Недостаток образного мышления нельзя назвать бичом цивилизации, но многие люди уверенно скажут о себе: «Да, с воображением у меня туго». На этом этапе следует остановиться и пояснить сразу: образное мышление и воображение – это принципиально разные психологические процессы.
А что такое воображение? Воображение – это своеобразные и видоизмененные образы, возникающие в нужный момент из образной памяти. Рядовой обыватель обыкновенно не разделяет понятия образного мышления и воображения и активно привлекает последнее для решения стрессовых ситуаций, восстановления эмоционального равновесия и душевной гармонии, получения позитивного настроения, интересного взаимодействия с окружающим миром в лице коллег, знакомых, друзей. А вот образное мышление остается за бортом, спит себе мирно на донышке человеческих возможностей и понимает, милое, что человек даже и не догадывается о его существовании и необходимости извлечения.
Однако образное мышление – не генетически заложенная в человека характеристика: фантазию, креативность и воображение получает каждый в начале жизненного пути, и задача конкретного человека развить собственные творческие способности.
Чем раньше человек обращается к вопросу развития образного мышления, тем серьезнее будут успехи в этом. В детском возрасте не требуется специализированных тренингов: в игровой форме ребенок любого возраста способен представить воображаемый предмет или ситуацию и описать его/ее характеристики или действия – такие игры любимы детьми и не представляют затруднений. В некоторый момент ребенок приходит к пониманию, что органов чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и событий, – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими явлениями, станет мышление.
Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.
Для взрослых людей развитое образное мышление – это то, без чего не обойтись представителям творческих специальностей, в том числе современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам). Предложение «нарисовать что-нибудь красивое» или «написать что-нибудь интересное» не должно ставить таких специалистов в тупик: образное мышление сразу начинает креативно работать, обращаясь к аналитическим способностям личности.
Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление станет незаменимым помощником:
нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает легким решение проблем;образное мышление становится своеобразным механизмом психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации: представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит ситуацию и успокоит;визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.
В конечном итоге, чем большими физическими и психологическими возможностями собственного организма человек пользуется, тем интереснее и насыщеннее его жизнь, общение с другими людьми, полноценнее самореализация.
Детский возраст хорош тем, что ребенок, в отличие от закостеневшего в собственных привычках и возможностях взрослого, впитывает новое как губка, легко и просто выполняя творческие задания. Для детей различного возраста разработано множество методик развития образных представлений – в основном, они связаны с решением задач на мысленное представление ситуации и предметов в ней, реальные практические действия при этом не выполняются.
Многие задания на развитие образного мышления у ребенка начинаются с фразы «Представь, что…» — и фантазия ребенка понеслась! Детское образное мышление награждает представляемый объект многообразием свойств и несвойственными ему характеристиками – фиолетовый медведь, лиса с шестью ногами, птица размером с самолет и т.д. На этой стадии воображение неотделимо от наглядно-образного мышления и плотно сливается с ним.
Мышление ребенка развивается на всем периоде: подобранные для конкретного возраста игры, задания по рисованию, конструирование моделей различной сложности, кубики предлагают ребенку все новые задачи на представление чего-либо в уме – это и становится основой образного мышления. В дальнейшем на его базе формируется логическое и вербальное мышление, необходимое для обучения в школе.
Прежде чем ремонтировать собственное сознание, предлагаем оценить: как обстоят дела с образным мышлением? Несложный тест позволит объективно выявить степень развития образного мышления: возьмите любую из картинок (сложность ее зависит от вашей уверенности в себе) и буквально минуту разглядывайте ее, пытаясь отметить расположение линий, цветовой гаммы – основных тонов и оттенков, игру света и тени, сюжетную линию и т.д. Поняли, что отметили для себя все, что изображено? – закройте глаза и мысленно, по деталям, воспроизведите в сознании ту картинку, которую до этого наблюдали, добиваясь ее четкости в голове.
Если восстановление запомненного образа прошло без проблем – с образным мышлением все отлично, и ваша задача поддерживать его на должном уровне. Если картинка в уме так и не обрела четкие формы, осталась смазанной или частично не заполненной – над образным мышлением стоит поработать: подобные тренинги с запоминанием изображения рекомендуется повторять на одном примере не менее шести раз до обретения ясной картинки.
