Автокоммуникация лишь предпосылка к волевому, логическому поступку. Для реального поступка человек должен располагать развитыми механизмами самоконтроля и саморегуляции. В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и виды работы над собой. Рассмотрим основные типы психической саморегуляции на данном уровне. Самоисповедь. Самоубеждение. Самоприказ. Самовнушение Самоподкрепление.

Самоисповедь как разновидность саморегуляции

Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой. Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них. Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности. Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует. Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах: поделиться своими переживаниями с незнакомым человеком, с близким другом, членом семьи, исповедоваться в церкви, самоисповедь. Во все времена большую психопрофилактическую роль играли дневники, записи своих размышлений, переживаний. В наши дни людям не хватает времени для душевного общения, что является причиной психического напряжения. Современный человек часто вынужден поступать вопреки собственной личностной мотивации, вследствие некритического восприятия шаблонных поведенческих установок. Формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, а также задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.

Самоубеждение как специфический вид саморегуляции

Самоубеждение–это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия. Метод самоубеждения – один из самых действенных психологических инструментов самоуправления личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих, чуждых установок, собственных предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности. Чтобы избежать неблаговидных поступков, разумно корректировать их, необходимо вовремя обращаться к собственному интеллекту. Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять самым невероятным жизненным обстоятельствам. Наиболее действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни. Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а также проверяет человека и придает ему уверенность.

Самоприказ как разновидность саморегуляции

Самоприказ, как элемент эмоционально – волевой саморегуляции, обеспечивает решительные действия в условиях ясной цели и ограниченного времени для раздумий. При выработке данного навыка формируется своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием. Самоприказ – это «пусковой» стимул, который применяется в различных методах самоубеждения.

Самовнушение как особый вид саморегуляции

Самовнушение – это психорегулятор, который действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации. Эффект самовнушения известен с древних времен, но наибольшую известность получил как метод самовнушения Э. Куэ. Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека. Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями.

Самоподкрепление и его роль в саморегуляции

Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности, т.е. базируется на механизме самоконтроля. Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации. Многие специалисты (К. Прайор и др.) считают самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных механизмов саморегуляции. Часто человек не получает благодарности даже от самих себя, что вызывает повышенную нервозность и депрессии. Развитая личность выбирает положительные способы подкрепления (прогулки, беседы с друзьями, чтение книг и т.п.), а не отрицательные (сигареты, пиво, пища, и т.п.). Большое значение имеет самоодобрение. В основе методики самоодобрения лежит одобрение, каких – то своих действий, планов, итогов и результатов. Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более спокойно и выдержанно относится к таким же недостаткам у других, что приводит к разумному отношению к себе, к окружающим, и, в конечном результате, к жизни. Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раскованности, приводит психику в уравновешенное состояние, позволяет проявится самокритичности, более ясному, честному, открытому выражению мыслей и чувств.

Индивидуально – личностный уровень саморегуляции

Данный уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства. К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся: Самоорганизация. Самоутверждение. Самодетерминация. Самоактуализация.

Самоорганизация и ее особенности

Самоорганизация – показатель личностной зрелости человека. Самоорганизация не свойственна инфантильным субъектам, у которых, в процессе индивидуального развития, не произошло полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация таких личностей не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Важнейший признак становления самоорганизации – активное формирование себя как личности, соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности. Самоорганизация – это интегральная совокупность природных и социально – приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения.

Самоутверждение как важнейшая потребность человека

Потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии, в достижении максимальной полноты жизни, доступной в конкретных условиях существования. Понятия самовыражение и самораскрытие тесно связано с понятием «моральная сила личности», которая проявляется в способности мобилизовать в нужный момент все резервы своего организма. Люди, обладающие большей моральной силой по сравнению с другими членами общества, достигают в своей деятельности результатов, во много раз превосходящих средний уровень.

Самодетерминация и ее проявления

В самодетерминации человека основную роль играет смысл жизни. Данную проблему исследовал Ф. Франкл. Борьба за обретение смысла жизни – движущая сила в жизни личности. Потребности в смысле жизни проявляется часто настолько сильно, что человек способен даже умереть ради своих идеалов и ценностей. Для конкретной личности важен специфический смысл жизни в каждый данный момент времени, и потеря этого смысла часто приводит к непоправимым последствиям.

Самоактуализация и ее особенности

В момент самоактуализации «Я» реализует самое себя, осуществляет непрерывный процесс выбора, означающий для личности ее продвижение или отступление (лгать или говорить правду, воровать или не воровать и т.д.). Самоактуализироваться – это значит реализовать потенции внутреннего роста. Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, - значит брать на себя ответственность, совершать очередной шаг в своем развитии. Самоактуализация – это и умение высказать противоположную точку зрения, умение пойти наперекор своим слабостям, это накопление «приобретений», которые впоследствии могут стать крупными достоинствами личности.

shpargalum.ru