Усложняем задачу? Вместо картинки с понятным сюжетом предложите собственному образному мышлению абстракцию из узоров, точек, цветовых линий – запомните и воссоздайте его умственно. Неясность образа можно «отредактировать» постепенно, последовательно обращая внимание на конкретные признаки: формы и цвет, текстуры, размеры и т.д. Такие тренировки образного мышления, игры и упражнения для развития мозга полезны для поддержания тонуса мозговой деятельности на протяжении жизни.
Психологами разрабатываются специализированные методики, помогающие осознать задатки собственного образного мышления, обратить внимание на его проблемы и развить его для дальнейшего активного использования. Предлагаем некоторые из них:
Мысленное представление реальных предметов: комнаты в квартире, бегущего по степи коня или капли утренней росы, друга детства, концертного зала, лица знакомого или недавно увиденного на улице человека и т.д. – что угодно, попадающееся каждый день на глаза или когда-либо виденное.Мысленное представление несуществующих предметов: сказочных существ (Змея Горыныча, единорога, хоббита, Белоснежки и семи гномов и т.д.), молочной реки с кисельными берегами, скатерти-самобранки, многорукого бога Шивы, ангелов и т.д.Мысленное представление недавнего события: спортивного соревнования или праздничного ужина, кинокартины с детальными лицами, обстановкой, цветовой гаммой, словами и звуками. Представляйте даже запахи.Техника квадрата бокового зрения предлагает при сохранении взгляда в прямом направлении рассмотреть периферийное поле зрения. Закройте глаза и мысленно воспроизведите увиденное, для облегчения задачи разбив периферийное пространство на четыре квадрата с анализом деталей в каждой части.«Я представляю пять…»: пять предметов одного цвета, пять предметов на букву «К» (или любую другую), пять вещей меньше 10 см, пять подземных объектов (крот, корни деревьев, червяки и т.д.), пять доставляющих удовольствие предметов (десерт, ванна, пляж) и т.д.
6. Представление геометрических тел (плоских и объемных, от простейших шара и куба до многовершинных 3D-фигур) с усложнением задачи их размещением в пространстве и движением относительно друг друга. Начать рекомендуется с одного объекта, добиваясь четкого видения, а затем, добавляя другие, создавать их движение. Не концентрируйтесь на одном геометрическом теле, а удерживайте в поле мышления как можно больше четких законченных образов.
7. Работа с чувствами. Представляем положительную эмоцию: восторг, изумление, радость, удивление и т.д. Насколько наглядно удастся представить лицо стороннего человека или собственное лицо при переживании надежды, любви, апатии, ревности и т.д.?
Не рекомендуется пытаться насильно улучшить представляемые образы, если они оказались недостаточно четкими и яркими, — идея создания образа важна и полезна сама по себе. Отметьте базовые признаки (форма, текстура, цвет, размер, качество) и сконцентрируйтесь на них, постепенно углубляясь до деталей. Со временем образ станет устойчивым, а на его создание не понадобиться много времени.
sunmag.me
Читайте, как развивать мышление, и вы научитесь не только быстро соображать, но и нестандартно мыслить .
Каждый нормальный человек хочет быстро соображать, мыслить нестандартно, иметь возможность хвастаться своими интеллектуальными способностями, именно поэтому столь часты запросы, как развивать мышление.
Не хотят этого только дураки, которым наплевать на свою жизнь.
Кстати, я подозреваю, что именно дураки упорно не желают подписываться на рассылку статей, зато с завидным постоянством приходят написать в комментариях какую-то глупость.
Мышление – это наивысшая способность человека познавать этот мир.
Его противопоставляют «низким» формам: обонянию, восприятию и прочим, которыми могут похвастаться даже примитивные виды животных, а вот логически, аналитически, креативно мыслить под силу лишь человеку.
Результат мышления – мысль, которую вы сначала должны извлечь из закромов мозга, а затем озвучить ее в устной, письменной или другой форме.
Конечно, мыслить умеют все люди, но вот качество производимых ими мыслей абсолютно разное.
Некоторые, что называется, все схватывают на лету, демонстрируют великолепные успехи сначала в учебе, потом – на работе, моментально находят выход из затруднительных ситуаций, а другие очень туго соображают, поэтому всегда находятся в тени людей с развитым мышлением.
Как, например, Ваня – охранник на моей бывшей работе.
Ваню нельзя было назвать слишком уж глупым или ленивым парнем, но соображал он и вправду туговато, а уж облачить свою мысль в слова для него и вовсе было непосильной задачей.
Многие люди спокойно себе живут с тугодумием и не парятся, но наш охранник страдал и хотел измениться.
Как стать умнее? Полезные советы!
Мы с Ваней отлично общались, и однажды в разговоре он признался, что хотел бы развить свое мышление.
Я обещала ему помочь и подобрала ряд советов, которые после доработала до статьи, чтобы поделиться ею с моими читателями.
Прежде чем приступать к развитию мышления, нужно понять, какие виды этого самого мышления бывают, и над чем именно вы хотите работать.
Ученые выделяют такие виды мышления:
Логическое.
Благодаря ему человек оперирует логическими конструкциями и способен делать логические выводы на основе полученной информации.
Дедуктивное.
Помните Шерлока Холмса и его дедуктивный метод?
Вы тоже можете развить способность делать неожиданные, но правильные выводы на основе разрозненных фактов, переходя из общего к частному.
Индуктивное.
Этот вид мышления противостоит дедуктивному, потому что выводы вы делаете, переходя от частного к общему.
Аналитическое.
Позволяет человеку анализировать полученную информацию, выделять из нее важнейшие данные и делать краткие и точные выводы.
Творческое (креативное).
Без него не обойтись людям творческой профессии, потому что именно благодаря креативному мышлению создаются картины, книги, театральные постановки, фильмы, рекламные кампании и многое другое.
Чаще всего люди, спрашивая «Как развить мышление?», имеют в виду аналитическое, логическое или творческое.
О них мы и поговорим.
Без логики в этом мире жить невероятно трудно, потому что ежедневно мы сталкиваемся с задачами, решить которые, не обладая логическим мышлением, невозможно.
Если у вас проблемы с логическими умозаключениями, то улучшить ситуацию можно при помощи:
Выбора работы, в которой ежедневно нужно применять стратегию.
Например, написание текстов, создание сайтов и т.д.
Если вы будете ежедневно заниматься развитием своего логического мышления при помощи названных способов, то уже через месяц обнаружите способность к логическим умозаключениям.
Развить творческое мышления труднее всего, потому что человек или рождается одаренным, или появляется на свет, не имея ни малейшей способности к творчеству.
Например, у нас в школе была девочка Оля, что писала великолепнейшие сочинения, но при этом получала за них оценки 5/3, где тройкой оценивали ее грамотность.
Тогда как отличница Света, гордость класса, творила весьма нудные, но грамотные тексты, получая свои пятерки, благодаря наработанной репутации.
Сейчас Света – кандидат физико-математических наук, преподает в столичном университете, а Оля – сотрудник рекламного агентства, создающая великолепные рекламные кампании.
Обе девушки нашли свое призвание, несмотря на то, что у одной всегда было развито креативное мышление, а у другой оно напрочь отсутствовало.
И, если бы они выбрали профессиональные пути друг друга, то, скорее всего, потерпели бы неудачу.
Если вы желаете развить творческое мышление для себя, чтобы не прослыть сухарем, то попробуйте сделать это при помощи:
Написанием стихов и текстов.
Необязательно (точнее, нежелательно 🙂 ) их публиковать где-то, вы их пишите в качестве тренировки.
Творческого хобби: вязания, вышивания, макраме, декупажа и прочего.
Причем, чем меньше вы обращаете внимания на готовые схемы и чем больше проявляете фантазии, тем лучше.
Существует даже отдельная должность – аналитики – люди, которые анализируют полученные данные и делают на их основании выводы.
Например, финансовые аналитики способны предсказать повышение или падение цен на что-то, курс валют на ближайшее время, способы выхода из кризиса и многое другое.
Если вам в руки попадут те же данные, что и им, вы вряд ли что-то поймете, а вот аналитический склад ума позволяет сделать правильные выводы.
Способы развить аналитическое мышление схожи с методами, которые нужно применять для развития логического мышления. Те же головоломки, шахматы, кубик-рубик, компьютерные игры и прочее.
Но главная ваша задача – постоянно анализировать полученную информацию, не бояться делать умозаключения, даже если они могут быть неверными.
Часто мы называем тугодумами тех людей, которые слишком медленно соображают.
Если вы недовольны скоростью своего мышления и хотите ее развить, то:
Делайте лицевую гимнастику, которая поможет легче излагать свои мысли.
Конкретных упражнений не даю, действуйте по наитию, заодно и творческое мышление потренируете.
Развивайте мелкую моторику, например, при помощи вышивки бисером.
Не только у детей мелкая моторика напрямую связана с мышлением, но и у взрослых.
Учите наизусть стихи.
А что? Всегда можно удивить свою вторую половинку, прочитав ей любовную поэму, да и память, которая напрямую связана со способностью мыслить, тренируется.
Предлагаем вам к просмотру видеосюжет, как развить креативное мышление
с помощью рисования:
Вот видите: ответ на вопрос «Как развивать мышление?» не такой уж и сложный.
У вас все получится.
Полезная статья? Не пропустите новые!Введите e-mail и получайте новые статьи на почту
dnevnik.life
Мышление - способность мыслить, анализировать и синтезировать. На современном этапе развития человеческой цивилизации нам присуща дискретная форма мышления. Что я понимаю под дискретной формой мышления? Какой бы метод мышления мы не рассматривали: логическое мышление, образное или творческое, - мы всегда базируем свои рассуждения на противопоставлениях. Либо черное, либо белое. Мягкое или твердое, стихи - проза, равно - не равно, хорошо - плохо, да - нет.Логика мышления строится на примитивном принципе выбора одного из двух вариантов. И даже то, что этот подход применяется многоступенчато, не может исправить его ущербности. Альтернатива такому подходу есть, и ниже мы обрисуем метод интегрального мышления, который, если Вы станете его применять, может радикально изменить как ваше мышление, так и общие подходы человечества к вопросам интеллектуального развития. Выделим следующие формы мышления: творческое или креативное, ассоциативное или алгоритмическое, называемое также модельно-конструктивным, примитивное или шаблонное. Из методов мышления, мы остановимся на критическом мышлении, составной частью которого является аналитическое, мифологическое мышление или параллельное, основанное на следовании в русле общих взглядов, подходов - соглашательское. Для описания форм и методов мышления мы применим метод "исторического" наблюдения за развитием мышления человека, начиная с младенческого возраста и заканчивая преклонными годами. Мы понаблюдаем формирование логического мышления у детей, показывая некоторые ошибки присущие этому методу мышления. Далее мы обратим внимание на развитие мышления детей в современной общеобразовательной школе, и также подвергнем критике, неправильные и ненужные, на наш взгляд, формы использования мыслительных возможностей подростка. Затем в сферу нашего рассмотрения попадёт выпускник вуза, впервые начинающий свою самостоятельную трудовую деятельность на каком-либо предприятии или даже открывающему собственное дело. И тут мы обнажим "дефекты" мышления, характерные для сотрудника фирмы, предприятия или учреждения. В конце будет показана альтернатива или, проще говоря, новая форма мышления, названная нами интегральным мышлением. Итак, начнём. Мышление детей основано на копировании, подражании, повторении за взрослыми. Стимулом для малыша служит похвала, одобрение, смех. На данном этапе главная задача состоит в расширении круга внешних воздействий, направленных на весь спектр чувств ребёнка. Кроме того, необходимо показать ребёнку в игровой форме весь спектр ваших эмоциональных реакций на те или иные его действия. Инструменты для развития мышления детей:разговор, на различные темы с применением как можно большего числа слов, эпитетов, пословиц и поговорок, междометий. Варьирование речи с помощью пауз, темпа речи, громкости произнесения, длинны предложений. В более позднем возрасте (3-4 года) применение резких переходов от одной темы к другой, или наоборот, тщательный аналитический разбор какой-нибудь мелочи;песни, даже если вы не умеете петь, пойте для ребёнка. Я, например, пою ему песни своего детства, Машину времени, Воскресенье, или современные Аварию, Иванушек. Причём иногда, я подпеваю песням на английском языке, который практически не знаю, звучащим из динамиков компьютера; прогулки по новым местам, с обязательным рассмотрение чего-то нового (дерева, кустарника, дома или строения, трактора или автомобиля;природных явлений - дождя, снега, инея, росы на траве, бегущей речной воды или горящего костра, валяющегося на дороге мусора, бутылок, пакетов; животных и птиц, облаков, радуги или небесных светил, ветра, солнечных зайчиков или причудливых теней). Обращайте на это внимание ребенка, делая это с восторгом или изумлением, чтобы заинтересовать его. Расскажите все подробности, которые Вам известны об этом предмете или явлении. А когда в следующий раз окажетесь на этом месте, спросите ребёнка о том, что Вы ему рассказали в прошлый раз. Вы удивитесь, как быстро дети схватывают информацию, раскладывают её по полочкам, и практически безошибочно, можно сказать наизусть повторяют то, что Вы им сообщили раньше. Конечно, это получается не с первого раза, но со временем скорость и качество запоминания растут в геометрической прогрессии. Дайте дома ребёнку послушать музыку различных стилей, начиная от классики и заканчивая тяжелым роком и репом. Неважно, что вам не нравится то или иное музыкальное направление, Вы делаете это не для себя, а для развития мышления вашего малыша. Позже, когда ребенку будет уже лет 6-8, это облегчит вам даже такие рутинные родительские задачи, как заставить его есть нелюбимую пищу. У него просто не будет нелюбимой пищи, так как "всеядность" его мышления, исподволь сделает всеядным и его физическое тело. Разум привыкнет к многообразию, и организм, подчиняясь разуму, захочет разнообразия в еде и для себя. Телевизионное изображение или компьютерный монитор, также должны стать вашими союзниками в деле развития детского мышления. Ведь не секрет, что большую часть информации мы получаем глазами. Не приучайте ребёнка к одним и тем же передачам по ящику, или одним и тем же играм на компьютере. Пусть, проводя у экрана своё время, он также развивает мышление, как будто занимается на уроках. Определенное движение в этом направлении, проявляющееся в появлении на телевидении в последнее время развивающих, образовательных телевизионных передач, нужно только приветствовать и использовать. Рассматривание иллюстраций в книгах или фотографий членов семьи в альбомах также развивает мышление ребёнка. Причём здесь проявляется фактор времени. Когда он рассматривает свои собственные фотографии, годичной давности или более, в его мозгу возникает толчок к развитию самоосознания. Он делает вывод о реальности своего собственного существования, причём не только сейчас, в настоящем, но и в прошлом. Самоосознание - это тот критерий, по которому можно судить о развитии человеческого интеллекта. А то ведь многие так и живут в настоящем, и только в одном лице, неспособные сделать небольшой шаг в сторону и посмотреть на себя или на существующую ситуацию со стороны.Рисуйте, лепите, конструируйте - когда Ваш ребёнок станет чуть-чуть постарше. Главным подспорьем для вас во всех перечисленных выше способах развития мышления детей должна стать ИГРА. Гуляете с ребёнком по парку. Спрячьтесь за ствол дерева и с удивлённым лицом выгляньте с другой стороны. Вашего плохое настроение, как и настроение ребёнка, улетучится тут же. И вам захочется смеяться и играть с ним, бегать друг за другом. Когда эмоциональный подъём будет достигнут, плавно переведите внимание ребёнка на муравья, божью коровку, листок дерева. И расскажите ему (или придумайте) историю из жизни муравьёв, белок, деревьев, травы и так далее (перечень смотрите выше). Эмоциональный подъём важен, он улучшает способности ребёнка к запоминанию.Я часто наблюдаю картину, когда 5-6 мам сидят на лавочке, а их дети играют в песочнице или лазают по игровой площадке, предоставленные сами себе. Общение детей между собой конечно очень важно, но и тут важно внимание руководителя, которым должны выступать Вы. Предложите им совместную деятельность, и Вы дадите каждому из них шанс проявить свои лучшие качества. Кроме того, Вы подтолкнёте их к развитию коммуникации между собой, к разделению ролей в их маленьком коллективе. Думаете, что для того чтобы дети начали делать что-то совместно, нужны какие-нибудь подручные средства. Я на пляже, где кроме песка ничего нет, предлагал насыпать пирамиду. Затем с помощью камешков или ракушек, мы делали ступеньки на вершину этой горы, сверху водружали флаг победителя. И все веселились законченной работе и одержанной победе. Если дети хотели продолжения, то начинался новый этап. Возникали, откуда ни возьмись, самолёты (ладони каждого из детей) и они начинали разрушать построенную пирамиду, раскидывать ступени, в общем беситься. Один мальчик спустя три дня, снова увидев меня на пляже, без вопросов начинал приносить ракушки, предлагая снова заняться игрой. но я предлагал уже другой вариант. Подведём итог. Для развития мышления ребёнка, вам надо расширить сферу "интересов" ребёнка. Пусть слушает, трогает, смотрит, нюхает, говорит, читает, лепит, рисует, смотрит телевизор, нажимает на клавиши инструментов, дергает за струны гитары. Пусть станет источником влияния на окружающий мир и приёмником воздействий этого мира на него. Чем шире будет спектр воздействий, тем гармоничнее будет мышление. Как в три года ребёнок может выучить все буквы алфавита
Корпоративные тренинги на развитие мышленияТренинг №1. Короткий звонок (30 секунд) на постановку (формирование) задачи. Требуется за 30 секунд поставить задачу другому человеку по телефону. Человек, получивший сообщение, имеет в распоряжении 5 минут на обдумывание всех нюансов поставленной задачи и должен поставить ту же самую задачу следующему работнику. Через 3-4 звена задача возвращается к первому, поставившему её. Сравниваются оба варианта. Цель тренинга — научить сотрудников правильно, четко и конкретно ставить задачи, научить переформулировать полученную задачу, с той целью, чтобы передать её своими словами.Цель тренинга - проверка внутриофисной коммуникации, и степени искажения информации при её передаче от руководства персоналу нижнего звена. Тренинг №2. Применение предмета не по назначению. Например, как можно использовать газету (известно более 23 вариантов, различающихся достаточно сильно. Например, поджечь, скрутить и использовать для битья насекомых, читать, использовать как веер, применить в качестве упаковки (обёртки), и т.д.) Цель тренинга — развитие креативного мышления. Помогает при поиске нестандартных способов выхода из кризисных ситуаций или при принятии решений о диверсификации производства (торговли, сферы услуг) Тренинг №3. Мозговой штурм пустоты (например, как увеличить скорость ветра на крыше). Цель тренинга - развитие творческого мышления, расширение сферы интересов сотрудников, в области непосредственно не связанные с их профессиональными обязанностями. Если тренинг проводится в течении нескольких дней, то есть возможность заодно проверить способность работников к осуществлению информации с применением всех возможных средств (кроме интернета существует ещё как минимум 5 сфер, где можно раздобыть информацию). Тренинг №4. Выбор одним глазом Произвести выбор из нескольких (6) вариантов когда для каждого из вариантов не раскрыты некоторые критерии, влияющие на обоснованность выбора.Цель тренинга — выявление сотрудников, способных принимать интуитивные решения, которые затем оказываются верными. В случае кризиса или цейтнота, Вы сможете попросить совета у этих сотрудников, и проанализировав полученную информацию, принимать более правильные решения. Тренинг №5. Сядь на моё место, и докажи обратное.Тренинг проводится следующим образом. Начальник вызывает к себе своих непосредственных подчинённых и говорит о том, что он принимает определённое решение. Каждому из присутствующих предлагается обосновать противоположное решение, то есть доказать, что этого делать не надо. В том момент, когда эти аргументы будут излагаться, приглашаются сотрудники следующего по иерархии звена, то есть подчиненные подчинённых. Они не слышали выступления начальника, но должны возразить своим непосредственным начальникам, то есть, также аргументировать противоположную точку зрения (доказать, почему то, что предлагается, делать не нужно).Когда они будут приводить свои аргументы, можно впустить сотрудников следующего звена, или, если таковых нет, придложить всем присутствующим, выдвигать (после окончания выступления) свои контраргументы. Цель этого корпоративного тренинга - развить креативное мышление, научить сотрудников не бояться возражать начальству, доказывать свою точку зрения (а ведь она отличается от всех, по крайней мере потому, что они видят ситуацию со своей колокольни), креативно мыслить. Давайте изменим этот мир к лучшему |
www.b-i-o-n.ru
Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей склонен к определенному типу мышления. Предрасположенность заметить нетрудно – этот тип проявляется в стратегиях действий, восприятии реальности, отношении к миру и т.п.
На сегодняшний день ученые выделяют пять стилей мышления:
Понять, к какому стилю ближе ваше мышление, помогут тестовые методики, например: тест, определяющий тип ума по Г. Гарднеру. В этой статье мы опишем аналитический тип мышления, который является тесно связанным с логикой.
Аналитическое мышление подразумевает способность человека к логическому анализу и синтезу информации.
Особенности аналитического склада мышления проявляются в кропотливом рассмотрении ситуации, проблемы, построении планов с обязательным анализом ситуации и взвешивании всех «за и против».
Аналитическое мышление действует посредством двух процессов:
Формальный процесс строится на общих математических и физических законах – в соответствии с ними все материальные объекты и предметы имеют общие свойства, сходное строение и признаки. Особенности творческого процесса заключаются в том, что он отвечает за те стороны мира, которые не поддаются материальным законам или находятся вне опыта и знаний конкретного индивида, например, то, что мы принимаем на веру, наша интуиция.
Как развить аналитическое мышление и зачем? Этот вопрос волнует как учеников, студентов, так и взрослых людей. Пока мы учимся, аналитическая компетенция необходима для лучшего понимания, последующего запоминания и воспроизведения информации; когда начинается трудовая деятельность, молодые люди часто сталкиваются с требованием работодателя о наличии аналитических способностей. И это не блажь – работники, у которых развита эта компетенция, склонны быстрее принимать обдуманные решения, строить планы и прогнозы, анализировать прошлый опыт – что в итоге сказывается на эффективности компании. Но даже если вы не ученик, студент или работник – рассматриваемый тип мышления стоит развивать с целью анализа своей жизни, успехов и неудач, планирования будущего.
Развивать аналитический тип мышления помогут определенные упражнения:
Люди, у которых от рождения развит такой тип мышления, неосознанно любят игры, книги, жизненные ситуации – все те мероприятия, где требуются логика и анализ. Склонные к гуманитарному стилю мышления, наоборот, некомфортно чувствуют себя, когда жизнь требует от них логических умозаключений и систематизации. При этом, большинство гуманитариев понимают насколько ценна аналитическая и логическая компетенция и стремятся ее развивать.
Не забывайте, что аналитическое мышление существенно облегчает жизнь и делает ее интереснее. Анализировать – значит максимально использовать возможности своего мозга.
В психологии разработаны упражнения, посредством которых развивается аналитическая компетенция и которые помогают систематизировать нашу жизнь и достигать успеха в разных областях. Их задачи являются способом достижения собственной эффективности и методом развития способностей к анализу.
Такое упражнение со временем должно войти в привычку – если позволяет время, делайте каждый день, минимум - раз в неделю.
Приучите себя анализировать свои поступки, действия окружающих, события в мире.
Когда читаете – ставьте себя на место героев, подумайте, почему они так поступили и как поступили бы вы. Со временем вы заметите, что склонность к анализу прочно закрепилась в вашем сознании, что работать и учиться стало проще и вы лучше понимаете, почему те или иные события произошли в вашей жизни.
Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психологОцените эту статью:
Всего голосов: 113
4 113
mozgius.ru